Управление организацией. Задачи менеджера (стр. 1 из 7). Задачи менеджера в организации


Основные функции и задачи менеджера :: BusinessMan.ru

Вне зависимости от того, какое количество уровней управления организацией присутствует в компании, задачи менеджера могут быть разными - исходя из того, какую категорию занимает специалист этого типа:

  1. Высшее звено.
  2. Среднее звено.
  3. Низшее звено.

Высшее звено

Задачи менеджера высшего звена представляют собой высший организационный уровень управления, который в современной организационной структуре является наиболее малочисленным. Специалисты этого формата непосредственно отвечают за различные стратегические вопросы в плане деятельности и развития организаций, а также занимаются принятием различных стратегических решений. Задачи менеджеров этого типа образуются из-за необходимости организовать, скоординировать, а впоследствии управлять и контролировать деятельность различных структурных подразделений компании.

Что входит в их обязанности?

В сфере классического менеджмента высшее звено рассматривается в качестве основных лиц, которые непосредственно несут ответственность за принятие наиболее важных решений для компании в целом, а также различных ее составляющих. Сложность работы специалистов этого звена заключается в том, что они должны постоянно анализировать те данные, которые предоставляются остальными менеджерами, сопоставляя их с информацией касательно окружающей компанию среды, включая внесение различных корректив в деятельность организации.

Среднее звено

В задачи менеджеров среднего звена входит организация деятельности, а также решение различных вопросов непосредственно на уровне каждого структурного подразделения. Другими словами, такой специалист занимается планированием, организацией, координацией, а также последующим контролем деятельности сотрудников того подразделения, которое находится в его компетенции. К данному типу специалистов относятся руководители различных функциональных подразделений компании, а также директора отдельных коммерческих структур.

Чем они занимаются?

Работу младших руководителей координируют, а также контролируют руководители, принадлежащие к среднему звену. При этом стоит отметить тот факт, что иногда они подразделяются на два уровня. Но при этом, как правило, являются руководителями различных самостоятельных подразделений определенной компании. Следует заметить, что именно этот уровень на сегодняшний день считается наиболее важным и специфическим во всей системе менеджмента, так как в некоторых компаниях основные задачи менеджера среднего звена включают в себя права и ответственности, которые присущи руководителям высшего звена. Именно поэтому данный уровень зачастую носит название «управленческий».

В преимущественном большинстве случаев менеджеры среднего звена отличаются от специалистов высшего уровня тем, что у них есть определенные ограничения с точки зрения принятия каких-то самостоятельных решений. В основном они являются по своему функционалу своеобразным буфером между специалистами нижнего и высшего звеньев. Другими словами, в основные задачи менеджера среднего звена входит подготовка основной информации, необходимой для принятия решений со стороны высшего руководства, а уже те решения, которые будут приняты, они будут превращать в «технически» удобную форму восприятия, после чего сообщать об этих решениях менеджерам низшего звена.

Особенности

Стоит отметить тот факт, что с 80-х годов данный уровень менеджеров в качестве социальной группы в самой большой степени испытал влияние всевозможных изменений с точки зрения экономического, технологического, управленческого, а также социально-психологического плана. Именно этим определяется основная характеристика данного уровня в качестве основного управленческого в любой компании.

Также следует заметить, что достаточно сложно обобщенно сказать о том, что включают в себя основные обязанности и функции менеджера среднего звена, так как особенности его работы могут изменяться в зависимости от того, чем конкретно занимается подконтрольное ему структурное подразделение. Таким специалистам руководством предоставляется достаточно большая самостоятельность, но вместе с тем также ответственность и права. Благодаря всему этому задачи, решаемые менеджером среднего звена, очень сильно схожи с работой специалистов высшего звена, но относятся, конечно, к более узкому кругу управления.

Низшее звено

Низшее звено менеджмента включает в себя специалистов, которые представляют собой организационный уровень управления различных отдельных групп, находящихся внутри определенного структурного подразделения. В преимущественном большинстве случаев в задачи менеджера в организации, помимо различных руководящих функций, направленных на управление группой исполнителей, входит также непосредственное участие в деятельности этих групп, направленной на выполнение поставленной перед ними задачи. В частности, это задачи менеджера по продажам, по рекламе, по развитию и многие другие.

Среди специалистов данная категория сотрудников, которая обеспечивает непосредственно работу с исполнителями, называется часто техническими, или же операционными руководителями. В соответствии с проведенными исследованиями было определено, что задачи и функции менеджера низшего звена несут наибольшую нагрузку, а также являются наиболее загруженными различными действиями, которые непосредственно зависят от специфических моментов в плане выполняемой работы. Таким образом, достаточно большая часть времени таких специалистов занята активным общением с исполнителями.

Чем они занимаются?

В качестве критериев принадлежности к данной категории менеджеров как в отечественной, так и в зарубежной практике признаны пять наиболее важных составных факторов работы таких специалистов:

  • Постановка задач и целей, ради которых эти задачи выполняются.
  • Подготовка, а также принятие ответственных решений.
  • Персональная ответственность за правильность принимаемых решений.
  • Выполнение различных функций, связанных с управлением своими подчиненными.
  • Возможность делегирования собственных прав и функций.

Конечно, на практике каждой конкретной компании цели и задачи менеджера каждого звена являются несколько отличными от тех, которые представлены здесь. В частности, это связано непосредственно с уровнем организации и культуры труда, соблюдающейся практикой разделения функций и обязанностей, отсутствием различных нормативных документов, которые будут регулировать содержание труда, ответственности и права, что и приводит к тому, что обязанности менеджеров составляются буквально стихийно.

Какие есть виды?

В современной экономической литературе описывается несколько категорий и видов таких специалистов. Одна из классификаций носит исключительно горизонтальный характер, когда конкретные менеджеры устанавливаются во главе отдельных структурных подразделений компании. В соответствии с иным подходом на первом месте стоит вертикальное распределение труда и, следовательно, категорий менеджеров. В основе третьего подхода заложена классификация этих специалистов в соответствии с родом их деятельности, вследствие чего сегодня обязанности специалистов подразделяются на следующие группы:

  • Задачи менеджера по продажам.
  • По закупкам.
  • По маркетингу.
  • По рекламе.
  • По транспорту.
  • По развитию.
  • Бренд-менеджер.
  • Задачи финансового менеджера и многие другие.

Отдельное внимание следует уделить такому вопросу, как задачи инновационного менеджера. В отличие от остальных специалистов, его направленность представляет собой внедрение в бизнес каких-либо новых технологий, которые могли бы способствовать его развитию, а также увеличению эффективности ведения бизнеса. К сожалению, рассмотреть полный список менеджеров, которые на сегодняшний день функционируют в отечественных компаниях, практически невозможно, но в экономической литературе можно найти несколько десятков самых разных наименований этих специальностей.

Какие функции они выполняют?

Задачи менеджера по персоналу (и множества других видов) заключаются в том, чтобы выполнять общие функции управления, каждая из которых включает в себя целый комплекс действий, которые, в свою очередь, подразделяются на операции. Далее операции подразделяются на элементы, а элементы – на микроэлементы.

У менеджера как у должностного лица есть соответствующие права, которые позволяют ему функционировать на основе принципа коллегиальности и единоначалия. Другими словами, именно этот специалист является персонально ответственным в границах своей компетенции за то, насколько эффективно и правильно работает предоставленный ему коллектив, так как именно он принимает на себя функции управления, а также подготавливает и принимает ответственные решения.

При этом стоит отметить, что содержание труда и задачи финансового менеджера (или какого-либо еще) включает в себя не только процесс подготовки, но также и принятия решения, основываясь на обработке письменной или же устной информации. В трудовой деятельности таких специалистов стоят такие задачи, как организация, убеждение, обучение, перевоспитание, а в случае необходимости также наказание, координация и тщательный контроль. Помимо всего прочего, менеджер должен оценивать работу доверенного ему коллектива и сделать так, чтобы он был стимулирован на максимально эффективное выполнение своей работы. Именно эти виды работ всегда были и будут представлять собой основные задачи офис-менеджера.

Что включает в себя содержание труда?

Содержание труда менеджера представляет собой совокупность различных элементов, связей и сторон, которые образуют полноценную целесообразную деятельность, объединяющую в себе социально-экономические и организационные отношения. Вся многообразная работа специалистов этого профиля может быть систематизирована посредством определения трех наиболее важных аспектов их деятельности – коммерческо-экономической, социально-воспитательной, а также организационно-административной.

Организационно-административная

Данный тип деятельности включает в себя организацию подчиненных для выполнения ими определенной задачи. В данном случае менеджер должен будет сформировать все необходимые условия, а также мотивировать сотрудников к достижению ими цели наиболее эффективным способом, предусматривающим минимальные затраты материальных, трудовых и финансовых средств.

Занимаясь выполнением функций организатора, менеджер будет формировать условия, которые требуются для обеспечения плодотворного совместного труда, а также скоординированных и в то же время целенаправленных действий подчиненных. Такая специальность предусматривает предельно точное понимание целей своей работы, способность выделить самые важные задачи в определенный период времени, а также определить технологии, ресурсы и предпосылки, которые нужны для выполнения поставленной задачи.

В роли администратора менеджер в данном случае будет применять свои полномочия с той целью, чтобы обеспечить жизнедеятельность бизнеса в соответствии с всевозможными распоряжениями, нормативными актами, инструкциями и другими нормами. Совместно с сотрудниками специалист этого уровня занимается разработкой и последующей реализацией кадровой политики, которая включает в себя осуществление подбора, комплектацию штатов, обучение и повышение квалификации специалистов, а также расстановку и последующее перемещение кадров.

Зачем это нужно?

Организационно-административная работа, которую проделывает менеджер, ставит перед собой целью полное исключение какого-либо безответственного поведения со стороны исполнителей, а также мотивацию сотрудников на полноценное выполнение их служебных обязанностей. Непозволительно допускать то, чтобы процедура коллективного труда оставалась без руководителя, который мог бы точно установить ответственность, а также обеспечить строжайший порядок, создаюшийся исключительно единством воли профессионального менеджера.

Однако при этом нужно понимать тот факт, что организационно-административная деятельность специалистов этого профиля может переходить даже в диктаторские формы в том случае, если не будет соблюдаться сознательность и дисциплинированность. Менеджер, который пытается построить свою работу на авторитарном стиле, в конечном итоге не сможет добиться каких-то значительных успехов как в воспитании коллектива, так и в выполнении поставленных перед ним задач. Во всяком случае, это относится к прочному и длительному успеху, так как этот менеджер или же не сможет просто квалифицированно рассматривать все стороны своей работы, или, даже если он сделает это, то он просто уже в скором времени растратит свой ресурс. При этом также он не сможет сформировать возможности для того, чтобы в дальнейшем обеспечить эффективное развитие подразделения и отдельных людей.

Именно по этой причине чрезвычайно важно распределить правильно обязанности между менеджером, а также тем человеком или людьми, которые являются его заместителями.

Производственно-коммерческая, финансово-экономическая

Данный тип деятельности является наиболее важным и ответственным и должен отдельно учитываться менеджером, если он хочет действительно эффективно выполнять те задачи, которые были перед ним поставлены. При этом содержание такой деятельности зависит непосредственно от того, чем именно занимается вверенное ему подразделение.

В данном случае специалист среднего звена, занимающий руководящую должность, должен заранее предусматривать возможности маневрирования предоставленных ему ресурсов, осуществлять географическое направление импорта и экспорта различной продукции в соответствии с действующими запросами, кроме того, заниматься предложением, сведением и анализом тенденций, а также конъюнктуры действующего мирового рынка. Такой специалист занимается определением основных потенциальных покупателей, учитывая транспортные возможности и целый ряд других условий, а также, помимо этого, намечает стратегию действий, направленных на целесообразное расширение рынков сбыта и привлечение новых агентов.

Кроме того, к примеру, задачи финансового менеджера на предприятии включают в себя еще целый ряд других операций: им определяется тщательный график переговоров с какими-либо партнерами как внутри страны, так и за границей, уточняется план заграничных командировок для различных специалистов, а также определяется форма взаимодействий с промышленностью, заключения всевозможных договоров комиссии или же агентских соглашений.

Социально-психологическая

Социально-психологические элементы являются чрезвычайно важными в работе менеджера среднего звена, так как возглавляемый им коллектив включает в себя большое количество людей, личностей, имеющих индивидуальные черты характера, жизненные позиции, способности, интересы и еще множество других особенностей. Трудовой коллектив представляет собой чрезвычайно сложное социально-психологическое звено современного общества, в котором тесно пересекаются неформальные и формальные отношения, условия работы, личностные обязанности различных людей, оплата труда, стиль и инструменты руководства, а также масса других факторов, оказывающих непосредственное влияние на формирование психологического климата внутри коллектива и, следовательно, на результаты совместной работы.

С этой точки зрения основные задачи и функции менеджера включают в себя формирование активного коллектива. Он должен способствовать развитию трудовой деятельности, а также развитию личных качеств во всех членах доверенного ему коллектива. Все больше и больше современные менеджеры занимаются различными конкретными социальными проблемами, которые касаются изменения мотивов и стимулов труда, а также действующей системы оплаты в зависимости от того, насколько эффективными были результаты совместной работы.

Именно поэтому преимущественное большинство инструментов и технологий управления персоналом, которые складывались в советские времена и брали в качестве основы командно-административные принципы, в наше время предусматривают кардинальные изменения.

businessman.ru

Менеджер в организации



Менеджеры - это руководители, т. е. сотрудники организации, имеющие непосредственно подчиненных им работников.

Таблица 1. Типы менеджеров по уровням управления

Уровень управления Кто относится Основные задачи 
Высший Руководитель организации и его заместители Формирование целей организации, разработка долгосрочных планов, взаимодействие организации с внешней средой
Средний Все остальные руководители организации, не отнесенные к высшему и низовому уровням Координация работы нижестоящих руководителей, руководство отдельными подразделениями
Низший Руководители, не имеющие в подчинении руководителей Непосредственная организация работниками, занятыми основной деятельностью, контроль за использованием сырья и оборудования

Общие задачи менеджеров

  1. Определение перспективных и текущих целей и задач, планирование.
  2. Распределение функций, заданий, установление норм, инструктаж подчиненных, создание необходимых условий, мотивация.
  3. Установление и поддержание коммуникационной связи между подчиненными, между собой и подчиненными.
  4. Контроль, оценка и анализ деятельности группы в целом и каждого подчиненного в отдельности.
  5. Изучение подчиненного персонала, повышение его профессионального уровня.
  6. Проведение собраний совещаний.
  7. Деловое общение, беседы и переговоры с менеджерами организации, заказчиками, поставщиками.
  8. Работа с документами.
  9. Самоменеджмент: установление личных ценностей, планирование, развитие коммуникативных способностей, анализ личных результатов.

Качества современного менеджера

Существует три группы таких качеств: личные, профессиональные, организаторские и деловые.

К личным качествам в первую очередь относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим. Руководитель должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.

Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как “сверху”, так и “снизу”, последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые он исповедует, и помогать обретать эти ценности другим, посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово.

Работа менеджера чрезвычайно тяжела, и поэтому одним из его важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться со стрессами. Для поддержания хорошего физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные нагрузки, предполагающие смену видов деятельности – ведь отдых не в безделии, а в переключении на другую работу. Силы и энергию необходимо поэтому рационально распределять между всеми своими делами, чтобы в каждом добиться успеха, но нельзя приучать себя к постоянным, стабильным нагрузкам и время от времени разрушать привычные образцы действий, ибо, когда потребуется рывок, разомлевший руководитель на него уже не будет способен.

Однако одного физического здоровья менеджеру недостаточно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит всех сваливающихся на его голову перегрузок.

Поэтому нужно заранее формировать у себя положительные эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее активность; заинтересованность и любознательность, помогающие продвигаться вперед и осваивать новые сферы деятельности; уверенность, придающая солидность.

Принятие управленческих решений требует от менеджеров не только квалификации, но и в эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого менеджера.

Современный менеджер должен активно бороться с собственными недостатками; формировать у себя положительное отношение к жизни и работе; создавать “здоровое” окружение путем выдвижения и обучения людей, раскрытия их способностей и талантов, при этом не нужно опасаться потерять авторитет – в большинстве случаев сотрудники за такое отношение к ним платят, наоборот, признанием и благодарностью.

Другая группа качеств, необходимых любому менеджеру – профессиональные. Это компетентность, т. е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура – общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов. Прежде всего, современного менеджера отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умения анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным.

Однако менеджер должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной, но еще и творческой личностью.

От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Творческий менеджер обычно работает с группами, используя метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках.

Творчество немыслимо без способности находить информацию и делиться ею с подчиненными; прислушиваться к окружающим независимо от того, кто они; держать себя откровенно с коллегами; добиваться обратных связей; не отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся взглядам на мир, ставя при этом все под сомнение; понимать позицию других; везде находить людей, представляющих хоть какой-то интерес для фирмы.

Но наиболее важно для менеджера схватывать все налету, увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается.

Очередной группой качеств менеджера, определяющих его, собственно говоря, как менеджера, являются организаторские, а также деловые качества. Они отражают уровень организаторской культуры менеджера, владение технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей инструктажем, распорядительством, контролем.

К организаторским качествам нужно отнести, прежде всего, целеустремленность. Характер современной жизни требует от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недостаток твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников.

Другим организаторским качеством, которое должно быть присуще менеджеру, является деловитость. Она заключается в умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.

Важным организаторским качеством менеджера является энергичность, то есть способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем логического внушения, личного примера, собственного оптимизма.

Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.

Отличительной чертой менеджера должна быть повышенная работоспособность, умение трудиться напряженно, не принося себя в жертву и не становясь “работоманом” (в передовых компаниях считается дурным тоном для высших руководителей задерживаться в офисе после окончания трудового дня или брать работу на дом).

Силы нужно беречь для главного, не растрачивать их по-пустому, уметь отдыхать, в том числе и во время командировок. Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, т. е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте.

Важная черта менеджера – реализм. Он должен уметь правильно оценить свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, не витать в облаках, тогда не так больно будет падать при неудаче.

Хороший менеджер характеризуется здоровым оптимизмом и уверенностью.

Руководить людьми без уверенности в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего хотят. Они никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды на проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся к тому, чтобы все об этих взглядах знали, а поэтому высказывают свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при этом уважают других людей и их мнения.

Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе. Для этого необходимо правильно поощрять людей, превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивая нестандартные подходы и неизвестные грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной долей авантюризма для пущей привлекательности. Он должен считаться с желанием подчиненных добиться определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать  реализации их в жизнь.

Но самое главное – менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не поднимать под себя. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач. Нужно иметь в виду, что не существует, и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.

Читать также:

Что такое менеджмент? – Менеджмент и управление в повседневной жизни

Организационная культура – Организационная культура объеденяет в себя нормы, ценности, устоявшиеся традиции в организации

История менеджмента – Зарожденния менеджмента произошло еще до нашей эры, но все время шло развития и Россия этому не исключения.

Японская модель менеджмента – Японская модель управления формировалась под влиянием 2-х факторов: сохранения традиций и освоения зарубежного опыта менеджмента.

Планирование - начальный этап управления – Планирование – его сущность состоит в том, что руководство фирмы определяет стратегические цели и задачи, принимает стратегические и оперативные решения по ним, определяет способы и сроки достижения запланированного, необходимые материальные, денежные и трудовые резервы и ресурсы, исполнителей и ответственных лиц и другие вопросы.

infomanagement.ru

Четыре главные задачи менеджера

Выдающиеся менеджеры способны последовательно, раз за разом концентрироваться на быстром выполнении простых основных задач. Они знают, что является главным, и ставят эти вещи выше всего остального: в мире бизнеса «самое главное» может варьироваться от отрасли к отрасли, от компании к компании, а иногда даже различается внутри подразделений одной и той же организации.

Однако я убежден в том, что:

  • Именно менеджерам нужно в первую очередь следовать четырем главным задачам.
  • Что бы менеджер ни делал, это должно так или иначе соответствовать одной или нескольким из перечисленных задач.
  • Если менеджер ловит себя на чем-то постороннем, не связанном с ними, он должен остановиться.

Рост доходов

Он не может считаться зоной ответственности одних лишь отделов продаж или маркетинга. Все менеджеры, вне зависимости от их функции или положения в компании, должны работать (прямо или косвенно) над увеличением доходов. Менеджеры обеспечивают рост этого показателя за счет продажи и улучшения уже имеющихся продуктов. Они совершенствуют продукт за счет предложения новых опций, а также полезных и привлекательных свойств (даже если это всего лишь редизайн упаковки). Менеджеры придумывают и разрабатывают новые продукты — к примеру, менеджер по сервису может внедрить программупродаж во время телефонных разговоров с клиентами. Менеджер отдела персонала может придумать план компенсации, направленный на стимулирование продаж. Инженер может улучшить продукт или обеспечить его выход на рынок в рекордно короткие сроки. В конце концов, каждый сотрудник вполне в состоянии рассказывать о продуктах своей компании соседям и друзьям.

Привлечение новых клиентов

Обычно принято считать, что привлечение новых клиентов — это задача отдела продаж, однако ее выполнению могут поспособствовать и другие менеджеры компании. каждый из них напрямую или косвенно влияет на рост числа клиентов. к примеру, менеджер отдела финансов контролирует своевременный заказ и отгрузку нужных товаров. Менеджер, занимающийся корпоративными технологиями, создает более быструю или простую систему оформления заказов. Юрист может найти способ упростить типовой контракт с клиентами или сделать правовые комментарии к рекламному объявлению более ясными. Думаю, что идея вам понятна: каждый сотрудник в силах внести свою лепту в процесс привлечения новых клиентов.

Удержание уже имеющихся клиентов

Чтобы удержать уже имеющихся клиентов, вы должны постоянно доставлять им радость. Лучший способ — убедиться в том, что каждый контакт клиента с компанией оставляет у него положительное впечатление: и при размещении первого заказа, и при обсуждении какой-то проблемы, и при изучении счета, и просто при просмотре вашего рекламного ролика. кроме того, клиентов значительно легче удерживать, если они вам доверяют. Доверие возникает, когда клиенты понимают, что получают продукты, адекватные потраченной сумме денег. Доверие возникает и тогда, когда клиенты понимают, что ваша компания соблюдает правила корпоративной этики и ведет себя честно. каждый менеджер напрямую или косвенно должен работать над удержанием уже имеющихся клиентов. к примеру, менеджер сервисного отдела может сделать так, чтобы входящие звонки принималисьбыстрее, а сотрудник финансовой службы — изменить дизайн выставляемых счетов, чтобы клиенту было проще разобраться с их содержанием. Менеджер службы персонала может провести онлайновый тренинг, посвященный методам удержания клиентов.

Сокращение расходов

Существует немало вполне очевидных путей сокращения текущих расходов. Некоторые из них сложно внедрять — хотя бы потому, что зачастую многие виды расходов «вшиты» в принятые в компании методы работы. Тут главное — ликвидировать расходы, но так, чтобы это не повлияло негативно на три другие основные задачи бизнеса. к примеру, каждый менеджер должен стремиться сделать свою работу более эффективно — потому что это означает снижение издержек. к основным путям ликвидации расходов можно отнести ускорение или упрощение процессов, отказ от ненужных участков работы, избавление от бюрократии и дублирования действий.

Сконцентрировавшись на этих достаточно прямолинейных задачах, вы поможете своим сотрудникам увидеть соответствие между их ежедневными делами и достижением общих результатов.

Чтоделают лучшие

Самые результативные менеджеры, с которыми мне доводилось работать, понимали, что их роль не ограничивается постановкой задач для подчиненных. Эти люди всё внимание концентрировали на том, чтобы делать максимум (разумеется, в пределах человеческих возможностей и нравственных норм) для достижения результатов. Они прикладывали все усилия и глубоко погружались в «жизнь» проектов, которыми управляли, при этом, однако, не делая работу за своих подчиненных.

Они изучали детали, следили за продвижением, исправляли ошибки и раз за разом проверяли состояние дел, при этом ни на минуту не отвлекались от своей основной цели — обеспечения результата. В случае возникновения любых препятствий такие менеджеры устраняли их. Они не просто выявляли трудности и использовали их для оправдания своих неудач — они решали проблемы. Просто выходили из своих офисов, закатывали рукава и начинали управлять процессом — и так каждый день, каждую неделю, каждый месяц. Они говорили о результатах, вывешивали имеющую отношение к ним информацию там, где с нею могли познакомиться сотрудники, и постоянно демонстрировали позитивный настрой. Людям было приятно находиться с ними рядом. Сотрудники уважали их и стремились сделать всё возможное, чтобы помочь добиться нужных результатов.

Скажете, звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой? Поверьте: мне доводилось работать именно с такими менеджерами.

Денни Стригл, Фрэнк Свайтек. Менеджерами не рождаются. Непростые уроки достижения реальных результатов.

2pf.ru

Задачи менеджера в управлении деятельностью предприятия — Мегаобучалка

В зависимости от иерархических уровней управления выделяют менеджеров высшего, среднего и более низкого уровней.

Форма пирамиды свидетельствует, что на каждом следующем уровне находится меньше менеджеров, чем на предыдущем.

 

Постановка целей, разработка стратегии   Председатель правления, члены совета директоров Директора Высший |
Обеспечение реализации стратегии, разработка тактики Руководители линейных подразделов начальники подразделов аппарата Средний управления
Обеспечение выполнения оперативных задач Руководители первичных коллективов которые имеют в своем подчинении более Низкий только исполнителей

Иерархические уровни менеджмента

 

Основные задания высших менеджеров организации заключаются в формулировке ее миссии, ценностей, политики, основных стандартов деятельности, формировании структуры и системы управления, представительства на переговорах с государственными органами и главными контрагентами. Их деятельность характеризуется масштабностью, сложностью, приоритетностью стратегической направленности, наибольшей связью с внешней средой, разнообразием, напряженным темпом.

 

Деятельность менеджера высшего уровня

 

Функции высших руководителей чрезвычайно сложные, разноплановые, нуждаются в глубоких и многообразных знаниях, аналитических способностях, задатках политика, дипломата, публициста, оратора. Возглавляет организацию первый руководитель, который занимает свою должность на основании оформления трудовых отношений (заключение трудового договора или контракта) с владельцем (государством, акционерами, пайщиками и тому подобное) и является его доверенным лицом. Он несет перед владельцем полную ответственность за состояние и результаты работы организации.

Руководители среднего уровня (основных подразделов и предприятий, которые входят в состав организации) назначаются и освобождаются от должности первым руководителем и несут перед ним ответственность за выполнение полученных заданий и сохранения имущества вверенных им подразделов. Через подчиненных руководителей они управляют их деятельностью: устанавливают задания исполнителям, осуществляют текущий контроль, проводят мероприятия по совершенствованию организации и технологии производства, условий труда, соблюдению дисциплин. В рамках компетенции им предоставлено право решать кадровые вопросы поощрять и карать своих подчиненных. Характер работы руководителя среднего звена определяется содержанием работы возглавляемого им подраздела. В ней преобладает решение тактических заданий, значительное место занимает взаимодействие с руководителями высшего и более низкого уровней.

 

Деятельность менеджера среднего уровня

 

Менеджеры низшего уровня – это руководители бригад, участков, групп и тому подобное, что работают непосредственно с исполнителями и несут полную ответственность за их действия

Деятельность менеджера низшего уровня

Именно на них приходится вся нагрузка повседневной работы с персоналом. К их обязанностям входит организация и координация труда подчиненных, обеспечение условий для выполнения ими качественно и своевременно производственных заданий; контроль за соблюдением графика работ, рациональным использованием оборудования, материальных и других ресурсов, соблюдения дисциплины и техники безопасности. Их работа характеризуется многообразными действиями, частыми переключениями из одного задания на другое, постоянным общением с непосредственными исполнителями.

 

Эвристическая, административная и операторская функции менеджера. Содержание работы менеджера и ее классификация

Анализ управленческого труда свидетельствует о ее функциональной неоднородности. Выделяют такие функциональные составляющие труда менеджера:

1. Эвристическая – имеет выраженный творческий характер, связанная с постановкой проблемы, анализом ситуации, поиском путей решения. Направленная на разработку и принятие решения. Включает аналитические и конструктивные операции.

2. Административная – заключается в целеустремленном влиянии руководителя на подчиненных с целью выполнения ими поставленных задач. Направленная на координацию деятельности исполнителей. Включает операции:

· Предписывающие – доведение решений до исполнителей;

· Координационные – взаимосвязь, согласование деятельности исполнителей;

· Контрольные – проверка выполнения;

· Служебно-коммуникативные – принятие и передача информации.

3. Операторная – заключается в исполнении стереотипных (постоянно повторяемых) операций детерминированного характера, необходимых для информационного обеспечения процесса управления;

· Документирование – составление, оформление, принятие, хранение документов;

· Первично-учетные – сбор статистической, бухгалтерской и другой информации о хозяйственных и других процессах в организации;

· Коммуникационно-технические – кодировка и декодирование информации, введение информации к ЭВМ;

· Вычислительные и формально-логические (расчеты за заданным алгоритмом).

Почти не существует должностей или профессий, деятельность в которых состоит лишь из какого-то одного аспекта. Чаще всего – это сочетание аспектов в определенном соотношении. Именно в зависимости от соотношения функциональных аспектов, а также от роли в процессе принятия управленческого решения разработана классификация кадров аппарата управления.

Наименование должностей руководителей зависит от объекта руководства, специалистов – от характера функций или сферы деятельности, а технических исполнителей – от видов работ.

Главную роль в осуществлении управленческой деятельности играют линейные руководители, которые возглавляют относительно самостоятельные хозяйственные подразделы – от концернов до бригад. Они не только координируют деятельность непосредственно подчиненных, но и разрешают весь круг вопросов деятельности.

Функциональные руководители – это начальники специализированных функциональных подразделов – управлений, служб, отделов. К их обязанностям относится подготовка рекомендаций линейным руководителям из соответствующей функции. Функциональный руководитель в то же время есть и линейным руководителем относительно возглавляемого им структурного подразделения.

Менеджера сравнивают с дирижером оркестра, партитуру, которого написал композитор. Менеджер является в то же время и дирижером, и композитором.

В процессе управления менеджер обосновывает и принимает решения в ситуациях высокой динамичности и неопределенности с использованием современных информационных технологий и достижений науки в отрасли процессов, методов, форм управленческой деятельности; ведет постоянный поиск новых возможностей, привлекает и использует для решения поставленных задач ресурсы из многообразных источников, добиваясь повышения эффективности деятельности объекта управления.

Относительно содержания работы менеджера, известный американский исследователь Г. Минцберг, применив метод „структурного наблюдения” выделяет десять ролей, которые принимает на себя руководитель в разные периоды и в разной степени. Роль – это набор определенных поведенческих правил. Эти десять ролей отражают многообразие менеджерского труда в сочетании, в пределах трех основных блоков; межличностных, информационных и роли, связанной с принятием решений.

Роль менеджера по Г.Минцбергом

 

Роль Описание Характер деятельности
Межличностные роли
Главный руководитель Официальный символ, олицетворение юридического лица в исполнении обязанностей социального или правового характера Церемониалы, действия, к которым обязывает положение, разные обращения и просьбы
Лидер Мотивация и активизация подчиненных Фактически все управленческие действия при участии подчиненных
Соединительное звено Обеспечение деятельности сети внешних контактов и источников информации, что само развиваются и предоставляют информацию и услуги Переписка, участие во внешних совещаниях и контакты с посторонними организациями и лицами
Информационные роли
Приемник информации Разыскивает, принимает и накапливает многообразную информацию специализированного характера (в основном текущую), которую успешно использует в интересах своего дела, выступает как нервный центр внешней и внутренней информации. Обработка почты, осуществления контактов, связанных преимущественно с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки)
Распространитель Передает информацию, получаемую из внешних источников или от других подчиненных. Часть этой информации носит сугубо фактический характер, другая – нуждается в интерпретации отдельных фактов для формирования взглядов организации Передача почты подчиненными, вербальные контакты для передачи информации, внутренние сборы и совещания и тому подобное
Представитель Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действия, результатов работы организации, действует как экспорт в данной отрасли деятельности Участие в заседаниях, обращение через почту, устные выступления, в т.о. передача информации во внешние организации и иным способом
Роли, связанные с принятием решений
Предприниматель Выискивает возможность как в самой организации так и за ее границами, разрабатывает и осуществляет проекты усовершенствования, контролирует разработку определенных проектов Планирование бизнеса, разработка стратегии, внедрения инноваций. Обзор ситуаций, относительно инициации и разработки проектов усовершенствования деятельности
Ликвидатор поручений Отвечает за коррекцию действий когда организация смиряется с необходимостью важных и неожиданных нарушений Обсуждение стратегических и текущих вопросов, в т.о. проблем и кризисов
Распределитель ресурсов Ответственный за деление всех возможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех ответственных решений в организации Составление бюджетов и графиков, контроль за их выполнением, программирование работы подчиненных
Ведущий переговоры Ответственный за представительство организации на всех значимых переговорах Ведение переговоров
         

 

По мнению Г.Минцберга, роли не могут быть независимыми одна от другой, напротив, они взаимоувязаны и взаимодействуют.

Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя и охватывают сферу его взаимодействия с людьми. Они делают руководителя центром сосредоточения информации, что дает ему возможность и в то же время принуждает играть информационные роли и действовать как центр обработки информации. Беря на себя информационные и межличностные роли, руководитель способен играть роли, связанные с принятием управленческих решений. Следует отметить также, что эти роли очень часто перекрещиваются, выполняются одновременно.

 

megaobuchalka.ru

Управление организацией. Задачи менеджера

Контрольные тесты по менеджменту №1

1. Организация – это группа людей:

намеренно работающие вместе;

создающаяся по воле руководства для выполнения контрольных задач;

деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

2. Организацию можно считать успешной, когда она:

имеет огромный размер и прибыли;

выбрала цель, соответствующую важной потребности, которая существует в мире;

реализовала поставленные цели результативно и эффективно.

3. Управление необходимо организации:

для координирования всех задач организации;

успешного выживания во внешней среде;

определения достижения целей организации через других людей.

4. Вертикальное разделение труда используется:

для разбиения всей работы в организации на составляющие её задачи;

достижения целей организации;

дифференцирования и координации управленческой работы.

5. Роль руководителя, отвечающего за корректирование действия, когда организация оказывается перед необходимостью нарушений, является:

межличностная;

информационная;

связанная с принятием решений.

6. Менеджер – это руководитель:

который руководит людьми, поддерживая мотивацию и коммуникацию;

устанавливает цели и организует структуру и людей;

создает продуктивную и производительную управленческую систему и несет за неё ответственность.

7. Менеджмент – это:

подсистема, занимающаяся переработкой поступающих в её распоряжение ресурсов в товары и услуги;

процесс управления, осуществляемый менеджерами для достижения целей организационной системы;

процесс управления производством и финансами коммерческой фирмы.

8. Современные организации рассматриваются как системы:

имеющие жесткие фиксированные границы;

характеризующиеся взаимодействием с внешней средой;

приспосабливающиеся к изменением во внешней среде.

9. Задания разрабатываются и распространяются в организации в соответствии:

с распределением работ по функциональному признаку;

иерархией управления в организации;

вертикальным и горизонтальным разделением труда в организации.

10. Почему руководство обязано осознавать взаимосвязь внутренних переменных?

иначе руководство не добьется поставленных целей;

организация снизит эффективность своей работы;

так как организация – открытая система.

11. К факторам среды прямого воздействия на организацию не относятся:

финансовые организации;

законы;

технология.

12. Функция количества информации, которой располагает организация, является следующей характеристикой внешней среды:

сложность;

неопределенность;

подвижность.

13. Почему не существует двух одинаковых организаций?

так организация зависит от внешнего мира;

организации имеют различные цели, оборудование, кадры;

из-за различного влияния внешних факторов на внутреннюю среду организации.

14. К теории «научного менеджмента» не относится одно из правил управления:

создание научного фундамента методов работы;

координирование всех звеньев предприятия для облегчения его функционирования;

отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение.

15. Кому принадлежит высказывание: «Работать напряженно – значит прилагать к делу максимальные усилия; работать производительно – значит прилагать к делу усилия минимальные»:

Г.Форду;

Г.Эмерсону;

Л.Якокке.

16. Какова основная функция управления по А.Файолю:

коммерческая деятельность;

финансовая деятельность;

административная деятельность;

17. В чем А.Файоль опередил свое время:

развил теорию на более высоком уровне управления;

считал систему из 14 принципов управления гибкой и открытой;

понимая, что управление организацией должно строиться с учетом изменений.

18. Школа «Человеческих отношений» основана:

Д.Мак-Грегором;

Э.Мэйо;

М.Фоллет.

19. Какой подход к управлению предполагает последовательное выполнение таких функций, как планирование, организация, мотивация и контроль?

системный;

процессный;

ситуационный.

20. Что общего имеют все подходы к управлению?

нацелены на повышении производительности труда работников и удовлетворение их интересов;

предусматривают повышение рентабельности производства;

предполагают повышение эффективности процесса управления организацией.

Вопросы к конкретной ситуации

менеджер управление руководитель

Как бы вы охарактеризовали компанию «Форд» с точки зрения ее взаимодействия с внешним окружением?

В чем принципиально изменился подход компании «Форд» к взаимодействию с внешней средой в начале 90-х г.?

Почему Г. Форда называют великим руководителем? Кого еще из великих руководителей бизнеса вы знаете?

Каких управленческих принципов и концепций придерживался Г. Форд? Каких принципов и концепций придерживаются современные руководители российских компаний?

Компания Форд не взаимодействовала с внешней средой не реагировала на ее изменения. В то время как «Форд Мотор» сохраняла верность черной модели «Ти» и традиции, согласно которой босс командует, а остальные выполняют, фирма «Дженерал Моторс» ввела в практику частые замены моделей, предлагая потребителю широкий ассортимент стилевых и цветовых оформлений и доступный кредит. Доля «Форд Мотор» на рынке резко сократилась, а рейтинг ее руководителей сильно снизился.

В 1927 году фирма была вынуждена остановить сборочный конвейер, чтобы переоснастить его под выпуск весьма запоздавшей модели «А». Это позволило «Дженерал Моторс» захватить 43,5% автомобильного рынка, оставив «Форду» менее 10%. Несмотря на жесткий урок, Форд так и не смог прозреть. Вместо того чтобы учиться на опыте «Дженерал Моторс», он продолжал действовать по старинке. В следующие 20 лет фирма «Форд Мотор» едва удерживалась на третьем месте в автомобильной промышленности и почти каждый год теряла деньги. От банкротства ее спасло только обращение к резерву наличных в 1 млрд. долларов, который Форд скопил в удачные времена.

Была запущена программа Форд 2000 по которой компания отошла от региональной обособленности к глобальной. Отказ от принципов дублирования. «Форд» реорганизовалась так, что на смену практически независимым региональным компаниям должны были прийти несколько глобальных, построенных по видам выпускаемой продукции направлений, в форме пяти центров автомобилестроительных программ (ЦАП). Четыре из них должны были быть созданы в Северной Америке, один - в Европе. Новый подход компании «Форд» к делу обеспечит потребителей более широкой гаммой автомашин в большинстве секторов рыка и создаст гарантии высокой конкурентоспособности компании как по качеству, так и по стоимости продукции на фоне даже самых сильных соперников во всем мире.

3.В западную экономику имя Г.Форда вошло прежде всего в связи с внедрением поточного (конвейерного) метода сборки автомобилей. Сделав его основой производственного процесса, компания «Форд Мотор» совершила грандиозный прорыв в будущее, в чем и состоит главная историческая заслуга Г.Форда. Сам же по себе конвейер не гарантировал успеха на рынке. Давая оценку Г.Форду как руководителю компании, который единолично вырабатывал ее стратегию, распределял ресурсы и принимал все важнейшие решения, и его современники, и теперешние американские специалисты единодушно подчеркивают те черты его стиля, которые шли вразрез с наиболее эффективными для того времени приемами управления. Стратегией Г.Форда стало решение превратить автомобиль в объект массового маркетинга и действовать с помощью «цен проникновения». Секрет коммерческого взлета Г.Форда достаточно прост и определялся не столько «гением», сколько удачными решениями, принятыми им (но зародившимися у его менеджеров) в тот момент, когда автомобильный рынок только формировался, когда простой, дешевый, выносливый, хотя и однотипный автомобиль (модель «Ти» образца 1908 года) стал самым популярным в США средством передвижения. Примерно за 12 лет Форд превратил крошечную компанию в гигантскую отрасль, изменившую американское общество. Более того, он сделал это, постигнув, как построить автомобиль, который можно продавать всего за 290 долларов, и при этом платить своим рабочим одну из самых высоких ставок того времени – 5 долларов в неделю при 8-часовом рабочем дне. Форд сделал свою модель «Ти» настолько дешевой, что ее мог купить практически любой работающий человек. К великим руководителям можно отнести: Кларенс Сандрес, Роберт Вудрафф, Уильям Фэйрберн.

Г. Форд придерживался авторитарной системы управления. Все вопросы и решения принимал он. остальных считал своими помощниками. Общие же принципы Форда были суммированы в одной фразе: «Любой покупатель может получить автомобиль любого цвета, какого пожелает, пока автомобиль остается черным».

Задание №3 Мой лучший менеджер. Евгений Чичваркин

Чичваркин многих сильно раздражает. Многие считают его бескультурным хамом, неотёсанным выскочкой и напористым наглецом. Хотя, на наш взгляд, имеет смысл отделять публичный образ со слегка хулиганским имиджем от реальной личности. Евгений – человек весьма неглупый и гораздо более многогранный, в отличие от своего популяризированного образа. Возможно, одна из причин такого различия состоит в том, что, когда ты начинаешь с нуля, ни имея ничего, а вокруг уже «взрослые» и сильные конкуренты, приходится быть зубастым и даже агрессивным. Кроме того, если ты ещё и достаточно необычен, чтобы не сливаться с общей массой, то можно заставить потребителя останавливать взгляд на тебе без особых рекламных вложений. Тот же Ричард Бренсон постоянно этим пользовался, постоянно выкидывая разные номера. И это было оправдано – ведь когда выезжаешь на танке и стреляешь в рекламный щит своего конкурента (как было в истории с Virgin Cola), то бесплатный эфир во всех выпусках новостей тебе уже обеспечен. Чем не экономия рекламного бюджета?

mirznanii.com

В чем состоят основные функции менеджера?

Основная задача менеджеров состоит в том, чтобы создавать условия для групповой деятельности так, чтобы индивид вносил свой вклад в достижение групповых целей с минимальными затратами денег, времени, усилий, а также с минимальными неудобствами. Поэтому для реализации управленческой деятельности менеджер должен выполнять следующие функции:

  • административную (разработка и реализация кадровой политики: подбор, формирование штата, расстановка, адаптация персонала, повышение квалификации),
  • стратегическую,
  • экспертно-консультативную,
  • представительскую,
  • воспитательную,
  • психотерапевтическую,
  • коммуникативно-регулирующую,
  • инновационную,
  • дисциплинарную.

Рассмотрим эти функции более подробно.

Административная функция заключается в разработке и реализации кадровой политики. Выполнение этой функции предполагает проведение анализа трудового потенциала, планирование персонала, наем, подбор, маркетинг персонала, формирование штата, расстановку, адаптацию персонала, повышение квалификации, увольнение.

Стратегическая функция требует одновременного осуществления контроля, который, в свою очередь, должен, отвечать следующим условиям: иметь постоянный характер, быть объективным, должен быть формой проявления уважения к подчиненному.

Экспертно-консультативная функция требует профессиональной компетенции по поводу производственно-экономической деятельности предприятия, коммуникаций, межличностных отношений; делегирования полномочий; а также использования в ежедневной работе элементов консультирования.

Воспитательная функция должна базироваться на единстве морали, слова и дела, помощи в адаптации работников в коллективе.

Психотерапевтическая функция имеет целью обеспечение сотрудникам ощущение безопасности, уверенности в завтрашнем дне, оказания помощи.

Коммуникативно-регулирующая функция состоит в построении специальной системы информационного обеспечения управления подразделениями и организацией в целом.

Инновационная функция предполагает поиск эффективных методов управления, организации работы предприятия с учетом изменений внешней и внутренней среды.

Дисциплинарная функция заключается в осуществлении контроля, мотивации деятельности персонала.

Какие роли выполняет менеджер в организации?

Все функции, выполняемые менеджерами, определяют разнообразие его ролей в процессе управления. Роль – это определенное поведение или набор действий, выполняемых в связи с должностью. Поэтому работа менеджера при выполнении возложенных на него функций связана с межличностными коммуникациями, информацией и принятием решений. Этим и определяется роль, выполняемая менеджером в организации.

Во-первых, это роль по принятию решения, которая выражается в том, что менеджер определяет направление движения предприятия, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер. Будучи наделенным правом принятия решения, менеджер несет ответственность за последствия принятого решения. Поэтому менеджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения. Это может сделать специалист по подготовке решений или даже машина. Менеджер должен решиться на то, чтобы рискнуть повести руководимый им коллектив в определенном направлении. Это бывает часто сделать гораздо труднее, чем найти параметры оптимального решения.

Во-вторых, это информационная роль, которая заключается в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет информацию в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, насколько он может ясно и четко доводить информацию до членов организации, зависит результат его работы.

В-третьих, менеджер выступает в роли руководителя, формирующего отношения внутри и вне предприятия, он мотивирует коллектив на достижение целей, координирует усилия и, наконец, выступает как представитель организации. Менеджер должен быть руководителем, за которым люди готовы идти, идеям которого они готовы верить. Поддержка членами коллектива своего руководителя в современных условиях является той базой, без которой ни один менеджер, каким бы хорошим и грамотным специалистом он ни был, не сможет успешно управлять своим коллективом.

В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач, характера реализуемых функций, данные роли могут быть присущи им в большей или меньшей степени.

Таким образом, работа менеджеров состоит из комбинации нескольких ролей; эти роли взаимосвязаны; их важность меняется в зависимости от уровня управления.

Таким образом, менеджер – это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. С полной ответственностью можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми на предприятии. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль, не все менеджеры занимают одинаковую позицию, задачи, решаемые различными менеджерами далеко не одинаковы и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже не идентичны.

Каким образом реализуется распорядительная деятельность менеджера?

Основная задача организационно-административной деятельности – координация действий подчиненных. Никакие экономические рычаги не могут существовать без административно-распорядительного воздействия, которое обеспечивает согласованность в работе. Организационно-административные методы базируются на власти руководителя, его правах, его собственной дисциплине и ответственности. Эти методы влияют на подчиненных через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые в письменной форме или устно. Эти методы регламентируются правовыми аспектами трудового и хозяйственного законодательства.

Распорядительное влияние – это прямое административное указание, которое имеет обязательный характер и адресовано управляемым объектам или лицам.

Приказ – это распорядительный документ, изданный руководителем предприятия, которое является самостоятельным хозяйственным субъектом, с целью решения основных и оперативных задач.

Основная форма официальных отношений в системе управления – это распоряжение. Распоряжение – это сообщение, переданное руководителем своим подчиненным по поводу смысла и результатов их деятельности. Оно должно содержать: постановку обязательной для выполнения задачи, перечень ограничений (т.е. того, что не надо делать) и в отдельных случаях инструкции о порядке выполнения заданий.

Распоряжение должно соответствовать стратегии предприятия и компетентности как руководителя, так и исполнителя, поэтому распоряжение должно:

  • быть обоснованным и четко сформулированным;
  • быть обеспеченным необходимой информацией и материальными ресурсами;
  • позволять проверять результаты действий и быть направленным на их выполнение.

По способу отдачи распоряжения бывают устными, письменными и смешанными. Такое разграничение зависит от срочности, важности проблемы, которая решается, отношений между руководителями и подчиненными, степени зрелости последних. Устные распоряжения отдаются при решении срочных задач небольшой и средней сложности и важности в небольших стабильных коллективах. Однако успешное распоряжение может быть неоднозначно понято (как теми, кто их выдает, так и теми, кто их получает). Распоряжение всегда лучше делать письменные, если они длинные (так как человек запоминает ограниченную часть информации). Распоряжение может быть смешанным: сначала для оперативности отдаются устные, в том числе телефонные, а затем делается письменное подтверждение.

В зависимости от целей, особенностей ситуации, личности и уровня развития рабочих распоряжения могут быть директивными (приказ, команда, поручения и т.д.) или демократическими (советы, рекомендации, просьба, вызов добровольцев).

Приказ обязывает подчиненных определенным способом, точно в установленный срок выполнить задание. Приказ, который отдается устно, называется командой. Иногда приказы в качестве дополнительной информации могут содержать перечень санкций, которые будут использованы при нарушении срока или порядка выполнения задач.

Поручение в отличие от приказа регламентируют только содержание задания, оставляя подчиненным право выбора способа действий, а иногда и срока исполнения.

Если задание обычное, а отношения доверительные, то распоряжение лучше сделать в виде просьбы.

Совет оставляет определенную свободу в отношении содержания, оставляя неизменным только его основное содержание.

От того, как отдаются распоряжения, зависит качество их выполнения. Поэтому зачастую они усиливаются средствами воздействия на исполнителя: убеждение, апелляция к логике (если рабочий имеет примерно равное положение с руководителем), пожелания, просьба (если сущность задачи с моральной точки зрения выглядит сомнительно), обещание вознаграждения, угрозами.

Задача, которая ставится в распоряжении, должна соответствовать реальным возможностям исполнителя. При постановке задачи подчиненному нужно объяснить: что и к какому сроку необходимо выполнить, какие средства при этом использовать; какова его роль; с кем необходимо поддерживать контакты; какие последствия могут быть в случае успешного или нет завершения работы. Задачи могут формироваться в двух пределах: максимальной, которую не надо превышать, и минимальную, ниже которой не надо опускаться.

Необходимо помнить, что большинство людей слабо воспринимают отдаленную перспективу, поэтому задача должна быть четко сформулированной и иметь определенный срок его исполнения. Но никогда нельзя представлять работу как срочную, так как это приводит к нервозности и падению эффективности, соперничеству между исполнителями.

Организация деятельности по выполнению задач должна быть регламентирована, так как в противном случае исполнительная дисциплина ослабевает.

Цель распоряжений – не только обязать исполнителей действовать, но и мобилизовать их инициативу, вызывать положительные эмоции. Это следует обеспечивать следующим образом:

  • соответствием возможностям подчиненных, их культуре, уровню образования, психологическим особенностям;
  • возможностью проявлять свои способности, инициативу, самостоятельность;
  • наличие сроков и форм отчетности;
  • формированием у исполнителей определенного психологического настроя на необходимые действия путем заранее составленной договоренности, доведением задания в форме вежливой просьбы вне зависимости от личных отношений, подчеркиванием возможностей и способностей работника успешно выполнять задания.

Получая задание, подчиненный обязан:

  • внимательно слушать, уточнять, не пытаться самостоятельно во всем разобраться;
  • не спешить заверять в успешном выполнении задачи, так как выполнению могут помешать численность факторов;
  • не перекладывать работу на руководителя, не торопиться с выводами, советоваться с коллегами и подчиненными, своим руководителем.

Контакты руководителя с подчиненными проявляются в том, что руководитель формирует поручение, указание, распоряжение и форму исполнения. Известно, что от того, насколько умело выдано указание, в значительной степени зависит ход и результат выполнения указаний.

Существуют определенные рекомендации, которые позволяют завершить встречу так, чтобы распоряжения руководителя были приняты и исполнении:

  1. Четко, конкретно сформулировать цели и задачи.
  2. Убедиться, что подчиненный понял поручение.
  3. Исполнитель должен всегда знать, что ожидает от него руководитель.
  4. Формируя задачи, следует предусмотреть возможность контроля за его выполнением. «Разобраться» и «К исполнению» не дает возможности контроля с полной ответственностью.
  5. Не желательно менять задания исполнителю по ходу выполнения. Необходимо предоставить возможность довести задачу до конца, даже если результаты его будут использованы позднее.
  6. Кроме того, необходимо учитывать, что монотонные и односторонние задачи со временем не воспринимаются рабочими.
  7. Если задача представляется группе рабочих, то следует его обсудить со всеми будущими исполнителями, чтобы каждый понял не только общую задачу, но и свою роль в его исполнении. В этом случае достигается очень важный эффект – решение получает оценку со стороны того, кто его будет выполнять.
  8. Срок выполнения задания устанавливается не «за пять дней», а четко «до 10.10.05».
  9. Авторитет руководителя уменьшается, если его подчиненный получает распоряжение выполнить какое-либо задание «через его голову». В этом случае нарушается принцип единоначалия и в управленческой практике такое положение вещей допускаться не должно. Если имеет место такой инцидент, то подчиненный должен сообщить своему руководителю, который принимает решение о выходе из ситуации.
  10. Определяя задачи подчиненному, руководитель обычно испытывает сопротивление с его стороны. Это связано с рядом факторов: задание новое, привычка выполнять то, что не требует значительного умственного напряжения и т.д. Необходимо постепенно преодолевать это сопротивление.

Необходимо периодически пересматривать и переутверждать должностные инструкции. В тексте должно быть указано, что рабочий выполняет оперативные и другие указания руководителя, которые связаны с реальными рабочими обстоятельствами.

В составе руководителей выделяются два основных типа – линейные и функциональные. Линейные руководители возглавляют линейные подразделения и всю систему управления. Они принимают решения всего круга проблем. Функциональные руководители возглавляют функциональные подразделения. Если руководитель возглавляет функциональный отдел, то в отношении всей системы он считается функциональным руководителем, а для работников данного отдела –линейным (в вертикальных иерархиях одним из функциональных руководителей является менеджер, ответственный за координацию отношений).

Линейный руководитель учитывает мнение всех специалистов экономических, юридических, технических и прочих служб. Но принимать решение должен именно он. Принятое решение может отличаться от всех высказанных предложений именно потому, что в нем должны быть полностью согласованы все позиции. Руководитель охватывает проблему в целом, во всех ее аспектах. Принятие решений – основная функция руководителя. Руководитель несет персональную ответственность за своевременное решение основных проблем управляемой системы в целом, за организацию работы по их реализации, а также за контроль исполнения.

topknowledge.ru

Цели и задачи менеджмента | Всё по специальности Менеджмент

Менеджмент (от англ. management — «управление, заведование, организация») — это управление производством или коммерцией, а также совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.Изначально понятие «менеджмент» американского происхождения и в дословном переводе означает «управление», «администрация». Русское слово «управление» и английское слово «менеджмент» считаются синонимами, но в действительности их смысловое содержание различается. Употребляя термин «менеджмент» необходимо следовать установившейся в международной практике традиции, согласно которой под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов.На практике термин «управление» не является эквивалентом термина «менеджмент», так как речь идет лишь об одной из форм управления, а именно об управлении социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерной компании. Причем адекватной экономической основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования, осуществляемый на базе индустриальной организации производства или коммерции. Таким образом, термин «менеджмент» употребляется применительно к управлению хозяйственной деятельностью, т. е. любой сферой производства товаров и услуг.Более приемлемо в наших условиях употреблять термины «организация», «управление» и «администрирование». Государственные, общественные и иные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если они стремятся к достижению своих целей при минимуме затрат.В своей сущности менеджмент представляет собой сложное социально-экономическое, информационное и организационно-техническое явление, являющееся одновременно процессом деятельности и науки, имеющие дело с постоянно изменяющимися условиями функционирования объекта управления, со сменой его состояний и качеств. В силу этого менеджмент, как и любая другая наука, имеет определенные закономерности, принципы и, безусловно, свои цели и задачи.В настоящее время менеджмент рассматривается в трех аспектах:— как область профессиональной деятельности и обозначает функцию и людей, ее выполняющих, указывает на социальное или должностное положение;— как область научного исследования. Основные задачи менеджмента как науки заключаются в следующем: выделить цели и задачи управления, разработать определенные мероприятия и способы по их достижению, разделить задачи на различные виды операций, распределить работы, координировать взаимодействия различных подразделений внутри организации, совершенствовать формальные иерархические структуры, оптимизировать процессы принятия решений и коммуникаций, а также поиск эффективных систем мотивации деятельности, культуры организации, стиля управления.— как учебная дисциплина. Менеджмент как научная дисциплина ставит своей целью сформулировать общие принципы управления, пригодные для любой организации.Спецификой можно назвать наличие общих и специфических целей. Общие или стратегические цели определяют концепцию развития организации в целом, направлены на перспективу, а специфические разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности предприятия. Рациональное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов предполагает достижение цели при минимуме затрат и максимуме эффективности. Это достигается совместными усилиями работников компании, направленными на достижение общих целей.К основным общим целям менеджмента относятся прогнозирование, планирование и достижение намеченных результатов в деятельности предприятия. Конечная цель состоит в обеспечении прибыльности (экономической целесообразности) функционирования той или иной организации. Это может быть достигнуто посредством создания рациональной организации производственного процесса. Не менее важными целями менеджмента являются управление производством, совершенствование научно-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала, повышение его квалификации и стимулирование.Следовательно, главная цель менеджмента — это управление, ориентированное на успешную деятельность, присущее каждой организации и отдельно взятому человеку. Но для разных людей и организаций успех может интерпретироваться по-разному, например, перечисляя компании, фирмы, организации, которые можно назвать успешными, мы вспоминаем наименования крупных, хорошо известных фирм. Как показывает практика, размер компании и ее прибыльность не всегда могут считаться критериями успеха. Как правило, любая организация существует для реализации определенных целей, и потому если достижение огромного размера не является одной из ее целей, то тогда и организация малого бизнеса может считаться столь же успешной, как и крупная. Например, братья МакДональд продали права на использование своего имени и своей системы Рею Кроку. Причиной тому были в основном небольшие амбиции и то, что они не захотели приносить себя в жертву, как это обычно бывает при расширении предприятия. Добившись от жизни всего, что им хотелось и заработав при этом миллионы, МакДональды едва ли могут рассматриваться как неудачники, даже если принять во внимание то, что объем продажи существующей сегодня корпорации «МакДональд» вырос в тысячи раз. Организацию можно считаться добившейся успеха, если она достигла своей цели, а достижение успеха и есть цель менеджмента.Некоторые организации прекращают свою деятельность после достижения ими ряда заранее намеченных целей. Примером такой организации может служить любой правительственный орган, создаваемый для выполнения определенной цели. Но наряду с этим существуют и такие организации, которые заинтересованы в том, чтобы как можно дольше продержаться на рынке. Это может длиться бесконечно, поскольку любая организация имеет потенциал существовать бесконечно.Следующая по иерархии цель менеджмента — это выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение длительного времени.Менеджер определяет, какими должны быть цели в области повышения производительности, эффективности и результативности организаций, методы и способы получения продукции, принимает решение о том, какие формы стимулирования будут применяться в организации для того, чтобы заинтересовать работников в увеличении производительности труда. Посредством разработанной политики организации, через личный пример руководитель задает тон в деятельности организации, определяет, будет ли организация ориентироваться на качество и на потребителей или останется к ним равнодушной.Не менее важной коммерческой целью менеджмента является достижение намеченных результатов, т.е. обеспечение определенного уровня прибыли. Прибыльность компании в некоторой степени свидетельствует об эффективности ее производственно-сбытовой деятельности, которая может быть достигнута посредством минимизации затрат на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование, временных затрат и так далее, а также максимизации доходов от результатов производства, т. е. выпуска продукции и оказание услуг.В то же время менеджмент призван создавать условия, необходимые для успешного функционирования организации исходя из того, что прибыль не является целью существования фирмы, а результат ее деятельности, который в конечном итоге определяется рынком. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшей деятельности предприятия, поскольку только доходы и их накопление в виде различных фондов позволяют сократить вероятность рисков, связанных с реализацией товаров, с неустойчивой внешней средой. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отраслях или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках, а отсюда постоянное наличие риска.Целью менеджмента в условиях нестабильности является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуются определенные резервные денежные средства и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого и своевременного реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.В рамках целей формулируются задачи менеджмента, необходимые для их достижения. Задачами менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива или же индивидуума, путем выпуска конкурентоспособного товара.Одной из важнейших задач менеджмента, позволяющей обеспечить прибыльность предприятию, является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и человеческих ресурсов. Это будет способствовать не только обеспечению рентабельности деятельности предприятия, но и созданию и сохранению его стабильного положения на рынке. Также в условиях современной рыночной экономики актуальной задачей менеджмента является систематический поиск и освоение новых каналов рынка.Задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов — материальных, финансовых, человеческих и т. д. Кроме того, в зависимости от специфики (вида) менеджмента, цели и задачи имеют различное значение.Основными задачами менеджмента являются следующие:— организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов;— переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;— стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;— определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;— разработка стратегии развития организации и реализация;— определение целей развития организации;— выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;— осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.Эффективно функционирующий менеджмент призван обеспечить единство всех форм и стадий процесса управления в качестве целостной системы экономического, организационно-технического и социально-психологического управления. Отсюда следует, что главный принцип менеджмента — это эффективная деятельность предприятия на рынке. Управление путем постановки и реализации целей осуществляется в своей основе с учетом оценки потенциальных возможностей организации, ее обеспеченности необходимыми ресурсами, а также условий конкурентной борьбы.

Понравился данный материал?Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)

managment-study.ru