Внутренняя политика Русского государства. Внутренняя политика государства это


Тема 17. Основные направления внутренней политики государства

1. Экономическая политика государства. Современная экономическая ситуация в Республике Беларусь.

Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение. Оно представляет собой соединение двух греческих слов «хозяйство» и «закон». Поэтому в буквальном смысле понятие «экономика» можно трактовать как хозяйство, ведущееся в соответствии с законом.

Экономика очень тесно связана с политикой. Как системное единство отношений производства, обмена, распределения и потребления она воздействует на политику как непосредственно, так и косвенно, обуславливая её общую направленность и социальный характер действующих политических институтов.

В тоже время для успешного экономического развития большое значение имеет способность политики обеспечивать стабильность в обществе, недопущение политических конфликтов в результате использования таких средств, как переговоры, уступки, компромиссы.

Экономическая политика – это система хозяйственных мероприятий проводимых государственной властью. Другими словами экономическая политика – это поведение государства в отношении экономики страны. В основе функционирования любого государства лежит оп­ределенная модель социально-экономического развития. В на­стоящее время в мире известно несколько типов социально-эко­номической политики государства. Все многообразие данных типов в странах, идущих по капиталистическому пути разви­тия, сводится к трем основным: либеральному, консервативно­му, социал-демократическому.

Базовыми чертами либеральной социально-экономической политики государства являются: приоритет прав и свобод че­ловека; невмешательство или незначительное вмешательство государства в экономику; минимальный пакет социальных программ государства; поощрение деятельности негосударст­венных организаций социального обеспечения и социальной защиты (фондов, организаций, страховых кампаний). Образцом либеральной модели являются США.

Основные положения консервативной социально-экономи­ческой модели включают: умеренное, дозированное вмешатель­ство государства в социальную сферу; регулирование рынка труда; активную и динамичную политику доходов; расширение сферы действия трудового права. Данная модель характерна для Великобритании.

Особенностями социал-демократической социально-эко­номической модели являются: высокая доля государственного сектора, в котором преобладают объекты социального назна­чения; финансирование из средств госбюджета социальной сферы; регулирование уровня безработицы, забота о трудоус­тройстве; функционирование высококачественных и общедо­ступных систем образования и здравоохранения. Эта модель получила распространение в скандинавских странах: Швеции, Дании, Норвегии.

Существует также социально ориентированная модель, ко­торая сочетает в себе черты рыночной экономики и активную роль государства. Для такой модели характерны высокая доля государственного сектора в экономике, широкая социальная поддержка населения. В качестве примера функционирования социально ориентированной рыночной модели можно привес­ти такие страны, как Германия, Австрия, Италия, Португалия, Франция, Голландия.

Противоположностью рыночным моделям является соци­алистическая социально-экономическая политика, прово­дившаяся в СССР, Кубе, КНР времен Мао Цзэдуна, Северной Корее. К особенностям данной модели относятся: унификация форм собственности; монополия государства в социально-эко­номической сфере; административно-командные методы уп­равления экономикой; игнорирование негосударственных орга­низаций и частной инициативы.

Каждая страна формирует собственную модель социально-экономического развития, которая соответствует ее историчес­ким, политическим, географическим, культурным и др. осо­бенностям.

Белорусская модель социально-экономического развития представляет собой социально ориентированную многоуклад­ную рыночную экономику. Она сохраняет в себе традиционные принципы функционирования рыночной экономики и такие ха­рактерные для белорусского народа черты, как государственный патернализм, коллективизм. Данная модель учитывает ресурс­ный потенциал страны, а также геополитические, экологичес­кие, социальные, демографические особенности республики.

В начале 90-х гг. прошлого века Беларусь столкнулась с существенными трудностями в социально-экономической сфере, которые в значительной мере обусловили распад СССР и переход к новой для страны форме социально-экономического развития, основанной на рыночных отношениях. Ситуация потребовала форсированного формирования совершенно новых социальных, политических и экономических институтов новообразованного суверенного государства, а также преобразования ранее действовавших в СССР экономических структур и институтов, регулирующих, в т. ч., макроэкономические процессы.

Трудность решения указанных трансформационных задач усугублялась последствиями Чернобыльской аварии, которые до сих пор несут огромные негативные экологические и социальные импульсы и требуют отвлечения значительных материальных и финансовых ресурсов из экономики страны для их нейтрализации.

Результатом начального этапа переходного периода (1991–1995 гг.) явился экономический спад. Однако последовательная и взвешенная политика государства позволила к концу 1995 г. добиться стабилизации, а начиная с 1996г. – обеспечить постоянный рост валового внутреннего продукта, который продолжается и в настоящее время.

О достижениях Беларуси в социально-экономическом развитии свидетельствуют цифры. По сравнению с 1995 г. в 2004 г. объем валового внутреннего продукта увеличился почти на 80%. Существенно расширилось присутствие белорусских товаров на мировом рынке. В 2004 г. агропромышленным комплексом впервые выполнены практически все прогнозные показатели. Был обеспечен рост денежных доходов населения.

Правительством Беларуси в июне 2004 г. принята Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. Сложившиеся тенденции, глобальный и национальный императивы определяют стратегическую цель устойчивого развития Республики Беларусь как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих поколений.

Основными источниками устойчивого развития должны стать: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны, а главными приоритетами – «высокий интеллект – инновации – благосостояние».

Важнейшим направлением экономической политики нашего государства является интеграция в мировое экономическое сообщество. Мировая экономика постепенно выходит из кризиса. Поэтому Беларуси важно не только сохранить экономический потенциал, кадры, рабочие места, но и обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции и всей экономической системы.

Основным экономическим и торговым партнером Республики Беларусь является Российская Федерация. На долю России приходится более половины общего объема внешней торговли Республики Беларусь. В свою очередь, Республика Беларусь также является одним из основных торговых партнеров Российской Федерации и занимает второе место во внешнеторговом обороте России, уступая лишь Германии.

Вторым важнейшим торговым партнером нашей страны является Европейский союз. На долю Евросоюза приходится около трети белорусского экспорта и более половины импортных закупок. Расширение ЕС повышает его значимость для Беларуси как рынка для экспорта, источника инвестиций и новых технологий. Следовательно, выстраивание грамотных взаимоотношений со странами ЕС приобретает особую актуальность для нашей республики.

Министерство иностранных дел Беларуси активно проводит работу по развитию инфраструктуры внешней торговли и сотрудничества, которая включает в себя в т. ч. подготовку инвестиционных, торговых соглашений и договоров об избежании двойного налогообложения. При этом география заключения этих международных договоров охватывает практически все континенты.

Стремление к интеграции в мировое экономическое сообщество, к деятельному участию в международном разделении труда формирует интерес Республики Беларусь к равноправному членству в регулирующих механизмах мировой экономической системы, таких как Всемирная торговая организация (ВТО). Вступление в ВТО потребует от Беларуси проведения ряда серьезных изменений, включая снижение или ликвидацию таможенных барьеров и других протекционистских мер, а также реализации политики, направленной на повышение прозрачности внутреннего рынка для международной торговли.

studfiles.net

Внутренняя политика

Количество просмотров публикации Внутренняя политика - 102

Фундаментом, определяющим успех всей совокупности задач перспективного развития современного демократического государства, являются гарантированная государством неприкосновенность частной собственности и верховенство закона. Поэтому важнейшим приоритетом перспективного развития внутриполитических отношений Республики Беларусь должно явиться последовательное и настойчивое утверждение в повседневной жизни принципов правового государства, что означает˸ установление в стране верховенства закона.

Воля белорусского народа выражена и закреплена в Конституции Республики Беларусь. Конституция любого цивилизованного государства – это основной закон страны, её сердце. Ритуал клятвы президента любого государства при вступлении в должность на верность конституции, несет в себе священный смысл˸ президент – гарант конституции, ангел– хранитель закрепленных в ней прав и свобод своего народа. Поэтому утверждение в стране ʼʼверховенства законаʼʼ тождественно утверждению в Республике Беларусь конституционной законности. Народ нашей страны должен жить, руководствуясь главным демократическим принципом˸ ʼʼРазрешено все, что не запрещено закономʼʼ. Никакое правительственное или судебное решение не должно находиться в противоречии с конституцией.

Необходимо энергично работать в направлении избавления общества от множества предрассудков, мифов и устаревших догм, от жуткого наследия эпохи тоталитаризма, во имя превращения своей страны в правовое государство. Ведь оттого, что мы будем верить в то, что лежащий в гробу мертвый ещё жив, он никогда не воскреснет. Смерть мечты о коммунистическом рае – это ещё не смерть человечества. Мифы рождаются и умирают, но к счастью, человеческая цивилизация остается, живет, развивается Люди, избавленные от предрассудков и устаревших догм, живущие в обществе с гарантированной неприкосновенностью частной собственности, до слез любят свою родину, и она отвечает им взаимностью. Так, например, уровень заработной платы учителя в США 25 долл. в час. Неквалифицированный рабочий в Швейцарии зарабатывает 2500 долл. в месяц, квалифицированный – 3500 долл. Такая же зарплата – у только что окончившего университет инженера; учитель и врач-педиатр зарабатывают от 5 до 6 тысяч долларов каждый. Квалифицированный хирург получает от 5 до 50 тысяч долл. в месяц (последняя цифра возможна при наличии у хирурга частной практики)˸

– реальное осуществление разделения властей законодательной, исполнительной и судебной, подчинение всех трех ветвей власти исключительно конституции страны. У каждой из трех ветвей власти есть своя компетенция, и ни одна власть не должна подменять деятельность другой;

– осуществление мировоззренческого плюрализма – одного из ведущих принципов правового государства – путем проведения свободных демократических, прозрачных выборов, поощрения многопартийности и партийно-политического представительства в парламенте. Важнейшее место в политической системе любого демократического государства занимают политические партии. Они являются важнейшим звеном, связующим народ, парламент и правительство. Так принято в цивилизованном мире. Через партийно-политическое представительство в парламенте реализуется в полной мере идея аккумулирования всех многообразных общественных интересов, т.е. мировоззренческий плюрализм. Демократическое общество не может не быть многопартийным, поскольку это общество плюралистическое, где учитываются (а не подавляются) самые разные интересы граждан страны. Именно через партийно-политическое представительство реализуется и другая важнейшая идея демократического общества – поиск и выявление наиболее талантливых, политически активных людей, способных организаторов, творчески мыслящих патриотов, способных активно действовать во благо своей страны. Все политические партии должны иметь равные возможности с правительственными структурами разъяснять свою позицию, отстаивать свою точку зрения через государственные и иные средства массовой информации;

Читайте также

  • - Внутренняя политика Александра I

    При осуществлении своей внутренней политики Александр I постоянно маневрировал между либералами и консерваторами. Лавирование между этими двумя течениями - характерная черта его внутренней политики, которую условно мы можем разбить на два периода: 1) 1801 – 1812 гг. - до... [читать подробнее].

  • - Социально-экономическое развитие. Внутренняя политика

    Территория и население.В эпоху Екатерины Великой территория России значительно расширилась, особенно в южном и западном направлениях. В состав страны к концу XVIII в. вошли Северное Причерноморье, Приазовье, Крым, Правобережная Украина, земли между Днестром и Бугом,... [читать подробнее].

  • - Московское царство XVI в. Внутренняя политика.

    Правление Елены Глинской. В 1533 г. Василий III тяжело заболел. По мысли Р.Г. Скрынникова, в этот период при великом князе возникла "семибоярщина" как совет доверенных помощников великого князя. Другой историк А.А. Зимин полагал, что попытку перенести обстоятельства... [читать подробнее].

  • - Внутренняя политика. Реформы Иоанна IV

    Годы боярского правления.После смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иоанн IV. Правительницей государства стала его мать, великая княгиня Елена Васильевна, дочь князя В.Л. Глинского – выходца из Литвы. И в годы правления Елены, и... [читать подробнее].

  • - Внутренняя политика правительства в 60-х – первой половине 90-х годов XIX в.

    Продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель – привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионная часть... [читать подробнее].

  • - Внутренняя политика первых ханьских императоров

    Одной из неотложных проблем, с которыми столкнулся Гао-цзу, была проблема восстановления экономики страны. Войны Цинь Шихуана, восстания и карательные экспедиции циньских властей, наконец, пятилетняя опустошительная война между претендентами на престол нанесли... [читать подробнее].

  • - Внутренняя политика Павла 1.

    После смерти императрицы Екатерины 11 на престол вступил ее сын Павел (1796 - 1801). Образцом для него были прусские порядки времен Фридриха П. В моду вошли вахтпарады, на них ежедневно отдавались приказы, раздавались награды и наказания. Считая российское дворянство... [читать подробнее].

  • - Внутренняя политика Екатерины П.

    В правление Екатерины II ярко проявились черты «просвещенного абсолютизма». Политика «просвещенного абсолютизма» имела целью проведение реформ, направленных на устранение наиболее устаревших средневековых порядков при сохранении привилегий дворянства. Одним из... [читать подробнее].

  • - Внутренняя политика государства.

    Глобальная политика– это деятельность по достижению и осу­ществлению целей в отношении всего человечества. Внешняя политика– это деятельность руководителей какой-либо страны по отношению к другим странам и народам. Внутренняя политика– это деятельность... [читать подробнее].

  • - Внутренняя политика Восточной Хань в I—II вв.

    Сравнивая характер, движущие силы и последствия первых крупных крестьянских войн, потрясавших Китай на пороге раннего средневековья, можно обнаружить, что если они развивались успешно, то заканчи­вались свержением существующей династии и воцарением новой, причем... [читать подробнее].

  • referatwork.ru

    Внутренняя и внешняя политика государства: понятие и принципы.

    Количество просмотров публикации Внутренняя и внешняя политика государства: понятие и принципы. - 1131

    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - деятельность государства на международной арене,

    регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической

    деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными

    организациями, всœемирными и региональными международными организациями.

    В.п. опирается на экономический, демографический, военный, научно-

    технический и культурный потенциалы государства; сочетание последних

    определяет возможности В.п. деятельности государства на тех или иных

    направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации В.п. целœей.

    Формой традиционного осуществления В.п. является установление

    дипломатических отношений (или снижение их уровня, приостановка, разрыв и

    даже объявление войны при обострении отношений с бывшими партнерами) между

    государствами; открытие представительств государства при всœемирных и

    региональных международных организациях или членство государства в них;

    Внутренняя политика - совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов по организационному, конкретно-содержательному выражению интересов народа с целью создания условий для нормальной человеческой жизни; сохранению или реформированию существующего общественного и государственного строя.

    Внутренняя политика основывается на реальных человеческих интересах, основополагающих конституционных принципах:

    ▪ осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;

    ▪ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими;

    ▪ всœе равны перед законом и судом;

    ▪ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединœениям, а также других обстоятельств;

    ▪ достоинство личности охраняется государством;

    ▪ граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителœей;

    ▪ избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдуме и др.

    18. Конституционно-правовое регулирование религиозных отно­шений и статуса церквей.

    В условиях демократических режимов конституции провозглашают идеологический плюрализм, свободу убеждений и выражения своих мнений (Германия, Италия, Канада, Япония и др.). В соответствии с Международными пактами о правах человека закон запрещает лишь призывы к насилию, террору, расовой и национальной розни. Некоторые запреты связаны с моральными ценностями общества (к примеру, ограничение или полное запрещение порнографических изданий в ряде стран), с крайне важно стью оберегать здоровье населœения (к примеру, запрет или ограничение пропаганды алкоголя или табачных изделий).

    В группе стран существует официально признанная идеология (к примеру, рукунегару в Малайзии, панча-сила в Индонезии), но она не внедряется принудительно и уклонение от нее не влечет наказаний. При этом для ее пропаганды создаются значительные преимущества. То же можно сказать об исламе, идеях ʼʼарабского социализмаʼʼ, халифата в ряде мусульманских стран. Для иноверцев эти взгляды не являются обязательными, но для мусульман они представляют из себячасть шариата͵ и в тех странах, где наиболее ревностно соблюдаются каноны ислама, вы-ражение иных взглядов может влечь даже наказание, в т.ч. со стороны особой полиции нравов (мутавы).

    Наконец, в странах с тоталитарными политическими системами существует, как уже говорилось, фактически или даже формально обязательная идеология. Выступления с критикой марксизма-ленинизма, маосизма (в Китае), идей ʼʼчучхеʼʼ, произведений Ким Ир Сена в Северной Корее и т.д. влекли за собой наказания.

    referatwork.ru

    внутренняя политика - это... Что такое внутренняя политика?

     внутренняя политика home/internal policy

    Большой англо-русский и русско-английский словарь. 2001.

    • внутренняя поверхность цилиндра
    • внутренняя полная проводимость

    Смотреть что такое "внутренняя политика" в других словарях:

    • Внутренняя политика — совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов по организационному, конкретно содержательному выражению интересов народа с целью создания условий для нормальной человеческой жизни; сохранению или реформированию… …   Политология. Словарь.

    • Внутренняя политика — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/9 декабря 2012. Дата постановки к улучшению 9 декабря 2012 …   Википедия

    • ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА — Политика, выражающая взаимоотношения классов, социальных групп и наций внутри государства …   Словарь политических терминов

    • ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА — все внутренние дела государства, их ведение. Это понятие, широко используемое в конституционном лексиконе. В Российской Федерации Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и… …   Энциклопедический словарь конституционного права

    • ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА — – сфера отношений между субъектами политики (классами, др. социальными группами, партиями, общественными движениями и т. д.), сердцевиной которых является завоевание, удержание и использование власти. В. п. осуществляется властными структурами,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    • Внутренняя политика Болгарии — Политика  Портал:Политика Болгария Эта статья  часть серии: По …   Википедия

    • Внутренняя политика России в период президентства Владимира Путина — Политика  Портал:Политика Россия Эта статья  часть серии: Политическая система России Политическая система Конституция России …   Википедия

    • Внутренняя политика Украины — У этого термина существуют и другие значения, см. Политика Украины. Политика  Портал:Политика Украина …   Википедия

    • Внутренняя политика Израиля — Государство Израиль Эта статья из цикла статей: Политика и правительство Израиля …   Википедия

    • Внутренняя политика царизма в 19 в. — Чем сильнее подрывались основы самодержавно крепостнического строя, тем яснее становилась реакционность политики царизма. Николай I упорно охранял господство дворян хозяйственной, общественной и политической жизни страны на всем протяжении своего …   Всемирная история. Энциклопедия

    • Внутренняя политика Афганистана — Информация в этом разделе устарела. Вы можете помочь проекту …   Википедия

    dic.academic.ru

    Внутренняя политика Русского государства

    После свержения татаро-монгольского ига, Москва оставалась центром, вокруг которого объединились основные русские земли. Псков формально еще сохранял свою независимость. Однако для борьбы с Ливонским орденом и литовским князем он постоянно нуждался в поддержке Москвы и потому признавал власть московских наместников. В такой же зависимости находилось и Рязанское княжество. Часть русских земель находилась под властью литовского князя. Это были смоленские и чернигово-северские земли.

    В состав Русского государства входило много народов нерусской национальности. Однако существовали условия для развития тесных связей этих народностей с русским народом. Их культура и экономика взаимодействовали с более высокими по своему уровню экономикой и культурой русского народа.

    После окончательного закрепления централизации Русского государства произошли изменения в государственном аппарате. Он уже не отвечал новым потребностям времени. До периода объединения русских княжеств при князе состоял совет из бояр, так называемая «боярская дума». Видную роль в боярской думе играли предводитель городского ополчения — тысяцкий, церимониймейстер — окольничий и хранитель княжеской казны — казначей. Во главе княжеского дворцового хозяйства стоял дворецкий. В городе и волости посылались для управления наместники. В системе дворцовых учреждений не было четкого разграничения функций государственного аппарата княжества и хозяйственно-административного аппарата княжеских дворцовых владений. Население частновладельческих земель находилось под вотчинной властью владельца, который обычно обладал иммунитетными правами. Такие владения полностью или частично освобождались от суда княжеских наместников и от уплаты государственных повинностей.

    По мере развития Русского государства происходила централизация государственного аппарата управления. Формой правления на Руси была феодальная монархия. В 80-х годах XV века политические права удельных князей московского дома были значительно урезаны, а сами они низведены до положения служилых вотчинников.

    Боярская дума приобрела характер постоянного учреждения. Возникли особые формы управления, развившиеся позже в приказы. Иммунные привелегии феодалов-вотчинников урезались. Так они были лишены права суда по наиболее важным вопросам — об убийстве, разбое и тому подобным. Эти дела рассматривались княжеским наместником. Контроль за деятельностью наместника осуществлялся со стороны великокняжеской власти.

    До образования централизованного государства великие и удельные князья имели свои военные отряды. Отряды, в основном, состояли из дворовой челяди. Во главе этих отрядов стояли бояре и слуги вольные. Воинскую службу несли также крестьяне и ремесленно-торговое население городов. Причем служба бояр и «слуг вольных» считалась добровольной. Они имели право «отказаться» от князя.

    После объединения русских земель московские князья стали брать с бояр «присяжные» записи с обязательством о верности. Происходили изменения и в организации вооруженных сил. С ростом территориальных владений и усилением централизации Русского государства ширилась социальная база для увеличения вооруженных сил страны. Выходцы из Литвы, бояре из княжеств, потерявших самостоятельность, бывшие удельные князья являлись на службу к московскому великому князю со своими военными отрядами. Увеличивалась численность городского и крестьянского ополчения.

    Со временем была упразднена должность тысяцкого. Власть над ополчением окончательно перешла в руки великого князя.

    Ряды служилого дворянства формировались из бывших «слуг вольных» великокняжеского двора, а также дворов ранее самостоятельных князей и боярских военных слуг из числа холопов. Получила развитие поместная система — система наделения землей служилых людей. Улучшалась техника военного дела, совершенствовалось оружие. В Москве в конце XIV века впервые появилось огнестрельное оружие — пушки. Поначалу артиллерия применялась при осаде городов, при обороне укреплений. Позже пушки стали применяться и при полевых военных действиях.

    Происходило дальнейшее укрепление органов финансового управления. Податные привелегии крупных самостоятельных землевладельцев были значительно урезаны. В особую систему управления выделились дворцовые великокняжеские земли. Происходит замена некоторых барщинных работ денежными повинностями. Система податного обложения требовала периодических переписей населения. С образованием централизованного государства переписи стали систематически проводимым государственным мероприятием.

    histerl.ru

    Внутренняя политика России — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

    Вну́тренняя поли́тика Росси́и — деятельность государства, его структур и институтов, направленная на сохранение или реформирование существующего социально-политического строя, модернизацию политической системы, развитие экономики и решение социальных проблем.Внутренняя политика России охватывает все сферы жизни общества (политическую, экономическую, социальную, культурную) и включает в себя множество направлений: бизнес, энергетика, природные ресурсы, финансы и налоги, вооруженные силы, охрана правопорядка, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, демографическая ситуация, национальное строительство и др.После распада СССР, в условиях всестороннего кризиса 1990-х годов, основными задачами внутренней политики России стали создание новой политической системы и стабилизация социально-экономической обстановки в стране. Для достижения этих целей президент России В.В. Путин, опираясь на влиятельный аппарат центрального управления, проводил внутреннюю политику, направленную на укрепление государственной системы. Положительным итогом внутренней политики России стала стабилизация общественно-политической ситуации в стране. В то же время различные СМИ и политические деятели (как зарубежные, так и российские) критикуют государственный политический курс, указывая на отрицательные последствия деятельности правительства: подавление гражданских прав и свобод и демократических институтов, ликвидацию гражданского общества, сверхцентрализацию, неограниченную власть бюрократии. Согласно Конституции России, Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней политики государства. Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней политики государства.
    • Конституционные полномочия Президента по определению основных направлений внутренней политики государства вытекают из статуса Президента как главы государства, обеспечивающего согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Правовые рамки этой прерогативы Президента обусловлены тем, что основные направления государственной политики должны соответствовать Конституции и федеральным законам.
    • При этом по Конституции Президент определяет не весь комплекс ближайших, среднесрочных и долгосрочных целей и задач в сфере внутренней политики, но лишь ее основные направления. Реализуют их как непосредственно Президент, так и федеральные органы государственной власти в рамках своей компетенции. Вопрос о степени директивности положений внутренней политики, определяемых главой государства, неразрывно связан с принципом разделения и самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.
    • Императивность действий Президента в проведении внутренней политики наиболее полно проявляется в его взаимоотношениях с Правительством. Президент наделен полномочиями по определению состава и порядка деятельности Правительства. Будучи главой государства, Верховным Главнокомандующим и председателем Совета Безопасности, Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства, давать соответствующие поручения Правительству и федеральным органам исполнительной власти, ведающим вопросами обороны, безопасности, внутренних и иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Президент ежегодно направляет в Правительство бюджетные послания.
    • Более сложна и многопланова взаимосвязь основных положений внутренней политики, определяемых Президентом, применительно к Федеральному Собранию. Как и Правительство, парламент играет активную роль в определении основных направлений внутренней политики: он принимает федеральные законы, постановления палат, заявления, декларации. Принципиальные позиции главы государства по вопросам внутренней политики государства находят свое выражение в заключениях на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также в письмах об отклонении федеральных законов. Президент может отклонить принятый палатами Федерального Собрания Федеральный закон. Для преодоления «вето» Президента палатам необходимо проголосовать за закон еще раз, но квалифицированным большинством.
    • В рамках имеющихся в его распоряжении конституционно-правовых полномочий Президент определяет основные направления внутренней политики также через нормотворческую и организационно-распорядительную деятельность — путем издания указов и распоряжений. Позицию главы государства по основным положениям государственной политики определяет базовый документ — Послание Президента Федеральному Собранию. Необходимость ежегодного обращения Президента к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране, об основных направлениях государственной политики предусмотрена Конституцией.
    • Начиная с 1994 года Президент ежегодно выступает перед членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы с изложением своей оценки ситуации в различных сферах общественной жизни, формулирует свое видение основных направлений политики государства. Обозначенные в Послании приоритеты — важные ориентиры для Федерального Собрания и Правительства. Заявленные главой государства позиции по вопросам внутренней политики учитываются как парламентом, так и Правительством при составлении планов законопроектных работ, определении позиций депутатов по законопроектам. Сформулированные в Послании Президента оценки и приоритеты оказывают серьезное влияние на формирование общественного мнения по ключевым направлениям внутренней политики. По сложившейся практике основные направления внутренней политики Президент формулирует не только в указах и посланиях, но и в иных публичных выступлениях. Их тексты размещаются на официальном интернет-представительстве главы государства.
    • Для содействия Президенту в реализации его конституционных полномочий по определению внутренней политики при главе государства создан Государственный совет — постоянно действующий консультативный орган.
    • Управление Президента по внутренней политике осуществляет информационно-аналитическое и организационное обеспечение реализации Президентом его конституционных полномочий по определению основных направлений внутренней политики государства. Готовит в пределах своей компетенции, обобщает и представляет Президенту и Руководителю Администрации Президента материалы об общественно-политической ситуации в стране, а также предложения по вопросам государственного строительства, федеративных отношений, местного самоуправления, региональной и информационной политики.
    Редактировать

    Основные направления внутренней политики России в 21 веке

    Укрепление государственности

    Основные тенденции политической жизни в России в начале 21 века: стабилизация общественной ситуации, централизация, укрепление государственных институтов, создание единого правового пространства. Во внутренней политике В.В. Путин проводил последовательный курс на укрепление «вертикали власти».

    • В мае 2000 года были образованы 7 федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. В каждом из округов вводился пост полномочного представителя Президента. Правовую базу регионов России привели в соответствие с федеральным законодательством. Были разграничены полномочия Федерации, регионов и органов местного самоуправления.
    • В августе 2000 года был изменен порядок формирования Совета Федерации. Ранее в Совете Федерации были представлены губернаторы, что противоречило принципу разделения властей. После принятия закона о новом порядке формирования Совета Федерации палата стала формироваться из представителей, избранных региональными парламентами или назначенными губернаторами. Эти преобразования ограничили властные возможности региональных лидеров и способствовали укреплению центральной власти.
    • В 2001 году была проведена судебная реформа: учрежден институт мировых судей, в некоторых регионах начал работать суд присяжных, был введен институт судебных приставов. В 2001-2002 годах были приняты Гражданско-процессуальный кодекс (ГПК), Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) и Арбитражно-процессуальный кодекс (АПК).
    • В 2004 году был установлен новый порядок избрания депутатов Государственной думы исключительно по партийным спискам. Кроме того, был повышен избирательный барьер для политических партий (с 5 % до 7 %).
    • Стабилизировалась политическая ситуация на Северном Кавказе: были взяты под контроль сепаратистские тенденции, в Чеченской Республике прошли демократические выборы парламента и президента.
    • Было осуществлено укрупнение регионов (за счет присоединения автономных округов к областям и краям). По результатом референдумов были объединены: Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ (в Пермский край), Таймырский автономный округ, Эвенкийский автономный округ и Красноярский край, Корякский автономный округ и Камчатская область, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ и Иркутская область.
    • В 2000-е годы была проведена реформа местного управления. Результатом ее стала унификация и регламентация деятельности местных органов власти.
    • Увеличились сроки пребывания президента у власти (до 5 лет) и нахождения депутатов в Государственной думе (до 6 лет).
    • Была проведена реформа в российской армии, принята государственная программа вооружений на 2007-2015 годы.

    Развитие экономики

    В области экономики была принята доктрина, сочетающая идеи рыночного хозяйства и государственного регулирования. Государство предприняло меры для поощрения малого и среднего бизнеса. В начале 2000-х годов был провозглашен курс на удвоение ВВП. Другие направления экономической политики: решение проблемы внешнего долга, внедрение инновационных технологий, обновление всего спектра производственной и финансовой инфраструктуры, создание механизмов привлечения капитала и рабочей силы. Были упорядочены отношения государства и частного бизнеса, усилилось регулирование монопольных предприятий (Государственная дума приняла закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).В 2000 году была начата налоговая реформа: ставка налога на прибыль предприятия понизилась с 35 % до 24 %, в 2004 году был отменен налог с продаж. Для физических лиц был введен единый налог в размере 13 %. В начале 2000-х годов правительство предприняло меры против нарушителей налогового законодательства. В 2003-2004 годах за уклонение от налогов были привлечены к ответственности руководители нефтяной корпорации ЮКОС.

    Социальная сфера

    В социальной сфере был принят «курс на инвестиции в человека», т. е. на повышение качества жизни россиян, совершенствование системы здравоохранения, коммунального хозяйства, образования и др. С этой целью были проведены различные преобразования: пенсионная реформа, реформа науки и образования, медицинского обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства.

    Начиная с 2006 года осуществлялись приоритетные национальные проекты: «Здоровье», «Образование», «Жилье», «Развитие АПК».

    • Основными целями проекта «Здоровье» были провозглашены укрепление здоровья граждан и повышение доступности и качества медицинской помощи. В рамках проекта медицинские работники проходили профессиональную подготовку и переподготовку, им выплачивали дополнительное финансовое вознаграждение, в регионы поставлялось диагностическое оборудование, были проведены массовые кампании по диспансеризации и вакцинации населения. Однако принятые меры оказались недостаточными: по мнению аналитиков, радикального изменения с состоянии здоровья населения и сфере здравоохранения не произошло.
    • В рамках проекта «Образование» велась работа по следующим направлениям: стимулирование инноваций в сфере образования, подключение школ к интернету, поддержка талантливой молодежи, финансовое поощрение учителей. В России были созданы два первых федеральных университета — Южный (в Ростове-на-Дону) и Сибирский (в Красноярске).
    • Национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» был направлен на улучшение жилищных условий населения и увеличение жилищного фонда. К 2010 году доля семей, способных приобрести жилье, увеличилась с 9 % до 20 % (планировалось, что этот показатель достигнет 30 %). Показатели по объемам ввода нового жилья и ипотечного жилищного кредитования также оказались ниже, чем предполагала программа проекта. Уровень износа жилищного фонда остался прежним.
    • Национальный проект по развитию сельского хозяйства был направлен на стимулирование развития малых форм агробизнеса с целью создания современного конкурентоспособного сельхозпроизводства. Основные направления в рамках проекта: развитие сельской кредитной кооперации, развитие лизинга, развитие животноводства и земледелия. В 2008 году этот проект преобразован в Государственную программу развития сельского хозяйства.

    Демографическая политика

    10 мая 2006 года В.В. Путин в президентском послании Федеральному собранию обозначил демографический кризис как самую острую проблему современной России. 9 октября 2007 года была принята Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Начиная с 2009 года в отдельные месяцы был зафиксирован небольшой естественный прирост населения, а главным демографическим итогом 2013 года стал естественный прирост населения в стране в целом (впервые за последние два десятилетия).

    Национальная политика

    Многонациональный состав населения России диктует необходимость продуманной национальной политики, направленной на урегулирование межэтнических отношений: национальное строительство, борьбу с крайними проявлениями национализма, разрешение межэтнических конфликтов мирным путем, развитие культурной самобытности народов при сохранении целостности государства. Национальная политика в Российской Федерации определяется Конституцией РФ, а также Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации в 1996 году.Несмотря на успехи, достигнутые в годы президентства В.В. Путина (стабилизация социально-политической ситуации, определенное повышение уровня жизни населения, увеличение продолжительности жизни и улучшение прочих демографических показателей), многие острые проблемы социальной жизни остаются не решенными (коррупция, терроризм, усиление ксенофобии и национализма, разрыв в уровне жизни между различными группами населения).Некоторые политические деятели, правозащитники, средства массовой информации указывают на тенденцию к чрезмерной централизации, отказ от демократии, идеологического плюрализма, ограничение свободы мнений, подавление оппозиции, систематическое нарушение прав человека. По мнению критиков, укрепление «вертикали власти» противоречит принципам федеративного устройства и разделения властей. В 2003 году по итогам выборов в Государственную думу большинство мест получила партия «Единая Россия», которая способствовала принятию законов, направленных на укрепление президентской власти.

    megabook.ru

    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА - это... Что такое ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА?

     ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

    Политика, выражающая взаимоотношения классов, социальных групп и наций внутри государства.

    Словарь политических терминов. 2010.

    • ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
    • ВОЛОНТЁР

    Смотреть что такое "ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА" в других словарях:

    • Внутренняя политика — совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов по организационному, конкретно содержательному выражению интересов народа с целью создания условий для нормальной человеческой жизни; сохранению или реформированию… …   Политология. Словарь.

    • Внутренняя политика — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/9 декабря 2012. Дата постановки к улучшению 9 декабря 2012 …   Википедия

    • ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА — все внутренние дела государства, их ведение. Это понятие, широко используемое в конституционном лексиконе. В Российской Федерации Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и… …   Энциклопедический словарь конституционного права

    • ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА — – сфера отношений между субъектами политики (классами, др. социальными группами, партиями, общественными движениями и т. д.), сердцевиной которых является завоевание, удержание и использование власти. В. п. осуществляется властными структурами,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    • Внутренняя политика Болгарии — Политика  Портал:Политика Болгария Эта статья  часть серии: По …   Википедия

    • Внутренняя политика России в период президентства Владимира Путина — Политика  Портал:Политика Россия Эта статья  часть серии: Политическая система России Политическая система Конституция России …   Википедия

    • Внутренняя политика Украины — У этого термина существуют и другие значения, см. Политика Украины. Политика  Портал:Политика Украина …   Википедия

    • Внутренняя политика Израиля — Государство Израиль Эта статья из цикла статей: Политика и правительство Израиля …   Википедия

    • Внутренняя политика царизма в 19 в. — Чем сильнее подрывались основы самодержавно крепостнического строя, тем яснее становилась реакционность политики царизма. Николай I упорно охранял господство дворян хозяйственной, общественной и политической жизни страны на всем протяжении своего …   Всемирная история. Энциклопедия

    • Внутренняя политика Афганистана — Информация в этом разделе устарела. Вы можете помочь проекту …   Википедия

    political_therms.academic.ru