Характеристика на ребёнка С ОВЗ - ЗПР вид 7.1. Виды овз и их характеристика


Характеристика класса детей с ОВЗ

Характеристика класса

В классе обучаются 12 человек: 6 девочек и 6 мальчиков (дети с легкой и умеренной умственной отсталостью, ребенок с аутизмом). Физическое и психическое развитие учащихся соответствует норме школы для детей с ОВЗ

 К  учебным  занятиям  ребята относятся с  ответственностью.  Учащиеся класса являются довольно работоспособными. Четырем учащимся необходима частая помощь учителя при выполнении письменных заданий на всех уроках. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания.

Класс по количественному составу является большим, но не смотря на это в нём отсутствуют группировки отрицательного характера, учащиеся относятся друг к другу положительно. Бывают в  классе  конфликтные  ситуации,  но  они  быстро    разрешаются благодаря  учителю и самим ребятам, которые защищают и успокаивают конфликтующих.   Учащиеся ответственно относятся к роли дежурного, добросовестно выполняют поручения: моют доску, наводят порядок в игровом уголке, готовят рабочее место к уроку и т. п.Школьники переживают удачи и неудачи своего класса, болеют за свой коллектив. При проведении общественных мероприятий стараются держаться вместе. Классный коллектив не зрелый, поэтому обучающиеся не владеют навыками выполнения коллективных дел, распределения между собой работы и наиболее рационального ее выполнения.

Учащиеся ещё не умеют терпеливо и внимательно выслушивать друг друга на классных собраниях, на перемене, при выполнении различных дел.

Учащиеся всегда информированы о том, что происходит в школе. Класс проявляет большой интерес к внеурочной деятельности: с помощью педагогов готовят песни, танцы, заучивают стихотворения для мероприятий; совместно с родителями готовят поделки и открытки для школьных конкурсы. Дети так же посещают различные кружки с учётом своих интересов.

У учащихся наблюдается недостаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации.

В классе отсутствует ярко выраженный лидер. Большинство учеников класса открыты и легки в общении. Ребята адекватно реагируют похвалу, уважительно относятся к педагогам. При порицании некоторые учащиеся могут обидеться на учителя или заплакать.

Детям присущи: неусидчивость, отвлекаемость, невнимательность, которая мешает учебной работе.

Ребята любят рисовать, смотреть мультфильмы, делать поделки; дружны с учащимися других классов начальной школы. Принимают участие в спортивных соревнованиях и праздниках.

infourok.ru

Характеристика на ребёнка С ОВЗ

Характеристика

Поступил на обучение в 1-ый класс в 2015 году. По итогам обучения в 1-ом классе направлен на ПМПК и получил соответствующее заключение. В 2-м классе обучался по адаптированной образовательной программе вида ЗПР VII (1).

У ребёнка снижена мотивация учебной деятельности. Словесную инструкцию педагога выполняет частично при неоднократном повторении или отказывается выполнять, проявляя отрицательные качества.

Недостаточно сформированы учебные навыки, поэтому отмечается низкая успеваемость по русскому языку и математике. Навык чтения соответствует уровню начала 2-го класса. Не принимает участия в ходе урока. При выполнении учебных заданий ребёнку постоянно требуется организационная помощь учителя в виде наводящих вопросов, подсказок, наглядного материала. Самостоятельно применять учебный материал не может.

Отличается низкой работоспособностью, отставанием в развитии зрительно-пространственных представлений, замедленным восприятием. Низкий уровень познавательной активности и самостоятельной учебной деятельности. Домашние задания выполняет только с помощью мамы и в её присутствии рядом.

По математике: хорошо знает состав чисел до 10 и соответствующие случаи сложения и вычитания, однако частично владеет навыками сложения и вычитания в пределах 20. Не знает в полном объеме таблицу умножения, только отдельные простые случаи и справляется с такими примерами. Путается в выборе действия при решении простой задачи. Допускает ошибки при построении отрезков и геометрических фигур.

По русскому языку: сформирован навык каллиграфического письма без усвоения норм правильного письма. Темп письма медленный. При списывании допускает 3-4 ошибки, в диктанте – более 9 ошибок. Пропускает и путает буквы.. Записи старается делать аккуратно, но не всегда это получается в классе. Домашние работы выполняются ежедневно, правильно и аккуратно.

По чтению: навык соответствует уровню начала 2-го класса, читает простые слова целиком, сложные – послоговое воспроизведение, не сформирован навык читательской деятельности, навык работы с информацией. Виды читательской деятельности ограничены: отвечает на «узкие» вопросы по произведению, в диалоге не участвует, затрудняется определить жанр и авторскую принадлежность произведения. Умеет заучивать наизусть стихотворения достаточного объёма.

По окружающему миру: ограниченный запас общих сведений и представлений, отсутствуют причинно-следственные связи между понятиями.

По технологии: частично выполняет технологическую инструкцию, бывает не готов к уроку – отсутствуют инструменты и материалы. Часто с работами не справляется или отказывается выполнять.

Речь монотонна, однообразна, активный словарь развит относительно. Аграмматизмы наблюдаются при употреблении сложных предлогов, при согласовании прилагательного и существительного, образовании прилагательных от существительных. Навык звукового анализа неустойчив. При связной речи допускает незначительное искажение ситуации.

Испытывает сложности при овладении учебным материалом из-за недостаточной сформированности произвольности внимания, ограниченности основных свойств внимания: концентрации, объёма, распределения. Низкий уровень мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции. Продуктивность непроизвольного запоминания значительно ниже, чем у сверстников. Слабость волевых процессов, эмоциональная неустойчивость.

infourok.ru

Презентация "Отличительные особенности обучающихся с ОВЗ".

Отличительные особенности

разных категорий обучающихся с ОВЗ

Слайд 1

Особенности детей с интеллектуальной недостаточностью, ЗПР, РДА

Слайд 2

О необходимости обучения детей с ОВЗ педагоги задумывались уже давно. Ян Амос Каменский сказал:

« Возникает вопрос:

можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания?

Отвечаю:

из человеческого образования нельзя исключать никого, кроме нечеловека».

Слайд 3

Среди детей с особыми образовательными потребностями большую часть составляют дети с нарушением интеллекта. У детей наблюдается стойкое нарушение познавательной деятельности, которое обусловлено органическим поражением или недоразвитием коры головного мозга.

Понятие умственная отсталость включает в себя такие формы нарушений, как олигофрения и деменция.

 Деменция — приобретённое слабоумие, при котором, как правило, выявляются элементы имевшихся знаний, большее разнообразие эмоциональных проявлений, относительно богатая лексика, сохранившаяся склонность к абстрактным построениям.

Согласно традиционной классификации существует 3 степени умственной отсталости:

Слайд 4

В Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) умственная отсталость подразделяется по тяжести на четыре степени: легкую (F70), умеренную (F71), тяжелую (F72) и глубокую (F73).

Слайд 5

Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение не только познавательной, но и других сторон психической деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности ребенка.

Слайд 6

В коррекционной работе с детьми с ОВЗ важна дифференциальная диагностика детей с легкой умственной отсталостью и детей с ЗПР.

Задержка психического развития - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.

Задержка психического развития - специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сфер.

Слайд 7 Специфические черты всех детей с ЗПР

Повышенная истощаемость и в результате низкая работоспособность, незрелость эмоций,

слабость воли,

ограниченный запас представлений,

бедный словарь,

трудности звукового анализа,

несформированность навыков интеллектуальной деятельности.

Восприятие замедлено.

В мышлении - недостаточность словесно-логических операций. Страдают все виды памяти. Необходим более длительный период для приема и переработки информации. Внимание неустойчивое.

Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.

Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития.

В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.

Дети с ЗПР требуют обязательной медикаментозной поддержки, назначает ее врач-специалист.

Возможности компенсации детей с ЗПР

Как правило, задержка развития детей в 20% случаях при совместной работе медиков, педагогов, психологов, родителей компенсируется и развитие ребенка приближается к нормативному к 10-11 годам, в остальных случаях дети получают другой диагноз.

Слайд 8 Сравнительная характеристика ЗПР и умственной отсталости

1 параметр – степень поражения НС (дети с ЗПР не имеют крупных поражений ЦНС и нарушений анализаторов)

2 параметр – время поражения НС

3 параметр – взаимоотношение между первичным и вторичным дефектом

4 параметр- критерий распространенности патологии

5 параметр – картина нарушений

Слайд 9 РДА

Для синдрома РДА характерна следующая картина развития.

Слайд 10

Ранний детский аутизм — клинический синдром, впервые описанный Л. Каннером в 1943 г. Ученый выделяет у него следующие признаки.

Слайд 11

Классификация по МКБ-10

Детский аутизм (F 84.0)

Общее расстройство развития, определяется наличием аномального или нарушенного развития, которое проявляется в возрасте до 3 лет, и аномальным функционированием во всех трех сферах социального общения и ограниченного, повторяющегося поведения.

У мальчиков встречается в 3 – 4 раза чаще.

Атипичный аутизм (F 84.1)

Наиболее часто возникает у детей с умственной отсталостью или тяжелым расстройством развития рецептивной речи.

Отличается от детского аутизма возрастом начала ( 3 – 5 лет) или отсутствием хотя бы одного из трех диагностических критериев.

Синдром Ретта (F 84.2)

Наследственное заболевания, встречается почти исключительно у девочек с частотой 1:15 000, являясь следующей по частоте после синдрома Дауна специфической причиной умственной отсталости у девочек. Развитие ребенка до 1 – 1,5 лет протекает нормально, но потом у девочек начинают распадаться только что приобретенные речевые, двигательные и предметно – ролевые навыки. Характерны стереотипные, однообразные движения рук, их потирание, заламывание. Речь затрудняется, временами совсем пропадает ( мутизм). Приступы насильственного смеха периодически сменяются приступами импульсивного поведения.

Другие дезинтегративные расстройства детского возраста (F 84.3)

Наблюдается постепенное прогрессирование заболевания с развитием деменции. Но нарушения социализации и общения типичны скорее для аутизма, чем для нарушения интеллекта.

Гиперактивные расстройства, сочетающиеся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (F 84.4)

Признаки характеризуются названием заболевания.

Синдром Аспергера (F 84.5)

Форма аутизма, при котором способность функционировать относительно сохранена. Аутистическим расстройствам этого синдрома свойственна стертость клинических проявлений. Дети обладают нормальным интеллектом, но нестандартными или слаборазвитыми социальными способностями. Отмечаются качественные нарушения в социальном взаимодействии и ограниченных, повторяющихся и стереотипных особенностях поведения, интересов и занятий.

В дальнейшем онтогенезе ребенка наблюдается формирование особой личности, близкой личностям шизоидного круга.

Слайд 12

Основные клинические симптомы РДА

Слайд 13

Клинико –психологическая классификация по Никольской

1 форма Отсутствие речи

  • Невозможность организовать ребенка: поймать взгляд, добиться ответной улыбки, получить отклик на зов, обратить его внимание на инструкцию, добиться выполнения поручения

  • Дети не откликаются на просьбы, ничего не просят сами, часто не реагируют даже на боль, голод и холод, не проявляют испуга в ситуациях, в которых испугался бы любой другой ребенок. При попытке добиться внимания, заставить что-то сделать, может возникнуть реакция – крик, самоагрессия.

2 форма

  • Дети второй группы более активны

  • Чуть менее ранимы в контактах со средой

  • Внешне – это наиболее страдающие дети: лицо их обычно напряжено, искажено гримасой страха, характерна для них скованность в движениях, они пользуются эхолаличными ответами, их речь напряженно скандирована

  • Присуща избирательность в одежде, еде, вкусах

  • Движения напряженно скованны, механичны, действия рук и ног плохо скоординированы; пересекают пространство комнаты согнувшись, перебежками, как будто это опасное место

  • Обучать проще действуя их же руками, задавая извне готовые инструкции

3 форма

  • Детей третьей группы легче всего отличить по внешним проявлениям: лицо ребенка хранит выражение энтузиазма, блестящие глаза, застывшая улыбка, говорит быстро и без смысла

  • Такие дети выглядят уже не отрешенными, а скорее сверхзахваченными своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме

  • Своеобразие таких детей особенно проявляется в их речи (многословие, большой словарный запас), не учитывая присутствие собеседника

4 форма

  • Наиболее легкий вариант аутизма

  • На первый план здесь выступают уже не защита, а повышенная ранимость, тормозимость в контактах

  • Неразвитость самих форм общения, аграмматичность речи

  • Трудности сосредоточения и организации ребенка

Слайд 14

Причины РДА

Слайд 15

Аутисты-знатоки

Слайд 16

Спасибо за внимание

infourok.ru