Сравнительная таблица законодательной, исполнительной и судебной власти. Законодательная власть и исполнительная власть таблица


Сравнительная таблица законодательной, исполнительной и судебной власти

Сравнительная таблица

законодательной, исполнительной и судебной власти

Параметры сравнения

Законодательная власть

Исполнительная власть

Судебная власть

Президент

Федеральное собрание

Премьер- министр

Федеральные министерства

Конституционный суд

Арбитражный суд.

Верховный суд

Совет Федерации

Государственная Дума

Порядок назначения

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта федерации – по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ; • членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет. Член Совета Федерации – представитель от законодательного органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным органом власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного органа субъекта РФ путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Член Совета Федерации – представитель от двухпалатного законодательного органа государственной власти субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий. Федеральное Собрание — парламент представляет собой на федеральном уровне законодательную ветвь власти. Парламент является носителем суверенитета, единственным источником власти в нашей стране и выступает в качестве выразителя воли многонационального российского народа. Федеральное Собрание — самостоятельный орган законодательной власти, юридически не подчиненный никакому государственному органу, в том числе Президенту и Правительству. Парламент России занимает влиятельное положение в системе государственных органов и осуществляет законодательную деятельность в масштабе всей страны. Характеризуя Федеральное Собрание как представительный орган, можно отметить, что оно действительно представляет народ Российской Федерации — в нем представлены влиятельные политические силы общества, разные политические программы. Парламент России единственный орган федеральной законодательной власти. Издаваемые им акты — федеральные законы — не могут быть изменены или отменены никаким другим государственным органом. Законодательный орган — парламент России — вместе с тем, не обладает всеобъемлющей компетенцией он не должен подменять органы судебной и исполнительной власти, выходить за пределы полномочий Российской Федерации и вмешиваться в вопросы, по которым субъекты Федерации самостоятельно осуществляют всю полноту власти.

Государственная дума (кратко — Госдума РФ) — нижняя палата Федерального собрания Российской Федерации (согласно ст. 95 действующей Конституции России, в Конституции слова «Дума» и «Собрание» даются в заглавном написании). Работу Думы возглавляет председатель Думы и его заместители.

Выборы в Госдуму осуществляются по смешанной избирательной системе, когда половина депутатов избирается по мажоритарной системе, а другая – на основе пропорциональной системы.

infourok.ru

Сравнительная таблица законодательной, исполнительной и судебной власти

Выборы в Государственную думу назначаются президентом Российской Федерации раз в пять лет. Порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливают федеральные законы «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ряд других федеральных законов. 

Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причем, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации)

Срок полномочий 2 — 5 созывов Государственной думы — четыре года. Начиная с 6 созыва, депутатов избирают сроком на пять лет. Все 450 депутатов избираются по федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации. 

Председатель Правительства РФ назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

Федеральные министры назначаются на должность Президентом РФ.

Конституционный Суд РФ существует в России с 1991 г. В настоящее время он состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права.

РФ Высшего Арбитражного Суда РФ назначается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ...

Судьи Верховного Суда РФ Высшего Арбитражного Суда РФ назначается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ...

Президент РФ избирался на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании

В 2008 году срок полномочий президента был увеличен до шести лет; это положение начало применяться после президентских выборов 2012 года.

Основные полномочия

К полномочиям Совета Федерации отнесены утверждение изменения границ между субъектами Федерации, причем решение по данному вопросу палата вправе принимать только при наличии взаимного согласия самих субъектов об изменении их границ. В исключительном ведении Совета Федерации находится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории. Данный вопрос может возникнуть в связи с отражением агрессии против России, а также при выполнении миротворческих задач. Совет Федерации принимает также постановление о назначении выборов Президента в одном из двух случаев: когда истекает срок полномочий Главы государства (очередные выборы) или когда должность Президента освободилась досрочно (внеочередные выборы). К исключительному ведению Совета Федерации отнесено принятие решений по формированию состава таких федеральных органов, как Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, а также назначение и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации. По вопросам, отнесенным к ведению Совета Федерации, данная палата выносит постановления, которые принимаются абсолютным большинством голосов состава Совета.

infourok.ru

Сравнительная таблица законодательной, исполнительной и судебной власти

1) разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

ü конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ, касающихся вопросов ведения Федерации и совместного ведения Федерации и субъектов;

ü договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

ü не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешение споров о компетенции:

ü между федеральными органами государственной власти;

ü между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

ü между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) толкование Конституции РФ;

4) проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, - по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов.

Полномочия арбитражного суда субъекта РФ. Арбитражный суд субъекта РФ:

– рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ;

– пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

– обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

– изучает и обобщает судебную практику;

– готовит предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

– анализирует судебную статистику.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами.

2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

4. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:

1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;

infourok.ru

Исполнительная власть

Количество просмотров публикации Исполнительная власть - 643

Таблица

Словарь занятия

Государственный язык - определяемый конституцией или иными законодательными актами язык какой-либо нации в государстве, которому официально придается правовой статус в определœенных сферах языкового общения.

Вопросы и задания

1) Что такое государственный орган, каковы его признаки?

2) Что такое государственный аппарат?

3) Каковы принципы организации и деятельности государственного аппарата в демократическом государстве?

4) Какие существуют классификации государственных органов?

5) Приведите примеры государственных органов Российской Федерации каждого вида.

6) Что такое компетенция государственного органа?

7) Что такое государственная служба? Какие виды государственных служащих вы знаете?

Система разделœения властей

Теория разделœения властей

Принцип разделœения властей имеет давнюю историю. Основы теории разделœения властей были заложены еще античными мыслителями, в частности Аристотелœем. В наиболее полном виде ее сформулировал в 1784 ᴦ. французский просветитель Ш.-Л. Монтескье. Потребность в разделœении властей на законодательную, исполнительную и судебную вытекает, по мнению Монтескье, из природы человека, его склонности к злоупотреблению властью: всякая власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан. Эта теория была призвана обосновать такое устройство государства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ исключило бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а в частности - любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем ее стали ис­пользовать как идеологическую основу борьбы против всœех форм диктатуры. История показывает, что опасность последней является постоянной: общество и государство всœе время борются между собой, и периодически в этой борьбе побеждает государство.

Теория разделœения властей, как она была изложена Монтескье, предполагает раздельное функционирование трех разных, независимых и взаимоуравновешенных властей: законодательной, исполнительной и судебной. Разделœение властей основывается на том, что в государстве крайне важно осуществлять три различных вида деятельности: принятие законов, их исполнение, и осуществление правосудия (наказание нарушителœей этих законов, разрешение конфликтов, связанных с применением законов). Но есть и другая сторона проблемы: с точки зрения обеспечения демократии целœесообразно распределить три эти направления государственной деятельности между тремя различными группами государственных органов, чтобы не произошла чрезмерная монополизация власти одной ее ветвью. Важно и то, что эти три независимые власти могут контролировать друг друга, создавая сложную систему ʼʼсдержек и противовесовʼʼ. Ее механизм раскрывает таблица, в которой представлены основные формы и правовые институты взаимного контроля трех ветвей власти.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, разделœение властей представляет определœенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма. При этом принцип разделœения властей нёльзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства крайне важно взаимодействие всœех ветвей единой государственной власти.

Система ʼʼсдержек и противовесовʼʼ

Ветви власти Законодательная Исполнительная Судебная
Законодательная   Право роспуска парламента у главы государства Право вето у главы государства на законы, принятые парламентом Возможность издания указов, конкретизирующих и дополняющих законы Право законодательной инициативы у президента и правительства Признание неконституционными законов, принимаемых парламентом Судебная ответственность депутатов
Исполнительная Законодательное регулирование деятельности исполнительной власти Вотум недоверия парламента правительству Возможность выражения импичмента президенту Запросы и обращения парламентариев к должностным лицам исполнительной власти по вопросам текущей политики Парламентские слушания   Признание несоответствующими законам актов исполнительной власти Судебная ответственность чиновников за должностные преступления
Судебная Законодательное регулирование судоустройства и судопроизводства Амнистия Назначение (выборы) судей Назначение судей главой государства Право помилования у главы государства  

Ведущее место в системе разделœения властей занимает законодательная ветвь власти.

Законодательная власть - это делœегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью, главным образом в финансовой сфере.

Законодательная власть - это власть представительная. В ходе процедуры выборов народ передает власть депутатам и таким образом уполномочивает законодательные органы осуществлять государственную власть.

В различных государствах законодательные органы называют по-разному: в Российской Федерации - Федеральное Собрание, в США - Конгресс, в Великобритании - Парламент, во Франции -Национальное собрание. Исторически первым законодательным органом являлся английский Парламент (от франц. parler - говорить), в связи с этим часто законодательный орган называют парламентом.

Парламенты бывают одно- и двухпалатными. Как правило, двухпалатные парламенты существуют в федеративных государствах. При этом верхняя палата отражает интересы субъектов федерации и формируется на базе равного их представительства. Вместе с тем, срок полномочий верхней палаты зачастую более длителœен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной ценз и обычно она формируется на базе косвенных (непрямых) выборов. Во многих странах досрочному роспуску подлежат только нижние палаты парламента. По этой причине верхние палаты становятся своеобразным ʼʼзаслономʼʼ на пути поспешных и популистских законопроектов, принятых нижними палатами.

Палаты парламента образуют постоянные и временные комитеты и комиссии, основное назначение которых – представительное рассмотрение законопроектов. Депутаты от одной партии объединяются в парламенте во фракции для координации совместных действий.

Помимо исключительного права законодательства только парламент вправе устанавливать налоги и сборы, принимать бюджет, ратифицировать внешнеполитические договоры. Парламент участвует в формировании многих высших органов государственной власти. Свои полномочия парламент осуществляет на сессиях. Деятельность парламентов освещается средствами массовой информации. Депутаты обязаны периодически работать в своих округах, отчитываться перед избирателями. В некоторых государствах существует право отзыва депутата избирателями до истечения его полномочий (императивный мандат).

Ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления принято называть парламентаризмом.

Исполнительная власть - ϶ᴛᴏ вторичная, подзаконная ветвь государственной власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов, которые призваны осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность.

Исполнительная деятельность этих органов состоит в том, что именно они являются непосредственными исполнителями требований, содержащихся в законах и актах вышестоящих органов. Распорядительная деятельность этих органов состоит в том, что они принимают практические меры по реализации указанных выше требований, организуют исполнение законов и распоряжений гражданами и общественными организациями, а также нижестоящими органами исполнительной власти.

Всю свою деятельность эти органы обязаны осуществлять в строгом соответствии с законодательством и во исполнение законов, а не произвольно, по собственному усмотрению. По этой причине деятельность исполнительных органов государства называют подзаконной, a издаваемые ими юридические акты – подзаконными актами.

Исполнительная власть реализуется государством через президента и правительство, их органы на местах; За приводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность правительство несет, как правило, солидарную политическую ответственность. Отказ правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и путем специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке правительства и по общему правилу его замене новым. При этом потерпевшее поражение правительство (в целях уравновешивания законодательной власти) может, неуходя в отставку, прибегнуть к досрочному роспуску парламента (его нижней палаты) и проведению внеочередных всœеобщих выборов.

Во всœех странах предусматривается возможность привлечения главы правительства или его членов к судебной ответственности за совершение преступных деяний. При этом обвинœение предъявляется парламентом или нижней палатой, а рассмотрение и решение дела отнесено к юрисдикции или конституционного суда или верхней палаты парламента.

referatwork.ru

Полномочия законодательной и исполнительной ветвей власти РФ. Полномочия Президента РФ. Таблица.

Полномочия Не является ветвью власти Законодательная ветвь власти Исполнительная ветвь власти Федеральное собрание РФ (Парламент) Президент Совет Федерации Гос. Дума Правительство - Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства - Назначает с согласия Государственной думы Председателя Правительства РФ -Принимает решение об отставке Правительства РФ -Утверждает военную доктрину -Формирует Администрацию Президента РФ -Представляет Государственно думе кандидату для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ. Ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении отдолжности Председателя Центрального банка РФ -Назначает на должность и освобождает отдолжности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров -Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, и других федеральных судов, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ - Назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ - Назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях-Назначает Выборы Государственной думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом - Распускает Государственную думу в случаях и порядках, предусмотренных Конституцией РФ - Осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации - Ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации -Подписывает ратификационные грамоты - Принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей - Решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища - Награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания - Осуществляет помилование - Издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации - Утверждение изменения границ между субъектами РФ - Утверждение указа Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного - Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами страны; - Назначение выборов Президента РФ - Отрешение Президента РФ от должности; - Назначение на должность судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и других федеральных судов -Принятие постановлений по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ -Назначение и на должность и освобождение от должности Государственного прокурора РФ и заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов - Рассмотрение законов - Разра

schoolfiles.net

87. Законодательная, исполнительная и судебная власть

87. Законодательная, исполнительная и судебная власть

Законодательная власть осуществляется однопалатным Народным собранием (Парламент), избираемым гражданами по смешанной избирательной системе сроком на 5 лет. Народное собрание должно включать не менее 350 избранных и не более 10 назначенных Президентом членов. Не менее 50 % состава Парламента должны быть рабочими и крестьянами. Депутаты Парламента объединяются в партийные фракции, в Народном собрании создаются также постоянные и временные комиссии, избирается его председатель.

Парламент определяет генеральную политику государства, принимает план экономического и социального развития, бюджет государства, утверждает отчет о его исполнении, осуществляет в определенной мере контроль за деятельностью правительства и министров.

Законодательная инициатива принадлежит Президенту и любому члену Парламента. Проект закона, внесенный от имени Президента, направляется в соответствующую постоянную комиссию, а «частный билль» члена Парламента идет сначала в особый комитет и лишь потом в постоянную комиссию. Проект закона о бюджете может внести только правительство.

Народное собрание осуществляет парламентский контроль. Депутаты вправе задавать вопросы министрам на заседаниях Парламента, по предложению минимум 20 депутатов может быть начата дискуссия по публичным вопросам и политике правительства. Правительство несет солидарную ответственность перед Парламентом. Каждый министр лично отвечает за работу своего министерства. Народное собрание может лишить министров доверия, но только после интерпелляции. Предложение о недоверии в ходе интерпелляции может внести 1/10 часть членов Парламента, решение принимается большинством его членов.

Консультативный совет – совещательный орган Парламента и Президента. Этот орган состоит не менее чем из 132 членов, 2/3 из которых избираются прямыми выборами, а 1/3 назначается Президентом. Срок полномочий его членов – 6 лет, но Президент может распустить этот орган досрочно. Совет обновляется наполовину через 3 года. Запрещается совмещать мандат депутата Парламента и члена Консультативного совета.

В Египте исполнительная власть принадлежит Президенту, который является одновременно главой государства, и главой исполнительной власти, и правительству, которое характеризуется Конституцией как «высший исполнительный и административный (распорядительный) орган государства».

Президент избирается прямыми выборами гражданами государства сроком на 6 лет. Такие выборы в Египте называются референдумом. Кандидатом может быть выдвинут египетский гражданин, рожденный египетскими родителями (т. е. не натурализованный гражданин), не моложе 40 лет. Президент определяет общую политику государства и наблюдает за ее осуществлением, созывает Народное собрание на заседания, закрывает внеочередные заседания, вправе распустить Парламент в определенных условиях, что не присуще типичной президентской республике.

Правительство – совет министров. Руководителем правительства является Президент, в Египте есть должность премьер-министра. Премьер-министр и министры назначаются Президентом, при этом не требуется, чтобы назначенный премьер представлял Президенту кандидатуры премьера и министров своего кабинета. Члены правительства приносят клятву перед Президентом. Министр не может приобретать государственную собственность, заниматься предпринимательской деятельностью.

В Египте действуют общие суды, есть некоторые специальные суды, а также суды, специализирующиеся на отдельных категориях дел. Существует система административных судов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru

Законодательная и исполнительная власть

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «Теория государства и права»

Вопрос 1. Органы законодательной, исполнительной власти, суд и контрольно-надзорные органы

Федеральное Собрание представляет законодательную власть Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Формально Совет Федерации не является верхней палатой парламента и соответственно Государственная Дума – его нижней палатой, так как это не установлено Конституцией. Подобные характеристики вытекают главным образом из аналогии с зарубежной практикой организации двухпалатных парламентов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от места их проживания на территории Российской Федерации. Совет Федерации формируется из представителей органов государственной власти субъектов Федерации (депутаты Совета Федерации первого созыва были избраны на основе всеобщего прямого избирательного права). Таким образом, через Совет Федерации обеспечивается выработка решений, наиболее точно учитывающих интересы субъектов Российской Федерации.

Следует особо отметить закрепленное в Конституции различие функций палат по принятию федеральных законов. Согласно Конституции законодательная деятельность сосредоточена преимущественно в Государственной Думе: законопроекты вносятся в Государственную Думу; существует возможность преодоления несогласия Совета Федерации с законом, принятым Государственной Думой; ограничены сроки, в течение которых Совет Федерации обязан рассмотреть законы, переданные ему Государственной Думой. Функции Совета Федерации в области законотворчества состоят в рассмотрении законов, принятых Думой, их одобрении или неодобрении.

Согласно ст. 110 федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания этих положений ясно, что Правительство – высший орган исполнительной власти, хотя слово «высший» применительно к федеральным органам в новой Конституции не употребляется, но для организации власти это имеет практическое значение. Дело в том, что в ряде статей Конституции и текущем законодательстве применяется обобщающий термин «федеральные органы исполнительной власти», без расшифровки, какие конкретно органы включаются в эту систему и кому они подчиняются.

Конституция повышает статус Правительства, закрепляет его самостоятельность (ст. 10). В отличие от прежней Конституции, которая возлагала непосредственное руководство исполнительной властью на Президента, а также предусматривала подотчетность Правительства федеральным представительным и законодательным органам (Съезду народных депутатов и Верховному Совету) и Президенту, действующая Конституция исходит из самостоятельности всех ветвей власти и подобной субординации и подчиненности не предусматривает.

Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота. Все эти качества нашли свое отражение в нормах Конституции Российской Федерации.

Назначением судебной власти является защита прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов и иных нормативных актов. Обеспечение реализации предусмотренных Конституцией прав и свобод человека и гражданина составляет основное содержание деятельности органов судебной власти (ст. 18 Конституции). Судебная власть имеет прямое отношение к соблюдению гарантированных каждому прав на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных, почтовых и иных сообщений.

Исключительность судебной власти заключается в том, что никакой иной орган государственной власти или управления не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию судов. Государство доверяет именно суду право легитимно использовать полномочия государственной власти на применение в процессуальном порядке государственного принуждения. Суд является единственным органом власти, уполномоченным в установленном законом порядке признать лицо виновным в совершении преступления, применить принудительные средства охраны правопорядка, назначить уголовное наказание.

Вопрос 2. Государство и местное самоуправление

Системный подход к любому современному государству предполагает, что каждое его структурное подразделение взаимосвязано с другими и в то же время относительно независимо, обладая в конкретных ситуациях способностью по-своему реализовывать предоставленные ему возможности. Однако степень ответственности «структурных узлов», расположенных как по «горизонтали», так и по «вертикали», объем их возможностей далеко не одинаковы в разных государствах и зависят от многих политических, экономических, технических факторов, конкретных исторических условий.

Идеология местного самоуправления отражает две объективные социальные потребности: необходимость эффективного управления делами общества и развитие демократии. Чем сложнее общество, тем труднее управлять экономическими и социальными процессами из центра, поэтому издавна местное самоуправление связывалось с задачей децентрализации управления, передачи на места вопросов, которые там могут решаться наиболее успешно. Местное самоуправление предполагает заботу о непосредственных нуждах населения. Лучше всего эти нужды знает власть, напрямую связанная с жителями городов и сел, что и обеспечивает заинтересованное, ответственное и, следовательно, эффективное решение местных дел. С другой стороны, местное самоуправление способствует обеспечению свободы личности, ее самовыражению, развитию в гражданах самостоятельности и предприимчивости. Знакомясь с общественными делами, участвуя в их решении, люди перестают надеяться только на центральные власти и привыкают полагаться на самих себя.

Местное самоуправление – одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельную деятельность (непосредственно или через органы местного самоуправления) по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций. Будучи существенным выражением народовластия, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Формирование органов местного самоуправления – дело самого населения соответствующего города, села или иного муниципального образования. Одни из этих органов могут быть непосредственно избраны населением, другие – сформированы выборными органами. Но при всех условиях они не могут назначаться «сверху», их состав не должен согласовываться с вышестоящими государственно-властными инстанциями или утверждаться ими. Вмешиваться в решение этих дел государственные инстанции не могут; в противном случае должна наступать правовая ответственность за нарушение Конституции. Будучи сформированы «снизу», органы местного самоуправления не находятся в отношениях подчиненности к органам государственной власти и не обязаны выполнять их предписания. Органы государственной власти могут действовать рядом с органами местного самоуправления, но не вместо них.

Будучи выведены из системы органов государственной власти, органы местного самоуправления остаются в системе государственно-властных отношений. Организационно отделенные от государственной власти, они с ней связаны функционально. Самосознание и важнейшие полномочия органов местного самоуправления определены актами органов государственной власти – федеральных и субъектов Федерации. Они действуют в русле общегосударственной политики – экономической, социальной, экологической, в области культуры и др., могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в реализации государственных программ.

Вопрос 3. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства

Формациониый и цивилизационный подходы – это подходы не только к делению государств на типы. Типология государства на их основе – это частный случай формационного и цивилизационного подходов к познанию истории вообще, к познанию истории общества.

В основе формационного подхода лежит понятие «общественно-экономическая формация» (почему подход и назван «формационным»), которая призвана характеризовать тип общества в единстве его базиса (типа производственных отношений, экономической структуры общества) и надстройки. Этот подход разработан в рамках марксистской теории.

В основе цивилизационного подхода лежит понятие «цивилизация» (от лат. civilis – гражданский). Само это понятие характеризуется по-разному. Например, профессор Венгеров определяет цивилизацию как «социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающую его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей».

Цивилизационный подход к типологии государства является, по всей вероятности, перспективным, однако на данный момент он находится в стадии становления и в учебной литературе четкого деления государств на типы по этому критерию не проводится. В основном, называются лишь принципы такого подхода. Так, проф. Венгеров, который в учебной литературе уделил много внимания данному вопросу, главной особенностью цивилизационного подхода считает то, что «согласно цивилизационной теории тип государства, его социальная природа определяются, в конечном счете, не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами». Автор выделяет три важных, на его взгляд, принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества: сущность государства определяется не только реально существующим соотношением сил, но также накопленными в ходе исторического процесса и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностями, образцами поведения;

mirznanii.com