«Психологическая служба ДОУ» или «Зачем в детском саду педагог-психолог?». В чем заключается работа психолога в детском саду


Психолог в детском саду

Зачем психолог в детском саду?

Для чего нужен психолог в детском саду? Какие функции он выполняет? Как помогает воспитывать и развивать детей (ведь именно этим и занимается дошкольное образовательное учреждение, ДОУ)? В чем заключается работа психолога в детском саду?

Не так уж и далеко ушли те времена, когда такого специалиста как психолог и вовсе не было в детских учреждениях, и некоторые считают, что и сейчас можно было бы без него  обойтись.

Другие же приписывают психологам несвойственные им функции из области медицины: психоневролога, психиатра, психотерапевта или специальной педагогики: дефектолога, логопеда. Психолог же, при возникновении такой необходимости, может лишь порекомендовать обратиться к этим специалистам.

Если психолог и работает с какими-либо проблемами в развитии, все они не выходят за рамки так сказать нормального, здорового (психологически) человека. Поэтому не стоит  бояться, обратившись к психологу, получить «клеймо» (для себя или ребенка) какого-то «не такого». Все люди индивидуальны и особенны, и хороший специалист всегда поможет определить эти особенности, разобраться в них и использовать их (учесть) на благо формирования и развития личности, счастливой личности.

Итак, говоря простым языком, психолог ДОУ (дошкольного учреждения) - это специалист, который взаимодействует с детьми и взрослыми (педагогами, родителями, специалистами) с целью создания наиболее благоприятных условий для развития и воспитания каждого ребенка.

Что мы подразумеваем, говоря благоприятные условия?  Это и непосредственная коррекционно-развивающая работа с ребенком, и благоприятный эмоционально-психологический климат в семье (психолог оказывает содействие созданию необходимого психологического комфорта; возможно, способствуя изменению стиля воспитания и приемов воспитательного воздействия) и детском саду, и организация всей жизнедеятельности ребенка (соответствующий режим, методы, приемы взаимодействия и прочее) с учетом именно его индивидуальных и возрастных особенностей.

Каковы основные направления работы психолога дошкольного учреждения?

• Изучение особенностей развития (интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер) детей, для наилучшего содействия их развитию и воспитанию.

• Непосредственное участие в создании благоприятных эмоционально-психологических условий для всех участников учебно-воспитательного процесса и реализации коррекционно-развивающих программ.

• Повышения уровня психологической грамотности, психологической культуры и педагогов, и родителей.

 Основные виды деятельности, функции психолога ДОУ.

Диагностическая работа. Некоторые почему-то считают, что это основной вид деятельности детского психолога, состоящий в постоянных тестированиях. Тогда как психодиагностика это только один из видов деятельности психолога, в котором тестирование занимает не такую уж значительную его часть. Гораздо информативнее для психолога ДОУ бывают данные, собранные путем наблюдения, бесед и прочее. Для чего нужна эта функция? Для определения индивидуальных и возрастных особенностей детей, выявления  проблем психического развития и причин возможных отклонений, с целью создания наиболее благоприятных условий для развития каждого ребенка (с последующим предоставлением рекомендаций и разработкой коррекционных программ и прочее). Как правило, психодиагностика является частью общей системы диагностики детей ДОУ, в которую входит также педагогическая и медицинская ее составляющие.

Коррекционно-восстановительная и развивающая работа. Этот вид деятельности будет проходить тем успешнее, чем правильнее будут выявлены причины того или иного отклонения, той или иной проблемы, установлен потенциал развития, разработана необходимая коррекционно-развивающая программа (по каждому случаю). Эта функция психолога ДОУ,   как правило,  наиболее обширная и включает в себя такие формы работы, как индивидуальные занятия с ребенком, групповые занятия (занятия определенных коррекционных групп, подгрупповые и фронтальные развивающие занятия), тренинговые и тематические занятия со взрослыми (педагогами, специалистами, родителями). Этот вид деятельности психолога в детском саду можно также разделить на непосредственное воздействие психолога на ребенка (вышеупомянутые занятия) и косвенное (воздействие через сверстников и взрослых: педагогов, родителей). Хотелось бы обратить ваше внимание, уважаемые читатели, вот на что: считаю, какой бы удачной и талантливо организованной не была коррекционно-восстановительная работа (прямое воздействие психолога), если она не будет поддержана организацией необходимой среды (психологическая атмосфера в семье ребенка и группе детского сада,  выполнение рекомендаций психолога и прочее), преобладанием косвенного воздействия над более эпизодическим непосредственным воздействием психолога, то она не даст того возможного и полноценного желаемого результата. Ведь занятия с психологом это все же более  кратковременный процесс по сравнению с остальной частью жизнедеятельности ребенка.

Остальные виды деятельности психолога в детском саду постараюсь обозначить более кратко.

Психологическое консультирование. Данный вид деятельности психолога ДОУ направлен на оказание психологической помощи рекомендательного характера (родителям, педагогам, администрации) в процессе коммуникативного взаимодействия преимущественно по поводу проблем ребенка и особенностей его развития.

Психологическое просвещение и профилактика. Задачами  данного вида деятельности психолога детского сада являются просвещение педагогов и родителей, повышение их психологической культуры с целью обеспечения их информированности о возрастных и индивидуальных особенностях детей, условиях, необходимых для их наиболее благополучного психического развития. Это направление деятельности психолога носит профилактический (предупреждающий) характер.

 Организационно-методическая работа или поддержка деятельности ДОУ. Это и непосредственное участие психолога детского сада в подготовке и проведении различных образовательных и методических мероприятий, помощь в организации наиболее конструктивной и продуктивной системы взаимодействия членов педагогического коллектива и прочее.

В данной статье я постаралась, не вдаваясь в детали и профессиональные тонкости, обозначить всю разносторонность и необходимость деятельности такого специалиста, как психолог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) - психолог в детском саду.

Итак, подведем итог вышесказанному. Основная задача психолога в детском саду, работа психолога в детском саду,  заключается в создании наиболее благоприятных условий для охраны психического и физического здоровья детей, эмоционально-психологического комфорта для эффективного воспитания и развития  каждого ребенка, его способностей (с учетом индивидуальных и возрастных особенностей), при соблюдении очень важного принципа «не навреди».

rastivmeste.ru

«Психологическая служба ДОУ» или «Зачем в детском саду педагог-психолог?»

«Психологическая служба ДОУ» или «Зачем в детском саду педагог-психолог?»

 

Когда подходит время отправлять ребенка в детский сад, мы все чаще сталкиваемся с тем, что на базе детского сада работает педагог-психолог.

Кто он? Чем занимается? И самый главный вопрос, зачем? С моим ребёнком все в порядке и ему психолог не нужен.

Общее заблуждение родителей состоит в том, что психолог навешивает ярлыки психической несостоятельности их детей. Развеивая эти мифы, хотелось бы остановиться на вопросе, чем же занимается психолог в детском саду?

Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель. А что же делает детский психолог в детском саду? Этот вопрос будоражит, волнует, а иногда и пугает родителей.

Многие родители ошибочно полагают, что подобного рода специалист необходим лишь там, где речь идет о наличии психических расстройств. Психолог в саду работает с нормальными детьми и их индивидуальными особенностями, а не отклонениями.

Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не назначает лечение. Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В первую очередь педагог. Он может только предположить наличие какого-либо отклонения в развитии ребёнка и посоветовать консультацию у того или иного специалиста. Таким образом, педагог-психолог занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.

Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, создания наиболее благоприятных условий для развития и воспитания каждого ребенка,  а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях. 

Детский психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.

Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.

Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду.

Основные виды деятельности педагога-психолога ДОУ.

 Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребёнка-дошкольника.

Предметом психодиагностики являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом состоянии. Психодиагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и скорректировать возможные отклонения. Также проводится диагностика возможных проблем в обучении и воспитании ребенка.

Психопрофилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

Психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. Важно предупреждать возможные осложнения и отклонения в психическом развитии и становлении личности детей.

Коррекционная и развивающая работа.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Задача коррекционной работы приблизить уровень психического развития ребенка к определенному возрастному эталону психического развития. В развивающей работе психолог ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.

 Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Но данные проблемные ситуации рассматриваются только по отношению к ребенку, поскольку главная задача работы педагога-психолога в детском саду – это сохранение и укрепление психического здоровья малыша.

- Психологическое просвещение и обучение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей.

Данное направление заключается в приобщении всех участников педагогического процесса к психологическим знаниям по вопросам детской психологии. Основной смысл психологического просвещения – знакомство педагогов, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, а также формирование потребности в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком.

Когда и по какому поводу следует  обращаться к педагогу-психологу:

С какими проблемами можно обратиться к психологу ДОУ:

  • социальные ситуации: ребенок идет в детский сад или школу, развод родителей, конфликты в семье, появление нового члена семьи, случаи насилия над ребенком, серьезная болезнь ребенка или кого-то из близких людей, переезд на новое место жительства патологические (вредные) привычки, вопросы  по воспитанию ребенка, детско-родительские отношения, беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией и т.д.;
  • трудности в эмоционально-волевом  развитии: агрессия, замкнутость, капризность, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, страхи и тревожность ребенка; проблемы поведения;
  • возрастные особенности развития детей: кризис 3 –х лет, кризис 7 –и лет, ведущий вид деятельности и т.д.;
  • проблемы общения со сверстниками; сложности коммуникации;
  • образовательные трудности: уровень развития психических процессов (память, внимание, мышление), трудности освоения программы (неустойчивость внимания, трудности запоминания и пересказа, сложности с концентрацией внимания и пр.)
  • задержка психического развития, аутизм и др.

Очень важно, чтобы, вы, родители понимали: что психолог  призван быть на стороне ребёнка.

К сожалению, невозможно решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада. Без участия родителей такая работа будет лишена всякого смысла. Именно поэтому важнейшим фактором, определяющим успешное решение проблемной ситуации является желание родителей взаимодействовать с психологом, педагогическим коллективом. Только совместная работа может привести к благополучному результату.

 Но было бы неверно думать, что психолога нужно посещать только в случаях проблемных ситуаций. Если у вас в семье царит любовь и согласие и нет проблем, желательно просто прийти, чтобы выявить потенциальные возможности вашего ребенка: к чему он более способен, как лучше развить в нем гармоничную личность. У психолога, вы получите нужную и полезную информацию.

Психическое здоровье ребенка в первую очередь зависит от родителей!

 

 

 

Автор: Григорьева О.В.

grigorieva-nfdou52.edumsko.ru

Психолог в детском саду. Руководство для работы практического психолога

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР СЕМЬИ И ДЕТСТВАДЕТСКИЙ ЦЕНТР ВЕНГЕРА

Психолог в детском саду Руководство для работы практического психолога

Авторы: Л.А. ВЕНГЕР, Е.Л. АГАЕВА, Р.И. БАРДИНА, В.В. БРОФМАН, А.И. БУЛЫЧЕВА, И.А. БУРЛАКОВА, Н.Б. ВЕНГЕР, О.М. ДЬЯЧЕНКО, Т.В. ЛАВРЕНТЬЕВА, И.А. РУДОВСКАЯ, В.В. ХОЛМОВСКАЯ, Л.И. ЦЕХАНСКАЯ.

Задачи и функции психолога в детском саду

Психолог в детском саду — это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей. Будучи специалистом по детской психологии, он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, понимать и оценивать позицию, занимаемую взрослым по отношению к ребенку, анализировать их совместную деятельность.

Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.

Успешность работы психолога в большой степени зависит от места, которое он сумеет занять в коллективе, от его взаимоотношений с заведующей и остальным персоналом детского сада. Он ни в коем случае не должен стремиться подменять руководство, его задача — выступать в качестве компетентного и доброжелательного консультанта, чьи рекомендации выполняются благодаря его личному авторитету и признанной всеми квалификации. Для того чтобы приобрести такой авторитет, необходимо систематически вести психологическое просвещение коллектива, самой своей деятельностью убеждать коллег в значимости психологических знаний для успешного выполнения ими своих обязанностей.

Задачи психолога в детском саду можно условно подразделить на две группы. Во-первых, он должен участвовать в воспитательном процессе в целом, работать в направлении его «психологизации». Большое значение здесь отводится психологическому просвещению персонала детского сада и родителей: передаче им знаний о психологии детей, об их возрастных особенностях, оптимальных путях организации общения взрослого с детьми и общения детей разного возраста между собой, принципах организации детских групп и т.п. Конечно, психологическое просвещение не может ограничиваться общими сведениями по детской психологии: оно должно опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного детского сада и его коллектива, учитывать национальные традиции и местные условия, квалификацию персонала и индивидуальный стиль работы воспитателей, своеобразие детей и их родителей.

Вторая группа задач значительно сложнее и многообразнее, она связана с индивидуальной работой с детьми и должна содействовать учету их индивидуально-психологических особенностей в воспитательном процессе. С помощью наблюдения и соответствующих диагностических методик психолог должен в процессе длительного изучения каждой группы детского сада определить особенности взаимоотношений воспитателя с детьми и детей между собой, а также оценить индивидуально-психологические качества отдельных детей и уровни их умственного развития. Результатом такой работы должны стать рекомендации для воспитателей и родителей, в том числе и по дифференциации обучения и воспитания, а в отдельных случаях — разработки приемов коррекционной работы с детьми. Следует, однако, иметь в виду, что психолог не может и не должен выполнять функции, относящиеся к компетенции медицины и специальной педагогики. Он лишь рекомендует при необходимости обратиться к соответствующему специалисту — педиатру, детскому психоневрологу, дефектологу, логопеду — или же сам привлекает их для консультации.

К этой — второй — группе задач относится также такая важная функция психолога, как определение готовности ребенка к школе и проведение соответствующей коррекционной работы. Вместе с тем, хотя формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе традиционно рассматривается как одна из важнейших задач дошкольного воспитания, психологу необходимо иметь в виду, что эта задача не является ни единственной, ни даже самой главной в его деятельности. При всех обстоятельствах важнее всего обеспечить эмоциональное благополучие и максимально возможное общее развитие ребенка.

УЧАСТИЕ ПСИХОЛОГА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Психологическое просвещение педагогического персонала и родителей

Формы работы по психологическому просвещению разнообразны: это лекции и беседы, проводящиеся на методических совещаниях и родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, подготовка памяток, подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы и т.п. Начиная работу в детском учреждении, психолог прежде всего должен рассказать коллективу и родителям о своих функциях и задачах, дать представление о том, какую помощь он может оказать. Необходимо разъяснить, что детская психология не является отраслью медицины — она занимается изучением закономерностей нормального развития ребенка, и основная задача психолога состоит в обеспечении такого развития, в создании необходимых для этого условий. Это позволит сразу же снять негативную или неадекватную установку по отношению к психологу и наладить партнерские отношения со взрослыми участниками воспитательного процесса. Темы лекций, бесед, консультаций могут варьироваться в зависимости от конкретных условий, но некоторые из них можно рекомендовать для любого детского учреждения. Вот их примерный перечень:

1. Роль природных свойств ребенка, условий его жизни и воспитания в психическом развитии;

2. Психологические особенности детей разных дошкольных возрастных групп;

3. Возрастные кризисы развития и условия, способствующие их благополучному разрешению;

4. Развивающее значение разных видов детской деятельности — игры, рисования, конструирования и др.;

5. Влияние семейных взаимоотношений на психическое развитие ребенка;

6. Создание условий для эмоционального благополучия ребенка;

7. Особенности подхода к «трудным» детям;

8. Адаптация ребенка к детскому учреждению.

Этот перечень можно было бы, конечно, продолжить. Но главное — не сами темы бесед, а то представление о жизни и развитии детей, которое психолог стремится передать воспитателям и родителям. Необходимо убедить всех участников воспитательного процесса в том, что ребенок не просто готовится к будущей жизни, а уже живет, и важнейший долг взрослых — сделать эту жизнь как можно более полнокровной и счастливой. (Это вовсе не значит, что взрослые должны всегда и во всем потакать детям, идти навстречу любым, часто неразумным, да и невыполнимым, их желаниям.)

Успех в развитии в значительной степени зависит от того, смогут ли воспитатели отказаться от привычной схемы с одним, единственно правильным путем развития, который жестко определяется небогатым перечнем бытующих в наших детских учреждениях видов детской деятельности (якобы обеспечивающих «всестороннее» и даже «гармоническое» развитие личности). Психологу стоит иметь в виду, что между развивающим влиянием разных видов детской деятельности существует широкая взаимная компенсация, и поощрять следует те из них, которые могут быть лучше организованы взрослыми и к которым испытывает большую склонность сам ребенок.

В свое время замечательный советский психолог Л.С. Выготский говорил, что обучение в дошкольном возрасте отличается от школьного обучения тем, что ребенок учится по нашей программе лишь в той мере, в какой она становится его собственной программой. Искусство психолога как раз и заключается в том, чтобы помочь воспитателям и родителям превратить свою программу обучения и воспитания ребенка в его собственную. А главный путь к этому — вовлечение ребенка в доступные и интересные ему формы деятельности, которые изменяются в зависимости от возраста, индивидуальности ребенка, а в значительной мере определяются опытом, знаниями и умениями взрослого.

Каковы же центральные достижения психического развития в дошкольном возрасте? Крупнейший исследователь дошкольного детства А.В. Запорожец показал, что к таким достижениям следует отнести образные формы познания (восприятие, наглядно-образное мышление, воображение) и социальные эмоции (сопереживание, любовь к близким людям, доброжелательность по отношению к сверстникам). Наряду с этими образованиями у детей должны развиваться также и многие другие психологические качества, необходимые для их успешного перехода к школьному обучению, в частности, элементарные формы логического мышления, умение организовать свое поведение, произвольно управлять им.

Гуманизация воспитательной работы

Одна из важнейших задач психолога — сделать все возможное, чтобы обеспечить реальную гуманизацию воспитательной работы в детском саду, заменить привычную ориентацию персонала на выполнение программ ориентацией на ребенка, его самочувствие, его нужды и интересы. Такой переход чрезвычайно сложен в условиях общегрупповых занятий, он означает прежде всего отказ от дисциплинарной модели воспитания и переход к личностно-ориентированной модели. Психолог должен искать и подсказывать руководству детского сада пути изменения организации жизни детей в группах. Так, целесообразно делить их на подгруппы, чтобы в то время, когда с одной из подгрупп проводится занятие, остальные дети могли свободно выбирать себе любую привлекательную для них деятельность (играть, строить, рисовать).

mirznanii.com

Специфика работы педагога-психолога в детском саду

Специфика работы педагога-психолога в детском саду

Работа педагога-психолога в дошкольном учреждении имеет ряд особенностей.

Прежде всего, психолог ДОУ имеет возможность наблюдать своих подопечных (детей) не один год в разных видах деятельности, игре, общении со сверстниками, взрослыми, получать необходимые сведения о развитии ребёнка от воспитателей, родителей, других специалистов детского сада. Эти факторы облегчают сбор диагностической информации о психическом развитии детей, позволяют оказывать более эффективную помощь.

Основные обязанности: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психокоррекция, психодиагностика, психолого-педагогический консилиум.

Начинающий психолог строит свою работу со знакомства с детьми, родителями, воспитателями, другими специалистами детсада; объяснения целей и задач своей деятельности.

Основная цель: обеспечение психического здоровья и эмоционального благополучия детей, создание оптимальных условий для развития возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка. Также необходимо подчеркнуть, что принципы «не навреди» и «во имя ребёнка» являются девизом работы каждого педагога-психолога. Это важно, потому что ребёнок сам не может сформулировать свою потребность в профессиональной психологической помощи, отсутствие которой может привести к развитию неврозов и других нарушений психики и поведения дошкольников.

Существует «этический кодекс психолога»:

Необходимо также подчеркнуть, что психолог в своей работе руководствуется не надлежащими обсуждению правилами:

1) строгое соблюдение конфиденциальности информации;

2) невозможность использования этой информации в манипулятивных целях.

При выяснении представлений педколлектива о работе психолога можно задать вопрос: «В чём, на ваш взгляд, заключается работа психолога в вашем детском саду?»

Наиболее типичные ответы (администрации: заведующая, методист) звучат так: «Конечно, это адаптация детей в детском саду, агрессивные дети, дети с задержкой развития, а также проблемы конфликтов в педколлективе, между воспитателями и некоторыми родителями»; «Хорошо бы позаниматься с такими-то детьми, у которых… (перечисление их поведенческих проблем с точки зрения воспитателя группы), также поговорить с такими-то родителями… (перечисление 2-3 мам, пап или бабушек, с которыми воспитателю трудно добиться взаимопонимания)».

Во время проведения наблюдения за поведением детей в группе со сверстниками, в общении с родителями, с воспитателями, — психолог может столкнуться с неприятными явлениями:

1) восприятие некоторыми педагогами детсада психолога как проверяющего, который имеет полномочия критиковать и оценивать их работу;

2) высокомерие, настороженность и нежелание принимать новые знания, которые могут изменить привычные стереотипы работы;

3) опасения, что психолог в личном общении и на семинарах может спровоцировать на высказывание личной, скрываемой информации;

4) применение педагогом неадекватных наказаний детей, сообщение негативной информации о ребёнке его родителям.

Все эти моменты, если их не скорректировать, не развеять сомнения («Кто такой психолог?»), могут помешать сотрудничеству психолога с воспитателем, уменьшить эффективность всей психологической работы в ДОУ.

При проведении диагностической коррекционной работы с детьми, консультаций с родителями (групповых) воспитатель может быть привлечён психологом как наблюдатель, а лучше участник. Этот несложный приём способствует пониманию воспитателем задач и адекватных методов развивающего взаимодействия взрослого с ребёнком, а также сущности и смысла работы психолога в ДОУ.

Специфику работы психолога необходимо учитывать при оказании содействия ему в составлении расписания занятий наравне с занятиями других педагогов детского сада (т.к. специалистам строго запрещено брать детей с основных занятий).

Психолог не имеет возможности в силу распорядка дня пребывания детей в детском саду и своего графика работы детально охватить диагностико-коррекционной работой всех детей дошкольного учреждения. Выделяются наиболее типичные проблемы детей дошкольного возраста, а также учитываются пожелания воспитателей и родителей. Как показывает практика работы педагогов-психологов в детских садах, к ним относятся:

1. Адаптация ребёнка к ДОУ.

2. Диагностика соответствия уровня психического (умственного) развития ребёнка возрастной норме.

3. Нарушение поведения, личностного развития некоторых детей (робость, агрессивность, плаксивость и т.д.), коммуникативные проблемы.

4. Неорганизованность детей, нарушения произвольности, неумение оценивать свои действия.

5. Готовность ребёнка к школе.

Уровень развития детей младшей группы целесообразно определять в основном у детей с нарушениями в познавательной сфере в начале и конце учебного года, а в середине проводить коррекционно-развивающую работу. (Если работа с младшими детьми включается в работу психолога администрацией ДОУ).

В средней группе работа проводится с детьми, у которых значительные и частичные нарушения в познавательной и личностной сферах. В случае необходимости можно спланировать ряд развивающих занятий с детьми для профилактики возникновения типичных нарушений в более старшем возрасте: развитие графических умений, спонтанности, креативного воображения, коммуникативных навыков, уверенности ребёнка в своих силах.

В старшей и подготовительной к школе группе психолог тестирует детей на предмет готовности к школе. После проведения диагностики в этих группах проводится коррекционная работа с привлечением родителей, которым даются соответствующие рекомендации. Результат коррекционных мер проявляется не сразу, а примерно через 3 месяца и больше, если работа будет вестись регулярно (1-2 раза в неделю).

В подготовительной к школе группе проводится родительское собрание, где родителей необходимо познакомить с понятием психологической готовности ребёнка к школе, настроить на оказание конструктивной помощи ребёнку в случае затруднений и выполнение рекомендаций психолога и воспитателя.

Диагностика проводится два раза в год (сентябрь-октябрь и март-апрель) и в присутствии родителей, что позволяет им лучше понять суть имеющихся трудностей у ребёнка, способствует пониманию ребёнка и оказанию ему необходимой помощи. Затем психолог разрабатывает свою программу или же может воспользоваться уже имеющимися программами.

Пропаганда гармоничного, эмоционально-благополучного развития ребёнка и создание адекватных условий для его осуществления в семье и детском саду является важной задачей педагога-психолога.

pri-dsska.ru

Психолог в детском саду

Основной целью как детского психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. В соответствии с поставленной целью детский практический психолог выполняет следующие задачи: реализует в работе с детьми возможности развития каждого возраста, развивает индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр. От психолога требуется создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду, а также необходимо оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.

    Основными видами деятельности детского психолога являются:
  • психологическое просвещение,
  • психологическая профилактика,
  • психологическое консультирование,
  • психологическая диагностика,
  • психологическая коррекция.
Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых - психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и пр. Поэтому практическому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснить результаты психологического исследования, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно-воспитательных учреждениях. Психологическое просвещение может проходить в виде лекций, бесед, семинаров. Психологическая профилактика - мало разработанный на сегодняшний день вид деятельности детского практического психолога. Она направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду (и других учреждениях) психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. Основная сложность, с которой может встретиться психолог - это непонимание педагогическим коллективом и родителями важности психологической профилактики. Подобное непонимание можно объяснить тем, что существует много проблем с отдельными детьми и коллективами, которые необходимо срочно и поэтому воспитатели и родители могут не задумываться о том, что может произойти в будущем. Психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом особенностей каждого возрастного этапа. Он также выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном и личностном развитии. Психолог должен следить за соблюдением в детском саду условий, необходимых для нормального психологического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе, а также предупреждать возможные осложнения в психологическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень. Специфика психологического консультирования состоит в том, что оно сосредотачивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультирования рассматривается только то что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования - максимально содействовать психическому, личностному развитию каждого ребенка. Заведующие детскими садами, воспитатели, родители и другие люди получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе. В обязанности детского психолога входит также выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития ребенка возрастным нормативам. Поэтому в деятельности практического психолога значительное место занимает психодиагностика. Задача психологической диагностики - дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также воспитателям, родителям. Набор методик психодиагностики исследование памяти
  • "Заучивание 10 слов" (А.Р. Лурия)
  • Методика изучения опосредованного запоминания (А. Н. Леонтьев)
  • Методика "Пробы на запоминание слов" (Модификация В. Г. Каменской и С. В. Зверевой)
  • Методика "Матрица" 6-7 лет (Каменская В. Г., Зверева С. В., 2004).
  • изучение внимания оценка уровня восприятия
  • "Эталоны" (5-7 лет)
  • Методика Оценки зрительного восприятия
  • Методика Оценки слухового восприятия
  • изучение мышления диагностика свойств личности и психических состояний
  • Детский апперцептивный тест (CAT)
  • Изучение типа темперамента ребенка (Анкета Г. П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко, в модификации С. В. Зверевой)
  • Определение направленности интересов и способностей ребенка (Анкета для родителей)
  • Исследование креативности дошкольника
  • Методика Выявления психической депривации
  • Нестандартизированная оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка Й. Шванцара
  • Вопросник "Признаки психического напряжения и невротических тенденций"
  • Опросник страхов А. И. Захарова
  • "Лесенка"
  • "Человек под дождем"
  • Определение сформированности "Внутренней позиции школьника"
  • оценка биологической зрелости и физического здоровья
  • Методы определения физического развития и физической работоспособности (с 2 лет)
  • Теппинг-тест (Определение уровня зрелости нервных процессов)
  • Диагностика психомоторного развития детей (с 4 лет)
  • Каждый практический психолог системы образования имеет двойное подчинение. По административной линии он подчиняется заведующему детским садом, по профессиональной - психологическому Центру, где работают специалисты-психологи. У него свободный график работы, он сам составляет свой план работы, соотнося его с планом работы воспитателей. Рабочий день психолога длится 6 часов и может, например, чередоваться через день - работа с 8.00 до 14.00 или с 13.00 до 19.00 часов. психолог проводит как групповые, так и индивидуальные занятия и консультации.

    Источник:
    • http://psydou.ucoz.ru/index/
    • http://www.psihologu.info/

    testoteka.narod.ru

    Психолог в детском саду – в чем его роль | ВитаПортал

    Как и в школах, во многих детских садах сейчас работают психологи. Чем занимается психолог в детском саду и какую помощь можно от него получить — в нашей статье.

    Психолог в детском саду помогает в адаптации

    У психолога в детском саду одна из важнейших задач – помощь детям в адаптации. На основе индивидуальных особенностей ребенка психолог может давать рекомендации воспитателям и родителям по эффективной организации этого процесса, плюс сам может активно включаться. 

    У психолога в детском саду есть уникальная возможность:

    • наблюдать ребенка непосредственно в группе,
    • видеть особенности его поведения,
    • распознавать причины его трудностей.

     У воспитателей на это не всегда хватает времени и профессиональных навыков, родители все же видят ребенка дома, а дома он может быть совершенно другим.

    Диагностика и коррекция

    Еще одна из стандартных функций психолога в детском саду – диагностика готовности к школе в подготовительной группе, на основе которой можно сделать выводы и построить при необходимости индивидуальную программу подготовки.

    Плюс психолог обычно работает с проблемными детьми – тревожными, агрессивными, замкнутыми и так далее. Возможностей к полноценной коррекции у психолога в детском саду может и не быть, но как минимум психолог дает рекомендации родителям, воспитателям, а также может порекомендовать обратиться к детскому психотерапевту для более тщательной работы над проблемой.

    Некоторые психологи проводят групповые и индивидуальные занятия. Например, часто психологи собирают несколько детей из групп, имеющих сложности в общении, и проводят небольшой тренинг на умение общаться, используя игры для этого возраста. Либо агрессивных детей – тогда на таком занятии дети учатся нетравматично сбрасывать негативные эмоции, общаться без агрессии и т.д, тоже, конечно, в игре.

    Проблемы коллектива в детском саду

    В первую очередь развитие детского коллектива – это, конечно, прерогатива воспитателя, но психолог может выступить как профессиональный ассистент – например, подобрать хорошую психологическую игру, которая позволит поменять отношение к детям-аутсайдерам, а проведут они ее совместно с воспитателем. 

    От сотрудничества воспитателей, психолога и родителей ребенка во многом зависит успешность его адаптации в детском учреждении и эмоциональное состояние.

    vitaportal.ru

    Системно-векторная психология Психолог в детском саду

    Сегодня психолог в детском саду — это не редкость и даже уже не экзотика. Пару десятков лет назад эта профессия была мало востребована, а психолога для дошкольников нужно было искать в столичных клиниках и психологических кабинетах. В наши дни в психологах стали нуждаться — не потому, что резко возросло количество психологических проблем (хотя не без этого), а потому, что воспитатели и родители признали, что далеко не со всеми трудностями можно справиться только лишь педагогическими методами.

    Обязанности психолога в детском саду

    Перед психологом ставится задача понимать детей, разбираться в их психических особенностях по возрастам. Но не только: специалисту, называющему себя детским психологом, важно также хорошо ориентироваться в психологии взрослых, уметь анализировать место ребенка в семье и качество общей деятельности родителей и их детей.

    Можно ли быть хорошим специалистом, не имея опыта работы с детьми и их родителями?

    Вряд ли. Ведь в университете психологу дают только теоретический материал, который нужно отрабатывать на практике. И в детский сад стоит идти, имея за плечами солидный багаж знаний и умений. Однако где же получать тот опыт, если по специальности работа подразумевается только в детском саду?

    Получается замкнутый круг: педагог психолог в детском саду должен быть опытным и грамотным, но нигде кроме сада получить этот опыт не может.

    В связи с этим возникает ряд проблем: такой психолог имеет низкую эффективность работы, нередко дает неверные рекомендации и делает неправильные выводы о психическом состоянии ребенка и причинах его поведения. Психолог, не имеющий какого-либо опыта работы с детьми, может только заниматься психологическим просвещением персонала дошкольного учреждения: рассказывать о возрастных особенностях детей, принципах организации групп в саду и так далее. Однако этого мало.

    Трудности в работе психолога в детском саду

    Малыши, которые приходят в детский сад, нуждаются в помощи. Психолог должен следить за тем, как у них проходит адаптация, а также давать рекомендации воспитателю и родителям.

    Трудности психолога в детском саду

    Дважды в год он должен проводить обязательную диагностику психического развития малышей, выявлять возможные отклонения от нормы. И по результатам составлять программы индивидуального развития.

    Также работа психолога в детском саду заключается в умении оказывать психологическую поддержку творчески одаренным детям, помогать им развиваться (а нередко и адаптироваться) в коллективе и семье.

    И если неопытный психолог со всем этим не справится, трудности лягут на плечи воспитателей, и без того занятых общением с большим количеством детей, а также на плечи родителей, которые не обладают психологической грамотностью и не разбираются в нюансах детской душевной организации.

    Чем чреваты неверно выявленные (или вовсе не выявленные) нарушения в психическом развитии детей? Усугублением негативного состояния, тяжелым периодом адаптации с отрицательными последствиями, остановками в развитии ребенка — и многим другим.

    Дети с творческими способностями, оставленные без внимания, рискуют вырасти с так и не раскрытым потенциалом, который потом раскрывать уже будет поздно.

    Психолог в детском саду: как это должно быть

    Сегодня у любого психолога в детском саду есть шанс повысить свою квалификацию и уровень профессионализма, изучив системно-векторную психологию Юрия Бурлана. Это знание, не требующее углубления в посторонние дисциплины, дает возможность за относительно короткий срок увидеть на практике все причинно-следственные связи тех или иных психологических проблем, выявляемых у разных детей. И применять это видение для помощи ребенку и родителям в его воспитании.

    Психолог в детском саду - как это должно быть

    Системно-векторная психология позволяет быстро понять, в чем, например, истинная причина тотального недоразвития ребенка, парциальной несформированности психических функций, искаженного, локального поврежденного развития — и так далее. Помогает понять, в чем причина этих синдромов, а также какие действия со стороны воспитателей и родителей помогут их устранить.

    Даже если профессиональная практика психолога в детском саду весьма скудная, системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет ему быстро и точно определять особенности семейного воспитания ребенка, а также распознавать внутрисемейные проблемы, которые отражаются на детской психике. Секрет такой точности в том, что это знание практическое, еще на стадии изучения применимое в жизни, а значит, и в работе психолога.

    Специалист, в совершенстве владеющий системным мышлением, не сможет навредить ребенку и семье, а также репутации того учреждения, в котором он будет работать. Зато сможет быстро понять, в чем причины сложностей, возникающих у ребенка, и подобрать для него подходящую программу адаптации или развития.

    Как получить знания? Для начала записаться на бесплатный вводный тренинг по системно-векторной психологии, а затем пройти курс из 12-15 многочасовых лекций, после которых будет легко применять полученные знания на практике. Тренинги проходят в режиме онлайн, поэтому принимать участие в них могут желающие из любого уголка мира, где есть Интернет.

    Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

    [adrotate banner=»2″]

    Системно-векторная психология Юрия Бурлана

    svpsychology.ru