Аспирантура нового формата - интереснее и перспективнее. В аспирантуру можно поступить после специалитета


Прием аспирантов организуют по новым правилам. Новый порядок поступления в аспирантуру в 2017-2018 году

Утвержден новый порядок поступления в аспирантуру в 2017-2018 году. Вступил в силу приказ Министерства образования РФ, принципиально меняющий правила поступления в аспирантуру в этом году. Что изменится при поступлении в аспирантуру в 2017 году, какие документы необходимо предоставить и какие права появятся у образовательного учреждения?

Суть изменений проста: правила поступления в аспирантуру перестают быть едиными для всех и формируются каждым вузом в отдельности. 

В чем заключается главное новшество?

До настоящего времени при приеме проводились три вступительных испытания, результаты которых оценивались по 5-балльной шкале. При этом два вступительных испытания являлись обязательными (специальная дисциплина и иностранный язык), а третье — определяла организация, осуществляющая образовательную деятельность.

Согласно новому порядку поступления в аспирантуру организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно устанавливает количество и перечень вступительных испытаний, шкалу оценивания и минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительного испытания, что позволит обеспечить более гибкую систему ранжирования поступающих. 

Дополнительные баллы за индивидуальные достижения соискателя 

Впервые для аспирантуры устанавливается возможность получить дополнительные баллы за индивидуальные достижения соискателя: наличие публикаций, патентов, участие в научных мероприятиях и конкурсах и т.д. Сейчас они при любом раскладе будут суммироваться с суммой баллов за вступительные испытания, тогда как раньше наличие портфолио давало преимущества лишь при равенстве прочих критериев ранжирования списков поступающих. 

По новым правилам позволено предоставлять диплом не при подаче заявления, а в более поздний срок, а вступительные испытания будут проводиться поэтапно, по мере формирования групп из числа лиц, подавших документы. Вузам также разрешили принимать вступительные экзамены в аспирантуру у граждан других стран на иностранных языках. 

Количество конкурсов на поступление в аспирантуру заметно расширится 

Если по прежним правилам прием шел по крупным направлениям подготовки, а затем в рамках каждого разбивался на отдельные образовательные программы, то с этого года по каждой образовательной программе в рамках общего направления будет свой конкурс и свой перечень вступительных испытаний. 

Это означает, что даже в рамках одного вуза объем информации, связанной с поступлением в аспирантуру, резко возрастет. Отсутствие ее в полном объеме у поступающих, притом заблаговременно, чтобы оставить время на подготовку к экзаменам по изменившемуся перечню, способно перекрыть дорогу в аспирантуру очень многим. И с этим надо считаться. 

Правда, закон обязывает учебные заведения публиковать всю информацию о приеме в более ранний срок – 1 октября года, предшествующего приему. Но это лишь с 2018/2019 учебного года, а в текущем году срок опубликования на сайте информации о приеме в аспирантуру не изменился. 

Поступление в аспирантуру по новым правилам

Аспирантура признанна третьей ступенью высшего образования. Она необходима для подготовки научных и педагогических кадров. По окончании выпускникам вручается диплом со званием «педагог-иследователь» и дается право на соответствующую деятельность. 

Для того чтобы сделать блестящую научную карьеру, нужно приложить много усилий, потратить немало времени и даже личных средств. Так что каждый выпускник магистратуры, прежде чем отвечать на вопрос о том, как поступить в аспирантуру, должен четко понимать, для чего на самом деле он идет учиться на третью ступень.

Основная цель учебы в аспирантуре – защита кандидатской диссертации 

Отныне сам университет определяет количество и содержание вступительных испытаний. Неизменным остается реферат или статьи по выбранной специальности и устный экзамен по ней же. 

Теперь аспиранты имеют зачетную книжку, как и студенты. Для них предусмотрена специальная программа обучения и промежуточные зачеты и экзамены. Неизменным осталась основная цель учебы в аспирантуре – защита кандидатской диссертации с последующим присвоением звания кандидата наук. 

Как стать аспирантом? 

Для тех, кто обучался по болонской системе, для того, чтобы претендовать на третью ступень, надо пройти первые две: бакалавриат и магистратуру. Только после этого будут приняты документы в аспирантуру. Для тех, кто обучился на специалитете, такого образования достаточно. 

Обычно выпускникам магистратуры уже предлагают дальнейшее бучение в аспирантуре. Можно продолжить тему исследования или заняться совершенно новыми разработками. Но в любом случае, следует заручиться поддержкой научного руководителя и выпускающей кафедры. 

Перечень документов для поступления в аспирантуру: 

  • копия магистерского или специалитетного диплома с вкладышем;

  • если была смена фамилии – обязательно наличие подтверждающих документов;

  • характеристика с места работы или от выпускающей кафедры;

  • тема и обоснование научной работы, утвержденные руководителем;

  • автобиография;

  • медицинская справка;

  • справка об отсутствии судимости, так как все аспиранты проходят педагогическую практику;

  • реферат по теме исследования, либо список опубликованных научных статей. 

Некоторые университеты могут потребовать дополнительные документы, связанные с учебой, работой или состоянием здоровья. Это может быть обусловлено особенностями научной деятельности.

Формы обучения в аспирантуре 

Большинство университетов предоставляет три основные формы обучения в аспирантуре: 

Дневная – аналогична студенчеству. Аспиранты практически ежедневно посещают занятия, очень часто встречаются с научным руководителем, активно участвуют в общественной жизни университета. 

Заочная – при такой форме обучения аспиранты посещают занятия сессионно, чаще всего один или два раза в месяц, но так же участвуют в общественной жизни. Часто одновременно с учебой занимаются педагогической деятельностью. 

Соискательство – наиболее свободная из форм обучения в аспирантуре. Ее выбирают те, кто давно закончил учебу и по какой либо причине решил получить научную степень. Чаще всего она организуется на договорной основе. 

Для большинства форм существуют разные варианты оплаты. Но если вы задаетесь вопросом о том, как поступить в аспирантуру на бюджет, то выбирайте дневное обучение. Именно для него выделяется наибольшее количество бесплатных мест. 

Варианты карьеры выпускника аспирантуры: 

  • педагогическая деятельность в университете;

  • дальнейшая научная работа с защитой докторской диссертации;

  • административная карьера в университете;

  • политическая карьера;

  • работа на руководящих должностях;

  • работа в научно-исследовательских центрах страны и зарубежья. 

Какую бы карьеру вы не выбрали, помните – занятие наукой – это всегда интересно и престижно!

Подписывайтесь на каналы "Informatio.ru" в TamTam или присоединяйтесь в Facebook, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Москве и регионах РФ.

informatio.ru

Онлайн-интервью с к.ю.н., доцентом, деканом факультета подготовки кадров высшей квалификации РГУП Верой Михайловной Дуэль | КонсультантПлюс

Онлайн-интервью с к.ю.н., доцентом, деканом факультета подготовки кадров высшей квалификации РГУП Верой Михайловной Дуэль

Как поступить в аспирантуру, какие существуют формы обучения в аспирантуре, каковы ее отличия от соискательства, насколько она сегодня востребована - об этом и многом другом рассказала к.ю.н., доцент, декан факультета подготовки кадров высшей квалификации РГУП Вера Михайловна Дуэль.

КонсультантПлюс: Что такое аспирантура в целом? В чем ее отличие от обучения в вузе, каковы ее цели?

В.М. Дуэль: В соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 N 273 "Об образовании" аспирантура является третьей ступенью высшего профессионального образования. Таким образом, в настоящее время выстроилась следующая система обучения:

- бакалавриат;

- специалитет, магистратура;

- подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура).

Такая система предполагает преемственность и непрерывность образования и требует единых подходов к процессу обучения.

В этой связи процесс обучения аспирантов построен по типу обучения бакалавров и магистров: учебный год делится на семестры, предполагает не менее двух промежуточных аттестаций (сессий), обучение завершается государственной итоговой аттестацией (ГИА). Выпускникам аспирантуры, успешно прошедшим ГИА, выдается документ о высшем образовании и о квалификации "исследователь; преподаватель-исследователь".

Основной особенностью аспирантской подготовки является необходимость в течение всего периода обучения, помимо освоения учебных дисциплин, проведения научных исследований, направленных на подготовку и защиту диссертации. Соответственно, промежуточная аттестация аспиранта состоит не только из зачетно-экзаменационной сессии, но и отчета о проделанной научной работе: подготовленных статьях, участии в научных мероприятиях и т.д., а ГИА включает два аттестационных испытания: сдачу государственного экзамена и представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации).

КонсультантПлюс: Какие формы обучения есть в аспирантуре?

В.М. Дуэль: Формы обучения определяются федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ВО). По направлению 40.06.01 Юриспруденция предусмотрены две формы обучения: очная (срок обучения 3 года) и заочная (срок обучения 3,5 - 4 года).

КонсультантПлюс: Что такое соискательство и чем оно отличается от аспирантуры?

В.М. Дуэль: Термин "соискательство" в настоящий момент не применяется. Взамен ему была введена формулировка "прикрепление лица к образовательной или научной организации для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)".

Прикрепленное лицо не может получить диплом о высшем образовании уровня аспирантуры и квалификацию "исследователь; преподаватель-исследователь", но, при наличии сданных кандидатских экзаменов и определенного количества статей в журналах, рецензируемых Высшей аттестационной комиссией при Минобрнауки России, имеет возможность представить подготовленную диссертацию в диссертационный совет. Прикрепить лицо для подготовки диссертации по определенной специальности может только та организация, на базе которой функционирует диссертационный совет по данной специальности. Как правило, процедура прикрепления сопровождается собеседованием претендента с предполагаемым научным руководителем или заведующим профильной кафедрой.

Также появилась новая категория - экстерны, т.е. лица, прикрепляемые к образовательной или научной организации для сдачи кандидатских экзаменов без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

КонсультантПлюс: Как поступить в аспирантуру? Какие требования предъявляются к поступающим? Требуется ли наличие научного руководителя у поступающего в аспирантуру? Обязан ли он получить от него согласие на исследовательскую работу по конкретной тематике?

В.М. Дуэль: На сайте любого вуза, имеющего аспирантуру, размещены правила приема в аспирантуру, включающие: перечень необходимых документов, сроки их подачи, программы вступительных экзаменов, график проведения вступительных испытаний и прочее. Они ежегодно обновляются.

Прием в аспирантуру осуществляется на конкурсной основе, что предполагает зачисление на обучение по программам подготовки кадров высшей квалификации наиболее способных и подготовленных претендентов, имеющих образование не ниже высшего (специалитет или магистратура).

Научный руководитель назначается аспиранту не позднее 3 месяцев после зачисления в аспирантуру. В этот же период должна быть утверждена тема научно-исследовательской работы (диссертации). Тема диссертации утверждается Ученым советом вуза по представлению профильной кафедры.

Как правило, после зачисления аспирантов профильная кафедра проводит с ними собеседование с целью выявления круга научных интересов. После чего каждому аспиранту назначается научный руководитель (сфера научных интересов аспиранта и его руководителя должны пересекаться). Далее аспирант и его наставник формулируют тему и план научного исследования для последующего обсуждения на кафедре. В процессе обсуждения тема и план могут быть скорректированы. В отдельных случаях аспиранта просят доработать проект, представить более аргументированную позицию в пользу заявленного направления исследования либо представить альтернативный вариант. Одобренная профессорско-преподавательским составом тема диссертационного исследования фиксируется в протоколе заседания кафедры и направляется для утверждения в Ученый совет.

КонсультантПлюс: Можно ли поступить в аспирантуру не по своей специальности? Можно ли поступить в аспирантуру по истечении многих лет после завершения обучения в вузе?

В.М. Дуэль: Можно. При наличии диплома специалиста или магистра. Также российским законодательством не установлены временные ограничения для поступления в аспирантуру. Поступать можно по истечении любого количества лет после получения диплома специалиста (магистра).

КонсультантПлюс: Востребована ли сегодня аспирантура у выпускников?

В.М. Дуэль: Да, конечно. Вообще аспирантура нового формата (как уровень высшего образования), безусловно, интереснее и перспективнее. Она дает возможность выпускнику выбирать разные виды деятельности: заниматься научно-исследовательской деятельностью, преподавать в вузе, применить полученные знания на практике. При этом такие возможности подкреплены соответствующим дипломом.

Но нужно помнить, что в аспирантуру может поступить лицо, имеющее диплом специалиста или магистра.

КонсультантПлюс: Можно ли совмещать обучение в аспирантуре с работой?

В.М. Дуэль: Согласно действующему законодательству, аспиранты любой формы обучения могут совмещать свое обучение с работой (см., напр., ст.ст. 59, 173.1 Трудового кодекса РФ).

КонсультантПлюс: Какие рекомендации вы можете дать студентам, которые планируют связать свою жизнь наукой: что им следует предпринять сейчас?

Будущим аспирантам, а ныне студентам дала бы такой совет. Уже с первых курсов необходимо интересоваться научными мероприятиями. Изначально их можно посещать в качестве слушателей, далее пробовать себя как оратора, участника дискуссий, автора научных статей. Также хороши научные кружки, позволяющие освоить приемы и методы научных исследований, развивающие аналитические способности и прочее. Кроме того, необходимо изучать иностранные языки, что значительно расширит возможности проведения сравнительного исследования и даст потрясающую возможность участвовать в международных конкурсах, конференциях и грантах.

 

Студенческие вопросы

Аспирантура

www.consultant.ru

Что выбрать: магистратуру или аспирантуру?

Магистратура

Система многоуровневого образования, подразумевающая получение степеней бакалавра и магистра, введена у нас уже более 15 лет назад. Споры по поводу эффективности и необходимости такой образовательной практики не утихают до сих пор. Однако почти 200 российских вузов сейчас осуществляют подготовку магистров по более чем 100 различным направлениям, и их число постоянно растет. Что же такое магистратура и кому она нужна?

Согласно закону «Об образовании» 1992 года и многочисленным постановлениям Минобразования (а до этого Госкомвуза), магистратуру можно назвать третьим уровнем высшего образования. Ей предшествуют бакалавриат и полное высшее образование.

Бакалавр получает базовое высшее образование, без какой-либо узкой специализации. Как правило, срок обучения в бакалавриате – 4 года, по истечении которых можно сразу приступить к поиску работы. Если ваша цель – магистратура, то именно бакалавриат соответствующего вуза – лучшая «отправная площадка».

Полное высшее образование подразумевает обучение в течение 5 лет, по окончании которого, сдав госэкзамены и защитив дипломную работу, вы становитесь специалистом или дипломированным специалистом. Собственно, такая подготовка существовала в советских вузах и существует в большинстве российских и поныне, хотя специалитет, по-видимому, постепенно уходит в прошлое.

И степень бакалавра, и диплом специалиста равно считаются высшим образованием, следовательно, позволяют вам поступить в магистратуру. Ответим на ряд вопросов, касающихся получения степени магистра.

Сравнение магистратуры и аспирантуры

Кому следует стремиться к получению степени магистра?

Раньше в магистратуру шли прежде всего те, кто решил посвятить себя академической карьере – научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности или работе в сфере наукоемких технологий.

Сегодня эта особенность магистратуры сохраняется в большинстве вузов, однако с каждым годом появляется все больше программ магистратуры четкой практической направленности и более узкой специализации. Можно сказать, что со все более четким переходом на систему «бакалавриат – магистратура» первый становится источником базовых знаний без специализации, а вторая как раз дает более практические и узкие знания в выбранной области. 

Какова длительность и содержание магистерской программы?

Длительность программы – два года. При поступлении необходимо представить диплом бакалавра, либо дипломированного специалиста, либо специалиста. В первых двух случаях кандидат имеет право на бесплатное обучение (первое высшее), в третьем – только на платное (второе высшее). Магистерская программа включает в себя две приблизительно равные по объему составляющие – образовательную и научно-исследовательскую. Соответственно, по ее окончании необходимо, во-первых, сдать экзамены, а во-вторых – представить научно-исследовательскую работу: магистерскую диссертацию.

Платно или бесплатно?

Если раньше можно было поступить бесплатно только в магистратуру «своего» вуза, то есть того, в котором кандидат окончил бакалавриат или специалитет, то уже несколько лет как эта ситуация изменилась: поступать на бюджетное отделение можно и в другой вуз.

Для тех, кто выбрал научную карьеру, отметим, что магистратура является прекрасной подготовкой к поступлению в аспирантуру с перспективой получения степени кандидата наук. За время обучения в магистратуре будущий аспирант привыкает к самостоятельной научной работе. При этом магистратура ни в коей мере не заменяет и не дублирует последней, так как, в отличие от аспирантуры, академическая часть программы имеет не меньшее значение для подготовки магистра, нежели научно-исследовательская составляющая.

Аспирантура

Если вы твердо решили связать свою жизнь с научной деятельностью или преподаванием, поступление в аспирантуру станет для вас почти необходимым шагом. Аспирантура – стезя будущего кандидата наук.

Степень кандидата достигается защитой диссертации после обучения сроком до 3 лет в очной аспирантуре (или до 4 лет в заочной аспирантуре). За это время предстоит подготовить несколько научных публикаций и сдать 3 кандидатских экзамена – обычно это философия, иностранный язык и экзамен по специальности. Кроме того, у вас будет возможность (или даже обязанность) вести семинары и принимать экзамены – что немаловажно, если вы заинтересованы в преподавательской деятельности.

Помочь вам на пути к статусу аспиранта может, как уже было сказано выше, магистерская степень. Кроме того, необходимо хорошо учиться, писать научные статьи, выступать на вузовских конференциях. Определяющим фактором является мнение о вас ученого совета вуза и вашего научного руководителя.

Если вы твердо решили связать свою жизнь с научной деятельностью или преподаванием, поступление в аспирантуру станет для вас почти необходимым шагом

Помимо вузов, аспирантура существует при различных НИИ. Прием аспирантов в научные институты на порядок ниже, чем в аспирантуру при учебных заведениях: ежегодно в вузовскую аспирантуру поступает свыше 100 тысяч соискателей, в то время как научные институты принимают около 17 тысяч аспирантов в год. Таким образом, к преимуществам аспирантуры при НИИ можно отнести более низкий уровень конкуренции за вакантные места. Наверняка в вашем вузе преподают научные сотрудники – с ними можно договориться о практике, а в дальнейшем – и о поступлении в аспирантуру при НИИ.

Получение степени кандидата наук происходит посредством защиты диссертации перед диссертационным советом. После повторной проверки работы (на этот раз Высшей аттестационной комиссией – ВАК) и при положительном решении комиссии соискатель получает заветную «корочку» кандидата наук.

Немного фактов:

  • Уровень владения иностранным языком должен позволить будущему кандидату наук перевести близко к тексту одну страницу машинописного текста за 1 час.
  • В большинстве своем аспирантура бесплатна, но существуют и платные – особенно при негосударственных вузах и по экономическим специальностям.
  • Учащимся очной формы аспирантуры предоставляется отсрочка от армии на три года; кандидаты наук призыву не подлежат.
  • Если степень кандидата наук – не главная ваша цель, вы можете завершить обучение в аспирантуре без защиты диссертации. В этом случае вам будет выдан диплом об окончании аспирантуры и о сдаче кандидатских экзаменов.
  • Аналог аспирантуры в военных учебных заведениях будет называться адъюнктурой, а в медицинских – ординатурой.
  • Кандидат наук может претендовать на получение степени доктора наук путем поступления в докторантуру, подготовки и защиты докторской диссертации.
  • Получение ученой степени возможно в форме соискательства. В этом случае сдача экзаменов и защита диссертации происходит без отрыва от основного места работы, в аспирантуру или докторантуру соискатели не поступают.

Актуальный вопрос: что даст вам степень кандидата наук на рынке труда, если преподавательской деятельностью вы заниматься не собираетесь? Итак, в каком случае вам следует подумать о защите диссертации:

  • Если вы работаете в сфере наукоемких технологий. Степень кандидата медицинских, биологических, физико-математических и прочих естественных наук гарантирует преимущество при найме на работу высококвалифицированных специалистов. Это касается работы не только в России, но и за рубежом.
  • Если вы хотите стать руководителем высшего звена в России. На Западе отечественные кадры, имеющие степень по гуманитарным наукам (экономика, юриспруденция, социология), ценятся значительно ниже, нежели «естественники». В вакансиях же наших предприятий нередко можно встретить желательность наличия ученой степени – так что решение защитить диссертацию для будущего ведущего юриста или финансового директора стратегически оправдано.

Грядут перемены

В 2015 году должны вступить в силу новые стандарты для магистратуры и аспирантуры, которые серьезно ужесточают требования к аккредитации таких программ в вузах и НИИ. Согласно этим изменениям, многие вузы потеряют право предлагать магистерские и аспирантские программы. Освободившиеся места будут перераспределены в пользу ведущих вузов страны, которые смогут обеспечить все требования к этим программам. Причем это будут не только столичные университеты, так как Министерство образования и науки РФ планирует обеспечить магистратурой и аспирантурой крупные региональные вузы.

www.begin.ru

От абитуриента до аспиранта — Молодой ученый

Пожалуй, ни одна ступень образования в России не претерпела таких колоссальных изменений за последние десятилетия, как высшее и послевузовское образование. Современные студенты проходят путь от абитуриента до аспиранта совсем иначе, чем это делали каких-то лет 20 назад. Что их ждет на этом пути, разбирается журнал «Молодой ученый».

Структура высшего образования в России

Несмотря на то, что двухуровневая система высшего образования (бакалавриат + магистратура) официально принята в России с 2009 года, а фактически в ряде вузов существует с середины 1990-х, она до сих пор вызывает массу вопросов и недопониманий.

Мы свели основные сведения о ступенях образования в следующую таблицу.

Ступень Квалификация/ Степень Срок обучения Требования для присвоения квалификации Где можно продолжить обучение
Высшее образование
Бакалавриат Бакалавр Не менее 4 лет Госэкзамены и выпускная квалификационная работа Магистратура
Специалитет Дипломированный специалист / Специалист Не менее 5 лет Госэкзамены и защита дипломной работы или дипломного проекта Магистратура или аспирантура
Магистратура Магистр 2 года Защита магистерской диссертации Аспирантура
Аспирантура

Адъюнктура

Исследователь. Преподаватель-исследователь / Кандидат наук (после защиты кандидатской диссертации) Не более 3 лет по очной форме и 4 лет по заочной (для ряда специальностей 4 и 5 лет соответственно) Кандидатский минимум (специальность, философия и иностранный язык), ВКР и защита кандидатской диссертации Докторантура
Подготовка научных кадров
Докторантура Доктор наук Не более 3 лет Защита докторской диссертации

Введение двухуровневой системы связано с присоединением России в сентябре 2003 года к Болонскому процессу, который сегодня объединяет 48 стран. Но в ряде профильных вузов сохранилась и традиционная, пятилетняя программа подготовки специалистов. Это те вузы, которые смогли доказать, что за 4 года бакалавриата невозможно подготовить квалифицированного специалиста.

Параллельное существование двух разных системы высшего образования часто порождает вопросы: чем отличается бакалавр от специалиста? а специалист от магистра? что считать вторым высшим образованием, а что — первым?

Бакалавр — это недоучившийся специалист?

Нередко можно услышать вопрос, кто лучше — бакалавр или специалист. Распространено мнение о том, что бакалавр — это недоучившийся специалист. Часто, основываясь на сроке обучения, полагают, что бакалавриат не является законченным высшим образованием. И даже при приеме на работу могут предпочесть кандидата с дипломом специалиста человеку с дипломом бакалавра.

Но это заблуждение. Квалификация бакалавра свидетельствует о получении базового высшего образования. Диплом бакалавра наравне с дипломом специалиста дает возможность заниматься профессиональной деятельностью и получить должность, для которой требуется высшее образование.

Разница в обучении заключается в том, что бакалавр все 4 года изучает предметы широкого профиля по выбранному направлению, специалист же с третьего года обучения выбирает какой-нибудь профиль (специализацию), который и будет отражен в его дипломе.

Если бакалавр захочет получить более углубленное и узкопрофильное образование, если в дальнейшем он хочет связать свою жизнь с наукой или выше продвинуться по карьерной лестнице, он может продолжить учиться в магистратуре — на бюджетной основе и с правом на отсрочку от призыва в армию. С дипломом специалиста стать магистром можно только на платной основе — это будет считаться получением второго высшего.

Однако специалист специалисту рознь. Так называемый «дипломированный специалист» может поступить в магистратуру на бюджет — для него это не будет считаться вторым высшим образованием (п. 15 ст. 108 закона «Об образовании»). Как различить корочки специалиста и дипломированного специалиста? Все, кто поступал в вуз до 1 января 2011 года, считаются «дипломированными специалистами». В графе диплома «Квалификация (степень)» у них написано: «Физик», «Математик», «Историк» и т. д. Специалисты же в соответствующей графе имеют запись «Специалист». В настоящее время вузы ведут подготовку только по программам подготовки специалистов, после окончания которой поступить в магистратуру можно только на платной основе.

Диплом бакалавра, так же как и диплом магистра, признается во многих странах, где принята аналогичная двухуровневая система. Зато специалист может сразу поступить в аспирантуру, а также заняться научной или преподавательской деятельностью в вузе — бакалавру такие права не даны.

Магистр против специалиста

Магистр, как и специалист может заниматься научной деятельностью, преподавать в вузах, а также продолжить обучение в аспирантуре.

В чем же тогда разница между специалистом и магистром? Первая и самая главная заключается в том, что магистров готовят к дальнейшей научно-исследовательской работе, а специалистов — к профессиональной деятельности. Магистры получают более глубокие профессиональные знания и навыки, дающие им преимущества перед специалистами.

Для получения диплома специалиста требуется меньше времени и усилий: поступив в вуз один раз, через 5 лет выпускники получают заветную корочку.

В магистратуру на бюджет принимают на конкурсной основе уже после окончания бакалавриата. Для поступления в магистратуру требуется сдать комплексный междисциплинарный экзамен.

Магистратуры по выбранному направлению подготовки есть не в каждом вузе, но с дипломом бакалавра можно поступить в магистратуру другого вуза — здесь нет ограничений. Можно даже сменить направление, если вдруг понял, что интересы изменились. Чтобы получить диплом магистра, требуется уже как минимум 6 лет: не менее 4 лет бакалавриата плюс 2 года магистратуры.

К слову, о дипломах. Несмотря на то, что обучение и специалиста (с третьего года), и магистра предусматривает специализацию, предполагается, что они должны различаться присвоенной квалификацией. Например, если в дипломе специалиста будет указана широкая квалификация «Психолог», то в дипломе магистра — более узкая специализация: «Психологическое консультирование в образовании», «Семейный консультант и психоаналитик», «Клиническая психология». Специалист получит квалификацию «Физика», а магистр — «Ядерные физика и технологии», «Техническая физика», «Радиофизика», «Электромеханика» и т. п. Хотя на деле можно встретить магистра с широкой квалификацией, такой как «Педагогическое образование», «История», «Экономика». Это лишний раз свидетельствует о том, что критерии присвоения степеней еще до конца не разработаны.

Аспирантура — третья ступень высшего образования

Реформирование образовательной системы затронуло и последующие ступени образования. Если еще недавно аспирантура считалась послевузовским образованием, то вступивший в силу 1 января 2013 года закон «Об образовании» сделал аспирантуру третьей ступенью высшего образования, которая реализует программу подготовки научно-педагогических кадров. Срок обучения в аспирантуре, как правило, составляет 3 года в очной форме и 4 — в заочной. Приказом Минобрнауки от 12 августа 2011 года № 2202 были утверждены специальности технических и естественнонаучных отраслей наук, срок обучения для которых в аспирантуре и адъюнктуре может составлять 4 и 5 лет соответственно.

Раньше аспирант был нацелен на защиту кандидатской диссертации и получение степени кандидата наук. Теперь же времени на подготовку диссертации в аспирантуре отведено гораздо меньше за счет введения обязательных учебных занятий, а защита диссертация становится необязательной опцией. В результате, по словам главы ВАК Владимира Филиппова, диссертации защищают лишь 25–30% закончивших аспирантуру.

Единых для всех вузов и научных институтов требований к поступлению в аспирантуру больше нет. То, какие экзамены сдают поступающие в аспирантуру, решают сами учебные заведения: если раньше их было три, то с 2017 года их может быть и меньше.

Вузы самостоятельно определяют не только количество и перечень экзаменов, но и шкалу оценивания и проходной балл. Дополнительные баллы можно получить за личные достижения: патенты, публикации, участие в научных мероприятиях и конкурсах. Эти баллы складываются с баллами, полученными на экзаменах, либо могут учитываться вместо них. То есть вступительный экзамен может быть заменен конкурсом портфолио.

В 2017 году также впервые выданы дипломы об окончании аспирантуры, которые свидетельствуют об «освоении программы подготовки научно-педагогических кадров» по определенному направлению и о присвоении квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь».

Что касается докторантуры, то с 2013 года она полностью стала формой подготовки научных кадров, а не послевузовской подготовки.

Итак, реформирование системы высшего образования России привело к параллельному существованию двух систем: традиционной пятилетней подготовки квалифицированных специалистов и двухуровневой, по европейскому образцу, состоящей из бакалавриата и магистратуры. Также заметно изменились функции аспирантуры, которая теперь встроена в общую систему высшего образования и направлена на подготовку научно-педагогических кадров. Меньше всего реформа затронула докторантуру, которая в целом сохранила свои функции.

moluch.ru

Бакалавры, специалисты, магистры, аспиранты | Молодежный кадровый центр

study 0.jpg

Начнем по порядку.

Забегая вперед отвечу на важные вопросы: "Бакалвр - это высшее образование?", "А магистратура?"

Бакалавриат, магистратура, специалитет – это всё высшее образование, 

а аспирантура и докторантура – получение ученой степени, т.е. занятие научной и преподавательской деятельностью.

Существует еще интернатура и ординатура, подробней об этом можно узнать в интернете. 

Например, неплохо написано здесь: http://thedifference.ru/otlichie-ordinatury-ot-internatury/

Итак, ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1. БАКАЛАВР

  • квалификация (степень), подтверждающая получение высшего профессионального образования
  • присваивается тому, кто отучился в высшем учебном заведении (институте, академии или университете) 4 года
  • прошел в завершении обучения итоговую аттестацию (сдал «госэкзамены»)
  • по окончании можно поступить в магистратуру

2. СПЕЦИАЛИСТ

  • квалификация (степень), подтверждающая получение высшего профессионального образования
  • присваивается тому, кто отучился в высшем учебном заведении (институт, академия, университет) не менее 5 лет
  • прошел в завершении обучения итоговую аттестацию («госэкзамены») и защитил «дипломную работу»
  • по окончании можно поступить в магистратуру или аспирантуру

3. МАГИСТР

  • квалификация (степень), подтверждающая получение высшего профессионального образования
  • присваивается тому, кто сначала получил квалификацию (степень) бакалавра или специалиста, а затем окончил магистратуру, где нужно учиться 2 года
  • в завершении обучения защитил «магистерскую диссертацию»
  • по окончании можно поступить в аспирантуру
УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ

4. АСПИРАНТ/ ПО ОКОНЧАНИИ АСПИРАНТУРЫ МОЖНО СТАТЬ КАНДИДАТОМ НАУК

  • степень кандидата наук достигается защитой диссертации после обучения сроком до 3 лет в очной аспирантуре (или до 4 лет в заочной аспирантуре)
  • а это время предстоит подготовить несколько научных публикаций и сдать 3 кандидатских экзамена – обычно это философия, иностранный язык и экзамен по специальности.
  • дает возможность (или даже обязанность) вести семинары и принимать экзамены – что немаловажно, если вы заинтересованы в преподавательской деятельности.
  • по окончании можно поступить в докторантуру

5. ДОКТОРАНТ/ ПО ОКОНЧАНИИ ДОКТОРАНТУРЫ МОЖНО СТАТЬ ДОКТОРОМ НАУК

  • согласно законодательству, срок обучения в докторантуре в России не должен превышать 3 лет
  • чтобы получить степень доктора наук, сначала нужно получить степень кандидата наук, т.е. окончить аспирантуру

www.profirk.ru

Подскажите! Можно закончив вуз со степенью бакалавра преподавать?

Я слышала, что нет. Нужно пройти магистратуру.

Нет. Да и окончание магистратуры не сделает Вас полноценным преподавателем. Если и примут Вас в вуз на преподавательскую работу, то только на самую низкую должность ассистента. Ассистент - это помощник ведущего преподавателя, который не ведет собственного курса, не имеет права читать лекции, вести курсовые и дипломные работы, а лишь ведет за ведущим преподавателем практические и лабораторные занятия. Катерный рост ему также не светит. Если хотите быть полноценным преподавателем, то нужно получать ученую степень кандидата наук, заканчивая аспирантуру и защищая научную диссертацию. В аспирантуру можно поступать только окончив бакалавриат или специалитет, после бакалавриата нельзя. Но, более того. даже имея ученую степень, далеко не каждый способен быть настоящим преподавателем - для этого нужно иметь особые способности и склонности. Это - сложнейшая и тяжелая профессия, а вовсе не, как многим кажется, озвучивание учебника и размахиванием руками перед доской.

Какая специальность? Если в дипломе есть хотя бы намек на преподавание, то можно преподавать в средних учебных заведениях. А вообще, смотря что ты умеешь. Формально, бакалавр не имеет права преподавать в вузе, но известен прецедент, когда лекции студентам 4 курса университета читал студент 3 курса этой же специальности. Он знал свой предмет лучше всех преподавателей. Но, так или иначе, если ты хочешь стать преподавателем вуза, тебе придется, как минимум, заканчивать магистратуру. А если учесть, что настоящий преподаватель - это кандидат или доктор наук, то крайне желательно защитить хотя бы кандидатскую диссертацию, т. е. придется еще идти в аспирантуру.

После специалитета/магистратуры, поступив в аспирантуру, точно можно преподавать в том же институте

Согласно части первой ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее — Закон об образовании). Согласно ч. 1 ст. 46 Закона об образовании право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Квалификационные характеристики должностей работников образования в качестве раздела Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н. Так, преподаватель, не относящийся к профессорско-преподавательскому составу высшего учебного заведения, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету. Также он может иметь высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. Бакалавриат является одним из уровней профессионального высшего образования (ч. 5 ст. 10 Закона об образовании), соответственно, работник, имеющий диплом бакалавра, вправе осуществлять педагогическую деятельность в техникуме. Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Верхова Надежда Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ <a rel="nofollow" href="http://www.garant.ru" target="_blank">http://www.garant.ru</a>

спасибо за информацию всем.

touch.otvet.mail.ru

Бесплатное образование за рубежом - Пора валить? Все об эмиграции.

Основы. Уровни обучения.

После школы многие поступали на специалитет, сейчас специалитет практически исчез и появились бакалавриат и магистратура. Тут могут быть варианты:

· После специалитета можно поступать в магистратуру или аспирантуру (некоторые программы только в США, где есть сдвоенные программы магистратуры+аспирантура),

· После бакалавриата можно поступать в магистратуру или аспирантуру (некоторые программы только в США, где есть сдвоенные программы магистратуры+аспирантура),

· После магистратуры можно поступать в магистратуру или аспирантуру,

· После нашей аспирантуры можно в принципе поступать на вторую аспирантуру, но маловероятно, что вас возьмут, т.к. возникнет вопрос, нафига вам вторая научная степень, вы не уверены в том, что хотите делать, зачем вы занимались чем–то, в чем неуверенны последние лет 10?

· После аспирантуры исследователи поступают на постдокторские программы – вы получаете возможность в течение года – двух проводить исследование, заниматься научной работой, за это вам будут платить нескромные деньги, и как правило, предоставят проживание.

Деньги выделяет фонд или университет, который получил грант на реализацию какого–то проекта или выполнения исследования и нанимает вас для выполнения оного и освоения средств. При поступлении в магистратуру или аспирантуру можно менять (несильно!) специальность. Понятия второго высшего нет, нужно либо заново учиться на бакалавриате, либо поступать в магистратуру по другой специальности.

Аспирантам дают чаще.

Понятно, что чем выше ступень обучения (бакалавриат, магистратура, аспирантура), тем больше возможности для получения финансирования, и получить стипендию несколько проще.

Спонсоры (ВУЗы, фонды и пр.) заинтересованы в специалистах, которые уже подготовлены, обладают определенными навыками, знаниями и

мозгами пр. вещами, которых нет у выпускников школ. Т.е. предоставляя стипендию или грант университет не занимается меценатством, а инвестирует в вас, чтобы вы на выходе реализовали какой–то проект, написали научный труд или что–то еще сотворили, а университет смог подписаться, что это он вам помог. Конечно, никто не заставит вас вернуть университету потраченные на вас тысячи долларов, если вы ничего подобного не сделаете Просто вопрос вашего финансирования зависит от вашего потенциала сделать что–то из вышеупомянутого.

«Бесплатные» университеты Европы

В европейских странах можно учиться бесплатно на английском языке в магистратуре в следующих странах: Германия, Франция, Финляндия, Норвегия, Дания, Чехия, Греция, Исландия, Австрия, Турция. Во многих государственных университетах этих стран образование для иностранцев бесплатное, а в связи с глобализацией множество программ преподается на английском языке. Другой плюс в том, что поступая, вы соревнуетесь не со всеми абитуриентами, включая местных, а только с иностранцами.

Почему «бесплатные» в кавычках?

Потому, что университеты берут взносы со своих студентов, например, за пользование библиотекой и спортзалом, и пр. Взносы могут варьироваться от 42 до 350 евро в семестр. Также, если Вы поступили в один из таких «бесплатных» университетов, и не искали дополнительного финансирования, то для того, чтобы получить визу Вам потребуется открыть счет в банке той страны, куда вы хотите поехать учиться и иметь там сумму, достаточную, по меркам правительства, на проживание и питание в течение всего периода обучения.

Продолжительность обучения в магистратуре 2 года, за исключением Британии – как правило 1 год. Деньги вы сможете снимать ежемесячно не более определенной суммы. Допустим, в Германии прожиточный минимум в месяц около 600 евро (цифра примерная), у вас на счете в банке должно лежать 600* 24 месяца. И снимать вы сможете 600 евро в месяц – не более. Если не набрать сумму – Вам не дадут визу. Есть вариант обойтись без этого счета – искать стипендию, даже если она не будет покрывать полностью прожиточный минимум, вам не нужно будет заморачиваться с открытием счета в другой стране, искать поручителя и пр.

Где деньги, Зин?

Как найти стипендию на обучение за границей? Есть несколько общих направлений: стипендия правительства принимающей страны, стипендия университета, гранты неправительственных организаций, стипендии родного правительства и т.п.

Правительство принимающей страны. Например, есть множество грантов, который выделяет Евросоюз для граждан третьих стран. Самый известный — Erasmus Mundus. Эта программа покрывает полностью стоимость обучения в магистратуре и проживание. Минусы – вы не можете сами выбрать университеты, в которых хотите учиться. Т.е. вы поступаете на программу, в описании которой значится как правило 4 или 6 университетов–партнеров, есть и по 12 и 15 штук. А значит вас могут отправить в любые два из перечисленных.

Вы, конечно, можете указать предпочтения, но выбираете не вы, а координаторы программы. Есть хорошие программы с интересными университетами, куда очень реально поступить, есть нереально сложные программы (4 стипендии, россиянам никогда не выдавались раньше), есть университеты в жопе мира, могут дать один очень классный вуз где–нибудь в Лондоне, на второй год нужно будет в литовский или польский провинциальный городок поехать и зубрить польский летом в захолустье (no offence implied). Если решили поехать учиться, зайдите на сайты правительства страны (тыц, тыц и т.п.), почти все страны Европы предоставляют гранты или стипендии для иностранных студентов. Большая часть из них опубликована на английском языке. Например, грант Chevening для обучения в Великобритании, покрывает обучение + питание и проживание + перелет.

Требуйте полного налива пива!

Деньги на обучение от университета. Множество ВУЗов, даже если обучение там платное, могут выделять стипендии для поступающих, в том числе неграждан ЕС. Условия, требования, сроки подачи разные, нужно отдельно смотреть каждую программу и каждый ВУЗ.

pora-valit.livejournal.com