Профицит государственного бюджета - это... Дефицит и профицит бюджета. Заполните таблицу профицит бюджета и дефицит бюджета


Профицит бюджета - это... Дефицит и профицит бюджета :: BusinessMan.ru

Один из главных элементов формирования государственного плана доходов и расходов – сбалансированность бюджета. В идеальной экономической ситуации суммы затрат и поступлений должны быть равными. В реальности же показатели редко бывают одинаковыми. Отсюда возникают два понятия: дефицит и профицит бюджета. Это характеристика сложившегося результата экономической деятельности государства. Каждое из понятий двояко: долги не всегда пагубно влияют на страну, а выгоды порой достигаются не лучшим способом. Сбалансированность – главный залог успеха. Для того чтобы понять и осмыслить общую картину экономики страны, рассмотрим основные понятия: дефицит бюджета, расходы, доходы, профицит бюджета.

Характеристика бюджетной системы РФ

Как известно, система – это совокупность элементов, ее составляющих. Рассматривая бюджет государства, стоит задуматься: какие субъекты РФ участвуют в его формировании и использовании. Наименьшая единица рассматриваемой системы – местное финансирование. Средства, направляемые в этот бюджет, используются внутри одного города, района, поселка.

Региональный уровень составляют областные, окружные и автономные бюджеты и внебюджетные фонды, относящиеся к данным территориям. Совокупность федеральных средств и государственных внебюджетных фондов формирует первый уровень системы.

Кроме того, отмечают консолидированный бюджет, который включает в себя все уровни бюджетной системы государства. Например, для РФ это будет совокупность местных, республиканских и федеральных средств.

Результат консолидированного бюджета может отличаться от показателей отдельных субъектов. Например, в 2000 году на федеральном уровне наблюдался профицит бюджета. Экономика вроде бы как расцветала, а средств хватило бы на покрытие долгов. Однако показатели консолидированного бюджета говорили об обратном процессе – дефиците. Ситуацию оценили двояко. Кто-то придерживался мнения, что федеральный профицит государственного бюджета – это достижение правительства. Некоторые же считали произошедшее упущением.

Основные статьи расходов государства

Расходы – это сумма затрат, которые необходимо осуществить для достижения каких-то благ. Пожалуй, каждый знаком с этим понятием. Каков масштаб расходов государства? Огромен. Экономисты старательно просчитывают все статьи возможных расходов, чтобы максимально правильно составить план, добиться равновесности и избежать такого явления, как дефицит и профицит бюджета. Какие расходы могут быть у страны? Условно их можно разделить на группы затрат:

  • военных;
  • экономических;
  • социальных;
  • внешнеполитических;
  • управленческих;
  • чрезвычайных.

В современном темпе деятельности государства величина затрат опережает выгоды. Об этом говорил еще немецкий экономист А. Вагнер: «В странах с развитой промышленностью расходы образуются гораздо быстрее, чем национальный доход».

Доходы страны

Проблема роста материальных выгод государства кроется в том, что основная их часть приходится на налоговые сборы. Около 84% от всей величины федерального бюджета составляют именно обязательные платежи граждан и юридических лиц. Остальная часть приходится на прибыль от внешнеэкономической деятельности, собственности, сдаваемой в аренду и средства, вырученные целевыми бюджетными фондами. Таким образом, дефицит и профицит государственного бюджета напрямую зависят от своевременности налоговых поступлений и их сумм.

Понятие дефицита бюджета

Дефицит – это отрицательная разница между доходами и расходами. Большинство современных государств существуют в условиях превышения допустимых затрат. Несмотря на явные недостатки дефицита бюджета, многие экономисты считают его своеобразным «лекарством». Недостаток средств стимулирует правительство пересмотреть план развития государства. Начинает развиваться сельское хозяйство, промышленность, увеличиваются объемы экспорта.

Но чрезмерно быстрый рост внешних долгов не сможет принести стране выгоды. Несоразмерная величина обязательств по сравнению со средствами порождает подъем уровня инфляции и даже может привести к дефолту.

Причины образования дефицита

На возникновение нежелательной экономической ситуации влияет множество факторов, причем как объективных, так и субъективных. Чаще всего превышение доходов над расходами происходит в следующих ситуациях:

  • упадок производства и его низкая производительность;
  • рост безработицы в стране;
  • неконтролируемый рост расходов;
  • большие затраты на содержание вооруженных сил, администрации.

Не всегда возникновение дефицита бюджета связано с отсутствием дальновидности и качественного планирования экономического положения государства. Нередко ситуацию подрывают чрезвычайные обстоятельства, военные действия, природные катаклизмы. Стоит также уделять внимание тому, на что именно тратятся дефицитные средства.

Методы покрытия расходов

Если непредвиденная ситуация все-таки случилась, государство должно максимально правильно и безболезненно решить проблему. К сожалению, отсутствие контроля местных органов управления чаще всего приводит к тому, что возникает дефицит местного бюджета, который в итоге отражается и на показателях консолидированного бюджета.

Мировая практика выработала несколько методов устранения кризисной ситуации:

  • государственные займы у стран-партнеров;
  • усиление налогового режима;
  • формирование резервов банков второго уровня.

Каждый из способов имеет свои преимущества и недостатки. Последние два метода выливаются в недовольство граждан и компаний внутри страны и могут лишь на некоторое время улучшить положение.

Увеличение налоговых платежей обычно приводит к росту безработицы и вовсе «уходу» от обязательств перед государством. В конечном итоге страна рискует получить даже меньше средств, чем поступало до внесения изменений.

Займы у других государств чаще всего становятся наиболее рациональным способом выйти из затруднительного положения. Особенно если ухудшения возникли в связи с чрезвычайной ситуацией и в скором времени прогнозируется восстановление баланса доходов и расходов.

Профицит государственного бюджета – это хорошо?

Когда разница между доходами и расходами остается положительной, можно говорить об остатке средств, своеобразной «прибыли». Все же увеличивающиеся деньги лучше, чем растущие долги. Так, наверное, рассудит практически каждый гражданин. Но экономисты так не считают. Да, профицит бюджета – это сэкономленные средства, которые обычно направляют на погашение государственных займов. При этом нельзя забывать о том, каким способом образовался положительный остаток. Если в связи с умышленным отсутствием финансирования отдельных субъектов экономики страны, то ничем хорошим в итоге это не закончится. Начнет хромать та отрасль, на которую пожалели денег, чтобы в общей картине выглядеть лучше, чем есть на самом деле.

Другой вопрос, если средства были направлены в нужном объеме, но их с умом использовали. Сэкономленная часть не нанесла ущерба деятельности субъекта и в то же время принесла дополнительную пользу государству. Получается двойная выгода. В таком случае профицит бюджета – это положительное явление.

Бездефицитность бюджетов разных уровней

Показатели экономической деятельности государства и административных подразделений могут различаться. Например, на местном уровне средств не хватает, образуются долги. А на общегосударственном уровне все хорошо: даже положительный остаток сформировался. Получается, профицит федерального бюджета еще не говорит о безупречном состоянии экономики.

Для качественного анализа все же необходимо рассматривать показатели местного, регионального, федерального и консолидированного бюджета. Разница конечных результатов зависит от множества факторов: достаточности финансирования, рационального использования, коррупции. В последние годы наиболее остро проблема сбалансированности бюджета стоит именно на местном и региональном уровне.

Значимость сбалансированности экономики

Достигнуть стабильности и процветания возможно лишь соблюдая принцип сбалансированности бюджета. При грамотном распределении средств удается не только избежать дефицита и профицита, но и выправить неудачную ситуацию прошлого периода. Необходим трезвый взгляд на вещи: нельзя заведомо завышать и занижать планку там, где это касается экономики. Допущение дефицита в принципе противоречит идеям положительного планирования. Зная, что профицит бюджета – это палка о двух концах, лучше обойти стороной и его. Баланс доходов и расходов – единственная цель и смысл составления плана по распределению бюджета.

Дефицит и профицит бюджета – понятия, с которыми сталкивается любое государство. Только качественный анализ ситуации, строгий контроль местных и региональных органов, подкрепленные законодательными актами, способны уравновесить два противоположных состояния экономики. Немаловажна и развитая налоговая система, которая не давала бы уходить в «тень» многим предприятиям и гражданам.

businessman.ru

Бюджетный дефицит и профицит

Расходы гос.бюджета и его доходы не всегда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация называется бюджетным профицитом или излишком.

Принято различать: первичный и общий дефицит гос.бюджета.

Первичный дефицит- это общий дефицит гос.бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по гос.долгу.

По аналогии определяется и первичный профицит.

Принято также различать фактический, структурный и циклический дефицит гос.бюджета.

Фактический дефицит– это отрицательная разница между фактическими доходами и расходами правительства.

Структурный дефицит– это разность между доходами и расходами гос.бюджета, рассчитанное до уровня номинального дохода, соответствующего полной занятости.

Циклический дефицит– это разница между фактическим и структурным дефицитом гос.бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и гос.расходах происходит автоматически.

Гос. расходы, налоговые поступления и дефицит.

TG – гос. расходы

T – налоги

Y – доход

E – сбалансированный бюджет.

В т.E сбалансированный бюджет.

Налоговые поступления = гос. расходам.

Источником финансирования гос.бюджета являются внутренние и внешние источники следующих видов.

Внутренние источники:

-кредиты, полученные Россией от кредитных организаций в валюте РФ

-гос.займы, осуществляемых путём выпуска ценных бумаг от имени РФ

-бюджетные ссуды, полученные от бюджетов др.уровней бюджетной системы РФ

Внешние источники:

-Гос.займы, осуществляемые в иностранной валюте, путём выпуска ценных бумаг от имени РФ.

-кредиты правительств, иностранных гос-в, банков, фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

50. Государственный долг

Нарастание бюджетного дефицита в экономике приводит к появлению и увеличению гос. долга.

Гос.долг– это сумма, накопленных за определённый период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся положительных сальдо бюджета.

Гос.долг:

Внешний-долг иностранным гос-вам, организациям, отдельным лицам. Это наиболее тяжёлый долг, т.к. страна должна продавать наиболее ценные товары, чтобы оплатить процент и сам долг.

Внутренний– это долг своему населению. Это долговые обязательства правительства РФ, выраженные в валюте РФ перед физическими и юридическими лицами.

Долговые обязательства могут выступать в следующих формах:

  1. Кредитов, полученных правительством РФ

  2. Гос.займов, осуществлённых за счёт выпуска ценных бумаг от имени правительства

  3. Др.долговых обязательств, гарантированных правительством РФ.

Долговые обязательства могут быть:

-Долгосрочными(до 1 года)

-Среднесрочный (от 1 года до 5 лет)

-Долгосрочные (от 5 до 10 лет)

Бюджетный дефицит и госдолг тесно связаны: во-первых – госзаймы – важный источник покрытия бюджетного дефицита, во- вторых, без анализа величины госдолга невозможно определить дефицит бюджета.

Гос.долг имеет 2 опасности:

1.Банкротство нации

2.Опасность переложения данного бремени на будущее поколение .

Т.о. правительство применяет следующие меры по обслуживанию гос.долга:

А) рефинансирование– когда при наступлении срока погашения облигаций, правительство продает новые облигации с тем, чтобы использовать выручку для погашения предыдущих облигаций.

Б) взимание новых налогов. Цель – получить доход для выплаты процентов по долгу и основной его суммы.

В) выпуск новых денег в обращение.

Кроме того, рост гос.долга ведёт к негативным экономическим последствиям:

  1. Выплата процентов по гос.долгу увеличивает неравенство доходов, т.к. значительная часть гос.обязательств сосредотачивается у состоятельной части наеления. Погашение государством внутреннего долга, ведёт к тому, что деньги переходят к более обеспеченным гражданам

  2. Повышение ставок налогов, как средство выплаты внутреннего долга может подорвать действие экономических стимулов развития производства и снизить инвестиционную привлекательность многих программ, но самое главное может усилить соц. Напряженность.

  3. Существование внешнего долга предполагает передачу части, созданного внутри страны ВВП за рубеж в виде процентов или сумм основного долга.

  4. Рост внешнего долга снижает авторитет страны

  5. Займ страны на рынке капиталов для рефенансирования долга или уплаты процентов ведёт к увеличению ставки процента на внешний капитал. Это в свою очередь уменьшит спрос на деньги со стороны частных инвесторов и следовательно приведёт к падению капитальных вложений в производство. В результате этого эффекта вытеснение частных инвестиций в будущем новые поколения получат меньший производственный потенциал.

Психологический эффект гос.долга – это неуверенность населения страны в завтрашнем дне.

studfiles.net

Дефицит и профицит государственого бюджета

ДЕФИЦИТ И ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА

Цель занятия – изучение дефицита и источников его покрытия, а также изучение профицита и особенностей его распределения

  1. Бюджетный дефицит и способы его снижения

В идеале бюджет любого уровня должен быть сбалансирован т.е. расходы = доходам. Однако на практике часто возникает ситуация, когда доходы бюджета не покрывают все необходимые расходы. Что является причиной возникновения бюджетного дефицита.

Бюджетный дефицит – это ситуация, при которой уровень государственных расходов выше уровня государственных доходов.

Причины возникновения бюджетного дефицита:

  1. Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

  2. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса. (инфляция, спад производства, высокий уровень себестоимости производства товаров)

  3. Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

  4. Неэффективность финансовой системы государства.

  5. Неэффективность налоговой и кредитной политики.

  6. Рост социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами

  7. Коррупция в государственном секторе.

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин.

Во-первых, объём государственных расходов очень велик, многие из них не подлежат сокращению, снижение других затрагивает интересы различных групп населения, а находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно

Способы финансирования бюджета:

  • Дополнительная денежная эмиссия

  • Экономия бюджетных расходов

  • Увеличение налоговых ставок

  • Увеличение цен на товары и услуги государственных предприятий

  • Внутренние государственные займы.

  • Получение международных кредитов (ведет к увеличению внешнего долга государства)

  • Сдача золотовалютного резерва в залог кредита

  • Продажа государственной собственности (недвижимость, территории)

  • Конфискация средств со счетов физических и юридических лиц (банковские счета)

На практике универсального способа снижения бюджетного дефицита не существует.

Дефицит государственного бюджета опасен тем, что он практически всегда приводит к инфляции. (Так было, например, в США, когда бюджетный дефицит был вызван войной во Вьетнаме.) Таким образом, наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Теоретически бюджетный дефицит может стимулировать развитие экономики, но в истории пока таких случаев не было.

Бюджеты подавляющего большинства государств мира являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может привести к экономическим и социальным кризисам, возникающим за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и её долгосрочные приоритеты.

  1. Бюджетный профицит и его распределение

Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние — его профицит.

Профицитом бюджета называют ситуацию при которой уровень государственных доходов выше уровня государственных расходов. Т.е. возникновение дополнительных средств в бюджете.

Профицит может возникнуть по различным причинам (как внешним, так и внутренним).

Основные причины возникновения профицита:

  1. Профицит в следствие роста цен на различные виды энергоносителей на мировых рынках. (в том числе и на нефть) (рост цен на нефть привел к профициту бюджета России в 2000 г) Т. е изменения цен на определенные виды товаров и услуг на мировом рынке могут дать стране дополнительную прибыль, собственно благодаря чему профицит и образуется.

  2. Самой благоприятной причиной возникновения профицита бюджета является экономический рост (экономический профицит). Происходит активизация хозяйственной деятельности, увеличение объемов продаж и рост доходов всех субъектов экономики. Рост доходов предприятия и населения приводит к увеличению суммы собранных налогов, а улучшение работы государственных предприятий приносит чистый доход.

  3. Благоприятно сложившаяся конъюнктура товаров на мировых рынках, но поскольку конъюнктура рынка быстро меняется и дополнительные доходы, полученные данным способом, быстро истощаются такой профицит является недолговременным.(спрос и предложение)

  4. Налоговый профицит возникает в результате повышения государством налоговых ставок.

  5. Нормативный профицит бюджета он иногда закладывается непосредственно в бюджет, т. е. он может быть спрогнозированным, когда собранные средства превышают сумму запланированных расходов, но составление бюджета с профицитом является скорее исключением, чем правилом, поскольку имеет ряд негативных последствий для развития экономики. В этом случае происходит завышение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, что приводит к изъятию из оборота денежных средств и снижению эффективности функционирования экономики в целом.

Профицит не является абсолютно положительным явлением. Т.к экономический цикл всегда развивается по синусоиде и пик экономического подъёма может являться предвестником экономического спада т.е. будущего кризиса экономики.

Направления распределения профицита бюджета:

  1. выплата государственного долга

  2. создание и стабилизация финансового резерва, который также идет на погашение государственного долга, если не возникает бюджетного дефицита, на покрытие заранее известных расходов и на непредвиденные расходы государства.

  3. финансирование отдельных статей расходов бюджета

  4. строительство объектов государственного значения

  5. улучшение и развития отдельных территорий

  6. финансирование отдельных целевых проектов и программ

На практике универсального способа распределения бюджетного профицита не существует.

Итак, увеличение в доходах увеличивает бюджетный профицит и сокращает бюджетный дефицит. Таким образом, бюджетный профицит и бюджетный дефицит зависят не только от государственной политики, касающейся расходов и налогообложения, но также и от уровня активности в экономике. И государственные расходы и подоходные налоги оказывают не только непосредственное воздействие на бюджетный профицит, но и косвенное воздействие, влияя на объем производства и доходы.

Отрицательные стороны профицита государственного бюджета:

  • если доходов в стране больше, нежели расходов, то это напрямую указывает, что часть денежных средств попросту изымается из национального оборота, и все это влечет за собой нехватку финансовых ресурсов на уровне государства;

  • по причине дисбаланса заемных средств возникает излишний бюджет, влекущий за собой профицит проявляющийся как доходы от получаемых кредитов;

  • несбалансированность государственных средств может возникать вследствие неумелой внутренней политики;

  • налоговая нагрузка действительно слишком велика, и налогоплательщики вынуждены переплачивать, чтобы погасить внешние долги государства.

В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статьи 88 Бюджетного кодекса РФ следует:

  • сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;

  • предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

  • увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

infourok.ru

Профицит и дефицит бюджета в странах мира (2012)

Бюджетный дефицит и профицит в странах мира

Этот показатель отражает разницу между доходами государства и расходами, выраженными в процентах от ВВП. Положительное число указывает на то, что доходы превысили расходы (п

Таблица показателей дефицита или профицита бюджета стран мира:

№ п.п. Страна % от ВВП Дата
1 Макао 45.30. 2012 год
2 Кувейт 21.60. 2012 год
3 Конго, республика 16.30. 2012 год
4 Бруней 16.10. 2012 год
5 Норвегия 15.20. 2012 год
6 Ангола 12.00. 2012 год
7 Саудовская Аравия 11.90. 2012 год
8 Габон 6.70. 2012 год
9 Ливия 6.40. 2012 год
10 Оман 6.30. 2012 год
11 Катар 6.20. 2012 год
12 Микронезия, Объединенные государства 5.60. 2007 год
13 Соломоновы Острова 5.20. 2012 год
14 Джорджия 5.00. 2012 год
15 Объединенные Арабские Эмираты 4.50. 1999 год
16 Ирак 4.50. 2012 год
17 Французская Полинезия 3.60. 1999 год
18 Экваториальная Гвинея 2.80. 2012 год
19 Бразилия 2.70. 2012 год
20 Гибралтар 2.10. 2012 год
21 Корея, Юг 2.00. 2012 год
22 Боливия 2.00. 2012 год
23 Гренландия 1.90. 2010 год
24 Сейшельские острова 1.50. 2012 год
25 Чили 1.40. 2012 год
26 Гернси 1.20. 2005 год
27 Гонконг 1.10. 2012 год
28 Острова Кука 1.00. 2006 год
29 Перу 0.90. 2012 год
30 Лихтенштейн 0.90. 2010 год
31 Ботсвана 0.80. 2012 год
32 Остров Мэн 0.80. 2006 год
33 Никарагуа 0.70. 2012 год
34 Швейцария 0.30. 2012 год
35 Ангилья 0.20. 2009 год
36 Папуа-Новая Гвинея 0.10. 2012 год
37 Сингапур 0.10. 2012 год
38 Белиз 0.00. 2012 год
39 Германия 0.00. 2012 год
40 Британские Виргинские острова 0.00. 2012 год
41 Восточный Тимор 0.00. 2012 год
42 Сент-Винсент и Гренадины 0.00. 2012 год
43 Тонга 0.00. 2012 год
44 Россия -0.10. 2012 год
45 Узбекистан -0.20. 2012 год
46 Таджикистан -0.30. 2012 год
47 Швеция -0.30. 2012 год
48 Свазиленд -0.30. 2012 год
49 Корея, Север -0.40. 2007 год
50 Джерси -0.40. 2005 год
51 Колумбия -0.50. 2012 год
52 Коморские острова -0.60. 2012 год
53 Австралия -0.80. 2012 год
54 Центральноафриканская Республика -0.80. 2012 год
55 Лесото -0.90. 2012 год
56 Люксембург -0.90. 2012 год
57 Каймановы острова -0.90. 2012 год
58 Кюрасао -0.90. 2011 год
59 Либерия -1.10. 2012 год
60 Белоруссия -1.10. 2012 год
61 Гаити -1.20. 2012 год
62 Джибути -1.20. 2012 год
63 Болгария -1.40. 2012 год
64 Камерун -1.50. 2012 год
65 Туркмения -1.50. 2012 год
66 Уругвай -1.60. 2012 год
67 Мадагаскар -1.70. 2012 год
68 Парагвай -1.70. 2012 год
69 Бахрейн -1.70. 2012 год
70 Руанда -1.80. 2012 год
71 Мавритания -1.80. 2012 год
72 Эквадор -1.80. 2010 год
73 Финляндия -1.90. 2012 год
74 Монако -1.90. 2012 год
75 Польша -2.10. 2012 год
76 Лаос -2.10. 2012 год
77 Суринам -2.20. 2010 год
78 Румыния -2.30. 2012 год
79 Исландия -2.30. 2012 год
80 Новая Каледония -2.30. 2001 год
81 Китай -2.30. 2012 год
82 Эстония -2.40. 2012 год
83 Бутан -2.40. 2012 год
84 Алжир -2.40. 2012 год
85 Таиланд -2.40. 2012 год
86 Мексика -2.40. 2012 год
87 Индонезия -2.40. 2012 год
88 Вануату -2.50. 2012 год
89 Казахстан -2.50. 2012 год
90 Македония -2.60. 2012 год
91 Турция -2.60. 2012 год
92 Гватемала -2.60. 2012 год
93 Эфиопия -2.70. 2012 год
94 Венгрия -2.70. 2012 год
95 Латвия -2.70. 2012 год
96 Тринидад и Тобаго -2.70. 2012 год
97 Филиппины -2.70. 2012 год
98 Сальвадор -2.90. 2012 год
99 Тайвань -2.90. 2012 год
100 Австрия -2.90. 2012 год
101 Молдова -2.90. 2012 год
102 Армения -2.90. 2012 год
103 Панама -2.90. 2012 год
104 Сент-Люсия -2.90. 2011 год
105 Италия -2.90. 2012 год
106 Нигерия -3.00. 2012 год
107 Пуэрто-Рико -3.10. 2000 год
108 Сан-Марино -3.20. 2009 год
109 Палау -3.20. 2012 год
110 Азербайджан -3.20. 2012 год
111 Чешская Республика -3.20. 2012 год
112 Аргентина -3.20. 2012 год
113 Бельгия -3.30. 2012 год
114 Албания -3.30. 2012 год
115 Бурунди -3.40. 2012 год
116 Уганда -3.50. 2012 год
117 Багамы, -3.60. 2012 год
118 Украина -3.60. 2012 год
119 Бенин -3.70. 2012 год
120 Босния и Герцеговина -3.80. 2012 год
121 Израиль -3.80. 2012 год
122 Канада -3.80. 2012 год
123 Конго, демократическая республика -3.80. 2012 год
124 Мир -3.80. 2012 год
125 Гуам -3.90. 2012 год
126 Гондурас -3.90. 2012 год
127 Мальта -3.90. 2012 год
128 Гвинея-Бисау -3.90. 2012 год
129 Того -3.90. 2012 год
130 Вьетнам -3.90. 2012 год
131 Дания -4.00. 2012 год
132 Бирма -4.00. 2012 год
133 Сьерра-Леоне -4.10. 2012 год
134 Нигер -4.10. 2012 год
135 Маврикий -4.20. 2012 год
136 Кипр -4.20. 2006 год
137 Фиджи -4.20. 2012 год
138 Тувалу -4.20. 2012 год
139 Литва -4.30. 2012 год
140 Буркина-Фасо -4.30. 1992. год
141 Коста-Рика -4.40. 2012 год
142 Барбадос -4.40. 2012 год
143 Франция -4.50. 2012 год
144 Хорватия -4.50. 2012 год
145 Словения -4.60. 2012 год
146 Куба -4.60. 2012 год
147 Кения -4.60. 2012 год
148 Черногория -4.60. 2011 год
149 Северные Марианские острова -4.70. 1992 год
150 Гренада -4.80. 2009 год
151 Бангладеш -4.80. 2012 год
152 Намибия -4.90. 2012 год
153 Словакия -4.90. 2012 год
154 Камбоджа -5.00. 2012 год
155 Сент-Киттс и Невис -5.00. 2012 год
156 Иран -5.00. 2012 год
157 Фолклендские острова (Islas Malvinas) -5.00. 2010 год
158 Нидерланды -5.10. 2012 год
159 Косово -5.10. 2011 год
160 Монголия -5.20. 2012 год
161 Малайзия -5.20. 2012 год
162 Чад -5.30. 2012 год
163 Антигуа и Барбуда -5.40. 2009 год
164 Южная Африка -5.40. 2012 год
165 Гамбия, -5.40. 2012 год
166 Индия -5.60. 2012 год
167 Танзания -5.70. 2012 год
168 Сенегал -5.80. 2012 год
169 Гайана -5.90. 2012 год
170 Гана -5.90. 2012 год
171 Новая Зеландия -6.00. 2012 год
172 Американское Самоа -6.10. 2007 год
173 Самоа -6.10. 2012 год
174 Португалия -6.10. 2012 год
175 Ямайка -6.10. 2012 год
176 Непал -6.20. 2012 год
177 Замбия -6.20. 2012 год
178 Малави -6.30. 2012 год
179 Пакистан -6.40. 2012 год
180 Гвинея -6.50. 2012 год
181 Мозамбик -6.50. 2012 год
182 Сербия -6.70. 2012 год
183 Шри-Ланка -6.90. 2012 год
184 Кот-д'Ивуар -7.20. 2012 год
185 Марокко -7.30. 2012 год
186 Аруба -7.40. 2012 год
187 Испания -7.40. 2012 год
188 Мали -7.50. 2012 год
189 Доминиканская республика -7.50. 2012 год
190 Соединенные Штаты -7.60. 2012 год
191 Греция -7.60. 2012 год
192 Соединенное Королевство -7.70. 2012 год
193 Кыргызстан -7.80. 2012 год
194 Ливан -7.80. 2012 год
195 Доминиканская Республика -8.00. 2012 год
196 Тунис -8.50. 2011 год
197 Ирландия -8.50. 2012 год
198 Афганистан -8.70. 2012 год
199 Япония -9.10. 2012 год
200 Сирия -9.50. 2012 год
201 Кабо-Верде -9.90. 2012 год
202 Египет -10.40. 2012 год
203 Судан -10.80. 2012 год
204 Сан-Томе и Принсипи -10.90. 2012 год
205 Эритрея -11.30. 2012 год
206 Иордания -11.40. 2012 год
207 Фарерские острова -11.90. 2012 год
208 Йемен -12.00. 2012 год
209 Ниуэ -12.60. 2005 год
210 Мальдивы -14.00. 2011 год
211 Западный берег реки Иордан -16.60. 2011 год
212 Венесуэла -17.50. 2012 год
213 Кирибати -29.60. 2010 год
Похожие статьи:

mostinfo.su

2.Дефицит и профицит бюджета

Под бюджетным дефицитом понимается превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Обратное явление – профицит бюджета– означает превышение доходов бюджета над расходами. Существует также понятие "первичный профицит", которое означает превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга (в этом случае обслуживание государственного долга превышает сумму дефицита бюджета).

При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам. Повторим, что в том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.

Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.

В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.

Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Допустим, наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи. Правительство Е.Гайдара проводило в 1992 бюджетно-финансовую политику, базирующуюся на концепции резкого снижения государственных расходов на социальную политику, пытаясь таким образом сократить бюджетный дефицит. Однако ему не удалось ни ликвидировать бюджетный дефицит, ни остановить спад производства.

Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.

Третья концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников данного подхода, — это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом (именно такая картина типична, например, для государственного бюджета США и ряда европейских стран).

Из зарубежной практики показателен профицит бюджета в Румынии времен Чаушеску. Этот коммунистический лидер очень боялся как бюджетного дефицита, так и закабаления страны посредством роста внешнего долга. Такая политика оказала угнетающее действие на экономику страны, сдерживала рост инвестиций, что стало одной из причин падения режима Чаушеску. Вообще, создание профицита консолидированного бюджета государства сродни хранению денег в чулке — средства просто обесценятся.

Небольшой бюджетный дефицит для экономики многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского кредита: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы отработать его, вместо того, чтобы получить эти блага в будущем за меньшие деньги. Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может постоянно тратить больше, чем зарабатывать.

Однако передозировка любого лекарства может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.

Первостепенное внимание надо обратить на то, на какие цели расходуется бюджетный дефицит. Едва ли можно упрекнуть правительство, когда оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к военным действиям в случае военной угрозы. Однако слишком часто средства госбюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит возникает из-за неумения руководства страны обуздать финансовые претензии министерств, ведомств и различных лоббистских групп.

Существует 3 традиционных способа покрытия дефицита бюджета: 1) выпуск госзаймов, 2) ужесточение налогообложения, 3) производство денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег. Однако в настоящее время «сеньораж» не является простым печатанием денег, т.к. это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.

Созданный в начале 2000-х в России профицит федерального бюджета при дефиците консолидированного бюджета страны вызывает у экономистов противоречивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, а его ошибкой: искусственная «накачка» средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных органов власти. Защитники позиции правительства считают, что центральное правительство уже научилось составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных бюджетов связаны с низким качеством бюджетного процесса в регионах.

Различают следующие виды финансирования бюджетного дефицита – денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка или напрямую продает ему свои долговые обязательства. Этот метод имеет существенные недостатки, поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на его использование. В ряде стран кредитование правительства центральным банком запрещено. Но даже если прямого запрета нет, денежное финансирование дефицита используется лишь в крайних случаях. Дело в том, что при таком подходе центральный банк увеличивает денежную массу на величину, не обеспеченную товарами и услугами. В результате растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, падает курс национальной валюты, ухудшаются рациональные ожидания в экономике и возникает ряд других неблагоприятных последствий.

В отличие от денежного, долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются на фондовом рынке, свободно покупаются и продаются на нем, а по истечении определенного срока погашаются государством. Средства, полученные от размещения займов, идут на покрытие бюджетного дефицита. Поскольку деньги занимаются не у центрального банка, а на рынке, прироста денежной массы не происходит. В этом состоит преимущество долгового финансирования. Однако, перераспределение денежной массы имеет и негативные последствия. Поскольку выпущенные обязательства гарантированы государством, они рассматриваются как достаточно надежное вложение средств. Приобретая государственные ценные бумаги, субъекты рынка ограничивают свои вложения в реальный сектор экономики. В итоге происходит вытеснение средств в сферу финансовых операций, снижается инвестиционная активность, что негативно сказывается на перспективах экономического роста в будущем.

Помимо государственных займов, источниками финансирования дефицита могут быть кредиты и ссуды, полученные от бюджетов других уровней, частных банков и компаний, правительств других стран, а также международных финансовых организаций – Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и др.

Структура источников финансирования дефицита бюджетов различных уровней в России определяется Бюджетным кодексом (ст. 94-96). В соответствии с ним выделяются следующие источники финансирования дефицита федерального бюджета:

1) внутренние источники:

кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;

государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

бюджетные ссуды, полученные от других уровней бюджетной системы;

2) внешние источники:

государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

кредиты в иностранной валюте, полученные от правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций.

Источники финансирования дефицита бюджетов субъектов РФтакже подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним источникам относятся государственные займы путем выпуска ценных бумаг от имени субъектов РФ, бюджетные ссуды от других уровней бюджетной системы и кредиты, полученные от кредитных организаций;

Дефицит местных бюджетовможет финансироваться только за счет внутренних источников: муниципальных займов и кредитов, полученных от кредитных организаций.

По российскому законодательству, бюджетный дефицит может финансироваться только на долговой основе. Кредиты Центрального банка, а также приобретение им государственных или муниципальных долговых обязательств при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Бюджетный кодекс регулирует не только способы покрытия бюджетного дефицита, но и устанавливает ограничения на его объем. Так, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.

Дефицит бюджета субъекта РФ не может быть больше 5 процентов от объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. При этом доходы бюджета должны полностью покрывать его текущие расходы. Источники финансирования дефицита региональных бюджетов могут использоваться только на покрытие инвестиционных расходов, эти средства нельзя направлять на обслуживание и погашение долга субъектов РФ.

Ограничение на размер дефицита местного бюджета – не более 3 процентов от объема доходов без учета финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов. Поступления из источников финансирования дефицита также могут направляться только на инвестиционные расходы.

studfiles.net

47. Дефицит и профицит государственного бюджета. Государственный долг и его структура.

Государственный бюджет – один из инструментов государственного регулирования экономики, основной финансовый план образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

Основными элементами государственного бюджета являются доходы и расходы. К доходам относятся налоги и сборы; к расходам – финансирование экономики, социально-культурных программ, обороны и управления.

Баланс доходов бюджета означает равенство его доходов и расходов. Если расходы превышают доходы, то имеет место дефицит, а в случае превышения доходов над расходами – профицит, или излишек.

Существуют несколько понятий бюджетного дефицита:

-  структурный дефицит – это разность между текущими государственными расходами и доходами, которые поступили бы в бюджет в условиях существующей налоговой системы при полной занятости населения;

-  фактический дефицит – это разница между доходами и расходами фактически исполненного бюджета;

-  циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным дефицитом;

-  первичный дефицит – это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму выплат по государственному долгу.

Форма проявления бюджетного дефицита - государственный долг.

Государственный долг – общая сумма непогашенных дефицитов государственного бюджета, накопленная за время существования страны.

Основные формы государственного долга:

-  внутренний долг – задолженность государства своим собственным гражданам;

-  внешний долг – задолженность государства гражданам и организациям других стран;

Пути преодоления бюджетного дефицита:

-  сокращение бюджетных расходов;

-  изыскание дополнительных источников доходов;

-  заем денег;

-  денежная эмиссия.

Управление государственным долгом – совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного долга, а также по привлечению новых заемных средств.

Основные средства:

-  бюджетные средства;

-  выпуск новых займов;

-  изменение условий займа.

Государственный долг уменьшается, если образовывается первичный бюджетный избыток и если темп прироста реального национального дохода превышает реальную ставку процента.

48. Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Конвертируемость валюты.

Международные валютные отношения возникли с началом функционирования денег в международном платёжном обороте.

Национальная валюта -  денежная единица данной страны, используемая в международных расчётах с другими странами.

Национальная валютная система – это часть денежной системы страны, в которой формируются и используются валютные ресурсы и осуществляются международный платёжный оборот.

Мировая валютная система – форма организации валютных отношений, сложившихся на основе развития мирового рынка, закреплённая межгосударственными соглашениями.

Международный валютный фонд – международная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН.

Основные цели:

-  содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и устранения валютных ограничений;

-  предоставление государством – членам кредитов в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов.

Валютный рынок – это система социально-экономических и организационных отношений по купле-продаже иностранной валюты.

Валютный курс – цена денежной единицы данной национальной валюты, выражается в денежных единицах валюты другой страны.

Виды валютных курсов:

-  система жёсткофиксированных валютных курсов.

-  система гибких или плавающих валютных курсов.

Действия правительства на  регулирование валютного курса могут быть:

Прямые – это политика учётной ставки и валютная интервенция.

Косвенные – инструменты денежно–кредитной и финансовой политики Центробанка.

Номинальный валютный курс -  цена одной валюты в единицах другой. Реальный валютный курс– относительная цена товаров, произведенных в двух странах.

Валютная интервенция – воздействие на курс национальной валюты путём купли/продажи иностранной валюты.

Продажа иностранной валюты способствует снижению обменного курса, покупка – повышению.

Меры правительства по регулированию валютного курса побуждает его проводить девальвацию или ревальвацию.

Девальвация  направлена на снижение обесценивание и снижение курса своей национальной валюты.

Ревальвация направлена на повышение и укрепление курса национальной валюты.

Конвертируемость (обратимость) –  это определенный валютно-финансовый режим, который позволяет в ходе всех или определенных внешнеэкономических операций осуществлять свободный обмен национальных денежных единиц на иностранные валюты. Конвертируемость означает, что национальная валюта в той или иной мере выполняет функцию мировых денег.

По степени конвертируемости валюты бывают:

-  свободно конвертируемые;

-  частично конвертируемая валюта;

-  абсолютно неконвертируемая валюта.

studfiles.net

Профицит государственного бюджета - это... Дефицит и профицит бюджета :: SYL.ru

Баланс государственного бюджета – явление идеальное и весьма теоретическое, поскольку в современной практике либо доходы страны превышают расходы, либо наоборот. Ну а мы попробуем разобраться, каковы последствия и причины сложившейся ситуации.

Что такое профицит бюджета: определение и сущность

Мало у какого из предприятий наблюдается абсолютный баланс между расходами и доходами, что уж говорить о целом государстве. Как правило, только в экономической теории зачастую это равновесие и встречается, но отнюдь не на практике.

Что такое профицит бюджета? Определение данного понятия в общем виде содержится в переводе термина с латинского языка. Дословно - рост и повышение. Повышаться может что угодно: уровень микроэлементов в организме, количество товаров на полках магазина. Но в нашем случае речь идет о правительственной казне, поэтому несложно догадаться, что профицит государственного бюджета – это явление, при котором уровень доходов государства в какой-либо мере превышает расходы в своем количественном соотношении.

Хорошо это или плохо, однозначно сказать нельзя. По этому поводу неустанно спорят политики и экономисты: кто-то говорит о том, что в тонусе население держать может только лишь обратное от профицита явление – дефицит, кто-то же утверждает обратное. Одно можно сказать с полной уверенностью: гораздо лучше, если все сбалансировано, но подобное, увы, на практике встречается редко.

Причины профицита

Профицит государственного бюджета – это вовсе не всеобщая гармоничная экономия местных граждан, а результат чрезмерного уровня налогообложения, хотя это тоже вопрос спорный. Просто государство не успевает тратить все поступившие денежные средства от плательщиков, отчего и возникают излишки, оседающие в доходах.

То есть полученных средств хватает с лихвой, чтобы профинансировать неприбыльные организации, различного рода социальные проекты, а также выплатить проценты, возникающие по долгам у внешних партнеров. Ну а куда эти средства деваются дальше? В конечном итоге, профицит государственного бюджета – это та сумма, на которую уменьшится объем внешних кредитов через год за вычетом плановых погашенных средств и бюджетов, затраченных на привлечение новых займов. Но это, конечно, слегка обобщенно, ну а куда уходит сумма излишков из казны РФ, мы узнаем несколько позже.

Положительные стороны

Такой уж у нас менталитет, что понятие профицита бюджета зачастую ассоциируется с чем-то хорошим. Ну а как же иначе, ведь лишний доход – это куда лучше, чем его и вовсе нет. Несомненно, положительные стороны в этом явлении присутствуют:

  • при составлении бюджетного плана на следующий год всегда оставляется запас на непредвиденные расходы в виде возникающих чрезвычайных ситуаций и неконтролируемых природных явлений;
  • доходные излишки не оседают где-либо в резервах для дальнейшего обесценения, а «латают» прорехи и проблемные места государственного регулирования: это может быть вышеупомянутое погашение внешнего долга, оптимизация инвестиционного портфеля и многое другое;
  • у всех вокруг профицитная экономика вызывает доверие. А это значит, что стоимость ценных бумаг растет, и это касается не только акций государственной формы собственности, но и частных компаний-представителей страны;
  • растет уровень либерализма: налоговая политика ослабевает, местный бизнес имеет больше шансов на успешное развитие.

Отрицательные стороны

Вы удивитесь, но профицит государственного бюджета – это не всегда так хорошо, как может показаться на первый взгляд. Так, данное явление имеет ряд отрицательных последствий:

  • если доходов в стране больше, нежели расходов, то это напрямую указывает, что часть денежных средств попросту изымается из национального оборота, и все это влечет за собой снижение уровня их естественной конкурентоспособности;
  • бывают такие случаи, когда по причине дисбаланса заемных средств и возникает излишний бюджет, влекущий за собой профицит, а это уже напрямую указывает на рост кредитной нагрузки на страну в целом, что тоже не является положительной динамикой;
  • иногда отрицательные стороны до безобразия банальны: несбалансированность государственных средств может возникать вследствие неумелой внутренней политики;
  • налоговая нагрузка действительно слишком велика, и предприниматели вынуждены переплачивать, чтобы погасить внешние долги государства.

Отличие дефицита от профицита

Не стоит путать или отождествлять такие понятия, как дефицит и профицит бюджета. Они абсолютно противоположны друг другу и возникают по разным причинам. Их связывает лишь то, что они оба говорят о несбалансированности внутренней экономической политики, причем дефицит может возникать в следующих случаях:

  • в недавнем времени в национальной экономике возникали кризисные явления;
  • текущее правительство не имеет должной способности регулировать внутренние финансовые потоки государства;
  • внутри страны ведутся войны, революции, происходят стихийные бедствия;
  • слишком большое количество национальных ресурсов выделяется на укрепление оборонной системы в мирное время;
  • темпы роста расходов социального характера превышают темпы роста валового дохода государства;
  • происходит реструктуризация производственной сетки страны в целом.

На первый взгляд может показаться, что ситуация, при которой расходы превышают доходы, просто катастрофическая и куда лучше, когда все наоборот. Но на самом деле дефицит и профицит бюджета одинаково имеют как положительное влияние, так и отрицательное. Более того, многие страны существуют при вопиющей несбалансированности доходов и расходов, с явным перевесом последних.

Дефицит и профицит бюджета в разных странах

Мы не будем сейчас говорить о странах Южной Африки и даже не будем вспоминать Кубу с ее плановой экономикой, а рассмотрим в наиболее развитых государствах нашей планеты сбалансированность бюджетов.

Дефицит, профицит бюджета в разных странах, согласно международным статистическим данным, наблюдается в следующем процентном соотношении. Из трех десятков стран с развитой экономикой за последнее десятилетие у 51% представителей наблюдался дефицит, а у 49% - профицит, и ни одна внутренняя политика не смогла похвастаться сбалансированностью доходов и расходов в целом.

Так, лидером профицитных стран неизменно остается Норвегия с зашкаливающими показателями за 10%, далее за ней следуют Дания, Швеция, Эстония и Бельгия.

К дефицитным экономикам можно отнести как Японию с показателем в 5-7% от ВВП в последние годы, так и США с неустанно растущим внешним долгом.

Как балансируется бюджет

Вероятно, многие из вас задались вопросом о том, должны ли приниматься какие-либо меры по балансированию доходов и расходов.Несомненно, в экономической теории перечень подобных процедур существует, но все мы должны понимать, что на практике все куда сложнее и ряд факторов просто невозможно предугадать.

Каждый новый год правительством расписывается финансовый план, который основывается на двух концепциях (но все мы понимаем, что это всего лишь теоретические основы):

  1. В бюджете должен быть баланс. Казалось бы, об этом мы всю статью и твердим! Но не все так просто. На практике можно допустить, что в стране длительное время наблюдалась безработица, соответственно, упал объем поступлений в казну. Конечно, правительство может увеличивать налоговые ставки для достижения баланса, но если ситуация на рынке труда усугубится, то государство ведь не сможет поднимать уровень обязательств до бесконечности.
  2. Баланс бюджета должен соблюдаться в рамках не календарного года, а экономического цикла. Так, к примеру, в стране инфляция, и правительство повышает уровень обязательств. В период экономического роста государство может погашать внешние долги, но это не говорит о том, что данное явление продлится год, скорее всего, продолжительность данного периода составит несколько лет. Но проблема в том, что спады и повышения разнятся по своей продолжительности и глубине, и это вовсе не значит, что налоговая ставка будет меняться с каждым колебанием.

Профицит российского бюджета

При федеральном финансовом планировании ежегодно учитывается такой нестабильный и значительный фактор, как цена на нефть, что позволяет заложить в казну резервные средства и избежать их перерасхода. Поэтому профицит бюджета РФ – явление стабильное и многолетнее.

Аккумулируемый излишний доход в большей степени идет на погашение внешнего долга, ну а остальная его часть используется в программах социального развития страны.

www.syl.ru