В КГИ считают неравными условия выдвижения кандидатов на выборы президента. Условия выдвижения кандидатуры в президенты


ЦИК России разъяснил условия выдвижения на президентских выборах

МОСКВА, 20 окт — РИА Новости. Кандидаты, желающие участвовать в предстоящих выборах президента России, при выдвижении должны будут представить в Центризбирком решение партийного съезда или зарегистрировать инициативную группу избирателей, а также предоставить пакет документов, включая заявление о согласии баллотироваться и сведения о доходах.

Телеведущая Ксения Собчак. Архивное фотоОтрицательная известность: эксперты оценили шансы Собчак стать президентомОчередные выборы президента России пройдут в марте 2018 года, избирательная кампания должна стартовать уже в декабре 2017 года — выборы официально могут быть объявлены в период с 7 по 17 декабря.

Секретарь ЦИК России Майя Гришина напомнила, что кандидат в президенты может быть выдвинут партией или участвовать в выборах в порядке самовыдвижения. Партия выдвигает кандидата на своем съезде, а самовыдвиженцу необходимо будет собрать инициативную группу из 500 человек.

Представитель Центризбиркома уточнила, что для включения в состав такой группы нет никаких ограничений, касающихся занимаемой должности.

"Это должны быть, естественно, только избиратели, то есть лица, обладающие активным избирательным правом. И всё, других каких-либо квалификационных требований к избирателям не предъявляется", — рассказала она.

  • Это фарс, серьезно к этому относиться не следует

  • Пусть участвует, все равно шансов на победу у нее нет

  • Думаю, она вполне достойный претендент

Первый этап предполагает уведомление о выдвижении. "Если это самовыдвижение, то группа регистрируется ЦИК России, если съезд партии — представляется решение съезда", — пояснила Гришина.

Вместе с этим кандидат должен представить установленный законом перечень документов, в том числе заявление о согласии баллотироваться и документы, подтверждающие биографические сведения, на этом же этапе он предоставляет и сведения о доходах, уточнила она. Кандидаты также должны будут открыть специальный счет для формирования избирательного фонда.

"После этого происходит сбор подписей в поддержку выдвижения. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать не менее 300 тысяч подписей, на один субъект должно приходиться не более 7,5 тысяч подписей. Политическая партия, кроме партий парламентских, 100 тысяч подписей должна собрать в поддержку выдвижения кандидата, на каждый субъект не более 2,5 тысяч подписей", — сказала секретарь ЦИК.

Подписные листы кандидаты должны будут представить на этапе регистрации; кандидаты от парламентских партий, которым не нужно будет собирать подписи, должны будут как и все открыть специальный избирательный счет и прийти на этап регистрации. Гришина также обратила внимание на то, что все кандидаты еще до регистрации должны закрыть иностранные счета, если они есть.

Иван Ургант пародирует Ксению СобчакУргант снял пародию на предвыборный ролик СобчакОна напомнила, что к кандидатам в президенты предъявляются некоторые требования, установленные в том числе конституцией России. Есть возрастной ценз и ценз оседлости: кандидатом может стать гражданин России, достигший возраста 35 лет и не менее 10 лет проживающий в РФ.

Кроме того, обязательными требованиями для кандидатов на любом уровне выборов являются отсутствие иностранного гражданства или вида на жительство в другом государстве, а также отсутствие судимости за тяжкие или особо тяжкие преступления, если судимость не погашена или если с этого момента не прошло 10 лет.

Ксения Собчак родилась 5 ноября 1981 года в Ленинграде. Ее отец, Анатолий Собчак, с 1991 по 1995 год был мэром Санкт-Петербурга, мать, Людмила Нарусова, является сенатором от республики Тыва.

Параллельно с обучением в школе Собчак занималась балетом при Мариинском театре и живописью на занятиях в Эрмитаже.

В 1998 году Собчак поступила на факультет международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, но после переезда в Москву перевелась в МГИМО. В 2004 году она получила степень магистра на факультете политологии этого вуза.

Карьера в шоу-бизнесе началась для Собчак с работы ведущей в шоу "Дом-2". К настоящему моменту в копилке звезды больше десяти проектов на радио и телевидении, а также работа главным редактором журналов SNC и L’Officiel.

Собчак находит время и на съемки в кино. К 35 годам она сыграла уже порядка 16 ролей в фильмах и сериалах.

Ксения Собчак принимала активное участие в акциях оппозиции. В мае 2012 года она была оштрафована за нарушение порядка проведения митинга во время "народных гуляний" на Никитском бульваре, а в июне СК провел обыск в ее квартире по делу о беспорядках на Болотной площади.

Собчак позирует фотографам перед церемонией награждения музыкальной премии "Муз-ТВ 2011".

Телеведущая на церемонии вручения премии "Женщина года" журнала Glamour в "Геликон-опере" в Москве.

Перед началом XIV ежегодной национальной телевизионной премии "МУЗ-ТВ 2016. Энергия будущего" в Москве.

Собчак на премьере фильма "Голодные Игры: Сойка-Пересмешница. Часть 2" в кинотеатре "Москва".

Ксения Собчак в роли ведущей финала конкурса "Мисс-Украина 2011" .

Ксения Собчак и Максим Галкин на XV юбилейной национальной телевизионной премии в области популярной музыки "МУЗ-ТВ 2017" в СК "Олимпийский" в Москве.

В феврале 2013 года Собчак вышла замуж за актера Максима Виторгана. В ноябре 2016 года у них родился сын Платон.

Главный редактор L'Officiel перед премьерой фильма режиссёра Александра Молочникова "Мифы" на кинофестивале "Кинотавр" в Сочи.

На показе коллекции одежды дизайнера Александра Арутюнова в рамках недели моды в Москве "Сделано в России".

Ксения Собчак присутствует перед началом церемонии вручения музыкальной премии "Золотой граммофон" в Государственном Кремлевском Дворце.

ria.ru

Статья 33. Условия выдвижения кандидатов

Статья 33. Условия выдвижения кандидатов

 

1. О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

2. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

2 1 . В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата.

3. Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.

4. При выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.

5. Документы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично. Документы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом.

6. Избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с пунктами 2, 2 1 и 3 настоящей статьи, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений, представляемых в соответствии с пунктами 2 и 2 1 настоящей статьи, в течение десяти дней, а сведений, представляемых в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, в течение 20 дней. Если указанное представление поступило за десять и менее дней до дня голосования, соответствующие органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный избирательной комиссией.

7. Избирательная комиссия доводит до сведения избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией.

8. Избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений.

9. Установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней (при досрочных выборах – не менее 30 дней), при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации – не менее 30 дней, при выборах в органы местного самоуправления – не менее 20 дней.

 

1–2. Комментируемый Федеральный закон устанавливает, что завершением процедуры выдвижения и началом участия кандидата, в том числе в составе списка кандидатов, в избирательной кампании, является момент уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата (списка кандидатов). Порядок уведомления устанавливается законом. Таким уведомлением может быть непосредственно подача в комиссию заявления кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу либо решения избирательного объединения о выдвижении списка кандидатов. Законом может быть предусмотрена подача такого документа, как уведомление о выдвижении в письменной форме 1 , как правило, в виде заявления кандидата или избирательного объединения, подаваемого в соответствующую избирательную комиссию, в котором говорится о том, что гражданин намерен участвовать в выборах в качестве кандидата (в случае самовыдвижения) или о том, где и когда состоялось выдвижение, т.е. принято решение избирательным объединением о выдвижении кандидата, списка кандидатов. Целесообразно в данном заявлении (уведомлении) указать весь перечень документов представляемых в избирательную комиссию с указанием количества листов каждого документа.

Уведомительный характер выдвижения кандидата означает, что кандидат, для того, чтобы считаться выдвинутым, не нуждается в получении одобрения, разрешения или иного действия со стороны избирательной комиссии. Однако, поскольку кандидат (в том числе в составе списка кандидатов) считается выдвинутым и приобретает права и обязанности кандидата после уведомления соответствующей комиссии о выдвижении (поступления в избирательную комиссию предусмотренного пунктом 2 комментируемой статьи заявления кандидата, в том числе выдвинутого в составе списка кандидатов) о согласии баллотироваться, этот юридический факт подтверждается комиссией путем выдачи справки, расписки, копии акта либо иного документа, свидетельствующего о фактах передачи и получения представляемых документов.

Избирательная комиссия обязана принять все документы от кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения в том виде и в том объеме, в котором эти документы представляются. Отказ комиссии в приеме документов при уведомлении о выдвижении кандидата, списка кандидатов незаконен и может быть обжалован заинтересованными лицами (кандидатом, избирательным объединением) в вышестоящую комиссию либо в суд.

________________1 См., например: пункт 1 главы 14 Положения о выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края первого созыва, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2006 года № 402 // СЗ РФ. 2006. № 17. Ч. II. Ст. 1821.

ЦИК России подтверждает прием документов от политических партий или от кандидатов на должность Президента Российской Федерации справкой с подробным перечнем всех принятых документов, с указанием времени и даты приема документов. Справка подписывается членом ЦИК России ответственным за прием документов и уполномоченным лицом политической партии. Справка регистрируется в соответствии с установленным порядком ведения делопроизводства.

При представлении избирательным объединением в избирательную комиссию для заверения списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, кандидат (каждый кандидат из такого списка кандидатов) считается выдвинутым с момента представления заявления о согласии баллотироваться в соответствующую избирательную комиссию, правомочную заверить этот список, если иное не предусмотрено законом.

Необходимость представления на этапе выдвижения заявления кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу исключает возможность выдвижения без ведома кандидата. Давая согласие на выдвижение, кандидат лично подтверждает свое осознанное и ответственное отношение к участию в избирательной кампании в качестве кандидата на депутатский мандат (выборную должность). Заявление о согласии баллотироваться подается в письменной форме и адресуется в соответствии с законом избирательной комиссии либо (если кандидат выдвинут избирательным объединением) избирательному объединению. Комментируемый Федеральный закон не устанавливает требование собственноручного написания заявления кандидата, поэтому заявления могут быть изготовлены с использованием оргтехники (компьютера), но непременным условием является личная, собственноручная подпись кандидата.

В целях более полного информирования избирателей о личности кандидата в заявлении указывается достаточно большой перечень сведений биографического характера: кроме фамилии, имени, отчества, даты рождения указываются сведения об образовании, основном месте работы, службы, о занимаемой должности, роде занятий. Следует отметить, что в случае, когда кандидат работает в двух и более местах, указывается одно место работы, как правило, то, где находится его трудовая книжка. Род занятий предполагает деятельность, не связанную с определенным местом работы или конкретной должностью, например, писатель, художник, предприниматель, домохозяйка, пенсионер (подпункт 57 статьи 2 комментируемого Федерального закона). В целях обеспечения возможности проведения проверки достоверности сведений, предоставляемых кандидатом, в заявлении должны быть указаны его место рождения, полный адрес места жительства с указанием не только субъекта Российской Федерации, где проживает кандидат, а конкретно улицы, номера дома, а также вид, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина(подпункт 16 статьи 2 комментируемого Федерального закона), наименование или код органа, выдавшего указанный документ, и дата его выдачи. В соответствии с пунктом 1 1 статьи 38 комментируемого Федерального закона в случае если по каким-либо причинам в заявлении кандидата о согласии баллотироваться, в том числе кандидата в списке кандидатов, указаны неточные биографические сведения, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 33 комментируемого Федерального закона, либо часть этих сведений отсутствует (за исключением сведений о неснятой или непогашенной судимости, предусмотренных пунктом 2 1 статьи 33), то кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе не позднее чем за один день до дня рассмотрения комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) представить уточненные сведения о кандидате или, в том числе по сообщению избирательной комиссии, дополнить сведения о кандидате (в произвольной письменной форме). При этом документ, в котором указаны неточные сведения биографического характера (или часть этих сведений отсутствует) не может быть признан избирательной комиссией не представленным (отсутствующим). Вместе с тем, с учетом положений пункта 1 1 , подпункта «в 2 » пункта 24, подпункта «и» пункта 26 статьи 38 комментируемого Федерального закона (в редакции Федерального закона от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ) если недостающие сведения о кандидате не будут восполнены по указанию избирательной комиссии в указанный срок, кандидату будет отказано в регистрации (в том числе в составе списка кандидатов).

Новеллой комментируемого Федерального закона является требование о том, что кандидат, являющийся депутатом, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, должен указать в заявлении о согласии баллотироваться депутатом какого представительного органа он является. Это положение актуально не только для более полного портрета кандидата, поскольку демонстрирует его уже состоявшуюся электоральную поддержку, но и дает возможность более полного контроля за ограничением на совмещение депутатских обязанностей в представительных органах разного уровня, предусмотренных законодательством, в частности Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Помимо вышеуказанных сведений в заявлении о согласии баллотироваться кандидат вправе указать либо свою принадлежность к политической партии и статус в ней, либо принадлежность (членство, участие в составе учредителей или участников) не более чем к одному зарегистрированному в установленном законом порядке за один год до дня голосования общественному объединению и свой статус в этом общественном объединении. Необходимо отметить, что указание данных сведений является не обязанностью кандидата, а его правом 1 . Сведения о принадлежности к общественному объединению и о занимаемых должностях в партийных либо иных общественных структурах должны быть подтверждены документом (справкой, копией решения уполномоченного органа о назначении на должность и т.д.), заверенным постоянно действующим руководящим органом общественного объединения. Представляется возможным и целесообразным, чтобы подобного рода документы на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления заверялись постоянно действующими органами региональных и местных отделений общественных организаций (политических партий), для чего постоянно действующий орган политической партии или иного общественного объединения должен своим решением наделить их этим правом.

______________________ 1 Примечательно, что в 2003 году на выборах депутатов Государственной Думы четвертого созыва доля кандидатов, баллотирующихся в составе списков кандидатов, указавших свою партийную принадлежность, составляла: ЛДПР – 100 процентов, Аграрная партия России – 92 процента, СПС – 91,1 процента, Российская демократическая партия «ЯБЛОКО» – 87,6 процента, Народная партия Российской Федерации – 80,5 процента, КПРФ – 80,1 процента, «Единая Россия» – 77,8 процента, избирательный блок «Партия Возрождения России – Российская партия «ЖИЗНИ» – 75,4 процента, избирательный блок «Родина» (народно-патриотический союз) – 48,1 процента.

Одновременно с согласием баллотироваться в своем заявлении кандидат дает обязательство прекратить в случае избрания деятельность, не совместимую со статусом депутата или замещением иной выборной должности (пункт 9 статьи 4 комментируемого Федерального закона).

2 1 . Задачу более полного информирования избирателей о личности кандидата выполняет законодательное требование об указании в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведений о неснятой и непогашенной судимости кандидата (подпункт 58 статьи 2 комментируемого Федерального закона). Требование комментируемого Федерального закона о предоставлении кандидатом сведений о судимости (непогашенной и неснятой), касаясь юридически значимых фактов его биографии, дает избирателю более полную информацию для последующего осознанного выбора 1 .

Согласно подпункту «е» пункта 24, подпункта «б» пункта 26 статьи 38 комментируемого Федерального закона сокрытие сведений, предусмотренных в соответствии с пунктом 2 1 комментируемой статьи, служит основанием для принятия соответствующей комиссией решения об отказе в регистрации кандидата (исключении кандидата из списка кандидатов) 2 . С учетом положений пункта 3 1 статьи 4 комментируемого Федерального закона (см. комментарий) сокрытие гражданином сведений о наличии у него гражданства иностранного государства также влечет для него, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, неблагоприятные последствия в случае, если факт наличия такого гражданства будет выявлен. О выявленных фактах недостоверности иных сведений, указанных кандидатами о себе, избирательная комиссия доводит до сведения избирателей (пункт 8 комментируемой статьи), однако эта недостоверность не может служить основанием для отказа в регистрации кандидата, исключения кандидата из списка кандидатов.

____________________1 Судимость за отдельные виды преступлений влечет лишение гражданина пассивного избирательного права (см. комментарий к пункту 32 статьи 4 комментируемого Федерального закона).2 См., например: определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 9 марта 2006 года № 1-Г06-9.

3–4. При уведомлении избирательной комиссии о выдвижении кандидата, списка кандидатов одновременно с представлением в нее заявления (заявлений) кандидата (кандидатов в составе списка кандидатов) о согласии баллотироваться должны быть также представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, каждого кандидата из списка кандидатов и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной), о вкладах в банках, ценных бумагах. При этом необходимо отметить, что законы субъектов Российской Федерации не вправе менять форму сведений об имуществе и доходах, а должны воспроизвести в своих текстах приложение к комментируемому Федеральному закону. Сведения об имуществе и доходах представляются в СМИ в обязательном порядке для более полного информирования избирателей о кандидатах. Если кандидат в течение года, предшествующего году назначения выборов, не получал доходов и (или) не имеет имущества на момент представления сведений в комиссию, это не освобождает кандидата от представления сведений о размере и об источниках доходов, имуществе в общем порядке по установленной форме в приложении к комментируемому Федеральному закону, где кандидат указывает об отсутствии у него имущества и доходов. Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» (пункт 7 статьи 34, подпункт 3 пункта 11 статьи 35) предусмотрена необходимость представления сведений о доходах и имуществе супруга кандидата на должность Президента Российской Федерации. При выборах депутатов представительных органов местного самоуправления по избирательным округам, образованным исходя из средней нормы представительства в пять или менее тысяч избирателей, требования пункта 3 комментируемой статьи не применяются, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрена обязанность кандидата по предоставлению сведений о доходах и имуществе.

5. Важной нормой комментируемого Федерального закона является положение, предписывающее кандидату, выдвинутому по избирательному округу (за исключением случая выдвижения в составе списка кандидатов), уведомлять комиссию о выдвижении, представлять в комиссию заявление о согласии баллотироваться, сведения об имуществе и доходах и другие документы лично. В практике проведения выборов ранеевстречались случаи, когда кандидат не только не появлялся в избирательной комиссии лично, но и вообще проводил всю избирательную кампанию, включая предвыборную агитации, через доверенных лиц, сам, находясь в розыске по подозрению в совершении уголовного преступления. Избиратели не должны быть лишены права на непосредственное общение с тем, кто претендует на представительство от их имени в выборных органах государственной власти или местного самоуправления, в противном случае это извращает суть идеи представительства. Гражданско-правовой институт доверенности, на основе которого действовали представители такого «невидимого кандидата», не может по своей частноправовой природе восполнить публичные государственно-правовые полномочия, осуществляемые во время избирательной кампании. Указанные документы могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях болезни кандидата либо нахождения его в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых с условием, что подпись кандидата будет заверена руководителями указанных учреждений, а также будет представлено подтверждение факта болезни либо нахождения в следственном изоляторе. Перечень условий, когда кандидат вправе действовать через уполномоченных лиц, не является исчерпывающим, однако вносить в него изменения и дополнения можно только федеральными законами, т.е. субъекты Российской Федерации должны ограничиться вышеуказанными условиями. Вместе с тем Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» не предусмотрел иных случаев, когда кандидат представляет документы не лично, кроме случаев, перечисленных в комментируемом пункте. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» также не содержит каких-либо дополнений по этому вопросу, поскольку не предусматривает непосредственное выдвижение кандидатов.

6. При получении документов все полученные сведения по всем кандидатам, в том числе из списка кандидатов, избирательная комиссия обязана направить для проверки в соответствующие государственные органы и учреждения, в частности в МВД России. Принципу равенства прав кандидатов отвечает такой порядок деятельности избирательной комиссии, когда запросы направляются в отношении всех кандидатов. Соответствующие органы обязаны проверить достоверность направленных к ним сведений и в десятидневный срок сообщить о результатах проверки избирательной комиссии. Полученная информация о недостоверности сведений, представленных в соответствии с пунктом 2 1 комментируемой статьи 33, служит основанием для принятия соответствующей комиссией решения об отказе в регистрации кандидата, исключении кандидата из списка кандидатов (подпункт «е» пункта 24, подпункт «б» пункта 26 статьи 38 комментируемого Федерального закона). Недостоверность сведений о доходах и имуществе, других сведений биографического характера не является основанием для отказа в регистрации кандидата, сведения о такой недостоверности указываются в соответствии с пунктом 8 комментируемой статьи.

7. В целях обеспечения гарантий по информационному обеспечению информирования избирателей избирательные комиссии, организующие выборы, доводят до них сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в том числе через СМИ. Это положение комментируемого Федерального закона устранило некоторую неопределенность, существовавшую ранее, прежнее законодательство предусматривало представление разного рода сведений о кандидатах, но не содержало требования об их опубликовании, доведении до сведения избирателей, и на этой основе некоторые избирательные комиссии, расценивали подобные сведения как конфиденциальную информацию о личной жизни кандидата как гражданина, в том числе о судимости (неснятой и непогашенной), об имуществе и доходах. Сведения о кандидатах должны доводиться до сведения избирателей, как через СМИ, так и посредством размещения в информационных плакатах, которые должны находиться в помещениях для голосования, а также могут размещаться в иных местах, удобных для ознакомления с их содержанием. Объем сведений, подлежащих опубликованию, устанавливается избирательной комиссией, организующей выборы, и должен содержать всю информацию, представленную кандидатами, за исключением подробных юридических адресов нахождения их имущества, а также банковских учреждений и номеров личных счетов, на которых содержатся денежные средства кандидатов.

8. В случае выявления фактов недостоверности представленных кандидатами сведений избирательные комиссии также обязаны довести эти факты до сведения избирателей через СМИ и в информационных плакатах, размещенных в помещениях для голосования (подпункт «е» пункта 3 статьи 61 комментируемого Федерального закона).

9. Законом не может быть сокращен по сравнению с установленным в комментируемом пункте сроком период для выдвижения кандидатов, списков кандидатов и сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов. Началом этого периода является день, когда закон позволяет кандидату уведомить избирательную комиссию о самовыдвижении, а избирательному объединению – принять решение уполномоченным органом о выдвижении кандидата (списка кандидатов). Например, согласно части 3 статьи 36 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политических партий осуществляется не ранее чем через 10 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. При этом необходимо иметь в виду, что процедуры по созыву съезда политических партий, конференций, региональных отделений и общих собраний (конференций) местных и иных отделений не могут рассматриваться составляющей частью процедуры выдвижения кандидатов. Комментируемый пункт адресован законодателю, который обязан предусмотреть в конкретном законе о выборах «точку отсчета» для начала периода выдвижения кандидатов, списков кандидатов (например, день официального опубликования решения о назначении выборов или опубликование схемы избирательных округов), а также последний день для представления избирательных документов для регистрации кандидатов, списков кандидатов, при этом период между двумя установленными датами не может быть менее 40 дней (при досрочных выборах – не менее 30 дней) при выборах в федеральные органы государства; не менее 30 дней – при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации; не менее 20 дней – при выборах в органы местного самоуправления.

 

www.cikrf.ru

1. Порядок выбора Президента рф.

Выборы Президента РФ осуществляются на основе Конституции РФ, Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" от 17 мая 1995 г. и других федеральных законов.

Общие условия выборов Президента. Выдвижение кан­дидатов.

Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент РФ может быть переизбран на второй четырехлетний срок, но избрание одного лица более чем на два срока подряд не допускается. Избрание на третий и четвертый сроки возможно, но только после перерыва. Тем самым устанавливается периодическая сменяемость главы государства, обеспечивающая при­ток свежих идей и новых государственных деятелей.

Право избирать Президента предоставляется гражданам, достиг­шим на день выборов 18 лет. Участие граждан в выборах является добровольным, каждый избиратель имеет только один голос. Эти нормы обеспечивают подлинную всеобщность избирательного корпу­са, не допуская в то же время принудительного голосования или, напротив, установления ограничительных цензов. От выборов от­страняются только недееспособные и содержащиеся в местах лише­ния свободы по приговору суда.

Конституционных требований к Президенту РФ не так много. Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Не требу­ется специального образования или опыта работы, нет ограничения верхнего возрастного предела. Требование постоянного проживания в Российской Федерации не менее 10 лет не означает, что кандидат в Президенты вообще не мог отлучаться из страны в кратковремен­ные поездки, речь здесь идет только о непрерывном основном местожительстве и притом, непосредственно в годы перед избранием на пост Президента.

Право выдвижения кандидатов на пост Президента принадле­жит непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам. Выдвижение происходит на съезде (конфе­ренции) избирательного объединения; объединение и блок могут выдвинуть только одного кандидата, данные о котором сообщаются в Центризбирком РФ. Кандидат, может быть выдвинут также ини­циативной группой избирателей в количестве не менее 100 человек.

Однако выдвижение кандидата требует поддержки избирателей. Избирательное объединение, блок или инициативная группа обязаны собрать в поддержку своего кандидата не менее 1 млн. подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 7% от требуемого общего числа подписей. Центризбирком проверяет правильность собирания подписей и выносит решение о регистрации кандидата. Центризбирком откладывает выборы, если будет зарегистрировано менее двух кандидатов, что призвано обес­печить альтернативный характер голосования.

Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Со дня регистрации зарегистрирован­ные кандидаты обязаны на время проведения выборов оставить государственную службу или работу в средствах массовой информа­ции, а переизбирающийся Президент РФ - не пользоваться преиму­ществами своего служебного положения. Кандидаты на пост Прези­дента пользуются рядом льгот, предусмотренных законом (получают денежную компенсацию, бесплатно пользуются общественным тран­спортом, приобретают статус неприкосновенности и др.). Закон подробно регламентирует порядок проведения предвыборной агитации, исполь­зования в этих целях радио, телевидения и печатных изданий. Эти и многие другие нормы призваны обеспечить равные возможности для всех кандидатов, исключить злоупотребления и давление на избирателей. Выборы Пре­зидента назначаются Советом Федерации Федерального Собрания. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конститу­ционного срока, на который был избран предыдущий Президент. Вы­боры назначаются не позже чем за четыре месяца до дня выборов. Если Совет Федерации не назначит выборов в срок, то они проводятся Центральной избирательной комиссией РФ в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента. Если полномочия Президента заканчиваются до истечения конституци­онного срока, Совет Федерации назначает досрочные выборы.

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию РФ. Подготовку и проведение выборов осуществляют избирательные комиссии, которые независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Эти комиссии создаются на уровне Федерации (Центральная избирательная комиссия), субъектов РФ, территорий (районов, городов и др.), участков. Каждый за­регистрированный кандидат в Президенты вправе назначить одного члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом совещатель­ного голоса. Избирательные комиссии имеют большие права, их деятель­ность строго регламентирована и осуществляется гласно и открыто.

Финансирование выборов Президента осуществляется за счет средств федерального бюджета, которые распределяются между всеми избирательными комиссиями. Но кандидаты на пост Президента вправе создавать собственные избирательные фонды, которые могут формироваться за счет собственных средств (не более 1000 мини­мальных зарплат), средств, выделенных Центризбиркомом на пред­выборную агитацию, средств избирательных объединений (50 тыс. минимальных зарплат), добровольных пожертвований физических лиц (каждое не более 50 минимальных зарплат), добровольных пожертвований юридических лиц (каждое не более 5 тыс. минималь­ных зарплат). Но есть и общее ограничение: предельная сумма расходов кандидата за счет средств избирательного фонда не может превышать суммы, равной 250 тыс. минимальных зарплат. Не допус­каются пожертвования в избирательные фонды со стороны иностран­ных государств, организаций и граждан, лиц без гражданства, рос­сийских юридических лиц с иностранным участием (если доля инос­транного капитала превышает 30%), международных организаций и общественных движений, органов местного самоуправления, государ­ственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций, воинских частей, военных учреждений и организаций, благотвори­тельных организаций и религиозных учреждений. Закон устанавли­вает строгий учет пожертвований в избирательные фонды (аноним­ные пожертвования, например, перечисляются в доход государства).

Подсчет голосов избирателей прово­дится непосредственно членами участковой избирательной комиссии, о чем составляется протокол. На основании этих протоколов терри­ториальная избирательная комиссия, суммируя содержащиеся в них данные, устанавливает итоги голосования и составляет протокол, который передается в избирательную комиссию субъекта РФ, а эта, в свою очередь, произведя суммирование данных, передает протокол в Центризбирком РФ. Центризбирком не позднее чем через 15 дней со дня выборов определяет результаты выборов.

Избранным считается кандидат, который получил более полови­ны голосов избирателей, принявших участие в выборах. Центризбир­ком признает выборы несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей. В случае если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не был избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей (так называемый второй тур, характерный для стран с многопартийной системой). По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший большее - по сравнению с другим кандидатом - число голосов при условии, что эта цифра больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. Если же повторное голосование не приводит к резуль­тату, то Совет Федерации назначает повторные выборы. Закон предусматривает широкую огласку результатов выборов на всех уровнях. Результаты голосования объявляются Центризбиркомом не позднее чем через три месяца со дня выборов.

Избранный Президент вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления Центризбиркомом о результатах выборов. При вступлении в должность Президент приносит народу присягу, текст которой содержится в Конституции РФ. С момента принесения присяги Президент приступает к исполнению своих обязанностей.

studfiles.net

2.3. Порядок выдвижения и регистрации кандидатов

Политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.

Политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, и ее региональные отделения вправе принимать участие в выборах и референдумах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации.

При выдвижении кандидата в Президенты Российской Федерации политическая партия и (или) избирательный блок обязаны опубликовать свои программы в порядке и сроки, установленные избирательным законодательством.

Политическая партия считается участвующей в выборах в случае проведения голосования на выборах за выдвинутого ею (или избирательным блоком, в состав которого она входит) и зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской Федерации.

Решение о выдвижении кандидата от политической партии принимается тайным голосованием. В поддержку кандидата, выдвинутого от политической партии, собираются подписи избирателей в порядке и количестве, определенных федеральным законодательством. Максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, не может превышать два процента от числа избирателей, установленного при составлении списков избирателей в соответствии с действующим законодательством.

Выдвижение кандидата на должность Президента Российской Федерации в порядке самовыдвижения проводится путем сбора подписей под его заявлением о выдвижении кандидатом. Сбор подписей проводится по месту работы, службы, учебы и жительства. Администрация и трудовые коллективы организаций всех форм собственности обязаны оказывать содействие в создании равных условий для выдвижения кандидатов.

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, где осуществляется выдвижение кандидата. Инициатива сбора подписей под заявлением кандидата о его выдвижении может исходить от любого избирателя либо избирателей. О своей инициативе он либо они уведомляют избирательную комиссию, в которой будет осуществляться регистрация кандидата.

Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные федеральным законодательством, после поступления в соответствующую избирательную комиссию уведомления и заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. В этом заявлении указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства, вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность, наименование или код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи, сведения о судимостях кандидата, гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения) и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом Президента Российской Федерации. Кандидат вправе заявить о своей принадлежности не более чем к одному общественному объединению, зарегистрированному в установленном законом порядке, и о своем статусе в этом общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и заверенного постоянно действующим руководящим органом общественного объединения13.

В случае если в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат или количество зарегистрированных кандидатов окажется недостаточным, то по решению соответствующей избирательной комиссии выборы откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов.

В случае отказа зарегистрировать кандидата соответствующая избирательная комиссия обязана выдать кандидату или его уполномоченному представителю копию решения комиссии с подробным изложением мотивов отказа. Мотивом отказа может служить только невыполнение кандидатом предписаний законодательства Российской Федерации.

Кандидат имеет право в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру.

Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. Во время проведения выборов кандидаты на должность Президента Российской Федерации не могут быть по инициативе работодателя уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу. Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.

2. Кандидатом на должность Президента Российской Федерации не может быть выдвинут гражданин иностранного государства. Конституция Российской Федерации требует, чтобы кандидат в Президенты в обязательном порядке являлся гражданином России.

Конституция Российской Федерации устанавливает также для кандидата на должность Президента требование постоянного проживания на территории России в течение 10 лет.

Конституция России устанавливает также и возрастной ценз для кандидата в Президенты - Президентом Российской Федерации не может быть человек моложе 35 лет. Действующая Конституция Российской Федерации не предусматривает верхнего возрастного предела для кандидата в Президенты (ранее он ограничивался возрастом 65 лет).

Названными положениями исчерпываются конституционные требования, предъявляемые к кандидату в Президенты.

Часть 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень обстоятельств, способствующих досрочному прекращению исполнения полномочий Президента Российской Федерации. К таким обстоятельствам относятся: отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешение от должности.

В соответствии с законодательством Российской Федерации отставкой считается добровольное сложение Президентом Российской Федерации своих полномочий. Такой вывод можно сделать исходя из того, что в Конституции Российской Федерации нет нормы, предусматривающей другой вариант отставки, кроме как инициативы самого Президента.

В настоящее время не существует определенных законодательно закрепленных характеристик и параметров для признания Президента неспособным по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Думается, чт, невозможно выработать четкие характеристики и параметры состояния здоровья, которые можно применить ко всем потенциальным Президентам Российской Федерации. Одно и тоже заболевание может протекать по разному у различных людей, да и весь перечень заболеваний, мешающих Президенту Российской Федерации осуществлять принадлежащие ему полномочия, предусмотреть невозможно.

Данную ситуацию можно рассмотреть на примере болезни Б.Н. Ельцина, о которой было публично заявлено осенью 1996 года. Хотя если бы Б.Н. Ельцин не согласился на проведение операции, которая успешно прошла 5 ноября 1996 года, то это не означало бы, что в данном случае должна быть применена норма о неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Возможно, полномочия могли бы осуществляться, но с меньшей интенсивностью. Однако интенсивность деятельности не является законодательно установленной нормой выполнения Президентом своих полномочий и обязанностей и поэтому не может служить правовым основанием для досрочного прекращения его полномочий.

Статья 93 Конституции Российской Федерации гласит:

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Если Президент Российской Федерации досрочно прекратил исполнение своих полномочий по вышеперечисленным основаниям, то вполне естественно, что подобный гражданин не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с досрочным прекращением им исполнения своих полномочий.

Статьи 109 и 110 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» гласят14:

Запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления направляется в Конституционный Суд Российской Федерации не позднее месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения. К запросу прилагается текст решения Государственной Думы о выдвижении обвинения, протокол или стенограмма обсуждения этого вопроса на заседании Государственной Думы и тексты всех, связанных с этим обсуждением, документов, а также тексты заключения Верховного Суда Российской Федерации.

Заключение должно быть дано Конституционным Судом Российской Федерации не позднее десяти дней после регистрации запроса.

По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд Российской Федерации дает одно из следующих заключений:

1) о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения;

2) о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В случае принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления предусмотренное Конституцией Российской Федерации рассмотрение обвинения прекращается.

Процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности достаточно сложная и трудоемкая, но это оправдано, поскольку исключает всякую возможность политического воздействия одной ветви власти на другую.

studfiles.net

В КГИ считают неравными условия выдвижения кандидатов на выборы президента

МОСКВА, 22 янв — РИА Новости. В Комитете гражданских инициатив (КГИ) считают неоправданными различия в предусмотренных законом требованиях к процедуре выдвижения для партийных кандидатов в президенты России и самовыдвиженцев; в том числе этим, по мнению экспертов, можно объяснить значительный отсев самовыдвиженцев на первом этапе кампании.

Волонтер в предвыборном штабе кандидата в президенты РФ, председателя коммунистической партии Коммунисты России Максима СурайкинаВ КГИ раскритиковали систему сбора подписей за кандидатов в президенты

Очередные выборы президента России пройдут 18 марта, избирательная кампания официально стартовала 18 декабря. С этого же дня начался этап выдвижения кандидатов, 16 января Центризбирком принял решения в отношении кандидатов, последними подавших соответствующие документы для участия в кампании. Сейчас предвыборную борьбу продолжают 17 претендентов на пост президента — двое самовыдвиженцев и 15 партийных кандидатов.

"Несмотря на либерализацию некоторых требований, связанных с выдвижением и регистрацией кандидатов на проходящих выборах (радикальное снижение количества подписей в поддержку кандидата), существенной проблемой остается неравенство условий выдвижения для кандидатов от партий и самовыдвиженцев", — говорится в докладе КГИ, посвященном этапу выдвижения на выборах-2018.

Так, выдвижение кандидата на должность президента РФ на съезде партии, по словам экспертов, не требует больших расходов и больших организационных усилий. По закону в съезде должны принять участие делегаты из не менее чем половины регионов РФ, то есть минимальное число участников – 43 человека. А вот в группе избирателей, создаваемой в поддержку самовыдвижения кандидата, должно быть не менее 500 человек, что формально эквивалентно минимальному числу членов партии.

Телеведущая Ксения Собчак во время подачи документов в ЦИК России по выдвижению кандидатом на президентских выборах в 2018 годуКГИ отметил высокую активность женщин в нынешней избирательной кампании

Вместе с тем, выдвижение кандидата на собрании группы избирателей, как уточняют в КГИ, сопряжено не только со сбором всей группы в одном месте и в одно время, но и последующим нотариальным заверением подписей всех этих людей. То есть выполнение этих норм закона требует существенных расходов на аренду помещения, вмещающего не менее 500 человек, и услуги нотариусов указывают эксперты. "Данные требования представляются чрезмерными и нуждающимися в корректировке законодательных положений", — считают в КГИ.

Кроме того, еще одним элементом такого неравенства эксперты называют различие в сроках уведомления о мероприятии по выдвижению. Так, о партийном съезде ЦИК необходимо уведомить не позднее чем за день, если съезд проводится в Москве, и не позднее чем за три дня, если он проводится в другом регионе.

О собрании группы избирателей его организаторы обязаны уведомить ЦИК или региональный избирком не позднее, чем за пять дней независимо от того, где проводится собрание. Это требование, особенно в условиях не слишком продолжительного периода, отведенного на сбор подписей, в КГИ также считают чрезмерным.

Единый день голосования в регионах России. Архивное фотоЧисло желающих участвовать в выборах президента стало рекордным с 2000 года

Кроме того, отмечают эксперты, кандидаты часто сталкиваются со сложностями и в поиске нотариусов, и в поиске помещения, которое владельцы готовы предоставить для проведения политического мероприятия – собрания группы в поддержку самовыдвижения. В ходе нынешней кампании, несмотря на публичные заявления ряда штабов о проблемах с помещениями, заявленные собрания по выдвижению серьезных кандидатов в итоге состоялись, отмечают эксперты КГИ.

Кроме того, закон требует, чтобы для каждого члена группы избирателей был указан определенный перечень персональных данных. "Если в отношении паспортных данных и места жительства такое требование можно считать оправданным, то необходимость указывать основное место работы или службы и должность или род занятий следует считать чрезмерным. Для идентификации гражданина такая информация не нужна, зато она может использоваться для давления на избирателя по месту работы", — полагают в КГИ.

Единый день голосования в регионах России. Архивное фотоУровень отсева кандидатов на выборах на этапе выдвижения составил более 50%

Эксперты отметили, что в ходе нынешней кампании у двух кандидатов отсутствие данных о месте работы части членов группы избирателей стало одним из оснований для отказа в регистрации этой группы.

"В связи с изложенным не удивителен значительный отсев самовыдвиженцев на первой стадии. Если считать только кандидатов, представивших в ЦИК документы, то отсев среди партийных выдвиженцев составил 35% (с учетом первых отказов Наталье Лисицыной и Ирине Волынец, а также добровольного снятия кандидатуры Сираждином Рамазановым, Олегом Булаевым и Ириной Гагитэ), а среди самовыдвиженцев – 87% (с учетом выбытия по суду Александра Чухлебова)", — говорится в докладе.

При этом, отмечают эксперты, контраст еще более разителен, если учитывать, что первоначально желание воспользоваться правом на самовыдвижение выразили 46 граждан, большинство из которых очевидно не смогли организовать собрание из 500 человек.

ria.ru

ЦИК напомнил кандидатам в президенты условия выдвижения

Секретарь Центризбиркома России Майя Гришина напомнила об установленных законом правилах выдвижения кандидатов на предстоящие президентские выборы, которые состоятся в марте, а избирательная кампания, предваряющая их, стартует уже в декабре.

По словам Гришиной, кандидата может выдвинуть политическая партия в рамках своего съезда, но он может выдвинуться и сам, собрав инициативную группу в свою поддержку из 500 человек, передает РИА Новости. В эту группу может войти кто угодно, без ограничения по занимаемым должностям, подчеркнула Гришина.

«Это должны быть, естественно, только избиратели, то есть лица, обладающие активным избирательным правом. Других каких-либо квалификационных требований к избирателям не предъявляется», — уточнила представитель ЦИК.

Первым этапом участия в избирательной кампании, по ее словам, является уведомление о выдвижении — регистрация инициативной группы или решения съезда партии в ЦИК. Кроме того, кандидат должен собрать документы, перечень которых установлен законом, включая свое заявление о согласии баллотироваться и документальные подтверждения своих биографических сведений, а также данные о доходах.

После этого кандидат открывает специальный банковский счет для финансирования работы избирательного штаба, и начинает сбор подписей в поддержку своего выдвижения. Самовыдвиженцам необходимо представить не менее 300 тыс. подписей из расчета максимум 7,5 тыс. подписей на каждый субъект федерации, кандидатам от непарламентских партий — не менее 100 тыс. подписей при распределении не более чем по 2,5 тыс. подписей на субъект.

Гришина подчеркнула, что на предстоящих выборах ни одна непарламентская партия не будет освобождена от процедуры сбора подписей, так как «никто из них сейчас не имеет фракций в парламентах хотя бы трети регионов». Кандидаты от парламентских партий по закону освобождаются от сбора подписей — как и те, кого выдвигают партии, имеющие свои фракции не менее чем в одной трети субъектов. «Но у нас нет таких», — объяснила представитель ЦИК.

Подписные листы представляются кандидатами на этапе регистрации, к этому времени «подтягиваются» и выдвиженцы от парламентских партий, открывшие специальный избирательный счет, но, как было сказано, освобожденные от сбора подписей.

Также до выдвижения кандидату необходимо, согласно закону РФ, закрыть имевшиеся у него счета в иностранных банках — если таковые были.

В целом, как отметила Гришина, к кандидатам в президенты самим по себе предъявляется не так уж много требований: они должны быть гражданами РФ старше 35 лет, не менее 10 лет проживающими на российской территории, не иметь иностранного гражданства или вида на жительство в другой стране, судимостей за тяжкие или особо тяжкие преступления (кроме случаев, если судимость погашена или с ее момента прошло более 10 лет).

По данным СМИ, о проведении выборов может быть официально объявлено в период с 7 по 17 декабря.

Ранее стало известно, что свою кандидатуру собирается выдвинуть телеведущая Ксения Собчак. Пресса утверждает, что она приватно встречалась с действующим президентом Владимиром Путиным и якобы получила от него «добро» на участие в выборах. О возможности участия Собчак в президентской кампании «Ведомости» писали еще в начале сентября со ссылкой на мнение экспертов, которые полагали, что Кремль захочет видеть женщину в роли конкурента нынешнего главы государства.

xiww.ruthenia.ru

В КГИ считают неравными условия выдвижения кандидатов на выборы президента

В Комитете гражданских инициатив (КГИ) считают неоправданными различия в предусмотренных законом требованиях к процедуре выдвижения для партийных кандидатов в президенты России и самовыдвиженцев; в том числе этим, по мнению экспертов, можно объяснить значительный отсев самовыдвиженцев на первом этапе кампании.

Очередные выборы президента России пройдут 18 марта, избирательная кампания официально стартовала 18 декабря. С этого же дня начался этап выдвижения кандидатов, 16 января Центризбирком принял решения в отношении кандидатов, последними подавших соответствующие документы для участия в кампании. Сейчас предвыборную борьбу продолжают 17 претендентов на пост президента — двое самовыдвиженцев и 15 партийных кандидатов.

"Несмотря на либерализацию некоторых требований, связанных с выдвижением и регистрацией кандидатов на проходящих выборах (радикальное снижение количества подписей в поддержку кандидата), существенной проблемой остается неравенство условий выдвижения для кандидатов от партий и самовыдвиженцев", — говорится в докладе КГИ, посвященном этапу выдвижения на выборах-2018.

Так, выдвижение кандидата на должность президента РФ на съезде партии, по словам экспертов, не требует больших расходов и больших организационных усилий. По закону в съезде должны принять участие делегаты из не менее чем половины регионов РФ, то есть минимальное число участников – 43 человека. А вот в группе избирателей, создаваемой в поддержку самовыдвижения кандидата, должно быть не менее 500 человек, что формально эквивалентно минимальному числу членов партии.

Вместе с тем, выдвижение кандидата на собрании группы избирателей, как уточняют в КГИ, сопряжено не только со сбором всей группы в одном месте и в одно время, но и последующим нотариальным заверением подписей всех этих людей. То есть выполнение этих норм закона требует существенных расходов на аренду помещения, вмещающего не менее 500 человек, и услуги нотариусов указывают эксперты. "Данные требования представляются чрезмерными и нуждающимися в корректировке законодательных положений", — считают в КГИ.

Кроме того, еще одним элементом такого неравенства эксперты называют различие в сроках уведомления о мероприятии по выдвижению. Так, о партийном съезде ЦИК необходимо уведомить не позднее чем за день, если съезд проводится в Москве, и не позднее чем за три дня, если он проводится в другом регионе.

О собрании группы избирателей его организаторы обязаны уведомить ЦИК или региональный избирком не позднее, чем за пять дней независимо от того, где проводится собрание. Это требование, особенно в условиях не слишком продолжительного периода, отведенного на сбор подписей, в КГИ также считают чрезмерным.

Кроме того, отмечают эксперты, кандидаты часто сталкиваются со сложностями и в поиске нотариусов, и в поиске помещения, которое владельцы готовы предоставить для проведения политического мероприятия – собрания группы в поддержку самовыдвижения. В ходе нынешней кампании, несмотря на публичные заявления ряда штабов о проблемах с помещениями, заявленные собрания по выдвижению серьезных кандидатов в итоге состоялись, отмечают эксперты КГИ.

Кроме того, закон требует, чтобы для каждого члена группы избирателей был указан определенный перечень персональных данных. "Если в отношении паспортных данных и места жительства такое требование можно считать оправданным, то необходимость указывать основное место работы или службы и должность или род занятий следует считать чрезмерным. Для идентификации гражданина такая информация не нужна, зато она может использоваться для давления на избирателя по месту работы", — полагают в КГИ.

Эксперты отметили, что в ходе нынешней кампании у двух кандидатов отсутствие данных о месте работы части членов группы избирателей стало одним из оснований для отказа в регистрации этой группы.

"В связи с изложенным не удивителен значительный отсев самовыдвиженцев на первой стадии. Если считать только кандидатов, представивших в ЦИК документы, то отсев среди партийных выдвиженцев составил 35% (с учетом первых отказов Наталье Лисицыной и Ирине Волынец, а также добровольного снятия кандидатуры Сираждином Рамазановым, Олегом Булаевым и Ириной Гагитэ), а среди самовыдвиженцев – 87% (с учетом выбытия по суду Александра Чухлебова)", — говорится в докладе.

При этом, отмечают эксперты, контраст еще более разителен, если учитывать, что первоначально желание воспользоваться правом на самовыдвижение выразили 46 граждан, большинство из которых очевидно не смогли организовать собрание из 500 человек.

nom24.ru