Вербальное и невербальное общение: ключи к вашему успеху. Вербальные и невербальные средства коммуникации это


Вербальные и невербальные средства общения — Мегаобучалка

Особенности коммуникационного процесса в организации.

Коммуникативные барьеры.

В процессе коммуникации, происходят ситуация, когда информация, которую передает отправитель сообщения, "не доходит" до получателя информации, или если "доходит" то может быть воспринята неправильно. Это происходит в результате коммуникационных барьеров.

 

Коммуникативными барьерами называют препятствия и помехи, нарушающие процесс передачи информации и снижающие его эффективность.

1.Личностные барьеры – процессы и явления, обусловленные индивидуальными характеристиками отправителя и получателя информации. Наиболее распространенными барьерами данного типа выступают: психологическая несовместимость индивидов из-за различий темперамента, характера, уровня образования, интересов, а также пола, возраста, профессионального и жизненного опыта; неумение слушать собеседника и/или оппонировать ему; негативное психическое состояние обоих или одного из собеседников.

2.Организационные барьеры – ситуации, отражающие недостатки и ошибки в управлении фирмой (громоздкость структуры, избыточность управленческих звеньев, неопределенность полномочий и ответственности, крайний централизм, демократизм или либерализм в управлении), а также негативное влияние факторов внешней среды (конкурентов, государства).

3.Культурные барьеры – факторы более широкого контекста, формирующиеся исторически и связанные с национальной самобытностью, традициями и нормами поведения в отдельных странах и регионах; их незнание или игнорирование (например, специфика организации быта, брака и семьи, религиозного культа, гостевой этикета) может осложнить коммуникацию, а в некоторых случаях и привести к разрыву деловых отношений.

4.Физические барьеры – помехи, создаваемые людьми, предметами или явлениями (например, шум, заглушающий речь, значительная дистанция или препятствия между участниками общения, стихийные бедствия или другие чрезвычайные ситуации).

5.Языковые барьеры – помехи лексико-грамматического характера (недостаточный словарный запас, неадекватность стиля речи, сокращения и аббревиатуры, речевые ошибки).

6.Семантические барьеры – нарушения коммуникаций, вызванные непониманием или недопониманием смысла информации вследствие использования профессиональных терминов, фразеологизмов, жаргонизмов, крылатых выражений, пословиц и поговорок.

7.Временные барьеры – искажения информации, возникающие из-за дефицита времени или кажущейся отправителю простоты вопроса, что приводит к ее частичному (фрагментарному) восприятию

8. информационные перегрузки персонала, а также сокрытие информации должностными лицами и нежелание информировать подчиненных.

 

Вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное общение.

Осуществляется вербальное общение с помощью слов. Вербальным средством общения считается речь. Общаться мы можем с помощью письменной или устной речи. Речевую деятельность разделяют на несколько видов: говорение – слушание и письмо – чтение. Выражается и письменная, и устная речь посредством языка – специальной системы знаков. Чтобы научиться эффективно общаться и использовать вербальные средства общения, нужно не только совершенствовать свою речь, знать правила русского языка или изучать иностранные языки, хотя это, безусловно, очень важно. В этом плане одним из главных моментов является умение разговаривать еще и в психологическом смысле. Слишком часто у людей возникают различные психологические барьеры или боязнь устанавливать контакты с другими людьми. Для успешного взаимодействия с обществом их нужно вовремя выявлять и преодолевать.

Невербальное общение — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу.

Средства невербального общения:

· Мимика — «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека»[13]

· Жестикуляция — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.

· Язык тела — знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых, как и при помощи слов, структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются идеи и эмоции. Техники тела, в которые входят такие незнаковые движения, как мимические жесты, жесты головы и ног, походка, различные позы, тоже относятся к языку тела.

· Визуальный контакт

 

megaobuchalka.ru

Вербальные средства общения

Общение – это взаимодействие двух или более людей, представляющее собой обмен информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера. Обеспечивают этот обмен невербальные и вербальные средства общения.

Кажется, что может быть проще общения посредством речи? Но на самом деле этот процесс непростой и неоднозначный.

Вербальное и невербальное общение

Вербальное общение – это процесс обмена информацией между людьми (или группами людей) при помощи речевых средств. Проще говоря, вербальное общение – это общение посредством слов, речи.

Конечно, кроме передачи конкретной “сухой” информации, во время вербального общения люди взаимодействуют друг с другом эмоционально и воздействуют друг на друга, передавая свои чувства и эмоции на словах.

Кроме вербального, выделяют и невербальное общение (передача информации без слов, посредством мимики, жестов, пантомимики). Но это различие условное. На практике вербальная и невербальная коммуникация непосредственно связаны друг с другом.

Язык тела всегда дополняет, “иллюстрирует” речь. Произнося определенный набор слов и стараясь передать через них какую-то свою идею собеседнику, человек говорит с определенной интонацией, выражением лица, жестикулируя, изменяя позу и так далее, то есть всячески помогая себе и дополняя речь невербальными средствами общения.

Несмотря на то что речь – это универсальное, богатое и выразительное средство информационного обмена, посредством нее передается очень мало информации – менее 35%! Из них только 7% приходится непосредственно на слова, остальное – интонация, тон и другие звуковые средства. Более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения!

Приоритет невербальных средств общения объясняется психологами тем фактом, что невербальный канал общения более простой, эволюционно более древний, спонтанный и плохо поддающийся контролю (ведь невербалика бессознательна). А речь – это результат работы сознания. Человек осознает смысл своих слов во время их произнесения. Перед тем, как что-то сказать, всегда можно (и нужно) подумать, а вот проконтролировать выражение своего лица или спонтанный жест на порядок тяжелее.

Значимость вербального общения

При личностном, эмоционально-чувственном общении преобладают (являются более приоритетными и важными) невербальные средства общения. В деловом взаимодействии важнее умение правильно, четко, ясно передавать свои идеи вербально, то есть умение грамотно выстраивать свой монолог, вести диалог, понимать и правильно интерпретировать в первую очередь речь другого человека.

Умение грамотно выражать себя, свою личность посредством речи очень важно в деловой среде. Самопрезентация, собеседование, длительное сотрудничество, решение разногласий и конфликтов, нахождение компромиссов и прочее деловое взаимодействие предполагает умение эффективно общаться посредством слов.

Если личные отношения невозможны без эмоций и чувств, то деловое общение является по большей части безэмоциональным. Если в нем присутствуют эмоции, то они либо скрываются либо выражаются в максимально сдержанной, этичной форме. Ценятся главным образом, грамотность речи и культура вербального общения.

Но и в делах сердечных очень важно умение разговаривать и договариваться! Длительные любовные, дружеские отношения и, конечно же, крепкая семья строятся на умении говорить, слушать и слышать друг друга.  

Вербальные средства общения

Устная речь – основное и очень важное средство вербального общения, но не единственное. В качестве отдельных вербальных средств общения выделяются также речь письменная и внутренняя речь (диалог с самим собой).

Если невербалике учиться не нужно (это врожденные умения), то вербальные средства общения предполагают выработку определенных умений, а именно:

  • воспринимать речь,
  • слушать и слышать что говорит собеседник,
  • грамотно говорить (монолог) и вести беседу (диалог),
  • грамотно писать,
  • вести внутренний диалог.

Особо ценятся такие коммуникативные навыки как:

  • умение говорить тезисно, четко формулируя мысль,
  • умение говорить коротко, по делу,
  • умение не отклоняться от темы, избегать большого количества “лирических отступлений”,
  • способность вдохновлять, побуждать, убеждать, мотивировать речью,
  • способность заинтересовывать речью, быть интересным собеседником,
  • честность, привычка говорить правду и не произносить непроверенную информацию (которая может оказаться ложью),
  • внимательность во время общения, способность максимально точно пересказать услышанное,
  • умение объективно принимать и верно понимать сказанное собеседником,
  • способность “переводить” слова собеседника, определяя для себя самую их суть,
  • умение учитывать уровень интеллекта и прочие индивидуально-психологические особенности собеседника (к примеру, не употреблять терминов, значения которых собеседнику наверняка не известны),
  • настроенность на позитивную оценку речи собеседника и его личности, умение даже в негативных словах находить добрые намерения человека.

Есть множество других коммуникативных навыков и умений, которые важно приобретать всем, кто хочет быть человеком успешным в профессии и счастливым в личной жизни.

Барьеры вербального общения

Каким прекрасным собеседником не получилось бы стать, нужно учитывать, что человеческая речь несовершенна.

Вербальное общение – это взаимный обмен информацией, в котором всегда есть несколько преград. Смысл слов теряется, изменяется, неверно истолковывается, намеренно меняется и так далее. Все потому, что информация, исходящая из уст одного человека, приходя ко второму, преодолевает несколько барьеров.

Психолог Предраг Мицич в книге “Как проводить деловые беседы”  описал схему поэтапного оскудения информации при вербальном общении.

Полная информация (все 100%), которую нужно передать собеседнику, содержится только в сознании говорящего. Внутренняя речь более разнообразна, богата и глубока, нежели внешняя, поэтому, уже во время преобразования ее во внешнюю речь, теряется 10% информации.

Это и есть первый барьер вербального общения, который Мицич назвал “Пределом воображения”. Человек не может высказать все то, что хочет, посредством слов по причине их ограниченности (по сравнению с мыслями).

Второй барьер – “Барьер желания”. Даже идеально сформулированную про себя мысль не всегда удается высказать вслух так, как хочется в силу разных причин, как минимум, из-за того, что приходится подстраиваться под своего собеседника и учитывать ситуацию общения с ним. На этом этапе теряется еще 10% информации.

Из 80% высказанной информации слышит собеседник еще меньше – 70%, так как информация сталкивается со следующим барьером – “Технические несовершенства языка”: запинки, заминки, заикания, “проглатывание” окончаний слов, слишком быстрый темп, слова-“паразиты”, не понятные собеседнику слова и так далее. Все это ведет к ухудшению восприятия речи и непониманию ее смысла.

Четвертый барьер чисто психологический – “Барьер отношения”. То, что и как слышит один человек, внимая другому, зависит от его отношения к нему. Как правило, из 70% услышанной информации понимает собеседник только 60% именно по той причине, что к необходимости логически осмысливать услышанное, примешивается личное отношение к говорящему.

И наконец, последний барьер – “Объем запоминания”. Это не столько барьер непосредственно вербального общения, сколько человеческой памяти. В памяти в среднем остается примерно только 25-10% услышанной от другого человека информации.

Вот так из 100% информации, первоначально находившейся в сознании одного человека, другому передается лишь 10%.

Вот почему так важно максимально точно и полно передавать свою мысль, доносить ее четко и недвусмысленно, излагать ее в словах, понятных для собеседника, стараться чтобы он услышал, понял и запомнил сказанное.

Ждем Вашей оценки

Загрузка...

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ СВЕТСКИЕ НОВОСТИ

ourmind.ru

Вербальное и невербальное общение: инструмент для построения карьеры

вербальное и невербальное общение

Содержание:

Общение – это сложный социально-психологический процесс достижения взаимопонимания между людьми. Основными его инструментами являются вербальные и невербальные средства общения. Вербальное (от латинского «устный, словесный») средство – это речь. С этим все более-менее понятно, но мы ведь общаемся не только при помощи голоса. Большинство наших «сообщений» мы передаем при помощи невербального (неречевого) способа общения. Невербальное общение – или язык тела – включает в себя нашу мимику, жесты, зрительный контакт, позы тела и даже особенности интонаций нашего голоса.

Вы можете даже не осознавать этого, но когда мы разговариваем с кем-то, наши невербальные сигналы оказывают сильнейшее воздействие на собеседника, оставляя у него больше половины впечатления от нашей речи. Если особенности вашей профессии таковы, что вы часто выступаете перед группами слушателей или просто постоянно общаетесь по работе с людьми, то знание языка тела может существенно помочь вам.

Способность понимать и использовать невербальную коммуникацию является мощным инструментом, который поможет вам в общении с людьми и будет способствовать созданию правильного делового взаимопонимания. Вы будете понимать, что ваши собеседники на самом деле имеют в виду, сможете лучше выражать и подчеркивать свои мысли, будете лучше ориентироваться в сложных ситуациях и сможете построить лучшие отношения на работе, в бизнесе и дома. Невербальные и вербальные средства общения помогут вам создать лучшее впечатление о себе, создадут такие формы и виды воздействия на собеседника, которые помогут эффективнее достичь своих целей.

Что такое невербальная коммуникация и «язык тела»?

Невербальное общение, или язык тела, является важнейшей формой общения. Это естественный, бессознательный язык, вещающий о наших истинных чувствах и намерениях и об истинных чувствах и намерениях тех, кто вокруг нас. Когда мы взаимодействуем с другими, мы постоянно подаем и получаем бессловесные сигналы.

Особенности нашего невербального поведения таковы, что все – жесты, то как мы стоим или сидим, как быстро и насколько громко мы говорим, насколько близко мы подходим к собеседнику, куда при этом направлен наш взгляд, – становится отправляемыми нами «сообщениями» собеседнику. Поток этих сообщений не останавливается, даже когда мы перестаем говорить. Даже умолкнув, мы продолжаем общаться на невербальном уровне.

Часто то, что мы говорим, и то, что сообщает наше тело – это две совершенно разные вещи. Вербальные и невербальные средства общения могут давать совершенно противоречивую информацию. Когда слушатель получает такие смешанные виды сигналов, он должен выбрать, чему отдать предпочтение – получаемым вербальным или невербальным сигналам. В большинстве случаев каждый из нас осознанно или неосознанно в такой ситуации верит именно невербальной информации.

Язык тела «звучит» громко и ясно

Слова зачастую играют незначительную роль, когда происходит вербальное и невербальное общение между людьми. Это может показаться невероятным, но все, что мы говорим, несет только 7% информации. Гораздо более важно выражение нашего лица (55%), тон голоса (38%) и другие формы выражения, связанные с языком тела. Невербальные сообщения являются неотъемлемой частью человеческого общения. Сопровождая слова, они указывают на наше текущее психическое и физическое состояние. Невербальные коммуникации могут выполнять пять функций:

  1. Повторение: они могут повторять, подтверждать устное сообщение человека.
  2. Противоречие: они могут не совпадать с тем, что говорит человек, и даже полностью противоречить сказанному. Например, глаза человека могут выдать его печаль, даже если он пытается шутить.
  3. Замена: они могут заменить собой устное послание. Например, пожатие плечами заменит слова «я не знаю».
  4. Дополнение: они могут добавлять или дополнять устное послание. Начальник, который похлопывает подчиненного по плечу в дополнение к похвале, тем самым увеличивает воздействие положительного сообщения.
  5. Акцентирование: они могут подчеркнуть слова. Например, можно хлопнуть ладонью по столу, подчеркивая свое несогласие, произнося резкое «нет!».

Особенно важно «выравнивать», объединять все виды общения, если вы хотите построить успешный бизнес или сделать хорошую карьеру. Если вы не будете помнить о пяти функциях невербальных средств коммуникации и не станете следить за языком своего тела, вы не сможете производить хорошего впечатления на окружающих, не сможете создавать делового отношения, основанного на доверии.

В свою очередь, вы тоже постоянно получаете сигналы других людей. Чтобы лучше сосредоточиться на этих сигналах, вы должны научиться их «читать», то есть воспринимать особенности поведения собеседника как невербальные выражения в контексте ситуации.

общение вербальное и невербальное

Элементы невербальной коммуникации

Большинство людей являются визуалами, и особенности их восприятия таковы, что контакты с помощью глаз для них — наиболее важные способы невербальной коммуникации. Когда вы смотрите на кого-то, вы можете увидеть многое – привязанность, враждебность, заинтересованность и многое другое. Смотреть собеседнику в глаза также очень важно для поддержания беседы; хотя, в общем-то, говорящий больше поддерживает зрительный контакт, чем тот, кто слушает. Глаза собеседника могут сказать нам о многом: например, расширенные зрачки свидетельствуют о том, что человек лжет, или он неуверен, или нервозен.

  • Выражение лица и мимика

Человеческое лицо чрезвычайно выразительно, оно в состоянии без слов выразить бесчисленные эмоции. В отличие от некоторых форм невербального общения, выражение лица является универсальным. Особенности мимики для выражения счастья, печали, гнева, удивления, страха, отвращения совершенно одинаковы у людей разных культур (чего нельзя сказать, например, о жестах). Ваша мимика моментально сообщит окружающим, о чем вы думаете в данный момент.

Самым совершенным оружием во все времена была и остается улыбка. Она ничего не стоит, но очень многое может! Улыбка открывает перед вами все двери. Если вы улыбаетесь в начале деловых переговоров, то ваши слова вызовут благоприятную реакцию. Люди склонны имитировать выражение лица собеседника, поэтому старайтесь пользоваться улыбкой как можно чаще. Она способна помочь и вам – если вы будете улыбаться, то настроение ваше неизменно улучшится. Но – остерегайтесь неуместного выражения лица. Даже небольшая кривая ухмылка может свести на нет все ваши усилия на переговорах, которые длились несколько часов, и ваша репутация делового человека будет безнадежно испорчена в глазах ваших партнеров.

Во многом наше восприятие других людей диктуют особенности того, как они сидят, ходят, стоят, держат голову. То, как мы двигаемся и держимся, дает миру исчерпывающую информацию о нас. А жесты и вообще буквально вплетены в ткань нашей повседневной жизни. Часто мы используем наши руки, когда спорим или оживленно о чем-то говорим, и даже не задумываемся об этом. Тем не менее, смысл жестов может быть разным, зачастую даже иметь противоположный привычному нам смысл в различных культурах, поэтому очень важно быть осторожной, чтобы избежать неправильного толкования.

Невербальные способы общения с помощью жестов – это видимая часть того, о чем вы реально думаете в настоящую минуту. Многие жесты (как, например, потирание рук, поднятый вверх указательный палец) могут быть неприятны вашему собеседнику. Чрезмерность жестов может быть достаточно тревожной, и тоже будет оказывать отрицательное влияние на вашего коллегу. Для создания благоприятной обстановки научитесь использовать жесты открытых ладоней. Это будет означать, что вы открыты перед собеседником и ваши намерения не несут ему угрозу. Особенно важны такие жесты для делового общения, потому что будут вызывать у вашего собеседника доверие к вам.

  • Дистанция между собеседниками

Вы когда-нибудь чувствовали себя неловко во время разговора из-за того, что другой человек стоял слишком близко к вам? Такое ощущение наверняка знакомо многим из нас! У всех у нас есть потребность в личном физическом пространстве, хотя оно может иметь свои особенности в зависимости от культуры, ситуации и близости отношений. Величину дистанции можно использовать для невербального сообщения о близости, агрессии, доминировании или привязанности. В общении с друзьями используется личная зона (до 120 см), но коммерческие и иные переговоры ведутся в социальной зоне (от 120 см). И никогда не стоит нарушать личное, интимное пространство человека (до 50 см).

  • Прикосновение

Мы очень часто общаемся через прикосновение. Задумайтесь, как много информации дают нам крепкое рукопожатие, робкое похлопывание по плечу, теплые медвежьи объятия, обнадеживающие пошлепывание по спине, покровительственное потрепывание макушки и другие прикосновения!

  • Интонации голоса

Вербальное и невербальное общение тесно переплетаются во время разговора, ведь мы не только слушаем слова, но и реагируем на тон голоса. Далеко не всегда решающее значение имеет, что вы говорите; гораздо важнее, как вы это говорите. Ведь даже коротенькое «да» может иметь совершенно разный смысл, если произнести его с разной интонацией. Можно сказать это утвердительно, а можно – вопросительно, неуверенно, язвительно и так далее.

Тон вашего голоса лучше слов может показать ваш сарказм, гнев, привязанность, неуверенность или, наоборот, уверенность в себе. Интонации включают в себя темп речи, громкость, скорость, беглость речи. Все эти элементы служат для того, чтобы собеседники могли яснее понять друг друга.

средства общения вербальные и невербальные

Невербальные сигналы невозможно подделать

Можно запомнить советы о том, как сидеть, говорить или входить в комнату, чтобы выглядеть уверенно. Но правда заключается в том, что такие уловки вряд ли сработают, если человек не будет себя чувствовать действительно уверенно. Никто не может полностью контролировать все свои сигналы, которые расскажут понимающему человеку обо всех настоящих мыслях и чувствах собеседника. Поэтому очень важно научиться понимать такие невербальные сигналы, чтобы контролировать свои собственные и уметь читать чужие. Мы хотим дать вам несколько советов, чтобы невербальное общение стало для вас проще:

  • Обращайте внимание на несоответствия. Невербальные сигналы должны усиливать то, что говорится. Не говорит ли вам человек одно, в то время как думает совсем другое? Например, говорит вам «да», в то время как едва заметно покачивает головой «нет»?
  • Связывайте между собой все невербальные сигналы. Не придавайте слишком много значения одному жесту. Обратите внимание на все невербальные сигналы, включая тон голоса, выражения глаз, позу и другие сигналы языка тела. Взятые все вместе, они дадут вам более полную картину. Вам будет проще понять, соответствуют ли они тому, что говорит ваш собеседник.
  • Доверяйте своей интуиции. Не отмахивайтесь от своего неосознанного отношения к тому или иному человеку. Вполне возможно, что ваше ощущение чьей-то нечестности или непорядочности основано на инстинктивном чтении несоответствия между вербальными и невербальными сигналами этого человека.

Почему это так важно?

Вы должны понимать, насколько велико значение вербальных и невербальных средств общения. То, как вы слушаете, смотрите, говорите, двигаетесь и реагируете на слова собеседника, показывает, насколько вы искренни и насколько вы заинтересованы в разговоре. Когда ваши невербальные сигналы совпадают с тем, что вы говорите, это повышает доверие, ясность и взаимопонимание. Если совпадения нет, это создает напряженность, недоверие и смятение.

Если вы хотите построить карьеру или добиться успехов в бизнесе, да и вообще лучше общаться с людьми во всех сферах вашей жизни, вы должны научиться быть более чувствительной к языку тела и другим невербальным сигналам окружающих. Вы должны также понимать, какие сигналы посылаете вы сами. Как только вы освоите невербальное общение, ваше умение находить контакт с людьми перейдет на более высокий уровень.

www.jlady.ru

Вербальные и невербальные средства общения

Сегодня в теории и практике коммуникации ученых все больше и больше, как стало очевидно, привлекают исследования ее проблем, которые требуют специальных знаний из разных областей. Современное состояние теории коммуникации характеризуется отсутствием общих методологических основ и единых концептуальных подходов. Нет четкой теоретической основы, общепринятой терминологии, основных предположений, которые бы позволили представителям различных направлений и тенденций достичь взаимопонимания. Мнения расходятся, что следует рассматривать в качестве связи.

Средства общения

В Соединенных Штатах и других западных странах коммуникационные исследования являются хорошо разработанной областью, но лингвистические аспекты коммуникации в значительной степени игнорируются. В России, наоборот, есть сильное предпочтение лингвистике, принимая во внимание, что исследование все еще находится на ранней стадии своего развития.

Множество определений коммуникации используются для того, чтобы осмыслить процессы, посредством которых люди пользуются, и присвоить значение. Общение — это также понимается как обмен пониманием.

Мы могли бы сказать, что коммуникация состоит в передаче информации от одного человека к другому. Но на самом деле, многие ученые принимают общение в качестве рабочего определения и используют свои кодировки «кто говорит, что, кому, в какой канал с каким эффектом», как средства ограничения области теории коммуникации.

Это полезно для изучения теории коммуникации и взаимодействия вербальных и невербальных средств общения через одну из следующих точек зрения:

  1. Механистические (рассматривают коммуникацию в качестве идеальной транзакции, сообщения от отправителя к получателю).
  2. Психологические (рассматривают коммуникацию как акт отправки сообщения к получателю, и чувства, и мысли приемника при интерпретации сообщения).
  3. Символическое взаимодействие (рассматривает коммуникацию, чтобы быть продуктом интерактивного обмена и создание смысла).
  4. Системные (рассматривает коммуникацию для нового сообщения, когда сообщение интерпретируется и заново проходит через людей).
  5. Критические (рассматривает коммуникацию как источник власти и угнетения индивидов и социальных групп).
  6. Конструктивистский вид (предполагается, что «истина» и «идеи» построены или созданы через социальный процесс коммуникации).

Конструктивистский вид более реалистичный вид связи, поскольку речь идет о взаимодействии человека и свободного обмена мыслями и идеями. Люди не общаются просто как компьютеры или роботы так вот почему важно, чтобы по-настоящему понять конструктивистский вид общения. Мы не просто отправляем факты и данные друг другу, мы берем факты и данные, и они приобретают смысл через процесс общения, или через взаимодействие с другими.

Вербальное общение и его особенностиВербальное общение и его особенности

Другой способ разделения сферы связи подчеркивает предположения, лежащие в основе конкретных теорий, моделей и подходов. Эти подходы включают:

  1. Риторический подход — практическое искусство дискурса.
  2. Семиотический подход — интерсубъективное посредничество через знамения для того, чтобы быть посредником между разными точками зрения.
  3. Феноменологический подход — опыт знаковости, диалог.
  4. Кибернетических подход — обработка информации и объяснение, как всякие сложные системы, будь то живые или неживые, макро или микро, способны функционировать, и почему они часто в неисправности.
  5. Социально-психологический подход — выражение, взаимодействие и влияние критического дискурсивного размышления.
  6. Социокультурный подход — воспроизводство социального порядка.

Таким образом, теория коммуникации остается сравнительно молодой и интегрируется с другими дисциплинами, такими как лингвистика, философия, психология, социология. Современное состояние теории коммуникации исследования характеризуется отсутствием общих методологических основ и единых концептуальных подходов.

Эффективные коммуникаторы – какие они?

Эффективные коммуникаторы имеют много инструментов в своем распоряжении, когда они хотят получить что-то через сообщение. Собираясь писать или говорить, они знают, как собрать слова, которые передают их смысл.

Эффективные коммуникаторы подкрепляют свои слова жестами и действиями. Они смотрят вам в глаза, слушают, что вам говорят, и думают о своих чувствах и потребностях. В то же время, они изучают ваши реакции, собирают нюансы вашего ответа, наблюдая за вашим лицом и телом, слушая ваш тон голоса и оценку ваших слов. Они впитывают информацию, так же эффективно, как передают ее, опираясь на невербальные и вербальные сигналы.

Следует отметить, что постоянно растущий интерес к невербальным средствам общения обозначен тем, чтобы сфокусировать свое внимание на данной теме с учетом теории коммуникации, психолингвистики, социолингвистики, антропогенной культурной социологии, невербальной семиотики.

Невербальное общение и его особенности

Наиболее основная форма общения происходит невербально. Невербальное общение добавляет нюанс или богатство смысла, что невозможно передать с помощью словесных элементов в одиночку.

Невербальные средства общения обычно осмысливаются как процесс общения, при котором отправка и получение сообщения является бессловесным. Ведь источником общения может быть не только язык, есть другие средства. Невербальное общение может быть сообщено с помощью жестов и прикосновений, языка тела или позы, мимикой и контактом глаз.

Антропологи полагают, что задолго до появления человека, чтобы объясниться, наши предки общались друг с другом с помощью своих органов. Они стискивали зубы, чтобы показать гнев; они улыбались и соприкасались один к другому, чтобы указать, привязанность. Хотя мы прошли долгий путь с тех первобытных времен, мы используем и невербальные сигналы, чтобы выразить превосходство, зависимость, неприязнь, уважение, любовь, и другие чувства.

Невербальное общение отличается от вербальной коммуникации в основных путях. Человек не может подобрать книгу на невербальном языке и освоить словарный запас жестов, выражений и интонаций, которые распространены в нашей культуре. Мы действительно не знаем, как люди учатся невербальному поведению. Никто не учит ребенка плакать или улыбаться, тем не менее, эти формы самовыражения являются почти универсальными. Другие типы невербальной коммуникации, такие, как смысл цветов и определенных жестов, варьируются от культуры к культуре.

Вербальное взаимодействиеВербальное взаимодействие

Невербальное общение также отличается от вербальной коммуникации в терминах намерениях и спонтанности. Как правило, мы планируем наши слова. Когда мы говорим: «пожалуйста, откройте дверь», мы делаем это сознательно. Мы думаем об ошибке, если только на мгновение. Но когда мы общаемся невербально, иногда делаем это бессознательно. Мы не хотим, чтобы приподнялась бровь или на щеках появились румяна. Эти действия, являются естественными. Без нашего согласия, наши эмоции написаны на наших лицах.

Хотя вы можете выразить многие вещи, невербально, есть предел тому, что можно общаться без помощи языка. Если вы хотите обсудить последние события, идеи, или абстракции, вам нужны слова-символы, обозначающие мысли, чтобы организовать все в осмысленные структуры.

Некоторые ученые выдвинули гипотезу о том, что в то время как разговорный язык, который обычно используется для передачи информации о событиях, внешних динамиках, невербальные коды используются для установления и поддержания межличностных отношений. Они считаются более вежливыми или приятнее общаться отношением к другим людям, не на словах, не в устной форме, например, во избежание неловких ситуаций.

Они пришли к выводу, что существует пять основных функций невербального телесного поведения в человеческом общении:

  1. выражать эмоции;
  2. экспресс межличностных отношений;
  3. сопровождать речью в управлении сигналов взаимодействия между докладчиками и слушателями;
  4. самопрезентации личности;
  5. ритуалы (приветствия).

Слова — это жизненная необходимость взаимодействия в группе. Даже когда мы общаемся невербально, мы переводим те модели поведения в слова (мысли, впечатления). Речевое общение, или то, что мы говорим, может держать группу вместе или вбить клин между членами, препятствующих к достижению целей.

Хотя невербальное общение зачастую стихийное, оно имеет большее влияние, чем словесное общение. Невербальные сигналы особенно важны в передаче чувств, учитывается девяносто три процента эмоционального смысла, который обменивается в любом взаимодействии.

Одним из преимуществ невербального общения является его надежность. Большинство людей могут нас обмануть гораздо легче с помощью слов, чем они могут сделать это телами. Слова относительно легко контролировать; язык тела, выражения лица, и вокальные характеристики не являются постоянно контролируемыми. Обращая внимание на эти невербальные сигналы, мы можем обнаружить обман или утверждать, что говорящий честен.

Удивительно, что у нас больше веры в невербальные сигналы, чем в словесные сообщения. Если человек говорит одно, но передает противоречивые сообщения невербально, мы почти всегда берем во внимание невербальные сигналы. Таким образом, мы определяем можно ли доверять, этому человеку.

Аналогично, показывая вверх на совещании по времени или по привычке, человек невербально передает информацию другим членам группы.

Речь содержит невербальные элементы, известные как paralanguage, в том числе качество голоса, эмоции и стиль речи, а также просодические характеристики, такие как ритм, интонация и стресс. Paralanguage (иногда называют vocalics) является изучение невербальных сигналов голосом. Различные акустические свойства речи, такие как тон, тона и акцент, в совокупности известны как просодия, могут выделять невербальные сигналы. Paralanguage может изменить смысл слова.

Невербальный язык при знакомствеНевербальный язык при знакомстве

Тип невербальной коммуникации, vocalics, или вокальные характеристики, сопровождает все, что мы скажем. Значение может быть производным от того, как мы используем наши голоса, пока говорим. Vocalics включает перегиб (вверх, когда мы задаем вопрос, вниз, когда принимаем заявление), тон (monotone, возбужденность), accent (Южного, восточного побережья), скорость (быстрый, медленный), объем (быстрый, медленный), количество вокальных автоматических выключателей («ах», «ну», «ух»), и качество голосового показателя (понятно, страшно). Тонкие (и не очень тонкие) подсказки — как ирония и сарказм — об интенсивности и эмоциях даются через vocalics.

Таким образом, невербальная коммуникация отличается от вербальной. Разговорный язык, который обычно используется для передачи информации о событиях, внешних динамиках, невербальные коды используются для установления и поддержания межличностных отношений.

Вербальная и невербальная коммуникации переплетаются. Однако, две системы сообщений, не всегда в согласии. Исследования показали, что при получении противоречивых сообщений — сообщения, в которых вербальные и невербальные компоненты не согласованы, больше склонны верить, невербальным сообщениям.

Интересный вопрос: когда двое людей, общаются лицом к лицу, сколько смысла передается устно, и сколько передается невербально? Это было исследовано лингвистом Альбертом Меграбяном. В своих исследованиях, Меграбян приходит к двум выводам. Во-первых, что существует три основных элемента в любой «лицо к лицу» коммуникации:

  1. слова;
  2. тон голоса;
  3. выражение лица.

Во-вторых, невербальные элементы особенно важны для чувств и отношения, особенно когда они несравнимы: если слова расходятся с тоном голоса и выражением лица, люди склонны верить, тональности и выражению лица.

По словам Меграбяна, эти три элемента по-разному влияют на человека: слова — семь процентов, тон голоса – тридцать восемь процентов, язык тела составляет пятьдесят пять процентов. Часто их сокращенно называют «3 В»: вербальные, вокальные и визуальные.

Для эффективного и конструктивного общения и эмоций, эти три части сообщения необходимо поддерживать друг с другом — они должны быть «конгруэнтные». В случае какой-либо «неконгруэнтности», получатель сообщения может быть раздражен от одновременного приема двух сообщений, приходящих от двух разных каналов, давая сигналы в двух разных направлениях.

Когда читаете лекцию или презентацию, например, текстовое содержание лекции будет представляться только устно, но и невербальные сигналы очень важны в передаче динамики отношения к словам, в частности, их вере или убеждению.

При общении, невербальные сообщения могут взаимодействовать с вербальными сообщениями шестью способами: повторяя, противореча друг другу, дополняя, заменяя, регулируя и акцентируя.

Повтор заключается в использовании жестов для укрепления устного сообщения, например, указывая на объект обсуждения.

Противоречие и его особенности

Противоречие. Вербальные и невербальные сообщения в одно и то же взаимодействие могут иногда отправить противоположные или противоречивые сообщения. Человек, словесно выражая утверждение истины, одновременно может показать суетливость или, избегая контакта с глазами, может передать смешанное сообщение к приемнику во взаимодействии.

Стили общенияСтили общения

Противоречивые сообщения могут возникать по разным причинам, часто вытекающим из чувства неопределенности, амбивалентности, или разочарования. При смешивании возникают сообщения, невербальная коммуникация становится основным инструментом, который люди используют, чтобы достичь дополнительной информации, чтобы прояснить ситуацию; большое внимание уделяется телесным движениям и позиционированию, когда люди воспринимают все неоднозначно в ходе взаимодействий.

Дополнение и его особенности

Дополнение. Точную интерпретацию сообщений производить легче, когда невербальная и вербальная коммуникации дополняют друг друга. Невербальные сигналы могут быть использованы для разработки вербальных сообщений, укрепить информацию, передаваемую при попытке достижения коммуникативных целей; было доказано, что сообщения запоминается лучше, когда невербальные сигналы подтверждены словесным обменом.

Замена. Невербальное поведение иногда используется в качестве единственного канала для передачи сообщения. Люди учатся распознавать выражение лица, движения тела, положение тела как соответствующие специфические чувства и намерения. Невербальные сигналы могут быть использованы без вербального общения, чтобы передать сообщения; когда невербальное поведение не эффективно, используются словесные методы, чтобы улучшить понимание.

Регулирование и его особенности

Регулирование. Невербальное поведение также регулирует наши разговоры. Например, прикосновение чьей-то руки, может сигнализировать, что вы хотите поговорить следующей или прервать разговор вообще.

Акцентирование или модерирование. Невербальные сигналы используются, чтобы изменить интерпретацию вербального сообщения. Такими сигналами могут быть прикосновение, звук голоса, жесты и некоторые инструменты, которые люди используют, чтобы подчеркнуть или усилить сообщение. Невербальное поведение также может быть использовано для разных аспектов вербального сообщения. Например, человек, который словесно выражает гнев, может акцентировать словесное сообщение, тряся кулаком.

Коммуникация «лицо к лицу» осуществляется путем смешивания двух компонентов: вербальных (слова) и невербальных (без слов). Невербальное общение добавляет нюанс или богатство смысла, что невозможно передать с помощью словесных элементов в одиночку.

К сожалению, невербальные элементы, как правило, отсутствуют в интернет-дискурсе. Онлайн — чат является простым и прямым. Хотя он содержит многие элементы данного вида коммуникации: разговор происходит с больше, чем одним человеком, но он является текстовым представлением разговора. Поэтому, онлайн — чат, мало чем может помочь для невербальных аспектов обычного диалогового режима общения.

В онлайн — чате люди используют словесные элементы, но они часто бывают в сочетании с невербальными элементами в одном и том, же текстовом сообщении. Наиболее распространенные невербальные элементы включают словесные паузы, повторения слов, эмоциональный язык, символы и знаки препинания. Негативные эмоции и восклицания обычно используются реже, чем позитивные, счастливые, приятные возгласы. Невербальные элементы, как правило, отсутствуют в интернет-дискурсе.

Одним из основных приоритетов образования в настоящее время является академическая и профессиональная подготовка специалистов в области гуманитарных наук, специалистов с высоким уровнем профессиональной и коммуникативной компетенции. Академическая культура публичных выступлений включает в себя как вербальные, так и невербальные компоненты. Последовательное применение этих двух типов связи создает общий стиль презентации.

Наибольшее внимание уделяется таким сегментам академической презентации как четкая структура (логическая организация беседы и использование аргументативной структуры), когнитивный потенциал (новая информация), лингвистическая компетенция (грамматика, академическая лексика, терминологическая лексика, дискурс маркеры, вербальные средства привлечения внимания аудитории, интонация, произношение, беглость речи). Очень важно развивать экстралингвистическую компетенцию. Последняя включает в себя язык тела, голос, зрительный контакт, мимику, жесты, и дресс-код. Кроме того, студенты должны быть обучены искусству создания благоприятной эмоциональной атмосферы и навыкам перехода: умение рассуждать на разные темы и уметь работать с аудиторией.

Педагогический опыт показал, что грамотное использование риторической структуры, фактической информации, наглядные пособия (схемы, раздаточный материал, фотографии, графики, таблицы, списки терминов) в речи на основе этики научной коммуникации вносит большой вклад в общий успех публичного выступления.

Совершенствование невербальной коммуникации является более трудным, чем развитие вербальных коммуникативных навыков, потому что мы меньше осознаем невербальные сообщения. Таким образом, первый шаг – это необходимо определить, что невербальные сообщения, которые вы отправляете, влияют на группы взаимодействия, и как они это делают. Один из способов сделать это — попросить членов группы, которым вы доверяете, чтобы они наблюдали за вами во время встречи группы. Этот человек может помочь вам идентифицировать те невербальные сообщения, которые вносят вклад в группу, и те, что отвлекают от него.

Еще один способ узнать больше о том, как ваши невербальные сообщения, влияют на группу — посмотреть, как другие реагируют на вас. Предположим, вы хотите задать вопрос и посмотреть в сторону члена группы, чтобы привлечь его внимание, но он не обращает на вас внимания. Какие невербальные сообщения вы могли бы использовать, чтобы создать ваш разговор?

Если вы примите во внимание все выше перечисленное, то ваше общение будет на наивысшем уровне. Желаем удачи!

No votes yet.

Please wait...

www.ladykiss.ru

ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 64Следующая ⇒

Общение—понятие гораздо более широкое, чем просто устная речь. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жес­тов. В то же время есть люди, которые говорить могут, но в общении слабы.

Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной, перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в обмене не только знаниями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В реальности стороны тесно связаны между собой и не существуют изоли­рованно друг от друга.

В процессе общения используются знаковые системы. Различают вербаль­ные и невербальные средства общения.

Вербальные средства общения используют в качестве знаковой системы че­ловеческую речь, естественный звуковой язык.

Речь является самым универсальным средством общения, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообще­ния. Более того, посредством речи участники общения особым способом воз-112

действуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, то есть стремятся достичь определенного изменения поведения.

Помимо произнесения слов вербальное общение предполагает:

□ восприятие и понимание;

□ реакцию на речь окружающих;

□ умение соблюдать очередность в разговоре;

□ способность при помощи общения удовлетворять целый ряд своих по­требностей — социальных, эмоциональных и материальных;

□ способность выражать свои желания — сначала жестами, позже отдель­ными словами, затем словосочетаниями;

П способность болесточно выражать свои мысли с помощью граммати­чески правильного оформления предложений: использования падежных окончаний существительных и прилагательных, построения предложных конструкций и т. п.;

□ способность отчетливо произносить самые разные звуки — разрабаты­вает артикуляцию;

□ способность завязывать и поддерживать разговор, в обоих случаях ожи­дая реакции собеседника и реагируя на его слова. Эта способность скла­дывается из упомянутых выше умений слушать, понимать, отвечать и соблюдать очередность.

Большинство детей самостоятельно справляется с языковыми трудностя­ми, но это происходит отнюдь не автоматически. Им помогают родители — сознательно или бессознательно. Они приспосабливают свой язык к возмож­ностям ребенка, к уровню его развития и своей реакцией на его речь показыва­ют ему, как нужно говорить и как могут быть вознаграждены его попытки всту­пить в контакт или поддержать его.

В тех случаях, когда нарушение в психическом развитии затрудняет ребен­ку и молодому человеку освоение навыков общения, родителям и педагогам приходится тщательно обдумывать подход к решению этой задачи. Необходи­мо следить за тем, что умственно отсталый научился делать, думать о том, чем ему следует заниматься дальше. Родителям особенно важно знать, какие игры, занятия и ситуации способны подтолкнуть его к общению, какой вклад в его речевое развитие вносит их собственная речь, и внимание к тому, что он пыта­ется выразить, и реакция на эти попытки.

Большинство людей с серьезными психическими нарушениями могут на­учиться говорить. В тех редких случаях, когда это оказывается невозможным, их учат невербальным средствам общения.

Можно выделить четыре формы невербальных средств общения, каждая из которых использует свою знаковую систему. Это кинетика, паралингвистика, проксемика и визуальное общение.

Кинетика — система знаков, включающая в себя жесты, мимику, пантоми­мику. Эта система предстает как свойство общей моторики различных частей тела (рук — и тогда мы имеем жестикуляцию; лица — мимику, позы — панто­мимику). Общая моторика различных частей тела человека отображает его эмо­циональные реакции.

Паралингвистика — система знаков, представляющая собой также «добав­ки» к вербальному общению: вокализацию, то есть качество голоса, его диапа­зон, тональность; включение в речь пауз, других «вкраплений», например, по­кашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи.

Проксемика — это пространственная и временная организация общения, которая выступает также особой знаковой системой.

Визуальное общение — специфическая знаковая система, используемая в процессе общения и представляющая собой «контакт глаз». Знаки, представ­ляемые движением глаз, включаются в очень широкий диапазон ситуаций об­щения.

Восприятие человека и формирование первого впечатления о нем является начальным этапом общения. Реальные основания для понимания другого че­ловека по его внешности и элементам поведения действительно есть. Это дос­товерно установлено психологическими исследованиями. В них показано, что почти все детали внешнего облика человека могут нести информацию о его эмоциональных состояниях, отношении к окружающим его людям и к людям вообще, о его отношении к себе, о том, как он чувствует себя в общении в дан­ной ситуации.

Лицо человека, его жесты, мимика, общий стиль поведения, походка, его манера стоять, сидеть, привычные позы и их изменение во время разговора, пространственная ориентация по отношению к партнерам, а также различные сочетания этих факторов — все это имеет определенное социально-перцептив­ное содержание и несет информацию о его внутренних состояниях и характе­ристиках. Внешний облик человека, тесно связанный с манерой держаться, с языком поз и жестов является важнейшим фактором неречевого воздействия. Выражение лица — это своего рода визитная карточка внутреннего мира че­ловека. Посредством одной только мимики можно расположить партнера к общению или оттолкнуть его.

Мимика — динамическое выражение лица, которое складывается через складки на лбу, выражение глаз, движение рта, движения лица в области носа, также определяется степенью подвижности этих частей лица. Первое и глав­ное, что отражается в мимике человека, — это эмоции. Причем важно отме­тить большие «способности» людей к распознаванию основных эмоций по выражению лица, а передача эмоциональных состояний — одна из основных функций лицевой мимики, при этом основную информативную нагрузку не­сут брови и область вокруг рта (губы). Например, «до предела» поднятые брови оцениваются как выражение сильного недоверия к партнеру; наполовину под­нятые — удивление, чуть-чуть нахмуренные — задумчивости, сосредоточенно­сти; сильно нахмуренные — гнева.

Обсуждая информацию, которую можно прочесть с «лица человека», необ­ходимо сказать о роли направления взгляда. Взгляд — очень важный показатель в общении, он связан с формированием высказывания и трудностью этого про­цесса. Когда человек формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль полностью готова — на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше. Когда трудность преодолевается — больше. Во­обще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера — толь-

ко чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше глядит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи.

Наибольшей силой эмоционального воздействия обладает улыбка. Она спо­собна без слов выражать радость и удовольствие от общения и, следовательно, может усиливать стремление собеседников к общению, улучшать их взаимо­отношения.

Выражения лица весьма выразительны, очень хорошо видимы для других, достаточно осознаваемы и контролируемы. При определенных обстоятельствах, когда человек хочет скрыть свои чувства, лицо становится малоинформатив­ным, а тело выступает в качестве главного источника информации для партнера.

Поэтому в общении важно знать о том, какую информацию можно полу­чить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и движе­ния, так как жесты, позы, стиль поведения таят в себе очень много информа­ции. Многочисленными исследованиями, проведенными в последние 30 лет, показано, что практически все люди умеют хорошо «читать» позы и жесты, хотя далеко не всегда понимают, как они это делают.

О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно мно­го. Прежде всего, важно количество жестикуляций. Несмотря на то что нор­мальное количество жестов различно у разных народов и разных культур (боль­ше на юге и меньше на севере), их количество и интенсивность растут вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, его взволнованности. Возрастает интенсивность жестикуляции и при желании достичь более полно­го понимания между партнерами, особенно если оно почему-либо затруднено.

Показано, что «закрытые» позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «напо­леоновская» поза — стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упира­ются в подбородок, и т. п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики и даже страха перед партнером. «Открытые» позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх; сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психоло­гического комфорта. Имеются ясно читаемые позы раздумья (поза роденовс-кого мыслителя), позы критической оценки (руки под подбородком, указатель­ный палец вытянут вдоль виска). Известно, что если человек заинтересован в общении, он в положении сидя наклоняется вперед к собеседнику, если же он не очень заинтересован, то откидывается назад.

Человек, желающий заявить о себе, будет стоять прямо, в напряженном со­стоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаб­лен, спокоен, он будет находиться в свободной непринужденной позе. Позы, как правило, являются неосознанным средством выражения психических со­стояний.

Значение и смысл поз (также, как и остальных элементов поведения) могут быть понятны любому человеку. Вряд ли нужно специальное обучение, чтобы понять: если человек весь как-то скрючен, зажат, напряжен, то ему скорее пло­хо, чем хорошо. Если в движениях и позах чувствуется необыкновенная лег­кость, он раскрепощен, свободен, — вероятно, у него хорошее настроение.

Может быть понято и значение общего рисунка походки — моментов встава­ния, усаживания, то есть значение стиля передвижения и изменения поз.

Походка, например, является одним из важнейших ключей к пониманию внут­реннего состояния человека. Походка строго индивидуальна, поэтому так узнава­ема. Вместе с тем в походке хорошо видны многие характеристики человека.

По походке наблюдатель довольно легко может распознать эмоциональное состояние ее владельца: гнев, злость, страдание, гордость, счастье. Причем са­мая «тяжелая» походка при гневе, самая большая длина шага — при гордости. Когда человек испытывает страдание, он почти не размахивает руками, они «висят», а если он счастлив — он «летит», у него более частые и легкие шаги.

Умение читать информацию, которую несут в себе жесты, движения, позы, важно, поскольку оно позволяет лучше понимать состояние собеседника и кон­тролировать внешнее проявление переживаний.

Для понимания эмоционального состояния, намерений и личностных осо­бенностей говорящего необходимо также знание звуковых особенностей речи: громкости и высоты звука, темпа, ритма речи, назализации, пауз, интонации. Важно помнить, что между тем, что мы говорим, и тем, как мы говорим, суще­ствуют расхождения. Люди больше будут доверять тону голоса, чем смыслу слов.

Итак, за последнее время проведено много исследований, посвященных выявлению тех или иных связей между состояниями и переживаниями чело­века, и тем, как они выражаются внешне. На их основе можно сделать следую­щие выводы: информация, заключенная в тех или иных внешних проявлениях человека, может быть воспринята и вполне адекватно понята практически все­ми людьми, в том числе и людьми с нарушением интеллекта. Поэтому родите­лям и педагогам, работающим с «особыми» людьми, следует обращать внима­ние на развитие не только вербального, но и невербального общения.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

Читайте также:

lektsia.com

Вербальные и невербальные средства коммуникации

Содержание

1. Вербальные и невербальные средства коммуникации

2. Поощрение и наказание как методы педагогического воздействия на личность

Список литературы

Вербальная коммуникация.

Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации.

Чтобы вас поняли, мы иметь хорошую дикцию. Очень важной способностью, связанной с устной речью, является умение удерживать внимание слушателей. Если, выступая с докладом, вы будете смотреть кому-либо из слушателей прямо в глаза, то его ответное внимание вам будет гарантировано.

Совершенствование навыков письменной речи.

Люди пользуются письменной коммуникацией реже, чем устной. Но с приходом электронной почты важность письменного общения сильно возросла.

Любое письменное сообщение имеет одно несомненное преимущество перед устным. Составляя его, вы имеете возможность подумать, привести в порядок свои мысли и в случае необходимости даже переписать набело. Однако нужно отметить и два недостатка письменной коммуникации. Во-первых, письменное сообщение не может передать интонации вашего голоса и жестикуляцию (часто, но не всегда: смайлики - большое достижение человечества), а во-вторых, вы лишены мгновенной обратной связи с читателем. Чтобы устранить первый недостаток, имеет смысл привнести в ваше послание эмоциональную нотку. Здесь, как и в устной коммуникации, хорошую службу вам может сослужить богатый словарный запас. Вторая проблема легко решается, если вам известны образовательный уровень, интересы и словарный запас людей, к которым вы обращаетесь. Короткое сообщение, написанное простым языком, как правило, более понятно людям.

Денотаты и коннотации.

Денотатом называют предметное значение слова или, говоря иначе, его словарное определение. Например, толковый словарь определяет понятие "отец" как "родитель мужского пола". Это определение и является денотатом данного слова. Понятие "коммунизм" определяется как "общественный строй с общественной собственностью на средства производства".

Ассертивность.

Ассертивностью называют способность человека отстаивать свои права. Имеется "тройственный принцип", который заключается в следующем: оказываясь в конфликтной ситуации, будьте тверды, честны и дружелюбны. Ваша твердость не позволит оппоненту манипулировать вами или запугивать вас. Ваша честность не позволит вам оказаться втянутым в аморальную ситуацию, даже если вас будут провоцировать на это. Ваше дружелюбие даст понять вашим оппонентам, что вы готовы к сотрудничеству.

Агрессивная, обвинительная тактика не приводит к разрешению конфликта, наоборот, она заставляет людей защищаться и упорствовать в своем мнении. Рекомендуется в таких случаях использовать "я - утверждения" вместо "ты - утверждений", то есть говорить о своих переживаниях, а не о личных качествах оппонента. Например, мать может сказать своему ребенку: "Меня огорчает, что ты не хочешь делиться игрушками с братом". Это будет лучше, чем заявить: "Жадный мальчишка, почему ты никогда не даешь свои игрушки брату?" После того как вы поделитесь чувствами, которые вызывает у вас данная ситуация, можно предложить возможный способ ее разрешения. Так, мать может добавить: "Если ты разрешишь брату поиграть с твоим телефоном, то он, может быть, даст тебе свой грузовик".

Структура речевой коммуникации.

Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’ сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет переводится как ‘проезд закрыт’, ‘остановитесь’; поднятый вверх палец, прикрытый ладонью другой руки, как ‘прошу дополнительную минуту перерыва’ в спортивных состязаниях и т.п.

Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.). Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации. Говоря с другими, мы выбираем из обширного инвентаря (в современной лингвистике иногда говорят: поля) возможных средств речевой и неречевой коммуникации те средства, которые нам кажутся наиболее подходящими для выражения наших мыслей в данной ситуации. Это - социально значимый выбор. Процесс этот и бесконечен, и бесконечно многообразен.

Остановимся на самых общих коммуникативных характеристиках речи. С точки зрения теории коммуникации, речь включается в единый коммуникативный акт и проявляет следующие свойства:

речь является частью коммуникативной культуры и культуры вообще,

речь способствует формированию общественной роли (social identity) коммуниканта,

с помощью речи осуществляется взаимное общественное признание коммуникантов,

в речевой коммуникации создаются социальные значения.

Успешность коммуникации и коммуникативные навыки.

Поведение коммуникантов в процессе общения преследует определенные цели (см. Лекцию Для достижения коммуникативных целей мы пользуемся определенными приемами, которые (в зависимости от уровня рассмотрения) называют коммуникативными стратегиями, коммуникативными тактиками и коммуникативными навыками.

Коммуникативной целью будем называть стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт. Объявить импичмент, подать на развод, взять на себя обязательства по послепродажному обслуживанию - это ключевые речевые составляющие коммуникативного поведения в данной ситуации, реализующие ту или иную коммуникативную интенцию, то есть, намерение индивида-коммуниканта (или корпоративного коммуниканта, представляющегося как индивид) осуществить то или иное действие через коммуникативный акт или с его помощью.

В коммуникативной среде в определенный период устанавливаются регламентированные обществом коммуникативные конвенции.

Коммуникативное намерение (задача) - тактический ход, являющийся практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели. Вспомните предыдущий пример с ‘временной откровенностью’ перед покупателем. Такая же ‘временная откровенность’ содержится в риторических фигурах политиков, признающихся: “Мы не ангелы, мы простые люди”, хотя коммуникативной целью является убедить избирателя именно почти в ‘божественной’ исключительности потенциального избранника. Для этого могут использоваться также невербальные элементы коммуникации (простая одежда, президент в домашней обстановке и свитере и другие приемы имиджмейкерства). Намерение и цель здесь разные, но в конечном итоге, в рамках стратегии намерение способствует осуществлению общей цели.

Коммуникативный опыт имеет непосредственное отношение к формированию коммуникативной личности. Значения слов хранятся как память о прошлых контекстах и результатах их употреблений - так и коммуникативный опыт понимается как совокупность представлений об успешных и неуспешных коммуникативных тактиках, ведущих или не ведущих к реализации соответствующих коммуникативных стратегий.

Невербальная коммуникация.

Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов.

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?

около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;

наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов - походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.

Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.

Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.

Невербальное общение включает в себя пять подсистем:

1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).

2. Взгляд.

3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:

внешний вид собеседника,

мимика (выражение лица),

пантомимика (позы и жесты).

4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая:

вокальные качества голоса,

его диапазон,

тональность,

тембр.

5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся:

темп речи,

паузы,

смех и т.д.

Мы будем изучать три подсистемы, имеющие наибольшее значение, несущие максимум информации о собеседнике - взгляд, пространственную и оптико-кинетическую подсистемы.

Обмен невербальной информацией.

Хотя вербальные символы (слова) - основное наше средство для кодирования идей, предназначенных к передаче, мы используем и невербальные символы для трансляции сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения - все это примеры невербальной коммуникации. Использование пальца как указующего перста, прикрывание рта рукой, прикосновение, вялая поза также относятся к невербальным способам передачи значения (смысла).

mirznanii.com

Вербальные и невербальные средства общения :: SYL.ru

Вербальные и невербальные средства общения - что лучше?

Общение - необходимое условие существования человеческого общества. Люди, чтобы жить, должны между собой общаться, действовать сообща, то есть взаимодействовать. Чтобы человека поняли, мало одной хорошей дикции, нужно ясно и четко излагать собственные мысли. Для передачи информации человечество использует вербальные и невербальные средства общения. Устная речь является самым распространенным способом коммуникативных связей. Письменная коммуникация имеет преимущества перед устной речью. Пока человек пишет, он может подумать, переделать. Но есть и несомненные недостатки. Письменное сообщение не в состоянии передать чувства так, как это сделает устное. Итак, вербальное общение – это хорошо исследованная человеческая коммуникация, универсальный способ, служащий для передачи мысли. Речь может быть передана в различных стилях и формах. Процесс передачи информации с помощью речи бесконечен и многообразен.

Невербальные средства общения

Невербальное общение – это язык, на котором «говорят» позы, жесты, формы выражения человека, которые не опираются на слова. В качестве невербальных используются любые символы, но только не слова.

Роль невербальных средств в общении:

- большую часть информации человек принимает зрительно;

- невербальные средства выдают собеседника, его мысли, чувства;

- первое впечатление – есть не что иное, как действие невербальных факторов;

- невербальные средства всегда искренни, в отличие от слов.

Вербальные и невербальные средства общения

Они включают в себя символы вербальные (в качестве слов), служащие основным средством для того, чтобы закодировать идеи для передачи, используются и невербальные символы, предназначенные для того, чтобы транслировать сообщения. Обычно вербальная и невербальная передача информации происходят одновременно. При этом невербальная обладает способностью усиливать эффект и даже изменять смысл произнесенных слов. Таким образом собеседник показывает собственное отношение к происходящему. К примеру, женщина, выразительно посмотрев на мужчину и не сказав ни слова, способна передать свое отношение к нему гораздо красноречивей, чем на словах. Чувствительность и интуиция – это способность читать и понимать невербальные факторы. Несоответствия, разногласия, которые выдают вербальные и невербальные средства общения, заставляют сомневаться. В науке это называют чувством аудитории – несоответствие между произнесенными словами и языком жестов. По мнению психологов, «язык тела» выражает то, что мы не можем или же не хотим говорить. Он правдив и искренен. А человек на уровне подсознания доверяет не столько самим словам, сколько тому, каким образом они были произнесены. Невербальные средства общения (психология давно установила этот факт) влияют гораздо сильнее на степень доверия к человеку, к собеседнику. Степень доверия к словам составляет двадцать процентов, в то время как к позам, жестам, взглядам – тридцать процентов. Но, как бы это ни выглядело странно, больше всего доверия вызывает интонация, темп речи, усмешки, паузы.

www.syl.ru