Закон отрицания отрицания или двойного отрицания. Закон отрицания в отрицания


27. Закон отрицания отрицания » Шпоры для студентов

Закон отрицания отрицания - один из основных законов диалектики. Впервые возник и сформулирован в идеалистической системе Г. В.Ф. Гегеля.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое, но постепенно само становится старым и отрицается более новым. Закон выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития.

В диалектике категория «отрицание» означает превращение одного предмета в другой при одновременном «уничтожении» первого. Но это такое «уничтожение», которое открывает простор для дальнейшего развития и удерживает все положительное содержание пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание.

Из сущности диалектического отрицания вытекает особенность развития, выражаемая двойным отрицанием, или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями (закон единства и борьбы противоположностей), наличием в нем собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникновение «третьего» по отношению к двум противоположностям.

Только через исследование Закона отрицания отрицания как закона практической и теоретической деятельности можно содержательно истолковать его всеобщность. Так как основой человеческих отношений к внешнему миру является практика, ее особенности обусловливают и теоретическое (познавательное) отношение. Оно состоит в том, что развивающийся объект воспроизводится только лишь в истории его познания, через диалектически отрицающие друг друга теории и концепции.

Наличие в объекте (и в теории) возможности собственного отрицания раскрывается через деятельность, вне которой оно непостижимо. Знание на каждом этапе его развития односторонне, т. е. раскрывает всеобщие определения предмета через воспроизведение его в особенной форме. Это противоречие разрешается в деятельности, моментом которой является знание. В этом движении происходит развитие знания как всеобщего, отрицание одной теории другой, раскрываются законы движения предметного мира как отрицание одного его состояния другим.

Здесь же содержится объяснение того факта, что отрицаемое состояние не отбрасывается, а сохраняется в преобразованном виде. Ведь односторонний подход к объекту раскрывает в нем нечто непреходящее, что сохраняется в ходе отрицания. Поэтому развитие научной теории возможно лишь при сохранении всего положительного содержания отвергаемого знания, включении его в состав новой теории.

В естествознании такое соотношение старой и новой теории выражается как принцип. Таким образом и раскрывается собственная диалектика объективного мира. Вот почему закон отрицания отрицания выступает и как закон познания, и как закон объективного мира. Закон относится к большим циклам развития, образуя форму этого развития применительно к целому; за его рамками возникает новое развивающееся целое.

shporiforall.ru

Закон отрицания отрицания

Если закон взаимного перехода количественных изменений в качественные вскрывает механизм развития явлений, то закон отрицания отрицания характеризует направление развития. Основное содержание этого закона выражается в единстве поступательности, прогрессивности и преемственности в развитии, возникновение нового и относительной повторяемости некоторых моментов, имевших место прежде. Основные категории, характеризующие этот закон, - это отрицание, преемственность, прогресс.

Отрицание - необходимый момент развития. В бесчисленной смене нарождающихся и отмирающих форм возникают и исчезают виды растений, животных, поколений людей, формы общественной жизни. Без отрицания старого новым невозможно рождение и созревание нового, а стало быть, и невозможен процесс развития.

Согласно закону отрицания отрицания, развитие явления идет циклами. Каждый цикл состоит из трех стадий:

  • исходный момент развития;

  • превращение явлений в свою противоположность, т.е. отрицание;

  • превращение новой противоположности в свою противоположность, т.е. отрицание отрицания;

Цепь отрицаний в процессе развития не имеет ни начала ни конца. В каждом предмете, процессе происходит борьба взаимоисключающих сторон и тенденций. В итоге она приводит к отрицанию старого и возникновению нового. Появившееся новое явление содержит в себе свои противоречия. Борьба противоположностей завязывается на новой основе и неизбежно приводит к новому отрицанию. И так до бесконечности.

Мир в его каждый настоящий момент есть плод прошедшего и семя будущего. Настоящее "тащит" за собой прошедшее. Как условие развития, отрицание есть вместе с тем и утверждение: оно предполагает преемственность в развитии. Нельзя рассматривать отрицание как абсолютное уничтожение старого. Прошлое нельзя рассматривать бесследно уходящим в реку времени. Разве творения Пушкина, Лермонтова, Толстого не влекут нас к себе и не влияют на нашу духовную жизнь?

Развитие есть там, где новое прерывает существование старого, вбирая из него все положительное, жизнеспособное. А это удержание положительного и есть "непрерывность в прерывном", преемственность в развитии. Из старого удерживается то, без чего невозможно дальнейшее развитие системы. Прошлое все время участвует в созидании настоящего.

Преемственность в развитии не тоже самое, что его непрерывность. Вся история научного знания свидетельствует о том, что развитие знаний от древнейших времен до наших дней идет через отрицание: каждая очередная ступень развития науки находит в себе силы для беспощадного преодоления предыдущей (крутая ломка фундаментальных понятий, разработанных творцами классической физики Галилеем, Ньютоном и др., Эйнштейном).

Развитие - это не прямая линия и не движение по замкнутому кругу, а спираль с бесконечным рядом колец. В процессе развития происходит как бы возврат к ранее пройденным ступеням, когда в новой форме повторяются некоторые черты уже отживших и сменившихся форм. Процесс познания иногда повторяет уже пройденные циклы, но всегда на новой основе.

По мере продвижения отдельных форм материи на все более высокий уровень происходит нарастание скорости процесса развития. Следовательно, темпы развития той или иной материальной организации вообще, общественных форм жизни в особенности являются показателем совершенства и высоты уровня их развития. Данный закон выражает общее направление развития в его противоречивости: прогресс соотносителен с регрессом, необратимость - с круговоротом, прерывность - с непрерывностью, отрицание с преемственностью, цикличность (виток в развитии) и спираль (виток над витком).

Методологическое и практическое значение этого закона важно для понимания общей тенденции развития и складывающейся в ходе его преемственной связи между прошедшим и настоящим. Если новое возникает из старого, вбирая все положительное из него, то, значит, и в области науки и практики надо уметь отдать должное достижениям прошлого, критически воспринять его более ценные результаты. Диалектическое отрицание - это метод критического освоения и дальнейшего развития всего накопленного человечеством опыта в области производства, науки, искусства и т.д. Как метод научного мышления, этот закон дает возможность понять, куда идет развитие.

studfiles.net

Закон отрицания отрицания.

Поиск Лекций

Практическая работа

На тему: «Законы диалектики»

 

Работу выполнила:

Студентка заочного отделения

театрального факультета

Л.Н.Галеева

Работу проверила:

Кандидат философских наук,

доцент кафедры философии,

культурологии и педагогики

О.А.Липатова

Казань 2016

 

Содержание

1. Диалектика. Определение понятия…………………………………………………3

2. Закон единства и борьбы противоположностей…………………………………...3

3. Закон взаимного перехода количественных и

качественных изменений…………………………………………………………….6

4. Закон отрицания отрицания…………………………………………………………7

5. Используемые ресурсы………………………………………………………………9

Диалектика. Определение понятия.

Диалектика – философская теория развития природы, общества, мышления и основанный на этой теории метод познания и преобразования мира. Содержание диалектики формировалось в течение длительного периода духовного развития человечества. Можно выделить три основные исторические формы диалектики: стихийную диалектику древних (заложены идейные основы диалектики), диалектику Гегеля (создана теоретическая база для последующего развития) и марксистскую диалектику (материалистическая диалектика). Смена исторических форм диалектики происходила так, что каждая последующая форма вбирала в себя все ценное, что содержала предыдущая.

Теория материалистической диалектики имеет два взаимодополняющих уровня объяснения развития: идейный и теоретический. Идейный уровень составляют принципы диалектики – это предельно общие идеи, выражающие концептуальные основы диалектики. Теоретический уровень образуют законы материалистической диалектики:

Первая группа законов, раскрывает структуру развития на уровне описания самого механизма развития (закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник развития; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, позволяющий показать, как происходит развитие; закон отрицания отрицания, на основе которого появляется возможность объяснить направленность развития). Во вторую группу входят законы, объясняющие ту часть структуры развития, которая обусловливает наличие в нем всеобщих противоположных сторон. Эти законы объясняют сущность взаимодействия противоположных сторон развивающегося мира.

Закон единства и борьбы противоположностей.

Согласно данному закону противоречие выступает источником и движущей силой всякого развития. Противоречие – это взаимодействие противоположностей.

В материалистической диалектике противоречие представляет собой динамический процесс, который в своем развитии проходит три этапа: возникновение, собственно развитие и разрешение.

1) Возникновение противоречий. Процесс возникновения противоречия описывается с помощью категорий:

· Тождество – это совпадение, равенство (разные предметы) или его тождественность самому себе (один предмет). Тождество всегда относительно. означает, что между предметами всегда существует разность.

· Различие – категория, отражающая разность предметов. Ей характеризуется не столько несовпадение предметов, сколько тенденция нарастания их разности в процессе развития, что в результате приводит к их противоположности.

· Противоположность – это различия между предметами, выросшие до предельных размеров в том смысле, что они оформились в определенный субстрат (элемент системы), который принуждает своей активностью (своим существованием) предметы, находящиеся в единстве (то есть в системе), развиваться в противоположных направлениях. С появлением противоположностей оформляется структура противоречия и завершается этап его возникновения.

Развития противоречий.

Для характеристики этого этапа обычно используют два ряда понятий:

· Единство и борьба противоположностей. Данные понятия используются для раскрытия механизма развития противоречия. Единство и борьба – это две стороны процесса взаимодействия противоположностей. Единство противоположностей может быть понято трояко: а) две противоположности находятся в единой системе; б) взаимодополнение и взаимопроникновение в функционировании системы; в) результат снятия их борьбы. Борьба противоположностей – это их постоянное противодействие.

· Гармония, дисгармония, конфликт. Понятия, обозначающие, в какой форме происходит развитие противоречия, а также состояние этого развития. Развитие противоречия может осуществляться как в одном из данных состояний, так и с их последовательным чередованием. Гармония – определенный порядок взаимодействия противоположностей, основанный на их связи и позволяющий системе развиватьсяДисгармония – существуют деформаций в развитии противоречия, которые приводят к некоторым нарушениям в функционировании системы. Конфликт – столкновение противоположностей достигает предела, за которым происходит разрушение существенных связей и крушение системы.

3) Разрешение противоречий. Он происходит путем отрицания: а) состояния, в котором оно находилось прежде б) одной из противоположностей; в) обеих противоположностей.

Пример:"Развитие". Мы взяли процесс. Раз это - именно процесс, а не неизменная, застывшая картина, значит там есть что-то, что изменяется. Скорее всего, там изменяется далеко не один параметр. Возьмем какой-нибудь из этих параметров. Выберем тот, который больше ассоциируется с "развитием". Например, если что-то увеличивается, улучшается или усложняется, то оно годится. Если что-то наоборот уменьшается, ухудшается или упрощается, то берем обратное к нему. Вот, например, червяк грызет яблоко. Яблоко уменьшается, а дырка увеличивается. Отлично. Называем увеличение дырки "развитием".

2. "Противоположности". Теперь нам надо выбрать так называемые "противоположности". Надо взять еще какие-нибудь два изменяющихся параметра процесса. Или две его части. Можно больше, но как правило на такое дополнительное усилие толкователи диалектики не идут. В нашем случае подходят червяк и яблоко. Или челюсти червяка и мякоть яблока. Главное, чтобы эти части были изменяющимися или подвижными. Хорошо, остановимся на червяке и яблоке.

3. "Борьба". Имея две "противоположности", мы должны теперь обнаружить "борьбу" между ними. Поскольку мы сейчас рассуждаем как философы, то можем себе позволить любое различие между "противоположностями" назвать борьбой. Минимальное различие обнаружится неизбежно, ведь мы изначально взяли два разных параметра процесса. То есть различили их как-то: по месту, по времени и т.п. В примере можно посчитать борьбой то, что червяк толстеет, а яблоко - так сказать, "худеет".

4. "Единство". Теперь надо найти единство между "противоположностями". Поскольку мы работаем под философов, то можем назвать "единством" любое сходство. Какое-нибудь сходство всегда найдется, хотя бы то, что обе "противоположности" изначально взяты из одного общего процесса. Мы назовем единством тот факт, что червяк сидит внутри яблока, а недожеванные кусочки яблока - в червяке.

5. Осталось доказать, что "единство" и "борьба" "противоположностей" являются единственной причиной "развития". Поскольку мы стараемся быть философами, возьмем пример с Гегеля и не станем себя утруждать строгим доказательством. Наш процесс без борьбы наших "противоположностей" не бывает? Скорее всего не бывает. Просто потому, что тогда это будет какой-то другой процесс. Тогда этого достаточно, чтобы объявить одно причиной, а другое - следствием.

Теперь объединим пункты 1-5 и посмотрим, что получится:

"Червяк грызет яблоко. При этом дыра увеличивается, процесс развивается вглубь. Яблоко и червяк противоположны: ужасный хищник и его жертва. Мы видим борьбу между жиреющим червяком и истощением плоти яблока. Однако видим и несомненное единство: жующий червяк в яблоке, а пережеванное яблоко в червяке. Единственная причина того, что процесс роста дыры развивается - это единство и борьба яблока и червяка. В самом деле: где еще увидишь грызущего яблоко червя без самого яблока (тезис), без червя (антитезис) и акта прогрыза (синтез)?"

Что произошло? Получили ли мы какую-то новую информацию? Нет. Как было: "червяк грызет яблоко", так и осталось. Были введены новые понятия ("единство", "борьба", и пр.) Исходный текст был переформулирован с применением этих понятий. Текст стал длиннее и многозначительнее, но смысл его остался прежним: червяк грызет яблоко.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.)

Пример мой:1. Я хочу, чтобы персонал составлял ежедневное планирование, персонал настаивает на еженедельном. Обе стороны находятся в борьбе за повышение качества работы. 2. Содействие, нейтралитет, союзничество, мутуализм (стороны не могут работать автономно друг от друга)

2.Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Согласно данному закону, развитие происходит путем количественных изменений, которые, переходя меру предмета, вызывают качественные изменения, протекающие в форме скачков. Содержание закона раскрывается с помощью следующих категорий:

· Качество – это внутренняя определенность предмета (специфика), а также совокупность существенных свойств предмета, отражающих его коренное отличие от других предметов.

· Свойство – отражает проявление отдельных сторон качества предмета во внешней среде.

· Количество – это степень развития свойств и пространственно-временных границ предмета, а та же его внешняя характеристика качества.

· Мера – характеристика предмета в его качественной и количественной форме, она определяет те количественные границы, в которых качество предмета сохраняется.

· Количественные изменения предмета, то есть прибавление к нему или убавление от него вещества, энергии, информации, непрерывны до тех пор, пока они не перейдут меру предмета.

· Качественные изменения представляют собой коренное преобразование существенных свойств предмета.

· Скачок – это разрыв непрерывности количественных изменений, дающий начало новому качеству.

Пример: Если телу придавать все большую и большую скорость — 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с ("узловой" скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества — мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

• резко, одномоментно;

• незаметно, эволюционно.

 

«Переход количества в качество». Когда вы чего-то имеете недостаточно, то вы хотите иметь этого больше, когда вы приобрели этого достаточно, вы удовлетворяетесь, и вам больше этого не нужно, то есть количество перешло в качество.

 

Пример: хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории "Куча" и "Лысый": "При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?". То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

Пример мой: Давайте разберём ещё один пример, когда количество переходит качество, но качество уже другого уровня. Если постоянно переедать, то человек становится полнее, то есть сам человек становится качественно другим. Для наглядности приведу другой пример, когда человек долго бежит, он начинает чувствовать усталость, если какое-то время преодолевать чувство усталости, внезапно, через какое-то время открывается второе дыхание, то есть, пройдя какую-то планку, мы делаем скачок в своём состоянии, и можем продолжать движение, затрачивая гораздо меньше усилий. Можно привести ещё и такой пример. Возьмём раствор соли, если мы периодически будем доливать воду, а потом её выпаривать, то раствор будет в зависимости от насыщения его солью солёным, или не очень, при этом он будет оставаться жидкостью, но стоит выпарить воды больше опредёлённой черты, как соль начнёт кристаллизоваться, то есть перейдёт в другое состояние.

Закон отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания объясняет направление развития из последовательности сменяющих друг друга диалектических отрицаний. Основная категория закона – отрицание. Под отрицанием понимается переход объекта в новое качество, обусловленное развитием свойственных ему внутренних и/или внешних противоречий. При диалектическом отрицании объекта в нем, как правило, осуществляются четыре процесса: что-то уничтожается; что-то преобразуется; что-то сохраняется; что-то создается новое.

Устанавливаемое на основе данного закона направление развития оказывается зависимым от цикличности как способа закономерной связи в цепи отрицаний. Каждый цикл отрицаний состоит из трех стадий: а) исходное состояние объекта; б) его превращение в свою противоположность; в) превращение этой противоположности в свою противоположность.

Условием действия этого закона является рассмотрение прогрессивного развития в аспекте отрицания, а признаком его действия является завершение цикла отрицания, когда обнаруживается преемственность между исходным состоянием объекта и его существованием после второго отрицания.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Пример:исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне. Пример мой:1. Сначала я думала, что мои родители не понимают меня, не знают, что мне нужно для счастья. Теперь я сама – родитель, мой сын теперь говорит, что мы (родители его не понимаем). 2. Мой организм развивался, креп (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие).

Используемые ресурсы

1. http://brpochep.livejournal.com/29845.html

2. http://maxpark.com/user/722174672/content/728846

3. http://www.myline.ru/cntnt/gegel.html

 

 

poisk-ru.ru

определение, суть и примеры :: SYL.ru

Одним из главных законов диалектики считается закон отрицания отрицания. Он характеризует направление развития, единство прогресса и непрерывность в развитии. Он также подразумевает появление нового и относительное повторение отдельных элементов старого.

История

Формулировка закона отрицания отрицания в философии принадлежит Г. Гегелю. Однако стоит отметить, что о диалектическом характере отрицания, роли непрерывности в развитии и нелинейном характере направления развития было сказано до него — эти понятия были установлены в диалектике немного ранее.

Основоположник закона двойного отрицания

Итак, в диалектической системе Гегеля развитие представляет собой появление логического противоречия. В этом смысле для него характерно рождение внутреннего отрицания предыдущего этапа, за которым следует отрицание этого отрицания — так писал Гегель в одной из своих работ, посвященных закону двойного отрицания.

В той мере, в какой отрицание предыдущего отрицания происходит путем снятия (этот термин Гегель использует в своей философии для обозначения момента развития, который объединяет в себе отрицание, сохранение и утверждение), оно в определенном смысле всегда похоже на восстановление того, что было отрицательно, то есть подразумевает возвращение к прошлому этапу развития.

Особенности действия закона об отрицании

Однако это не просто возвращение к изначальной точке, а новое, более высокое и богатое понятие, чем предыдущее, поскольку его также обогащает отрицание или его противоположность. В нем помимо старого понятия также содержится и исходная точка, объединенная и с ее противоположностью. Таким образом, закон отрицания отрицания можно назвать универсальной формой расщепления единого целого и перехода противоположностей друг к другу. Другими словами, это универсальное проявления закона единства и борьбы противоположностей. Гегель преувеличивал значение триады как оперативной формы закона отрицания отрицания и пытался объединить под ним все предпосылки перемен и развития.

В определении материалистической диалектики этот закон считается законом природного, общественного и мысленного развития. С помощью закона единства и борьбы противоположностей раскрывается источник развития. Изменения в механизме развития объясняются законом перехода количественных изменений в качественные. А направление, форма и конечный результат развития определяются через закон отрицания отрицания.

Рассмотрим закон подробнее

Раскрыть содержание этого закона помогает концепция диалектического отрицания. В случае, когда старое не поддается отрицанию, рождение и созревание чего-то нового и таким образом процесс развития становятся невозможными. В соответствии с законом, развитие имеет циклический характер. При этом каждый из циклов состоит из трех этапов: исходного состояния объекта, его трансформации в противоположную сторону (то есть его отрицания) и трансформации против своей собственной противоположности.

Философы, которые мыслят в метафизических терминах, видят отрицание как процесс отбрасывания, абсолютного уничтожения старого (например, понятие пролетарской культурной и образовательной организации и идеи некоторых теоретиков Китая о разрушении прошлой и создания новой, пролетарской культуры).

Как видели закон политики и философы

В. И. Ленин ссылался на такое отрицание как на отрицание «голое» и «бесцельное». По его мнению, развитие возможно не только при отсекании существования старого: из него нужно брать все положительные и жизнеспособные элементы. Это «непрерывность в прерывистом» или последовательность в развитии.

Закон двойного отрицания характеризует это как «повторение на более высокой ступени определенных черт низшей ступени и кажущееся возвращение старого».

Блестящим примером анализа такого диалектического отрицания можно считать 24-ю главу первого тома «Капитала» Маркса, в которой он занимается исследованием движения собственности в контексте докапиталистических и социалистических форм.

Как этот закон работает в контексте истории?

С точки зрения диалектического отрицания переход к социализму из отношений частной собственности, заменившей первобытно-общинную собственность, означал больше, чем «кажущееся возвращение к старому», то есть повторение некоторых существенных элементов старого на другом, значительно более развитом фундаменте. Он также означал переход к новому циклу с существенно разными внутренними противоречиями и законами движения.

Последовательность циклов, составляющих цепочку развития, может быть представлена ​​как спираль. Развитие, которое словно повторяется, этапы, которые уже были пройдены. Мы словно повторяем их, но по-другому, на более высоком уровне, развитие происходит, если можно так выразиться, вверх, а не просто по прямой.

В таком представлении каждый цикл имеет один оборот, один поворот по спирали развития, а сама спираль — цепь циклов. Хотя спираль — это всего лишь изображение, представляющее связь между двумя или более пунктами в процессе развития, она фиксирует общее направление развития, которое происходит в соответствии с законом отрицания отрицания.

Возвращение к тому, что уже прошло, не является полным возвратом: развитие не повторяет уже пройденные пути, но ищет новые, которые соответствуют измененным внешним и внутренним условиям. Чем сложнее процесс развития, тем более относительным является повторение определенных свойств или характеристик, встречающихся на предыдущих этапах. Спираль характеризует не только форму, но и темп развития. С каждым новым поворотом или заворотом спирали позади остается еще более значительный путь. Таким образом, можно сказать, что процесс развития связан с ускорением темпа и постоянным изменением внутреннего временного масштаба развивающейся системы. Эта закономерность встречается в развитии научных знаний, а также в развитии общества и природы.

Кратко о законе отрицания отрицания

Сформулируем теперь определение отрицания. Отрицание — это процесс, который, сохраняя сущность существующего, отменяет форму и существование того, что было. Сформулировав это абстрактное определение отрицания, мы должны углубить наше понимание, изучив конкретные или практические примеры. Философия — наука сложная. Третий закон диалектики, который подразумевает отрицание отрицания, выражает понятие развития.

Вместо замкнутого круга, где процессы постоянно повторяются, этот закон указывает на то, что движение через последовательные противоречия фактически приводит к развитию, от простого к сложному, от низшего к высшему. Процессы не идентичны, несмотря на то что создается впечатление, словно они одинаковы. Отрицание отрицания вовсе не предполагает возврата к первоначальной идее, а скорее, имеет в виду повторение ранних форм на качественно более высоком уровне.

Отрицание в природе

Природа дает множество примеров закона отрицания отрицания и того, как он действует. Энгельс представляет зерно ячменя как классический пример того, как работает закон в сельском хозяйстве. Когда зерно ячменя высаживается при правильных условиях, оно прорастает и превращается в растение. Прорастание — это процесс отрицания. Зерно уже исчезло.

Вместо него появились корни, стебель и листва. Но суть зерна и его генов сохраняется: гены придают растению свою уникальность и отличают его от других растений. Когда растение созревает, происходит второе отрицание. С созреванием ячменя растение высыхает и отмирает. У нас больше нет растения, вместо этого появилось много новых зерен ячменя, суть которых сохранилась в новых зернах.

Отрицание в политическом устройстве

По аналогии мы можем рассматривать социализм как растение, порождающее коммунизм.

Государство отмирает, как листва и корни растения ячменя. Одно зерно привело к порождению множества зерен. Здесь также следует упомянуть форму спирального развития, о которой говорил Ленин. Выращивание зерновых культур является циклическим процессом, который не возвращается к исходной точке, а выходит на более высокий уровень.

Безусловно, на примере зерна сложно раскрыть всю суть этого важнейшего закона диалектики. Фактически по мере того, как объем наших знаний о природе увеличивается, возникают и дальнейшие примеры развития закона отрицания отрицания.

Отрицание в экономике

Схема капитала Маркса деньги-товар-деньги является еще одним примером закона отрицания отрицания. Капиталист вкладывает деньги в покупку сырья и выплачивает зарплату своим работникам за производство товаров. Его денег больше нет. Они используются в производственном процессе, т. е. отрицаются. Но они не потеряны, поскольку у капиталиста есть плоды труда, которыми он владеет. Когда он продает эти товары, происходит второе отрицание. Он, в соответствии с законом отрицания, отрицает эти товары в реализации дополнительных денег. Происходит не просто возврат его первоначальных затрат, капиталист также повышает денежный доход. Таким образом, прибыль извлекается из экспроприированной прибавочной стоимости, производимой рабочими.

Когда работник берет на себя часть своего пакета платежей на сберегательном счете, происходит аналогичный процесс отрицания. При внесении денег в банк работник отрицает право собственности на эти деньги. В то время как деньги больше не существуют для рабочего, сущность собственности, то есть покупательная способность, сохраняется как кредитная запись в банковской книге банкира.

Если вместо этого рабочий потратил свои деньги в магазине, владение этими деньгами также прекратилось для рабочего. Но в этом случае сущность или покупательная способность больше не сохраняются. Таким образом, в этом случае деньги больше не отрицаются. Они полностью ушли или исчезли из владения рабочего.

Для рабочего со сберегательным счетом второе отрицание происходит, когда депозит изымается. Собственность банка на деньги отрицается, а рабочий отрицает первоначальное отрицание. То, что получает рабочий, — это не оригинальные деньги, а новые деньги — депозит плюс проценты.

Вывод

Эффект рассмотренного закона раскрывается в полной мере только в интегральном, относительно полном процессе посредством цепочки взаимосвязанных переходов, когда имеется возможность указать на конечный результат какого-либо процесса. На каждом конкретном этапе закон трех отрицаний обычно раскрывается только как тенденция.

www.syl.ru

Закон отрицания отрицания или двойного отрицания.



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Смысл этого закона: всякое развитие закономерно проходит три ступени, которые можно условно обозначить как положение, отрицание этого положения и отрицание этого отрицания.

Гегель приводит пример зерна, которое отрицается выросшим из него растением, а то в свою очередь отрицается появлением новых зёрен. Т.е. отрицание отрицания приводит к возвращению к старому, но уже в обновлённой форме, поскольку новое зерно может быть более качественным, результатом выведения нового сорта пшеницы (по крайней мере, это уже другое зерно).

Более показательный пример можно привести в отношении тенденций развития общества. Так, общество развивается на основе преодоления недостатков, крайностей, присущих предыдущему его состоянию. Например, недостаток свободы приводит к устремлениям создания более либерального устройства общества (отрицание ограничения свободы или первое отрицание), но когда общество уходит в другую крайность и сталкивается со всеми недостатками присущими чрезмерной свободе, то оно устремляется к установлению определённого порядка, наложению определённых ограничений на свободу (отрицание отрицания). Так, бежав от жёсткого контроля и ограничений Советского Союза во время «перестройки» и начала 90-х годов и дав «свободы столько, сколько сможете унести» (Ельцин), общество пережило глубокий кризис, связанный с разгулом преступности, хаосом в экономике, политике, правовой сфере, войнах в Чечне, голодом и нищетой большинства семей, их жизнью лишь за счёт долгов у более обеспеченных. Такая ситуация вновь зародила настроения ностальгии по порядку Советского Союза и стремлению к жёсткому, но сильному правителю, способному навести порядок в стране. С долгим правлением Путина ситуация разворачивается вплоть до наоборот. Таким образом, ситуация вновь повторяется по циклу. Идеалы выступлений на «Болотной площади» вновь веют либерализмом, а у народа пользуются всё большей популярностью идеи либеральной экономики.

Так, в результате подобных процессов общество развивается, движется в направлении поиска оптимального соотношения свободы и порядка (то же самое в отношении и других проблем, не только в отношении свободы). Получается как бы спираль: с одной стороны происходит повторение (круг замыкается), а с другой – происходит развитие, движение вверх, к более совершенному. Поэтому говорят, что развитию присущ спиралевидный характер (всё развивается по спирали).

В отношении общества действие этого закона легко объяснимо психологическими особенностями. Человеку свойственно заходить в крайности в мышлении. Если ему чего-то сильно не хватает, то он в своём стремлении компенсировать этот недостаток, достичь желаемого, в этом стремлении человек не замечает того момента, когда он достигает оптимального и начинает переходить пределы разумного. Чем больше и продолжительней ему чего-то недоставало, тем убеждённей он в верности движения к противоположному. Это можно сравнить с движением маятника. Он остановится ни тогда, когда он проходит равновесную точку или его инерция не сможет его увести выше и дальше в сторону, а тогда, когда его движущие силы уравновесятся. Для общества таким равновесием может послужить лишь понимание достижения оптимальной формулы развития, создания оптимальных условий в каком-либо отношении. Но сколь бы ни была совершенна эта формула, сколь бы ни были совершенны условия, всегда найдутся силы и причины, которые отклонят маятник вновь и поиск лучших условий и ожидания радужных времён возобновятся. Этот принцип как бы вечный двигатель движения общества в поисках лучшего. Однако потому он и вечный, что само это движение необязательно в направлении лучшего, порой оно лишь видится таковым.

Так, движение в поиске добра, блага, справедливости, истины и красоты точно также в истории похоже на движение маятника, спиралевидно. Многие ошибки прошлого повторяются и приводят к схожим следствиям, но уже не абсолютно в той же форме, как это было раньше, а каждый раз обретая новые нюансы. Точно также повторяются и другие сюжеты истории, например, повторяются провозглашаемые лозунги, ценности, идеи, видение целей и способов их достижения. Отсюда говорят, что всё новое – давно забытое старое. Именно поэтому так важно хорошо знать и понимать историю народов, чтобы «не изобретать велосипед» или даже колеса, не совершать ошибок давно забытого прошлого.

Также и в природе происходят свои круговороты веществ. Одни и те же молекулы воды могли быть множество раз выпиты разными людьми в разных эпохах, проходя через сложный путь взаимопревращений, но в конце концов каждый раз выпадая осадком на наши головы. Атомы, из которых мы состоим, точно также имеют удивительную историю круговоротов и превращений, которая начинается ещё со времён Большого Взрыва и образования нашей Вселенной. А как мы помним, научная модель «пульсирующей Вселенной» подразумевает вечное, циклическое зарождение и «схлопывание» нашей Вселенной вновь в одну точку. При этом, если этот вариант развития будущего верен, то скорей всего каждый раз бы зарождались одни и те же законы физики, а значит и химии, биологии, экономики и законы жизни в целом. А значит и события зарождения жизни, истории человечества каждый раз могли быть одними и теми же. Однако, на наш взгляд, распределение вещества после самого Большого Взрыва скорей всего было бы каждый раз иным, а значит, эти законы приводили бы примерно к одному и тому же общему ходу эволюции Вселенной, но сильно отличались бы каждый раз в деталях. Тем не менее, такая модель подразумевает вечную «пульсацию» вещества, вечный круговорот его расширения и сжатия, но по сравнению с вечностью любое число, пусть даже измеряемое триллионами и триллионами нулей меркнет. В то же время возможные комбинации всего вещества во Вселенной составляют пусть бессчётное число, но всё же число несравнимое с бесконечностью. А значит, рано или поздно ход развития Вселенной должен повторяться один в один. Как бы фантастичным это не звучало, однако нет таких законов, которые бы делали этот вариант невозможным.

Также можно вспомнить о 30 дневных биологических ритмах организма (не только у женщин), физиологических циклах (так называемых биологических часах), смене времён года и дня и ночи, циклах солнечной активности и т.д.

 

megapredmet.ru

Закон отрицания отрицания | Рабочий путь

Закон отрицания отрицания

Поступательное движение, как бы сложно оно ни было в каждом отдельном случае, всегда совершается путем борьбы нового и старого и путем преодоления старого и умирающего новым и возникающим.

Так, в общественном развитии, при переходе от капитализма к социализму, новое, которое возникает в экономической жизни капиталистического общества, новое это — общественный характер производства, который противоречит старому и унаследованному от прошлого — частному характеру присвоения. Возникает новая политическая сила — рабочий класс, борьба которого против класса капиталистов есть борьба за осуществление новой ступени развития человеческого общества.

Этот диалектический взгляд на развитие противоположен старому либеральному взгляду, который так любят буржуазные идеологи. Либералы признают развитие и утверждают, что прогресс является всеобщим законом природы и общества. Но они рассматривают развитие эволюционно, как гладкий процесс, и если иногда признают, что в обществе все-таки существует борьба, то они смотрят на нее, как на препятствие, мешающее развитию. Для них существующее не может быть заменено возникающим, старое не может быть преодолено новым, старое, по их мнению, должно быть сохранено с тем, чтобы оно могло постепенно улучшаться и стать более высокой формой существующего.

Социал-реформисты, верные этой же либеральной философии, которую они переняли от капиталистов, стремятся сохранить капитализм, рассчитывая на то, что он может «врасти в социализм». В итоге сохраняя капитализм, они всегда заканчивают борьбой против социализма. Эти поборники социального мира и классового сотрудничества не могут избежать борьбы — они вынуждены принимать в ней участие, но участвуют они в классовой борьбе как представители противоположной рабочему классу стороны, как представители класса буржуазии.

Сравнивая диалектико-материалистическую, т.е. революционную, концепцию развития с этой либеральной, реформистской концепцией развития, можно сказать, что первая концепция признает и содержит в себе отрицание, в то время как вторая не признает и не способна признать роль отрицания в развитии. Диалектика учит нас понимать, что новое должно бороться против старого и преодолевать его, что старое должно уступить место новому, что старое должно быть заменено новым, — другими словами, что новое должно подвергнуть отрицанию старое.

Либерал, который мыслит метафизически, понимает отрицание как простое «нет». Для него отрицание означает просто конец чего-нибудь. Вместо движения вперед оно означает отступление, вместо приобретения — потерю. Напротив, диалектика учит нас не бояться отрицания, а понять, каким образом оно становится условием прогресса, средством для положительного продвижения вперед.

«В диалектике отрицать не значит просто сказать «нет», — писал Энгельс в «Анти-Дюринге».

Когда в процессе развития старая ступень отрицается новой, то, во-первых, эта новая ступень может появиться, лишь возникая из старой и в противоположность ей. Условия существования нового рождаются и созревают внутри старого. Отрицание есть положительный процесс, осуществляемый лишь через развитие того, что отрицается. Старое не просто ликвидируется, оставляя вещи в том состоянии, как если бы оно никогда не существовало, оно уничтожается лишь после того, как само создаст условия для новой ступени развития.

Во-вторых, старая ступень развития, которая отрицается, сама представляет собой прогрессивную ступень в поступательном процессе развития в целом. Она отрицается, но прогресс, осуществленный ею, не отрицается. Напротив, этот прогресс  воспринимается новым, он продолжается на новой ступени, которая вбирает в себя и развивает дальше все достижения прошлого.

Например, социализм сменяет капитализм — первый отрицает второй. Но условия возникновения и победы социализма были порождены капитализмом, и социализм появляется как следующая за капитализмом ступень общественного развития. Все достижения, весь прогресс производительных сил, также и все культурные достижения, имевшие место при капитализме, не уничтожаются, когда уничтожается капитализм, а, наоборот, сохраняются и умножаются.

Либералы не понимают этого положительного содержания отрицания, для них отрицать значит просто отбросить прочь. Более того, они представляют себе отрицание лишь как приходящее извне, как внешнее. Нечто превосходно развивается, а затем что-то приходит извне и отрицает его — уничтожает. Такова их концепция. То, что нечто в силу своего собственного развития приводит к своему собственному отрицанию и тем самым к более высокой ступени развития, — это выше их понимания.

Так, либералы представляют себе социальную революцию не только как катастрофу, как конец упорядоченного прогресса, они к тому же считают, что такая катастрофа может быть произведена лишь внешними силами. Если революция угрожает опрокинуть капиталистическую систему, то это происходит не вследствие развития противоречий самой этой системы, а по вине «агитаторов» или «злых соседей». Отсюда и тот известный тезис либералов о «красной заразе», о котором мы уже упоминали выше.

На каждой ступени развития возникает борьба старого с новым. Новое возникает и усиливается в рамках старых условий, и, когда оно становится достаточно сильным, оно побеждает и уничтожает старое. Это является отрицанием прошедшей стадии развития, отрицанием старого качественного состояния, это — появление новой и более высокой ступени развития, нового качественного состояния.

Это приводит нас к следующей диалектической черте развития — отрицанию отрицания.

Для либералов, полагающих, что отрицать это «значит просто сказать «нет», если отрицание отрицается, то значит, снова восстанавливается первоначальное положение без изменений. Они понимают отрицание как устранение. Поэтому если отрицание, устранение, само отрицается, то это просто означает восстановление того, что было устранено. Если вор крадет мои часы, а затем я отнимаю их у него, мы возвращаемся к исходной точке — часы снова у меня. Совершенно так же, если я говорю: «Будет хороший день», — а вы говорите: «Нет, будет дождливый день», — на что я отвечаю: «Нет, день не будет дождливым», — я просто, отрицая ваше отрицание, восстановил свое первоначальное утверждение.

Такая позиция хорошо выражается принципом формальной логики «не не А = А». Согласно этому принципу, отрицание отрицания является бесплодной операцией. Оно попросту возвращает вас к отправной точке.

Однако, действительный процесс развития и совершающееся в нем диалектическое отрицание, совсем иного рода. Рассмотрим это на примере общественного развития.

Общество развивается от первобытного коммунизма к рабовладельческой системе. Следующая ступень — феодализм. Далее за ней — капитализм. Каждая ступень возникает из предшествующей и отрицает ее. Пока наблюдается простая последовательность ступеней, каждая выступает как отрицание другой и представляет собой более высокую ступень развития. Но что же дальше? Коммунизм. Здесь происходит возврат к началу, но на более высоком уровне развития. Вместо первобытного коммунизма, основанного на крайне низких производительных силах, возникает коммунизм, основанный на высокоразвитых производительных силах и содержащий в себе новые огромные возможности развития. Старое первобытное бесклассовое общество превратилось в новое бесклассовое общество более высокого типа, оно как бы появилось вновь , но на более высокой ступени. А случилось это лишь потому, что с появлением классов и развитием классового общества старое бесклассовое общество подверглось отрицанию. А потом классовое общество, после того как оно полностью закончило свой путь развития, само подверглось отрицанию, когда рабочий класс взял власть в свои руки, покончил с эксплуатацией человека человеком и установил новое бесклассовое общество, основывающееся на всех достижениях всего предшествующего развития человечества, в том числе развития, достигнутого классовыми обществами.

Это и является отрицанием отрицания. Т.е. отрицание отрицания не возвращает нас к первоначальному исходному пункту. Оно приводит нас к новому исходному пункту, который является первоначальным исходным пунктом, поднятым посредством своего отрицания и отрицания отрицания на более высокую ступень.

В ходе развития в результате двойного отрицания более поздняя ступень может повторить более раннюю ступень, но повторить ее на более высоком уровне развития. Происходит «развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе… развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии»[1], — писал Ленин.

Таково учение о развитии, которое, как и концепцию диалектического отрицания, либеральный взгляд не может усвоить. Либералу развитие представляется гладким восходящим движением, совершающимся путем ряда мелких изменений. Если данной ступени развития и суждено подняться на более высокий уровень, то это должно произойти постепенно и мирно, посредством «гармоничного развертывания» всех высших потенций, скрытых на первоначальной ступени развития. Однако факты показывают, что дело обстоит как раз наоборот: высокая ступень достигается лишь путем борьбы и отрицания. Развитие происходит не как «гармоничное развертывание», а как «раскрытие противоречий», в котором низшая ступень отрицается — уничтожается; в котором развитие, следующее за ее отрицанием, само отрицается; в котором более высокая ступень развития достигается лишь в результате этого двойного отрицания.

Как говорит Гегель в «Предисловие к «Феноменологии духа»: «высшая цель развития достигается лишь через «страдание, терпение и труд отрицания».

При рассмотрении закона отрицания отрицания следует еще раз подчеркнуть сказанное ранее, а именно: что суть диалектики заключается в изучении процесса во всей его конкретности, в выяснении того, как он происходит на самом деле, а не в том, чтобы выдумывать какую-то предвзятую схему и затем пытаться «доказать» необходимость существования действительного процесса, воспроизводящего эту идеальную схему.

Нельзя утверждать заранее, что всякий процесс является примером отрицания отрицания, как не следует пользоваться понятием этого закона для «доказательства» каких бы то ни было заранее выдуманных искусственных схем.

Ссылаясь на указания Маркса о наличии отрицания отрицания в истории, Энгельс говорит: «Таким образом, называя этот процесс отрицанием отрицания, Маркс и не помышляет о том, чтобы в этом видеть доказательство его исторической необходимости. Напротив того: после того как он доказал, исторически, что процесс этот отчасти уже действительно совершился, отчасти еще должен совершиться, только после этого характеризует он его как такой процесс, который происходит притом по известному диалектическому закону. Вот и все». (Энгельс «Анти-Дюринг»)

Что означают слова Энгельса? А то, что нужно понять законы развития всякого отдельного процесса путем изучения самого этого процесса в его развитии, а не подгонять под этот закон любой отдельно взятый процесс.

«Итак, что такое отрицание отрицания? — пишет Энгельс. — Чрезвычайно общий и именно потому чрезвычайно широко действующий и важный закон развития природы, истории и мышления… Само собой понятно, что я еще ничего не говорю о том особом процессе развития… когда говорю, что это — отрицание отрицания… Когда я обо всех этих процессах говорю, что они представляют отрицание отрицания, то я охватываю их всех одним этим законом движения и именно потому оставляю без внимания особенности каждого специального процесса в отдельности. Диалектика же есть не более как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления» (Ф. Энгельс «Анти-Дюринг»).

Последнее выражение Энгельса в этой цитате стало общепринятым в научном социализме определением диалектики.

Насколько широко действующим и важным является этот закон развития, можно показать на многочисленных примерах.

Мы уже видели, каким образом в истории происходит отрицание отрицания в развитии от первобытного коммунизма к коммунизму. Но отрицание отрицания проявляется не только в этом.

Например, оно имеет место и в развитии индивидуальной собственности. Маркс указывал, что докапиталистическая индивидуальная частная собственность, основанная на труде собственника, отрицается — ликвидируется капиталистической частной собственностью. Ибо капиталистическая частная собственность возникает лишь путем разорения и экспроприации докапиталистических индивидуальных производителей. Индивидуальный производитель имел право собственности на свои орудия производства и свой продукт — и то и другое было отнято у него капиталистом. Но когда капиталистическая частная собственность сама отрицается, когда «экспроприаторов экспроприируют», тогда индивидуальная собственность производителей снова восстанавливается, но в новой форме и на более высоком уровне. В этом сущность общественной или общенародной собственности, которая является основой социалистических и коммунистических производственных отношений.

Отрицание капиталистической частной собственности не восстанавливает частной собственности для производителей, а создает им «индивидуальную собственность, но на основании приобретений капиталистической эры — кооперации свободных работников и их общинного владения землей и произведенными ими средствами производства» (К.Маркс «Капитал» т.I).

Производитель в качестве участника общественного процесса производства располагает теперь, как своей индивидуальной собственностью, долей в общественном продукте — «по труду» на первой стадии коммунистического общества и «по потребностям» в полностью развитом коммунистическом обществе.

Когда появился капитализм, единственным путем вперед был путь через отрицание отрицания. Некоторые из английских чартистов[2] в своей аграрной политике выдвигали требования, направленные на то, чтобы остановить новые капиталистические процессы и восстановить старую индивидуальную частную собственность производителей. Но исторический прогресс не остановить. Единственным путем вперед для производителей является путь борьбы против капитализма за социализм — не восстанавливать старую индивидуальную собственность, уничтоженную капитализмом, а уничтожить капитализм и таким образом создать снова индивидуальную собственность, но на новой, социалистической основе.

Еще один пример отрицания отрицания. В истории мышления «первоначальный, стихийный материализм» древних философов отрицается философским идеализмом, а современный материализм возникает как отрицание этого идеализма. Этот современный материализм — отрицание отрицания — «представляет собой не простое воскрешение старого материализма, а к прочным основам последнего присоединяет еще все идейное содержание двухтысячелетнего развития философии и естествознания…» (Ф. Энгельс «Анти-Дюринг»).

Закон отрицание отрицания постоянно проявляется и в природе. Это явление, например, хорошо знакомо любому огороднику. Он сажает семена растений в землю и из них вырастают растения,  которые развиваются до тех пор, пока не произведут свое собственное отрицание, дав новые семена.

Закон отрицания отрицания можно проследить и на рядах химических элементов, в которых свойства элементов с более низким атомным весом исчезают и затем появляются вновь в элементах с большим атомным весом.

Да и само развитие жизни подчинено закону отрицания отрицания. Простейшие живые организмы являются, образно выражаясь, бессмертными: они увековечивают себя путем постоянного деления. Развитие более высоких организмов, с половым размножением, стало возможно лишь ценой смерти. Организм становится смертным. Более высокое развитие жизни достигается ценой своего собственного отрицания, т.е. смерти.

Но созданием смертных организмов эволюция не заканчивается. Процесс развития идет дальше. Появляются новые виды растений и животных и, наконец, человек, с которого начинается общественное развитие, идущее от первобытного коммунизма через ряд последовательных отрицаний к бесклассовому, коммунистическому обществу. Человек приобретает способность подчинять себе природу. И когда, при коммунизме, он ставит свою собственную общественную организацию под свой сознательный контроль, тогда открывается совершенно новая эпоха в развитии жизни.

Критика и самокритика

Каким же будет развитие общества в будущем, когда будет достигнута высшая стадия коммунизма? Можно ли считать, что будут продолжать действовать те же самые диалектические законы развития? Или развитие общества прекратится?

Нет, конечно, развитие общества не прекратится. Наоборот, лишь с построением коммунистического общества начнется человеческое развитие в полном смысле этого слова, то есть развитие, сознательно планируемое и контролируемое самими людьми; все остальное было лишь мучительным приготовлением к этому процессу, родовыми муками рождающегося разумного человечества.

Когда все средства производства будут планомерно развиваться под руководством всего общества, когда господство человека над природой возрастет в огромной степени, тогда изменятся и сами люди. Например, ясно, что способность производить абсолютное изобилие продуктов при минимальных затратах человеческого труда, ликвидация противоположности между городом и деревней, противоположности между физическим и умственным трудом, безусловно, повлечет за собой и глубокие изменения в общественной организации, во взглядах, привычках, в образе жизни людей. Но эти изменения на каждой ступени развития потребуют преодоления форм общественной организации, взглядов и привычек, принадлежащих прошлому. Следовательно, развитие будет по-прежнему происходить через раскрытие противоречий, борьбу между старым и новым, прошлым и будущим.

На каждой ступени развития из существующих условий будут вырастать новые тенденции, которые, встав в противоречие с существующими условиями, неизбежно приведут к их отмиранию и замене их новыми условиями.

Но это развитие не будет происходить через насильственные конфликты и социальные перевороты, как это было прежде. Напротив, вместе с наступлением коммунизма произойдет, по выражению Энгельса, «скачок человечества из царства необходимости в царство свободы». А это значит, что стихийные конфликты, характерные для «царства необходимости», уступят место планируемым и контролируемым изменениям.

«Законы их собственных общественных действий, противостоявшие людям до сих пор как чуждые, господствующие над ними законы природы, будут применяться людьми с полным знанием дела, следовательно, будут подчинены их господству. Общественное бытие людей, противостоявшее им до сих пор, как навязанное свыше природой и историей, становится теперь их собственным свободным делом… люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю». (Ф. Энгельс, Анти-Дюринг»).

Когда люди поймут законы их собственной общественной организации и поставят их под свой объединенный контроль, когда не будет эксплуатации человека человеком, когда люди полностью научатся понимать, что является новым и растущим и в чем его противоречие со старым, тогда будет возможно устранять старые условия и создавать новые условия преднамеренным и планомерным образом, без конфликтов и переворотов. Противоречие и преодоление старого новым остаются, но элемент антагонизма и конфликта между людьми в обществе исчезает и уступает место подлинно человеческому методу решения дел путем разумного обсуждения — при помощи критики и самокритики. Этот метод общественного развития эффективно использовался в Советском Союзе в сталинское время и показал превосходные результаты.

«В нашем советском обществе, — говорил один из лидеров компартии того времени А. А. Жданов, — где ликвидированы антагонистические классы, борьба между старым и новым и, следовательно, развитие от низшего к высшему происходит не в форме борьбы антагонистических классов и катаклизмов, как это имеет место при капитализме, а в форме критики и самокритики, являющейся подлинной движущей силой нашего развития, могучим инструментом в руках партии. Это, безусловно, новый вид движения, новый тип развития, новая диалектическая закономерность». (А. А. Жданов, Выступление на дискуссии по книге Г. Ф. Александрова «История западноевропейской философии»).

Критика и самокритика, составляющие самую душу марксистского диалектического метода, означают, что теория и практика должны всегда идти рука об руку. Нельзя допускать, чтобы теория отставала от практики; теория должна не только держаться наравне с практикой, но и идти впереди нее, чтобы служить верным и надежным путеводителем. Нельзя позволить, чтобы практика блуждала в потемках, лишенная света теории, или чтобы ее уводила в сторону ложная и устаревшая теория. А этого единства теории и практики можно достигнуть лишь путем постоянной бдительности, постоянной готовности критиковать и учиться, путем постоянной проверки идей и действий не только сверху, но и снизу, путем готовности признавать новое и исправлять или отбрасывать, что уже устарело и более неприменимо, путем честного признания ошибок. Ошибки неизбежны. Но путем проверки, которая вовремя вскрывает ошибки, критического изучения корней этих ошибок и их исправления, путем обучения на ошибках может идти социалистическое общество к новым успехам.

Ошибки редко бывают чисто случайными ошибками суждения. Большей частью ошибки возникают в результате того, что мы цепляемся за старые привычки и за старые формулы, которые устарели и не применимы к новым условиям и новым задачам. Когда это случается и когда в результате этого вещи оказываются не такими, какими они предполагались, тогда, если мы готовы критически установить, что было неправильно, мы приобретаем знания о чем-то новом, растем, приобретая новые силы и опыт, а, следовательно, приобретаем и умение применять диалектику на практике.

Критика и самокритика необходима во всех областях теоретической и практической деятельности. Ибо только применяя диалектический метод, и тем самым развивая его, ошибаясь и исправляя ошибки, мы сможем овладеть методом марксизма-ленинизма.

Теперь мы можем подытожить все вышесказанное и сделать главные выводы относительно диалектики.

Взаимосвязи, изменения и развитие – это то, что изучает диалектика. Материалистическая диалектика — это «наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления».

Диалектический метод — это такой метод подхода к явлениям, применяя который мы обогащаем свое материалистическое понимание природы и истории и всех происходящих в них отдельных  процессов. Это — метод, а не общая формула и не абстрактная философская система. Он служит руководством при изучении вещей с целью их изменения.

Отсюда становится ясно, что сама диалектика как наука растет и развивается, и что диалектический метод крепнет и обогащается в результате каждого нового применения. Каждое новое явление общественного развития и всякий прогресс науки дают базу для обогащения и расширения понимания диалектики и диалектического метода. Нельзя осмыслить новый материал и овладеть им путем простого повторения того, что уже известно. Наоборот, мы узнаем больше, расширяем, исправляем и обогащаем наши представления в свете новых проблем и нового опыта. Таким образом, получается, что марксизм никакая не догма и не закостенелая схема, как пытаются внушить нам идеологи буржуазии, а это развивающаяся, прогрессивная наука.

Но марксизм является прямой противоположностью ревизионизма. Это следует подчеркнуть, так как ревизионизм обыкновенно начинает с заявления о том, что марксизм «не должен быть догмой». Ревизионизм означает отступление от марксизма. Под флагом борьбы с догмами он под видом самого марксизма изменяет истинному марксизму и свои «исправления» или «усовершенствования» марксизма он вносит догмы буржуазной теории. Настоящий же марксизм оберегает и хранит сущность марксистской материалистической теории, одновременно развивая и обогащая ее новым знанием. Настоящий марксизм творческий сам по себе, ибо таков его революционный диалектическо-материалистический метод.  «Овладеть марксистско-ленинской теорией — значит усвоить существо этой теории и научиться пользоваться этой теорией при решении практических вопросов революционного движения в различных условиях классовой борьбы пролетариата.», — говорил В.И.Ленин о марксизме.

[1] В. И. Ленин, Соч., 4 изд,  т. 21, стр. 38.

[2] Чартисты — сторонники чартизма. Чартизм — движение рабочих Великобритании в 30—50-х гг. 19 в. Чартистское движение составило высший этап в развитии освободительной борьбы рабочего класса в период, предшествовавший возникновению марксизма. Чартизм носил отпечаток стихийности тогдашней пролетарской борьбы, участники которой испытывали значительное влияние непролетарских воззрений и утопического социализма.

КРД «Рабочий Путь»

Предыдущее занятие                Следующее занятие

work-way.com

Закон отрицания отрицания

Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, кот. при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое, но постепенно само становится старым и отрицается более новым. Закон выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития. В диалектике категория «отрицание» означает превращение одного предмета в другой при одновременном «уничтожении» первого. Но это такое «уничтожение», которое открывает простор для дальнейшего развития и удерживает все положительное содержание пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание.

Из сущности диалектического отрицания вытекает особенность развития, выражаемая двойным отрицанием, или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями (закон единства и борьбы противоположностей), наличием в нем собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникновение «третьего» по отношению к двум противоположностям.

Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания. В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и т. д.

Закон отрицания отрицания в диалектике

Закон отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений из одного качеств. состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некоторые черты старого качества. закон выражает и процесс коренного изменения старого качества, повторяющуюся связь между различными этапами развития, т. е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым. Развитие совершается так, что высшая ступень развития выступает как синтез всего предшествующего движения в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен от предыдущего, происходит из него, является результатом его развития, поэтому заключает, сохраняет его в себе в преобразованном виде. В сущности он есть это первое, ставшее иным. Из этого вытекает важное требование к научному познанию, выступающее в качестве метода: только то историческое познание может быть плодотворным, которое каждый момент исторического развития рассматривает как результат предшествующего момента и в органичной связи с ним.

Только через исследование Закона отрицания отрицания как закона практической и теоретической деятельности можно содержательно истолковать его всеобщность. Так как основой человеческих отношений к внешнему миру является практика, ее особенности обусловливают и теоретическое (познавательное) отношение. Оно состоит в том, что развивающийся объект воспроизводится только лишь в истории его познания, через диалектически отрицающие друг друга теории и концепции.

Наличие в объекте (и в теории) возможности собственного отрицания раскрывается через деятельность, вне которой оно непостижимо. Знание на каждом этапе его развития односторонне, т. е. раскрывает всеобщие определения предмета через воспроизведение его в особенной форме. Это противоречие разрешается в деятельности, моментом которой является знание. В этом движении происходит развитие знания как всеобщего, отрицание одной теории другой, раскрываются законы движения предметного мира как отрицание одного его состояния другим. Здесь же содержится объяснение того факта, что отрицаемое состояние не отбрасывается, а сохраняется в преобразованном виде. Ведь односторонний подход к объекту раскрывает в нем нечто непреходящее, что сохраняется в ходе отрицания. Поэтому развитие научной теории возможно лишь при сохранении всего положительного содержания отвергаемого знания, включении его в состав новой теории.

В естествознании такое соотношение старой и новой теории выражается как принцип. Таким образом и раскрывается собственная диалектика объективного мира. Вот почему закон отрицания отрицания выступает и как закон познания, и как закон объективного мира. Закон относится к большим циклам развития, образуя форму этого развития применительно к целому; за его рамками возникает новое развивающееся целое.



biofile.ru