Власть: разновидности, формы и типы. Виды власть


Власть: разновидности, формы и типы

Власть есть необходимый атрибут всякого общества. Ее можно определить как способность известных классов, социальных групп либо индивидов проводить свою волю через некую социальную среду, используя, при необходимости, принуждение.

Будучи атрибутом общества, власть изменяется вместе с изменением его природы. С этой точки зрения, можно выделить несколько разновидностей власти.

Власть родового общества. Будучи по природе общественной, она совпадает с населением, т.е. с родовой или племенной общностью. Родовое общество не делилось на группы с различными, тем более - противоположными интересами. Поэтому власть родовых старейшин и племенных вождей выражала общую волю, отражая интересы всех и каждого.

Другая особенность этой власти состояла в магической силе обычая, который явлшялся ее основой и формой выражения. В представлениях первобытной эпохи обычай был также несотворим, как и окружающий мир. Он воплощал "мировой порядок", отражавший волю предков и племенных богов. Поэтому его нарушение рассматривалось как неуважение к предкам и могло вызвать гнев богов, выражавшийся в болезнях, несчастьях, стихийных бедствиях и т.д. В этих условиях субъекты власти не обладали реальным механизмом принуждения. Санкции к нарушителям применяла сама традиционная общность, которая при необходимости "выдавливала" их из своей среды.

Власть раннеклассовых обществ. Вторая разновидность власти характерна для раннеклассовых обществ, примером которых могут быть общества Древней Индии, Древней Иудеи, раннего ислама и т.д. В наши дни их можно встретить в ряде районов Тропической Африки, Ближнего Востока и т.д. Общество и власть сочетают здесь черты классовой и доклассовой эпохи. Так, власть по-прежнему считается "несотворимой", но приобретает и новые качества, отражающие изменения в обществе и сознании человека. Вытеснение племенных властей властью государства (либо его переходных форм) сопровождается здесь заменой политеизма монотеизмом и "встраиванием" государства в "мировой порядок", предусмотренный соответствующей религиозной доктриной - иудаизмом, индуизмом, исламом и т.д. Основу власти (как и "мирового порядка" в целом) здесь составляют божественное откровение (иудаизм, ислам), мудрость древних (индуизм) и т.д. Видимо, тогда и появилось выражение, что всякая власть от бога. С другой стороны, в структуре власти государства все большую роль играют нормы, считающиеся "рукотворными" и защищаемые уже аппаратом государства.

Власть развитой государственности. Третья разновидность власти отражает эпоху относительно развитой государственности, когда государство сбрасывает религиозную форму и выступает уже в "чистом" виде. Это, как правило, буржуазные государства и социалистические (в их марксистско-ленинском истолковании).

В общественной структуре появляются группы людей, интересы которых не совпадают и даже вступают в конфликт. Если в родовую эпоху власть выражала единый интерес, то теперь она призвана приводить к "общему знаменателю" противоречивые интересы различных социальных групп. В этих условиях общественная власть родового строя превращается в политическую, т.е. государственную власть.

Следуя принятому плану изложения, мы должны рассмотреть вопрос о форме власти или о государственном устройстве, к которому пришли различные государства в различных регионах планеты. Но поскольку в одной работе нельзя объять обширную сферу мы вынуждены пойти по пути выбора типичных организационных форм государств и дать их классификацию по типичным признакам государственной власти, а также выяснить причины формирования той или иной классификационной группы.

Самая древняя классификация государств приписывается обыкновенно Аристотелю. Нужно предполагать, что великому греку принадлежит только научная конструкция этой классификации, которая слагалась постепенно и к его времени сделалась всеобщим достоянием. Он уже нашел готовые понятия о различных формах государственного устройства, ими уже пользовались предшественники в своих литературных трудах (Геродот, Ксенофонт, Платон). Но без сомнения Аристотелю принадлежит честь логического построения классификации государств, которая, поэтому справедливо носит его имя.

Вопрос о классификации государств Аристотель рассматривает в книге «Политика». В ней, настаивая на различии государства, как целого от составных его частей, он видит сущность его в политическом устройстве, здесь он выдвигает постулат о том, что государство остается одним и тем же, пока сохраняет свое устройство и наоборот оно становится тотчас другим, как скоро изменяет устройство, хотя бы части его оставались прежними.

Устройство же государства определяется составом верховной власти, к которой тяготеет вся политическая жизнь общества. Эта власть может принадлежать или одному человеку или немногим или большинству граждан. Отсюда три основные формы власти и государственного устройства: единовластие, правление меньшинства, правление большинства.

Каждое из основных форм делится, в свою очередь на две разновидности, смотря потому, преследует ли она благородные цели, т.е. общее благо или личные цели, означающие собственную выгоду. Таким образом, получается три правильных формы и три неправильных или искаженных.

Правильными формами будут:

Монархия, где верховная власть принадлежит одному лицу.

Аристократия. Где эта власть принадлежит меньшинству родовитых или богатых.

Полития (демократия), где власть находится непосредственно в руках большинства граждан.

Соответственно неправильными искаженными формами являются:

Тирания, где правитель имеет только свои выгоды.

Олигархия, где немногие правят в личных целях.

Демократия. Где господствует бедное большинство, преследуя свои интересы и не заботясь об общем благе.

Последователи Аристотеля (Полибий) изменили в последствии его терминологию: полития была названа демократией, а эта последняя охлократией, точно также тирания стала называться деспотией. Эта терминология стала общеупотребительной.

Термин "политический" происходит от греческого "полис", т.е. город-государство. Если власть родового общества совпадает с населением (точнее с родовой или племенной общностью), то политическая, или государственная власть осуществляется специальным аппаратом, выступающим от имени общества, но с обществом не совпадающим. Появление государства означает качественное изменение принципов организации общества и власти. Если в родовую эпоху то и другое строилось по кровнородственному принципу, то в условиях государства население и государственный аппарат строятся по территориальному принципу. При этом с появлением государства появляются налоги и займы, с помощью которых создается его финансовая основа.

Иногда термин "политическая власть" приобретает более широкое содержание вследствие рассмотрения его сквозь призму понятия "политическая система общества". Это понятие более подробно будет рассмотрено ниже, здесь же отметим, что под ней понимают совокупность государственных и негосударственных институтов, посредством которых граждане участвуют в политической жизни общества. Помимо собственно государства в нее входят политические партии и движения, женские, молодежные, религиозные и прочие общественные организации. В этих условиях субъект государственной власти может завоевать и удержать ее, лишь опираясь на те или иные политические партии и иные институты политической системы общества. Государство превращается при этом в один из элементов (хотя и важнейший) механизма политической власти. из этого делается вывод, что в современных условиях политическая власть не ограничивается рамками государства, а включает также институты политической системы, составляющие ее социальную опору.

Государственную власть отличает такой важный признак, как суверенитет. Под ним понимают верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее во вне. Верховенство государственной власти означает, что в пределах государственных границ никто, кроме государства, не вправе издавать законы, т.е. акты высшей юридической силы, обязательные для всего населения страны. Внешняя независимость государства означает, что оно является самостоятельным субъектом международного права5.

studfiles.net

понятие, признаки, виды. Общество и власть — Мегаобучалка

Раскроем понятие власти, ее роль в обществе, структуру, виды власти.

Власть– это способность и возможность оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность людей с помощью различных средств: авторитета, права, принуждения (включая прямое насилие) и других.

Термин власть употребляется также для обозначения ее субъектов, носителей власти, выборных лиц или органов, например: общее собрание всех членов первобытного рода, старейшина, вождь, жрец, парламент, правительство и.т.д.

Без власти в обществе наступит хаос, поэтому оно пронизано властными отношениями.

Власть в обществе порождается потребностью управления, необходимостью согласования общих целей при наличии многообразных интересов, ценностей, потребностей. Она обусловлена также социальной асимметрией, т.е. природным и социальным неравенством людей.

В динамикевласть всегда есть отношение между людьми - властеотношение. Структура властеотношения: субъект, объект, само властное воздействие.

Субъект власти – это носитель власти, от которого исходит властный импульс, это активное начало власти. Субъект власти наделен сознанием и волей подчиняет своей воле объект. Например, субъектом власти может быть лицо, группа лиц, народ в целом, орган общественной или государственной власти, государство в целом, международные организации, мировое сообщество.

Объект власти – это те, на кого направлено властное подчиняющее воздействие. Особенность объекта власти заключается в том, что он тоже наделен сознанием и волей и может выступать субъектом власти в других властеотношениях. Объектами власти могут быть те же, кто является ее субъектами, т.е. лицо, группа лиц, народ в целом, орган общественной или государственной власти, государство в целом, международные организации, мировое сообщество. Важно, что объект власти в одном властеотношении может стать субъектом в другом властеотношении.

Властное воздействие– это связь и взаимодействие между субъектом и объектом власти, которое возникает в процессе реализации власти. Оно заключается в том, что со стороны субъекта осуществляется проявление воли, вплоть до ее навязывания, а со стороны объекта власти осуществляется подчинение субъекту. Подчинение может быть добровольным, когда воля субъекта власти совпадает с волей объекта либо принудительным. Существуют властеотношения, в которых объект и субъект власти совпадают, например, в родовой общине, когда решения принимаются общим собранием.

В статике в структуре власти различают волю и силу. Воля является базовым компонентом власти, т.к. во власти всегда проявляется воля властвующего субъекта: индивида, группы людей, социального класса, народа, общества в целом. В государственной власти может проявляться воля большинства общества, либо воля класса, либо какой-то группы людей – аристократии, олигархии, технократии и т.д. Сила власти подтверждает ее волю, приводит волю в действие, воплощает в жизнь. Сила власти проявляется в авторитете, в идеологическом воздействии, в праве, в принуждении, в прямом насилии. Сила государственной власти воплощается в государственных органах – органах управления, и особенно органах принуждения – армии, полиции, тюрьмах ит.д.

Виды власти.Поскольку общество пронизано властными отношениями, существует множество видов власти.

Неформальная власть. В малых социальных группах (семья, объединение по интересам, школьный класс, студенческая группа), где все друг друга знают и персонально контактируют власть держится на авторитете лидера. Авторитет зависит от личностных качеств, заслуг, одаренности.

Формальная власть. В политических партиях, государстве, крупных корпорациях, в иных организациях власть опирается на положение и внешнее воздействие официальных органов управления и должностных лиц. При этом имеет значение не личностные качества носителей власти, а их официальный статус. Объект власти вынужден подчиняться безличным правилам и велениям.

Соответственно сферам жизни общества различают духовную, социальную, экономическую, политическую власти, информационную, теневую, военную, семейно-бытовую, религиозную и другие. Одним из основных видов является политическая власть. Она подразделяется на международную, государственную, партийную, муниципальную, региональную. Цель политической власти – регулирование и управление процессом общественной и государственной жизни. Самой высшей и развитой формой политической власти является государственная власть.

Государственная власть – это отношения господства и подчинения, связанное с управлением, координацией волевых действий людей, опирающееся на организующее воздействие и возможность принуждения со стороны государства. Она опирается на специальный аппарат управления и принуждения. Располагает монопольным правом издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия. Государственная власть осуществляет управление обществом в пределах определенной территории.

Методы, способы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта зависят от социальных интересов и волевой установки сторон. При совпадении интересов и воли субъектов для осуществления власти достаточно информационного воздействия. При расхождении интересов и воль возможны пути: а) согласование, стимулирование, разъяснение, убеждение; б) принуждение (в т.ч. прямое насилие).

Выводы. Власть в обществе проявляется через социальное управление и социальное регулирование. Социальные нормы определяют субъектов власти, объем властных полномочий, меру ответственности, возможность и меру принуждения. Управленческие структуры реализуют властные полномочия, определенные в социальных нормах, используя при этом управленческие средства – авторитет, обычаи, право, принуждение, информацию, богатство и другие.

 

Вместе с человеческим обществом возникает социальная власть как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это систематизирующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной. Таким образом, социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности — рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта) — подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе метод принуждения. Она бывает двух видов — неполитическая и политическая (государственная).

Власть — явление надстроечное, ее природа, свойства, функции определяются экономическими отношениями, базисом общества. Однако она не может функционировать помимо воли и сознания людей. Воля есть важнейший элемент любой социальной власти, без учета которого невозможно понять ее природу и суть отношений властвования. Сказанное обусловлено тем, что власть означает, с одной стороны, передачу (навязывание) властвующим своей воли подвластным, ас другой— подчинение подвластных этой воле. Воля прочно соединяет власть с ее субъектом: власть принадлежит той социальной общности, воля которой в ней воплощена. Бессубъектной, т. е никому не принадлежащей, власти нет и быть не может. Вот почему в учении о власти важное место занимает понятие «властвующий субъект» — первоисточник, первоноситель власти.

Власть невозможна и без объектов своего воздействия — индивидов, их объединений, классов, общества в целом. Иногда субъект и объект власти совпадают, но чаще всего властвующие и подвластные отчетливо различаются и занимают различное положение в обществе.

Подчеркивая значение воли как одного из определяющих элементов власти, не следует умалять и других ее структурных элементов, в частности такого, как сила. Власть может быть слабой, но лишенная силы, она перестает быть реальной властью, так как не способна претворять властную волю в жизнь. Власть бывает сильна поддержкой, доверием народных- масс, т. е. опирается на силу авторитета. Властвующий субъект для навязывания своей воли подвластным часто использует силу идеологического воздействия, в том числе и обман, и популистские обещания. Но власть, особенно государственная, имеет предметно-материальные источники силы — органы насилия, принуждения, вооруженные организации людей.

Власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается, проявляется в особом виде отношений — властеотиошениях, суть которых заключается, как уже отмечалось, в единстве двух проявлений: передачи (навязывания) воли властвующего субъекта подвластным и подчинения последних этой воле. Влас-теотношения отличаются ярко выраженной целенаправленностью. Определяющая черта власти — способность властвующих навязывать окружающим свою волю, господствовать над подвластными. Отсюда негативная сторона власти, выражающаяся в возможности злоупотребления ею и произвольного ее использования. Она нередко становится предметом острой борьбы и столкновений людей, политических партий, слоев и классов.

Белет 11

megaobuchalka.ru

Власть - понятие и виды

План реферата

Введение

1. История развития политической мысли о власти

2. Многообразие определений власти

3. Виды власти

4. Концепции власти

5. Легитимность власти: политический опыт России

Заключение

Использованная литература

Власть - одно из фундаментальных начал общества и политики.

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей. Аристотель и Шекспир, Гете, Ницше и Достоевский, Фуко и Кафка в философских категориях или художественных образах пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима, прежде всего, для воспроизводства человеческого рода. Семейно-родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть. Формирование власти территориальной обусловлено необходимостью организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов и государства кровные, родовые связи были разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним.

Власть есть присущее обществу волевое отношение между людьми. Власть необходима, подчеркивал Аристотель, прежде всего, для организации общества, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, для поддержания его целостности и единства.

Во все времена развития политической мысли считалось аксиоматичной неразрывность политики и власти. Понимание незаменимости власти в развитии и функционировании общества является исходным для всех современных социальных я политических теорий. Общество потому и является обществом, что совокупность людей объединена взаимодействием, обменом и властью.

Уже в Древнем Китае Конфуций и Мо-Цзы, обращая внимание на божественную и естественную стороны происхождения власти, обосновывали необходимость ее существования как механизма поддержания порядка в общении между людьми, регулирующего отношения управляющих и управляемых. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) признавал божественный характер происхождения власти. Следуя патриархальному ее пониманию, он уподоблял иерархическую власть императора над подданными отеческой власти старшего главы семьи или рода над младшими его членами. Мо-Цзы (479-400 гг. до н.э.) придерживался более рационалистической концепции природы власти, явившись едва ли ни первым мыслителем, в самом общем виде высказывавшим идею ее "естественного происхождения" путем некого подобия "общественного договора". Из близкого Мо-Цзы взгляда на сущность политической власти исходил и Аристотель, утверждавший в своей работе "Политика", что властный механизм необходим для организации и регулирования "общения между людьми", поскольку "верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления.". В том же трактате Аристотель (в отличие от Конфуция) разводил господскую и семейную власть с понятием власти общественной или политической.

Но уже в раннюю эпоху истории политической мысли была замечена и обратная сторона феномена власти. Тот же Аристотель (а позднее Монтескье) указывал на опасность злоупотребления властью лиц, ею наделенных, использования ими властных возможностей для своей частной пользы, а не для общего блага. Рецепты преодолений властного отчуждения предлагались самые разные: от проектов "смешанной власти" (Полибий, Макиавелли), "разделения властей" (Локк, Монтескье), "сдержек и противовесов" (Джефферсон, Гамильтон) до идеи полной ликвидации системы государственно-публичной власти вместе с самим государством (Годвин и Штирнер, Бакунин и Кропоткин).Ф. Гегель, определяя государственную власть как "всеобщую субстанциональную волю". Вместе с тем, для пользы гражданского общества и оптимизации управления, он считал необходимым известную специализацию власти, деля ее на законодательную, отражающую общие интересы, правительственную, связывающую общее с отдельными, особенными случаями, и, наконец, княжескую власть, объединяющую всё в единую систему государственного механизма.

Также в Новое время понимание государственной власти как целесообразного механизма нашло развернутое обоснование в теории "общественного договора". Так, например, Т. Гоббс писал о необходимости организации общей власти путем соглашения "каждого человека с каждым другим" для преодоления естественного состояния "войны всех против всех". По мнению Гоббса, общая власть "может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло свести все воли граждан в единую волю".

Т. Гоббс определял власть как средство достичь блага в будущем и потому на первое место ставил такую склонность всего человеческого рода, как "вечное и беспрестанное желание все большей и большей власти, желание, прекращающееся лишь со смертью". Ницше утверждал, что жизнь - это воля к власти.

Идею "общественного договора" принимал и Ж. -Ж. Руссо, наделяя, однако, властью не единоличного государя-суверена, а народную ассоциацию, выражающую общую волю всего народа как равнодействующую частных воль людей.

В истолковании власти и причин её возникновения в обществе существует множество подходов. Уже сам этот факт указывает на то обстоятельство, что, видимо каждая из них фиксирует лишь один из многочисленных аспектов власти, которые в реальном процессе её генезиса взаимодействуют друг с другом. Так, в рамках биологической интерпретации власти она рассматривается как механизм обуздания, связывания человеческой агрессивности, укоренённой в наиболее глубоких, фундаментальных инстинктах человека как биосоциального существа. Сама же агрессия, отмечает А. Силин, рассматривается как инстинкт борьбы, направленный против собратьев по виду, существующий как у животных, таки у людей. Для Ницше власть - это воля и способность к самоутверждению.[1] Об инстинктивной, психологической природе стремления к власти и повиновению говорят представители фрейдистской традиции. Они находят их источники в структуре бессознательного, формирующийся под воздействием социальных условий, связанных с ранним детством, сексуальным подавлением, образованием, культивирующим страх, услужливость и повиновение. С социальными факторами, но иного, не культурного, а больше экономического свойства, связывает генезис власти марксистская традиция. Видя его основную причину в социально-экономическом неравенстве и расколе общества на враждующие класс, в необходимости обеспечить управление социальной целостностью в условиях нарастающей социальной дифференциации и борьбы. Генезис власти связывается со спецификой экономической организации общества, в рамках которой "комбинированная деятельность, усложнение процессов, зависящих друг от друга, становятся на место независимой деятельности отдельных лиц. Но комбинированная деятельность означает организацию, а возможна ли организация без авторитета?". Весьма устойчива и своеобразна традиция рассмотрения власти как порождения самой природы человека, заложенной в нём неискоренимой тяги к доминированию, подчинению, как окружающего мира, так и себе подобных (и себе подобным): "В сущности власти нет ничего материального, она есть не что иное, как манера мыслить".[2]

М. Вебер основной аспект политики видел в стремлении участвовать во власти и в распределении власти. Если формализовать понимание политики, то ее содержание можно свести к борьбе за власть и сопротивление ей.

В мировой политологии современное понимание власти в целом, политической в особенности, является результатом использования разных концептуальных подходов. Согласно западной традиции первичным видом власти является власть индивидуальная, как произвольная от естественного права на свободу действия, распоряжения собой, вещами, всем, что доступно. Поэтому распространенными моделями власти являются межперсональные конструкции, отношения между двумя и большим числом субъектов. Согласно позитивистскому подходу основу определения власти составляет признание асимметричности отношений между субъектами, существующая в связи с этим возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другого субъекта.

Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

В научной литературе существуют разнообразные определения власти, что отражает сложность, многоаспектность этого явления. Можно выделить следующие важнейшие аспекты трактовки власти.

Телеологические ( с точки зрения цели) определения характеризуют власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. Телеологические определения трактуют власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром - в этом смысле, например, говорят о власти над природой.

Бихевиористские трактовки рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Такой подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Согласно типичной бихевиористской трактовке, предложенной Г. Лассуэлом, человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретения богатства, престижа, свободы и т.п. В то же время власть - это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием.

mirznanii.com

5. Виды власти. Власть как социальный феномен

Похожие главы из других работ:

Власть в обществе

1. Сущность и виды власти

Вся жизнь людей неразрывно связана с властью, которая является наиболее мощным средством защиты человеческих интересов, воплощения планов людей, урегулирования их противоречий и конфликтов. Существует множество определений власти...

Власть и властные отношения. Виды власти

3. Виды власти

В зависимости от ресурсов, на которых основывается подчинение, выделяют основные виды власти. Так, Х. Хекхаузен выделяет шесть видов власти. Власть вознаграждающая. Ее сила определяется ожиданием В того...

Власть как социальный феномен

4. Признаки власти. Субъект и объект власти (зависимый, волевой характер воздействия, властные методы)

Отличительные признаки власти проистекают из ее природы и выражаются в легальности использования силы, публичности (всеобщности и безличности), многообразии экономических, социальных и других ресурсов...

Власть как социальный феномен

5. Виды власти

В современном обществе власть существует в конкретных видах, которые, в свою очередь, подразделяются на определенные формы и разновидности. Например...

Власть как явление общественной жизни

2. Объект и субъект власти. Ресурсы власти - процессы их реализации

Основными компонентами власти являются её субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все её элементы и характеризующиеся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта...

Политичекая власть

2. Ресурсы, процесс и виды власти

Ресурсы власти. Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. Сам этот термин употребляется как в широком, так и в узком значении...

Политическая власть

2.1 Формы и виды политической власти

Политическая власть выражает и защищает интересы тех или иных социальных слоев, а также так или иначе занимается организацией политической жизни общества в целом...

Политическая власть: формирование и функционирование в современной Росси

1.2 Виды власти

Власть подразделяется на различные виды. Так, например, существует власть рода, племени, политическая власть, государственная власть, экономическая власть, власть общественных объединений, церковная, родительская и т.п...

Понятие власти. Специфика политической власти

3. Виды власти по их основному предназначению: законодательная, исполнительная, судебная. Принцип разделения властей

власть региональный политический правительство Как указано в статье 110 Конституции РФ - Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации...

Понятие и виды власти

Глава 2. Виды власти. Принципы разделения властей

...

Понятие и виды власти

2.1 Виды власти по их основному предназначению: законодательная, исполнительная, судебная. Принцип разделения властей

Особая роль в системе государственных органов принадлежит высшим органам государственной власти. Именно они образуют политическую основу государства, всей политической системы общества...

Понятие и природа власти

1.3 Виды власти

Особенности различных элементов власти - субъекта, объекта, ресурсов - могут использоваться в качестве оснований ее типологий. Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами...

Ресурсы власти

4. Классификация ресурсов власти по обеспечению эффективной обратной связи от объекта власти к ее субъекту

При таком подходе ресурсы делятся на организационные, поощрительные, принудительные и нормативные. Поощрительные ресурсы Поощрительные ресурсы - это материальные и социальные блага...

Учение о власти. Легитимность власти

Процесс и виды власти

В политической жизни отношения властвования представляют собой сложный процесс взаимодействия вовлеченных в них разнообразных структур, которые выражают различный характер доминирования и подчинения всевозможных социальных групп...

Функции и механизмы осуществления политической власти

2. Виды политической власти

Классификация власти может производиться по горизонтали и вертикали, а также по отдельным конкретным признакам. По вертикали -- это деление власти между субъектами государственного управления...

polit.bobrodobro.ru

3. Виды власти. Власть и властные отношения. Виды власти

Похожие главы из других работ:

Власть в обществе

1. Сущность и виды власти

Вся жизнь людей неразрывно связана с властью, которая является наиболее мощным средством защиты человеческих интересов, воплощения планов людей, урегулирования их противоречий и конфликтов. Существует множество определений власти...

Власть и властные отношения

Виды власти. Проблемы легитимности власти

Особенности различных элементов власти -- субъекта, объ-екта, ресурсов, могут служить основанием разделения ее на отдельные виды. Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами...

Власть как социальный феномен

5. Виды власти

В современном обществе власть существует в конкретных видах, которые, в свою очередь, подразделяются на определенные формы и разновидности. Например...

Политичекая власть

2. Ресурсы, процесс и виды власти

Ресурсы власти. Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. Сам этот термин употребляется как в широком, так и в узком значении...

Политическая власть

2.1 Формы и виды политической власти

Политическая власть выражает и защищает интересы тех или иных социальных слоев, а также так или иначе занимается организацией политической жизни общества в целом...

Политическая власть: формирование и функционирование в современной Росси

1.2 Виды власти

Власть подразделяется на различные виды. Так, например, существует власть рода, племени, политическая власть, государственная власть, экономическая власть, власть общественных объединений, церковная, родительская и т.п...

Политические деятели: дань моде или веленье времени

2. Известные политические деятели мира

Мохандас «Махатма» Ганди. Во многом благодаря этому человеку Индия смогла избавить от многовекового владычества Великобритании. В основу деятельности Ганди легла его философия ненасилия, или сатьяграха...

Понятие власти. Специфика политической власти

3. Виды власти по их основному предназначению: законодательная, исполнительная, судебная. Принцип разделения властей

власть региональный политический правительство Как указано в статье 110 Конституции РФ - Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации...

Понятие и виды власти

Глава 2. Виды власти. Принципы разделения властей

...

Понятие и виды власти

2.1 Виды власти по их основному предназначению: законодательная, исполнительная, судебная. Принцип разделения властей

Особая роль в системе государственных органов принадлежит высшим органам государственной власти. Именно они образуют политическую основу государства, всей политической системы общества...

Понятие и природа власти

1.3 Виды власти

Особенности различных элементов власти - субъекта, объекта, ресурсов - могут использоваться в качестве оснований ее типологий. Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами...

Социалистическая идеология

§ 1. Понятие, основные принципы и разновидности социализма. Социализм и коммунистическая доктрина

Социализм - это система отношений в обществе, имеющая максимальную устойчивость к внешним неблагоприятным условиям и характеризующаяся: - общей собственностью всех членов на все имущество общества, - отсутствием семьи, - единой верой...

Социалистическая идеология

§ 2. Идеология международной социал-демократии

Социал-демократия возникла в Европе во второй половине XIX столетия. Значительное влияние на ее формирование оказало рабочее движение и деятельность определенных кругов европейской интеллигенции...

Учение о власти. Легитимность власти

Процесс и виды власти

В политической жизни отношения властвования представляют собой сложный процесс взаимодействия вовлеченных в них разнообразных структур, которые выражают различный характер доминирования и подчинения всевозможных социальных групп...

Функции и механизмы осуществления политической власти

2. Виды политической власти

Классификация власти может производиться по горизонтали и вертикали, а также по отдельным конкретным признакам. По вертикали -- это деление власти между субъектами государственного управления...

polit.bobrodobro.ru

Виды власти



Виды власти подразделяются в зависимости от личностных и организационных источников власти менеджера.

В зависимости от личностных источников власти менеджера:

  • Экспертная власть.Заключается в способности руководителя влиять на поведение подчиненных в силу своей подготовки и уровня образования, опыта и таланта, умений и навыков, наличия специализированных знаний.
  • Эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий.
  • Власть информации. Базируется на возможности получения нужной и важной информации и умении использовать ее для влияния на подчиненных. Менеджер укрепляет свою власть, координируя и контролируя информационные потоки в фирме.
  • Власть убеждения. Основывается на умении менеджера влиять на других с помощью эффективной (эмоциональной, логической и аргу­ментированной) передачи своей точки зрения.

В зависимости от организационных источников власти менеджера:

  • Власть принятия решений. Проявляется в той степени, в которой человек может влиять на процесс подготовки и принятия решений; чем выше уровень управления, тем большее количество людей, кроме руководителя (специалистов, помощников и т. д.), влияют на процесс принятия решения.
  • Власть вознаграждения - способ влияния, основанный на положительном воздействии (благодарность, премия, продвижение, дополнительный отпуск и т. д.) с целью добиться от подчиненного желаемого результата.
  • Власть принуждения. Строится на страхе подчиненных быть нака­занными (пониженными в должности, оштрафованными, уволенными и т. д.). Для использования этого источника власти нужно иметь эффективную систему контроля за действиями подчиненных (подчиненные могут сознательно стремиться обмануть организацию).
  • Власть над ресурсами. Основывается на контроле руководством распределения потоков ограниченных ресурсов, которые обычно в организациях направлены сверху вниз. Некоторые руководители для влияния на людей создают так называемый дефицит ресурсов.
  • Власть связей. Создается путем распространения менеджером информации о его связях с влиятельными людьми.
  • Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его долг – подчиняться им. Он может исполнять приказания влияющего, так как учат традиции. Поэтому законную власть иногда называют традиционной властью. Законная власть бывает действенна тогда, когда подчиненный повинуется указанию руководителя только потому, что он стоит на более высокой ступеньке организационной иерархии. Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять людьми.

infomanagement.ru