Урок права в 11-м классе по теме "Права человека: Теория и практика". Уроки права в школе темы


Правовые уроки для школьников

 Формирование правовой культуры молодежи – одно из направлений деятельности МБУК ЦБС. В центральной городской библиотеке  работает Школа правовых знаний для учащихся 7 – 11 классов.

Цель проведения правовых уроков – познакомить учащихся с правами, которыми они обладают, с тем, где, когда и как эти права нарушаются, а также выработать у подростков чувство ответственности в связи с правами другого человека. Уроки в Школе правовых знаний проходят в форме бесед, лекций, а также в игровой форме.     

 Уроки Школы правовых знаний «Я – гражданин»      Центральной городской библиотеки

Цикл уроков «Введение в право» 

  • Символы государства
  • Справедливость и закон
  • Толерантность. Терпимость к различиям
  • Права человека по Конвенции о правах  ребенка
  • Законодательство об ограничении курения

Цикл уроков «Ответственность» 

  • административная ответственность
  • уголовная ответственность
  • подросток и милиция

Цикл уроков «Гражданские права»

  • Гражданин. Гражданственность
  • Гражданская правоспособность и дееспособность несовершеннолетних
  • Имущественные права несовершеннолетних
  • Права родителей и детей
  • Труд несовершеннолетних: правовое регулирование
  • Права и обязанности учащихся
  • Права выпускника и абитуриента
  • Права потребителей
  • Право и здоровье
  • Несовершеннолетний и воинская обязанность 

 Контактное лицо: Наталья Александровна Юсифова,  заведующая Центром общественного доступа к государственной и социально-значимой информации

Телефоны: 7-08-39, 2-08-02

www.apatitylibr.ru

Изучение правоведения в школе

просмотр и скачивание документа - внизу страницы

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Теория и методика обучения праву».

Тема: «Изучение правоведения в школе».

Выполнила: студентка курса

Группа

Липунова Светлана Александровна

Проверил(а):

Г.Трехгорный

2008г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава I. Методики и основные принципы преподавания права в школе…………………..5

1.1. Методика обучения праву как педагогическая наука…………………………5

1.2.Применение традиционных и инновационных технологий на уроке права…10

1.3. Игровые технологии в обучении праву…………………………………………11

1.4 Дискуссионные методы правового обучения…………………………………..14

Глава II. Практическая часть. Разработки уроков по праву………………………………..18

2.1. «Практикум «Защити свои права» ……………………………………………..18

2.2. Урок по курсу «Обществознание» с применением дискуссионного метода по теме: «Нарушение прав человека и их защита……………………………………………….19

Заключение……………………………………………………………………………………23

Список литературы……………………………………………………………………………24

Введение.

Формирование гражданского общества в России невозможно без воспитания молодежи в духе современных правовых идей, взглядов, представлений. Между тем, состояние правовой культуры в обществе оставляет желать лучшего. При этом речь идет не только о незнании норм действующего законодательства, а именно о непризнании права реальной социальной силой, о неуважении к нему, об отсутствии должных представлений о важнейших юридических принципах. Об этом свидетельствуют, в частности, опубликованные в печати результаты исследования, проведенного Российским фондом правовых реформ. Опросы показали, что общий уровень знаний законодательства, как гражданами, так и чиновниками, чрезвычайно низок, а уровень доверия населения к государству, как говорят юристы, “ниже низшего предела”. Например, к праву на участие в выборах, одному из базовых прав в демократическом обществе, граждане России относятся следующим образом: 68% – ничего не знают о содержании действующего законодательства о выборах; 26% – вообще не слышали о том, что такие законы существуют; лишь 19% опрошенных уверены, что в России нужно сохранить многопартийную систему и выборы; 5% – назвали право участвовать в выборах в числе тех главных и необходимых прав, которые должно гарантировать государство.

Являясь одним из основных институтов социализации личности, школа играет особую роль в процессе правовой социализации, т.е. именно она призвана целенаправленно формировать полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия. Процесс обучения праву должен способствовать воспитанию социально-активной личности, способной решать общественно-значимые задачи, опираясь на приоритет права.

К сожалению, до сих пор преподавание правоведения находится не на должном уровне. Более того, в настоящее время в России отсутствует единая концепция правового образования, в частности, в средней школе. Право представляет собой многогранное явление. Как отмечает известный ученый-правовед С.С.Алексеев, право имеет три образа, в которых оно выступает перед людьми, являясь к ним в виде:

– общеобязательных норм, законов, деятельности судебных и иных юридических учреждений, – юридических реалий, с которыми человек сталкивается в жизни;

– особого, сложного социального образования, своеобразной подсистемы в обществе, имеющей свою природу и логику, – такой же подсистемы, как государство, искусство, мораль;

– явления мирозданческого порядка – одного из начал и проявлений жизни разумных существ, людей.

Формирование навыков правомерного поведения невозможно без правовой информированности. К сожалению, доступ к правовой информации у школьников ограничен в силу определенной сложности учебной литературы по данной тематике для взрослых и отсутствия популярных изданий для учащихся. Не используются должным образом современные информационные технологии преподавания права.

Назрела необходимость создать систему преподавания права, которая должна быть сконструирована таким образом, чтобы, учитывая психолого-возрастные особенности обучаемых, а также объективные материально-технические возможности школы, обеспечить целостный, непрерывный, поэтапный процесс правового образования школьников, базирующийся на принципах дозирования правовой информации, последовательного включения учащихся в круг правовых проблем, опоры на собственный правовой опыт детей, использования интерактивных методов обучения, комплексного характера контроля за усвоением учебного материала и выработкой навыков правомерного поведения.

Сфера ценностных ориентаций способствует формированию самоуважения учащихся, уважения интересов других людей, чувства ответственности за сохранение окружающей среды, уважения принципов демократии и мира и готовности работать в более справедливом мире, критического отношения к различным источникам информации, желания участвовать в решении общественно значимых проблем; формирует умения критически оценивать различные вопросы, использовать многодисциплинарный подход к решению проблем, эффективно работать в малых и больших социальных группах для достижения общей цели, свободно и уверенно общаться с различными людьми, избегая агрессивности, которая нарушает права других индивидов, а также пассивности, которая лишает человека его собственных прав, желания и способности влиять на принятие решений.[1] Немаловажную роль в преподавании права на современном этапе играет соблюдение принципов преподавания права в школе.

Преподавание правовых знании в современной школе основывается на совокупности целого ряда принципов, таких как: единство правового обучения и воспитания, научность, доступность, связь с жизнью, личным опытом учащихся, обеспечение межпредметных связей, принцип юридической точности и определенности правовых знаний.

Мой реферат посвящен рассмотрению основных принципов преподавания права в школе и рассмотрение проблем, связанных с преподаванием права в школе.

Глава I. Методика обучения праву в практике школ.

1.1. Методика обучения праву как педагогическая наука.

Преподавание правовых знании в современной школе основывается на совокупности целого ряда принципов, таких как: единство правового обучения и воспитания, научность, доступность, связь с жизнью, личным опытом учащихся, обеспечение межпредметных связей, принцип юридической точности и определенности правовых знаний.

Принцип единства правового обучения и воспитания является принципом воспитывающего обучения, в соответствии с которым правовое обучение организуется преимущественно во имя решения задач воспитания. Общеизвестно, что наряду с функциями регулирования общественных отношений право выполняет воспитательную роль, проявляющуюся в том, что закон помимо государственного принуждения опирается и на убеждение. Право призвано развивать в людях чувство справедливости, правды, гуманности. Право неотделимо от справедливости, которая, по существу, есть его сердцевина. Сущность права состоит в том, что оно есть способ установления справедливого соотношения интересов всех и каждого. Единство права и справедливости зафиксировано в формулах римского права: «Право есть искусство добра и справедливости»; «Предписания права следующие: честно жить, другого не обижать, каждому воздавать должное».

Принцип научности предполагает соответствие учебного материала новейшим достижениям юридической науки; приоритет научных знаний: не идеология определяет отбор знаний, а научные знания позволяют делать идеологические выводы. Понимание данной позиции важно в силу того, что право имеет политическую природу, являясь по своей сути нормативной формой согласования воли и интересов больших социальных групп. Право может служить формой выражения и осуществления политики лишь до тех пор, пока сама эта политика строится на исходных началах права и справедливости. Принцип научности преподавания правовых знаний требует ознакомления учащихся с различными точками зрения на изучаемые правовые проблемы.

Принцип доступности заключается в переходе от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Таким образом, предполагается, что обучение находится в зоне ближайшего развития.

В преподавании права учителю важно опираться на жизненные факты, близкие ученикам, тем самым реализуется принцип связи с жизнью, личным опытом учащихся, который предполагает расширение, углубление и обогащение правовых знаний учащихся и одновременно избавление учеников от ошибочных правовых представлений, стереотипов и установок.

Особенность преподавания права состоит в том, что при объяснении правовой информации учитель пользуется конструкциями и формулами закона, сложными для восприятия учеников, у которых абстрактное мышление еще недостаточно развито. Тем не менее, недопустимо изучение отраслевого права заменять общими рассуждениями и приблизительными трактовками правовых положений. Таково требование принципа юридической точности и определенности правовых знаний. Любые юридические конструкции, в отличие от понятийного аппарата других учебных дисциплин, предполагают строгость и четкость формулировок. Недопустимо непрофессиональное адаптирование материала, такое упрощение, которое искажает смысл понятия, нормы.

Принцип обеспечения межпредметных связей состоит в выявлении взаимосвязей между компонентами учебного процесса, выделяемыми по предметному признаку. Согласование учебных предметов, как правило, обусловлено их содержанием. В процессе реализации межпредметных связей обеспечивается последовательность в формировании научных взглядов, мировоззрения учащихся, понимания закономерностей развития.

mirznanii.com

Урок права в 11-м классе по теме "Права человека: Теория и практика"

Разделы: История и обществознание

Цель урока:

- способствовать развитию правовой компетентности учащихся;

- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;

- обобщение знаний и представлений по темам: «Права человека», «Международные документы о правах человека».

Задачи урока:

Отработать:

- умение выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами;

- способность анализировать сложившуюся правовую ситуацию с различных позиций и с учетом состязательности юридических процедур;

- умение видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий;

- умение использовать механизмы и средства правового разрешения проблем, в том числе правового воздействия на другого человека.

Интернет источники для урока:

- http://www.un.org/russian/ - http://www.un.org/russian/cyberschoolbus/ - http://www.un.org/russian/cyberschoolbus/hr_stories/ - http://www.un.org/russian/hr/abc/ch2.html - http://www.hri.ru/docs/?content=doc&id=16 - http://www.espch.ru/content/view/156/34/ - http://www.espch.ru/ - http://www.consultant.ru/popular/smi/42_3.html - http://newslab.ru/news/doc/12

Оборудование урока: интерактивная доска, проектор, компьютер, магнитофон.

Ход урока

Вступление: Звучит магнитофонная запись притчи из книги Пауло Коэльо «Дьявол и сеньорита Прим».

Самая первая история о Разделении появилась в древней Персии. Она гласит, что бог времени, сотворив Вселенную, увидел: несмотря на царящую вокруг гармонию, не хватает чего-то очень важного - не хватает спутника, вместе с которым можно было бы наслаждаться всей этой красотой. Тысячу лет бог молится о рождении сына. История умалчивает о том, к кому же мог обратиться всемогущий, единственный и верховный повелитель всего сущего. Тем не менее, он молится, и вот, в конце концов, молитва его услышана. Однако, осознав, что скоро получит желаемое, бог времени раскаивается в содеянном, ибо понимает, что нарушится очень шаткое равновесие. Но слишком поздно - дитя, которое он выносил во чреве, уже на пути в этот мир. Только и удается богу слезными мольбами добиться того, чтобы оно разделилось надвое. Если верить этой легенде, рождаются у бога времени близнецы: во исполнение молитвы его - Добро (Ормузд), а в результате раскаяния - Зло (Ариман). Встревоженный бог делает все возможное, чтобы первым из чрева вышел Ормузд, который, удерживая и обуздывая Аримана, не даст брату натворить бед во Вселенной. Однако Зло, как известно, проворно и хитро, а потому в самую минуту родов ему удается опередить Ормузда и первым увидеть свет звезд. Опечаленный бог времени принимает решение дать Ормузду союзников - и создает он род людской, который будет биться рядом с ним, чтобы не дать Злу - Ариману возобладать и взять власть над миром. По персидской легенде, род людской сотворен как союзник Добра и, в соответствии с традицией, в конце концов, одержит победу.

Слова учителя: Удается ли нам победить Зло? Прежде всего, человеку нужно справиться с внутренними противоречиями. Понять, что все мы – дети Земли. Только уважая права друг друга, соблюдая определенные обязанности, мы победим Зло. Нарушение прав человека и основных свобод является не только личной трагедией, но и создает условия для социальных и политических беспорядков и порождает насилие и конфликты с обществами и государствами и между ними. Права человека провозглашены во Всеобщей декларации прав человека (http://www.un.org/russian/documen/declarat/declhr.htm). Эта Декларация не носит обязательного характера. В ней провозглашаются цели и принципы, и она имеет характер морального обязательства.

Цель нашего урока заключается в обобщении ваших знаний и представлений по темам: «Права человека», «Международные документы о правах человека».

1 этап урока. Рефлексия.

Проверка знаний о содержании международных документов о правах человека. Отработка понятий: права человека, правовое государство, гражданское общество, плюрализм. Ребята, на предыдущем занятии вы получили задание прочитать книгу Пауло Коэльо «Дьявол и сеньорита Прим» и написать эссе на тему «Проблема выбора, никакого отношения к свободе не имеет». Учащиеся зачитывают эссе. Идет мини-дискуссия по теме.

2 этап урока. Вызов.

Бывают в нашей жизни ситуации, когда необходимо находить альтернативные способы решения проблем. Ребятам предлагаются ситуации из жизни детей и учителей, в которых наблюдаются факты нарушений прав человека. (Приложение №1). Учащимся необходимо придумать нестандартные способы решения проблем. ТРИЗ задачи.

Слова учителя: вместе с тем , большое количество законов и правовых документов основаны на принципах, провозглашенных во Всеобщей декларации. Многие страны цитируют Декларацию или включают ее положения в свое базовое законодательство и конституции. Ее принципы лежат в основе многих пактов, конвенций и договоров по правам человека, заключенных с 1948 года.

Вспомните, о каких международных документах идет речь?

Несмотря на прилагаемые усилия, проблема нарушений прав человека остается. Рассмотрим некоторые из них.

Анализ материалов, представленных на сайте: http://www.un.org//russian/cybershoolbus.

Применение ТРИЗ технологии для разрешения проблемных ситуаций.

3 этап урока. Использование кейс - технологии для решения проблемных задач.

Класс делится на 3 группы. 1-я «Представители средств массовой информации», отстаивающие интересы истца; 2- я группа - «Судьи», обосновывающие отказ по иску; 3- я группа - «Представители Европейского суда».

Кейс:

- ситуация; - текст Конституции Российской Федерации; - Закон о Средствах массовой информации; - текст Всеобщей декларации прав человека.

Dzhavadov (Джавадов) против России (№ 30160/04)

Заявитель, Валерий Мамедович Джавадов, гражданин России, 1959 года рождения, живет в Белгороде. Дело касается жалобы заявителя на отказ властей в регистрации газеты под заголовком: «Письма к президенту», которое по его мнению нарушает статью 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Джавадову первоначально было отказано в регистрации газеты “Письма Президенту” и предложено заручиться согласием государственного органа, наделенного полномочиями по работе с обращениями граждан к Президенту РФ, а именно – Администрацией Президента РФ. Поскольку заявитель не представил истребуемого согласия, ему были возвращены поданные документы и регистрация СМИ не состоялась.

- какое право нарушено? - на основании каких нормативных документов определяется факт нарушения ? - какие шаги нужно предпринять для восстановления права? - кто обязан это сделать?

4 этап урока. Моделирование.

По ходу урока группа «Конструкторов» пыталась создать для нас «Дом права» (модель идеального правового государства), где было бы удобно и комфортно существовать любому человеку на Земле. Посмотрим, что получилось у ребят (работа с интерактивной доской).

Ребятами были предложены следующие модели: «Муравейник». Однако в ходе дискуссии идея была отвергнута, так как в процессе презентации перед классом предстала модель типичного авторитарного государства. 2-я «Стеклянный дом» , составленная по мотивам произведения Замятина Е. «Мы», так же отвергнутая классом, в силу тоталитарной сущности и 3-я - «Молекулярная модель», которая и была поддержана аудиторией. Ребята представляющие ее провели ассоциации между человеческим обществом и химическими веществами, внутри которых происходит движение молекул ( в обществе – индивидов). Каждая имеет свою траекторию. Бывает молекулы сталкиваются ( столкновение интересов индивидов в обществе) и тогда происходит взрыв . Такую ситуацию провоцирует «катализатор» ( «оппозиция» в обществе, «подогревающая» социальный протест). И только с помощью «ингибитора» (президента страны) можно предотвратить катастрофу. Ребятами были предложены примеры из современной истории России периода 1991-2007г. г.

Примерные выводы по уроку:

Концепция прав человека зародилась до создания Организации Объединенных Наций, но лишь после создания этого форума права человека наконец получили официальное и всеобщее признание.

В двадцатом веке международное сообщество значительно разрослось и изменилось, однако лишь вторая мировая война стала событием, побудившим победителей к созданию форума для решения проблем, являющихся следствием войны, но главным образом для содействия выявлению путей предотвращения таких катастроф в будущем. Таким форумом стала Организация Объединенных Наций.

 Опираясь на международное гуманитарное право, можно отметить, что права человека высшая ценность, их уважения и соблюдение обязанность государства.

 Обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому - либо принципу. Осуществление прав и свободы человека не должно нарушать права и свободы других лиц. Основные права и свободы должны быть едины на всей территории государства. Личные, экономические, политические, социальные, культурные права равноценны, в единой системе этих прав нет иерархии.

Урок заканчивается фрагментом послания Президента Российской Федерации Медведева Д. А.

Конституция предопределила путь обновления России как государства свободной нации. Как общества, для которого высшей ценностью являются права и достоинство каждого человека. В России на протяжении веков господствовал культ государства и мнимой мудрости административного аппарата. А отдельный человек с его правами и свободами, личными интересами и проблемами воспринимался в лучшем случае как средство, а в худшем - как помеха для укрепления государственного могущества. Повторю, так было на протяжении веков. И хотел бы привести слова Петра Столыпина, который говорил: «Прежде всего надлежит создать гражданина, и, когда задача эта будет осуществлена, гражданственность сама воцарится на Руси. Сначала гражданин, а потом гражданственность. А у нас обыкновенно проповедуют наоборот». Поэтому принятие в 1993 году Основного закона, провозгласившего высшей ценностью человека, его жизнь, его права и собственность, стало беспрецедентным событием в истории российской нации. И мы должны поблагодарить за это всех, кто участвовал в разработке и согласовании этого документа. Причём некоторые из них присутствуют и в этом зале. В наши дни, уже на новом этапе развития, российское общество подтверждает приверженность демократическим ценностям Конституции. Оно в основном освоило навыки, практики и процедуры демократии. И в отличие от недавнего прошлого демократическое устройство уже не ассоциируется у наших граждан с хаосом, с бессилием, с деградацией. Новая Россия доказала свою способность выполнять социальные обязательства и обеспечивать экономический рост, гарантировать права граждан и требовать соблюдения законов.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок СБО "Права и обязанности школьников". 6-й класс

Разделы: Технология

Цели:

  • Показать необходимость ограничения некоторых прав и свобод.
  • Показать единство прав и свобод.
  • Доказать, что права и обязанности нужны каждому человеку.
  • Способствовать формированию правовой грамотности и осознанному нравственному поведению.
  • Развивать мышление и воображение.

Цели для учащихся:

  • Убедиться (поверить) и запомнить, что у любого человека нет прав без обязанностей.
  • Понять, что обязательный человек - это успешный человек.

Оборудование:

  • Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор.
  • Программное обеспечение: Microsoft Power Point.
  • Телевизор

План занятия

  1. Обобщение понятий "права" и "обязанности" школьника.
  2. Работа над принципом единства прав и обязанностей (на примере ситуаций из школьной жизни)
  3. Психогимнастика "Выйти к свету".
  4. Решение кроссворда по теме занятия.
  5. Обязательный человек - это успешный человек (заключение)

Ход урока

Презентация.

1. Сообщение темы и цели урока (Слайд 2)

Тема нашего урока "Права и обязанности школьников"

- Совсем недавно в нашей школе проходила неделя СБО по теме "С законом на Вы". Вспомните, о чём мы с вами говорили на занятиях?

- Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным-давно: "Что люди могут делать и чего не могут делать?", "Что они обязаны делать и чего не обязаны?", "На что они имеют право и на что не имеют?" Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху. Сколько в мире людей, столько и разных личностей, и в каждой личности заложены свои качества.

Все мы разные, но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые мы все должны выполнять.

Работаем под девизом "Вместе дружно, а врозь - хоть брось"

Как вы понимаете эти слова?

2. Обобщение понятий "права" и "обязанности" школьника.

- Скажите, пожалуйста, кто знает, что такое право? (Ответ детей. Слайд 3)

Право - это условия для учёбы, работы, жизни, которое государство даёт человеку.

- Где права, там и обязанности. Что значит - обязанности? (Слайд 4)

- Обязанность - это требования к поведению и отношению (к учёбе, к работе, к людям), которое человек должен выполнять.

- В каком школьном документе описаны права и обязанности учащихся?

- устав школы

(Ответ детей. Слайд 5)

- Давайте вспомним основные права и обязанности учеников в школе.

(Ответы учащихся. Слайд 6,7, 8)

- Как вы думаете, права - отдельно, обязанности - отдельно?

(Слайд 9 -Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право - нарушить порядок. Нарушить порядок - нарушить обязанности)

- Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья, учителя

Самая маленькая форма государства - это семья, в ней, так же, как и в государстве, человек имеет свои права и обязанности.

Работа по карточкам

Из предложенного списка выберите , что из прав и обязанностей вы поставите на 1, 2, 3 место.

Права ребёнка

  • право на жизнь
  • право свободно выражать свои взгляды и мнения
  • право на образование
  • право жить с родителями
  • право на защиту от насилия

Обязанности ребёнка

  • хорошо учиться
  • помогать по дому
  • заботиться о старших
  • стараться самому обслуживать себя
  • заботиться о младших
  • не обсуждать поступки родителей с посторонними

Работа с ситуациями.

  • Показ видео роликов. Обсуждение ситуаций.
  • Кто в этой ситуации прав? Почему?

Психогимнастика "Выйти к свету"

- А сейчас займите удобное положение расслабьтесь и представьте, что попали в тёмное, холодное подземелье. Тебе тяжело дышать, не хватает воздуха. В подземелье одиноко, неуютно. Тебе хочется скорее выйти отсюда. Ты идёшь по длинному тоннелю, которому не видно конца. И вдруг вдали мелькнул какой - то свет. Это луч солнца проник в подземелье. Ты быстро побежал к свету, раскидал камни, и вдруг яркое, лучистое солнце хлынуло на тебя своим светом. Тёплый ветер стал трепать твои волосы. Ты вдохнул свежий воздух, радостью наполнилась твоя грудь. И ты почувствовал себя свободным и счастливым.

- Ребята, что вы чувствовали, когда представляли себя в тёмном подземелье? (Ответ детей: Было страшно.)

- Такие чувства испытывает человек, когда совершает плохие поступки. На душе у него так же темно, неуютно, беспокойно.

- А какие чувства испытали, когда представили, что вышли на свет? (Ответ детей: Наступило облегчение, радость.)

- Такие чувства испытывает человек, когда живёт по мудрым законам жизни. На душе у него светло, спокойно, радостно.

Работа с ституациями

(Слайд 14 - Учимся отличать дозволенное от запрещенного (что можно, а что нельзя)

- Вспомните, что иногда случается на уроках.

(Слайд 15- Во время урока ты свободно ходишь по классу, так как считаешь, что имеешь право на свободу передвижения)

- А теперь давайте разбираться. Что же происходит? У тебя есть право на свободу передвижения, а учитель недоволен, сажает на место. Значит ли это, что учитель нарушает твое право? Право, которое защищают все законы и все документы!

- Дело в том, что человек не может быть полностью свободен. Твое право кончается там, где начинаются права других людей. Закон, обязанность примерно вести себя на уроке не разрешает тебе ходить по классу. И еще, по закону, ты не имеешь права мешать другим учиться, ты нарушаешь права других ребят.

- Посмотрите, как это можно изобразить . (Слайд 16)

(Слайд 17) - объясни

(Слайд 18 - Вы разговариваете с товарищем на уроке, так как считаете, что имеете право на свободу слова)

(Слайд 19) - объясни

(Слайд 20 - На уроке ты слушаешь песенку по телефону, так как считаешь, что у тебя есть право на пользование культурными достижениями)

(Слайд 21) - объясни

(Слайд 22 - разбор принятого ранее решения по пользованию сотовым телефоном на уроке)

(Слайд 23 - Кто имеет право ограничить ваши права)

(Слайды 24,25,26 - правила законопослушных людей)

Решение кроссворда. (Слайды 31-44)

1. Норма, правило, установленное и охраняемое государством.

2.

Знают взрослые и дети Права нет важней на свете. В школе, ВУЗе, ПТУ Я всегда его найду.

3.

У взрослых право на работу, А у детей есть на ::

4.

У всех есть право на..., Я маму так свою люблю. Люблю братишку сорванца И очень я люблю отца.

5.

Вот, к примеру, право... Как же им не дорожить. Она прекрасна и сложна, Она нам всем нужна.

- Прочитай в кроссворде, какие права есть у детей.

Обязательный человек - это успешный человек (заключение)

Итог урока.

- Обязанность - обязательный человек - это какой человек? (Ответы детей).

- Это тот, кто выполняет свои обязанности, кто не нарушает законы.

Это законопослушный человек. Стать законопослушным, обязательным человеком очень важно для вашей будущей самостоятельной жизни. В любом учреждении, училище, заводе, фирме, где вы будете учиться или работать вам предложат подписать контракт - трудовой договор или договор о выполнении устава училища.

- После нарушения трудовых обязательств следует увольнение с работы, исключение из училища. Необязательный, невоспитанный, неаккуратный работник не нужен на производстве. Помните об этом.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Активные формы обучения на уроках права в начальных классах

Разделы: Начальная школа

Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей, зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан возможно только в цивилизованном правовом государстве. Курс “Права человека для младших школьников” построен в циклическом варианте, главным содержанием которого стали права людей, закреплённые в Декларации прав человека. Курс создан в виде путешествия по сказкам, главными проводниками в область правового знания, понимания, воспитания являются сказочные герои.

Занятия по правам человека в начальной школе – необычные уроки, это откровенные и душевные беседы, касающиеся личности ребёнка, его отношения к другим людям, отношения окружающих к нему, раскрывающие духовный мир людей. Во время занятий дети знакомятся с международными документами по правам человека – Всеобщей декларацией прав человека и Декларацией прав ребёнка. Использование игровых форм создаёт благоприятные условия для понимания и усвоения нравственных норм в естественных для детей игровых действиях.

Цель занятий: знакомство уч-ся с основными правами ребёнка, содействие воспитанию нравственно-правовых норм.

Задачи занятий: передать школьникам знания о правах ребёнка, содействовать воспитанию убеждения, что право выбора неразрывно связано с ответственностью за свои поступки, формировать правовую культуру человека.

Атмосфера уроков: уроки права не могут быть обычными с традиционными опросами. На таких занятиях необходимо создать атмосферу доброжелательности, искренности, в которой каждому ученику хотелось бы выразить своё отношение к обсуждаемым вопросам. Мнения не делятся на “правильные” и “неправильные”. К мнению каждого следует относиться с уважением. В ходе рассуждений ученик сам убедится, истинно оно или нет. На уроках использую задания творческого характера, которые не только помогают изучению данного учебного материала, но и делают учебный материал эмоционально окрашенным. Игровой характер подачи материала предоставляет учителю широкие возможности разнообразить занятия, переключать внимание детей на обсуждение известных литературных героев.

Активность, творчество и заинтересованность проявляют и родители при выполнении заданий по праву, таких как:

  • изготовление генеалогического древа,
  • профессии моих родителей,
  • герб моей семьи.

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в частности, их особенная восприимчивость к играм, желание и умение играть способствует эффективному применению на уроках обучения правам человека различных игровых методик:

Игра “Я – это я”

Учитель просит детей нарисовать на листке круг и прямую линию. Затем просит выйти с листочком 3-4 ребят. Подводит к выводу, что все рисунки разные, и люди все тоже разные, непохожие друг на друга. Сколько в мире людей, столько и разных личностей. Но одно у нас общее – это наши права и обязанности, они общие для всех. И мы в равной степени должны их выполнять. Существуют документы, в которых прописаны наши права. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с одним из таких документов.

Игра “Крестики-нолики”

Класс делится на команды: крестики и нолики. Каждая команда выбирает номер квадрата, на котором нарисован знак команды (крестик или нолик). На обороте квадрата написана статья о правах человека, команда читает её. Посовещавшись, нужно назвать пример сказки, в которой нарушаются указанные в статье права сказочных героев.

Игра “Путешествие на планету ЗиП” (закон и право)

Класс делится на команды. Учитель просит “пристегнуть ремни” и приготовиться к путешествию. Игре можно посвятить целый урок или серию уроков. Этапы путешествия совпадают с этапами урока. Можно пригласить детей в “тренажёрный зал”, пока “корабль набирает высоту” – физкультминутка. Учителем объявляется “схема полётов” – основной этап урока, в котором используются разные виды работ по изучению прав человека. “Моё настроение” – заключительный этап урока, релаксация.

Игра “Волшебный микрофон”

Дети становятся в круг. Игра начинается с того, что учитель говорит: “ В моих руках “волшебный микрофон”, и каждый из нас имеет право сказать что-то очень важное любому, стоящему в кругу: это могут быть добрые слова, какой-то совет, который вы хотите сказать или просто поделиться хорошим настроением с другими. “Волшебным микрофоном” может быть любой предмет (ручка, карандаш, игрушка…)

Игра “Комплименты”

Дети становятся в круг. Учитель говорит о том, что у каждого из вас есть возможность сказать друг другу комплименты. Давайте сделаем так, чтобы у каждого было хорошее настроение, чтобы урок получился не только полезным, но и радостным. Выберите, кому вы хотите сказать комплимент. Итак, игра начинается.

Игра “Поварята”

Учитель спрашивает: “Из чего варят суп?”

– Выберите, роль какого овоща вы хотите сыграть в нашей игре.

– Начинаем варить суп. А правила игры такие: я буду произносить название овоща, а те, у кого совпало название с загаданным, громко хлопает в ладоши. Итак, играем! (картошка, капуста, морковь)

– Как вы думаете, что помогло легко понять игру? (правила игры) В нашей жизни тоже есть правила, которые называются правами.

Игра “Чем мы похожи и чем отличаемся друг от друга”

Учитель говорит о том, что у каждого взрослого человека есть паспорт. Давайте и мы нарисуем свой паспорт. На одной из страниц нарисуйте свой портрет “Как я представляю себя”. На другой стороне изобразите пиктограмму “Мои права”. Дети замечают, что все страницы паспорта у всех разные, но только одна получилась у всех одинаковая – о правах человека. Игра заканчивается мыслью о том, что все люди имеют одинаковые права.

В качестве примера использования активных форм обучения – урок права во 2 классе “Я и мои права”. Все виды работ учащихся на уроке направлены на изучение прав человека, место их в нашей жизни.

Урок во втором классе “Я и мои права”

Цель: совершенствование знаний о правах человека, содействие воспитанию нравственно-правовых норм.

1. Игра “Поварята”

– Ребята, у нас сегодня на уроке много гостей. Давайте улыбнёмся гостям

и с хорошим настроением начнём наш урок.

– Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется “Поварята”. Кто

знает, из чего варят суп (из овощей)?

– Выберите, роль какого овоща вы хотите сыграть.

– Начинаем варить суп. А правила игры такие: я буду произносить название овоща, а те, у

кого совпало название с загаданным, громко хлопает в ладоши. Итак, играем!

– Легко ли вам было играть?

– Как вы думаете, что помогло легко понять игру? Что я вам рассказывала перед игрой? (правила игры)

2. Беседа о правах.

– В нашей жизни тоже есть правила, по которым живут люди. Как

называются эти правила? (права человека)

– В каком документе помещены права человека? (Декларация)

– Давайте расскажем Буратино о том, какие права есть у всех людей. (Право на жизнь,

право на труд, защиту, развитие, семью, свободное перемещение…)

3. Работа в группах.

– Сегодня будем работать группами, помним, что каждого нужно уметь выслушать, потому

что в группах должны соблюдаться равные права.

Задание 1: придумайте пиктограмму, т.е. условный знак, рассказывающий о

правах

1группа – право на развитие, учёбу,

2 группа – право на защиту,

3группа – право на семью.

– Расскажите о придуманных знаках (защита пиктограмм).

– Бывает ли в жизни ситуации, когда права человека нарушаются?

– Посмотрим, нарушаются ли права сказочных героев в сказках.

Задание 2:

– Прочитайте отрывки из сказок и определите, какое право нарушают сказочные герои:

Задание для группы №1

Ведьма решила погубить братца Иванушку и сестричку Алёнушку (право на жизнь).

Задание для группы №2

Злая старуха выкрала детей из колыбельки. Когда выросли, мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса собрались искать своих родителей (право на семью, право на жизнь).

Задание для группы №3

Ленивица и приговаривает: “Стану я себя утомлять да пальцы знобить!

Авось старик и не заметит не взбитую перину!” (право на труд)

4. Беседа о нарушении прав в сказке “Приключения Буратино”.

– Вспомним сказку “Приключения Буратино”.

– Что произошло с Буратино, когда он оказался у Мальвины? (Мальвина посадила Буратино в чулан).

– О каком праве напоминает Мальвина? (право на учёбу, развитие)

– Понимает ли Буратино важность этого права?

– Как вы занимаетесь своим развитием в школе? А дома?

– Занимаетесь ли развитием в кружках, секциях? Что в себе развиваете?

5. Творческая работа.

– Придумайте пиктограмму о вашем развитии в кружках, секциях (защита рисунков).

– Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданиями урока.

– У вас на партах лежат волшебные цветы, но волшебник забыл их раскрасить. Давайте и мы

станем на миг волшебниками: раскрасьте цветы и подарите друг другу!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

"Нестандартные формы уроков права в старшей школе"

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»

(ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого»)

Кафедра правовых дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Инновационные образовательные технологии в обучении и воспитании» на тему:

«Нестандартные формы уроков права в старшей школе».

Выполнила:

Студентка 3 курса группы «Б» (420822)

факультета истории и права

направления «Педагогическое образование»,

профиль «История и право»

Кускова Екатерина Владимировна

Научный руководитель:

Белянкова Елена Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент

Тула - 2015

введение 3

ГЛАВА I. Нормативные и теоретические аспекты проведения уроков по праву в нестандартной форме. 6

1.1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 класс) 6

1.2 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 класс) 9

ГЛАВА II. Методические аспекты организации нетрадиционных уроков по праву в старшей школе. 10

2.1 Виды нестандартных уроков…………………………………………………………………………….10

2.2. Нестандартные формы обучения праву…………………………………...11

2.3. Порядок подготовки и проведения нестандартных форм уроков………33

ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА……………………..................................................................................35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………43

ВВЕДЕНИЕ

Перед каждым учителем стоит главная задача – дать каждому ученику прочные и глубокие знания по изучаемому предмету. Показать школьникам их внутренние ресурсы, привить им желание хорошо учиться, стремление узнать все новое и новое, научить детей критически мыслить, проверять свои знания, доказывать. Кроме традиционных типов уроков в школе у нас встречаются и нетрадиционные или нестандартные уроки, то есть уроки, которые имеют нестандартную структуру. Нестандартный урок - не шаблонность, вне шаблонность, в какой-то степени неформальность. В нестандартном уроке нет жестких требований к тому, как конкретно нужно проводить урок, необычный урок – более творческий, раскрепощенный, требующий от всех участников непосредственного вовлечения и приводящий к возникновению эмоционального отношения к предмету изучении, к участникам урока, его действующим лицам. Всё это позволяет формировать интерес учащихся к предмету. Кроме того, методическая и юридическая наука не стоят на месте, появляются новые возможности для проведения уроков в нестандартной форме. В этом и заключается актуальность темы исследования.

Цель курсовой работы, выявить какие формы нестандартных уроков можно использовать в преподавании права в старших классах.

В соответствии с указанной целью, можно выделить следующие задачи:

1. Изучить литературу по проблеме исследования.

2. Проанализировать нормативные основы, служащие основанием для проведения уроков в нестандартной форме.

3. Выявить особенности нестандартных уроков по праву в старшей школе.

infourok.ru

Открытый правовой урок "Я имею право"

Открытый правовой урок

ГУ «Константиновская ОШ» Класс: 2

Учитель начальных классов Бекмагамбетова К.Ж.

Тема: «Я имею право …»

Цель классного часа: 1.формирование правовой культуры учащихся начальной школы через ознакомлениес основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.4. Воспитывать уважение к другим людям.Ход классного часа.

Столы расставлены для работы в четырех группах. Звучит песня «Здравствуй, мир!»Наш урок мне хотелось бы начать строками из стихотворения (читают Диас и Айнагуль):Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едваОн имеет право жить, развиваться и дружить;Иметь уютный, теплый домВидеть тихий мирный сон.Врачей помощь получать,Обучаться, отдыхать,Быть весёлым и здоровым,Восхищаться чем-то новымИ любить и быть любимОн на свете не один!А кто же в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.Сначала послушаем сообщения наших учеников (учащиеся 2 класса).1-й ученик. Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам.2-й ученик. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.3-й ученик. Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.4-й ученик. Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.5-й ученик. С 1990 года Казахстан является участницей Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 года..6-й ученик. Каждый ребенок имеет право на жизнь. (ст.6)7-й ученик. С момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства. (ст.7)8-й ученик. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение (ст.13)1-й ученик. Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. (ст.14)2-й ученик. Ребенок имеет право на образование. (ст. 28)3-й ученик. Государства – участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания. (ст.37)4-й ученик. Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг (ст.31)

Учитель. А теперь, чтобы проверить, как вы запомнили права ребенка мы с вами поиграем в игру «Разрешается – запрещается» Я в стихотворной форме буду описывать вам различные ситуации, а вы всей командой должны будете заканчивать фразу словами разрешается или запрещается.(Учитель по порядку читает стихи для 4 команд)

Игра «Разрешается – запрещается»Куда пойдем мы в воскресенье:На каток или в кино.Вот семья вопрос решаетВыбрать мнение одно.Взрослые на деток смотрят, смотрят- удивляются.Слушать мнение ребенка конечно(разрешается).

Вот в углу стоит мальчонка,Плачет, надрывается.Бить, наказывать ребенкаСтрого (запрещается)

С мамой дети должны жить,Не грустить и не тужить –Это (разрешается).

Дитя незаконно похищают,Мать с ребенком разлучают.Это (запрещается).

Рисовать и петь учиться,Если заболел – лечиться,Это – (разрешается).

Много трудится ребенок,Мало у него силенок,Ноги подгибаются.В детстве тяжкая работаКонечно (запрещается).

Вместе дружно в мире жить,с разными детьми дружить –Это (разрешается).

Когда слабый горбит спину,Перед сильным преклоняется.Быть рабом у господинаСтрого (запрещается).

Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.А теперь снова работа в командах. Все 4 команды получают по 2 задания с ситуациями, в которые попали герои из разных сказок. Вы должны обсудить, какие права героя были нарушены?1 команда:1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?2. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?2 команда:1. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?3 команда:1. . Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?2. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?4 команда:1. . Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство.2. Какой литературный герой постоянно пользовался правом на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений?Ответы детей.Ответы на вопросы литературно-правовой викторины1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)2. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летного возраста. Ст.1.)3. Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? (Статью 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию».)4. Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась ранее.)5. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная Шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.)6. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, зайка из русской народной сказки «Ледяная избушка».)7. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)8. Какой литературный герой постоянно пользовался правом на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений? (Барон Мюнхаузен, Капитан Врунгель, «Кот в сапогах»)Учитель: Ребята, а как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?Ответы детей.Учитель: В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты – как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко.

Учитель: Я знаю, что Вам нравится петь и не только исполнять песни, но и слушать. Сейчас для каждой команды прозвучат отрывки из любимых детских песен, а вы должны будете сказать, о каких правах в ней идет речь.Конкурс «Песня о правах»1 команда:«Песня бременских музыкантов» (музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина) – «Ничего на свете лучше нету…» (Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.)2 команда:«Чему учат в школе» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского). (Право на образование.)3 команда:«Песенка мамонтенка» (музыка В. Шаинского, слова д. Непомнящей).(Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию)4 команда: «Чунга-Чанга» (музыка В. Шаинского, слова Ю.Энтина) .(Право пользоваться благами, право на отдых )Ответы детей.VI. ОбобщениеУчитель: Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?Дети: Право на образование.Учитель: Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.

G:\Бекмагамбетова К. Ж\IMG_20160216_085335.jpg

infourok.ru