НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Выясните какие нормативные акты в рамках


Ведомственные нормативные акты

В рамках реализации норм федеральных законов и постановлений (распоряжений) Правительства РФ, федеральные органы исполнительной власти(ФОИВ) могут принимать нормативные правовые акты, определяющие порядок действий по определённым вопросам государственного регулирования и распространяющиеся на неопределённый круг лиц. Возможные виды нормативных актов: постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения[10]. При этом ключевой особенностью является процедура государственной регистрации вМинюсте России, только после прохождения которой нормативный правовой акт считаетсяимеющим силу. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющиегосударственную тайну, или сведения конфиденциального характера[10].

Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе самостоятельно издавать нормативные правовые акты.

Кроме того, федеральные органы исполнительной власти имеют право принимать ведомственные акты ненормативного характера. Их регистрация в Минюсте России не требуется, но подобные акты воздействуют на ограниченный круг лиц, прямо определённый в документе.

Акты федеральных органов исполнительной власти могут быть приостановлены или отменены Правительством РФ.

Особенности принятия ведомственных актов

Правительством РФ определён порядок разработки и принятия ведомственных актов, а также их приостановления и отмены. В ряде случаев, проект нормативного правового акта ФОИВ должен быть перед государственной регистрацией согласован с другими ведомствами[10], и/или пройтиоценку регулирующего воздействия.

Конституции и уставы субъектов рф

Согласно статьи 66 Конституции РФ, существует два вида высших правовых документовсубъектов РФ: конституция республики и устав. Статус республик определяют Конституция РФ и конституции республик, а статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом соответствующего региона.

Кроме того, автономным областям и округам предоставлено право инициировать принятие соответствующего федерального закона об их статусе. Также отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти округа и субъекта РФ в состав которого они входят.

Конституции республик и уставы иных видов субъектов РФ принимаются законодательными органами регионов, а порядок их изменения осуществляется в порядке установленными конституциями и уставами.

Законы субъектов рф

Законы субъектов РФ могут издаваться по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, в соответствии с федеральными законами, и по вопросам, отнесённым к исключительной компетенции регионов. При этом законы субъектов не могут противоречить федеральным законам, если принимаются по вопросам относящимся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ; и не могут противоречить Конституции РФ, если принимаются по вопросам, отнесённым к ведению исключительно субъектов РФ.

Законы субъектов РФ имеют юридическую силу исключительно в пределах принявшего их региона.

Правом принятия законодательных актов субъектов РФ обладают региональные парламенты, действующие в соответствии с Конституцией РФ и конституциями и уставами регионов.

studfiles.net

Тема 6. Техника опубликования и вступления в силу нормативных актов

 

Начиная рассмотрение данной темы, студенты должны знать, что для того чтобы обеспечить соблюдение норм права, обязательно нужно добиться их известности. Это необходимо не только для зако­нов, но и для подзаконных актов, которые также затрагивают тельное число граждан или групп населения.

В основе этого правила лежит презумпция, согласно которой объективная невозможность узнать содержание нормативных актов ло­гически должна освобождать от обязанности их выполнения.

Право на информацию о новых законах и иных нормативных актах - это одно из признанных международным сообществом прав че­ловека. Государство обязано уважать данное право и содействовать его реализации.

Важно знать, что проблема доступности, открытости законодательства приобрета­ет особое значение еще и потому, что в качестве «информаторов» по законодательству сегодня все чаще выступают различного рода ком­мерческие структуры, которые далеко не всегда способны обеспечить полную и достоверную информацию о законах. Более того, нередко под видом законов они воспроизводят даже не самые последние их проекты. В их публикациях встречаются неточности и ошибки.

Студентам необходимо разобраться, что главное значение опубликования состоит в том, что оно явля­ется необходимым условием вступления нормативных актов в силу, их применения, действенности, следовательно, обязательной силы правовых норм.

Для того чтобы все нормативные акты были доведены до сведения граждан, которых они непосредственно или косвенно касаются, в за­конодательстве предусматриваются нормы по опубликованию юри­дических актов.

Опубликование - это действие, заключающееся в доведении нормативных актов до сведения всех граждан, кому они адресованы.

При публикации нормативных актов указываются все их рекви­зиты:

* вид нормативного акта;

* его наименование;

* дата принятия;

* должностное лицо, его подписавшее;

* место;

* дата его подписания;

* регистрационный номер.

Для законов и подзаконных актов обязательным способом предания гласности является публикация, т.е. распространение актов при помощи средств массовой информации. В настоящее время этот способ чаще всего принимает форму размещения в официальных сборниках документов.

В рамках данной темы необходимо уяснить правила о сроках опубликования нормативных актов. На этот счет установлены следующие правила.

Законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом Российской Федерации.

Указы должны быть доведены до сведения всех путем опублико­вания в течение десяти дней после их подписания.

Постановления Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнаро­дования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Ведомственные акты официально публикуются в течение десяти дней после их регистрации.

Нормативно-правовые акты подлежат опубликованию в официальных источниках. Здесь тоже не наблюдается единообразия.

Законы публикуются в Парламентской газете, Российской газете или в Собрании законодательства Российской Федерации.

Указы Президента Российской Федерации подлежат официаль­ному опубликованию в Российской газете и Собрании законодатель­ства Российской Федерации.

Постановления Правительства Российской Федерации имеют тот же источник официального опубликования - Российская газета, Собрание законодательства Российской Федерации.

Ведомственные нормативные акты подлежат официальному опубликованию в Российской газете, в Бюллетене нормативных ак­тов федеральных органов исполнительной власти. Сохранилась и та­кая форма официального оглашения, как ведомственная рассылка. Она осуществляется в целях доведения ведомственных актов до их исполнителей и обычно нормативно регламентируется самими ве­домствами.

Помимо официального опубликования нормативных правовых актов существуют и другие формы их оглашения. Акты, требующие срочного и широкого обнародования, наряду с опубликованием в официальных изданиях могут быть обнародованы по радио и телеви­дению. Акты, не имеющие общего значения, подлежат рассылке опре­деленному кругу органов и организаций. Все нормативные акты мо­гут быть опубликованы в иных печатных изданиях, переданы по кана­лам связи, распространены в машиночитаемой форме. Ничто не мешает их опубликовать и в виде отдельного издания. Однако эти ва­рианты опубликования не признаются официальными.

Заслуживает особого внимания вопрос о языке официального опубликования нормативных правовых актов, который имеет, преж­де всего, значение для республик в составе Российской Федерации. Не случайно он затрагивается специальным законодательством об опубликовании нормативных правовых актов и законами о языках, принятыми на федеральном и республиканском уровнях. Здесь действует следующее правило. Тексты законов и других федеральных актов должны быть опуб­ликованы как на русском языке, признанном государственным на всей территории России, так и на государственных языках республик в составе Российской Федерации.

Такой подход, когда в качестве государственного на территории республики действуют одновременно несколько языков, дает больше возможностей для преодоления возникающих языковых коллизии поэтому представляется наиболее целесообразным. Вместе с тем реа­лизация нормы о необходимости опубликования нормативных пра­вовых актов, изложенных на разных языках, весьма непроста (особен­но в условиях многонациональной республики). Сказывается недос­таточная подготовленность материальной, организационной и лингвистической баз.

Конечно, вопросы официального опубликования нормативных правовых актов могут решаться субъектами Федерации неоднознач­но. Но в любом случае при информационном обмене в сфере законо­дательства необходимо исходить из проблемы «взаимоотношения языков» в рамках единой Федерации.

В рамках данной темы необходимо уделить внимание вопросу ограничительных грифов.

Существует категория нормативных актов, на которые требова­ние обязательного опубликования не распространяется. К ним отно­сятся законы, другие нормативные правовые акты, содержащие све­дения, составляющие государственную тайну, или сведения конфи­денциального характера. Это делается, как правило, в интересах обороны или государственной безопасности страны.

Очевидно, что какие-то нормативные правовые акты должны ос­таваться «закрытыми» даже в условиях демократического правового государства. Однако при этом важно не допускать необоснованного присвоения ограничительных грифов. Результатом чрезмерной за­секреченности правовых актов может стать такое нежелательное яв­ление, как «отчуждение от права». Необходимо также учитывать, что присвоения ограничительного грифа в ряде случаев требует не весь акт, а лишь определенная его часть (статья, пункт, абзац).

Важным и значимым вопросом в данной теме является вопрос о вступлении нормативных актов в силу.

Момент вступления нормативных актов в силу напря­мую связывается с их опубликованием, поэтому следует выяснить, когда же таковой наступает. Формулировка «со дня опубликования» предполагает, что день опубликования включается в срок вступления акта в силу; формули­ровки «после дня официального опубликования» и «после опублико­вания» означают, что срок вступления в силу акта начинается со сле­дующего дня после дня его официального опубликования».

Существуют различные способы вступления нормативных актов в силу, которые должны знать студенты.

Первый способ. В законодательстве устанавливается следующее общее правило: нормативный акт вступает в силу после определенно­го срока со дня их опубликования. Вступление закона в силу не сразу после его опубликования, а по прошествии определенного срока, играет важную роль и по­зволяет субъектам права уяснить содержание нормативного акта, пока он находится в состоянии «бездействия», сообразовать с ним свое поведение.

Однако сроки вступления в силу различаются в зависимости от того, о каком виде нормативного акта идет речь. На сей счет установ­лены следующие правила:

- законы вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования;

- указы Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении семи дней после дня их официального опубликования;

- постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, Устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семидней после дня их официального опубликования;

- ведомственные нормативные акты вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.

Второй способ. Нормативный акт вступает в силу с указанной в нем конкретной календарной даты. В большинстве случаев устанавливаемая конкретная дата увеличива­ет временной разрыв между днем опубликования закона и днем вве­дения его в действие. Бесспорно, такая регламентация сроков вступления за­конов в силу обеспечивает гражданам большую возможность ознако­миться с самим законом, осмыслить вводимые им новеллы, настроить общественное мнение на их неуклонное исполнение.

Третий способ - вступление закона в силу со дня его официально­го опубликования - стал приоритетным в последнее время.

Четвертый способ. Закон вступает в силу при наступлении опре­деленного события или при условии совершения каких-либо дейст­вии. Отлагательное условие для вступления закона в силу - довольно распространенный вариант при определении начального момента действия закона во времени. Наиболее отчетливое проявление этот вариант находит в случаях, когда речь идет о связи вступления закона в силу с принятием какого-то специального законодательного акта. Например, в Законе «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусматривалось, что глава ГК РФ вступает в силу со дня введения в действие нового Земельного кодекса.

Прием отлагательных условий для определения даты вступления силу используется иногда как своеобразная уловка, чтобы отсрочить на значительное время реализацию уже принятого закона. Причина такой «отсрочки» могут быть самыми разными.

Если рассматривать данные способы вступления нормативных актов в силу с точки зрения простоты и точности определения момен­та вступления в силу закона, наиболее предпочтительным выглядит способ, при котором в законе указывается конкретная календарная дата, с которой закон вводится в действие. Однако даже он не во всех случаях является удобным. Это связано с многоэтапной процедурой принятия, согласования и одобрения законов.

lektsia.com

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — Мегаобучалка

(См. схемы 10 и 11 на стр. 578, 579)

1. Понятие и структура нормативно-правового акта

Понимание нормативно-правового акта как акта, содержащего нормы права, правильно фиксирует основное предназначение тако­го письменного документа — закреплять властные веления государ­ства, его органов в форме нормы права, вносить соответствующие коррективы в систему действующего права. Вместе с тем изложен­ное понимание нормативно-правового акта нуждается в некоторых дополнительных комментариях. Не всякий правовой акт, содержа­щий нормы права, непременно является нормативным. И наоборот, в систему нормативно-правовых актов входят акты, которые не со­держат непосредственно норм права.

Можно выделить три вида правовых актов, которые содержат нор­мы права, но не являются нормативными.

Во-первых, это акты органов исполнительной власти, которы­ми до сведения подчиненных им органов, учреждений и предпри­ятий доводятся нормативные акты, принятые вышестоящими органами: федеральные законы, указы Президента РФ, Прави­тельства РФ и др. Издание подобных актов широко практикова­лось в бывшем СССР в связи с тем, что значительная часть нор­мативных постановлений Совета Министров СССР не помеща­лась в источниках официального опубликования, а рассылалась государственным органам в нескольких экземплярах. Получив такой акт, министерство и ведомство должны были довести его до сведения всех исполнителей, входящих в систему данного мини­стерства, ведомства. В этих целях министр, руководитель ведом­ства издавали приказ, который начинался следующим образом: «Принять к сведению и неукоснительному руководству Постанов­ление Совета Министров СССР (далее приводились его реквизи­ты), которым устанавливается, что...». Затем дословно приводил­ся текст самого постановления.

В настоящее время, когда все нормативно-правовые акты Прези­дента РФ и Правительства РФ публикуются в источниках официаль­ного опубликования, объективная необходимость в издании подоб­ных актов отпала. Однако значительная часть федеральных мини­стерств и ведомств по-прежнему издают правовые акты с целью доведения до подчиненных им органов, учреждений, организаций акты Президента РФ и Правительства РФ. Все такие акты являются, безус­ловно, правовыми, содержат нормы права, но не обладают признака­ми нормативно-правового акта. Как справедливо полагает Ю.А. Ти­хомиров, это разновидность информационных актов, которые, хотя и оформляются как ведомственные, но не имеют силы ведомственного акта. Содержащиеся в них нормы обладают силой, производной от издавшего их органа, т.е. силой закона, указа, постановления.

Нормативно-правовой акт — это не любая совокупность действу­ющих норм права. Он призван выражать волю издавшего его органа в виде новых,оригинальных норм права.В нормативно-правовом акте, как минимум, должна содержаться одна оригинальная норма. Пра­вовой акт, состоящий из норм, принятых другими правотворчески­ми органами, не закрепляет решения правотворческого органа на создание новых норм права и не является источником права. В этом качестве может выступать только нормативно-правовой акт органа, принявшего эти нормы.

Во-вторых, в систему нормативно-правовых актов не входят пра­вовые акты, принимаемые органами государственной власти с це­лью разъяснения содержания действующих нормативно-правовых актов. Они не содержат новых оригинальных норм и составляют осо­бую систему актов нормативного толкования, которые имеют обще­обязательное значение, но не могут применяться самостоятельно, без акта, положения которого они разъясняют. Примером актов норма­тивного толкования могут служить постановления Пленума Верхов­ного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, разъяс­няющие судам, как нужно понимать и применять ту или иную норму Конституции РФ и федеральных законов. В частности, названными органами 1 июля 1996 г. было принято постановление «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского ко­декса Российской Федерации», в котором были даны разъяснения положений ГК РФ, вызвавших определенные затруднения в процессе их толкования судебными органами.

В-третьих, в систему нормативно-правовых актов не включают­ся акты, содержащие оригинальные нормы права, но принятые

некомпетентным органом государственной власти. Право органа участвовать в нормативно-правовом регулировании общественных отношений определяется его компетенцией, и всякий выход за ее пределы означает незаконное вторжение в сферу деятельности дру­гого органа.

Принятие норм права за пределами компетенции правотворчес­кого органа может осуществляться двумя способами: 1) принятием нормативно-правового акта по вопросам, отнесенным к ведению другого органа; 2) принятием норм права, противоречащих Консти­туции РФ, федеральным законам и иным актам вышестоящих ор­ганов. Такие действия признаются незаконными и не могут поро­дить тех результатов, которые хотел получить орган, действуя за пре­делами своей компетенции. Соответственно, и принятые такими способами нормы права являются таковыми лишь по форме своего выражения. В действительности они являются разновидностью пра­вонарушений, а содержащий их акт подлежит незамедлительной отмене в установленном Конституцией РФ или федеральными за­конами порядке.

В системе нормативно-правовых актов имеются и такие акты; которые не содержат новых оригинальных норм, а представляют со­бой перечень нормативно-правовых актов, утративших силу. По при­нятии нового нормативно-правового акта правотворческий орган принимает специальное решение о том, какие ранее принятые нор­мативно-правовые акты утрачивают силу и прекращают свое дей­ствие. Решения оформляются в виде нормативно-правового акта, где отсутствуют какие-либо новые нормы права, а называются лишь рек­визиты актов, утративших силу. Так, Президент РФ указом от 1 де­кабря 1995 г. № 1207 утвердил Перечень утративших силу полностью или частично актов Президента РФ. Тем самым акт вносит коррек­тивы в действующую систему права, выражает волю правотворчес­кого органа на ее изменение и в теории права признается вспомога­тельно-нормативным актом.

Таким образом, нормативно-правовой акт представляет собой пись­менный документ, с помощью которого правотворческий орган в преде­лах своей компетенции вносит изменения в систему действующих норм права путем принятия новых норм права или решения, направленного на отмену устаревших актов.

Как официальный документ, исходящий от органа государствен­ной власти, нормативно-правовой акт имеет строго определенные внешние реквизиты. В их число входят: 1) вид акта, 2) наименование принявшего его органа, 3) заголовок, 4) дата принятия акта; 5) но­мер акта; 6) сведения о должностном лице, подписавшем акт. Каж­дый нормативно-правовой акт непременно должен иметь все рекви­зиты. Исключение делается лишь в отношении заголовка. Некото­рые акты, например распоряжения Правительства РФ, принимаются без заголовка.

Официальные реквизиты нормативно-правового акта выполня­ют несколько функций.Во-первых, они индивидуализируют норма­тивный акт, выделяют его из совокупности других нормативно-пра­вовых актов, словом, играют ту же роль, что и фамилия, имя и отче­ство человека. Во-вторых, официальные реквизиты содержат необходимую информацию об органе, принявшем акт. В-третьих, официальные реквизиты удостоверяют подлинность нормативно-правового акта, содержат все необходимые сведения о том, что пра­вотворческий орган действительно выразил свою волю подобным образом. Отсутствие каких-либо официальных реквизитов у норма­тивно-правового акта порождает справедливые сомнения в его под­линности.

Каждый нормативно-правовой акт, как правило, имеет сложную структуру и подразделяется на отдельные, относительно самостоя­тельные части. В числе основных структурных единиц нормативно-правового акта выделяют: 1) преамбулу, 2) пункты и статьи, 3) гла­вы, 4) разделы, 5) части, 6) примечания, 7) приложения.

Преамбулапредставляет собой вступительную часть нормативно-правового акта, в которой определяются его цели, задачи и некото­рые другие положения. По общему правилу преамбула не может со­держать норм права. Нормативно-правовые либо индивидуальные предписания формулируются в статье либо пункте.Статья может под­разделяться на части, а пункты — на абзацы и подпункты. В больших по объему нормативно-правовых актах статьи и пункты объединя­ются в главы,а они в свою очередь — в разделы.Возможна и иная ситуация: статьи, пункты объединяются в разделы, а разделы — в гла­вы. Так, Конституция РФ состоит из преамбулы, 137 статей, девяти глав и двух разделов.

В нормативно-правовых актах могут содержаться примечания и приложения. Примечанияиспользуются для разъяснения текста со­ответствующей статьи либо для изложения положений, не связан­ных с темой нормативно-правового акта (см., например, примеча­ния к ст. 158, 171, 177 УК РФ). В приложенияхобычно помещаются формы документов, таблицы, иная информация, связанная с темой нормативно-правового акта. Иногда приложения значительно пре­вышают объем нормативной части акта. Так, Положение о диссерта­ционном совете, утвержденное решением Президиума ВАК России от 14 ноября 1994г., содержит двадцать приложений. В отдельных случаях в приложениях могут содержаться и нормы права.

2. Понятие и виды законов в Российской Федерации

Вершину системы нормативно-правовых актов Российской Фе­дерации венчает Конституция РФ и принятые на ее основе федераль­ные законы и законы субъектов РФ.Названные акты обладают выс­шей юридической силой, что означает их прямое и независимое от других нормативно-правовых актов действие. Акты, противоречащие законам, не могут применяться при регулировании общественных отношений.

Особое положение законов в системе нормативно-правовых ак­тов обусловливается следующими обстоятельствами.

1) Они представляют собой акты представительных органов госу­дарства, которые избираются непосредственно населением в ходе пря­мых, всеобщих и равных выборов при тайном голосовании. Подоб­ным образом избирается и Государственная Дума, и представитель­ные (законодательные) органы субъектов РФ. Таким образом, законыпредстают как нормативно-правовые акты, в которых наиболее пол­но и последовательно может быть выражена воля всех граждан РФ илинаселения отдельного субъекта РФ и реально осуществляются полно­мочия народа как единственного источника государственной власти встране. Законы могут приниматься и непосредственно народом в ходереферендума.

2) Законы издаются по наиболее важным вопросам государствен­ной и общественной жизни и устанавливают основы правового регу­лирования во всех отраслях права без какого-либо исключения. Вседействующие отрасли и институты права неизменно содержат ту илииную часть законодательных норм в качестве своей исходной осно­вы, которая органически конкретизируется и развивается в совокуп­ности, системе подзаконных нормативно-правовых актов.

3) Законы всегда содержат нормы права, являются нормативны­ми. Исключение составляют лишь отдельные предписания, содер­жащие предложения органам исполнительной власти привести своиакты в соответствие с вновь принятым законом или принять необхо­димые акты в его развитие.

4) Законы могут быть изменены или отменены только органом, их принявшим, либо Конституционным Судом РФ, конституцион­ными судами республик в случае несоответствия законов Конститу­ции. Ни Президент РФ, ни Правительство РФ, иные органы испол­нительной власти не могут приостанавливать либо вовсе подменять законы своими нормативно-правовыми актами.

Таким образом, закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается Государственной Думой, представитель­ными органами субъектов Российской Федерации либо непосред­ственно народом по важнейшим вопросам государственной и обще­ственной жизни и обладает высшей юридической силой.

По значимости содержащихся норм законы подразделяются на два вида: конституционные и обыкновенные.

На уровне Федерации к конституционным законамотносятся сле­дующие:

Конституция РФ,принятая в ходе референдума, состоявшегося 12 декабря 1993 г. Как основной закон государства Конституция РФ ус­танавливает исходные нормы по вопросам организации и деятель­ности государства, закрепляет права и свободы граждан Российской Федерации, порядок национально-территориального устройства, деятельности органов местного самоуправления.

Федеральные конституционные законы.К их числу относятся преж­де всего законы, необходимость принятия которых прямо предусмат­ривается действующей Конституцией РФ в качестве федеральных конституционных законов. Это, в частности, законы о Правитель­стве РФ, о Конституционном Суде РФ, законы, определяющие по­рядок изменения статуса субъекта РФ, принятие в Российскую Фе­дерацию нового субъекта и др. При этом нужно иметь в виду, что не всякий закон, о котором упоминается в Конституции РФ, является конституционным. Так, в форме обыкновенного федерального за­кона предусматривается принятие закона о Прокуратуре РФ, поряд­ке формирования Совета Федерации и порядке выборов депутатов Государственной Думы.

Поправки к главам 3—8 Конституции РФ,возможность которых предусматривается Конституцией, но которые пока что не принима­лись.

Все остальные федеральные законы считаются обыкновеннымии не могут противоречить Конституции РФ и конституционным фе­деральным законам. Обыкновенные законы в свою очередь подраз­деляются на кодификационные и текущие. К кодификационным

 

относятся все кодексы,принятые Государственной Думой или Вер­ховным Советом РФ. Это, в частности, гражданский, уголовный, уго­ловно-процессуальный, гражданский процессуальный кодексы. В ближайшее время Государственная Дума дополнит систему действу­ющих кодексов новым налоговым кодексом. К кодификационным могут относиться не только кодексы, но и иные законы, устанавли­вающие основы правового регулирования в какой-либо отрасли пра­ва. Это, например, Законы РФ «Об охране окружающей природной среды», «Об образовании».

Текущиезаконы регулируют какой-либо отдельный институт или вопрос отрасли права. Так, Федеральный закон «О федеральной фель­дъегерской связи», принятый Государственной Думой 16 ноября 1994 г., регулирует довольно специфический вид общественных от­ношений в сфере административного права.

Законы субъектов РФявляются актами высшей юридической силы по отношению к нормативно-правовым актам, принимаемым орга­нами исполнительной власти субъектов РФ. Законы республик име­ют ту же классификацию, что и федеральные законы. Среди них мож­но выделить Конституцию Республики, конституционные и обык­новенные законы. Законы края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа подразделяют­ся на два вида: уставы, которыми закрепляется правовой статус орга­нов субъекта РФ, порядок управления экономикой, защиты прав и свобод граждан и др., и текущие законы.

Действующие законы, в том числе и конституции республик и уставы субъектов РФ, не могут противоречить Конституции РФ. В случае такого противоречия применению подлежит Конституция РФ. Дела о соответствии действующих законов Конституции РФ разре­шаются Конституционным Судом РФ. Акты или их отдельные по­ложения, признанные неконституционными, утрачивают силу сразу же по принятии соответствующего решения. Будучи актом высшей юридической силы, закон должен возводить в качестве общеобяза­тельных требований подлинное право и служить образцом норма­тивно-правового регулирования общественных отношений для ор­ганов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

3. Подзаконные федеральные нормативно-правовые акты

Подзаконный нормативно-правовой акт понимается как акт, приня­тый на основе Конституции в соответствии с законом с целью конкретизации и дополнения его нормативных положений.Подзаконные фе­деральные нормативно-правовые акты принимает Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти.

Множественность органов, наделенных правом принимать под­законные акты, приводит к тому, что система таких актов является необычайно сложной, многообразной и разноуровневой. Ориенти­рованная на реализацию Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ система содержит немало принципиально важ­ных нормативных предписаний, завершающих процесс норматив­но-правового регулирования и обеспечивающих эффективное дей­ствие конституционных и законодательных норм.

Система подзаконных нормативно-правовых актов подразделя­ется на четыре больших массива: федеральные акты, акты субъек­тов РФ, акты органов местного самоуправления и локальные акты организаций, учреждений, предприятий.

В системе федеральных подзаконных нормативно-правовых ак­тов наибольшей юридической силой обладают указы и распоряже­ния Президента РФ,что прямо и непосредственно вытекает из его конституционного статуса главы государства. Возложенная на Пре­зидента РФ обязанность определять основные направления внут­ренней и внешней политики государства объективно обусловлива­ет его активное участие в нормативно-правовом регулировании об­щественных отношений, установлении и закреплении правовых предписаний по важнейшим вопросам жизни и деятельности об­щества и государства.

В соответствии со ст. 90 Конституции РФ указы и распоряже­ния Президента являются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Президент РФ весьма актив­но принимает нормативные указы по достаточно широкому кругу вопросов. Наибольшее значение имеют его указы, принимаемые по важнейшим вопросам экономики, культуры, образования, оборо­носпособности страны. Так, Президент РФ своим указом гаранти­ровал право граждан на бесплатное полное среднее общее образо­вание. Конституция РФ 1993 г., закрепив право на бесплатное ос­новное общее образование, т.е. девять классов, отменила прежнее конституционное право россиян на бесплатное полное среднее об­щее образование. Чтобы сохранить это демократическое право, Пре­зидент РФ 8 июля 1994 г. издал указ «О гарантиях прав граждан на получение образования».

 

Названный указ Президента РФ гарантировал более широкие права граждан по сравнению с теми, что закреплены в Конститу­ции РФ и, соответственно, не противоречил ей. Ибо согласно ст. 90 Конституции РФ нормативные акты Президента РФ не могут про­тиворечить Конституции РФ и федеральным законам. Однако не во всех указах это требование выполняется неукоснительно. Президен­том РФ принимались указы по вопросам налогового законодатель­ства, приватизации государственных предприятий, борьбы с преступ­ностью, отнесенным к ведению федерального законодательного орга­на. Наличие указов Президента, однако, не ограничивает права Государственной Думы принять по этому вопросу федеральный за­кон и установить иные нормы.

Конституционный Суд РФ может признать нормативные акты Президента РФ неконституционными. В этом случае они утрачива­ют силу полностью или частично сразу же после принятия соответ­ствующего решения.

Согласно ст. 115 Конституции РФ Правительство РФ издает нор­мативно-правовые постановления и распоряжения,которые не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. Правительство РФ, будучи органом, осуществляю­щим и возглавляющим исполнительную власть, играет важную роль в создании системы эффективно действующих норм права. Практи­чески каждый третий федеральный закон содержит поручения Пра­вительству подготовить и принять нормативные постановления. Со­ответственно и степень действенности значительной части законо­дательных норм ставится в прямую зависимость от оперативности и полноты нормативно-правового регулирования, осуществляемого Правительством.

Большая нормотворческая работа осуществляется Правительст­вом РФ по собственной инициативе. Всего же оно ежегодно прини­мает около 1000 нормативно-правовых актов по вопросам финансо­вой и кредитной политики, образования, науки, управления федераль­ной собственностью, охраны правопорядка, прав и свобод граждан.

Новой формой реализации федеральных законов являются феде­ральные целевые программы,которые принимаются Правительством России начиная с 1992 г. Будучи комплексным актом, содержащим нормативно-правовые и оперативно-хозяйственные предписания, программы закрепляют финансовые, материально-технические, организационные и иные меры, с помощью которых предполагается успешное решение соответствующей экономической, социальной или иной жизненно важной проблемы государства и общества.Дак, федеральная целевая научно-техническая программа на 1996—2000 годы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники гражданского назначения», утвержденная постанов­лением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. № 1414, определяет перечень приоритетных направлений развития науки и техники, по­рядок и размеры их финансирования, порядок участия научных кол­лективов в реализации этой программы и др. В конечном итоге Про­грамма дает системное решение вопросам развития науки в условиях кризисного состояния экономики России.

Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.

В системе подзаконных нормативно-правовых актов весьма ве­лик удельный вес ведомственных нормативных актов,принимаемых федеральными министерствами, иными федеральными органами исполнительной власти (ведомствами). Акты этих органов издаются на основе федеральных законов, указов Президента РФ и актов Пра­вительства РФ.

По сфере действия ведомственные акты подразделяются на два вида: 1) акты, которые подлежат исполнению только органами, уч­реждениями и организациями соответствующей отрасли экономи­ки, культуры, управления; 2) общеобязательные акты,которые носят межведомственный характер и распространяют свое действие на граждан, иные организации и учреждения. Правом издания после­дних актов обладают министерства финансов, юстиции, образова­ния, внутренних дел, Госналогслужба России, другие ведомства, в компетенцию которых входит осуществление функций межотрасле­вого управления.

Примером общеобязательного акта может служить приказ Ми­нобразования России и Минздрава России от 18 апреля 1994 г. № 268/ 146 «Об освобождении от итоговой аттестации выпускников 9, 11 (12) классов общеобразовательных учреждений», который является обязательным для исполнения гражданами, образовательными и медицинскими учреждениями независимо от их организационно-правовых форм.

Чтобы исключить практику принятия и действия общеобязатель­ных нормативно-правовых актов, нарушающих права и свободы граждан, иных лиц, все такие акты подлежат государственной регист­рации в Министерстве юстиции РФ.

Действующая Конституция РФ не регламентирует правотворчес­кую деятельность министерств и ведомств и не определяет форм, в которых могут приниматься их нормативно-правовые акты. Поэто­му на практике наблюдается необычайная пестрота в видах ведом­ственных нормативно-правовых актов. Чаще всего такие акты при­нимаются в форме приказов, инструкций, указаний, писем, поста­новлений и даже телеграмм.

В правотворческой практике федеральных министерств и ве­домств в последнее время широко применяется новый вид правовых источников — соглашения, заключаемые с органами исполнитель­ной власти субъектов РФ. С помощью таких соглашений закрепля­ется перераспределение полномочий между органами исполнитель­ной власти субъектов Федерации и федеральными органами, предус­мотренное ч. 2 и 3 ст. 79 Конституции РФ, что способствует снятию противоречий и коллизий между ними.

Нормативно-правовые акты федеральных министерств и ведомств могут быть отменены Правительством РФ.

4. Подзаконные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации

Правотворческая деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ осуществляется на основе федеральных законов, нор­мативно-правовых актов федеральных органов исполнительной вла­сти, а также законов, принимаемых законодательным (представи­тельным) органом соответствующего субъекта РФ. В компетенцию органов исполнительной власти субъектов РФ входит регулирование общественных отношений по весьма широкому кругу вопросов, свя­занных с реализацией полномочий в сфере планирования, бюджета, финансов, использования земли и других природных ресурсов, стро­ительства, транспорта и связи, коммунального, торгового и социаль­ного культурного обслуживания, социальной защиты населения, ох­раны прав и свобод граждан.

Порядок правотворческой деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ определяется Конституциями республик, уста­вами и положениями краев, областей, городов федерального значе­ния, автономной области и автономных округов. Президенты рес­публик принимают указы и распоряжения. Глава исполнительной власти субъекта РФ правомочен принимать нормативно-правовые акты в форме постановлений и распоряжений. Руководители министерств, управлений, иных органов исполнительной власти субъек­та РФ могут принимать приказы, издавать инструкции, рекоменда­ции, положения.

В случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам, междуна­родным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина Президент РФ имеет право приостанавливать дей­ствия таких актов до решения вопросов соответствующим судом.

Этим правом Президент РФ пользовался несколько раз. В частно­сти, 18 января 1996 г. Президент РФ приостанавливал действие указа Президента Республики Башкортостан «О мерах по совершенство­ванию валютного контроля за импортом товаров, работ и услуг пред­приятиями, учреждениями и организациями Республики Башкор­тостан в порядке предоплаты». До судебного рассмотрения дело, однако, не дошло в связи с тем, что указ был отменен Президентом Республики Башкортостан.

Система нормативно-правовых актов органов местного самоуп­равления состоит из нормативных решений, принимаемых на рефе­рендумах, собраниях и сходах граждан, а также органами местного самоуправления. Порядок осуществления нормотворческой деятель­ности при решении вопросов местного самоуправления определяет­ся уставами муниципальных образований, которые принимаются либо непосредственно населением, либо представительным органом местного самоуправления. Этим же актом определяются и формы, в которых принимаются нормативные решения.

Органы местного самоуправления правомочны принимать нор­мативно-правовые решения в пределах их компетенции, в том чис­ле устанавливать порядок управления и распоряжения муниципаль­ной собственностью, устанавливать местные налоги и сборы, ут­верждать местный бюджет, принимать программы развития муниципального образования. Нормативные решения, принятые в ходе референдума, представительными органами местного самоуп­равления и должностными лицами подлежат обязательному испол­нению всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями, организациями, не­зависимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Названные решения в слу­чае их несоответствия Конституции, законам, иным нормативно-правовым актам государственных органов могут быть отменены только в судебном порядке.

 

5. Система нормативно-правовых актов в Российской Федерации

Множественность государственных органов, компетентных при­нимать нормативно-правовые акты, приводит к тому, что правовое регулирование в Российской Федерации осуществляется с помощью достаточно большого количества таких актов. Скорее всего их счет идет на десятки тысяч. Однако было бы неправильно рассматривать массив нормативно-правовых актов как механический конгломерат, где каждый акт действует сам по себе, вне какой-либо связи с други­ми. Наоборот, все компоненты этого массива находятся между со­бой в постоянной и устойчивой связи. Каждый нормативно-право­вой акт действует постольку, поскольку имеется еще ряд дополняю­щих и развивающих его актов.

Все правотворческие органы стоят перед сложной и не всегда удач­но решаемой ими проблемой: нужно принять такие нормативно-пра­вовые установления, которые бы вносили новый элемент в правовое регулирование и одновременно были бы согласованы с Конституци­ей РФ и нормами, принятыми вышестоящими органами. В идеале система действующих нормативно-правовых актов не должна содер­жать логических противоречий, коллизий.Новый акт должен органич­но встраиваться в систему действующих актов и усиливать, а не ней­трализовать либо вовсе разрушать ее регулятивные воздействия на общественные отношения.

Согласованность нормативно-правовых актов обеспечивается двумя способами.

1) Установлением каждому государственному органу четких пре­делов его правотворческой деятельности. Конституция РФ, федераль­ные законы и иные нормативно-правовые акты определяют, какиеакты может принимать тот или иной орган государства, по какомукругу вопросов и в какой форме.

2) Последовательным проведением иерархической связи междунормативно-правовыми актами.Эта связь выражается в том, что каж­дый нормативно-правовой акт не может противоречить норматив­но-правовым актам вышестоящего правотворческого органа.

Компетенция правотворческого органа непосредственным обра­зом определяет юридическую силу принимаемых им актов. От того, какое место занимает орган в иерархии государственных органов, какие вопросы государственной и общественной жизни он управо-мочен решать, зависит и положение его нормативно-правовых актов

в системе нормативно-правовых актов. Например, приказы мини­стра не могут содержать норм, противоречащих нормативным уста­новлениям Правительства, поскольку само министерство является подотчетным ему органом.

Ранжированные по юридической силе нормативно-правовые ак­ты РФ образуют структурный ряд, в котором каждый из его элемен­тов занимает строго определенное место. В связи с федеративным устройством Российской Федерации система нормативно-правовых актов РФ состоит из двух структурных рядов: 1) нормативно-право­вых актов, принимаемых по вопросам исключительного ведения Федерации и ее совместного с субъектами РФ ведения; 2) норматив­но-правовых актов, принимаемых субъектами РФ по вопросам их исключительного ведения.

Первый структурный рядобразуют семь элементов: 1) федеральные законы, 2) указы Президента РФ, 3) постановления Правительства РФ, 4) законы субъекта РФ, 5) нормативно-правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, 6) органов исполнительной власти субъекта РФ, 7) нормативные акты органов местного самоуправления, организаций, учреждений и пред­приятий.

Второй структурный рядобразуют три элемента: 1) законы субъек­та РФ, 2) нормативные акты исполнительных органов субъекта РФ, 3) нормативные акты органов местного самоуправления, организа­ций и предприятий.

Завершает и объединяет оба структурных ряда Конституция РФ, которая устанавливает не только предметы ведения Федерации и субъектов РФ, но и способы разрешения противоречий между нор­мативно-правовыми актами, а также другие вопросы нормотворчес-кой деятельности в Российской Федерации. В аналогичной роли выступают Конституции республик и уставы субъектов РФ по отно­шению к законам и нормативным актам субъектов РФ. Таким обра­зом, внешне обособленные структурные ряды нормативно-правовых актов имеют единую правовую основу — общие принципы и нормы, содержащиеся в Конституции РФ, Конституциях республик и уста­вах субъектов РФ. Единство правовой основы структурных рядов и позволяет рассматривать их как одно целое — систему нормативно-правовых актов Российской Федерации.

Система нормативно-правовых актов РФ, таким образом, представ­ляет собой совокупность иерархически взаимосвязанных нормативно-правовых актов, принимаемых компетентными правотворческими

 

органами на основе и в соответствии с Конституцией РФ, Конституци­ями республик и уставами субъектов РФ.

Каждый структурный ряд системы нормативно-правовых актов характеризуется иерархической связью его элементов, которая выс­тупает как необходимая, закономерная связь этой системы. Иерар­хическая связь выражается в том, что нормативные акты имеют в структурном ряду определенное место и не могут содержать норм, противоречащих вышестоящим актам. В свою очередь, каждый нор­мативный акт выступает исходной правовой базой для нормативных актов, расположенных в структурном ряду после него.

Нормативный акт, нарушающий иерархическую связь и содержа­щий нормы, противоречащие вышестоящим актам, не подлежит при­менению в конкретных отношениях, поскольку не обладает свойства­ми, необходимыми для акта, содержащего подлинные нормы права. Вследствие такого основополагающего значения в построении сис­темы нормативно-правовых актов иерархическая связь последова­тельно закрепляется нормами Конституции РФ, хотя термин «иерар­хическая связь» в ней не употребляется.

Федеральный закон как акт наибольшей юридической силы, при­нятый по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, имеет приоритет над остальными актами. Ему не могут противоре­чить ни указы Президента РФ, ни постановления и распоряжения Правительства РФ, ни законы субъектов РФ. Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным зако­ном и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Указы Президента и постановления Правитель­ства РФ, принятые по вопросам, отнесенным к ведению Федерации, также имеют приоритет над нормативно-правовыми актами субъек­тов РФ, что прямо закреплено ст. 90 и 115 Конституции РФ.

Иным образом построен структурный ряд нормативно-правовых актов, принимаемых по вопросам, отнесенным к исключительному ведению субъектов РФ. Приоритет здесь отдается не федеральным за­конам, а законам субъектов РФ. Именно они и только они могут уста­навливать исходные, основополагающие нормы права, подлежащие конкретизации в нормативно-правовых актах органов исполнитель­ной власти субъектов РФ. Согласно ч. 6 ст. 76 Конституции РФ в слу­чае противоречия между федеральным законом и нормативным ак­том субъекта РФ, действует нормативно-правовой акт субъекта РФ.

Конституция, таким образом, закрепляет органичную связь нор­мативно-правовых актов разных уровней и содержит четкие предпи-

сания о том, каким актам следует отдавать приоритеты в тех или иных ситуациях. Последовательное проведение этих конституционных положений позволяет создать гармоничную и логически непротиво­речивую систему нормативно-правовых актов РФ. Однако важно не только определить критерии оптимального состояния правового яв­ления, но и разработать способы, средства, позволяющие провести эти критерии в реальной жизни. Конституция РФ содержит необхо­димые решения и по этому аспекту формирования системы норма­тивно-правовых актов.

megaobuchalka.ru