Органы государства. Представительные (законодательные), исполнительные и судебные органы государства. Контрольно-надзорные органы. Прокуратура. Силовые структуры. Законодательные органы исполнительные органы судебные органы


Органы государства.

Представительные, (законодательные), исполнительные и судебные органы государства. Контрольно-надзорные органы. Прокуратура. Силовые структуры

Орган государства — это организация или единоличное должностное лицо, наделенное властными полномочиями, проявляющимися в издании решений, обязательных для лиц, каковым они адресованы, и осуществляющие контроль за их исполнением.

Характерные черты органа государства:

  • это единоличное лицо или организация, входящие в единую систему государственных органов;

  • действует от имени государства и по его поручению; наделен власт­ными полномочиями, в том числе возможностью применения физи­ческих принудительных мер;

  • имеет внутреннюю структуру, необходимую материальную базу и финансовые средства;

  • обладает компетенцией, осуществляемой в процессе: принятия нор­мативных правовых актов — предписаний общего характера; приня­тия правоприменительных актов — предписаний индивидуального характера; контрольно-организационной деятельности;

• образуется и функционирует в установленном законом порядке;

  • выполняет свойственные только ему задачи и функции;

  • осуществляет свою деятельность на определенной территории.

На примере Российской Федерации рассмотрим виды современных государственных органов.

Представительные (законодательные) — органы, принимающие законы (и иные нормативные правовые акты), имеющие высшую юридическую силу.

В России таким органом является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. В Совет Феде­рации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из депутатов, избираемых в соответст­вии с федеральным законом и работающих на постоянной основе. Главная функция Государственной Думы — принятие федеральных законов. Никто, кроме Федерального Собрания, не имеет права издавать федеральные зако­ны. Они имеют высшую юридическую силу и прямое действие на всей тер­ритории РФ, предписаниям которых должны следовать все государствен­ные органы, общественные объединения, должностные лица, граждане.

При этом Совет Федерации имеет право одобрить или отклонить при­нятый закон.

Глава 5 Конституции рф посвящена Федеральному Собранию как пар­ламенту Российской Федерации, представительному и законодательному органу рф.

Понятие «представительные органы» и «законодательные» не совпадают по объему. Всякий законодательный орган является представительным, но не каждый представительный является законодательным.

Представительные органы — это те органы, которые представляют весь многонациональный народ РФ, формируясь, прежде всего, путем всеобщих свободных выборов.

Исполнительные государственные органы призваны обеспечивать реали­зацию принятых законов, исполняя которые, принимают решения (распо­ряжения) нормативного или индивидуального характера. Высший исполни­тельный орган в Российской Федерации — это Правительство, возглавляемое Председателем (премьер-министром), который утверждается Государствен­ной Думой по представлению Президента РФ. В систему исполнительных органов входят федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, федеральные надзоры и т. д. В систему исполнительных государственных органов власти входят и испол­нительные государственные органы власти в субъектах Федерации.

В Российской Федерации в системе органов государственной испол­нительной власти существует два уровня, каждый из которых характери­зуется самостоятельностью и независимостью, собственной сферой ком­петенции.

Федеральные органы государственной исполнительной власти. Установ­ление системы органов исполнительной государственной власти этого уровня, порядок и организация их деятельности находятся в ведении РФ (п. «г» ст. 71 Конституции). К их компетенции относятся задачи, возло­женные на них Конституцией (ст. 71, 72). Вне пределов ведения федераль­ных органов исполнительной государственной власти и их компетенции субъекты Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъек­тов имеют собственную компетенцию (обладают всей полнотой государст­венной власти) ст. 73 Конституции РФ;

Органы исполнительной государственной власти субъектов Федерации — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной облас­ти, автономных округов — устанавливаются субъектами Федерации самосто­ятельно, но в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и с общими принципами организации исполнительных органов власти, закрепленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77 Конституции).

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации в пределах ведения Россий­ской Федерации и субъектов Российской Федерации образуют единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2, ст. 77 Конституции).

Судебные органы призваны осуществлять правосу­дие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ и Федеральным конститу­ционным законом «О судебной системе в РФ», правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Суды не­зависимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Непосредственная реализация судебной власти, или осуществление пра­восудия, происходит в установленном законом процессуальном порядке, основанном на таких общепризнанных принципах, как равенство граждан перед законом и судом, открытое судебное разбирательство, национальный язык судопроизводства, состязательность и равноправие сторон.

Судебная власть в России приобрела реальные полномочия по контро­лю за актами других ветвей власти, что непосредственно следует из права Конституционного Суда РФ проверять соответствие Конституции феде­ральных законов и иных нормативных правовых актов, а также из права граждан обжаловать в суд решения и действия (бездействия) органов го­сударственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 Конституции РФ).

Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного кон­троля; рассматривает дела о соответствии других нормативных правовых актов Конституции РФ, дает ее толкование. Осуществляет свою деятель­ность в соответствии с федеральным конституционным законом «О Кон­ституционном Суде РФ».

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским, уголов­ным, административным и др. делам, подсудным судам общей юрисдик­ции. Осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъясне­ния по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ — высший судебный орган по разреше­нию экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет над ними надзор и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Прокуратура РФ — в соответствии с ч. 1 ст. 129 Конституции РФ со­ставляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. В целях обеспе­чения верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства проку­ратура осуществляет разносторонний надзор за соблюдением Конститу­ции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы промышленного надзора, государственные инспекции) призваны следить за соблюдением законности и технологической дисциплины.

Силовые структуры — армия, разведка, следственные изоляторы, тюрьмы — могут применять силу, прямое физическое принуждение, ору­жие и другие технические средства принуждения, но только в рамках и на основе закона.

Например, Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения возможной агрессии, направленной против государства, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности террито­рии, а также для выполнения задач в соответствии с международными до­говорами.

Деятельность Вооруженных Сил осуществляется на основании Конс­титуции РФ и федерального законодательства.

Вопросы для рассмотрения:

  1. Механизм государства: понятие, признаки, принципы и структура

  2. Роль механизма государства в осуществлении функций государства

  3. Понятие государственного органа и его признаки

  4. Виды государственных органов в Российской Федерации, их значение в развитии гражданского общества и построении правового государства

Проблемно-практические задания:

1.Разработать схему механизма государства

2. Подготовить не менее 5 ситуаций по предложенным вопросам.

2. Составить краткий конспект представленной работы. Выделить положительные моменты представленной работы с точки зрения современного представления о механизме государства

ЕллинекГ.

studfiles.net

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти РФ.

Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям гос. власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью. Как правило, сосредоточена в одном гос. органе - парламенте.

Законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное Собрание:

- состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы

- является постоянно действующим органом

- Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно

- заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания)

- палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств

- члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий ( не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления)

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос. власти субъекта. Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года по смешанной - мажоритарно-пропорциональной системе (225 и 225).

К ведению Совета Федерации относится:

  • - одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой
  • - утверждение изменения границ
  • - утверждение некоторых важнейших указов Президента РФ (напр., о введении чрезвычайного положения
  • - назначение выборов Президента РФ
  • - назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ
  • - назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ
  • - отрешение Президента от должности

К ведению Государственной Думы относится:

  • - принятие федеральных законов
  • - дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ
  • - решение вопроса о доверии Правительству РФ
  • - назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ
  • - назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека
  • - объявление амнистии
  • - выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Исполнительная власть - это подзаконная ветвь гос. власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов - органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность - правительство, президент.

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ состоит из:

- Председателя Правительства РФ

- заместителей Председателя Правительства РФ

- федеральных министров

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.

Полномочия Правительства РФ:

  • - разрабатывает и представляет Гос. Думе на утверждение федеральный государственный бюджет
  • - обеспечивает исполнение гос. бюджета после его утверждения Гос. Думой
  • - обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики
  • - обеспечивает единую политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии
  • - управляет федеральной собственностью
  • - осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ
  • - осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан
  • - организует охрану собственности и общественного порядка
  • - в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и федеральными законами
  • - издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ, обеспечивает их исполнение
  • - имеет право подать в отставку (отставку принимает или отклоняет Президент РФ)
  • - в случае отставки или сложения полномочий продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ - система судов РФ, учрежденных в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О судебной системе РФ» (1996).

В судебную систему входят:

- Конституционный Суд РФ

- Верховный Суд РФ

- система судов общей юрисдикции (республиканские, областные, краевые, районные, городские)

- система арбитражных судов

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Конституционный Суд разрешает дела:

  • - о соответствии федеральных законов, нормативных актов, и т.п. Конституции РФ
  • - не вступивших в силу международных договоров
  • - споры между федеральными органами власти
  • - споры о компетенции между федеральными и региональными органами гос. власти
  • - споры между высшими гос. органами власти субъектов
  • - проверяет конституционность законов
  • - дает толкование Конституции РФ

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (гражданских и военных). Он осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов общей юрисдикции. Разъяснения В.С. обязательны для этих судов. Проверяет законность и обоснованность приговоров и решений подведомственных судов. Суд общей юрисдикции занимается разрешением гражданских, административных и уголовных дел. Специальные суды разрешают споры с участием специфических участников: военных, несовершеннолетних, работников и работодателей и др.

 

 

50. Федеральные органы государственной власти с особым статусом, их функции, цели и задачи.

Прокуратура Российской Федерации− это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Прокуратура регламентируется Конститу­цией РФ в ст. 129, находящейся в гл. 7 «Судебная власть».

Прокуратура действует на основе Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», который, в частности, запрещает вмешательство кого бы то ни было в осуществление прокурорской деятельности. Генеральный прокурор РФ назнача­ется на должность и освобождается от должности Советом Феде­рации Федерального Собрания РФ по представлению Президен­та РФ. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры осуществляются за счет средств федерального бюджета. На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федераль­ными законами. Генеральный прокурор ежегодно представляет палатам Федерального Собрания доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной рабо­те по их укреплению, что, однако, нельзя рассматривать как ус­тановление полной подотчетности прокуратуры.

Центральный банк Российской Федерации.Статус Центрально­го банка РФ определяется Конституцией и Федеральным зако­ном «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)» (в редакции от 29 декабря 2006 г.). Конституция РФ (ч. 1 и 2 ст. 75) устанавливает, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Его основная функ­ция — защита и обеспечение устойчивости рубля, и эту функцию он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Среди функций Банка: разработка и проведение (во взаи­модействии с Правительством) единой государственной денеж­но-кредитной политики, установление правил осуществления расчетов и проведения банковских операций, управление золото­носными резервами, банковский надзор, осуществление валют­ного регулирования и контроля, установление официальных кур­сов иностранных валют по отношению к рублю и др. Банк Рос­сии не подчиняется Правительству РФ, хотя функционирует во взаимодействии с ним. Он подотчетен Государственной Думе, которая назначает на должность и освобождает от должности по представлению Президента РФ Председателя Банка, а также чле­нов Совета директоров. Банк представляет Государственной Ду­ме на рассмотрение годовой отчет.

Счетная палата Российской Федерацииявляется постоянно действующим органом контроля за исполнением федерального бюджета, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчет­ным ему. Согласно Федеральному закону «О Счетной палате Российской Федерации» (в редакции от 25 июля 2006 г.) в рам­ках своих задач Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Этот орган, предусмотренный Конституцией РФ (ч. 5 ст. 101), осуществляет контроль за испол­нением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, определяет эффек­тивность и целесообразность расходов государственных средств и федеральной собственности и др. Бюджетный кодекс РФ вклю­чает Счетную палату в систему органов, обладающих бюджетны­ми полномочиями, и в число участников бюджетного процесса, обладающих бюджетными полномочиями на федеральном уров­не. Председателя Счетной палаты и половину аудиторов назнача­ет Государственная Дума, а заместителя Председателя и вторую половину аудиторов — Совет Федерации. Но представления о кандидатах на эти должности, как и представления об освобож­дении этих лиц, вносит в палаты Президент РФ. Функции Счет­ной палаты достаточно широки, ни один орган государственной власти не вправе отказать ей в требуемой информации, в прове­дении ревизий и проверок. Ее предписания носят обязательный характер.

Центральная избирательная комиссиядействует на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом «Об основных га­рантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Этот орган, не указанный в Конституции РФ, обладает конституционно обозначенными (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ) функциями — руководит подготовкой и проведением выборов, референдумов.

Центральная избирательная комиссия состоит из 15 членов, назначаемых Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом РФ (по пять членов каждым из этих органов). Из­даваемые комиссией инструкции и разъяснения обязательны для всех избирательных комиссий в Российской Федерации, а по су­ществу носят нормативный характер, регулируя практически все сферы подготовки и проведения выборов.

Особый статус Центральной избирательной комиссии прояв­ляется также в отсутствии подконтрольности и подотчетности по отношению к какому-либо органу государственной власти.

Уполномоченный по правам человека.Этот орган государствен­ной власти предусмотрен Конституцией РФ, которая устанавли­вает, что Уполномоченного по правам человека назначает на должность и освобождает от должности Государственная Дума. Права и задачи этого должностного лица определяются Феде­ральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (в редакции от 16 ок­тября 2006 г.). Уполномоченный призван обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, из чего вытека­ет, что при осуществлении функций он должен оставаться неза­висимым и неподотчетным каким-либо государственным орга­нам и должностным лицам. Уполномоченный вправе выступать с докладом на заседании Государственной Думы, вносить предло­жения о создании парламентской комиссии по расследованию определенных фактов и обстоятельств и о проведении парла­ментских слушаний. Он вправе обращаться в Конституционный Суд РФ.

Академии наук. В соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (в ре­дакции от 4 декабря 2006 г.) Российская академия наук, отрасле­вые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская акаде­мия образования, Российская академия архитектуры и строитель­ных наук, Российская академия художеств) имеют статус государ­ственных академий. Они создаются, реорганизуются и ликвиди­руются федеральным законом по представлению Президента РФ или Правительства РФ. Президент РАН после его избирания об­щим собранием утверждается в должности Президентом РФ, а президент отраслевой академии — Правительством РФ. Высшим органом академий является общее собрание, которое принимает устав, подлежащий, однако, утверждению Правительством РФ. Академии наделены правом управления своей деятельностью, со­храняя, таким образом, элеметы былого самоуправления.

Академии представляют Президенту РФ и Правительству РФ доклады о состоянии фундаментальных и прикладных наук в РФ, отчеты о своей деятельности, а также предложения о приоритет­ных направлениях развития науки.

С государственными академиями не имеют ничего общего многочисленные иные академии, представляющие собой разно­видности общественных объединений или высшие учебные заве­дения.

 

 

51. Прокуратура РФ, Центральный Банк РФ, Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека в РФ.

Прокуратура Российской Федерации.Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Прокуратура регламентируется Конститу­цией РФ в ст. 129, находящейся в гл. 7 «Судебная власть». Одна­ко это ее расположение в Конституции является скорее данью традиционному подходу, рассматривавшему прокуратуру в тес­ной связи с деятельностью судебных органов. Но прокуратура не является судебным органом, а одна из основных ее функций — надзор за соблюдением прав и свобод человека, за исполнением законов и др. — непосредственно не связана с деятельностью су­дебной власти. Прокуратура к тому же принимает участие в пра­вотворческой деятельности, осуществляет координацию деятель­ности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и уголовное преследование, а также ряд других функций.

Прокуратура действует на основе Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», который, в частности, запрещает вмешательство кого бы то ни было в осуществление прокурорской деятельности. Генеральный прокурор РФ назнача­ется на должность и освобождается от должности Советом Феде­рации Федерального Собрания РФ по представлению Президен­та РФ. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры осуществляются за счет средств федерального бюджета. На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федераль­ными законами. Генеральный прокурор ежегодно представляет палатам Федерального Собрания доклад о сосгоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной рабо­те по их укреплению, что, однако, нельзя рассматривать как ус­тановление полной подотчетности прокуратуры.

Центральный банк Российской Федерации.Статус Центрально­го банка РФ определяется Конституцией и Федеральным зако­ном «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)» (в редакции от 29 декабря 2006 г.). Конституция РФ (ч. 1 и 2 ст. 75) устанавливает, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Его основная функ­ция — защита иобеспечение устойчивости рубля, и эту функцию он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Среди функций Банка: разработка и проведение (во взаи­модействии с Правительством) единой государственной денеж­но-кредитной политики, установление правил осуществления расчетов и проведения банковских операций, управление золото­носными резервами, банковский надзор, осуществление валют­ного регулирования и контроля, установление официальных кур­сов иностранных валют по отношению к рублю и др. Банк Рос­сии не подчиняется Правительству РФ, хотя функционирует во взаимодействии с ним. Он подотчетен Государственной Думе, которая назначает на должность и освобождает от должности по представлению Президента РФ Председателя Банка, а также чле­нов Совета директоров. Банк представляет Государственной Ду­ме на рассмотрение годовой отчет. Нормативные акты Банка России обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Все эти нормы создают Банку России уникальный статус. Ру­ководство Банка создается и в определенных формах контроли­руется Государственной Думой, но Банк не относится к числу органов законодательной власти. Он не является также органом исполнительной власти, хотя тесно взаимодействует с Правительством РФ. Это автономный орган государственной власти, который в пределах своей компетенции не зависит ни от Прези­дента РФ, ни от Федерального Собрания, ни от Правительст­ва РФ. Только федеральный закон может внести изменения в статус Банка.

Счетная палата Российской Федерацииявляется постоянно действующим органом контроля за исполнением федерального бюджета, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчет­ным ему. Согласно Федеральному закону «О Счетной палате Российской Федерации» (в редакции от 25 июля 2006 г.) в рам­ках своих задач Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Этот орган, предусмотренный Конституцией РФ (ч. 5 ст. 101), осуществляет контроль за испол­нением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, определяет эффек­тивность и целесообразность расходов государственных средств и федеральной собственности и др. Бюджетный кодекс РФ вклю­чает Счетную палату в систему органов, обладающих бюджетны­ми полномочиями, и в число участников бюджетного процесса, обладающих бюджетными полномочиями на федеральном уров­не. Председателя Счетной палаты и половину аудиторов назнача­ет Государственная Дума, а заместителя Председателя и вторую половину аудиторов — Совет Федерации. Но представления о кандидатах на эти должности, как и представления об освобож­дении этих лиц, вносит в палаты Президент РФ. Функции Счет­ной палаты достаточно широки, ни один орган государственной власти не вправе отказать ей в требуемой информации, в прове­дении ревизий и проверок. Ее предписания носят обязательный характер.

Проверка расходования Счетной палатой средств федерально­го бюджета, выделенных на ее содержание, может осуществлять­ся только на основании постановлений Совета Федерации и Го-судартвенной Думы. Такая процедура исключает возможность проверки финансово-хозяйственной деятельности Счетной пала­ты органом исполнительной валсти, ответственным за исполне­ние федерального бюджета (Министерством финансов, Феде­ральной службой бюджетно-финансового назора), т. е. объектом ее внешнего контроля.

Счетная палата регулярно представляет Совету Федерации и Государственной Думе информацию о ходе исполнения феде­рального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятии. Она взаимодействует с контрольными органами Прези­дента РФ, Правительства РФ, Банка России, не являясь по своей природе органом законодательной или исполнительной власти.

Центральная избирательная комиссиядействует на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом «Об основных га­рантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Этот орган, не указанный в Конституции РФ, обладает конституционно обозначенными (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ) функциями — руководит подготовкой и проведением выборов, референдумов.

Центральная избирательная комиссия состоит из 15 членов, назначаемых Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом РФ (по пять членов каждым из этих органов). Из­даваемые комиссией инструкции и разъяснения обязательны для всех избирательных комиссий в Российской Федерации, а по су­ществу носят нормативный характер, регулируя практически все сферы подготовки и проведения выборов.

Особый статус Центральной избирательной комиссии прояв­ляется также в отсутствии подконтрольности и подотчетности по отношению к какому-либо органу государственной власти.

Уполномоченный по правам человека.Этот орган государствен­ной власти предусмотрен Конституцией РФ, которая устанавли­вает, что Уполномоченного по правам человека назначает на должность и освобождает от должности Государственная Дума. Права и задачи этого должностного лица определяются Феде­ральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (в редакции от 16 ок­тября 2006 г.). Уполномоченный призван обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, из чего вытека­ет, что при осуществлении функций он должен оставаться неза­висимым и неподотчетным каким-либо государственным орга­нам и должностным лицам. Уполномоченный вправе выступать с докладом на заседании Государственной Думы, вносить предло­жения о создании парламентской комиссии по расследованию определенных фактов и обстоятельств и о проведении парла­ментских слушаний. Он вправе обращаться в Конституционный Суд РФ

 

 



infopedia.su

Органы государства. Представительные (законодательные), исполнительные и судебные органы государства. Контрольно-надзорные органы. Прокуратура. Силовые структуры

 

Орган государства - это организация или единоличное должностное лицо, наделенное властными полномочиями, проявляющимися в издании решений, обязательных для лиц, каковым они адресованы, и осуществляющие контроль за их исполнением.

Характерные черты органа государства:

- это единоличное лицо или организация, входящие в единую систему государственных органов;

- действует от имени государства и по его поручению; наделен властными полномочиями, в том числе возможностью применения физических принудительных мер;

- имеет внутреннюю структуру, необходимую материальную базу и финансовые средства;

- обладает компетенцией, осуществляемой в процессе: принятия нормативных правовых актов - предписаний общего характера; принятия правоприменительных актов - предписаний индивидуального характера; контрольно-организационной деятельности;

- образуется и функционирует в установленном законом порядке;

- выполняет свойственные только ему задачи и функции;

- осуществляет свою деятельность на определенной территории.

На примере Российской Федерации рассмотрим виды современных государственных органов.

Представительные (законодательные) - органы, принимающие законы (и иные нормативные правовые акты), имеющие высшую юридическую силу

В России таким органом является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из депутатов, избираемых в соответствии с федеральным законом и работающих на постоянной основе. Главная функция Государственной Думы - принятие федеральных законов. Никто, кроме Федерального Собрания, не имеет права издавать федеральные законы. Они имеют высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ, предписаниям которых должны следовать все государственные органы, общественные объединения, должностные лица, граждане.

При этом Совет Федерации имеет право одобрить или отклонить принятый закон.

Глава 5 Конституции РФ посвящена Федеральному Собранию как парламенту Российской Федерации, представительному и законодательному органу РФ.

Понятие "представительные органы" и "законодательные" не совпадают по объему. Всякий законодательный орган является представительным, но не каждый представительный является законодательным.

Представительные органы - это те органы, которые представляют весь многонациональный народ РФ, формируясь, прежде всего, путем всеобщих свободных выборов.

Исполнительные государственные органы призваны обеспечивать реализацию принятых законов, исполняя которые, принимают решения (распоряжения) нормативного или индивидуального характера. Высший исполнительный орган в Российской Федерации - это Правительство, возглавляемое Председателем (премьер-министром), который утверждается Государственной Думой по представлению Президента РФ. В систему исполнительных органов входят федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, федеральные надзоры и т.д. В систему исполнительных государственных органов власти входят и исполнительные государственные органы власти в субъектах Федерации.

В Российской Федерации в системе органов государственной исполнительной власти существует два уровня, каждый из которых характеризуется самостоятельностью и независимостью, собственной сферой компетенции.

Федеральные органы государственной исполнительной власти. Установление системы органов исполнительной государственной власти этого уровня, порядок и организация их деятельности находятся в ведении РФ (п. "г" ст. 71 Конституции). К их компетенции относятся задачи, возложенные на них Конституцией (ст. 71, 72). Вне пределов ведения федеральных органов исполнительной государственной власти и их компетенции субъекты Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов имеют собственную компетенцию (обладают всей полнотой государственной власти) ст. 73 Конституции РФ;

Органы исполнительной государственной власти субъектов Федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - устанавливаются субъектами Федерации самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и с общими принципами организации исполнительных органов власти, закрепленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77 Конституции).

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации образуют единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2, ст. 77 Конституции)*(24). Судебные органы призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе в РФ", правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Суды независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Непосредственная реализация судебной власти, или осуществление правосудия, происходит в установленном законом процессуальном порядке, основанном на таких общепризнанных принципах, как равенство граждан перед законом и судом, открытое судебное разбирательство, национальный язык судопроизводства, состязательность и равноправие сторон.

Судебная власть в России приобрела реальные полномочия по контролю за актами других ветвей власти, что непосредственно следует из права Конституционного Суда РФ проверять соответствие Конституции федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также из права граждан обжаловать в суд решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 Конституции РФ).

Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля; рассматривает дела о соответствии других нормативных правовых актов Конституции РФ, дает ее толкование. Осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде РФ".

Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и др. делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет над ними надзор и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Прокуратура РФ - в соответствии с ч. 1 ст. 129 Конституции РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. В целях обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура осуществляет разносторонний надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы промышленного надзора, государственные инспекции) призваны следить за соблюдением законности и технологической дисциплины.

Силовые структуры - армия, разведка, следственные изоляторы, тюрьмы - могут применять силу, прямое физическое принуждение, оружие и другие технические средства принуждения, но только в рамках и на основе закона.

Например, Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения возможной агрессии, направленной против государства, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами.

Деятельность Вооруженных Сил осуществляется на основании Конституции РФ и федерального законодательства.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Понятие функций государства. Задачи государства и функции государства.

2. Классификация функций государства. Внешние и внутренние функции.

3. Формы осуществления функций государства. Их виды.

4. Приведите пример соотношения функций государства и элементов механизма государства.

5. Как соотносится понятие механизм государства и понятие государственный аппарат.

6. Структура механизма государства.

7. Орган государства, его признаки.

8. Понятие представительного (законодательного) органа.

9. Соотношение понятий "законодательный" и "представительный" орган власти.

10. Задачи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

11. Высший исполнительный орган государственной власти в РФ.

12. Функции Прокуратуры РФ.

13. Понятие силовых структур, их органы.

 

Список литературы

 

1. Байтин М.И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. 1996. N 3.

2. Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979.

3. Байтин М.И. Вопросы общей теории государства и права. Саратов, 2006.

4. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития / отв. ред. Хаманева Н.Ю. М., 2004.

5. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий / под ред. Топорнина Б.Н. М., 1997.

6. Кошлевский В.Д. Прокуратура в системе органов государственной власти. Теоретический аспект. Пенза, 2007.

7. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993, N 6.

8. Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия. М., 1970.

9. Правительство Российской Федерации / под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2005.

10. Радько Т.Н., Пожарский Д.В. Понятие и классификация функций государства. М., 2005.

11. Хабибуллин А.Г., Селиванов А.И. Стратегическая безопасность Российского государства: политико-правовое исследование. М., 2008.

 

megalektsii.ru

Органы государства. Представительные (законодательные), исполнительные и судебные органы государства. Контрольно-надзорные органы. Прокуратура. Силовые структуры

 

Орган государства - это организация или единоличное должностное лицо, наделенное властными полномочиями, проявляющимися в издании решений, обязательных для лиц, каковым они адресованы, и осуществляющие контроль за их исполнением.

Характерные черты органа государства:

- это единоличное лицо или организация, входящие в единую систему государственных органов;

- действует от имени государства и по его поручению; наделен властными полномочиями, в том числе возможностью применения физических принудительных мер;

- имеет внутреннюю структуру, необходимую материальную базу и финансовые средства;

- обладает компетенцией, осуществляемой в процессе: принятия нормативных правовых актов - предписаний общего характера; принятия правоприменительных актов - предписаний индивидуального характера; контрольно-организационной деятельности;

- образуется и функционирует в установленном законом порядке;

- выполняет свойственные только ему задачи и функции;

- осуществляет свою деятельность на определенной территории.

На примере Российской Федерации рассмотрим виды современных государственных органов.

Представительные (законодательные) - органы, принимающие законы (и иные нормативные правовые акты), имеющие высшую юридическую силу

В России таким органом является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из депутатов, избираемых в соответствии с федеральным законом и работающих на постоянной основе. Главная функция Государственной Думы - принятие федеральных законов. Никто, кроме Федерального Собрания, не имеет права издавать федеральные законы. Они имеют высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ, предписаниям которых должны следовать все государственные органы, общественные объединения, должностные лица, граждане.

При этом Совет Федерации имеет право одобрить или отклонить принятый закон.

Глава 5 Конституции РФ посвящена Федеральному Собранию как парламенту Российской Федерации, представительному и законодательному органу РФ.

Понятие "представительные органы" и "законодательные" не совпадают по объему. Всякий законодательный орган является представительным, но не каждый представительный является законодательным.

Представительные органы - это те органы, которые представляют весь многонациональный народ РФ, формируясь, прежде всего, путем всеобщих свободных выборов.

Исполнительные государственные органы призваны обеспечивать реализацию принятых законов, исполняя которые, принимают решения (распоряжения) нормативного или индивидуального характера. Высший исполнительный орган в Российской Федерации - это Правительство, возглавляемое Председателем (премьер-министром), который утверждается Государственной Думой по представлению Президента РФ. В систему исполнительных органов входят федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, федеральные надзоры и т.д. В систему исполнительных государственных органов власти входят и исполнительные государственные органы власти в субъектах Федерации.

В Российской Федерации в системе органов государственной исполнительной власти существует два уровня, каждый из которых характеризуется самостоятельностью и независимостью, собственной сферой компетенции.

Федеральные органы государственной исполнительной власти. Установление системы органов исполнительной государственной власти этого уровня, порядок и организация их деятельности находятся в ведении РФ (п. "г" ст. 71 Конституции). К их компетенции относятся задачи, возложенные на них Конституцией (ст. 71, 72). Вне пределов ведения федеральных органов исполнительной государственной власти и их компетенции субъекты Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов имеют собственную компетенцию (обладают всей полнотой государственной власти) ст. 73 Конституции РФ;

Органы исполнительной государственной власти субъектов Федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - устанавливаются субъектами Федерации самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и с общими принципами организации исполнительных органов власти, закрепленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77 Конституции).

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации образуют единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2, ст. 77 Конституции)*(24). Судебные органы призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе в РФ", правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Суды независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Непосредственная реализация судебной власти, или осуществление правосудия, происходит в установленном законом процессуальном порядке, основанном на таких общепризнанных принципах, как равенство граждан перед законом и судом, открытое судебное разбирательство, национальный язык судопроизводства, состязательность и равноправие сторон.

Судебная власть в России приобрела реальные полномочия по контролю за актами других ветвей власти, что непосредственно следует из права Конституционного Суда РФ проверять соответствие Конституции федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также из права граждан обжаловать в суд решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 Конституции РФ).

Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля; рассматривает дела о соответствии других нормативных правовых актов Конституции РФ, дает ее толкование. Осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде РФ".

Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и др. делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет над ними надзор и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Прокуратура РФ - в соответствии с ч. 1 ст. 129 Конституции РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. В целях обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура осуществляет разносторонний надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы промышленного надзора, государственные инспекции) призваны следить за соблюдением законности и технологической дисциплины.

Силовые структуры - армия, разведка, следственные изоляторы, тюрьмы - могут применять силу, прямое физическое принуждение, оружие и другие технические средства принуждения, но только в рамках и на основе закона.

Например, Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения возможной агрессии, направленной против государства, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами.

Деятельность Вооруженных Сил осуществляется на основании Конституции РФ и федерального законодательства.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Понятие функций государства. Задачи государства и функции государства.

2. Классификация функций государства. Внешние и внутренние функции.

3. Формы осуществления функций государства. Их виды.

4. Приведите пример соотношения функций государства и элементов механизма государства.

5. Как соотносится понятие механизм государства и понятие государственный аппарат.

6. Структура механизма государства.

7. Орган государства, его признаки.

8. Понятие представительного (законодательного) органа.

9. Соотношение понятий "законодательный" и "представительный" орган власти.

10. Задачи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

11. Высший исполнительный орган государственной власти в РФ.

12. Функции Прокуратуры РФ.

13. Понятие силовых структур, их органы.

 

Список литературы

 

1. Байтин М.И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. 1996. N 3.

2. Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979.

3. Байтин М.И. Вопросы общей теории государства и права. Саратов, 2006.

4. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития / отв. ред. Хаманева Н.Ю. М., 2004.

5. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий / под ред. Топорнина Б.Н. М., 1997.

6. Кошлевский В.Д. Прокуратура в системе органов государственной власти. Теоретический аспект. Пенза, 2007.

7. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993, N 6.

8. Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия. М., 1970.

9. Правительство Российской Федерации / под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2005.

10. Радько Т.Н., Пожарский Д.В. Понятие и классификация функций государства. М., 2005.

11. Хабибуллин А.Г., Селиванов А.И. Стратегическая безопасность Российского государства: политико-правовое исследование. М., 2008.

 

megaobuchalka.ru

2. Орган государства: понятие, признаки, классификация. Органы законодательной, исполнительной, судебной власти. Механизм государства

Похожие главы из других работ:

Государственный аппарат: структура и функции

Глава 2. Государственный орган: понятие, признаки и классификация

государственный аппарат бюрократия орган Основным структурным элементом государственного аппарата является государственный орган. Государственный орган - это относительно самостоятельное...

Деятельность Комитета Государственной Думы по делам молодежи

ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА КАК ОРГАН ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

...

Исполнительная власть: сущность и функции

1.1 Признаки и классификация органов исполнительной власти

Являясь самостоятельной частью государственного аппарата, органы исполнительной власти обладают характерными для себя определёнными признаками, позволяющие составить точное представление о них. Такими как: 1...

Компетенция Президента Российской Федерации

1.2 Полномочия Главы государства в сфере осуществления исполнительной, законодательной и судебной власти

Взаимодействуя со всеми ветвями власти, Президент имеет наиболее тесные контакты с властью исполнительной. Объём его полномочий по отношению к ней...

Конституционный статус правительства РФ

§2. Органы исполнительной власти: понятие и система

Очевидно, что если речь идет об исполнительной власти, о государственной деятельности по ее практической реализации, неизбежен вопрос о том, какому именно звену государственно-властного механизма, построенному на началах разделения властей...

Конституция Российской Федерации: сущность, структура и содержание

4. Отображение правовых институтов законодательной, исполнительной и судебной власти в Конституции РФ

В ст. 5, 10 и 11 гл. 1 «Основы конституционного строя» раскрыты значение и сущность принципов разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых самостоятельна...

Механизм, аппарат и принципы правового государства

3 Орган государства: понятие и признаки

Частью государственного аппарата является орган государства. Он играет главную и решающую роль в механизме государства, выполняет задачи, функции и цели государства, у него есть юридически определенная государственно-властная компетенция...

Признаки государства. Правонарушения

2. Понятие «орган государства» и классификация органов государства по различным основаниям

Орган государства - это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, которая состоит из государственных служащих...

Система законодательной власти УР

- Понятие законодательной власти и ее органы

...

Система федеральных органов исполнительной власти

§ 1. Понятие, признаки и роль исполнительной власти в механизме современного государства

Исполнительная власть - один из видов самостоятельной и независимой Бобылев А.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. - М., 2008. - С. 120. публичной власти в государстве...

Судебная власть в Российской Федерации

2. Суд как орган судебной власти

В настоящее время суды всех видов и уровней формируются с со-блюдением специально установленной законом процедуры. Ее реа-лизация призвана в первую очередь обеспечить, чтобы судейские должности занимали люди, способные профессионально...

Судебная власть РФ

1. Суд как орган судебной власти

Судебная власть осуществляется специально учреждаемым государственным органом -- судом (ст. 1 ФКЗ «О судебной системе РФ»). Понятие «суд», помимо отмеченного, имеет и иные значения -- это и здание, в котором размещается указанный орган...

Федеральные органы исполнительной власти в Российской Федерации

Глава 1. Система государственных органов исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти

...

Федеральные органы исполнительной власти в Российской Федерации

1.1 Органы исполнительной власти: понятие, система

Среди субъектов административного права органы исполнительной власти занимают особое место. Это самая многочисленная из числа организаций - группа субъектов административного права...

Характеристика основополагающих принципов теории разделения властей

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ, ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ ВЛАСТЕЙ

Органы законодательной власти занимают центральное место в структуре государственного аппарата. Основным назначением этих органов является законодательная деятельность...

pravo.bobrodobro.ru

Система государственных органов и проблема разделения властей (на законодательные, исполнительные и судебные органы).

Конституцией в ст. 10 закреплен принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Это влечет за собой создание государственных органов, представляющих каждую из ветвей власти (п. 2 ст. 11 Конституции РФ). Статья 11 Конституции РФ, п. 1 гласит, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

На федеральном уровне система государственных органов выглядит следующим образом:

1) законодательная власть– Федеральное Собрание РФ является высшим представительным, постоянно действующим органом РФ. Оно состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, которые заседают раздельно Основная функция – формирование законодательства страны;

2) исполнительная власть – Правительство РФ возглавляет систему органов исполнительной власти РФ. Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства – Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Основное направление деятельности – исполнение законодательных актов. Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; управляет федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации, а также меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан;

3) судебная власть – Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ, Генеральная Прокуратура РФ. Главная задача – обеспечение легитимности, осуществление правосудия на основании законов и в определенной законом форме.

Центральное место в политической системе принадлежит главе государства – Президенту РФ. Согласно ст. 80 Конституции Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Особенностью государственной системы власти Российской Федерации является тот факт, что Президент России входит в структуру государственной власти, но в то же время он не включен в систему разделения властей. Главной его задачей является обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех органов ветвей власти.

 

 

Классификация норм права.

Деление норм права:

1) регулятивные – устанавливают определенные правила поведения, предоставляют участникам правоотношений права и возлагают на них обязанности.

В зависимости от характера устанавливаемых прав и обязанностей, т. е. от характера предписываемых правил поведения, регулятивные нормы права делятся:

а) обязывающие – устанавливают обязанность для субъекта права совершать определенные действия, требуют активного обязательного поведения;

б) запрещающие – устанавливают обязанность для субъекта права воздерживаться от совершения определенных действий;

в) управомочивающие – предоставляют право на совершение определенных действий. Большинство правовых норм являются регулятивными, поскольку право как нормативная система рассчитано прежде всего на правомерное поведение субъектов правового общения;

2) правоохранительные нормы – устанавливают юридическую ответственность за нарушение норм права, они выполняют функцию охраны общественного порядка. Примером могут служить нормы УК РФ;

3) специализированные нормы права – содержат предписания по выполнению регулятивных и правоохранительных норм права. В свою очередь они делятся на:

а) дефинитивные – законодательно закрепляют определенные юридические понятия;

б) нормы-принципы – в них закреплены основы общественно-политического строя, политической системы, права и свободы граждан;

в) коллизионные – предписывают действия субъектов в спорных ситуациях в случае наличия противоречия в нормах права;

г)поощрительные – стимулируют производственную, социальную, творческую активность личности.

По предмету правового регулирования выделяют нормы отдельных отраслей права:

1) материальные;

2) процессуальные.

По методу правового регулирования:

1) императивные;

2) диспозитивные.

По объему регулирования общественных отношений выделяют:

1) общие нормы права;

2) специальные нормы права.

По юридической силе различают:

1) нормы права, содержащиеся в законах и обладающие высшей юридической силой;

2) содержащиеся в подзаконных нормативных актах. По территории действия различают нормы права:

1) действующие на всей территории государства – издаются высшими или центральными органами государства;

2) действующие на определенной части территории государства – действуют только в пределах отдельных административно-территориальных единиц.

По кругу лиц выделяют нормы права:

1) действующие в отношении всех лиц, находящихся в пределах территории данного государства;

2) распространяющие свое действие только на определенную категорию лиц, например на военнослужащих, пенсионеров, депутатов, молодежь, врачей и т. д. В этих нормах определяется специальный адресат, специальный субъект права.

По времени действия выделяют:

1) постоянно действующие нормы права;

2) временные нормы дискретного действия.

По отраслевой принадлежности можно выделить нормы права гражданские, земельные, трудовые и т. д.

 

 

cyberpedia.su

Органы государства. Представительные (законодательные), исполнительные и судебные органы государства. Контрольно-надзорные органы. Прокуратура. Силовые структуры

 

Орган государства - это организация или единоличное должностное лицо, наделенное властными полномочиями, проявляющимися в издании решений, обязательных для лиц, каковым они адресованы, и осуществляющие контроль за их исполнением.

Характерные черты органа государства:

- это единоличное лицо или организация, входящие в единую систему государственных органов;

- действует от имени государства и по его поручению; наделен властными полномочиями, в том числе возможностью применения физических принудительных мер;

- имеет внутреннюю структуру, необходимую материальную базу и финансовые средства;

- обладает компетенцией, осуществляемой в процессе: принятия нормативных правовых актов - предписаний общего характера; принятия правоприменительных актов - предписаний индивидуального характера; контрольно-организационной деятельности;

- образуется и функционирует в установленном законом порядке;

- выполняет свойственные только ему задачи и функции;

- осуществляет свою деятельность на определенной территории.

На примере Российской Федерации рассмотрим виды современных государственных органов.

Представительные (законодательные) - органы, принимающие законы (и иные нормативные правовые акты), имеющие высшую юридическую силу

В России таким органом является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из депутатов, избираемых в соответствии с федеральным законом и работающих на постоянной основе. Главная функция Государственной Думы - принятие федеральных законов. Никто, кроме Федерального Собрания, не имеет права издавать федеральные законы. Они имеют высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ, предписаниям которых должны следовать все государственные органы, общественные объединения, должностные лица, граждане.

При этом Совет Федерации имеет право одобрить или отклонить принятый закон.

Глава 5 Конституции РФ посвящена Федеральному Собранию как парламенту Российской Федерации, представительному и законодательному органу РФ.

Понятие "представительные органы" и "законодательные" не совпадают по объему. Всякий законодательный орган является представительным, но не каждый представительный является законодательным.

Представительные органы - это те органы, которые представляют весь многонациональный народ РФ, формируясь, прежде всего, путем всеобщих свободных выборов.

Исполнительные государственные органы призваны обеспечивать реализацию принятых законов, исполняя которые, принимают решения (распоряжения) нормативного или индивидуального характера. Высший исполнительный орган в Российской Федерации - это Правительство, возглавляемое Председателем (премьер-министром), который утверждается Государственной Думой по представлению Президента РФ. В систему исполнительных органов входят федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, федеральные надзоры и т.д. В систему исполнительных государственных органов власти входят и исполнительные государственные органы власти в субъектах Федерации.

В Российской Федерации в системе органов государственной исполнительной власти существует два уровня, каждый из которых характеризуется самостоятельностью и независимостью, собственной сферой компетенции.

Федеральные органы государственной исполнительной власти. Установление системы органов исполнительной государственной власти этого уровня, порядок и организация их деятельности находятся в ведении РФ (п. "г" ст. 71 Конституции). К их компетенции относятся задачи, возложенные на них Конституцией (ст. 71, 72). Вне пределов ведения федеральных органов исполнительной государственной власти и их компетенции субъекты Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов имеют собственную компетенцию (обладают всей полнотой государственной власти) ст. 73 Конституции РФ;

Органы исполнительной государственной власти субъектов Федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - устанавливаются субъектами Федерации самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и с общими принципами организации исполнительных органов власти, закрепленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77 Конституции).

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации образуют единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2, ст. 77 Конституции)*(24). Судебные органы призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе в РФ", правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Суды независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Непосредственная реализация судебной власти, или осуществление правосудия, происходит в установленном законом процессуальном порядке, основанном на таких общепризнанных принципах, как равенство граждан перед законом и судом, открытое судебное разбирательство, национальный язык судопроизводства, состязательность и равноправие сторон.

Судебная власть в России приобрела реальные полномочия по контролю за актами других ветвей власти, что непосредственно следует из права Конституционного Суда РФ проверять соответствие Конституции федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также из права граждан обжаловать в суд решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 Конституции РФ).

Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля; рассматривает дела о соответствии других нормативных правовых актов Конституции РФ, дает ее толкование. Осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде РФ".

Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и др. делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет над ними надзор и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Прокуратура РФ - в соответствии с ч. 1 ст. 129 Конституции РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. В целях обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура осуществляет разносторонний надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы промышленного надзора, государственные инспекции) призваны следить за соблюдением законности и технологической дисциплины.

Силовые структуры - армия, разведка, следственные изоляторы, тюрьмы - могут применять силу, прямое физическое принуждение, оружие и другие технические средства принуждения, но только в рамках и на основе закона.

Например, Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения возможной агрессии, направленной против государства, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами.

Деятельность Вооруженных Сил осуществляется на основании Конституции РФ и федерального законодательства.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Понятие функций государства. Задачи государства и функции государства.

2. Классификация функций государства. Внешние и внутренние функции.

3. Формы осуществления функций государства. Их виды.

4. Приведите пример соотношения функций государства и элементов механизма государства.

5. Как соотносится понятие механизм государства и понятие государственный аппарат.

6. Структура механизма государства.

7. Орган государства, его признаки.

8. Понятие представительного (законодательного) органа.

9. Соотношение понятий "законодательный" и "представительный" орган власти.

10. Задачи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

11. Высший исполнительный орган государственной власти в РФ.

12. Функции Прокуратуры РФ.

13. Понятие силовых структур, их органы.

 

Список литературы

 

1. Байтин М.И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. 1996. N 3.

2. Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979.

3. Байтин М.И. Вопросы общей теории государства и права. Саратов, 2006.

4. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития / отв. ред. Хаманева Н.Ю. М., 2004.

5. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий / под ред. Топорнина Б.Н. М., 1997.

6. Кошлевский В.Д. Прокуратура в системе органов государственной власти. Теоретический аспект. Пенза, 2007.

7. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993, N 6.

8. Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия. М., 1970.

9. Правительство Российской Федерации / под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2005.

10. Радько Т.Н., Пожарский Д.В. Понятие и классификация функций государства. М., 2005.

11. Хабибуллин А.Г., Селиванов А.И. Стратегическая безопасность Российского государства: политико-правовое исследование. М., 2008.

 

cyberpedia.su