ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ) ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Высший законодательный представительный орган власти


Высший представительный и законодательный орган РФ. Состав и функции законодательной власти.

Высшим законодательным органом РФ является Федеральное собрание — парламент РФ.

 

Состав законодательного органа:

Парламент РФ состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по 1 от представительного и исполнительного органов государственной власти (166 депутатов).

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 5 лет.

 

Функции законодательной власти:

Основная их функция - осуществление общефедерального или регионального законодательства, принятие законов, но помимо этого они выполняют и другие функции, например, контролируют деятельность исполнительной власти (назначение на должность и освобождение от нее Генерального прокурора, Уполномоченного по правам человека и других, отрешение Президента от должности и назначение выборов Президента, объявление амнистии, утверждение изменения границ между субъектами).

 

Право. Признаки и функции права.

Право - это система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений.

 

Признаки права:

1. Общеобязательность (нормы обязательны для всего населения, проживающего на территории определенного государства).

2. Определенность (нормы права всегда существуют в письменной форме (кодекс, закон, указ и т.п.)).

3. Обеспеченность (при неисполнении предписаний добровольно, государство принимает меры для их выполнения).

4. Многократность (неограниченное количество случаев).

5. Справедливость (выражает общую и индивидуальную волю граждан, основанную на справедливости).

 

Функции права:

Общесоциальные функции:

1. Экономическая – регулирование экономических отношений;

2.Политическая – регулирование политических отношений;

3.Воспитательная;

4.Коммутативная – поддерживает связи между объектами и субъектами государственного управления;

5. Экологическая и др.;

 

Специально-юридические функции:

1. Регулятивная – реализуется через закрепление общественных отношений в нормативно-правовых актах, при этом обеспечивается свобода и организованность общественных отношений.

2. Охранительная – ориентирована на охрану положительных правоотношений и пресечение противоправного поведения.

Преступление. Виды преступлений. Каковы цели и виды наказаний?

 

Все правонарушения делятся на проступки и преступления.

Преступление - это предусмотренное уголовным правом общественно опасное действие, приносящее вред отдельной личности или организации, учреждению, предприятию.

 

Виды преступлений:

В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, преступления делятся на:

1. Небольшой тяжести (до 3-х лет лишения свободы)

2. Средней тяжести (от 3-х до 5-и лет лишения свободы)

3. Тяжкие преступления (до 10-и лет лишения свободы)

4. Особо тяжкие преступления (от 10-и лет лишения свободы и более строгое наказание)

 

Виды наказаний

Уголовная ответственность – предусмотренное Уголовным кодексом наказание за уголовные правонарушения (преступления).

Уголовное наказание – мера принуждения виновного лица, временное лишение прав и содержание под стражей.

1. Ограничение свободы на определенный срок, содержание в колонии и тюрьме.

2. Пожизненное лишение свободы за совершение особо тяжких преступлений (за исключением граждан до 18 и после 65 лет).

3. Смертная казнь – высшая мера наказания. В России в настоящее время смертная казнь временно не применяется.

Также могут применять дополнительные наказания: денежные штрафы, исправительные и принудительные бесплатные работы на благо государства, содержание в следственном изоляторе на время ведения следствия.

 

Цели наказаний

1. Восстановление социальной справедливости;

2. Воспитательная функция – исправление виновного и воспитание уважения к обществу и человеку; 3. Предупреждение совершения новых преступлений.



infopedia.su

Верховный Совет СССР. Высший представительный и законодательный орган государственной власти :: SYL.ru

Верховный Совет СССР, согласно действующей в Советском Союзе Конституции, являлся главным законодательным органом страны. Он призван был в лице депутатов представлять интересы народа. Но насколько это удавалось делать в реалиях советского времени? Давайте рассмотрим историю образования и дальнейшего развития Верховного Совета СССР, а также подробно разберем его основные задачи и функции.

Предыстория создания Верховного Совета

До образования Верховного Совета наивысшим органом законодательной власти в государстве считался Съезд Советов СССР, состоящий из депутатов, которые избирались на местных съездах. Данный орган выбирал ЦИК, который, в свою очередь, отвечал за формирование исполнительных ветвей власти. Съезд Советов был учрежден сразу же после образования СССР в 1922 году и упразднен в 1936-м, когда ему на смену пришел Верховный Совет СССР. До провозглашения Советского Союза схожие функции исполняли Съезды Советов конкретных республик: Всероссийский, Всеукраинский, Всебелорусский, Всекавказкий. Всего с 1922 по 1936 год было проведено восемь Всесоюзных съездов Советов.

Учреждение Верховного Совета

В 1936 году в Советском Союзе была принята очередная Конституция, согласно которой полномочия Верховного Совета и ЦИК СССР передавались новому институту – Верховному Совету. В отличие от своего предшественника, данный коллегиальный орган предполагал прямое избрание всем населением страны, имеющим право голоса. Считалось, что таким образом народ будет иметь больше рычагов для формирования властных структур, чем при косвенных выборах. Это преподносилось как следующий шаг на пути демократизации общества, с чем и было связано образование Верховного Совета СССР. Так власть пыталась сделать вид близости к народу.

Выборы в Верховный Совет СССР прошли в декабре 1937 года, а к своим непосредственным обязанностям он приступил с начала следующего года.

Структура Верховного Совета

Верховный Совет СССР формировался из двух палат, имеющих равные права: Совета Союза и Совета национальностей. Первый из них избирался пропорционально количеству населения на каждом участке. Второй – представлял каждую республику или автономную единицу, причем для каждой административно-территориальной формы было предусмотрено определенное количество депутатов, невзирая на численность жителей на данной территории. Так, каждая республика в Совете национальностей была представлена 32 депутатами, автономная республика – 11, автономная область – 5, автономный округ - 1.

Президиум

Органом, который управлял работой данной парламентской структуры, являлся Президиум Верховного Совета СССР. Избирался он непосредственно после начала деятельности Совета конкретного созыва. Состоял изначально из тридцати восьми депутатов, хотя в дальнейшем численность корректировалась. Руководил его работой Председатель Верховного Совета СССР.

Члены Президиума, в отличие от остальных депутатов, работали на постоянной основе, а не собирались от сессии к сессии.

Верховный Совет при Калинине

Первым Председателем Верховного Совета стал Михаил Иванович Калинин. В данной должности он находился почти до самой смерти в 1946 году, а до этого являлся главой ЦИК Советского Союза от РСФСР. Возглавляя Президиум Верховного Совета СССР, Калинин М. И. приобрел прозвище «всесоюзного старосты».

При нем, в 1940 году, вследствие того, что территория СССР значительно расширилась, в том числе путем включения в его состав новых республик и автономных образований, как результат проведения в жизнь пакта Молотова-Риббентропа, было решено увеличить число членов президиума на 5 человек. Впрочем, в день отставки Калинина данное количество было уменьшено на единицу. Самый известный Указ Верховного Совета СССР того времени был издан в июле 1941 года и назывался «О военном положении». Он означал собой тот факт, что Советский Союз принял вызов, брошенный ему нацисткой Германией.

После войны Михаил Иванович Калинин недолго пребывал на своем высоком посту. Из-за плохого состояния здоровья ему пришлось уйти с поста главы Верховного Совета в марте 1946 года, хотя и оставался членом Президиума до самой своей смерти от рака в июне этого же года.

Верховный Совет после ВОВ

После отставки Калинина Верховный Совет СССР возглавил Николай Михайлович Шверник. Конечно, он не обладал таким большим авторитетом, как его предшественник, чтобы вносить хоть какие-то коррективы в сталинскую политику. Собственно, после кончины Сталина в 1953 году Шверник был сменен известным ещё по Гражданской войне военачальником, популярным в народе маршалом Климентом Ефремовичем Ворошиловым. Впрочем, он был больше военным, а не политиком, так что у него тоже не получилось выработать собственную независимую линию, несмотря на начало «оттепели» при Хрущеве.

Советский парламент эпохи Брежнева

В 1960 году главой Верховного Совета стаёт Леонид Ильич Брежнев. После смещения Хрущева в 1964 году он оставил данную должность, став Генеральным секретарем единственной в государстве партии. Главой Верховного Совета был назначен Анастас Иванович Микоян, но уже через год его сменил Николай Викторович Подгорный, так как предыдущий Председатель в некоторых вопросах пытался проводить независимую политику.

Впрочем, в 1977 году Брежнев снова занял пост главы Президиума Верховного Совета, на котором находился до самой своей смерти осенью 1982 года. Таким образом, впервые в истории должность партийного главы (фактического руководителя Советского Союза) и формально самый высокий пост в стране были сосредоточены в руках одного человека. Съезды Верховного Совета СССР тех лет носили чисто технический характер, а все основные решения принимало исключительно Политбюро. Это была эпоха «застоя».

Новая Конституция

В 1978 году вступила в действие новая Конституция, согласно которой депутаты Верховного Совета СССР переизбирались раз в 5 лет, вместо четырех, как было до того. Численность Президиума вместе с главой достигла 39 человек.

Эта Конституция подтверждала, что Верховный Совет СССР является коллегиальным главой Советского Союза. Кроме того, за Президиумом было закреплено исключительное право ратификации и денонсации международных соглашений, введения военного положения и объявления войны. Среди других полномочий данного органа следует отметить прерогативу присвоения гражданства, учреждения и награждения орденами и медалями, проведения референдумов. Впрочем, это далеко не полный перечень.

От Брежнева до Горбачева

После смерти Брежнева в 1982 году традиция совмещения высших партийных и государственных должностей начатая им, была продолжена. Исполняющим обязанности председателя Верховного Совета до избрания нового Генсека был назначен Василий Васильевич Кузнецов. После назначения Юрия Владимировича Андропова Генеральным секретарем ЦК КПСС он же был выбран на пост Председателя Президиума. Впрочем, занимал эти посты он недолго, так как уже в феврале 1984 года скончался.

Снова Кузнецов был поставлен и. о. главы советского парламента, и опять его сменил после избрания на пост новый Генеральный секретарь – Константин Устинович Черненко. Впрочем, и он прожил недолго, так как через год его жизненный путь оборвался. Опять к временным полномочиям приступил бессменный исполняющий обязанности главы Президиума В. В, Кузнецов. Но на этом данная тенденция была оборвана. Наступило время глобальных перемен.

Председательство А. А. Громыко

После прихода к власти в 1985 году в качестве Генерального секретаря Михаила Сергеевича Горбачева, была нарушена традиция, начавшаяся со времен Брежнева, когда высший партийный деятель одновременно возглавлял Верховный Совет. На этот раз Председателем Президиума был назначен Андрей Андреевич Громыко, до того бывший Министром иностранных дел. На этой должности он пробыл до 1988 года, когда попросился в отставку по состоянию здоровья. Менее чем через год Андрей Андреевич умер. Это был, пожалуй, первый после «всесоюзного старосты» Калинина глава Верховного Совета, который был способен проводить политику, не полностью совпадавшую с линией Генсека.

Верховный Совет времен Перестройки

В это время в стране под руководством Генерального секретаря М. С. Горбачева проводился курс на демократизацию общества, которому была дано название "перестройка". Именно он занял кресло председателя Верховного Совета после отставки Громыко.

Как раз с 1988 года началась активная фаза перестройки. Не могла она не коснуться и деятельности собственно Верховного Совета. Состав Президиума был значительно расширен. Теперь его членами автоматически становились главы комитетов и палат Верховного Совета. Но что более важно, с 1989 года Верховный Совет перестал быть коллективным главой государства, так как его единолично возглавил Председатель.

С этого же года существенно поменялся и сам формат заседаний. Если раньше депутаты собирались исключительно на сессии Верховного Совета СССР, то с этого момента их работа началась вестись на постоянной основе, как до того функционировал Президиум.

В первой половине марта 1990 года была учреждена новая должность – Президент СССР. Именно он теперь стал считаться официальным главой Советского Союза. В связи с этим Михаил Горбачев, вступивший на данную должность, отказался от полномочий Председателя Верховного Совета, передав их Анатолию Ивановичу Лукьянову.

Расформирование

Именно при Лукьянове завершил функционирование Верховный Совет СССР. 1991 год стал той точкой, после которой советское государство уже не могло существовать в прежнем виде.

Переломным моментом стал августовский путч, который потерпел поражение и тем самым констатировал невозможность законсервировать старые порядки. Кстати, одним из деятельных членов переворота был глава парламента Анатолий Лукьянов, который, правда, непосредственно в состав ГКЧП не входил. После провала путча он, по разрешению Верховного Совета, находился в следственном изоляторе, откуда был отпущен на волю только в 1992 году, то есть уже после окончательного распада Советского Союза.

В сентябре 1991 года был издан закон о существенном изменении режима функционирования Верховного Совета. Согласно ему, закреплялась самостоятельность Совета Союза и Совета Республик. В первую палату входили депутаты, кандидатуры которых были согласованы с руководством конкретной республики. Во вторую палату избиралось по двадцать депутатов из каждой республики Советского Союза. Это было последнее изменение, которое претерпел парламент СССР.

Тем временем, после неудавшейся попытки государственного переворота, все больше бывших советских республик объявляли о государственном суверенитете и выходе из состава СССР. В начале последнего месяца 1991 года крест на существовании Советского Союза фактически был поставлен в Беловежской Пуще, на съезде лидеров России, Украины и Беларуси. 25 декабря президент Горбачев сложил свои полномочия. А на следующий день на сессии Верховного Совета было принято решение о его самороспуске и ликвидации СССР как государства.

Реальное значение Верховного Совета

Верховный Совет СССР формально считался большую часть времени своего существования коллективным главой государства, наделенным очень широкими функциями, но на самом деле реальное положение вещей было далеко не таким. Все основные решения, касающиеся государственного развития, принимались на заседаниях Центрального Комитета партии или Политбюро, а в определенный период времени и единолично Генеральным Секретарем. Так что деятельность Верховного Совета была ширмой, прикрывающей людей, которые реально руководили страной. Хотя большевики и пришли к власти, используя лозунг: «Вся власть Советам!», но на деле он никогда не был претворен в жизнь. Только в последних годах декларируемые функции данной парламентской структуры начали хоть частично соответствовать реальным.

Вместе с тем нельзя не отметить, что именно законы и указы Верховного Совета являлись своеобразным оповещением народа и мирового сообщества о тех решениях, которые принимала правящая верхушка. Таким образом, определенные функции у этого института все-таки имелись, хотя они и значительно отличались от декларативных его прав и прерогатив, закрепленных в советской Конституции.

www.syl.ru

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации – это постоянно действующий высший и единственный орган

Добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица, - это  (*ответ*) религиозная организация  религиозная группа региональное общественное объединение местное общественное объединениеДобровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей, - это  (*ответ*) религиозное объединение в Российской Федерации  местное общественное объединение межрегиональное общественное объединение региональное общественное объединениеДобровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица, - это  (*ответ*) религиозная группа  региональное общественное объединение межрегиональное общественное объединение местное общественное объединениеДобровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации , - это  (*ответ*) Общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов  Общероссийский профсоюз первичная профсоюзная организация благотворительная организацияДобровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности, - это  (*ответ*) общероссийский профсоюз благотворительная организация религиозная организация местное общественное объединениеДобровольное объединение членов профсоюза – работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности, - это (*ответ*) Общероссийский профсоюз  первичная профсоюзная организация Общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов благотворительная организацияДобровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза, - это (*ответ*) первичная профсоюзная организация  общероссийский профсоюз общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов благотворительная организацияДобровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения, - это  (*ответ*) общественное объединение  общественная организация унитарное предприятие коммерческая организацияЗаконодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации – это  (*ответ*) постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти субъекта Российской Федерации временно действующий высший и единственный орган законодательной власти субъекта Российской Федерации постоянно действующий единственный орган законодательной власти субъекта Российской Федерации постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти Российской Федерации

www.soloby.ru

Парламент – высший представительный и законодательный орган государственной власти

  1. Место и роль Федерального собрания в системе органов государственной власти РФ.

  2. Компетенция Федерального Собрания.

  3. Порядок формирования и срок полномочий палат Федерального Собрания.

  4. Внутренняя организация палат Федерального Собрания.

  5. Статус парламентария.

Литература:

  1. Авакьян С.А. Федеральное Собрание – Парламент России. М., 1999.

  2. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 1998.

  3. Кравец И.А. Конституционализм и российская государственность в начале XX века: учебное пособие. Новосибирск., 2000.

  4. Ковлер А.И. Очерки истории парламентаризма // Социально-политический журнал. 1998.,№4.

  5. Горобец В.Д. Парламент Российской Федерации. М., 1998.

  6. Романов Р.М. Понятие и сущность парламентаризма.// Социально-политический журнал. 1998. №4.

  7. Гранкин И.В. Парламент России. М., 2001.

  8. Гранкин И.В. Законодательные органы власти субъектов РФ. М., 1998.

  9. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс. Учебное пособие. М., 1998.

  10. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., изм. и доп. М., 2000.

  11. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Под общ. ред. Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Энтина М.М. М.,2000.

  12. Окуньков Л.А. Вето Президента. // Журнал российского права. 1998. №2.

  13. Глущко Е.К. К вопросу о парламентаризме в дореволюционной России // Разделение властей и парламентаризм. М.,1992.

  14. Глущко Е.К. У истоков российского парламентаризма.// Право и жизнь. 1992. №2

  15. Окуньков Л.А. Вето Президента.// Журнал российского права. 1998. №2.

  16. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф.., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. М., 1993.

  17. Абдулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета: перспективы человека, нации, государства. М., 1995.

  18. Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. Основы правового статуса национальных меньшинств в Российской Федерации. М., 1995.

  19. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1988.

  20. Барциц И.Н. Категория «суверенитет» в правовой теории и практике Российской Федерации. М., 1995.

  21. Фтунусов М.С. Суверенитет как социальный феномен. М., 1994.

  22. Иванов В.В. Российский федерализм и внутригосударственная договорная политика. Красноярск, 1997.

Методические рекомендации:

Для ответа на первый вопрос первоначально необходимо определить конституционно-правовой статус Федерального собрания РФ, затем дать оценку Федеральному собранию РФ как органу государственной власти и определить его особую роль в системе органов гос. власти, а также обозначить традиционные парламентские функции (представительную, законодательную и контрольную).

Второй вопрос должен быть посвящен анализу компетенции Федерального собрания РФ, которая представляет собой совокупность полномочий, посредством которых осуществляются функции парламента.

Поскольку полномочия, осуществляемые Федеральным собранием, подразделяются на две категории - полномочия, которые осуществляются только одной палатой и полномочия, осуществление которых требует участия обеих палат, поэтому необходимо указать и дать оценку сначала исключительной компетенции Совета Федерации Федерального собрания и исключительной компетенции Государственной Думы Федерального собрания, а затем совместной компетенции.

Отвечая на третий вопрос необходимо обозначить принципы формирования Федерального собрания, а также дать оценку законодательству, регламентирующему порядок формирования и срок полномочий Совета Федерации и порядок формирования и срок полномочий Совета Федерации и конституционные основания досрочного прекращения полномочий Государственной Думы.

Четвертый вопрос должен быть посвящен основным структурным элементам Совета Федерации и Государственной Думы, в частности необходимо дать характеристику должностным лицам палат, комитетам и комиссиям палат, временно функционирующим органам (рабочие группы и согласительные комиссии), Совету палаты в Совете Федерации, Совету Государственной Думы, депутатским объединениям (фракциям и депутатским группам) в Государственной Думе.

Рассматривая пятый вопрос, определите понятия статуса парламентария, депутатского мандата, депутатского запроса. Дайте самостоятельную оценку такой форме депутатской деятельности, как работа с избирателем.

studfiles.net

ВЫСШИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН - это... Что такое ВЫСШИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН?

 ВЫСШИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН (parliament) -парламент, со всеми его задачами, правами, обязанностями, структурами, штатами и возможностями.

Власть. Политика. Государственная служба. Словарь. — М.: Луч. В. Ф. Халипов, Е. В. Халипова. 1996.

  • ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ
  • ВЫСШИЙ СВЕТ

Смотреть что такое "ВЫСШИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН" в других словарях:

  • высший законодательный орган власти — ▲ орган власти ↑ высший, относительно, правоотношения легислатура. однопалатная система. | однопалатный. двухпалатный. двухпалатная система. бикамерализм. члены представительных органов: спикер. парламентарий. депутат. конгрессмен. сенатор.… …   Идеографический словарь русского языка

  • высший законодательный орган (какой-л. страны) — федеральное собрание: совет федерации. дума. парламент:, палата лордов. палата общин. конгресс:, сенат. палата представителей. стортинг:, лагтинг. одельстинг. ригсдаг:, ландстинг. фолькетинг. альтинг. бундестаг. бундесрат. рейхстаг. стормонт.… …   Идеографический словарь русского языка

  • ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — постоянно действующий орган исполнительной власти субъекта РФ, призванный обеспечивать исполнение законодательства на территории данного субъекта. Наименование В.и.о.г.в.с. РФ, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • орган — I о/рган а; м. (от греч. órganon орудие, инструмент) 1) часть животного или растительного организма, выполняющая одну из его естественных функций 2) Лечить, исследовать, удалять какой л. орган. Больной орган. Внутренние органы. Дыхательные органы …   Словарь многих выражений

  • орган — I. ОРГАН1, а, м Часть организма человека и животного, имеющая определенное строение и специальное назначение. Орган слуха. Дыхательные органы. ОРГАН2, а, м Периодическое издание, принадлежащее какой л. партии, организации, учреждению. Газета… …   Толковый словарь русских существительных

  • Орган публичной власти — Не следует путать с государственным аппаратом. Не следует путать с органом государственной власти. Органы публичной власти  органы, реализующие публичную власть в обществе (государстве). Органы публичной власти предназначены для управления… …   Википедия

  • Орган государственной власти — Органы государственной власти предназначены для управления государством на разных уровнях. Их принято делить на центральные, региональные и местные. В различных странах конституциями или постановлениями высших государственных органов власти… …   Википедия

  • орган — I. ОРГАН а; м. [от греч. organon орудие, инструмент]. 1. Часть животного или растительного организма, выполняющая одну из его естественных функций (2 зн.). Лечить, исследовать, удалять какой л. о. Больной о. Внутренние органы. Дыхательные органы …   Энциклопедический словарь

  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ) ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — формируемый населением путем выборов постоянно действующий высший и единственный орган государственной власти субъекта РФ, призванный осуществлять законодательную власть в субъекте РФ посредством принятия законов в сфере предметов ведения данного …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • законодательный процесс — порядок деятельности органа законодательной власти по созданию законов, обычно закрепленный в конституции и регламенте соответствующего представительного органа. Для З.п. характерна четкая юридическая регламентация. В РФ включает (чаще всего)… …   Большой юридический словарь

power_politics.academic.ru

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ) ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ) ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - формируемый населением путем выборов постоянно действующий высший и единственный орган государственной власти субъекта РФ, призванный осуществлять законодательную власть в субъекте РФ посредством принятия законов в сфере предметов ведения данного субъекта и совместного ведения с Федерацией. З.о.г.в.с. РФ отличаются друг от друга наименованием: государственное собрание, законодательное собрание, парламент, областное собрание, краевые, областные думы и др. - и численностью депутатов (так, парламент Ингушетии состоит из 27, а парламент Татарстана - из 250 депутатов). Большинство законодательных (представительных) органов субъектов Федерации - однопалатные органы. Исключение составляют Государственное Собрание (Курултай) Башкортостана, Законодательное собрание Карелии, Парламент (Законодательное Собрание) Кабардино-Балкарской Республики, Государственное собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Законодательное собрание Свердловской области. Срок полномочий депутатов З.о.г.в.с. РФ одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ, однако в соответствии с федеральным законом не может превышать 5 лет. Общими для всех этих органов являются осуществляемые ими функции (законодательная, контрольная, финансовая), круг осуществляемых ими полномочий. З.о.г.в.с. РФ образуют из числа депутатов постоянные комиссии (комитеты). На них возлагаются разработка и рассмотрение законодательных и иных нормативных правовых актов; контроль за исполнением законов и других решений законодательного (представительного) органа. Порядок деятельности постоянных комиссий (комитетов) определяется нормативными актами, утверждаемыми З.о.г.в.с. РФ.

(В.Ч.)

Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература. В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец. 2002.

  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Смотреть что такое "ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ) ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в других словарях:

  • ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — постоянно действующий орган исполнительной власти субъекта РФ, призванный обеспечивать исполнение законодательства на территории данного субъекта. Наименование В.и.о.г.в.с. РФ, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — закрепленные в законодательстве принципы и нормы, определяющие правовой режим взаимодействия законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Так, правовые акты высшего должностного лица субъекта… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — образуемые в соответствии с принципом разделения властей в установленном федеральным законом порядке органы, осуществляющие государственную власть в субъекте Российской Федерации. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. Об общих принципах… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • ПОЛНОМОЧИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — круг зафиксированных конституцией (уставом) субъекта Федерации вопросов, по которым данный орган правомочен принимать законы, распространяющие свое действие на территорию субъекта РФ. К числу таких полномочий относятся: утверждение бюджета… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • РОСПУСК ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — принудительное досрочное прекращение полномочий законодательного органа власти по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законодательством. Федеральный закон О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 6 октября 1999 г.… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — образуемые в установленном федеральным законом порядке для осуществления государственной власти в субъекте РФ законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти, а также не входящие в систему федеральных судов мировые и… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • ВЫСШЕЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, избираемый гражданами, проживающими на территории данного субъекта. В.д.л.с. РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ)… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • Парламенты субъектов Российской Федерации — Региональные парламенты России законодательные (представительные) органы власти в субъектах Российской Федерации (республиках, краях, областях, автономных округах и городах Москве и Санкт Петербурге), имеющие различные названия, часто обобщённо… …   Википедия

  • РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — правовой акт, принятый Конституционным Судом РФ или его палатой на основе рассмотренного им вопроса, имеющего конституционное значение. Р.КС РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Решение считается принятым, если за… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • ЗАКОНЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — нормативные правовые акты высшей юридической силы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъекта Федерации и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов либо… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

constitutional_law_russia.academic.ru