Инклюзивное образование в свете нового Закона «Об образовании в Российской Федерации». Включение детей с ооп в общество в россии началось


Инклюзивное образование в России

Тихоньких А.В.

ЛПИ – филиал СФУ

Инклюзивное образование в России

В настоящее время инклюзивное образование — одно из актуальных направлений современного образования. Тем что численность детей с ограниченными возможностями здоровья постоянно увеличивается, по данным Минздрава, на 2014 год детей-инвалидов насчитывается 540 тыс. 837 человек, что больше на 3,7%, чем в 2013 году и на 9,2%, чем в 2010 году. Конечно статистика оставляет желать лучшего, но концепция инклюзивного образование состоит в том, что каждый человек имеет право на образование, несмотря на его физические, интеллектуальные или другие особенности здоровья. Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 27.12.2012 № 273-ФЗ, «инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [3].

Главная проблема введение инклюзивного образования считается в затруднение процесса включения детей с особами потребностями в программу обучения массовой школы, очень тяжело организовать образовательный процесс и аттестации, особенно когда добавляются сложности, связанные с предметным образованием.

В нашей статье мы хотим ответить на вопрос: "Какую роль в социуме играет инклюзивное образование в России?". Разумеется, роль может считать очень приоритетной, ведь от того, насколько люди вовлечены в практику в развитие образование для детей с ограниченными возможностями, где присуще взаимопощь, защита человеческого достоинства, во многом зависит степень социальной сплоченности общества. А задачей должна быть любой школы по работе с детьми с особами потребностями в создание благоприятной атмосферы для развития, основанную на толерантности и понимание независимо от способностей и возможностей таких людей.

Инклюзивное (франц. Inclusive - включающий в себя, от лат. Include - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В основу инклюзивного образования заложена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям и создает специальные условия для детей, имеющих особые образовательные потребности [2; c. 4].

К историческим ресурсам мы хотим представить мнение Н.Н. Малофеева, он выделяла пять периодов в эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии, они представлены ниже в таблице.

Таблица .

Периоды становления образования для лиц с особыми образовательными потребностями в России и за рубежом [1; с. 4].

Периоды

Название этапа

Временной период

Характеристика этапа

Россия

Запад

Россия

Запад

I

VIII в. до н.э. – XII в. н.э.

VIII в. до н.э. – XII в. н. э.

Церковное призрение инвалидов

Признание и осознание необходимости закрепления в законодательных нормах правового положения нетипичных детей.

II

Осознание возможности обучения.

XVII в.

XII-XVIII вв.

Система призрения и первые законодательные акты.

Обучение детей с сенсорными нарушениями. Первые специальные учреждения.

III

Обучение трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, умственно- отсталых.

Конец 20-х гг. XX в.

XVIII в. – нач. XX в.

Введение специального образования. Начало эволюции отечественных учреждений для детей с ООП.

Открытие специальных учебных заведений и появление первых законодательных актов о введении специального образования.

IV

Понимание необходимости обучения всех аномальных детей.

70-е гг. XX в.

нач. XX в. – 70-е гг. XX в.

Структурное совершенствование этой системы, дифференциация, расширение охвата нуждающихся в специальной по- мощи детей. Отсутствие закона о специальном образовании, цензовый характер обучения в специальных школах, закрытость системы специальных школ и интернатов, недостаточность подготовленных педагогических кадров, ограничение участия родителей.

Расширение охвата нуждающихся в специальной помощи детей, с учётом вида нарушения. Реализация «модели нормализации» – интеграция детей.

V

Включение детей с ООП в общество.

с 90-х годов XX века.

70-х годов XX века.

Российское общество оказалось неподготовленным к интеграции лиц с отклонениями в развитии в общую систему социальных отношений и включению их в общеобразовательную систему.

Реализация «модели включения» детей с ООП в общеобразовательный процесс.

Исследовательская часть нашей статьи заключалось в опросе студентов-будущих педагогов. Был задан вопрос: «Как вы будете относиться, если в вашем классе будут обучаться дети с ограниченными возможностями?», результаты в таблице ниже:

Таблица .

Результаты опроса

Варианты ответов

Результаты в процентах

Положительно

54 %

Нейтрально

29 %

Отрицательно

17 %

Результаты показали, что большинство студентов (54 %) относятся положительно к факту обучения детей с ограниченными возможностями. 17 % опрошенных, ответивших отрицательно, боялись ответственности за таких детей, боялись нестандартной педагогической деятельности. Итак, инклюзия разумеется нужна, ведь у каждого ребенка должны быть удовлетворены потребности в образовании и общении со сверстниками. У здоровых детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, понимания в простой истине, что все люди особенные и заслуживают уважения. Опрос показал, что будущие педагоги не в полной мере готовы к работе с такой категорией детей.

Список использованных источников и литературы

  1. Мёдова Н.А. Инклюзивное образование в схемах и таблицах: – Томск, 2012. – 24 с.

  2. Рудь Н.Н. Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения. - М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2011. — 26 c.

  3. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 27.12.2012 № 27. Ч.5 Ст.5 П.1.

infourok.ru

Инклюзивное образование в свете нового Закона «Об образовании в Российской Федерации».

Инклюзивное образование

в свете нового Закона «Об образовании в Российской Федерации».

Принятый 29 декабря 2012 г. Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" вводит в российское образовательное пространство два принципиально новых для нашего общества понятия: инклюзивное образование и особые образовательные потребности (ООП). Пункт 27 статьи 2 этого закона звучит так: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Эта важная веха в истории развития прав человека в России: политика включения лиц с ограниченными возможностями здоровья и трудностями в обучении в систему общего образования теперь постулирована на государственном уровне и обещает им создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования (см. Ст.5 п.1 того же закона).

Инклюзивное образование, как последовательное развитие гуманистических идей с одной стороны, и как успешный опыт работы с неограниченным разнообразием учащихся с другой стороны, известно в развитых странах уже более сорока лет. В наши дни и в российском обществе – особенно это заметно в мегаполисах – происходят явные изменения в сторону его большей гетерогенности, вследствие колебаний его национального состава, активных межкультурных взаимодействий, изменений в политике и в экономике. Параллельно с этими процессами, но, к сожалению, гораздо более медленно, началась важная трансформация общественного сознания по отношению к равноправию всех без исключения граждан в области качества жизни и, в частности, образования.

В феврале 2010 г. Президентом РФД.А. Медведевым была утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», где указано, что новая школа станет школой для всех, а значит, будет организована в согласии с принципами инклюзивного образования. Инклюзия же требует пере­смотра многих критериев системы образования и ставит перед обществом и государством новые философские и методологические вопросы. Все участники инклюзивного образо­вательного процесса действуют в качествен­но иных, нежели традиционное образование, усло­виях, с учетом всех социокультурных и правовых изменений современности.

Очевидно, что организация инклюзивного образования расширяет права и перспективы не только детей с ОВЗ. Нарушения физического или психического развития - ограниченные возможности здоровья – влекут за собой как следствие появление особых образовательных потребностей, но такие потребности могут возникать по совершенно разным причинам, меняться со временем, и, главное, не обязательно быть связанными со здоровьем обучающегося. Принципы инклюзии, основанные на понятии особых потребностей, таким образом, затрагивают интересы вообще всех детей, не вписывающихся в стандартные условия обучения и имеющих какие-либо трудности, с обучением связанные.

Термин «особые образовательные потребности» (SpecialEducationalNeeds) впервые был использован в 1978 году в Лондоне, в докладе Комитета по проблемам образования детей-инвалидов и молодых инвалидов. Председатель этого комитета, британский профессор философии баронесса Мэри Уорнок опубликовала в том же году развернутый комментарий к этому докладу: «Соответствие особым образовательным потребностям». Будучи изначально соотнесено с нарушениями развития и инвалидностью, в дальнейшем понятие «особые потребности» обсуждалось в более широком значении и позволило отойти от исчерпавшей себя медицинской модели инвалидности, понятия, на котором долгое время строились концепции определения нормы и отклонений от нее. Приведем как пример определение ООП в тексте ирландского Закона об образовании лиц с особыми образовательными потребностями (2004): «Ограничение возможностей индивида участвовать в образовательном процессе и извлекать из него пользу в связи с продолжительным физическим, психическим, сенсорным или интеллектуальным нарушением или трудностями в обучении, или любыми другими обстоятельствами, влияние которых обуславливает обучение этого индивида иначе, чем обучение лиц, не имеющих таких обстоятельств…»

Понятие «особые образовательные потребности» (ООП) стало частью культуры и образовательной политики в школах большинства стран Европы, в США и Канаде. Оно повлияло на различные аспекты школьного обучения. Это определение используется при составлении специальных документов – заключений об особых образовательных потребностях, при определении индивидуальных трудностей, что часто является обязательной и необходимой процедурой (см., например, британский Кодекс особых образовательных потребностей). Также это понятие фигурирует в индивидуальных планах обучения и в тех отчетах, которые школы обязаны предоставлять в связи с финансовыми затратами на удовлетворение особых образовательных потребностей своих учащихся. Во многих школах, где осуществляется в полной мере работа с потребностями и трудностями учеников, появилась должность координатора по работе с учащимися с ООП.

При появлении и развитии инклюзивных учебных заведений быстро выяснилось, что далеко не все инвалиды нуждаются в принципиально особенных условиях и методах обучения, и далеко не все дети, имеющие трудности в обучении и требующие индивидуального подхода, отягощены хоть каким-либо медицинским диагнозом.

По данным московского мониторинга сети образовательных учреждений половина детей с расстройствами аутистического спектра, обучающиеся в условиях инклюзии в массовой школе, не имеют инвалидности. Однако, процесс включения таких детей в массовый класс почти невозможен без адаптации программы обучения, организации специальных условий и сопровождения.

В соответствии с п. 1 ст. 79 нового Закона содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Адаптированная образовательная программа –это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. В структуру адаптированной образовательной программы входит индивидуальный учебный план ребенка с ОВЗ, который был закреплен Федеральным государственным стандартом, а теперь и российским Законом «Об образовании». Такой Учебный планобязан обеспечить освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Согласно Закону образовательное учреждение обязано гарантированно обеспечить процесс обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья специальными условиями. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Анализ данных об образовательных учреждениях Москвы, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья,с данными о наличии там специальных условий показывает, что при наличии в учреждениях детей с различными видами нарушений специальные условия для образования таких детей создаются не во всех учреждениях. Наименее обеспеченной специальным оборудованием и дидактическими средствами оказалась категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, доля которых от общего количества детей с ОВЗ в инклюзии составляет почти третью часть.

Согласно новому Закону государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

В Москве около 30% педагогических работников от общего количества педагогических работников в инклюзивных образовательных учреждениях работают с детьми-инвалидами. Остро встает вопрос их профессиональной подготовке и квалификации.

Информационная осведомлённость учителя об основных положениях инклюзивного образования является основой для его профессиональной позиции. Данные показывают, что на сегодняшний день только каждый четвёртый педагог общеобразовательного учреждения знаком с основными положениями инклюзивного образования. 74,4% респондентов либо не знакомы с основными положениями и принципами инклюзивного образования, либо заявляют о недостатке информации по этому вопросу.

Основные опасения педагогов массовых школ связаны с пониманием собственного дефицита в знаниях в области коррекционной педагогики, с незнанием форм и методов в работе с детьми с нарушениями в развитии. Подавляющее большинство опрошенных знакомы с основами коррекционной педагогики и специальной психологии в рамках учебного плана педагогических вузов, что составляет от 18 до 36 часов на весь курс обучения. Вследствие чего, 51% педагогов не готовы применять элементы коррекционной педагогики в своей повседневной практике, из них 38% запрашивают дополнительное обучение в области инклюзивного образования.

Зарубежные исследователи говорят об «опыте трансформации», который переживается педагогами, ставшими инклюзивными учителями. Постепенная профессиональная трансформация, в которую вовлекаются учителя, связана с освоением новых профессиональных навыков, с изменением своих установок в отношении учеников, отличающихся от своих сверстников.Наш опыт показывает, что негативное отношение к инклюзии меняется, когда учитель начинает работать с такими детьми, приобретает свой собственный педагогический опыт, видит первые успехи ребёнка и принятие его в среде сверстников. Школьным психологам нужно помочь педагогам разобраться со своими скрытыми убеждениями и ценностями и узнать у них, те ли это убеждения и ценности, которые они хотели бы защищать. Чтобы программа инклюзивного образования была устойчивой, в определенный момент эти убеждения и ценности должны быть открыто и четко сформулированы.

Профессиональная неготовность кадров является основной проблемой развития инклюзии в образовании на сегодняшний день и требует развития определенной системы, ориентированной на изучение и распространение успешного опыта.Повышение квалификации в области инклюзивного образования может заметно изменить установки учителей к инклюзивной практике образования. Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческого и педагогического корпуса требуют большей мобильности и гибкости системы повышения квалификации, основанной на единых рамках профессиональных компетенций и умений, но адресно отвечающей на профессиональные запросы педагогов и образовательных учреждений.

Для развития инклюзивного подхода в общем образовании необходимо обучение практикующих специалистов общепедагогическим технологиям индивидуализации обучения, моделям развивающего урока, технологиям поддержки и детского сотрудничества, вовлечения родителей в педагогический процесс. По сути дела речь идёт о развитии профессиональной гибкости, способности следовать за учеником, а с другой стороны – держать рамки учебного процесса, видеть потенциал ребёнка, выставлять адекватные требования к его достижениям.

Для такого повышения квалификации формы по лекционно-семинарскому типу не приводят к необходимым изменениям в педагогической практике. Основным в системе повышения квалификации должна стать методология деятельностного подхода, выявление и сертификация успешного опыта инклюзии, проведение мастер-классов и стажировок на базе успешных площадок, изучение необходимых компетенций и образцов успешной практики.

На базах ВУЗов секции УМО «Психология и педагогика специального и инклюзивного образования» реализуется большое количество программ повышения квалификации специалистов. Например,

  • в Новосибирском государственном педагогическом университете- программа «Инклюзивное образование: теория и практика»;

  • в Поволжской государственной социально-гуманитарной Академии (ФГБОУ ВПО ПГСГА) - «Проектирование и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательной школе»;

  • в Университете управления ТИСБИ (НОУ ВПО Университет управления ТИБСИ , г.Казань) – «Разработка условий для построения инклюзивной образовательной среды в среднем специальном учебном учреждении», «Инклюзивные процессы в учреждениях системы дополнительного образования детей», «Школа на пути к инклюзии», «Организация профессиональных сурдокоммуникаций в контексте программы «Доступная среда»;

  • в Институте развития образования Кировской области - «Инклюзивное образование в условиях преемственности дошкольного и начального школьного образования»;

  • в Московском городском психолого-педагогическом университете реализуются 7 программ повышения квалификации специалистов в области инклюзивного образования: - «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в начальной школе»,«Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в ДОУ»,«Организационно-управленческие основы инклюзивного образования», «Организация образовательного процесса в инклюзивном классе начальной школы»,«Организация внеучебной и воспитательной работы в инклюзивном образовании», «Организация образовательного процесса в инклюзивной группе ДОУ», «Организация и содержание деятельности тьютора в инклюзивном образовании».

По нашему мнению, стажировочные программы являются наиболее эффективным средством повышения квалификации педагогов, специалистов и руководителей.Разработка стажировочных программ и развертывание сети стажировочных площадок на базах лучших региональных учреждений позволит распространить опыт в сфере развития инклюзии, адресно повысить профессиональный уровень управленческого и кадрового состава, тем самым, обеспечить всех детей доступными и качественными образовательными услугами, что является одной из самых актуальных задач, стоящих на сегодняшний день перед российским образованием.

Несомненно, законодательное закрепление инклюзивного образования – это только начало. Впереди – много работы по созданию подзаконных актов и норм, проведению научных исследований и дискуссий, анализу практического опыта, написанию учебников и программ. Профессиональное сообщество готово к решению этих задач, понимая, что оно работает на будущее нашего образования и каждого отдельного человека, которое его сегодня получает.

kopilkaurokov.ru

Инклюзивное образование в законе «Об образовании в Российской Федерации». Обучение детей с ограниченными возможностями :: BusinessMan.ru

Инклюзивное образование – это передовая система обучения, которая нужна детям, имеющим определенные особенности в развитии и здоровье. Согласно ей, ребята здоровые и с инвалидностью обучаются совместно. Описано инклюзивное образование в законе об образовании – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подписанном президентом РФ 29.12.2012 года. Согласно этому закону, каждый ребенок имеет право обучаться с остальными. Суть инклюзивного образования в том, что все дети имеют равный доступ к образованию, причем это не зависит от их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Что говорит закон?

Современная система образования рассчитана на детей со стандартными возможностями, то есть на тех, кто может обучаться по общей программе и успевать в соответствии с установленными требованиями. Но на деле оказывается совершенно не так, поскольку многие дети имеют особые образовательные потребности. Еще недавно таких ребят обучали отдельно, и они выпадали из общего образовательного процесса. Сегодня же все чаще встречается такое понятие, как инклюзивное образование. В законе об образовании оно описывается как обучающий процесс детей, к которым требуется индивидуальный подход. В основе данного метода лежит идея о том, что таких ребят нельзя дискриминировать. Как следствие, даже школьники с особыми потребностями в образовании могут обучаться в системе общего образования.

Новые веяния

Инклюзия сегодня – это развитая, гуманная и эффективная система образования, рассчитанная на совокупное обучение и здоровых детей, и тех, кто требует более внимательного отношения. То есть получается, что образование должно быть доступно каждому независимо от состояния его здоровья – физического или умственного.

Несмотря на то что описано инклюзивное образование в законе об образовании, внедрение этого процесса в нашей стране вызывает массу споров, но еще больше – сложностей. В зарубежных странах инклюзия – это образовательный процесс с богатой историей, который законодательно закреплен. В России с этим проблемы, несмотря на то что почти 5% детского населения относится к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Принципы инклюзии

Инклюзивное образование детей охватывает глубокие аспекты современного развития школы. В данном процессе важную роль играет право ребенка на образование, в соответствии с чем создается особенная среда, максимально адаптированная под конкретные особенности лиц. Для детей с определенными отклонения в развитии инклюзив предполагает создание образовательной среды, в которую будет вовлечен каждый. Как следствие, при таком типе образования реализуется несколько принципов:

  1. Образование имеет равную ценность для всех учеников и педагогов.
  2. Все учащиеся должны быть одинаково вовлеченными как в учебный процесс, так и в культурную жизнь школы.
  3. Методика обучения должна быть реструктурирована таким образом, чтобы оно отвечало потребностям каждого ребенка.
  4. Перед детьми не должно быть никаких барьеров для получения знаний.
  5. Все различия между учениками должны отражаться в ресурсах педагогического процесса.

Особенности законодательства

Министерство образования и науки призывает к тому, чтобы все дети имели одинаковое право на обучение. Разработка соответствующего закона об инклюзивном образовании велась при участии как профессионального сообщества, так и представителей детей-инвалидов. Основной принцип этого закона таков: каждый человек имеет право на образование без дискриминаций. Положения законопроекта указывают на то, что для реализации данного постулата в каждом субъекте РФ органы государственной власти и местного самоуправления должны создать все условия для получения образования детьми с разным состоянием здоровья.

Инклюзивное образование в законе об образовании понимается как обучение детей с ограниченными возможностями, то есть лиц, у которых есть недостатки в развитии. В обязательном порядке любые отклонения должны быть подтверждены соответствующими справками. Сам образовательный процесс может быть организован как отдельно, так и совместно со здоровыми детьми. Под инклюзивным образованием законодательство закрепляет равный доступ к получению знаний для всех обучающихся независимо от того, есть ли у них определенные потребности или индивидуальные возможности.

Министерство образования и науки акцентирует внимание на том, что в детских садах и школах образовательный процесс должен вестись с учетом индивидуальных особенностей каждого требующего внимания ребенка. Специальные условия – это разработка специальных программ и методов обучения, учебников, дидактических материалов, специальных технических средств, которые позволяли бы проводить коррекционные занятия.

Особенности образовательного процесса

Получение образования лицами с ограниченными возможностями ведется на основе бесплатных специальных учебников, пособий. За данную социальную поддержку отвечает конкретный субъект РФ. Инклюзивное образование в школе должно вестись специалистами, которые будут оказывать всестороннюю помощь детям: психолого-педагогическую, медицинскую, социальную. Инклюзивность образования и его доступность повышается и благодаря особым правам, которые действуют для таких лиц при поступлении в высшие учебные заведения.

Как все организовать на деле?

Инклюзивное образование организовать само по себе невозможно в первую очередь потому, что современная школа – это социальный институт, который направлен на обучение детей, способных усвоить стандартную программу. Чтобы организовать инклюзивное образование в школе, важно подготовить саму сложившуюся систему к этому явлению. А для этого нужно пересмотреть психологические и ценностные установки специалистов, уровень их компетентности. В большинстве школ учителя просто не готовы ни профессионально, ни психологически, ни методически к проведению подобной работы. К тому же всегда превалирует страх перед неизвестным, ведь обучать особенных детей очень и очень трудно. Соответственно, для начала нужно подготовить руководителей образовательных учреждений, где будет внедряться инклюзив, а уже потом открывать коррекционные классы.

Варианты образовательного процесса

Существует несколько возможностей организации учебного процесса для детей с особенностями развития:

  1. В первом варианте ребенок участвует в образовательном процессе наряду с остальными сверстниками в те же самые календарные сроки. Чтобы дети с ограниченными возможностями могли усвоить программу, важно предусмотреть для них поддержку педагогов, психологов.
  2. При втором варианте развития событий ребенок может обучаться в классе со сверстниками, но индивидуально, по определенной продуманной программе.
  3. Обучение детей с проблемами с теми, у которых есть сходные особенности в развитии.
  4. В четвертом варианте предполагается разработка специального стандарта, согласно которому ребенок будет обучаться индивидуально.

Начинать нужно с детского сада

Федеральный закон модернизирует в первую очередь дошкольное образование. Именно поэтому продумывается инклюзивное образование в ДОУ, где дети могут получать качественные знания без каких-либо барьеров. Сегодня в России дети с ограниченными возможностями - не редкость. Но определенные недостатки физического или психического развития - не повод лишать их возможности обучаться вместе с остальными. Конечно, не все дети, да и не все взрослые готовы к такому совместному обучению, но и воспитатели, и учителя отмечают, что инклюзивное образование направлено на развитие у дошкольников толерантности, терпимости, милосердия, понимания того, что ребята с ограниченными возможностями – обычные, но со своими особенностями.

Специально для реализации такой возможности требуется создание определенных методик обучения. А для этого нужно грамотно оценивать возможности и образовательные потребности детей. Специально для этого проводится психолого-педагогическая диагностика, направленная на:

  • своевременное определение числа ребят, которые имеют ограниченные возможности;
  • выявление особых образовательных потребностей у детей, у которых есть проблемы со здоровьем;
  • определение оптимального педагогического маршрута;
  • оказание индивидуально-ориентированной помощи;
  • планирование коррекционных мероприятий, разработку программ;
  • оценку динамики развития детей и степень эффективности проводимой коррекционной работы;
  • консультативную помощь родителям.

Этапы диагностики ребенка

Дети-инвалиды требуют особенного подхода к обучению. В связи с этим уже в садах проводится специальная диагностика. Она осуществляется в три ступени:

  1. На первом этапе педагог получает представление о состоянии и развитии ребенка.
  2. На втором этапе проводятся различные мероприятия – беседы, тесты, опросы, анкетирование, которые необходимы для конкретизации и уточнения первого представления.
  3. На последнем этапе обобщаются полученные данные, анализируются, после чего продумывается определенная методика обучения.

В рамках мониторинга подвергается оценке психическое развитие ребенка, состояние его здоровья, степень развития общих способностей. После получения комплекса сведений педагоги оценивают возможность инклюзивного образования.

Какие имеются цели?

Коррекционно-развивающая работа проводится в первую очередь для того, чтобы оценить всестороннее развитие ребенка, который требует индивидуального подхода. Это нужно для обогащения его социального опыта, чтобы включение в коллектив было более гармоничным. Все мероприятия проводятся с учетом решения некоторых задач. Так, в плане здоровья важно сохранить и укрепить психическое здоровье ребенка, развить ручную моторику, зрительно-пространственную координацию.

В рамках социализации важную роль играет обеспечение гармоничного вхождения ребенка с особенными потребностями в коллектив, формирование у него представлений о себе и окружающих, правилах поведения в обществе. Немаловажно и обучение детей-инвалидов с точки зрения коммуникации, художественного творчества, музыки – все это в комплексе позволяет аккуратно вовлекать их в общий образовательный процесс уже с ДОУ.

Особенность системы включенного образования в том, что она затрагивает все уровни образования – от детских садов до школ и университетов. Самое главное в этом процессе – создать безбарьерную среду для обучения людей с ограниченными возможностями.

Инклюзив в мире и в России

Развитие инклюзивного образования в мире началось еще в 70-е годы XX века, когда впервые были разработаны и внедрены нормативные акты, которые расширяли образовательные возможности инвалидов. В современной образовательной системе США и Европы одновременно развивается несколько подходов в рамках инклюзива. Постоянно проводятся различные исследования, которые оценивают экономическую эффективность инклюзивного образования. В большинстве западных стран финансирование государственных и муниципальных школ ведется из бюджета, поэтому и проблем с принятием детей-инвалидов в такие учреждения попросту не существует.

В нашей стране подобные учреждения появились в 90-е годы. Первая инклюзивная школа была открыта в Москве в 1991 г. - она называлась «Ковчег». Спустя еще год начал реализовываться проект «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья», в рамках которого в одиннадцати регионах России были созданы экспериментальные площадки для обучения детей с особенными потребностями.

Уже в 2008 году модель инклюзивного образования внедрялась в таких областях, как Архангельская, Владимирская, Ленинградская, Московская, Нижегородская и Самарская. В Москве на сегодняшний день уже открыто больше полутора тысяч общеобразовательных школ, где ведутся занятия в рамках инклюзивного образования.

Особенности развития инклюзива в нашей стране

Инклюзивное образование детей чаще всего ведется по разноуровневому принципу. То есть ребенок в зависимости от своих знаний может по одному предмету обучаться в базовой группе, а по другому – в углубленной. Но образование лиц с инвалидностью начинается еще в детском саду – в Москве и других городах России создаются специальные образовательные учреждения-интернаты, где есть коррекционные классы.

В столице принят закон, согласно которому лица с ограниченными возможностями могут обучаться и в общеобразовательной школе, и в специальном учреждении, и на дому – все зависит от индивидуальных потребностей и особенностей конкретного ребенка. Условия инклюзивного образования требуют принятия детей-инвалидов в школу на основе медико-психолого-педагогической комиссии.

В чем преимущества?

Инклюзивное обучение для детей-инвалидов – зачастую единственно возможный способ получать знания, несмотря на состояние своего здоровья. Вовлеченность в общий образовательный процесс, по мнению и психологов, и педагогов, хороша благодаря нескольким факторам:

  • детям с особенностями развития проще взаимодействовать со здоровыми сверстниками, нежели с теми школьниками, которые находятся в спецшколах;
  • в инклюзивной среде ребенку проще найти способы коммуникации с остальными детьми;
  • организация учебного процесса в малых группах позволяет здоровым сверстникам лучше относиться к лицам с инвалидностью.

Не менее полезен инклюзивный процесс обучения и для обычных школьников. Они учатся в первую очередь принимать других детей как себе подобных, помогать им, вовлекать их в общий образовательный процесс.

Быть или не быть?

Инклюзивное образование сегодня – это один из приоритетов образовательной политики, которая активно проводится в России. Переход к ней нужен, и он уже постепенно продумывается и поддерживается принятием соответствующих законодательных актов. Но чтобы такое явление прижилось в нашей стране, важно еще создать правильное общественное мнение. Специалисты отмечают, что включающее образование – это возможность создать гармоничное общество, в котором будет уютно чувствовать себя даже ребенок с серьезными проблемами. Но создать такое общество можно только в том случае, если и педагоги, и воспитатели, и родители, и сами дети будут заинтересованы в причастности к такому явлению в образовании.

businessman.ru

Инклюзивное образование и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

Что такое инклюзивное образование.

Инклюзия (от inclusion – включение) – процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь.

Инклюзивное образование  – процесс  включения детей с особыми образовательными потребностями в общую образовательную среду.  Инклюзивное образование соответствует социальной модели понимания инвалидности, подразумевая гибкость образовательной системы и возможность подстроить ее под ребенка, а не наоборот.

Детьми с особыми образовательными потребностями (дети с ООП) считаются  дети, которым по тем или иным причинам необходимы дополнительные условия для комфортного обучения. К этой категории могут быть причислены как дети с инвалидностью (физической или ментальной), так и дети, принадлежащие к иной культурной среде или говорящие на другом языке, дети с отклонением в поведении и т.д.

Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей здоровья, законодательно закреплено в Законе «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года.

В части 27 статьи 2 Федерального закона №273 – Ф3 дано определение инклюзивного образования как обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении, начиная с дошкольного учреждения и заканчивая высшими учебными заведениями. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специализированных учреждениях.

Основная задача в этом направлении сформулирована Дмитрием Анатольевичем Медведевым:

«Мы просто обязаны, - подчеркнул премьер-министр, - создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества».

Эту же задачу ставит перед нами проектная инициатива «Наша новая школа», которая была принята 4 февраля 2010 года.

Сегодня насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети с инвалидностью. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории детей. При этом более 90 тыс. детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их перемещение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам.

В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

Дифференцированное обучение детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психофизического развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII видов.

Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.

Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

Важной задачей на сегодня является создание в образовательных учреждениях условий для беспрепятственного доступа инвалидов. Для ее решения Минздравсоцразвития России разработал проект концепции федеральной целевой программы «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы. Эта программа включает в себя не только приспособление физической среды, но и подготовку педагогов. Для расширения доступности образования для детей – инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в России интенсивно развивается дистанционное образование детей-инвалидов. В настоящее время на дому обучается уже более 3 тыс. детей.

В терминологии нового Федерального закона такие программы относятся к адаптированным образовательным программам. В соответствии с пунктом 28 статья 2 Федерального закона №273-ФЗ адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Такой ребенок должен получить образование, сопоставимое с образованием сверстников без ограничений здоровья, находясь в их среде, и в те же календарные сроки (цензовый уровень). Обучающийся должен быть полностью включен в общий образовательный поток на всех уровнях образования и по окончанию школы по результатам итоговой аттестации получает такой же документ об образовании, как и его сверстники. Специальные условия аттестации конкретизируются применительно к каждой категории обучающихся с ОВЗ.

Что делает школу инклюзивной?: 1. Дети. Прежде всего, нужно, чтобы в школе учились разные дети: с инвалидностью и без. Это важно для обеих категорий учеников : дети с инвалидностью учатся взаимодействовать в конкурентной среде, а дети без инвалидности растут более отзывчивыми и эмоционально чуткими.2. Философия школы.   Инклюзия подразумевает постоянный диалог. Политика школы обсуждается с учителями, родителями и детьми. В случае возникновения конфликтов проводятся психологические тренинги.

3. Архитектурная доступность. Без этого условия инклюзия будет невозможна в принципе – ведь если ребенок, использующий инвалидную коляску не сможет самостоятельно войти в школу, об инклюзии говорить не приходится. Школа должна иметь возможность предоставить такому ученику возможность свободного передвижения внутри всего школьного пространства и участия в подвижных играх, спортивных мероприятиях и праздниках наравне с другими учениками.

4. Наличие в школе тьютеров – специалистов, сопровождающих ученика с ООП в процессе обучения. Это может быть педагог, который помогает лучше усвоить материал во время урока, или медицинский работник, решающий специфические медицинские вопросы.5. Вовлеченность родителей.  Инклюзия – двусторонний процесс. Действительно равные условия обучения возможны только в том случае, если сам ребенок с ООП хочет учиться и готов прикладывать для этого необходимые усилия. Здесь очень важна роль родителей, которые могут настроить ребенка на равные условия общения, объяснить ему правила поведения и помогать ему их соблюдать. 

Для развития инклюзии в России на данный момент необходимы прежде всего следующие условия:1. Наличие доступной среды: нам очень нужны пандусы, лифты, низкие бордюры и прочие условия, которые позволят ученикам с инвалидностью самостоятельно выйти из дома, добраться до школы и войти внутрь.

2. Изменение негативных стереотипов, касающихся инвалидности: для того, чтобы люди с инвалидностью чувствовали себя комфортно в России, нам предстоит проделать очень большую информационную работу. Очень важно говорить о необходимости инклюзии на всех уровнях, говорить о вопросах инвалидности позитивно, формировать положительное общественное мнение.

3. Корректировка существующего законодательства, которое позволит вписать инклюзию в существующую образовательную систему.

4. Дополнительная подготовка учителей – для эффективного обучения в инклюзивной  школе ребенку с инвалидностью нужна помощь учителя, понимающего суть инклюзии.

Несмотря на то, что нам еще очень многое предстоит сделать для развития инклюзии в России,  у нас уже сейчас есть образовательные учреждения, практикующие инклюзивный подход. 

infourok.ru

Статья на тему "Инклюзивное Образование в России"

hello_html_m451b5a33.gifhello_html_m1d14f73d.gifhello_html_m6b0519f3.gifhello_html_m3aa63d6a.gifИнклюзия (от inclusion – включение) – процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь.

Инклюзия предполагает разработку и применение конкретных решений, которые позволят каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни.

При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата.

Инклюзивное образование  – процесс  включения детей с особыми образовательными потребностями в общую образовательную среду.  Инклюзивное образование соответствует социальной модели понимания инвалидности, подразумевая гибкость образовательной системы и возможность подстроить ее под ребенка, а не наоборот.

Детьми с особыми образовательными потребностями (дети с ООП) считаются  дети, которым по тем или иным причинам необходимы дополнительные условия для комфортного обучения. К этой категории могут быть причислены как дети с инвалидностью (физической или ментальной), так и дети, принадлежащие к иной культурной среде или говорящие на другом языке, дети с отклонением в поведении и т.д.

Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей здоровья, законодательно закреплено в Законе «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года.

В части 27 статьи 2 Федерального закона №273 – Ф3 дано определение инклюзивного образования как обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении, начиная с дошкольного учреждения и заканчивая высшими учебными заведениями. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специализированных учреждениях.

Основная задача в этом направлении сформулирована Дмитрием Анатольевичем Медведевым:

«Мы просто обязаны, - подчеркнул премьер-министр, - создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества».

Эту же задачу ставит перед нами проектная инициатива «Наша новая школа», которая была принята 4 февраля 2010 года.

Сегодня насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети с инвалидностью. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории детей. При этом более 90 тыс. детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их перемещение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам.

В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

  1. Дифференцированное обучение детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психофизического развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII видов.

  2. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.

  3. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

На сегодняшний день система образования для детей с особыми образовательными потребностями находится на пороге серьезных и неизбежных изменений. Но в реальности образовательная интеграция в России реализуется в основном методом экстраполяции, т.е. опытным переносом и адаптированием к отечественным условиям, модификацией некоторых, хорошо отработанных и положительно зарекомендовавших себя за рубежом, форм образовательной политики.

Реализация в России инклюзивного образования ставит для нашей страны вопрос о необходимости смены методологии внедрения интеграционных инноваций в систему образования.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов».

По данным Министерства образования и науки РФ модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов РФ, среди которых:

- Москва,

- Архангельск,

- Самарская область,

- Ухта (Республика Коми),

- Республика Карелия (г. Петрозаводск, г. Сортавала),

- Томск,

- Воронеж,

- Санкт-Петербург,

- Хабаровск,

- республики Северного Кавказа.

Развитие инклюзивного образования в России чаще всего осуществляется в партнерстве государственных структур и неправительственных организаций. Инициатором включения детей с особенностями развития в процесс обучения в систему образовательных учреждений общего типа выступают объединения родителей детей с инвалидностью, организации, отстаивающие права и интересы людей с инвалидностью, профессиональные сообщества и ОУ, работающие в экспериментальном и проектном режиме.

Важной задачей на сегодня является создание в образовательных учреждениях условий для беспрепятственного доступа инвалидов. Для ее решения Минздравсоцразвития России разработал проект концепции федеральной целевой программы «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы. Эта программа включает в себя не только приспособление физической среды, но и подготовку педагогов. Для расширения доступности образования для детей – инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в России интенсивно развивается дистанционное образование детей-инвалидов. В настоящее время на дому обучается уже более 3 тыс. детей.

Реализация инклюзивного образования прямо связана с наличием в стране налаженной системы ранней комплексной помощи. Модель инклюзии на уровне дошкольного звена наиболее перспективна и менее противоречива, так как ориентирована на цели развития ребенка.

Основной школьной ступени трудно преодолеть ориентацию на цензовое образование. У педагогов возникает вопрос: какой аттестат будем давать? Поэтому очень важно разрабатывать и реализовывать образовательные программы для учащихся с ОВЗ. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «об образовании в Российской Федерации» не содержит таких классифицирующих признаков образовательной программы как коррекционные иили указание численного вида.

В терминологии нового Федерального закона такие программы относятся к адаптированным образовательным программам. В соответствии с пунктом 28 статья 2 Федерального закона №273-ФЗ адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Такой ребенок должен получить образование, сопоставимое с образованием сверстников без ограничений здоровья, находясь в их среде, и в те же календарные сроки (цензовый уровень). Обучающийся должен быть полностью включен в общий образовательный поток на всех уровнях образования и по окончанию школы по результатам итоговой аттестации получает такой же документ об образовании, как и его сверстники. Специальные условия аттестации конкретизируются применительно к каждой категории обучающихся с ОВЗ.

Разработка тактических задач сопровождения, подбор конкретных коррекционных программ, тактик, технологий сопровождения, наиболее адекватных особенностям обучающихся с ОВЗ и всей ситуации его включения в среду сверстников, механизм взаимодействия специалистов, работающих с ребёнка – прерогатива школьного междисциплинарного психолого-медико-педагогического консилиума.

Путь к общему образованию может быть открыт для детей с ОВЗ при условии удовлетворения как общих с типично развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их физического и/или психического развития. Удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ можно при соблюдении следующих условий:

  • своевременное начало образования;

  • индивидуализация обучения;

  • мониторинг результатов;

  • систематическая психолого-педагогическая поддержка.

Рассмотрим обозначенные условия более подробно:

  1. Своевременное начало образования.

Важно организовывать интегрированное или инклюзивное дошкольное образование ребенка с ОВЗ.

Программа комплексной помощи

Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида (ИПР)

Организация среды и рабочего места с учетом специфики нарушения здоровья ребенка

Индивидуальная образовательная программа

Индивидуализация обучения, которую обеспечивают составляющие коррекционной работы.

Такое взаимодействие, реализованное командой специалистов школьного ПМПк, позволяет осуществить комплексный подход в определении и решении проблем ребенка, предоставить ему квалифицированную помощь от специалистов разного профиля; проанализировать личностное и когнитивное развитие обучающегося в различных аспектах.

  1. Мониторинг результатов позволяет отслеживать формирование предметных знаний,

умений и навыков; знаний, умений и навыков, обеспечивающих социальную компетентность учащихся; определять дельнейшие шаги для ликвидации пробелов в знаниях.

  1. Систематическая психолого-педагогическая поддержка состоит, прежде всего, в подготовительной работе по включению ребенка с ОВЗ в школьную среду. Необходимо определить круг лиц, участвующих в образовании ребенка с ОВЗ и их взаимодействие. Также необходима подготовка всего детского коллектива к включению в него обучающегося с ОВЗ. Параллельно с этим должна осуществляться психологическая подготовка родителей, педагогов, все сотрудников образовательной организации.

В результате обучения по адаптивным общеобразовательным программам ребенок с ОВЗ должен овладеть тремя уровнями жизненных компетенций:

- предметный;

- личностный;

- метапредметный.

Личностные результаты могут быть следующими:

обучающийся

  • использует знания о правилах поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного социального статуса;

  • осознает возможность и допустимость границ социальных контактов;

  • включается в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного здоровья;

  • проявляет позитивные качества личности и управляет своими эмоциями в различных конфликтных ситуациях;

  • проявляет дисциплинированность и упорство в образовательной деятельности для достижения значимых личных результатов при условии сохранения и укрепления здоровья;

  • проявляет способность сопереживать;

  • проявляет произвольность в поведении, волевое усилие, умение сосредоточиться на определенной деятельности.

У каждой категории детей будут свои специфические результаты, а также являющиеся итогом овладения жизненными компетенциями. Например, у детей с тяжелыми нарушениями речи: обучающиеся продемонстрируют правильное звукопроизношение, овладеют основными закономерностями грамматического и лексического строя.

У слабовидящего обучающегося специфические результаты овладения компонентом жизненной компетенции могут быть: использование сохранных анализаторов и компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; демонстрация умений и навыков ориентировки в микропространстве; активное использование современных тифлотехнических, оптических и технических средств, облегчающих познавательную и учебную деятельность.

Результаты освоения программы у обучающихся с ЗПР должны проявиться в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для ее разрешения, с ситуациями, в которых можно найти решение самому.

У детей с расстройствами аутистического спектра результаты овладения компонентом жизненной компетенции могут проявляться, в том числе, в умении индивидуальной, а затем и фронтальной инструкцией педагога.

Для успешной реализации идеи инклюзии в общеобразовательном учреждении необходимо соблюсти следующие условия:

  • психологическая готовность ребенка к совместному обучению с нормально развивающимися детьми;

  • желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми;

  • наличие возможностей оказывать детям с ОВЗ квалифицированную помощь;

  • уровень психического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;

  • возможность овладения общим образовательным стандартом в сроки.

Что делает школу инклюзивной?:1. Дети. Прежде всего, нужно, чтобы в школе учились разные дети: с инвалидностью и без. Это важно для обеих категорий учеников : дети с инвалидностью учатся взаимодействовать в конкурентной среде, а дети без инвалидности растут более отзывчивыми и эмоционально чуткими.2. Философия школы.   Инклюзия подразумевает постоянный диалог. Политика школы обсуждается с учителями, родителями и детьми. В случае возникновения конфликтов проводятся психологические тренинги. Кроме того, учителя постоянно, каждый день, так  или иначе подчеркивают, что различия – это не плохо, и учат детей принимать и понимать тех, кто не похож на них.3. Архитектурная доступность. Без этого условия инклюзия будет невозможна в принципе – ведь если ребенок, использующий инвалидную коляску не сможет самостоятельно войти в школу, об инклюзии говорить не приходится. Школа должна иметь возможность предоставить такому ученику возможность свободного передвижения внутри всего школьного пространства и участия в подвижных играх, спортивных мероприятиях и праздниках наравне с другими учениками.

4. Наличие в школе тьютеров – специалистов, сопровождающих ученика с ООП в процессе обучения. Это может быть педагог, который помогает лучше усвоить материал во время урока, или медицинский работник, решающий специфические медицинские вопросы.5. Вовлеченность родителей.  Инклюзия – двусторонний процесс. Действительно равные условия обучения возможны только в том случае, если сам ребенок с ООП хочет учиться и готов прикладывать для этого необходимые усилия. Здесь очень важна роль родителей, которые могут настроить ребенка на равные условия общения, объяснить ему правила поведения и помогать ему их соблюдать. 

Для развития инклюзии в России на данный момент необходимы прежде всего следующие условия:1. Наличие доступной среды: нам очень нужны пандусы, лифты, низкие бордюры и прочие условия, которые позволят ученикам с инвалидностью самостоятельно выйти из дома, добраться до школы и войти внутрь.

2. Изменение негативных стереотипов, касающихся инвалидности: для того, чтобы люди с инвалидностью чувствовали себя комфортно в России, нам предстоит проделать очень большую информационную работу. Очень важно говорить о необходимости инклюзии на всех уровнях, говорить о вопросах инвалидности позитивно, формировать положительное общественное мнение.

3. Корректировка существующего законодательства, которое позволит вписать инклюзию в существующую образовательную систему.

4. Дополнительная подготовка учителей – для эффективного обучения в инклюзивной  школе ребенку с инвалидностью нужна помощь учителя, понимающего суть инклюзии.

Несмотря на то, что нам еще очень многое предстоит сделать для развития инклюзии в России,  у нас уже сейчас есть образовательные учреждения, практикующие инклюзивный подход. 

infourok.ru

Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования

 

Нормативные документы определяют новые подходы к организации образовательного процесса. Изменение нормативно-правовой базы влечет за собой серьезные изменения как в организации, так и в содержании работы детского сада. Дошкольное образование стало первым уровнем в образовательной системе.

Нормативно определен — перечень необходимых документов. Среди них важное место отведено ООП ДОО. На основании ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.12) каждая дошкольная образовательная организация (ДОО) должна самостоятельно разрабатывать основную образовательную программу дошкольного образования (ООП ДО). ФГОС ДО на федеральном уровне определяет, какой должна быть Программа дошкольной организации, какие условия нужны для ее реализации, какое содержание необходимо реализовывать для достижение каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

В ст.6 Закона «Об образовании в РФ» говорится, что «Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС ДО и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования». Педагогический коллектив может самостоятельно создавать свою модель педагогического процесса, а следовательно, педагоги свободны в выборе технологий, средств, методов для реализации основных целей и задач дошкольного образования. Принцип вариативности реализуется и через включение в ООП ДО второй части, формируемой участниками педагогического процесса. Таким образом, ООП ДО является нормативно-управленческим документом организации, в котором раскрывается содержание и организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

На основании нормативных документов научными коллективами разрабатываются примерные ООП. Примерные ООП ДО после прохождения экспертизы на соответствие ФГОС ДО и последующего включения в федеральный реестр могут быть использованы дошкольными организациями в качестве методического основания для разработки ООП ДО. Итак, Основная образовательная программа определяет содержание и описание модели образовательного процесса, т. е. педагогической составляющей деятельности Д/О.

Каковы функции основной образовательной программы?

  1.    ООП служит механизмом реализации стандартов, указывает способ достижения содержащихся в ней результатов образования.
  2.    Программа служит основой для организации по ней реального образовательного процесса, а также осуществления его контроля и коррекции, если он перестает соответствовать требованиям, нужным для получения результатов.
  3.    Благодаря наличию разработанных для единого стандарта программ, на территории страны сохраняется единое образовательное пространство, все дети получают равные возможности для получения образования.

Рассмотрим основные положения ФГОС ДО, на которые необходимо опираться в при разработке ООП ДО. Программа формируется как система психолого-педагогической поддержки детей и обеспечивает создание оптимальных условий для их успешной социализации и индивидуализации.

ООП ДО должна отразить:

          Как с учетом конкретных условий создается в дошкольной образовательной организации собственная модель организации обучения, воспитания и развития дошкольников;

          Какие педагогические технологии обучения применяются в работе с детьми;

          Как учитываются их индивидуальные особенности, интересы и возможности;

          Как повышается мотивация образовательной деятельности воспитанников дошкольной организации.

Особенности ООП Д/С:

ООП детского сада рассматривается, как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, учитывающего специфику работы детского сада, а также приоритетные направления деятельности. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, предпосылок к учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии дошкольников. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное; речевое; художественно-эстетическое; физическое развитие.

Структура ООП.

Структура образовательной программы как обязательного документа ДОО разрабатывалась коллективами детских садов в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 17.10.13. «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».

Структурно Программа состоит из трех основных разделов: целевого, содержательного и организационного.В каждом из трех разделов отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная). Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО (п.2.5.ФГОС ДО).

Рекомендуемый объем обязательной части программы — не менее 60 % от ее общего объема; вариативной — не более 40 %. В вариативной части должны быть представлены выбранные или разработанные самостоятельно программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности или культурных практиках. Таким образом, организация получает больше свободы и прав для формирования своей ООП с помощью выбранных парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

Обязательная часть разрабатывается на основе одной из комплексных программ (примерных ООП). Как утверждает стандарт (п. 2.6), обязательная часть ООП должна обеспечить комплексность подхода и развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях.

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализовываться в различных видах деятельности. В стандарте (п. 2.7) виды деятельности впервые прописаны по трем возрастным периодам: младенческий возраст, ранний возраст и дошкольный возраст. Кроме этого, в части, формируемой участниками образовательных отношений должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее — парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы. Именно эта часть ООП должна показать специфику работы в конкретном детском саду.

Мы рассмотрели структуру ООП. Но как организовать процесс по ее разработке? Ведь оттого, насколько эффективно будет решен организационный вопрос, будет зависеть и качество результата работы по созданию ООП.

Проектирование ООП ДО — достаточно сложный и еще не отработанный процесс профессиональной деятельности администрации и педагогического коллектива Д/С, его целесообразно осуществлять в несколько этапов.

1 этап. Исследование условий реализации ООП ДО.

Приступая к проектированию ООП ДО, в первую очередь мы должны проанализировать имеющиеся в ДС условия:кадровые,материально-технические,психолого-педагогические,финансовые,предметно-развивающей средыс целью определения соответствия требованиям ФГОС ДО.На этом этапе необходимо привлечь родителей.

Анализ кадровых условий предусматривают укомплектованность Д/С квалифицированными специалистами, компетентными в создании условий для развития детей в соответствии со спецификой дошкольного возраста, а именно:

          в обеспечении эмоционального благополучия детей;

          поддержке индивидуальности, инициативности самостоятельности детей;

          установлении правил взаимодействия в детских коллективах в разных ситуациях;

          построении вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка;

          во взаимодействии с семьями воспитанников по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность и др.

Требования к психолого-педагогическим условиям также связаны с профессиональной компетентностью педагогов, способных обеспечить уважение к человеческому достоинству детей, поддержку положительного доброжелательного отношения детей друг к другу, поддержку родителей в воспитании детей.

К психолого-педагогическим условиям относится и обеспечение научно-методического сопровождения, информационной поддержки самих педагогов (учебными и методическими пособиями, достижениями передового педагогического опыта и т. д.).

Во ФГОС ДО выделены также требования к материально-техническим условиям:

          соблюдение санитарно-эпидемиологических нормативов, правил пожарной безопасности;

          материально-техническому обеспечению ООП ДО,

          создание оптимальной предметно-пространственной среды.

Особые требования предъявляются к созданию предметно-пространственной среды, главная функция которой — обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала ДС материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета развития и коррекции недостатков их развития. Предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. То есть, необходимость создания оптимальной материальной базы и комфортной рабочей обстановки для эффективного протекания образовательного процесса.

Актуальным остается и вопрос создания финансовых условий, позволяющих решать вопросы финансирования современной учебно-материальной базы более эффективно.

2 этап. Подготовка педагогического коллектива к разработке программы.

На основании распоряжения заведующего детским садом утверждается состав творческой группы, определяется объем предстоящей работы, ответственные за разработку определенной части программы, сроки выполнения, периодичность организационных встреч. Творческой группой определяется примерная ООП, которая берется за основу разработки Программы. На этом этапе руководителям целесообразно подготовить в помощь творческой группе рабочие материалы, необходимые для разработки спроектированной программы: нормативные документы, учебно-программную документацию, методические разработки, т. е. разнообразные информационные источники.

На протяжение периода, определенного в распоряжении, члены творческой группы нарабатывают материалы. Периодически организуются обсуждения, осуществляется корректировка, разрабатываются части ООП. Здесь важная роль — заместителю заведующего по ВМР. Он является главным разработчиком и координатором всей деятельности.

В дальнейшем эти части объединяются в один проект и дорабатываются уже совместно посредством обсуждения получаемых результатов. Деятельность руководителя заключается в создании оптимальных условий для работы членов творческой группы, контроле своевременного выполнения планов, регулярном обсуждении получаемых результатов, корректировке. Обсуждение и утверждение проекта ООП ДО проводится на установочном педагогическом совете, на который также приглашаются представители родительского сообщества.

Таким образом, важнейшее условие успешности работы педагогического коллектива в разработке ООП ДО — коллегиальный подход и учет мнений всех заинтересованных лиц, тогда программа в наибольшей степени будет отвечать нуждам всех участников образовательных отношений.

3 этап. Проектирование ООП ДО.

Ввиду того, что основная образовательная программа — нормативный документ, как и любой другой документ, она предполагает наличие титульного листа.

На титульном листе основной образовательной программы целесообразно представить следующую информацию:

          в правом верхнем углу листа дается информация о том, когда и кем утверждена программа;

          в левом верхнем углу листа содержится информация о рассмотрении ООП ДО на педагогическом совете;

          в центральной части титульного листа, как правило, дается полное наименование организации;

          в нижней части титульного листа указывается наименование населенного пункта, в котором находится организация, и год разработки основной образовательной программы.

В соответствии с ФГОС ДО программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражаются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная).

Целевой раздел ООП ДО является концептуальным, поскольку цели образования выступают системообразующим фактором педагогической системы. Они отражают социальный заказ государства, общества, его различных социальных групп всем подсистемам образования, потому как цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека, коллектива.

В целевом разделе обосновываются и конкретизируются приоритетные направления, цели и задачи деятельности ДОО по реализации ООП ДО, принципы и подходы к формированию ООП, планируемые результаты. Для их формулирования можно опираться на Примерную основную образовательную программу и. п. 1.4, 1.6 и 2.4 ФГОС. Они могут быть расширены и конкретизированы в основной образовательной программе организации. Требования ФГОС результатам освоения образовательной программы прописаны в виде целевых ориентиров, представляющих собой социально — нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

В содержательном разделе описание образовательной деятельности представляется по образовательным областям с учетом используемой Примерной образовательной программы и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.

Основное содержание представляется через образовательные задачи по каждой области и каждой возрастной группе, а вариативное — через описание содержания углубленной работы и регионального компонента в рамках выбранных парциальных программ.

Также в содержательном разделе описываются формы, способы, методы работы с детьми, через которые реализуется заявленное содержание; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.

Работа с родителями планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Помимо традиционных форм работы ДОО и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:

          «Круглый стол» по любой теме;

          тематические выставки;

          соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;

          консультации специалистов;

          семейные спортивные встречи;

          почта доверия, телефон доверия;

          открытые мероприятия для просмотра родителей;

          родительская гостиная, клуб;

          конкурс семейных талантов;

          день открытых дверей;

          сайт ДОО.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОО с семьей неоспоримы;

          Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

          Это учет индивидуальности ребенка.

          Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка.

          Это укрепление внутрисемейных связей,

          Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОО и семье.

          Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Содержание коррекционной работы, включаемое в ООП том случае, если в детском саду есть дети с ограниченными возможностями здоровья, отражает специфику работы с такими детьми. В этом случае используются специальные образовательные программы и методы, специальные методические пособия и дидактические материалы.

Организационный раздел включает содержание о том, в каких условиях реализуется ООП ДО. В этом разделе должны быть представлены:

          описание материально-технического обеспечения программы;

          обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания;

          распорядок и/или режим дня;

          особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, т. е. комплексно-тематическое планирование для каждой возрастной группы;

          особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

В основу планирования образовательного процесса во многих детских садах положен тематический принцип.

Преимущества комплексно-тематического принципа планирования для дошкольников:

          делает жизнь воспитанников более интересной, насыщенной;

          при организации воспитательно-образовательного процесса учитывается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. При этом решаются поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей;

          построение всего образовательного процесса вокруг одной, центральной темы, дает больше возможности для развития детей. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков;

          освобождает больше времени, для игровой деятельности дошкольников;

          поддерживается эмоционально-положительное настроения ребенка, в течение всего периода освоения Программы.

Комплексно-тематическое проектирование образовательного процесса помогает педагогам:

          повышать качество образовательно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении, т. е. позволяет нам видоизменять и совершенствовать образовательный процесс в ДОО;

          формировать образ выпускника в соответствии с запросами общества и государства;

          решает образовательные задачи на основе интерактивных и активных методов и способов взаимодействия;

          дает возможность реализации принципа построения Программы от простого к сложному;

          создает условия для того, чтобы педагог при организации образовательного процесса в течение дня мог учитывать возрастные, индивидуальные особенности воспитанников, интересы своей группы;

          создает условия для педагогического творчества при подборе тематического материала;

          помогает органично включить родителей в образовательный процесс развития дошкольников.

Комплексно-тематическое планирование детского сада, в основе которого лежат тематические недели, охватывает все возрастные группы, введение похожих тем обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями. В дошкольной организации разрабатывается комплексно-тематический план на год, который определяют основные формы работы над темой, сочетает разные виды детской деятельности, содержит итог освоения каждой темы (итоговое мероприятие). Важно, что темы повторяются и усложняются в зависимости от возраста, а также имеет место повторяемость содержания темы на протяжении учебного года при освоении новых тем, что обеспечивает прочность усвоения образовательного содержания в дошкольный период детства.

Разработка и реализация ООП ДО — процесс достаточно сложный и еще не окончательно отработанный. Но четкое следование нормативным документам, грамотное планирование и поэтапная организация деятельности — поможет осуществить этот процесс более успешно.

 

Литература:

 

  1.              Закон РФ от 29 декабря 2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
  2.              Об утверждение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва.
  3.              Медведникова Л. Ф. Алгоритм разработки образовательной программы ДОУ// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2009.- № 12. — С. 16–25.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, основная образовательная программа, развитие детей, программа, творческая группа, дошкольный возраст, образовательная деятельность, обязательная часть.

moluch.ru

Интегрированное обучение и воспитание детей с ООП

Интегрированное обучение и воспитание детей с ООПВ настоящее время все больше и больше детей нуждаются в дополнительных стимулирующих занятиях по коррекции познавательных функций. Под развитием познавательной деятельности следует понимать качественные изменения в личности. Развитие мышления не является самоцелью. Учить мыслить необходимо не для того, чтобы ребенок умел делать это, а для того, чтобы он мог лучше ориентироваться в окружающем его мире, организовывать свою жизнь, становится все более самостоятельным.У ребенка дошкольного возраста должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьных знаний. Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. Общеизвестно, что при разных видах задержек психического развития наблюдаются общие особенности психо-физического развития, такие как: нарушения общей и мелкой моторики, повышенная истощаемость, общая физическая и соматическая ослабленность, недоразвитие высших психических функций, нарушения речевого развития, незрелость эмоционально-волевой сферы, слабое развитие коммуникативных навыков и др.С целью обеспечения эффективной образовательной интеграции в общеразвивающие группы детского сада интегрированы дети с ООП. Следует отметить, что оптимально включение одного, двух детей с ЗПР в общеразвивающие группы, воспитанники обязательно будут получать необходимую коррекционную помощь. Цель коррекционных занятий - повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания; коррекция зрительно-моторных и пространственных нарушений, общей и мелкой моторики, восполнение пробелов предшествующего обучения и другое.Вопросу обучения и воспитания детей с ООП неслучайно уделяется такое серьёзное внимание, ведь эта деятельность очень разнопланова и включает несколько разделов: - диагностика уровня развития ребенка, - составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута ребенка и его реализация, - отслеживание динамики развития ребёнка, - взаимодействие со специалистами, и родителями.Взаимодействие специалистов обеспечивается в результате знакомства и обсуждения результатов комплексной диагностики, участия в работе психолого-медико-педагогических консилиумов, отслеживания диагностики усвоения учебного материала.Коррекционное воздействие на ребёнка с ООП в условиях общеразвивающей группы не может, ограничивается только специально организованными формами деятельности. Усваиваемые детьми знания и умения должны включатся во все виды детской деятельности, важно научить детей применять отработанные умения и навыки в аналогичных или новых ситуациях, использовать полученные навыки в собственной самостоятельной деятельности.В центре сюжетно-ролевых игр в качестве реквизита используются не только игрушки, но и предметы символы заместители, пособия, развивающие все виды восприятия, сенсорные представления (о форме, цвете, величине, весе, материале и т.д.). Подобраны атрибуты, рассчитанные на коррекцию нарушений речи, основных мыслительных операций (сравнение, сопоставление, анализ, синтез), а также способствующие закреплению полученных на занятиях знаний.Специалистами активно используются материалы двигательных центров для реализации коррекционных задач. Например, кегли оснащены прозрачными кармашками или липучками, куда вставляются или прикрепляются предметные картинки (карточки) с изображением букв, цифр, геометрических фигур и другого материала.При оформлении центров активности мы хотели, чтобы атрибутика игр создавала условия не только для возможностей освоения различных социальных ролей, но и стимулировала мыслительную и речевую активность.При использовании атрибутов сюжетных игр была предусмотрена работа детей с контурными, силуэтным и наложенными изображениями, (отражениями) предметов разной формы, величины, рассчитанная на сравнение предметов и их изображений, с этой целью были наклеены пиктограммы на контейнеры для хранения различного материала для самостоятельной художественной деятельности, различного вида конструктора, на полках, обозначающие назначения автомобиля.Например, в игре «Магазин» находятся коробки с «соком» (яблочным, апельсиновым, виноградным), схожие по внешнему виду, но различные по размеру, величине, работая с которыми закрепляются умения находить сходства и различия, дифференцировать овощи и фрукты, образовывать относительные прилагательные.Здесь же есть «звуковые» денежки – карточки-схемы слов с заданным звуком, на которые покупатель должен купить товар, начинающиеся на заданный звук или «цветные» денежки, на которые можно купить товар только заданного цвета и т.д.Организованная таким образом работа по сюжетно-ролевой игре позволяет максимально скоррегировать высшие психические функции, речь детей и эмоционально-волевую сферу, дать возможность получения ими полноценного образования, избежать ограничения возможности социализации в общество.Литература.Басилова. Т.А. Воспитание детей дошкольного возраста со сложными множественными нарушениями//Под ред. Е.А. Стребелевой.-М., 2004Дети с ограниченными возможностями: проблемы инновационных тенденций обучения и воспитания. Хрестоматия / Сост. Н.Д. Соколов, Л.В. Калинникова. – М., 2001.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. // Дефектология, 2006. -№6.Микляева Н. В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей М.,2009., Изд. «Айрис», с 160Соловьева И.Л. Соловьева Е.А. К вопросу об использовании новой педагогической технологии в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении // Вопросы теории и практики сурдопедагогики (Межвузовский сборник научных трудов №2), 2003.Шматко Н.Д., Головчиц Л.А., Стребелева Е.А. Подходы к модернизации системы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья //Дефектология. 2009, №1. С19-23.

< Предыдущая Следующая >
 

doshkolnik.ru