Высшие органы законодательной власти РФ. Основы функционирования. Законодательные органы рф это


2.1. Структура законодательной власти Российской Федерации

Система государственной власти

Российской Федерации

    1. Структура законодательной власти Российской Федерации

    1. Характеристика исполнительной власти Российской Федерации

    2. Система судебной власти Российской Федерации

Законодательная власть в Российской Федерации представлена Фе­деральным Собранием, состоящим из двух палат: верхней — Совета Федерации, и нижней — Государственной Думы. Совет Федерации включает в себя по два представителя от субъекта федерации, делегируемых от исполнительной и законодательной власти. До 2001 г. в Совет Федерации входили президенты республик (губернаторы) и предсе­датели законодательных собраний регионов. В настоящее время в этот орган власти входят представители от территорий, осуществляющие свою деятельность на постоянной основе /2/. Представитель от законо­дательного органа власти субъекта федерации избирается законо­дательным органом власти субъекта федерации на весь период полномо­чий этого органа. Представитель в Совете Федерации от исполнительной власти назначается высшим должностным лицом субъекта федерации на срок его полномочий.

Реформирование Совета Федерации было выз­вано тем, что высшие должностные лица субъекта федерации, будучи занятыми в работе законодательного органа государственной власти, были вынуждены отвлекаться от своих непосредственных обязанно­стей, существенно ослабляя влияние государства в регионах. К ведению Совета Федерации относятся:

  • утверждение изменения границ между субъектами РФ;

  • утверждение указа Президента о введении чрезвычайного положения;

  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории РФ;

  • назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности;

  • назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Выс­шего арбитражного суда РФ;

♦ назначение на должность и освобождение от должности Генераль­ного прокурора РФ;

♦ назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной Палаты и половины состава ее аудиторов.

Компенсировать негативные последствия, связанные с уходом выс­ших должностных лиц регионов из Совета Федерации, был призван вновь созданный в 2000 г. орган — Государственный совет. Государ­ственный совет стал постоянно действующим совещательным органом при Президенте РФ, в сферу полномочий которого входит координа­ция федеральной политики в регионах, формирование перспективных направлений развития общества и государства в современных услови­ях. Государственный совет является совещательным органом, содей­ствующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Персональный состав Президиума Государственного совета, состоящий из семи глав исполнительной власти субъектов федерации, представляющих федеральные округа, определяется Президентом, периодически обновляется, сохраняя пре­емственность и единые принципы работы.

Государственная Дума формируется в ходе специальных выборов на основе мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

К ведению Государственной Думы относятся: выдача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Упол­номоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Механизм работы Федерального Собрания таков. Субъект законо­дательной инициативы разрабатывает законопроект и вносит его на рассмотрение в Государственную Думу. Отдельные вопросы, связанные с введением или отменой налогов, выпуском государственных займов, изменением финансовых обязательств государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. При голосовании за него большинством голосов от общего числа депутатов нижней па­латы законопроект в течение пяти дней передается на рассмотрение Совету Федерации, где он может быть поддержан большинством голосов либо отклонен. В случае отклонения законопроекта верхней палатой создается согласительная комиссия из представителей обеих палат для преодоления возникших противоречий. После чего законо­проект возвращается на повторное рассмотрение в Государственную Думу. Государственная Дума может провести закон и без поддержки Совета Федерации, если при повторном голосовании этот законопро­ект поддержит не менее двух третей от общего числа депутатов ниж­ней палаты. Принятый федеральный закон в течение пяти дней на­правляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Если глава государства в течение четырнадцати дней с момента поступления документа отклонит его, то обе палаты Федерального Собрания в установленном порядке вновь рассмотрят закон. Право президент­ского вето будет отклонено, если в поддержку ранее принятой редак­ции закона проголосует не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации. После этого Президент РФ обязан подпи­сать закон, который тут же должен быть опубликован, после чего всту­пает в законную силу.

Законодательные органы власти в субъектах федерации представ­ляют, как правило, однопалатный парламент, осуществляющий законо­творческую деятельность в соответствии со своими полномочиями, определенными законом. Значительную часть своих полномочий пред­ставительные органы власти субъектов федерации осуществляют в ре­жиме совместного ведения с государством. В то же время, как гласит ст. 73 Конституции РФ, «вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ве­дения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государ­ственной власти». Это положение Конституции по сути делегирует субъектам федерации значительные полномочия в сфере законотвор­чества при условии, что издаваемые субъектами РФ правовые акты не будут противоречить федеральному законодательству.

studfiles.net

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ - это... Что такое ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ?

 ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ (в демократических государствах) - государственные представительные учреждения, на которые конституцией в качестве основной функции возложено осуществление законодательной власти. Кроме того, З.о. обычно принадлежит право утверждения государственного бюджета и контроля за деятельностью органов исполнительной власти (правительства, президента и т.д.), а также некоторые иные полномочия: избрание (утверждение, смещение) определенного круга высших должностных лиц (судей, аудиторов счетных палат, омбудсманов и т.п.), ратификация международных договоров, объявление амнистии и др. В федерациях и некоторых децентрализованных унитарных государствах различаются общенациональные и региональные З.о. Так, в РФ З.о. являются Федеральное Собрание и представительные учреждения субъектов РФ (Государственный Совет в Татарстане, Законодательное собрание в Пензенской области, городская Дума в Москве).

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.

  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ДЕКРЕТЫ
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Смотреть что такое "ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ" в других словарях:

  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ — ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, государственные представительные учреждения, на которые конституцией (см. КОНСТИТУЦИЯ (основной закон)) в качестве основной функции возложено осуществление законодательной власти. Законодательным органам обычно принадлежит …   Энциклопедический словарь

  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ — высшие органы государственной власти, обладающие правом и уполномоченные принимать законы. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 …   Экономический словарь

  • законодательные органы — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN legislative аuthorities …   Справочник технического переводчика

  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ — в демократических государствах государственные представительные коллегиальные учреждения, на которые конституцией в качестве основной функции возложено осуществление законодательной власти. Кроме того, З.о. обычно наделены правом утверждения… …   Юридическая энциклопедия

  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ — высшие органы государственной власти, обладающие правом и уполномоченные принимать законы. В демократических государствах государственные представительные коллегиальные учреждения, на которые конституцией в качестве основной функции возложено… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • законодательные органы —    высшие органы государственной власти, обладающие правом и уполномоченные принимать законы …   Словарь экономических терминов

  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ — в демократических государствах государственные представительные коллегиальные учреждения, на которые конституцией в качестве основной функции возложено осуществление за конодательной власти …   Энциклопедия юриста

  • законодательные органы — (в демократических государствах) государственные представительные учреждения, на которые конституцией в качестве основной функции возложено осуществление законодательной власти. Кроме того, З.о. обычно принадлежит право утверждения… …   Большой юридический словарь

  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ (в демократических государствах) — государственные представительные учреждения, на которые конституцией в качестве основной функции возложено осуществление законодательной власти. Кроме того, З. о. обычно принадлежит право утверждения государственного бюджета и контроля за… …   Юридический словарь

  • История выборов в законодательные органы регионов России — по местным законам с 1993 по 2003. 1993 12 декабряРеспублика Тыва* 1 Народная партия Суверенной Тывы 50058 45,95 % 3 * 2 Тывинская региональная партия коммунистов 39517 36,28 % 2Мари Эл* Аграрная партия, 22,5 % 2, *КПРФ  13,1 % 1,* Марийская… …   Википедия

Книги

  • Децентрализованные органы и учреждения в системе исполнительной власти зарубежных государств, Пилипенко А.Н.. Представлен сравнительно-правовой анализ зарубежного опыта правового регулирования функциональной децентрализации, широко внедряемой во многих зарубежных государствах в качестве современного… Подробнее  Купить за 853 грн (только Украина)
  • Правоохранительные органы. Учебник для академического бакалавриата, Кириллова Н., Стойко Н.. Рассматриваются основные правоохранительные институты Российской Федерации, их системная организация, структура и компетенция. Раскрываются направления деятельности, задачи и функции судов,… Подробнее  Купить за 804 руб
  • Децентрализованные органы и учреждения в системе исполнительной власти зарубежных государств, Пилипенко А.Н.. Представлен сравнительно-правовой анализ зарубежного опыта правового регулирования функциональной децентрализации, широко внедряемой во многих зарубежных государствах в качестве современного… Подробнее  Купить за 710 руб
Другие книги по запросу «ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ» >>

dic.academic.ru

64 Законодательные органы современного российского государства

Органы законодательной власти – это Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти РФ.

Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа РФ и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти подразделяются на федеральные и региональные (субъектов Федерации).

Федеральным законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание Российской Федерации. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей России.

Все другие законодательные органы, функционирующие на территории РФ, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

Законодательные (представительные) органы власти республик в составе РФ

Законодательными органами власти республик в составе РФ являются их парламенты. Они избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года или пять лет. Их численный состав колеблется от 27 (Ингушетия и Калмыкия) до 130 депутатов (Татарстан). Порядок формирования и численный состав определяются конституциями этих республик и законами о выборах их парламентов в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Компетенция парламентов республик складывается из следующих основных групп полномочий: конституционное строительство, экономическое и социально-культурное строительство, а также внешние сношения.

В области конституционного строительства парламенты республик принимают конституции и вносят в них изменения и дополнения; принимают законы, кодексы и вносят в них изменения и дополнения; осуществляют контроль за соблюдением и исполнением конституций и других законов республик; принимают решения по вопросам государственного устройства; решают вопросы об изменении границ республик; принимают решения о проведении республиканских референдумов; назначают выборы депутатов и глав республик; утверждают структуры органов исполнительной власти; дают согласие на назначение прокуроров республик Генеральным прокурором РФ; назначают председателей национальных банков республик по согласованию с Центральным банком России и др.

В области экономического и социально-культурного строительства парламенты республик определяют внутреннюю политику республик; утверждают перспективные государственные планы, важнейшие республиканские программы экономического и социального развития; обсуждают и принимают государственные бюджеты республик и осуществляют контроль за их исполнением.

В области внешних сношений определяют международные связи республики; ратифицируют и денонсируют международные договоры.

Законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов

Являются думы, собрания ит.д. этих субъектов Федерации (например, Московская городская Дума, Законодательное собрание Тверской области, Псковское областное собрание и т.д.). Эти органы избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий депутатов не может превышать пяти лет.

Законодательные (представительные) органы регионов утверждают бюджет, принимают решения о введении или отмене налогов, сборов, пошлин и иных видов платежей, установлении льгот и преимуществ по налогам и платежам в бюджет; регулируют условия размещения займов, облигаций, лотерей; утверждают программы государственного, экономического, социального, культурного и национального развития; регулируют порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных доходов региона, заслушивают отчеты об их исполнении; регулируют порядок приватизации, владения, пользования, распоряжения и управления объектами собственности; утверждают региональные программы приватизации объектов региональной и муниципальной собственности; регулируют порядок предоставления и изъятия земельных участков под объекты федерального, межрегионального и регионального значения, использования иных природных ресурсов, охраны объектов природы; регулируют в соответствии с федеральным законом вопросы охраны и использования объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятников истории и культуры, расположенных на территории соответствующего региона; предоставляют дотации, субвенции, займы из средств бюджета действующим органам местного самоуправления.

Законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов осуществляют международные связи этих субъектов Российской Федерации, ратифицируют и денонсируют международные договоры и соглашения.

studfiles.net

Законодательные органы власти. Законодательным органом власти в РФ является...

Закон 4 сентября 2017

В Российской Федерации действует система разделения властей. Исполнительная, судебная и законодательная ветви равны между собой. Они обладают особой структурой и рядом установленных в законе полномочий. В этой статье будет рассказано про законодательные органы власти в РФ.

Характеристика системы

Чем занимается представительная ветвь власти в нашей стране? В соответствии с основным законом России, основной функцией законодательной системы является законотворчество. Это очень сложный и весьма продолжительный процесс, организуемый не только законодательной, но и судебной ветвью власти.

Центральным органом законодательной ветви власти является Парламент, именуемый Федеральным Собранием. В российской Конституции этому органу посвящена пятая глава. Это двухпалатная инстанция, в компетенцию которой входит назначение различных должностных лиц, взаимодействие с главой государства и, конечно же, законотворческая деятельность. Государственная дума, являющаяся нижней палатой, представляет собой выборный орган, а верхняя, Совет Федерации, косвенно формируемую инстанцию. О каждой из этих палат будет подробно рассказано далее.

Общая характеристика Государственной думы

Госдума является законодательным органом власти в РФ. Эта нижняя палата Собрания, состоящая из 450 депутатов, половина которых избирается напрямую одним туром. Депутатом Госдумы может быть только российский гражданин, достигший возраста 21 года. Деятельность Думы возглавляет председатель - сегодня это Вячеслав Володин.

Выборы в Госдуму назначаются главой государства раз в пять лет. Федеральный закон № 51-ФЗ от 2005 года закрепляет пропорциональную систему голосования, при которой избрание депутатов происходит пропорционально поданным федеральным спискам. Устанавливается избирательный порог. В 2017 году он составляет 5%.законодательным органом власти в рф является

Первая государственная дума появилась еще в 1905 году. Функционировала она до 23 февраля 1917 года. В Советской России работал Верховный Совет РСФСР, силой упраздненный в 1993 году. Указом Бориса Ельцина "О конституционной реформации в РФ" сформировался первый созыв нижней палаты Федерального собрания. Выборы в Госдуму состоялись 12 декабря 1993 года.

Видео по теме

Функции Государственной думы

В статье 103 основного закона России закрепляются полномочия Госдумы. Основными функциями нижней палаты законодательного органа власти в РФ являются:

  • решение проблемы доверия федеральному исполнительному органу РФ - Правительству;
  • предоставление Президенту согласия о вступлении на должность председателя федерального органа исполнительной власти;
  • ежегодное заслушивание отчетов федерального исполнительного органа РФ;
  • назначение на должность и снятие с должности председателя Центробанка, Счетной Палаты, а также уполномоченного по правам и свободам человека;
  • объявление государственной амнистии;
  • выдвижение обвинения против главы российского государства.

Наконец, стоит назвать самую важную функцию. Именно законотворчество законодательного органа власти в РФ является главной обязанностью нижней палаты.законодательный орган власти в рф по конституции 1993 г Представители Государственной думы формирует законопроекты, после чего передают их на всеобщее рассмотрение, состоящее из трех этапов. Большую роль здесь играет Совет Федерации, члены которого могут пропустить или не пропустить законодательную инициативу. Так, если проект все же проходит, то он передается на проверку Конституционному суду. В конце закон подписывает глава государства.

Структура Госдумы

Нижняя палата Собрания содержит в себе Аппарат - постоянно действующий орган, в обязанности которого входит финансовое, организационное, аналитическое, социально-бытовое и техническое обеспечение депутатской деятельности. С октября 2016 года руководителем Аппарата нижней палаты законодательного органа власти в РФ является Татьяна Геннадьевна Воронова.

Особую роль в Госдуме занимает и председатель. Это руководящее лицо в органе, обязанное осуществлять взаимодействие с судебной и исполнительной ветвями власти. Заместители председателя избираются путем голосования на заседании палаты. С октября 2016 года председателем Госдумы является член партии "Единая Россия" Вячеслав Викторович Володин.орган законодательной власти рф является

В составе Госдумы действуют комиссии и комитеты. В полномочия комитетов входит подготовка проектов, внесение предложений по модернизации законотворчества, анализ применения законов и прочее. Комиссий же в составе Госдумы всего шесть. Здесь стоит выделить счетные, антикоррупционные и этические инстанции.

Еще одним структурным элементом в составе нижней палаты законодательного органа власти в РФ является Совет Госдумы. Эта инстанция занимается планированием работы и разработкой законопроектов.

Общая характеристика верхней палаты

Органом законодательной власти в РФ является Совет Федерации - верхняя палата Собрания. Этот орган формируется косвенным путем - по два человека из каждого региона страны. При этом одного своего представителя посылает законодательный орган субъекта, а другого - исполнительный орган. Всего в Совете Федерации состоит 170 человек.орган законодательной власти рф является 1993

Неофициальное наименование Совфеда - "Палата регионов". Этот орган представляет интересы российских субъектов на федеральном уровне. Важнейшим принципом формирования верхней парламентской палаты является непартийность. Члены Совфеда не создают партийных объединений или особых фракций.

Президент не может распустить Совет Федерации. Заседания этого органа должны проводиться не менее двух раз в месяц. При этом обе палаты Федерального Собрания могут объединяться для заслушивания доклада главы государства.

Полномочия и структуры Совета Федерации

По Конституции 1993 г., законодательный орган власти в РФ является инстанцией с характером неприкосновенности. Неприкосновенность эта соблюдается в течение всего срока реализации полномочий. А о каких именно полномочиях идет речь? Необходимо обратиться к статье 102 основного государственного закона, в которой указывается следующее:

  • утверждение границ между регионами страны;
  • утверждение указа о введении ЧС или военного положения в стране;
  • назначение выборов главы государства РФ;
  • назначение на должность и снятие с нее Генерального прокурора РФ, заместителя руководителя Счетной Палаты, а также судей Конституционного или Верховного суда.законодательный орган власти в рф

Аппарат Совфеда состоит из руководителя и его заместителей. С 2008 года руководителем аппарата Совфеда является Владимир Валентинович Свинарев. Орган законодательный власти РФ является с 1993 г. непрерывно функционирующим.

Региональные представительные органы

Представительные органы российских регионов формируются путем тайного голосования. Большая часть членов органа баллотируется по единому округу пропорционально числу голосов, отданных за списки кандидатов. Число депутатов указывается в уставе региона страны.законодательный орган власти в рф это

Основные полномочия региональных законодательных органов власти в РФ - это, в первую очередь, законодательная инициатива. Помимо нее стоит выделить толкование законов, принятие устава или конституции субъекта, работа с региональной собственностью и многое другое.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Судебная власть: функции и понятие. Функции судебных органов власти в РФЗакон Судебная власть: функции и понятие. Функции судебных органов власти в РФ

Государство во все времена представляло собой специфическую структуру, основным элементом которой было население. Однако столь большое скопление людей требует постоянного надзора. В противном случае их деятельность по...

Кто осуществляет государственную власть в РФ?Новости и общество Кто осуществляет государственную власть в РФ?

Российская Федерация – это большое многонациональное государство, где множество религий, конфессий и народов сосуществуют под одним флагом. Поддержание здорового правового поля, порядка и развития в стране &ndas...

Что характеризует систему разделения властей в РФ?Закон Что характеризует систему разделения властей в РФ?

Ни одно государство не может существовать бесконтрольно, однако любая власть должна иметь четкую структуру, чтобы не заниматься сразу всем. Систему разделения властей в РФ характеризует Конституция, согласно ей, они д...

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет какой орган? Структура исполнительной власти РФ. Правительство РФЗакон Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет какой орган? Структура исполнительной власти РФ. Правительство РФ

После распада СССР в начале девяностых годов прошлого века образовалось независимое государство – Российская Федерация. Появился новый флаг, гимн и, самое главное, новая Конституция. В статье 10-й Основного зако...

Законодательная власть в Российской ФедерацииЗакон Законодательная власть в Российской Федерации

 Уже в самом понятии «законодательная власть» заложена одна из основных функций – законодательная. Кроме этой задачи, законодательная власть выполняет финансовую и контрольную функции. Ра...

Применение насилия в отношении представителя власти в Уголовном кодексе РФЗакон Применение насилия в отношении представителя власти в Уголовном кодексе РФ

В УК присутствует статья "Применение насилия в отношении представителя власти". В норме установлено наказание за посягательство на управленческую деятельность. В качестве дополнительного объекта преступления выступает...

Что такое органы исполнительной власти субъектов РФЗакон Что такое органы исполнительной власти субъектов РФ

Органы исполнительной власти субъектов РФ обладают разными названиями и имеют многогранную структуру. Наделены такими полномочиями местные административные и правительственные заведения, отраслевые и межотраслевые упр...

Регистрация иностранных граждан в РФ: законодательные нюансы Закон Регистрация иностранных граждан в РФ: законодательные нюансы

Вы решили перевезти вашу престарелую маму к себе из Украины? Хотите принять гостя – гражданина Германии? Сдаете квартиру иностранцам? Всё это может навлечь на вас неожиданный штраф, если вы не будете соблюдать Ф...

Система федеральных органов исполнительной власти в Российской ФедерацииЗакон Система федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации

В Российской Федерации господствует принцип разделения властей. В соответствии с Конституцией РФ государственная власть делится на судебную, исполнительную и законодательную. Каждая из них обладает своей компетенцией,...

«Звездная палата» - это один из органов судебной власти в Англии Образование «Звездная палата» - это один из органов судебной власти в Англии

Английское общество на протяжении всего своего существования уделяло много внимания осуществлению правосудия. Как и любой другой социальный институт, английский суд быстро реагировал на изменения в социальной среде жи...

monateka.com

структура и полномочия :: BusinessMan.ru

В Российской Федерации законодательные функции исполняет парламент. Он наделен соответствующими полномочиями Конституцией. Рассмотрим далее, какие высшие органы законодательной власти в него входят.

Структура

Парламент представляет собой коллегиальный избираемый либо частично назначаемый орган. Он представляет суверенитет всего населения страны, выражает его волю в форме законов. В структуру парламента входят следующие высшие органы законодательной власти Росссии: Совет Федерации и Госдума. При этом последняя выступает как представитель всего народа страны. В СФ отражается федеративный характер государственного устройства. Парламент - постоянно действующий институт. Он выступает как единый организм. Однако это не означает, что высшие органы законодательной власти РФ, входящие в него, действуют вместе. Конституция устанавливает, что заседания СФ и Госдумы проходят раздельно. Вместе с этим указанные палаты могут собираться вместе для заслушивания посланий главы страны, КС, а также докладов представителей зарубежных держав.

Предпосылки к образованию

Действующие сегодня высшие органы законодательной власти РФ пришли на смену прежним институтам. Ими выступали Съезд народных депутатов и Верховный Совет. Эти органы законодательной власти не смогли стать настоящим парламентом страны. Обусловлено это было тем, что полномочия, которые возлагала на них прежняя Конституция, противоречили действующим сегодня принципам государственного устройства.

Полномочия

Высшие органы законодательной власти РФ обладают исключительным правом принимать нормативные акты. Ни один ФЗ не может приниматься без рассмотрения СФ и Госдумы. При этом Конституция запрещает формировать какие-либо иные структуры, обладающие такими полномочиями. Высшие органы законодательной власти РФ в рамках своих полномочий могут оказывать влияние на внешнюю и внутреннюю политику страны. Осуществляется это воздействие посредством принятия ФЗ. Выполняя свои функции, эти институты не зависят от президента и судов. Однако между всеми этими структурами установлена тесная взаимосвязь.

Независимость

Высшие органы законодательной власти РФ не подчиняются никакому контролю исполнительных институтов. Они финансово независимы и самостоятельно определяют свои расходы. Последние фиксируются в бюджете. Федеральное собрание (СФ и Госдума) самостоятельно распоряжаются финансовыми средствами. Палаты парламента формируют вспомогательный аппарат. В его деятельность не могут вмешиваться исполнительные структуры. Высшие органы законодательной власти РФ сами определяют собственную организацию и порядок деятельности, руководствуясь при этом конституционными положениями. Никто не вправе вмешиваться в работу парламента. Этим обеспечивается действительное всесилие Федерального собрания, его самостоятельность и независимость.

Ограничения

При достаточно широких полномочиях существуют и ограничительные механизмы. Они выражены в следующих конституционных формах:

  1. Вето президента.
  2. Референдум (при его созыве могут быть одобрены законы и без участия парламента).
  3. Право главы страны на роспуск Госдумы в определенных случаях.
  4. Требование Конституции принимать финансовые законы исключительно после согласования с правительством.

Кроме этого, в качестве ограничителей законодательной власти в РФ выступают ратифицированные международные соглашения, юридическая сила которых выше ФЗ.

Совет Федерации

Он состоит из членов, которые представляют все субъекты страны. СФ призван выражать интересы существующих регионов. От каждого субъекта РФ в Совете Федерации присутствует по 2 представителя. СФ формируется путем избрания его членов. Кандидатом может являться гражданин РФ старше 30 лет. При этом он должен обладать избирательным правом. Представителями от регионов являются должностные лица законодательного и исполнительного органов субъекта.

Госдума

СФ имеет неразрывную связь со второй палатой парламента. Деятельность Госдумы и Совета Федераций по принятию законов выступает в качестве основной функции этих органов. Государственная дума образуется путем всеобщих выборов. В составе этого органа присутствует 450 депутатов. В качестве члена Госдумы может выступать гражданин страны, возраст которого не меньше 21 года. Он, как и кандидат в члены СФ, должен обладать избирательным правом.

Один и тот же человек не может одновременно быть в составе Совета Федерации и Государственной думы. Избрание депутатов осуществляется согласно партийным спискам. Для обеспечения надлежащей подготовки и последующего рассмотрения вопросов при Госдуме создается специальный совет. Он планирует работу и завершает формирование законопроектов, которые будут обсуждаться на заседаниях.

businessman.ru

Высшие органы законодательной власти РФ. Основы функционирования

Высшие органы законодательной власти РФ – это российский Парламент. Государственная Дума и Совет Федерации составляют Федеральное Собрание России. Согласно действующей Конституции, только один государственный институт располагает законодательными функциями. При этом если Госдума простым большинством голосов может принять законопроект, то Совету Федерации предоставлено право наложить вето (отклонить) на уже утвержденный нижней палатой Парламента федеральный закон или иной правовой документ. Иначе говоря, Совет Федерации своеобразно контролирует и направляет законодательную работу в нужное для государства русло. Делается это для того, чтобы по возможности снизить уровень политических разногласий и утвердить уже оптимальную, «тихую» редакцию того или иного законопроекта.

Высшие органы законодательной власти РФ

Формирование

Высшие органы законодательной власти РФ – это представительные органы власти. Однако практика формирования депутатского состава Государственной Думы и сенаторов Совета Федерации различается между собой. Госдума избирается посредством тайного голосования на всеобщих парламентских выборах. Сейчас укоренилась пропорциональная система, предлагающая голосование за партийные списки. Депутатские места распределяются в соответствии с окончательными официальными итогами голосования. Абсолютным победителем считается политическая сила, набравшая 50% плюс 1 голос. В последнее время 2/3 думских мест контролируется «Единой Россией».

Законодательный орган государственной власти субъекта РФ

В то же время в состав Совета Федерации включены представители как регионов (по два от каждого субъекта федерации), так и делегаты от исполнительной и судебной системы. Сенаторы не избираются народом, Законодательная власть Российской Федерации, иными словами, оказывается одновременно соподчиненной и народу, и административной бюрократии.

Функционирование и голосование

Высшие органы законодательной власти РФ принимают решения в соответствии с правилами, установленными законодательными и регламентными нормами. Сначала Государственная Дума формирует фракции, куда попадают представители победивших партий и сочувствующие. Затем избирается руководство нижней палаты, на которое возлагается обязанность модерировать законодательный процесс, а также согласовывать свои действия с остальными властными структурами. Принятыми законопроектами считаются те документы, в поддержку которых получено 50% плюс 1 депутатский голос. По тому, как проходит голосование, можно сразу определить, какие фракции выступают в поддержку принимаемого решения, а какие – нет. После этого свое слово берет Совет Федерации, оценивающий законопроект с точки зрения и политической, и государственной целесообразности. Если внутри Федерального Собрания все позиции были предварительно согласованы, то документ поддерживается безоговорочно и уже затем поступает на подпись Президенту.

Законодательная власть Российской Федерации

Принципиально важно, что высшие органы законодательной власти РФ не выполняют функции реализации принятых законов. Данные функции выполняет бюрократический и административный аппарат. Однако Госдума вправе формировать или инициировать создание новых федеральных структур, которым предоставляются регулятивные и контролирующие функции.

Региональный уровень

Законодательный орган государственной власти субъекта РФ обычно выполняет функции по утверждению местных конституционных норм (Уставов), принимает региональный бюджет, другие регуляторные акты регионального значения. Формируется на всеобщих местных выборах. Количество депутатов варьируется в зависимости от численности населения республики, края, области. Инструментально подчиняется единой системе государственной власти.

fb.ru

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ - это... Что такое ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ?

 ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ЗАКОНОДА́ТЕЛЬНЫЕ О́РГАНЫ, государственные представительные учреждения, на которые конституцией (см. КОНСТИТУЦИЯ (основной закон)) в качестве основной функции возложено осуществление законодательной власти. Законодательным органам обычно принадлежит право утверждения государственного бюджета и контроля за деятельностью органов исполнительной власти (правительства, президента), а также полномочия избрания (утверждения, смещения) определенного круга высших должностных лиц (судей, аудиторов счетных палат, омбудсманов), ратификации международных договоров, объявление амнистии. В федерациях и децентрализованных унитарных государствах различают общенациональные и региональные законодательные органы. В Российской Федерации законодательными органами являются Федеральное Собрание и представительные учреждения субъектов Российской Федерации, например Государственный совет в Татарии, Законодательное собрание в Пензенской области, Городская дума в Москве. Высшим органом законодательной власти является парламент, в Российской Федерации — Федеральное Собрание. Объем полномочий законодательного органа зависит от формы правления. В парламентских государствах исполнительная власть несет ответственность перед законодательной властью. В президентских республиках законодательная власть принимает только законы, но отчасти обладает правом контроля за исполнительной властью. Законодательные органы формируются путем выборов, в Российской Федерации они не образуют единую иерархическую систему, как это было характерно ранее для Советов. Специфической формой работы законодательных органов являются сессии и слушания.

Энциклопедический словарь. 2009.

  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Смотреть что такое "ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ" в других словарях:

  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ — высшие органы государственной власти, обладающие правом и уполномоченные принимать законы. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 …   Экономический словарь

  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ — (в демократических государствах) государственные представительные учреждения, на которые конституцией в качестве основной функции возложено осуществление законодательной власти. Кроме того, З.о. обычно принадлежит право утверждения… …   Юридический словарь

  • законодательные органы — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN legislative аuthorities …   Справочник технического переводчика

  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ — в демократических государствах государственные представительные коллегиальные учреждения, на которые конституцией в качестве основной функции возложено осуществление законодательной власти. Кроме того, З.о. обычно наделены правом утверждения… …   Юридическая энциклопедия

  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ — высшие органы государственной власти, обладающие правом и уполномоченные принимать законы. В демократических государствах государственные представительные коллегиальные учреждения, на которые конституцией в качестве основной функции возложено… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • законодательные органы —    высшие органы государственной власти, обладающие правом и уполномоченные принимать законы …   Словарь экономических терминов

  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ — в демократических государствах государственные представительные коллегиальные учреждения, на которые конституцией в качестве основной функции возложено осуществление за конодательной власти …   Энциклопедия юриста

  • законодательные органы — (в демократических государствах) государственные представительные учреждения, на которые конституцией в качестве основной функции возложено осуществление законодательной власти. Кроме того, З.о. обычно принадлежит право утверждения… …   Большой юридический словарь

  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ (в демократических государствах) — государственные представительные учреждения, на которые конституцией в качестве основной функции возложено осуществление законодательной власти. Кроме того, З. о. обычно принадлежит право утверждения государственного бюджета и контроля за… …   Юридический словарь

  • История выборов в законодательные органы регионов России — по местным законам с 1993 по 2003. 1993 12 декабряРеспублика Тыва* 1 Народная партия Суверенной Тывы 50058 45,95 % 3 * 2 Тывинская региональная партия коммунистов 39517 36,28 % 2Мари Эл* Аграрная партия, 22,5 % 2, *КПРФ  13,1 % 1,* Марийская… …   Википедия

Книги

  • Децентрализованные органы и учреждения в системе исполнительной власти зарубежных государств, Пилипенко А.Н.. Представлен сравнительно-правовой анализ зарубежного опыта правового регулирования функциональной децентрализации, широко внедряемой во многих зарубежных государствах в качестве современного… Подробнее  Купить за 853 грн (только Украина)
  • Правоохранительные органы. Учебник для академического бакалавриата, Кириллова Н., Стойко Н.. Рассматриваются основные правоохранительные институты Российской Федерации, их системная организация, структура и компетенция. Раскрываются направления деятельности, задачи и функции судов,… Подробнее  Купить за 804 руб
  • Децентрализованные органы и учреждения в системе исполнительной власти зарубежных государств, Пилипенко А.Н.. Представлен сравнительно-правовой анализ зарубежного опыта правового регулирования функциональной децентрализации, широко внедряемой во многих зарубежных государствах в качестве современного… Подробнее  Купить за 710 руб
Другие книги по запросу «ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ» >>

dic.academic.ru