Зоны экологических бедствий в Казахстане. Зона экологического бедствия


Зоны экологического бедствия в России



Содержание

 

Введение

1.      Понятие зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия

2.      Зоны экологического бедствия России

3.      Проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на современном этапе.

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Мы не унаследовали Землю наших отцов.

Мы взяли ее в долг у наших детей…

 

В начале ХХI века экологическая ситуация во всем мире и во многих регионах нашей страны стала ухудшаться. Наступление человеческой цивилизации на окружающую среду проявляется в усилении парникового эффекта, выпадении кислотных осадков, утоньшении озонового слоя, загрязнения гидросферы, уничтожении лесов и почвенного покрова, сокращении биоразнообразия. Все эти проблемы обсуждаются сегодня в средствах массовой информации и в научных кругах.

Данная курсовая работа посвящена теме "Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия".

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Рейтинг самых неблагополучных регионов был составлен экологической организацией "Зелёный патруль". Экологическая обстановка во всех регионах оценивалась по 15 критериям, которые в свою очередь были объединены в 3 группы: экосфера, техносфера и социум. Руководитель "Зелёного патруля" сообщает, что абсолютно экологически благополучных регионов в России нет. К относительно благополучным можно отнести следующие области: Белгородскую, Калужскую, Кировскую, Липецкую, Новгородскую, Рязанскую, а также республики Алтай, Мордовия и Алтайский край.

В список самых неблагополучных регионов попали 14, в том числе Ямало-Ненецкий АО, Забайкальский край, Республика Адыгея, Чувашия, Коми и Калмыкия, а также Тюменская, Ленинградская, Ульяновская, Курганская, Магаданская, Свердловская, Кемеровская и Челябинская области.

 

 

1.      Понятие зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия

 

Зонами экологического бедствия объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

В отличие от чрезвычайных ситуаций, стихийные экологические бедствия человек не может предотвратить. Но он заинтересован и способен, во-первых, в известной мере предугадать их и, во – вторых, принять меры к тому, чтобы минимизировать их отрицательные последствия для себя и окружающей среды. Человек может обезопасить не только себя, но при определенных обстоятельствах и предотвратить существенный ущерб природе. Наиболее потенциально эффективной мерой может служить учет естественных факторов при проектировании и развитии городов, определении мест размещения опасных производственных и иных объектов.

Таким образом, необходимо отметить тот факт, что зоны экологического бедствия объявляются в таком же порядке, что и зоны чрезвычайной экологической ситуации. При этом прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещается строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды.[1]

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» вводит более общее понятие — чрезвычайная ситуация, под которой понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Указанный Закон имеет цели: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций. Данным Законом определены полномочия органов государственной власти в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации, задачи единой государственной службы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяющей органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций".[2]

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № Ю94 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» утверждено Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, согласно которому чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались, нарушены условия жизнедеятельности, от размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. В этой связи чрезвычайные ситуации подразделяются нелокальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

Критериями радиационной безопасности к зонам чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия относятся территории с дополнительной дозой облучения от 5 до 10 м3 в год и более 10 м3 в год соответственно.

Оценка информации о состоянии окружающей среды и здоровья населения производится в соответствии с разработанными в Минприроды РФ «Критериями оценки экологической ситуации и зоны экологического бедствия». В случае установления соответствия экологической обстановки данных территорий названным критериям государственная экологическая экспертиза дает заключение о придании такой территории необходимого статуса. Официальный статус зоны экологического бедствия устанавливается указом Президента Российской Федерации, издаваемым на основе заключения государственной экологической экспертизы и представления специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды. Программа по оздоровлению данных территорий утверждается Правительством Российской Федерации и с момента утверждения приобретает статус Федеральной целевой программы.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Зоны экологического бедствия России

 

Уральский район

Кузница России - один из самых богатых природными ресурсами и индустриально развитых регионов страны. Здесь расположены такие промышленные центры, как Нижний Тагил, Екатеринбург, Челябинск, Магнитогорск, Орск, Пермь, Уфа, Ижевск и др. Они лидируют по общему выбросу вредных веществ в окружающую среду. Попавшие в атмосферу твердые и жидкие частицы оседают на почве, загрязняя территории городов, леса и пашни. В окрестностях предприятий добывающей промышленности, черной и цветной металлургии содержание тяжелых металлов в почвах превышает ПДК в 50-2000 раз. Много лет на территории региона добывают полезные ископаемые, работают химические и нефтехимические производства. Это ведет к загрязнению окружающей среды нефтью, фенолами, аммиаком, бензолом, оксидами серы, углерода, азота и т.п.

Недостаточно очищенные промышленные и бытовые стоки ухудшили качество воды в регионе. Наиболее сильно загрязнены реки Свердловской области. Вокруг многих промышленных центров обнаружено также загрязнение подземных вод, в том числе используемых для питьевого водоснабжения.

Особую опасность представляет восточноуральский радиоактивный след (Челябинская область), образовавшийся в результате промышленных сбросов и аварийного выброса радиоактивных веществ в бассейне озера Карачай и реки Течи в 1949-1957гг.В городе Карабаш Челябинской области, где расположен комбинат, выделена зона экологического бедствия площадью 30 км. В этой зоне загрязнение окружающей среды достигло опасного уровня: общая заболеваемость здесь намного выше средних показателей по России. Отвалы пустой породы, шлаки и зола ТЭЦ, отходы металлургических предприятий занимают десятки тысяч гектаров.

 

 

Дальневосточный район

Практически все пляжи Уссурийского и Амурского заливов загрязнены тяжелыми металлами, которые по своей опасности воздействия на живой организм уступают разве что только пестицидам, считают сотрудники Института проблем морских технологий ДВО РАН. Из загрязнителей, попадающих в прибрежные акватории, наибольшую опасность по объему и вредности представляют нефтесодержащие воды - потери нефтесодержащих продуктов при хранении в портах, сточные воды судостроительных и судоремонтных заводов, ТЭЦ и котельных, работающих на жидком топливе. Оснащенность дальневосточных портов очистными сооружениями крайне слаба, поэтому нефть просачивается в пляжные зоны. Значительную часть твердого осадка от загрязнений составляют гидрооксиды и соли переходных металлов, а также оксиды кремния, алюминия, соли щелочных и щелочноземельных металлов.

Много загрязнений происходит из-за морально и физически устаревшего оборудования. В настоящее время "около 70% флота рыбной промышленности Дальневосточного бассейна дорабатывают нормативный срок эксплуатации". В бухтах Дальнего Востока находится много списанных и брошенных различных морских судов. В устаревших и переполненных базах флота хранится большое количество жидких и твердых радиоактивных отходов. Выведенные из состава флота обычные суда и атомные подводные лодки из-за отсутствия финансирования не утилизируются.

Приморский край по объемам сбросов загрязненных сточных вод в природные водные объекты превысил показатель в 32,6 млн. м3. Устранение экологических последствий деятельности добывающей промышленности на месторождениях Дальнего Востока осуществляется с помощью строительства очистных сооружений для шахтных и карьерных вод, содержащих трудноосадимую дисперсную взвесь, повышения эффективности действующих сооружений и рекультивации земель.

 

 

Северный район

Северный район включает в себя Республику Коми, Республику Карелия, Мурманскую, Архангельскую, Вологодскую, Кировскую области и Ненецкий автономный округ.

На Европейском Севере, как и во всей Российской Субарктике, освоены только небольшие участки, в основном близ мест полезных ископаемых. В этих районах реки загрязнены затонувшей древесиной, сточными водами предприятий и крупных животноводческих ферм, а также бытовыми стоками поселков и городов.

Экологические проблемы Мурманской области: нарушение земель горными разработками, истощение и загрязнение вод суши, атмосферы, деградация лесных массивов и естественных кормовых угодий, нарушение режима особо охраняемых природных территорий, выбросы предприятий цветной металлургии, горнодобывающей промышленности, машиностроения, отходы военных баз, деятельность многочисленных ГЭС на горных реках и Кольской атомной электростанции тяжелым бременем ложатся на природу Мурманской области. В реки и озера попадают промышленные и бытовые стоки, содержащие тяжелые металлы, в том числе никель (с комбинатов "Североникель" и "Печенганикель" в городах Мончегорск, Никель, Заполярный), и фтор (с предприятий "Апатит" в Кировске).

Центрально-Черноземного района

В состав района входит: Орловская обл., Белгородская, Воронежская, Липецкая, Тамбовская, Курская, Пензенская и Саранская.

Лебединский горно-обогатительный и Старооскольский металлургический комбинаты (Белгородская область), "Воронежсинтезкаучук", Михайловский горно-обогатительный комбинат и Курская ТЭЦ, Новолипецкий металлургический комбинат. Усиливают загрязнение рек многочисленные заводы по переработке сахарной свеклы.

Опасность для окружающей среды представляют и токсичные отходы. В районе нет специальных полигонов для их захоронения и переработки, поэтому они в течение многих лет хранятся на предприятиях. В сельской местности скопилось большое количество ядохимикатов, которые пришли в негодность или запрещены. Они часто находятся в неприспособленных помещениях и могут попасть в окружающую среду.

Быстрое развитие промышленности район получил в связи с освоением железорудных месторождений КМА. Добыча железной руды осуществляется в двух районах - вблизи Старого Оскола (в Белгородской области) и близ города Железногорска (Курской области). Добыча открытым способов (в карьерах) дает более дешевую руду, но ведет к уничтожению крупных массивов черноземных почв (во-первых, при вскрытии карьера, а во-вторых, под отвалами) и понижает уровень грунтовых вод на больших территориях, что ещё больше усложняет и без того сложные проблемы водоснабжения.

 

Северо-Западный район

Ленинградская область с помощью Финского залива имеет выход к Балтийскому морю. После Второй мировой войны в Северном и Балтийском морях были затоплены тысячи тонн химических боеприпасов из арсеналов фашистской Германии и др. стран. Попадание отравляющих веществ в воду до сих пор губит морские организмы. Более чем за 50 лет контейнеры проржавели, и в любое время может произойти утечка ядов, что грозит уже глобальной экологической катастрофой. Ведь загрязнению будут подвергнуты районы, где широко развито рыболовство, а морепродукты используют в пищу около 250 млн человек.

Всё-таки одна из главных проблем Северно-Западного района – загрязнение Финского залива (в настоящее время, пожалуй, самой грязной акватории у берегов Росси).

 

Поволжский район

В регионе проживает около 80 млн. человек и находятся 11 из 46 самых загрязненных городов Росси. Наибольшее количество вредных веществ выбрасывают в воздух заводы и фабрики Самары, Саратова, Волгограда, Сызрани и Тольятти.

3.      Проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на современном этапе.

stud24.ru

зона экологического бедствия - это... Что такое зона экологического бедствия?

 зона экологического бедствия

зона экологического бедствия

Официально объявляемая территория, на которой произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение жизни населения.

Словарь по географии. 2015.

  • зона экваториальных лесов
  • зона экологического риска

Смотреть что такое "зона экологического бедствия" в других словарях:

  • ЗОНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ — участок территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного …   Экологический словарь

  • Зона экологического бедствия — 1) территория или акватория, в пределах которой определенный вид хозяйственной деятельности человека, а также природных явлений вызвали возникновение чрезвычайной ситуации экологической, где имеются последствия катастрофы или равновесное… …   Словарь черезвычайных ситуаций

  • Зона экологического бедствия — участок территории, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение… …   Официальная терминология

  • ЗОНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ — Участок территории, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия,… …   Словарь бизнес-терминов

  • зона экологического бедствия — Часть территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение… …   Справочник технического переводчика

  • Зона экологического бедствия — – часть территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия,… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • ЗОНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ — участок территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия,… …   Юридическая энциклопедия

  • зона экологического бедствия — 3.1.23 зона экологического бедствия: Территория с неблагоприятным состоянием естественных экосистем (деградацией экосистем), которая характеризуется стойким ухудшением показателей качества окружающей среды и здоровья населения в результате… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ЗОНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ — участок территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия,… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • зона экологического бедствия — часть территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение… …   Строительный словарь

geography_ru.academic.ru

ЗОНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ - это... Что такое ЗОНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ?

 ЗОНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ

ЗОНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ — участок территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. З.э.б. указами Президента РФ по представлению специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды на основании заключения государственной экологической экспертизы. В З.э.б. прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещается строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды.

Юридическая энциклопедия. 2015.

  • ЗОНА ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
  • ЗОНА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДНАЯ

Смотреть что такое "ЗОНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ" в других словарях:

  • ЗОНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ — участок территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного …   Экологический словарь

  • Зона экологического бедствия — 1) территория или акватория, в пределах которой определенный вид хозяйственной деятельности человека, а также природных явлений вызвали возникновение чрезвычайной ситуации экологической, где имеются последствия катастрофы или равновесное… …   Словарь черезвычайных ситуаций

  • Зона экологического бедствия — участок территории, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение… …   Официальная терминология

  • ЗОНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ — Участок территории, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия,… …   Словарь бизнес-терминов

  • зона экологического бедствия — Часть территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение… …   Справочник технического переводчика

  • зона экологического бедствия — Официально объявляемая территория, на которой произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение жизни населения …   Словарь по географии

  • Зона экологического бедствия — – часть территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия,… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • зона экологического бедствия — 3.1.23 зона экологического бедствия: Территория с неблагоприятным состоянием естественных экосистем (деградацией экосистем), которая характеризуется стойким ухудшением показателей качества окружающей среды и здоровья населения в результате… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ЗОНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ — участок территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия,… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • зона экологического бедствия — часть территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение… …   Строительный словарь

yuridicheskaya_encyclopediya.academic.ru

Зоны экологического бедствия - это... Что такое Зоны экологического бедствия?

 Зоны экологического бедствия

Зонами экологического бедствия объявляются участки территории Российской Федерации, де в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

Закон Российской Федерации от 19.12.91 N 2060-I, ст.59

Словарь юридических понятий. — Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. № 22. 1997.

  • Зоны чрезвычайной экологической ситуации
  • Избиратель

Смотреть что такое "Зоны экологического бедствия" в других словарях:

  • ЗОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ — участки территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья людей, нарушение природного равновесия, разрушение естественных… …   Юридический словарь

  • ЗОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ — Официально объявленные государством соответствующие части территории ( город, область, край, регион), где обозначились признаки: полного разрушения экологических систем природы, глобального загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, почв,… …   Словарь бизнес-терминов

  • ЗОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ — участки территории РФ, на которых в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение… …   Энциклопедия юриста

  • зоны экологического бедствия — участки территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья людей, нарушение природного равновесия, разрушение естественных… …   Большой юридический словарь

  • зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций на водных объектах — 3.1.24 зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций на водных объектах: Водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека,… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Зоны экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций на водных объектах — водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды; З.э.б.… …   Экологическое право России: словарь юридических терминов

  • зона экологического бедствия — 3.1.23 зона экологического бедствия: Территория с неблагоприятным состоянием естественных экосистем (деградацией экосистем), которая характеризуется стойким ухудшением показателей качества окружающей среды и здоровья населения в результате… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ЗОНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ — участок территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия,… …   Юридическая энциклопедия

  • ЗОНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ — участок территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия,… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • зоны — 3.15 зоны (zones): Области, систематизированные как взрывоопасные пылевые среды и подразделяемые на зоны в зависимости от частоты и длительности присутствия взрывчатой пыли/ газовой смеси. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

legal_concepts.academic.ru

ЗОНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ это что такое ЗОНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ: определение — Право.НЭС

ЗОНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ

см. "Экологически опасные вещества и отходы".

Оцените определение:

Источник: Словарь-справочник уголовного права

Зоны экологического бедствия

Зонами экологического бедствия объявляются участки территории Российской Федерации, де в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

Закон Российской Федерации от 19.12.91 N 2060-I, ст.59

Оцените определение:

Источник: Словарь юридических понятий

ЗОНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ

1) территория или акватория, в пределах которой определенный вид хозяйственной деятельности человека, а также природных явлений вызвали возникновение экологической чрезвычайной ситуации, где имеются последствия катастрофы или равновесное состояние экологической системы (окружающей среды) на предельно низком энергетическом уровне; 2) участки территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности человека, а также природных явлений возникла чрезвычайная ситуация и произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию биосистем.

Оцените определение:

Источник: Гражданская защита. Энциклопедический словарь

ЗОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ

участки территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья людей, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, дефадацию флоры и фауны. З. э. б. объявляются в том же порядке, что и зоны чрезвычайной экологической ситуации. В З. э. б. прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещается строительство, реконструкция хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению природной среды.

Оцените определение:

Источник: Большой юридический словарь

ЗОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ

участки территории РФ, на которых в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. З.э.б. объявляются в том же порядке, что и зоны чрезвычайной экологической ситуации. В З.э.б. прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещаются строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей среды.

Оцените определение:

Источник: Энциклопедия юриста

ЗОНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ

участок территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. З.э.б. указами Президента РФ по представлению специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды на основании заключения государственной экологической экспертизы. В З.э. б. прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещается строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды.

Оцените определение:

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ЗОНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ

участок территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны, ликвидация последствий которых возможна только за счет организационно-управленческих и финансовых ресурсов общегосударственного характера. З.э.б. отличаются от зон чрезвычайной экологической ситуации степенью изменений в окружающей природной среде и масштабами их последствий. Кроме того, в зоне чрезвычайной экологической ситуации наступление негативных последствий носит угрожающий характер, а в З.э.б. необратимые изменения окружающей природной среды уже повлекли за собой такие последствия. Основным критерием отнесения территории к З.э.б. является состояние здоровья населения и степень деградации окружающей природной среды. Границы территории З.э.б. объявляются либо соответствующим федеральным законом, либо актами Президента и Правительства РФ. Порядок объявления участков территории РФ З.э.б. и их правовой режим регулируются Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991, «Критериями оценки экологической обстановки территории для выделения зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия» (утверждены Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ 30 ноября 1992; «Требованиями к материалам, представляемым на государственную экологическую экспертизу для отнесения отдельных участков территории Российской Федерации к зонам чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия» (утверждены приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 28 марта 1996). З.э.б. объявляются в том же порядке, что и зоны чрезвычайной экологической ситуации. В З.э.б. прекращается деятельность хозяйственных объектов (кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения), запрещается строительство новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования; осуществляются мероприятия по восстановлении потерь в природной среде, оздоровлению окружающей среды, компенсации вреда здоровью граждан, по выдаче денежных пособий и т.д. Перечисленные мероприятия З.э.б. финансируются в том же порядке, что и в зонах чрезвычайных экологических ситуаций. Н.Г. Жаворонкова

Оцените определение:

Источник: Юридическая энциклопедия

determiner.ru

Правовой режим зон экологического бедствия (Рыженков А.Я.)

Все статьи > Правовой режим зон экологического бедствия (Рыженков А.Я.)

Правовой режим зон экологического бедствия (Рыженков А.Я.)

Ухудшение качества окружающей среды и появление проблемных сухопутных и водных территорий не являются исключительно российской проблемой. Так, в результате произвольного забора воды для орошения из рек Амударьи и Сырдарьи Аральское море стало высыхать и ушло от своей прежней береговой линии более чем на 100 километров. Стоки дренажных вод с полей привели к отложениям пестицидов и ядохимикатов, которые вместе с солью высохшего моря в виде пыльных бурь разносятся на сотни километров, уничтожая все живое и негативно влияя на здоровье людей [5].В результате аварии на судне "Престиж" в ноябре 2002 года из-за течи в корпусе корабля в Атлантический океан вытекло 70 000 тонн горючего. В решении Европейского суда по правам человека отмечалось, что "течь вызвала экологическое бедствие, влияние которого на морскую флору и фауну продолжалось несколько месяцев и достигало побережья Франции" [16].Список экологических катастроф в зарубежных странах может быть продолжен (упомянем еще взрыв нефтяной платформы в Мексиканском заливе и аварию на АЭС Фукусима I в Японии), однако в России ситуация не лучше. Данные официальных ежегодных федеральных и региональных докладов о состоянии окружающей среды сообщают о появлении все новых территорий, соответствующих критериям зон экологического бедствия. Так, согласно Комплексной программе социально-экономического развития Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района на 2008 - 2017 годы (принята в 2007 году) на основании комплексного обследования воздушной среды зона воздействия Норильского промрайона площадь в 10,8 тыс. кв. км определена как зона экологического бедствия, а площадь в 16 тыс. кв. км - как зона, неблагоприятная для проживания человека. Эти воздействия проявляются далеко за пределами Норильска в виде нарушенности почв (в радиусе до 120 км наблюдаются превышения предельно допустимой концентрации тяжелых металлов), гибели растительности и загрязнения поверхностных вод. Площадь погибших лесов распространяется на расстояние 60 - 120 км от города [10].Чтобы предложить перечень эффективных мер по преодолению последствий экологических катастроф в России, необходимо определиться с тем, какой смысл вкладывает законодатель в понятие "зона экологического бедствия" и чем она отличается от смежных правовых категорий.В соответствии с российской правовой традицией для комплексного анализа важных проблем развития государства и права используется категория "правовой режим", под которым в самом общем виде следует понимать "особый порядок правового регулирования, который вводится в действие по специфическим мотивам, с учетом самобытности социальной ситуации и неприменим в том же виде в каких-либо других сферах". Ему "присущи следующие сущностные признаки: обязательное нормативно-правовое закрепление; специфическая цель; особый порядок регулирования; создание благоприятных (неблагоприятных) условий для удовлетворения интересов субъектов права; системный характер; комплексный характер; особая структура" [6, с. 12].Правовой режим может быть определен для различных по своей юридической природе объектов: недвижимости, интеллектуальной собственности, работ и услуг, природных ресурсов и т.д., а также территорий, в границах которых установлен особый порядок жизнедеятельности (Крайний Север, наукограды [Сколково], приграничные территории и т.д.). Этот перечень не является исчерпывающим и развивается в двух направлениях: формирования новых правовых режимов либо конкретизации существующих.Правовой режим земельных участков носит комплексный характер, что проявляется в его установлении нормами различной отраслевой принадлежности, включая нормы гражданского, земельного, экологического права в сочетании с нормами конституционного и административного права [18, с. 42 - 43].Особая роль в содержательном наполнении категории "правовой режим" земельных участков или отдельных территорий принадлежит нормам экологического права, в теории которого подробно разработана категория "особый эколого-правовой режим". Его суть заключается в установлении порядка использования и охраны четко локализованной территории, определении особенностей управления ею, а также финансирования и проведения комплекса специальных восстановительных природоохранных мероприятий.Указанный особый эколого-правовой режим устанавливается при создании двух разновидностей территорий: особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) и зон экологического бедствия. Необходимость его установления заключается в создании дополнительных гарантий достижения главной цели экологического права - реализации права граждан на благоприятную окружающую среду. Проще говоря, установление особого эколого-правового режима нужно, если общие экологические требования (надзор, платежи, нормирование и т.д.) не позволяют положительно решить вопрос о сохранении и восстановлении конкретных природных объектов и комплексов в надлежащем состоянии [3, с. 340 - 341].Правовой статус обеих разновидностей территорий с особым эколого-правовым режимом (ООПТ и зон экологического бедствия) обладает рядом схожих и отличных черт. Сходство правового статуса режима ООПТ и зон экологического бедствия заключается в том, что совершение противоправного деяния на их территории является квалифицирующим признаком в ряде составов Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 года (далее - УК РФ) (ч. 2 ст. 250) [8, с. 80]. Одинаковы и цели придания определенной территории особого эколого-правового режима - обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду.Существенные отличия между этими территориями кроются в задачах, стоящих перед ними. ООПТ создаются в целях консервации отдельных экологических систем для настоящих и будущих поколений и изучения уникальных природных территорий; зоны экологического бедствия создаются для восстановления нарушенных экосистем. В связи с этим доступ граждан в пределы ООПТ не запрещен (и даже поощряется), в то время как для въезда в зону экологического бедствия требуется специальное разрешение.Особенностью правового режима зон экологического бедствия является критическое состояние природных комплексов, угрожающее жизни и здоровью человека и иных живых организмов, а потому требующее скорейшего вмешательства. Ранее действовавшее экологическое законодательство выделяло две разновидности зон экологического неблагополучия: зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия.В начале 90-х годов прошлого века была проведена большая работа по определению критериев для придания экологически разрушенным территориям статуса зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия. В частности, авторы данных критериев - ведущие российские ученые - определились со многими оценочными категориями. Например, было установлено, что "глубокие необратимые изменения" должны рассматриваться за относительно короткий исторический срок - не менее продолжительности жизни одного поколения людей; под существенным ухудшением здоровья населения предложено понимать увеличение необратимых, несовместимых с жизнью нарушений здоровья, изменение структуры причин смерти (онкологические заболевания, врожденные пороки развития, гибель плода), появление специфических заболеваний, вызванных загрязнением окружающей среды, а также существенное увеличение частоты обратимых нарушений здоровья (неспецифические заболевания, отклонения физического и нервно-психического развития, нарушение течения и исходов беременности и родов и т.п.), связанных с загрязнением окружающей среды [12]. К сожалению, эти уникальные наработки не только не получили развития, но и были практически не востребованы.В настоящий момент в соответствии со ст. 57 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (в ред. от 12.03.2014) "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) система территорий экологического неблагополучия включает только зоны экологического бедствия.Зоны экологического бедствия - это такие участки территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны [13, с. 420].Существует ряд объективных причин, затрудняющих процесс объявления отдельных территорий зонами экологического бедствия:1) отсутствие федерального закона о зонах экологического бедствия, содержащего четкое правовое регулирование механизма создания таких зон и особенностей правового статуса этих территорий. В течение многих лет в Государственной Думе РФ существовал проект такого закона, но затем он был снят с рассмотрения. Причина этого вполне понятна: оздоровление неблагополучных территорий должно происходить главным образом за счет средств федерального бюджета. Однако Государственная Дума РФ не стремится предусматривать в бюджете дополнительные статьи расходов, которые будут весьма значительными;2) неясность правовых последствий придания определенной территории правового статуса зоны экологического бедствия. Ранее действовавший Закон РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 (в ред. от 10.01.2002) "Об охране окружающей природной среды" (далее - Закон РСФСР N 2060-1) лишь наметил общие контуры механизма оздоровления зон экологического неблагополучия, а действующий Федеральный закон N 7-ФЗ не содержит и этого, ограничиваясь лишь упоминанием о возможности создания зон экологического бедствия.В результате зон экологического бедствия в России нет, причем практика охраны окружающей среды на объективно подпадающих под данную категорию экологически неблагополучных территориях пошла тремя путями:1) принятие ряда федеральных целевых программ по восстановлению определенной территории с экологически неблагополучной обстановкой (например, в городе Братске) или установлению перечня первоочередных мероприятий (город Череповец). Сейчас они прекратили свое действие;2) возможность разработки специальной экологической программы по реабилитации радиационно загрязненных участков территории, финансируемой за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученными тепловыделяющими сборками ядерных реакторов, предусмотренная экологическим законодательством. Под радиационно загрязненным понимается участок территории, представляющий опасность для здоровья населения и окружающей среды, подлежащий реабилитации после радиоактивного загрязнения в результате техногенной деятельности или размещения на нем снятых с эксплуатации особо радиационно опасных объектов;3) осуществление социальной защиты граждан, пострадавших от экологических катастроф, в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (в ред. от 21.12.2013) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", который распространяет свое действие на территории, подвергшиеся радиационному загрязнению.Таким образом, фактически (по правовым последствиям) часть территории страны, пострадавшей вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, является зоной экологического неблагополучия (зоной экологического бедствия), однако юридический статус, указанный еще в Законе РСФСР N 2060-1, на нее не был распространен.Необходимо различать правовой статус зон экологического бедствия и территорий, на которых произошли природные и техногенные катастрофы, находящиеся в юрисдикции Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. С одной стороны, у них много схожего. Как отмечает Н.Г. Жаворонкова, формально состояние экологического неблагополучия может быть отнесено к чрезвычайным ситуациям в том смысле, что выйти из него без принятия чрезвычайных мер невозможно. В зонах обоих видов требуется введение ряда административных ограничений прав и свобод граждан, возложение на них дополнительных обязанностей.С другой стороны, часто отличаются процессы, которые привели к негативному для природы результату. Природные и техногенные катастрофы - это результат внезапно случившейся аварии или бедствия. Их последствия могут быть преодолены достаточно быстро, хотя иногда (как в случае с аварией на Чернобыльской АЭС) требуется придание определенной территории статуса зоны экологического бедствия [11, с. 156 - 157].В большинстве случаев для появления предпосылок создания зоны экологического бедствия необходим длительный процесс накапливания отрицательных воздействий на природу. Типичным примером является деятельность медеплавильного комбината в городе Карабаш, итогом которой стало признание государственной экологической экспертизой этой территории в качестве зоны экологического бедствия. Соответственно, преодоление негативных экологических последствий для такой территории - процесс весьма длительный. Необходимо перестроить работу промышленных и/или сельскохозяйственных предприятий, профинансировать мероприятия по преодолению последствий "прошлого" экологического ущерба, выплатить гражданам, состояние здоровья которых ухудшилось, социальные компенсации и т.д.Несмотря на то что специальный федеральный закон о правовом режиме зон экологического бедствия отсутствует, необходимо уже сейчас вести обсуждение хотя бы основных правовых параметров данных зон.1. На территории зоны экологического бедствия должны быть созданы особые налоговые режимы, как это предлагалось рядом ученых [15, с. 44], а также установлены повышающие коэффициенты для возмещения вреда, причиненного природным объектам, входящим в состав зон экологического бедствия, по аналогии с тем, как это сделано применительно к ООПТ. В противном случае, как отмечал И.Ю. Ребиков, получается абсурдная ситуация: если совершается экологический деликт в границах ООПТ - это квалифицирующий признак, а если в зоне экологического бедствия - то нет, в то время как квалифицирующим признаком состава преступления является его совершение и в границах ООПТ, и в зоне экологического бедствия (ст. 250 УК РФ). Это обусловливает необходимость изменения экологического законодательства [17, с. 69 - 70].Создавая экономический механизм восстановления зон экологического бедствия, можно использовать опыт США, где в 70-е годы XX века на севере штата Нью-Йорк была установлена причинная связь между многочисленными случаями заболеваний людей и существовавшей там заброшенной свалкой химических отходов. После тщательного медицинского обследования населения по решению Президента США данный район был объявлен зоной национального экологического бедствия, а население поселка - выселено. Впоследствии, под влиянием этих событий, Конгресс США утвердил Федеральный закон "О принятии всеобъемлющих мер по охране окружающей среды, выплате компенсаций и ответственности" (Закон о суперфонде) [7, с. 26 - 31].2. Зона экологического бедствия должна иметь четкие границы, чтобы очертить сферу действия зоны особого режима. Однако это повлечет те же проблемы, что и в случае создания ООПТ, связанные с высокой затратностью кадастровых работ, вызванной огромной площадью территории данных зон [2, с. 24 - 29]. Потребуют уточнения и другие гражданско-правовые параметры зон экологического бедствия, как минимум в части ограничений права собственности на землю и иные природные ресурсы, допустимости проведения реквизиции, оснований и порядка прекращения права собственности и т.д.3. Структура зон экологического бедствия должна быть такой же сложной, как и у ООПТ. Это означает, что должны существовать как "монолитные" виды территорий экологического неблагополучия (т.е. внутри границ которых установлен единый эколого-правовой режим, как в заповедниках или памятниках природы), так и комплексные, с внутренним дифференцированным правовым режимом (по аналогии с национальным парком, включающим заповедные, туристические и иные функциональные зоны) [4, с. 4 - 9].4. При развитии категории "зона экологического бедствия" необходимо учесть опыт стран СНГ по регулированию данного вопроса. Он заключается в том, что наряду с рамочным законом, определяющим общий порядок создания зон экологического бедствия, могут быть приняты законы по отдельным зонам экологического бедствия. Именно такой принцип используется при формировании законодательства об ООПТ: наряду с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ (в ред. от 12.03.2014) "Об особо охраняемых природных территориях" действует Закон РФ от 01.05.1999 N 94-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) "Об охране озера Байкал".При формировании аналогичных законов о зонах экологического бедствия можно использовать ряд положений Законов Республики Казахстан: от 30.06.1992 N 1468-XII "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье", а также от 18.12.1992 N 1787-XII "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне".Стоит обратить внимание на ст. 65 - 67 Закона Республики Беларусь от 17.07.2002 N 126-3 "Об охране окружающей среды", где производится разграничение трех видов территорий экологического неблагополучия: зоны экологического риска, зоны экологического кризиса и зоны экологического бедствия. Проведение подобной дифференциации зон экологического неблагополучия позволяет выявить на ранних стадиях ухудшение состояния отдельных территорий и принять необходимые меры по восстановлению природных комплексов. Наконец, законодатель РФ может учесть и ряд положений Модельного закона "О зонах экологического бедствия", принятого на 33-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление N 33-9 от 03.12.2009).5. Требует изменения сложившаяся практика отхода от принципов федерализма и фактического запрета субъектам Российской Федерации восполнять пробелы федерального экологического законодательства. Например, в условиях многолетнего отсутствия федерального закона о зонах экологического бедствия, в подп. "б" п. 2 ст. 31 Устава (Основного Закона) Самарской области была включена норма о том, что в ведении Самарской области находятся вопросы о введении особого режима областных зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия. Данная норма была оспорена в заявлении прокурора. Самарский областной суд признал ее противоречащей федеральному законодательству и недействующей, а Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в Определении от 07.07.2003 по делу N 46-Г03-10 оставила это решение в силе.Суд указал, что согласно ст. 5 и 6 Федерального закона N 7-ФЗ к полномочиям федеральных органов власти в сфере экологии отнесены вопросы объявления и установления правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории РФ, а к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды отнесено лишь осуществление природоохранных и иных мер по улучшению состояния окружающей среды в зонах экологического бедствия на территориях субъектов Российской Федерации. Таким образом, Верховный Суд РФ посчитал включение в Устав данной нормы превышением полномочий субъекта Российской Федерации, противоречащим федеральному законодательству [14].Между тем, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (в ред. от 27.05.2014) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.Данная норма предусмотрена для того, чтобы пробелы в федеральном законодательстве не стали тормозом для развития регионов, тем более что финансирование предусмотренных законами субъектов Российской Федерации мероприятий предусматривается вовсе не из федерального, а из регионального бюджета. Отказ от такой модели затрудняет защиту экологических прав граждан.6. Необходима разработка новой категории международного права, отражающей увеличивающееся количество экологически неблагополучных территорий как по причине воздействия на экосистемы одного государства деятельности другого государства, так и в связи с негативным воздействием на экосистемы, имеющие особый международно-правовой статус (Мировой океан, Антарктида и т.д.). По решению ООН и по согласованию с соответствующим государством (государствами), а также при участии всего международного сообщества мог бы быть предусмотрен перечень мер по восстановлению таких нарушенных экологических систем [1, с. 336 - 337].В качестве другой международной меры предлагается создание международных зон экологического бедствия, если определенная проблема затрагивает интересы двух и более государств. Примером могла бы стать зона экологического бедствия в границах территорий России, Украины и Беларуси, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. В случае принятия трехстороннего договора о статусе данной зоны и координации действий по восстановлению разрушенных экологических систем подобная мера могла бы дать большой положительный эффект. При этом отметим, что создание подобного рода международных ООПТ давно разработано и применено на практике. Например, Соглашением между Правительствами РФ и КНР от 26.04.1996 определено создание международного заповедника на озере Ханка. Согласно ст. 1 этого Соглашения, в состав международного заповедника входят государственный природный заповедник "Ханкайский" (Приморский край) и заповедник "Озеро Ханка" (провинция Хэйлунцзян) [9].Таким образом, современное состояние территорий РФ, чьи экосистемы пострадали в результате негативного воздействия хозяйственной деятельности либо аварий и катастроф, продолжает оставаться плачевным. Нежелание депутатов Государственной Думы РФ принимать федеральный закон о зонах экологического бедствия, который неизбежно потребует крупных денежных расходов, ставит под угрозу реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Между тем необходимо уже сейчас на основе современных достижений науки и техники, а также зарубежного опыта обсуждать основные параметры правового режима зон экологического бедствия, поскольку они пригодятся в будущем.

Список литературы

1. Анисимов А.П. Теоретические основы правового режима земель поселений в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2004. С. 336 - 337.2. Анисимов А.П., Доржи-Горяева Э.В., Чикильдина А.Ю. Современный взгляд на проблемы и перспективы землепользования в границах особо охраняемых природных территорий // Юрист. 2012. N 15. С. 24 - 29.3. Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е. Экологическое право России: Учеб. для вузов / Под ред. А.П. Анисимова. Волгоград, 2005. С. 340 - 341.4. Анисимов А.П., Чаркин С.А. Правовой режим территорий с особым эколого-правовым статусом и проблемы его совершенствования // Аграрное и земельное право. 2013. N 3. С. 4 - 9.5. Аральское море - зона экологического бедствия. URL: http://www.saveplanet.su/articles_68.html (дата обращения - 21.02.2014).6. Беляева Г.С. Правовой режим: общетеоретическое исследование: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Курск, 2013. С. 12.7. Бринчук М.М. Национальные проекты и экологическое право // Экологическое право. 2008. N 3. С. 26 - 31.8. Гареев А.А. Экологические преступления: уголовно-правовое противодействие: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2006. С. 80.9. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2008 году. URL: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=98693 (дата обращения - 21.02.2014).10. Государственный доклад о состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае за 2009 год. URL: http://www.mpr.krskstate.ru/envir/page5849/page5852 (дата обращения - 21.02.2014).11. Жаворонкова Н.Г. Эколого-правовые проблемы обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера / Под общ. ред. И.О. Красновой. М.: Юриспруденция, 2007. С. 156 - 157.12. Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия [утв. Минприроды РФ 30.11.1992]. Доступ из СПС "Гарант".13. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об охране окружающей среды" (постатейный) / Под ред. А.П. Анисимова. М.: Деловой двор, 2010. С. 420.14. Определение Верховного Суда РФ от 07.07.2003 по делу N 46-Г03-10. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".15. Петрова Т.В. Проблемы правового обеспечения экономического механизма охраны окружающей среды: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000. С. 44.16. Постановление Европейского суда по правам человека от 28.09.2010 по делу Mangouras v. Spain N 12050/04 // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2011. N 3.17. Ребиков И.Ю. Объекты экологических деликтных обязательств // "Черные дыры" в российском законодательстве. 2010. N 3. С. 69 - 70.18. Чикильдина А.Ю. К вопросу об особенностях комплексного правового режима земельных участков // Вестник Калмыцкого университета. 2008. N 6. С. 42 - 43.

xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

Зоны экологических бедствий в Казахстане — Электронный учебник по биологии

Богатейшие природные ресурсы Казахстана не всегда используются рационально. При разработке горнорудных месторождений, перевозке и переработке добытой руды окружающей среде наносится большой вред. Существенный экологический ущерб нанесли военные полигоны, освоение целины, крупные стройки. Например, в зоне Семипалатинского ядерного полигона высок уровень радиоактивной зараженности. Сконцентрированные здесь 154 промышленных предприятия ежегодно выбрасывают в окружающую среду 294 тыс. т ядовитых химических веществ. Например, в Семипалатинске предельная концентрация тяжелых металлов превышает допустимые нормы: по меди, свинцу, хрому — в 100 раз, цинку —в 300, кобальту, никелю — в 50 раз.

В 1968—1970 гг. на плато Устюрт производились подземные ядерные взрывы. Эти взрывы нанесли большой урон животному и растительному миру, водным и почвенным ресурсам этого региона. В республике расположены крупные испытательные полигоны "Тайсойган" в Атырауской области, "Ташкент-4" и "Байконур" — около озера Балхаш. Эти земли заражены ядовитым гептилом и "останками" ракет. Доказано, что ядовитое вещество — гептил — вызывает различные заболевания легких, дыхательных путей, нервной системы, почек и печени. Кроме того, запуски ракет, космических кораблей приводят к выпадению "кислотных дождей" и оказывают вредное влияние на живые организмы. Например, на полигоне "Тайсойган" было сожжено 30 тыс. т топлива для испытания 24 тыс. ракет. 5 июля и 24 октября 1999 г. произошли аварии ракетоносителей космического корабля "Протон", в результате чего большая территория Карагандинской области была заражена ядовитым гептилом, что создало опасную для здоровья людей ситуацию. Каковы будут окончательные последствия этих аварий, до сих пор неясно.

Сейчас выявлено, что 33,6 млн. га казахстанских земель выведено из строя из-за отрицательного влияния военных полигонов. В то же время на территории республики накоплено 16 млрд. т радиоактивных отходов. Эти отходы в Акмолинской области занимают 800 га, Жамбылской — 190, Жезказганской — 25, Кызылординской — 3, Южно-Казахстанской — 2 га. В результате многие факты говорят о том, что большие территории Казахстана стали зоной радиационного и другого экологического бедствия (рис. 79).

 

Рис. 79. Места падения обломков ракет

В условиях сухого климата радионуклиды медленно распространяются в почве и сохраняются длительное время, нанося вред экосистемам. Таким образом, почва как главный загрязнитель передает радионуклиды растениям, далее животным и человеку. Это приводит к негативным изменениям в организме человека, способствует развитию генетических, соматических и онкологических заболеваний. Сейчас в Казахстане стоят на учете 2,6 млн. человек, страдающих мутагенезом. В Атырауской области 32 тыс. человек страдают анемией, раком костей, туберкулезом и сосудистыми заболеваниями (табл. 8—9).

 

Талица 8

Зоны радиационного заражения в Казахстане

Степень опасности

Измерение в бэррах

Область, район

1

Чрезвычайно опасный регион

100

Абаевский, Бескарагайский, Жанасемейский районы Восточно-Казахстанской области

2

Зона экологического риска

35—100

Бескарагайский, Жанасемейский, Абаевский, Абралинский районы Восточно-Казахстанской области; Майский район Павлодарской области

3

Средне-

опасный

район

7—100

Город Курчатов; Чубартауский, Аягузский, Бородулихинский, Новошульбинский районы Семипалатинской области; Егиндыбулакский район Карагандинской области; Майский район Павлодарской области; города Усть-Каменогорск, Риддер; Глубоковский, Таврический, Шемонаихин- ский районы Восточно-Казахстанской области

Человечество только в последние годы узнало о достоверных фактах подобных нарушений в Казахстане, о загрязнениях земли, воздуха и водных ресурсов. Сейчас наша страна должна принять все меры для того, чтобы избавиться от последствий экологических бедствий и катастроф и обеспечить будущему поколению здоровый образ жизни.

 

 

Таблица 9

Экологическая опасность, ее вредное воздействие

Виды экологической опасности

Последствия

Пути защиты

Загрязнение среды

Заболевания людей

Найти источник загрязнения

Техногенная опасность

Гибель миллионов людей

Информирование и пропаганда экологических знаний среди населения, строительство опасных объектов в отдалении от населенных пунктов

Истощение ресурсов

Снижение экономического уровня страны

Эффективное использование природных ресурсов

Эрозия почвы

Нехватка продовольствия

Внесение минеральных удобрений

Уменьшение озонового слоя

Вредное воздействие ультрафиолетовых лучей

Отказ от использования газов, разрушающих озоновый слой

Природные катастрофы (землетрясения, сели, цунами, извержения вулканов, подъем или снижение уровня морей)

Массовая гибель людей, экономический ущерб

Работы по предупреждению и защите от природных катаклизмов, предупреждение населения

 

Из данных табл. 9 видно, что все еще сохраняется экологическая опасность. В последние годы в соответствии с программой "Казахстан- 2030" проводится большая работа по повышению социально-бытового уровня жизни населения регионов, оказавшихся в зоне экологического бедствия. В основном жителям этих районов оказывается специализированная медицинская помощь и создаются условия для повышения материального уровня жизни. Районам экологического бедствия государство выделяет средства. И в будущем также предусматривается бесплатная медицинская помощь для пострадавшего населения. С целью улучшения охраны здоровья граждан ведется борьба с вредными отходами производства и создаются безопасные условия труда. Самое главное — внедрять в производство малоотходные и безотходные современные технологии.

 

1. Многие регионы Казахстана с точки зрения экологии относятся к зонам экологического бедствия. Причиной этого являются наличие испытательных полигонов и техногенные факторы.

2. Знание зон бедствия, испытательных полигонов и их влияния на окружающую среду имеет важное значение.

1.Почему район объявляется зоной экологического бедствия?

2.Какие регионы Казахстана относятся к зонам экологического бедствия?

1.Сколько и какие регионы Казахстана были охвачены ядерными испытаниями?

2.Что вы знаете о площади и местности радиоактивного заражения?

1.Какие территории в Казахстане являются зонами радиационного заражения?

2.Дайте характеристику видов экологического бедствия.

Отметьте на контурной карте Казахстана зоны экологического бедствия. Обозначьте их специальными опознавательными знаками.

bioslogos.ru