Замещение должности: порядок оформления. Замещение должностей


2. Порядок замещения должностей государственной гражданской службы

Понятие «замещение должностей» может рассматриваться в широком и узком смысле. В узком понимании данный термин употребляется в ТК РФ применительно к заключению трудового договора при избрании по конкурсу (ст. 16, 18). Законодательство о государственной службе исходит из широкого толкования этого понятия, охватывающего все способы поступления лица на долж­ность государственной службы.

Основанием возникновения служебного правоотношения яв­ляется, как правило, сложный фактический состав, включающий в себя акт о назначении на должность, заключение соглашения о прохождении государственной службы, а также иные юридиче­ские факты (в частности, победа в конкурсе).

Сложным является и вопрос о допустимости возникновения служебного правоотношения в силу фактического допуска к рабо­те. Так, Л. А. Чиканова полагает, что без соответствующих указа­ний и уточнений в Законе о гражданской службе фактическое до­пушение к работе (исполнению служебных обязанностей) вряд ли может быть применимо к гражданским служащим1. Действитель­но, если гражданин не был назначен на должность государствен­ной службы в установленном законом порядке, его действия, свя­занные с осуществлением полномочий по данной должности, не могут считаться совершенными от имени и по поручению госу­дарства и, следовательно, не должны вызывать никаких юридиче­ских последствий.

На сегодняшний день основным способом замещения вакантной должности государственной службы является конкурсный отбор. В различных странах мира, как правило, существует два способа комплектования государственного аппарата — «система добычи» и «система заслуг». Суть «системы добычи» состоит в том, что лицо, победившее на выборах либо силой захватившее власть, расставляет на все государственные посты своих сторонников. При этом квали­фикация служащего может и не учитываться, поскольку определяю­щим критерием является возможность руководителя осуществлять постоянный контроль за своим выдвиженцем. Напротив, «система заслуг» предполагает занятие государственных должностей лицами, победившими на специально организованных конкурсах. В настоя­щее время «система заслуг» является общепризнанной в мировой практике. Она предполагает не только конкурсный отбор наиболее квалифицированных кадров при приеме на государственную служ­бу, но и обеспечение возможности должностного роста в соответст­вии с профессиональным уровнем государственного служащего. Для этого используются различные способы оценки профессио­нальных качеств: аттестация, квалификационный экзамен и т. п.

Значение «системы заслуг» для обеспечения высокого правово­го качества национальной государственной службы и собственно государственной административной системы настолько велико, что в развитых странах ученые называют ее меритократией, т. е. властью заслуг и заслуженных людей2.

Закон о гражданской службе устанавливает, что замещение должности государственной гражданской службы осуществляется на конкурсной основе. Принципиальной новеллой этого Закона в части способов формирования кадрового состава гражданской службы является распространение конкурсной процедуры в том числе на переводы в порядке должностного роста. Исходя из бук­вального понимания ст. 22 указанного Закона, замещение любой должности государственной гражданской службы как впервые, так и лицом, уже состоящим на гражданской службе, осуществляется исключительно по результатам конкурса.

Процедура конкурсного отбора в настоящее время регламенти­руется Указом Президента РФ от 01 февраля 2005г. №112 «О конкурсе на замещение вакант­ной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

Законом установлен исчерпывающий перечень исключений из конкурсного порядка замещения должностей государственной гражданской службы. Законодатель выделяет два случая: в первом случае конкурс на замещение должности гражданской службы не может проводиться, во втором — может не проводиться.

Конкурс не может проводиться:

  1. при назначении на должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», если эти должности замещаются на определенный срок полномочий;

  2. при замещении должностей категории «руково­дители», назначение на которые и освобождение от которых осу­ществляются Президентом РФ или Правительством РФ;

  3. при за­ключении срочного служебного контракта;

  4. при предоставлении граж­данскому служащему другой должности в предусмотренных зако­ном случаях. Прежде всего это касается тех гражданских служащих, которые по состоянию здоровья в соответствии с медицинским за­ключением не могут исполнять должностные обязанности по заме­щаемой должности. Таким лицам должна быть предоставлена дру­гая должность, соответствующая их квалификации и не противо­показанная им по состоянию здоровья. Очевидно, что замещение такой должности не может быть обусловлено процедурой прохож­дения конкурса;

  5. при предоставлении гражданскому служа­щему иной должности в том же или другом государственном органе с учетом уровня его квалификации, профессионального образова­ния, стажа гражданской службы предусмотрено законом в случае ликвидации или реорганизации государственного органа, а также при сокращении должностей гражданской службы. Во всех этих случаях замещение должности государственной гражданской службы осуществляется не на конкурсной основе;

  6. при назначении на должность гражданина, состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе (по общему правилу кадровый резерв теперь формируется на конкурсной основе). Понятно, что при таком по­рядке формирования кадрового резерва нет необходимости в по­вторном проведении конкурса для замещения должности граж­данской службы.

Кроме рассмотренных выше норм, императивно приписываю­щих исключения из общей процедуры конкурсного отбора на заме­щение должности гражданской службы, законодатель устанавли­вает случаи, когда конкурс может не проводиться:

  1. при на­значении на должности, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих го­сударственную тайну;

  2. при назначении на должности, которые от­носятся к группе младших должностей гражданской службы.

Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным законодательствомРоссийской Федерации о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы.

Гражданский служащий вправе на общих основаниях участвовать в конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса.

Согласно Положению о конкурсе на замещение ва­кантной должности государственной гражданской службы Рос­сийской Федерации, утвержденному этим Указом, конкурс прово­дится в два этапа.

На первом этапе государственный орган публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе не менее чем в одном периодическом печатном издании, а также размещает информа­цию о проведении конкурса на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользова­ния. В публикуемом объявлении указываются наименование ва­кантной должности гражданской службы, требования, предъяв­ляемые к претенденту на замещение этой должности, место и вре­мя приема документов, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, а также сведения об источнике подробной информации о конкурсе (телефон, факс, электронная почта, элек­тронный адрес сайта государственного органа).

На сайте государственного органа размещается следующая ин­формация о конкурсе:

  1. наименование вакантной должности граж­данской службы;

  2. требования, предъявляемые к претенденту на за­мещение этой должности;

  3. условия прохождения гражданской службы;

  4. место и время приема документов, срок, до истечения ко­торого принимаются указанные документы;

  5. предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие ин­формационные материалы.

Гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган необходимые документы, перечень которых установлен ст. 26 Закона о гражданской службе.

При участии в конкурсе гражданского служащего необходимые документы предоставляются кадровой службой государственного органа. При этом документы, представленные гражданином, под­лежат проверке. Проверка достоверности сведений осуществляет­ся только в случае участия в конкурсе на замещение вакантной должности, относящейся к высшей группе должностей граж­данской службы.

На данном этапе недопустима какая-либо оценка кандидатов по их деловым или личностным качествам. Следует отметить, что законодательство многих субъектов РФ расширяет содержатель­ную часть первого этапа конкурса. Как правило, на первом этапе конкурса предусматривается написание реферата на заданную те­му. Так, например, методикой проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Са­ратовской области, утвержденной распоряжением Правительства Саратовской области от 17 июня 2005 г. № 169-Пр, предусмотрено следующее. Первый этап заключается в привлечении гражданско­го служащего (гражданина) к участию в конкурсе и проверке его соответствия требованиям вакантной должности на основе анали­за представленных документов и подготовленных участниками конкурса аналитических материалов (рефератов) по утверж­денному тематическому плану.

Между тем оценка кандидатов, допущенных к конкурсу на за­мещение вакантной должности гражданской службы, дается кон­курсной комиссией на основе представленных кандидатами до­кументов, их профессиональных, личностных качеств, выявлен­ных в ходе индивидуального собеседования, анкетирования, групповых дискуссий, тестирования, написания реферата.

Документы для участия в конкурсе представляются в государст­венный орган в течение месяца со дня объявления об их приеме.

Решение о дате, времени и месте проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после провер­ки достоверности сведений, представленных гражданами, изъя­вившими желание участвовать в конкурсе. Представитель нанима­теля не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса сообщает государственным служащим и гражданам, допущенным к участию в конкурсе, о дате, времени и месте его проведения.

Конкурсная комиссия образуется актом государственного ор­гана. Она в соответствии с указанным выше Положением действует на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса оп­ределяются правовым актом государственного органа. В государ­ственном органе допускается образование нескольких конкурс­ных комиссий для различных категорий и групп должностей гражданской службы.

Закон содержит примерный перечень гражданских служащих, которые включаются в состав конкурсной комиссии:

  1. представители кадровой службы;

  2. представители юридической (правовой) службы;

  3. гражданские служащие из подразделения, в котором прово­дится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы;

  4. представитель соответст­вующего органа по управлению государственной службой;

  5. в состав конкурсной комиссии долж­ны включаться независимые эксперты. Новеллой Закона о граж­данской службе является норма, закрепляющая минимальное ко­личество независимых экспертов: не менее одной четверти общего числа членов конкурсной комиссии. В качестве независимых экс­пертов могут выступать представители научных и образовательных учреждений либо других организаций, которые являются специа­листами по вопросам, связанным с гражданской службой. Экспер­ты приглашаются представителем нанимателя. Однако Закон пря­мо запрещает указывать в запросе представителя нанимателя к уч­реждению или организации персональный состав независимых экспертов; он определяется руководителем соответствующей орга­низации.

На втором этапе конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, о прохождении гражданской или иной государственной службы, об осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих феде­ральным законам и другим нормативным правовым актам Россий­ской Федерации методов оценки профессиональных и личност­ных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание ре­ферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кан­дидата. Ее заседание считается правомочным, если на нем присут­ствует не менее двух третей состава. Решения комиссии принима­ются открытым голосованием простым большинством голосов от числа членов, присутствующих на заседании.

В настоящее время попытки урегулировать методику проведе­ния конкурса на замещение вакантной должности государствен­ной гражданской службы предпринимаются в рамках ведомствен­ного, а также регионального нормотворчества.

При равенстве баллов у нескольких кандидатов решение кон­курсной комиссии принимается открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.

studfiles.net

Замещение - должность - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Замещение - должность

Cтраница 1

Замещение должностей специалистов и руководителей на конкурсной основе осуществляется в соответствии с Рекомендациями о порядке избрания советов трудовых коллективов, проведения выборов руководителей и конкурсов на замещение должностей специалистов государственных предприятий ( объединений), утв.  [1]

Замещение вакантных научно-педагогических должностей ( исключая должность профессора и главного научного сотрудника) производится путем избрания их по конкурсу на совете факультета с последующим заключением контракта. Решению совета предшествует обсуждение претендентов на заседании научно-педагогического состава кафедры. Решение совета факультета о конкурсном отборе принимается тайным голосованием. После первоначального избрания научно-педагогического работника на вакантную должность конкурсный отбор проводится через каждые пять лет.  [2]

Замещение должностей учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала высшего учебного заведения и его учебных, научных и производственных подразделений производится приказом по высшему учебному заведению ( или соответствующему подразделению) в соответствии со штатным расписанием.  [3]

Для замещения руководящих и инженерно-технических должностей требуется высшее и среднее специальное образование в соответствии с требованиями МПС.  [4]

Формами открытого замещения должностей руководителей являются выборность и конкурс.  [5]

К замещению должностей, связанных с обслуживанием сложных агрегатов, установок и механизмов или с выполнением других ответственных и опасных работ, могут допускаться только лица, прошедшие специальную подготовку ( обучение), после проверки их знаний квалификационной комиссией предприятия и выдачи им соответствующего удостоверения.  [6]

К замещению должностей, связанных с обслуживанием сложных агрегатов, установок и механизмов или с выполнением других ответственных и опасных работ, могут допускаться только лица, прошедшие специальную подготовку ( обучение), после проверки их знаний квалификационной комиссией предприятия и выдачи им соответствующего удостоверения.  [7]

К замещению должностей, связанных с обслуживанием сложных агрегатов, установок и механизмов или с выполнением других ответственных и опасных работ, могут допускаться только лица, прошедшие специальную подготовку ( обучение), после проверки их знаний квалификационной комиссией предприятия и выдачи им соответствующего удостоверения со сроком действия 1 год.  [8]

К замещению должностей, связанных с обслуживанием сложных агрегатов, установок и механизмов или с выполнением других ответственных и опасных работ, могут допускаться только лица, прошедшие специальную подготовку ( обучение), после проверки их знаний квалификационной комиссией предприятия и выдачи им соответствующего удостоверения.  [9]

К замещению должностей, связанных с обслуживанием сложных агрегатов, установок, и механизмов или с выполнением других ответственных и опасных работ, могут допускаться только лица, прошедшие специальную подготовку ( обучение), после проверки их знаний квалификационной комиссией предприятий и выдачи им соответствующего удостоверения.  [10]

К замещению должностей, связанных с обслуживанием сложных агрегатов, установок и механизмов или с выполнением других ответственных и опасных работ, могут допускаться только лица, прошедшие специальную подготовку ( обучение), после проверки их знаний квалификационной комиссией предприятия и выдачи им соответствующего удостоверения.  [11]

К замещению должности инженера по охране труда допускаются лица, имеющие диплом о присвоении квалификации инженера по охране труда или стаж работы в этой должности ( специальности) не менее одного года. Лица, впервые вступившие в должность инженера по охране труда и не имеющие соответствующего диплома или стажа, должны пройти обучение по безопасности труда по специальным программам на курсах при институтах и факультетах повышения квалификации или других учреждений до исполнения должностных функций.  [12]

К замещению должности инженера по охране труда допускаются лица, имеющие диплом о присвоении квалификации инженера по охране труда ( пожарной безопасности) или стаж работы в этой должности ( специальности) не менее одного года. Лица, впервые вступившие в должность инженера по охране труда ( пожарной безопасности) и не имеющие соответствующего диплома или стажа, должны пройти обучение по безопасности труда ( пожарной безопасности) по специальным программам на курсах при институтах и факультетах повышения квалификации или других учреждений до исполнения должностных функций.  [13]

К замещению должности инженера по охране труда допускаются лица, имеющие диплом о присвоении квалификации инженера по охране труда или стаж работы в этой должности ( специальности) не менее одного года. Лица, впервые вступившие в должность инженера по охране труда и не имеющие соответствующего диплома или стажа, должны пройти обучение по безопасности труда по специальным программам на курсах при институтах и факультетах повышения квалификации или других учреждений до исполнения должностных функций.  [14]

При замещении должностей научно-педагогических работников заключению трудового договора ( контракта) предшествует конкурсный отбор.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Замещение должности: порядок оформления

Движение кадров - естественный процесс для любого производства: работники болеют, уходят в отпуск, скоропостижно увольняются. Чаще всего на выручку приходят собственные сотрудники фирмы. Как в таком случае оформить совмещение должностей? Какие доплаты положены при выполнении такой работы?

Трудовой кодекс

В любой организации люди уходят в отпуск, на больничный, ездят в командировки – это аксиома. Но фирма должна работать непрерывно независимо от того, что происходит в штате. Трудовым Кодексом предполагается возможность переложить исполнение обязанностей на другого специалиста либо без освобождения от работы, определенной трудовым договором (ст. 60.2, ст. 151), либо оформлением временного перевода на другую должность, по соглашению сторон на срок до одного года или в особых случаях без согласия на срок до одного месяца (ст. 72.2).

На основании заключенного соглашения руководитель издает приказ о временном исполнении обязанностей, который также подписывается работником.

Желательно заранее сформировать документ, регламентирующий технологию работы за другого специалиста и гонорар за нее. Это может быть как составная часть Положения об оплате труда, так и отдельное Положение о замещении, совмещении и переработках. Тогда не придется думать, кому из оставшихся сотрудников поручать дополнительную работу. Кроме этого возможны и другие варианты закрыть брешь в производственном процессе. Можно «догрузить» аналогичной или другой работой коллег отсутствующего специалиста, допускается также временный перевод, есть и еще один вариант – оформить внутреннее совместительство.

Положение о замещении

В статье 60.2 ТК говорится «...для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по такой же профессии (должности) путем расширения зон обслуживания и/или увеличения объема работ, так и по другой – путем совмещения профессий (должностей)». По отношению к рабочим речь идет о совмещении профессий, а по отношению к служащим – о совмещении должностей.

Обязательное условие – письменное согласие сотрудника, закрепленное в виде соглашения сторон. В документе нужно обязательно оговорить 4 параметра:

- Период действия. Начало всегда определено, а вот окончание совмещения может быть неизвестно, например, в случае замещения заболевшего работника. Обратите внимание: обе стороны имеют право досрочно расторгнуть соглашение с письменным предупреждением не позднее чем за 3 рабочих дня.

- Содержание работы. При небольшом объеме выполнять функции отсутствующего специалиста может один человек, если же временные затраты на замещение значительны, будет правильнее распределить обязанности между несколькими сотрудниками.

- Объем работы.

Желательно заранее сформировать документ, регламентирующий технологию работы за другого специалиста и гонорар за нее. Это может быть как составная часть Положения об оплате труда, так и отдельное Положение о замещении, совмещении и переработках.

- Оплата труда. Размер гонорара законом не ограничивается и устанавливается самими сторонами (ст. 151 ТК РФ). Это может быть как твердая сумма, так и процент от оклада основной или замещаемой должности, который рассчитывается пропорционально отработанному времени.

На основании заключенного соглашения руководитель издает приказ о временном исполнении обязанностей, который также подписывается работником. Однако, если новые трудовые функции сотрудника связаны с материальными ценностями, с ним нужно заключить договор о полной материальной ответственности (ст. 242-244 ТК РФ).

Имейте в виду: судьи практически всегда отказывают в жалобах на невыплату вознаграждения за дополнительную работу при отсутствии письменных соглашений. Например, так поступил Верховный суд Республики Коми в апелляционном определении от 20 сентября 2012 года по делу № 33-4083/11 и Мосгорсуд в постановлении от 20 марта 2012 года по делу 33-8554.

Уход в декрет

При долгосрочном отсутствии работника, например, по причине отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет, соглашение о временном переводе будет основано на части 1 статьи 72.2 ТК РФ. Согласно которой замещение будет длиться до выхода отсутствующего сотрудника на работу. Если по окончании срока перевода прежняя работа работнику не возвращена и он не потребовал ее предоставления, а продолжает трудиться на прежней должности, то соглашение о временном характере перевода утрачивает силу и он считается постоянным.

Учтите, что мама малыша имеет право прервать отпуск в любое удобное для нее время и вернуться на свое место, которое сохраняется за ней в соответствии с законом. В таком случае замещающему ее специалисту должна быть предоставлена прежняя работа, не забудьте его уведомить, это требование обязательно.

Дата публикации: 07 Февраля 2013, 13:00

www.raschet.ru

Замещение должностей специалистов - Энциклопедия по экономике

Замещение должностей специалистов  [c.441]

См. Рекомендации о порядке избрания советов трудовых коллективов, проведения выборов руководителей и конкурсов на замещение должностей специалистов государственных предприятий (объединений). Ц Экономическая газета. 1988. № 9. С. 17.  [c.85]

Анализ данных о повышении квалификации и образования кадров позволяет установить определенные закономерности в развитии этого процесса, а именно темпы замещения должностей ИТР специалистами с высшим и средним специальным образованием, темпы роста численности рабочих с высшим образованием, изменение соотношений работающих, обучающихся в различных учебных заведениях и на курсах.  [c.220]

Профессионально-квалификационное разделение труда руководителей, специалистов и служащих основывается на распределении обязанностей и разграничении ответственности между работниками с учетом занимаемой должности, степени сложности поручаемых работ, уровня профессиональных знаний, требуемых для их выполнения и замещения должностей, специальности и квалификации в целях обеспечения высокой эффективности труда каждого работника. Для успешного проведения этой работы на предприятиях используется Единый квалификационный справочник должностей служащих, в котором для каждой должности определен круг обязанностей, указано, что должен знать работник, установлены квалификационные требования (образование и опыт работы).  [c.42]

Внутренние источники — это люди, работаю-щие в организации. В ряде стран, например Японии, при появлении вакансий в аппарате управления принято вначале объявлять внутренний конкурс на замещение должности из числа своих сотрудников и только затем, в случае отрицательных результатов, приглашать к участию в конкурсе специалистов со стороны. Считается, что это улучшает моральный климат в коллективе, укрепляет веру сотрудников в свою организацию. При работе с резервом во всех крупных фирмах существуют так называемые матрицы перемещений, в которых находит отражение настоящее положение каждого руководителя, его возможные перемещения и степень готовности к занятию следующей должности (гостов занять немедленно через год, через два года, но для этого необходимо повышение квалификации в определенных областях и т. д.)1.  [c.222]

Анализ состава, деловых качеств специалистов предприятия с целью их рациональной расстановки, подбора кадров на замещение должностей, входящих в номенклатуру руководителя предприятия, создания соответствующих условий для творческой деятельности, повышения образовательного и квалификационного уровня.  [c.387]

В республиканских министерствах (ведомствах) резерв кадров создается по основной и по учетно-контрольной номенклатуре руководящих должностей. В состав резерва основной номенклатуры включаются специалисты, рекомендуемые для замещения должностей, на которые ранее, до введения выборов и конкурса, назначение производилось постановлениями коллегий или приказами министерств и ведомств. В состав же резерва кадров номенклатуры объ-  [c.287]

Все большую остроту приобретает вопрос о базовом образовании руководителей. У большинства руководящих хозяйственных кадров промышленности таковым является техническое образование, и соответственно до настоящего времени резерв для замещения должностей руководителей объединений и предприятий подбирается в основном из специалистов инженерно-технического профиля — технологов, конструкторов, механиков и др. В результате на должностях линейных руководителей почти полностью отсутствуют специалисты, имеющие экономическое или инженерно-экономическое образование.  [c.295]

К примеру, в соответствии с типовой номенклатурой должностей, подлежащих замещению дипломированными специалистами, утвержденной приказом по Министерству угольной промышленности СССР, в службе кадров могут работать специалисты ведущего профиля производства либо экономисты и юристы. В условиях отсутствия профессии кадровика такой подход правомерен, однако его реализация встречает определенные трудности. Одна из них — в намного меньшем (по сравнению с оплатой труда специалистов) должностном окладе работников службы кадров, которые, будучи отнесены к категории служащих, не пользуются льготами, предусмотренными для инженерно-технических работников. Во многих хозяйственных системах вообще исходят из посылки, будто работа с кадрами практически по плечу каждому грамотному работнику.  [c.347]

На основании собеседований, а также представленных документов комиссия производит оценку кандидатов на замещение должности с точки зрения наличия у них необходимого опыта работы, уровня образования, соответствия их специальности и квалификации предъявляемым требованиям по данной должности, а также с учетом мнения трудового коллектива о кандидатах. Кандидатам, которые отвечают этим условиям, комиссия вправе предложить разработать рефераты по проблемам, связанным с их будущей работой, в целях выявления их компетентности как специалистов (25, п. 30). В результате изучения деловых качеств претендентов конкурсная комиссия принимает решение путем открытого или тайного голосования большинством голосов о рекомендации того или иного лица на замещение вакантной должности, по которой был объявлен конкурс. При равенстве голосов принимается решение, за которое проголосовал председатель конкурсной комиссии (25, п. 31).  [c.497]

Должностная инструкция является описанием основных функций, которые должен выполнять работник, занимающий данную должность. Поэтому при использовании должностной инструкции для оценки кандидатов на замещение вакантной должности специалист должен определить, насколько данный кандидат способен выполнять эти функции. Сделать это довольно сложно, в особенности для человека, незнакомого со спецификой работы на вакантной должности (сотрудника отдела человеческих ресурсов). Чтобы облегчить процесс подбора кандидатов, многие организации стали создавать (в дополнение к должностным инструкциям, а в последнее время, вместо них) документы, описывающие основные характеристики, которыми должен обладать сотрудник для успешной работы в данной должности - квалификационные карты и карты компетенции (портреты или профили идеальных сотрудников).  [c.105]

Следует отметить, что демократизация порядка замещения должностей руководителей и специалистов не способна автоматически привести к повышению качества кадров и тем более качества самой работы с кадрами, особенно процессов подбора кадров. Напротив, демократизация этих процессов требует как от руководящих органов, ответственных за работу с кадрами, так и от коллективов более серьезного отношения к определению меры пригодности конкретного человека к выполнению должностных обязанностей.  [c.6]

Для организации проведения выборов совместным решением совета трудового коллектива и администрации на предприятии может создаваться конкурсная комиссия. В ее состав, как правило. включаются представители совета трудового коллектива, администрации, партийной, профсоюзной и других общественных организаций, а также передовые рабочие, научные работники, ведущие специалисты своего и других предприятий, организаций и вышестоящих органов управления. Конкурсная комиссия знакомится с кандидатами на замещение должностей руководите лей, изучает их деловые, политические, профессиональные, моральные и другие качества.  [c.46]

Участвовать в работе по аттестации специалистов и конкурсным замещениям должностей научных работников.  [c.413]

Изучение деловых качеств специалистов предприятия с целью подбора кадров на замещение должностей, входящих в номенклатуру руководителя предприятия, создания резерва на выдвижение.  [c.192]

За первые три года одиннадцатой пятилетки здесь повысили квалификацию около 80 специалистов химической промышленности, зачисленных по согласованию с местными партийными, организациями в резерв на замещение должностей директоров, главных инженеров и заместителей директоров предприятий и организаций.  [c.142]

В этой связи невольно обращает внимание то обстоятельство, что до настоящего времени резерв для замещения должностей руководителей объединений и предприятий подбирается почти исключительно из главных инженеров. Вряд ли это можно признать обоснованным во всех случаях, хотя в исторической ретроспективе истоки такого подхода очевидны. С позиций современных нужд хозяйственных систем не менее, а скорее всего даже более целесообразно при создании кадрового резерва решительнее ориентироваться на специалистов с экономической подготовкой, которые уже в силу особенностей своей профессии обязаны обладать широким кругозором, отличаются пониманием комплексного характера задач, стоящих перед хозяйственными системами, и наиболее результативных путей их реализации.  [c.219]

Стаж практической работы, необходимый для замещения специфических должностей, устанавливается с учетом требований для замещения должностей с аналогичными либо близкими по характеру и содержанию работами, квалификационные характеристики которых вошли в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Так, например, требования к стажу работы для замещения должностей главных специалистов (главного сталеплавильщика, главного строителя кораблей, главного горняка и т.п.) устанавливаются на уровне требований, предъявляемых к главному инженеру, главному технологу и др.  [c.55]

Составляющая дополнительной потребности на развитие производства (прирост количества должностей, подлежащих замещению специалистами) обусловливается, как правило, ростом масштабов производства, уровнем технического перевооружения, удельным весом новейшей техники и технологии, электро- и энерговооруженностью труда и другими факторами. Воздействие этих факторов учитывается с помощью оценки динамики насыщенности предприятий специалистами с высшим и средним специальным образованием. Дополнительная потребность в дипломированных кадрах на возмещение естественного выбытия (уход на пенсию, смерть и др.) определяется на основе анализа данных прошедших лет путем умножения количества должностей, подлежащих замещению специалистами, на среднегодовой коэффициент выбытия работников. При этом учитывается влияние социально-демографических факторов, которые определяются особенностями распределения специалистов по возрасту, полу и другим признакам в рамках профессиональных групп. Дополнительная потребность в специалистах на частичную замену практиков рассчитывается исходя из наличия практиков на должностях специалистов в базовом году и задач совершенствования кадрового состава.  [c.70]

Обеспечение требуемой численности дипломированных специалистов может происходить за счет выпускников высших и средних специальных учебных заведений (молодых специалистов), направленных по прямым договорам предприятий с учебными заведениями планомерного перевода работников, обучающихся на вечерних и заочных отделениях высших и средних специальных учебных заведений, на должности, требующие замещения дипломированными специалистами конкурсного набора дипломированных кадров самим предприятием и других организационных форм привлечения дипломированных кадров. Кроме того, в связи с совершенствованием структуры управления предприятием, повышением технической оснащенности труда, совмещением должностей и функций и т.п. выявляется возможность высвобождения  [c.70]

Должностные обязанности. Возглавляет работу по обеспечению предприятия кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с уровнем и профилем полученной ими подготовки и деловых качеств. Руководит разработкой перспективных и годовых планов комплектования предприятия кадрами с учетом перспектив его развития, изменения состава работающих в связи с внедрением новой техники и технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, а также пуском производственных объектов. Участвует в работе по прогнозированию и определению потребности в кадрах на основе планов экономического и социального развития предприятия. Принимает трудящихся по вопросам найма, увольнения, перевода, контролирует расстановку и правильность использования работников в подразделениях предприятия. Обеспечивает прием, размещение и расстановку молодых специалистов и молодых рабочих в соответствии с полученной в учебном заведении профессией и специальностью, совместно с руководителями подразделений и общественными организациями осуществляет проведение их стажировки и воспитательной работы. Систематически изучает деловые качества и другие индивидуальные особенности специалистов предприятия с целью подбора кадров на замещение должностей, входящих в номенклатуру руководителя предприятия, и создания резерва на выдвижение, осуществляет контроль за его обновлением и пополнением, способствует формированию состава кадров руководителей из утвержденного резерва. Участвует в организации повышения квалификации специалистов, зачисленных в резерв, и подготовке их к работе на руководящих должностях. Принимает участие в аттестации, в разработке мероприятий по реализации рекомендаций аттестационных комиссий, определяет круг специалистов, подлежащих очередной и повторной аттестации, обеспечивает подготовку необходимых документов. Организует своевременное оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями, инструкциями и приказами руководителя предприятия, учет личного состава, выдачу справок о настоящей и прошлой трудовой деятельности трудящихся, хранение и заполнение трудовых книжек и ведение установленной документации по кадрам, а также подготовку материалов для представления рабочих и служащих к поощрениям и награждениям. Совместно с комитетом профсоюза обеспечивает подготовку документов, необходимых для назначения пенсий работникам предприятия и их семьям, а также представления их в орган социального  [c.68]

Положение о формировании и подготовке резерва (регулирует порядок формирования и подготовки резерва на замещение должностей руководителей и специалистов)  [c.266]

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ КАРЬЕРЫ. Планирование карьеры представляет собой разработку наиболее вероятной системы замещения должностей для конкретного руководителя или специалиста за время его работы. Передвижение осуществляется в рамках схемы замещения должностей должностной рост и ротация. Должностной рост — это замещение должности более высокого уровня по сравнению с ранее занимаемой. Ротация — это назначение работника ("по горизонтали") на должность одного должностного уровня, как правило, с дополнительными мотивациями морального и материального порядка.  [c.84]

Возглавляет работу по обеспечению предприятия кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с уровнем и профилем полученной ими подготовки и деловыми качествами. Руководит разработкой перспективных и годовых планов комплектования предприятия кадрами с учетом перспектив его развития, изменения состава работающих в связи с внедрением новой техники и технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, а также пуском производственных объектов. Участвует в работе по прогнозированию и определению потребности в кадрах на основе планов экономического и социального развития предприятия. Принимает трудящихся по вопросам найма, увольнения, перевода контролирует расстановку и правильность использования работников в подразделениях предприятия. Обеспечивает прием, размещение и расстановку молодых специалистов и молодых рабочих в соответствии с полученной ими в учебном заведении специальностью совместно с руководителями подразделений организует проведение их стажировки и воспитательной работы. Систематически изучает деловые качества и другие индивидуальные особенности специалистов предприятия с целью подбора кадров на замещение должностей, входящих в номенклатуру руководителя предприятия, и создания резерва на выдвижение осуществляет контроль за его обновлением и пополнением способствует формированию состава руководящих кадров из утвержденного резерва, обеспечивает повышение квалификации специалистов, зачисленных в резерв, и подготовку их к работе на руководящих должностях. Принимает участие в разработке мероприятий по реализации рекомендаций аттестационных комиссий определяет круг специалистов, подлежащих очередной и повторной аттестации обеспечивает подготовку необходимых документов. Организует своевременное оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии  [c.43]

В резерве каждой номенклатуры соответствующий руководитель определяет права и обязанности должностных лиц, ответственных за формирование и подготовку резерва руководящих кадров. Так, в условиях промышленного предприятия начальник участка отвечает за качественный отбор, расстановку и использование специалистов на должностях мастеров начальник цеха лично ответствен за своевременное и качественное замещение должностей начальников участков директор завода несет ответственность за создание резерва начальников цехов и их заместителей. Непосредственную работу по планированию и организации формирования, подготовки и воспитания резерва руководящих кадров осуществляют заместитель руководителя организации (предприятия) по кадрам, а также кадровые службы.  [c.157]

При подготовке и проведении кампании по избранию совета трудового коллектива полезно руководствоваться утвержденными Госкомтрудом СССР и Секретариатом ВЦСПС Рекомендациями о порядке избрания советов трудовых коллективов, проведения выборов руководителей и конкурсов на замещение должностей специалистов государственных  [c.763]

Рекомендации о порядке избрания советов трудовых коллективов, проведения выборов руководителей и конкурсов на замещение должностей специалистов государственных предприятий (объединений). Утверждены постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 8 февраля 1988 г. — Бюллетень Госкомтруда СССР, 1988, № 6, с. 8.  [c.771]

Деятельность и порядок избрания СТК предприятия и его структурных подразделений (производств, цехов, участков, служб) регламентируются статьей 7 Закона СССР о государственном предприятии (объединении) и опираются на соответствующие положения, разрабатываемые на предприятии на основе постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 8 февраля 1988 г. № 174, которым утверждены Рекомендации о порядке избрания советов трудовых коллективов, проведения выборов руководителей и конкурсов на замещение должностей специалистов государственных предприятий (объединений). Согласно указанным рекомендациям в подрядных коллективах цехов (участков) и функциональных служб их руководители могут быть избраны председателями советов трудовых (подрядных) коллективов.  [c.13]

Перечень должностей руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, подлежащих аттестации, утвержден ГКНТ СССР и Госкомтрудом СССР по согласованию с ВЦСПС 22 октября 1979 г. (БНА. 1980. № 8) (см. также Аттестация ответственных работников аппарата советских органов Выборность руководителей Замещение должностей специалистов и руководителей на конкурсной основе).  [c.15]

Госкомтруд СССР и Секретариат ВЦСПС пост, от 8 февраля -488 г. (Бюллетень Госкомтруда СССР, I988. № 6) утвердили разработанные на основе Закона СССР о государственном предприятии (объединении) Рекомендации о порядке избрания советов трудовых коллективов, проведения выборов руководителей и конкурсов на замещение должностей специалистов государственных предприятий (объединений). В соответствии с Рекомендациями совет 1р Ю(юго коллектива предприятия с учетом особенностей производства определяет конкретные даты проведения выборов по определенным должностям, подлежащим замещению на выборной основе.  [c.45]

Замещение должностей специалистов и руководителей на конкурсной основе осуществляется в соответствии с Рекомендациями о порядке избрания советов трудовых коллективов, проведения выборов руководителей и конкурсов на замещение должностей специалистов государственных предприятий (объединений), утв. пост. Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 8 ф ев-раля 1988 г. (Бюллетень Госкомтруда СССР. 1988. № 6).  [c.80]

Разработанные Госкомтрудом СССР и ВЦСПС Рекомендации о порядке избрания советов трудовых коллективов, проведения выборов руководителей и конкурсов иа замещение должностей специалистов государственных предприятий (объединений) предусматривают, что перечень конкретных должностей руководителей, подлежащих замещению, и сроки проведения выборов может устанавливать совет трудового коллектива. Выборы рекомендуется проводить в два этапа 1) проведение конкурсного отбора кандидатов 2) избрание кандидатов, отобранных конкурсной комиссией.  [c.67]

ПРОФЕССОР — 1)высшее ученое звание преподавателя вуза 2) физ. лицо, которому в установленном порядке присвоено это ученое звание 3)должность, на которую по конкурсу в вузе может быть избрано физ. лицо при соответствии установленным требованиям. В Федеральном законе РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ говорится, что в РФ устанавливаются ученые звания П. и доцента. Ученое звание П. может быть присвоено лицу, имеющему, как правило, ученую степень доктора наук, ведущему преподавательскую, научную и методическую работу в области высшего и послевузовского профессионального образования (п. 2 ст. 22). В ст. 20 этого Закона установлено, что в вузах предусматриваются профессорско-преподавательские должности декана факультета, заведующего кафедрой, П., доцента, преподавателя. Замещение должности П. производится по трудовому договору (контракту), заключаемому на срок до пяти лет, но заключению трудового договора (контракта) предшествует конкурсный отбор (п. 2 ст. 20). В "соответствии с Положением о присвоении ученых званий научно-педагогическим работникам образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 611 ученое звание П. по кафедре присваивается по результатам экспертизы аттестационных документов Министерством общего и профессионального образования  [c.289]

Д.и. — это описание основных функций, которые должен выполнять работник, занимающий данную должность. Поэтому при использовании Д.и. для оценки кандидатов на замещение вакантной должности специалист должен определить, насколько данный кандидат способен выполнять эти функции. Сделать это довольно сложно, особенно для человека, не знакомого со спецификой работы на вакантной должности (сотрудника службы управления персоналом). Чтобы облегчить процесс подбора кандидатов, многие организации стали создавать (в дополнение к Д.и., а в последнее время вмес-  [c.74]

На основании собеседований, а также представленных документов комиссия производит оценку кандидатов на замещение должности с точки зрения наличия у них необходимого опыта работы, уровня образования, соответствия их специальности и квалификации предъявляемым требованиям по данной должности, а также с учетом мнения трудового коллектива о кандидатах. Кандидатам, которые отвечают этим условиям, комиссия вправе предложить разработать рефераты по проблемам, связанным с их будущей работой, в целях выявленил их компетентности как специалистов.  [c.80]

В свое время Министерство легкой промышленности Таджикской ССР, ЦК ЛКСМ республики и Комсомольская правда объявили конкурс на замещение должностей начальников цехов Душанбинского хлопчатобумажного объединения. Решающим критерием пригодности к конкурсной должности служило оригинальное инженерное решение или деловое предложение по реконструкции цеха, поднятию отстающего участка до уровня передовых, совершенствованию организации труда и др. Внесенные предложения оценивались комиссией из специалистов объединения и министерства. Предварительно каждый участник конкурса получал возможность ознакомиться с техникой производства и работниками цехов, с их проблемами.  [c.197]

Требования к необходимому стажу работы для замещения кате-горируемых по оплате труда должностей специалистов (инженеров различных наименований, конструкторов одежды и обуви, маркшейдеров и др.) устанавливаются с учетом предусмотренных в общеотраслевых характеристиках инженерных должностей.  [c.55]

Штатное расписание, по которому определяется количество должностей необходимое для эффективной работы предприятия, рекомендуется обосновывать исходя из созданной и действующей нормативной базы (укрупненных нормативов численности служащих предприятий в целом и по функциям управления, нормативов соотношений численности служащих по категориям и должностным группам, нормативов централизации работ, норм управляемости и др.), а также результатов учета, аттестации и планирования рабочих мест руководителей и специалистов. Уровень образования (высшее или среднее специальное) и профиль подготовки (специальность) работников, которые могут занимать конкретные должности согласно штатному расписанию, определяются по номенклатур1 должностей, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием и Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих. Вопрос о замещении должностей, специфических для тех или иных промышленных предприятий, решается на основании соответствующих документов вышестоящих органов хозяйственного управления, регламентирующих требования к уровню специальной подготовки исполнителей.  [c.67]

Основным источником замещения должностей по иерархии управления в управленческих структурах предприятий, организаций и учреждений является должностной рост от младших должностей к старшим с учетом развития структурных подразделений, стажа работы и результатов ежегодных аттестаций руководителей и специалистов. Должности, начиная с заместителя начальника отдела и главного специалиста, как правило, замещаются по конкурсу. В линейных подразделениях продвижение руководителей в основном идет "по вертикали", но возможна и ротация на вновь создаваемые структуры на предприятия, находящиеся в предбанкротном состоянии. Должности специалистов замещаются путем роста в пределах штатного расписания от младших должностей к старшим и через систему кадрового резерва.  [c.84]

economy-ru.info

Замещение должностей руководителей.

Количество просмотров публикации Замещение должностей руководителей. - 93

В современных условиях возможно применение двух способов найма на должность руководителя предприятия˸ назначение и избрание. С назначенным или избранным на должность руководителем предприятия субъект собственности (в лице государственного органа, совета учредителей, правления акционерного общества и др.) заключает контракт (договор, соглашение), в котором определяются обязанности, права и ответственность руководителя, условия ᴇᴦο материального обеспечения и освобождения от занимаемой должности.

Уставом предприятия может предусматриваться инои̌ порядок замещения должностей руководящих работников, основанный на сочетании процедур назначения и избрания на должность. В частности, система конкурсного избрания и назначения руководителя. Самая простая и обычно используемая при этом схема избрания и назначения следующая˸

1) доведение сведений о вакантной должности до членов коллектива и возможных кандидатов;

2) работа конкурсной комиссии из представителей администрации и профсоюзной организации по изучению объективных данных каждого конкурсанта, исходя из степени соответствия качеств должностным и квалификационным требованиям;

3) представление объективных характеристик, а также программ конкурсантов на обсуждение в коллективе;

4) организация общего собрания (или собрания представителей), на котором происходит встреча коллектива с конкурсантами и обсуждение характеристик и программ, с вопросами к конкурсантам. Итоги собрания подводит голосование. Кандидат, набравший большее количество голосов, займет вакантную должность.

Такая схема должна быть реализована лишь при наличии заранее определенных и относительно устойчивых критериев выбора.

Конкурсная система избрания и назначения руководителя делает более обоснованным решение задачи замещения вакантной должности руководителя.

29. Организация процессов труда по управлению˸ понятие, задачи, классификация управленческих операций.

Процесс труда - это трудовая деятельность одного работника или группы работников, направленная на достижение поставленной цели.

Процесс управленческого труда представляет собой выполнение руководителям и, специалистами и служащими совокупности различных работ и операций по управлению деятельностью предприятия, ᴇᴦο подразделений и отдельных работников.

Организация процесса труда - это определение рационального содержания процесса труда, установление наиболее рациональных методов ᴇᴦο выполнения и технологическая регламентация процесса труда.

Процесс управления складывается из выполнения определенных функций управления. Каждая функция включает выполнение различных по содержанию видов работ, а виды работ, в свою очередь, состоят из управленческих операций. Поэтому содержание процесса управления определяется путем последовательного выделения по каждой функции управления входящих в нее работ, операций и их элементов.

referatwork.ru