Верховенство права это. Верховенство права это


Верховенство права - это... Что такое Верховенство права?

Верхове́нство пра́ва (верхове́нство зако́на[прим. 1], англ. rule of law) — правовая доктрина, согласно которой никто не выше закона, все равны перед законом, и никто не может быть наказан государством иначе как за нарушение закона и в установленном законом порядке.

Основные положения

В современной философии права, верховенство права противостоит идее, что отдельные должностные лица или органы власти могут быть выше закона либо обладать чрезмерно широкими полномочиями и таким образом осуществлять произвол. Доктрина верховенства права требует, чтобы нормы были опубликованными, стабильными и предсказуемыми в своём применении. Она требует доступности системы правосудия и её независимости от исполнительной и законодательной ветвей власти с тем, чтобы судьи выносили решения только на основании фактов и законов[1]. В современных вариантах доктрины также утверждается, что члены общества должны иметь возможность участвовать в создании и изменении законов, которые регулируют их поведение.

Можно выделить две основные концепции верховенства закона: формальную и содержательную («тонкую» и «толстую» в английской традиции; связанные с теориями правового позитивизма и естественного права, соответственно). Формальная трактовка верховенства закона не делает суждения о справедливости самих норм, а определяет процедурные атрибуты, которые должна иметь правовая система. Данный подход стремится изолировать эффективность и предсказуемость работы системы от этических вопросов об её ответственности за результат. Содержательные трактовки верховенства права выдвигают требования к содержанию законов и явным образом включают фундаментальные права человека, которые, как утверждают эти концепции, вытекают из высших неписаных принципов законности, морали и справедливости. Такие интерпретации значительно усилили своё влияние после Нюрнбергского процесса, который признал руководство нацистской Германии преступниками вопреки их формальному соблюдению законов, а также после правозащитной деятельности Махатмы Ганди и Мартина Лютера Кинга. Чтобы не путать формальную трактовку с содержательной, Парламентская ассамблея Совета Европы рекомендует для первой использовать термин «верховенство закона», а для последней «верховенство права»[2].

История

Термин используется с начала XVII века (петиция Якову I со стороны Палаты общин в 1610 году; несколько раньше эта идея прозвучала в решении Суда общих тяжб[3] под председательством Эдварда Кока, хотя сам король считал подобный взгляд на свою власть «изменой»). Следует отметить, что сама концепция значительно старше и далеко не всегда связана с представлениями о демократии в современном смысле. Например, Аристотель настаивал, что «закон должен править»[4]. Схожих взглядов придерживался Цицерон, который говорил: «Все мы — рабы законов»[5]. Закон абсолютизировали древнекитайские «легисты» — приверженцы школы фацзя, в период нахождения у власти устанавливавшие в государстве, как правило, очень суровые наказания за многочисленные проступки. Однако, с точки зрения легистов, закон должен был быть не средством народа обуздывать властителей, а скорее средством для властителей управлять народом[6]. Напротив, в XIII веке Фома Аквинский утверждал, что именно верховенство закона представляет собой установленный Богом «естественный порядок»[7].

Идея, что свобода действий обладающих властью лиц должна иметь правовые ограничения, характерна прежде всего для англосаксонской правовой традиции (в XVIII в. — Джон Локк, Сэмюэл Джонсон, Томас Пейн, Джон Адамс). Во многом, несмотря на некоторые различия в акцентах, верховенство права близко к развивавшемуся в романо-германской правовой философии понятию «правовое государство» (нем. Rechtsstaat, фр. État de droit). Использование той или иной терминологии связано главным образом с различиями в правовых обычаях и их истории[8][9].

Измерение уровня верховенства права

Проект World Justice Project публикует ежегодный индекс по странам мира[10], который включает 8 показателей: ограничение власти государства, отсутствие коррупции, порядок и безопасность, фундаментальные права, открытость правительства, правоприменение, гражданское правосудие и уголовное правосудие. В 2012 году страны Скандинавии, Финляндия, Нидерланды и Новая Зеландия заняли верхние позиции в рейтинге почти по всем показателям (по сумме баллов Швеция набрала 7,12 из 8 возможных). Позиция России зависит от показателя[11][12] и варьируется между 65-м и 92-м местом в общем списке из 97 стран, между 15-м и последним местом среди 21 страны Восточной Европы и Центральной Азии, и между 21-м и 29-м местом из 30 стран в своей группе по доходам.

Примечания

  1. ↑ Естественно-правовые теории делают различие между верховенством закона и верховенством права, причём последнее понимается более широко и связано с содержательной трактовкой доктрины.

Сноски

  1. ↑ Stein R. Rule of Law: What Does it Mean? (англ.) / / Minn. J. Int’l L. 2009. Vol. 18. P. 293.
  2. ↑ Jurgens E. The principle of the Rule of Law (англ.) // Council of Europe Parliamentary Assembly. Doc. 11343. 2007-07-06; см. также Resolution 1594 (англ.)
  3. ↑ 12 Co Rep 64, 77 ER 1342, [1607] EWHC KB J23 (англ.)
  4. ↑ Аристотель. Политика. Кн. 3, 16
  5. ↑ Цицерон М. Т. Речь в защиту Авла Клуенция Габита. LIII, 146. 66 г.
  6. ↑ Xiangming, Zhang. On Two Ancient Chinese Administrative Ideas: Rule of Virtue and Rule by Law, The Culture Mandala: Bulletin of the Centre for East-West Cultural and Economic Studies (2002): «Although Han Fei recommended that the government should rule by law, which seems impartial, he advocated that the law be enacted by the lords solely. The lords place themselves above the law. The law is thereby a monarchical means to control the people, not the people’s means to restrain the lords. The lords are by no means on an equal footing with the people. Hence we cannot mention the rule by law proposed by Han Fei in the same breath as democracy and the rule of law advocated today.»Bevir, Mark. The Encyclopedia of Political Theory, page 162.Munro, Donald. The Concept of Man in Early China. Page 4.Guo, Xuezhi. The Ideal Chinese Political Leader: A Historical and Cultural Perspective. Page 152.
  7. ↑ Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть II-I. Вопросы 90-114. К.: Ника-Центр, 2010. ISBN 978-966-521-518-9
  8. ↑ Heuschling L. État de droit, Rechtsstaat, Rule of Law. Paris: Dalloz, 2002. ISBN 978-2247044948Grote R. Rule of Law, Rechtsstaat and „Etat de droit“ // Constitutionalism, Universalism and Democracy: A Comparative Analysis / Christian Starck (Ed.). Nomos Publishers, 1999. P. 269. ISBN 978-3789059179
  9. ↑ Доклад о верховенстве права / 86-я пленарная сессия Венецианской комиссии. Венеция, 25-26 марта 2011.
  10. ↑ Rule of Law Index. The World Justice Project
  11. ↑ Russia. Rule of Law Index. The World Justice Project
  12. ↑ "Диктатура закона": Россия оказалась в хвосте очередного рейтинга о верховенстве права

Литература

  • Дайси А. В. Основы государственного права Англии. Введение в изучение английской конституции. 2-е изд. СПб.: Тип. тов-ва И. Д. Сытина, 1907.
  • Дворкин Р. О правах всерьез. — М.: РОССПЕН, 2005. — ISBN 5-8243-0569-2
  • Ролз Дж. Теория справедливости. М.: ЛКИ, 2010. ISBN 5-382-01051-9
  • Фуллер Л. Мораль права. — М.: Ирисэн, 2007. ISBN 5-91066-011-8
  • Хайек Ф. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. — М.: ИРИСЭН, 2006. ISBN 5-91066-010-1
  • Харт Г. Л. А. Понятие права. СПб.: Изд-во СПБГУ, 2007. ISBN 5-288-04211-9
  • Allan T. R. S. Rule of law (Rechtsstaat) (англ.) // Routledge Encyclopedia of Philosophy. London: Routledge, 1998. См. также Routledge Encyclopedia of Philosophyв Google Books (англ.)
  • Rule of law (англ.) // West's Encyclopedia of American Law. Eagan, Minnesota: West, 1997.

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Верховенство закона - это что такое?

Несмотря на то что законодательство РФ хорошо проработано, ежегодно многие федеральные законы претерпевают изменения. Регулярно вносятся поправки в главные нормативно-правовые акты страны. Это говорит о том, что время меняется и старые законы уже не актуальны в настоящее время. Но в то же время законодательство имеет высшую юридическую силу и все граждане страны должны беспрекословно соблюдать нормативно-правовые акты. Верховенство закона – это основополагающий принцип законности, определяющий, что выше закона ничего нет и все перед ним в равных условиях.

Понятие верховенства закона. Что это?

В принципе, данное определение имеет конкретный смысл и не может иметь множества вариаций. Верховенство закона – это доктрина, которая определяет равенство всех людей перед законом. Если человек, вне зависимости от своего социального статуса и положения в обществе, не сделал ничего, что противоречит законодательству страны, он не получит никакого наказания. Это означает, что никто не вправе обвинить человека в каком-либо деянии без имеющихся на то причин. Принцип верховенства закона призван в том числе защитить граждан, помочь им обрести уверенность в справедливости.

верховенство закона это

Как уже было отмечено, закон наделён высшей юридической силой, и другие нормативно-правовые акты должны издаваться на его основании. Если какой-либо акт противоречит закону, любой гражданин Российской Федерации имеет право обратиться в суд с такого рода жалобой.

Как формируются законы?

Конституция РФ – основной закон страны. Это определение знакомо практически каждому гражданину, и оно является истинным. Все законы, издаваемые на территории страны, должны соответствовать постулатам Конституции и ни в коем случае им не противоречить. В России свод законов представляет собой создание определённых кодексов, которые регулируют отношения в различных направлениях. Таких кодексов очень много: уголовный, гражданский, семейный и т. д.

верховенство правового закона

В каждом кодексе имеются разделы и статьи. Это позволяет при каком-либо нарушении или спорном моменте выявить, кто прав и наказать виновного. Например, уголовный кодекс РФ. Преступник нанёс пострадавшему телесные повреждения. Если эти повреждения угрожают жизни и здоровью человека, наказание будет одно. А если же это пару синяков, то наказание будет совершенно другим.

Верховенство права

Одним из важнейших элементов правового государства является именно верховенство права. Оно означает, что все нормативно-правовые акты подчинены закону. Верховенство права и закона подразумевает, что все правовые нормы должны быть общедоступны. Закон должен быть стабилен и предсказуем. Доступной должна являться и судебная система, не зависящая от исполнительной и законодательной власти.

принцип верховенства закона

Судья выносит решение, основываясь исключительно на фактах, представленных в деле и законах. Современное право гласит о том, что общество должно быть наделено возможностью корректировать и создавать законы в рамках демократии. В настоящее время верховенство права призвано противодействовать ситуациям, когда должностные лица становятся выше закона или наделяются слишком широкими полномочиями.

Роль принципа верховенства закона

Прежде всего, данный принцип не относится ко всем государствам. Он действует только в тех, у кого демократический или либеральный правовой режим. Принцип верховенства закона очень нужен таким государствам, так как он не допустит произвол в стране. В СССР верховенство закона провозглашалось в урезанном виде, важнее закона оставались решения съездов КПСС. В России же данный принцип проявлен в полной мере, так как приоритет в юридической силе принадлежит Конституции и федеральным законам.

верховенство права и закона

Верховенство закона – это главный принцип развития и функционирования правового государства. Это понятие не терпит никаких исключений. Закон всегда будет выше других правовых актов, и это общепризнанный факт. Принцип верховенства закона, с точки зрения интересов государства, является правильным, так как нельзя допустить того, чтобы высшей юридической силой обладали и другие нормативные акты.

Однако не все законы в равной степени обладают верховенством. Так как законодательство страны нельзя назвать однородным, распределение юридической силы довольно неравномерно. Если составить небольшой своеобразный рейтинг, то лидером будет Конституция. Верховенство закона принадлежит этому документу в полной мере. Далее идут законы о внесении изменений или поправок в Конституцию. Затем кодексы и обычные законы.

Признаки верховенства закона

Правовое государство имеет множество характеристик, в числе которых разделение властей, права и обязанности граждан, а также верховенство закона и права. Но последние понятия нельзя рассматривать как единое целое, так как между ними есть значительные отличия. Историки утверждают, что верховенство права появилось гораздо раньше закона.

признаки верховенства закона

Однако рассмотрим основные положения именно верховенства закона:

- высшая сила Конституции;

- определённый алгоритм принятия законов;

- соответствие иных нормативно-правовых актов закону;

- наличие определённых органов, призванных следить за соблюдением закона.

Именно эти признаки формируют систему верховенства закона.

Как на практике реализовывается верховенства закона?

Далеко не все, что записано в правовых документах, реализуется на практике в полной мере. Однако это нельзя сказать о принципе верховенства закона. Есть два факта, которые отбросят все сомнения в обратном.

1. Все граждане страны могут и даже обязаны при совершении каких-либо действий опираться на законодательную базу страны, в том числе различные кодексы.

2. Все правовые акты, постановления правительства, а также иные региональные законы должны соответствовать основным федеральным законам РФ. Любой гражданин страны имеет возможность и право подать в суд, если обнаружит, что нормативный акт или другой документ не соответствует закону.

конституция верховенство закона

Как можно заметить, благодаря этим признакам, верховенство правового закона осуществляется на практике. В любом суде за основу берётся законодательная база, а уже потом, при возникновении спорных ситуаций, региональные законы. Если какие-либо акты противоречат основным законам, они признаются недействительными. В таком случае законодатель обязан в минимальные сроки изменить документы в соответствии с законом РФ.

Вывод

Российская Федерация – страна с демократическим политическим режимом. Принцип верховенства закона действует здесь без ограничений и исключений. Любой человек, знающий свои права и обязанности, не допустит незаконных действий в свою сторону.

Верховенство закона – это основа для любого правового государства. К сожалению, в последнее время участились случаи, когда должностное лицо превышает полномочия. В такой ситуации человек может обратиться в суд, и виновного накажут. Также всё больше развивается мошенничество. Всем гражданам РФ рекомендуется ознакомиться со своими правами и обязанностями, чтобы не быть обманутыми преступниками.

fb.ru

ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА - это... Что такое ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА?

 ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА - принцип конституционного строя РФ, означающий связанность государства, его органов и должностных лиц правом, основными правами и свободами человека и гражданина. В.п. проявляется в верховенстве закона - одном из важнейших принципов правовой системы, определяющем приоритет, господствующее положение закона в системе правовых актов государства, обеспечиваемые системой материальных и юридических средств. Наиболее полным практическим выражением верховенства закона является его особая юридическая сила. Высшая юридическая сила закона обеспечивается тем, что принятие закона - это прерогатива высшего представительного органа государственной власти; никакой другой орган не вправе приостановить или упразднить закон; правовые акты должны соответствовать закону; в случае коллизий между законом и иными правовыми актами приоритет принадлежит закону. Принцип верховенства закона утверждает принадлежность власти народу и осуществление ее непосредственно народом или представительными органами народа. Закон выполняет роль фундаментальной (базовой) конструкции правовой системы. В Концепции национальной безопасности РФ - программном документе укрепления российской государственности отмечается, что единое правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции РФ над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Федерации, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях.

На обеспечение принципа В.п. направлены положения Указа Президента РФ от 10 августа 2000 г. "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации". Указом предусмотрено создание федерального банка нормативных правовых актов субъектов РФ (федерального регистра). Высшим должностным лицам исполнительных органов государственной власти субъектов РФ предписано обеспечивать направление в Министерство юстиции РФ копий нормативных актов субъектов РФ в 7-дневный срок после их принятия, а также официальных изданий, в которых публикуются нормативно-правовые акты субъектов РФ. Для осуществления намеченных Указом мероприятий предусмотрено увеличение предельной численности работников центрального аппарата Министерства юстиции.

(В.Ч.)

Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература. В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец. 2002.

  • ВЕРХОВЕНСТВО КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ВЕРХОВЕНСТВО ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРАВА

Смотреть что такое "ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА" в других словарях:

  • Верховенство права — Английская Великая хартия вольностей (1215 год) обязала короля соблюдать ряд надлежащих правовых процедур. Верховенство права (верховенство закона[прим. 1], англ …   Википедия

  • Верховенство права — один из важнейших принципов права, в соответствии с которым в демократическом государстве должен быть учрежден суд на основании закона, обязанный осуществлять правосудие по строго установленным процессуальным правилам. Впервые верховенство права… …   Большой юридический словарь

  • Права человека — (Human rights) Понятие прав человека, конституционные права и свободы Информация о понятии прав человека, конституционные права и свободы Содержание Содержание Раздел 1. Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в… …   Энциклопедия инвестора

  • Верховенство закона — Либерализм Идеи Свобода Капитализм · Рынок …   Википедия

  • ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА — господство нормативного акта, принимаемого высшим законодательным органом страны, над иными подзаконными актами. В данном случае В.з. рассматривается как принцип законности, под которым понимается соответствие подзаконных нормативных актов и… …   Энциклопедия юриста

  • ВЕРХОВЕНСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — неограниченность государственной власти ничем, кроме Конституции, естественного права и законов. В.г.в. означает, что на территории государства нет другой, конкурирующей власти, что над ней не стоит и не может стоять никакая другая власть. Таким… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • ВЕРХОВЕНСТВО КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — юридическое свойство Основного закона, означающее господствующее (верховенствующее) положение его норм во всей национальной системе права. В.К. РФ означает, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • ВЕРХОВЕНСТВО ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРАВА — конституционный принцип федеративного устройства, означающий, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые федеральными органами власти, обладают высшей силой по отношению к законодательству субъектов РФ. Данный принцип… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • Философия права —    1) Рус. философско правовая мысль берет свое начало в период формирования государства Киевской Руси. Имея в своей основе духовный синкретизм, сочетавший языческие и христианские представления, правовые идеи развивались первоначально в форме… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • ФИЛОСОФИЯ ПРАВА — рус. философско правовая мысль берет свое начало в период формирования государства Киевской Руси. Имея в своей основе духовный синкретизм, сочетавший языческие и христианские представления, правовые идеи развивались первоначально в форме… …   Русская философия: словарь

Книги

  • Верховенство права и проблемы его обеспечения в правоприменительной практике. Международная коллективная монография, Елена Новикова, Анатолий Наумов, А. Федотов, А. Рахмилович, Тамара Морщакова, Вениамин Яковлев, Виктор Жуйков, Владимир Лафитский, Валерий Зорькин. 608 стр. Книга коллектива авторов - видных ученых и практиков в области права посвящена острым проблемам права и правоприменительной практики: барьеры в соблюдении принципа верховенства… Подробнее  Купить за 1325 грн (только Украина)
  • Верховенство права как фактор экономики, Ясин Евгений Григорьевич, Федотов А. Г., Субботин М. А.. Настоящая книга продолжает цикл исследований, начатый коллективной монографией "Верховенство права и проблемы его обеспечения в правоприменительной практике" (2009). Авторы исследуют феномен… Подробнее  Купить за 928 руб
  • Верховенство права как фактор экономики, Федотов А.Г.. Настоящая книга продолжает цикл исследований, начатый коллективной монографией «Верховенство права и проблемы его обеспечения в правоприменительной практике» (2009). Авторы исследуют феномен… Подробнее  Купить за 833 руб
Другие книги по запросу «ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА» >>

constitutional_law_russia.academic.ru

Верхове́нство пра́ва | Община

Верхове́нство пра́ва (верхове́нство зако́на),  — правовая доктрина, согласно которой никто не выше закона, все равны перед законом, и никто не может быть наказан государством иначе как за нарушение закона и в установленном законом порядке.

В современной философии права, верховенство права противостоит идее, что отдельные должностные лица или органы власти могут быть выше закона либо обладать чрезмерно широкими полномочиями и таким образом осуществлять произвол.

  • Доктрина верховенства права требует, чтобы нормы были опубликованными, стабильными и предсказуемыми в своём применении.
  • Она требует доступности системы правосудия и её независимости от исполнительной и законодательной ветвей власти с тем, чтобы судьи выносили решения только на основании фактов и законов.
  • В современных вариантах доктрины также утверждается, что члены общества должны иметь возможность участвовать в создании и изменении законов, которые регулируют их поведение.

Можно выделить две основные концепции верховенства закона: формальную и содержательную («тонкую» и «толстую» в английской традиции; связанные с теориями правового позитивизма и естественного права, соответственно).

  • Формальная трактовка верховенства закона не делает суждения о справедливости самих норм, а определяет процедурные атрибуты, которые должна иметь правовая система.

Данный подход стремится изолировать эффективность и предсказуемость работы системы от этических вопросов об её ответственности за результат.

  • Содержательные трактовки верховенства права выдвигают требования к содержанию законов и явным образом включают фундаментальные права человека, которые, как утверждают эти концепции, вытекают из высших неписаных принципов законности, морали и справедливости.

Такие интерпретации значительно усилили своё влияние после Нюрнбергского процесса, который признал руководство нацистской Германии преступниками вопреки их формальному соблюдению законов, а также после правозащитной деятельности Махатмы Ганди и Мартина Лютера Кинга.

Чтобы не путать формальную трактовку с содержательной, Парламентская ассамблея Совета Европы рекомендует для первой использовать термин «верховенство закона», а для последней «верховенство права».

Принцип верховенства права: определение, соотношение со смежными понятиями, особенности законодательного закрепления и реализации

«Обеспечение верховенства права является ключом к решению острых вопросов», — отмечал Кофи Аннан в своем выступлении на очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. По нашему мнению, речь идет прежде всего о ключе к решению вопросов у себя в стране, а уже потом — и за рубежом.

Рассматривая принцип верховенства права, невольно сталкиваешься с вопросом: все ли в порядке с пониманием этого принципа? На сегодняшний день, верховенство права находится под угрозой во всем мире.

Уязвимым категориям населения пока не хватает эффективных средств защиты от того, как сильные мира сего манипулируют законами, чтобы сохранить власть и накопить богатства.

Реальное отношение людей — политиков, судей, адвокатов и даже населения в целом — к праву и юридических абстракций является не менее важным, чем любое конституционное закрепление приверженности принципу верховенства права.

В украинских условиях демократия до недавних пор была синонимом монархии. Слабость институтов государственной власти и правопорядку в начале периода становления независимости определяла возможность свободного выражения политических интересов как отдельных лиц, так и групп населения.

Несформированность и слабость политических фигур отражалась на недемократическом воздействии на общество.

Верховенство права, являясь одним из основных принципов демократического общества, предусматривает судебный контроль над вмешательством в право каждого человека на свободу, что и было доказано в ходе избирательного процесса. Суд, осуществляя правосудие на принципах верховенства права, обеспечил защиту гарантированных Конституцией и законами Украины прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, интересов общества и государства.

Итак, поистине, основными принципами Конституции Украины наряду с признанием человека, его жизнь и здоровье, чести и достоинства, неприкосновенности и безопасности, наивысшей социальной ценностью является, также, принципы верховенства права и осуществления государственной власти на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, о чем пойдет речь далее.

В соответствии со ст. 8 Конституции Украины в Украине действует принцип верховенства права. Конституция Украины имеет высшую юридическую силу.

Таким образом, Конституция Украины разделяет отдельно два понятия: верховенство права и верховенство закона.

  • Сразу следует отметить, что не стоит отождествлять понятия «верховенство права» и «верховенство конституции».
  • Отсюда также не следует, что верховенство права толкуется как верховенство конституции.
  • Понимание права не дает оснований для его отождествления с законом, который иногда может быть и несправедливым, в том числе, ограничивать свободу и равенство лиц.
  • Одновременно справедливость является одной из основных принципов права, является решающей в определении его как регулятора общественных отношений, одним из общечеловеческих измерений права.

Обычно, справедливость рассматривают как свойство права, выраженную, в частности, в равном юридическом масштабе поведения и в пропорциональности юридической ответственности совершенному правонарушению.

В совокупности, основные принципы права (основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения) закрепляются в Основном Законе Украины — Конституции Украины, и гарантируют гражданам Украины их права и свободы.

Право можно, конечно, понимать в смысле позитивного права, как Конституцию и совокупность законодательных актов и решений, принятых законодательным органом. Но законом, или, точнее, правом следует считать сами принципы, лежащие в основе отношений между людьми в обществе, сложившиеся в процессе исторического его формирования.

Именно право превращает нехитрое и беспощадное правление большинства в демократическую «республику доводов и оснований».

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ПРАВО» и «ЗАКОН»

Право (в узком смысле — является системой общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком смысле — охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством).

Закон (нормативный акт, которым устанавливаются нормы права, принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке).

Это означает, что принцип верховенства права должен быть заложен практически во всех законах, которые, в свою очередь, должны быть направлены на защиту прав и свобод граждан.

Принцип верховенства закона (закон является основным источником права в современном обществе), закрепленный Конституцией Украины, означает определяющую, ведущую роль закона в правовой системе, в частности, системе источников права, его высшую юридическую силу относительно подзаконных актов.

То есть принцип верховенства закона означает только соотношение закона и других нормативно-правовых актов.

В странах континентального права (Германии, Франции, Австрии и др.) юридическая доктрина всегда различала понятия «закон в материальном смысле», то есть любую норму, исходит от государства независимо от форм ее изложения, и «закон в формальном смысле». То есть закон должен быть наполнен материальным содержанием и выдержанный в формальном.

Законы и другие нормативно-правовые акты должны приниматься на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей.

Характеристика закона как правового документа высшей юридической силы означает, что все другие нормативные акты (государственных органов, общественных организаций) находятся «под» законом и подзаконными, а все законы находятся «под» Основным Законом — Конституцией. Одним из признаков закона является то, что он является актом высшего юридического ранга.

Поэтому закон в демократических государствах рассматривается не только как продукт парламентской деятельности, но и как элемент социально-нормативного развития общества и его институтов.

СООТНОШЕНИЕ принцип верховенства права и верховенства закона

Согласно решению Конституционного Суда Украины по делу по конституционному представлению Верховного Суда Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений ст. 69 Уголовного кодекса Украины (дело о назначении судом более мягкого наказания) от 2 ноября 2004 года (№ 15-рп/2004) верховенство права является господством права в обществе .

Верховенство права требует от государства его воплощения в правотворческую и правоприменительную деятельность, в частности в законы, которые по своему содержанию должны быть проникнуты прежде всего идеями социальной справедливости, свободы, равенства и т.п.. Одним из проявлений верховенства права является то, что право не ограничивается только законодательством как одной из его форм, а включает и другие социальные регуляторы, в частности, нормы морали, традиции, обычаи и т.д., которые легитимируются обществом и обусловлены исторически достигнутым культурным уровнем общества. Все эти элементы права объединяются качеством, соответствует идеологии справедливости, идее права, которая в значительной степени получила отражение в Конституции Украины.

Верховенство права означает то, что при выборе государством нормативной системы в качестве доминирующей избирается именно правовая нормативная система.

Конституционный надзор, обеспечивает непротиворечивость всей законодательной системы (конституционный надзор за законами Украины осуществляет, в соответствии с Законом Украины «О Конституционном Суде Украины» КСУ, который является единственным органом конституционной юрисдикции в стране).

Итак, Конституционный Суд Украины гарантирует верховенство Конституции и решает вопрос о конституционности того или иного закона, принятого законодательной властью.

Законы должны быть правовыми, то есть демократическими, гуманными, справедливыми, направленными на обеспечение прав человека и интересы не определенных слоев населения, а всего народа — за этим следит Конституционный Суд Украины.

Вместе с тем, законы должны быть легитимированных обществом, т.е. принятие того или иного закона должно быть обусловлено необходимостью и волей народа.

Легитимованность обществом означает принятие соответствующей формы (закона или другого нормативно-правового акта) и наполнение этой формы определенным содержанием (правом).

Итак, легитимный закон стоит на принципах охраны прав и свобод человека. В случае нарушения прав или свобод человека, которые гарантируются легитимированных законом, лицо, право которого нарушается или не признается, может обратиться в суд с требованием, основанная на материальном праве этого легитимированных закона.

Деятельность судебной власти, в свою очередь, является призванной к защите прав и свобод человека, справедливого разрешения споров, обеспечения победы принципа верховенства права во всех сферах жизни общества, как непременного условия правового государства.

В настоящее время представления о правосудии и другие правовые нормы формирует суд, который, хотя и находится в ведении государства, является заведомо дистанцированным от откровенно политизированных ветвей власти, на которых осуществляется давление со стороны институтов гражданского общества и частных лиц.

Это даёт надежду что, принятый законодательным органом акт может признаться судом несоответствующим Основному Закону, или, точнее, неправовым. Но одновременно на решение суда может воздействовать прямое давление или иное действие различных государственных органов и частных лиц.

Поэтому Конституционный Суд Украины, в случае выявления несоответствия определенного закона Основному Закону, или незаконное решение суда должен начать производство и принять соответствующее решение, в том числе и в отношении самого суда.

Принцип верховенства права впервые реализуется через выборы (формирование) политической элиты народом государства. Очень хотелось бы, чтобы выборы проводились народом, через определённые народные структуры, при этом выбирались лучшие и конкретные лидеры на все уровни властных структур, не зависимо от его материального  и социального состояния, а только от личных моральных и  профессиональных качеств.

Это будет большое значение для нации, если она  сделает такой выбор.

obshina.net.ua

Верховенство права — WiKi

В современной философии права, верховенство права противостоит идее, что отдельные должностные лица или органы власти могут быть выше закона либо обладать чрезмерно широкими полномочиями и таким образом осуществлять произвол. Доктрина верховенства права требует, чтобы нормы были опубликованными, стабильными и предсказуемыми в своём применении. Она требует доступности системы правосудия и её независимости от исполнительной и законодательной ветвей власти с тем, чтобы судьи выносили решения только на основании фактов и законов[3]. В современных вариантах доктрины также утверждается, что члены общества должны иметь возможность участвовать в создании и изменении законов, которые регулируют их поведение.

Можно выделить две основные концепции верховенства закона: формальную и содержательную («тонкую» и «толстую» в английской традиции; связанные с теориями правового позитивизма и естественного права, соответственно). Формальная трактовка верховенства закона не делает суждения о справедливости самих норм, а определяет процедурные атрибуты, которые должна иметь правовая система. Данный подход стремится изолировать эффективность и предсказуемость работы системы от этических вопросов об её ответственности за результат. Содержательные трактовки верховенства права выдвигают требования к содержанию законов и явным образом включают фундаментальные права человека, которые, как утверждают эти концепции, вытекают из высших неписаных принципов законности, морали и справедливости. Такие интерпретации значительно усилили своё влияние после Нюрнбергского процесса, который признал руководство нацистской Германии преступниками вопреки их формальному соблюдению законов, а также после правозащитной деятельности Махатмы Ганди и Мартина Лютера Кинга. Чтобы не путать формальную трактовку с содержательной, Парламентская ассамблея Совета Европы рекомендует для первой использовать термин «верховенство закона», а для последней «верховенство права»[4].

Согласно определению, данному в 2004 году в докладе Генерального секретаря ООН «Господство права и правосудие переходного периода в конфликтных и постконфликтных обществах», «Господство права — это понятие, составляющее саму суть миссии ООН. Речь идет о таком принципе управления, в соответствии с которым все лица, учреждения и структуры, государственные и частные, в том числе само государство, функционируют под действием законов, которые были публично приняты, в равной степени исполняются и независимо реализуются судебными органами и которые совместимы с международными нормами и стандартами в области прав человека[5]».

Украинский ученый-юрист А.Н.Костенко, исходя из теории социального натурализма, предложил интерпретировать принцип верховенства права как "принцип верховенства законов естественного права".

Термин используется с начала XVII века (петиция Якову I со стороны Палаты общин в 1610 году; несколько раньше эта идея прозвучала в решении Суда общих тяжб[6] под председательством Эдварда Кока, хотя сам король считал подобный взгляд на свою власть «изменой»). Следует отметить, что сама концепция значительно старше и далеко не всегда связана с представлениями о демократии в современном смысле. Например, Аристотель настаивал, что «править должен закон»[1]. Схожих взглядов придерживался Цицерон, который говорил: «Все мы — рабы законов»[7]. Закон абсолютизировали древнекитайские «легисты» — приверженцы школы фацзя, в период нахождения у власти устанавливавшие в государстве, как правило, очень суровые наказания за многочисленные проступки. Однако, с точки зрения легистов, закон должен был быть не средством народа обуздывать властителей, а скорее средством для властителей управлять народом[8]. Напротив, в XIII веке Фома Аквинский утверждал, что именно верховенство закона представляет собой установленный Богом «естественный порядок»[9].

Идея, что свобода действий обладающих властью лиц должна иметь правовые ограничения, характерна прежде всего для англосаксонской правовой традиции (в XVIII в. — Джон Локк, Сэмюэл Джонсон, Томас Пейн, Джон Адамс). Во многом, несмотря на некоторые различия в акцентах, верховенство права близко к развивавшемуся в романо-германской правовой философии понятию «правовое государство» (нем. Rechtsstaat, фр. État de droit). Использование той или иной терминологии связано главным образом с различиями в правовых обычаях и их истории[10][11].

Самый древний источник, в котором утверждается идея подчинения власти закону, — Тора (часть Святого Писания) Моисея, согласно традиционной точке зрения жившего в XIII в. до н. э.[12]:

Когда он (царь) сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников левитов, и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии; чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребыл на царстве своём он и сыновья его посреди Израиля[13].

В Средние века эта идея получает силу государственного закона и в нееврейском мире, когда высшим источником истины в нём также становится Святое Писание. Согласно этому источнику, «закон (бога) — истина»[14]. Этот закон был общей основой всех политических и правовых доктрин Средневековья[15]. Но ещё ранее, во время христианизации Римской империи, в 390 г. христианский император Феодосий I уже был вынужден подчиниться закону и принести публичное покаяние[16].

В 1215 г. английский король, признавая над собой главенство Христа[17], подписал Великую хартию вольностей, устанавливавшую принцип подчинения власти праву[18]. В том же веке придворный судья Генри Брэктон (англ. Henry de Bracton, ум. в 1268 г.) впервые систематизировал основные нормы английского права. Его работа De legibus et consuetudinibus Anglia («О законах и судебных установлениях Англии») сыграла важнейшую роль в становлении средневековой Англии[19]. Он утверждал, что «король должен быть не под человеком, а под богом и законом, потому что закон делает короля королём»[20].

И в дальнейшем законодательные акты средневековой Европы регулировали власть монархов, опираясь на главенство Христа и верховенство Святого Писания. Так в 1221—1225 гг. судья Эйке фон Репков составил Саксонское зерцало — старейший правовой сборник Германии, который послужил основой для Швабского зерцала[21] и для права города Магдебурга (см. Магдебургское городское право), откуда распространился в Голландии, Лифляндии и Польше[22][23].

В 1525 г. крестьянами Швабии был принят манифест Реформации Двенадцать статей[24].

В 1571 г. Парламентским Актом в Англии были утверждены 39 статей (см. ст. 37).

Билль о правах 1689 г. ещё более ограничил власть английских монархов[25] и декларировал права и свободы подданных[26].

Так, опираясь на имя Христа и высоту его закона, идея верховенства права получила силу государственного закона в средневековой Европе, а абсолютная монархия, унаследованная от Римского права, превратилась в монархию, ограниченную законами[27].

В дальнейшем нормативно-правовые акты демократических государств перестали признавать главенство Христа и верховенство Святого Писания. Однако эти государства не перестали строить свои законодательства на принципе верховенства права, но продолжили развитие этого принципа в своём законотворчестве, положив его основой современного мироустройства[28].

Проект World Justice Project публикует ежегодный индекс по странам мира[29], который включает 8 показателей: ограничение власти государства, отсутствие коррупции, порядок и безопасность, фундаментальные права, открытость правительства, правоприменение, гражданское правосудие и уголовное правосудие. В 2012 году страны Скандинавии, Финляндия, Нидерланды и Новая Зеландия заняли верхние позиции в рейтинге почти по всем показателям (по сумме баллов Швеция набрала 7,12 из 8 возможных). Позиция России зависит от показателя[30][31] и варьируется между 65-м и 92-м местом в общем списке из 97 стран, между 15-м и последним местом среди 21 страны Восточной Европы и Центральной Азии, и между 21-м и 29-м местом из 30 стран в своей группе по доходам.

ru-wiki.org

Верховенство права это | juridicheskii.ru

Верховенство права

Принцип связанности государства правом ( верховенство права ). В свое время юрист Рудольф Иеринг настаивал на том, что

«государство дает индивиду несравненно больше, чем право »

. Очевидно, трудно спорить с тем, что государство действительно много дает индивиду.

Однако, как точно заметил уже Томас Гоббс.

«тот, кто имеет власть всех защищать, обладает и властью всех угнетать»

.

Принцип верховенства закона в правовом государстве

Верховенство закона означает, что закон обладает высшей юридической силой, и все другие правовые акты и акты правоприменения должны ему соответствовать.

Отсюда следует, что никакое должностное лицо или орган власти, включая правительство, парламент и (при демократии) народ как целое, не могут совершать действия за пределами рамок, установленных законом [2] [15].

Правовые нормы могут издаваться и меняться только согласно действующим узаконенным или заранее оговоренным процедурам.

Верхове́нство пра́ва ( верхове́нство зако́на [прим.

1]. англ. rule of law ) — правовая доктрина.

согласно которой никто не может быть выше закона. все равны перед законом, и никто не может быть наказан государством иначе как за нарушение закона и в установленном законом порядке.

Верховенство закона означает, что все подзаконные акты и акты правоприменения подчиняются закону.

Принципы (признаки) правового государства

Правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Современное правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей).

На обеспечение принципа В.п. направлены положения Указа Президента РФ от 10 августа 2000 г.

«О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации»

.

Указом предусмотрено создание федерального банка нормативных правовых актов субъектов РФ (федерального регистра).

Высшим должностным лицам исполнительных органов государственной власти субъектов РФ предписано обеспечивать направление в Министерство юстиции РФ копий нормативных актов субъектов РФ в 7-дневный срок после их принятия, а также официальных изданий, в которых публикуются нормативно-правовые акты субъектов РФ.

Определение принципа верховенства права (the rule of law) было впервые предложено английским ученым и политическим деятелем Д.

Харрингтон в 1656 как правление законов, а не людей, представляет собой интерпретацию известной мысли Аристотеля о том, что государство, управляемое законами, выше государства, которое руководствуется людьми.

Исторические истоки этого принципа можно найти также в естественном праве и христианской доктрине.

Положение о верховенстве права и закона является одной из важнейших характеристик правового государства (наряду с разделением властей и свя­занностью государства и граждан взаимными правами и обязанностями).

Вместе с тем объективно существующее несовпадение права и застав­ляет рассматривать верховенство права и верховенство закона раздельно.

В литературе даже отмечается, что идея верховенства права исторически зна­чительно старше идеи верховенства закона.

«Конституция — основной закон государства», -именно так дано определение этого понятия в словарях. Конституция определяет строй государства, форму управления им, отношения между властью и гражданами этого государства.

А теперь перейдем к вышеобозначенной Конституции США. С целью выработки Конституции в 1787 году был созван Конгресс Представителей Штатов, который в течении 5 месяцев рассматривал предложенные проекты закона.

В соответствии со ст. 15 Конституции России признается и действует принцип верховенства права. Это означает подчиненность государства и его институтов правам человека, признание приоритета права перед другими социальными нормами (моралью, обычаями и т.

д.). Принцип верховенства права закреплен в конституциях многих государств, признающих себя правовыми. Так, в частности, в такой принцип закреплен ст.

Верховенство права и верховенство закона, их соотношение

Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

— Антидемократический режим – характеризуется авторитарностью, тоталитаризмом и так далее.

juridicheskii.ru

Верховенство права

Верховенство права

                               -2-

    

                           Содержание.

    

     Вступление.......................................3

     Основные принципы "Верховенства Права"...........4

     Правительство народа,управляемое народом,

     существующее для народа..........................4

     Раздение властей и принципы взаимодействия

     между ними.......................................6

     Представительная демократия......................8

     Ограниченное правительство и федерализм..........8

     Судебная система.................................9

     Заключение......................................10

     Список литературы...............................12

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

                              - 3 -

                         

                          Вступление.

     "Конституция-основной закон государства",-именно так дано

     определение  этого  понятия   в   словарях .  Конституция

     определяет строй   государства,форму    управления    им,

     отношения между властью и гражданами этого государства.

     А теперь  перейдем к вышеобозначенной Конституции США.  С

     целью  выработки  Конституции  в  1787  году  был  созван

     Конгресс   Представителей   Штатов,который  в  течении  5

     месяцев   рассматривал   предложенные   проекты   закона.

     Наибольшую  поддержку  получил проект,предложенный штатом

     Виргиния,автором которого  был  Джеймс  Медиссон-он  стал

     "отцом  и  философом  американской  Конституции".Через  7

     месяцев проект был принят 9 -ю штатами и вступил  в силу.

     Всеми  13-ю  штатами  Конституция  была ратифицированна в

     1791 году.Конституция была довольно-таки  "умеренным"  по

     духу  документом-в  ее  разработке  не  принимали участия

     представители  "Радикалов".Но  "радикальное   крыло"   не

     осталось  в  стороне-под  их  давлением  в 1791 году были

     приняты первые 10 поправок к  Конституции  США  "Билль  о

     Правах".

     Конституция США  вобрала  в  себя  самые  передовые  идеи

     государственного устройства,а также  демократические идеи

     передовых мыслителей того времени:Локка,Монтескье. Именно

     то,  что   Конституция   основанна   на   демократических

     принципах  позволяет о том,что в Конституции США соблюден

     принцип "Верховенства Права",о  котором  далее  и  пойдет

     речь.

                              - 4 -

    

             Осовные принципы "Верховенства Права".

     "Верховенство Права" -собирательный   термин , означающий

     наиболее  важные  аспекты  демократического правления.Его

     суть в том,что  правиительственные  решения  должны  быть

     основаны на согласии народа,и действовать через структуры

     и     процедуры,разработанные     для      предупреждения

     индивидуальных   потрясений  и  государственной  тирании,

     защищающие права и свободы."Верховенство  Права" основано

     на пяти основополагающих принципах:

     1.Правительство народа,управляемое   народом,существующее

       для народа.

     2.Разделение властей    на    исполнительную,судебную   и

       законодательную,а также принципы их взаимодействия.

     3.Представительная демократия,процедурные  и существенные

       ограничения   в   отношении   действий   правительства,

       направленных против частных лиц.

     4.Ограниченное правительство и федерализм.

     5.Судебное разбирательство  независимой системой судебных

       органов как  основной  механизм  проиудения  законов  в

       жизнь.

     А теперь мы проанализируем каждый из этих принципов.

           Правительство народа , управляемое народом и

                   существующее для народа.

     Подавляющее большинство    философов    и    политических

     мыслителей  отдавали  бразды  правления в демократическом

                                                   

                              - 5 -

           

     государстве именно   народу , а   не    нескольким    его

     представителям и  элите.Так,например,Д.Локк  рассматривал

     правительство  как  орган,основанный  на общем согласии,и

     писал,  что действия  правительства,превышающие  действие

     закона   -бесправны.Он  также  писал:"Там  где  кончается

     закон,  начинается тирания...".Отражением этих посылов  в

     американской  Декларации  независимости  являются строки:

     "Мы    убеждены,что     следующие     истины     являются

     самодоказуемыми: все люди рождены равными друг другу; они

     наделены  их   Создателем   определенными   неотъемлемыми

     правами;среди   нихправо  на  жизнь,свободу,стремление  к

     счастью.И для того,чтобы защитить эти  права,среди  людей

     созданы правительства,получающие свою справедливую власть

     в соответствии с желанием народа.

     Выводы из этого принципа следующие:

     -конституции должны  претворять  в  жизнь фундаментальные

     соглашения   с   народом-такие    конституции    являются

     высочайшей  формой закона,которому должны подчиняться все

     остальные законы и  действия  правительства.  Конституции

     должны  претворять  в  жизнь  фундаментальные предписания

     демократического общества ,  а  не  стараться  объединить

     постоянно  меняющиеся  законы.

     -законодательные органы   и   руководящие   представители

     исполнительной  власти  должны  и  избираться на всеобщих

     выборах   по   системе   ,    гарантирующей    постоянную

     подотчетность, а также  их честность и открытость.

     -не должно   быть   никакого   объединения    партии    с

     государством    или   контроля   партии   над   выборами.

     -конституционная система должна  давать  возможность  для

      

                              - 6 -

      

     благоразумных ее поправок в следтствии развития общества.

     А теперь  проанализируем  Конституцию  США   на   предмет

     соответствия   этому   принципу.  Конституция  США  после

     принятия "Билля о Правах" претерпела только 10 поправок к

     своему   тексту,что   позволяет   говорить   о  том  ,что

     конституционная система в случае необходимости может быть

     подвергнута  корректировке  и  что  в ней содержатся лишь

     фундаментальные основы устройства общества. В Конституции

     также  четко  определен  порядок выборов представителей в

     исполнительную и законодательную ветви  власти,и сделанно

     все во избежание "сращивания" партий и государства.

                  Разделение властей и принципы

                    взаимодействия между ними.

     Монтескье писал в работе "О духе законов" в 1748 году :

     "Политическая свобода    объекта    представляет    собой

     уравновешенность  ума,возникающую  из   понимания,которое

     каждая личность имеет о своей безопасности.Для того,чтобы

     иметь  эту  свободу,требуется,чтобы  правительство   было

     организованно  таким  образом,дабы  люди  не боялись друг

     друга.  Когда  законодательные  и   исполнительные   силы

     объеденены   в   одном  и  том  же  человеке  или  органе

     магистратуры,то   свобода   невозможна,так   как    могут

     возникнуть  опасения,что  тот  же  самый монарх или сенат

     сможет   ввести   тиранические   законы,использовать   их

     тираническим образом. опять же,свободы не может быть,если

     судебная  власть  не  разделена   с   законодательной   и

     исполнительной.Если   она  объединена  с  законодательной

     властью,то свобода  субъекта  подвергается  произвольному

      

                              - 7 -

      

     контролю;судья превращается   в  законодателя.  Если  она

     объеденина с исполнительной властью,судья может поступать

     со  всей  ожесточенностью угнетателя." Принцип разделения

     властей Конституцией США был  заимствован  у  Конституции

     штата   Массачусетс  1780  года,который  звучал  так:  "В

     правительстве этого штата Законодательный комитет никогда

     не должен иметь прово применять исполнительную и судебную

     власть или одну из них; Исполнительный комитет никогда не

     должен  иметь  право применять судебную и законодательную

     власть или одну  из  них;  Судебный  комитет  никогда  не

     должен    иметь    право   применять   исполнительную   и

     законодательную  власть  или  одну  из   них;в   конечном

     результате  это  может  стать  правительство права,  а не

     правительство   людей."   В   Конституции   США   принцип

     разделения   властей   дополнен   системой   "сдержек   и

     противовесов"-Исполнительный комитет имеет право наложить

     вето на решение Законодательного органа,Сенат имеет право

     воздержаться от  рекомендаций  и  одобрения  соглашений,а

     также  то,что именно Конгресс "объявлял войну","набирал и

     содержал армию". Система "сдержек и противовесов" введена

     также   и   внутри   законодательных   органов   в   виде

     двухпалатной системы, избираемой различными избирателей и

     на различные сроки. Следует ,однако,заметить,что в случае

     установления  контроля  партии   над   государством   все

     принципы  разделения властей  аннулируются  и все выгоды,

     даваемые этим принципом верховенства права будут утеряны.

                

      

 

      

      

                              - 8 -

      

                 Представительная демократия.

     Каждая демократическая  система  встает  перед  проблемой

     того,каким  образом  защищать права и достоинство граждан

     от действий правительства - произвольных  или  одобренных

     большинством.  Наилучшим решением является предоставление

     Конституцией гарантий личных прав и  свобод граждан,часто

     называемых Биллем о правах.  Другие пути решения включают

     в  себя   создание   барьера   против   фракционности   и

     опрометчивых    законов    посредством   представительной

     демократии,двухпалатной системы и осторожного  подхода  к

     законодательным    обсуждениям   и   действиям   ,как   и

     предоставление ограниченной власти,которая не в состоянии

     скомпрометировать эти основные свободы. Посмотрев в текст

     Конституции  США  мы  сразу  увидим,что  защита  прав   и

     достоинства  в  ней осуществлена обоими способами:  это и

     "Билль о Правах",  существующий уже более 200  лет,это  и

     провозглашение  представительной  демократии,  и создание

     двухпалатной системы   ,  и  предоставление  ограниченной

     власти.

    

           Ограниченное правительство и федерализм.

    

     Ограниченное центральное   правительство  необходимо  для

     того  ,  чтобы  максимизировать  региональный  и  местный

     контроль  над правительственными функциями, принципиально

     влияющими на население на локальных уровнях. Ограниченное

     правительство   и   федерализм   разделяют  власть  между

     центральным правительством, которое должно иметь власть в

     вопросах обороны ,внешней политики , внутреннего рынка  и

      

                              - 9 -

      

     других вопросах   управления,   влияющих   на  граждан  в

     общегосударственном масштабе,  а  региональные  и местные

     власти -возможность  управления  в  таких  областях,  как

     муниципальные услуги, образование ,в основном влияющих на

     граждан на  местном  уровне.  Этот  принцип  одновременно

     позволяет  правительству  легче  реагировать  на  запросы

     населения и быть более открытым гражанскому  контролю,  а

     также  поощряет  разнообразие  в  общественных политиках,

     принимаемых  регионами  в  соответствии  с  региональными

     особенностями,что  несет  в  себе  принцип  соучаствоющей

     демократии,при которой люди наиболее подверженные влиянию

     какого-либо   решения,имеют   право   участвовать  в  его

     выработке.  В  Конституции  США  прямо  указаны   вопросы

     компетенции органов центральной власти, а также сказано ,

     что все остальные  вопросы,  не  входящие  в  компетенцию

     федеральных органов ,  находятся во власти властей штатов

     и.т.д. ...

    

                        Судебная система.

     

     Независимая судебная  система  -наиважнейший  компонент в

     принципе разделения властей,  так же как и в  эффективном

     принципе конституционализма;   она   включает  в  себя  и

     реализует основные  условия , на которые согласен  народ.

     Исходя из огромной важности судебного разбирательства как

     основного механизма    осуществления    Конституциии    и

     проведения в  жизнь верховенства  права, считаю,  что оно

     само по  себе  как  фундаментальный   принцип.   Конечно,

     никакой другой  принцип  в  истории  США не был настолько

     важен для  проведения  в   жизнь   целостности   основных

    

                              - 10 -

    

     конституционных обеспечений   верховенства   права,   как

     принцип  независимого   судебного    разбирательства.   И

     возможно  ,  его   основной   задачей   является   защита

     фундаментальных прав и свобод индивида  от  посягательств

     на них  со  стороны федеральных властей и властей штатов.

     Судебное разбирательство  независимым  судебным   органом

     является единственным  путем  к  эффективному утверждунию

     приоритета Конституции.

    

     Несомненно, обязанность суда-  определить,  что  является

     законом. Если  два закона конфликтуют один с другим,  суд

     должен решить  когда  и  какой  из  законов  может   быть

     применен. Если  закон  разнится  с  конституцией  то  суд

     должен решить,какое   из   конфликтующих   правил   будет

     управлять данным  случаем.  Это  является  сутью правовых

     обязанностей.

    

                          Заключение.

    

     Только что мы  рассмотели  Конституцию  США  в  контексте

     соответствия ее принципу "Верховенства Права". И во время

     этого стало  очевидно   ,   что   каждый   из   принципов

     "Верховенства Права":

     1.Правительство народа,управляемое   народом,существующее

       для народа.

     2.Разделение властей    на    исполнительную,судебную   и

       законодательную,а также принципы их взаимодействия.

     3.Представительная демократия,процедурные  и существенные

       ограничения   в   отношении   действий   правительства,

       направленных против частных лиц.

    

                              - 11 -

    

     4.Ограниченное правительство и федерализм.

     5.Судебное разбирательство  независимой системой судебных

       органов как  основной  механизм  проиудения  законов  в

       жизнь.

     положен в  основу  Конституции  США  и  в ней созданы все

     необходимые механизмы претворения этих принципов в жизнь.

     Основываясь на   этом   со  всей  ответственностью  можно

     заявить, что США- светское  демократическое  государство,

     основу конституционного  устройства  которого  составляет

     Верховенство Права.

     Теперь- лично мое мнение:

     Я считаю,  что демократия не есть высшая форма устройства

     государства, я   считаю,   что   с  дальнейшим  развитием

     общественных отношений надобность в  государстве отпадет.

     А   США   одним   из    лучших    способов   адаптировало

     демократическую идею к своим потребностям.

          

    

    

    

    

    

    

                              - 12 -

    

     В этой работе была использована следующая литература:

     1. Хрестоматия по политологии Ч.2 .

     2. Д.Н. Мур "Верховенство Права: Обзор".

     3. А.Е. Дик  Ховард "Конституализм".

     4. А.Е. Дик  Ховард "Федерализм".

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

Теги: Верховенство права  Реферат  Антикризисный менеджментПросмотров: 14091Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Верховенство права

diplomba.ru