9. Законодательная, исполнительная и судебная власти. Власть законодательная исполнительная судебная


91. Законодательная, исполнительная, судебная власть

Законодательным органом федерации является Национальный конгресс. Он состоит из Палаты депутатов и Сената.

Палата депутатов избирается на четыре года по пропорциональной избирательной системе. В результате использования пропорциональной системы выборов в палате депутатов представлены несколько партий.

Сенат состоит из представителей штатов и федерального округа, сенаторов и их заместителей (по три сенатора и по два заместителя каждого сенатора).

Полномочия Парламента разделены на две группы: вопросы, которые он решает с санкции Президента, и вопросы, которые он решает самостоятельно. К первой группе вопросовотносятся:

– система налогообложения;

– регулирование вооруженных сил;

– национальные планы;

– соединение или разделение территорий и штатов;

– создание министерств и других органов публичной администрации;

– создание прокуратуры, административных судов, амнистия и др.

Без санкции Президента Национальный конгресс вправе окончательно решать вопросы о международных соглашениях, о проходе иностранных войск через национальную территорию; он уполномочивает Президента решать вопросы войны и мира, дает разрешение на федеральную интервенцию в штат, утверждает инициативы государственной власти по ядерным программам, акты исполнительных органов, которые изданы на основе регламентарной власти или делегирования законодательных полномочий, дает разрешение Президенту и Вице-президенту покинуть страну на срок более 15 дней и т. д. Парламент имеет контрольные полномочия в отношении исполнительной власти, но эти полномочия невелики.

Исполнительная власть принадлежит Президенту республики, которому помогают министры. Министры образуют Кабинет, заседающий под председательством Президента и являющийся его совещательным органом. Президент избирается на четыре года прямым голосованием граждан по мажоритарной системе абсолютного большинства.

Президент самостоятельно назначает министров; руководит всей федеральной администрацией; подписывает и опубликовывает законы; имеет право вето; издает декреты и регламенты в сфере исполнительной деятельности; издает акты, имеющие силу закона; руководит отношениями с иностранными государствами; подписывает международные соглашения. Президент – верховный главнокомандующий.

Наряду с Вице-президентом и министрами Президенту помогают в работе два важных совещательных органа: Совет республики и Совет национальной обороны.

В Бразилии существуют две судебные системы – федеральная и штатов. Судебная система федерации и судебная система штатов включают суды общей юрисдикции (общие суды) и несколько видов специальных судов. Высший орган судебной власти – Федеральный верховный суд.

Общие суды в федерации – это Федеральный верховный суд, Высокий суд правосудия, суды в федеральных судебных округах и территориях, другие общие суды. Специальные федеральные суды – суды по трудовым делам, избирательные суды, военные суды и др.

Занятие должности федерального судьи осуществляется в результате публичного конкурса, в котором участвует организация адвокатов Бразилии. Судьями и прокурорами могут быть назначены лица, имеющие 10-летний опыт юридической практики. Высшие суды имеют организационные права по отношению к низшим: они вправе изменять число низших судов и число их членов. Административные и дисциплинарные вопросы судебного корпуса решает особый орган – магистратура. Суды финансируются по особой статье бюджета, распределение средств в пределах этой статьи осуществляется самими судебными органами.

studfiles.net

9. Законодательная, исполнительная и судебная власти

Основным принципом организации деятельности государственной власти современного правового государства является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип определяет с одной стороны верховенство законодательной власти, а с другой — подзаконность исполнительной и судебной. Каждая из этих властей занимает свое место в системе власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Таким образом, круг основных полномочий каждой ветви власти ограничен. Их взаимопроникновение возможно только в «пограничных» областях и только на основаниях и в случаях предусмотренных законами. В пределах своей компетенции каждая власть самостоятельна, равна другим и независима от них, подчиняясь только закону. Разделение властей не означает их противостояния. Конституция должна исключать такую возможность. Ни одна из ветвей власти не может присвоить себе функции другой, но действовать обособленно она так же не в состоянии. Поэтому власти должны взаимно дополнять друг друга, сохраняя необходимую связь и согласованность, образуя единый политический организм. Элементами организационно-правового выражения принципа разделения властей являются: ограниченный срок полномочий должностных лиц, несовместимость депутатского мандата с постом в исполнительной власти, право вето на законопроекты, право роспуска парламента, контроль народа за законодательной властью в форме выборов, независимость судей.

Законодательная власть — устанавливает правовые основы (создает законы), а, следовательно, устанавливает основные направление внутренней и внешней политики страны, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной власти. Главенствующее положение законодательных органов обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает им общеобязательный характер. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов.

Исполнительная власть — в лице своих органов занимается реализацией правовых норм, ее деятельность происходит в рамках законов, органы исполнительной власти несут ответственность перед представительной властью, каждый гражданин может обжаловать их действия в суде. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций.

Судебная власть — призвана охранять право, правовые устои государства, правосудие осуществляется только судебными органами. Независимость и законность правосудия является гарантиями прав и свобод граждан. Никто не может присвоить себе функции правосудия, в своей деятельности суд руководствуется только законом и не зависит от субъективных влияний. С одной стороны суд не может присваивать себе функции законодательной и исполнительной власти, а с другой осуществляет правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых устоев со стороны законодательных и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

В ряде стран функцию правового контроля выполняют конституционные суды. Своей деятельностью они гарантируют верховенство конституции. В США эта функция возложена на Верховный суд, в РФ — на Конституционный суд РФ.

Элементами организационно-правового выражения принципа разделения властей являются: ограниченный срок полномочий должностных лиц, несовместимость депутатского мандата с постом в исполнительной власти, право вето на законопроекты, право роспуска парламента, контроль народа за законодательной властью в форме выборов, независимость судей и т.д.

studfiles.net

§ 16. Законодательная, исполнительная, судебная власть в Российской Федерации

§ 16. Законодательная, исполнительная, судебная власть в Российской Федерации

Разделение властей. Сосредоточение власти в руках одного человека или узкого круга лиц – представителей одной, чаще всего исполнительной, ветви власти, – как правило, ведет к тирании. Поэтому в демократических государствах возобладал принцип разделения властей, суть которого в том, что три ветви власти – законодательная (представительная), исполнительная и судебная – должны быть самостоятельны, независимы одна от другой, не подчиняться друг другу, не пытаться «подмять» под себя «власть-соперницу». Противоречия между основными ветвями власти неизбежны, но они должны разрешаться цивилизованным путем, на правовой, конституционной основе, не приводить к конфликтам, общественно-политическим взрывам. Принцип разделения властей закреплен в статье 10 Конституции РФ 1993 г.

Законодательная власть. Российская Федерация – государство с республиканской формой правления. Это означает, что высшим законодательным (представительным) органом государственной власти является собрание, в европейской политической традиции именуемое парламентом.

Парламент (фр. parler – говорить) – общенациональное представительное учреждение, которое осуществляет законодательные функции. Современные парламенты – наследники сословно-представительных учреждений, возникших в XII–XIV вв.

В России парламент именуется Федеральным Собранием и состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации от каждого субъекта Российской Федерации делегируются по два представителя. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Она избирается сроком на пять лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (кроме лиц, специально оговоренных в законе). Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью: не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления и т. п.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. Для контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

Президент Российской Федерации. Президент – выборный глава государства в большинстве современных государств с республиканской формой правления. Основная функция президента как органа власти – исполнительная, но весьма значительна его роль и в формировании законодательства страны.

По Конституции РФ, Президент Российской Федерации является главой государства. Как глава государства, он призван обеспечивать единство государственной власти, согласованность ее отраслей, устойчивость страны. Он обеспечивает и направляет деятельность всех федеральных государственных органов, координирует их функции.

Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Как гарант Основного Закона он обладает правом законодательной инициативы, что позволяет ему приводить в соответствие с положениями Конституции текущее законодательство. Он обладает правом вето на стадии подписания федеральных законов, вправе приостанавливать действие правовых актов, противоречащих Конституции.

Президент РФ представляет Россию внутри страны и в международных отношениях, определяет основные направления ее внутренней и внешней политики. В течение шести лет – срока своего пребывания на посту – он участвует в формировании Правительства РФ, состава Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, назначении Председателя Центрального банка РФ, предлагает кандидатуру Генерального прокурора РФ, формирует и возглавляет Совет безопасности РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, назначает и отзывает послов. Президент РФ назначает выборы Государственной Думы, может распустить ее в случаях, предусмотренных Конституцией, назначает референдумы, вносит законопроекты, подписывает и обнародует федеральные законы, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране.

Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. Он решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами, присваивает почетные звания России, высшие воинские и высшие специальные звания, осуществляет помилование.

Президент РФ обладает неприкосновенностью. Он прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности.

Исполнительная власть. Высший федеральный орган России, осуществляющий исполнительную власть, – Правительство Российской Федерации. В состав Правительства входят Председатель Правительства, его заместитель и федеральные министры.

Порядок формирования Правительства Российской Федерации таков. Президент РФ назначает Председателя Правительства с согласия Государственной Думы. Если Государственная Дума трижды отклонит представляемую Президентом кандидатуру, Президент имеет право распустить Государственную Думу и назначить новые выборы. Председатель Правительства представляет Президенту список органов исполнительной власти и предлагает ему кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров.

Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе бюджет и обеспечивает его исполнение; обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, образования, здравоохранения и т. д.; осуществляет управление федеральной собственностью; принимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; осуществляет меры по обеспечению законности, прав человека и др.

Если Правительство РФ неудовлетворительно справляется со своими обязанностями, его полномочия могут быть прекращены досрочно.

Судебная власть. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Подавляющее большинство дел рассматривается районными, городскими, областными судами. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьи неприкосновенны, независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел во всех судах открытое. В судопроизводстве осуществляются принципы состязательности и равноправия сторон. Предусмотрено участие присяжных заседателей в судопроизводстве – в случаях, предусмотренных федеральным законом. Присяжные заседатели участвуют, например, в рассмотрении дел о тяжких преступлениях.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие ее судебную систему.

К федеральным судам относятся:

• Конституционный Суд РФ,

• Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

• Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ; мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Мировые судьи рассматривают не очень сложные гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Прокуратура Российской Федерации. Прокуратура РФ не входит в систему судебной власти. Она выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной властей.

Прокуратура образует самостоятельную единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Генерального прокурора РФ назначает Совет Федерации по представлению Президента. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором по согласованию с ее субъектами. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором России.

Являясь важным органом укрепления законности и охраны правопорядка, Прокуратура РФ осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Она приводит в исполнение уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными законодательством РФ, координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участвует в правотворческой деятельности и т. д.

Прокуратура независима от федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Вопросы

1. Какие палаты составляют Федеральное Собрание РФ?

2. Как формируется Совет Федерации РФ?

3. Как избирается Государственная Дума РФ?

4. Каковы полномочия Президента РФ?

5. Кто входит в Правительство РФ, как оно формируется?

6. Какие суды входят в систему судебной власти России?

7. Какие полномочия имеет Прокуратура РФ?

Проблемы и аспекты

1. Что такое парламентаризм?

Многовековая история развития и совершенствования парламентского правления обусловили такое политико-правовое явление, как парламентаризм. Парламентаризм – система организации и функционирования верховной государственной власти в демократических государствах, отличающаяся разделением законодательных и исполнительных функций при ведущем положении парламента. При парламентаризме правительство образуется и реально контролируется парламентом. Парламентаризм означает высшую степень независимости парламента от правительства. В последнее время в ряде стран наблюдается отход от принципов классического парламентаризма. Правительства все больше присваивают себе функции парламентов, в частности законодательные (так называемого делегированного законодательства). Случается, что в ответ на вынесение парламентом вотума недоверия правительству оно распускает парламент. Парламентаризм ослабляется также по мере увеличения властных функций главы государства.

2. Каковы функции палат Федерального Собрания?

Конституция четко разделяет функции обеих палат Федерального Собрания. Так, к ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории; назначение выборов Президента Российской Федерации; отрешение Президента от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и др.

К ведению Государственной Думы РФ относятся: принятие законов, дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности и др.

3. Как принимаются законы?

Конституция строго регламентирует порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации. Правом законодательной инициативы обладают несколько десятков лиц, ряд органов и организаций. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов (если иное не предусмотрено Конституцией РФ). Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Сложнее процедура принятия федерального конституционного закона. Он считается принятым, если одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент за это время отклоняет его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный федеральный закон.

4. Как может быть распущена Государственная Дума РФ?

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111 (трехкратное отклонение Думой кандидатуры председателя Правительства РФ) и 117 (несогласие Президента с выраженным Думой недоверием Правительству). В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента ее роспуска.

Мнения, суждения, факты

Если Правительство РФ неудовлетворительно справляется со своими обязанностями, его полномочия могут быть прекращены досрочно. Процедура досрочного прекращения полномочий Правительства РФ осуществляется следующим образом: Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ; Президент может принять решение об отставке Правительства; Государственная Дума может большинством голосов выразить недоверие Правительству. В этом случае Президент может принять решение об отставке Правительства или не согласиться с решением Государственной Думы. После повторного выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент либо принимает решение о его отставке, либо распускает Государственную Думу.

* * *

Конституционный Суд РФ (19 судей) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов других субъектов Федерации; не вступивших в силу международных договоров РФ и др. Конституционный Суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами власти, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ; проверяет конституционность закона, применяемого в конкретном деле; дает толкование Конституции РФ и т. д.

Являясь высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции (общегражданских и военных) и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Районный суд рассматривает дела в качестве суда первой и второй (по отношению к мировым судьям) инстанции. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории судебного органа.

Тесты и задания

А) 1. Главой Российской Федерации является:

а) Председатель Правительства

б) Президент

в) Председатель Государственной Думы

2. Парламент (представительный и законодательный орган) Российской Федерации называется:

а) Национальным Собранием

б) Верховным Советом

в) Федеральным Собранием

3. Российский парламент состоит из двух палат:

а) Совет Союза

б) Совет Федерации

в) Совет Национальностей

г) Государственная Дума

д) Палата представителей

е) Сенат

4. Высший орган исполнительной власти РФ называется:

а) Советом Министров

б) Кабинетом Министров

в) Правительством

5. Глава высшего органа исполнительной власти именуется:

а) премьер-министром

б) председателем

в) первым министром

6. Правосудие в России осуществляется:

а) Президентом РФ

б) администрацией на местах

в) только судами

7. Законность и правопорядок от имени государства поддерживает:

а) магистратура

б) прокуратура

в) адвокатура

г) аспирантура

8. Глава прокуратуры РФ называется:

а) главным прокурором

б) старшим прокурором

в) генеральным прокурором

г) прокурором

9. Какие качества личности (из перечисленных ниже) необходимы, по вашему мнению, чтобы успешно выполнять обязанности судьи: жестокость, честность, неподкупность, мягкость характера, совестливость, альтруизм, последовательность, непреклонность, ум, внимательность, смелость, тщеславие, чувство собственного достоинства, гордость, принципиальность, миролюбие, терпимость?

Б) 1. «По Платону, верховная власть в государстве должна принадлежать мудрецам. Платон заблуждался. Все гораздо проще. По крайней мере в России. Любой идиот, попавши во власть, автоматически становится мудрецом, сведущим в подводном ходе морских гад, кукурузы прозябании и родном языке» (Ф. Погодин, литератор).

Как вы думаете, что дало основание литератору таким образом опровергать известную мысль Платона?

2. Представьте себе, что вы – депутат Государственной Думы. Какие вопросы вы подняли бы в своем первом выступлении?

3. Аксиома демократического судопроизводства гласит: заочное разбирательство уголовных дел считается грубым нарушением прав человека.

Как вы думаете, почему? Аргументируйте свою точку зрения.

Темы для рефератов, сообщений, дискуссий

1. История парламентаризма в России.

2. Как сделать суд справедливым?

librolife.ru