Формы и виды ответственности в международном праве. Виды ответственности в международном праве


Формы и виды ответственности в международном праве

Ответственность является ключевым понятием в праве. Необходима она для постоянного поддержания общественного порядка и справедливости. Благодаря институту ответственности и санкций, любые споры могут завершаться мирным и безопасным способом. В нашей статье будет рассказано о видах ответственности в международном праве.

Понятие ответственности

Как известно, правовая норма имеет трехчленную структуру. Она содержит в себе гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотезой называют определенные жизненные обстоятельства. В каждой жизненной ситуации необходимо соблюдать правила поведения, которые устанавливаются в диспозиции. За нарушение таких правил на человека может быть возложена санкция — мера наказания.

Понятие ответственности тесно связано с третьим элементом права, санкцией. Общество обладает определенными обязательствами, за каждое из которых несет ответственность. Это характерно как для национального, так и для международного права.

На межгосударственном уровне ответственность устанавливается для стран, крупных общественных организаций и видных мировых деятелей. Существует несколько видов ответственности в международном праве. Каждый вид обладает особой спецификой.

История института ответственности

За всю свою историю человек не раз сталкивался с различными проблемами и трудностями. Разрешались они при помощи грубых, зачастую даже насильственных методов. Однако сила и оружие не могли стать источниками справедливости. Человек все чаще стал обращаться к мирному разрешению споров — путем договоров, соглашений и простых диалогов.

В разных государственных образованиях свое развитие получили различные правовые нормы. Чуть позже государства стали контактировать между собой, и появилось понятие международного права. Сформировался и особый институт ответственности, целью которого было поддержание мира и безопасности. Особую роль сыграл протокол Лиги Наций «О мирном разрешении споров», подписанный в 1924 году. Положения этого документа широко используются и по сей день.

В настоящее время существует несколько видов и форм ответственности в международном праве. О каждом из них будет рассказано далее.

Институт международной ответственности

На сегодняшний день не существует единого мнения о том, что же представляют собой виды ответственности в международном праве. Раньше политики полагали, что рассматриваемое понятие тесно связано с государственным суверенитетом. Государство само решает, следует ли возмещать ущерб другим странам.

Сегодня имперские наклонности большинства стран, к счастью, остались в прошлом. На первое место выходят понятия сотрудничества, коллективизма, открытого диалога и прочих демократических ценностей. Это значит, что понятие и виды ответственности в международном праве приобрели совсем другой характер.

Страны должны отвечать за любые свои ошибки. Существует множество межгосударственных инстанций, которые следят за поведением государств и крупных мировых объединений. Если страна или группа стран не хотят конфронтации с внешним миром, то следует принять на себя те виды ответственности, которые закрепляются международным сообществом.

Признаки ответственности в международном праве

Виды межгосударственной ответственности обладают различными группами признаков. Тем не менее, можно выделить наиболее общие особенности, характерные для рассматриваемого института:

  • Реализация в особой процедуре, не связанной с нормами национального права. Здесь применяются положения, разработанные крупными мировыми сообществами.
  • Ответственность напрямую связана с определением, формированием и наложением отрицательных последствий для нарушителя международного права;
  • Ответственность наступает только за межгосударственные нарушения — войны, вмешательства в дела других стран, терроризм, подстрекательство к нарушению порядка и т. д.

Основной целью рассматриваемого правового института является обеспечение, поддержание и развитие мирового порядка.

Виды юридической ответственности в международном праве

Для мировой ответственности характерно то, что нельзя найти в национальном праве. Это понятия политических санкций, репарации, сатисфакции, реторсии и т. д. При этом некоторые специалисты уверены, что институт межгосударственной ответственности находится в хаотичном состоянии. Это не совсем так. Большинство норм действительно стоит систематизировать, однако международное право обладает довольно четкими и ясными механизмами. Все же, свое развитие оно получало на протяжении нескольких десятков лет.

Как и в любой другой юридической сфере, ученые выделяют следующие виды ответственности в международном праве:

  • Материальная. Если одно государство причинило значительный вред другому государству, то виновнику следует возместить материальный ущерб.
  • Нематериальная ответственность. Самая частая форма такой ответственности — военное вмешательство. Применяется она крайне редко, как правило, в отношении крайне агрессивных стран.

О каждом виде ответственности будет подробно рассказано далее.

Реституции и репарации

Первым и самым распространенным видом материальной ответственности в международном праве является репарация. Речь идет о возмещении материального ущерба в любой удобной форме — деньгами, услугами, товарами и т. д. Выплачиваемая сумма, как правило, ниже стоимости ущерба. Чаще всего репарацию применяют после войны.

Вторым видом материальной ответственности является реституция. Это процедура восстановления положения, которое существовало до совершения противоправных деяний. Например, одна страна возвращает другому государству имущество, которое было изъято в ходе силовых действий. Или, например, страна, разрушенная войной, восстанавливается за средства субъектов мирового сообщества.

Существует два основных вида реституции. Первая форма — пересмотр незаконной меры, закрепленной судебной инстанцией. Второй вариант касается отмены или изменения законодательного положения, которое было принято при нарушении международных норм.

Субституция и компенсация

К видам ответственности в международном праве относятся такие формы материальных санкций, как субституция и компенсация. В случае с субституцией происходит замена имущества, которое было неправомерно повреждено или уничтожено.

Международной компенсацией именуют возмещение вреда, которое было причинено какому-либо государству. Компенсация чаще всего выступает в качестве альтернативы субституции, если последнюю операцию осуществить затруднительно.

Не так давно гвинейские пограничники арестовали судно «Сайга» Сент-Винсенты. Неправомерное задержание судна отрицательно повлияло на работу многих морских портов. Представители компании обратились в мировую судебную инстанцию — Международный трибунал ООН. Специалисты в области морского права присудили пострадавшим компенсацию в размере 2,1 млн долларов.

Следует отметить, что материальные формы ответственности характерны для любого юридического направления. Компенсации, субституции, реституции и репарации применяются в морском, транспортном, воздушном, экологическом, и даже в космическом праве. Виды международно-правовой ответственности материального характера одинаковы для всех государств.

Нематериальная ответственность

К нематериальным видам ответственности в международном праве относятся две группы: военное вмешательство и совокупность дипломатических отношений. К первой группе относится временное ограничение суверенитета, послевоенная оккупация, аннексия, территориальная демилитаризация и многое другое. В группу дипломатических отношений включены четыре понятия: реторсия, репрессалия, сатисфакция и ресторация.

Реторсия — наиболее частая форма ответственности субъектов международного права. Как вид и категория нематериального обязательства эта санкция представляет собой принудительное действие одной страны в отношении другой. К примеру, это запрет на выезд из страны или на въезд в нее, отзыв посла или целой дипломатической миссии, запрет на работу иностранных СМИ и многое другое. Реторсия выражается в знак протеста.

К репрессалиям относятся принудительные действия государства в ответ на неправомерное поведение другой страны. Целью репрессалий является восстановление нарушенного права. В качестве примера здесь можно привести разрыв дипломатических отношений, запрет на ввоз и вывоз товаров и услуг и многое другое.

Сатисфакция и ресторация

Под сатисфакцией в международном праве понимается удовлетворение одним государством потребностей другой страны, которые возникли после нанесения вреда. Существует большое количество видов сатисфакций. Это, например, выражение сочувствия или сожаления, извинение, предоставление гарантий, что неправомерные действия не повторятся и т. д. Как уже понятно, сатисфакция не поддается финансовому оцениванию. Это даже не санкция, поскольку не носит карательный характер.

Ресторация является последним видом нематериальной ответственности. По своему значению она близка к реставрации: например, государство обязуется восстановить разрушенные памятники культуры, наладить экологическую ситуацию и т. д. При этом ни ресторация, ни сатисфакция не должны носить унизительный характер.

Источник

Статьи такими же метками:

ideiforbiz.ru

Международное право - Виды и формы международной правовой ответственности государств

Виды и формы международной правовой ответственности государств

В международном праве выделяют два вида ответственности: материальную и политическую. Данные виды ответственности выражаются в разнообразных формах.

Материальная ответственность возникает вслед-ствиенарушения нормы международного права, а также наступления имущественного ущерба. Политическая ответственность возникает вследствие нарушения нормы международного права, охраняющей интересы другого субъекта.

Политическая и материальная ответственность может возникать одновременно в результате совершения одного и того же правонарушения. Политическая ответственность возникает непосредственно из-за факта нарушения нормы международного права, а материальная ответственность – из-за возникшего имущественного ущерба. Возмещению подлежит действительный материальный ущерб.

Комиссия международного права ООН в проекте статей об ответственности государств выделила в качестве форм ответственности: реституцию, компенсацию, сатисфакцию.

Согласно ст. 35, 36 Проекта статей об ответственности государств реституция – это восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния. Она может выражаться в возвращении неправомерно захваченного имущества.

Компенсация – это возмещение любого оцени-мого ущерба, понесенного потерпевшим государством, включает в себя упущенную выгоду. Реституция существует в форме восстановления прежнего правового состояния, включает в себя несение издержек в связи с этим. Компенсируется ущерб, причиненный противоправным деянием, который не покрывается реституцией. Компенсация выражается в форме выплаты денег за причиненный вред.

Сатисфакция – это удовлетворение нематериальных требований потерпевшего государства для возмещения вреда, причиненного его политическим интересам. Сатисфакция выражается в форме выражения сожаления, признания неправомерности своих действий. Выделяют чрезвычайную сатисфакцию (т. е. временное ограничение суверенитета и правоспособности государства), которая может выражаться в формах приостановления деятельности государственных органов и реорганизации политической системы и т. д.

Также в международном праве выделяют чрезвычайную репарацию, т. е. ограничение государства в правомочиях на пользование своими материальными ресурсами.

Политическая ответственность может быть выражена в форме сатисфакций, репрессалий (т. е. ответных насильственных действий, осуществляемых пострадавшим субъектом), реторсии (т. е. ответных акций в связи с недружественными действиями, не составляющими правонарушения).

Материальная ответственность может выражаться в форме реституции, компенсации.

cribs.me

8. Ответственность в международном праве. Виды международно-правовой ответственности.

Современное международное право – специфическая система права, представляющая собой совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и международными организациями, устанавливающая их взаимные права и обязанности. Отрасли:международное право человека;право международных договоров;дипломатическое и консульское право;право международных организаций;международное уголовное,«Право мира» – международное право вооруженных конфликтов,«Право войны».

Источники:

Основные:международный договор; международный обычай

Вспомогательные:резолюции международных организаций;общие принципы права и др.

Субъекты:Первоначальные:государства;народы, борющиеся за свою независимость

Производные от воли государств:международные межправительственные организации;государственно-подобные образования с ограниченной правоспособностью

Принципы международного права – это совокупность наиболее общих и фундаментальных норм международного права:суверенное равенство государств;добросовестное выполнение международных обязательств;мирное размещение споров между государствами;недопустимость угрозы силы или ее применения;равноправие и самоопределение народов;невмешательство во внутреннюю компетенцию любого государства;совместное участие в предпринимаемых под эгидой ООН действиях превентивного и принудительного порядка

Развитие принципов закреплено в:Декларации (1970 г.) о принципах международного права;Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975г.)

Право войны (право вооруженных конфликтов)

Представляет собой совокупность договорных и обычных норм и принципов, применяемых во время войны, международных и немеждународных вооруженных конфликтов, запрещающих или ограничивающих применение некоторых средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих права индивида в ходе этой войны и устанавливающих международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность физических лиц за их нарушение.

Нормы международного права – это юридически обязательные правила поведения, создаваемые субъектами международного права и регулирующие отношения между ними. Наиболее общие и фундаментальные нормы международного права образуют по совокупности принципы международного права.

9. Уголовная ответственность физических лиц.

Уголовная ответственность отдельных лиц за нарушение норм и принципов права вооруженных конфликтов

В основе ответственности физических лиц за нарушение норм права вооруженных конфликтов лежат общие принципы уголовной ответственности, сформулированные в национальном законодательстве, а также нераспространение на такие преступления сроков давности, непредоставление права убежища, закрепленные как в международно-правовых актах, так и в национальном законодательстве.

Проблема уголовной ответственности индивидов за нарушение норм международного права не нова. Уже IV Гаагская конвенция 1907 г. закрепила норму, согласно которой “каждая воюющая сторона… будет ответственна за все действия, совершенные лицами, входящими в состав ее вооруженных сил”.

В Московской декларации от 30 октября 1943 г. говорилось, что офицеры и солдаты, которые причастны к зверствам, убийствам и казням в странах, захваченных германскими вооруженными силами, “будут доставлены обратно в страны, где были совершены их ужасные преступления, для того, чтобы они подверглись обвинению и наказанию по законам этих стран”. В решениях Крымской конференции от 11 февраля 1945 г. ее участники взяли на себя обязательство “подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию”. Для реализации этих норм государства антигитлеровской коалиции учредили Международный военный трибунал для суда над главными немецкими военными преступниками, который провел процесс в Нюрнберге; позже был создан такой же трибунал для суда над главными японскими военными преступниками.

После второй мировой войны норма об уголовной ответственности отдельных лиц была закреплена в Женевских конвенциях 1949 г., Дополнительном протоколе I, в Гаагской конвенции 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и в других актах, согласно которым государства обязаны ввести в действие национальные законы, необходимые для обеспечения эффективного преследования лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные нарушения конвенций. Это обязательство возложено на все государства как воюющие, так и не воюющие; наказание должно применяться ко всем виновным: собственным гражданам и иностранцам, независимо от места и времени совершения ими преступлений, если не происходит выдача преступника.

В соответствии с нормами современного международного права на военных преступников не распространяются сроки давности. Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности от 26 ноября 1968 г. устанавливает, что никакие сроки давности не применяются к лицам, совершившим преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности как они определены в Уставе международного военного трибунала. В Конвенции устанавливается круг лиц, на которых не распространяется срок давности за совершенные преступления, это — представители государственных властей и частные лица, которые выступают в качестве исполнителей или соучастников этих преступлений; лица, которые непосредственно подстрекают других лиц к совершению таких преступлений, или участвуют в заговоре для их совершения, независимо от степени их завершенности, а также представители государственных властей, допускающих их совершение.

На военных преступников не распространяются нормы, регулирующие право убежища. Декларация о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г. закрепила норму, согласно которой на право искать убежище и пользоваться им “не может ссылаться никакое лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности”.

Международным правом установлена не только личная ответственность за военные преступления и преступления против человечности, но также и командная ответственность. Статья 86 I протокола к Женевским конвенциям 1949 г. утверждает, что командир несет ответственность за нарушения конвенций подчиненными в том случае, если он знал о возможности совершения ими преступлений, но не принял необходимых мер для их предотвращения.

Для того, чтобы не создавать отдельный трибунал для каждого конфликта, в 1998 г. было решено создать Международный уголовный суд, в компетенции которого находятся военные преступления, для которых определена универсальная юрисдикция. В 2002 г. договор о его создании вступил в силу. Однако, многие страны (включая Россию, США и Китай) не подписали или не ратифицировали его. Более того, США, пользуясь лазейкой в договоре, заключили со многими странами двусторонние соглашения о невыдаче американских граждан Международному уголовному суду (часто, но не всегда такие договоры содержали также встречное обязательство со стороны Соединённых Штатов не выдавать граждан второго государства).

studfiles.net

Ответственность в международном праве

Ответственность в международном праве

ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА ПУБЛИЧНОГО ПРАВА

 

 

Курсовая работа по Международному праву

 

Международно-правовая ответственность

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил:

Студент II курса МПФ д/о

Анисимов Илья Игоревич

 

 

Научный руководитель:

 

 

                                                                   Оценка:

 

.

Работа сдана на кафедру:

__ _______ 2006 г.

Работа проверена:

__ _______ 2006 г.

 

 

- 2006 год, Москва -

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

Глава 1. История возникновения института международно-правовой ответственности

Глава 2. Теоретические аспекты института международно-правовой ответственности

§ 1. Понятие и общая характеристика  института международно-правовой ответственности

§ 2. Основания ответственности в международном праве

§ 3. Виды и формы международно-правовой ответственности

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Ответственность – это ключевое понятие международного права(МП) и права вообще. Для поддержания порядка и обеспечения справедливого правомерного разрешения споров в МП существует институт ответственности. Причем он обладает особой спецификой по сравнению с институтов ответственности внутригосударственного права.

На протяжении всей истории развития права человечество постоянно сталкивалось с проблемами, которые первоначально разрешались грубыми насильственными способами с использования силы и оружия. Развитие МП привело в конечном итоге к тому, что появился специальный механизм, с помощью которого представлялось возможным восстанавливать справедливость без использования вооруженных методов. По мере того, как столкновение интересов между государствами стало проявиться в наибольшей степени, в МП начал формироваться особый институт, предназначение которого состоит в правомерном привлечении к принуждению субъекта МП, которым был причинен вред.

Рассматриваемая мною тема является весьма актуальной на сегодняшний день, так как именно этот институт является средством, сдерживающим войну, хаос и восстанавливающим справедливость в международных отношениях.

Целью исследования является анализ института международно-правовой ответственности с исторической и теоретической точек зрения. В соответствии с вышеизложенными целями рассмотрению подлежат следующие вопросы: эволюция института международно-правовой ответственности и причины его возникновения, отношение к нему субъектов МП и его значение в современных международных отношениях, историческое развитие источников и проблемы кодификации норм об ответственности, споры в отношении терминологии и характеристика института, состав международного правонарушения как основание применения, различия материальных и нематериальных видом ответственности, а также формы ответственности.

          

Глава I. История возникновения института международно-правовой ответственности

Первая попытка разработать института международной ответственности была сделана во второй половине 19 века немецким юристом А.Г. Геффтером, который перенес гражданско-правовую ответственность из деликта и договора в международно-правовую сферу.

На рубеже 19-20 веков начинают появляться первые конвенции, закрепляющие ответственность государств за неправомерные действия.

Согласно конвенции 1907 года «О соблюдении законов и обычаев сухопутной войны», государство, нарушившее нормы данной конвенции, привлекается к материальной ответственности и обязано выплатить компенсацию.

         На межамериканских конференциях 1889-1890 и 1902 годов был принята конвенция, касающихся прав иностранных граждан. В этой конвенции закреплялись два важных принципа:

- государство несет ответственность за ущерб, причиненный личности или имуществу иностранца, если ущерб явился результатом нарушения обязательства органом государства;

- дипломатическая защита со стороны отечественного государства пострадавшего лица может иметь место лишь после исчерпания местных средств правовой защиты заинтересованным лицом. 

         В начале 20 века человечество достигает высокого уровня развития, что проявилось, в частности, в интернационализации жизни общества. Возникли широкие общественный движения, требовавшие коренных изменений в механизм  управления международными отношениями. Они сыграли большие значение в создании Лиги Наций после окончания Первой мировой войны в 1919 году. Так была создана первая политическая организация, призванная следить за порядком в мире. В статуте – документе, принятом на заседании Лиги Наций – говорилось об установлении господства  справедливости и добросовестности соблюдения всех налагаемых договорами обязательств во взаимных отношениях организованных народов. Кроме того, была учреждена постоянная Палата международного правосудия, которая являлась первым постоянно действующим международным судом.  Но все же у Статута Лиги Наций был очень весомый недостаток, так как  не было запрещено применение силы. Отсутствие этого пункта в документе подверглось большой критике. В результате чего в 1924 году Лига Наций принимает протокол «О мирном разрешении споров», в котором агрессивная война признавалась международным преступлением, и давалось определение агрессии.  Но этот протокол так и не вступил в силу.

         Лига Наций обладала значительными возможностями для координации усилий государств по обеспечению мира и порядка. Но вскоре националистические отношения дали о себе знать, когда Германия и  Япония начали совершать акты агрессии. При этом бездействие Англии, Франции и США привело к оккупации Чехословакии. СССР вообще был исключен из Лиги Наций из-за войны с Финляндией.    

         На московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритания в 1943 году была принята Декларация «Об ответственность гитлеровцев за совершенные зверства». Этот документ считается одними из первых значимых международно-правовых актов, касающийся ответственности.

          В 1946 году был вынесен Приговор международного военного  Нюрнбергского трибунала, который впоследствии получил признание в ООН. Так в Уставе ООН был создан прецедент привлечения государства, совершившего международное преступление, к международно-правовой ответственности.      В Уставе ООН был заложен принцип сотрудничества. Устав предписывал отказ от доминирующей на протяжении веков концепции господства силы и замену ее концепцией мирного разрешения споров.

         В 1949 году на первой же сессии Комиссия международного права начала заниматься рассмотрением вопросов, связанным с международной ответственностью. Тем самым было положено начало нового этапа в формировании норм об ответственности.

         В 1953 году Генеральная Ассамблея ООН поручила Комиссии международного права приступить к кодификации документов, регулирующих ответственность государств. На протяжении почти 48 лет комиссия работала над проектом статей об ответственности государств.         В 2001 году Международная комиссия ООН завершила обсуждение проекта статей. В основе обсуждения лежали два важных вопроса: серьезные нарушения обязательств перед международным сообществом в целом и урегулирование споров. Механизм урегулирования споров включил в себя такие традиционные средства, как переговоры, добрые услуги и посредничество, примирение. После замечаний и предложений ряда государств, Проект Статей «Об ответственности государств» был одобрен ГА ООН. В настоящее время этом документ является единственным актом об ответственности государств, положения которого являются кодифицированными и систематизированными. Сразу после вступления в силу документа об ответственности государств ГА ООН поручила Комиссии международного права заняться разработкой аналогичного документа для международных организаций.

         Несмотря на то, что ст. 57 текста Статей запрещает применение его положений к международным организациям, существует ряд общих норм, которые распространяют свое действие на всех субъектов МП.

         Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что институт международно-правовой ответственности начал формироваться в конце 19 века, что  главным толчком в его развитии стала деятельность таких международных организации, как Лига Наций и ООН и что этот институт нашел свое отражение только в одном источнике, положения которого подвергались систематизации на протяжении почти 48 лет, «Текст статей  об ответственности государств за международно-противоправные деяния 2001 года».   

          

        

Глава 2. Теоретические аспекты института международно-правовой ответственности

§ 1. Понятие и общая характеристика  института международно-правовой ответственности

Разные правовые школы по-разному понимают институт международно-правовой ответственности. Например, немецкая правовая школа в 18 веке считала, что ответственность связана с суверенитетом государства. При этом государство выступает единственный судьей своего суверенитета и поэтому обязанность возместить причиненный вред другому государству зависит только от воли государства. Однако, в действительности, эта теория была несправедливой, так как нарушение норм МП нельзя оправдывать ссылкой на суверенитет государств, поэтому эта теория не получила мирового признания и была вынуждена уступить место другими теориям.

В 1880 году Гефтер А.Г. занимался разработкой международного процессуального права, выделяя мирные процедуры разрешения споров, противопоставляя им право войны.

В 1909 году Казанский П.Е. рассматривал войну как вид международного процесса, но не исключал при этом мирное разрешение споров.

         Существует множество определений ответственности. Рассмотрим некоторые из них.

Международно-правовая ответственность – это совокупность правовых отношений, возникающих в современном МП в связи с правонарушением, совершенным государством либо другим субъектом МП или связи с ущербом, причиненным одним государством другому в результате неправомерных деяний. [1]

Международно-правовая ответственность – отрицательные юридические последствия, наступающие для субъектов МП в результате нарушения ими международного обязательства. [2]

         Международно-правовая ответственность включает в себя следующие признаки:

а)наступает за совершенные международные правонарушения;

б)направлена на обеспечение и поддержание международного правопорядка;

 в)связана с определением отрицательных последствий для правонарушителя;

г) реализуется в особой процедуре.

         В правовой литературе в целом преобладает понимание международной ответственности государства как правоотношение, возникающее в связи с совершением международного правонарушения.

         Некоторые ученые считают право международной ответственности отраслью права, которая тесно связана с такими отраслями, как гуманитарное право, право международной безопасности, право международных договоров. Лукашук И.И. считает Право международной ответственности – это отрасль международного права принципы и нормы, которой определяют для субъектов МП юридические последствия международно-противоправного деяния, а также причинения ущерба в результате деятельности, не запрещенной МП[3].

         Можно выделить два вида ответственности. Ответственность за противоправные деяния, то есть когда нарушается конкретная норма МП и ответственность за правомерное деяние, которое привело в причинению вреда.   

         Следовательно, всякое международно-противоправное деяние субъекта МП влечет за собой международно-правовую ответственность об этом сказано в статье 1:

«Каждое международно-противоправное деяние государства влечет за собой международную ответственность этого государства» [4], причем это деяние может включать одно или несколько действии или бездействий. Кроме того, субъект МП может нести ответственность не только за совершенное им противоправное деяние, но и за деяние другого субъекта МП, например,  в случае, если деяние было совершено под его руководством или контролем[5].

         Противоправное поведение субъектов может выражаться как в действии, так и бездействии. Например, в деле о проливе Корфу Международный суд ООН усмотрел достаточные основания для ответственности Албании, поскольку она знала или должна была знать о наличии мин в ее территориальных водах, но не уведомила об этом Великобританию[6]. В результате чего два английских миноносца получили повреждения.

          В настоящее время принцип ответственности субъекта за международные правонарушения является общепризнанным и носит императивный характер. Как полагает Лукашук И.И., этот принцип составляет основу самостоятельной отрасли – права международной ответственности[7]. По мнению профессора Бекяшева, эта отрасль международного публичного права находится пока на стадии формирования, так как «Проект статей ответственности государств за международно-противоправные деяния» не получил статуса международного договора. Нормы об ответственности других субъектов МП еще не кодифицированы.

         На основании вышеизложенного по мнению автора международно-правовую ответственность можно определить как реализацию в рамках международных охранительных правоотношений, порожденных международным правонарушением или нарушением чьего-либо права, обязательства государства-правонарушителя восстановить международный правопорядок и понести определенные ограничения материального и нематериального характера, связанные прямо или косвенно с принуждением, а также  права потерпевшего субъекта других публичных образовании применять эти ограничения с целью обеспечения соблюдения норм МП.

         С точки зрения последствии эти правоотношения могут выражаться в восстановлении нарушенного права, в возмещении материального вреда, в принятии каких-либо санкции и других мер коллективного или индивидуального характера к государству, нарушившему международные обязательства, а в случае наступления неблагоприятных последствии при правомерной деятельности  - в обязанности произвести соответствующую компенсацию.

§ 2. Основания ответственности в международном праве

Ответственность в МП наступает при наличии определенных оснований, закрепленных правом. Основаниями её наступления являются совершение международного правонарушения либо приучение ущерба в результате незапрещенной международно-правовой деятельности.       

Глава 3 Статей об ответственности государств посвящена нарушению международных обязательств.

«Наличие нарушения международного обязательства.

Нарушение государством международно-правового обязательства имеет место в том случае, когда деяние данного государства не соответствует тому, что требовало от него указанное обязательство, от  его происхождения или характера»[8].

         Кроме этого, обязательство может возникать на основании обычных или договорных норм, из решении международной организации, международного суда или одностороннего акта субъекта МП.

         Последствия правонарушении зависят от уровня общественной опасности и причиненного вреда, то есть чем серьезней правонарушение, тем тяжелее последствия.

         В теории МП выделяется два вида правонарушения на основании временного критерия: преступления, которые не носят длящийся характер[9], то есть нарушение МП имеет место в момент совершения противоправного деяния; и преступления длящиеся, которые постоянно находятся в процессе совершения, то есть не являются оконченными[10]. Примером длящегося преступления является, например, противоправная оккупация государства без получения на это санкции ООН.

         Для определения того, имело ли место преступление, необходимо учитывать наличие состава преступления, под которым понимается совокупность характеризующих его признаков. Состав включает в себя как объективные, так и субъективные признаки. Элементами состава правонарушения являются: деяние; субъект, объект, вред и причинно-следственная связь.

         Рассмотрим первый элемент состава правонарушения в МП. Правонарушения может быть совершено как активными действиями, так и пассивными, заключающимися в воздержании от должного поведения, то есть в виде бездействия. При этом основание того, чтобы этот элемент состава был учтен, является то, чтобы деяние (действие или бездействие) было противоправным, то есть было запрещено нормами МП под угрозой наказания. Этому вопросу посвящена следующая статья резолюции об ответственности:

Наличие нарушения международно-противоправного обязательства.

Нарушение государством международно-правового обязательства имеет место, когда деяние данного государства не соответствует тому, что требует от него данное обязательство, независимо от его происхождения или характера.[11]

         Второй элемент состава правонарушения – субъект. Субъектами, которые несут ответственность за совершенные международно-правовые правонарушения, могут выступать только субъекты международного публичного права, то есть, прежде всего, государства и международные организации. При этом следует отметить, что Статьи об ответственности государств не регулируют порядок привлечения к ответственности международные организации, а также государства за действия международных организациях[12].

         Третьим элементом состава выступает объект, то есть то благо, на которое осуществляется противоправное посягательство. Объектом в МП могут выступать как материальные, например, имущество, так и нематериальные блага, например, мир и безопасность, честь, достоинство, неприкосновенность дипломатических и консульских представительств.

         Вред является следующим необходимым признаком состава. Вред- ущерб причиненный законным интересам потерпевших от правонарушения государств, который является весовым основанием наложения санкции. Ущерб бывает двух видов: материальный ущерб, который заключается в имущественных потерях, включая упущенную выгоду; и нематериальный ущерб, например, ограничении государственно суверенитета или падение престижа государства. При этом материальный ущерб делится на положительный ущерб, то есть вред, причиненный имуществу, и упущенную выгоду, то есть вред, причиненный вследствие невозможности извлечения дохода.

         Последним элементом состава является причинно-следственная связь между совещенным противоправным деянием и теми неблагоприятными последствиями, которые понесла потерпевшая сторона. Согласно п. 2 статьи 31 «Статей об ответственности государств» обязанность предоставить полное возмещение возникает лишь в случае вреда, «причиненного международно-противоправным деянием». Это значит, что подлежит возмещению лишь вред, являвшийся результатом противоправного деяния и относящийся к нему, а не иные другие последствия, связанные с противоправным деянием. Иногда причинно-следственную связь трудно определить, что обуславливается наличием различных факторов. Например, вред двум английским кораблям в проливе Корфу был причинен не только из-за того, что  Албания не уведомила о наличии подводным мин, но также вследствие того, что они были там раннее установлены третьим государством, следовательно, к ответственности привлекается не только Албания, но и третье государство, установившее подводные мины.[13]

         Подытоживая вышесказанное, отметим, что основанием привлечения к международно-правой ответственности является нарушение обязательств, закрепленных нормами МП, и наличие  состав правонарушения, который включает в себя деяние, субъект, объект, вред и причинно-следственная связь между совершенным общественно-опасным противоправным деянием и неблагоприятными последствиями. 

§ 3. Виды и формы международно-правовой ответственности

 

Международно-правовая ответственность выражается в определенных видах и формах. Говоря об ответственности стоит отметить, что международно-правовая ответственность отличается от ответственности национальной. В национальном праве не выделяется   политической ответственности, кроме того, отсутствуют таких форм ответственности, как сатисфакция, репарация и т.д.

В  международно-правовой   литературе   различно   трактуются   формы международной  ответственности  и  соответствующая  терминология.  Так,  профессор Броунли  подчеркнул,  что  "терминология,  связанная  с   данным   вопросом, находится  в  хаотическом  состоянии  –  факт,  который  частично   отражает различия во взглядах по существу  вопроса"[14]. Однако  при  обобщении  мнений обнаруживается,  что  большинство  авторов  традиционно  относят  к   формам  нематериальной  ответственности  ресторации,  сатисфакции  и  санкции,  а  к формам материальной ответственности – реституции, субституции  и  репарации;

По характеру международная ответственность бывает двух видов:

-Материальная ответственность. Наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с применением материального ущерба. Она может быть выражена в форме репарации, реституции и субституции

-Нематериальная ответственность. Как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью. Наиболее распространенной формой политической ответственности являются реторсии, репрессалии, сатисфакция, ресторация, приостановление членства или исключение из международной организации, подавление агрессора силой, которые реализуются посредством применения санкции

          В теории МП нематериальная ответственность бывает трех видов: моральная, политическая, морально-политическая. Существует такая точка зрения, что моральной ответственности не бывает, а нематериальная ответственность представлена только политической ответственность, так как термин «моральный» подразумевает под собой неправовое основание, а ответственность в МП может наступает только на основании права, а не морали.

 Этому вопросу посвящена статья 31 «Статей об ответственности государств»:

« Статья 31. Возмещение.

1. Несущее ответственность государство обязано предоставить полное возмещение за вред, причиненный международно-противоправным деянием. 2. Вред включает любой ущерб как материальный, так и моральный, причиненный международно-противоправным деянием государства».

Деление ответственности на материальную и нематериальную в принципе условно, но необходимо для практического осуществления. 

Формам возмещения посвящена следующая статья:

«Статья 34. Формы возмещения.

Полное возмещение за вред, причиненный международно-противоправным деянием, осуществляется в форме реституции, компенсации, либо отдельно либо в сочетании, в соответствии с положениями настоящей главы».

Поддерживая точку зрения тех ученых, которые относят санкцию к форме нематериальной ответственности, перейдем к рассмотрению форм нематериальной ответственности.

Санкция - мера принуждения, которая применяется к государству, нарушившему международные обязательства. Эта форма ответственности может быть применена как государствами, так и международными организациями. Объем и вид санкции зависит от степени общественной опасности и объёма причиненного вреда.

 Например, к государству-агрессору могут быть применены следующие меры:

-временное ограничение суверенитета;

-отторжение части территории;                               

-послевоенная оккупация;

-полная или частичная демилитаризация всей или части территории;

-запрет иметь то или иное вооружение

-экономическая блокада;

-приостановление экономических, дипломатических, транспортных и иных  отношений;

Санкции за посягательство на международный мир и безопасность предусмотрены статьями 39, 41 и 42 Устава ООН, а также уставами некоторых региональных политических организации. Почти все виды вышеперечисленных санкции были применены к Германии, Италии и Японии после окончания Второй мировой войны. В 1945 года союзные державы взяли на себя функции верховной власти, осуществляли разоружение и демилитаризацию Германии, ликвидировали нацистские организации. При этом следует отметить, что санкция как форма ответственности может быть применена за наиболее тяжкие международно-правовые преступления. Например, в 90-х года 20 века были введены санкции в отношении Ирака после разгрома его вооруженных сил: Ирак был обязан отвести свои войска с территории Кувейта; ему запрещалось иметь ракетное или химическое оружие[15].

         Реторсия – принудительные действия одного государства в отношении другого. Цель этой формы ответственности состоит в восстановлении нарушенного права. Виды реторсий:

-отзыв посла из государства; 

-выдворение из страны такого же числе дипломатов, которое было выдворено ранее из другой страны;

-запрещение въезда в страну;

Например, в 1995 году Литва отозвала своего посла из Латвии в знак протеста против соглашения о разведке нефтяных месторождений, подписанного Латвией с рядом западных компаний. Однако, по мнению Литвы, территория, на которой будет производиться разведка, является спорной и намеченные работы могут нанести ущерб суверенитету и интересам этого государства.[16]

         Репрессалии – это принудительные действия одного государства в отношении другого. Репрессалии применяются в ответ на неправоверные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права. При этом восстановление должно быть равным тому объему вреда, который был причинен. Виды репрессалий:

-разрыв дипломатических отношений;

-запрет на вывоз товаров и услуг с территории государства-нарушителя;

Например, в 1994 году президент США подписал билль «Об ужесточении санкции против Кубы» в ответ на атаку кубинскими военными истребителями гражданских самолетов эмиграционной организации, в результате которой погибли 4 летчика. Кроме этого, были приостановленные чартерные авиарейсы между США  и Кубой, введены новые барьеры для кубинских дипломатов, отказ иметь дело с иностранными компаниями, занимающимися бизнесом на Кубе.[17] При этом репрессалии должны быть прекращены в случае получения удовлетворения от противоположной стороны. В настоящее время МП запрещает применять вооруженные репрессалии в качестве средства разрешения споров, но, тем не менее, это не исключает на основании статьи 51 Устава ООН на самооборону от агрессии.

         Сатисфакция -   предоставление государством, нарушившим международные обязательства, удовлетворения государству, за ущерб который был причинен его чести и достоинству. Виды сатисфакций:

-официальное принесение извинений;

- выражение сожаления или сочувствия;

- заверение в том, что подобные неправомерные действия не будут иметь место в будущем;

Например, в октябре 1994 года на восточном вокзале Варшавы российские граждане подверглись ограблению рэкетирами, а полиция в ответ на жалобы избила ограбленных и травила их газом. Во время визита в Москву министр внутренних дел Польши принес официальное извинение.[18]

Но сатисфакция может иметь место только в том случае, если реституцией или компенсацией невозможно обеспечить полного возмещения.

Сатисфакция является средством возмещения вреда, не подающегося финансовой оценке. Сатисфакция не должна носить карательный характер и предусматривать штрафные санкции, причем формы сатисфакции не должны принимать унизительный характер.

         Ресторация – восстановление первоначального состояниями какого-либо материального объекта. Например, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по его вине.

         Особые формы ответственности – приостановление прав и привилегий в международной организации, лишение права голоса, права представительства вплоть до исключения из международной организации. Например, за агрессию против Финляндии вопреки существовавшему международному договору между СССР и Финляндией «О ненападении» от 21 января 1932 года СССР был исключен из Лиги Наций в 1940 году.

         К материальному виду ответственности относятся следующие формы:

Репарация – это возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами или услугами. Сумма репарации как правило значительно меньше объема ущерба, причиненного войной. Например, по решению Крымской конференции 1945 года репарация с Германии составила всего 20 млрд. долларов, что даже несопоставимо с нанесенном Советскому Союзу ущербу в целом. По решению Международного суда ООН правительство США в 1996 году выплатило Ирану компенсацию в размере 131 млн. долларов за сбитый американскими войсками пассажирский самолет.[19]

         Реституция – восстановление положения, которое существовало до противоправного деяния. Одной из форм реституции является возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника. Объектом реституции может быть также неправомерно изъятое имущество в мирное время  или же отмена какого-либо правового акта. В судебной практике распространен термин «юридическая реституция». Этот вид реституции предполагает изменение юридической ситуации. Такие случаи включают в себя:

- отзыв, отмену или изменение законодательного положения, принятого при нарушении норм МП;

- пересмотр судебной неправомерной меры, принятой в отношении какого-либо лица или имущества;

В некоторых случаях может применяться как материальная, так и юридическая реституция. Например, постоянная палата Третейского суда ООН в 1993 году постановила, что Чехословакия обязана Венгерскому университету требуемое им недвижимое имущество без какой либо переуступки, принудительного управления  и в том состоянии, в котором оно было до принятия данных мер.

         Субституция – разновидность реституции, она представляет собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества.

         Компенсация как форма материальной ответственности назначается  за ущерб причиненный государством, так как такой ущерб не возмещается реституцией. Такой ущерб включает в себя любой исчисляемый в финансовом отношении ущерб, включая упущенную выгоду. Это наиболее распространенный вид санкции. Компенсация, как правило, предполагает денежную выплату. Например, в деле о судне «Сайга» Сент-Винсент и Гренадины потребовали компенсацию от Гвинея после противоправного ареста и задержания зарегистрированного на Сент-Винсенте и Гренадинах судна «Сайга» и его команды. Международный трибунал ООН по морскому праву присудил компенсацию в размере 2 123 357 долларов США  с учетом процентов[20].

Резюмируя изложенное, следует отметить, что существует два вида ответственности: материальная и нематериальная. К материальной ответственности относятся репарация, реституция, субституция и компенсация. К нематериальной ответственности относятся санкция, реторсия, репрессалия, сатисфакция, ресторация и такие особые формы ответственности, как приостановление прав и привилегий в международной организации, лишение права голоса, права представительства вплоть до исключения из международной организации.

        

Заключение

Институт международно-правовой правовой ответственности начал формироваться еще до нашей эры, когда появились первые государства, которые заключали различные договоры и соглашения, закрепляя права и обязанности, невыполнение которых приводило к наложению санкции на правонарушителя. Но, тем не менее, единого механизма поддержания порядка и восстановления нарушенного права не было. Такой механизм начинает формироваться в 20 веке, когда государства начали задуматься о необходимости создания специальных органов и соответствующей нормативно-правовой  базы, устанавливающей ответственность для субъектов МП. Когда сформировался институт ответственности в МП сказать однозначно нельзя. По мнению автора, наиболее существенные шаги к его формированию начались после окончания Первой мировой войны и создания Лиги Наций. Но говорить о том, что до Лиги Наций не было никаких документов, устанавливающих ответственность, тоже нельзя. Таких документов было множество, но они заключались, как правило, между двумя или несколькими государствами, поэтому их действие не могло распространяться на все мировое сообщество. Вероятно, можно было бы говорить об окончательном формировании этого института в 1924 году, когда Лига Наций приняла протокол «О мирном разрешении споров», но этот документ так и не вступил в силу. Поэтому Вторая мировая война с юридической точки зрения была неизбежна и  неминуема, так как не было сдерживающей нормативной базы и силы международной организации. Лишь в 1945 году после создания ООН и принятия Устава ООН, закрепляющего принцип мирного разрешения споров, можно говорить от завершении формирования института ответственности. С момента создания ООН началась активная нормотворческая и кодификационная деятельность, которая привела к тому, что в 2001 году был принят «Акт статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния», кроме того, началась кодификация норм от ответственности международных организации. 

Проблемы международно-правовой ответственности специфичны, многогранны и довольно сложны. Развитие и кодификация норм и принципов ответственности в международном праве требуют анализа и согласованности многих вопросов, каждый из которых должен быть рассмотрен и учтен с тем, чтобы правильно отразить те изменения, которые произошли до настоящего времени в области международного права.     

В задачу международного права входит не только установление правил поведения государств в той или иной области их международной деятельности, но и выработка норм и принципов, гарантирующих соблюдение этих правил. На практике одним из важнейших международно-правовых инструментов является принцип международной ответственности государств и других субъектов международного права за нарушение их международных обязательств, а также за вредные последствия при правомерной деятельности в отдельных сферах

межгосударственного сотрудничества.

            Развитие международного права представляет собой взаимосвязанный

процесс установления и усовершенствования как правил поведения государств, так и норм и принципов, обеспечивающих их соблюдение, в том числе и правил международной ответственности. Однако в данный момент в разработке норм и принципов международной ответственности в международном праве существует пробел. Несмотря на возрастающую необходимость нормы и принципы международно-правовой ответственности международных организации  так и не кодифицированы,  хотя работа над этим ведется Комиссией международного права ООН.

 

            Таким образом, задачей современного международного права является заполнение данного пробела в праве. Кодификация и развитие норм и принципов международно-правовой ответственности может послужить важным условием в дальнейшем развитии международного права в целом, поскольку от правильного решения вопросов кодификации норм и принципов международно-правовой ответственности зависит, какое влияние эти нормы и принципы будут оказывать на мировое сообщество.

        

Список использованной литературы:

 

Нормативно-правовые акты:

- Устав ООН 1945 год/ www.un.org/russian/document/basicdoc/charter.htm/

-Резолюция ГА ОН 56/83 «Ответственность государств за международно-противоправные деяния»/       

 www.daccessdds.un.org/doc/UNDOC/GEN/N01/477/99/PDF/N0147799.pdf?OpenElement  /   

Научная и учебная литература, научные статьи и периодическая печать:

-Броунли Я. Международное право. М., 1977.

-Лукашук И.И.  Право международной ответственности, М., 2004.

-Бекяшев К.А. Международное право М., 2005.

-Колосов Ю.М.  Международное право, М., 2000.

-Ежедневник Комиссии международного права, 1984, том 2, часть 2.

-Ушаков Н.А. Основания международной ответственности государств. М., Международные отношения, 1983.

Официальные сайты в сети Интернет:

 

- www.un.org

- www.daccessdds.un.org

 

 

 

 

 

 

[1] Колосов Ю.М.  Международное право, М., 2000., С. 290

[2] Ежедневник Комиссии международного права, М., 1984, том 2, часть 2, С. 120

[3]  Лукашук И.И., Право международной ответственности, М., 2004. С. 19

[4]   Резолюция ГА ООН 56/83 Ответственность государств за международно-противоправные деяния стаять 1

[5]Указанный документ  статьи 16,17,18,19

[6] Бекяшев К.А. Международное право, М., 2005, С. 192

[7] Лукашук И.И. Право международной ответственности , М., 2004, С. 65

[8] Резолюция ГА ООН 56/83 Ответственность государств за международно-противоправные деяния статья 12

[9] Указанный документ  п. 1 статья 14

[10] Указанный документ п. 2 статья 14

[11] Указанный документ статья 12

[12] Указанный документ статья 57

[13] Бекяшев К.А.  Международное публичное право, М., 2005 С. 196

[14] Броунли Я. Международное право, М., 1977 С. 144

[15] Бекяшев К.А.  Международное публичное право, М., 2005 С. 195

 [16] Указанное сочинение С. 196

[17] Указанное сочинение С. 197

[18] Указанное сочинение С. 198

[19] Указанное сочинение С. 198

[20] Указанное сочинение С. 199

diplomba.ru