Что такое творчество и какие виды творчества существуют. Виды творческая деятельность


29) Творческая деятельность человека. Виды творчества.

Существуют разные виды творчества:

производственно-техническое

изобретательское

научное

политическое

организаторское

философское

художественное

мифологическое

религиозное

музыкальное

повседневно-бытовое и т.п.

шахматное

иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Наиболее интересным в человеке является присущая именно ему способность и

потребность творить. В настоящее время различными аспектами проблемы творчества

занимаются психология, педагогика, социология, кибернетика и другие науки.

Формируется и специальный раздел науки — теория творчества (эврилогия, креатология).

Эта тема всегда волновала искусство. На долю философии выпадает интеграция знаний о

творчестве, методологическое обеспечение коллективной работы в различных областях

культуры. В творчестве не только создается нечто оригинальное, но и развиваются

сущностные силы человека, его способности и мастерство. Творчество есть

самореализация, объективация свободы. Хотя в творчестве присутствует бессознательный

элемент, оно не противоположно рациональности, а является ее естественным и

необходимым дополнением.

1. Понятие творчества

Проблема творчества, подобно другим философским проблемам, первоначально

обсуждалась в русле мифологических и религиозных традиций. Творчество понималось

как неотъемлемое свойство Бога, как создание из ничего (creatio ex nihilo}. С этим

органически связаны представления о непознаваемости творчества, что довольно

откровенно выразил Н. Бердяев: «Непостижимо, что есть творчество». Бросается в глаза

несоответствие подобных представлений данным науки и практики. Однако одной лишь

констатации такого несоответствия явно недостаточно. Правильнее, не сводя суть дела к

логическим несообразностям, постараться увидеть в представлениях об «абсолютном»

(Божественном) творчестве гиперболизированное стремление, иногда наперекор

обстоятельствам, творческой личности к оригинальности и совершенству исполнения

замысла и достижению максимально возможных результатов при минимуме средств.

Мифологические и религиозно-идеалистические интерпретации творчества и

соответствующие им социальные нормы и действия правомерно охарактеризовать как

мистификацию творчества. Противоположные взгляды и действия, направленные на

объективное познание природы творчества и эффективное использование творческих

способностей людей в интересах общества, представляют собой демистификацию

творчества. Если иллюзорные представления, как правило, возникают стихийно, то их

преодоление — в своей основе сознательный, целенаправленный процесс.

Демистификация творчества есть органическая часть процесса познания и преобразования

мира. Апробированные в других областях науки и практики методологические принципы

имеют первостепенное значение и для разгадки «тайны» творчества. Объективные

предпосылки творчества заключены уже в универсальных свойствах материи, ее

несотворимости и неуничтожимости (откуда непосредственно следует невозможность

creatio ex nihilo), ее самодвижении и саморазвитии. Человек сознательно использует эти

свойства материи. Но было бы неверно растворять сущность творчества в общих

свойствах материи. В истории познания имели место попытки расширительного

толкования творчества, когда оно связывалось со всей природой, по сути,

провозглашалось атрибутом материи. Подобный подход, присущий как идеалистам

(Платон, А. Бергсон и др.), так и материалистам (например, К. А. Тимирязеву.

Творчество присуще не всей материи, а только человеку и обществу. Бытующее

выражение «творчество природы» лишь метафора. Исходя из социальной специфики

этого процесса и необходимости соотнесения его с более общими понятиями, творчество

можно определить как особую форму взаимодействия субъекта и объекта, ведущую

одновременно к развитию того и другого, и как форму сознательно направленного

прогрессивного развития

studfiles.net

Творческая деятельность – что это в психологии. Ее виды

Креативность долгое время считалась особенным даром, и выделялось всего две сферы, в которых этот дар можно было реализовать: научно-техническое творчество и художественное. Ну, иногда еще добавлялась конструкторская деятельность. Но сейчас доказано, что креативность может проявляться в любой сфере нашей жизни в особой творческой деятельности.

Два уровня деятельности

Существует множество видов деятельности, которые отличаются как характером, так и своим продуктом. Но творчество нельзя назвать одним из этих видов, его, скорее, можно рассматривать как уровень или ступень развития любой сферы активности человека.

Деятельность репродуктивная

Первым или низшим уровнем считается репродуктивный или уровень воспроизведения. Он связан с процессами овладения навыками деятельности, с обучением. Но у многих людей деятельность, в том числе и профессиональная, так и остается на этом уровне. Не потому, что они всю жизнь учатся, а потому, что репродуктивная деятельность проще и не требует больших умственных усилий.

Этот уровень предполагает повторение разработанных другими людьми приемов и действий, создание продукта по образцу. Скажем, человек, который вяжет свитер по схеме, занимается репродуктивной деятельностью, преподаватель, использующий предложенные в методических пособиях приемы обучения, тоже находится на этом уровне, как и хозяйка, которая готовит салаты по найденным в интернете рецептам.

И это нормально, для того общество накапливает и бережно сохраняет опыт, чтобы люди им могли пользоваться. Большинство людей основную часть своего времени занимается репродуктивной деятельностью, осваивая социальный опыт и используя готовые знания. Правда, совсем в чистом виде репродуктивная деятельность встречается, преимущественно, в процессе обучения. Людям свойственно стремление к новому и очень часто они в чужие схемы, разработки, рецепты вносят что-то свое, оригинальное, то есть вносят в репродуктивную деятельность элементы творческой, тем самым увеличивая социальный опыт.

Уровень творчества

В отличие от репродуктивного, творческий уровень предполагает создание нового продукта, нового знания, новых способов деятельности. Именно такая деятельность, является основой развития человеческой цивилизации.

Творческий уровень теоретически доступен каждому человеку с нормальным умственным развитием, так как творческий потенциал есть у всех. На деле же не у всех он развивается, и потребность в творчестве, присущая детям, сохраняется тоже не у всех взрослых. Причины этого самые разные, в том числе и особенности воспитания, и ограничения общества, которому не нужно слишком много активных креативов.

Творческая деятельность даже при наличии высокого потенциала невозможна без репродуктивной. Прежде чем написать симфонию, композитор должен овладеть нотной грамотой и освоить игру на музыкальном инструменте. Прежде чем написать книгу, писатель должен как минимум выучить буквы, правила правописания и стилистики. Все это делается на основе усвоения уже готового опыта, тех знаний, что накоплены другими людьми.

Продукт творческой деятельности

Итогом, результатом любой деятельности является какой-то продукт. Этим она отличается от простой биологической активности животных. Даже если речь идет о мыслительной деятельности, то она тоже создает продукт – мысли, идеи, решения и т. д. Правда, есть вид деятельности, в которой более важен процесс. Это игра, но и игра в конечном счете приводит к определенному результату.

Именно продукт отражает своеобразие деятельности, у творчества он характеризуется новизной. Но понятие нового относительно, ничего абсолютно нового человек придумать не способен, потому что оперирует в своем мышлении только имеющимися у него знаниями и образами.

Показательный случай произошел с Леонардо да Винчи, которому знакомый трактирщик заказал на вывеску изображение невиданного монстра. Знаменитый художник, понимая, что ничего невиданного он нарисовать не сможет, начал скрупулезно зарисовывать отдельные детали животных и насекомых: лапы, жвала, усики, глаза и т. д. А затем из этих деталей сконструировал такую жуткую, но реалистичную тварь, что увидев большой рисунок на круглом щите, трактирщик в ужасе убежал. Собственно, мастер Леонардо продемонстрировал саму суть творческой деятельности – комбинаторику.

С другой стороны, есть объективно новое и субъективно новое:

  • В первом случае в процессе творческой деятельности создается продукт, которого никогда раньше не было: новый закон, механизм, картина, рецепт блюда, метод обучения и т. д.
  • Во втором же случае новизна связана с индивидуальным опытом человека, с его личным открытием чего-то.

Например, если трехлетний малыш впервые построил из кубиков высокую башню, то это тоже творческая деятельность, ведь ребенок создал нечто новое. Пусть новизна эта субъективна, но она тоже значима и важна.

Творчество как процесс

Деятельность

Творческая деятельность иногда называется комбинаторной, но своеобразие ее процесса этим не ограничивается.

Изучение творчества началось задолго до нашей эры, и многие античные философы уделяли внимание этой удивительной деятельности, в которой отражается сама суть существования человечества. Но наиболее активно творчество начали изучать с начала XX века, и в настоящее время существует множество теорий и научных направлений исследования этого предмета. Им занимаются всемирно известные психологи, социологи, специалисты в области культурологии и даже физиологи. Обобщив результаты исследований, можно выделить несколько специфических черт творческого процесса.

  • Это созидательный процесс, то есть его результатом всегда является не просто новый, а значимый для общества продукт. Правда, есть здесь и некоторое противоречие, которое является предметом спора специалистов в области психологии творчества. Если человек спроектировал новый вид смертельного оружия, то это тоже творчество. Однако созидательным его никак не назовешь.
  • Основа процесса творчества – особый тип мышления, которое отличается нестандартностью, спонтанностью и оригинальностью.
  • Творческая деятельность связана с подсознанием, и большую роль в ней играет вдохновение – особое измененное состояние сознания, которое характеризуется повышенной умственной и физической активностью.
  • Творческая деятельность имеет четко выраженную субъективную сторону. Она приносит творцу чувство удовлетворения. Причем удовольствие доставляет не только результат, но и сам процесс, а переживание состояния вдохновения иногда сродни действию наркотика. Такое восприятие творчества, чувство эйфории, которое переживает творец, является причиной того, что человек часто творит, создает уникальные вещи не потому, что это нужно, а потому что ему нравится. Автор может годами писать «в стол», художник раздаривать свои картины друзьям, не помышляя о выставках, а талантливый конструктор складировать свои изобретения в сарае.

Однако творчество все же социальная деятельность, она требует оценки общества и ориентирована на полезность, нужность создаваемого продукта. Поэтому социальное одобрение является очень важным и сильным стимулом, активизирующим творчество и способствующим развитию творческих способностей. Об этом обязательно нужно помнить родителям и активно поощрять, хвалить детей за любое проявление творчества.

Виды творческой деятельности

Творчество не зря называют духовно-практической деятельностью. Оно объединяет два вида активности или две сферы, в которых протекает творческий процесс: внутреннюю, духовную, происходящую на уровне сознания, и внешнюю практическую, связанную с воплощением идей и замыслов. Причем основным, ведущим видом творческой деятельности является именно внутренняя – рождение новой идеи или образа. Даже если они так и не будут воплощены в реальности, то акт творчества все равно останется.

Духовная творческая деятельность

Этот вид деятельности и наиболее важен, и наиболее интересен, но с трудом поддается изучению. Не только потому, что происходит на уровне сознания, но главным образом и потому, что даже сам творец плохо осознает, как протекает процесс творчества в его мозгу, а часто и не контролирует его.

Эта неосознаваемость творческих процессов создает субъективное ощущение послания извне или замысла, дарованного свыше. Есть много высказываний творческих личностей, которые это подтверждают. Например, В. Гюго говорил: «Бог диктовал, а я писал». А Микеланджело считал: «Если мой тяжелый молот придает твердым скалам то один, то другой вид, то его приводит в движение не рука: он действует под давлением посторонней силы». Философ XIX века В. Шеллинг писал, что на художника «действует сила, которая проводит грань между ним и другими людьми, побуждая его к изображению и высказыванию вещей, не открытых до конца его взору и обладающих неисповедимой глубиной».

Ощущение потусторонности креативного акта во многом связано с огромной ролью подсознания в творческой деятельности. На этом уровне психики хранится и обрабатывается огромное количество образной информации, но делается это без нашего ведома и контроля. Под влиянием повышенной активности мозга в процессе творчества подсознание нередко выдает на поверхность сознания готовые решения, идеи, замыслы.

Духовная творческая деятельность, если ее рассматривать как процесс, имеет три стадии.

Стадия первоначального накопления информации

Как уже было сказано, в основе творческой деятельности преобразование имеющихся в памяти идей, образов, теоретических и практических знаний. Информация – это не только строительный материал для творчества, она осмысливается, анализируется и рождает ассоциации с теми знаниями, что хранятся в памяти. Без ассоциативного мышления невозможно творчество, так как оно подключает к работе над проблемой разные сферы мозга и блоки информации.

Уже на этом уровне проявляется способность креативного человека замечать детали, видеть необычные явления, умение посмотреть на объект с неожиданного ракурса. На стадии первоначального накопления информации рождается предчувствие замысла, смутное ожидание открытия.

Стадия формирования замысла или разработки идеи

Креатив

Этот этап может протекать в двух формах:

  • в форме скрупулезного анализа возникшей идеи, ее планирования и проработки разных вариантов и путей решения;
  • в эвристической форме, когда накопление информации и размышление над возможным ее использованием внезапно рождают идею, яркую, как вспышка фейерверка.

Часто толчком к рождению замысла может быть какое-то малозначимое событие, случайная встреча, услышанная фраза или увиденный объект. Как случилось, например, с художником В. Суриковым, который нашел цветовое и композиционное решение картины «Боярыня Морозова», увидев сидящую на снегу ворону.

Разработка замысла

Этот этап уже не спонтанный, он отличается высоким уровнем осознанности. На нем происходит осмысление и конкретизация идеи. Научная теория «обрастает» строгими доказательствами, для реализации конструкторского замысла создаются схемы и чертежи, художник подбирает материал и технику исполнения, а писатель прорабатывает план и композицию романа, создает психологические портреты героев и определяет повороты сюжета.

Собственно, это последний этап творчества, который протекает на уровне сознания. А следующий этап – это уже практическая деятельность.

Практическая творческая деятельность

Разделение этих двух видов условно, так как даже на практическом этапе основную творческую работу выполняет мозг. Но все же есть и некоторые особенности, присущие именно практической творческой деятельности.

Этот вид креативности связан со специальными способностями, то есть со способностями к конкретной деятельности. Человек может создать гениальный замысел картины, но воплотить его в реальность, вывести с уровня сознания можно лишь имея способности к изобразительной деятельности. Причем не только в виде потенциала.

Поэтому так важно для творческой деятельности освоение профессиональных навыков, овладение мастерством в конкретной области. Недостаток профессионализма хорошо заметен в детском творчестве. Оно, конечно, яркое, свежее, самобытное, но чтобы потенциал ребенка раскрылся, его нужно научить владению карандашом и кистью, разным приемам и техникам изобразительного или литературного творчества. Без этого малыш быстро разочаруется в творчестве, ведь он не сможет достичь желаемого результата.

С другой стороны, практическая творческая деятельность тоже управляется сознанием и подсознанием. И самый кульминационный период творческого акта – вдохновение. Это состояние возникает тогда, когда оба вида творческой активности взаимодействуют.

Вдохновение, пожалуй, самое удивительное, что есть в творческой деятельности. Еще древнегреческий философ Платон писал об особом состоянии творца, которое он назвал ex stasis – вне себя, выход за пределы сознания. Но и неслучайно от этого же термина происходит слово «экстаз» — наивысшее наслаждение. Человек в состоянии вдохновения действительно ощущает всплеск психической и физической энергии и наслаждение процессом.

С точки зрения психологии, вдохновение сопровождается измененным состоянием сознания, когда человек творит, не замечая времени, голода, усталости, иногда доводя себя до физического истощения. Творческим личностям свойственно относиться к вдохновению с большим пиететом, что и не удивительно. Под его влиянием продуктивность деятельности возрастает в разы. К тому же эйфория, которая часто сопровождает вдохновение, вызывает стремление вновь и вновь переживать это состояние.

Тем не менее ничего сверхъестественного, потустороннего и мистического во вдохновении нет. Его физиологической основой является сильный очаг возбуждения в коре головного мозга, который возникает под влиянием активной работы над идеей, замыслом, можно сказать, одержимости ими. Этот очаг возбуждение обеспечивает и высокую работоспособность, и активизацию уровня подсознания, и частичное подавление рационального контроля. То есть вдохновение – результат упорной мыслительной работы, поэтому бесполезно, лежа на диване, ждать, когда оно снизойдет, чтобы начать творить.

Творческая деятельность, хоть и предполагает наличие специальных способностей, доступна всем, ведь неспособных людей нет. Необязательно быть художником, поэтом или ученым, чтобы заниматься творчеством. В любой сфере можно создавать что-то новое, открывать новые закономерности или приемы деятельности. Найдите то, что вам по душе, к чему у вас есть склонности, и занимайтесь творчеством, получая удовольствие и от результата, и от самого процесса.

psychologist.tips

Творческая деятельность и ее виды

Новости и общество 18 октября 2012

Живя в мире прагматичных людей, где очень ценятся технические знания, конкретное мышление и практические умения, на первый взгляд может показаться, что творчество играет второстепенную роль в прогрессе. Тем не менее, благодаря творческому началу человека мы живем в комфортных условиях, которые создаются благодаря научным открытиям и техническим новинкам. Эстетическая сторона жизни также имеет большое значение в культурном обществе, и многие не могут пройти безразлично мимо какого-нибудь изделия, которое не только выполнено из качественных материалов и удобно в применении, но и красиво оформлено. Плоды «креатива» окружают нас повсюду: начиная от картины на стене и заканчивая глиняным цветочным горшком с витиеватым рисунком, и, в зависимости о того, как и что создает творец, выделяют разные виды творчества. В этой статье представлены основные из них, а также указаны требования к личностям авторов, которые позволяют создавать шедевры искусства.

Творческая деятельность и необходимые способности

Для успешной творческой работы очень важны некоторые личностные характеристики, которые позволят найти новую идею и правильно оформить:

  • Память. Благодаря этому свойству мозга однажды увиденные элементы или образы смогут возобновиться в памяти и дополнить те недостающие детали, которых не хватало для завершения творческого процесса.
  • Воображение. Это тоже очень важная особенность, позволяющая удачно комбинировать части образа или идеи, которые нужно правильно оформить. Это может быть совокупность ощущений от увиденного или услышанного, что в дальнейшем и станет смысловым ядром произведения или предмета.
  • Вдохновение. Способность к получению вдохновения очень важна для творческой личности. Это особое состояние ясной мысли, которая внезапно приводит к созданию идеи. У некоторых творческих личностей вдохновение вызывается определенными событиями, переживанием некоторых чувств или просто необычной атмосферой. Для других вдохновение внезапно появляется, вне зависимости от условий окружения или настроения.

Творческая деятельность: лепка

С помощью глины издревле создаются не только произведения искусства, но и кухонная утварь: горшки, тарелки, кружки и подобные предметы обихода – обычные изделия, которые есть в каждом доме. Несмотря на посредственное применение этих столовых принадлежностей, творческий человек сделал из них украшение: придал разные формы и нарисовал узоры.

Из глины также делают исключительно декоративные изделия: вазы, фигуры животных и людей, шкатулки и др.

Особенность глиняного искусства в том, что от того, кто делает лепку, требуются не только творческие данные, но и ловкие гибкие руки и умелое обращение с инструментами.

Литературная творческая деятельность

Литературные произведения требуют от автора большого творческого потенциала, который реализовывается в создании сюжета, идеи произведения, а также образов героев. Известны множественные факты о том, как мировые классики выбрасывали не один исписанный лист бумаги, прежде чем находили те сочетания, которые привели к всемирной популярности этих трудов.

Особенность литературного искусства в том, что от автора требуется совершенное владение языковыми средствами для точной характеристики героев и атмосферы. Очень редкие произведения мирового масштаба написаны сложным языком, который трудно воспринимается, поскольку художественность и одновременная простота слова в этой области искусства очень важна.

Художественное творчество

Этот вид творчества начинается, как и любой другой, с замысла. Поэтому для художника недостаточно овладеть техниками писания картин: важно, чтобы он смог с помощью этого умения выразить смысл.

Возможно, это одно из самых сложных видов искусств, потому что с помощью картины можно выразить очень многое, и поэтому творческий поиск может надолго затянуться: из всего разнообразия сложно выбрать те элементы, которые наиболее точно отобразят задуманное.

Художественная творческая деятельность тесно связана со способностями творца, от которого требуются ассоциативное мышление, эмоциональное восприятие действительности, умение наблюдать и созерцать, а также экспрессивное самовыражение.

Одаренные художники создают такие картины, которые значимы для общества, и они это делают благодаря своему умению выбирать актуальные объекты внимания.

Таким образом, творчество – сложное явление, которое требует для реализации определенные личностные качества, наработанные умения и приобретенные знания, и, самое главное – талант.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Форма монополии в России и ее видыБизнес Форма монополии в России и ее виды

Термин «монополия» означает преобладание на рынке единоличного продавца или производителя продукции. Такой хозяйствующий субъект представляет собой целую отрасль, самостоятельно определяет и рыночную цену ...

Что такое конкуренция и ее видыБизнес Что такое конкуренция и ее виды

Что такое конкуренция? В переводе с латинского языка значит "столкновение", "состязание". В экономике данный термин имеет место быть, и определяется как основополагающий элемент. Конкуренция не является понятием, испо...

Основная классификация сталей и ее видыБизнес Основная классификация сталей и ее виды

Сплав железа с углеродом с содержанием последнего не более 2,14% называют сталью. Главные качества стали: прочность, пластичность, вязкость, упругость, износоустойчивость и прочие. Основная классификация сталей опреде...

Ценовая дискриминация и ее видыБизнес Ценовая дискриминация и ее виды

Ценовая дискриминация представляет собой особую кампанию по сбыту продукции обширной группе потребителей, основываясь на их персональных возможностях. Зачастую она используется в условиях несовершенной конкуренции ...

Управленческая деятельность и ее основные аспектыБизнес Управленческая деятельность и ее основные аспекты

 В современном мире управленческая деятельность играет важнейшую роль, так как от качества ее проведения зависит репутация экономического субъекта, успешность его взаимодействия с партнерами и прочими конт...

Трубка курительная и ее виды. Как сделать курительную трубку своими руками?Дом и семья Трубка курительная и ее виды. Как сделать курительную трубку своими руками?

Точно не известно, где и когда появилась первая курительная трубка. Ученые полагают, что изобрели её индейские племена Центральной Америки, в частности племя майя. На местах их поселений археологи нашли древние трубки...

Что такое наследственность? Генетика и ее видыДом и семья Что такое наследственность? Генетика и ее виды

Почти каждый человек знает, что такое наследственность. С научной точки зрение н...

Садовая беседка и ее виды. Деревянные беседки с мангалом, барбекюДомашний уют Садовая беседка и ее виды. Деревянные беседки с мангалом, барбекю

Наверное, любой россиянин согласится с тем, что отдых в саду - одно из самых больших удовольствий в жизни. Тщательно оборудованный райский уголок дает возможность задерганному городской суетой жителю мегаполиса физиче...

Потолок: отделка поверхностей и ее видыДомашний уют Потолок: отделка поверхностей и ее виды

При ремонте помещения отдельное внимание необходимо уделить потолку. Это крайне важный, если не главный, элемент интерьера. Потолок с безупречной отделкой преображает помещение. Он придает ему уют, изысканный внешний ...

Юридическая ответственность и ее виды по законодательству РФЗакон Юридическая ответственность и ее виды по законодательству РФ

В Российской Федерации, как и в любом другом правовом государстве, существует ответственность за несоблюдение правил поведения, установленных законодательством. Как правило, за данный поступок наступает определенная о...

monateka.com

Что такое творчество и какие виды творчества существуют

Сейчас довольно часто современные работодатели ищут «творческих личностей» зачастую не всегда понимая, кто эти люди. И не так давно стало популярно слово «креативность», которое еще больше путает тех, кто интересуется вопросом о том, что такое творчество. Если же говорить о креативности, то это производная от слова «create», что означает непосредственное создание. А творчество – это собственно процесс деятельности. Следовательно, очень важно уметь не только отличать эти понятия, но и четко понимать их суть. Именно поэтому куда корректнее искать не столько творческих людей, сколько креативных.

Важно осознавать, что если творчество – это процесс деятельности, то он наверняка предполагает какой-либо результат. И нельзя не отметить, что этот результат должен быть принципиально новым и уникальным. Собственно, новизна и уникальность продукта деятельности и являются основными критериями и показателями творчества. Но сейчас изобрести что-то новое довольно непросто, особенно с учетом того, какой объем информации предоставлен современному обществу. И отвечая на вопрос о том, что такое творчество, очень важно рассмотреть основные виды данного процесса.

Виды творчества 

Единой классификации не существует, но основными видами можно обозначить следующие:

1. Художественное творчество – оно связано в большей степени с эстетическим освоением действительности.

2. Научное творчество – предполагает открытие явлений и общих закономерностей развития реалий мира.

3. Техническое творчество – проявляется в непосредственно практическом преобразовании мира.

4. Педагогическое творчество – поиск и реальное нахождение нового в сфере педагогической деятельности.

Это основные виды творчества, но, кроме них, можно выделить и ряд других видов: политическое, изобретательское, организаторское, философское, мифологическое и множество других.

Также классифицировать виды творчества можно по количеству тех субъектов, которые непосредственно вникали в творческий процесс. И тогда мы получаем индивидуальное творчество (предполагает деятельность одного индивида) и коллективное.

Если вам сложно понять, что такое творчество, стоит обратить внимание на то, что сейчас данное понятие имеет как минимум три определения. И в современной науке творчество понимают как:

  • процесс деятельности, в результате которого появляется нечто новое, что никогда не существовало ранее;
  • продукт творческой деятельности, который должен быть ценен не только для создателя, но и для других;
  • специфический процесс, в результате которого создаются субъективные ценности.

Исходя из этих определений, можно усвоить, что такое творчество. Важно понять, какое отношение данный процесс имеет к каким-либо сферам жизнедеятельности. Так, личность, имеющая способности к творчеству, определяется рядом критериев. Среди них следующие факторы: физиологические, психогенетические, социальные, демографические и, естественно, ряд личностных характеристик.

Исходя из вышесказанного, легко понять, что творчество – это специфический двигатель, развивающий общество в разных направлениях. И без данного вида деятельности развитие просто невозможно, какую бы категорию вы не взяли. Ведь нельзя какому-то молодому художнику взять кисточку и краски, переписать картину, например, Айвазовского и говорить о том, что это продукт его творчества. Да, это результат деятельности, безусловно, одаренной художественным талантом личности (если картину действительно удалось повторить). Но, исходя из определений творчества, можно понять, что та или иная картина является исключительно продуктом труда того, кто ее создал. И данная особенность касается абсолютно всех сфер деятельности, где человек может проявлять свои способности.

fb.ru

Виды коллективной творческой деятельности | Социальная сеть работников образования

                                                                                                    Доклад подготовила:

                                                                                      Педагог-организатор МАОУ ДО ЦДТ

                                                                                  Хренова Лариса Владимировна

Доклад на тему «Виды коллективной творческой деятельности».

        Многообразие форм и необходимость постоянного их обновления в практике ставят педагогов перед проблемой выбора формы воспитательной работы. Можно заимствовать идеи, отдельные элементы используемых в практике форм, но для конкретного случая обычно выстраивается вполне определенная форма работы. Так как каждый ребенок и детское объединение уникальны, то и формы работы по своему содержанию и построению неповторимы. Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и детей, а в ряде случаев и родителей.

Форма воспитательной работы может быть коллективной и творческой, если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска, при этом:

1) учитываются интересы и потребности каждого; 2) индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, объединения; 3) коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле; 4) данная форма является по исполнению неповторимой.

      На практике доказывается преимущество коллективных способов воспитания, которые являются мощными оптимальными средствами индивидуального воздействия на детей. Существует несколько видов коллективной творческой деятельности: общественно-политические, трудовые, познавательные, экологические, спортивные, художественные,  досуговые.

Трудовая коллективная творческая деятельность: атака трудовая, десант трудовой, подарок далеким друзьям, поста трудовая, рейд, фабрика трудовая.

В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд-творчество. В центре внимания педагогов — освоение трудовой культуры, развитие нравственного отношения к труду, собственности, материальным богатствам нашего общества, к таким сторонам окружающей жизни, которые нуждаются в практическом улучшении и которые можно усовершенствовать или своими силами, или помогая другим людям.

Цель трудовых КТД — обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески.

Обогащение воспитанников трудовым опытом происходит во взаимосвязи с другими видами общественно ценной практики.

Познавательная коллективная творческая деятельность : вечер (сбор) весёлых задач, вечер (сбор) – путешествие, вечер (сбор) разгаданных и неразгаданных тайн, город весёлых мастеров, защита фантастических проектов, пресс-бой, пресс– конференция, рассказ – эстафета, собрание – диспут, турнир– викторина, турнир знатоков, устный журнал (альманах).

Суть познавательных КТД — открытие мира на радость и пользу друг другу, близким и далеким людям. Здесь на первый план выступает развитие у детей гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске. Еще одна важная роль познавательных КТД — формирование потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира: к книге, учению, различным средствам самообразования. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у детей таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.

Художественная коллективная творческая деятельность.  Концерт. Кукольный театр. Литературно-художественные конкурсы. Турнир знатоков поэзии. Эстафета любимых занятий.

Художественные КТД самых разнообразных вариантов позволяют целенаправленно развивать художественно-эстетические вкусы детей и взрослых; укрепляют тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждают желание испробовать себя в творчестве; воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души; обогащают внутренний мир человека.

Создавая и воплощая замысел своих художественных обозрений, в которых соединяются драматизация и стихи, различные виды изобразительного творчества, пение, музыка и танцы, дети применяют знания, умения и навыки, полученные на уроках чтения, литературы, искусства, а также во внеклассных и внешкольных занятиях — коллективных и индивидуальных. И применяют тем успешнее, чем полнее и глубже подкрепляют художественный опыт идейно-нравственным (содержание художественных обозрений), трудовым (предметно-художественное творчество), познавательным, творческим.

Спортивная коллективная творческая деятельность: веселая спартакиада, спартакиада народных игр и т.д.

Важнейшая из воспитательных возможностей спортивных КТД заключается в развитии у воспитанников гражданского отношения к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым закаленным гражданам общества, готовым к труду и обороне. Спортивные КТД помогают выработать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность. Укрепление этих качеств, приобщение к физической культуре происходит одновременно с общественно-политическим и умственным (содержание дел), нравственным (взаимоотношения участников) и художественно-эстетическим (оформление, характер действий) развитием.

Например. Веселая спартакиада — несколько коротких спортивных состязаний, объединенных в форме творческой игры.

Веселая спартакиада прививает интерес к спорту, развивает ловкость, находчивость, меткость, умение соотносить свои действия с действиями других, ориентироваться в обстановке и быстро принимать нужные решения. Это КТД — хорошее средство поднятия тонуса жизни коллектива, сплочения мальчиков и девочек, старших и младших, ребят и взрослых,

Экологическая коллективная творческая деятельность: операции «Родник», «Муравейник», «Малая речка», «Болото», «Озеро», «Поляна» и т.д.

Природа – лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы – задача задач. Учить ребят «видеть Землю», помочь родной природе, осознать ее значение, почувствовать красоту родного края – вот программы этой работы.

Общественно-политическая коллективная творческая деятельность: агит-афиша, агит-календарь, агитпоход, анкета общественного мнения, аукцион идей, беседа политического обозревателя, беседа за «круглым столом» и т.д.

Деидеологизация и деполитизация, идущие сейчас в стране, не означают, что ребят надо совсем уводить от общественных и политических дел. Это было бы серьезной ошибкой. Дети – часть общества и должны соучаствовать в решении его злободневных социальных проблем, но без принуждения. И у детей должен быть свой политический голос. Забота педагога – помочь ребятам использовать те знания, которые они уже усвоили на уроках истории, обществоведения, литературы. КТД «политического» толка способствуют обогащению общественно-политического опыта, развивают гражданское отношение ко всем политическим событиям в стране и за рубежом, к прошлому и настоящему, учат плюрализму мнений и суждений.

Досуговая  коллективная творческая деятельность: ринг, рыцарский турнир, турнир бумажных голубей, хит-парад, хоровод друзей, цирк из газетной бумаги, чаепитие, час импровизаций, час инсценировки и т.д.

Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они – действительная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг ребят должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.

  В своем выступлении я познакомила с видами КТД, которые вы используете или можете использовать в своей работе. Более подробно с каждым видом КТД, который вас заинтересовал, вы можете познакомиться в материалах интернета и в методической литературе. Но, как правило, большую часть из перечисленного вы уже используете в своей работе.

Спасибо за внимание!

nsportal.ru

Творческая деятельность человека. Виды творчества. — КиберПедия

Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Творческой является умственная (мыслительная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием нового, творчески самостоятельного результата в области науки, техники, литературы или искусства. Творцами часто называют и рабочих, создающих новую технику на основе изобретения, и тех, кто отливает в металле памятник по сделанной скульптором модели. Однако в специальном понимании творческой является не материально-производственная, а духовная деятельность. В приведенных примерах рабочие при всей важности их труда лишь реализуют творческие результаты, полученные изобретателем и скульптором. Творческая деятельность осуществляется в области науки, техники, литературы, искусства, художественного конструирования (дизайна), создания товарных знаков и других видов обозначений товаров. Творчество издавна делят на художественное и научное.

Художественное творчество не имеет непосредственной нацеленности на новизну, не отождествляется с производством нового, хотя оригинальность обычно присутствует среди критериев художественного творчества и оценок художественного таланта.

Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает «редкие впечатления», умение их держать в памяти и осмыслять.

Важным психологическим фактором художественного творчества является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер.

Творческий процесс не мыслим без воображения, которое позволяет воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти.

В художественном творчестве участвуют сознание и подсознание, разум и интуиция. При этом подсознательные процессы играют здесь особую роль.

Американский психолог Ф. Беррон обследовал с помощью тестов группу из пятидесяти шести писателей – своих соотечественников и пришел к выводу , что у писателей эмоциональность и интуиция высоко развиты и преобладают над рассудочностью. Из 56 испытуемых 50 оказались «интуитивными личностями» (89%), тогда как в контрольной группе, где были представлены люди, профессионально далекие от художественного творчества, личностей, обладающих развитой интуицией, оказалось в три с лишним раза меньше (25%). На значение интуиции в творчестве обращают внимание и сами художники.

Идеалистические концепции абсолютизировали роль бессознательного в творческом процессе.

В ХХ в. подсознательное в творческом процессе привлекло к себе внимание З. Фрейда и его психоаналитической школы. Художник как творческая личность был превращен психоаналитиками в объект самонаблюдения и наблюдения критики. Психоанализ абсолютизирует роль бессознательного в творческом процессе, выдвигая в отличие от других идеалистических концепций на передний план бессознательное сексуальное начало. Художник, по мнению фрейдистов, - личность, сублимирующая свою сексуальную энергию в область творчества, которое превращается в тип невроза. Фрейд полагал, что в акте творчества происходит вытеснение из сознания художника социально непримиримых начал и устранение тем самым реальных жизненных конфликтов. По Фрейду, неудовлетворенные желания – побудительные стимулы фантазии.

Таким образом, в творческом процессе взаимодействуют бессознательное и сознательное, интуиция и разум, природный дар и приобретенный навык. В. Шиллер писал: «Бессознательное в соединении с рассудком и делает поэта-художника».

И хотя доля творчес

30. Основные проблемы и перспективы развития человечества.

В течение более чем полувека все настойчивее ставится вопрос о ситуации времени; каждое поколение отвечало на этот вопрос для своего мгновения. Однако если раньше угроза нашему духовному миру ощущалась лишь немногими людьми, то сейчас этот вопрос встает едва ли не перед каждым человеком.

Вопрос о современной ситуации человека как результате его становления и его шансов в будущем поставлен теперь острее, чем когда-либо. В ответах предусматривается возможность гибели и возможность подлинного начинания, но решительный ответ не дается.

То, что сделало человека человеком, находится за пределами переданной нам истории. Орудия в постоянном владении, создание и употребление огня, язык, преодоление половой ревности и мужское товарищество при создании постоянного общества подняли человека над миром животных.

По сравнению с сотнями тысячелетий, в которых, по-видимому, совершались эти недоступные нам шаги к тому, чтобы стать человеком, зримая нами история приблизительно в 6000 лет занимает ничтожное время. В нем человек выступает распространившимся по поверхности Земли во множестве различных типов, которые лишь очень мало связаны или вообще не связаны друг с другом и не знают друг друга. Из их числа человек западного мира, который завоевал земной шар, способствовал тому, чтобы люди узнали друг друга и поняли значение своей взаимосвязанности внутри человечества.

 

cyberpedia.su

Урок по технологии на тему "Введение в психологию творческой деятельности" (11 класс)

Конспект урока по технологии на тему «Введение в психологию творческой деятельности» (11 класс)

Урок 1. Человек в творческой деятельности (2 часа)

Третья способность души после ума и воли — творчество.

Василий Андреевич Жуковский

Всякий вправе творить по-своему…

Флакк Квинт Гораций

Цель урока:

  • Сформировать представление учащихся о творческой деятельности человека, ее структурных компонентах, роли и влиянии на общество в целом и на отдельного человека.

Задачи:

  • Дать понятия: творческая деятельность, ее структура, этапы, виды, барьеры.

  • Сформировать представление о значении творческой деятельности для развития общества и самого человека.

  • Развить умение выделять личностные барьеры творческой деятельности и находить пути их преодоления.

  • Развить умение самоанализа на примере определения уровня воображения.

План урока:

I. Организационный этап.

II. Основной этап.

  1. Разминка

  2. Общее представление о творчестве и творческой деятельности

  3. Виды творческой деятельности

  4. Структура творческой деятельности

  5. Среда творческой деятельности

  6. Личность творца

  7. Практическая часть: Методика «Определение уровня воображения»

  8. Барьеры творческой деятельности.

Практическая часть: Выявление личностных барьеров

III. Заключительный этап.

Методические рекомендации для учителя. Представлен примерный текст материала по теме урока, о чем можно поговорить с обучающимися. Под запись в тетрадь дать определение творчества, структуру творческой деятельности, личностные барьеры. Записать результаты методики «Определение уровня воображения». При изучении видов, условий, барьеров творческой деятельности поощряется выдвижение учащимися параметров, отличных от приведенных в данном материале. Данные категории далеко не исчерпываются предложенными в конспекте. Подробнее желательно остановиться на барьерах творческой деятельности и путях преодоления их.

Разминка.

1. Чему равна единица в квадрате? Чему равно два в квадрате? Чему равно четыре в квадрате? Чему равен угол в квадрате? (90º)

2. Дом пылал факелом. Пожар не ликвидировать. Но человек вошел в горящий дом, и его никто не остановил. Почему? (Испытание огнестойкого костюма. Могут быть и другие варианты ответов)

Общее представление о творчестве и творческой деятельности

Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело — задача, то более, то менее трудная. Но при всем их внешнем разнообразии, а иногда и несравнимости, все дела можно разделить на две группы, если подойти к ним с одной меркой — старая это задача или новая.

Вот машинистка печатает на компьютере или шофер ведет автобус по улице. При этом они решают свои профессиональные задачи. Как их решать, каждый из них хорошо знает. Сначала они учились, а потом напрактиковались за годы работы. Профессиональные "задачи" являются для них старыми, известными, а привычная работа называется исполнительской деятельностью. Выполнение этой работы они довели до автоматизма. Недаром машинистки, например, печатая и даже не сбавляя при этом темпа работы, могут переговариваться между собой; шофер, продолжая вести машину, объявляет остановки, делает по микрофону замечания пассажирам и даже может пошутить.

Но вот перед машинисткой положили рукопись — длинный текст, который надо расположить на одном листе наиболее экономно или каким-то необычным способом. Это непривычно, раньше ей не приходилось с этим сталкиваться: это новая для нее задача. Или у шофера, пришедшего утром в гараж, не запускается мотор. Неисправность может быть и в системе питания, и зажигания, и электропроводки, и в самых различных частях. Ни один учебник и инструктор не могут предусмотреть все возможные поломки и неисправности и научить этому шофера, как это делается при обучении вождению машины. Значит, это тоже новая задача. Надо самому поразмыслить, найти ее решение. И, хотя она не очень сложна, ее можно уже отнести к творческим задачам.

Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности — от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д. — все то, что в совокупности и составляет творческие способности и творческую деятельность.

 Что такое, по вашему мнению, творчество и творческая деятельность? Каждый ли человек способен к творческой деятельности? Как часто в жизни мы прибегаем к творчеству?

Творчество, творческая деятельность является одним из главных определителей человеческой сущности. Именно способность к творческой деятельности характеризует человека, подчеркивает превосходство и своеобразие его психики. Только человек смог внести изменения в жизнь Земли, создать города, плотины, каналы, самолеты, заводы, космические корабли и т. д. Только человек смог создать музыку, книги, скульптуру, картины, кинофильмы, театральные постановки. И все это благодаря творческой деятельности.

Можно без особого преувеличения сказать, что сегодня творчество становится необходимым инструментом профессионального и обыденного существования. Творчество нужно и для создания новых аппаратов, и для предвидения, и для планирования, и для наиболее успешного решения задач человеческого быта.

Что же, собственно, представляет собой творчество? В чем его сущность?

Хотя единого определения творчества пока еще нет, но понятие о нем сложилось достаточно определенное. Творчество - это такая деятельность человека, в результате которой создается что-то новое, до того еще не существовавшее. Это создание нового в различных планах и масштабах, как материально закрепляемого, так и материально не закрепляемого. Например, новая картина, новая поэма, новый кинофильм, новый станок, новый рецепт блюда, новый способ увеличения производительности труда, научное открытие.

Виды творческой деятельности

 Какие виды творческой деятельности вы можете назвать?

Существуют разные виды творчества:

  • производственно-техническое

  • изобретательское

  • научное

  • организаторское

  • философское

  • художественное

  • литературное

  • повседневно-бытовое и т.п.

Иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности. Творческая деятельность осуществляется в области науки, техники, литературы, искусства, художественного конструирования (дизайна), создания товарных знаков и других видах деятельности.

 Приведите примеры продуктов выделенных творческих деятельностей.

Структура творческой деятельности

В общей структуре творческой деятельности выделяют подсистемы:

1) продукт творческой деятельности – это то, что создано. Это не только материальные продукты - здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не нейти сразу же материального воплощения. 

2) процесс творческой деятельности – как создано,

3) личность творца – кто создает (характеризуется способностями ума, темпераментом, возрастом, характером и т.д.),

4) среда и условия, в которых протекает творчество (физические условия, коллектив, стимуляторы и барьеры в творческой деятельности и т. д.).

Среда творческой деятельности

 Нужны ли специальные условия для творческой деятельности? Если нужны, то какие? В каких условиях вы бы захотели творить?

Отдельные ученые указывают на важность создания творческой среды, как необходимого условия проявления творческих способностей, характеризующейся следующими признаками:

- оптимальной мотивацией, предполагающей средний уровень мотивации достижения, а также отсутствие соревновательной мотивации и мотивации социального одобрения;

- непринужденной обстановкой, характеризуемой отсутствием угрозы и принуждения, принятием и стимулированием любых идей, свободой действий и отсутствием критики.

Для развития и стимуляции творческих проявлений можно рекомендовать соблюдение некоторых условий:

•будьте терпеливы. Не ждите «быстрых» результатов, они обязательно будут, но не торопите события;

•не забывайте о доброжелательности. Оценивание творческих работ — «инструмент» очень тонкий, деликат­ный; можно бережно касаться его, но не стоит размахивать им, как карающим мечом;

•не бойтесь движения и шума, так как творчество иногда требует проявления активности, предварительного «разогрева»;

•помните о равноправии. Каждый имеет право на творческое самовыражение, поэтому не нужно делить людей на талантливых и остальных;

•творите. Попробуйте проиграть все приемы, которые нашли для развития творческой деятельности, и убедитесь, что вы сами - человек творческий.

Личность творца

 Любой ли человек может заняться творчеством? Как бы вы охарактеризовали творческого человека? Какое влияние творческая деятельность оказывает на человека?

Что движет людьми, стремящимися что-то создавать? Анализ биографий известных творцов свидетельствует, что это в подавляющем большинстве случаев не стремление разбогатеть. Русские изобретатели Черепановы, И.И. Ползунов, И.П. Кулибин и многие другие, ставшие прообразами лесковского Левши, были бедными людьми. Часто в основе творчества лежит желание придумать средство для облегчения труда, экономии ресурсов, немаловажно и создание художественных ценностей. Творчество, креативность – свойства личности, стремящейся к самосовершенствованию. Для большинства творческих личностей творчество – не прихоть и не хобби, а потребность.

Творческий человек, как считают ученые, способен решать нетривиальные, сложные задачи, оперировать противоречивой информацией, усматривать глубокие смыслы воспринятого. Он постоянно ощущает потребность в познании, в получении новой информации. Творческие личности, как правило, получают удовольствие от самого процесса решения проблемы. Создание нового продукта вызывает положительную эмоциональную реакцию. Это положительное эмоциональное состояние служит наградой творческому процессу и стимулирует человека действовать в том же направлении.

В целом не следует характеризовать человека «одномерно»: креативен-не­креативен, скорее нужно говорить о степени его креативности по привычной шкале уровней: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.

Можно выделить несколько показателей сформированности у человека умений к творческой деятельности:

- Умение увидеть проблему.

- Самостоятельность и инициативность.

- Беглость мысли, т.е. количество идей, возникающих в единицу времени, умение увидеть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей . 

- Гибкость мысли - это способность быстро переключаться с одной идеи на другую, видеть, что одну и ту же информацию можно использовать в разных случаях, быть готовым к интеллектуальному риску и парадоксам. Умение понять новую точку зрения и отказаться от усвоенной ранее.

- Оригинальность – способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с целостным видением всех связей и зависимости, незаметных при последовательном логическом анализе. Уход от шаблонов

- Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.

- Точность – способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту. 

- Смелость – способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.

Творчество - это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. Американский психолог А. Маслоу утверждал, что потребность в творчестве и самовыражении заложена в самой природе человека.

Мы живем в век постоянного научно-технического развития, жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. В настоящее время к деятельности человека предъявляются множество требований, одним из которых является ее творческий характер.

Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

В деятельности, особенно в творческой, раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.

Поэтому важно развивать в человеке самой потребности в творческой деятельности, в стремлении к самовыражению, самоактуализации через различные виды творчества.

Помочь в достижении этой цели могут и отдельные приемы, активизирующие творчество в различных видах деятельности, и специальные творческие занятия.

Задание 1. Определение уровня воображения.

В творческой деятельности всегда проявляется работа воображения. Они тесно связаны между собой. Проверьте уровень развития воображения учащихся.

Инструкция: Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет". Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный.

1. Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).

2. Часто ли вы скучаете? (1, 2).

3. Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).

4. Инициативны ли вы на работе? (2, 1).

5. "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).

6. Руководствуетесь ли вы в выборе одежды собственным вкусом, а не законами моды? (2, 1).

7. Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (0, 1).

8. Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).

9. Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).

10. Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).

11. Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).

12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).

 Результаты.

Подсчитайте очки.

14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов.

9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его.

5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.

Барьеры творческой деятельности

 Что может мешать человеку заниматься творческой деятельностью, проявлять творчество в обычной работе?

При выполнении творческой деятельности часто возникает множество препятствий, которые необходимо преодолевать.

Барьеры творчества (препятствия в творческой деятельности) – тормозящие влияния и действия внешней среды и самой личности, которые снижают эффективность творческой деятельности или делают ее безуспешной. Барьеры разделяют на два основных класса:

1) Внутренние, обусловленные внутренними причинами самой творческой личности (недостаток знаний, консервативное воспитание, психологические особенности личности, отсутствие мотивации и пр.). Главные способ снижения и преодоления внутренних барьеров связан с развитием творческой личности в процессе воспитания и обучения.

2) Внешние, связанные с влиянием на человека внешней среды (недостаток финансирования, низкий технический уровень, устаревшее оборудование и пр.).

Знание барьеров необходимо для сознательного снижения или преодоления их влияния и повышения эффективности творческой деятельности.

 Какие личностные качества человека мешают творческой деятельности, не дают возможности проявить свою креативность? Как можно преодолеть эти барьеры?

Задание 2. Выявление личностных барьеров

Учащиеся разбиваются на группы по 4-5 человек. Каждая группа за 5 минут должна составить список личностных качеств человека, которые мешают ему проявлять творчество в своей работе, и предлагает несколько способов, как преодолеть эти проблемы.

Примечание: Общий список личностных барьеров можно взять из данного конспекта или составить свой на основе выделенных учащимися.

Более подробно поговорим о личностных препятствиях творческой деятельности:

Проявляется либо в недостатке уверенности в себе и высокой самокритикой, либо самоуверенностью или высокомерием. Это мешает сделать первый шаг для решения проблемы творческой деятельности и повышает риск нанесения вреда при реализации мечты. Для решения этой проблемы старайтесь развивать уверенность в себе.

Они также мешают начать творческий процесс и преодолеть психологическую инертность. Для их минимизации необходимо тренировать самодисциплину и больше внимания уделять деятельности.

Является следствие недостатка опыта и наличием неопределенности при оказании воздействий. Преодолеть это препятствие помогает помощь или консультация у более опытного человека, эксперта, который сможет дать корректную оценку рисков предполагаемого воздействия.

Наличие слишком большого количества дел и мыслей препятствует пониманию, какие из них являются важными и чем заняться в первую очередь. Это один из основных препятствий в развитии истинно творческой деятельности. Для удаления этого препятствия постарайтесь организовать личные цели и дела в единую надежную систему (здесь и пригодится творческий подход). Подобная организация позволить освободить память и сознание от постоянного, повторяющегося обдумывания этих дел, которое затрудняет процесс генерации новых творческих идей.

В процессе творческого мышления генерируется большое количество идей, которые необходимо реализовать. Одни очень важны и полезны для решения проблемы. Их надо выполнять в первую очередь. Другие менее важны и их можно откладывать на потом, ставить в очередь. Но большинство людей не определяют важность идей – их приоритет. А стараются реализовать более простые, но менее полезные идеи. Для преодоления этого препятствия нужно научиться приоритезировать идеи.

После наполнения сознаниями всеми возможными знаниями, которые смогут помочь решить проблему, ему необходимо дать отдохнуть, расслабиться. Но очень часто это не выполняется и сознание начинают использовать для решения других проблем. Повышенная загруженность сознания снижает скорость генерации идей. Чтобы преодолеть это препятствие нужно осознанно делать перерывы, чтобы ускорить процесс творческой деятельности.

Принятие чужих мнений и опыта без критики и проведения анализа. Это свойство личности характеризуется соглашательством со всем, что имеется в окружающей среде, без проведения оценки правильно ли это или нет, оптимальным ли это является или можно это улучшить. Для преодоления этого препятствия нужно развивать критичное мышление, ко всему новому нужно подходить с вопросами «зачем, почему, для чего…».

Человек хочет найти решение проблемы немедленно. Но для этого нужен большой объем исходного материала (знаний, идей) и высокий уровень развития интеллекта. Но когда решение не находится за короткий промежуток времени, тогда человек просто прекращает заниматься этой проблемой и переключается на другую, более легкую. Для преодоления этого препятствия нужно тренировать самодисциплину, а особенно упорство. Тренируйтесь на детских советах.

Твердость, неуклонность в применяемых средствах для принятия решений и достижения целей. Ограничивает человека в использовании новых средств, которые могут оказаться более эффективными и надежными. Для преодоления этого препятствия нужно развивать гибкость мышления, узнавать о появлении новых средств и применять их для решения проблем с творческой деятельностью.

Устранение всех этих препятствий гарантированно увеличит эффективность и успешность творческой деятельности. Это в свою очередь ускорит процесс самореализации человека.

Творческая деятельность – это деятельность, которая оказывает мощное влияние на личность человека, который ею занимается, способствуя его саморазвитию, самооткрытию и самосовершенствовании. Такую же большую роль творческая деятельность играет и в жизни общества, обеспечивая его непрерывное развитие и совершенствование.

Контрольные вопросы:

1. Что такое творческая деятельность?

2. Какие выделяют структурные элементы творческой деятельности?

3. Какие условия необходимо создать для творческой деятельности?

4. Опишите творческого человека. Какими качествами он обладает?

6. Какое влияние оказывает творческая деятельность на личность человека?

6. Что такое барьеры творческой деятельности? Как можно преодолеть личностные барьеры?

7. Какова роль творческой деятельности для общества?

Домашнее задание: Найти задание, упражнение, которое способствовало бы развитию творческих возможностей человека.

Задания дополнительные по материалу урока:

1. Опишите историю создания какого-либо известного изобретения, художественного произведения, научного открытия. И ответьте на вопрос, что позволило творцу сделать данное открытие?

2. Преодоление психологической инерции мышления

Если при решении проблемы, вам в голову приходят только давно всем известные решения, которые вас не устраивают, и ни одной свежей мысли – это значит, что вам мешает психологическая инерция. Существую разные методы психологической активизации творческого мышления, направленные на устранение психологической инерции. Попробуйте решить несколько задач, преодолевая психологическую инерцию мышления.

2.1. Выберите один из трех предложенных вопросов и предложите несколько оригинальных вариантов решения:

А. Как за короткий срок собрать вместе большое количество людей?

Б. Как помнить о всех своих планах на неделю?

В. Как найти человека в большом городе?

2.2. Выберите одну из двух задач и предложите несколько оригинальных вариантов решения:

А) В одном театре появилась проблема. Зрители-женщины не снимали свои шляпа, которые по моде того времени было достаточно высокие. Из-за этого было трудно смотреть постановки, и снижалась посещаемость театра. Как директору театра решить эту проблему, не ущемляя ни чьи интересы и проявляя вежливое отношение к женщинам?

Б) Клеопатре нравилась рыбалка. Один военачальник, который был влюблен в нее, захотел произвести впечатление. Во время рыбалки специальный человек надевал на его крючок рыбу. Царица быстро догадалась об этом и решила раскрыть обман, но сделать это надо было очень хитро. Как поступить Клеопатре?

Попробуйте придумать решения задач по двум вариантам: 1) оригинальные, но реальные, которыми можно воспользоваться уже сейчас; 2) оригинальные, но нереальные. Этими способами нельзя воспользоваться в современных условиях, но кто знает, может в ближайшем будущем это окажется вполне реальным.

Список литературы:

1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. – М: Альпина Бизнес Букс, 2007.

2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009.

3. Кузнецова С., Рудакова Е., Терских Е. Комплексы творческих заданий для развития одаренности ребенка. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

4. Лук А. Творчество // Наука и жизнь. – 1973. - № 1, 2.

5. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. - К.: Знание, 1978.

6. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова – М.: Педагогика-Пресс, 1996.

7. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976.

8. Рындак. В.Г. Творчество. Краткий педагогический словарь. – М.: Педагогический вестник, 2001.

9. Симоненко В.Д., Очинин О.П., Мятиш Н.В. Технология: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. В.Д. Си-моненко. - М.: Вентана-Граф, 2008.

10. Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. А.И.Половинкина, В.В.Попова. – М.: НПО «Информ-система», фирма «Nauka td.» (Япония), 1995.

11. Технология: базовый уровень: 10-11 кл. / [В.Д.Симоненко, О.П.Очинин, Н.В.Мятиш]; под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2011

infourok.ru