Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции. Законные требования сотрудника полиции


Статья 30. Закон о Полиции N 3-ФЗ от 07.02.2011

1. Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.

2. Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые настоящим Федеральным законом на полицию не возложены. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.

3. Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.

4. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

5. Сотрудник полиции не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. Государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением служебных обязанностей осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Меры государственной защиты применяются также в отношении близких родственников сотрудника полиции, а в исключительных случаях - в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника полиции либо принуждения к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность.

www.zakonrf.info

Статья 32 закона «О полиции» в РФ с Комментариями

Сотрудники органов внутренних дел, не являющиеся сотрудниками полиции, а также стажеры могут привлекаться к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае на них распространяются установленные настоящим Федеральным законом обязанности, права, ответственность, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции.

Комментарий к Ст. 32 федерального закона «О полиции» в РФ

1. Не являются сотрудниками полиции следователи, лица рядового и начальствующего составов подразделений внутренних войск, мобилизационной подготовки, контрольно-ревизионных отделов (управлений) и некоторых других структурных подразделений органов внутренних дел.

2. Иногда сотрудник полиции переводится для продолжения работы в структурное подразделение органа внутренних дел, не входящее систему подразделений полиции. Даже если при этом за ним сохранено специальное звание, привлекаться к выполнению задач полиции такой сотрудник должен с соблюдением правил, предусмотренных комментируемой статьей.

3. Данный вывод делается в связи с тем, что в ст. 12 анализируемого Федерального закона предусмотрены обязанности полиции, а не сотрудника, у которого имеется соответствующее специальное звание. Аналогичным образом обстоят дела с правами полиции (ст. 13 комментируемого Федерального закона). Настоящий Федеральный закон регламентирует права и обязанности полиции. Поэтому он и называется Федеральным законом "О полиции". Сотрудник подразделения, не являющегося структурным элементом полиции, не входит в состав полиции, какое бы специальное звание у него ни было. Именно поэтому с позиций настоящего Федерального закона рассматриваемое должностное лицо сотрудником полиции не является. На него не распространяются обязанности и права, гарантии правовой и социальной защищенности, а также ответственность, предусмотренные для сотрудников полиции, пока он в установленном порядке не будет привлечен к выполнению обязанностей полиции.

4. Механизм привлечения к выполнению задач полиции лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции, а равно стажеров во время испытательного срока определен Положением о порядке привлечения к выполнению задач полиции лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров во время испытательного срока, утвержденным Приказом МВД России от 27 июня 2005 г. N 505 <266>.--------------------------------<266> См.: БНА. 2005. N 32.

5. Порядок привлечения стажеров к выполнению задач, стоящих перед сотрудниками полиции - экспертами, прямо законодателем не определен. По аналогии рекомендуется в этой части использовать положения Приказа МВД России от 1 июня 1993 г. N 261 "О повышении эффективности экспертно-криминалистического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации".

6. Правила комментируемой статьи распространяются также на курсантов и слушателей учебных заведений МВД России, проходящих практику в органах внутренних дел. Порядок привлечения курсантов и слушателей учебных заведений МВД России к осуществляемым органами внутренних дел по месту дислокации учебных заведений мероприятиям урегулирован Типовым положением об организации и проведении учебной практики курсантов и слушателей учебных заведений МВД России в органах внутренних дел, утвержденным Приказом МВД России от 7 апреля 1993 г. N 158.

7. О понятии "выполнение служебных обязанностей" см. комментарий к ст. 43 настоящего Федерального закона.

8. См. также комментарий к ст. ст. 1, 10 - 16, 23 - 34 настоящего Федерального закона.

zakonopolitsii.ru

Статья 28 закона «О полиции» в РФ с Комментариями

1. Сотрудник полиции имеет право:

1) на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для выполнения служебных обязанностей;

2) на ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, с критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в полиции;

3) на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и контрактом о прохождении службы в полиции;

5) на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности полиции;

6) на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений;

7) на доступ в установленном порядке в государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации в связи с выполнением служебных обязанностей;

8) на ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) на защиту своих персональных данных;

10) на продвижение по службе в полиции;

11) на подготовку и дополнительное профессиональное образование;

12) на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) на проведение по его заявлению служебной проверки;

14) на защиту своих прав и законных интересов, включая обжалование в суд их нарушения;

15) на обязательное государственное страхование жизни и здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации;

16) на государственную защиту жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества;

17) на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

2. Сотрудник полиции с согласия руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя территориального органа либо руководителя организации, входящей в систему указанного федерального органа, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, вправе наряду с выполнением обязанностей по замещаемой должности выполнять обязанности по другой должности сотрудника полиции.

3. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток при выполнении обязанностей, указанных в части 2 статьи 27 настоящего Федерального закона, имеет право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;

2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность и (или) подтверждающие их полномочия;

3) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях - транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в оказании медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия;

4) требовать от лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, оставаться на месте до прибытия представителей территориального органа или подразделения полиции либо представителей других правоохранительных органов, а также доставлять лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение;

5) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Комментарий к Ст. 28 федерального закона «О полиции» в РФ

1. В п. 3 части 1 комментируемой статьи закреплено право сотрудника полиции на ежегодные оплачиваемые основной и дополнительные отпуска. В п. 15.1 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации определен круг должностных лиц, которые вправе предоставлять отпуск.

2. Очередной отпуск кандидатам, допущенным к вступительным экзаменам на очное обучение в образовательные учреждения профессионального образования МВД России, предоставляется с таким расчетом, чтобы он полностью был ими использован до откомандирования в образовательное учреждение.

3. Сотрудникам, обучающимся в адъюнктуре, для завершения кандидатской или докторской диссертации в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются творческие отпуска.

4. Оплата проезда сотрудников к месту проведения очередного отпуска и обратно за счет средств МВД России производится по установленным нормам. Один раз в два года одному из членов семьи сотрудника оплачивается стоимость проезда к месту проведения отпуска и обратно.

5. Очередной отпуск должен быть предоставлен каждому сотруднику в течение года, кроме случаев, когда допускается соединение очередных отпусков за два года. При указании в плане очередных отпусков начального месяца использования отпуска последний предоставляется (должен быть востребован) не позднее десятого числа данного месяца.

6. Сотрудникам, имеющим право на использование отпуска в два срока, он предоставляется по их желанию в любом соотношении по количеству дней в каждом сроке исходя из общего количества положенных дней очередного и дополнительных отпусков.

7. Сотрудникам, направляемым на специальное первоначальное обучение, переподготовку и повышение квалификации, в случаях, когда срок окончания обучения установлен в декабре или в начале следующего года, очередные отпуска предоставляются до убытия на учебу.

8. Отзыв из очередного отпуска либо перенесение на другой срок по инициативе начальника органа внутренних дел допускаются лишь в случае крайней служебной необходимости с письменного разрешения начальника, имеющего право предоставления отпусков, и оформляются приказом. При этом отзыв из очередного отпуска производится только с согласия сотрудника.

9. В случае совпадения очередного отпуска с учебным очередной отпуск переносится на другое время.

10. В исключительных случаях, когда предоставление отпуска сотруднику в текущем году может неблагоприятно отразиться на нормальной деятельности органа внутренних дел, с согласия сотрудника допускается перенесение отпуска на следующий год. При этом отпуск за каждый рабочий год продолжительностью не менее 6 дней должен быть использован не позже чем в течение одного года после наступления права на отпуск. Оставшаяся часть неиспользованного отпуска может быть присоединена к отпуску за следующий рабочий год.

11. Непредоставление ежегодного отпуска в течение двух лет подряд запрещается.

12. Замена отпуска денежной компенсацией не допускается, кроме случаев увольнения сотрудников органов внутренних дел, не использовавших отпуск.

13. Продолжительность очередного ежегодного отпуска в году поступления на службу в органы внутренних дел исчисляется пропорционально отработанному времени из расчета одна двенадцатая часть отпуска за каждый полный месяц службы за период со дня поступления.

14. Продление очередного отпуска сотрудникам в связи с заболеванием во время отпуска производится начальником, предоставившим отпуск, без возвращения этих лиц к месту службы на основании телеграфного (телефонного) сообщения сотрудника. По возвращении из отпуска сотрудник представляет документы, удостоверяющие получение им освобождения по временной нетрудоспособности, а также предъявляет к оплате документы телеграфного (телефонного) сообщения.

15. Краткосрочные отпуска для решения неотложных социально-бытовых вопросов, выполнения родственного долга, а также по другим уважительным причинам на срок до 10 дней предоставляются сотрудникам:

- в случае тяжелого состояния здоровья или смерти (гибели) близкого родственника сотрудника или лица, на воспитании которого находился сотрудник;

- в случае пожара или другого стихийного бедствия, постигшего семью или близкого родственника сотрудника;

- по другим уважительным причинам (по решению начальника органа внутренних дел).

16. Такого рода отпуска предоставляются сотрудникам полиции по мере необходимости, с сохранением сотруднику денежного содержания. Их количество в течение календарного года не ограничивается.

17. На сотрудника полиции полностью распространяется Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" <261>. Согласно данному нормативному правовому акту сотрудник полиции вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.--------------------------------<261> См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1993. N 19. Ст. 685.

18. Такими действиями (решениями) могут быть коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе предоставление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

- нарушены права и свободы сотрудника полиции;

- созданы препятствия осуществлению сотрудником полиции его прав и свобод;

- незаконно на сотрудника полиции возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

19. Сотрудники полиции могут обжаловать не только вышеназванные действия (решения), но и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.

20. Обычно сотрудник полиции должен обращаться за защитой своих прав и свобод в суд общей юрисдикции. Между тем защита некоторых его прав отнесена законодателем к подведомственности Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и даже арбитражных судов.

21. О понятиях "преступление" и "административное правонарушение" см. комментарий к ст. 2 настоящего Федерального закона.

22. О пресечении противоправных деяний см. комментарий к п. 2 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

23. О понятии "подозреваемый" см. комментарий к п. 12 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

24. О понятии "персональные данные" см. комментарий к п. 4 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции».

25. О понятии "оружие" см. комментарий к п. 16 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

26. О понятии "транспортное средство" см. комментарий к п. 21 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

27. О понятии "выполнение служебных обязанностей" см. комментарий к ст. 43 настоящего Федерального закона.

28. См. также комментарий к ст. ст. 2, 8, 13 - 18, 20, 21, 23, 27, 29 - 31, 37, 38, 40, 42 - 45 настоящего Федерального закона.

zakonopolitsii.ru

Неповиновение законным требованиям сотрудников полиции.

Сотрудник полиции должен чётко знать, какие требования являются законными (требования о прекращении противоправного поведения, о предъявлении в определенных случаях определенных документов, о соблюдении режима содержания в местах ограничения или лишения свободы, об исполнении обязательных предписаний).

15.1. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О полиции» сотрудник полиции вправе при определенных обстоятельствах применить физическую силу для пресечения преступлений и административных правонарушений.

Однако сотрудник полиции без предварительной проверки не может правильно определить на месте является ли деяние преступлением (согласно УК РФ) или административным правонарушением (согласно КоАП РФ). Поэтому указанная норма должна пониматься с учетом п. 2 ч. 1 ст. 2, ч. 3 ст. 5 Закона, согласно которым полиция служит для предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений, сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

Таким образом, если сотрудником выявлены достаточные признаки деяний, которыми причиняется боль физическое или нравственное страдание (соответственно деяние имеет признаки преступления, например, побоев) или совершается объективная сторона (действие/бездействие) иного преступления (например, кражи), то сотрудник полиции вправе соразмерно применить физическую силу в целях пресечения этих действий.

Перед применением физической силы, если действия лица не носят явно агрессивного характера и промедление в её применении не создаст угрозы наступления тяжких последствий, сотрудник называет свой правовой статус, твёрдо, ясно и культурно формулирует причину и цель обращения, свое законное требование, при необходимости повторяет требование и предоставляет время, достаточное для его исполнения. Затем предупреждает о намерении применить в случае неисполнения законного требования физическую силу. Исключение из этих правил допускается только при явной опасности деяния нарушителя.

Сотрудником полиции в дежурную часть для регистрации и проведения проверки незамедлительно передается рапорт о происшествии (обнаружении признаков преступления), в котором указываются обстоятельства противоправного поведения лица.

Если при пресечении преступления или административного правонарушения лицом оказано сопротивление и(или) имеется угроза побега, в случае оказания сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе, и(или) принято решение о задержании, сотрудник полиции вправе применить наручники.

15.2. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О полиции» сотрудник полиции вправе при определенных обстоятельствах применить физическую силу для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции. Цель преодоления противодействия законным требованиям – достижение правомерной цели (например, обеспечение общественного порядка).

Оскорбление в адрес сотрудника полиции при предъявлении им законного требования при определенных обстоятельствах также может считаться противодействием.

При этом под «противодействием» понимается действие, препятствующее другому действию, то есть противодействие всегда является активным.

Таким образом, в случае неповиновения законному требованию сотрудника полиции физическая сила может быть применена, только если неповиновение сопровождается активными действиями лица, например, продолжается противоправное поведение. При принятии решения о применении физической силы учитывается степень общественной опасности и характер действий лица, сотрудник полиции обеспечивает соблюдение баланса конституционного права лица на личную неприкосновенность и общественных интересов.

Перед применением физической силы, если действия лица не носят явно агрессивного характера и промедление в её применении не создаст угрозы наступления тяжких последствий, сотрудник называет свой правовой статус, твёрдо, ясно и культурно формулирует причину и цель обращения, свое законное требование, при необходимости повторяет требование и предоставляет время, достаточное для его исполнения. Затем предупреждает о намерении применить в случае неисполнения законного требования физическую силу. Исключение из этих правил допускается только при явной опасности деяния нарушителя.

Если при преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции лицом оказано сопротивление и(или) имеется угроза побега, в случае оказания сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе, и(или) принято решение о задержании, сотрудник полиции вправе применить наручники.

 

xn--80aac3afbdx0b.03.xn--b1aew.xn--p1ai

Правовое положение сотрудника полиции — Мегаобучалка

Правовое положение сотрудника полиции закреплено в законе «О полиции» и предусматривает основные права и обязанности, а также гарантии правовой защиты сотрудника полиции и его ответственность.

Сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание.

Сотрудник полиции имеет право:

- на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для выполнения служебных обязанностей;

- на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

- на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и контрактом о прохождении службы в полиции;

- на защиту своих персональных данных;

- на продвижение по службе в полиции;

- на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку в установленном порядке;

- на защиту своих прав и законных интересов, включая обжалование в суд их нарушения;

- на государственную защиту жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества;

- применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие по основаниям и в порядке, предусмотренном законом «О полиции», а также ряд других прав, закрепленных в ст. 28 закона.

Сотрудник полиции обязан:

- знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере;

- выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом; выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону;

- обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости и к прямому начальнику, поставив при этом в известность непосредственного начальника;

- соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;

- соблюдать внутренний распорядок территориального органа, распорядок организации, входящей в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, где он проходит службу;

- поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей;

- не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

- беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей;

- представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

- сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства (подданства) иностранного государства;

- соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника полиции;

- сообщать непосредственному начальнику о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;

- уведомлять непосредственного начальника, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Кроме этого, сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:

- оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

- в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

Сотруднику полиции законом предоставлены следующие гарантии:

- Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.

- Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые настоящим Федеральным законом на полицию не возложены. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.

- Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.

- Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

- Сотрудник полиции не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

- Государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением служебных обязанностей осуществляется в порядке, установленном законом «О полиции».

- Меры государственной защиты применяются также в отношении близких родственников сотрудника полиции, а в исключительных случаях - в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника полиции либо принуждения к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность.

 

Полиция — составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Включена в органы внутренних дел. (Ст. 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»)

В пределах своей компетенции руководство деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации непосредственно или через Министра внутренних дел, руководители территориальных органов Министерства внутренних дел и руководители подразделений полиции. Указанные руководители несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

В структуре органов внутренних дел, как правило, существуют следующие виды подразделений, на основе которых строятся структуры управления:

· Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ) — центральный орган управления в системе правоохранительных органов Российской Федерации. Федеральное министерство, подчинённое напрямую Президенту Российской Федерации. Осуществляет общее централизованное руководство всеми органами внутренних дел и внутренними войсками в стране. Во главе — Министр внутренних дел Российской Федерации, воинское (специальное) звание, соответствующее штатной должности — генерал-полковник — генерал армии.

· Департамент, Главное управление, Управление — подразделение Министерства, осуществляющее руководство органами и войсками внутренних дел в пределах функциональной компетенции: Департамент уголовного розыска, Департамент собственной безопасности, Департамент охраны общественного порядка, Департамент по борьбе с организованной преступностью, Департамент экономической безопасности, Организационно-инспекторский департамент, Правовой департамент, Департамент тыла, Финансово-экономический департамент, Главное командование (Главкомат) внутренних войск МВД РФ (на правах департамента). Департамент осуществляет руководство подчинёнными подразделениями органов и войск внутренних дел: Округами внутренних войск, Главными управлениями, Управлениями и отделами внутренних дел.

· Главное управление МВД России (ГУ МВД России) — осуществляет руководство органами внутренних дел в пределах своей компетенции, ограниченной либо территориально (ГУ МВД по субъекту Федерации), либо функционально (отвечает за определённый круг задач органов внутренних дел: Главное управление по борьбе с экономическим преступлениями — подразделение в составе центрального аппарата министерства). ГУ МВД стоят над управлениями (УМВД) или отделами МВД России (ОМВД). В Субъектах РФ, имеющих численность населения более 2-х млн. человек или особый статус в силу определённых обстоятельств, как правило, осуществляют свою деятельность Главные управления МВД России (ГУ МВД по г. Москве, ГУ МВД по Московской области и т. п.). Округа внутренних войск приравниваются по оргштатной структуре ГУ МВД. Руководитель ГУ МВД, как правило, имеет специальное звание генерал-лейтенант — генерал-полковник.

· Управление МВД России (УМВД России) — орган управления в системе внутренних дел, имеет статус ниже ГУ МВД, но выше отделов МВД России. Бывают территориальные (субъектов федерации, например: УМВД по Тульской области, или территориальных единиц субъектов федерации, в этом случае подчиняются вышестоящему ГУ МВД: например УМВД по Новомосковскому району Тульской области, УМВД ЮЗАО г. Москвы), функциональные в составе Министерства или ГУ МВД. По своей штатной структуре приравниваются, как правило дивизии внутренних войск, во главе: генерал-майор (редко — генерал-лейтенант). Если УМВД входит в состав вышестоящего ГУ МВД, тогда по штату равны бригаде, начальник УВД — полковник.

· Министерство внутренних дел субъекта Российской Федерации — осуществляет общее руководство органами внутренних дел в пределах данного субъекта федерации. В зависимости от штатной структуры, определяемой численностью населения и прочими факторами, приравнивается к ГУ МВД или УМВД субъектов федерации.

· Отдел МВД России (ОМВД). Основной орган управления в системе внутренних дел РФ. Подчиняется вышестоящему территориальному УМВД, или напрямую УМВД (ГУ МВД) субъекта федерации как правило являются территориальными (ОМВД района, города областного подчинения), осуществляет руководство всей деятельностью по обеспечению правопорядка в пределах компетенции органов внутренних дел в пределах административной территории;

· Отдел полиции (ОП) — территориальное подразделение внутри отдела или управления МВД России.

В состав полиции входят также:

· ДОБДД (ГАИ, ГИБДД)

· СОБР (Специальные Отряды Быстрого Реагирования)

· ОМОН (Отряды Мобильные Особого Назначения)

· Беркут (Крым и Севастополь)

· Участковый уполномоченный полиции

· Центры по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства

В Казани и Москве существует также экологическая полиция.

 

megaobuchalka.ru