Права и обязанности водителя автобуса при перевозке пассажиров. Водитель автобуса обязанности


Должностная инструкция водителя автобуса 2018 года

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции водителя автобуса, образец 2018 года. Должностная инструкция водителя автобуса должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности водителя автобуса, права водителя автобуса, ответственность водителя автобуса.

В должностной инструкции водителя автобуса должны быть отражены следующие пункты:

1. Общие положения водителя автобуса

1.1. Данная должностная инструкция регламентирует основные должностные обязанности и права водителя, осуществляющего перевозку пассажиров и багажа в маршрутных автобусах.

1.2. В случае возникновения критической ситуации, водитель автобуса обязан применить все знания и навыки, а так же все зависящие от него меры по устранению угрозы жизни и здоровью пассажиров автобуса.

2. Должностные обязанности водителя автобуса

Водитель автобуса обязан:

2.1. Подчиняться и выполнять приказы диспетчерского персонала и работникам, руководящим за движением и осуществляющих контроль над работой автомобильного транспорта на линии.

2.2. Соблюдать график движения автобуса, согласно обслуживаемому маршруту, при этом, не превышая разрешенных скоростей и не нарушая технологических требований транспортного средства.

2.3. Заранее знать обслуживаемый маршрут, места расположения остановок, опасные участки дороги, схемы объезда ремонтных участков, а так же расположения медицинских учреждений, заправочных и технических пунктов помощи на маршруте следования.

2.4. Знать и строго следовать правилам дорожного движения, перевозки пассажиров и багажа, данную должностную инструкцию, а так же другие документы, регламентирующие работу пассажирского транспорта и работы по пассажирским перевозкам.

2.5. Перед выходом на маршрут проверить:

  • внешнее и внутреннее состояние автобуса, заправку его расходными материалами;
  • состояние автомобильных шин и зеркал заднего вида;
  • исправность работы аварийных выходов, систем, узлов, агрегатов и приборов, влияющих на безопасность движения;
  • работу систем вентиляции, отопления и переговорного устройства;
  • укомплектованность инструментом, огнетушителями, аптечкой, знаком аварийной остановки, противооткатными упорами;
  • наличие и состояние указателей маршрута.

2.6. Заранее (за полчаса до выхода на маршрут) прибыть к диспетчеру автобусного парка, предъявить удостоверение на право управления автобусом, получить за своей подписью путевой лист, тех. талон, а также при необходимости билеты и билетно-учетный лист.

2.7. При отправлении для работы по специальным заказам (туристическим, экскурсионным и прочим), выписать и получить согласованный с заказчиком путевой лист и схему маршрута.

2.8. Пройти медосмотр и получить разрешение для выхода на линию.

2.9. При движении через контрольно-пропускной пункт автобусного парка предъявить главному механику путевой лист с соответствующими подписями, подтверждающими прохождение медицинского освидетельствования и исправность технического транспортного средства. Произвести в соответствующей документации отметку времени отхода их парка.

2.10. В случае заболевания и/или плохого самочувствия водителя, а так же в случае обнаружения неисправности в транспортном средстве, которая может угрожать безопасности дорожного движения, незамедлительно информировать ответственное лицо автопарка о невозможности выхода на линию.

2.11. Водитель автобуса на линии обязан:

  • иметь опрятный вид, быть в форменной одежде утвержденного образца и при себе водительские права с соответствующей категорией;
  • аккуратно относиться к прикрепленному за ним автобусу, следить за его техническим состоянием;
  • на остановках, продолжительность которых превышает 5 минут, в обязательном порядке выключать двигатель транспортного средства;
  • безукоризненно следовать распоряжениям диспетчеров и других работников, касающихся перевозки пассажиров и обеспечения безопасности дорожного движения;
  • в случае работы двух водителей согласно графику, погодных условий и состояний дороги проводить смену за рулем в пунктах, указанных в путевом листе. Каждую смену в рейсе подтверждать росписью водителя, принимающего управление транспортным средством;
  • по прибытию на конечный пункт маршрута, произвести отметку в путевом листе о времени прибытия и передать путевой лист диспетчеру;
  • в случае работы по специальным, туристическим и экскурсионным маршрутам руководствоваться утвержденным с заказчиком графиком движения и документацией, регламентирующей обслуживание пассажиров: туристов, иностранных туристов и делегаций;
  • при перевозке детей установить на видном месте на передней и задней сторонах автобуса знак «Дети», а так же руководствоваться правилами дорожного движения и инструкцией о порядке перевозки детей автотранспортом.

2.12. При работе водителя автобуса на городских маршрутах:

  • объявлять остановки, внимательно следить за посадкой и высадкой пассажиров, напоминать об оплате за проезд. Начинать движение транспортного средства только после полного закрытия всех дверей автобуса;
  • на остановках подъезжать вплотную к тротуару и останавливаться в зоне указанной дорожными знаками;
  • на конечных остановках проверять салон автобуса на предмет оставленных или забытых вещей, а в случае их обнаружения сдавать диспетчеру.

2.13. Перед отправкой автобуса в рейс объявить пассажирам по громкой связи состав обслуживающего экипажа, маршруте следования, предстоящих промежуточных остановках и предполагаемом времени прибытия в конечный пункт, а так же проинструктировать пассажиров о пользовании аварийными выходами.

2.14. Производить остановку автобуса с соблюдением правил дорожного движения и разметки на всех остановках маршрута, предусмотренных расписанием. Производить посадку пассажиров в автобус исходя из технических норм вместимости транспортного средства.

2.15. На междугородных и международных рейсах предусматривать размещение багажа в правых багажных отсеках.

2.16. На остановках в пути следования междугородных и пригородных маршрутов, где отсутствуют кассы, лично осуществлять продажу билетов пассажирам на проезд и провоз багажа.

2.17. В трудных погодных условиях вести автобус со скоростью, обеспечивающей безопасность перевозки пассажиров и движения. В подобных случаях водитель может следовать по маршруту, не придерживаясь установленного расписания.

2.18. Производить экстренные остановки автобуса по просьбе пассажиров. В случае плохого самочувствия пассажира, оказывать первую медицинскую помощь, используя имеющиеся в аптечке медицинские препараты и приборы.

2.19. Производить остановку автобуса по сигналу работников милиции, ГБДД и ВАИ, контролеров, должностных лиц системы Министерства транспорта РФ. Предъявлять им для проверки путевую и билетную документацию, а также денежную кассу. Информировать пассажиров о предстоящей проверке билетов, оказывать сотрудничество и содействие проверяющим лицам.

2.20. В случае обнаружения неисправности в автобусе во время движения, съехать с проезжей части дороги, включить аварийную сигнализацию, проинформировать пассажиров об опасности выхода на проезжую часть дороги, выставить знак аварийной остановки, доложить о неисправности диспетчеру.

2.21. В случае переутомления и/или плохого самочувствия в пути передать управление транспортным средством второму водителю, в случае его отсутствия остановить автобус. В случае невозможности продолжать работу, принять меры по вызову сменщика или другого автобуса из ближайшего автопарка.

2.22. При совершении дорожно-транспортного происшествия и/или несчастного случая руководствоваться правилами дорожного движения, а также сообщить о случившемся диспетчеру.

2.23. По требованию водителя неисправного автобуса принять его пассажиров, на основании купленных ими билетов. Зафиксировать номера билетов в своем билетно-учетном листе.

2.24. При температуре воздуха ниже 5°C, включать отопление салона.

2.25. По прибытии на промежуточный и/или конечный пункт водитель обязан:

  • произвести остановку автобуса в специально отведенном месте, не создавая помех движению другого транспорта и пешеходов, поставить его на ручной тормоз, заглушить двигатель и включить первую или вторую передачу. Проинформировать пассажиров об остановке и её продолжительности;
  • произвести у диспетчера, кассира или оператора соответствующие отметки в путевом листе о времени прихода. Продолжить движение по маршруту только с разрешения диспетчера, кассира или оператора.
  • на междугородных и международных маршрутах, по прибытию на конечную станцию следования, объявить по громкой связи пассажиром о завершении поездки, осмотреть салон на наличие забытых вещей и выдать пассажирам багаж.

2.26. При необходимости дозаправки автобуса на маршруте, произвести высадку пассажиров вне зоны заправочной станции, произвести заправку при выключенном двигателе.

2.27. По прибытию автобуса в парк:

  • проинформировать главного механика обо всех неисправностях, обнаруженных в дороге, произвести вместе с механиком осмотр транспортного средства и при необходимости оформить протокол учета неисправностей;
  • произвести у диспетчера соответствующую прибытию отметку в путевом листе, зафиксировать остаток горючего, показания спидометра и сдать путевой лист ответственному лицу;
  • в случае выполнения водителем обязанностей кондуктора, сдать и отчитаться в выручке за смену, в соответствии с установленным порядком заполнить и сдать соответствующие документы;
  • сообщить и заполнить все необходимые документы в случае нарушений правил дорожного движения и/или дорожно-транспортных происшествий;
  • зафиксировать в журнале дежурного диспетчера замечания обо всех выявленных на маршруте недостатках, а так же свои предложения по их устранению.

3. Права водителя автобуса

Водитель автобуса имеет право:

3.1. Бесплатного проезда в автобусах городских и пригородных маршрутов.

3.2. Обслуживания вне очереди в пунктах питания на территориях автобазы, промежуточных и конечных пунктах остановок.

3.3. Внеочередного обслуживания в случае покупки билетов на проезд в автобусах.

3.4. На маршруте допускать отклонения от графика:

  • на городских маршрутах ± 5 минут;
  • на пригородных маршрутах ± 7 минут;
  • на междугородных маршрутах ± 10 минут;
  • на международных маршрутах ± 30 минут;

3.5. Контролировать наличие билетов на проезд и провоз багажа у пассажиров, а также на городских автобусных маршрутах взимать штраф с безбилетных пассажиров, с последующей выдачей штрафной квитанции.

3.6. На загородных маршрутах производить посадку и высадку пассажиров по их требованию вне пунктов остановки, но при соблюдении правил дорожного движения.

3.7. Контролировать соблюдения пассажирами норм поведения в общественном транспорте, а так же принимать меры по наказанию виновных, вплоть до высадки из автобуса, и проинформировав о случившемся должностному лицу автобусного парка.

3.8. Требовать от ответственных должностных лиц содействия и при необходимости оказания технической помощи для обеспечения завершения рейса в соответствии с расписанием, в случае невозможности продолжения рейса – обеспечить условия для отдыха сотрудников и пассажиров.

3.9. Требовать от начальства создания и поддержания режима труда и отдыха, а так же поддержания условий, необходимых для работы на линии и в парке.

3.10. В установленном законодательством порядке, подать жалобу на неправомерные действия сотрудников и/или руководства автобусного парка.

3.11. Участвовать в обсуждении и рассмотрении дел, материалов и поступивших на него жалоб, касающихся его непосредственных должностных обязанностей и функций.

3.12. Выносить на обсуждение руководства предложения по улучшению дорожных условий, совершенствованию маршрутов, безопасности перевозок, повышению качества обслуживания пассажиров, улучшению питания, условий труда и отдыха и других.

3.13. Водителю строго запрещается:

  • производить управление автобусом в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, состоянии утомления или болезненном состоянии, а также под воздействием лекарственных средств и препаратов, реагирующих на скорость реакции и внимание;
  • выходить на маршрут и/или продолжать движение на транспортном средстве с неисправностями технического характера, которые могут угрожать безопасности движения, а так же без указателей маршрута автобуса, неисправными переговорными устройствами, без путевого листа и необходимого запаса билетов;
  • передавать управление автобусом другому лицу, фамилия которого не указана в путевом листе и/или не имеющего права управления данным транспортным средством;
  • передавать управление автобусом сменному водителю, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, состоянии утомления или болезненном состоянии, а также под воздействием лекарственных средств и препаратов, реагирующих на скорость реакции и внимание;
  • двигаться на буксире и/или буксировать неисправный автобус, при наличии присутствующих в салоне пассажиров;
  • во время движения производить продажу билетов пассажирам, оформлять документацию, принимать пищу и отвлекаться от работы разговорами. На городских маршрутах транслировать по громкой связи в салон автобуса радиоприемники, магнитофоны и другие звуковые устройства;
  • осуществлять перевозку пассажиров сверх числа мест для сиденья, а на городских и пригородных маршрутах - свыше регламентированной заводом-производителем вместимости;
  • совершать резкое торможение, производить открывание дверей до полной остановки автобуса, а так же начинать движение с незакрытыми дверями;
  • изменять маршрут следования автобуса и нарушать расписание движения, а также выходить на линию раньше установленного в расписании времени;
  • получать от пассажиров и хранить использованные билеты;
  • производить реализацию билетов пассажирам вне салона автобуса, а так же в автобусе до прекращения работы касс станции;
  • оставлять автобус для стоянки вне отведенных для этого местах;
  • курить в кабине и салоне автобуса, а так же провозить в кабине посторонних лиц;
  • развешивать в кабине, салоне автобуса, а так же наносить на внешние стороны транспортного средства различную печатную продукцию, нарушающую действующее руководство по оформлению подвижного состава;
  • проносить и провозить с собой спиртные напитки, а так же допускать распитие пассажирами спиртных напитков в салоне автобуса.

Примерная форма должностной инструкция водителя автобуса - образец 2018 года. Должностные обязанности водителя автобуса, права водителя автобуса, ответственность водителя автобуса.

hr-portal.info

Должностная инструкция водителя автобуса регулярного городского пассажирского транспорта

 

[организационно-правовая форма,наименование организации, предприятия]

Утверждаю

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иногодолжностного лица, уполномоченного утверждатьдолжностную инструкцию]

[число, месяц, год]

М. П.

 

Должностная инструкция водителя автобуса регулярного городского пассажирского транспорта

[наименование организации]

 

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

 

1. Общие положения

 

1.1. Водитель автобуса относится к категории рабочих и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность водителя автобуса принимается лицо, имеющее среднее общее образование, право на управление автомобилем категории [вписать нужное] и стаж вождения не менее [значение] лет.

1.3. Водитель автобуса назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

1.4. Водитель автобуса должен знать:

- устройство и правила технической эксплуатации автобуса, технические характеристики автобуса, нормы расхода топливно-смазочных материалов, запасных частей, принцип работы основных агрегатов и систем автобуса, способы определения и устранения неисправностей;

- правила дорожного движения;

- схему маршрута, особенности и опасные участки маршрута;

- порядок вызова техпомощи, подачи заявки на ремонт и оформления возврата автобуса в парк по техническим отказам;

- порядок работы с микрофоном, перечень обязательных объявлений;

- действующие формы оплаты проезда в наземном городском пассажирском транспорте общего пользования;

- способы связи с оперативным персоналом службы движения и работниками парка;

- порядок оформления путевых листов, билетно-учётных документов;

- особенности эксплуатации автобуса в осенне-зимних условиях;

- памятку водителя транспортного средства по предупреждению террористических актов на подвижном составе;

- влияние погодных условий на безопасность вождения транспортного средства;

- способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;

- сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра;

- основы трудового законодательства;

- правила внутреннего трудового распорядка;

- правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

- правила пользования средствами индивидуальной защиты;

- приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях.

 

2. Должностные обязанности

 

На водителя автобуса возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Выполнение подготовительных работ перед выездом на линию и после возвращения в парк.

2.2. Прохождение в установленном порядке медицинских осмотров с целью выявления заболеваний, несовместимых с выполнением обязанностей водителя автобуса.

2.3. Проверка технического состояния автобуса, комплектности и исправности инструмента, состояния салона, внешнего вида, а также работы освещения, громкоговорящей связи и экипировки автобуса перед выходом на маршрут.

2.4. В случае неисправности автобуса уведомление об этом дежурного мастера и диспетчера с одновременной подачей заявки на ремонт.

2.5. Осуществление движения автобуса в соответствии с расписанием и схемой маршрута.

2.6. Поддержание скорости движения по маршруту согласно расписанию в соответствии с состоянием проезжей части дороги, погодными условиями, при этом не нарушая правил дорожного движения.

2.7. При движении по маршруту осуществление остановки автобуса для высадки и посадки пассажиров на всех остановочных пунктах, указанных в схеме маршрута, независимо от наполнения автобуса.

2.8. Объявлять с использованием радиоустановки остановочных пунктов и порядка оплаты проезда.

2.9. Обеспечение входа через передние двери пассажиров с детьми, детей в возрасте до 10 лет, беременных женщин, инвалидов, престарелых.

2.10. Контроль за соблюдением правил посадки и высадки пассажиров. Начало движения автобуса от остановки возможно только убедившись, что высадка и посадка пассажиров закончена и двери автобуса закрыты.

2.11. Проявление вежливости и предупредительности в обращении с пассажирами.

2.12. Осуществление остановки автобуса: при поступлении сигнала из салона от пассажиров или кондуктора; по требованию работников полиции, ГИБДД, работников группы безопасности движения и линейного контроля, а также в других случаях, предусмотренных правилами дорожного движения.

2.13. Полное освещение салона автобуса в вечернее и ночное время.

2.14. Сообщение диспетчеру парка о вынужденной длительной остановке на линии. При отсутствии связи с диспетчером сообщение о случившемся водителю следующего по маршруту автобуса.

2.15. Осмотр после каждого оборотного рейса салона и технических отсеков автобуса с целью выявления посторонних предметов, проверка состояния шин, крепления колес.

При обнаружении подозрительных предметов осуществление действий согласно "Памятке водителю по предупреждению террористических актов на подвижном составе".

2.16. Сдача диспетчеру обнаруженных в салоне забытых вещей пассажиров, не представляющих опасности.

2.17. Определение и устранение возникших во время работы на линии простейших неисправностей. В случае невозможности устранения неисправности собственными силами осуществление вызова технической помощи.

2.18. По окончании работы на линии получение отметки диспетчера в путевом листе об отправлении автобуса в парк.

2.19. При прибытии в парк предъявление автобуса для осмотра и приема на хранение мастеру, получение его отметки в путевом листе о сдаче автобуса в установленном порядке.

2.20. Сдача кассиру после смены суммы выручки от продажи контрольных билетов по установленной форме.

2.21. Поддержание чистоты в кабине водителя.

2.22. Выполнение оперативных распоряжений диспетчерского персонала и работников, руководящих движением и осуществляющих контроль над работой автомобильного транспорта на линии.

2.23. Соблюдение инструкции по отоплению салона в холодное время года.

2.24. Соблюдение правил дорожного движения, перевозки пассажиров и багажа, данной должностной инструкции, а также иных документов, регламентирующих работу пассажирского транспорта и работу по пассажирским перевозкам.

2.25. [Другие должностные обязанности].

 

3. Права

 

Водитель автобуса имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Отказаться от выезда из автобусного парка или приёмки автобуса на линии, если его техническое состояние не соответствует правилам технической эксплуатации автобуса и не обеспечены безопасные условия труда, при подтверждении технической неисправности мастером ОТК, работником технической помощи или механиком колонны.

3.3. Ограничивать вход пассажиров в автобус в зависимости от его наполнения (предупреждением по микрофону, закрытием дверей).

3.4. При ухудшении условий движения (туман, дождь, снегопад, гололед) ставить вопрос перед диспетчером конечной станции, регулирующим маршрут об изменении режима движения.

3.5. Прекратить движение автобуса в случаях, предусмотренных правилами дорожного движения.

3.6. Требовать своевременного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортного средства и не выходить на линию при отсутствии оплаченного полиса ОСАГО.

3.7. Передавать управление автобусом только сменщику, а также закрепленному за ним стажеру, указанному в путевом листе, слесарю технической помощи при буксировке автобуса, наставнику-водителю (при наличии у них удостоверения на право управления автобусом).

3.8. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.9. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению организации и совершенствованию методов выполняемой им работы.

3.10. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.11. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

 

4. Ответственность

 

Водитель автобуса несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

 

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

 

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

 

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

 

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

 

prom-nadzor.ru

Должностная инструкция водителя автобуса — katalog-rus.ru

1. Общие положения водителя автобуса

1.1. Данная должностная инструкция регламентирует основные должностные обязанности и права водителя, осуществляющего перевозку пассажиров и багажа в маршрутных автобусах.

1.2. В случае возникновения критической ситуации, водитель автобуса обязан применить все знания и навыки, а так же все зависящие от него меры по устранению угрозы жизни и здоровью пассажиров автобуса.

2. Должностные обязанности водителя автобуса

Водитель автобуса обязан:

2.1. Подчиняться и выполнять приказы диспетчерского персонала и работникам, руководящим за движением и осуществляющих контроль над работой автомобильного транспорта на линии.

2.2. Соблюдать график движения автобуса, согласно обслуживаемому маршруту, при этом, не превышая разрешенных скоростей и не нарушая технологических требований транспортного средства.

2.3. Заранее знать обслуживаемый маршрут, места расположения остановок, опасные участки дороги, схемы объезда ремонтных участков, а так же расположения медицинских учреждений, заправочных и технических пунктов помощи на маршруте следования.

2.4. Знать и строго следовать правилам дорожного движения, перевозки пассажиров и багажа, данную должностную инструкцию, а так же другие документы, регламентирующие работу пассажирского транспорта и работы по пассажирским перевозкам.

2.5. Перед выходом на маршрут проверить:

внешнее и внутреннее состояние автобуса, заправку его расходными материалами;состояние автомобильных шин и зеркал заднего вида;исправность работы аварийных выходов, систем, узлов, агрегатов и приборов, влияющих на безопасность движения;работу систем вентиляции, отопления и переговорного устройства;укомплектованность инструментом, огнетушителями, аптечкой, знаком аварийной остановки, противооткатными упорами;наличие и состояние указателей маршрута.

2.6. Заранее (за полчаса до выхода на маршрут) прибыть к диспетчеру автобусного парка, предъявить удостоверение на право управления автобусом, получить за своей подписью путевой лист, тех. талон, а также при необходимости билеты и билетно-учетный лист.

2.7. При отправлении для работы по специальным заказам (туристическим, экскурсионным и прочим), выписать и получить согласованный с заказчиком путевой лист и схему маршрута.

2.8. Пройти медосмотр и получить разрешение для выхода на линию.

2.9. При движении через контрольно-пропускной пункт автобусного парка предъявить главному механику путевой лист с соответствующими подписями, подтверждающими прохождение медицинского освидетельствования и исправность технического транспортного средства. Произвести в соответствующей документации отметку времени отхода их парка.

2.10. В случае заболевания и/или плохого самочувствия водителя, а так же в случае обнаружения неисправности в транспортном средстве, которая может угрожать безопасности дорожного движения, незамедлительно информировать ответственное лицо автопарка о невозможности выхода на линию.

2.11. Водитель автобуса на линии обязан:

иметь опрятный вид, быть в форменной одежде утвержденного образца и при себе водительские права с соответствующей категорией;аккуратно относиться к прикрепленному за ним автобусу, следить за его техническим состоянием;на остановках, продолжительность которых превышает 5 минут, в обязательном порядке выключать двигатель транспортного средства;безукоризненно следовать распоряжениям диспетчеров и других работников, касающихся перевозки пассажиров и обеспечения безопасности дорожного движения;в случае работы двух водителей согласно графику, погодных условий и состояний дороги проводить смену за рулем в пунктах, указанных в путевом листе. Каждую смену в рейсе подтверждать росписью водителя, принимающего управление транспортным средством;по прибытию на конечный пункт маршрута, произвести отметку в путевом листе о времени прибытия и передать путевой лист диспетчеру;в случае работы по специальным, туристическим и экскурсионным маршрутам руководствоваться утвержденным с заказчиком графиком движения и документацией, регламентирующей обслуживание пассажиров: туристов, иностранных туристов и делегаций;при перевозке детей установить на видном месте на передней и задней сторонах автобуса знак «Дети», а так же руководствоваться правилами дорожного движения и инструкцией о порядке перевозки детей автотранспортом.

2.12. При работе водителя автобуса на городских маршрутах:

объявлять остановки, внимательно следить за посадкой и высадкой пассажиров, напоминать об оплате за проезд. Начинать движение транспортного средства только после полного закрытия всех дверей автобуса;на остановках подъезжать вплотную к тротуару и останавливаться в зоне указанной дорожными знаками;на конечных остановках проверять салон автобуса на предмет оставленных или забытых вещей, а в случае их обнаружения сдавать диспетчеру.

2.13. Перед отправкой автобуса в рейс объявить пассажирам по громкой связи состав обслуживающего экипажа, маршруте следования, предстоящих промежуточных остановках и предполагаемом времени прибытия в конечный пункт, а так же проинструктировать пассажиров о пользовании аварийными выходами.

2.14. Производить остановку автобуса с соблюдением правил дорожного движения и разметки на всех остановках маршрута, предусмотренных расписанием. Производить посадку пассажиров в автобус исходя из технических норм вместимости транспортного средства.

2.15. На междугородных и международных рейсах предусматривать размещение багажа в правых багажных отсеках.

2.16. На остановках в пути следования междугородных и пригородных маршрутов, где отсутствуют кассы, лично осуществлять продажу билетов пассажирам на проезд и провоз багажа.

2.17. В трудных погодных условиях вести автобус со скоростью, обеспечивающей безопасность перевозки пассажиров и движения. В подобных случаях водитель может следовать по маршруту, не придерживаясь установленного расписания.

2.18. Производить экстренные остановки автобуса по просьбе пассажиров. В случае плохого самочувствия пассажира, оказывать первую медицинскую помощь, используя имеющиеся в аптечке медицинские препараты и приборы.

2.19. Производить остановку автобуса по сигналу работников милиции, ГБДД и ВАИ, контролеров, должностных лиц системы Министерства транспорта РФ. Предъявлять им для проверки путевую и билетную документацию, а также денежную кассу. Информировать пассажиров о предстоящей проверке билетов, оказывать сотрудничество и содействие проверяющим лицам.

2.20. В случае обнаружения неисправности в автобусе во время движения, съехать с проезжей части дороги, включить аварийную сигнализацию, проинформировать пассажиров об опасности выхода на проезжую часть дороги, выставить знак аварийной остановки, доложить о неисправности диспетчеру.

2.21. В случае переутомления и/или плохого самочувствия в пути передать управление транспортным средством второму водителю, в случае его отсутствия остановить автобус. В случае невозможности продолжать работу, принять меры по вызову сменщика или другого автобуса из ближайшего автопарка.

2.22. При совершении дорожно-транспортного происшествия и/или несчастного случая руководствоваться правилами дорожного движения, а также сообщить о случившемся диспетчеру.

2.23. По требованию водителя неисправного автобуса принять его пассажиров, на основании купленных ими билетов. Зафиксировать номера билетов в своем билетно-учетном листе.

2.24. При температуре воздуха ниже 5°C, включать отопление салона.

2.25. По прибытии на промежуточный и/или конечный пункт водитель обязан:

произвести остановку автобуса в специально отведенном месте, не создавая помех движению другого транспорта и пешеходов, поставить его на ручной тормоз, заглушить двигатель и включить первую или вторую передачу. Проинформировать пассажиров об остановке и её продолжительности;произвести у диспетчера, кассира или оператора соответствующие отметки в путевом листе о времени прихода. Продолжить движение по маршруту только с разрешения диспетчера, кассира или оператора.на междугородных и международных маршрутах, по прибытию на конечную станцию следования, объявить по громкой связи пассажиром о завершении поездки, осмотреть салон на наличие забытых вещей и выдать пассажирам багаж.

2.26. При необходимости дозаправки автобуса на маршруте, произвести высадку пассажиров вне зоны заправочной станции, произвести заправку при выключенном двигателе.

2.27. По прибытию автобуса в парк:

проинформировать главного механика обо всех неисправностях, обнаруженных в дороге, произвести вместе с механиком осмотр транспортного средства и при необходимости оформить протокол учета неисправностей;произвести у диспетчера соответствующую прибытию отметку в путевом листе, зафиксировать остаток горючего, показания спидометра и сдать путевой лист ответственному лицу;в случае выполнения водителем обязанностей кондуктора, сдать и отчитаться в выручке за смену, в соответствии с установленным порядком заполнить и сдать соответствующие документы;сообщить и заполнить все необходимые документы в случае нарушений правил дорожного движения и/или дорожно-транспортных происшествий;зафиксировать в журнале дежурного диспетчера замечания обо всех выявленных на маршруте недостатках, а так же свои предложения по их устранению.

3. Права водителя автобуса

Водитель автобуса имеет право:

3.1. Бесплатного проезда в автобусах городских и пригородных маршрутов.

3.2. Обслуживания вне очереди в пунктах питания на территориях автобазы, промежуточных и конечных пунктах остановок.

3.3. Внеочередного обслуживания в случае покупки билетов на проезд в автобусах.

3.4. На маршруте допускать отклонения от графика:

на городских маршрутах ± 5 минут;на пригородных маршрутах ± 7 минут;на междугородных маршрутах ± 10 минут;на международных маршрутах ± 30 минут;3.5. Контролировать наличие билетов на проезд и провоз багажа у пассажиров, а также на городских автобусных маршрутах взимать штраф с безбилетных пассажиров, с последующей выдачей штрафной квитанции.

3.6. На загородных маршрутах производить посадку и высадку пассажиров по их требованию вне пунктов остановки, но при соблюдении правил дорожного движения.

3.7. Контролировать соблюдения пассажирами норм поведения в общественном транспорте, а так же принимать меры по наказанию виновных, вплоть до высадки из автобуса, и проинформировав о случившемся должностному лицу автобусного парка.

3.8. Требовать от ответственных должностных лиц содействия и при необходимости оказания технической помощи для обеспечения завершения рейса в соответствии с расписанием, в случае невозможности продолжения рейса – обеспечить условия для отдыха сотрудников и пассажиров.

3.9. Требовать от начальства создания и поддержания режима труда и отдыха, а так же поддержания условий, необходимых для работы на линии и в парке.

3.10. В установленном законодательством порядке, подать жалобу на неправомерные действия сотрудников и/или руководства автобусного парка.

3.11. Участвовать в обсуждении и рассмотрении дел, материалов и поступивших на него жалоб, касающихся его непосредственных должностных обязанностей и функций.

3.12. Выносить на обсуждение руководства предложения по улучшению дорожных условий, совершенствованию маршрутов, безопасности перевозок, повышению качества обслуживания пассажиров, улучшению питания, условий труда и отдыха и других.

3.13. Водителю строго запрещается:

производить управление автобусом в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, состоянии утомления или болезненном состоянии, а также под воздействием лекарственных средств и препаратов, реагирующих на скорость реакции и внимание;выходить на маршрут и/или продолжать движение на транспортном средстве с неисправностями технического характера, которые могут угрожать безопасности движения, а так же без указателей маршрута автобуса, неисправными переговорными устройствами, без путевого листа и необходимого запаса билетов;передавать управление автобусом другому лицу, фамилия которого не указана в путевом листе и/или не имеющего права управления данным транспортным средством;передавать управление автобусом сменному водителю, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, состоянии утомления или болезненном состоянии, а также под воздействием лекарственных средств и препаратов, реагирующих на скорость реакции и внимание;двигаться на буксире и/или буксировать неисправный автобус, при наличии присутствующих в салоне пассажиров;во время движения производить продажу билетов пассажирам, оформлять документацию, принимать пищу и отвлекаться от работы разговорами. На городских маршрутах транслировать по громкой связи в салон автобуса радиоприемники, магнитофоны и другие звуковые устройства;осуществлять перевозку пассажиров сверх числа мест для сиденья, а на городских и пригородных маршрутах - свыше регламентированной заводом-производителем вместимости;совершать резкое торможение, производить открывание дверей до полной остановки автобуса, а так же начинать движение с незакрытыми дверями;изменять маршрут следования автобуса и нарушать расписание движения, а также выходить на линию раньше установленного в расписании времени;получать от пассажиров и хранить использованные билеты;производить реализацию билетов пассажирам вне салона автобуса, а так же в автобусе до прекращения работы касс станции;оставлять автобус для стоянки вне отведенных для этого местах;курить в кабине и салоне автобуса, а так же провозить в кабине посторонних лиц;развешивать в кабине, салоне автобуса, а так же наносить на внешние стороны транспортного средства различную печатную продукцию, нарушающую действующее руководство по оформлению подвижного состава;проносить и провозить с собой спиртные напитки, а так же допускать распитие пассажирами спиртных напитков в салоне автобуса.

Поделиться ссылкой:

  • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Pinterest (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Google+ (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на LinkedIn (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Tumblr (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на Reddit (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Pocket (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Skype (Открывается в новом окне)
  • Послать это другу (Открывается в новом окне)
  • Нажмите для печати (Открывается в новом окне)

Похожее

katalog-rus.ru

должностная инструкция, особенности работы, график :: SYL.ru

Ежедневно совершается множество автобусных рейсов. В отличие от других транспортных средств, этот тип отличается тем, что следует по заданному маршруту и подчиняется конкретному графику. Существуют три основных вида автобусных рейсов, они бывают внутригородскими, междугородними и международными. Помимо этого, есть маршруты специального назначения, это рейсы туристические, экскурсионные маршруты, перевозка детей в школы и места отдыха, развоз сотрудников предприятий, эвакуация людей и прочее.

В наши дни работа водителем автобуса востребована на рынке труда. Хотя это и очень сложная профессия. И самое неприятное в ней – постоянный контакт с разными людьми. Многие грубят, портят автобус, ведут себя вызывающе, а водителю нужно быть учтивым и приветливым, иначе он рискует получить штрафы и жалобы. Кроме того, он должен спокойно отвечать на любые вопросы и не вступать в дискуссии с пассажирами. Также его обязанности затрагивают и техническую сторону обслуживания транспортного средства. Он должен контролировать исправность автобуса, внимательно вести его, избегая аварийных ситуаций и нарушения правил дорожного движения.

Общие положения

Водитель автобуса является рабочим и подчиняется приказам диспетчера и высшего руководства. Чтобы получить эту работу, достаточно иметь среднее образование, стаж вождения не менее трех лет. Также требуется иметь права на управление автобусом. Нанять или уволить сотрудника может только директор автопарка.

Знания

Сотрудник, принимаемый на эту должность, обязуется получить знания, касающиеся устройства и правил технической эксплуатации доверенного ему транспортного средства. Он обязан разбираться в технических характеристиках автобуса, знать, сколько расходуется топлива и смазочных материалов, понимать, как работают устройства и системы в автобусе, а также при необходимости уметь определять и устранять поломки, устанавливать запасные части

Водитель автобуса обязан досконально знать правила дорожного движения. Он должен выучить маршрут, его особенности, владеть информацией, где расположены опасные участки на дороге. Сотрудник должен уметь вызывать в случае необходимости техническую помощь, оформлять заявки на проведение ремонтных работ и заполнять документацию, в случае если рейс отменили из-за технического состояния транспортного средства.

Другие знания

Работа водителем автобуса также предполагает, что он знает, как обращаться с микрофоном и когда нужно делать специальные объявления. В знания сотрудника должны входить формы оплаты проездного в городском наземном общественном транспорте, он обязан уметь связываться с персоналом оперативного реагирования и автопарком в случае необходимости. Сотрудник должен знать, как оформляются путевые листы и прочая билетно-учетная документация.

Он должен понимать, как правильно использовать доверенное ему транспортное средство в холодное время года. Водитель автобуса должен предупреждать террористические акты и выучить памятку. Кроме того, важно владеть информацией, как именно погодные условия влияют на безопасность вождения автобуса, какие существуют способы предотвратить аварии в дороге.

Этот сотрудник обязан знать, когда проводится техническое обслуживание транспортного средства, как починить поломки незначительного характера. Водитель должен выучить основы Трудового кодекса, внутренний распорядок организации, охрану труда, противопожарную защиту, технику безопасности, а также уметь оказывать первую доврачебную медицинскую помощь.

Функции

Типовая инструкция водителя автобуса предполагает, что он подготавливает транспортное средство перед началом следования по маршруту и приводит его в порядок по завершении работы. Сотрудник каждый раз, перед тем как поступить в рейс, должен пройти медицинский осмотр, чтобы подтвердить, что его состояние допустимо для выполнения обязанностей, возложенных на него.

Далее он должен провести техническую проверку транспортного средства, его устройств и инструментов, проконтролировать внешний вид и все ли в порядке в салоне, работает ли освещением, оборудование связи и экипировка на месте. Если в процессе этой проверки сотрудник выявил какие-либо неисправности, он обязан сообщить о них диспетчеру, а также составить специальный документ с запросом на проведение ремонтных работ.

Обязанности

Водитель городского автобуса должен вести транспортное средство в строгом соответствии со схемой маршрута и расписанием. Помимо этого, он должен поддерживать скорость движения, учитывать состояние дороги, погодные условия и правила дорожного движения. На каждой остановке, которая указана в маршрутной схеме, он обязан останавливать автобус, чтобы высадить и забрать пассажиров вне зависимости от того, насколько наполнено транспортное средство.

Работник должен сообщать пассажирам о пунктах остановок и о том, как должна осуществляться оплата проезда. Кроме того, сотрудник должен обеспечить удобный выход через передние двери автобуса для инвалидов, детей до десяти лет, матерей с малышами и беременных женщин. Водитель автобуса должен контролировать, чтобы люди придерживались правил использования общественного городского транспорта. Начинать дальнейший путь он может только после того, как убедится, что все пассажиры вышли и зашли в транспорт, а двери автобуса закрылись.

Другие функции

Водитель должен вежливо обращаться со своими пассажирами и останавливать транспортное средство, если об этом его просит кондуктор, пассажиры, полиция и другие органы, выполняющие контроль в соответствии с правилами дорожного движения. Он должен включать полное освещение салона во время вечерних и ночных рейсов.

Если водитель был вынужден осуществить длительную остановку, то он обязан предупредить об этом диспетчера либо же, если таковой возможности нет, передать информацию через водителя следующего автобуса, который едет по тому же маршруту. Каждый раз, когда водитель по маршруту осуществляет оборотный рейс, он должен проверять состояние шин в автобусе, крепления колес. Также он проверяет салон и отсеки автобуса, чтобы там не находились посторонние предметы. Если же такие были выявлены, и они выглядят подозрительно, то он должен действовать согласно инструкции по предупреждению террористических актов. Вещи, которые не представляют опасности, работник должен в конце маршрута сдать диспетчеру.

Другие обязанности

Инструкция должностная водителя автобуса предполагает, что этот работник обязан выявлять и устранять простейшие неисправности транспортного средства во время следования. Если же поломка более серьезная, он должен вызвать техническую помощь. После того как все маршрутные поездки завершены, работник должен получить роспись диспетчера в путевом листе и подтверждение того, что он может отправляться в автопарк.

Прибыв туда, он должен сдать автобус мастеру и также получить роспись в путевом листе. Потом ему нужно направиться в кассу и сдать вырученную сумму, согласно проданным билетам.

Водитель автобуса график должен соблюдать неукоснительно, поддерживать порядок в кабине, если от высшего руководства или диспетчера поступают указания, он их выполняет согласно инструкции. Если температура на улице ниже положенной, водитель должен включать отопительную систему в салоне. Во время всего следования маршрута он обязан соблюдать правила дорожного движения, стандарты перевозки багажа и пассажиров, а также другие правила, указанные в должностной инструкции.

Права

Сотрудник, получивший эту должность, имеет право на все социальные гарантии, предусмотренные действующим законодательством страны. Он может отказаться от рейса, если транспортное средство находится в неисправном состоянии или была нарушена инструкция по охране труда для водителя автобуса. Он может ограничить вход пассажиров, если транспортное средство переполнено. По правилам технической эксплуатации увеличение количества пассажиров может повлиять на безопасность поездки и исправность автобуса.

Если погодные условия значительно ухудшились, и автобус не может продолжать маршрут с той же скоростью из-за снега, тумана, гололеда и прочее, то сотрудник может запросить у диспетчера изменения расписания следования рейса. Работник вправе остановить транспортное средство, если это не противоречит правилам дорожного движения.

Другие права

Инструкция водителя автобуса предполагает, что он вправе потребовать, чтобы компания, где он трудоустроен, оплатила полис ОСАГО, чтобы были документы о своевременном страховании гражданской ответственности. У компании должно быть право владения доверенным сотруднику транспортным средством. Сотрудник имеет право передать управление транспортным средством только тем лицам, что указаны в документах, это могут быть сменщики, стажеры, слесари и буксировщики. Главное, чтобы у них был документ, подтверждающий, что они могут вести автобус.

Помимо этого, он вправе получать сведения о решениях руководства, которые непосредственно затрагивают его деятельность. Он может в пределах своей компетенции предложить мероприятия, позволяющие сделать выполнение его обязанностей более эффективными. Также может повышать свою квалификацию в соответствии с трудовым законодательством страны.

Ответственность

Сотрудник, принимаемый на должность водителя, ответственен за неисполнение своих обязанностей или их некачественное выполнение. Также его могут привлечь к ответственности, если он нарушил административное, трудовое или уголовное законодательство в ходе выполнения своей работы. Помимо этого, работник ответственен за причинение компании материального ущерба в рамках действующего законодательства страны.

Заключение

О водителе автобуса можно говорить много, но главное, что стоит учитывать, это то, что данная профессия очень сложная. Сотруднику нужно обладать большим объемом знаний, на нем постоянно лежит ответственность за транспортное средство, которое ему доверено, за пассажиров и их багаж. Это сидячая работа, где постоянно сквозняки, поэтому есть риск получения профессиональных заболеваний и частой простуды. Это не считая того, что в общественном транспорте могут ехать больные люди, распространяющие микробы в салоне. Поэтому, прежде чем выбрать эту профессию, стоит серьезно подумать, готов ли человек выполнять данную работу.

Но если водить автобус и развозить пассажиров по маршруту нравится человеку, то он никогда не останется без работы. Ведь это очень востребованная профессия, и в большинстве случаев автобусы водят старые специалисты, и любая компания, занимающаяся перевозкой пассажиров, с радостью примет к себе в штат молодого специалиста. Единственный недостаток, из-за чего данная работа не такая популярная, это низкий уровень заработной платы и отсутствие карьерного роста как такового. Кроме того, человек должен обладать большим запасом знаний, навыков и крепким здоровьем, чтобы выполнять эту работу.

www.syl.ru

Обязанности водителя автобуса при перевозке пассажиров

Ежедневно осуществляются пассажирские перевозки людей в заданном, маршрутной картой, направлении водителями автобусов. Это могут быть внутригородской публичный транспорт, междугородный и международный, а также специализированный маршрут. Перемещение автобуса должно происходить в строгом соблюдении водителем не только правил дорожного движения. Водитель автобуса имеет, в силу своей профессии, ряд иных прав и обязанностей.

Законодательная база

Деятельность по осуществлению перевозок людей наземным транспортом регулируется Федеральным Законом № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ». Он был принят сравнительно недавно, в июле 2015 года и внес ряд изменений в уже существующую регламентирующую данную область базу.

Федеральный акт дает определение основным понятиям в области перевозок пассажиров, регламентирует организацию перевозок по межрегиональным и муниципальным маршрутам, устанавливает требования к объектам транспортной инфраструктуры и устанавливает контроль за правильным осуществлением перевозок.

Этот документ является основным специальным правовым актом в сфере деятельности по перевозке людей автобусами. На его основе изданы ряд постановлений субъектами страны, регулирующие деятельность перевозчиков на местах и включающие некоторые особенности, связанные регионом работы транспорта. Помимо этого, на основе трудового и специального законодательства каждым муниципалитетом должна быть принята должностная инструкция водителей автобусов, устанавливающая права, обязанности и ответственность работников на местах.

Обязанности водителя автобуса при перевозке пассажиров

Основные обязанности водителя автобуса при перевозке пассажиров различаются в зависимости от выполняемой работы на предприятии и непосредственно при движении по маршруту, а также могут конкретизироваться его должностной инструкцией.

Основные правила сводятся к следующим:

  • незамедлительно реагировать в соответствии с федеральным законом и внутренним актом при обнаружении в салоне предметов, представляющих опасность для здоровья и жизни людей, равно как при возникновении огня или дыма;
  • соблюдать правила дорожного движения;
  • осуществлять посадку и высадку только в специально оборудованных местах и с соблюдением правил безопасности;
  • соблюдать должностную инструкцию в части осуществления перевозки пассажиров по заданному маршруту и при работе на предприятии.

При работе на предприятии

До выхода автобуса на маршрутную линию водитель несет обязанности при работе на предприятии.

Они сводятся к следующим:

  • прохождение предрейсового медицинского осмотра;
  • получение путевых документов;
  • проверка состояния транспортного средства на предмет исправности и наличия топлива;
  • принятие участия в ремонте автобуса и его подготовке к зимнему периоду;
  • исполнение указаний диспетчера при нахождении в резерве на предприятии.

При использовании публичного транспорта

Перевозка пассажиров всегда осуществляется по заранее заданному пути. Маршрутный автобус – это общественное транспортное средство, движущееся по заранее заданному маршруту с определенными остановочными местами. Общественные автобусы имеют право, при этом, останавливаться в запрещенных для остальных участников движения местах.

Основные обязанности водителя общественного транспорта при перевозке пассажиров:

  • строго соблюдать заданный график следования автобуса;
  • обеспечивать наличие маршрутных указателей о его номере и наименовании направления;
  • ограничивать посадку пассажиров в зависимости от заполнения автобуса;
  • обеспечивать перевозку пассажиров в соответствии с правилами ее осуществления;
  • приводить в движение транспорт только при закрытых дверях;
  • информировать пассажиров об остановках;
  • осуществлять посадку и высадку людей только на специально оборудованных пунктах;
  • осуществлять продажу билетов только на остановочных пунктах и по установленному тарифу.

Права водителя автобуса

Помимо возложения на сотрудников предприятий по перевозке людей обязанностей, они наделены правами.

В частности, основные права водителя автобуса следующие:

  • права работника, установленные трудовым законодательством;
  • отказываться от исполнения трудовых функций, если они противоречат нормам безопасности, правилам дорожного движения и охране труда;
  • знакомиться с маршрутным листом;
  • прекратить рабочую деятельность, если смена или рабочие часы превышают установленные законом;
  • требовать инструктирование по охране труда и безопасности.

Предусмотрена ли ответственность за нарушение закона?

Водитель автобуса несет ответственность за несоблюдение должностных обязанностей и нарушение законодательства в области пассажирских перевозок. Сфера ответственности водителя конкретизируется в каждой должностной инструкции отдельно, но сводится в основном к следующим:

  • безопасность пассажиров во время следования по маршруту;
  • выполнение рейса по расписанию;
  • исправность и сохранность имущества предприятия, в том числе доверенного автобуса;
  • трудовая дисциплина;
  • сохранность выручки с проданных билетов;
  • за неисполнение или ненадлежащее исполнение водителем должностной инструкции.

Водитель автобуса несет материальную ответственность за вверенное ему имущество, равно как может быть подвержен санкциям, предусмотренным трудовым законодательством: лишение премии, выговор, увольнение.

На сегодняшний день профессия водителя общественного транспорта актуальна и востребована, поскольку наблюдается острая нехватка хороших кадров в этой области, способных отвечать не только за свою работу, но и за жизнь и здоровье людей.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
  • +7 (499) 350-88-72 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 309-46-73 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.

lawecon.ru

Должностная инструкция водителя автобуса (рус.). Должностные инструкции на Jobs.ua

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ВОДИТЕЛЯ АВТОБУСА

I. Общие положения

  1. Данная должностная инструкция регламентирует основные должностные обязанности и права водителя, осуществляющего перевозку пассажиров и багажа в маршрутных автобусах.
  2. В случае возникновения критической ситуации, водитель автобуса обязан применить все знания и навыки, а так же все зависящие от него меры по устранению угрозы жизни и здоровью пассажиров автобуса.
  3. Водитель автобуса должен знять: - правила дорожного движения; - правила технической эксплуатации автобуса; - инструкции по технике безопасности и противопожарной защите; - способы выявления и устранения неисправностей, возникающих во время движения; - порядок вызова технической помощи, подачи заявок на ремонт троллейбусов и оформления возврата троллейбуса в троллейбусное депо по технической неисправности; - способы связи с оперативным персоналом службы движения; - обслуживаемый маршрут, места расположения остановок, опасные участки дороги, схемы объезда ремонтных участков, а так же расположения медицинских учреждений, заправочных и технических пунктов помощи на маршруте следования; - расположение конечных станций маршрутов; - особенности вождения автобусов в осенне-зимних условиях; - режимы труда и отдыха водителей автобуса; - порядок прохождения предрейсовых медосмотров; - приказы, распоряжения и другие нормативные акты, относящиеся к работе водителя; - правила перевозки пассажиров и багажа; - данную должностную инструкцию; - другие документы, регламентирующие работу пассажирского транспорта и работы по пассажирским перевозкам.
  4. _________________________________________________________________.
  5. _________________________________________________________________.

II. Должностные обязанности

  1. Подчиняться и выполнять приказы диспетчерского персонала и работникам, руководящим за движением и осуществляющих контроль над работой автомобильного транспорта на линии.
  2. Соблюдать график движения автобуса, согласно обслуживаемому маршруту, при этом, не превышая разрешенных скоростей и не нарушая технологических требований транспортного средства.
  3. Перед выходом на маршрут проверить: - внешнее и внутреннее состояние автобуса, заправку его расходными материалами; - состояние автомобильных шин и зеркал заднего вида; - исправность работы аварийных выходов, систем, узлов, агрегатов и приборов, влияющих на безопасность движения; - работу систем вентиляции, отопления и переговорного устройства; - укомплектованность инструментом, огнетушителями, аптечкой, знаком аварийной остановки, противооткатными упорами; - наличие и состояние указателей маршрута.
  4. Заранее (за полчаса до выхода на маршрут) прибыть к диспетчеру автобусного парка, предъявить удостоверение на право управления автобусом, получить за своей подписью путевой лист, тех. талон, а также при необходимости билеты и билетно-учетный лист.
  5. При отправлении для работы по специальным заказам (туристическим, экскурсионным и прочим), выписать и получить согласованный с заказчиком путевой лист и схему маршрута.
  6. Пройти медосмотр и получить разрешение для выхода на линию.
  7. При движении через контрольно-пропускной пункт автобусного парка предъявить главному механику путевой лист с соответствующими подписями, подтверждающими прохождение медицинского освидетельствования и исправность технического транспортного средства. Произвести в соответствующей документации отметку времени отхода их парка.
  8. В случае заболевания и/или плохого самочувствия водителя, а так же в случае обнаружения неисправности в транспортном средстве, которая может угрожать безопасности дорожного движения, незамедлительно информировать ответственное лицо автопарка о невозможности выхода на линию.
  9. Водитель автобуса на линии обязан: - иметь опрятный вид, быть в форменной одежде утвержденного образца и при себе водительские права с соответствующей категорией; - аккуратно относиться к прикрепленному за ним автобусу, следить за его техническим состоянием; - на остановках, продолжительность которых превышает 5 минут, в обязательном порядке выключать двигатель транспортного средства; - безукоризненно следовать распоряжениям диспетчеров и других работников, касающихся перевозки пассажиров и обеспечения безопасности дорожного движения; - в случае работы двух водителей согласно графику, погодных условий и состояний дороги проводить смену за рулем в пунктах, указанных в путевом листе. Каждую смену в рейсе подтверждать росписью водителя, принимающего управление транспортным средством; - по прибытию на конечный пункт маршрута, произвести отметку в путевом листе о времени прибытия и передать путевой лист диспетчеру; - в случае работы по специальным, туристическим и экскурсионным маршрутам руководствоваться утвержденным с заказчиком графиком движения и документацией, регламентирующей обслуживание пассажиров: туристов, иностранных туристов и делегаций; - при перевозке детей установить на видном месте на передней и задней сторонах автобуса знак «Дети», а так же руководствоваться правилами дорожного движения и инструкцией о порядке перевозки детей автотранспортом.
  10. При работе водителя автобуса на городских маршрутах: - объявлять остановки, внимательно следить за посадкой и высадкой пассажиров, напоминать об оплате за проезд. Начинать движение транспортного средства только после полного закрытия всех дверей автобуса; - на остановках подъезжать вплотную к тротуару и останавливаться в зоне указанной дорожными знаками; - на конечных остановках проверять салон автобуса на предмет оставленных или забытых вещей, а в случае их обнаружения сдавать диспетчеру.
  11. Перед отправкой автобуса в рейс объявить пассажирам по громкой связи состав обслуживающего экипажа, маршруте следования, предстоящих промежуточных остановках и предполагаемом времени прибытия в конечный пункт, а так же проинструктировать пассажиров о пользовании аварийными выходами.
  12. Производить остановку автобуса с соблюдением правил дорожного движения и разметки на всех остановках маршрута, предусмотренных расписанием. Производить посадку пассажиров в автобус исходя из технических норм вместимости транспортного средства.
  13. На междугородных и международных рейсах предусматривать размещение багажа в правых багажных отсеках.
  14. На остановках в пути следования междугородных и пригородных маршрутов, где отсутствуют кассы, лично осуществлять продажу билетов пассажирам на проезд и провоз багажа.
  15. В трудных погодных условиях вести автобус со скоростью, обеспечивающей безопасность перевозки пассажиров и движения. В подобных случаях водитель может следовать по маршруту, не придерживаясь установленного расписания.
  16. Производить экстренные остановки автобуса по просьбе пассажиров. В случае плохого самочувствия пассажира, оказывать первую медицинскую помощь, используя имеющиеся в аптечке медицинские препараты и приборы.
  17. Производить остановку автобуса по сигналу работников милиции, ГАИ, контролеров, должностных лиц системы Министерства транспорта Украины. Предъявлять им для проверки путевую и билетную документацию, а также денежную кассу. Информировать пассажиров о предстоящей проверке билетов, оказывать сотрудничество и содействие проверяющим лицам.
  18. В случае обнаружения неисправности в автобусе во время движения, съехать с проезжей части дороги, включить аварийную сигнализацию, проинформировать пассажиров об опасности выхода на проезжую часть дороги, выставить знак аварийной остановки, доложить о неисправности диспетчеру.
  19. В случае переутомления и/или плохого самочувствия в пути передать управление транспортным средством второму водителю, в случае его отсутствия остановить автобус. В случае невозможности продолжать работу, принять меры по вызову сменщика или другого автобуса из ближайшего автопарка.
  20. При совершении дорожно-транспортного происшествия и/или несчастного случая руководствоваться правилами дорожного движения, а также сообщить о случившемся диспетчеру.
  21. По требованию водителя неисправного автобуса принять его пассажиров, на основании купленных ими билетов. Зафиксировать номера билетов в своем билетно-учетном листе.
  22. При температуре воздуха ниже 5°C, включать отопление салона.
  23. По прибытии на промежуточный и/или конечный пункт водитель обязан: - произвести остановку автобуса в специально отведенном месте, не создавая помех движению другого транспорта и пешеходов, поставить его на ручной тормоз, заглушить двигатель и включить первую или вторую передачу. Проинформировать пассажиров об остановке и её продолжительности; - произвести у диспетчера, кассира или оператора соответствующие отметки в путевом листе о времени прихода. Продолжить движение по маршруту только с разрешения диспетчера, кассира или оператора; - на междугородных и международных маршрутах, по прибытию на конечную станцию следования, объявить по громкой связи пассажиром о завершении поездки, осмотреть салон на наличие забытых вещей и выдать пассажирам багаж.
  24. При необходимости дозаправки автобуса на маршруте, произвести высадку пассажиров вне зоны заправочной станции, произвести заправку при выключенном двигателе.
  25. По прибытию автобуса в парк: - проинформировать главного механика обо всех неисправностях, обнаруженных в дороге, произвести вместе с механиком осмотр транспортного средства и при необходимости оформить протокол учета неисправностей; - произвести у диспетчера соответствующую прибытию отметку в путевом листе, зафиксировать остаток горючего, показания спидометра и сдать путевой лист ответственному лицу; - в случае выполнения водителем обязанностей кондуктора, сдать и отчитаться в выручке за смену, в соответствии с установленным порядком заполнить и сдать соответствующие документы; - сообщить и заполнить все необходимые документы в случае нарушений правил дорожного движения и/или дорожно-транспортных происшествий; - зафиксировать в журнале дежурного диспетчера замечания обо всех выявленных на маршруте недостатках, а так же свои предложения по их устранению.
  26. _________________________________________________________________.
  27. _________________________________________________________________.

III. Права

Водитель автобуса имеет право:
  1. Бесплатного проезда в автобусах городских и пригородных маршрутов.
  2. Обслуживания вне очереди в пунктах питания на территориях автобазы, промежуточных и конечных пунктах остановок.
  3. Внеочередного обслуживания в случае покупки билетов на проезд в автобусах.
  4. На маршруте допускать отклонения от графика: - на городских маршрутах ± 5 минут; - на пригородных маршрутах ± 7 минут; - на междугородных маршрутах ± 10 минут; - на международных маршрутах ± 30 минут.
  5. Контролировать наличие билетов на проезд и провоз багажа у пассажиров, а также на городских автобусных маршрутах взимать штраф с безбилетных пассажиров, с последующей выдачей штрафной квитанции.
  6. На загородных маршрутах производить посадку и высадку пассажиров по их требованию вне пунктов остановки, но при соблюдении правил дорожного движения.
  7. Контролировать соблюдения пассажирами норм поведения в общественном транспорте, а так же принимать меры по наказанию виновных, вплоть до высадки из автобуса, и проинформировав о случившемся должностному лицу автобусного парка.
  8. Требовать от ответственных должностных лиц содействия и при необходимости оказания технической помощи для обеспечения завершения рейса в соответствии с расписанием, в случае невозможности продолжения рейса – обеспечить условия для отдыха сотрудников и пассажиров.
  9. Требовать от начальства создания и поддержания режима труда и отдыха, а так же поддержания условий, необходимых для работы на линии и в парке.
  10. В установленном законодательством порядке, подать жалобу на неправомерные действия сотрудников и/или руководства автобусного парка.
  11. Участвовать в обсуждении и рассмотрении дел, материалов и поступивших на него жалоб, касающихся его непосредственных должностных обязанностей и функций.
  12. Выносить на обсуждение руководства предложения по улучшению дорожных условий, совершенствованию маршрутов, безопасности перевозок, повышению качества обслуживания пассажиров, улучшению питания, условий труда и отдыха и других.
  13. Водителю строго запрещается: - производить управление автобусом в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, состоянии утомления или болезненном состоянии, а также под воздействием лекарственных средств и препаратов, реагирующих на скорость реакции и внимание; - выходить на маршрут и/или продолжать движение на транспортном средстве с неисправностями технического характера, которые могут угрожать безопасности движения, а так же без указателей маршрута автобуса, неисправными переговорными устройствами, без путевого листа и необходимого запаса билетов; - передавать управление автобусом другому лицу, фамилия которого не указана в путевом листе и/или не имеющего права управления данным транспортным средством; - передавать управление автобусом сменному водителю, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, состоянии утомления или болезненном состоянии, а также под воздействием лекарственных средств и препаратов, реагирующих на скорость реакции и внимание; - двигаться на буксире и/или буксировать неисправный автобус, при наличии присутствующих в салоне пассажиров; - во время движения производить продажу билетов пассажирам, оформлять документацию, принимать пищу и отвлекаться от работы разговорами. На городских маршрутах транслировать по громкой связи в салон автобуса радиоприемники, магнитофоны и другие звуковые устройства; - осуществлять перевозку пассажиров сверх числа мест для сиденья, а на городских и пригородных маршрутах - свыше регламентированной заводом-производителем вместимости; - совершать резкое торможение, производить открывание дверей до полной остановки автобуса, а так же начинать движение с незакрытыми дверями; - изменять маршрут следования автобуса и нарушать расписание движения, а также выходить на линию раньше установленного в расписании времени; - получать от пассажиров и хранить использованные билеты; - производить реализацию билетов пассажирам вне салона автобуса, а так же в автобусе до прекращения работы касс станции; - оставлять автобус для стоянки вне отведенных для этого местах; - курить в кабине и салоне автобуса, а так же провозить в кабине посторонних лиц; - развешивать в кабине, салоне автобуса, а так же наносить на внешние стороны транспортного средства различную печатную продукцию, нарушающую действующее руководство по оформлению подвижного состава.
  14. проносить и провозить с собой спиртные напитки, а так же допускать распитие пассажирами спиртных напитков в салоне автобуса.
  15. _________________________________________________________________.
  16. _________________________________________________________________.

IV. Ответственность

Водитель автобуса несет ответственность за:
  1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Украины.
  2. Причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Украины.
  3. Правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством Украины.
  4. _________________________________________________________________.
  5. _________________________________________________________________.

jobs.ua

должностная инструкция, особенности работы, график

Ежедневно совершается множество автобусных рейсов. В отличие от других транспортных средств, этот тип отличается тем, что следует по заданному маршруту и подчиняется конкретному графику. Существуют три основных вида автобусных рейсов, они бывают внутригородскими, междугородними и международными. Помимо этого, есть маршруты специального назначения, это рейсы туристические, экскурсионные маршруты, перевозка детей в школы и места отдыха, развоз сотрудников предприятий, эвакуация людей и прочее.

В наши дни работа водителем автобуса востребована на рынке труда. Хотя это и очень сложная профессия. И самое неприятное в ней – постоянный контакт с разными людьми. Многие грубят, портят автобус, ведут себя вызывающе, а водителю нужно быть учтивым и приветливым, иначе он рискует получить штрафы и жалобы. Кроме того, он должен спокойно отвечать на любые вопросы и не вступать в дискуссии с пассажирами. Также его обязанности затрагивают и техническую сторону обслуживания транспортного средства. Он должен контролировать исправность автобуса, внимательно вести его, избегая аварийных ситуаций и нарушения правил дорожного движения.

Общие положения

Водитель автобуса является рабочим и подчиняется приказам диспетчера и высшего руководства. Чтобы получить эту работу, достаточно иметь среднее образование, стаж вождения не менее трех лет. Также требуется иметь права на управление автобусом. Нанять или уволить сотрудника может только директор автопарка.

Знания

Сотрудник, принимаемый на эту должность, обязуется получить знания, касающиеся устройства и правил технической эксплуатации доверенного ему транспортного средства. Он обязан разбираться в технических характеристиках автобуса, знать, сколько расходуется топлива и смазочных материалов, понимать, как работают устройства и системы в автобусе, а также при необходимости уметь определять и устранять поломки, устанавливать запасные части

Водитель автобуса: должностная инструкция, особенности работы, график

Водитель автобуса обязан досконально знать правила дорожного движения. Он должен выучить маршрут, его особенности, владеть информацией, где расположены опасные участки на дороге. Сотрудник должен уметь вызывать в случае необходимости техническую помощь, оформлять заявки на проведение ремонтных работ и заполнять документацию, в случае если рейс отменили из-за технического состояния транспортного средства.

Другие знания

Работа водителем автобуса также предполагает, что он знает, как обращаться с микрофоном и когда нужно делать специальные объявления. В знания сотрудника должны входить формы оплаты проездного в городском наземном общественном транспорте, он обязан уметь связываться с персоналом оперативного реагирования и автопарком в случае необходимости. Сотрудник должен знать, как оформляются путевые листы и прочая билетно-учетная документация.

Водитель автобуса: должностная инструкция, особенности работы, график

Он должен понимать, как правильно использовать доверенное ему транспортное средство в холодное время года. Водитель автобуса должен предупреждать террористические акты и выучить памятку. Кроме того, важно владеть информацией, как именно погодные условия влияют на безопасность вождения автобуса, какие существуют способы предотвратить аварии в дороге.

Этот сотрудник обязан знать, когда проводится техническое обслуживание транспортного средства, как починить поломки незначительного характера. Водитель должен выучить основы Трудового кодекса, внутренний распорядок организации, охрану труда, противопожарную защиту, технику безопасности, а также уметь оказывать первую доврачебную медицинскую помощь.

Функции

Типовая инструкция водителя автобуса предполагает, что он подготавливает транспортное средство перед началом следования по маршруту и приводит его в порядок по завершении работы. Сотрудник каждый раз, перед тем как поступить в рейс, должен пройти медицинский осмотр, чтобы подтвердить, что его состояние допустимо для выполнения обязанностей, возложенных на него.

Водитель автобуса: должностная инструкция, особенности работы, график

Далее он должен провести техническую проверку транспортного средства, его устройств и инструментов, проконтролировать внешний вид и все ли в порядке в салоне, работает ли освещением, оборудование связи и экипировка на месте. Если в процессе этой проверки сотрудник выявил какие-либо неисправности, он обязан сообщить о них диспетчеру, а также составить специальный документ с запросом на проведение ремонтных работ.

Обязанности

Водитель городского автобуса должен вести транспортное средство в строгом соответствии со схемой маршрута и расписанием. Помимо этого, он должен поддерживать скорость движения, учитывать состояние дороги, погодные условия и правила дорожного движения. На каждой остановке, которая указана в маршрутной схеме, он обязан останавливать автобус, чтобы высадить и забрать пассажиров вне зависимости от того, насколько наполнено транспортное средство.

Водитель автобуса: должностная инструкция, особенности работы, график

Работник должен сообщать пассажирам о пунктах остановок и о том, как должна осуществляться оплата проезда. Кроме того, сотрудник должен обеспечить удобный выход через передние двери автобуса для инвалидов, детей до десяти лет, матерей с малышами и беременных женщин. Водитель автобуса должен контролировать, чтобы люди придерживались правил использования общественного городского транспорта. Начинать дальнейший путь он может только после того, как убедится, что все пассажиры вышли и зашли в транспорт, а двери автобуса закрылись.

Другие функции

Водитель должен вежливо обращаться со своими пассажирами и останавливать транспортное средство, если об этом его просит кондуктор, пассажиры, полиция и другие органы, выполняющие контроль в соответствии с правилами дорожного движения. Он должен включать полное освещение салона во время вечерних и ночных рейсов.

Водитель автобуса: должностная инструкция, особенности работы, график

Если водитель был вынужден осуществить длительную остановку, то он обязан предупредить об этом диспетчера либо же, если таковой возможности нет, передать информацию через водителя следующего автобуса, который едет по тому же маршруту. Каждый раз, когда водитель по маршруту осуществляет оборотный рейс, он должен проверять состояние шин в автобусе, крепления колес. Также он проверяет салон и отсеки автобуса, чтобы там не находились посторонние предметы. Если же такие были выявлены, и они выглядят подозрительно, то он должен действовать согласно инструкции по предупреждению террористических актов. Вещи, которые не представляют опасности, работник должен в конце маршрута сдать диспетчеру.

Другие обязанности

Инструкция должностная водителя автобуса предполагает, что этот работник обязан выявлять и устранять простейшие неисправности транспортного средства во время следования. Если же поломка более серьезная, он должен вызвать техническую помощь. После того как все маршрутные поездки завершены, работник должен получить роспись диспетчера в путевом листе и подтверждение того, что он может отправляться в автопарк.

Водитель автобуса: должностная инструкция, особенности работы, график

Прибыв туда, он должен сдать автобус мастеру и также получить роспись в путевом листе. Потом ему нужно направиться в кассу и сдать вырученную сумму, согласно проданным билетам.

Водитель автобуса график должен соблюдать неукоснительно, поддерживать порядок в кабине, если от высшего руководства или диспетчера поступают указания, он их выполняет согласно инструкции. Если температура на улице ниже положенной, водитель должен включать отопительную систему в салоне. Во время всего следования маршрута он обязан соблюдать правила дорожного движения, стандарты перевозки багажа и пассажиров, а также другие правила, указанные в должностной инструкции.

Права

Сотрудник, получивший эту должность, имеет право на все социальные гарантии, предусмотренные действующим законодательством страны. Он может отказаться от рейса, если транспортное средство находится в неисправном состоянии или была нарушена инструкция по охране труда для водителя автобуса. Он может ограничить вход пассажиров, если транспортное средство переполнено. По правилам технической эксплуатации увеличение количества пассажиров может повлиять на безопасность поездки и исправность автобуса.

Если погодные условия значительно ухудшились, и автобус не может продолжать маршрут с той же скоростью из-за снега, тумана, гололеда и прочее, то сотрудник может запросить у диспетчера изменения расписания следования рейса. Работник вправе остановить транспортное средство, если это не противоречит правилам дорожного движения.

Другие права

Инструкция водителя автобуса предполагает, что он вправе потребовать, чтобы компания, где он трудоустроен, оплатила полис ОСАГО, чтобы были документы о своевременном страховании гражданской ответственности. У компании должно быть право владения доверенным сотруднику транспортным средством. Сотрудник имеет право передать управление транспортным средством только тем лицам, что указаны в документах, это могут быть сменщики, стажеры, слесари и буксировщики. Главное, чтобы у них был документ, подтверждающий, что они могут вести автобус.

Помимо этого, он вправе получать сведения о решениях руководства, которые непосредственно затрагивают его деятельность. Он может в пределах своей компетенции предложить мероприятия, позволяющие сделать выполнение его обязанностей более эффективными. Также может повышать свою квалификацию в соответствии с трудовым законодательством страны.

Ответственность

Сотрудник, принимаемый на должность водителя, ответственен за неисполнение своих обязанностей или их некачественное выполнение. Также его могут привлечь к ответственности, если он нарушил административное, трудовое или уголовное законодательство в ходе выполнения своей работы. Помимо этого, работник ответственен за причинение компании материального ущерба в рамках действующего законодательства страны.

Заключение

О водителе автобуса можно говорить много, но главное, что стоит учитывать, это то, что данная профессия очень сложная. Сотруднику нужно обладать большим объемом знаний, на нем постоянно лежит ответственность за транспортное средство, которое ему доверено, за пассажиров и их багаж. Это сидячая работа, где постоянно сквозняки, поэтому есть риск получения профессиональных заболеваний и частой простуды. Это не считая того, что в общественном транспорте могут ехать больные люди, распространяющие микробы в салоне. Поэтому, прежде чем выбрать эту профессию, стоит серьезно подумать, готов ли человек выполнять данную работу.

Водитель автобуса: должностная инструкция, особенности работы, график

Но если водить автобус и развозить пассажиров по маршруту нравится человеку, то он никогда не останется без работы. Ведь это очень востребованная профессия, и в большинстве случаев автобусы водят старые специалисты, и любая компания, занимающаяся перевозкой пассажиров, с радостью примет к себе в штат молодого специалиста. Единственный недостаток, из-за чего данная работа не такая популярная, это низкий уровень заработной платы и отсутствие карьерного роста как такового. Кроме того, человек должен обладать большим запасом знаний, навыков и крепким здоровьем, чтобы выполнять эту работу.

www.nastroy.net