Президент Российской Федерации. Условия становления президентом рф


33. Президент рф - глава государства. Порядок выборов Президента рф. Срок полномочий. Основания и условия досрочного прекращения полномочий.

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Кандидат в Президенты РФ должен отвечать следующим требованиям:

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации»..

В Конституции РФ указаны три способа досрочного прекращения исполнения полномочий Президента:

  • отставка (это добровольный уход с поста подписанием письменного заявления, извещающего об оставлении должности),

  • стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия,

  • отрешение от должности (государственная измена).

34. Полномочия Президента рф.

Основные полномочияПрезидента РФ:

  1. назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, других членов Правительства РФ, направление его политики и принятие решения об отставке Правительства РФ;

  2. представление Государственной Думе кандидатуры на должность Председателя Центрального банка РФ, постановление перед ней вопроса об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;

  3. представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуры Генерального прокурора РФ, внесение в Совет Федерации предложения о его освобождении от должности;

  4. назначение судей федеральных судов;

  5. формирование Совета Безопасности РФ и руководство им;

  6. утверждение военной доктрины РФ;

  7. формирование Администрации Президента РФ;

  8. назначение на должность и освобождение от нее полномочных представителей Президента РФ;

  9. назначение и освобождение от должности высшего командования Вооруженных Сил РФ;

  10. назначение и отзыв дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях;

  11. назначение выборов в Государственную Думу;

  12. роспуск Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;

  13. назначение даты референдума в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

  14. внесение законопроектов в Государственную Думу;

  15. подписание и обнародование федеральных законов;

  16. обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

  17. решение вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища;

  18. награждение государственными наградами РФ и присвоение почетных званий РФ, высших воинских и высших специальных званий;

  19. помилование;

  20. руководство внешней политикой РФ, участие в международных отношениях с главами иностранных государств;

  21. ведение переговоров и подписание международных договоров РФ;

  22. подписание ратификационных грамот;

  23. принятие верительных и отзывных грамот аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

В сфере политических отношенийПрезидент РФ: 1) определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ; 2) представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

В сфере взаимодействия с органами исполнительной властиПрезидент РФ: 1) может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ; 2) приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия конституционным нормам и федеральным законам, а также международным обязательствам РФ или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом; 3) представлять на одобрение Федерального Собрания кандидатуру Председателя Правительства РФ, самостоятельно назначать на должность иных должностных лиц Правительства РФ и др.

studfiles.net

Президент РФ

ВВЕДЕНИЕ.

Анализ института президентства в системе государственной власти России является одним из актуальных направлений в государственно-правовых исследованиях. Нужно сказать, что в нашем обществе нет однозначного понимания конституционного статуса Президента.

Существует несколько точек зрения:

¨ сторонники президентской формы правления, установленной федеральной Конституцией, видят в институте Президенства широкие возможности обеспечения единства государственной власти. Концентрация значительных полномочий у главы государства обосновывается объективной необходимостью в условиях становления гражданского общества. Это обстоятельство оправдывает, по их мнению, то, президент вправе издавать нормативный акт по любому вопросу в пределах компетенции РФ, если его содержание не противоречит основам конституционного строя.

¨ некоторые утверждают, что Конституция РФ установила своего рода «президентское всевластие», а поэтому отступила от требования доктрины разделения властей. Отсюда делается вывод о необходимости внесения поправок в Конституцию для устранения дисбаланса властей и предупреждения возможности власти Президентом, либо, по крайней мере, необходимо толкование Конституционного Суда положений Конституции которое бы ограничило прерогативы Президента, прежде всего обеспечив его невмешательство в полномочия парламента и Правительства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Сам по себе факт не включения Президента не в одну из трех ветвей власти (ст.10) не означает неопределенности в правовом статусе Президента. В мировой конституционной практике нет модели разделения властей в «чистом» виде. Представляется, что было бы гораздо худшим вариантом, если бы Конституция наряду с тремя ветвями власти содержала бы еще четвертую – президентскую. Это может формально показаться логичным, но в правом отношении институт Президента встал бы над ветвями власти и получил возможность оказывать на них серьезное давление, не всегда сочетающееся с принципом их самостоятельности.

Для нормального функционирования и взаимодействия ветвей власти, на мой взгляд, Президент должен находится в органической связи со всеми структурами публичной власти, а не возвышаться над ними.

ПЛАН:

I. Становление и развитие института президентства в России.

II. Конституционный статус Президента РФ.

§ 1. Элементы конституционного статуса Президента РФ.

§ 2. Президент РФ – глава государства.

§ 3. Полномочия Президента.

а) Президент РФ и Федеральное Собрание РФ.

б) Президент РФ и Правительство РФ.

в) Президент РФ и субъекты РФ.

г) Президент РФ и судебная власть.

д) Военные полномочия Президента РФ.

е) Чрезвычайное положение.

ж) Полномочия Президента РФ в сфере внешней политики.

з) Иные полномочия Президента РФ.

I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В РОССИИ.

Учреждение в системе государственной власти РФ поста Президента значительно усилило внимание в нашем обществе к институту президентства. Введение этого института открыло новый этап в развитии российской государственности.

Термин «президент» происходит от латинского Praesidens, что буквально означает «сидящий впереди». В современном значении президент – это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов.

Исторические корни института президентства уходят в старую римскую экстраординарную магистратуру, созданную на случай возникновения чрезвычайных опасностей, угрожающих существованию государства.

В ХХ веке такие грандиозные по своим масштабам потрясения, как революции, мировые войны, распад колоний, привели к образованию множества независимых государств и в большинстве из них был учрежден пост президента. В настоящее время насчитывается около 150 стран, в которых главой государства является президент.

При подготовке Конституции 1962 г., Н.С. Хрущев предложил учредить пост президента. Была создана Конституционная комиссия, которая подготовила соответствующую главу в проекте Основного закона. Однако дальше дело не пошло. Хрущев ушел в отставку и работа Конституционной комиссии была прервана.

С середины 70-х годов вновь при подготовке Конституции обсуждался вопрос о президентстве. Но подготовленный проект Конституции не предусматривал этой должности.

Первые реальные шаги в этом направлении были сделаны вскоре после прихода М.С. Горбачева к власти. При подготовке Х!Х Всесоюзной партконференции и в ходе ее (июнь-июль 1998 г.) обсуждался вопрос о введении поста Президента СССР, однако была спроектирована другая должность – Председателя Верховного Совета СССР и выдвинута для избрания на нее кандидатура Генерального Секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева.

Только на Третьем Съезде народных депутатов СССР (март 1990 г.) был учрежден пост Президента СССР.

Как видно, процесс становления института президентства в нашей стране затянулся на десятилетия. Это объясняется причинами как идеологического, так и политического порядка. Во-первых, президентская власть предполагает признание принципа разделения властей. У нас он был закреплен в Основном законе, но не действовал, так как декларировался принцип полновластия Советов. Во-вторых, культ личности и возвеличение руководства в годы застоя сформировали в сознании людей негативное отношение ко всякой единоличной власти, особенно в высших ее эшелонах.

С учреждением поста Президента СССР многие связывали надежды на ускоренное решение назревших проблем. Однако они не только не подтвердились, а напротив, общество столкнулось с большими трудностями. Появились и сомнения по поводу целесообразности функционирования данного института власти. С распадом СССР институт президентства на союзном уровне прекратил свое существование. Но введение президентской власти не ограничилось союзным масштабом, были введены посты президентов в союзных республиках, в том числе пост президента в Российской Федерации.[1]

В Российской Федерации институт президентства был учрежден по результатам всенародного голосования, проведенного 17 марта 1991 г. Статус Президента определялся Законом «О президентстве в РСФСР» от 24 апреля 1991 года № 1098-1, основные положения которого затем были включены в текст Конституции РФ 1993 года.[2]

II. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РФ.

§ 1. ЭЛЕМЕНТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТАТУСА ПРЕЗИДЕНТА РФ.

Конституция РФ в ст. 81 устанавливает, что Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет. Конституция России 1978 г. (после внесения поправок в 1991 году) предусматривала также возрастной максимум также для Президента – 65 лет. В действующей Конституции этого условия нет.

Президентом может быть избран только гражданин РФ. Конституция допускает избрание лица, получившего гражданство как по рождению, так и по натурализации (т.е. получившего российское гражданство по его заявлению или ходатайству при соблюдении определенных условий).

Кандидатом на должность Президента может быть выдвинут только лишь гражданин, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Понятие «постоянно проживающий» означает, во-первых, что кандидат должен постоянно жить в России не менее указанного срока непосредственно перед его выдвижением для избрания на должность Президента Российской Федерации; во-вторых, этот срок должен быть непрерывным, т.е. кандидат не может «набирать» десятилетний период по частям, допуская интервалы, во время которых он живет в другой стране. Требование постоянного проживания отнюдь не исключает командировок и визитов в зарубежные страны, поездок для отдыха и лечения и т.д. В сложных и спорных случаях вопрос о «постоянном проживании» может решаться при регистрации кандидатов заключением Конституционного Суда.

В РФ одно и то же лицо может быть избрано Президентом не более чем на два срока подряд. Порядок избрания Президента в России до 1993 г. определялся Законом РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О выборах Президента РСФСР». В соответствии с ним первым Президентом России был избран Б.Н. Ельцин. Правовой статус Президента регулировался Законом РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР».

К условиям и порядку избрания Президента примыкает вопрос о процедуре вступления его в должность. В Федеральном законе о выборах Президента России установлено, что вновь избранный глава государства вступает в должность на 30-й день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией результатов выборов. Обязательным атрибутом вступления Президента РФ в должность является присяга Президента. Текст присяги Президента РФ записан в ст. 82 Конституции РФ. Присяга произносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ.

Согласно ст. 92 Конституции, Президент РФ с момента принесения им присяги приступает к исполнению своих полномочий и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Срок полномочий Президента РФ, по Конституции РФ (ч. 1 ст. 81), составляет 4 года, по истечении которого должны быть проведены новые выборы.

Возможно досрочное прекращение полномочий Президента РФ, основания которого предусмотрены Конституцией РФ (ст. 92-93):

1) отставка Президента РФ;

2) стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

3) отрешение от должности.

Под отставкой Президента РФ понимается добровольный уход главы государства со своего поста. Действующая Конституция не конкретизирует форму отставки, не устанавливает мотивы принятия такого решения, не указывает орган, к которому должно быть обращено заявление об отставке, не дает ответа на вопрос, должно ли приниматься какое-либо решение, не регулируются иные аспекты отставки.

Также возникают вопросы при использовании такого основания прекращения президентских функций, как стойкая неспособность Президента по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия. Для этого необходимо издание федерального закона, в котором необходимо установить: что понимается под определением «стойкая»; каковы ее критерии; кто и каким образом постанавливает сам факт наличия стойкой неспособности; как обеспечить такого рода решение; кто его обнародует и т.д. В любом случае должны быть созданы правовые гарантии, предупреждающие злоупотребления в процессе реализации этой конституционной нормы.[3]

mirznanii.com

8.2. Президент рф

Президент (от лат. presidens – сидящий впереди, стоящий во главе) – это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов.

Исторически корни института президентства уходят в старую римскую экстраординарную магистратуру, созданную на случай возникновения чрезвычайных опасностей, угрожающих существованию государства.

Президентство является относительно молодым, новым и еще не полностью устоявшимся юридическим институтом в российской конституционно-политической практике, особенно если рассматривать его в сравнении с институтом президентства ряда зарубежных стран (США, Франция и др.), в которых он насчитывает достаточно длительную и обширную историю практической деятельности.

Впервые о введении поста президента в советской России заговорили еще в 1936 г. При обсуждении Конституции СССР в одной из поправок предлагалось избирать Председателя Президиума Верховного Совета СССР не Верховным Советом, а всем населением – наподобие выборов президента в США. Разумеется, И. В. Сталин категорически отверг это предложение, утверждая, что в СССР не должно быть единоличного президента, избираемого всем населением: «Президент в СССР коллегиальный – это Президиум Верховного Совета, включая и Председателя Президиума Верховного Совета, избираемого не всем населением, а Верховным Советом, и подотчетного Верховному Совету».

Следующая попытка ввести институт президентства возникла в середине 1960-х гг. В 1964 г. Н. С. Хрущев внес на рассмотрение комиссии по подготовке проекта новой Конституции СССР предложение учредить пост президента. Была даже разработана соответствующая глава Конституции. Однако по разным причинам это предложение не прошло. По сложившейся традиции роль главы государства по-прежнему отводилась «коллегиальному президенту» – Президиуму Верховного Совета.

Л. И. Брежнев совместил в одном лице высшие партийные и государственные должности, что в сумме дало больше властных полномочий, чем мог бы дать президентский пост. Поэтому в «эпоху застоя» вопросов о президентстве не возникало. Только в марте 1990 г. внеочередной III съезд народных депутатов СССР принимает закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (основной закон) СССР» и избирает первого (и последнего) Президента СССР Михаила Горбачева.

В марте 1991 г. после долгих обсуждений и дискуссий на всероссийский референдум был вынесен вопрос о введении государственного института Президента России. Тогда 70 % участников голосования высказались за введение президентства. IV съезд народных депутатов РСФСР 21–25 мая 1991 г. утвердил законы «О Президенте РСФСР» и «О выборах Президента РСФСР», а также внес соответствующие изменения в Конституцию РСФСР. В июне состоялись выборы первого президента России Бориса Ельцина.

В декабре 1991 г. распался Советский Союз, и вслед за этим сложил с себя полномочия президент СССР, что создало благоприятные условия для дальнейшего упрочения президентской власти в России. Президент Б. Ельцин взял под свой контроль стратегические ядерные вооружения, вопросы государственной безопасности и международной политики. И с этого времени президент России выступает в качестве представителя независимого суверенного государства – правопреемника СССР.

Состоявшиеся в 1993 г. выборы в Государственную думу и Совет Федерации, принятие на референдуме новой Конституции России, изменили расстановку политических сил в стране. Если итог первых выборов президента России в 1991 г. фактически был предопределен, то выборы 16 июня (3 июля) 1996 г. характеризовались ожесточенным противостоянием с левой оппозицией и победой Б. Ельцина, имевшего опыт политической борьбы.

Перед новым, 2000 годом президент Б. Ельцин заявил о своей отставке. Эта новость стала мировой сенсацией нового года. Согласно Конституции и закону «О выборах Президента РФ» выборы нового президента были назначены на 26 марта. В этот день граждане России выбрали второго президента страны Владимира Путина. Выборы президента, состоявшиеся в марте 2008 г. привели на президентский пост Дмитрия Медведева.

Конституционные полномочия президента можно разделить на законодательные и исполнительные.

Законодательные полномочия определяют, насколько президент способен самостоятельно формировать законодательную базу страны.

Основными здесь являются права:

а) издавать указы. Президент издает указы и распоряжения, не противоречащие Конституции и федеральным законам;

б) налагать вето на одобренные думой законы. В большинстве стран президенты имеют право вето. Общенациональный характер мандата президента обеспечивает его в глазах избирателей равной легитимностью по сравнению с парламентом, чьи депутаты представляют лишь локальные интересы. А право вето позволяет президенту блокировать те законы, которые, по его мнению, не отвечают широким интересам избирателей либо противоречат другим законам. В большинстве стран вето президента преодолевается 2/3 голосов парламентариев, но в некоторых случаях достаточно и простого большинства;

в) инициировать референдумы. Президенты прибегают к референдуму для того, чтобы подтвердить свой общенациональный мандат или провести закон, который не проходит через парламент.

Всего в России прошло три федеральных референдума. Первые два – о сохранении СССР (март 1991 г.) и о доверии Ельцину (апрель 1993 г.) – носили в целом консультативный характер, их результаты ни к чему не обязывали, так как не были оформлены законодательно. Третий – о проекте новой Конституции РФ – состоялся 12 декабря 1993 г.

Право президента объявлять референдум есть не во всех президентских режимах. Единственным демократическим государством, где президент имеет неограниченную возможность проводить референдумы, является Шри-Ланка. Из стран постсоветского блока – румынский президент. Президент США такого права не имеет совсем, а во Франции решение о проведении референдума принимается совместно президентом и правительством или с одобрения 2/3 депутатов парламента.

В России инициатива проведения всероссийских референдумов принадлежит группе граждан, собравших в поддержку этой идеи 2 млн подписей избирателей, или же Конституционному собранию в случае подготовки им новой Конституции. При этом проведение референдумов запрещено в период общероссийских избирательных кампаний. С одной стороны, это ограничение способствует уменьшению популизма со стороны власти; с другой – сложность организации референдума сужает возможности избирателей для прямого волеизъявления по тем вопросам, по которым президент и парламент не могут найти общего языка.

Исполнительные полномочия определяют, насколько президент способен контролировать деятельность правительства. Это права:

а) формировать кабинет;

б) отправлять его в отставку;

в) пренебрегать парламентским вотумом недоверия кабинету;

г) распускать парламент.

В 14 государствах объем президентских полномочий выше, чем в России, причем 7 из этих политических режимов уже не существуют. Оставшиеся представлены странами бывшего СССР и Латинской Америки. По объему законодательных полномочий президент России превосходит своих коллег во Франции, Португалии, Колумбии и США. А те режимы, где президент обладает ещё большей властью, чем в России, можно назвать или номинально демократическими, или авторитарными.

Более богатые страны имеют, как правило, менее сильных президентов.

В ст. 80 Конституции России устанавливаются основы статуса Президента Российской Федерации как главы государства. В ранее действовавшей российской Конституции президент был охарактеризован как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти, по настоящей Конституции он – глава государства, воплощающий единство государства и государственной власти в целом, а не той или иной ветвей власти.

1. Президент является гарантом Конституции. Это очень важная функция, обязывающая его определять в соответствии с Конституцией и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства. Он представляет Российскую Федерацию в международных отношениях.

Функцию гарантии прав и свобод человека и гражданина президент реализует как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности в целом, а также отдельных групп населения, например пенсионеров, военнослужащих, вынужденных переселенцев и других, особо нуждающихся в защите со стороны государства.

2. Президент, реализуя свои полномочия, обеспечивает должное исполнение конституционных обязанностей всеми органами государства. Достигнуть этого президент может как путем непосредственного обращения к органам и лицам, действия которых не отвечают требованиям Конституции, так и через посредство компетентных в этой сфере органов, к которым, прежде всего, относятся суды.

3. Президент как глава государства принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Охрана суверенитета обеспечивается функционированием всех ветвей власти. Но глава государства наделяется особыми полномочиями. В частности, он единолично принимает оперативные решения, вызванные экстраординарными обстоятельствами. Например, он имеет право вводить своим решением военное или чрезвычайное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе (ч. 2 ст. 87, ст. 88).

4. Существенны полномочия Президента по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Для этого он может использовать установленные Конституцией Российской Федерации рычаги воздействия на Государственную думу и правительство (гл. 5, 6 Конституции), может в ряде случаев обратиться в суд, например, обратиться с запросом в Конституционный суд РФ о соответствии Конституции России федеральных законов и нормативных актов правительства. Он может обратиться также с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации актов субъектов Федерации по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения органов государственной власти Федерации и ее субъектов.

Президент вправе инициировать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти федерального уровня и субъектов Федерации. В ч. 4 ст. 78 указано, что президент и правительство в соответствии с Конституцией обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Для обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти президент может использовать и иные средства, указанные в Конституции. Но нельзя забывать и о том, что нередко решающим фактором является авторитет президента как главы государства.

5. Полномочие Президента определять основные направления внутренней и внешней политики государства. Он определяет не вообще всю внутреннюю и внешнюю политику, а только ее основные направления. Реализация данного полномочия ограничивается правовым условием – соответствием Конституции и федеральным законам.

В ч. 3 ст. 80 не говорится, в какой конкретно форме Президент определяет основные направления политики. Но в п. «е» ст. 84 Конституции закреплено полномочие президента представлять Федеральному собранию ежегодные послания: о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Отсюда следует, что эти направления содержатся, главным образом, в посланиях президента. Но нельзя утверждать, что невозможны иные формы представления основных направлений политики.

На практике основные направления политики определяются президентом в разнообразных формах.

Уже стали традиционными названные выше ежегодные послания парламенту, содержащие как оценку положения дел, так и задачи государства на будущее. Речь идет именно о традиции, поскольку из текста Конституции нельзя с определенностью заключить, должны ли эти составные части быть изложены в разных документах или в одном. В 1994 г. было принято решение о целесообразности единого ежегодного послания президента.

Традиционными стали и бюджетные послания президента страны правительству РФ. Посредством этих специфических посланий глава государства также определяет основные текущие приоритеты.

В практику входят тематические концептуальные документы президента. Таково, например, послание по национальной безопасности президента Российской Федерации Федеральному собранию, направленное 13 июня 1996 г.

Отдельные направления формулируются президентом в его указах, а также в некоторых публичных выступлениях.

6. Конституционная формула, в соответствии с ч. 4 ст. 80, «Президент представляет Российскую Федерацию внутри страны» означает, что президент выступает от имени всех федеральных властей во взаимоотношениях прежде всего с властными структурами субъектов Федерации.

Представительская роль президента РФ не исчерпывается взаимоотношениями с субъектами Федерации. Президент представляет Российскую Федерацию (уже в качестве суверенного государства) во взаимоотношениях со всевозможными структурами гражданского общества. Однако во всех случаях представительства онвправе использовать только те полномочия, которые установила для него Конституция Российской Федерации.

Это не означает, что руководители иных федеральных органов власти не вправе вступать в отношения с органами власти субъектов Федерации или общественными структурами. Но они могут представлять при этом лишь соответствующий государственный орган, но никак не Федерацию в целом.

В международных отношениях президент олицетворяет Российскую Федерацию как субъект международных отношений, как страну. Это, прежде всего, означает, что президент подписывает международные договоры, участвует в переговорах от имени России либо поручает это тому или иному государственному должностному лицу.

Важной характеристикой статуса президента является его неприкосновенность. В ст. 91 не раскрывается содержание понятия неприкосновенности президента, однако, опираясь на другие статьи Конституции, можно сделать вывод о юридическом содержании этого понятия.

В период своих полномочий президент не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску и личному досмотру; в этом смысле его личность неприкосновенна. Однако объем таких гарантий у президента больше, чем у членов парламента.

Согласно ч. 1 ст. 93 президент в период осуществления им своих полномочий несет ответственность только за совершение государственной измены или иного тяжкого преступления.

Избрание Президента и отрешение от должности

В ст. 81 Конституции РФ определены условия, которым должен удовлетворять кандидат на пост Президента Российской Федерации, а также порядок его избрания. Предъявляемые к кандидату в президенты требования изложены в ч. 2 ст. 81. Президентом может быть избран только гражданин Российской Федерации, достигший 35 лет. Конституция России 1978 г. (после внесения поправок в 1991 г.) предусматривала также возрастной максимум для президента – 65 лет. В действующей Конституции этого условия нет.

Конституция допускает избрание лица, получившего гражданство как по рождению, так и по натурализации (т. е. получившего российское гражданство по его заявлению или ходатайству при соблюдении определенных условий).

Возраст – 35 лет – показывает, что на этот пост должен быть избран человек, имеющий достаточный жизненный опыт, деятельность которого может быть оценена избирателями. Вместе с тем данный возраст позволяет избрать на президентский пост, требующий энергичной деятельности, достаточно молодого человека. Такой же возраст установлен для избрания президента в США. В Германии кандидат в президенты должен быть не моложе 40 лет, а в Италии – 50 лет.

Конституцией установлено также требование постоянного проживания кандидата в президенты в Российской Федерации не менее 10 лет. Этот срок признается необходимым и вместе с тем достаточным для того, чтобы кандидат в президенты не только в полной мере обладал знаниями и практическим опытом, но и понимал специфику условий жизни в нашей стране. Понятие «постоянно проживающий» означает, во-первых, что кандидат должен постоянно жить в России не менее указанного срока непосредственно перед его выдвижением для избрания на должность Президента Российской Федерации. Во-вторых, этот срок должен быть непрерывным, т. е. кандидат не может «набирать» десятилетний период по частям, допуская интервалы, во время которых он живет в другой стране. Требование постоянного проживания не исключает командировок и визитов в зарубежные страны, поездок для отдыха и лечения и т. д. В сложных и спорных случаях вопрос о «постоянном проживании» может решаться при регистрации кандидатов заключением Конституционного суда.

В ч. 3 ст. 81 Конституции содержится положение о том, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Ограничение максимального срока пребывания одного лица на посту президента нередко рассматривается как гарантия против установления власти одного лица на продолжительный срок, т. е. личной диктатуры. Но есть целый ряд стран, в которых подобные ограничения не установлены. Так, не ограничена возможность переизбрания президента во Франции и Италии.

Порядок избрания Президента Российской Федерации закреплен в ч. 1 и 4 ст. 81 Конституции. В ч. 1 установлено, что Президент избирается на 4 года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Это означает, что в избрании президента могут участвовать все граждане Российской Федерации, за исключением, как это установлено в ч. 3 ст. 32 Конституции, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

Таким образом, можно сказать, что президент избирается таким же составом избирателей, как Федеральное собрание. Это обстоятельство существенно для определения самостоятельности власти главы государства, поскольку в тех странах, где Президент избирается парламентом (Германия, Швейцария и Италия), он оказывается в какой-то мере зависимым от избравшего его органа.

Исчисление четырехлетнего конституционного срока начинается со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах.

В связи с этим определяется и день голосования на выборах нового президента, назначаемых Советом Федерации Федерального с РФ. Таким днем является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах президента.

К вопросу об условиях и порядке избрания президента примыкает вопрос о процедуре вступления его в должность. В соответствии со ст. 82 ФЗ № 19-ФЗ от 10.01.2003 г. «О выборах Президента РФ» установлено, что вновь избранный глава государства вступает в должность на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации общих результатов выборов Президента Российской Федерации.

Обязательным атрибутом вступления Президента РФ в должность является присяга президента. Текст присяги президента РФ записан в ст. 82 Конституции РФ. Присяга произносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной думы и судей Конституционного суда РФ.

Рабочая резиденция президента в Кремле располагается в здании Сената. Большой Кремлевский дворец выполняет роль парадной резиденции главы государства. В нем проходят церемонии инаугурации президента, вручения государственных наград, верительных грамот, приемы по случаю крупных государственных праздников.

В распоряжении президента находится подмосковная резиденция, расположенная на Рублево – Успенском шоссе. Официальный статус резиденции главы государства объект в Ново – Огареве приобрел в 2000 г.

Символом президентской власти служит штандарт (флаг). Штандарт (флаг) президента России представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цветов (цвета Государственного флага России). В центре – золотое изображение Государственного герба России. Полотнище окаймлено золотой бахромой.

На древке Штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством президента России и датами его пребывания на этом посту.

Согласно ст. 92 Конституции президент РФ с момента принесения им присяги приступает к исполнению своих полномочий и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным президентом РФ.

Возможно досрочное прекращение полномочий президента РФ, основания которого предусмотрены Конституцией РФ (ст. 92–93):

а) в случае отставки – по инициативе самого президента;

б) в случае стойкой неспособности президента осуществлять принадлежащие ему полномочия – по не зависящим от воли президента причинам;

в) в случае отрешения от должности – по инициативе Федерального

собрания.

Юридическая процедура досрочного прекращения полномочий президента определена в Конституции только для одного основания досрочного прекращения их исполнения, а именно для случая отрешения президента от должности – с. 93. Отрешение президента от должности выступает в качестве формы конституционной ответственности главы государства. Этот институт, известный в зарубежном конституционном праве как «импичмент», является сильной гарантией против злоупотреблений властью и нарушения главой государства конституционных порядков. Решение Государственной думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной думой. Основанием для такого решения парламента является совершение президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления. Помимо общей уголовной ответственности, которую несет каждый гражданин РФ за подобные действия, для президента наступает ответственность в виде освобождения от занимаемой должности.

Начало процедуры отрешения президента РФ сопряжено с выполнением двух условий. Обвинение Государственной думой президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления должно быть подтверждено:

1) заключением Верховного суда РФ о наличии в действиях президента РФ признаков состава преступления;

2) заключением Конституционного суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Остался неурегулированным механизм отставки президента и признания стойкой неспособности его по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Этот пробел конституционного регулирования можно заполнить путем принятия специального федерального закона.

В ч. 3 ст. 92 устанавливается, что во всех случаях, когда президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет председатель Правительства России. Такими случаями могут быть:

а) досрочное прекращение исполнения полномочий президента, предусмотренное в ч. 2 ст. 92;

б) смерть президента;

в) длительная болезнь президента, не признанная основанием для досрочного прекращения им своих полномочий.

Согласно ч. 3 ст. 92 объем полномочий исполняющего обязанности президента России меньше, чем у президента, избранного в установленном законом порядке. Так, исполняющий обязанности президента не имеет права распускать Государственную думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

В случае прекращения президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы президента Российской Федерации. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий президентом Российской Федерации.

studfiles.net

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Президент Российской Федерации

Основы конституционного статуса Президента РФ

Конституция Российской Федерации в гл. 4 определяет правовой статус Президента Российской Федерации. Место Президента РФ в системе федеральных государственных органов власти определяется его статусом главы государства. В связи с этим он выполняет следующие функции: является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласование власти (ст. 80).

Президент РФ как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях

Свои полномочия Президент получает непосредственно от народа. Он избирается на шесть лет гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Избранным может быть гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом (ст. 81).

Досрочное прекращение полномочий Президента возможно в нескольких случаях: отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение от должности (ст. 92).

Гарантией против установления режима личной власти является положение Конституции о невозможности занятия должности Президента РФ одним и тем же лицом более двух сроков подряд (ст. 81).

Вступление в должность Президента РФ связано с принесением им в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ присяги, текст которой определен Конституцией РФ (ст. 82).

Полномочия Президента РФ определены Конституцией РФ (ст. 83-90 и некоторые другие). Их можно классифицировать по нескольким группам.

Полномочия Президента РФ в связи с формированием федеральных органов государственной власти и Аппарата Президента: назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; принимает решение об отставке Правительства РФ; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ федеральных министров; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит перед ней вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ; Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ; Высшего Арбитражного Суда РФ, кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; формирует Администрацию Президента РФ; назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ.

Полномочия Президента РФ в связи с деятельностью Федерального Собрания: назначает выборы Государственной Думы; назначает референдум; вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует федеральные законы; обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Президент РФ может распустить Государственную Думу в трех случаях: а) после трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ; б) если Государственная Дума в течение трех месяцев после выражения ею недоверия Правительству РФ повторно выразит такое недоверие; в) если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству после постановки такого вопроса Председателем Правительства РФ.

Полномочия Президента РФ в связи с деятельностью Правительства: имеет право председательствовать на заседании Правительства; издает указы, определяющие основные направления деятельности Правительства РФ; может отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам.

Полномочия Президента РФ в сфере внешнеполитической деятельности Российской Федерации: определяет основные направления внешней политики государства и осуществляет руководство такой политикой; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Полномочия Президента РФ в сфере военной политики, обороны и в связи с чрезвычайными обстоятельствами: утверждает военную доктрину; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ; присваивает высшие воинские звания; в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Как глава государства Президент РФ выступает своего рода арбитром в споре между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти субъектов РФ. Для этого он может прибегать к согласительным процедурам, а также передавать разрешение споров на рассмотрение соответствующего суда.

Свои полномочия Президент РФ осуществляет, издавая указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам и обязательны для исполнения на всей территории РФ (ст. 90). Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (ст. 91).

Отрешение Президента РФ от должности возможно в связи с государственной изменой или совершением им иного тяжкого преступления. В Конституции РФ определяется процедура такого отрешения (ст. 93).

Обвинение выдвигается Государственной Думой, которая принимает решение об этом двумя третями голосов от общего числа ее депутатов по инициативе не менее одной трети ее состава. Решение Государственной Думы подтверждается заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Решение об отрешении от должности Президента РФ принимает Совет Федерации при голосовании, проводимом в том же порядке, что и в Государственной Думе при выдвижении обвинения против Президента РФ.

Совет Федерации должен принять решение об отрешении Президента РФ от должности в срок, не превышающий трех месяцев после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента.

www.intuit.ru