Роль государственных предприятий в управленческой финансовой инфраструктуре. Виды и роль государственных предприятий


Государственные предприятия и их особенности

 

 

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ  И ИХ ОСОБЕННОСТИ

 

Курсовая работа

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

3

Глава 1

Понятие и особенности  государственных предприятий

6

1.1.

Понятие и виды государственных  предприятий

6

1.2.

Роль государственных  предприятий в экономике

9

1.3.

Особенности и отличия  государственных предприятий

11

Глава 2

Правовое положение государственных  предприятий

15

2.1.

Развитие правового регулирования  организации и деятельности государственных  предприятий

15

2.2.

Особенности правового положения  государственных унитарных предприятий

21

 

Заключение

26

 

Список источников информации

28

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных рыночных отношениях государство играет важную роль, как  в области регулирования отношений  между участниками рынка, так  и как непосредственный участник. Последнее осуществляется не самими органами власти, но государственными  предприятиями. Так какое же значение имеют эти самые предприятия? Все знают, что существование  современного общества невозможно без вмешательства государственных учреждений - без учителей, пожарных и энергетиков, но государственные предприятия – тема гораздо более обширная, чем городской транспорт или канализация. Помимо непосредственного вмешательства в рынок – регулирования цен, надзором за качеством и решением возникающих споров, государство так же принимает участие в рыночных отношениях как продавец и покупатель услуг и товаров.

В частности важно отметить те сферы, где для предпринимателя  не будет непосредственной выгоды, те сферы, которые без государственных  дотаций не смогут выжить. Хорошим  примером будет образование. Среднее  образование в России является бесплатным, и существовать без поддержки  государства оно не может.

Далее стоит рассмотреть  сферы, где требуется монополия, сюда может относиться оборона страны – нельзя оставлять без пристального надзора производство и продажу оружия. Сюда же стоит отнести и наркотические вещества.

Но есть также и сферы, где государственные предприятия  сталкиваются с конкуренцией со стороны  частных предприятий. В таком  случае государство через эти  предприятия осуществляет продвижение  своей политики. Так оно может  создавать предприятия в тех  отраслях рынка, которые в данный период времени являются приоритетными  во внутренней или внешней политике страны.

Стоит так же помнить о  сферах, которые могут не быть привлекательным  для частных предпринимателей ввиду  долгосрочности прибыли, неявной выгоде для предпринимателя, либо в ресурсоемкости. В первую очередь сюда относятся  наука и исследования.

Так же к государственному имуществу следует отнести акционерные  общества и предприятия, где государство  является лишь учредителем, либо акционером. В этих случаях государство не управляет и не владеет ими  напрямую, но назначает руководителя и управляет ключевыми моментами  в поведении предприятия. Так  оно может предоставлять определенные льготы, либо первоочередность в предоставлении госзаказов, либо назначить управленца, который с точки зрения политических соображений (внутренней и даже внешней  политики) будет принимать правильные решения, и отстранить человека, действующего вразрез с политикой государства. Естественно, не стоит забывать и  о дивидендах, которые пополняют  государственный бюджет.

При рассмотрении государственных  предприятий стоит помнить, что  государство над своими предприятиями  осуществляет особый контроль, предъявляет  особые требования. Все это должно быть выражено законодательно. На акционерные  общества, где один из акционеров государство, распространяются правовые акты, касающиеся акционерных обществ, какими бы они  ни были, но все, что касается казенных предприятий, полностью принадлежащих  государству, регламентируется особыми  правилами для унитарных предприятий, на которые так же стоит обратить внимание при изучении данной темы.

Объектом изучения данной курсовой работы являются государственные  предприятия, предметом изучения – виды государственных предприятий, их значение, особенности и правовое положение.

Целью данной работы является определение значения государственных  предприятий в современном рынке, анализ функциональности и функционирования государственных предприятий.

Исходя из этого, в данной работе были поставлены следующие задачи:

- определить понятие государственных  предприятий и их виды;;

- обозначить роль государственных  предприятий в современной экономике;

- изучить особенности  государственных предприятий и  отличие их от предприятий  других типов;

- исследовать развитие и настоящее положение правового регулирования деятельности унитарных предприятий.

 

ГЛАВА I. Понятие  и особенности государственных  предприятий

1.1.Понятие и виды государственных предприятий

 

Само понятие государственных  предприятий часто разнится в  зависимости от рассматриваемой  сферы деятельности государства. Многие учебники и словари определяют его  так: «государственное предприятие  — предприятие, основные средства которого находятся в государственной  собственности, а руководители назначаются  или нанимаются по контракту государственными органами. Если государственное предприятие  является бюджетным, то оно финансируется  из средств государственного бюджета.»[1]. В данном определении случайно можно забыть о той части государственных предприятий, которые напрямую не управляется государством, например те, где доля участия не является контрольной. Иные статьи рассматривают государственные предприятия, как предприятия, получающие основную часть своих доходов за счет продажи товаров и услуг, а не из государственного бюджета. Такой взгляд сокращает понятие государственных предприятий, фактически, исключая из него некоммерческие и бюджетные предприятия. Но в обоих определениях важно видеть государственную собственность и способы управления ею. Таким образом мы будем видеть под государственными предприятиями как субсидируемые государством предприятия, которые самостоятельно ориентируются на рыночный спрос и преследуют цель максимизации прибыли, так и предприятия, деятельность которых полностью определяется правительством и не нацелена на прибыльность, а также промежуточные их формы.[2]

В странах с развитой рыночной экономикой существует несколько типов  государственных предприятий. В  первую очередь это собственно государственные  предприятия, находящиеся под прямым контролем государственных органов  управления. Высшее руководство таких  предприятий назначается правительством, а их доходы и расходы непосредственно включаются в государственный бюджет. В экономике развитых стран государственный сектор занимает до 2% от числа субъектов экономики, при этом государственные предприятия не имеют ни правовой, ни предпринимательской самостоятельности, 100% их доходов перечисляется в бюджет государства.[3] В России на таких же условиях функционируют федеральные и муниципальные унитарные организации, имущество которых принадлежит государству или муниципалитету. Государство и муниципалитет в лице министерства (ведомства) или органа муниципального самоуправления могут быть единоличными собственниками только унитарной организации. Унитарные организации подразделяются на предприятия и учреждения, в т.ч. некоммерческие (НИИ, учреждения образования, здравоохранения и др.).

Унитарные предприятия создаются  в форме казенного предприятия, имущество которого находится в  государственной собственности, и  дочернего предприятия, которому государственное  имущество передается в хозяйственное  ведение.[4] Также в России регламентируются виды деятельности, которыми имеют право заниматься только государственные предприятия, такие, как производство оружия, боеприпасов, наркотиков, производство и переработка ядерных веществ и драгоценных металлов.

Широкое распространение  получают предприятия смешанной  частно-государственной формы, где  государству принадлежит часть  акций компании или же контрольный  пакет. Кроме того, государство посредством  заключения договорных отношений с  предприятиями частного сектора  связывает эти предприятия соответствующими обязательствами и тем самым  устанавливает отношения формальной субординации с негосударственным сектором экономики. Наиболее распространенной формой государственного предпринимательства в рыночных странах являются публичные корпорации или АО со смешанным капиталом. В России их аналогами являются государственная корпорация и государственное акционерное предприятие. Государственная корпорация учреждается федеральной властью и получает в собственность имущественный взнос государства. Примером государственной корпорации является Государственная инвестиционная корпорация.

В государственном акционерном  предприятии государство владеет  контрольным пакетом акций. Такими предприятиями являются естественные монополии, такие, как концерн Газпром, бывшее РАО ЕЭС и другие. Государство может выступать в роли мажоритарного акционера, не владея контрольным пакетом акций (пример: АО АвтоВАЗ), но имея право назначать руководителя АО.

Государство может объединять унитарные предприятия и другие субъекты государственного предпринимательства  в различные формы объединений (ассоциации, концерны и другие). Крупные  объединения создаются для реализации стратегических государственных программ и развития приоритетных отраслей экономики. Такими объединениями являются, например, естественные государственные монополии. Унитарные предприятия могут  также входить в состав финансово-промышленных групп.[3] 

1.2. Роль государственных предприятий в экономике

 

Развитая рыночная экономика  базируется на достаточно отлаженной системе взаимодействия различных  форм собственности, среди которых  особое место занимает государственная  собственность.

Государство, с одной стороны, выступает как собственник имущества  и как предприниматель, а с  другой — как регулятор социально-экономических  процессов. Государственная собственность  является важнейшим инструментом проведения в жизнь политики государства. Поэтому  первостепенное значение приобретает  проблема эффективного управления всеми  формами государственной собственности. Перечень возможных форм собственности  в Конституции начинается с частной  и государственной собственности, которые как показала мировая  практика, наиболее значимы в экономике. Вопреки утверждению либералов  о том, что государство является неэффективным собственником, существуют значимые отрасли, управление которыми государством до настоящего времени  считается наиболее целесообразным (оборона страны, средства информации органов власти, защита окружающей среды, фундаментальная наука, освоение космоса, создание государственных  резервов). Влияние кризисов и природных  катаклизмов вынуждают субъектов  различных форм собственности во избежание банкротства передавать часть своей собственности государству. Государственная поддержка помогает несостоятельным владельцам восстановить свою платежеспособность.

Величина государственного сектора в каждой стране различна и определяется рядом взаимосвязанных  факторов: исторически сложившимися условиями страны, современной стадией  ее развития, ее местом в мирохозяйственных  связях, конкурентоспособностью национальной экономики, социально-экономическими, историческими, культурными и другими  особенностями. В большинстве стран  в сферу государственной собственности  в той или ной мере в разные периоды входили земельные угодья, промышленные предприятия, военные объекты, ресурсы недр, электроэнергетика, транспорт (автомобильные и железные дороги, авиакомпании), связь (телеграф и телефон, почта) и т. п.

Масштабы государственной  собственности значительно расширились  в ряде стран в результате проводимых правительствами мер по спасению от банкротства предприятий, представляющих интерес для государства с  точки зрения перспективных целей, но не обладающих способностью к быстрой  отдаче на вложенный капитал и, следовательно, не представляющих интереса для частных  инвесторов. Это также многие крупномасштабные проекты, имеющие большое социально-экономическое  и стратегическое значение для страны, но требующие аккумуляции значительных денежных средств. Границы государственной  собственности в различных странах  постоянно изменяются и зависят  как от исторических условий, так  и от возникающих современных  задач. Соответственно различаются  и изменяются методы управления государственной  собственностью.

Государственные предприятия  являются инструментом проведения политики государства. С помощью создания тех или иных предприятий государство  может оказывать регулирующее воздействие  на рынок по таким направлениям, как повышение занятости населения, осуществление проектов, имеющих  высокую степень риска, антиинфляционные меры (в том числе снижение цен  и отказ от прибыли в периоды  роста инфляции), содействие местным  товаропроизводителям и поставщикам  сырья и комплектующих изделий  на предприятия государственного сектора, выравнивание уровней экономического развития регионов, субсидирование определенных категорий потребителей. При этом государственные предприятия в  силу возложенных на них общегосударственных  задач пользуются определенными  гарантиями государства — это  и различного рода субсидии, и гарантии от банкротства, и освобождение от обязательств по импорту, и преимущества в государственных  закупках и т. д.[3]

 

1.3.Особенности и отличия государственных предприятий

 

Как уже было рассмотрено  выше, рыночная экономика вынуждена  в зависимости от экономической  обстановки в стране содержать ряд  предприятий в государственной  собственности.

stud24.ru

1.Понятие, признаки и роль предприятия.

Основу любой экономики составляет производство. Без производства не может быть потребления, может быть лишь проедание ранее созданного продукта.

Первичной структурной единицей национального хозяйства, где осуществляется производство, является предприятие.

Гражданский кодекс предприятии трактует как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В экономике предприятие определяют как форму организации и хозяйственной деятельности.

Предприятие – это самостоятельны хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие является юридическим лицом и может выступать в форме организации, фирмы, концерна.

Предприятие как юридическое лицо имеет определенные признаки, установленные законодательными границами страны. К ним относят:

    1. Наличие своего имущества;

    2. Самостоятельная имущественная ответственность;

    3. Право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью;

    4. Осуществлять от своего имени другие разрешенные законом действия;

    5. Право выступать в суде от своего имени истцом и ответчиком;

    6. Иметь самостоятельный бухгалтерский баланс;

    7. Иметь расчетный и иные счета в банке.

Роль предприятия в экономике страны

Экономику государства упрощенно можно представить как совокупность предприятий, находящихся в тесной производственной, экономической, корпоративной связи между собой и государством.

От того, как эффективно работают предприятия, каков механизм взаимодействия между ними и государством зависит положение отрасли, ее конкурентоспособность на мировом рынке, здоровье всей экономике страны, продовольственная независимость.

Если схематично представить всю экономику страны в целом, то ее основанием является предприятие. Ведомственное, государственное управление экономикой может рассматриваться как вторичное по отношению к процессам, происходящим на уровне предприятия. Поэтому любые изменения хозяйственного, экономического управления могут быть неэффективным, если они не влияют благоприятно на деятельность предприятия.

Предприятие вне зависимости от формы хозяйствования является базовым звеном экономики. С позиций макроэкономики предприятие служит основой:

- увеличения валового внутреннего продукта;

- валового национального продукта; национального дохода в целом;

- существования самого государства и выполнения им своих функций, так как основная часть национального бюджета формируется за счет налогов с предприятием;

- обеспечения экономической, политической независимости, обороноспособности страны;

- развития национальной науки, образования, медицины, культуры;

- ускорения научно – технического прогресса;

- повышения качества жизни населения;

- решения проблемы занятости, и других социальных задач.

Однако эту роль они могут успешно выполнить лишь при их эффективном функционировании.

Вся история развития общественного производства свидетельствует, что наиболее эффектно предприятия функционируют в условиях цивилизованного рынка, т.е. наличия различных форм собственности, хозяйствования здоровой конкуренции, демонополизированной экономики, сочетания свободного ценообразования с государственным регулированием, наличия развитой рыночной инфраструктуры, преимущества потребления над производителем по схеме:

Спрос потребителя Производство Ресурсы

Идеология данной схемы сводится к возможности сбыть свою продукцию, а для этого необходимо изучить конъюнктуру рынка, повышать качество продукции снижать издержки, изучать спрос покупателя (емкость рынка).

studfiles.net

Государственные предприятия и их особенности

Так в США государственные  предприятия вырабатывают всего 3-4% валового национального продукта, мелкий и средний бизнес - 40%, остальную  часть - крупные негосударственные  предприятия.[5] Основные сферы деятельности мелкого и среднего бизнеса – строительство, торговля и сфера обслуживания, где они занимают более 80%. Мелкий и средний бизнес показал свою эффективность в сфере инновационного предпринимательства, где на 1$ затрат им внедряется в 17 раз больше инноваций, чем в крупном бизнесе и в государственных предприятиях.

В условиях экономического кризиса государство вынуждено  национализировать предприятия, которыми не может управлять частный собственник, государственный сектор экономики  в этот период возрастает. В периоды  бурного развития экономики развивается  быстрее других мелкий и средний  бизнес, который имеет ряд преимуществ  по сравнению с крупным бизнесом и государственными предприятиями:

- быстрая реакция на  изменения рыночного спроса;

- быстрое освоение инноваций;

- возможность использовать  отходы производства и местное  сырье;

- возможность развития  инициативы и предприимчивости  работников;

- незначительные накладные  расходы;

- малая капиталоемкость  и незначительный срок окупаемости  капиталовложений;

- возможность правильно  оценить трудовой вклад каждого  работника в производство и  установить соответствующую оплату  труда;

- возможность без больших  затрат создавать новые рабочие  места.

Наибольшим недостатком  малого бизнеса является его неустойчивость. В условиях экономического кризиса  государственный сектор в России увеличивается. Государство решает проблему вывода экономики из кризиса  и сохранения научно-технического потенциала. Поэтому государство увеличивает  свое участие в стратегических предприятиях до мажоритарного уровня, а неконтролирующие пакеты акций в нестратегических отраслях приватизирует.

Государственные предприятия  подразделяются на открытые и закрытые акционерные общества, унитарные  предприятия, государственные корпорации.

Государственные акционерные  общества – это предприятия, в  которых государство в большей  или меньшей степени участвует  в управлении предприятием в зависимости  от принадлежащего государству пакета акций. Их функционирование регламентируется законом «Об акционерных обществах».

Государство может владеть 100% акций предприятия, что дает право  единолично формировать совет директоров, определять стратегические и тактические  направления функционирования предприятия. Пример такого акционерного общества «Российские железные дороги». Государство  может иметь преобладающий пакет  акций и быть мажоритарным акционером, который участвует в управлении акционерным обществом, имеет преимущества в формировании совета директоров, повестки дня общего собрания акционерного общества. Им принадлежит 23% российской экономики. Примерами таких акционерных  обществ могут быть Газпром, Аэрофлот.

Если государство владеет  незначительным пакетом акций (в  пределах 10-49 %), оно является миноритарным акционером, который имеет доступ к информации о деятельности предприятия  и при необходимости имеет  право обращаться с исками о неправомерной  или неэффективной деятельности руководства предприятия.

В 2008 г. государство являлось мажоритарным акционером в 61,4% акционерных  обществ с его участием, а миноритарным – в 38,6%. Унитарные государственные предприятия подразделяются на федеральные, республиканские и муниципальные. В 2007 г. федеральные и региональные предприятия представляли на фондовом рынке примерно 40% капитализации предприятий страны, а доля фирм с участием предприятий всех уровней составляла около 18%, т.к. они были крупнее частных. В 2008 г. в России насчитывалось 5709 унитарных государственных предприятий, а акционерных обществ с участием государственного капитала – 3674.

В 2008 г. в России основная часть рабочей силы (57,3%) была занята в частных предприятиях, в унитарных  государственных – 31,4%, в акционерных  обществах с участием государственного капитала - 6,3%. В то же время государственная  собственность представляла всего 24%., а частная - 76%.

Федеральные предприятия  управляются Государственным комитетом  по управлению госимуществом, республиканские - комитетами по управлению имуществом республик, муниципальные - комитетами по управлению имуществом районных и  городских властей.

Их деятельность регламентируется законом «О государственных и  муниципальных предприятиях». Пример такого предприятия Рособоронэкспорт. Аудит деятельности унитарных предприятий  осуществляет Счетная палата РФ. Политика государства в отношении этих предприятий заключается в постепенной  реорганизации их в мажоритарные акционерные общества, а предприятий  оборонного комплекса в предприятия  Казначейства. В России создано 7 государственных  корпораций (Внешэкономбанк, Роснанотехнологии, Ростехнологии, Росатом, Олимпстрой и  «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального  хозяйства», «Агентство по страхованию  вкладов»). Эти корпорации созданы  для решения стратегических задач  страны. Их отличительными особенностями  являются: учреждение каждой корпорации на основании отдельного закона, основателем и владельцем активов является государство, неподконтрольность Счетной палате РФ.

В последние годы роль государства  в российской экономике постепенно снижается, несмотря на влияние экономического кризиса. Отмечается рост инвестиций из России в зарубежные страны. Среди  активных инвесторов можно назвать  Газпром, Зарубежнефть. В то же время  в государственные предприятия  привлекается зарубежный капитал, например, холдинг «Объединенная авиастроительная корпорация», при этом не допускается  владение зарубежными инвесторами  контрольным, а часто и мажоритарным, пакетом акций.

Лидерами рыночной капитализации  являются следующие предприятия, контролируемые государством: Газпром, Роснефть и Сбербанк.

Примером сокращения роли государства в энергетическом секторе  может служить реорганизация  РАО ЕЭС. В этом примере государство  больше опирается на частную инициативу. 

 

 

ГЛАВА II.  Правовое положение государственных предприятий

2.1. Развитие правового  регулирования организации и  деятельности государственных предприятий

 

В нашей стране многократно  менялись концепции государственных  предприятий и, соответственно, их правовое положение. С первых дней возникновения  Советского государства был взят курс на национализацию заводов и  фабрик, создание государственных предприятий  в промышленности, строительстве, а  позже - в сельском хозяйстве и  торговле. Постепенно удельный вес  государственного сектора в экономике  превысил 90 процентов. Государственное  предприятие во всех отраслях экономики  заняло доминирующее положение.[6]  В условиях централизованного планирования и управления действовали предприятия различной подчиненности - союзные, союзно-республиканские, республиканские, областные, городские, районные.

В дальнейшем предпринимались  меры по перестройке управления промышленностью, строительством и сельским хозяйством. Но лишь в конце 60-х годов более  четко наметились подходы к повышению  роли предприятий как ключевого  звена экономики. Выражением этого  курса, правда, очень непоследовательного  и противоречивого, явилось принятие ряда правовых актов - Положения о  производственном предприятии (1968 г.), Общего положения о всесоюзном и  республиканском промышленных объединениях (1973 г.), Положения о производственном объединении (комбинате) (1974 г.). В 1979 г. было принято решение "Об улучшении  планирования и усилении воздействия  хозяйственного механизма на повышение  эффективности производства и качества работы", а несколько раньше, в 1976 г., - "О совершенствовании хозяйственного механизма в строительстве". В  юридической науке подробно освещались эти вопросы.[7]

Крупным шагом вперед стал принятый в 1987 г. Закон СССР "О  государственном предприятии (объединении)", которым была расширена самостоятельность предприятий в вопросах планирования, труда, управления и договорных отношений. Эти и другие решения и практические меры по их реализации повлияли на хозяйственную ситуацию, но лишь в какой-то мере. Сохранялись жесткие административно - бюрократические методы руководства.

С изменением системы экономических  отношений и признанием равенства  форм собственности меняется и подход к государственным предприятиям.

В развитии правового положения  этих предприятий за последнее десятилетие  можно выделить три этапа. Первый - условно охватывает 1990 - 1995 гг., когда  коренным образом менялась их роль в экономике. Решению этой задачи отвечали Законы "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (1990 г.), "О приватизации предприятий" (1991 г.), открывшие простор главным  образом для формирования и развития субъектов предпринимательства. Государственные  предприятия рассматривались скорее как объект для приватизации и  акционирования, чему был посвящен ряд указов Президента Российской Федерации.

Кульминацией стал Указ от 23 мая 1994 года "О реформе государственных  предприятий". Впервые встал вопрос о прекращении создания новых  федеральных государственных предприятий  с закреплением за ними государственного имущества на праве полного хозяйственного ведения. Предполагалось на базе ограниченного  круга ликвидируемых федеральных  государственных предприятий и  хозяйствующих учреждений создавать  казенные заводы и фабрики и казенные хозяйства с закреплением за ними на праве оперативного управления всего  имущества бывших государственных  предприятий. Устанавливалось, что  казенный завод самостоятельно реализует  свою продукцию и использует прибыль, если иное не установлено законодательством  и его уставом.

Продолжением этой линии  явилось Постановление Правительства  Российской Федерации от 12 августа 1994 года "Об утверждении типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия". Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 года был утвержден "Порядок планирования и финансирования, ответственности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)".

Сужение правовой базы государственных  предприятий стало одним из факторов падения их роли и уменьшения удельного  веса в экономике. Государственное  имущество теряет свою ценность. Однако вскоре стала очевидной пагубность такого курса, поскольку государственные  предприятия должны были сохранять  свое место в экономической структуре  с учетом характера, значения и масштабов  производимой ими продукции.

Наступление второго этапа  в развитии правового положения  государственных предприятий связано  с вступлением в действие в 1995 г. первой части Гражданского кодекса  Российской Федерации. Статьей 113 было введено их новое нормативное  понятие - "унитарное предприятие". Таковым признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности  на закрепленное за ним собственником  имущество. Оно является неделимым, находится в государственной  собственности и принадлежит  этому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Статьи 114 и 115 ГК РФ определили признаки унитарного предприятия, основанного  соответственно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Обращает на себя внимание своего рода отождествление статуса  государственных и муниципальных  унитарных предприятий в намеченном к принятию общем законе (ст. 113 п. 6 ГК РФ). Такая нормативная характеристика сохраняется и в дальнейшем, хотя едва ли это оправдано.

Курс на приватизацию был  закреплен и продолжен Федеральным  законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (июль 1997 года). Почти во всех его статьях государственное  и муниципальное унитарное предприятие рассматривается в одинаковых режимах - при преобразовании их в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности (ст. 20), при продаже на коммерческом конкурсе и аукционе (ст. 21, 22), внесении имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ (ст. 23).

Говоря об актуальности этой проблемы, нельзя не отметить явное  невнимание к государственным предприятиям в юридической литературе. Ученые - цивилисты рассматривают правовые вопросы их организации и деятельности весьма сдержанно и односторонне. Чаще всего об этом упоминают разве  что при характеристике видов  юридических лиц.[8] Авторы книг по предпринимательскому праву также ограничиваются этими краткими характеристиками.[9] Другие ученые выделяют в данной проблеме преимущественно публично - правовые аспекты.[10]

Между тем в течение 1996 - 1999 гг. довольно активно проводился курс на государственно - правовое регулирование  отдельных сторон организации и  деятельности государственных предприятий. Принят ряд решений Правительства  Российской Федерации о передаче федеральных государственных предприятий  в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, об организации учета федерального имущества и ведении его реестра, об обеспечении эффективного его  использования, об утверждении уставов  крупных государственных унитарных  предприятий.

Разумеется, было бы упрощением анализировать правовое положение  государственных предприятий только на основе федеральных законов и  иных актов. Субъекты Российской Федерации  участвуют в регулировании их статуса в основном двумя способами. В некоторых областях действуют  законы об управлении государственной  собственностью. В них содержится перечень объектов областной собственности, в том числе предприятий и  имущественных комплексов. Регламентированы полномочия областных органов по созданию и управлению государственными унитарными предприятиями, их реорганизации и ликвидации. Регулируется порядок управления переданными в ведение области федеральными объектами. В июле 1999 года принято Постановление Правительства Москвы "О создании, реорганизации, ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений г. Москвы и об участии г. Москвы в хозяйственных обществах". На основании его утверждены Положения о порядке создания и ликвидации этих предприятий, порядке участия г. Москвы в хозяйственных обществах, а также типовые уставы предприятия, учреждения, типовой договор о закреплении государственного (муниципального) имущества на праве хозяйственного ведения за унитарным предприятием, типовой контракт с руководителем унитарного предприятия.

stud24.ru

Организация государственных предприятий

Развитая рыночная экономика базируется недостаточно отлаженной системе взаимодействия различных форм собственности, среди которых особое место занимает государственная собственность.

Государство, с одной стороны, выступает как собственник имущества и как предприниматель, а с другой - как регулятор социально-экономических процессов. Государственная собственность является важнейшим инструментом проведения в жизнь политики государства. Поэтому первостепенное значение приобретает проблема эффективного управления всеми формами государственной собственности. Среди них выделяется непосредственная собственность государства, находящаяся под его прямым контролем; государственная акционерная собственность со 100-процентным участием государства в акционерном капитале; смешанная государственно-частная собственность с контрольным пакетом акций в руках государства; акционерное участие государства в капитале частных фирм.

Процесс формирования государственной собственности осуществляется, как правило, следующими путями: 1) на основе национализации государством объектов, находящихся в частной или смешанной собственности; 2) создания новых объектов за счет средств государственного бюджета; 3) выкупа государством объектов у частного капитала.

Величина государственного сектора в каждой стране различна и определяется рядом взаимосвязанных факторов: исторически сложившимися условиями страны, современной стадией ее развития, ее местом в мирохозяйственных связях, конкурентоспособностью национальной экономики, социально-экономическими, историческими, культурными и другими особенностями. В большинстве стран в сферу государственной собственности в той или ной мере в разные периоды входили земельные угодья, промышленные предприятия, военные объекты, ресурсы недр, электроэнергетика, транспорт (автомобильные и железные дороги, авиакомпании), связь (телеграф и телефон, почта) и т. п.

Масштабы государственной собственности значительно расширились в ряде стран в результате проводимых правительствами мер по спасению от банкротства предприятий, представляющих интерес для государства с точки зрения перспективных целей, но не обладающих способностью к быстрой отдаче на вложенный капитал и, следовательно, не представляющих интереса для частных инвесторов. Это также многие крупномасштабные проекты, имеющие большое социально-экономическое и стратегическое значение для страны, но требующие аккумуляции значительных денежных средств. Границы государственной собственности в различных странах постоянно изменяются и зависят как от исторических условий, так и от возникающих современных задач. Соответственно различаются и изменяются методы управления государственной собственностью.

В странах с развитой рыночной экономикой существует несколько типов государственных предприятий. В первую очередь это собственно государственные предприятия, находящиеся под прямым контролем государственных органов управления. Высшее руководство таких предприятий назначается правительством, а их доходы и расходы непосредственно включаются в государственный бюджет. Широкое распространение получают предприятия смешанной частно - государственной формы, где государству принадлежит часть акций компании или же контрольный пакет. Кроме того, государство посредством заключения договорных отношений с предприятиями частного сектора связывает эти предприятия соответствующими обязательствами и тем самым устанавливает отношения формальной субординации с негосударственным сектором экономики.

Государственные предприятия являются инструментом проведения политики государства. С помощью создания тех или иных предприятий государство может оказывать регулирующее воздействие на рынок по таким направлениям, как повышение занятости населения, осуществление проектов, имеющих высокую степень риска, антиинфляционные меры (в том числе снижение цен и отказ от прибыли в периоды роста инфляции), содействие местным товаропроизводителям и поставщикам сырья и комплектующих изделий на предприятия государственного сектора, выравнивание уровней экономического развития регионов, субсидирование определенных категорий потребителей. При этом государственные предприятия в силу возложенных на них общегосударственных задач пользуются определенными гарантиями государства - это и различного рода субсидии, и гарантии от банкротства, и освобождение от обязательств по импорту, и преимущества в государственных закупках и т. д.

Следует учитывать, что государственные предприятия не всегда прибыльны, так как цели, во имя которых они создаются, могут не отвечать критериям прибыльности. Поэтому сравнивать по уровню прибыльности государственные и частные предприятия не всегда правомерно. Главным критерием для определения эффективности государственного предприятия, таким образом, становится соотношение полезного общественного результата его деятельности и использованных государственных ресурсов.

В индустриально развитых странах в последние десятилетия прежние способы централизованной государственной политики с широким государственным вмешательством в экономику, значительной государственной поддержкой определенных секторов промышленности были заменены рыночно ориентированной политикой, включающей дерегулирование, денационализацию, налоговую реформу, избирательную помощь ограниченной группе отраслей высоких технологий, а также социально значимым сферам. Это связано с необходимостью уменьшения чрезмерных бюджетных расходов на административные цели, повышения эффективности и стимулирования конкурентоспособности отраслей, испытывающих чрезмерную опеку правительства, удешевления государственного управления за счет сокращения изживших себя административных структур, формирования качественно нового типа информационных систем. Масштабы ослабления прямого государственного регулирования, передачи в частное управление государственных предприятий разнятся от страны к стране, зависят от сложившихся моделей управления экономикой.

Новые подходы к управлению государственной собственностью проявляются в ходе приватизации. Во многих странах запрещается приватизация отраслей инфраструктуры, отличающихся высокой капиталоемкостью. Сюда относятся: электроэнергетика, каналы, трубопроводы, портовые сооружения, почта, связь, железные дороги и пр. Государство выполняет активную функцию, направляя и координируя приватизационный процесс. Как правило, приватизация государственной собственности включает несколько этапов: 1) определение конечной цели проекта приватизации конкретного предприятия; 2) подготовка программы приватизации; 3) выбор механизма приватизации; 4) оценка ситуации на рынке, маркетинг, поиск потенциальных покупателей акций, продажа акций.

Часто государство предпочитает реализовывать на рынке небольшой пакет акций приватизируемого предприятия. Сохранение контрольного пакета акций в руках государства позволяет ему осуществлять регулирующие функции в конкретной компании, в частности предупреждать возможность использования ею своего монопольного положения на рынке. Государство, оставив за собой контрольный пакет акций, получает возможность увеличить капитал без потери контроля над конкретным видом деятельности. Кроме того, в ряде случаев за государством остается "золотая акция", дающая право накладывать вето на решения руководства компании. Существует ряд других механизмов, противодействующих сосредоточению в руках одного акционера слишком большого пакета акций. Государство часто осуществляет и одновременно контролирует приватизацию посредством продажи акций на рынках ценных бумаг. В других случаях приватизация осуществляется через аукционы или заключение сделок с отдельными покупателями.

В ряде стран государство берет на себя финансирование строительства капиталоемких объектов, осуществляет инвестиции в те отрасли и сферы хозяйства, которые не представляют коммерческого интереса для частного капитала. Кроме того, за счет государственных средств производится финансирование развития новейших высокотехнологичных отраслей - атомной промышленности, электроники, производства лазерной техники, космических средств связи. Эти отрасли требуют огромных первоначальных финансовых вложений, не доступных частному капиталу. Созданные за счет государственных средств предприятия впоследствии передаются для управления частным корпорациям. Регулирующая роль государства проявляется в обеспечении их льготными кредитами, субсидиями, выгодными заказами и пр. Важнейшим элементом государственной собственности являются государственные научно-исследовательские учреждения, лаборатории, экспериментальные предприятия, университеты. Научные исследования являются важнейшим объектом государственных капиталовложений.

В современных условиях определенной модификации подвергается государственное программирование как метод воздействия государства на социально-экономические процессы. Изменяются характер и направленность государственных программ развития отдельных сфер, отраслей, регионов и т. д. В большинстве случаев предпринимается попытка составления программ таким образом, чтобы государственные субсидии на их реализацию были минимальными, а расходы покрывались за счет средств от успешной предпринимательской деятельности отдельных предприятий и фирм. Правительственная помощь может выделяться не всем промышленным проектам, задействованным в реализации конкретной программы, а лишь тем из них, которые вносят наибольший вклад в осуществление целей данной программы. Как правило, предприятия, относящиеся к федеральной собственности, имеют общегосударственное значение, так или иначе оказывают влияние на экономику страны в целом; они заняты также в сфере общественных услуг (здравоохранение, образование, наука, медицина, социальное страхование и обеспечение). Предприятия местного подчинения главным образом представлены сферой коммунальных услуг, транспорта местного значения, строительства дорог, жилого фонда и др.

Существуют также смешанные предприятия акционерного типа, часть акций которых принадлежит федеральному правительству, а часть местным органам управления. Управление и финансирование данных предприятий осуществляются в строгом соответствии с пакетом акций, владельцем которого выступает та или иная сторона.

Принципиальное значение имеет проблема разграничения объектов федеральной и региональной собственности и механизмов управления государственной собственностью на разных уровнях. Предприятия, относящиеся к федеральной собственности, создаются за счет средств федерального бюджета или в результате национализации объектов частной собственности федеральным правительством. Соответственно, управление и контроль за деятельностью этих предприятий осуществляют определенные федеральные органы в зависимости от того, является ли это предприятие объектом прямого государственного управления или же его деятельность подлежит косвенному регулированию.

studfiles.net

Понятие, виды и общая характеристика государственных (муниципальных) предприятий

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Кафедра права

Контрольная работа

по правоведению на тему:

Понятие, виды и общая характеристика государственных (муниципальных) предприятий

Краснодар, 2009

Содержание

Понятие, виды и общая характеристика государственных (муниципальных) предприятий

Задача №1

Задача №2

Список используемой литературы

Понятие, виды и общая характеристика государственных (муниципальных) предприятий

В рамках каждой экономической системы видное место занимают государственные предприятия. Их отличают характер и объем производимой продукции, имеющей национальное значение, структура производства и управления, правовые связи. Данная проблема весьма актуальна, поскольку в ходе экономических преобразований еще не в полной мере удалось создать условия для их устойчивого развития. В работе предпринята попытка рассмотреть развитие статуса государственных предприятий и особенности их организации и деятельности. Развитие правового регулирования организации деятельности государственных предприятий в нашей стране многократно менялись концепции государственных предприятий и, соответственно, их правовое положение. С первых дней возникновения Советского государства был взят курс на национализацию заводов и фабрик, создание государственных предприятий в промышленности, строительстве, а позже - в сельском хозяйстве и торговле. Постепенно удельный вес государственного сектора в экономике превысил 90 процентов. Государственное предприятие во всех отраслях экономики заняло доминирующее положение. В условиях централизованного планирования и управления действовали предприятия различной подчиненности - союзные, союзно-республиканские, республиканские, областные, городские, районные.

В дальнейшем предпринимались меры по перестройке управления промышленностью, строительством и сельским хозяйством. Но лишь в конце 60-х годов более четко наметились подходы к повышению роли предприятий как ключевого звена экономики. Выражением этого курса, правда, очень непоследовательного и противоречивого, явилось принятие ряда правовых актов - Положения о производственном предприятии (1968 г.), Общего положения о всесоюзном и республиканском промышленных объединениях (1973 г.), Положения о производственном объединении (комбинате) (1974 г.). В 1979 г. было принято решение «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы», а несколько раньше, в 1976 г., - «О совершенствовании хозяйственного механизма в строительстве». В юридической науке подробно освещались эти вопросы.

Крупным шагом вперед стал принятый в 1987 г. Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», которым была расширена самостоятельность предприятий в вопросах планирования, труда, управления и договорных отношений. Эти и другие решения, и практические меры по их реализации повлияли на хозяйственную ситуацию, но лишь в какой-то мере. Сохранялись жесткие административно - бюрократические методы руководства. С изменением системы экономических отношений и признанием равенства форм собственности меняется и подход к государственным предприятиям. В развитии правового положения этих предприятий за последнее десятилетие можно выделить три этапа. Первый - условно охватывает 1990 - 1995 гг., когда коренным образом менялась их роль в экономике. Решению этой задачи отвечали Законы «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.), «О приватизации предприятий» (1991 г.), открывшие простор главным образом для формирования и развития субъектов предпринимательства. Государственные предприятия рассматривались скорее как объект для приватизации и акционирования, чему был посвящен ряд указов Президента Российской Федерации. Кульминацией стал Указ от 23 мая 1994 года «О реформе государственных предприятий». Впервые встал вопрос о прекращении создания новых федеральных государственных предприятий с закреплением за ними государственного имущества на праве полного хозяйственного ведения. Предполагалось на базе ограниченного круга ликвидируемых федеральных государственных предприятий и хозяйствующих учреждений создавать казенные заводы и фабрики и казенные хозяйства с закреплением за ними на праве оперативного управления всего имущества бывших государственных предприятий. Устанавливалось, что казенный завод самостоятельно реализует свою продукцию и использует прибыль, если иное не установлено законодательством и его уставом. Продолжением этой линии явилось Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года «Об утверждении типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия». Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 года был утвержден «Порядок планирования и финансирования, ответственности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)». Сужение правовой базы государственных предприятий стало одним из факторов падения их роли и уменьшения удельного веса в экономике. Государственное имущество теряет свою ценность. Однако вскоре стала очевидной пагубность такого курса, поскольку государственные предприятия должны были сохранять свое место в экономической структуре с учетом характера, значения и масштабов производимой ими продукции. Наступление второго этапа в развитии правового положения государственных предприятий связано с вступлением в действие в 1995 г. первой части Гражданского кодекса Российской Федерации. Статьей 113 было введено их новое нормативное понятие – «унитарное предприятие». Таковым признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Оно является неделимым, находится в государственной собственности и принадлежит этому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Статьи 114 и 115 ГК определили признаки унитарного предприятия, основанного соответственно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Обращает на себя внимание своего рода отождествление статуса государственных и муниципальных унитарных предприятий в намеченном к принятию общем законе (ст. 113 п. 6 ГК РФ). Такая нормативная характеристика сохраняется и в дальнейшем, хотя едва ли это оправдано. Курс на приватизацию был закреплен и продолжен Федеральным законом «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (июль 1997 года). Почти во всех его статьях государственное и муниципальное унитарное предприятие рассматривается в одинаковых режимах - при преобразовании их в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности (ст. 20), при продаже на коммерческом конкурсе и аукционе (ст. 21, 22), внесении имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ (ст. 23). Говоря об актуальности этой проблемы, нельзя не отметить явное невнимание к государственным предприятиям в юридической литературе. Ученые - цивилисты рассматривают правовые вопросы их организации и деятельности весьма сдержанно и односторонне. Чаще всего об этом упоминают разве что при характеристике видов юридических лиц.

Другие ученые выделяют в данной проблеме преимущественно публично - правовые аспекты. Между тем в течение 1996 - 1999 гг. довольно активно проводился курс на государственно - правовое регулирование отдельных сторон организации и деятельности государственных предприятий. Принят ряд решений Правительства Российской Федерации о передаче федеральных государственных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, об организации учета федерального имущества и ведении его реестра, об обеспечении эффективного его использования, об утверждении уставов крупных государственных унитарных предприятий. Итак, в чем же заключается общая характеристика государственных (муниципальных) предприятий?

Государственное и муниципальное предприятия (далее – унитарные предприятия) как юридические лица, преследующие коммерческие цели, обладают чертами, которые в целом характерны для субъектов российского гражданского права и соответствуют нормам Гражданского Кодекса РФ. Вместе с тем ст.ст. 113 - 115 ГК РФ определяют особенности, отличающие их от других коммерческих организаций. Эти юридические лица создаются и действуют на основе лишь одной формы собственности - государственной или муниципальной, в связи с чем их учредителями являются государство (субъект Российской Федерации) или муниципальное образование. От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти (федеральной или субъекта Российской Федерации) в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципального образования, права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления. В данном случае невозможно возникновение юридического лица на основе смешанной формы собственности. Собственник имущества, создавая унитарное предприятие и наделяя его необходимыми материальными ресурсами, не утрачивает (в отличие от учредителей хозяйственных обществ и товариществ, а также производственных кооперативов) прав на указанное имущество. Унитарные предприятия в ходе предпринимательской деятельности владеют и пользуются чужой собственностью, которая, по существу, принадлежит другому субъекту. Перечисленные особенности, а именно: полная государственная или муниципальная основа, на которой осуществляется коммерческая деятельность унитарного предприятия, сохранение права собственности на имущество, закрепленное за таким предприятием, у его учредителя формируют унитарную (unitaire - франц., от латинского unitas - единство) природу этого юридического лица.

mirznanii.com

Роль государственных предприятий в управленческой финансовой инфраструктуре - RUZOO

Роль государственных предприятий в управленческой финансовой инфраструктуреРоль государственных предприятий в управленческой финансовой инфраструктуре

Роль государственных предприятий в управленческой финансовой инфраструктуре

Управленческая финансовая инфраструктура представляет собой совокупность финансовых органов, на которые возложены функции оперативного управления в сфере государственных финансов и регулятивной деятельности по институтов финансового и страхового рынков и рынка финансовых услуг, а также финансовые службы отраслевых министерств и ведомств, предприятий, организаций и учреждений. Государственные предприятия, а особенно их финансовая деятельность, является важным и объективно необходимым элементом управленческой финансовой инфраструктуры, связанным с ролью государства в социально-экономическом развитии страны. Но особенностям осуществления финансовой деятельности государственных предприятий уделяется недостаточно внимания, что обуславливает актуальность данной темы.

В организационной и управленческой работе государственных финансовая деятельность занимает особое место. От нее зависит своевременность и полнота финансового обеспечения производственно-хозяйственной деятельности и развития предприятия, выполнения финансовых обязательств перед государством и другими субъектами хозяйствования.

Финансовая деятельность — это система форм и методов

Которые используются для финансового обеспечения функционирования предприятий и достижения ими поставленных целей, то есть это практическая финансовая работа, обеспечивающая жизнедеятельность предприятия, улучшения ее результатов. На современном этапе финансовая деятельность требует решения ряда проблем.

Во-первых, многовариантность понятия «финансовая деятельность»

Данному термину все авторы дают одинаковое по сути определение, хотя и несколько разное по формулировке. Считаю достойным акцентировать внимание на том, что в основном ученые рассматривают финансовую деятельность как деятельность, направленную на обеспечение предприятия финансовыми ресурсами и получения им выгоды. Что касается нормативно-правовых актов, то финансовая деятельность — это деятельность, которая приводит к изменениям размера и состава капитала предприятия, который не является результатом операционной деятельности.

А согласно положениям Хозяйственного кодекса финансовая деятельность включает денежное и прочее финансовое посредничество, страхование, вспомогательную деятельность в сфере финансов и страхования. То есть, есть потребность в определении единых подходов к понятию «финансовая деятельность», которые бы учитывали все его аспекты.

Во-вторых, нет единого подхода к анализу финансовой деятельности

Исследование методик анализа финансовой деятельности основывается на анализе финансового состояния, но есть ряд проблем:

— недостатки в нормативных документах по оценке финансового состояния,— отсутствие единой системы оценочных показателей,— наличие разных названий для показателей, рассчитанных по одному и тому же алгоритму,— одинаковых названий для индикаторов, рассчитанных различными способами.

Но для того чтобы эффективно оценить финансовое состояние предприятия и сравнить результаты анализа с конкурентами необходимо создать единую методику оценки для всех государственных предприятий.

Третья проблема — это недостаточное участие государства в надзоре за финансами государственных предприятий

Государственные предприятия не подлежат аудита Счетной палаты, за исключением бюджетных средств, ими полученных. Сегодня правительственный контроль за государственным имуществом формально правительством вроде осуществляется одновременно внешнего. Независимого от правительства контроля и государственного аудита использования этого имущества вообще нет. Необходимо разработать законодательную базу, соответствующую международным стандартам. И будет опорой в проведении надзора за деятельностью государственных предприятий.

Итак, в сфере финансовой деятельности имеющийся достаточно широкий спектр проблем. Быстрее их решения позволит осуществлять финансовую деятельность на соответствующем уровне, что в свою очередь обеспечит стабильный рост государственного сектора экономики.

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

ruzoo.ru