Детский психолог. В чем заключается помощь психолога детям? В чем заключается работа детского психолога


В чем заключается работа детского психолога?

Детский психолог изучает психическое развитие ребёнка, помогает ему пережить возрастные кризисы, тревоги, страхи, учит правильно общаться с людьми, строить новые отношения, раскрывать свой потенциал, помогает взрослеть, учитывая все индивидуальные особенности ребёнка.

Ребёнку необходимо уделять огромное внимание для его психологического развития. Если у ребёнка нарушается душевное состояние, появляются различные страхи, тревоги, это в большинстве случаев приводит к изменению на гормональном уровне, и является главной причиной многих заболеваний.

Вот почему консультация психолога так необходима для детей и их родителей. Детский психолог должен восстановить у ребёнка его гармоничное состояние души.

Помощь психолога родителям и ребенку

Родители не всегда могут уделить своим детям должного внимания. И порой ребёнку нужно поделиться своими тайнами, мечтами, да и просто радостной новостью, но не каждый родитель находит для этого время. Поэтому, в нередких случаях, психолог для ребенка становится близким другом, которому можно не только рассказать о своих тайнах, но и доверять ему.

В таких случаях можно быть уверенным, что у ребёнка, нашедшего с детским психологом общий язык, не останется душевной травмы или психологического расстройства на всю жизнь. Такой ребенок будет жить в гармонии с окружающим его миром, со своей душой и телом.

У многих родителей в определённый период возраста ребенка возникают такие вопросы:

  • Почему мой ребенок так изменился?
  • Почему он отталкивает меня и злится, стал непослушным?
  • Сегодня его невозможно заставить идти в сад или в школу, а завтра туда он бежит в припрыжку.
  • Откуда у него появляется фантазия на страшные истории, почему он боится темноты, огрызается, ссорится с окружающими, обманывает, становится замкнутым?
Такой список вопросов можно постоянно пополнять. И для многих родителей такие отношения становятся болезненными. Решить их можно с помощью консультаций с детским или семейным психологом.

Куда нужно обращаться ?

Психологическая консультация является тем местом, где и родители, и дети, в безопасном для них пространстве, могут рассказать о своих трудностях, и решить свои проблемы, прибегая к помощи специалиста. С помощью таких консультаций родители получат бесценные и полезные рекомендации по воспитанию своих детей и правильного родительского поведения.

Вот почему так важно порой обратиться к психологу, как детям, так и их родителям.

my-self.ru

Психология и жизнь » Детский психолог. В чем заключается помощь психолога детям?

Помощь психолога детям заключается в диагностике особенностей развития и психологической помощи, включая психокоррекцию.

Детский психолог оказывает психологическую помощь детям, родителям и семье в целом. Поскольку проблемы и трудности ребенка тесно взаимосвязаны с образом жизни родителей, их отношением к ребенку и воспитанием, состоянием их здоровья и психологическим климатом в семье, а так же c общей семейной ситуацией.

Диагностика психического развития ребенка и рекомендации родителям относительно воспитания и взаимоотношений с ребенком.

Как правило, вопрос о психологической диагностике становится  тогда, когда наблюдаются какие-либо проблемы или затруднения в воспитании, ребенка, в общении и во всех сферах его деятельности. Информация о способностях, свойствах личности, особенностях развития ребенка поможет родителям выстроить эффективное взаимодействие с ним. Кроме того даст возможность выявить причины тех или иных проблем и затруднений.  Сюда же можно отнести диагностику детско-родительских отношений при возникновении их нарушений.

Диагностика профессиональной направленности, индивидуальных способностей и индивидуальной склонности к определенным видам профессиональной деятельности.

В подростковом возрасте особенно актуальным становится выбор профессии. По результатам диагностики и консультации  можно дать рекомендации по выбору определенной профессиональной деятельности, где склонности и способности, а так же возможности  ребенка будут раскрыты наиболее успешно.

В каких случаях может помочь детский психолог? Случаи, в которых требуется помощь психолога детям:

  • Сложности  адаптации в коллективе сверстников (детский сад, школа)
  • Трудности в общении: замкнутость, сложности поддержания отношений с взрослыми и сверстниками
  • Трудности в отстаивании своей позиции
  • Индивидуальные особенности (непослушание, агрессивное, демонстративное поведение, неуверенность, застенчивость, тревожность)
  • Детские страхи
  • Проблемы школьной готовности
  • Трудности в обучении
  • Определенные жизненные ситуации (развод, разлука с ребенком, переезд, рождение второго ребенка, новые члены семьи, потеря значимого человека)
  • Ситуации физического и психического насилия
  • Проблемы здоровья ребенка (задержка психического развития, гиперактивность, психосоматические проявления – недомогания, боли, частые болезни, связанные с переживаниями, страхами или другими эмоциональными состояниями)

Психокоррекционное воздействие включает в себя:

  • Формирование необходимых  практических навыков, умений и качеств для повышения адаптации к изменяющимся условиям жизни, и для преодоления имеющихся у ребенка проблем и затруднений (умения выполнять задания, оценивать свои ошибки, умения успокоить себя, снять негативное состояние, преодолеть неуверенность, отстоять свое мнение и др)
  • Развитие психических функций (мышления, внимания, памяти, воображения), и навыков и умений (повышение мотивации к учебной деятельности, разнообразие коммуникативных способностей,  развитие волевых качеств)
  • Минимизация или устранение негативных состояний, коррекция индивидуальных особенностей.

Каждый детский психолог имеет наибольший опыт в решении определенных проблем, это не значит, что он не компетентен в других вопросах детской психологии, в любом случае первичная консультация поможет определить направления работы и пути решения проблем или трудностей.

Если у Вас возникают вопросы или сомнения относительно психологического благополучия Вашего ребенка, обратитесь к психологу сейчас, чтобы своевременно выявить возможные нарушения или затруднения. Лучше решать трудности в начальной стадии их возникновения или предупредить возможные проблемы,  чем в дальнейшем справляться и с проблемой и с ее последствиями.

Возможно Вам будут интересны следующие статьи:
  • Детский психолог в Кировском районе
  • 17 мая — Единый информационный день Детского телефона Доверия
  • Я б в психологи пошел, пусть меня научат!
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности Часть 2.
  • Лучше плакать у психолога, чем смеяться у психиатра
  • Рубрика: Мамам на заметку

    Ваш отзыв

    Правила комментирования

    www.psytalk.spb.ru

    Чем может помочь родителям детский психолог? | Дом и семья

    А чем же занимаются детские психологи? В каких ситуациях родителям может быть полезна, а в каких просто необходима консультация этого специалиста?

    «Может, к психологу?»

    Почему вообще у родителей появляется мысль обратиться к детскому психологу?

    Нередко это рекомендация воспитателя в детском саду либо школьного учителя ребенка. Кроется за ней обычно непохожесть ребенка на остальных детей. Агрессивный или застенчивый, медлительный или невнимательный — в общем, так или иначе, выделяется на общем фоне.

    «С вашим ребенком что-то не так, сводите его к психологу» — эту фразу, наверное, слышали многие родители.

    Первая реакция мамы на подобные заявления — защита. «С моим ребенком все в порядке!». Иногда защита и правда вполне правомерная, ведь бывает, что индивидуальные особенности ребенка — не его проблема, а проблема педагогов, которые не могут найти нужный подход.

    Но может быть и другая ситуация. Может оказаться, что воспитатель и правда видит те стороны жизни вашего малыша, которые вы не замечаете. К примеру, открытый и общительный дома, он может испытывать проблемы в общении со сверстниками в садике. Такие ситуации тоже не редкость. Так что всерьез отнеситесь к словам педагогов, расспросите об их видении проблемы.

    Если осталась какая-то тревога за своего малыша, визит к психологу поможет разобраться с ситуацией и с эмоциональным состоянием ребенка объективно. Выявить причины возникающих трудностей, если они есть. В конце концов, ведь не считается чем-то зазорным посещать стоматолога для проверки и необходимой профилактики. Почему-то о психологах же иногда сохраняется такое мнение, что визитом к этому специалисту подтверждаешь свою «ненормальность». Это, конечно же, не так: психолог, вообще, по определению, работает только с психически здоровыми людьми.

    Другой случай возникновения необходимости обратиться к детскому психологу часто совпадает с так называемыми возрастными кризисами в развитии ребенка (год-полтора, три-четыре, шесть-семь и подростковый период). Что происходит в эти моменты? Возрастной кризис означает, что в развитии человека происходит резкий скачок, что-то радикально меняется. Мама и папа же не успевают привыкнуть к этим изменениям, не учитывают их в общении, используют воспитательные приемы, уже не действенные в новых условиях. Все это накладывается на повышенную эмоциональность ребенка, характерную для переходных периодов.

    Капризы, агрессия, упрямство ребенка — и чувство беспомощности у родителей. Вполне естественная реакция — обратиться к специалисту. И это в самом деле может помочь. Психолог поможет разобраться в сути возникших трудностей, подскажет воспитательные приемы, а при необходимости позанимается с ребенком, чтоб помочь ему преодолеть непростой период.

    Что делают детские психологи?

    Итак, эти или какие-то другие причины привели вас к мысли об обращении к детскому психологу. В чем же может заключаться его работа?

    • Психодиагностика

    Любой психолог владеет довольно большим набором психодиагностических средств и методик. Их цель — определить объективное состояние человека, выделить его причины, а также оценить уровень развития тех или иных психических процессов (памяти, внимания, мышления и т. д.). Если для взрослых часто используются тестовые методики, известные многим, то в арсенале детского психолога обычно это особые методики для детей. Специалист может попросить вашего ребенка что-то нарисовать, может поиграть с ним в увлекательную игру — на самом же деле с помощью этих процедур соберет необходимые данные.

    • Развивающие занятия

    С помощью развивающих психологических игр специалист поможет развить у ребенка разные необходимые навыки и качества. Внимание, память, усидчивость, логическое и образное мышление — в арсенале детского психолога развивающие игры для самых разных возрастов. Чаще всего, развивающие психологические занятия проводятся сразу с группой детей, и в таком случае ребенок также учится общаться с другими детьми, воспринимать социальные нормы.

    • Детская психотерапия

    При наличии у ребенка серьезных эмоциональных или личностных трудностей может потребоваться специально организованная психотерапевтическая работа. Это могут быть занятия на снятие тревожности, страхов, на повышение самооценки, на снятие агрессивных тенденций. Детская психотерапия может потребоваться, если ребенок пережил сильный стресс — потерю близких, физическое или психическое насилие и т. п.

    Методы, применяемые в детской психотерапии, многообразны. Например, для совсем маленьких детей очень действенным методом оказывается так называемая песочная терапия (специально организованные занятия с песком). Для детей постарше очень эффективна бывает сказкотерапия (занятия с применением специальных психотерапевтических сказок как готовых, так и составляемых в ходе взаимодействия ребенка с психологом). Игра, рисунок, сказка — все знакомые и интересные для ребенка предметы и занятия становятся в руках специалиста мощным средством помощи.

    • Консультирование родителей и семейное консультирование

    У психологов есть такая известная аксиома «Проблемы маленьких детей — это проблемы родителей». И это на самом деле так. При внимательном рассмотрении причины всех детских трудностей находятся в семейных проблемах и конфликтах, неадекватности стиля воспитания и т. д. Потому зачастую получается так, что для решения проблемы ребенка достаточно родителям самим разобраться в причинах и изменить что-то в своем поведении, в ситуации, окружающей ребенка.

    Психолог на консультации поможет вам увидеть себя со стороны, объективно оценить свои методы воспитания. Хороший психолог никогда не будет судить или упрекать вас за что бы то ни было. Он просто даст вам в руки новые, более эффективные инструменты воспитания, расскажет больше о возрастных особенностях малыша.

    Грамотно проведенная консультация очень часто снимает необходимость специальной психологической работы с самим ребенком. И с другой стороны, работа психолога с ребенком без параллельного консультирования родителей обычно малоэффективна, ведь после занятий ребенок вновь возвращается в семью.

    shkolazhizni.ru

    В чем заключается работа детского психолога

    Детский психолог изучает психическое развитие ребёнка, помогает ему пережить возрастные кризисы, тревоги, страхи, учит правильно общаться с людьми, строить новые отношения, раскрывать свой потенциал, помогает взрослеть, учитывая все индивидуальные особенности ребёнка.Ребёнку необходимо уделять огромное внимание для его психологического развития. Если у ребёнка нарушается душевное состояние, появляются различные страхи, тревоги, это в большинстве случаев приводит к изменению на гормональном уровне, и является главной причиной многих заболеваний. Вот почему консультация психолога так необходима для детей и их родителей. Детский психолог должен восстановить у ребёнка его гармоничное состояние души.Родители не всегда могут уделить своим детям должного внимания. И порой ребёнку нужно поделиться своими тайнами, мечтами, да и просто радостной новостью, но не каждый родитель находит для этого время. Поэтому, в нередких случаях, психолог для ребенка становится близким другом, которому можно не только рассказать о своих тайнах, но и доверять ему. В таких случаях можно быть уверенным, что у ребёнка, нашедшего с детским психологом общий язык, не останется душевной травмы или психологического расстройства на всю жизнь. Такой ребенок будет жить в гармонии с окружающим его миром, со своей душой и телом.У многих родителей в определённый период возраста ребенка возникают такие вопросы: Почему мой ребенок так изменился? Почему он отталкивает меня и злится, стал непослушным? Сегодня его невозможно заставить идти в сад или в школу, а завтра туда он бежит вприпрыжку. Откуда у него появляется фантазия на страшные истории, почему он боится темноты, огрызается, ссорится с окружающими, обманывает, становится замкнутым? Такой список вопросов можно постоянно пополнять. И для многих родителей такие отношения становятся болезненными. Решить их можно с помощью консультаций с детским или семейным психологом.Психологическая консультация является тем местом, где и родители, и дети, в безопасном для них пространстве, могут рассказать о своих трудностях, и решить свои проблемы, прибегая к помощи специалиста. С помощью таких консультаций родители получат бесценные и полезные рекомендации по воспитанию своих детей и правильного родительского поведения.Вот почему так важно порой обратиться к психологу, как детям, так и их родителям 

    dobrynya.nso.ru

    нужен ли ребенку психолог, и для чего?

    Зачем нужен детский психолог и когда детям необходима помощь психолога?

    Воспитание ребенка – это не просто тяжелый труд, но и талант. Очень важно почувствовать, что происходит с малышом, и принять своевременные меры. Но не каждой маме под силу справиться с чадом, когда его поведение выходит из-под родительского контроля. Да и посмотреть со стороны, ежедневно находясь рядом с ребенком, довольно сложно.

    Как же определить, когда ребенку требуется психолог, в чем состоит его работа, и в каких ситуациях без него категорически не обойтись?Зачем нужен детский психолог

    Содержание статьи:

    Кто такой детский психолог?

    Детский психолог не является врачом, и не стоит его путать и с психиатром. У данного специалиста нет права ни на постановку диагнозов, ни на выдачу рецептов. Работа внутренних систем детского организма, а также внешний вид малыша – тоже не его профиль.

    Главная задача детского психолога – помощь психологического характера через игровые методы. Именно в игре раскрываются подавляемые ребенком чувства и наиболее эффективны поиски решения детской проблемы.Зачем нужен детский психолог

    Когда нужен детский психолог?

    • Нет важнее людей для малыша, чем его родители. Но глубокое взаимодействие детей и родителей внутри семьи не позволяет маме и папе быть объективными – в силу привычки к исполняемым ролям, в силу определенной реакции на поведение ребенка. То есть, посмотреть на ситуацию «со стороны» родители не могут. Возможен и другой вариант: родители четко осознают проблему, но ребенок не решается на откровение из-за страха, боязни огорчить и пр. В ситуации, которая не способна разрешиться внутри семьи, единственным помощником остается детский психолог.Когда детям необходима помощь психолога
    • Каждый маленький человек проходит период становления личности. И даже если отношения в семье идеальные и гармоничные, ребенок вдруг перестает слушаться, а родители хватаются за голову – «что с нашим дитем?». Чувствуете, что у вас нет сил и умения повлиять на ситуацию? Ребенок абсолютно вышел из-под вашего контроля? Обращайтесь к специалисту – он сможет оценить ситуацию объективно и подобрать ключик к решению проблемы.
    • Малыш боится ночевать в комнате один? Требует оставлять на ночь свет во всей квартире? Пугается раскатов грома и незнакомых гостей? Если чувство страха не дает ребенку спокойной жизни, подавляет и угнетает, ставит в позицию беспомощности перед той или иной ситуацией – воспользуйтесь советом психолога. Конечно, детские страхи – это естественный период жизни каждого человека, но многие из страхов остаются с нами навсегда, перерастая в фобии и прочие неприятности. Психолог же поможет максимально безболезненно пережить эти моменты и подскажет – как научить малыша справляться со своими страхами.
    • Чрезмерная стыдливость, стеснительность, застенчивость. Именно в детстве формируются те черты характера, которые в будущем поспособствуют умению защитить себя, адекватно относиться к критике, ладить с любыми людьми, проявлять инициативу и пр. Психолог поможет ребенку преодолеть свою стеснительность, раскрыться, стать более свободным. Читайте также: Что делать, если ребенок ни с кем не дружит?
    • Агрессия. С такой проблемой приходится сталкиваться многим папам и мамам. Немотивированная агрессия ребенка ставит родителей в тупик. Что случилось с малышом? Откуда вспышка злобы? Почему он ударил котенка (толкнул сверстника на прогулке, швырнул в папу игрушкой, сломал любимую машинку, за которую мама выложила свои премиальные, и пр.)? Агрессия не бывает беспричинной! Это важно понимать. И чтобы такое поведение не стало плохой привычкой ребенка и не переросло в нечто более серьезное, важно вовремя разобраться в причинах, помочь ребенку не «уйти в себя» и научить выражать свои чувства.
    • Гиперактивность. Данное явление весьма серьезно отражается на самом ребенке и становится причиной усталости, злости и неприятностей для родителей. Задача психолога – определить основные устремления малыша и направить их в нужное русло.
    • Форс-мажоры. В нашей жизни хватает ситуаций, с которыми даже взрослые иногда не способны справиться без помощи. Развод, смерть члена семьи или любимого питомца, новый коллектив, тяжелый недуг, насилие – все не перечислить. Маленькому ребенку осознать случившееся, переварить и сделать правильные выводы неимоверно сложно. И даже если внешне ребенок остается спокойным, внутри него может бушевать настоящая буря, которая рано или поздно прорвется наружу. Психолог поможет понять, насколько глубоко травмирован ребенок психологически, и пережить произошедшее с минимальными потерями.
    • Успеваемость в школе. Резкое снижение успеваемости, выдумывание причин, чтобы не ходить в школу, необычное поведение – причины для более внимательного отношения к чаду. А учитывая, что этот возраст не предполагает особой откровенности с родителями, психолог может стать единственной надеждой – не «упустить» своего ребенка.

    Детский психолог – что нужно знать о его работе?

    • Эффективность работы психолога невозможна без его тесного сотрудничества с родителями.
    • Если у вашего чада нет психологических проблем, а в доме – любовь и согласие, это замечательно. Но психолог помогает не только решать проблемы, но и раскрывать возможности ребенка. Серия психологических тестов даст вам информацию о потенциале ребенка.Когда детям необходима помощь психолога
    • Дефекты речи или внешности – один из поводов для насмешек в школе. Школьный психолог проведет беседу с ребенком и поможет ему адаптироваться в коллективе.
    • Если ребенок категорически не желает общаться с психологом – ищите другого.
    • Детские проблемы – это огромный список ситуаций, от большинства которых родители отмахиваются – «Пройдет!» или «Научится еще!». Не завышайте своих требований к чаду, но и старайтесь не упустить важные моменты. Например, трехлетнего кроху вопрос «Какое слово лишнее – машина, автобус, самолет, банан?» поставит в тупик, а в 5-6 лет он уже должен на него ответить. Затруднения в ответе могут быть вызваны разными причинами. Именно их определяет психолог, после чего дает рекомендации – обратиться к определенному специалисту, обследоваться у невропатолога, организовать развивающие занятия, проверить слух и пр.
    • И даже молодой маме нужен детский психолог. Чтобы она лучше понимала, что важно для нормального развития психики малыша, какие требуются игрушки, на что обращать внимание и пр.

    Когда детям необходима помощь психологаЕсли у вас возникла мысль о визите к психологу – значит, откладывать визит к нему не следует. Помните – ваш ребенок постоянно развивается. И чтобы потом все проблемы не покатились на вас снежным комом, решайте все кризисные ситуации по мере их поступления – своевременно и грамотно.

    Легче сразу решить проблему вместе с детским психологом, чем потом «ломать» ребенка.

    Поделитесь с друзьями:

    Опубликовано ноября 11, 2013 в рубрике: Дети;

    www.colady.ru

    Кто такой педагог-психолог?

    Кто такой педагог-психолог?

    Хочется немного рассказать о том, кто такой педагог-психолог и в чем заключается его работа.

    Внедрение практического психолога в образовательные учреждения началось в 1988 г., когда ставка «психолога» была введена в учебно-воспитательные учреждения.

    Основной целью как детского психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования является Обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.

    В соответствии с поставленной целью детский практический психолог выполняет следующие задачи:

    1.  Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста;

    2. Развивать индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр.

    3. Создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду;

    4. Оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.

    Основные виды деятельности педагога-психолога

    Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых – «психологическая» глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и пр. Поэтому практическому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно-воспитательных учреждениях. Психологическое просвещение может проходить в виде лекций, бесед, семинаров.

    Психологическая профилактика — малоразработанный на сегодняшний день вид деятельности детского практического психолога. Она направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. К сожалению, пока эта сторона деятельности практического психолога у нас не развита. Но от этого ее роль не уменьшается. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду (и других детских учреждениях) психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. Основная сложность, с которой может встретиться психолог — это непонимание педагогическим коллективом и родителями важности психологической профилактики. Подобное непонимание можно объяснить тем, что существует много проблем с отдельными детьми и коллективами, которые необходимо срочно решать и поэтому воспитатели и родители могут не задумываться о том, что может произойти в будущем. Психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. В психопрофилактике инициатива целиком исходит от психолога, в этом проявляется творчество его как специалиста. Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом особенностей каждого возрастного этапа. Он также выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном и личностном развитии. Практический психолог должен следить за соблюдением в детском саду условий, необходимых для нормального психического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе, а также предупреждать возможные осложнения в психическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень.

    Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью:

    • выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии;
    • определения сильных сторон личности, её резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;
    • раннего выявления профессиональных и познавательных интересов;
    • определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др.

    Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу  администрации, педагогов, родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета.

    Психологическая диагностика профессионального поведения осуществляется психологом либо в рамках разработанной им стратегии собственной профессиональной деятельности, либо по запросу и выполняется в форме многопозиционного анализа на основании наблюдений, видеосъёмки или иной записи .

    Консультативная работа в детском саду имеет принципиальное отличие от той, которую осуществляет психолог в районных или других консультациях. Специфика такого консультирования состоит в том, что оно сосредотачивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультирования рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования — максимально содействовать психическому, личностному развитию каждого ребенка.     Воспитатели часто обращаются к психологу по следующим вопросам: причины трудностей в усвоении детьми программ обучения (подготовка к школе), нежелание и неумение детей заниматься, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми. Родители часто обращаются с проблемами: как готовить детей к школе, отсутствие у детей выраженных интересов, плохая память, неорганизованность, несамостоятельность, агрессивность, повышенная возбудимость или робость, боязливость; другими словами имеется в виду все то, что принято обозначать словами «трудный ребенок».

    pri-dsska.ru

    Психолог в детском саду. Руководство для работы практического психолога

    РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР СЕМЬИ И ДЕТСТВАДЕТСКИЙ ЦЕНТР ВЕНГЕРА

    Психолог в детском саду Руководство для работы практического психолога

    Авторы: Л.А. ВЕНГЕР, Е.Л. АГАЕВА, Р.И. БАРДИНА, В.В. БРОФМАН, А.И. БУЛЫЧЕВА, И.А. БУРЛАКОВА, Н.Б. ВЕНГЕР, О.М. ДЬЯЧЕНКО, Т.В. ЛАВРЕНТЬЕВА, И.А. РУДОВСКАЯ, В.В. ХОЛМОВСКАЯ, Л.И. ЦЕХАНСКАЯ.

    Задачи и функции психолога в детском саду

    Психолог в детском саду — это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей. Будучи специалистом по детской психологии, он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, понимать и оценивать позицию, занимаемую взрослым по отношению к ребенку, анализировать их совместную деятельность.

    Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.

    Успешность работы психолога в большой степени зависит от места, которое он сумеет занять в коллективе, от его взаимоотношений с заведующей и остальным персоналом детского сада. Он ни в коем случае не должен стремиться подменять руководство, его задача — выступать в качестве компетентного и доброжелательного консультанта, чьи рекомендации выполняются благодаря его личному авторитету и признанной всеми квалификации. Для того чтобы приобрести такой авторитет, необходимо систематически вести психологическое просвещение коллектива, самой своей деятельностью убеждать коллег в значимости психологических знаний для успешного выполнения ими своих обязанностей.

    Задачи психолога в детском саду можно условно подразделить на две группы. Во-первых, он должен участвовать в воспитательном процессе в целом, работать в направлении его «психологизации». Большое значение здесь отводится психологическому просвещению персонала детского сада и родителей: передаче им знаний о психологии детей, об их возрастных особенностях, оптимальных путях организации общения взрослого с детьми и общения детей разного возраста между собой, принципах организации детских групп и т.п. Конечно, психологическое просвещение не может ограничиваться общими сведениями по детской психологии: оно должно опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного детского сада и его коллектива, учитывать национальные традиции и местные условия, квалификацию персонала и индивидуальный стиль работы воспитателей, своеобразие детей и их родителей.

    Вторая группа задач значительно сложнее и многообразнее, она связана с индивидуальной работой с детьми и должна содействовать учету их индивидуально-психологических особенностей в воспитательном процессе. С помощью наблюдения и соответствующих диагностических методик психолог должен в процессе длительного изучения каждой группы детского сада определить особенности взаимоотношений воспитателя с детьми и детей между собой, а также оценить индивидуально-психологические качества отдельных детей и уровни их умственного развития. Результатом такой работы должны стать рекомендации для воспитателей и родителей, в том числе и по дифференциации обучения и воспитания, а в отдельных случаях — разработки приемов коррекционной работы с детьми. Следует, однако, иметь в виду, что психолог не может и не должен выполнять функции, относящиеся к компетенции медицины и специальной педагогики. Он лишь рекомендует при необходимости обратиться к соответствующему специалисту — педиатру, детскому психоневрологу, дефектологу, логопеду — или же сам привлекает их для консультации.

    К этой — второй — группе задач относится также такая важная функция психолога, как определение готовности ребенка к школе и проведение соответствующей коррекционной работы. Вместе с тем, хотя формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе традиционно рассматривается как одна из важнейших задач дошкольного воспитания, психологу необходимо иметь в виду, что эта задача не является ни единственной, ни даже самой главной в его деятельности. При всех обстоятельствах важнее всего обеспечить эмоциональное благополучие и максимально возможное общее развитие ребенка.

    УЧАСТИЕ ПСИХОЛОГА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

    Психологическое просвещение педагогического персонала и родителей

    Формы работы по психологическому просвещению разнообразны: это лекции и беседы, проводящиеся на методических совещаниях и родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, подготовка памяток, подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы и т.п. Начиная работу в детском учреждении, психолог прежде всего должен рассказать коллективу и родителям о своих функциях и задачах, дать представление о том, какую помощь он может оказать. Необходимо разъяснить, что детская психология не является отраслью медицины — она занимается изучением закономерностей нормального развития ребенка, и основная задача психолога состоит в обеспечении такого развития, в создании необходимых для этого условий. Это позволит сразу же снять негативную или неадекватную установку по отношению к психологу и наладить партнерские отношения со взрослыми участниками воспитательного процесса. Темы лекций, бесед, консультаций могут варьироваться в зависимости от конкретных условий, но некоторые из них можно рекомендовать для любого детского учреждения. Вот их примерный перечень:

    1. Роль природных свойств ребенка, условий его жизни и воспитания в психическом развитии;

    2. Психологические особенности детей разных дошкольных возрастных групп;

    3. Возрастные кризисы развития и условия, способствующие их благополучному разрешению;

    4. Развивающее значение разных видов детской деятельности — игры, рисования, конструирования и др.;

    5. Влияние семейных взаимоотношений на психическое развитие ребенка;

    6. Создание условий для эмоционального благополучия ребенка;

    7. Особенности подхода к «трудным» детям;

    8. Адаптация ребенка к детскому учреждению.

    Этот перечень можно было бы, конечно, продолжить. Но главное — не сами темы бесед, а то представление о жизни и развитии детей, которое психолог стремится передать воспитателям и родителям. Необходимо убедить всех участников воспитательного процесса в том, что ребенок не просто готовится к будущей жизни, а уже живет, и важнейший долг взрослых — сделать эту жизнь как можно более полнокровной и счастливой. (Это вовсе не значит, что взрослые должны всегда и во всем потакать детям, идти навстречу любым, часто неразумным, да и невыполнимым, их желаниям.)

    Успех в развитии в значительной степени зависит от того, смогут ли воспитатели отказаться от привычной схемы с одним, единственно правильным путем развития, который жестко определяется небогатым перечнем бытующих в наших детских учреждениях видов детской деятельности (якобы обеспечивающих «всестороннее» и даже «гармоническое» развитие личности). Психологу стоит иметь в виду, что между развивающим влиянием разных видов детской деятельности существует широкая взаимная компенсация, и поощрять следует те из них, которые могут быть лучше организованы взрослыми и к которым испытывает большую склонность сам ребенок.

    В свое время замечательный советский психолог Л.С. Выготский говорил, что обучение в дошкольном возрасте отличается от школьного обучения тем, что ребенок учится по нашей программе лишь в той мере, в какой она становится его собственной программой. Искусство психолога как раз и заключается в том, чтобы помочь воспитателям и родителям превратить свою программу обучения и воспитания ребенка в его собственную. А главный путь к этому — вовлечение ребенка в доступные и интересные ему формы деятельности, которые изменяются в зависимости от возраста, индивидуальности ребенка, а в значительной мере определяются опытом, знаниями и умениями взрослого.

    Каковы же центральные достижения психического развития в дошкольном возрасте? Крупнейший исследователь дошкольного детства А.В. Запорожец показал, что к таким достижениям следует отнести образные формы познания (восприятие, наглядно-образное мышление, воображение) и социальные эмоции (сопереживание, любовь к близким людям, доброжелательность по отношению к сверстникам). Наряду с этими образованиями у детей должны развиваться также и многие другие психологические качества, необходимые для их успешного перехода к школьному обучению, в частности, элементарные формы логического мышления, умение организовать свое поведение, произвольно управлять им.

    Гуманизация воспитательной работы

    Одна из важнейших задач психолога — сделать все возможное, чтобы обеспечить реальную гуманизацию воспитательной работы в детском саду, заменить привычную ориентацию персонала на выполнение программ ориентацией на ребенка, его самочувствие, его нужды и интересы. Такой переход чрезвычайно сложен в условиях общегрупповых занятий, он означает прежде всего отказ от дисциплинарной модели воспитания и переход к личностно-ориентированной модели. Психолог должен искать и подсказывать руководству детского сада пути изменения организации жизни детей в группах. Так, целесообразно делить их на подгруппы, чтобы в то время, когда с одной из подгрупп проводится занятие, остальные дети могли свободно выбирать себе любую привлекательную для них деятельность (играть, строить, рисовать).

    mirznanii.com