Зачем нам нужны налоги (стр. 1 из 2). Зачем нужно налоговое право


Зачем нам нужны налоги

Зачем нам нужны налоги

Введение

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.Именно налоговая система на сегодняшний день оказа- лась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.На данный момент существует масса всевозможной литера- туры по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт по налогообложению. Но в связи с тем, что налоговая системаКазахстана создается практически заново сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогооблажению,в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно Казахстанской налоговой системы,отвечающей нашим казахстанским реалиям.В данной работе предпринята попытка выделить основные противоречия действующей ныне в Казахстане налоговой системы Также здесь приведены мнения некоторых Казахстанских ученых-экономистов относительно решения этих проблем и некоторый практический опыт в решении подобных проблем в странах с развитой рыночной экономикой.

I. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики

Налоговая система Казахстана.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других плате- жей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему." (Закон РК "Об основах налоговой системы в

Казахстане)

|НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В КАЗАХСТАНЕ |

|ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ||МЕСТНЫЕ |

К общегосударственным относятся:. ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ;. НДС;. АКЦИЗЫ;. СБОР ЗА РЕГИСТРАЦИЮ ЭМИССИИ ЦЕННЫХ БУМАГ.

К местным относятся:. Земельный;. На имущество юр. И физ. Лиц;. На транспорт.

Кроме того, в бюджеты уплачиваются сборы:- за регистрацию юридических лиц;- физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;- за право на занятие отдельными видами деятельности;- с аукционных продаж.

Сущность налога

Прежде всего остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с разделением об- щества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания ... публичной власти

... " (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.171). В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функ- ций по удовлетворению коллективных потребностей ему требу- ется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка,- чем больше функ- ций возложено на государство, тем больше оно должно соби- рать налогов.

Закон республики Казахстан "Об основах налоговой системы в Республике Казахстан" определяет общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, нало- ги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязан- ности и ответственность налогоплательщиков и налоговых ор- ганов. В нем в частности говорится, что "под налогами, сбо- ром, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами."

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юриди- ческих и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов.

Закон также определяет круг налогоплательщиков: "Пла- тельщиками налогов являются юридические лица, другие кате- гории плательщиков и физические лица.

- 5 -Государственное регулирование экономики (регулирую- щая функция).

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т. е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства.

Основные принципы построения налоговой системы в экономике с развитым рынком

На протяжении всей истории человечества ни одно госу- дарство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: "Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца", т. е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересо- ванность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить сновные принципы налогообложе-

ния. "Качества, с экономической точки зрения желательные в любой системе налогообложения, - отмечал Дж. Милль (1), - сформулированы Адамом Смитом в форме четырех положений, че- тырех основополагающих, можно сказать, ставших классически- ми принципов, с которыми, как правило, соглашались последу- ющие авторы, и вряд ли можно начать наши рассуждения лучше, чем процитировать эти положения". Они сводятся к следующе- му:

"1. Подданные государства должны участвовать в покры- тии расходов правительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной прави- тельства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложе- ния.

2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому ...

3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика ...

4. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он изв- лекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства". (2)

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали "аксиомами" налоговой политики.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соот- ветствии с духом нового времени.

Современные принципы налогообложения таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня дохо- дов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах расчитываются пропорционально.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообло- жение доходов носило однократный характер. Многократное об- ложение дохода или капитала недопустимо. Примером осущест- вления этого принципа служит замена в развитых странах на- лога с оборота, где обложение оборота происходило по на- растающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый про- дукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реали- зации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбеж- ности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адап- тируемой к меняющимся общественно-политическим потреб- ностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспреде- ление создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Заключение

Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги быва- ют прямыми и косвенными они различаются по объекту налого- обложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.

Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воз- действия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система Казахстана была адаптирована к новым общественным отношениям, соотве- тство вала мировому опыту.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода Казахской экономикик к рыночным отношениям, а также препятствует ин- вестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабиль- ность налоговой системы на сегодняшний день - главная проб- лема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоп- лательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблага- емую базу и уменьшая налоговую массу.

Анализ реформаторских идей в области налогов в основ- ном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в луч- шем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привелегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного к рыноч- ным отношениям периода, практически нет. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе коей у нас в России еще нет.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоре- тически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использо- вания налогов в странах Запада. Но ориентация на их практи- ку весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразум- но не уделять первостепенное внимание специфике экономи- ческих, социальных и политических условий сегоднящней

России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

На Западе, в большинстве стран с развитым рынком основным источником формирования бюджета служит налогообло- жение физических лиц и налоговое бремя в большей степени лежит на гражданах, тем самым стимулируя производство. Это положение для нас сегодня предельно актуально.

В ситуации осуществления серьезных и решительных пре- образований и отсутствия времени на движение "от теории к практике" построение налоговой системы методом "проб и оши- бок" оказывается вынужденным. Но необходимо думать и о завтрашнем дне, когда в стране утвердятся рыночные отноше- ния. Поэтому представляется весьма важным, чтобы науч- но-исследовательские и учебные институты, располагающие кадрами высококвалифицированных специалистов в области фи- нансов и налогообложения, всерьез занялись разработкой тео- рии налогообложения, используя опыт стран с развитой рыноч- ной экономикой и увязывая его с российскими реалиями.

Подчеркнем, что пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов.

Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, что бы их можно было изложить в рамках одной курсо- вой работы. Незначительная их часть будет так или иначе ре- шена в недалеком будущем. Но большая их часть вновь будет отложена до лучших времен, по-видимому, до принятия Налого- вого кодекса.

Теги: Зачем нам нужны налоги  Реферат  НалогиПросмотров: 17339Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Зачем нам нужны налоги

diplomba.ru

Налоговое право

Основные категории – налоги, сборы.

Нормативное закрепление – ст.57 Конституции РФ.

Налог

Признаки налога (ч.1 ст.8 Налогового кодекса):

  1. обязательность

  2. индивидуальная безвозмездность

  3. безвозвратность

  4. налог ограничивает право собственности физических лиц и организаций

  5. налог устанавливается в целях финансового обеспечения деятельности государства

и органов местного самоуправления.

Обязательность

Налог во всех его проявлениях – это императивный институт. Обязательность его уплаты следует из закона, не зависит от воли плательщика, возникает при наличии экономических оснований (объект налогообложения, ст.38 НК РФ).

Индивидуальная безвозмездность

Налоговые отношения – это безэквивалентные отношения; предполагают передачу денежных средств от плательщика, который не имеет право претендовать на какое-либо встречное предоставление.

Безвозвратность

С точки зрения экономики налоги могут быть и возвратные – в виде услуг, предоставляемых гражданам государством (ремонт дорог, коммунальное обслуживание и т.п.).

С правовой точки зрения налоги невозвратны.

Налог ограничивает право собственности физических лиц и организаций

Термин «собственность» употребляется в данном случае в широком смысле.

Налог ограничивает конституционное право собственника плательщика (например, право свободно распоряжаться полученными доходами, пока не будут выполнены налоговые обязательства).

Сбор

Сбор – это обязательный платёж.

По многим признакам сбор схож с налогом: является обязательным, безвозвратным, взимается с организаций и физических лиц.

Отличие: согласно п.2 ст.8 НК РФ уплата сбора является одним из условий совершения в пользу плательщика определённых юридически-значимых действий (предоставление специального права, выдача лицензии).

Например:

Основание уплаты – получение дохода. Уплата налога не связана с оказанием услуг со стороны гос. органов.

Уплата её является условием для рассмотрения судебного спора в органах правосудия.

При уплате налогов и сборов гражданско-правовые отношения не возникают!

Но в связи с уплатой сбора в отношении плательщика совершаются определённые юридически значимые действия (например, приём заявления в суд, назначение даты рассмотрения дела и т.п.). Например, лицензионный сбор (выдаётся лицензия).

Иногда говорят о возмезности сборов. Нет возмездности в гражданско-правовом смысле. Сбор – это не плата за гос. услуги, а лишь условие их оказания. Это проявляется в частности в том, что размер сбора может не соответствовать объёму предоставляемых услуг (например, размер гос. пошлины при обращении в суд – это не сумма, которая будет затрачены на производство по делу, а лишь условие начала этого производства).

Сбор не обязательно преследует фискальную цель, размер сбора может устанавливаться и исходя из иных соображений (например: с одной стороны – обеспечить серьёзность намерений истца, и с другой стороны – обеспечить доступность рассмотрения споров в судебном порядке).

Основная фискальная цель налога – формирование дохода бюджета.

Налоги и сборы выступают как два основных института, которые обеспечивают в рамках финансового права формирование государственных и муниципальных доходов.

В налоговом праве возможны и иные понятия для обозначения обязательных платежей. Например, пошлина. Термин «пошлина» сам по себе не несёт правовой нагрузки. Чтобы определить, что такое пошлина, нужно сопоставить это понятие с понятиями ст.8 НК РФ. Гос. пошлина по сути своей является сбором. Таможенная пошлина – по сути своей есть налог. Т.е. из содержания платежа выявляется, каким признакам он соответствует и определяется, налог это или сбор. Название платежа не имеет существенной роли для его классификации. Например, лесной доход – это налог.

Предмет налогового права

Согласно ст.2 НК РФ налоговое право регулирует 5 основных групп налоговых отношений:

  1. отношения по установлению и введению налогов и сборов

  2. отношения по взиманию налогов и сборов

  3. отношения по осуществлению налогового контроля

  4. отношения по привлечению к налоговой ответственности

  5. отношения по обжалованию действий и решений налоговых органов.

В НК РФ нет общего определения налоговых отношений. Предмет налогового права очерчен путём перечисления составляющих его отношений.

Налоговые отношения – это властно-имущественные отношения по распределению бремени публичных расходов между гражданами и их объединениями.

Отношения по установлению и введению налогов и сборов

По существу речь идёт об отношениях, связанных с введением в действие законодательных актов, регламентирующих взимание налогов и сборов. Ст.12 НК РФ. Налоговое право регулирует не все аспекты этих отношений, этот вопрос также регулируется конституционным правом.

Отношения по взиманию налогов и сборов

Понятие «взимание» использовано в широком смысле: имеется в виду не только принудительное взимание, но и отношения по добровольной уплате налогов и сборов.

Сюда входят отношения по изменению сроков уплаты налогов и сборов, зачёт и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, отношения по обеспечению исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов и т.п.

Отношения по осуществлению налогового контроля

Законодатель ограничил круг этих отношений путём установления перечня субъектов (ст.30 НК РФ): налоговыми органами в РФ являются Министерство по налогам и сборам и его территориальные подразделения. Некоторыми полномочиями обладают таможенные органы и органы гос. внебюджетных фондов.

Отношения по привлечению к налоговой ответственности

Налоговое право регламентирует не все отношения в этой сфере, а лишь часть их, которая связана с привлечением нарушителя за совершение налоговых правонарушений к налоговой ответственности (гл.15, 16, 18 НК РФ – дан перечень налоговых правонарушений и ответственность за их совершение).

Отношения по обжалованию действий и решений налоговых органов

В законе лишь в общем виде намечается регулирование этих отношений. Детально оно рассматривается в гражданском и арбитражном процессах. Гл.19, 20 НК РФ устанавливают основы регулирования отношений по обжалованию действий и решений налоговых органов, не раскрывая подробно процедуру. НК РФ регулирует лишь отношения по обжалованию действий и решений Министерства РФ по налогам и сборам.

16.02.2004

Источники налогового права

Налоговое право как любая отрасль права подчинено стандартной иерархии источников:

1) конституция

2) система международных договоров

3) законы

4) подзаконные акты.

Специфика

В налоговом праве чрезвычайно ограничено влияние подзаконных актов как источников налогового права. Исполнительная ветвь власти обладает ограниченными полномочиями в области налогового законодательства.

Согласно ст.1 НК РФ понятие законодательства о налогах и сборах охватывает:

  • ФЗ

  • законодательные акты субъектов федерации

  • акты представительных органов местного самоуправления

Акт представительного органа местного самоуправления не может быть законом, но в целях удобства воспринимается таковым.

президента).

Ст.4 НК оговаривает право этих органов принимать налогово-правовые нормативные акты, но в п.1 ст.4 НК подчёркивается, что эти нормативные акты не могут не только изменять законодательство о налогах и сборах, но и дополнять его. Зачем они нужны:

1) такие нормотворческие полномочия исполнительной власти могут реализовываться в тех случаях, когда представительные органы власти делегируют им это право

2) в области заполнения пробелов (когда НП ещё не регулирует какие-либо отношения, а потребность в регулировании уже существует)

3) пояснение и толкование.

Есть область налоговых отношений, где в принципе недопустимо использование актов исполнительной власти в качестве источника НП – это сфера собственно установления налога, сфера регулирования основных элементов налогообложения. В этих случаях законодатель не вправе делегировать исполнительному органу право принимать нормативные акты, он должен делать это исключительно сам. Например, законодатель не вправе наделить Правительство Свердловской области правом принять нормативный акт, устанавливающий размер налога на прибыль предприятий. Если есть пробелы в законодательстве, налог считается не установленным, не действующим.

Эта особенность имеет конституционное основание, связана с принципами налогового права.

Ведомственные разъяснения, методические указания, инструкции Министерства по налогам и сборам РФ, Министерства финансов РФ, Таможенного комитета РФ.

Специфика:

В п.2 ст.4 НК они признаются источниками НП, но эти нормативно-правовые акты не обязательны для налогоплательщиков и судов. Обязательную силу они имеют для органов власти, которые применяют налоговый закон.

Роль этих актов – обеспечить единообразие правоприменительной практики, понимания текста налогового закона.

Это понимание, выраженное в ведомственных разъяснениях (методических указаниях, инструкциях), может оказаться неправильным. Но, чтобы правильно применить закон, не обязательно оспаривать эти акты, достаточно просто не принимать их во внимание.

Есть область отношений, где эти акты применяются в обязательном порядке всеми субъектами:

1) когда законодатель поручает Министерству разработать типовые формы декларации и т.п. (технические нормы и требования)

2) когда налоговый орган дал разъяснение содержания нормы НК. Оно оказалось неверным, но благоприятно для налогоплательщика. Если налогоплательщик, следуя ему, нарушил налоговый закон, то в этом случае он освобождается от привлечения к налоговой ответственности. Такой ведомственный акт Министерства воспринимается судом не как источник НП, а как юридический акт, свидетельствующий о причинах нарушения закона.

Постановления и определения Конституционного суда

Постановления КС выносятся, когда дело разрешается по существу, проводится пленарное заседание или заседание палат.

Определения КС выносятся в тех случаях, когда уже есть постановление по аналогичному вопросу, без открытого рассмотрения.

В определённых случаях эти акты играют роль отрицательного источника права: они убирают какую-либо норму из сферы правового регулирования. Иногда эти акты играют роль позитивного источника права: КС разъясняет норму, давая ей конституционное толкование.

Например: рассмотрение вопроса о конституционности ст.120 НК (ответственность за искажением налогоплательщиком учёта объектов налогообложения, повлекшее снижение сумм платежа). Эта норма признана соответствующей конституции. Однако, если эта норма будет истолкована таким образом, будто бы её можно применять в совокупности со ст.122 НК – эта норма будет неконституционной. Т.е. КС установил, какой порядок применения правовой нормы обоснован, а какой – является нелегитимным.

На уровне субъектов федерации и органов местного самоуправления существует такая же система источников, как и на федеральном уровне. Доминируют акты представительных органов власти, а органы исполнительной власти издают в налоговой сфере акты, считающиеся источниками НП, в случаях: когда им делегируется это право либо в целях восполнения пробелов в законодательстве.

На региональном, местном уровне нет налоговых органов, которые дают разъяснения.

Согласно п.4 ст.1 НК законодательство о налогах и сборах субъектов РФ состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ. Что такое «иные нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов РФ»? Таковыми не являются акты исполнительных органов власти (т.к. ст.4 НК выделила акты исполнительных органов власти в отдельную группу). Пункт 4 ст.1 НК имеет в виду акты представительных органов власти, которые в силу различия уставов субъектов федерации могут приниматься в иной форме, именоваться иначе.

Действие налогового законодательства во времени

Перечень источников НП имеет особую структуру, а также источники НП характеризуются спецификой в части вступления их в юридическую силу.

В НП как отрасли публично-правового цикла закреплено правило о недопустимости обратной силы налогово-правовых источников, когда они устанавливают новые налоги, обязанности или иным образом отягощают положение налогоплательщиков.

Ст.5 НК предусматривает и особый порядок вступления в силу источников, который призван позволить налогоплательщику вперёд рассчитать результаты своей экономической деятельности с учётом изменяющихся положений налогового законодательства, учесть при планировании своей экономической деятельности изменения в налоговом законодательстве.

Это связано с тем, что налоговый закон не может вступить в силу немедленно.

По общему правилу (ст.5 НК) нормативно-правовой акт по налогам вступает в силу, как минимум, по истечении одного месяца с момента его официального опубликования.

Если речь идёт о вступлении в силу нового налога или о внесении изменений в порядок взимания уже существующего налога – то такие изменения должны происходить с начала нового налогового периода.

Налоговый период – это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате (ст.55 НК).

Налоговый период ограничивает во времени экономическое основание налога (объект налогообложения). Например: налоговый период для НДС составляет 1 месяц, для налога на доходы физических лиц – 1 год. Нельзя изменить правила налогообложения до окончания налогового периода.

Это правило не действует, если речь идёт об улучшении положения налогоплательщика. Если изменения предусматривают снижение налогового бремени или иным способом улучшают положение налогоплательщика (отмена налога или отдельных обязанностей, связанных с его учётом и уплатой; снижение налоговых ставок или размеров сборов; введение дополнительных льгот и т.п.), то такие изменения будут иметь обратную силу в случаях, когда это прямо предусмотрено в соответствующем законодательном акте (п.4 ст.5 НК).

Ограничения в сроках введения налогового закона в силу: когда вводится принципиально новый налог – нормативно-правовой акт должен вступать в силу, начиная со следующего календарного года.

Есть 3 критерия при введении налогового закона в силу:

1) по истечении месяца

2) по окончании налогового периода

3) со следующего календарного года.

В правоприменительной практике сложились следующие подходы к тому, как применять одновременно все эти три критерия:

1) самое серьёзное ограничение – вступление закона в силу со следующего года. Когда это требование выполняется, выполнения других – не требуется.

Например, можно ввести налог 31 декабря и взимать его уже с 1 января.

Кстати, на практике большое количество налоговых законов принимается в декабре.

2) необходимо выполнить последовательно все 3 требования

Например: закон принят 31 декабря 2003 года  отсчитываем месяц = 31 января 2004 года  до следующего налогового периода. Т.о. взиматься налог будет с 31 января 2004 г.

На практике требование выдержки месячного срока является обязательным (если закон принят 31 декабря, взиматься он будет с 31 января). Это обосновывалось тем, что вводимые налоги имели аналоги в предыдущей правовой системе.

Действие налогового законодательства и иных источников НП

в пространстве

Этот вопрос необходимо рассматривать в 2-х аспектах: международно-правовом и внутригосударственном.

Международно-правовой аспект

действия налогового законодательства и иных источников НП в пространстве

Различные государства используют различные критерии для определения.

Основой для применения налогового закона выступает понятие налоговой территории, которая совпадает с территорией РФ (заключённой в границах + исключительная экономическая зона).

В качестве основного используется критерий резидентства: связь лица с определённой территорией определяется не по признаку (критерию) гражданства, а по постоянному (преимущественному) проживанию (пребыванию) лица на территории страны.

Налоговый резидент РФ – это физическое лицо, фактически находящееся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году (ст.11 НК).

Налоговыми резидентами признаются граждане РФ, находящиеся на территории РФ более 183 дней в календарном году.

По отношению (применительно) к этим субъектам налоговое законодательство применяется без ограничений. Независимо от того, на какой территории эти лица получают свои доходы. Если иное не установлено международным договором.

Применение налогового закона ограничено территориально, если речь идёт о

нерезиденте, проживающем на территории РФ менее 183 дней в году – в этом случае налогом облагаются только те доходы, которые получены от источников в РФ.

Применительно к юридическим лицам используется «тест инкорпорации» - учитывается место регистрации. Юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (созданы РФ) признаются налоговыми резидентами РФ,

остальные – нет.

Возможны также критерии:

1) место нахождения организации

2) место нахождения основных активов организации.

На основе учёта, на какой территории находится объект налогообложения. Этот критерий применяется, когда объектом выступает имущество (налог на имущество физических лиц и организаций). Во всех подобных случаях основанием применения норм НП РФ является нахождение объекта на территории РФ.

По тем налогам, по которым в качестве конечного объекта налогообложения выступает потребление (косвенные налоги: акцизы, налог на добавочную стоимость), по общему правилу: налоговые законы об этих налогах применяются в том случае, когда место потребления товаров и услуг находится на территории РФ (например, ст.148 НК).

Внутригосударственный аспект

действия налогового законодательства и иных источников НП в пространстве

Связан с тем, что в РФ есть несколько уровней власти (местный, субъектов федерации, федеральный). На каждом уровне публичной власти есть определённые полномочия для установления налогов.

Правовой акт, принимаемый субъектом федерации или органом местного самоуправления, действует лишь на той территории, которая относится к соответствующему субъекту или муниципальному образованию.

Вместе с тем, при применении в территориальном аспекте региональных и местных налогово-правовых источников учитывается, на какой реально территории осуществляет свою деятельность налогоплательщик.

Существует система правил, которые помогают распределить налоги между несколькими субъектами федерации или муниципальными образованиями, когда экономическая деятельность одного налогоплательщика осуществляется одновременно на территории нескольких административно-территориальных единиц.

Толкование

Специфика источников НП проявляется в особенностях их толкования.

Наиболее часто применяемая норма (п.7 ст.3 НК) закрепляет следующее правило толкования налогово-правовых источников: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательных актов о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Данная гарантия применяется достаточно широко.

Толкование делится на 2 вида: расширительное и ограничительное.

Суть классификации методов толкования опирается на следующий механизм:

Например, законом установлена ставка на доходы физических лиц – 12%. Однако есть положения, которые далеки от однозначности. Для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки; пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен (ч.1 ст.40 НК). Статьёй 40 НК установлена норма, в силу которой по общему правилу цена по заключённой сделке считается соответствующей рыночной. Т.о., НК установил презумпцию соответствия договорной цены уровню рыночных цен. Однако налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам в частности при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени (п.4 ч.2 ст.40 НК).

Трактовки понятия «непродолжительный период времени» различны в зависимости от сферы производства и конкретных обстоятельств. Можно выделить 3 сферы значения этой нормы:

1) когда с фактической очевидностью обстоятельство подпадает под действие нормы

(например: 3 часа, 3 дня <=> 5 лет)

подпадают нет

2) от 2 недель до 6 месяцев – это сфера неопределённого значения, когда нельзя с определённостью сказать

Когда сфера неопределённого значения подпадает под действие нормы, говорят о расширительном толковании; когда считается, что подобные фактические обстоятельства выводятся из сферы действия нормы – это ограничительное толкование.

Согласно п.7 ст.3 НК: те нормы, которые устанавливают основание для взимания налогов, подлежат ограничительному толкованию, и нельзя применять подобные нормы по аналогии. В то же время в области применения различных налоговых вычетов законодатель позволяет расширительное толкование и применение аналогии (например, гл.25 НК).

Принципы НП

Самое существенное влияние на НП в целом и формирование принципов НП оказала практика Конституционного суда. Закреплённые в ст.3 НК положения являются результатом правовой позиции, сформированной Конституционным судом.

Принципы НП:

1) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (по сути этот принцип воспроизводит статью 57 Конституции)

В правоприменительной практике акцент делается на слово «законно установленные налоги и сборы». Имеются в виду не налоги и сборы, установленные на основании закона, а налоги и сборы, непосредственно установленные законом.

Для того, чтобы налог (сбор) считался законно установленным, необходимо чтобы в законе были детально регламентированы (определены) налогоплательщики и все элементы налогообложения (ст.17 НК):

  • объект налогообложения

  • налоговая база

  • налоговый период

  • налоговая ставка

  • порядок исчисления налога

  • порядок и сроки уплаты налога.

Во многих постановлениях и определениях КС элементы налогообложения называются «элементы налогового обязательства», «существенные элементы налогового обязательства» (т.к. они принимались в тот период, когда существовал ещё только

проект НК).

studfiles.net

Зачем нам нужны налоги

Введение

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный

к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Именно налоговая система на сегодняшний день оказа-

лась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

На данный момент существует масса всевозможной литера-

туры по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт по налогообложению. Но в связи с тем, что налоговая система Казахстана создается практически заново сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогооблажению,в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно Казахстанской налоговой системы,отвечающей нашим казахстанским реалиям.В данной работе предпринята попытка выделить основные противоречия действующей ныне в Казахстане налоговой системы Также здесь приведены мнения некоторых Казахстанских ученых-экономистов относительно решения этих проблем и некоторый практический опыт в решении подобных проблем в странах с развитой рыночной экономикой.

I. Налогообложение - один из важнейших факторов

развития рыночной экономики

Налоговая система Казахстана.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других плате-

жей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую

систему." (Закон РК "Об основах налоговой системы в

Казахстане)

К общегосударственным относятся:

· ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ;

· НДС;

· АКЦИЗЫ;

· СБОР ЗА РЕГИСТРАЦИЮ ЭМИССИИ ЦЕННЫХ БУМАГ.

К местным относятся:

· Земельный;

· На имущество юр. И физ. Лиц;

· На транспорт.

Кроме того, в бюджеты уплачиваются сборы:

- за регистрацию юридических лиц;

- физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

- за право на занятие отдельными видами деятельности;

- с аукционных продаж.

Сущность налога

Прежде всего остановимся на вопросе о необходимости

налогов. Как известно, налоги появились с разделением об-

щества на классы и возникновением государства, как "взносы

граждан, необходимые для содержания ... публичной власти

... " (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.171). В

истории развития общества еще ни одно государство не смогло

обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функ-

ций по удовлетворению коллективных потребностей ему требу-

ется определенная сумма денежных средств, которые могут

быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого

минимальный размер налогового бремени определяется суммой

расходов государства на исполнение минимума его функций:

управление, оборона, суд, охрана порядка,- чем больше функ-

ций возложено на государство, тем больше оно должно соби-

рать налогов.

Закон республики Казахстан "Об основах налоговой

системы в Республике Казахстан" определяет общие принципы

построения налоговой системы в Российской Федерации, нало-

ги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязан-

ности и ответственность налогоплательщиков и налоговых ор-

ганов. В нем в частности говорится, что "под налогами, сбо-

ром, пошлиной и другим платежом понимается обязательный

взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный

фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях,

определяемыми законодательными актами."

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юриди-

ческих и физических лиц, получающих доходы, участвовать в

формировании государственных финансовых ресурсов.

Закон также определяет круг налогоплательщиков: "Пла-

тельщиками налогов являются юридические лица, другие кате-

гории плательщиков и физические лица.

- 5 -

Государственное регулирование экономики (регулирую-

щая функция).

Во всех государствах, при всех общественных формациях

налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т. е.

обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую

очередь расходов государства.

Основные принципы построения налоговой

системы в экономике с развитым рынком

На протяжении всей истории человечества ни одно госу-

дарство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт

подсказал и главный принцип налогообложения: "Нельзя резать

курицу, несущую золотые яйца", т. е. как бы велики ни были

потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и

немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересо-

ванность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых

платежей, важно определить сновные принципы налогообложе-

ния. "Качества, с экономической точки зрения желательные в

любой системе налогообложения, - отмечал Дж. Милль (1), -

сформулированы Адамом Смитом в форме четырех положений, че-

тырех основополагающих, можно сказать, ставших классически-

ми принципов, с которыми, как правило, соглашались последу-

ющие авторы, и вряд ли можно начать наши рассуждения лучше,

чем процитировать эти положения". Они сводятся к следующе-

му:

"1. Подданные государства должны участвовать в покры-

тии расходов правительства, каждый по возможности, т. е.

соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной прави-

тельства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им

ведет к так называемому равенству или неравенству обложе-

ния.

2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен

быть точно определен, а не произведен. Размер налога, время

и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому

плательщику, так и всякому другому ...

3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким

способом, какие наиболее удобны для плательщика ...

4. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он изв-

лекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того,

что поступает в кассы государства". (2)

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности,

не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме

тех, которые содержатся в них самих, они стали "аксиомами"

налоговой политики.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соот-

ветствии с духом нового времени.

Современные принципы налогообложения таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с

учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня дохо-

дов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот

соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих

странах расчитываются пропорционально.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообло-

жение доходов носило однократный характер. Многократное об-

ложение дохода или капитала недопустимо. Примером осущест-

вления этого принципа служит замена в развитых странах на-

лога с оборота, где обложение оборота происходило по на-

растающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый про-

дукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реали-

зации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не

должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбеж-

ности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть

простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и

экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адап-

тируемой к меняющимся общественно-политическим потреб-

ностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспреде-

ление создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом

государственной экономической политики.

Заключение

Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный

взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в

порядке, определенном законодательными актами. Налоги быва-

ют прямыми и косвенными они различаются по объекту налого-

обложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в

формировании доходной части бюджета.

Одним из главных элементов рыночной экономики является

налоговая система. Она выступает главным инструментом воз-

действия государства на развитие хозяйства, определения

приоритетов экономического и социального развития. В связи

с этим необходимо, чтобы налоговая система Казахстана

была адаптирована к новым общественным отношениям, соотве-

тство вала мировому опыту.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр

ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет

отрицательную роль, особенно в период перехода Казахской

экономикик к рыночным отношениям, а также препятствует ин-

вестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабиль-

ность налоговой системы на сегодняшний день - главная проб-

лема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на

чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоп-

лательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблага-

емую базу и уменьшая налоговую массу.

Анализ реформаторских идей в области налогов в основ-

ном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в луч-

mirznanii.com

Для чего нужны налоги?

« ?»- такова была тема сочинения, которую мне дала Зоя Геннадьевна до каникул. Я не знала, что мне писать - ничего не лезло в голову, поэтому захотела отказаться от идеи участвовать в конкурсе. Так бы и сделала, но одно обстоятельство поменяло мои планы.

Во время каникул я услышала разговор моей мамы с нашими соседями. Они как раз обсуждали налоги. Оказывается, в наш адрес пришло письмо от мировой судьи, где просили до указанного срока оплатить налог на землю, а также указывался штраф за несвоевременную оплату. «Как же так?»- взрослые были удивлены. Тут съязвил Гришка, мой сосед: « Налоги надо платить вовремя, и спите спокойно!». Все засмеялись. А потом завязался веселый разговор о налогах, начались один за другим анекдоты. Я прислушалась к разговору взрослых. Задумалась. Вспомнила один рассказ из учебника «Основы правовых знаний».

Предприниматель В. В. Петров закупил партию сигарет для перепродажи, не отразив в документах сведений о ценах приобретения. При продаже сигарет оптом он также не оформил отгрузочных документов с указанием продажных цен. Таким образом, В.В.Петров имел намерение скрыть полученный доход, возникший вследствие разницы продажных и закупочных цен. В момент реализации сигарет предприниматель был задержан представителем налоговой полиции, установившим факт нарушения налогового законодательства.

Этот рассказ мы читали еще в 8 классе, когда начали изучать налоги. Я вспомнила 57 статью Конституции Российской Федерации, где закреплена обязанность каждого гражданина России уплатить законно установленные налоги.

Родители продолжали говорить о налогах. Кто-то не понимал, зачем надо платить их, кто-то считал, что это ни к чему ненужная вещь. С отрицательной информацией о налогах и несерьезным его восприятием я была категорически не согласна, потому что к тому времени я уже нашла ответы на волнующие меня вопросы. Я теперь точно знаю, что налоги - это серьезно, знаю, что собой представляют налоги, для чего и зачем они нужны.

Чтобы лучше понять данную проблему, обратимся к урокам правоведения и вспомним некоторый теоретический материал.

Налог - это безвозмездный, безвозвратный, нецелевой, обязательный взнос в бюджет государства, взимаемый с налогоплательщика на основании законодательного акта компетентного государственного органа («Основы правовых знаний» 2002г.).

Их должны платить работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие за это определенную плату, а также различные субъекты предпринимательской деятельности. В конце 18 века еще Адам Смит сформулировал аксиомы налоговой политики, которые сводятся к следующему:

подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства соразмерно своему доходу;

налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны плательщику;

каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;

каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

В России, как и в любом другом государстве, действуют правовые нормы, регулирующие общественные отношения по установлению, взиманию и контролю над уплатой налогов в бюджет государства. Эти правовые нормы составляют налоговое право Российской Федерации. К источникам налогового права относится и Налоговый кодекс Российской Федерации, в котором установлены обязанности налогоплательщиков. Налогоплательщики обязаны:

уплачивать законно установленные налоги;

вести в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;

выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и некоторые другие.

Но в то же время мы не должны забывать, что в соответствии со статьёй 21 НК РФ налогоплательщики имеют и права. Они заключаются в получении от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах, использовании налоговых льгот в соответствии законодательством, получении своевременного возврата сумм, излишне уплаченных либо излишне взысканных, присутствии при проведении налоговой проверки, невыполнении неправомерных требований налоговых органов, в обжаловании в установленном порядке решения налоговых органов и действия их должностных лиц. Ни для кого не секрет то, что, если налогоплательщик не выполняет или выполняет ненадлежащим образом возложенные на него обязанности, он совершает налоговое правонарушение. Что же может служить следствием налогового правонарушения? Это неправильное исчисление налога, несвоевременное или неполное перечисление налога в бюджет. Мы не должны забывать, что лицо, совершившее налоговое правонарушение, привлекается к налоговой ответственности.

Налоговая ответственность - это применение финансовых санкций уполномоченным на это налоговыми органами государства в отношении налогоплательщиков, совершивших налоговое правонарушение («Основы правовых знаний.»2002г.).

В зависимости от взимания налоги делятся на прямые или косвенные. Примером прямого налога может служить налог на землю или налог на имущество, а вот таможенная пошлина является примером косвенного.

Вслушиваясь в разговор старших о налогах, я почувствовала негативный оттенок, какой-то отрицательный смысл. Откуда это? Я обратилась к истории. Дань, барщина, полюдье, оброк, церковная десятина - всё это сопровождалось стычками между налогоплательщиками и сборщиками налогов, в адрес власти сыпались проклятья. Где налоги, там недовольства, ругань, слезы.… Оказывается, история, на которой также формируется мировоззрение подрастающего поколения, несет о налогах отрицательный смысл. То же самое можно видеть и в некоторых литературных произведениях.

Так зачем же нужны налоги, для чего? Может, их лучше вообще отменить? Так будет хорошо обеим сторонам: никто не буде «плакать» из-за налогов, а власти не придется слышать не лучшие отзывы в этой сфере от граждан страны.… Нет! Это невозможно, так как именно налоги составляют бюджет государства. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Оттого, насколько правильно настроена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Налоги - это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица - предприятия, организации, граждане. Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-либо взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны. Но налоги необходимы: с помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе экономические, процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. И хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут. Общественное назначение налогов проявляется в их функциях. Их две - «фискальная» и «экономическая».

«Фискальная» состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги нужны ему на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей. Из собранных в виде налогов средств государство покрывает расходы на образование, строит школы, высшие учебные заведения, детские дома, платит зарплату преподавателям и стипендии студентам. Часть средств идет на здравоохранение: защиту здоровья матери и ребенка, содержание поликлиник, больниц и т. п. Из этого же источника идут деньги на строительство государственных предприятий, сооружений, дорог, защиту окружающей среды. «Налоги- это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе,»- так говорил Оливер Уэндли Холмс - Старший.

«Экономическая» функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т. е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (стимулирующую), ограничительную и контролирующую роль. Так, те предприятия, которым предоставлены налоговые льготы, растут и развиваются быстрее других. Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Например, не облагая налогом, часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогом, часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем. Значительное повышение налогов способно не только ограничить, но и сделать бессмысленной предпринимательскую деятельность. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги.

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т. е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, т. е. экономической функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству получить больше средств. Это означает, что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее.

Понять весь смысл налогов, всю ее систему, конечно же, трудно, и не каждому это удается. Но необходимо каждому, как я считаю, хотя бы постараться понять проблему сбора налогов и вникнуть в нее. Наша учительница правоведения Алевтина Федоровна, когда мы проходили эту тему, указывала нам на положительные моменты в системе сбора налогов. Она нас учила относиться к этому более серьезно, не воспринимать ее с отрицательной стороны. Даже великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, в свое время, написал такие строки:

mirznanii.com

Зачем нам нужны налоги - Информация

Введение

 

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный

к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Именно налоговая система на сегодняшний день оказа-

лась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

На данный момент существует масса всевозможной литера-

туры по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт по налогообложению. Но в связи с тем, что налоговая система Казахстана создается практически заново сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогооблажению,в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно Казахстанской налоговой системы,отвечающей нашим казахстанским реалиям.В данной работе предпринята попытка выделить основные противоречия действующей ныне в Казахстане налоговой системы Также здесь приведены мнения некоторых Казахстанских ученых-экономистов относительно решения этих проблем и некоторый практический опыт в решении подобных проблем в странах с развитой рыночной экономикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Налогообложение - один из важнейших факторов

развития рыночной экономики

 

 

Налоговая система Казахстана.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других плате-

жей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую

систему." (Закон РК "Об основах налоговой системы в

Казахстане)

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В КАЗАХСТАНЕ

 

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕМЕСТНЫЕ

 

К общегосударственным относятся:

  • ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ;
  • НДС;
  • АКЦИЗЫ;
  • СБОР ЗА РЕГИСТРАЦИЮ ЭМИССИИ ЦЕННЫХ БУМАГ.

 

К местным относятся:

  • Земельный;
  • На имущество юр. И физ. Лиц;
  • На транспорт.

 

Кроме того, в бюджеты уплачиваются сборы:

  1. за регистрацию юридических лиц;
  2. физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  3. за право на занятие отдельными видами деятельности;
  4. с аукционных продаж.

 

 

Сущность налога

Прежде всего остановимся на вопросе о необходимости

налогов. Как известно, налоги появились с разделением об-

щества на классы и возникновением государства, как "взносы

граждан, необходимые для содержания ... публичной власти

... " (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.171). В

истории развития общества еще ни одно государство не смогло

обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функ-

ций по удовлетворению коллективных потребностей ему требу-

ется определенная сумма денежных средств, которые могут

быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого

минимальный размер налогового бремени определяется суммой

расходов государства на исполнение минимума его функций:

управление, оборона, суд, охрана порядка,- чем больше функ-

ций возложено на государство, тем больше оно должно соби-

рать налогов.

Закон республики Казахстан "Об основах налоговой

системы в Республике Казахстан" определяет общие принципы

построения налоговой системы в Российской Федерации, нало-

ги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязан-

ности и ответственность налогоплательщиков и налоговых ор-

ганов. В нем в частности говорится, что "под налогами, сбо-

ром, пошлиной и другим платежом понимается обязательный

взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный

фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях,

определяемыми законодательными актами."

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юриди-

ческих и физических лиц, получающих доходы, участвовать в

формировании государственных финансовых ресурсов.

Закон также определяет круг налогоплательщиков: "Пла-

тельщиками налогов являются юридические лица, другие кате-

гории плательщиков и физические лица.

- 5 -

Государственное регулирование экономики (регулирую-

щая функция).

Во всех государствах, при всех общественных формациях

налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т. е.

обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую

очередь расходов государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные принципы построения налоговой

системы в

www.studsell.com

Налоговое право: основные понятия

 

Под налоговым правом принято понимать совокупность некоторых правовых норм, регулирующих особые общественные отношения. В связи с этим возникли новые понятия в законодательстве, такие как предмет и субъект налогового права, метод правового налогового регулирования и другие. Мы сегодня остановимся на рассмотрении основных понятий, чтобы научиться ориентироваться в такой сложной юридической области, как налоговое право.

О предмете налогового права

Система налогового права основана на определении такого понятия, как предмет права, под которым подразумеваются определенные взаимоотношения, возникающие при взимании и установлении налогов между его субъектами.

Различают несколько категорий налоговых взаимоотношений:

- субъекты НП;

- предмет НП;

- РФ, федеральные субъекты, муниципальные образования;

- разделение полномочий;

- отношения «налогоплательщик – РФ (федеральный субъект, муниципальное образование)»;

- установление налогов, сборов и их ведение;

- отношения «налогоплательщик – налоговый орган»;

- взимание налогов, сборов, установление контроля над этим процессом;

- отношения «налогоплательщик – налоговый агент, кредитная организация»;

- контроль над внесением платежей в бюджет.

Нормы налогового права по-разному воздействуют на субъекты, их взаимоотношения. В данном случае принято говорить о методах, использующихся в налоговом законодательстве.

Методы налогового правового регулирования

В налоговом законодательстве различают 2 основных метода регулирования отношений.

Императивный метод. Его называют основным. Он основан на раздаче предписаний налогоплательщикам со стороны уполномоченных инстанций, самого государства и других участников. Метод используют в качестве обеспечительной меры для принудительных действий в случае, если налогоплательщик не исполняет данные ему предписания.

Метод рекомендаций и согласований. Он подразумевает дачу рекомендаций по различным вопросам налогового законодательства, по образцам, формам ведения документации.

Кроме двух указанных методов, в некоторых случаях используются нормы гражданского права, если это предусматривает законодательство.

Налоговое право: субъекты права и их классификация

Введение точного определения субъекта налогового права имеет, прежде всего, практические цели, а именно, это позволяет четко обозначить круг лиц, вступивших в налоговые взаимоотношения, что само по себе влечет юридические последствия. Права и обязанности, определенные в налоговом законодательстве, могут нести только субъекты налогового права, которых принято классифицировать по некоторым признакам (законодательство не содержит окончательного и исчерпывающего перечня лиц, находящихся в таких отношениях):

1. Нормативная определенность:

- лица, зафиксированные в качестве субъекта в налоговом законодательстве;

- лица, не зафиксированные в качестве субъекта.

2. Фискальный интерес:

- публичные субъекты;

- частные субъекты.

3. Степень материальной заинтересованности в возникновении отношений:

- лица, материально заинтересованные в возникновении налоговых взаимоотношений;

- лица, не имеющие материального интереса в их возникновении.

Налоговое право определяет понятие «участника отношений, регулируемых законодательством», к ним относятся:

1. Налогоплательщики (организации, физлица).

2. Агенты.

3. ФНС, подведомственная Минфину РФ, территориальные подразделения ФНС, таможенные и финансовые органы, налогосборщики и другие организации в качестве налоговых органов.

Налоговое право предусматривает вступление налогоплательщика в налоговые взаимоотношения в качестве субъекта через уполномоченного представителя.

fb.ru

Зачем нужен налоговый юрист?

Хорошее знание налогового законодательства является неотъемлемой частью успешного ведения предпринимательской деятельности и не только. Так как позволяет находить лазейки в правовой сфере для уменьшения налогового давления со стороны государства и тем самы максимизировать прибыль, решать всевозможные спорные моменты и правильно оформлять все необходимые документы. Поэтому услуги налогового юриста очень популярны и востребованы среди субъектов хозяйственной деятельности, как крупных компаний, так и небольших частных предпринимателях. Помимо этого к услугам такого специалиста могут прибегнуть и физические лица, которые тоже обязаны платить налоги в госказну.

Сфера деятельности налогового юриста

Основными сферами деятельности юриста такой узконаправленной специализации, как налогообложение, являются минимизация налогов, налоговый аудит компании, сопровождение налоговых проверок и помощь в спорах в данной области, защита от уголовной ответственности и уголовного преследования налогоплательщика.

Минимизация налогов

Опытный налоговый адвокат всегда сможет проконсультировать своего клиента и найти законный способ уменьшения нагрузки на налогоплательщика. Исходя из своего опыта и знаний, такой специалист знает все подводные камни в законодательстве в сфере налогообложения, чтобы найти верный способ уменьшить сумму налогов исключительно на законных основаниях и при неизменном размере прибыли.

Налоговый аудит

Проведение налогового аудита юристом позволит проверить правильность начисления налогов и отражения их в документации предприятия, что дает возможность определиться с возможными финансовыми и налоговыми рисками со стороны контролирующих органов, избежать различных штрафов и санкций по отношению к себе и многое другое.

Помощь при налоговой проверке

В процессе налоговой проверки инспектор может выявить нарушения в правильности налогообложения предприятия и в последующем назначить штрафные санкции. Присутствия в этом процессе налогового юриста позволит еще на этапе проверки разрешить спорные моменты и возможно избежать финансовых рисков.

Защита от уголовной ответственности и преследования

Когда предприятию не удается избежать штрафных санкций и существует возможность уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, услуги хорошего налогового адвоката и его участие в хозяйственном процессе дают шанс избежать уголовной ответственности и преследования руководителей предприятия. Конечно, лучше этого не допускать, прибегая к помощи данного специалиста заранее в процессе аудита и проверок.

Источник: gorn.pro

www.eksword.ru