Органы - это что такое? Какие бывают органы и в чем их различие? Виды органов


Виды органов государства

Органы государства классифицируются по различным основаниям

По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные.

Первичные органыгосударства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы).

Производные органысоздаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т. д.

По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные.Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления).

Высшие органыгосударства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства.

Местные органыгосударства функционируют в административно-территориальных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции.

Органы общей компетенцииправомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства.

Органы специальной (отраслевой) компетенцииспециализируются на выполнении какой-то, одной функции, одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).

Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные. На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.

По принципу разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные органы.

Законодательные органы. Право издания законов принадлежит обычно высшим представительным органам. Обозначаются они общим родовым термином "парламент". В Англии, Канаде, Индии и других странах термин "парламент" - собственное имя законодательного органа, в остальных странах он называется иначе.

Глава государства.Разделенная на три ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник - народ, она выражает единые коренные интересы населения страны. Поэтому самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по общему правилу, является единоличным: в конституционных монархиях - монарх, в республиках - президент.

Исполнительные органы. Исполнительная власть принадлежит правительству, которое непосредственно управляет страной. Правительство обычно состоит из главы правительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т.д.), его заместителей и членов правительства, которые возглавляют отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты) и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями.

В унитарном государстве образуетсяодно правительство.В федеративном государствесуществуютправительство общефедеральноеиправительства членов федерации.

Правительства бывают однопартийные и коалиционные. В первом случае в них входят представители одной партии, во втором - двух или нескольких.

Органы правосудияобразуют довольно сложную систему, состоящую из гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.

В механизм государства входят силовые ведомства, составляющие основу властной силы государства,- вооруженные силы, органы безопасности, полиция (милиция). Основное назначение последней - охрана общественного порядка и обеспечение внутренней безопасности. Полиция специализируется в соответствии с разнообразными сторонами ее деятельности. Политическая полиция обеспечивает внутреннюю безопасность, ведет борьбу с политическими противниками своего государства. Уголовная полиция поддерживает общественный порядок. Она подразделяется на транспортную, пограничную, таможенную, санитарную, лесную и т. д.

Особо выделяются в механизме государства местные органы власти. Такие органы или должностные лица (губернаторы, префекты, комиссары и т. д.) назначаются обычно правительством для управления теми или иными регионами (Финляндия, Люксембург). Нередко, наряду с назначенными должностными лицами, на региональном уровне функционируют избранные населением региона местные представительные органы. Есть государства (Великобритания, Япония), где все функции местного самоуправления выполняет местная администрация, избираемая населением.

studfiles.net

Виды органов государства.

Количество просмотров публикации Виды органов государства. - 1435

Органы государства классифицируются по различным основаниям.

По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Οʜᴎ либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателœей (представительные органы). К первичным органам можно отнести Президента РФ, Государственную Думу РФ, Законодательное Собрание Красноярского края. Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д. К производным органам можно отнести, к примеру, Правительство РФ.

По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. К примеру, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всœех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то, одной функции, одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).

По форме реализации государственной деятельности органы государства делятся на законодательные (Федеральное Собрание РФ), исполнительно-распорядительные (Правительство РФ), судебные (Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ), контрольно-надзорные (Генеральная прокуратура РФ, Счетная палата РФ).

По порядку осуществления компетенции (способу решения вопросов) органы государства бывают коллегиальные Правительство, Центральная избирательная комиссия) единоначальными (Президент, Уполномоченный по правам человека).

По действию в пространстве государственные органы подразделяются на федеральные органы и органы субъектов федерации. При этом суды, прокуратура, вооруженные силы всœегда относятся к федеральным органам.

По длительности действия государственные органы делятся на постоянные и временные. Абсолютное большинство государственных органов действуют на постоянной основе. Вместе с тем бывают органы, создание и деятельность которых носит временный характер, они связаны с решением неотложных задач, вызванных определœенными временными обстоятельствами (к примеру, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).

В соответствии с принципом разделœения властей выделяют законодательные, исполнительные и судебные органы.

В литературе можно встретить и иные классификации государственных органов.

referatwork.ru

это что такое? Какие бывают органы и в чем их различие?

Что такое органы? На этот вопрос может последовать сразу несколько разных ответов. Узнайте, какое определение данного слова, в каких сферах его используют.

Органы – это... Определение

Термин неоднозначный и используется в нескольких сферах. С точки зрения права органы – это организации, учреждения, выполняющие определенные обязанности и задачи в общественной жизни. Чаще всего термин встречается в биологии, обозначая часть тела живого организма - животного, растения, гриба или человека, которые выполняют определенные функции.

органы это

Если разобраться, то все определения, хоть и касаются разных областей жизни, имеют схожие черты. Они близки с третьим значением, где органы - это орудия, инструменты, средства. И в биологическом, и в правовом аспекте орган является частью системы, звеном, которое имеет свои функции и задачи. То есть, он является ее средством в достижении результата.

В системе человеческого тела орган означает неживой предмет, поддерживающий нашу жизнедеятельность. В государственной системе он обозначает организацию, состоящую из нескольких людей, занимающихся вопросами жизни общества. Чем можно заменить слово орган? Синоним "инструмент", пожалуй, подходит лучше всего.

Органы управления

Структура, которая управляет какой-либо сферой, называется органом управления. Это может относится к государству, обществу, коммерческому предприятию. В большинстве случаев органы подразделяются на главные и второстепенные. В коммерции главным управленческим органом может быть, например, совет директоров, если речь идет об акционерном обществе.

В государстве органы власти представлены различными учреждениями и организациями, которые могут быть конкретными (Министерство внутренних дел, Президент РФ и др.) или обобщенными, например Федеральная служба и т. д. Все они подразделяются на высшие, низшие, местные, региональные, федеральные и центральные, различаясь по степени своего влияния.

что такое органы

Государственный аппарат в различных странах отличается по своей структуре. Он зависит от формы правления (монархия, республика и т. д.), режима (демократия, диктатура и т. д.), политико-территориального деления страны (автономия, унитаризм и т. д.). Общей чертой для всех является наличие органов управления и принуждения.

В связи с этим высшие органы – это исполнительная (президент, монарх), судебная (верховные, средние, низшие суды), законодательная (парламент, дума, шура) власти. В странах тоталитарного социализма они подразделяются на суды, прокуратуру, органы управления и органы государственной власти.

Общие системы органов

Царство Животные включает огромное разнообразие видов, в том числе и человека. Их органы различаются в зависимости от группы, к которой они принадлежат, однако есть и общие черты. Основные системы органов, которые присутствуют у представителей царства животных:

  • Опорно-двигательная.
  • Пищеварительная.
  • Выделительная.
  • Половая.
  • Нервная.
  • Дыхательная.
  • Покровная.
  • Имунная.

Сложность строения тела увеличивается от низших живых существ к высшим. Например, примитивные в своей структуре плоские черви не имеют рук, ног, лап, органов дыхания, сосудов, в отличие от млекопитающих.

Несмотря на это, даже у наиболее примитивных организмов обычно есть выделительная, пищеварительная, мышечная, половая системы, необходимые им для основных задач: питания, перемещения, размножения.

С продвижением по иерархической лестнице количество систем и их органов, функций увеличивается. Так, например, опорно-двигательный аппарат червей представлен несколькими мышцами, когда у млекопитающих он превратился в сложную систему со скелетом, мышцами и сухожилиями. У птиц он дополняется крыльями, у рыб – плавниками.

 орган синоним

Общими у многих животных являются органы чувств, они представлены механизмами зрения, обоняния, слуха, вкуса, равновесия. Они помогают ориентироваться в пространстве, предостерегаться от опасности, общаться, распознавать пищу и другие объекты.

Особенные органы животных

Способ жизни и среда обитания живых организмов отражается на их внешнем и внутреннем строении. У некоторых сформировались специфические органы, отличающие их от представителей других групп животных.

В небольших впадинах на голове змей находятся рецепторы, которые отвечают за распознавание тепла. Благодаря им, пресмыкающиеся могут с легкостью находить теплокровную добычу даже в полной темноте. Ползучий образ жизни также развил у них способность чувствовать вибрации гораздо тоньше, чем другие животные.

органы власти

Особенными органами можно считать железы, которыми плетут паутину. Подобное средство есть только у паукообразных и губоногих многоножек. При помощи паутины животные строят норы, ловят пищу, мастерят коконы для яиц.

Рыбы обладают целым рядом специфических органов. Для дыхания многие из них используют жабры, для плавания плавники. У костных рыб есть плавательный пузырь, позволяющий находится на необходимой глубине, при этом не опускаясь на дно и не всплывая.

Органы человека

Человек в животной иерархии относится к классу Млекопитающих и отряду Приматов. Системы его органов такие же, как у всех позвоночных животных. А функции и строение тела во многом сходятся с млекопитающими. Наиболее близкими современному виду людей – Человеку разумному - являются Африканские шимпанзе и гориллы. С ними у нас не совпадает меньше 10% генов.

органы человека

Все же по организационной структуре человек отличается и от обезьян. Например, один из главных наших органов – позвоночник, имеет изогнутую форму в виде буквы S, обладая прогибами в шее и пояснице. Тазовая кость более расширена, чем у наших «ближайших родственников», а руки и ноги более вытянутые.

Большой палец на руке человека полностью противопоставлен другим, а вот на ногах этот признак исчез. У обезьян он присутствует до сих пор. В результате прямохождения, в нашем теле отличается расположение некоторых мышц и сухожилий. Мозг значительно превосходит по размерам тот же орган у шимпанзе. А вот волос (это тоже органы) у нас стало меньше.

Заключение

Органы представляют часть слаженной структуры или системы. Каждый из них выполняет определенные задачи и функции. Термин используется в нескольких значениях. Может обозначать как орган управления в коммерческой, общественной или государственной системой, так и часть тела живого организма.

fb.ru

Понятие и виды государственных органов

Во все времена государственная власть осуществлялась разными способами и методами. В тот или иной промежуток времени использовались своеобразные интерпретации властного веления. Наиболее распространенной в древние и Средние века была форма насилия. Но она «живет» лишь в руках сильного и независимого лидера, со смертью которого исчезает режим. После насилия использовалась религия. Она господствовала достаточно долго. Однако во времена Просвещения люди осознали, что слепая вера ничем не лучше насилия. Последней формой реализации государственной власти стало право. Она используется во многих государствах по сей день. Но её фактическое действие может осуществляться лишь посредством специальных государственных структур, действующих на общеправовых принципах и использующих свои методы регулирования. Такие системы на сегодняшний день можно найти в любой стране. Они называются органами государственной власти. Казалось бы, эти общеизвестные структуры являются всего лишь банальными исполнителями требований правового поля. Однако их сфера распространяется далеко за пределами исключительного «исполнения». Таким образом, в статье далее пойдет речь об основных органах государственной власти, их видах и особенностях, которыми наделены эти структуры в Российской Федерации.виды государственных органов

Государственная власть

Понятие и виды государственных органов полностью зависят от особенностей власти в той или иной стране. Если говорить конкретно о России сугубо научным языком, то на территории этой державы координация общества реализуется посредством большого количества императивных норм. Конечно, данный фактор во многом зависит от сферы правового регулирования. Но если не вдаваться в глубину юридических аспектов, государственная власть в РФ – это особый, уникальный или же неповторимый способ руководства обществом и его отдельными частями. Как мы понимаем, управление социальной структурой не может производиться верхушкой власти непосредственно. Для этого нужны специальные виды государственных органов, каждый из которых наделен тем или иным перечнем характерных задач. Помимо этого, существуют иные особенности власти.

Признаки власти в государстве

Существует ряд признаков, которыми обуславливается власть в любом государстве, и в частности в РФ. Исходя из этого, можно выделить следующие ключевые положения представленной выше категории, а именно:

- Государственная власть всегда суверенна.

- Она реализуется посредством системы специальных органов.

- Осуществляется постоянно.

- Влияние государственной власти распространено абсолютно на всех граждан.

- Государственная власть имеет нормативное проявление в виде официально изданных актов.

- Для реализации интереса большинства государственная власть в некоторых случаях применяет метод принуждения.

В данном случае ключевой особенностью является принцип осуществления власти посредством аппарата отдельных органов. Они, в свою очередь, также имеют понятие, структуру и особенности, о которых пойдет речь далее в статье.

Понятие властного органа страны

Все основные виды государственных органов исходят из теоретического начала власти в стране. Ранее уже указывалось, что подобного рода организации являются одним из признаков существования государственной воли. Поэтому их необходимо рассматривать с позиции исходящей от власти категории. Таким образом, государственные органы – это специфические организации, целью которых является управление государством на разных уровнях. Они, как правило, имеют объект, на который направлена их деятельность, а также субъектный состав лиц, реализующих функции данных структур.

Разное понимание органов власти

Виды государственных органов можно рассматривать на основе разных классификационных особенностей. Как показывает практика, в каждой стране выделяются совершенно разные официальные структуры. Однако в соответствии с ключевыми нормативными актами, а именно Конституциями, любые органы, вне зависимости от своей территориальной или функциональной принадлежности, отвечают главным образом за повышенный уровень контроля над гражданами государства. Что касается несоответствия понимания принадлежности тех или иных структур, то наиболее ярким примером является прокуратура. Вот уже много лет ученые спорят по поводу того, является ли она органом государственной власти, или нет.виды органов государственной власти Одни теоретики придерживаются данного мнения, другие нет. В Российской Федерации прокуратура – это надзорная структура, не принадлежащая ни к одной ветви власти.

Государственный аппарат в РФ

Система и виды государственных органов, как правило, представляют собой единую иерархичную структуру. То есть реализация задач страны происходит посредством центрального аппарата. Последняя категория представляет собой систему органов власти. Следует отметить, что она имеет свою структуру, особенности и специфику работы. Поэтому система органов государственной власти – это фактическая совокупность органов, существование которых обусловлено основными функциями и государственными традициями. Понятие указывает, что эта категория производит свою деятельность комплексно. Поэтому виды государственных органов РФ всегда делятся между собой совершенно по разным критериям. Потому что не существует в России совершенно идентичных по своей сути организаций. «Тавтология» в этой сфере общественной жизнедеятельности может губительно сказаться на всем государстве в целом.

Классификационные особенности органов власти

Виды органов государственной власти классифицируются посредством разных признаков. В данном случае не следует путать эту градацию с системой государственных органов, которую составляют всего лишь 3 основных элемента. Классификационная работа производится несколько иначе. Как правило, виды органов государственной власти выделяются на основе различных критериев, а именно:

1.По иерархической ступени во власти в целом (высшие, низшие и центральные).

2. По способу фактического формирования действующего состава (выборные, избираемые, назначаемые).

3. По нормативной деятельности органов (учреждённые положениями уставов, подзаконных актов, законов, Конституции РФ).

4. По составу кадров (единоличные, коллективные).

5. По способу изъявления воли (коллегиальные, единоначальные).

Все представленные виды органов государственного управления очень часто признаются учеными дополнительными. Это значит, что основная классификация производится на основе иных критериев.понятие и виды государственных органов

Органы на основе территориального деления

Очень часто выделяют виды органов государственного управления на основе их роли в территориальных масштабах Российской Федерации. В данном случае следует упомянуть о федеративности представленного государства. На основе этого выделяют следующие виды государственных органов Российской Федерации, а именно:

  • Структуры федерального характера. Как правило, те или иные виды федеральных государственных органов выделяют на основе значимости принимаемых ими решений. Если говорить конкретно про общенациональные структуры, то их нормативные требования обязательны для исполнения на всей территории РФ.
  • Система органов власти субъектов федерации также является достаточно важным звеном в процессе реализации функций государства, однако их влияние распространяется лишь на территории отдельных единиц.

Помимо этого, существует также общепринятая система классификации государственных органов, действующая практически во всем мире. Её появление обусловлено принципом разделения властей, придуманным Джоном Локком и Луи Де Монтескье в эпоху Просвещения.

Система и виды государственных органов на основе разделения власти

Невзирая на тот факт, что все ведомства выполняют разнообразные функции, которые обуславливают их роль в структуре аппарата страны, они в большей части входят в единый трехэлементный механизм. Он был разработан достаточно давно, как уже было указано в статье. Чаще всего эта категория называется принципом разделения власти. Согласно ему, все государственные органы разделены между тремя основными направлениями: законодательным, исполнительным и судебным. В соответствии с этим можно выделить ряд одноименных структур, которые выполняют конкретные функции.виды органов государственного управления

Органы законодательной власти

Как и во всех современных государствах, в Российской Федерации предусмотрен один ключевой орган законодательной власти. Именно он наделен исключительными полномочиями издавать нормативные акты высшей юридической силы после Конституции РФ – федеральные законы. Это наиболее легитимный вид юридического правотворчества. С его помощью осуществляется непосредственное регулирование той или иной сферы общественной жизнедеятельности. На сегодняшний день таковым органом в Российской Федерации является Федеральное Собрание или же Парламент. В России данная организация состоит из двух палат, а именно: Государственной думы и Совета Федерации. Следует заметить, что территориальные единицы федерации также имеют свои законодательные органы. Но их спектр полномочий намного меньше, чем у общенационального органа. Как правило, законодательные органы субъектов федерации могут издавать нормативные акты с целью регулирования сугубо территориальных вопросов. Помимо этого, продукты их правотворчества не должны противоречить действующему федеральному законодательству.виды исполнительных органов государственной власти

Власть исполнительного характера

Различные виды исполнительных органов государственной власти отвечают за фактическую реализацию законодательства. Систему подобных ведомств возглавляет правительство Российской Федерации. В составе этого органа входят министерства. В процессе реализации ими своих функциональных задач производится контроль и фактическое исполнение законодательства и отдельных правовых норм. Правительство России также реализует политику в конкретных сферах деятельности. Например, Министерство Внутренних Дел РФ отвечает за исполнение правоохранительной политики на территории государства.

Существуют определенные виды исполнительных органов государственной власти, структура которых определяется главой страны, то есть, непосредственно Президентом. К числу таковых относятся различного рода службы и агентства.система и виды государственных органов

Судебная власть

Наиболее независимой во многих государствах, в том числе в РФ, является судебная ветвь власти. На неё возлагается важная задача по осуществлению правосудия в государстве и решению тех или иных споров. Судебная система построена на принципе независимости. То есть она не регулируется никакими иными видами органов власти. Это позволяет производить правосудие объективно и качественно. Судебные органы государственной власти включают в себя массу различных ведомств. К их числу относится Конституционный суд, Верховный суд, верховные суды республик, окружные, областные суды и т.д.

Нужно отметить тот факт, что судебная власть в некотором роде отвечает за качество государственного законодательства. Ведь органы именно этой ветви осуществляют контроль за соответствием федеральных законов Конституции, а также общим принципам права.виды федеральных государственных органов

Принципы построения системы органов власти

Представленная выше трехэлементная система органов контроля и координации общества строится на основе принципов. Эти исходные положения фактически обуславливают действенность государственных органов власти. К их числу относятся принципы демократизма, разделения властей, о котором уже было сказано ранее, и единства системы. Последняя категория говорит о том, что все без исключения органы взаимосвязаны между собой и подконтрольны друг другу, за исключения судебного блока.

Заключение

В статье мы проанализировали понятие и виды государственных органов, а также ознакомились с их структурой. Следует отметить, что существующая в РФ система координации и регулирования общества и отношений в нем показала себя достаточно эффективной. Поэтому необходимо повсеместно заниматься её модернизацией, дабы власть в государстве действовала еще более качественно.

fb.ru

Классификации и виды органов государства

Ключевые слова: классификации, виды, орган, государства

Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следедующих критериев.

По порядку образования органы государства классифицируются на органы, избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации), и органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.).

По форме реализации государственной деятельности - на законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы.

Законодательные органы (Федеральное Собрание РФ, Саратовская областная дума, Пензенское представительное собрание и т.д.) призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества (здесь важно иметь в виду, что понятие "представительные органы" и "законодательные органы" не совпадают по объему.

Соотношение между ними такое - всякий законодательный орган является одновременно представительным, но не всякий представительный орган может выступать в качестве законодательного; например, созванное конституционное совещание может быть признано представительным органом, но не законодательным).

Исполнительно-распорядительные органы (Правительство РФ, министерства, гос. комитеты, администрации краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов.

Судебные органы (конституционные, обычные, военные, арбитражные суды) призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина.

Контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы промышленного надзора, органы надзора по ядерной и радиационной безопасности) призваны следить за соблюдением законности и технологической дисциплины.

По принципу разделения властей - на законодательные, исполнительные и судебные.

По иерархии - на федеральные, региональные и местные.

По характеру подчиненности - на органы исключительно "вертикального" подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы "двойного", или "вертикально-горизонтального", подчинения (милиция, государственные банки и т.д.).

По срокам полномочий - на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (прокуратура, милиция, суд), и временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения).

По порядку осуществления компетенции - на коллегиальные и единоначальные.

По правовым формам деятельности - на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные.

По характеру компетенции - на органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство), и органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).

Таким образом, существует большое количество классификаций государственных органов, каждая из которых позволяет познать определенную группу подобных органов. ... читать далее ...

newinspire.ru

§ 4. Виды органов государства

84

Органы государства классифицируются по различным основаниям (см. схему на с. 163).

По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т. д.

По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Местные органы государства функционируют в административно-территориальных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то, одной функции, одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).

Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные. На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым со

здаются законодательные, исполнительные и судебные органы.

Законодательные органы. Право издания законов принадлежит обычно высшим представительным органам. Обозначаются они общим родовым термином «парламент». В Англии, Канаде, Индии и других странах термин «парламент» — собственное имя законодательного органа, в остальных странах он называется иначе.

Расцвет парламентаризма приходится на период становления и развития буржуазного государства. Именно тогда сложился круг его основных полномочий: принятие законов, утверждение бюджета, контроль над правительством в форме запросов и обсуждения его деятельности, выражение (вотум) доверия или недоверия и т. д. Все это получило свое обобщенное выражение в принципе парламентаризма. С усложнением общественной жизни, в ходе социального и научно-технического прогресса обычно наблюдаются возрастание роли правительства и снижение роли парламента.

Парламенты в большинстве стран мира состоят из нижней и верхней палаты. Однопалатные парламенты существуют в небольших странах (Дания, Финляндия). Верхняя палата нередко служит своеобразным противовесом обычно более демократичной нижней палате.

Глава государства. Разделенная на три ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник — народ, она выражает единые коренные интересы населения страны. Поэтому самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по общему правилу, является единоличным: в конституционных монархиях — монарх, в республиках — президент.

Монарх в силу конституционных постановлений или сложившихся традиций обладает рядом прав в отношении парламента: созыва сессий, роспуска (обычно нижней палаты), назначения членов верхних палат (там, где это принято), утверждения и опубликования законов. Он назначает (или утвериедает) главу правительства и министров, но с учетом мнения фракций партийного большинства или коалиций фракций парламента. Формально он считается верховным главнокомандующим и представляет страну в международных отношениях. Но фактически эти полномочия осуществляются правительством (или соответствующим министром).

В большинстве современных государств главой государства является президент, избираемый либо населением, либо парламентом, либо путем особой избирательной процедуры.

Президент принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов в другие государства, в ряде стран ратифицирует (утверждает) международные договоры и соглашения, является верховным главнокомандующим вооруженными силами. В некоторых странах президент имеет право распускать парламент, отказать в одобрении закона, передать его на вторичное рассмотрение парламента.

В парламентарных и президентских республиках роль и полномочия президента далеко не одинаковы.

В парламентарных республиках президент — малоактивная фигура во внутренних делах, заслоненная главой правительства, в руках которого сосредоточена реальная власть. Например, роспуск парламента в таких государствах хотя и оформляется указом президента, осуществляется по решению правительства; для назначения правительства требуется согласие парламента. Акты президента не имеют силы без подписи главы правительства или министра, к ведению которого относится предмет акта.

В президентских республиках президент — центральная политическая фигура. Так, президент США наделен Конституцией широкими полномочиями, является одновременно главой государства и правительства. Он возглавляет громадный государственный аппарат, насчитывающий 2,5 млн государственных служащих, из которых около 1500 чиновников федеральных ведомств назначает сам. Только на высшие федеральные должности президент назначает «по совету и с согласия» Сената. Он издает указы по различным вопросам государственной жизни.

Исполнительные органы. Исполнительная власть принадлежит правительству, которое непосредственно управляет страной. Правительство обычно состоит из главы правительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т.д.), его заместителей и членов правительства, которые возглавляют отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты) и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями.

В унитарном государстве образуется одно правительство. В федеративном государстве существуют правительство общефедеральное и правительства членов федерации.

По всем вопросам своей компетенции правительство издает правовые акты (указы, декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны к исполнению.

Правительства бывают однопартийные и коалиционные. В первом случае в них входят представители одной партии, во втором — двух или нескольких.

Свою многостороннюю деятельность правительство осуществляет через многочисленные органы государственной администрации — министерства, ведомства, комиссии и т. д. Министерства и другие ведомства обрастают сложным, громоздким и разветвленным чиновни-чье-бюрократическим аппаратом, образующим основу механизма государства.

Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.

Суды независимы. Законодательством закреплены такие демократические принципы, как равенство всех перед законом и судом, участие в рассмотрении дела присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту и т. д.

В механизм государства входят силовые ведомства, составляющие основу властной силы государства,— вооруженные силы, органы безопасности, полиция (милиция). Основное назначение последней — охрана общественного порядка и обеспечение внутренней безопасности. Полиция специализируется в соответствии с разнообразными сторонами ее деятельности. Политическая полиция обеспечивает внутреннюю безопасность, ведет борьбу с политическими противниками своего государства. Уголовная полиция поддерживает общественный порядок. Она подразделяется на транспортную, пограничную, таможенную, санитарную, лесную и т. д.

Особо выделяются в механизме государства местные органы власти. Такие органы или должностные лица (губернаторы, префекты, комиссары и т. д.) назначаются обычно правительством для управления теми или иными регионами (Финляндия, Люксембург). Нередко наряду с назначенными должностными лицами на региональном уровне функционируют избранные населением региона местные представительные органы. Есть государства (Великобритания, Япония), где все функции местного самоуправления выполняет местная администрация, избираемая населением.

 

< Попередня   Наступна >

radnuk.info

7.2 Виды органов государства. Принципы их организации и деятельности

7.2

Виды органов государства. Принципы их организации и деятельности

В юридической науке используются различные критерии для классификации органов государства. Наиболее универсальной считается классификация по принципу разделения властей, т. е. деление органов государства на законодательные, исполнительные и судебные.

По способу создания органы государства подразделяются на первичные и производные.

Первичные органы создаются по установленной процедуре и получают свои полномочия от избирателей (например, выборные, представительные органы) или возникают в порядке наследования при монархической форме правления. Производные органы образуются первичными органами, которые и наделяют их необходимыми полномочиями (например, исполнительные органы, органы прокуратуры и др.).

По объему властных полномочий органы государства делятся на высшие и местные. Но не все местные органы являются государственными, например, органы местного самоуправления не входят в государственную систему. Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государство и распространяют свои властные полномочия на всю территорию государства. Местные органы государства распространяют свои полномочия только на территорию соответствующего региона.

По широте компетенции выделяют органы общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции полномочны решать широкий круг вопросов (правительство). Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-либо одной функции или одного вида деятельности (министерство финансов, министерства экономики, обороны, юстиции и др.).

По способу решения вопросов органы государства могут быть коллегиальными (парламент, правительство, центральная избирательная комиссия) и единоначальными (президент, уполномоченный по правам человека).

Можно также выделить органы, которые действуют в обычных и чрезвычайных условиях. Последние чаще всего временные органы. В федеративных государствах принято деление на общефедеральные органы и органы субъектов федерации.

Государственный аппарат строится и функционирует на основе определенных принципов, которые представляют собой основополагающие требования, предъявляемые к построению и деятельности органов государства. Данные требования не остаются неизменными в различных государствах и на разных этапах их развития. Например, в Советском государстве наиболее важными были следующие принципы: партийного руководства; подчинения работы аппарата политике; широкого участия масс в управлении делами государства; демократического централизма; социалистической законности; интернационализма; научного планирования и др.

В настоящее время к общим принципам организации и работы государственного аппарата относятся:

1) легальный порядок образования и действия;

2) принцип законности;

3) оптимальность построения и структуры государственного аппарата, эффективность его деятельности;

4) профессионализм и компетентность государственных служащих;

5) защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность;

6) приоритет прав человека, что выражается в двух моментах: а) признание и соблюдение прав и свобод человека и гражданина является смыслом и содержанием деятельности аппарата; б) основным критерием оценки работы государственных органов служит полнота обеспечения прав и свобод человека государством;

7) разграничение компетенции и сфер ведения между различными органами;

8) открытость государственной службы, т. е. доступность общественному контролю;

9) равный доступ граждан к государственной службе;

10) принцип разделения властей.

Все названные принципы должны соблюдаться в комплексе, так как одинаково значимы и взаимосвязаны в функционировании государственного аппарата.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru