Определение статуса военнослужащего. Военнослужащие и их статус


14. Определение статуса военнослужащего.

Статус военнослужащих

1. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих.

Порядок выдачи военнослужащим указанных документов и финансирования мероприятий, связанных с их выдачей, определяется Правительством Российской Федерации.

4. Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее органы государственной власти), органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам Российской Федерации (далее - граждане), уволенным с военной службы, и членам их семей.

15. Обязанности офицеров: общие, должностные и специальные.

В соответствии с нормативными актами к офицерскому составу относятся граждане страны, которым присвоены воинские звания от младшего лейтенанта и выше. законодательством установлены предельные возрасты пребывания офицеров наслужбе:

- для Маршалов Российской Федерации, генералов армии, генерал-

полковников – до 60 лет;

- для генерал-лейтенантов и генерал-майоров – до 55 лет;

- для полковников – до 50 лет;

- для остальных – до 45 лет.

С военнослужащими, достигшими предельного возраста, но владеющими редкими военно-учетными специальностями, может быть заключено до 5-ти годичных контрактов о прохождении военной службы.

Присвоение офицерам воинских званий, лишение воинских званий, снижение, восстановление в воинских званиях: В соответствии с законодательством каждому военнослужащему, в том числе и офицеру, присваивается персональное воинское звание. Согласно ныне действующего законодательства очередное звание присваивается офицеру в день истечения срока пребывания в предыдущем воинском звании. Воинское звание может быть присвоено досрочно за особые личные заслуги, но не выше воинского звания, предусмотренного его должностным положением. За особо личные заслуги офицеру может быть присвоено звание на одну ступень выше занимаемой им должности, но не выше звания майор (капитан 3 ранга). Офицер может быть лишен звания только по приговору суда за умышленное совершение преступление.

После снятие судимости ему может быть присвоено воинское звание, которого он был лишен. В качестве дисциплинарного взыскания офицеры (кроме высших офицеров) могут быть снижены в воинском звании на одну ступень решением замминистра обороны или министром обороны РФ. При объявлении такого взыскания определяется время для замены соответствующих знаков различия. Запрещается срывание погон, срезание нашивок и другие действия, унижающие личность военнослужащего. Офицеры, сниженные в воинском звании, независимо от занимаемой ими должности восстанавливаются в прежнем воинском звании одновременно со снятием дисциплинарного взыскания. Назначение на должность, перемещение и продвижение по службе. На офицеров не может быть возложено постоянное исполнение обязанностей по

должности, которую он занимает. По каждой воинской должности министерством обороны устанавливаются квалификационные требования, которым должен соответствовать военнослужащий,

занимающий эту должность. При назначении офицеров на должность соблюдаются условия:

- должно обеспечиваться использование их по основной специальности или родственной, а если иной, то в соответствии с имеющимся опытом;

- использование офицеров на должностях по новым специальностям должна предшествовать переподготовка на курсах или сборах;

- лицам офицерского состава, состоящими между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), не разрешается проходить службу в одной воинской части, учреждения, организации, соединении, объединении до

округа, фронта, группы войск, флота включительно, если прохождение ими военной службы связано с подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

- назначение лиц офицерского состава в порядке служебного совместительства в воинских частях, учреждениях, организациях разрешается только в тех случаях, если это вызвано служебной необходимостью, с разрешения министра обороны или его первого заместителя;

- ²совместительство² офицерам разрешено лишь тогда, когда оно связано с научной, преподавательской и творческой деятельностью;

- офицерам запрещено помогать физическим и юридическим лицам в осуществлении их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение, льготы. Назначение офицеров на должности производиться в соответствии с воинскими званиями, предусмотренными штатами должностей. Оно осуществляется теми же лицами и для тех же должностных категорий, что и в случае с присвоениями

офицерских званий, не считая лишь того, что на должности до старшего лейтенанта включительно офицеров могут назначать командиры воинских частей (полков, кораблей 1 ранга и им равных). Офицеры, служащие по контракту в конкретной воинской части, не могут назначаться на воинскую должность, замещаемую полковниками или высшими офицерами.

Каждый военнослужащий имеет определенные должностные и специальные обязанности. Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами. Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности. Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами (на применение оружия, силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и т.д.). Военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. Дисциплинарную ответственность военнослужащие несут по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами. За административные правонарушения (нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил) военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного

ареста. За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с федеральным законом о материальной ответственности военнослужащих.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащие несут гражданско-правовую ответственность.

За совершенные преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

studfiles.net

Статус военнослужащего

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Военнослужащий как субъект права.. 6

1.1. Понятие и виды военнослужащих. 6

1.2. Статус военнослужащего: понятие и конституционно-правовые аспекты 15

2. Права и обязанности военнослужащего.. 23

2.1. Права военнослужащего. 23

2.2. Социально-правовые проблемы материального обеспечения военнослужащих. 41

2.3. Обязанности и отвественность военнослужащего. 56

3. Запреты и ограничения, связанные с военной службой 66

3.1. Понятие запретов и ограничений. 66

3.2. Запреты и ограничения в политической и экономической сферах. 68

3.3. Запреты в связи с особым характером военной службы, ограничения свободы слова и печати. 79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 83

ЛИТЕРАТУРА.. 86

ПРИЛОЖЕНИЯ

Конституция Российской Федерации 1993 года[1] возлагает на граждан обязанность и долг по защите Отечества. Институт защиты Отечества реализуется различными правовыми средствами, в том числе учреждением военной службы как особого вида государственной службы. Проблема взаимодействия государства и граждан по вопросам исполнения военной службы требует неотложного решения и приобретает особый характер в связи с формированием в России правового государства и гражданского общества, сохранением военных угроз в современных условиях.

В России в настоящее время в ходе реформирования экономической, политической и социально-культурной сфер общественной жизни осуществляется комплекс мероприятий, направленных на совершенствование государственного механизма, в том числе той его части, в которой российскими гражданами исполняется военная служба. Военнослужащим принадлежит важнейшая роль в решении задач обороны и безопасности государства и тем самым обеспечении возможности реформирования российского общества на основах демократии и права.

Процесс военного реформирования, одним из направлений которого является значительное сокращение Вооруженных Сил Российской Федерации, повышение их эффективности и улучшение условий военной службы и других государственных военных организаций, поднимает вопрос о совершенствовании законодательства в этой сфере, осуществляемого на строго научной основе. В связи с этим актуальность научных исследований в указанной предметной области очевидна.

Целью данной дипломной работы является всесторонний анализ правового статуса военнослужащего. Для достижения указанной цели автор поставил перед собой следующие задачи:

- анализ понятия «военнослужащий» и проведение классификации военнослужащих;

- определение содержания понятия «правовой статус военнослужащего»;

- анализ совокупности прав, которые предоставлены военнослужащим;

- определение правовых и социальных проблем, возникающих при реализации военнослужащими права на материальное обеспечение;

- анализ обязанностей военнослужащего;

- анализ запретов и ограничений, связанных с военной службой;

- выработка предложений по совершенствованию законодательства о военнослужащих.

Объектом данной дипломной работы является правовой статус военнослужащего. Предметом же выступают нормативные источники, материалы судебной практики, справочные и статистические материалы, учебная и научная литература.

Задачи, объект и предмет исследования определяют его структуру. Работа состоит из трех глав, каждая из которых делится на параграфы. Первая глава посвящена теоретическим вопросам определения понятия «военнослужащий» и «статус военнослужащего». Вторая глава представляет собой анализ прав и обязанностей военнослужащего. Третья глава раскрывает систему запретов и ограничений, связанных с военной службой.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы.

К общенаучным методам исследования можно отнести методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, формально-логический метод.

К частнонаучным методам исследования относится, прежде всего, формально-юридический метод. Он включает в себя: а) описание норм права; б) установление юридических признаков определенных явлений; в) выработку правовых понятий; г) классификацию правовых понятий; д) установление их природы с точки зрения положений юридической науки; е) объяснение правовых понятий под углом зрения юридических теорий; ж) описание, анализ и обобщение юридической практики.

Также автором были использованы метод историко-правового анализа, сравнительного правоведения, метод системного анализа и некоторые другие.

К теме определения статуса военнослужащего обращалось множество ученых-правоведов в числе которых можно назвать таких как Артамонов Д. Н., Бахрах Д. Н., Белов В. К., Бобровский П. Р., Васецкий Н. А., Витрук Н. В., Воеводин Л. Д., Воронов А. Ф., Голенко Е. Н., Добровольский А. М., Корякин В. М., Кудашкин А. В., Кучинский В. А., Матузов Н. И., Мигачев Ю. И., Патюлин В. А., Побежимов Ф. И., Старилов Ю. Н., Тюрин А. И., Федосенко В. и др.

Вместе с тем, признавая авторитет этих ученых, нельзя утверждать, что их работы являются чем-то раз и навсегда данным. Меняется законодательство, меняются тенденции судебной практики, следовательно, необходимы дальнейшие научные исследования указанного института.

Положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы в работе органов военного управления, судов, а также в учебном процессе.

Таким образом, данная дипломная работа является комплексным исследованием правового статуса военнослужащих.

В русском языке термин «служащий» обозначает человека, состоящего на какой-либо службе.

Военнослужащий — это лицо, состоящее на военной службе, которая призвана решать задачи в сфере безопасности и обороны государства, которые были рассмотрена в главе первой настоящего исследования.

Военнослужащие представляют собой социальную группу, состоящую из индивидуальных субъектов права, осуществляющих определенные социально необходимые функции и выполняющих задачи в учрежденных и действующих государственных органах и организациях, в которых законом предусмотрена военная служба. Военнослужащие являются своего рода персоналом, обеспечивающим исполнение функций указанных органов и организаций.

Впервые «служилые люди» упоминаются в период Московского великого княжества: так назывались дворяне, связанные с великим князем обязанностью служить ему, «нести военное дело». В соответствии с «Уложением о службе» 1555 года, «Судебником» Ивана IV (1559 год), «Соборным уложением» Алексея Михайловича (1649 год) «служилые люди» («ратные люди») состояли на «государевой службе», за что получали земли и «государево жалованье»[2] .

Впоследствии в России появилась новая категория служилых людей, которых набирали «по прибору» (по набору). Им не давали за службу земли и поместья, а выдавали от казны денежное и хлебное жалованье, одежду и обувь, «доспехи и снаряжение». К ним относились стрельцы, пушкари, казаки, городовые[3] .

Основу государственной службы, в отличие от службы государю, в том числе и в военной области, заложила введенная Петром I «Табель о рангах...» 1722 года, в соответствии с которой все должности, включая военные, разделялись на 14 классов, или чинов. В связи с реформами Петра I — организацией регулярной армии, появлением профессионального чиновничества и т. д. — термин «служилые люди» окончательно вышел из обращения. Вместо него стали употребляться термины «чиновник», «воинский чин», «военнослужащий».

По дореволюционному законодательству к военнослужащим относились:

1) воинские чины, состоящие на действительной военной службе или, как говорится в ст. 1 кн. VII Свода военных постановлений «Прохождение военной службы по военному ведомству», «служащие в военном ведомстве». Воинские чины по указанному закону разделялись на четыре степени: нижние чины, обер-офицерские, штаб-офицерские и генеральские. Сюда же относились зауряд-прапорщики, то есть удовлетворяющие определенным условиям унтер-офицеры, исполняющие в мобилизованных войсках офицерские обязанности и носящие офицерскую форму;

2) гражданские чиновники военного ведомства, состоящие на действительной военной службе в военном ведомстве и имеющие классный чин. К ним также относились зауряд-чиновники, то есть занимающие в военное время классные должности в войсках и по военному управлению кандидаты на классную должность, нестроевые старшего разряда и нижние чины с высшим и средним образованием;

3) военное духовенство, которое кроме лиц, имеющих военные и гражданские чины, состояло на службе в военном ведомстве. Степени духовной иерархии определялись в канонических постановлениях церкви и в Своде Законов Российской Империи[4] .

Под понятие военнослужащих не подходили лица, «обязанные воинской повинностью, но числящиеся в запасе или в ополчении»[5] . Действительно указанные лица никакой военной службы как специфической деятельности не осуществляли. Связь их с военным ведомством состояла лишь в том, что они состояли у него на учете; военнослужащими они становились с момента призыва на действительную военную службу.

Не признавались также военнослужащими лица, служащие в военном ведомстве по вольному найму. По действующему законодательству Российской Федерации они именуются гражданским персоналом. Эти лица находятся не в публично-правовых отношениях к государству, а в частноправовых, основанных на частноправовом договоре, по действующему законодательству — трудовом договоре (контракте), регулируемом Трудовым Кодексом Российской Федерации.

По дореволюционному российскому законодательству к военнослужащим не относились лица, которые хотя и имели воинский чин, но состояли на государственной гражданской службе.

mirznanii.com

Статус военнослужащих

Статус военнослужащих определен Федеральным законом РФ «О статусе военнослужащих». Под ним понимается совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих. Граждане приобретают статус военнослужащего с началом военной службы и утрачивают его с ее окончанием.

В соответствии с этим законом военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, которые установлены законами Российской Федерации.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженной защите Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, и некоторым ограничением их прав и свобод им предоставляются льготы, гарантии и компенсации.

Права военнослужащих

Военнослужащие пользуются установленными законодательством Российской Федерации правами и свободами наравне с другими гражданами. Однако с учетом особого характера обязанностей военнослужащих для них существуют определенные ограничения в общегражданских правах и свободах.

Так, право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинской части и обеспечения своевременности прибытия к месту службы. Правила передвижения военнослужащих в расположении воинской части, их выезда за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяются общевоинскими уставами.

При реализации права на свободу слова, выражения своих мнений и убеждений, на доступ к поручению и распространению информации военнослужащие не должны разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира. Военнослужащим запрещается участвовать в забастовках, а также прекращать исполнение обязанностей военной службы с целью урегулирования вопросов, связанных с ее прохождением. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица, но они не имеют права отказываться от исполнения обязанностей военной службы по религиозным мотивам и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии. Военнослужащие в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Они могут состоять в общественных объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности в свободное от исполнения служебных обязанностей время.

Право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения военной службы. Характер служебной деятельности и перемещение по службе военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяется их квалификацией, а также служебной необходимостью. Военнослужащие не имеют права заниматься другой оплачиваемой работой, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности (если они не препятствуют исполнению обязанностей военной службы). Продолжительность служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяется распорядком дня воинской части. Им предоставляется ежедневно не менее восьми часов для сна и двух часов для личных потребностей, за исключением случаев, определенных общевоинскими уставами (боевое дежурство, внутренняя служба и др.). Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву в военных образовательных учреждениях профессионального образования и учебных воинских частях, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно. Дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а если они заняты исполнением обязанностей военной службы, отдых предоставляется в другие дни недели. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, предоставляется один основной отпуск, продолжительность которого зависит от занимаемой должности. Так, для военнослужащих, проходящих службу на воинских должностях, для которых штатом предусмотрены воинские звания солдат и матросов, он составляет 20 суток, для сержантов и старшин – 30 суток. Продолжительность основного отпуска может быть увеличена в качестве поощрения, либо сокращена в порядке наказания на срок до пяти суток. Время, необходимое для проезда военнослужащего к месту проведения отпуска и обратно, в счет отпуска не засчитывается. Военнослужащим может быть предоставлен отпуск по личным обстоятельствам до десяти суток (в случаях тяжелого состояния здоровья или смерти близкого родственника, пожара или другого стихийного бедствия, постигшего семью или близкого родственника военнослужащего, и в других исключительных случаях).

Кроме общегражданских прав и свобод, военнослужащие имеют права, обусловленные военной службой. К числу таких прав относится право на материальное обеспечение в период нахождения на военной службе (денежное довольствие, продовольственное и вещевое обеспечение, предоставление жилых помещений).

Денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания. Размеры этих окладов определяются Правительством Российской Федерации.

Продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, установленные Правительством Российской Федерации. Организация питания военнослужащих, проходящих службу по призыву, организуется по месту службы.

Военнослужащие обеспечиваются вещевым имуществом и банно-прачечным обслуживанием в зависимости от условий прохождения военной службы по установленным нормам.

studfiles.net

Определение статуса военнослужащего

Определение статуса военнослужащего

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 76-ФЗ О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Принят Государственной Думой 6 марта1998 года

Одобрен Советом Федерации 12 марта 1998 года

(внесены изменения от 17.12.2009 г. №313 ФЗ)

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Статус военнослужащих

1. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих.

Порядок выдачи военнослужащим указанных документов и финансирования мероприятий, связанных с их выдачей, определяется Правительством Российской Федерации.

4. Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти), органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам Российской Федерации (далее - граждане), уволенным с военной службы, и членам их семей.

Гарантии правовой и социальной защиты

Правовые основы воинской службы

1. Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

2. Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Право на труд

Право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. Государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту:

- занятие воинских должностей и перемещение по службе с повышением в должности в соответствии с полученной профессиональной

квалификацией и достигнутыми в служебной деятельности результатами на конкурсной основе;

- повышение профессиональной квалификации с учетом интересов военной службы и их собственного выбора.

Денежное довольствие

Денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее оклад по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее оклад по воинскому званию), которые составляют оклад месячного денежного содержаний военнослужащих и других дополнительных денежных выплат (далее выплаты).

Право на жилище

Государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений.

Трудоустройство

Военнослужащие (кроме военнослужащих, проходящий военную службу по призыву) не могут быть уволены с военной службы вопреки их желанию до приобретения права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, указанным в Законе Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».

Правовая защищенность - это система норм, которые содержатся в законах государства, провозглашающих основные права и свободы военнослужащим. Это наличие в государстве законов, формулирующих права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих. Социальная защищенность - это наличие механизмов, с помощью которых реализуются правовое положение военнослужащих и гарантии (также закрепленные в законах) обеспечения их прав и свобод.

Определение статуса военнослужащего



infopedia.su

Статус военнослужащих - часть 2

2. Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, льгот, гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

3. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:реализацию их прав, льгот, гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

4. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения.

5. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При осуществлении призыва на военную службу, заключении с военнослужащими контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется органами государственной власти, правоохранительными органами и органами военного управления.

Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

Статья 4. Правовые основы статуса военнослужащих.

1. Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

2. Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

ГЛАВА II.ПРАВА И СВОБОДЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

Статья 5. Защита свободы, чести и достоинства военнослужащих.

1. Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - общевоинские уставы).

2. Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Военнослужащие могут быть задержаны или подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания с содержанием на гауптвахте, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

О задержании военнослужащих вне расположения воинской части, в которой они проходят военную службу, немедленно уведомляются органы военного управления и органы военной прокуратуры.

Статья 6. Право на свободу передвижения и выбор места жительства.

1. Право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы.

Правила передвижения военнослужащих в расположении воинской части, их выезда за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяются общевоинскими уставами. Порядок выезда военнослужащих за пределы территории Российской Федерации определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на изменение места военной службы, в том числе на перевод в другую местность, в соответствии с заключенными ими контрактами, с учетом условий прохождения военной службы, состояния здоровья военнослужащих и членов их семей (на основании заключения военно-врачебной комиссии) и по иным основаниям, устанавливаемым Положением о порядке прохождения военной службы.

3. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Статья 7. Свобода слова. Право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании.

1. Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира.

2. Военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части.

3. Участие военнослужащих в забастовках, а равно иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы, запрещаются.

Статья 8. Свобода совести и вероисповедания.

1. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица.

2. Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии.

3. Религиозная символика, религиозная литература и предметы культа используются военнослужащими индивидуально.

4. Государство не несет обязанностей по удовлетворению потребностей военнослужащих, связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью отправления религиозных обрядов.

5. Создание религиозных объединений в воинской части не допускается. Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира.

Статья 9. Право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями.

1. Военнослужащие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления.

Особенности правового положения военнослужащих, избранных в органы государственной власти и органы местного самоуправления, определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Военнослужащие могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы.

Создание и деятельность профессиональных союзов военнослужащих регулируются федеральным законом.

Статья 10. Право на труд.

1. Право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.

2. Государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту:

mirznanii.com

Статус военнослужащих | lemur59.ru

           СТАТУС  ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ОСНОВНЫЕ ПРАВА,

        СВОБОДЫ  И  ГАРАНТИИ  ПО  СОЦИАЛЬНОЙ  ЗАЩИТЕ.

 Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством и гарантированных государством. Граждане приобретают статус военнослужащего с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.  Он предусматривает :

     защиту свободы, чести и достоинства военнослужащих.

Военнослужащий находится под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, кроме лиц, уполномоченных на это законодательством;

     свободу  передвижения.Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, вправе свободно передвигаться в расположении воинских частей и в пределах гарнизонов, в которые они уволены из расположения воинских частей;

     свободу  слова. Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не должны разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командиров и начальников. Участие военнослужащих в забастовках запрещается;

    право на участие в управлении делами общества и государства.Военнослужащие имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления ;

    право на труд.  Время прохождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их трудовой стаж и стаж работы по специальности из расчёта один месяц военной службы за два месяца работы ;

    служебное время и право на отдых .  Продолжительность служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяется распорядком дня воинской части в соответствии с требованиями общевоинских уставов Вооружённых Сил. При этом им ежедневно, за исключением случаев, определяемых общевоинскими уставами Вооружённых Сил, представляется не менее восьми часов для сна и двух часов личного времени, а также не менее одних суток отдыха еженедельно.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву на воинских должностях, для которых штатом предусмотрены воинские звания рядового и матроса, представляется один основной отпускпродолжительностью 15 суток, а на воинских должностях, для которых штатом предусмотрены воинские звания сержанта и старшины, - 20 суток.

Продолжительность основного отпуска военнослужащим в виде поощрения либо наказания может быть увеличена или сокращена на срок до 5 суток.

Отпуска по личным обстоятельствам на срок до 10 суток предоставляется военнослужащим :

-         в случае тяжёлого состояния здоровья или смерти ( гибели ) близкого родственника военнослужащего ( отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родных брата или сестры ) или лица, на воспитании которого находился военнослужащий;

-         в случае пожара или другого стихийного бедствия, постигшего семью или близкого родственника военнослужащего.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, отпуск по личным обстоятельствам на срок до 10 суток может быть предоставлен и в других исключительных случаях, когда по решению командира воинской части присутствие военнослужащего в семье необходимо.

Продолжительность основного отпуска и отпуска по личным обстоятельствам увеличивается на количество суток, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно;

    денежное  довольствие.  Денежное довольствие военнослужащего состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и другими дополнительными денежными выплатами;

    дополнительные денежные выплаты.  Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, при убытии в основной отпуск, а также в отпуск по болезни ( на основании заключения военно-врачебной комиссии ) производится выплата в размере не менее одного оклада денежного содержания. При переезде военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в связи с переводом к новому месту военной службы или в связи с передислокацией воинской части ( подразделения ) им производится выплата в размере твёрдой ставки ( суточные ), установленной Правительством РФ для командированных работников, либо выдаётся продовольственный паёк на каждые сутки нахождения в пути;

     право на жилище.  За военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва ( поступления ) на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий;

    право на охрану жизни, здоровья, медицинскую помощь.  Военнослужащие имеют право на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях по месту военной службы.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, при наличии медицинских показаний обеспечиваются бесплатным санаторно-курортным лечением. Указанным военнослужащим при убытии в отпуск по болезни в качестве дотации на лечение производится выплата в размере четырёх установленных законом минимальных размеров оплаты труда;

    страховые гарантии военнослужащих.  Военнослужащие подлежат государственному личному страхованию на случай гибели ( смерти ) или увечья ( ранения, травмы, контузии ), заболевания, полученных в период прохождения ими военной службы;

    право на образование и право в области культуры.  Военнослужащие имеют право обучаться в военных образовательных учреждениях профессионального образования.

Военнослужащим , проходящим военную службу по призыву, обучение в гражданских образовательных учреждениях профессионального образования не разрешается.

За гражданами, призванными на военную службу в период обучения в государственных образовательных учреждения профессионального образования, при увольнении с военной службы сохраняется право на продолжение образования в том образовательном учреждении, где они обучались до призыва.

Граждане, уволенные с военной службы и поступающие в государственные образовательные учреждения профессионального обучения по рекомендациям командиров ( начальников ), пользуются правом внеконкурсного зачисления при условии получения ими положительных оценок на вступительных экзаменах;

    проезд на транспорте, почтовые отправления.  Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, имеют право на бесплатный проезд :

-         в железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном ( кроме такси ) транспорте в командировки, в связи с переводом к новому месту военной службы, к местам использования основного отпуска, дополнительных отпусков, на лечение и обратно, к постоянному месту жительства при увольнении с военной службы;

-         на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения ( кроме такси ).

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, имеют право на бесплатную пересылку писем, отправляемых воинскими частями. Бесплатно пересылаются письма, адресованные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по месту их военной службы. Бесплатными почтовыми посылками отправляется собственная одежда граждан, призванных на военную службу;

    увольнение граждан с военной службы.  Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие, равное установленному законом минимальному размеру оплаты труда, а лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - равное пяти установленным законом минимальным размерам оплаты труда.

    

     

   

           

    

 

    

       

    

 

      

    

     

lemur59.ru

Правовой статус военнослужащих

⇐ ПредыдущаяСтр 38 из 126Следующая ⇒

 

Согласно Федеральному закону «О статусе военнослужащих» статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными законодательством.

На них возлагаются обязанности по вооруженной защите Российской Федерации и подготовке к ней, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером этих обязанностей военнослужащим предоставляются льготы, гарантии и компенсации.

Особенности статуса военнослужащего, проходящего военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, регулируются законодательством.

Гражданин приобретает статус военнослужащего с началом военной службы и утрачивает его с ее окончанием.

Правовая защита военнослужа­щих и членов их семей является функцией государства и предус­матривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, льгот, гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Социальная защита военнослужащих и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

- реализацию их прав, льгот, гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;

- совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

- охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников).

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» особо подчеркивает, что никто не вправе ограничивать военнослужащих и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и законодательством о статусе военнослужащих. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих и членов их семей, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в их служебную деятельность, за исключением лиц, уполномоченных на то законодательством и общевоинскими уставами.

Оскорбление военнослужащих, насилие по отношению к ним и угроза его применения, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащим гарантируется свобода вероисповедания. Они вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица и только в свободное от военной службы время. Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по религиозным мотивам и использовать свои служебные полномочия для религиозной пропаганды. Религиозная символика, литература и предметы культа используются ими только по их личному желанию.

Все военнослужащие, в том числе проходящие военную службу по призыву, имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном законодательством. При этом прохо­дящие военную службу по призыву освобождаются от уплаты государственной пошлины за подачу жалобы в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы.

Существо воинского долга составляют защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

Воинский долг обязывает военнослужащих:

- быть верными военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;

- строго соблюдать Конституцию РФ и законы, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;

- дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;

- совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

- быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;

- соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

Командиры являются единоначальниками и отвечают в мирное и военное время за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисципли­ну, правопорядок, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безо­пасность военной службы, состояние и сохранность вооружения, военной техники и военного имущества, материальное, техничес­кое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание.

Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности. Специальные обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

Для их исполнения военнослужащие могут наделяться дополнительными правами (на применение оружия, силы, предъявле­ние требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и т. д.), которые определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

Военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.

Командиры не несут дисцип­линарной ответственности за правонарушения, совершенные их подчиненными, за исключе­нием тех случаев, когда команди­ры скрыли преступления или в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвраще­нию указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц.

За административные право­нарушения (нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил) военнослужащие несут административную ответствен­ность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных ра­бот и административного ареста. За остальные административные правонарушения военнослужа­щие несут дисциплинарную от­ветственность в порядке, опре­деленном общевоинскими уста­вами.

За материальный ущерб, при­чиненный военнослужащими го­сударству при исполнении ими обязанностей военной службы, те привлекаются к материальной ответственности в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих»[135].

За невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащие несут гражданско-правовую ответственность.

За совершенные преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

arhivinfo.ru