Понятие, принципы, цели и задачи административного судопроизводства. Задачи административного судопроизводства общая характеристика


Понятие, принципы, цели и задачи административного судопроизводства :: BusinessMan.ru

В рамках существующей системы правопорядка задачи административного судопроизводства решаются не только в инстанциях общей юрисдикции, но и в арбитражных органах. Они направлены на рассмотрение жалоб физических и юридических лиц, касающихся действий государственных органов власти, а также разрешения конфликтных ситуаций между руководящими структурами и населением.

Недавние нововведения

Только в 2015 году появился Кодекс административного судопроизводства. Предмет регулирования задачи до этого не был четко определен и подкреплен нормативными правовыми актами, поэтому в процессе разбирательств возникали различные споры у юристов. Создание нового свода законов позволило облегчить труд специалистов. Кодекс представляет собой систематизированный акт, в котором регулируется порядок проведения административных дел.

Решаемые задачи

В статье КАС РФ отражены цели и задачи административного судопроизводства. Они согласуются с Конституцией Российской Федерации, которая устанавливает основные ориентиры правосудия.

На первое место выходят четыре задачи.

  1. Обеспечение доступности правосудия в области административных и публичных взаимоотношений между субъектами.
  2. Осуществление защиты оспариваемых или уже нарушенных законных интересов и свобод физических и юридических лиц.
  3. Своевременное рассмотрение разбирательств непосредственно с соблюдением правовых норм.
  4. Профилактика нарушений в сфере публичных взаимоотношений и укрепление законности.

Наиболее важным способом реализации поставленных задач административного судопроизводства, касающихся защиты прав и свобод граждан и юридических лиц, является обоснованное и взвешенное решение непосредственно по рассматриваемому делу.

Основные стадии процесса

Решение задач административного судопроизводства достигается за счет грамотно организованного процесса, который состоит из нескольких стадий (самостоятельных частей процессуальных действий).

  1. Возбуждение дела при наличии административного правонарушения имеет определенную специфику. Инициатива может исходить со стороны уполномоченного органа или рядового гражданина. При необходимости проводится административное расследование, в ходе которого реализуются привычные процессуальные действия вроде сбора и предоставления доказательств.
  2. Основной стадией считается непосредственно рассмотрение дела. Именно на этом этапе начинают проявляться основные черты административно-процессуальной деятельности. Дела о правонарушениях обычно рассматриваются в присутствии обвиняемого. После разбирательства должностным лицом выносится постановление об административном наказании или оправдательный приговор.
  3. Принятое решение может быть оспорено лицом, которое привлекалось к ответственности или органом исполнительной власти. Обжаловать вердикт можно в прокуратуре. При оспаривании приговора исполнение постановления приостанавливается. Жалоба должна быть подана в десятидневный срок. На ее рассмотрение отводится то же время.

Существуют некоторые сложности, не позволяющие успешно решать задачи административного судопроизводства, понятия и принципы которого сводятся к урегулированию конфликтных ситуаций между органами управления и гражданами. Не перестает быть актуальной проблема формирования членов административной юстиции. С практической точки зрения не до конца решены все сложности, связанные с независимым судом при участии в управленческих спорах.

Базовые принципы

Основные задачи и принципы административного судопроизводства направлены на защиту граждан от проведения незаконных действий со стороны высших органов и управленческих структур. Основополагающие идеи заключаются в следующем.

  1. Процесс должен проходить в рамках законности. Это невозможно сделать без четкого определения правовых норм.
  2. При рассмотрении дела не должно быть каких-то снисхождений и предпочтений по национальному признаку, вероисповеданию и другим критериям. Перед законом все равны.
  3. Решение должно выноситься с учетом всех обстоятельств. Наличие состязательности сторон является важным фактором.
  4. Каждая из стороны должна иметь возможность беспрепятственно присутствовать на всех стадиях процесса.
  5. Административные разбирательства следует делать гласными. Гражданам должна предоставляться возможность получать информацию в полном объеме, если это не затрагивает государственных тайн.
  6. Участникам процесса, которые не владеют языком, необходимо предоставлять переводчиков.
  7. Административные дела должны рассматриваться в максимально сжатые сроки, которые определены законом.
  8. Должностные лица, нарушающие исполнение процесса, обязаны нести ответственность за нарушение.

Общие черты процесса

Выше перечислялись задачи административного производства, которые позволяют эффективно регулировать деятельность. Однако необходимо понять, какие черты свойственны административному процессу.

  1. Результаты разбирательств на разных стадиях фиксируются в официальных документах.
  2. Четко прописаны административно-процессуальные нормы, формирующие самостоятельный институт.
  3. Цель процесса заключается в достижении конкретных юридических результатов, а также разрешении дел управленческого характера.
  4. Условия для исполнения материальных норм обеспечиваются в полной мере.
  5. Имеется определенное строение.

Разумные сроки судопроизводства

Административные разбирательства и исполнение вынесенных решений исполняются в разумный срок. При его определении в расчет берутся имеющиеся обстоятельства, так как дела могут отличаться разным уровнем правовой сложности. Сроки устанавливаются пунктами КАС РФ.

Обстоятельства, кающиеся организации работы судебного органа, не могут являться основанием для превышения установленных норм. В тех ситуациях, когда после принятия административного иска дело продолжительное время не рассматривается, председатель суда может дать мотивированное определение, чтобы ускорить процесс рассмотрения. В нем указываются рекомендации, позволяющие форсировать разбирательство, а также отражаются сроки, не позже которых следует провести судебное заседание.

В качестве заключения

В рамках статьи были подробно рассмотрены задачи административного судопроизводства, понятие которого заключается в грамотном разрешении конфликтных ситуаций между управленческими структурами и рядовыми гражданами или юридическими лицами. Они просты для понимания, но сложно выполнимы на практике, поэтому требуют взвешенного подхода при непосредственном воплощении в жизнь.

businessman.ru

Понятие, задачи и принципы административного судопроизводства. — МегаЛекции

Административное судопроизводство - это деятельность административных судов по рассмотрению и разрешению административных дел в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства.

Задачей административного судопроизводства является защита прав, свобод и интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, других субъектов при осуществлении ими властных управленческих функций на основе законодательства, в том числе на выполнение делегированных полномочий.

В административные суды могут быть обжалованы любые решения, действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных или служебных лиц, других субъектов при осуществлении ими властных управленческих функций на основе законодательства, в том числе на выполнение делегированных полномочий, кроме случаев, когда по таким решениям, действий или бездеятельности Конституцией или законами Украины установлен иной порядок судебного производства.

В то же время, административные суды не рассматривают публично-правовые дела, которые отнесены к компетенции Конституционного Суда Украины, которые предстоит решать в порядке уголовного судопроизводства, а также о наложении административных взысканий и об отношениях, которые в соответствии с законом, уставом (положением) объединения граждан отнесены к его внутренней деятельности или исключительной компетенции. Так, административные суды не могут рассматривать дела о признании неконституционными законов или предоставлять их толкования, ведь такие полномочия предоставлены лишь Конституционному Суду Украины. Кроме того, соответствующие суды не рассматривают дела о привлечении к ответственности за совершение административных правонарушений и преступлений.

Переходя к выяснению основных принциповадминистративного судопроизводства, необходимо обратить внимание на ст. 7 КАСУ, определяющие принципы осуществления правосудия, среди них нужно выделить следующие:

1) верховенство права;

2) законность;

3) равенство всех участников процесса перед законом и судом;

4) состязательность сторон, диспозитивность и официальное выяснение всех обстоятельств по делу;

5) гласность и открытость процесса;

6) обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решений административного суда;

7) обязательность судебных решений.

Каждый принцип правосудия выполняет свою определенную роль в организации и деятельности административных судов. Эти принципы действуют не разрозненно, а в совокупности. Они объединены общей целью - организовать судебные органы и их деятельность, соответствие их правопорядка, обеспечить защиту от всяких посягательств конституционного строя, политической и экономической систем, прав, свобод и законных интересов граждан и других социальных ценностей. В этом состоит предназначение принципов правосудия.

Итак, конституционные принципы правосудия - это закрепленные в Конституции Украины и других законах основные, исходные нормативные положения (правила, требования, идеи) наиболее общего характера, выражающие демократическую сущность правосудия, и образуют единую систему, определяет организацию и деятельность судебной власти по выполнения задач, стоящих перед ней.

Верховенство права (ст. 8 КАС Украины), должно рассматриваться с точки зрения его обязательности для законотворческой деятельности, принцип "верховенство Конституции" - относительно законодательных и других актов, принцип "верховенство закона" - в иерархии всех других нормативных актов.

Принцип верховенства права означает, что свобода граждан должно обеспечиваться таким правовым порядком, когда никто не заставляет делать чего-то, не предусмотренного законом, а человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Принцип верховенства права означает также, что государство образует право, а право является основой

жизнедеятельности и существования государства в лице его органов, должностных лиц и других организаций.

Принцип законности административного судопроизводства (ст. 9 КАС Украины) обеспечивает соответствие его нормативной основы, то есть норм и принципов, нормативным актам, точное и неуклонное их соблюдение в поведении всех субъектов - участников правоотношений.

Принципы законности включает в себя такие специфические элементы:

1) все государственные органы создаются только в соответствии с законом и имеют лишь те полномочия и привилегии, которые предоставлены им законом;

2) при применении своих полномочий и выполнении обязанностей эти органы должны действовать в соответствии с законом, и любое решение или действие, которые выходят за пределы узаконенных полномочий или нарушают закон, не имеют юридической силы;

3) законность любой административного воздействия должна быть открытой для проверки независимым судом по иску лица или группы лиц, или прокурора, уполномоченного действовать в общественных интересах.

По принципу равенства всех перед законом и судом, следует отметить, что он также закреплен в Конституции, согласно которой правосудие в судах осуществляется на началах равенства всех участников судебного процесса перед законом и судом. Он закреплен также и в уголовном, хозяйственном процессуальном законодательстве Украины.

По принципу диспозитивности, то он известен и гражданскому процессу. Следует отметить, что процесс по рассмотрению административного спора возникает, как правило, по инициативе заинтересованных лиц, и суд рассматривает только те требования по существу спора, о решении которых ходатайствуют стороны, и суд не может выйти за пределы этих требований.

Итак, принцип диспозитивности в административном судопроизводстве заключается в следующем: действия административного суда зависят от требований истца и возражений ответчика, административный суд решает дело в объеме заявленных сторонами требований. Суд может выйти за пределы исковых требований только в случае, если это необходимо для полной защиты прав, свобод и интересов сторон или третьих лиц, о защите которых они просят.

Принцип состязательности дополняется в административном судопроизводстве принципу официального выяснения всех обстоятельств дела, в соответствии с которым административный суд принимает предусмотренные законом меры, необходимые для выяснения всех обстоятельств дела, в том числе по выявлению и исследования доказательств по собственной инициативе. Активная роль суда в административном судопроизводстве обусловлена ​​наличием публичного интереса и необходима для уравновешивания процессуального положения сторон. Итак, принцип состязательности в административном судопроизводстве гармонично сочетается с инквизиционным (розыскным) процессом.

Суд должен предложить лицам, участвующим в деле, представить доказательства, или по собственной инициативе истребовать доказательства, которых, по мнению суда, не хватает.

Принцип гласности характеризует демократизм административного судопроизводства, а открытое рассмотрение административных дел дает возможность гражданам ознакомиться с работой административного суда непосредственно.

Следует отметить, что решение административного суда является важным не только для сторон, но и для других лиц. Поэтому лица, участвующие в деле, а также лица, не участвовавшие в деле, если суд решил вопрос об их правах, свободах, интересах или обязанностях, не могут быть ограничены в праве на получение в административном суде как устной, так и письменной информации о результатах рассмотрения соответствующего дела. Конфиденциальность здесь не нарушается, поскольку рассмотрение дела является открытым. Никто не может быть ограничен в праве на получение в административном суде информации о времени и месте рассмотрения своего дела и принятые в ней судебные решения.

Открытое рассмотрение дела означает, что каждый гражданин, которому исполнилось 16 лет, имеет право присутствовать в зале судебного заседания и может делать письменные заметки. Открытое судебное разбирательство усиливает общественный контроль за деятельностью суда, способствует повышению у судей и лиц, участвующих в деле, чувство ответственности, обеспечивает воспитательное воздействие судебного процесса.

С принципами судопроизводства, в соответствии со ст. 129 Конституции Украины, принадлежит обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решения суда кроме случаев, установленных законом.Реализацию этого принципа отражено в разделе IV КАС Украины, которым установлено процессуальный порядок пересмотра судебных решений в административных судах апелляционной и кассационной инстанций.

Принцип обязательности судебных решений представляет собой правило, согласно которому постановления и определения суда по административным делам, вступившие в законную силу, являются обязательными к исполнению на всей территории Украины. Обязательность судебных решений, вступивших в законную силу, придает им свойства закона в деле, в котором они приняты, поэтому они являются обязательными для выполнения на территории Украины всеми физическими и юридическими лицами.

megalektsii.ru

Принципы административного судопроизводства

Принципы административного судопроизводства — это основные правовые положения, выражающие природу и сущность организации и деятельности федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению административных дел.Административное судопроизводство

Принципами административного судопроизводства являются:

  1. независимость судей;
  2. равенство всех перед законом и судом;
  3. законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел;
  4. осуществление административного судопроизводства в разумный срок и исполнение судебных актов по административным делам в разумный срок;
  5. гласность и открытость судебного разбирательства;
  6. непосредственность судебного разбирательства;
  7. состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.

Сущность принципа независимости судей, о котором идет речь в ст. 7 КАС, заключается в создании для них условий, при которых они имеют возможность свободно формировать свои оценки по поводу собранных доказательств, обстоятельств дела, квалификации спорных правоотношений безотносительно к каким-либо интересам, внутренним и внешним влияниям.

При осуществлении административного судопроизводства судьи независимы, подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Любое вмешательство со стороны органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан в деятельность суда по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой ответственность, установленную федеральным законом.

Гарантии независимости судей устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом.

Осуществление правосудия по административным делам на началах равенства всех перед законом и судом как принцип административного судопроизводства является отражением одноименного конституционного принципа (ст. 8 КАС, ст. 19 Конституции РФ).

Согласно ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом.

Правосудие по административным делам осуществляется на основе принципа равенства всех перед законом и судом: граждан — независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств; организаций — независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, места нахождения и других обстоятельств.

Суд обеспечивает равную судебную защиту прав, свобод и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.

Сущность принципа осуществления административного судопроизводства в разумный срок заключается в недопущении проволочек и затягивания судебного процесса (ст. 10 КАС). Аналогичная норма содержится в ГПК РФ и АПК РФ. Для этого в административном судопроизводстве предусмотрены институт ускорения рассмотрения административного дела, закреплены права лиц, участвующих в деле, на направление, представление и получение электронных документов по административному делу, а также закреплено право при необходимости участвовать в судебном заседании посредством использования систем видеоконференцсвязи (ст. 10, 45, 125, 142 и др.).

Сущность и формы реализации принципа гласности в административном судопроизводстве определены в ст. 11 КАС. Гласность обеспечивается проведением открытого судебного заседания.

Проведение закрытых судебных заседаний в административном судопроизводстве является исключением из общего правила открытого его осуществления (ч. 2 ст. 11 КАС). Дела в закрытом судебном заседании рассматриваются и разрешаются с соблюдением всех правил административного судопроизводства.

Гласность и открытость административного судопроизводства предполагают право лиц, участвующих в деле, заинтересованных лиц получать информацию о дате, времени и месте рассмотрения административного дела, о результатах рассмотрения административного дела и принятых по нему судебных актах (ч. 3 ст. 11 КАС). Лица, участвующие в деле, и иные лица, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право фиксировать ход судебного разбирательства письменно и с помощью средств аудиозаписи. Фотосъемка судебного заседания, его видеозапись, радио- и телетрансляция, трансляция с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет допускаются с разрешения суда.

Содержание принципа непосредственности в административном судопроизводстве раскрывается в ст. 13 КАС посредством указания на обязанность суда при рассмотрении административного дела непосредственно исследовать доказательства. Суд лично заслушивает объяснения сторон, показания свидетелей, оглашает письменные доказательства, осматривает вещественные доказательства, воспроизводит аудио- и видеозаписи и др. (ст. 159, 161, 164, 166 — 168 КАС). Проявлением принципа непосредственности является правило, по которому суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ч. 2 ст. 176 КАС).

Административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные Кодексом административного судопроизводства меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.

Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных КАС. Сторонам обеспечивается право представлять доказательства суду и другой стороне по административному делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения административного дела вопросам, связанным с представлением доказательств.

Административное судопроизводство. Принципы и особенности процесса: Видео

legalquest.ru

Задачи административного судопроизводства в Российской Федерации

В ст. 3 КАС РФ сформулированы общие для всего административного судопроизводства задачи. Задачи административного судопроизводства согласуются со ст. 18 Конституции РФ, закрепляющей конституционную цель правосудия.Административное судопроизводство

Задачами административного судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.

Задачами административного судопроизводства являются:

  1. обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;
  2. защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;
  3. правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;
  4. укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Законное и обоснованное решение (определение, постановление) по административному делу является важнейшим средством реализации задачи административного судопроизводства по защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций.

Задачи административного судопроизводства: Видео

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

legalquest.ru

Задача Общая характеристика административного процесса

ЗадачаРабота добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-10-29

Общая характеристика административного процесса

Реферат

по административному праву

Специальность: государственное и

муниципальное управление

Екатеринбург

2009 Оглавление

Введение. 3

§ 1. Концепции административного процесса. 5

§ 2 Понятие признаки и структура административного процесса. 10

§ 3. Правовое регулирование административного процесса. 15

Заключение. 18

Список используемой литературы.. 19

 

Введение

Целью данной работы является выяснение понятия и сущности административного процесса, а также выявление его основных принципов. Актуальность темы определяется тем, что понятие административного процесса и определение его содержания ни в науке, ни на практике не имеют своего однозначного решения. Пожалуй, из всей совокупности различных институтов административного регулирования именно административный процесс был наиболее подвержен идеологическому воздействию. Его содержание в советский период было далеким от содержания судебного процесса. Но по-другому быть и не могло, ведь в советском государстве конфликт между властью и управляемой стороной исключался. Поэтому, когда изменилась идеологическая ориентация нашего государства и Россия стала на путь построения правового государства, определение содержания административного процесса вновь оказалось дискуссионным. Объект исследования – теория административного права, предметом же исследования является административный процесс. Задачами нашей работы являются:

·              рассмотрение концепций административного процесса;

·              выявление понятия, признаков, принципов и структуры административного процесса;

·              выяснение правового регулирования административного процесса.

В формировании представления об административном процессе и административно-процессуальном праве могут быть использованы различные методологические подходы и концептуальные конструкции. Современные представления об административном процессе и административно-процессуальном праве основаны на выводе о том, что предмет административного права должен увязываться с правоотношениями, возникающими в связи с реализацией функции исполнительной власти любым из субъектов государственной власти.[1]

Следует согласиться с позицией Ю.Н. Старилова, что «новая сущность административного права состоит в том, что административное право регламентирует отношения не только в сфере исполнительной власти и публичного управления, но и в сферах судебной и законодательной власти».[2]

В методологическом плане следует указать также на необходимость однозначного использования терминологии при формировании представления об административном процессе, что не всегда выдерживается в исследованиях.

Административный процесс принято понимать как административно-процессуальную деятельность в отличие от административно-процессуального права, представляющего собой систему норм, регулирующих административно-процессуальную деятельность. Анализ сущности и особенностей административного процесса есть предпосылка формирования правильного и всестороннего представления об административно-процессуальном праве.

§ 1. Концепции административного процесса

Административный процесс — особое явление правовой реальности, обладающее ярко выраженной спецификой юридического содержания, уникальной структурой. Понятие административного процесса в российской административно-правовой науке относится к числу дискуссионных. Эта дискуссия стимулировала развитие не только материального и процессуального административного права, но и ряда базовых общетеоретических категорий. В юридической литературе представлены разнообразные взгляды ученых на понятие административного процесса. Но все они принадлежат к одной из двух научных концепций — «юрисдикционной» и «управленческой».[3]

В советской юридической науке первым систематизированным исследованием проблем административного процесса стала монография Н. Г. Салищевой «Административный процесс в СССР».[4] Книга вызвала большой резонанс в научном мире и послужила источником «юрисдикционной» концепции административного процесса, наиболее яркой особенностью которой является применение к предмету исследования метода аналогии. Автор предлагает полностью распространить на административный процесс традиционное понимание таких признанных процессуальных отраслей, как уголовный и гражданский процессы, которые служат механизмом правового обеспечения обязательности норм соответствующих отраслей материального права и применения принудительных мер при их нарушении. В связи с этим дается «ограничительное» толкование административного процесса в качестве регламентированной законом деятельности по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящимися между собой в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения.[5]

Принципиально важен вопрос об определении места и роли административно-процессуальных норм. Сторонники юрисдикционной концепции считают совокупность указанных норм институтом материального административного права. В такой интерпретации административный процесс воспринимается как некий «вспомогательный инструмент» для разрешения «юридических конфликтов» в сфере государственного управления, что не позволяет, с нашей точки зрения, полностью раскрыть его сущность.

Одним из наиболее последовательных сторонников данного подхода является Ю. Н. Старилов, научные работы которого представляют существенный интерес для исследователей проблем административного права. Ученый предлагает деление административно-процессуальной деятельности на «собственно административный процесс» (или административную юстицию) и «управленческий процесс» (т. е. процедуры управленческого характера). В методологическом плане этот прием направлен на обоснование авторской позиции о тождественности понятий административный процесс и административное судопроизводство. Научные взгляды Ю. Н. Старилова разделяет С. Н. Махина, которая выдвинула тезис о раздельном существовании «управленческого, административно-юрисдикционного и административного процессов». Причем последний понимается автором в качестве формы правосудия по административным делам.[6]

Обладая несомненной научной ценностью, «юрисдикционная» концепция, тем не менее, не стала единственно возможной. Напротив, система ее аргументов была поставлена под сомнение многими отечественными учеными, что вызвало к жизни принципиально иной подход к проблеме — «управленческую» концепцию. Так был инициирован интенсивный научный поиск, ведущий к стремительному прорыву научной мысли через «отраслевые границы» к концептуальной проблематике общетеоретического характера.[7]

Научные предпосылки «управленческой» концепции административного процесса начали закладываться в отечественной юридической науке с конца 1940‑х годов. С. С. Студеникин писал, что «исполнительно-распорядительная деятельность осуществляется на основе определенных процессуальных правил, совокупность которых составляет административный процесс». Г. И. Петров затрагивал вопрос о системе норм, регулирующих процессуальные отношения, которые складываются в сфере управленческой деятельности государства. По мнению А. Е. Лунева «административный процесс всегда имеет место там, где осуществляется деятельность исполнительных и распорядительных органов». Высказанные в то время суждения ученых представляют существенный научный интерес, но содержащийся в них анализ особенностей административного процесса имеет фрагментарный характер.

Приоритет в научном обосновании «управленческой» концепции принадлежит В. Д. Сорокину, предпринявшему системное исследование комплекса взаимосвязанных проблем общей теории права, государственного управления, административного права и процесса. Признанной точкой отсчета формирования этой актуальной по сей день концепции послужила монография В. Д. Сорокина «Проблемы административного процесса», опубликованная в 1968 г.

Новизна и объективность «управленческого» подхода начинают проявляться на стадии формулировки критериев определения административного процесса, выявления его специфических свойств и социально-правового назначения. Вполне логично, что в качестве названных критериев признаются органичные связи этого вида процессуальной деятельности с исполнительной властью (государственным управлением) и административным правом (материальным и процессуальным). Административный процесс понимается как осуществляемая во внесудебном порядке государственно-властная деятельность, с помощью которой решения органов исполнительной власти облекаются в юридическую форму (индивидуальные и нормативные правовые акты), другими словами, как юридическая форма реализации исполнительной власти.[8]

«Общеизвестно, что юридическая форма, ее многообразные и специфические проявления, непосредственно и в конечном счете определяются содержанием той ветви государственной власти, которую эта форма опосредует. Поэтому административный процесс не может не отражать характерных черт исполнительной власти, подобно тому, как, скажем, гражданский и уголовный процессы отражают особенности власти судебной».[9]

Следовательно, «управленческая» концепция в наиболее полном объеме отражает юридические элементы государственного управления (правотворческую и разнообразную правоприменительную деятельность органов исполнительной власти). «Юрисдикционный» же подход ограничивает административный процесс небольшой частью правоприменения — рассмотрением споров и применением мер принуждения.

В рамках «управленческой» концепции впервые учтено то обстоятельство, что из трех ветвей государственной власти только исполнительная власть несет «двойную юридическую нагрузку», т. е. ей свойственны одновременно как правотворческие, так и правоприменительные функции. В данном контексте законодательная власть характеризуется только правотворческими функциями, а судебная — только правоприменительными. Судебная власть, например, получила свое юридическое воплощение в гражданском, арбитражном и уголовном процессах, а исполнительная власть — в административном процессе.[10]

Анализ рассмотренных научных подходов приводит нас к следующему выводу: «управленческая» концепция в наибольшей степени соответствует правовой реальности и доктрине, позволяет в полной мере учитывать особенности разносторонней и динамичной государственно-управленческой деятельности. Очевидна ее практическая значимость, ориентированность на совершенствование государственного управления, укрепление законности и правопорядка.[11]

§ 2 Понятие признаки и структура административного процесса

Неоднозначность методологических подходов в теории права и в административном праве осложняют задачу определения понятия административного процесса. Представляется, что административный процесс есть процессуально оформленная урегулированная нормами административно-процессуального права деятельность субъектов публичной власти по разрешению правоприменительных и правотворческих юридических дел в сфере осуществления публичного управления и судебного контроля за ним.

Обладая всеми признаками юридических процессов (среди которых властный характер деятельности; ее регламентация процессуальными нормами; деятельность целевая, сознательная, направленная на достижение определенных юридических результатов и оформленная в документах), административные процессы в то же время имеют ряд особенностей.[12]

1.                 Административный процесс представляет собой часть управленческой (исполнительно-распорядительной) деятельности, подлежащей правовой регламентации. Общность между управленческой деятельностью и административным процессом выражается в единой сущности, которая реализуется одними и теми же государственными органами системы исполнительной власти. В силу того что административный процесс – нормативно урегулированное звено управленческой деятельности, не может быть включена в это понятие организационно-техническая часть деятельности исполнительных органов. По нашему мнению, более правильно выделять три вида процесса, включающих в себя три правовых вида деятельности – административно-правотворческий (издание нормативных актов исполнительной власти), административно-правонаделительный (принятие и исполнение оперативно-распорядительных, правонаделительных и иных правоприменительных актов), административно-юрисдикционный (правоохранительная деятельность субъектов).

2.                 Административный процесс – это также нормативно установленная форма упорядочения правовых документов (актов органов исполнительной власти), где раскрываются все особенности органов исполнительной власти: их многообразие и многочисленность; реализация, помимо федеральных законов, законов субъектов Федерации, актов исполнительной власти.

3.                 Административный процесс теснейшим образом связан с материальным административным правом и является порядком реализации этих норм. Административный процесс – такая нормативно урегулированная деятельность (или порядок деятельности), в ходе осуществления которой рождаются отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права и получающие характер административно-процессуальных правоотношений. Но соотношение материальных и процессуальных правоотношений не следует рассматривать как воздействие формы и содержания. Право и процессы имеют свою форму. Административный процесс без административного права беспредметен. Административное право без административного процесса бессильно.

4.                 Безусловно, административный процесс отличается от процесса административного права, т.к. первый подразумевает процесс рассмотрения индивидуальных дел не только административно-правового характера, но и других отраслей права. Административный процесс обслуживает нормы финансового, земельного и других отраслей права.

5.                 В отличие от других видов процессов (уголовного, гражданского) административный процесс имеет сложную структуру производств, отличающихся друг от друга характером дел и расположенных параллельно, регламентируемых многочисленными административно-процессуальными нормами.

6.                 Административный процесс обслуживает нормы других отраслей права, за исключением конституционного и уголовного.

Под структурой административного процесса понимается совокупность составляющих его элементов. Это процессуальные действия и группы действий, объединённые по каким-либо общим основаниям и признакам. В административном праве нет единства мнений относительно структуры административного процесса. Критериев построения структуры несколько:

1.                 в зависимости от объема и степени реализации процессуальной формы, полноты законодательного регулирования процессуальных действий;

2.                 в зависимости от содержания процессуальных действий и юридических дел;

3.                 в зависимости от последовательности совершения действий, цельности и завершенности отдельных групп процессуальной деятельности.

В административном процессе нет единой процессуальной формы, в которой бы могли осуществляться все составляющие его виды деятельности. Существенные отличия правотворческой, правонаделительной и юридической деятельности находят выражение в различном порядке ведения юридических дел, особенностях процедур и совокупности требований, предъявляемых к действиям участников процесса. И это вполне обоснованно, поскольку речь идет о разных способах осуществления публичной власти. Поэтому, административные дела, разрешаемые в рамках единого административного процесса отличаются и по содержанию, целям, результатам, и по процессуальным правилам ведения дела. Сходные по своим характеристикам дела относятся к конкретному виду производства.

Административное производство – нормативно урегулированная система процессуальных действий, используемая уполномоченными субъектами разрешения административных дел, имеющих единый предмет и содержание.

В настоящее время в структуру административного процесса входят производства, имеющие определенное законодательное закрепление, а именно:

1)                производство по принятию нормативных актов государственного управления;

2)                производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления;

3)                производство по административно-правовым жалобам и спорам;

4)                производство по делам о поощрениях;

5)                производство по делам об административных правонарушениях;

6)                производство по дисциплинарным делам;

7)                регистрационное производство;

8)                лицензионное производство;

9)                исполнительное производство.[13]

Критерием предлагаемого варианта классификации административных производств является характер индивидуально-конкретных дел, причем под характером понимаются свойства, типичные для соответствующей категории дел. Взять, к примеру, дела по рассмотрению жалоб граждан органами исполнительной власти. Для всех жалоб, независимо от их содержания, в каждом конкретном случае общим является информация о нарушении права гражданина, нарушении реальном или предполагаемом, порождающая в результате обращения гражданина определенные правовые последствия.

В приведенной конструкции ясно различаются три вида производств единого административного процесса:

а) правотворческое производство;

б) ряд правонаделительных производств;

в) несколько правоохранительных производств.

Административный процесс представляет собой определенную законодательством логическую последовательность действий участников процесса. Действия объединены очередностью совершения, ближайшей целью, общим промежуточным результатом, имеющим значение для разрешения административного дела. Поэтому в административных производствах и административном процессе различают стадии, а в отдельных производствах и этапы стадий. Таким образом, административный процесс состоит из административных производств, имеющих многоуровневую структуру: действия – этапы – стадии.

Стадия – относительно обособленная часть административного производства, состоящая из объединенных ближайшими целями и задачами производства действий участников процесса, результаты которой имеют значение для решения по административному делу в целом и оформлены соответствующим процессуальным документов.

Анализ административных производств позволяет сделать вывод, что в них имеется различное число стадий. В максимально развернутом виде производство включает стадии:

1)           возбуждение производств по административному делу;

2)           установление фактических обстоятельств дела;

3)           рассмотрение дела;

4)           принятие решения по делу;

5)           пересмотр решения по делу;

6)           исполнение решения по делу.

Три из названных являются обязательным стадиями производства по административному делу: возбуждение дела, принятие решения и исполнение решения по делу. Иные стадии в зависимости от сложности административного дела и волеизъявления участников могут либо совмещаться с основными стадиями, либо отсутствовать в производстве. Поэтому они называются факультативными стадиями.

§ 3. Правовое регулирование административного процесса

Статья 72 Конституции РФ среди предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов называет административно-процессуальное законодательство. Таким образом, административно-процессуальное право получило конституционное закрепление.

Некоторые авторы утверждают, что административно-процессуальное право является самостоятельной отраслью системы национального права.[14] Есть также мнение, что административно-процессуальное право подотрасль административного права.

Ни с первым, ни со вторым мнением согласиться нельзя. В настоящее время административно-процессуальное право – всего лишь большая группа норм, регулирующих процедуры властной деятельности и находящихся в системе административного права. К сожалению, это пока не упорядоченная, не систематизированная группа норм. Поэтому говорить о ней как о подотрасли, как системе сложившихся институтов в рамках административно-правовой отрасли права преждевременно. Сейчас такой подход можно оценить как прогноз, но не как реальное состояние административно-процессуального права.[15]

Сейчас административно-процессуальное право существует как большая сумма процессуальных норм, систематизированных в рамках отдельных институтов административного права. Многие из них имеют свою процессуальную часть.

Первая особенность административно-процессуального права – это то, что процессуальные нормы не систематизированы в рамках отрасли, но ограниченно включены в рамки отдельных административно-правовых институтов.

Вторая особенность – вторичность процессуальных норм, т.к. они существуют для того, чтобы обеспечить эффективную реализацию материальных норм. Административно-процессуальное право – это обеспечивающая подсистема отрасли.

Третья особенность связана с разнообразием источников. Это общая особенность административного права. Соответствующие нормы могут быть в законах и подзаконных актах, принимаемых федеральными органами, а также в актах органов субъектов РФ и в других источниках. Существует немало источников, в которых содержаться только административно-процессуальные нормы.

Чаще всего и материально-правовые, и административно-процессуальные нормы содержатся в одних и тех же актах. Так, процессуальных норм много в КоАП РФ, ТК РФ, в законах о воинской службе, лицензировании.

Четвертая особенность административно-процессуального права состоит в том, что оно обслуживает материальные нормы многих отраслей права. Прежде всего, оно обслуживает конституционное, административное, земельное и иные отрасли публичного права. Кроме того, нормы о регистрации актов гражданского состояния, сделок с имуществом, банкротстве, исполнительном производстве обеспечивают гражданское, семейное, гражданско-процессуальное право.

Административно-процессуальное право состоит из очень большого числа разнообразных норм. По содержанию административно-процессуальные нормы  делятся на несколько групп:

·                   обеспечивающие административное правотворчество;

·                   обеспечивающие оперативно-распорядительную, правонаделительную деятельность;

·                   обеспечивающие административную юрисдикцию;

·                   не относящиеся ни к одному из административных процессов.

Последняя группа норм существует потому, что частичное процессуальное регулирование еще не означает появление полной процессуальной формы, а значит, соответствующая деятельность не модет быть названа процессуальной.

В целом административно-процессуальное право обеспечивает осуществление трех разновидностей административно-процессуальной деятельности – правотворческой, оперативно-распорядительной, юрисдикционной – и, кроме того, правосудия по ряду административных дел.

Правосудие по делам об административных правонарушениях и иным делам – это административное судопроизводство, а не самостоятельный административный процесс.

Необходимо особо подчеркнуть эту яркую особенность административно-процессуального права: оно регулирует не только  административную деятельность, но и особую разновидность судопроизводства – административное судопроизводство. Иными словами, административно-процессуальное право закрепляет процедуры деятельности публичной исполнительной и частично судебной власти.

Заключение

В настоящее время объективно назрела потребность в развитии как системы административно-процессуального законодательства Российской Федерации в целом, так и его отдельных подотраслей и институтов.

Однако сложность решения этой проблемы состоит в недостаточной разработанности теоретических вопросов административного процесса. Существующие различные позиции учёных-административистов и практиков по вопросам толкования самого понятия «административный процесс», усложняют проблему систематизации административного процессуального законодательства и организации системы административного судопроизводства.

Нет единства мнений в вопросе с административно-процессуальным правом. Является ли оно самостоятельной отраслью системы национального права или же административно-процессуальное право – это подотрасль административного права.  Существует мнение, что административно-процессуальное право – всего лишь большая группа норм, регулирующих процедуры властной деятельности и находящихся в системе административного права.

В работе мы рассмотрели две концепции административного процесса – «юрисдикционную» и «управленческую». Дискуссия между двумя этими подходами продолжается до сих пор. Однако достижение объективной истины в понимании административного процесса может основываться только на глубоком исследовании разнообразных научных концепций, разработанных учеными-юристами. Каждый из авторов по-своему трактует вопросы административного процесса, но, в конечном счете, все они выражают одну общую мысль о том, что административный процесс — важное средство правового регулирования деятельности административного аппарата, гарантирующее законность и охраняющее интересы государства, общества и гражданина.

Список используемой литературы

1.           Административно-процессуальное право: Курс лекций / Под ред. проф. И.Ш. Килясханова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, Закон и право, 2004. 399 с.

2.           Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2004. 768с.

3.           Махина С.Н. Управленческий и административный процессы: проблемы теории и перспективы правового регулирования: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 1998.

4.           Панова И.В. Административный процесс в РФ: понятие, принципы и виды // Правоведение. 2000. №2.

5.           Салищева Н. Г. Административный процесс в СССР. – М.: Юрид. лит., 1964. 108 с.

6.           Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. – СПб.: Издательство Юридического института. 2002. 474 с.

7.           Сорокин В. Д. Административный процесс. Лекции. Учеб. пос. СПб., 2000.

8.             Сорокин В. Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс // Правоведение. 2000. № 4.

9.           Старилов Ю.Н. Административное право – на уровень правового государства. – Саратов: Изд-во Саратовского ГУ, 2003.

10.         Шатов С.А. Концепции административного процесса: диалектика научных взглядов // Правоведение. 2005. №6.

[1] Административно-процессуальное право: Курс лекций/ Под ред. проф. И.Ш. Килясханова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, Закон и право, 2004. – С. 5-6.

[2] Старилов Ю.Н. Административное право – на уровень правового государства. - Саратов: Изд-во Саратовского ГУ, 2003. – С. 9-10.

[3] Шатов С.А. Концепции административного процесса: диалектика научных взглядов // Правоведение. 2005. №6. С. 91

[4] Салищева Н. Г. Административный процесс в СССР. М., 1964.

[5] Там же. С. 11, 16.

[6] Махина С.Н. Управленческий и административный процессы: проблемы теории и перспективы правового регулирования: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 1998. С. 4 - 7.

[7] Шатов С.А. Концепции административного процесса: диалектика научных взглядов // Правоведение. 2005. №6. С. 92

[8] Сорокин В. Д. Административный процесс. Лекции. Учеб. пос. СПб., 2000. С. 12.

[9] Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. – СПб.: Издательство Юридического института. 2002.. С. 28.

[10] Сорокин В. Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс // Правоведение. 2000. № 4. С. 168–169

[11] Шатов С.А. Концепции административного процесса: диалектика научных взглядов // Правоведение. 2005. №6. С. 93

[12] Панова И.В. Административный процесс в РФ: понятие, принципы и виды // Правоведение. 2000. №2. С.27

[13] Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. - СПб.: Издательство Юридического института. 2002. - С. 207

[14] Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. СПб., 2002. С. 343 – 363.

[15] Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2004. С.550.

bukvasha.ru

70. Кодекс административного судопроизводства рф от 08.03.2015 n 21-фз. Предмет регулирования. Задачи и особенности административного судопроизводства.

Задачами административного судопроизводства являются:

1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;

2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;

3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;

4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

 Настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Необходимость обращения в суд обусловлена намерением устранить существующие или потенциальные преграды в осуществлении прав и законных интересов административного истца.

Общие правила административного судопроизводства применяются тогда, когда иные правила не установлены специальными нормами, посвященным делу административного судопроизводства (гл. 21-32 КАС РФ).

25

studfiles.net

Раздел 1. Общая характеристика административного судопроизводства

Административное судопроизводство

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

Курс 3

Семестры 6

Срок освоения ООП по форме обучения 4 года

Квалификация выпускника бакалавр

 

 

Москва, 2015

Составитель:

Алексеева Наталья Владимировна, кандидат юридических наук, доцент,

 

Первухина Светлана Игоревна, кандидат юридических наук, Поскребнев Максим Евгеньевич, кандидат юридических наук (контрольная работа).

_______________ «__» ________ 201__г.

подпись

 

 

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)

Программа обсуждена на заседании кафедры гражданского, арбитражного и административного процессуального права, протокол № 9 от 01.07.2015г.

 

 

Зав. кафедрой С.В. Никитин, доктор юридических наук, профессор

_______________ «__» ________ 201__г.

подпись

 

 

Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом РГУП, протокол № ______ «__» ________ 20___г.

 

 

© Российский государственный университет правосудия, 2015

© Алексеева Н.В., 2015

 

Оглавление

1. Цели освоения дисциплины
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
3. Требования к результатам освоения дисциплины
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

1. Цели освоения дисциплины

Основные виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка при изучении учебной дисциплины «Административное судопроизводство»:

1. Нормотворческая;

2. Правоприменительная;

3. Правоохранительная;

4. Экспертно-консультационная;

5. Педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений).

 

Профессиональные задачи, к выполнению которых готовится студент:

1. Нормотворческая деятельность: участие в подготовке нормативных правовых актов по вопросам административного судопроизводства;

2. Правоприменительная деятельность: обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией норм административного судопроизводства; составление судебных актов и процессуальных документов, необходимых для рассмотрения и разрешения административных дел в судах общей юрисдикции;

3. Правоохранительная деятельность: обеспечение законности, правопорядка при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции; предупреждение, пресечение правонарушений в сфере рассмотрения судами общей юрисдикции дел, возникающих из публичных правоотношений; защита частных и публичных интересов при осуществлении правосудия по административным делам в судах общей юрисдикции;

4. Экспертно-консультационная деятельность: консультирование по вопросам защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов в судах общей юрисдикции; осуществление правовой экспертизы процессуальных документов и иных юридических документов, необходимых для рассмотрения и разрешения административных дел в судах общей юрисдикции;

5. Педагогическая деятельность: преподавание учебной дисциплины «Административное судопроизводство», осуществление правового воспитания в образовательных учреждениях (кроме высших учебных заведений).

 

После освоения дисциплины «Административное судопроиводство» студент обладает общекультурными и профессиональными компетенциями, которые отражены в разделе 3 «Требования к результатам освоения дисциплины».

 

2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)

Дисциплина относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла.

Изучение дисциплины «Административное судопроизводство» базируется на основных положениях курса гражданского процесса, связано с теорией права и государства, с конституционным правом.

Для освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

положения Конституции Российской Федерации по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, интересов государства и общества, виды судопроизводства, стадии гражданского процесса, порядок реализации права на обращение в суд; понятие и состав предмета доказывания; понятие и виды доказательств; понятие и виды подведомственности; понятие и виды подсудности.

уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями цивилистического процесса; анализировать юридические факты; толковать и применять процессуальные нормы; анализировать судебную практику; составлять проекты процессуальных документов и судебных актов.

владеть:цивилистической процессуальной терминологией; приемами юридической техники, необходимыми для составления проектов процессуальных документов и судебных актов; навыками работы с нормативными правовыми актами; навыками анализа правоприменительной практики.

 

3.Требования к результатам освоения дисциплины

В совокупности с другими дисциплинами ООП дисциплина «Административное судопроизводство» обеспечивает формирование следующих компетенций:

Таблица 1

№ п/п Код Компетенция Формы и методы обучения
1. ОК-1 осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Групповые дискуссии.  
2. ОК-2 исполнять добросовестно профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Групповые дискуссии.
3. ОК-3 владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Групповые дискуссии.
4. ОК-4 строить логически верно, аргументировано и ясно устную и письменную речь   Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Работа с нормативными правовыми актами, а также судебной практикой.
5. ОК-5 обладать культурой поведения, быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе   Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Групповые дискуссии.
6. ОК-6 иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону   Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Групповые дискуссии.
7. ОК-7 стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Групповые дискуссии.
8. ОК-8 быть способным использовать основные положения и методы административного судопроизводства при решении социальных и профессиональных задач   Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Групповые дискуссии. Решение ситуационных задач.
9. ОК-9 быть способным анализировать социально значимые проблемы и процессы в сфере судебной защиты в порядке административного судопроизводства Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Групповые дискуссии. Решение ситуационных задач.
10. ПК-1 участвовать в разработке процессуального законодательства по вопросам административного судопроизводства Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Работа с нормативными правовыми актами, а также судебной практикой.
11. ПК-2 осуществлять профессиональную деятельность по защите прав и охраняемых законом интересов в административном судопроизводстве на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Групповые дискуссии. Решение ситуационных задач.
12. ПК-3 обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права при рассмотрении и разрешении дел административного судопроизводства   Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Работа с нормативными правовыми актами, а также судебной практикой.
13. ПК-4 принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством об административном судопроизводстве Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Решение ситуационных задач.
14. ПК-5 применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы законодательства, регламентирующие административное судопроизводство, в профессиональной деятельности Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Работа с учебной и справочной литературой, анализ нормативных правовых актов. Анализ судебной практики.
15. ПК-6 квалифицировать юридически правильно факты и обстоятельства при рассмотрении дел административного судопроизводства Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Решение ситуационных задач.
16. ПК-7 составлять процессуальные акты и документы   Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Групповые дискуссии. Решение ситуационных задач.
17. ПК-9 быть способным уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Групповые дискуссии.  
18. ПК-11 осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению, при осуществлении правосудия по делам административного судопроизводства Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Групповые дискуссии.
19. ПК-13 правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Работа с учебной и справочной литературой, анализ нормативных правовых актов. Анализ судебной практики. Решение ситуационных задач.
20. ПК-14 принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, регламентирующих административное судопроизводство, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Групповые дискуссии. Работа с учебной и справочной литературой, анализ нормативных правовых актов.
21. ПК- 15 толковать нормы законодательства, регламентирующие административное судопроизводство Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Групповые дискуссии. Работа с учебной литературой, анализ нормативных правовых актов и актов толкования.
22. ПК-16 давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам применения законодательства, регламентирующего административное судопроизводство Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Работа с учебной и справочной литературой, анализ нормативных правовых актов. Анализ судебной практики. Решение ситуационных задач.

В результате освоения программы дисциплины студент должен знать:

¾ сущность административного судопроизводства, место и роль административного судопроизводства в цивилистическом процессе;

¾ право на обращение в суд за защитой публичных прав;

¾ специфику рассмотрения дел административного судопроизводства;

¾ проблемы подведомственности и подсудности дел, возникающих из публичных правоотношений;

¾ предмет доказывания и круг обстоятельств, подлежащих доказыванию при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений;

¾ особенности доказывания и доказательств по делам, возникающим из публичных правоотношений;

¾ требования к судебным актам, принимаемым при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений;

¾ особенности исполнения судебных актов, принятых по делам, возникающим из публичных правоотношений.

уметь:

¾ оперировать юридическими понятиями и анализировать правовые факты в сфере судебной защиты публичных прав;

¾ использовать полученные знания при рассмотрении административных дел в судах общей юрисдикции;

¾ принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством;

¾ работать с научной литературой, вести дискуссию по проблемам изучаемой дисциплины.

владеть:

¾ юридической терминологией в сфере административного судоппроизводства;

¾ обладать навыками анализа нормативных правовых актов, содержащих нормы, регламентирующие административное судопроизводство;

¾ навыками анализа и обобщения судебной практики в сфере административного судопроизводства;

¾ навыками реализации норм процессуального права для защиты публичных прав.

4.Объем дисциплины и виды учебной работы

Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 2

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц[1] и часов по формам обучения
очная заочная ГВД, заочная на базе ВО ГВД (лет.н.),   очная на базе СПО заочная на базе СПО (лет.н.)   очно-заочная на базе СПО заочная ГВД на базе СПО заочная на базе ВО ГВД (зим.н.)
Зачетные единицы - общая трудоемкость 2 з.е. – 72 ч. 2 з.е. – 72 ч. 2 з.е. – 72 ч. 2 з.е. – 72 ч. 2 з.е. – 72 ч. 2 з.е. – 72 ч. 2 з.е. – 72 ч.
Всего аудиторных занятий из них:
Лекции  
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа
Форма промежуточной аттестации   дифференцированный зачет дифференцированный зачет дифференцированный зачет дифференцированный зачет дифференцированный зачет дифференцированный зачет дифференцированный зачет

 

5. Содержание дисциплины

Текст рабочей программы

Раздел 1. Общая характеристика административного судопроизводства

stydopedia.ru