Язык без жестов: как научиться красиво говорить. Учусь правильно говорить


Учимся правильно говорить! - Devushkino.RU - Нижний Новгород

Учимся правильно говорить!

Правильно, доступно и в то же время красиво излагать свои мысли - наука сложная, но необходимая всем. Какую бы должность вы не занимали: менеджера, секретаря, продавца в магазине игрушек и т.д., половина вашего успеха - это умение общаться с людьми! А что для этого нужно!? Владеть русским языком!

Вы не раз задавали себе вопрос - Почему у меня само собой получается говорить банально,  скудно, скомкано, обобщенно? Чего мне не хватает: Памяти, Внимания, Эрудиции, Лексикона, Мотивации?

Многие уверены, что для этого нужно обладать врождёнными способностями и много читать в детстве. И в этом есть доля истины - но читать необходимо всегда и везде.

Как изменить себя? Как заставить себя думать и говорить понятно и правильно?

К совершенству стремятся многие, но не у всех получается. А вот филологи убеждены, что стать Аристотелем за несколько месяцев - вполне возможно. Только необходимо разработать четкий план действий и постоянно тренироваться, придерживаясь простых рекомендаций.

Ну, ты, это... ну, типа...?

Залог успеха – большой словарный запас. Если с этим проблемы, пора срочно его расширять.

1. Старайтесь избегать речевых штампов, шаблонных выражений. Следует воздерживаться от сленга и малопонятных собеседнику молодежных словечек. Совершенно недопустимы мусорные слова: «вот», «значит», «как бы». Но они действительно прилипчивы. Как же от них избавиться?  Опытные преподаватели словесности рекомендуют во время подготовки объединять усилия. В компании друзей и коллег введите запрет на употребление слов-паразитов. За нарушение предусмотреть небольшие штрафы.

2. Выработайте привычку концентрировать внимание на том, что говорите. Будьте для самого себя и рассказчиком, и слушателем. Тогда сможете контролировать содержание речи.

3. Помимо мусорных, избегайте неоправданного употребления иностранных слов и тех, в точном значении которых вы не уверены.

4. Не используйте в речи ненормативную лексику.

5. Не будьте слишком пафосны во время беседы.

6. Ставьте правильно ударения в словах.

Вам-то, конечно, неправильное ударение в привычных словах слух не режет — вы так всю жизнь говорили, и даже не предполагали, что это неправильно. Однако для окружающих ваши неправильные ударения могут многое и о вас сказать. А точнее, испортить о вас впечатление.

7. Будьте лаконичны. Нет, не молчаливы, а именно лаконичны. Выражайте свою мысль прямо и ясно, не ходя вокруг да около. Иногда лить воду, конечно, полезно. Но если вы постоянно говорите много, но ничего не сообщаете собеседнику, с вами становится неинтересно общаться.

Помните!

Языку свойственно изменяться, но следовать последним тенденциям опасно. Так, слово «кофе» было мужского рода (этот кофе), но в последнее время допускается «это кофе», т. е. средний род. Так же, как и в слове «звонить» ударение у большинства людей почему-то оказывается на первом слоге. И сколько бы вы ни говорили, что язык развивается, и слова меняют форму в соответствии с тем, как их употребляют люди, большинство образованных людей принимает традиционные формы слов. И употребление вами «нововведений» будет расценено как незнание, а следовательно, необразованность.

Как исправить «фефекты речи»

А помните фильм «Карнавал», где главная героиня клала в рот орехи и произносила скороговорки. Этот проверенный способ придумал древнегреческий оратор Демосфен. Правда, он использовал мелкие камушки.

  • Попробуйте произносить скороговорки в быстром темпе. Повторяйте по несколько раз: «Король-орел», «Сшит колпак не по-колпаковски», «Сшит пиджак не по-пиджаковски», «Отлит колокол не по-колоколовски», «За горой холм с кулями, выйду на холм, куль поставлю», "Клара у Карла украла кораллы", и конечно же любимое всеми журналистами коронное - "бесперспективняк".

Смысл тренировки заключается в отработке специально усложненных сочетаний звуков. Чаще всего парных: г-к, з-с, б-п. Темп нужно менять: то замедлять, то убыстрять.

Занимаясь подобным образом в течение двух-трех месяцев, заметите, что проблемных звуков в вашей речи стало значительно меньше. Тренируя дикцию, не забудьте про дыхание, от которого зависит глубина и тембр голоса.

Настройтесь на правильную речь!

Увы, не только плохая дикция и бедная лексика могут помешать Вашему успеху. Основные причины наших неудач – неуверенность в себе и неумение справляться с волнением в сложных условиях. Страх «показаться отсталым» сказывается на  сообразительности и речи. Если от природы вы наделены красивым звучным голосом и хорошей дикцией, в ситуации общения  вполне можете лишиться этих преимуществ. Голос от волнения вдруг становится глухим или дрожит, дыхание прерывается и т. п.

Существует несколько универсальных рекомендаций, которые помогут справиться со страхом и произвести благоприятное впечатление на слушателей. 

  • Не втягивайте голову в плечи. Можно, например, представить на своих плечах тяжелую генеральскую шинель, с погонами и звездами.
  • Не делайте мелких, суетливых движений.
  • Не прячьте глаза! Основной признак уверенного в себе человека – прямой взгляд. Это не означает, что вы должны постоянно и в упор смотреть на адресата вашей речи. Но прямой визуальный контакт продолжительностью 5-10 секунд необходим. Ваша речь обращена не в пространство. Она адресована конкретным людям.
  • Чем раньше начнете заниматься постановкой своей речи, тем лучше. Если упорно стремиться к успеху, за полгода вполне реально добиться заметных результатов. Ваша дикция станет четкой, голос – глубоким, а речь – правильной и богатой.

Читайте классическую литературу, ходите в театр, окружите себя грамотными, умными людьми! Старайтесь следить за своей речью и не обижайтесь, если вас исправляют. Это вам только на пользу!

Комментарии

2 апреля 2008 Ответ   Цитата

все верно......будем следовать Вашим рекомендациям!!))

Евгения 12 ноября 2008 Ответ   Цитата

Спасибо). У меня время от времени появляются проблемы с дикцией, заговариваюсь, мне иногда бывает сложно во время диалога выговорить "без десяти десять", например... Статья пошла мне на пользу.

Окси 13 ноября 2009 Ответ   Цитата

Хорошая статья, спасибо!

Но хотельсь бы больше примеров для понимания

Марина 28 января 2010 Ответ   Цитата
Очень хорошая статья...Много полезной информации с понятными каждому примерами...:-)БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!
Я... 2 февраля 2010 Ответ   Цитата

Действительно, хотелось бы немного больше узнать для полноты понимания. Данный текст не дает полного направления для изменения речи. Интересует, какие жесты должны сопровождаться с той или иной речью, мимика (что не менее важно в правильном постановлении речи и выражение определенных эмоций)

Андрей 26 апреля 2010 Ответ   Цитата
Огромное спасибо ( За информацию ) Буду следовать инструкциям . :-X
Марина 30 апреля 2010 Ответ   Цитата

спасибо! но хочу привлечь во внимание...грамотно поставленная внятная речь еще зависит от слушателя,от того к кому обращаешься! Если видишь, что собеседник мало увлечен в том, что ты говоришь,- начинаешь теряться и даже заикаться...дело в том, что не нужно бояться выражаться и говорить то, что думаешь...Нужно просто представить, что собеседник не много глупее и примет все сказанное за какое-то открытие!!!...представить, что ему очень интересно!тогда будет результат, получиться более свободный монолог(или диалог)...а если знать, что собеседник на много умнее и красноречивей, то вы естественно закомплексуетесь и ничего не получиться...так что считайте себя самым интересным собеседником!!!!!!!

 

Ваш комментарий

www.devushkino.ru

Как научиться грамотно разговаривать?

как научиться грамотно разговаривать

Хорошая речь является частью вашего имиджа. Считается, что речь составляет 25 процентов от общего впечатления о человеке. При этом собеседник замечает в первую очередь красоту и грамотность речи, но важны также голос и дикция.

Даже, когда ваше общение ограничено семьей и соседями, знания, как правильно разговаривать с людьми, спасут в различных жизненных ситуациях. Люди будут слышать вас и считаться с вашим мнением, наконец, вы будете просто отличным собеседником, с которым приятно поговорить. Если вы работаете в коллективе, то грамотный разговор поможет вашей карьере, повысит вашу значимость в глазах окружающих, вы заслужите уважение у сослуживцев. Это будет отличным подспорьем для всевозможных выступлений на конференциях и совещаниях. Руководитель или человек, претендующий на эту должность, обязан знать как правильно и красиво разговаривать ведь он лицо компании, и речь помогает ему вести людей за собой, находить деловых партнеров, заключать сделки. Напротив бедный лексикон и неумение убедить собеседника может доставить неприятности в самый неудобный момент.

Учимся правильно разговаривать

  1. Если вы хотите научиться, как правильно разговаривать, то возьмите себе привычку читать, хотя бы по пятнадцать минут в день и лучше всего классику – она образец художественной речи. Чтение обогащает речь, расширяет словарный запас, помогает человеку правильно строить предложения и понятно излагать мысли. Непроизвольно вы будете запоминать какие-то слова и выражения, которые затем можно использовать в разговоре.
  2. На досуге изучайте синонимы. Они помогут точно отразить вашу мысль и позволят избежать в разговоре слов-паразитов, связок и междометий, которые делают речь оратора невыразительной, маловразумительной и раздражают собеседника.
  3. Не используйте слова, смысла которых вы не знаете. Справочники и толковые словари русского языка помогут расширить ваш запас слов. Запоминайте правильные ударения в словах.
  4. Увеличьте время разговора. Если не с кем поговорить, включите телевизор и попробуйте подстроиться под разговор диктора. Чтобы добиться нужного эффекта, говорить нужно вслух. В итоге этих упражнений вы расширите лексический запас, и у вас сформируется ровная речь с правильными интонационными паузами.
  5. Искореняйте в своей речи лишние слова, которые не добавляют смысла и не придают никакой информации сказанному.
  6. На досуге пересказывайте кому-то понравившиеся фильмы и книги. Наблюдайте, за реакцией слушатели на вашу речь и старайтесь вызвать у них интерес.
  7. Избегайте длинных пауз и соблюдайте связность речи.
  8. Умению правильно и красиво преподносить информацию можно научиться, выполняя следующее упражнение – «разговор ни о чем». Попробуйте в течение 5 минут, красивым литературным языком рассказывать о каком-либо предмете, к примеру, о чашке, затем выбирайте другой предмет разговора. Постепенно увеличивайте время упражнения. Со временем вы сможете общаться легко на любые темы.
  9. как правильно разговаривать
  10. Не употребляйте жаргонных и нецензурных слов. Не используйте научных терминов, не известных другим. А также избегайте шаблонных фраз.
  11. Только словарный запас не сделает ваш разговор грамотным, необходимы еще умения правильно строить предложения, четко и точно выражать мысли. Чтобы усовершенствовать эти навыки попробуйте к какому-нибудь слову подобрать определение, например «прекрасное – это…» Или на бумаге напишите слова и составляйте из них предложения. Чем больше выйдет, тем лучше.
  12. Ежедневными тренировками совершенствуйте технику речи. Встаньте возле зеркала и расскажите себе о вашем сегодняшнем дне, контролируя жесты и мимику.

Человека, умеющего и знающего, как грамотно разговаривать с людьми, окружающие считают умным и образованным. Учитесь правильно разговаривать, - вы ведь хотите добиться успехов в жизни?

 

womanadvice.ru

Как грамотно разговаривать с людьми на русском и английском языке

Не каждый человек может грамотно излагать мысли словами и на бумаге. Поэтому рассмотрим тему, как научиться грамотно разговаривать с людьми на английском и русском языке.

Если желаете добиться в жизни успеха, учитесь, совершенствуйтесь и старайтесь стать лучше. Образованный человек – полезная личность, перед которой открываются пути и дороги.

Пошаговый план действий

Как показывает практика, людям приходится писать нечасто, поскольку компьютерная техника заполонила все сферы деятельности. Но иногда без навыков грамотного письма не обойтись. Говорить приходится ежедневно.

  • Наберитесь терпения и морально настройтесь. Только грамотному человеку под силу управлять жизнью, стать независимым и руководящим лицом.
  • Больше читайте. Чтение поможет развить зрительную память. Советую читать классику, поскольку современные издания в силу постоянной спешки и ритма жизни не лишены ошибок.
  • Книги выбирайте, руководствуясь личными интересами. Одним нравится фантастика, другие предпочитают приключения. Неважно, какой жанр вы выберете. Главное, чтобы чтение приносило удовольствие.
  • Читайте вслух, чтобы потренировать слуховую память. После каждой запятой в тексте делайте небольшую паузу. В результате во время разговора речь начнет звучать правильно и сбалансировано.
  • Переписывайте страницы книг. Люди хорошо знают правила, но во время написания текста совершают ошибки. Не помешает ежедневно переписывать по несколько страниц из любимой книги. Благодаря этому приему повысите уровень грамотности.
  • Учите тексты наизусть. Стихи или небольшие отрывки из рассказа подойдут. Заучивание стимулирует память. Возможно, занятие изначально будет пугать, но после небольшой практики легко справитесь с задачей и повысите IQ.
  • Занимайтесь регулярно. Речь идет о написании словарных и текстовых диктантов, выступлениях с речью перед зеркалом. Не забывайте, что грамотность – не дар Божий, а результат тренировок.
  • Привлеките к тренировкам стороннего человека. Вместе с ним ведите диалог, рассуждайте на различные темы, друг друга поправляйте.
  • Купите орфографический словарь. Пособие поможет удостовериться в правильности написания слов. Словарь выручит при неожиданных затруднениях.
  • Создайте словарь трудных слов. Речь идет о словах и словосочетаниях, с написанием и произношением которых возникают трудности. Пользуясь словарем, постепенно «приручите» сложные слова.
  • Ведите дневник. Фиксируйте результаты и достижения, выделяйте моменты, заслуживающие внимания. Это позволит вести эффективную работу над ошибками.

У каждого человека свои способности. У одних развитая слуховая память, у других – отличная зрительная память. Прислушивайтесь к советам, которые больше подойдут именно вам. В этом секрет успеха.

к содержанию ↑

Как грамотно разговаривать с людьми

Грамотная речь часто становится рекомендацией в различных ситуациях. Речь идет о сдаче экзаменов, трудоустройстве, приватных беседах и публичных выступлениях. Бедный лексикон и неумение правильно излагать информацию нередко подводит. Продолжая тему статьи, расскажу о тонкостях освоения грамотного разговора с людьми.

  1. Овладеть красивой устной речью помогает чтение классической литературы. Авторы большинства современных детективов и женских романов сами плохо владеют русским языком.
  2. Думаю, вы постоянно смотрите новогодние фильмы и популярные киноленты. Научитесь их пересказывать, передавая основную суть. Во время процесса анализируйте реакцию людей, которые слушают. Если скучают, значит, не удалось поделиться впечатлениями.
  3. Проанализируйте свою речь. Возможно, вы злоупотребляете местоимениями. В результате собеседнику тяжело понять, о чем идет речь в разговоре.
  4. Реже используйте слова, которые к смыслу текста ничего не добавляют и не несут информацию.
  5. Устная речь должна содержать меньше тавтологий – повторений слов, которые имеют один корень или близки по смыслу. Проанализируйте речь шоуменов, дикторов и политических деятелей. Вы увидите, какие ошибки они совершают, и определите способ замены неудачных словосочетаний.
  6. Люди используют слова-паразиты, которые делают речь невыразительной и маловразумительной. Ораторы используют этот словесный мусор, когда тяжело подобрать слово, точно выражающее ощущения и мысли. Вот почему рекомендую осваивать словарь синонимов.
  7. Не используйте слова, значение которых неизвестно, иначе рискуете попасть в неприятную ситуацию. Избежать такой участи поможет толковый словарь, с помощью которого расширите лексикон.
  8. Молодежь применяет различные виды сленга. Такие выражения понятны коллегам и друзьям, но не советую их использовать во время общения с людьми, которые входят в иную социальную группу или во время официальных бесед.

Видео советы

Прислушавшись к рекомендациям, сделаете устную речь грамотной и научитесь разговаривать с людьми. Такие навыки и умения выручат в любой момент.

к содержанию ↑

Как грамотно разговаривать на русском языке

Грамотная речь – составляющая имиджа. На ее долю приходится 25 процентов от впечатления о человеке. Собеседники обращают внимание на красоту и правильность речи, и только после этого на дикцию и голос.

Грамотная речь – подспорье в жизни. Она способствует карьерному росту, повышению популярности и уважения, помогает найти девушку или парня.

Если стремитесь заполучить руководящую должность, знания помогут, ведь настоящий начальник должен уметь зажечь коллектив. Они пригодятся и обычному человеку, желающему сделать жизнь комфортной и многогранной.

  • Ежедневное чтение. Если желаете освоить искусство красивой и грамотной речи на русском языке, ежедневно читайте. Это расширит словарный запас, обогатит речь и поможет правильно излагать мысли. К тому же, запомните много слов и выражений, представляющих образцовую художественную речь.
  • Изучение синонимов. Так разнообразите диалог, избежите повторений, междометий и слов-паразитов, делающих речь раздражающей и малопонятной.
  • Отказ от незнакомых слов. Иначе не сможете правильно излагать мысли. Займитесь изучением слов и освоением техники расстановки ударений.
  • Частые и долгие разговоры. Если собеседника нет, включите телевизор и воспроизводите слова дикторов. Такая тренировка поможет научиться корректно расставлять паузы интонационного характера и пополнит лексический запас новыми формами.
  • Обязательный контроль за чистотой речи. Не используйте слова, которые не несут смысловую нагрузку.
  • Пересказывание книг и фильмов. Чаще рассказывайте о прочитанных книгах и просмотренных фильмах. Стремитесь, чтобы пересказ для слушателей был интересным.
  • Уменьшение длинных пауз. Отказавшись от использования длинных пауз и сконцентрировавшись на связности речи, сделаете повествование красивым и благозвучным. С такими навыками легче найти работу и построить карьеру.
  • Упражнения. Не каждый человек грамотно и красиво преподносит информацию. Изменить ситуацию помогает простое упражнение. Выберите предмет и на протяжении десяти минут его описывайте.
  • Исключение нецензурных и жаргонных слов. Не применяйте научные термины и сленг. Для грамотной и красивой речи не нужны шаблонные фразы.
  • Ясное выражение мыслей. Для грамотного построения предложений на русском языке словарного запаса маловато. Научитесь коротко и ясно выражать мысли. Развить навык поможет простое упражнение. Выберите слово и подберите к нему определение.
  • Пересказ событий дня. Чтобы сделать речь совершенной, ежедневно рассказывайте себе о том, как прошел день. Делайте это перед зеркалом, чтобы следить за мимикой и жестами.

Видео секреты грамотной речи

Благодаря рекомендациям научитесь грамотно говорить на русском языке, что принесет имидж образованной и умной личности. Научившись владеть речью, научитесь руководить жизнью.

к содержанию ↑

Учимся грамотно говорить на английском языке

Если желаете найти работу в Европе или любите отдых за границей, ознакомьтесь с материалом о грамотном разговоре на английском языке. Считается, что преодолеть языковый барьер непросто, и это так. Но если применить средства достижения цели, все получится.

Люди при разговоре понимают собеседника, но ответить не могут. Причиной этого выступает не скромный словарный запас или недостаток знаний, а отсутствие разговорной практики и психологический барьер.

Основной страшилкой выступает языковый барьер. Причин, по которым он появляется, много, рассматривать их нет смысла. Я направлю ваши силы на устранение преграды. Поделюсь советами, с помощью которых усовершенствуете разговорный английский.

  1. Первым делом учите слова. Это откроет доступ к новым разговорным темам.
  2. Изучайте антонимы и синонимы. Благодаря этому речь станет красивой и богатой. Изучая новое слово, посмотрите в словаре наличие антонимов и синонимов.
  3. Используйте фразы, речевые конструкции и фразовые глаголы. Эти конструкции помогут начинать беседу красиво и грамотно.
  4. Расширьте активный запас слов. Речь идет о словах, которые используются в речи. От размера запаса зависит количество способов самовыражения.
  5. Совершенствуйте произношение. Нечеткое произношение английских звуков часто становится причиной, по которой собеседник не понимает говорящего. Для этой цели подражайте речи правильно говорящих людей. В качестве ориентира используйте речь англоязычного друга, любимого актера, преподавателя или диктора.
  6. Особое внимание уделите аудиозаписям. Они помогут освоить разговорные фразы. Загрузите в плеер несколько таких аудиозаписей и прослушивайте. Если есть возможность, за диктором повторяйте. Это повысит эффективность занятия.
  7. Работайте с видеороликами. Просматривайте видео интересующей тематики и прислушивайтесь к речи носителей языка. Это поможет выучить много разговорных фраз и освоить технику артикуляции.
  8. Пойте на английском. Думаю, вы постоянно слушаете музыкальные композиции на английском языке. Рекомендую не только слушать, но и петь, успевая за темпом певца и произнося каждое слово.
  9. Читайте вслух. Если нет возможности прослушивать аудиозаписи или просматривать видео, читайте вслух. Этот способ уступает двум предыдущим в плане эффективности, но сбрасывать его со счетов не стоит, особенно если совершенствуете язык самостоятельно в домашних условиях.
  10. Чаще говорите. Постоянное общение на английском языке приблизит момент достижения цели. Найти англоязычного собеседника несложно, если подключить интернет и технологии голосовой связи.
  11. Записывайте голос. Выберите общеразговорную тему, включите диктофон и запишите голос. Далее запись внимательно прослушайте, обращая внимание на моменты, характеризующиеся появлением заминок и продолжительными паузами. В итоге увидите, над чем поработать.
  12. Практикуйтесь. Не забывайте, лишь постоянная практика речи принесет плоды и одной теорией не обойтись. Можно прочесть множество полезных пособий, но без практики английский язык не освоить. Советую заниматься с партнером. Это может быть брат, сосед или любимая жена.

Надеюсь, вы внимательно ознакомились с советами и примените их в реальной жизни. Если не получится, обратитесь за помощью к наставнику или запишитесь на языковые курсы.

В заключение добавлю, что грамотность – фактор, определяющий способность человека владеть родным языком, умение связно и логично говорить, навыки правильного использования слов в разговоре и письме.

к содержанию ↑

Для чего нужна грамотность?

Сегодня, когда правила языка упрощаются, а люди потихоньку забывают, что такое чтение и письмо ручкой, грамотность остается показателем культуры. Она выступает основой, на которой строится развитие личности. Многие книги и учебники открывают доступ к сокровищнице знаний, созданной предыдущими поколениями.

Как показывает история, грамотность использовали партии и правящие круги для пропаганды идей и достижения целей. Грамотность начала распространяться одновременно с распространением христианства. В те времена в церковных обрядах участвовали только люди, способные читать.

В начале прошлого века власти предпринимали шаги, направленные на образование населения. В тот момент страна нуждалась в образованных людях и специалистах. Революция положила начало процесса упрощения языка, интенсивность которого сегодня достигла пика. Всему виной развитие средств связи, что приводит к отмиранию традиционных аналогов. На первый взгляд покажется, что этот процесс безобиден. Однако, упрощение правил правописания и грамматики рано или поздно приведет к упрощению мышления.

В XXI веке неграмотность носит общечеловеческий характер. Грамотной речью владеют даже не все политики и высокопоставленные чиновники. Что говорить о простом народе. И это на фоне того, что в основе единства нации лежит единый язык, на котором строится национальное самоопределение.

Каким бы ни был богатым человек, деньги не сделают его культурным. Лишь грамотность – критерий, определяющий уровень культуры и образования. Впрочем, даже эти понятия не пропагандируются.

Загрузка ... Загрузка ...

Если вы истинный россиянин, ваша задача предусматривает сохранение родного языка. Теперь вы знаете, как научиться грамотно разговаривать и писать на русском языке. До встречи!

Оцените статью: Загрузка...

 

Предыдущие статьи из категории «Карьера и финансы»

4damki.ru

Как научиться красиво и правильно говорить: техника ораторского искусства. Видео

Неверная интонация, способная изменить смысл сказанного на противоположный, может стать причиной не только семейной ссоры¸ но даже и конфликта между государствами. Из-за того, что человек не умеет правильно и красиво говорить, а также делает ошибки в ударениях, он получает на экзаменах оценки более низкие, чем заслуживает, или регулярно терпит неудачи на собеседованиях с работодателем. Некрасивую речь можно исправить, если как следует постараться.

Содержание статьи:

Говорить красиво

Как научиться красиво и правильно говорить: техника ораторского искусства

Фото: Shutterstock

Можно ли совсем обойтись без жестов?

Задача жестов – подчеркнуть смысл сказанного. Оратор, у которого руки все время находятся в одном и том же положении, вызывает удивление. Слушателей начинает интересовать вопрос, а что же у него с руками, почему они все время опущены? Поэтому жесты необходимы. Но прежде, чем начать их отрабатывать, будущий оратор должен решить другую задачу – как говорить так, чтобы тебя поняли. Ответить на вопрос, как научиться красиво говорить, могут на курсах риторики или тренингах. К сожалению, проводятся они далеко не везде. Но можно попробовать научиться красиво говорить самостоятельно.

Говорим без ошибок

С вопросом, как научиться говорить правильно и красиво, сталкиваются многие, кому приходится выступать на публике или общаться с клиентами. Даже уроки культуры речи, которые есть во многих учебных заведениях, не всегда дают хороший результат, в особенности если в учебном заведении уделяется не слишком много внимания обучению грамоте. Красивая речь отличается прежде всего грамотностью. Поэтому первое, что следует найти – аудиокниги в исполнении хорошего профессионального актера и словарь ударений. Слушайте книги, отмечая, какие слова вы произносите не так. Готовясь к публичному выступлению, запишите свою речь, расставьте ударения и проверьте правильность по словарю. Если вы сомневаетесь в грамматических формах отдельных слов, проверьте и их.

Очень большую пользу может принести диктофон. Записывайте каждое свое выступление и прослушивайте, отмечая ошибки

Основы правильной красивой речи

Надеть одежду, одеть Надежду

Даже очень красивое слово, вставленное не к месту, может испортить впечатление о вашей речи. Поэтому перед тем, как научиться правильно разговаривать, проанализируйте наиболее распространенные ошибки словоупотребления. Найти их можно в любом пособии для актеров или журналистов радио и телевидения. Например, регулярно выходят из печати справочники «Русская речь в эфире», где перечисляются самые характерные ошибки, мешающие красиво говорить телерепортерам. Если вы обнаружили, что какое-то слово употребляете неправильно, будьте внимательны и произносите его только тогда, когда это действительно необходимо. Вам могут помочь мнемонические приемы. Одна из самых распространенных ошибок – неправильное использование слов «надеть» и «одеть». Надеть можно что-то, одеть – кого-то, но никак не наоборот.

«Как бы», «ну» и «так сказать» - зачем они нужны?

Задумавшись над проблемой, как научиться правильно разговаривать, постарайтесь избавиться от слов-паразитов. Обратите внимание на то, в каких ситуациях они чаще всего проникают в вашу речь. Даже человек, знающий, как красиво говорить, и в целом правильно строящий свою речь, иногда начинает непроизвольно вставлять лишние слова, если он взволнован, напряжен и не совсем точно представляет, что хотел бы сказать. Поэтому перед тем, как сказать фразу вслух, произнесите ее мысленно. Лучше говорить медленно, но правильно, чем быстро и с ошибками. И научитесь не волноваться перед публичными выступлениями.

Не стоит применять успокаивающие лекарства, если вам их не назначил врач. Просто внушите себе, что вы прекрасно знаете, о чем будете говорить, ваши оппоненты настроены к вам доброжелательно и непременно будут вас слушать

Хотите быть в центре внимания? Развивайте речь и учитесь интересно рассказывать истории

Казнить нельзя помиловать

Интонация способна свести на нет все старания говорящего. Зачастую смысл сказанного зависит именно от интонации – вспомните хоть выражение «ну да, конечно» в значении «нет, ни в коем случае». Бывает, что по фразе вообще не понять, согласен с вами собеседник или нет, предложение «да нет, наверное» можно трактовать как угодно. Конечно, употребление в речи подобных двусмысленных выражений неизбежно, ведь язык – живой организм, в котором есть несколько лексических уровней, слова, ранее относившиеся к «высокому штилю», могут перейти в обыденную речь и наоборот. Архаизм может звучать торжественно или комично, все зависит от того, как говорящий его произносит. Как научиться правильно говорить, если не владеешь искусством интонации? Ничего невозможного нет. Поможет обычный школьный разбор предложения. Во фразе, которую вы хотите произнести, выделите главные и второстепенные члены предложения. Подумайте, что важнее – предмет, о котором говорится, или его действие и состояние. Может быть, вы хотите подчеркнуть какие-то свойства этого предмета или, скажем, сделать особый акцент на то, что он движется быстро? От этого зависит, на каком слове вы сделаете основное ударение, а на каком – второстепенное. Попробуйте прочитать первую попавшуюся фразу из учебника несколько раз, меняя интонацию.

Научиться красиво говорить

Научиться красиво говорить

Фото: Shutterstock

Читать и пересказывать

Следующий этап обучения правильной речи – составление небольших рассказов. Прочитайте короткий текст, состоящий из трех-четырех предложений. Подумайте, в какой фразе выражена основная мысль. Прочтите отрывок с правильной интонацией, а затем попробуйте его пересказать. Не обязательно заучивать рассказ наизусть. Вам важно передать его смысл. Повторяйте это упражнение каждый день, постепенно выбирая все более крупные отрывки. Записывайте свой голос на диктофон, отмечая, что у вас получилось так, как вы хотели, а над чем надо еще поработать. Сочиняйте и свои собственные короткие рассказы. Темы для них можно найти всегда. Даже самый банальный эпизод может быть интересен собеседнику, если вы красиво его подадите.

Читайте далее: учим ребенка решать уравнения

Вас услышат! 7 советов, как поддержать любую беседу

www.wday.ru

Учимся говорить правильно

Екатерина Климонтович: Увлекательная логопедия

Екатерина Климонтович: Увлекательная логопедия. Учимся говорить правильно. Для детей 4-5 лет

Аннотация к книге «Увлекательная логопедия. Учимся говорить правильно. Для детей 4-5 лет»

В пособии представлена система игр и упражнений по развитию речи, сложившаяся в процессе 30-летней практической работы автора. Книга включает задания по развитию мышления и фразовой речи, грамматического строя речи, звуко-буквенного анализа, формированию четкой дикции, графических навыков. Пособие учит ребенка не только говорить, но и слушать, думать, анализировать, самостоятельно искать правильные решения.

Подход автора показал свою универсальность как в занятиях с нормально развивающимися детьми 4-5 лет, так и детьми с ОНР, ЗПР, ЗПРР, аутизмом. Книга может использоваться как в групповой, так и в индивидуальной работе.

Пособие адресовано логопедам, дефектологам, коррекционным педагогам, воспитателям, студентам педагогических вузов, а также родителям.

Заказала эту книгу по совету логопеда-дефектолога,который занимается с моим сыном. Ему 6лет. Диагноз ЗПРР. Понятно говорить он начал только в 5лет. Сейчас плохо различает единственное и множественное число,а так же род.Книга содержит нужные нам упражнения для коррекции этой проблемы. Пособие действительно хорошее. Удобно всё. Заниматься можно самостоятельно,если у вас нет возможности ходить на занятия к специалистам,то эта книга-тетрадь вам поможет. Каждый урок состоит из логического.

Источник: Екатерина Климонтович: Увлекательная логопедияКнига: Увлекательная логопедия. Учимся говорить правильно. Для детей 4-5 лет. Автор: Екатерина Климонтович. Аннотация, отзывы читателей, иллюстрации. Купить книгу по привлекательной цене среди миллиона книг "Лабиринта" | ISBN 978-5-4212-0415-2http://www.labirint.ru/books/543976/

Развитие речи

Психологи считают, что интеллект ребенка напрямую связан с уровнем развития речи. Чем раньше ребенок научится правильно воспринимать и анализировать звуки речи, тем быстрее будут развиваться его интеллектуальные способности. Кроме того, в дошкольном и младшем школьном возрасте активно развивается способность общаться. Уверенная и непринужденная речь, умение свободно выражать мысли и чувства поможет ребенку адаптироваться в любом детском коллективе, придаст уверенности в себе и позволит избежать многих психологических трудностей и проблем в общении.

В легкой, веселой и ненавязчивой форме эта программа научит ребенка верно ориентироваться в звуках окружающего мира, правильно говорить и внимательно слушать. Также малыш познакомится с основами письменной речи, увидит связь буквы и звука, приобретет навыки чтения. Увлекательные задания помогут расширить кругозор, увеличить словарный запас, развить логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.

Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного (от 5 лет) и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению, а также для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Программа содержит четыре раздела:

  • Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.)
  • Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов)
  • Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка)
  • Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста)

Источник: Развитие речиГрамотная и связная речь поможет ребенку адаптироваться в любом детском коллективе, придаст уверенности в себе и позволит избежать многих проблем в общении.http://www.nd.ru/catalog/products/speechcorrect/

Учимся говорить правильно

В легкой, веселой и ненавязчивой форме программа «Учимся говорить правильно» научит ребенка верно ориентироваться в звуках окружающего мира, правильно говорить и внимательно слушать. Также малыш познакомится с основами письменной речи, увидит связь буквы и звука, приобретет навыки чтения. Увлекательные задания помогут расширить кругозор, увеличить словарный запас, развить логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.

2) Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов)

3) Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка)

4) Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста)

* Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи

* Несколько уровней сложности в каждом задании

* Программа разработана совместно с учителями-логопедами

* Рекомендации по работе с программой для родителей и воспитателей

* Процессор Pentium® II 450 МГц

* 128 МБ оперативной памяти

* 60 МБ свободного места на жестком диске

* Разрешение экрана 800х600 с глубиной цвета 16 бит

Источник: Учимся говорить правильноУчимся говорить правильно. Скачать Программы и игры Для детей для малышейhttp://www.moymult.ru/publ/dlja_detej/programmy_i_igry/uchimsja_govorit_pravilno_skachat/2-1-0-416

Учимся говорить правильно

Название: Учимся говорить правильно. Домашний логопед

Год выпуска: 2009

Лекарство: Не требуется

Размер архива: 200 mb

Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного (от 5 лет) и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению, а также для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Ребенок научится верно ориентироваться в звуках окружающего мира, правильно говорить и внимательно слушать. Также малыш познакомится с основами письменной речи, увидит связь буквы и звука, приобретет навыки чтения. Увлекательные задания помогут расширить кругозор, увеличить словарный запас, развить логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.

Программа содержит четыре раздела:

Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.)

Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов)

Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка)

Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста)

Развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения

Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи

Несколько уровней сложности в каждом задании

Программа разработана совместно с учителями-логопедами

Рекомендации по работе с программой для родителей и воспитателей

Операционная система: Windows 98/2K/XP/2K3/Vista/7

Процессор: Pentium® III

Оперативная память: 128 МБ RAM.

Разрешение экрана: 800х600

..

Источник: Учимся говорить правильноНазвание: Учимся говорить правильно. Домашний логопед Год выпуска: 2009 Формат: Flash Качество: Отличное Интерфейс: Русский Лекарство: Не требуется Размер архива: 200 mb Названhttp://baby-best.ru/materialy-razvitiya/igry/obuchayuschie-igry/17034-uchimsya-govorit-pravilno-domashniy-logoped.html

psihologvsem.ru

Как научить ребенка говорить правильно в домашних условиях? | Обучение

Занятия могут проводиться с любым малышом дошкольного возраста, меняется лишь подход: игровая форма, тональность, время и т. п. Каждая мама знает своего ребенка и легко сможет применить все задания по обучению малыша на практике.

Несколько полезных советов перед началом занятий:

  • Становитесь на уровень малыша, чтобы он с легкостью мог смотреть вам в глаза и следить за вашими действиями.
  • Самых маленьких можно брать на колени и самим делать массаж лица, а остальные задания — не больше пяти-семи минут в игровой форме.
  • Занятия желательно проводить ежедневно, затрачивая не более 15 минут, в зависимости от возраста ребенка.
  • В любом возрасте применяйте игровую форму, иначе даже самый спокойный ребенок перестанет вас слушать.
  • Не старайтесь выполнить за один раз все нижеперечисленное: массаж, артикуляционную гимнастику обычно делают полностью (но на свое усмотрение, чтобы занятие не наскучило ребенку), а произношение букв и скороговорок можно разделить по дням.
Как научить ребенка говорить правильно в домашних условиях?Фото: 3643825, pixabay.com

Массаж лица

Массаж лица сам по себе, конечно, большой роли не сыграет, но при совмещении с артикуляционной гимнастикой и голосо-речевыми тренингами очень полезен для чистоты нашей речи.

Поставьте ребеночка перед собой и, показывая и озвучивая свои действия, делайте вместе с ним массаж лица.

1. Подушечками пальцев нежно поглаживаем надбровные части лба, приговаривая: «Вот как мы себя любим, вот как мы себя голубим…» Переходим к крыльям носа и гайморовым пазухам, не забывая приговаривать: «А вот какой у нас носик, вот какой у нас курносик…» Затем разглаживаем область вокруг губ, скулы до ушей и обратно: «Ротик наш роток, ты совсем не молчунок! Ушки наши ушки, ушки на макушке!»

2. Легкое постукивание подушечками пальцев в тех же зонах. Как поглаживание, так и постукивание осуществляется двумя руками, движения идут то навстречу друг другу, то в противоположную сторону. Не забывайте все время разговаривать с ребеночком: «Вот какие мы красивые! Вот какие мы послушные! Вот как мы себя погладили!» Как научить ребенка говорить правильно в домашних условиях?Фото: PublicDomainPictures, pixabay.com

Артикуляционная гимнастика

1. Воздушный шарик.

«А какой бывает воздушный шарик? Ну-ка, надуем щечки! Вот так!» Надуваем щеки, как воздушный шарик, и в той же последовательности, теми же движениями делаем массаж.

2. Паровозик.

«А как у нас паровозики дудят? Ту-ту, вот так губки в трубочку сложим! Вот какие молодцы!» Вытягиваем губы трубочкой, делаем ими вращение по часовой, затем против часовой стрелки. Затрачивая одну-две минуты в одну сторону, столько же — в другую.

3. Улыбка.

«А как мой малыш улыбается? Как он маме улыбается? Вот как он улыбается!» Растягиваем губы в улыбку и стягиваем трубочкой, примерно одну-две минуты.

4. Поцелуйчик.

«А теперь давай поцелуемся с мамочкой вот так!» Имитация поцелуя: губы вытягиваются в трубочку, становятся упругими, раздается звук поцелуя и губы расслабляются. Также примерно одну-две минуты.

5. Лошадка.

«А как мы говорим лошадке „Стой“? „Тфпр-тфпр!“ — Вот как мы говорим лошадке!». Расслабляем губы и произносим звук, похожий на тот, которым останавливают лошадь — тфпр-тфпр, только без перерыва и забора дыхания. Упражнение очень сильно раздражает губы, поэтому со временем его выполнения определитесь сами.

6. Ротик.

«А теперь давай себя погладим язычком, вот так!» Погладьте губы языком, по часовой стрелке и против.

7. Язычок.

«А давай посмотрим, у кого язычок длинней, у мамы или у тебя, ну-ка, повторяй за мамой!» Дотрагиваетесь языком сначала до верхней губы, потом до нижней, затем уголок левой стороны и уголок правой стороны рта. Как научить ребенка говорить правильно в домашних условиях?Фото: timkraaijvanger, pixabay.com

И напоследок, двумя руками имитируя умывание, погладьте свое лицо и шею, аккуратно, подольше, растирая от лба, по гайморовым пазухам, к шее.

После артикуляционной гимнастики произносим гласные звуки. Чаще всего, гласные произносятся детками гораздо правильнее и учатся без особых проблем. Но и над ними не мешает поработать.

А — а — а — первый раз произносим коротко и отрывисто. Очень аккуратно, не напрягая челюсть, дабы не получить вывих челюсти!

Аааааа — длинный звук на одном дыхании, не повышая и не понижая интонации.

Проговариваем точно так же и остальные буквы — «о-о-о», «у-у-у», «ы-ы-ы», «э-э-э», «е-е-е», «ё-ё-ё», «и-и-и», «ю-ю-ю».

Тренинг на парные согласные (произносить несколько минут, как скороговорку, для разнообразия можно чередовать скороговорку с напевностью). После каждой буквы желательно проговорить скороговорку с наличием этой буквы.

Б — Бу-бо-ба-бэ-би-бы

П — Пу-По-па-пэ-пи-пы

В — Ву-во-ва-вэ-ви-вы

Ф — Фу-фо-фа-фэ-фи-фы

Г — Гу-го-га-гэ-ги-бы

К — Ку-ко-ка-кэ-ки-бы

Д — Ду-до-да-дэ-ди-ды

Т — Ту-то-та-тэ-ти-ты

Ж — Жу-жо-жа-жэ-жи-жы

Ш — Шу-шо-ша-шэ-ши-шы

З — Зу-зо-за-зэ-зи-зы

С — Су-со-са-сэ-си-сы

Чем хороши эти и подобные занятия — их можно проводить в игровой форме, где угодно: в поликлинике, в самолете, идя по улице.

Как научить ребенка говорить правильно в домашних условиях?Фото: zilaseger, pixabay.com

Мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поэтому не забывайте массировать ладошки ребеночка, т.к. в них находятся точки, отвечающие за это. Можно брать не очень жесткие щетки, массировать по часовой стрелке и обратно, приговаривая:

Ёжики-ёжики гладят ручки.Маленькую девочку (маленького мальчика)говорить научат!

А также занимайтесь с ребенком аппликацией, перебирайте различные крупы, нанизывайте бусы, лепите поделки из соленого теста или пластилина, применяйте старые русские потешки для развития мелкой моторики (такие как «Сорока-белобока», «Мальчик-с-пальчик»).

Если мама будет уделять развитию речи ребенка должное внимание, он очень быстро, а самое главное — правильно, научится говорить.

shkolazhizni.ru

"Учимся говорить правильно"

Для чего надо красиво и правильно говорить

Речь не является врожденным качеством человека. Она формируется у ребенка после рождения в общении с родителями, другими взрослыми, детьми. Речь чрезвычайно тесно связана с мышлением, поведением, эмоциями ребенка. Поэтому ее нарушения могут отрицательно сказываться на умственном развитии ребенка, на состоянии его нервной системы, на характере поведения и, конечно же, на его будущей учебе в школе.

Умение говорить - главная составляющая успешного и счастливого человека. Невнятная, блеклая речь очень часто сводит на нет все усилия человека, - общение со сверстниками, школьный экзамен или первое собеседование на работе.

Умение красиво говорить нужно прививать ребенку с детства. Научи ребенка говорить красиво – дай ему шанс на успех в жизни! Да, но как это сделать?

Основные проблемы в развитии речи у детей

Каковы причины неправильной речи? Она может быть вызвана неправильным строением челюстей, губ, зубов, твердого или мягкого неба. В этом случае, чтобы устранить причину плохой речи, следует обратиться к зубному врачу-ортодонту или челюстному хирургу. Они, скорее всего, помогут Вашему ребенку устранить причину плохой речи. Другой причиной может быть нарушение мозговых механизмов формирования звука. Такое нарушение может быть как следствием слабости нервных процессов, так и результатом действия ряда самых случайных и непредсказуемых факторов. Однако в этом случае часто нужна достаточно серьезная помощь логопеда.

Одни дети мало читают, поэтому их словарный запас крайне скуден. Другие необщительны, и их речевые навыки редко используются. Третьи слишком активны и буквально захлебываются словами, не договаривая фразы до конца. Но общей проблемой всех этих ребят является частое использование местоимений и междометий, слов-паразитов - таких, как «значит», «это», «как бы» - и замена слов жестами. Испытывая трудности в выражении своих мыслей, дети начинают подражать сверстникам, в результате чего усваивают не самые лучшие образцы лексики.

Существуют возрастные особенности недоразвития речи. У младших школьников обычно не хватает словарного запаса, они могут употреблять слова в неправильном значении и говорить простыми предложениями. Из-за этого пересказ текста может быть неполным и несвязным.

 

 

Общие рекомендации для родителей

Не коверкайте слова. Некоторым мамам трудно удержаться от «сюсюканья», но логопеды утверждают, что это не помогает формированию правильных речевых навыков, скорее, наоборот. Пусть ребенок в свое удовольствие называет булочку «бубаськой» а кошку «кикя», но от родителей он должен слышать правильное произношение, иначе он усвоит исковерканный вариант и впоследствии его придется переучивать.

Чтобы научить ребенка говорить, развивайте у него мелкую моторику рук. Дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и координацию пальцев рук, находятся рядом. Играйте с ним в «пальчиковые» игры, стимулируйте его к тому, чтобы он научился совершать руками такие операции, как застегивание пуговиц, завязывание шнурков, пусть малыш учится обращаться с ложкой и цветными мелками.

Поощряйте познавательные способности крохи. Чтобы научить ребенка говорить, мало развивать его артикуляционные навыки – нужно еще, чтобы он в уме соотносил слова с соответствующими предметами и явлениями. Поэтому когда ребенок без конца пристает к вам, тыкая пальцами в различные предметы, чтобы вы сказали, как они называются, не пытайтесь отделаться от крохи, а рассказывайте ему обо всем, что ему интересно.

Читайте малышу побольше книжек (особенно маленьким детям нравятся простые ритмичные стишки с яркими картинками). Это не только развивает воображение, но и способствует расширению словарного запаса и закреплению в памяти уже известных ребенку слов.  Заметьте момент, когда малыш начал интересоваться книжками (не с точки зрения того, чтобы их порвать и погрызть) и сделайте чтение частью режима дня ребенка.

Обязательно объясняйте ребенку значения новых слов, используя только знакомые слова. Чтобы ребенок научился говорить предложениями и более ясно и связно излагать свои мысли, почаще вовлекайте его в диалог, задавайте ему побольше вопросов.

Расширяем словарный запас, учим причинно-следственным рассуждениям (4-5 лет). Начать можно с игры в антонимы: большой - маленький, холодный - горячий и т.п. Вы называете слово, ребенок дает на него антоним, и наоборот. Отлично развивает речевую активность игра "Кто кем будет”: яйцо цыпленком, мука - хлебом, мальчик - мужчиной и т.д. Попросите ребенка закончить фразу типа: "Листья с деревьев облетели, потому что...”. Предложите ребенку придумывать синонимы к словам. Вовлекайте в игры других членов семьи.

Если вы будете постоянно заниматься с ребенком по этому плану, можно гарантировать, что к пяти годам ваш малыш станет первоклассным оратором.

Советы профессионала

Первый совет. Необходимо помнить, что ребенок не рождается с умением красиво говорить. Ораторское мастерство – приобретенный навык, который ребенку надо прививать с детства. Например, начиная учить стишки, маленький ребенок, как правило, спешит, и поэтому тараторит. Важно объяснить ребенку, что он должен рассказать стих так, чтобы все слова расслышали слушатели. Ведь, если слова прожеваны, окончания проглочены, не понятны, стих не понравится слушателям. Чтобы ребенок читал выразительно, с интонацией, родители должны на собственном примере показать, как это делать. То есть прочитать стихотворение медленно, с паузами, с интонацией.

Второй совет. Расскажи малышу, что для того чтобы слушателям было интересно, ребенку должно быть интересно рассказывать. Так что пусть ребенок сам выбирает, какие стишки ему учить. Чтобы ребенок понял, что значит интересно и неинтересно прочитанный текст, прочитай одну и ту же самую сказку с выражением и без выражения.

Третий совет. Если ребенок стесняется, говорит тихо, глотает окончания, запиши его на диктофон и дай послушать. А потом скажи: "Давай потренируемся, и ты расскажешь папе стих так, чтобы было хорошо слышно слова. И не торопись, ведь когда говоришь быстро, не все хорошо слышат и понимают сказанное". А еще очень важно в обучении позитивное воспоминание. Хвали ребенка, даже если он неидеально произнес речь. Восхищайся своим малышом, школьником, подростком – так ты воспитаешь уверенного в себе человека. Когда ребенок понимает, что его любят не за его оценки и достижения, а просто так, он обязательно станет успешным.

Техника "пустого стула" для робкого ребенка. Эту технику разработала педагог Марианна Франке-Грикш, которая долгое время работала в горячих точках планеты, помогая детям преодолеть трудности в общении. Она подходила к напуганному и встревоженному малышу и говорила: "Представь себе, что рядом сидят твои папа и мама. Они тебя любят и поддерживают". Говорят, успехи ее воспитанников просто потрясающие.

Называем вещи своими именами. Дети часто путают похожие по смыслу слова: например, перчатки называют варежками, блюдца - тарелками и т.д. Чтобы ребенок увидел различия, можно предложить ему нарисовать близкие понятия и проанализировать те детали, которые характеризуют каждое из них. Затем попросите ребенка дополнить сделанные вами идентичные заготовки. Например, пусть он пририсует манжеты к варежке и к перчатке. Опора на зрительный анализатор позволит ребенку наглядно представить и лучше запомнить эти слова.

Для расширения словарного запаса можно использовать и другое упражнение, в котором также используются зрительные «подсказки». Составьте и напишите рассказ, где вместо существительных будут нарисованы небольшие картинки, и попросите ребенка прочесть его. Детям среднего школьного возраста понравятся задания, в которых нужно угадывать слова, опираясь на эрудицию. Например: «Найди слово, которым называют рыбу и наклонную поверхность» (Ответ: скат). Или: «Как можно одинаково назвать магазин и скамейку?» (Ответ: лавка).

Избавляемся от «слов-паразитов» Договоритесь с ребенком о системе штрафов и поощрений за употребление и, соответственно, пропуск его любимых «как бы», «ну», «значит» и т.д. Допустим, можно начислять очки, которые в конце дня будут обмениваться на конфеты. Также предложите ребенку замену «слов-паразитов». Вместо их употребления можно просто сделать паузу, потеребить ремешок часов или посмотреть на собеседника.

Активная речь. До определенного возраста малыш понимает гораздо больше слов, чем может произнести. Это называется «пассивная речь». Как можно помочь ребенку скорее сделать ее «активной»?

• Старайтесь, чтобы ваша речь была наполнена эмоциями.

• Читайте вслух сказки и включайте аудиокниги.

• Играйте в пальчиковые игры, развитие мелкой моторики пальцев напрямую стимулирует развитие речи.

Упражнения для развития правильной речи

Пересказываем тексты. В 5-6 лет дети уже должны учиться пересказывать небольшие тексты, в пределах 6 предложений. Причём пересказывать теми словами, которые были переданы автором. Именно в этом возрасте формируется умение внимательно слушать. Часто дети при пересказе даже главных героев выпускают. Например, сказку «Курочка Ряба» рассказывают так: «Жили бабка и дедка, пришла курочка, снесла яичко, оно разбилось». Про мышку даже не вспоминают, будто и не было её вовсе. А ведь очень важно, кто разбил яичко. Или говорят: «Курочка сказала», но в сказке-то она прокудахтала. На это надо обязательно обращать внимание и исправлять, а сложные, непонятные слова объяснять и повторять, проговаривать их вместе.

Чтобы малыш смог сам хорошо пересказать, советую помочь ему картинками, схемами, пусть сам что-то по прочитанному нарисует.

Если чадо не может пересказать, задавайте ему наводящие вопросы, предложите рассказать вместе. Можно поиграть в игру «Кто это делал?». Вы называете слова-действия, а ребёнок отвечает, кто это делал. Например: «Кто в сказке кудахтал?» «Курочка Ряба», - отвечает малыш. Или наоборот: «Курочка Ряба что делала?» - «Кудахтала».

А можно ребёнка запутать. Сказать, например, что кудахтала мышка, и малыш должен исправить ошибку. Есть игра «Последовательность действий». То есть мы одними словами-действиями рассказываем сказку, не употребляя существительных и не называя героев: жили-были, жила, снесла, прибежала, махнула и т.д. А ребёнок пусть расскажет всеми словами. Чтобы заинтересовать малыша, скажите, например, что Буратино рассказал сказку одними этими словами, и предложите помочь ему составить сказку правильно.

Почему я так много уделяю внимания пересказу? Да потому, что если ребёнка в этом возрасте не научить пересказывать, то проблемы будут нарастать как снежный ком. В старшей и подготовительной группах он не научится составлять рассказы. А ведь хорошее умение пересказывать приводит к умению хорошо составлять рассказ. Структура текста одинаковая. И если ребёнок запомнит фразы из текста, композицию текста, которую он когда-то слышал и пересказывал, потом перенесёт эту структуру на любую картинку и сможет легко составить по ней рассказ. Ну а в школе, соответственно, написать сочинение.

Разглядываем картинки. В этом возрасте нужно научить ребёнка рассматривать картинки. Очень многие дети мелкие, но значимые предметы на картине просто не видят, то есть не видят всю картину целиком и не понимают скрытого смысла нарисованного. И выясняется это часто уже в подготовительной группе, когда ребята учатся составлять по картинке рассказ.

 Рассматривание, как правило, детям даётся с трудом. А чтобы помочь ему в этом, рекомендую задавать вопросы типа: «Что ты видишь на картинке?», «Что делают герои на картинке?», «А где на картинке ты видишь цветочек или домик?» и т.д. Можно ещё поиграть в «Путешествие». Предложите малышу «зайти» в картину и спросите: «Где мы оказались, какое здесь время года, что ты слышишь?» Если на картине нарисованы птицы, то они должны петь или щебетать, а если машина - то гудеть.

Тренируем ручки. Если ребёнку уже исполнилось 5 лет, то все звуки он должен произносить правильно. Но, к сожалению, таких детей всего лишь около 10 %.

Если в этом возрасте есть проблемы со звукопроизношением, то нужно срочно обратиться к логопеду и обязательно заниматься с малышом дома. Для занятий можно использовать все те упражнения, что я предложила для детишек младшей группы.

В дополнение с четырёх- и пятилетними можно поиграть уже и в «Театр теней». Эта игра нравится всем без исключения. Выключаете свет, оставив только настольную лампу, и на белой стене, да даже и на обоях, изображайте с помощью рук различные предметы или животных. Можно даже попробовать разыграть какую-нибудь сказку.

Если есть возможность, обязательно купите перчаточные или пальчиковые куклы. Во время игры с ними замечательно развиваются и укрепляются руки и пальчики.

В этом возрасте очень важно научить ребёнка правильно держать карандаш, работать кисточкой. И лучше всего поможет в этом трёхгранный карандаш. Ведь его можно держать только правильно - больше никак. Начинать нужно с обводки. На листе в клеточку точками или пунктирной линией нарисуйте что-нибудь несложное, и пусть малыш обводит точки. Так он присматривается к клеточкам и начинает их видеть, воспринимать. Кроме того, именно в этом возрасте формируется умение правильно закрашивать. Уберите потихоньку фломастеры, достаньте хорошие твёрдо-мягкие цветные карандаши. Объясните, что есть граница, переходить которую нельзя, что раскрашивать нужно в одном направлении: слева направо или сверху вниз с одинаковым нажимом и без пробелов. Всё это выполнить ребёнку очень и очень сложно, но если работать ежедневно, хотя бы по рисунку или по одной детали в день, то за год возможно научить. У меня был мальчик, который в средней группе даже карандаш держал неправильно (кулаком). Мы договорились с родителями, чтобы они купили ему стопку раскрасок, и за год мальчик научился не только правильно держать карандаш, но и хорошо раскрашивать. Так, как иногда не раскрашивают дети подготовительной группы. Не получается заниматься каждый день - хотя бы каждые выходные. И то прогресс будет заметный. Ведь от того, как развиты ручки, зависит и звукопроизношение.

Не нужно забывать и о здоровье ребёнка. В последние годы появилось очень много физически ослабленных детей, а это влияет на развитие речи, на формирование характера. Занимайтесь с ним физкультурой, кормите здоровой пищей. Обязательно давайте детям грызть яблоки, редиску, морковку, репу и другие твёрдые фрукты и овощи. Это имеет значение для формирования артикуляционных мышц и развивает умение вовремя глотать слюни. К сожалению, сейчас много зубочелюстных аномалий. И это очень большая проблема, ведь правильное звукопроизношение зависит и от состояния рта. Поэтому не пренебрегайте советами педиатров, неврологов, стоматологов и врачей других специальностей, выполняйте их рекомендации, тогда и с речью ребёнка будет меньше проблем, да и исправить недостатки будет проще.

Снежинки. (материал: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток) Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторите 2-3 раза.

Бабочка, лети!  (материал: 2-3 яркие бумажные бабочки, каждая подвешена на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка). Задача ребенка – дуть на бабочек, чтобы они «летели». Дуть нужно не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова.

Скороговорки для развития речи

Скороговорки на звук [Ш]

Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила - рукав не дошила.

Шакал шагал, шакал скакал. Шашки на столе, шишки на сосне.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Шлепают гуськом гусак а гусаком. 

Скороговорки на звук [Ж]

Поезд мчится скрежеща: жэ, че, ша, ща.

Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу:

Жи, же, жа, жу. У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Скороговорки на звук [Ч]

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

Четыpе чёpненьких чумазеньких чеpтёнка чеpтили чёpными чеpнилами чеpтёж. Чрезвычайно чисто.

Птичку напичкали спичками.

Наша дочь речистая, речь у неё чистая.

Скороговорки на звук [Щ]

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

Скороговорки на звук [Р]

В бору бобёр и брат бобра работают без топора.

В грозу от груза арбузов развалился кузов.

В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы..

Скороговорки на звук [В]

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

Волхвовал волхв в хлеву с волхвами. 

Скороговорки на звук [Ф]

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча. 

Скороговорки на звук [Т]

Сидел тетерев на дереве, тетёрка с тетеревами на ветке.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом. 

Скороговорки на звук [Ц]

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Скороговорки на звук [З]

Бизоны у Зои на комбинезоне.

В загоне на газоне бизоны.

В замке зайка под замком.

Скороговорки на звук [С]

У Сени и Сани в сенях сом с усами.

У осы не усы, не усища, а усики.

 

xodireva-volok-dou26.edumsko.ru