47. Требования безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ вручную. Выполнение погрузочно разгрузочных работ


47. Требования безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ вручную

Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться под руководством ответственного лица, назначенного приказом по предприятию и несущего ответственность за безопасную их организацию. При погрузке (разгрузке) особо тяжелых и крупногабаритных грузов на месте работ должен постоянно находиться ответственный за безопасное выполнение работ.

При подъеме и перемещении грузов вручную должны соблюдаться ограничения по физической нагрузке для мужчин и женщин с установленными правилами. Подростки от 16 до 18 лет могут допускаться к перемещению тяжестей только при условии, что эти работы связаны с выполнением ими основной работы по специальности и занимают не более 1/3 из рабочего времени, и строго соблюдаются нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную. Подросткам от 16 до 18 лет и женщинам разрешается грузить и выгружать только следующие грузы: навалочные, легковесные, штучные, пиломатериалы.

Грузы в бочках, рулонах и т.д. разрешается грузить вручную путём перекатывания при условии, что склад находится на одном уровне с полом транспортного средства. Если склад расположен ниже уровня пола транспортного средства, погрузка и выгрузка катано-бочковых грузов вручную допускается по наклонным скатам двумя рабочими при массе одного места не более 80 кг, при большей массе – с помощью прочных канатов. При перекатывании круглых предметов всегда следует находиться позади перемещаемого груза. Переносить катано-бочковые грузы на спине независимо от их веса запрещается.

Погрузку-разгрузку тяжелых крупногабаритных грузов вручную следует проводить только после оформления наряда-допуска и проведения целевого инструктажа в присутствии лица, ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ.

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ и при транспортировании грузов вручную необходимо выполнять следующие требования:

- рабочая одежда должна быть приведена в порядок: обшлага рукавов застегнуты или обвязаны, одежда заправлена так, чтобы не было развевающихся концов, волосы подобраны под головной убор. Работники в неопрятной, грязной и промасленной одежде к работе допускаться не должны;

- индивидуальные средства защиты (рукавицы, очки, респираторы и т.п.) инструменты и приспособления должны быть проверены и в случае их непригодности или неисправности заменены исправными;

- переносить грузы в жесткой таре следует только в рукавицах;

- переносить острые, режущие, колющие изделия и инструменты только в чехлах, пеналах;

- ставить стеклянную посуду на устойчивые подставки, порожнюю стеклянную тару хранить в ящиках с гнездами, не пользоваться битой посудой, имеющей сколы и трещины;

- не переносить грузы в неисправной таре, с торчащими гвоздями, окантовкой и т.п.;

- для погрузки грузов на транспортное средство или их разгрузки запрещается применять доски толщиной менее 50 мм. Для исключения прогиба под доски следует устанавливать прочные подпорки;

- при переносе груза вручную вдвоём на плечах укладывать его на одноименные плечи; оба рабочих должны идти в ногу;

- переносить груз массой до 80 кг разрешается вручную, если расстояние по горизонтали не превышает 25 м, в остальных случаях необходимо применение тележек, талей;

- переносить груз массой более 50 кг одному грузчику запрещается;

- поднимать или снимать груз массой одного места более 50 кг необходимо вдвоем;

- груз массой более 50 кг поднимать на спину или снимать со спины грузчика должны другие грузчики;

- погрузка и разгрузка грузов массой от 80 до 500 кг должны проводиться с применением грузоподъемных механизмов, а также с применением покатов и т.п.; ручная погрузка и разгрузка таких грузов разрешается только на временных площадках под руководством опытного бригадира и при условии, что на одного грузчика будет приходиться не более 50 кг груза;

- переносить или перевозить грузы, содержащие кислоты, щелочи и другие химически активные вещества допускается только в плетёных корзинах или деревянных обрешётках на специально приспособленных носилках или ручных грузовых тележках. Погрузка и разгрузка бутылей с этими веществами, установка их в транспортные средства должны проводиться двумя грузчиками. Перенос бутылей с кислотой на спине или плече, а также в руках перед собой запрещается. При переносе бутылей с кислотами в корзинах грузчики должны убедиться в исправности и надежности корзины. При обнаружении разбитых бутылей или серьёзного повреждения тары работа должна проводиться с принятием особых мер предосторожности во избежание ожогов;

- длинномерные грузы должны переноситься работниками на одноимённых плечах (правых или левых), каждый работник должен идти в ногу с остальными. Поднимать и опускать длинномерный груз необходимо по команде бригадира или старшего работника;

- при перемещении катящихся грузов (бочек, рулонов и др.) грузчик должен находиться сзади перемещаемого груза, толкая его от себя.

48

studfiles.net

Указания по технике безопасности

1. Погрузочно-разгрузочные работы

- Освещенность помещений и площадок, где производятся погрузочно-разгрузочные работы, должна соответствовать требованиям соответствующих строительных правил.

- Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться, как правило, механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования и под руководством лица, назначенного приказом руководителя организации, ответственного за безопасное производство работ кранами.

- Ответственный за производство погрузочно-разгрузочных работ обязан проверить исправность грузоподъемных механизмов, такелажа, приспособлений, подмостей и прочего погрузочно-разгрузочного инвентаря, а также разъяснить работникам их обязанности, последовательность выполнения операций, значение подаваемых сигналов и свойства материала, поданного к погрузке (разгрузке).

- Механизированный способ погрузочно-разгрузочных работ является обязательным для грузов весом более 50 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 2 м.

- Организациями или физическими лицами, применяющими грузоподъемные машины, должны быть разработаны способы правильной строповки и зацепки грузов, которым должны быть обучены стропальщики и машинисты грузоподъемных машин.

Графическое изображение способов строповки и зацепки, а также перечень основных перемещаемых грузов с указанием их массы должны быть выданы на руки стропальщикам и машинистам кранов и вывешены в местах производства работ.

- В местах производства погрузочно-разгрузочных работ и в зоне работы грузоподъемных машин запрещается нахождение лиц, не имеющих непосредственного отношения к этим работам.

Присутствие людей и передвижение транспортных средств в зонах возможного обрушения и падения грузов запрещаются.

- В случаях неодинаковой высоты пола кузова автомобиля и платформы должны применяться трапы.

- Перед погрузкой или разгрузкой панелей, блоков и других сборных железобетонных конструкций монтажные петли должны быть осмотрены, очищены от раствора или бетона и при необходимости выправлены без повреждения конструкции.

- Работники, допущенные по результатам проведенного медицинского осмотра к выполнению работ по погрузке (разгрузке) опасных и особо опасных грузов, предусмотренных соответствующими государственными стандартами, должны проходить специальное обучение безопасности труда с последующей аттестацией, а также знать и уметь применять приемы оказания первой доврачебной помощи.

- При производстве погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами целевой инструктаж следует проводить перед началом работ. В программу инструктажа должны быть включены сведения о свойствах опасных грузов, правила работы с ними, меры оказания первой доврачебной помощи.

- Погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами должны производиться по наряду-допуску на производство работ в местах действия опасных или вредных производственных факторов.

- Погрузочно-разгрузочные работы и перемещение опасных грузов следует производить в специально отведенных местах при наличии данных о классе опасности согласно государственным стандартам и указаний отправителя груза по соблюдению мер безопасности.

- Не допускается выполнять погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами при обнаружении несоответствия тары требованиям нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке, неисправности тары, а также при отсутствии маркировки и предупредительных надписей на ней.

- Погрузочно-разгрузочные операции с сыпучими, пылевидными и опасными материалами должны производиться с применением средств механизации и использованием средств индивидуальной защиты, соответствующих характеру выполняемых работ.

Допускается выполнять вручную погрузочно-разгрузочные операции с пылевидными материалами (цемент, известь и др.) при температуре материала не более 40 °С.

- Погрузка опасного груза на автомобиль и его выгрузка из автомобиля должны производиться только при выключенном двигателе, за исключением случаев налива и слива, производимого с помощью насоса с приводом, установленного на автомобиле и приводимого в действие двигателем автомобиля. Водитель в этом случае должен находиться у места управления насосом.

- Для обеспечения безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ с применением грузоподъемного крана его владелец и организация, производящая работы, обязаны выполнять следующие требования:

на месте производства работ не допускается нахождение лиц, не имеющих отношения к выполнению работ;

не разрешается опускать груз на автомашину, а также поднимать груз при нахождении людей в кузове или в кабине автомашины.

В местах постоянной погрузки и разгрузки автомашин и полувагонов должны быть устроены стационарные эстакады или навесные площадки для стропальщиков.

Разгрузка и загрузка полувагонов крюковыми кранами должны производиться по технологии, утвержденной владельцем крана, в которой должны быть определены места нахождения стропальщиков при перемещении грузов, а также возможность их безопасного выхода на эстакады и навесные площадки.

Нахождение людей в полувагонах при перемещении груза не допускается.

- Такелажные работы или строповка грузов должны выполняться лицами, прошедшими специальное обучение, проверку знаний и имеющими удостоверение на право производства этих работ.

- Для зацепки и обвязки (строповки) груза на крюк грузоподъемной машины должны назначаться стропальщики. В качестве стропальщиков могут допускаться другие рабочие (такелажники, монтажники и т.п.), обученные по профессии стропальщика в порядке, установленном Госгортехнадзором России.

- Способы строповки грузов должны исключать возможность падения или скольжения застропованного груза. Установка (укладка) грузов на транспортные средства должна обеспечивать устойчивое положение груза при транспортировании и разгрузке.

- При выполнении погрузочно-разгрузочных работ не допускаются строповка груза, находящегося в неустойчивом положении, а также исправление положения элементов строповочных устройств на приподнятом грузе, оттяжка груза при косом расположении грузовых канатов.

- Полы и платформы, по которым перемещаются грузы, должны быть ровными и не иметь щелей, выбоин, набитых планок, торчащих гвоздей.

Проходы для перемещения грузов должны соответствовать требованиям государственных стандартов.

- После окончания погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами места производства работ, подъемно-транспортное оборудование, грузозахватные приспособления и средства индивидуальной защиты должны быть подвергнуты санитарной обработке в зависимости от свойств груза.

- Грузовые крюки грузозахватных средств (стропы, траверсы), применяемых в строительстве, промышленности строительных материалов и строительной индустрии, должны быть снабжены предохранительными замыкающими устройствами, предотвращающими самопроизвольное выпадени

- Транспортные средства и оборудование, применяемое для погрузочно-разгрузочных работ, должно соответствовать характеру перерабатываемого груза.

Площадки для погрузочных и разгрузочных работ должны быть спланированы и иметь уклон не более 1:10, а их размеры и покрытие - соответствовать проекту производства работ. В соответствующих местах необходимо установить надписи; «Въезд», «Выезд», «Разворот» и др.

Спуски и подъемы в зимнее время должны очищаться от льда и снега и посыпаться песком или шлаком.

- Эстакады, с которых разгружаются сыпучие грузы, должны быть рассчитаны с определенным запасом прочности на восприятие полной нагрузки грузового автомобиля определенной марки, оборудованы указателями допустимой грузоподъемности, а также должны ограждаться с боков и оборудоваться колесоотбойными брусьями.

- На площадках для погрузки и выгрузки тарных грузов (тюков, бочек, рулонов и др.), хранящихся на складах и в пакгаузах, должны быть устроены платформы: эстакады, рампы высотой, равной уровню пола кузова автомобиля.

- Движение автомобилей на производственной территории, погрузочно-разгрузочных площадках и подъездных путях к ним должно регулироваться общепринятыми дорожными знаками и указателями.

- При размещении автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадках расстояние между автомобилями, стоящими друг за другом (в глубину), должно быть не менее 1 м, а между автомобилями, стоящими рядом (по фронту), — не менее 1,5 м.

Если автомобили устанавливают для погрузки или разгрузки вблизи здания, то между зданием и задним бортом автомобиля (или задней точкой свешиваемого груза) должен соблюдаться интервал не менее 0,5 м.

Расстояние между автомобилем и штабелем груза должно быть не менее 1 м.

- При выполнении погрузочно-разгрузочных работ необходимо соблюдать требования законодательства о предельных нормах переноски тяжестей и допуске работников к выполнению этих работ.

Перед погрузкой или разгрузкой панелей, блоков и других сборных железобетонных конструкций монтажные петли должны быть осмотрены, очищены от раствора или бетона и при необходимости выправлены без повреждения конструкции.

studfiles.net

ТК п/р работ. Проведение погрузочно-разгрузочных работ с применением автопогрузчика,

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Типовая технологическая карта (ТТК) составлена на проведение погрузочно-разгрузочных работ с применением автопогрузчика.ТТК предназначена для ознакомления рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ, а также с целью использования при разработке проектов производства работ, проектов организации строительства, другой организационно-технологической документации.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

К нормативным документам, регламентирующим требования по организации, технологии и безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ относятся:1. ГОСТ 12.3.009-76 (2000) (СТ СЭВ 3518-81). Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности.2. ГОСТ 12.3.020-80 (2001) ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности.3. ГОСТ 12.2.003-91 (2001) ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности.4. ГОСТ 12.3.002-2014 ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности.5. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения".6. Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов ПОТ Р М-007-98.Объектами применения автопогрузчиков являются открытые, полуоткрытые и закрытые территории предприятий, портов и баз, складов пристанционных и приобъектных, таможенных терминалов. В зависимости от выполнения погрузочно-транспортных операций каждый автопогрузчик выступает либо технологически самостоятельной подъемно-транспортной машиной, либо входит в комплект средств механизации погрузочно-разгрузочных работ объекта применения.Хотя объекты применения автопогрузчиков различаются по назначению и организации работ, однако технология производства погрузочно-транспортных операций автопогрузчиками одинакова.Хотя объекты применения автопогрузчиков различаются по назначению и организации работ, однако технология производства погрузочно-транспортных операций автопогрузчиками одинакова. На промышленном предприятии автопогрузчик работает по технологической схеме складских погрузочно-разгрузочных операций и в режиме межцехового транспорта. В порту автопогрузчик доставляет грузы из трюма судна в зону действия портального крана, от пункта грузопереработки трюмного погрузчика на склад, либо в обратном порядке. На пристанционных складах железных дорог автопогрузчик занят перегрузкой штучных и пакетированных грузов из вагонов на складские площадки и наоборот. Зоной обслуживания автопогрузчиком на строительной площадке может быть участок между складом, территорией расположения крана-погрузчика (козлового или мостового крана) и местом подачи материалов, деталей и изделий на этажи строящегося здания.При поступлении на эти пункты грузопереработки пакетированных грузов автопогрузчик подъезжает к грузовому месту, поднимает вилы на данный уровень, заводит их в просветы между настилами поддона, наклоняет раму грузоподъемника назад, поднимает пакет на 100-200 мм, задним ходом въезжает на свободную площадку, разворачивается и вместе с поддоном направляется на склад или к штабелю. При укладке груза в штабель подъезжают к нему, поднимают груз и, медленно продвигая автопогрузчик и наклоняя грузоподъемник вперед, помещают груз над штабелем, затем опускают его на место. Чтобы снять груз со штабеля автопогрузчиком, подъезжают к штабелю и, подняв на ходу вилы на высоту, необходимую для подхвата груза, медленно продвигают автопогрузчик в сторону груза и одновременно, наклоняя грузоподъемник вперед, подводят вилы под груз таким образом, чтобы он оказался у передней стенки вил. Затем наклоняют грузоподъемник до отказа, отъезжают от штабеля, автопогрузчик останавливается, опуская груз до транспортного положения. При поступлении на складскую территорию грузов в контейнерах схема комплексной механизации погрузочных работ с применением автопогрузчика практически остается неизменной.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

Технология выполнения грузовых работ

Транспортируемые грузы должны быть уложены на поддоны, а ящики на подкладки, позволяющие свободно подвести под них грузовые вилы. Наиболее распространенные в практике случаи: погрузку штучных грузов в грузовой автомобиль с бортовым кузовом и укладку их в штабель. Сначала устанавливают необходимый развод грузовых вил применительно к длине перегружаемых грузов. Затем автопогрузчик на включенной первой передаче подъезжает к грузу со стороны, наиболее удобной для подхвата его на вилы. ёОпускают вилы почти до земли, грузоподъемник наклоняют вперед и медленным движением автопогрузчика (с пробуксовкой сцепления) вводят вилы в поддон или под пакет до отказа. В этом случае наклон рамы грузоподъемника и движение автопогрузчика вперед могут быть совмещены. Центр тяжести поднимаемого груза должен быть посередине между вилами и ближе к их передней спинке. Затем грузоподъемник отклоняют назад до вертикального положения, приподнимают груз на 300-400 мм и отклоняют грузоподъемник назад до отказа. Когда масса поднимаемого груза неизвестна, то сначала приподнимают его на высоту не более 100 мм, чтобы убедиться в устойчивости автопогрузчика при дальнейшем подъеме груза. Потом автопогрузчик передвигают к грузовому автомобилю, поднимают вилы на высоту, необходимую для разгрузки устанавливают грузоподъемник вертикально и ставят груз на кузова автомобиля. Затем автопогрузчик задним ходом отодвигается от автомобиля. Автомобиль разгружают в обратной последовательности. При вертикальном положении грузоподъемника вилы поднимают на нужную высоту, наклоняют грузоподъемник вперед и вводят вилы под груз. После этого груз немного приподнимают, грузоподъемник отклоняют назад, и автопогрузчик отодвигается задним ходом, чтобы можно было груз опустить вниз в транспортное положение автопогрузчика. При штабелировании грузов поступают сначала так же, как и при загрузке автомобиля. При подходе к штабелю грузоподъемник устанавливают в вертикальное положение и груз поднимают вверх. Далее автопогрузчик медленно передвигают вперед и вводят груз внутрь штабеля. Затем при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя отклоняют грузоподъемник вперед, и груз опускают на штабель. После этого автопогрузчик отодвигается задним ходом, пока вилы не выйдут из-под груза, отклоняют грузоподъемник назад и опускают вилы вниз для транспортного положения, но без груза. Для захвата груза из штабеля автопогрузчик подъезжает вплотную к штабелю, поднимает вилы на нужную высоту, грузоподъемник наклоняется вперед, и при медленном движении автопогрузчика вперед вводятся вилы в поддон или под груз до упора последнего в переднюю спинку вил. Затем грузоподъемник отклоняют назад до отказа и медленно отодвигают автопогрузчик, пока вилы не выйдут из штабеля. Затем груз опускают вниз в транспортное положение автопогрузчика. В предельных положениях подъема (спуска) груза и наклона грузоподъемника немедленно снижают частоту вращения коленчатого вала двигателя, и рычаги управления ставят в нейтральное положение. При спуске груза двигатель работает в режиме холостого хода, так как скорость спуска не зависит от частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Рис.1. Схема комплексной механизации перегрузки контейнеров (а) и пакетов (б) автопогрузчиком:

1 - автотранспортное средство с контейнерами; 2 - автопогрузчик; 3 - рамка склада; 4 - контейнер; 5 - ориентирование грузоподъемника относительно пакета; 6 - захват груза; 7 - транспортное положение грузоподъемника с пак том; 8 - погрузка пакета в транспортное средство.

4. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ РАБОТ

Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться с применением четкой организации процессов по строго определенной технологии с соблюдением предусмотренной последовательности операций и порядка применения оборудования, механизмов, инструментов и инвентаря. Организация работ обеспечивает выполнение работ в установленные сроки с соблюдением принятой технологии, предусматривает выполнение требований охраны труда и промышленной безопасности, планирует возможность локализации и ликвидации последствий аварий и инцидентов на опасном производстве.Ответственность за организацию погрузочно-разгрузочных работ на предприятии возлагается приказом на специалиста, знающего технологию их выполнения. На время отпуска, командировки и в других случаях отсутствия ответственного лица выполнение его обязанностей должно быть возложено приказом на работника, замещающего его по данной должности. Лицо, руководящее производством погрузочно-разгрузочных работ, обязано:- перед началом работы обеспечить охранную зону в местах производства работ, проверить внешним осмотром исправность грузоподъемных механизмов, такелажного и другого погрузочно-разгрузочного инвентаря. Работа на неисправных механизмах и с неисправным инвентарем запрещается;- проверить у работников, осуществляющих работы, наличие соответствующих удостоверений и других документов на право производства данных работ;- следить за тем, чтобы выбор способов погрузки, разгрузки, перемещения грузов соответствовал требованиям безопасного производства работ;- при возникновении аварийных ситуаций или опасности травмирования работников немедленно прекратить работы и принять меры для устранения опасности.

5. ПОТРЕБНОСТЬ В МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСАХ

Автопогрузчик (рис.2), является универсальной самоходной подъёмно-транспортной машиной, предназначенной для погрузки, выгрузки, штабелирования, а также перевозки на небольшие расстояния различных грузов на открытых, освещенных площадках: товарных базах, складах, заводских дворах, аэродромах, речных и морских портах, станциях железных дорог и др. местах.

Рис.2. Общий вид автопогрузчика

5.1 УстройствоУстройство современного погрузчика (рис.3, а) базируется на пневмоколесном ходовом устройстве с ведущими двухскатными колесами спереди (2) и управляемыми односкатными колесами сзади (6), позволяющими машине оставаться устойчивой при передвижении и маневрировании. Также в устройство автопогрузчика входит гидромеханический грузоподъемник (3) со сменным рабочим органом (1) противовеса (5), ДВС (4), механическая, гидромеханическая или гидростатическая трансмиссия, механизм передвижения, гидросистема грузоподъемника и система управления. Устройство основного рабочего органа (грузоподъемника) представляет собой подхват в виде 2-3 изогнутых под углом 90 град. стальных брусьев, которые помещают под груз. Вилочный подхват крепится шарнирно к подъемной каретке грузоподъемника. Исходя из того, как устроено рабочее оборудование на машине, выделяют автопогрузчики фронтальные и боковые. Фронтальные автопогрузчики перемещают груз на вилочных подхватах, автопогрузчики боковые - на платформе. Основная рама (9) грузоподъемника шарнирно фиксируется к раме машины. Внутри основной рамы на катках передвигается выдвижная рама (12). Вдоль ее направляющих на роликах двигается грузовая каретка (13), подвешенная на 2 грузовых цепях (7). К каретке прикреплено рабочее оборудование (1). Грузовые цепи огибают звездочки (8) на выдвижной раме, фиксируются на основной и создают двукратный полиспаст - это позволяет повысить скорость подъема.

Рис.3. Устройство автопогрузчика:

1 - сменный рабочий орган; 2 - ведущие двухскатные колёса; 3 - гидромеханический грузоподъёмник; 4 - ДВС; 5 - противовес; 6 - управляемые односкатные колёса; 7 - грузовые цепи; 8 - звёздочки; 9 - основная рама; 12 - выдвижная рама; 13 - грузовая каретка.

docs.cntd.ru

Технология погрузочно-разгрузочных и складских работ

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Погрузочно-разгрузочные работы

Технология погрузочно-разгрузочных и складских работ

Способы выполнения погрузочно-разгрузочных работ со штучными и тарно-штучными грузами в контейнерах и пакетах определяются процессом их доставки. Процесс грузовой переработки этих грузов следует рассматривать по отдельным этапам транспортной схемы доставки, разгрузки на базисных, перегрузочных складах или базах комплектации, внутрискладской переработки грузов, формирования технологических комплектов, отгрузки их на строительный объект и выгрузки на объекте.

Транспортно-технологическая схема охватывает процесс от места формирования транспортных пакетов до строительного объекта. В строительстве существуют транспортно-технологические схемы доставки пакетированных и контейнеризированных грузов:1) по сквозной системе — от заводов-поставщиков, предприятий строительных материалов или промышленных строительных организаций до строительных объектов, минуя склад. По такой системе па строительны? объекты доставляется автомобильным транспортом керамический и силикатный кирпич, а также комплектующие изделия и конструкции от предприятий строительной индустрии до строительного объекта;2) по транзитной системе — пакетированные грузы на универсальных или специализированных средствах пакетирования доставляются железнодорожным транспортом до централизованных или перегрузочных складов производственно-комплектовочных баз, формируются на тех же средствах пакетирования в технологические комплекты и направляются на объекты автомобильным транспортом;3) по замкнутой технологической системе — в специализированных контейнерах или средствах пакетирования доставляются автомобильным транспортом на склады баз производственно-технологической комплектации, выгружаются из подвижного состава, контейнеров и средств пакетирования, отправляются на склады для переработки, вновь формируются в технологические комплекты и направляются на строительные объекты в строительных контейнерах и средствах пакетирования.

В соответствии с транспортно-технологическими схемами рассмотрим типичные формы организации и механизации грузовых работ в строительстве с пакетами и контейнерами.

Разгрузка на базисных, перегрузочных складах и складах производственио-комплектовочных баз. При доставке грузов в универсальных или специализированных контейнерах и средствах пакетирования на железнодорожных платформах, доставленных в полувагонах и автотранспортом, разгрузка на открытых складах проводится с помощью козловых кранов грузоподъемностью до 10 т с пролетами до 16 м, башенных кранов-погрузчиков, а также железнодорожных кранов. При поступлении на склад грузов только автомобильным транспортом может быть предусмотрена схема механизации разгрузочных работ с применением автомобильного крана и автопогрузчика.

Тип кранов определяют в зависимости от сменного грузооборота, наибольшей массы груза и радиуса обслуживания открытых складских площадей. При расчете производительности кранов на складских площадках следует иметь в виду, что они кроме разгрузочных работ на приемных путях могут штабелировать выгруженные контейнеры и средства пакетирования, а также отгружать вновь сформированные технологические комплекты со склада в автотранспортные средства для следования на строительные объекты. Варианты механизации разгрузочных работ на открытых складах оцениваются удельными приведенными затратами.

При поступлении грузов до 50 т/смену и разгрузке единичных грузов массой до 2 т наиболее целесообразно использовать автомобильные краны или автопогрузчики. С увеличением объема работ до 100 т/смену и массы единичного груза до 5 т целесообразно применять козловые, мостовые краны или башенные краны грузоподъемностью 5 т, а при разгрузке единичных грузов массой до 10 т —мостовые краны грузоподъемностью 10 т и козловые ККС-10.

При поступлении пакетированных на поддонах грузов или грузов в таре в крытых железнодорожных вагонах для разгрузки их можно использовать трехопорные электропогрузчики. Погрузчик въезжает в дверной проем вагона, поднимает вилы на уровень второго яруса, заводит их в просветы между настилами поддона, наклоняет раму назад, поднимает пакет на 100—200 мм, задним ходом въезжает на рампу, разворачивается и вместе с поддоном направляется на склад или к месту переформирования груза.

При поступлении грузов в крытых вагонах без поддонов предусматривается в процессе выгрузки ручное формирование пакетов на поддонах, установленных на рампе с целью последующей установки груженых поддонов в штабеля и отправления на склад с помощью электропогрузчиков. Разгрузочная рампа имеет ширину не менее 4 м и длину, позволяющую обслуживать 2—3 вагона.

На ряде складов железнодорожный путь вводится в помещение склада. В этом случае наиболее удобно использовать мостовой кран. При этом следует иметь в виду значительные капитальные затраты на механизацию вследствие необходимости возведения опорной эстакады.

Рис. 1. Механизация разгрузки контейнеров и пакетов на складаха — двухкоясольным козловым краном: 1 и 5 — контейнеры; 2 — автотранспорт? 3 — козловый кран; 4 — полувагон с грузом; б — башенным краном-погрузчиком: 1 — контейнеры на складской площадке; 2 — башенный кран-погрузчик; 3 — полувагон с контейнерами; 4 — грузовой автомобиль; 5 — рампа склада; в — железнодорожным краном: 1 — кран; 2 — грузовой автомобиль; 3 — полувагон; 4 — контейнеры на рампе склада; 5 —помещение склада; г — автомобильным краном: 1 — автомобильный кран; 2 — грузовой автомобиль с контейнерами; 3 — контейнеры; 4 — рампа склада; д — автопогрузчиком: 1 — автотранспорт с контейнерами; 2 — автопогрузчик; 3 — рампа склада; 4 — контейнер

Внутрискладская переработка грузов и отгрузка на строительный объект. При поступлении на склад грузов в пакетах и контейнерах и в тех случаях, когда не требуется их расформирование при складской переработке на складах открытого хранения и отгрузке на строительный объект, могут использоваться средства механизации, которые применяются при выгрузке из транспортных средств.

Значительная же часть грузов, прибывающих на склад, подлежит расформированию.

В этих условиях большое значение имеет повторное пакетирование материалов и изделий, т.е. соединение грузовых единиц в укрупненное грузовое место, что обеспечивает возможность механизированной переработки и доставки на строительные объекты без нарушения целостности пакета.

Обычно в пакет помещают однородные грузы в одинаковой упаковке. Грузы укладывают на поддонах таким образом, чтобы можно было легко подсчитать число единиц без разборки пакета. Размеры и масса пакетов должны обеспечивать рациональное использование погрузочно-разгрузочных машин, складских помещений, стеллажного оборудования и транспортных средств.

Рис. 2. Погрузочно-разгрузочные работы на складе при поступлении грузов в крытых вагонах с применением электропогрузчикова — выгрузка материалов на поддонах; б —поштучная выгрузка материалов, формирование пакетов на рампе склада и перемещение в складское помещение электропогрузчиком

Рис. 3. Разгоузка контейнеров на крытом складе, оборудованном мостовым враном

Технология подготовки и формирования грузовых единиц для отправки со складов материально-технического обеспечения на строительные объекты определяется видом используемого транспортного оборудования.

Если при отправке используют плоские универсальные поддоны размером 800X1200 мм, грузы на поддоне следует скреплять стальной или полиэтиленовой лентой или проволокой. Натяжение и крепление ленты (проволоки) могут осуществляться ручными ленточными машинками, работа которых основана на принудительном натяжении ленты храповым механизмом. В СССР такие машинки серийно не производятся; однако закуплено и находится в эксплуатации значительное число машинок зарубежного производства — фирмы «Альтрап» (Финляндия), «Циклоп» (ФРГ), «Сигнода» и «Титан» (ФРГ) и др.

При формировании пакета из грузов в таре круглого сечения диаметром менее 300 мм сверху под крепежную ленту помещают жестяную прокладку в виде листа.

Грузы на поддонах укладывают с «перевязкой» и в «блок». При первом способе обеспечивается лучшая, устойчивость и возможно образование пакетов большей высоты на плоском поддоне. При втором способе целесообразно формировать грузы в стоечных поддонах, поскольку соосность швов не создает устой-

чивости пакетов. Одно из основных условий правильного формирования грузов на плоских поддонах — однотипность образования транспортного пакета по роду, массе и размерам отделочных грузовых единиц.

Ряд грузов можно пакетировать без поддонов, например огнеупорный кирпич.

Если на склады поступают мелкоштучные грузы россыпью, их следует сразу укладывать в пакеты с применением различных средств контейнеризации и пакетирования, Если указанные средства отсутствуют, грузы следует укладывать с соблюдением условий, предотвращающих их повреждение.

Рис. 4. Схема пакетирования материалов на поддонах а — в перевязку; б — в блок; 1—111 — схемы укладки в плане

Рис. 5. Пакетирование огнеупорного кирпича без поддонов1 — скрепляющая металлическая лента; 2 — огнеупорный кирпич; 3 — подкладки

Плиты и листы из асбестоцемента укладывают на подкладки в штабеля горизонтальными рядами, а кровельные волнистые ли-стЫ __ с нахлесткой фигурных граней. При этом высота штабеля не должна превышать 1 м.

Асбестоцементные трубы и муфты хранят отдельно по маркам и диаметрам в штабелях высотой до 1,2 м; трубы укладывают горизонтальными рядами, а муфты — вертикальными.

Кровельные и гидроизоляционные материалы рассортировывают по маркам и укладывают в вертикальном положении на торец. При укладке в стоечные поддоны эти материалы следует крепить как на стеллажах, так и в штабеле. При штабелировании их укладывают высотой до четырех ярусов в зависимости от высоты склада.

Теплоизоляционные и звукопоглощающие материалы хранят в закрытом помещении и укладывают в пакеты раздельно по маркам, типам и размерам в штабеля высотой 1,5—2 м.

Керамические плитки хранят пакетами в штабелях. Высота штабелей до 3 ярусов.

Керамические трубы при беспакетном хранении укладывают на деревянные подкладки горизонтальными рядами в штабеля высотой до 1,5 м. Под нижний ряд труб подкладывают деревянные брусья по высоте выступающей части раструба. В каждом ряду трубы укладывают раструбами в противоположные стороны. При укладке труб в пакет на поддоне следует.соблюдать те же требования.

При поступлении на склады хрупких керамических и фаянсовых изделий в ящиках либо деревянной упаковке поставщика эти изделия формируют в пакеты на кассетах или других средствах пакетирования и укладывают в штабеля.

Материалы и изделия из полимеров и на их основе хранят, как правило, в таре поставщика: при больших объемах поставки — в штабелях, при небольших — на стеллажах. Листовые материалы укладывают горизонтальными рядами, рулонные — в вертикальном положении. Длинномерные изделия, например плинтусы, укладывают на полки стеллажа пачками в горизонтальном положении в один ряд, а изделия, свернутые бухтами, — в штабелях, укладывая горизонтально друг на друга по высоте не более чем в 10 рядов.

Особых условий хранения и складской переработки требуют стекло и изделия из него. Листовое строительное стекло’ поступает на склады в многооборотных ящиках и специализированных контейнерах типа ПКС-2,85, в каждом из которых стекло рассортировано но виду, размеру и сорту и установлено на ребро. После распаковки листовое стекло хранят на складах на специальных стеллажах в вертикальном положении. После раскроя стекла на комплектовочных участках его формируют в специализированном контейнере КЗ-1.25И на определенный объем работ. При этом в контейнер укладывают стекло разных размеров в зависимости от конструктивных элементов здания, фиксируя это в комплектовочно-техно-логических картах. Стеклоблоки, стеклопрофилит и другие изделия, из стекла формируют в пакетах на плоских или в ящичных поддонах. При складских работах стекло и изделия из него требуют осторожного обращения, их необходимо предохранять от толчков, ударов и падения.

Чугунные эмалированные ванны и раковины хранят в упаковке поставщика и укладывают в штабеля в два-три яруса.

Отопительные радиаторы хранят в пакетах в штабелях высотой до 1 м. Комплектующие изделия — фланцы, колени и т. д. — хранят в ящичной таре и на поддонах.

Оконное стекло необходимо хранить в сухих помещениях, поскольку стекло мутнеет от сырости и теряет светопропускную способность. Не допускается хранить стекло в помещении вместе с кислотами и щелочами.

Кровельные рулонные материалы в летнее время следует защищать от воздействия прямых солнечных лучей и не помещать их вблизи отопительных приборов, поскольку в результате нагрева слои материала склеиваются.

В закрытых сухих помещениях хранят минеральную вату и плиты; их необходимо предохранять от слеживания. Материалы и изделия из полимеров и на их основе необходимо хранить в отапливаемых помещениях. При поступлении этих материалов в холодное время в целях предохранения от поломки их необходимо распаковывать не раньше чем через 1 сут.

Хранение пакетированных грузов в зависимости от их вида и рода должно производиться на складах, оборудованных стеллажами. В Зависимости от назначения склада стеллажи обслуживаются кранами-штабелерами, а также электропогрузчиками и электроштабелерами.

Если грузопоток со склада не превышает 60 т/сут, погрузку технологических комплектов в строительных контейнерах и средствах пакетирования, принадлежащих базе комплектации, на автотранспортные средства с отпускных площадок целесообразно производить электропогрузчиками грузоподъемностью 1—2 т, автопогрузчиками, автомобильными кранами, электротельферами.

Различные напольные транспортные средства используют на производственно-комплектовочных базах при подаче грузов или полуфабрикатов со складов в производственные цеха, где формируются пакеты на единицу объекта строительства в строительных контейнерах и средствах пакетирования — секцию, этаж, квартиру, дом. В зависимости от вида груза эти цеха оснащены различными средствами механизации, позволяющими обеспечить вывозку загруженных контейнеров и средств пакетирования на отпускные площадки.

Все погрузочные работы на отпускной площадке должны вестись специализированным звеном в составе машиниста крана (погрузчика) и двух стропальщиков, являющихся работниками транспортного цеха-склада. Контейнеры и средства пакетирования грузят на автотранспортные средства в соответствии с установленными технологическими картами.

Разгрузка на строительном объекте. Средство механизации для разгрузки прибывающего с контейнерами и средствами пакетирования автотранспортного средства выбирают в зависимости от последовательности и способа производства работ на строительной площадке.

В этой связи все грузовые технологические процессы могут быть привязаны к двум циклам: монтажному (необходима подача мелкоштучных грузов в процессе возведения здания или сооружения) и послемонтажному (необходима поставка мелкоштучных грузов для строительно-монтажных работ внутри здания или сооружения).

При строительных работах монтажного цикла разгрузку прибывающего с контейнерами или средствами пакетирования автомобильного транспортного средства, как правило, совмещают с монтажными процессами. В этом случае автомобиль с грузом устанавливают в зоне действия монтажного крана, который обеспечивает подачу контейнеров или средств пакетирования на перекрытие или подмости строящегося здания или сооружения (рис. V.14).

Диапазон применяемых грузоподъемных машин в этом случае зависит от вида возводимых объектов, когда могут использоваться монтажные передвижные башенные краны серий МКС, КБ, БК КБГС и с грузовыми моментами 600—3000 кН и более, пневмоколес-ные и гусеничные краны и краны на спецшасси автомобильного типа.

При грузовых работах послемонтажного цикла используют, как правило, средства пакетирования и контейнеры четвертой группы, когда материалы и изделия необходимо подать на перекрытый этаж через оконный проем здания. Пакетированные грузы целесообразно доставлять специализированными автотранспортными средствами, оборудованными бортовыми кранами-манипуляторами. Наиболее предпочтительно использование автомобиля с бортовым краном-манипулятором МКС-4531, имеющим грузовой момент 68 кН-м. Автомобиль со средствами пакетирования останавливают в рабочей зоне подъемника, водитель с пульта управления выгружает средства пакетирования и устанавливает их в необходимой технологической последовательности на грузовую платформу подъемника. Контейнеры и пакеты из кузовов автомобильного транспорта с пакетированными грузами для работ послемонтажного цикла при малоэтажном строительстве можно выгружать легкими передвижными стреловыми кранами типа «Пионер-2».

Рис. 6. Разгрузка контейнеров (средств пакетирования) из автотранспортных средств на объекте и подача на перекрытие1 — здание; 2 —башенный кран; 3 — средство пакетирования; 4 — грузовой автомобиль

В проемы зданий на этаж при сооружении зданий высотой 2—10 м грузы в пакетах или таре можно поднимать также с помощью кранов-укосин, устанавливаемых на окнах при подаче груза к окнам, расположенным под ним, а также легких кранов при установке их на перекрытия здания. При этом масса поднимаемого груза обычно не превышает 200 кг.

Однако с развитием высотного строительства и пакетной доставки применение легких кранов становится неэффективным. Более перспективным направлением следует считать применение строительных подъемников, в которых должны быть совмещены операции погрузки пакетов на платформу, подъема их к необходимому этажу, подачи в проем окна и установки пакета на перекрытие.

Рис. 7. Применение легкого строительного крана при выгрузке пакетов из транспортных средств и подача их в рабочую зону1 — здание; 2 —кран; 3 — пакет; 4 — автотранспортное средство

Рис. 8. Выгрузка средств пакетирования из кузова бортовым краном-манипулятором МКС-10510 и вертикальная подача пакета в оконный проем строящегося здания 1 — здание; 2 — подъемник ТП-14; 3 — пакет

В строительстве в настоящее время используют грузовые подъемники с высотой подъема 17—75 м, которые могут перемещать груз по горизонтали на 3—3,7 м. Размеры грузовой платформы в пределах 0,9X1,5 м, что позволяет устанавливать на них практически все типы средств пакетирования групп.

Дальнейшая интенсификация грузовых операций строительных работ послемонтажного цикла, особенно при жилищном строительстве, должна осуществляться в направлении развития технологии пакетной подачи материалов и изделий в непосредственную зону производства работ. Это потребует совершенствования и унификации грузовых и конструктивных параметров существующих строительных контейнеров и средств пакетирования, разработки принципиально нового типа подъемника с погрузочной стрелой, обеспечивающей самозагрузку грузовой платформы пакетами, подачу и выгрузку их через створки оконных переплетов зданий, что позволит выполнить весь комплексно-механизированный разгрузочный процесс на строительной площадке. Соответствующие работы в двенадцатой пятилетке проводит ЦНИИОМТП Госстроя СССР совместно с заинтересованными организациями.

Технологию грузовой работы на складах и строительных площадках определяют в картах технологических процессов, в которых указывают точный порядок организации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ. Технологические карты определяют порядок выполнения грузовых операций, структуру и режим рабо-ты подъемно-транспортных механизмов, время, затрачиваемое на выполнение операций, требования техники безопасности.

Карты технологических процессов разрабатывают применительно к конкретным условиям склада или базы на основе применения наиболее эффективных средств механизации и способов производства работ.

Технологические карты могут быть следующих видов:1) общий технологический процесс грузовых работ при полном цикле доставки от склада до объекта;2) правила и методы безопасного выполнения работ на всех операциях;3) наименование, порядок и трудоемкость операций, потребные средства механизации и соответствующее число рабочих;4) технологическая карта на отдельную операцию и схема организации рабочего места;5) приемы и порядок выполнения отдельных элементов каждой операции и трудозатраты на нее.

Читать далее: Технико-экономическое обоснование внедрения методов контейнерной и пакетной доставки

Категория: - Погрузочно-разгрузочные работы

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Проведение погрузочно-разгрузочных работ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 23 апреля 2018 г.

Акцентируется внимание на основных требованиях безопасности, которые необходимо соблюдать при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.

Вопросам профилактики несчастных случаев на производстве в республике уделяется особое внимание. Одной из форм решения задач по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости является разработка (совершенствование) НПА, в т.ч. ТНПА, содержащих требования по охране труда.

Так, во исполнение мероприятий подпрограммы 2 «Охрана труда» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы, утв. постановлением Совета Министров от 30.01.2016 № 73, постановлением Минтруда и соцзащиты от 26.01.2018 № 12 были утверждены Межотраслевые правила по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, а также постановлением Минтруда и соцзащиты от 26.01.2018 № 10 была разработана и утверждена Типовая инструкция по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных и складских работ.

Внимание к организации и проведению погрузочно-разгрузочных работ на высоком государственном уровне привлечено неутешительной статистикой производственного травматизма при выполнении указанных работ.

Как следует из приложения 1 к Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 28.11.2008 № 175, погрузочно-разгрузочные работы относятся к числу работ с повышенной опасностью. Соответственно, их выполнение требует проведения предварительных организационных и технических мероприятий.

Так, к их выполнению должны допускаться работающие, прошедшие в случаях и порядке, установленных законодательством, медосмотр, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Для организации и обеспечения безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ в организации назначается должностное лицо, ответственное за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ (далее – уполномоченное должностное лицо), которое в т.ч.:

● выбирает безопасные способы погрузки, разгрузки грузов;

● указывает рабочим места складирования грузов;

● проводит с работающими целевой инструктаж по охране труда при выполнении ими разовых работ по погрузке, разгрузке, не связанных с их прямыми обязанностями, а также перед выполнением погрузочно-разгрузочных работ, на которые оформляется наряд-допуск;

● обеспечивает выполнение предусмотренных нарядом-допуском мероприятий.

ВАЖНО!

Уполномоченное должностное лицо работодателя проходит в установленном законодательством порядке проверку знаний по вопросам охраны труда.

Безопасность проведения погрузочно-разгрузочных работ должна быть обеспечена:

● выбором способа проведения погрузочно-разгрузочных работ, подъемно-транспортного оборудования, средств механизации, приспособлений для грузоподъемных операций;

● подготовкой места проведения погрузочно-разгрузочных работ;

● применением работающими средств индивидуальной защиты, а также при необходимости средств коллективной защиты.

Требования к проведению погрузочно-разгрузочных работ

Выбор способов проведения погрузочно-разгрузочных работ должен предусматривать предотвращение или снижение до уровня допустимых норм воздействия на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов путем:

● механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ;

● применения подъемно-транспортного оборудования, средств механизации, приспособлений для грузоподъемных операций, отвечающих требованиям безопасности;

● применения знаковой и других видов сигнализации при перемещении грузов подъемно-транспортным оборудованием, средствами механизации;

● правильного размещения и укладки грузов в местах проведения погрузочно-разгрузочных работ и в транспортные средства;

● соблюдения требований к охранным зонам электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.

Поднятие и перемещение грузов массой более 20 кг в технологическом процессе необходимо производить с помощью погрузочно-разгрузочного оборудования. Кроме того, перемещение грузов в технологическом процессе на расстояние более 25 м должно быть механизированным.

Требования при погрузке, разгрузке грузов

Погрузка и разгрузка грузов массой от 80 до 500 кг производятся с применением подъемно-транспортного оборудования, средств механизации. Ручные погрузка и разгрузка таких грузов допускаются только на площадках под руководством и в присутствии уполномоченного должностного лица работодателя при условии, что нагрузка на одного работающего не превышает 50 кг.

Погрузка и разгрузка грузов массой более 500 кг производятся только с помощью соответствующего подъемно-транспортного оборудования.

Для обеспечения безопасной погрузки, разгрузки, перемещения грузов с помощью подъемно-транспортного оборудования разрабатываются схемы строповки грузов в зависимости от их вида, массы, формы. Перед подъемом и перемещением груза проверяются устойчивость груза и правильность его строповки.

СПРАВОЧНО

Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно производиться под непосредственным руководством и в присутствии уполномоченного должностного лица работодателя.

Тяжеловесные, длинномерные и негабаритные грузы при погрузке, разгрузке необходимо перемещать при помощи подъемно-транспортного оборудования, а также под руководством и в присутствии уполномоченного должностного лица работодателя.

При погрузке, разгрузке и размещении груза в таре необходимо соблюдать следующие требования:

● тара загружается не более номинальной массы брутто;

● способы погрузки или разгрузки исключают появление остаточных деформаций тары;

● груз, уложенный в тару, находится ниже уровня ее бортов;

● открывающиеся стенки тары, уложенной в штабель, находятся в закрытом положении;

● перемещение тары волоком и кантованием не допускается.

Производственную, штабелируемую тару следует устанавливать на обозначенных линиями или огражденных площадках.

Работающие не должны находиться на контейнере или внутри контейнера во время его подъема, опускания или перемещения, а также на рядом расположенных контейнерах.

Смерзшиеся грузы для восстановления сыпучести и обеспечения разгрузки подвергаются рыхлению. Для перехода работающих по сыпучему грузу, имеющему большую текучесть и способность засасывания, следует устанавливать трапы или настилы с перилами по всему пути передвижения. Кроме того, при перемещении по сыпучему материалу работающие должны применять предохранительные пояса со страховочным канатом.

Складские работы внутри силосов, бункеров должны выполняться не менее чем 3 работающими, двое из которых, находясь на перекрытии силоса или бункера, должны следить за безопасностью работающего в силосе или бункере. В случае необходимости они оказывают помощь потерпевшему работающему в силосе или бункере. Спуск работающих в силосы и бункера может производиться лишь в исключительных случаях с соблюдением мер безопасности, указанных в наряде-допуске, выданном в установленном порядке.

Требования при подъеме и перемещении грузов вручную

Проведение погрузочно-разгрузочных работ вручную допускается при соблюдении предельно допустимых норм разового подъема тяжестей работающим (мужчиной) не более 50 кг.

При проведении погрузочно-разгрузочных работ несколькими работающими необходимо каждому из них следить за тем, чтобы не причинить друг другу травмы инструментом или грузом. При переноске грузов расстояние между работающими (или группами работающих) должно быть не менее 2 м.

Требования к складированию грузов

Складирование грузов должно осуществляться в соответствии с требованиями к хранению, установленными ТНПА в области технического нормирования и стандартизации на изделия конкретных видов. Размещение грузов на стеллажах производится с учетом предельно допустимой нагрузки на каждую полку. Каждый стеллаж должен быть надежно закреплен, иметь инвентарный номер и надписи о предельно допустимой нагрузке на каждой полке или на щите, прикрепленном к стеллажу.

Применяемые способы укладки грузов должны обеспечивать:

● устойчивость штабелей, пакетов и грузов, находящихся в них;

● возможность механизированной разборки штабеля и подъема груза навесными захватами подъемно-транспортного оборудования;

● безопасность работающих на штабеле или около него;

● безопасность применения и нормального функционирования средств защиты работающих и пожарной техники;

● циркуляцию воздушных потоков при естественной и искусственной вентиляции закрытых складов;

● соблюдение требований к охранным зонам линий электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.

Требования к применению подъемно-транспортного оборудования, средств механизации, приспособлений для грузоподъемных операций, инструмента

Применяемые при проведении погрузочно-разгрузочных работ подъемно-транспортное оборудование, средства механизации, приспособления для грузоподъемных операций, инструмент должны быть безопасными при эксплуатации, соответственно, не допускается применять неисправные, не соответствующие по грузоподъемности и характеру груза. Части подъемно-транспортного оборудования, средств механизации, представляющие опасность, окрашиваются в сигнальные цвета, обозначаются соответствующими знаками безопасности.

При перемещении груза с помощью подъемно-транспортного оборудования, средств механизации масса груза вместе с приспособлениями для грузоподъемных операций не должна превышать грузоподъемность подъемно-транспортного оборудования.

СПРАВОЧНО

В случае отсутствия данных по массе и центру тяжести поднимаемого груза подъем груза производится только при непосредственном руководстве уполномоченного должностного лица работодателя.

Тара, поддоны и другие средства пакетирования грузов должны соответствовать следующим требованиям:

● тара должна быть чистой, исправной, без торчащих гвоздей, окантовочной проволоки или металлической ленты, не иметь бахромы, заусенцев, других дефектов. Выступающие концы гвоздей должны быть загнуты и утоплены в древесину, концы скоб должны быть подогнуты и плотно прижаты к древесине. Запорные и фиксирующие устройства не должны допускать самопроизвольного раскрытия при погрузочно-разгрузочных работах;

● устанавливаемая в штабель тара должна иметь единые конструкцию и размеры фиксирующих устройств;

● мешки должны быть целыми, чистыми, без пропуска стежков. Нити швов должны быть закреплены и не иметь свободных концов;

● поддоны ящичные и стоечные должны иметь фиксаторы для устойчивого многоярусного штабелирования и выдерживать нагрузку не менее 4-кратной их грузоподъемности.

На производственной таре, за исключением специальной технологической, указываются ее номер, назначение, собственная масса, максимальная масса груза, для транспортировки и перемещения которого она предназначена.

Требования к местам проведения погрузочно-разгрузочных работ

Требования безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ предъявляются не только к их организации и технологии, но и к местам их выполнения.

Так, погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться на специально отведенных площадках с твердым основанием, обеспечивающим устойчивость подъемно-транспортного оборудования, складируемых материалов и транспортных средств.

Площадки должны иметь уклон не более 5 градусов, при применении автопогрузчиков и электропогрузчиков – не более 3 градусов. На площадке для укладки грузов обозначаются границы штабелей, проходов и проездов между ними. При этом ширина проездов должна обеспечивать безопасность движения транспортных средств и подъемно-транспортного оборудования. Для промежуточного складирования грузов площадки должны находиться на расстоянии не менее 2,5 м от железнодорожных путей и автодорог. При промежуточном складировании грузов должны применяться конструкции и средства, обеспечивающие устойчивость и надежность крепления уложенных грузов.

Места проведения погрузочно-разгрузочных работ оснащаются необходимыми средствами коллективной защиты и знаками безопасности.

В местах постоянной погрузки и разгрузки транспортных средств погрузочно-разгрузочные работы выполняются с погрузочно-разгрузочных рамп, платформ, эстакад и других стационарных сооружений, высота которых равна высоте пола транспортного средства. При этом при разности высот пола транспортных средств необходимо применять мостики, сходни, трапы, имеющие упоры для исключения их смещения.

Необходимо отметить, что к мостикам и сходням предъявляются определенные требования. Они изготавливаются из качественного, легкого и прочного дерева без сквозных сучков и должны быть шириной не менее 0,6 м, изготовлены из досок толщиной не менее 0,05 м и снизу скреплены планками с интервалом не более 0,5 м. При необходимости подъема более 30 градусов к горизонту необходимо устраивать лестницы со ступенями и перилами. Сходни оборудуются планками для упора ног через каждые 0,25–0,4 м.

Металлические мостики изготавливаются из рифленого листового металла толщиной не менее 5 мм.

Стационарные сооружения для погрузки, разгрузки автомобильного транспорта оборудуются колесоотбойными предохранительными устройствами, препятствующими съезду и опрокидыванию безрельсового напольного транспорта.

Проход, подъем работающих на рабочие места осуществляются по тротуарам, лестницам, мостикам, трапам, установленным маршрутам служебного прохода. Не допускается размещать грузы в проходах и проездах. Площадки и подходы к ним очищаются от мусора и посторонних предметов.

В зимнее время необходимо следить за тем, чтобы площадки, на которых выполняются погрузочно-разгрузочные работы, а также трапы, сходни, мостки и т.п. содержались в состоянии, исключающем возможность скольжения работающих и других лиц, были очищены от снега, льда, посыпаны песком, шлаком или другими противоскользящими материалами.

Особое внимание необходимо обратить на то, что не допускается проводить погрузочно-разгрузочные работы на пути движения транспортных средств, а также в местах переходов и переездов. При постановке транспортного средства под погрузку, разгрузку должны быть приняты меры по предотвращению самопроизвольного его движения. При проведении погрузки, разгрузки вблизи здания расстояние между зданием и транспортным средством должно быть не менее 0,8 м.

При проведении погрузочно-разгрузочных работ опасные зоны должны быть ограждены соответствующими средствами коллективной защиты работающих от воздействия механических факторов и обеспечены соответствующими знаками безопасности. Работы в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи выполняются при наличии письменного разрешения владельца линии электропередачи и наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ, под руководством и в присутствии уполномоченного должностного лица работодателя.

«По материалам ИПС Нормативка.by»

git.gov.by

БЕЗОПАСНОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12 декабря 2005 г. № 173 утверждены Межотраслевые правила по охране труда при проведении погрузочно-­разгрузочных работ (далее — Правила), которые устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при погрузке грузов на транспорт, выгрузке с него, перегрузке с одного вида транспорта на другой, сортировке, перекладке и перемещении грузов внутри крытых и открытых складов. Незадолго до этого в республике была введена Межотраслевая типовая инструкция по охране труда для работников, выполняющих погрузочно­-разгрузочные и складские работы, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 ноября 2004 г. № 136.

Требования охраны труда, содержащиеся в Правилах, являются обязательными для исполнения всеми нанимателями независимо от их организационно­-правовых форм. Работники, не выполняющие требования Правил, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Правила содержат 18 глав, регламентирующих требования охраны труда к проведению погрузочно­разгрузочных работ:

  • общие требования безопасности;

  • требования к технологическим процессам;

  • требования к площадкам и местам производства погрузочно-­разгрузочных работ;

  • требования безопасности к производственному оборудованию, таре и упаковке;

  • общие требования безопасности при загрузке и разгрузке транспортных средств;

  • требования при транспортировании и размещении металлопроката;

  • требования при транспортировании и размещении лесо­- и пиломатериалов;

  • требования при транспортировании и размещении сыпучих и мелкокусковых материалов;

  • требования безопасности при транспортировании и размещении порошкообразных материалов;

  • требования при транспортировании и размещении сборных железобетонных конструкций и мелкоштучных стеновых материалов;

  • требования при транспортировании и размещении штучных и тарно­штучных грузов;

  • требования при транспортировании и размещении продукции растениеводства, плодоовощной и пищевой продукции;

  • требования при транспортировании и размещении продукции на торговых складах, базах, холодильниках, в организациях розничной торговли и общественного питания;

  • требования при транспортировании и складировании нефтепродуктов;

  • требования безопасности при ручном перемещении грузов;

  • особенности выполнения погрузочно­-разгрузочных работ на авиационном транспорте;

  • особенности выполнения погрузочно­-разгрузочных работ на речном транспорте;

  • особенности выполнения погрузочно­-разгрузочных работ на гужевом транспорте.

Для организации и проведения погрузочно­-разгрузочных работ в соответствии с требованиями охраны труда наниматель приказом (распоряжением) из числа руководителей и специалистов назначает лиц, ответственных за безопасное проведение погрузочно­-разгрузочных работ (лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, — при производстве работ грузоподъемными машинами). В организациях с малым числом кранов (до трех регистрируемых кранов), для контроля которых не могут быть назначены все ответственные специалисты, предусмотренные Правилами, по согласованию с органом государственного технического надзора выполнение обязанностей специалиста, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, может возлагаться на одного работника соответствующей специальности.

В Правилах определены также требования к повышению квалификации выше­указанных лиц и порядку проверки знаний особенностей технологического процесса, требований правил устройства и безопасной эксплуатации подъемно-­транспортного оборудования и других нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда при проведении конкретных видов погрузочно­-разгрузочных работ.

Пунктом 8 Правил установлено, что лицо, ответственное за безопасное проведение погрузочно-­разгрузочных работ (лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами):

  • организует и обеспечивает безопасное производство погрузочно­-разгрузочных работ;

  • обеспечивает освещенность места производства работ в соответствии с проектом производства работ, технологической картой и другой документацией;

  • указывает работникам место, порядок и габариты складирования грузов;

  • следит за тем, чтобы выбор способов погрузки, разгрузки, перемещения грузов соответствовал требованиям охраны труда;

  • непосредственно руководит процессом перемещения грузов, для которых не разработаны схемы строповки;

  • не допускает: применение грузоподъемных машин с истекшим сроком технического освидетельствования; немаркированных, неисправных или не соответствующих характеру и массе грузов съемных грузозахватных приспособлений;

  • обеспечивает выполнение предусмотренных нарядом­допуском мероприятий;

  • проводит с работниками целевой инструктаж по охране труда, если выполнение погрузочно­-разгрузочных и складских работ не связано с их прямыми обязанностями по специальности, а также перед выполнением работ по наряду­-допуску или с опасными грузами;

  • контролирует применение работниками средств индивидуальной защиты;

  • выполняет предписания органов государственного надзора;

  • при возникновении опасности для жизни и здоровья работников прекращает работы и принимает меры по устранению возникшей опасности, а при необходимо­сти обеспечивает эвакуацию работников из опасной зоны.

К выполнению погрузочно-­разгрузочных и складских работ допускаются лица, прошедшие в установленном порядке медицин­ский осмотр, обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Работники, допущенные к работе с электрооборудованием (электрическими талями, кран-­балками и тому подобным оборудованием), должны иметь группу по электробезопасности не ниже II.

При применении автопогрузчиков, эле­ктропогрузчиков должны соблюдаться требования Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации напольного колесного безрельсового транспорта, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 165.

При переноске тяжестей грузчиком (мужчины старше 18 лет) допускается максимальная нагрузка 50 кг, больший груз должны поднимать и перемещать не менее двух человек (мужчин) (п. 15 Правил).

На работах с применением женского труда необходимо соблюдать требования СанПиН № 9­72­88 «Гигиенические требования к условиям труда женщин», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 25 марта 1999 г. № 12, Предельных норм подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную, утвержденных постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 8 декабря 1997 г. № 111.

В соответствии с указанными нормами предельно допустимая масса груза при подъеме и перемещении тяжестей женщинами вручную:

  • при чередовании с другой работой (до двух раз в час) — 10 кг;

  • постоянно в течение рабочей смены — 7 кг.

Суммарная масса грузов, перемещаемых женщиной в течение каждого часа смены, с рабочей поверхности до 350 кг; с пола — до 175 кг. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг. Расстояние, на которое перемещается груз вручную, не должно превышать 5 м, высота подъема груза с пола ограничивается 1 м, а с рабочей пове­рхности (стол и другое) — 0,5 м.

На работах с применением труда лиц, не достигших 18 лет, должны соблюдаться Нормы предельно допустимых величин подъема и перемещения тяжестей вручную подростками от 14 до 18 лет, утвержденные постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 18 декабря 1997 г. № 116. В приложении к Правилам указаны предельно допустимые величины подъема и перемещения тяжестей вручную подростками от 14 до 18 лет.

Лица, не достигшие восемнадцати лет, к выполнению погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами не допускаются.

Производство погрузочно­-разгрузочных работ с опасными грузами при несоответствии их тары и упаковки требованиям технических нормативных правовых актов на данную продукцию, неисправности тары и упаковки, а также при отсутствии на них маркировки и знаков опасности (предупредительных надписей) не допускается. При необходимости работы с грузом, являющимся источником вредных и опасных производственных факторов, должны применяться соответствующие средства защиты как коллективные, так и индивидуальные.

Погрузку (разгрузку) баллонов со сжатым и сжиженным газом, емкостей с едкими и ядовитыми веществами следует по возможности производить механизированным способом и в специальных контейнерах (п. 227 Правил).

Погрузочно­разгрузочные работы выполняются на участках (площадках) с твердым основанием, обеспечивающих устойчивость складируемых материалов, подъемно­-транспортного оборудования и транспортных средств, при соответствующем установленным нормам освещении.

Участки (площадки), где выполняются погрузочно­-разгрузочные работы, и подходы к ним должны быть очищены от мусора, посторонних предметов. В зимнее время необходимо следить за тем, чтобы площадки, на которых выполняются  погрузочно­-разгрузочные работы, а также трапы, сходни, мостки и тому подобное содержались в состоянии, исключающем возможность скольжения людей и пробуксовки колес передвижных средств механизации, были очищены ото льда, снега, посыпаны песком, шлаком или другими противоскользящими материалами.

В местах постоянной погрузки и разгрузки транспортных средств погрузочно­-разгрузочные работы выполняются с погрузочно­-разгрузочных рамп, платформ, эстакад и других стационарных сооружений высотой, равной высоте пола транспортного средства.

Стационарные сооружения для погрузки и разгрузки автомобильного транспорта оборудуются колесоотбойными предохранительными устройствами, препятствующими съезду и опрокидыванию транспортных средств, наезду их на работников.

Места производства погрузочно-­разгрузочных и складских работ обеспечиваются соответствующими знаками безопасности. Границы штабелей, проходов и проездов между ними обозначаются определенным образом. Площадки для производства погрузочно­-разгрузочных работ должны иметь уклон не более 5о, при применении автопогрузчиков и электропогрузчиков — не более 3о.

Погрузочно­разгрузочные работы в охранной зоне линии электропередачи (при использовании стреловых самоходных кранов на расстоянии ближе 30 м от подъемной выдвижной части крана в любом ее положении, а также от груза до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи) выполняются при наличии наряда­-допуска и письменного разрешения владельца линии электропередачи в присутствии лица, ответственного за безопасное проведение погрузочно­-разгрузочных работ (лица, ответственного за безопасное производство работ кранами).

При выполнении погрузочно-­разгрузочных работ не допускается:

  • выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных или токсических веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные или токсические вещества на рабочем месте или в рабочее время;

  • пользоваться на территории складов открытым огнем;

  • курить в местах, специально не предназначенных для курения;

  • загромождать подступы и проходы к противопожарному инвентарю, гидрантам и выходам из помещений;

  • применять неисправные приспособления и инструмент, использовать немаркированные, неисправные или не соответствующие по грузоподъемности и характеру груза съемные грузозахватные приспособления и тару;

  • выполнять работу без средств индивидуальной защиты, использовать средства индивидуальной защиты, не прошедшие испытания в установленные сроки;

  • производить погрузочно-разгрузочные и складские работы при отсутствии достаточного освещения.

В зимних условиях при низкой температуре погрузочно­-разгрузочные работы проводятся с установленными перерывами для обогрева.

На места производства погрузочно­-разгрузочных работ и к оборудованию не должны допускаться лица, не имеющие прямого отношения к этим работам.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 10 (69), октябрь 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

otdelkadrov.by

Меры безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ

Одна из основных операций при транспортировке грузов — погрузочно-разгрузочные работы. К их выполнению вручную допускают лиц, не имеющих медицинских противопоказаний, прошедших вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по безопасности труда. При использовании грузоподъемных механизмов обязательно наличие удостоверения на право их обслуживания.

Для обеспечения безопасности погрузочно-разгрузочных работ администрация предприятия издает приказ о назначении старшего — ответственного лица, указания которого обязательны для выполнения всеми членами бригады. Ответственное лицо обязано:

обеспечить перед началом работы охранную зону;

проверять исправность используемых при работе оборудования и приспособлений, запрещать работу на неисправных механизмах и с неисправным инвентарем;

контролировать соответствие выбранных способов погрузки, разгрузки и перемещения грузов правилам безопасности;

следить за соблюдением норм переноски и перемещения тяжестей работающими;

запрещать погрузочно-разгрузочные работы с помощью механизмов при скорости ветра более 12 м/с;

принимать при возникновении опасных ситуаций необходимые меры предосторожности и прекращать работы до их устранения.

Погрузочно-разгрузочные площадки и подъездные пути оборудуют общепринятыми дорожными знаками, знаками безопасности, плакатами и предупреждающими надписями. Постоянные пункты приема, перевалки и складирования грузов оснащают необходимыми механизированными средствами. Размеры площадок для погрузки и выгрузки определяют таким образом, чтобы при максимальной насыщенности пункта транспортными средствами между ними выдерживались безопасные интервалы. Место производства работ по подъему и перемещению грузов во время выполнения операций трудового процесса должно быть освещено.

Перед началом погрузочно-разгрузочных работ надежно затормаживают поставленное под погрузку (разгрузку) транспортное средство и глушат двигатель. Борта прицепа или автомобиля следует открывать одновременно не менее чем двум работникам при их нахождении сбоку от бортов; перед открытием убеждаются в безопасном расположении груза; при разгрузке (погрузке) железнодорожных вагонов под их колеса устанавливают с двух сторон тормозные башмаки.

Ряд мер безопасности следует выполнять при погрузке (разгрузке), укладке и перемещении грузов определенного вида.

Перемещать бочки, барабаты и ящики с опасными веществами необходимо на специальных тележках. Запрещается ручная переноска аккумуляторных батарей. Такой груз перемещают только на специальных тележках с устроенными на их платформах гнездами по размеру перевозимых батарей. Кислоты, щелочи и другие агрессивные жидкости транспортируют только вдвоем в приспособленных для этого носилках, тележках, обеспечивающих полную безопасность. Для перемещения баллонов с газом применяют специальные тележки, конструкция которых должна предохранять баллоны от тряски и ударов. При транспортировке баллонов в летнее (жаркое) время их необходимо укрывать материалом, защищающим от воздействия прямых солнечных лучей. Запрещается бросать или подвергать толчкам сосуды со сжатым, сжиженным или растворенным под давлением газом. Для погрузки (разгрузки) длинномерных грузов, превышающих 1/3 длины кузова транспортного средства, следует выделять не менее чем двух человек. Запрещается переносить длинномерные материалы на ломах, деревянных брусьях и т. д., грузы на носилках по лестницам.

При укладке грузов необходимо обеспечивать:

устойчивость штабелей, пакетов;

механизированную разборку штабеля и подъем груза навесными захватами подъемно-транспортного оборудования;

безопасность работы на штабеле или около него;

возможность применения и нормального функционирования средств защиты работающих.

Не допускается укладывать в штабель грузы в слабой упаковке, которая может не выдержать нагрузки от верхних рядов груза, или имеющих неправильную форму, не обеспечивающую устойчивость штабеля. Высота штабеля при ручной укладке не должна превышать 2 м. Запрещается вплотную укладывать штабель к штабелю во избежание обвала при разборке одного из них. Разрешается брать грузы только с верхнего ряда штабеля. При снятии груза необходимо предварительно убедиться, что лежащий рядом груз займет устойчивое положение и не упадет.

Предыдущая К содержанию Вперед Полезная информация:

ohrana-bgd.narod.ru