Ведомственная принадлежность предприятия и учреждения: определение, примеры. Учреждения пример


Бюджетные организации. Государственные учреждения: примеры

Работа органов власти в аспекте развития общественных институтов и решения управленческих задач в значительной степени осуществляется посредством функционирующих на различных уровнях бюджетных учреждений. Это школы, детские сады и иного рода образовательные структуры, лечебные заведения, различного рода профориентационные центры и многие другие социально значимые организации. Каковы признаки бюджетных учреждений? По каким принципам в них реализуется бухучет и исчисляются налоги? Каковы нюансы использования терминов, отражающих возможные варианты учреждения бюджетных организаций?

Что такое государственное учреждение?

Для начала определимся с распространенными трактовками понятий, о которых идет речь. Государственные учреждения - это субъекты хозяйственной, исполнительно-распорядительной и иного характера деятельности, создаваемые властными органами РФ на федеральном, региональном уровнях. Исходя из формулировки одного из релевантных законов (а именно, ФЗ № 7 от 12 января 1996 года), к государственным очень близки учреждения муниципальные. То есть те, что создаются на уровне отдельных населенных пунктов, районов или округов.

Бюджетные организации

В ряде случаев с термином "государственные учреждения" отождествляется понятие "бюджетные организации". Однако последние в связи с относительно недавними реформами в системе госуправления в ряде случаев принимают более узкую трактовку. В статье мы изучим обстоятельства, которые это определяют.

Классификация учреждений

Основные типы госучреждений - казенные, автономные, а также бюджетные. Есть три главных критерия, по которым три указанных типа организаций различаются между собой. Во-первых, это обязательства. Во-вторых, это функции. В-третьих, это специфика финансового обеспечения и управления денежными средствами. Рассмотрим особенности каждого из критериев.

Государственные учреждения, относимые к казенным, ответственны по своим обязательствам, исходя из располагаемых денежных средств. Если их недостаточно, то соответствующие обязаннности возлагаются на собственника организации. Бюджетное учреждение - прежде всего именно в таком контексте можно сужать трактовку термина - отвечает по имеющимся обязательствам имуществом, которым пользуется посредством оперативного управления (включая то, что приобретено за счет выручки от предпринимательской деятельности), а также недвижимостью. Автономные государственные организации в аспекте своих обязательств ответственны любым имуществом, кроме недвижимости (а также того, что относится к типу "особо ценных").

Государственные учреждения

Также, как мы отметили выше, бюджетное учреждение, автономное и казенное отличаются функциями. Рассмотрим соответствующую специфику разграничения для каждого типа организаций. Казенные учреждения призваны выполнять, главным образом, государственные и муниципальные функции, равно как оказывать услуги как в отношении физических, так и юридических лиц. В свою очередь, деятельность бюджетной организации, а также автономной, должна быть сконцентрирована только на обслуживании. Государственные и муниципальные функции данного типа учреждения выполнять не должны.

Третий критерий отражает финансовый аспект работы госорганизаций. Прежде всего, он может выражаться в источниках основного финансирования. В случае с автономными и бюджетными организациями это субсидии, а для казенных учреждений предусмотрена соответствующая бюджетная смета.

Бюджетные организации Москвы

Доходы, которые поступают в госструктуры на счет самостоятельной деятельности (этот аспект мы также изучим - чуть позже), также подлежат распределению в рамках несхожих правил. В случае с автономным или бюджетным учреждением - они идут в самостоятельное пользование организацией, что касается казенных госструктур - перечисляются в бюджет. Отметим также, что бюджетные и казенные учреждения могут иметь расчетные счета только в Федеральном Казначействе, а автономные - также и в коммерческих банках.

Нюансы классификации

Вместе с тем, как отмечают юристы, в российских законах нет правовых норм, которые бы устанавливали критерии, по которым следует разграничивать понятия государственных "функций" и "услуг." Однако в некоторых правовых актах все же можно обнаружить соответствующие ориентиры. В частности, на базе формулировок Указа Президента РФ № 314 от 09 марта 2004 года, в котором затрагивается проблематика системы исполнительных органов власти, можно предположить, что ключевое различие заключается в том, наличествует или отсутствует в деятельности организации реализация политических или административных полномочий. Таких как, например, контроль, выдача лицензий, надзор и т. д.

Таким образом, термин "бюджетные организации" мы можем трактовать двумя способами. Во-первых, под таковыми структурами могут пониматься любые государственные организации. Во-вторых, термин "бюджетные организации" может отражать только один из трех типов госструктур. Тех, что, как правило, не включают в свою деятельность реализации властных полномочий и отвечают по своим обязательствам только тем имуществом, что есть у них в оперативном управлении.

Также отметим, что в ряде случаев термин "бюджетная организация" отождествляется с понятием "муниципальное учреждение". Строго говоря, особой ошибки здесь нет. Просто потому, что деятельность данного рода организаций возможна в силу финансирования за счет муниципального бюджета, который является неотъемлемой частью национальной системы управления финансами. То есть входит в общий бюджет РФ. Вместе с тем термин "муниципальное учреждение" и "государственная организация" отождествлять не вполне уместно. Почему? Дело в том, что в соответствии с российским законодательством, государственная и муниципальная власть независимы.

Таким образом, термин "бюджетная организация" допустимо употреблять как синоним таких понятий, как "государственное" или "муниципальное учреждение". Или же как самостоятельную категорию - в контексте классификации госучреждений. Термины "государственная организация" и "муниципальное учреждение" следует отождествлять осторожно. Только если соответствующий контекст не предполагает вероятности двойственного понимания. Разумеется, во всех официальных документах следует применять термины, исходя из фактического типа организации, определяемого тем, кто учредитель. Это всегда прописано на бумаге, в соответствующих правоустанавливающих документах.

Госучреждение или госпредприятие?

Выше мы сказали, что термин "государственные учреждения" синонимичен понятию "бюджетные организации". Примеры структур, вместе с тем, в которых принимает участие государство, могут быть самыми разными - есть, в частности, госпредприятия, госбанки. Являются ли они бюджетными организациями? Нет. не являются. Потому как типично бюджетные учреждения должны характеризоваться совокупностью следующих трех признаков:

  • основной профиль деятельности организаций не связан с коммерческими активностями;
  • учредителем структуры является Российская Федерация, ее субъект или же муниципальное образование;
  • главный источник финансирования работы учреждения - бюджет соответствующего уровня.

Таким образом, есть термины "госпредприятие", "государственная организация" и "учреждение". В некоторых случаях их, конечно, можно считать синонимами, но, исходя из контекста, может быть уместным определение только одного из них.

Например, если речь идет о таких структурах как Сбербанк или "Росатом", то их вполне допустимо называть "организациями", но никак не "учреждениями", поскольку их деятельность, по меньшей мере, не вполне соответствует первому и третьему признакам. Более того, для "Росатома" больше подходит термин "госпредприятие", так как данная структура занята в "реальном секторе".

Бюджетные организации примеры

Активности Сбербанка - главным образом коммерческие - выдача кредитов, обслуживание счетов, равно как и "Росатома", получающего выручку от реализации профильных проектов, связанных, в основном, с энергетикой. Соответственно, необходимость в бюджетной поддержке для каждой из этих организаций минимальна. В свою очередь, такого рода структуру как, например, Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Башкортостан в большей степени уместно назвать "государственным учреждением".

Какого рода соотношение терминов наиболее справедливо? Можно допустить, что "Государственное учреждение" - это всегда "организация", но крайне редко "предприятие". К слову, если в наименовании структуры применяется слово "бюджетный", то это, можно сказать, автоматически классифицирует ее как "организацию", не являющуюся предприятием, или, к примеру, госкорпорацией.

Какие еще признаки можно обозначить как характерные для госучреждений? Можно, в частности, обратить внимание на 8-й пункт статьи 161 Бюджетного Кодекса РФ - там сказано, что бюджетная организация не может кредитоваться в банках и иных финансовых структурах. В свою очередь, госпредприятие или госбанк, как правило, могут. Вместе с тем бюджетные организации вполне могут быть самостоятельным ответчиком в суде. Исполнение соответствующих обязательств может обеспечиваться лимитами бюджетных средств, а также предусматривает субсидиарную ответственность учредителя. Один из наиболее явных классифицирующих критериев - географическая привязка структуры. Например, бюджетные организации Москвы и большинства других населенных пунктов, как правило, именуются как принадлежащие к соответствующему району или территориальному органу власти. В свою очередь, в наименовании госпредприятий может обозначаться принадлежность к какой-либо правовой форме - например, к акционерному обществу.

Кто учредители?

Кем учреждается государственная бюджетная организация? Все зависит от уровня функционирования соответствующих органов власти. Что касается федеральных структур, то их учреждает, собственно, само государство, то есть РФ. Если речь идет о региональном уровне, то здесь учредителем выступает субъект - область, край, республика. В случае с муниципальными структурами - населенный пункт. Есть особенность, которой характеризуются бюджетные организации Москвы и других городов федерального подчинения. В них муниципальной единицей, как правило, выступает не сам населенный пункт в целом, а отдельные его административные части - в Москве это, например, районы. Следует отметить - у бюджетной организации может быть только один учредитель, функционирующий на конкретном уровне.

Виды деятельности бюджетных организаций

Какие виды деятельности обычно выполняют муниципальные и государственные учреждения (в данном контексте - всех трех типов)? Это определяется, прежде всего, основной целью их создания. Которой, исходя из формулировок российского законодательства, является необходимость реализации властных полномочий различных органов. Таким образом, деятельность бюджетной организации должна соответствовать тем целям, которые стоят перед учредившей их структурой. Конкретные ее виды должны быть указаны в Уставе учреждения. Если при ведомственной или надзорной проверке выяснится, что деятельность каких-то учреждений не соответствует целям учредителя (а также его полномочиям или профилю), то может быть принято решение о ликвидации данных структур или передаче в ведение другого органа (или на иной уровень власти). Все эти правила актуальны также и для муниципальных структур. В принципе, законодательство, регулирующее деятельность всех бюджетных, в широком смысле, организаций, в целом, довольно единообразно. В некоторых правовых источниках одни и те же нормы могут быть одновременно направлены на деятельность структур, функционирующих как на федеральном, так и на региональном или же местном уровне.

Отметим также, что государственная или муниципальная бюджетная организация может вести деятельность, дополняющую основную, но несхожую с ней в силу типовых признаков. Как правило, речь здесь идет о предпринимательских активностях. О ведении "бизнеса", о коммерческом заработке. Которые, в силу своих признаков, действительно далеки от реализации властных полномочий и оказания услуг гражданам. Вместе с тем сторонняя деятельность, о которой идет речь, должна соответствовать тем целям, для достижения которых было создано учреждение. И потому виды "бизнеса" бюджетных организаций также должны быть указаны в соответствующих учредительных документах.

Бюджетное учреждение

Какого рода предпринимательской деятельностью могут заниматься бюджетные организации? Примеры могут быть разными. Если это, например, школа, то предпринимательские активности могут выражаться в организации платных курсов, распечатке документов на принтере или их ксерокопирование, продажа канцелярских товаров.

Финансовый аспект

Финансирование бюджетных (организации, принадлежащие государству, но коммерческого типа предполагают самоокупаемость) структур, как правило, осуществляется за счет средств казны - федеральной, региональной, муниципальной. Также, денежные поступления могут появляться за счет "бизнеса" - дополнительных видов деятельности, а также за счет спонсорской помощи. Но, как правило, основной канал финансирования - это бюджет соответствующего уровня - муниципальный, региональный или федеральный. Управление располагаемыми денежными средствами соотносительно с основными функциональными активностями учреждения отражается в особом документе - плане финансово-хозяйственной деятельности. Отметим, что он нужен только для двух типов организаций - "автономных" и "бюджетных". Для "казенных" требуется составление другого документа - сметы доходов и расходов. Учредитель организации, в соответствии с положениями релевантных законов, должен установить порядок составления и предоставления подобного рода источников.

Налогообложение

Выше мы сказали, что, несмотря на то что государственные (или же муниципальные) учреждения и организации - бюджетные, своего рода "бизнес" они все же могут вести. Получаемый при этом доход, так же как и в случае с деятельностью коммерческих фирм, облагается налогом. Посредством каких норм происходят его исчисление?

Как только клиентом "коммерческого профиля", обратившимся в учреждение, или получателем услуги осуществляется оплата - в бюджетной организации фиксируется факт поступления денежных средств на расчетном счету или в Федеральном казначействе.

Деятельность бюджетной организации

Текущее налоговое законодательство РФ предполагает, что учреждение должно заплатить с выручки сразу несколько (если это применимо, исходя из специфики конкретных направлений деятельности) существующих на сегодня сборов. Речь идет, прежде всего, о налоге на прибыль. Касательно него - объектом обложения является весь объем поступившей на расчетные счета организации выручки, уменьшенный, при этом, на произведенные расходы. Источники доходов могут быть разные - выше мы привели несколько примеров. Вместе с тем прибылью не считаются поступления в рамках бюджетного финансирования, а также иного рода поступления целевого характера - прежде всего, спонсорская помощь. Ставка налога на прибыль для бюджетных организаций - 20%. Уплате в соответствующую финансово-хозяйственную систему субъекта РФ подлежит 18%. В федеральный бюджет отчисляется 2%. Отчетные периоды - первый квартал, полгода, а также девять месяцев.

Бухгалтерский учет

Следующий аспект деятельности государственных учреждений - бухучет. Зарплата в бюджетной организации, доходы от "бизнесов", а также спонсорская помощь - все это учитывается посредством бухгалтерских механизмов. Правила и нормы, касающиеся этих процессов, регулируются федеральным законодательством. Ключевые источники права здесь - НК РФ, а также ФЗ "О бухгалтерском учете". Какие нюансы, касающиеся данного направления деятельности учреждений, можно отметить?

Оплата в бюджетной организации

Выше мы сказали, что имущество бюджетных организаций находится в оперативном управлении. Интересно то, что, согласно нормам закона, оно в процедурах бухучета классифицируется так, как если бы находилось в собственности (как в случае с коммерческими структурами). Таким образом, в практике работы государственных учреждений, как полагают некоторые эксперты, можно пронаблюдать случай реализации вещных прав вне института собственности.

Госучреждения автномного типа, а также бюджетные должны использовать в своей деятельности планы счетов бухучета, определенные соответствующими Приказами Минфина. Для каждого типа учреждений они разные. Казенные организации должны задействовать план счетов бюджетного учета, также нормированный соответствующим Приказом Минфина. Работа в бюджетной организации бухгалтера, очевидно, предполагает весьма высокий уровень ответственности.

Доходы и расходы

Какого рода доходы и расходы могут фигурировать в отчетных и бухгалтерских документах госучреждений? Какова специфика их фиксации в соответствующих источниках? Касательно бюджетных учреждений, расходы могут быть классифицированы только по следующим основаниям:

  • оплата труда в рамках трудовых договоров;
  • перечисление взносов в ПФР, ФСС, ФОМС за сотрудников;
  • предусмотренные законодательством трансферты;
  • выдача командировочных и иных вплат в адрес сотрудников;
  • оплату товаров и услуг в соответствии с контрактами муниципального или государственного типа, а также сметами.

Иные варианты расходования средств бюджетными организациями не разрешены законом.

fb.ru

особенности функционирования, примеры :: BusinessMan.ru

В РФ функции федеральной или местной власти реализуют преимущественно государственные и муниципальные учреждения. В качестве их основателей выступают разные органы или МО. Рассмотрим далее подробно государственные учреждения.

Общие сведения

Учреждением считается юрлицо, которое образовано собственником с целью реализации социально-культурных, административных либо других непредпринимательских функций. Оно финансируется создателями частично или полностью. Российские государственные учреждения управленческого типа представлены аппаратами законодательных органов, исполнительными институтами власти, комитетами, отделами, министерствами, подразделениями прокуратуры и проч.

Классификация

Государственные учреждения, как и предприятия, подразделяются на виды в зависимости от:

  1. Формы собственности.
  2. Масштаба и значения своей работы. В частности, существуют общефедеральные, региональные государственные органы, местные представительства и проч.
  3. Сферы и характера деятельности.

По последнему критерию выделяют:

  1. Государственные социальные учреждения. К ним относят школы-интернаты, заведения для престарелых, инвалидов и проч.
  2. Образовательные учреждения. Среди них школы, вузы, колледжи и проч.
  3. Научные учреждения. В эту категорию включены академии, НИИ и проч.
  4. Культурные заведения – театры, библиотеки, музеи.
  5. Учреждения здравоохранения – поликлиники, больницы и так далее.

Нормативная база

Государственные учреждения выступают в качестве субъектов административного права. Они участвуют в соответствующих отношениях с исполнительными и прочими институтами власти в процессе реализации своих функций. В нормах права, определяющих юридический статус учреждений, установлены:

  1. Общие правила их взаимодействия с другими органами власти.
  2. Порядок госрегистрации.
  3. Правила лицензирования, технического регулирования, нормирования, надзора и контроля при осуществлении госучреждениями определенной деятельности.
  4. Общий обязательный порядок ведения и предоставления статистической и бухгалтерской отчетности уполномоченным службам с целью налогообложения и обобщения экономической информации.

Юридический статус госучреждений обладает рядом особенностей. Ключевой из них считается то, что собственником выступает РФ. Государственные учреждения находятся под управлением должностных лиц, которые назначаются компетентными органами, имеющими властные полномочия. Порядок, в соответствии с которым осуществляется образование и ликвидация этих юрлиц, устанавливается в законодательстве.

Бюджетное предприятие

Некоммерческая организация такого типа формируется органами власти РФ. Она может осуществлять различные функции. Так, существуют культурные, административные, научно-технические бюджетные государственные учреждения. Их финансирование осуществляется за счет госсредств или регионального фонда. Например, государственные учреждения города получают деньги из бюджета субъекта РФ. Финансирование осуществляется в соответствии с доходно-расходной сметой. Поступление средств может происходить и из государственного внебюджетного фонда. Порядок их предоставления установлен в ст. 161 БК.

Государственное автономное учреждение

Оно выступает в качестве юрлица, обладающего юридической возможностью от своего имени приобретать и реализовывать неимущественные и имущественные права, исполнять обязанности, представлять свои интересы в суде в качестве ответчика или истца. Оно также может открывать счета в банковских (кредитных) организациях.

Ответственность

Автономное учреждение отвечает по собственным обязательствам своим имуществом, кроме недвижимых объектов и особо ценных движимых предметов. Эти материальные ценности могут закрепляться за предприятием собственником (учредителем) или приобретаться за счет выделенных средств. Владелец имущества не отвечает по обязательствам учреждения. Соответственно, само предприятие не несет ответственности по долгам собственника.

Деятельность

Самостоятельное госпредприятие, выступая как некоммерческая организация, функционирует в соответствии с целями и задачами, установленными в уставе, ФЗ. Деятельность осуществляется путем предоставления услуг или исполнения работ в конкретной сфере. Предприятие может получать доход от своей работы. Прибыль поступает в самостоятельное распоряжение учреждения и расходуется на достижение целей, для которых оно было сформировано. Собственник имущества не может претендовать на получение такого дохода и использовать закрепленное за юрлицом имущество.

Казенные предприятия

Работа этих учреждений регламентируется особыми правилами. Казенным учреждениям не разрешается принимать долевое участие в работе других госпредприятий, образовательных в том числе, приобретать облигации, акции и прочие ценные бумаги, а также получать по ним доходы (проценты, дивиденды). Они могут осуществлять деятельность, приносящую прибыль, если она соответствует целям, установленным в учредительной документации. Полученные доходы должны направляться в бюджет РФ. Казенные учреждения не могут участвовать (учреждать) в образовании других юрлиц.

Имущество

Материальные ценности закрепляются за казенными учреждениями на праве оперативного управления. Предприятия пользуются, владеют таким имуществом в установленных законодательством пределах, согласно целям своего создания, а также назначения вверенных предметов, если другое не предусматривается нормами. Распоряжение материальными ценностями, их отчуждение и совершение иных сделок с ним осуществляется исключительно по согласию собственника. В случае реорганизации казенного учреждения кредиторы не могут требовать досрочного погашения обязательств, а также их прекращения и возмещения убытков, связанных с этим.

Устав

Он выступает как основной учредительный документ госпредприятия. В нем должны присутствовать следующие сведения:

  1. Наименование учреждения с указанием его типа (бюджетное, казенное).
  2. Данные о собственнике имущества.
  3. Полный перечень типов деятельности, которые будет осуществлять предприятие согласно целям, ради которых оно было образовано.
  4. Информация о структуре и компетенции административных органов учреждения, порядке их создания, продолжительности полномочий, правилах функционирования.

Заключение

Бюджетные, автономные и казенные учреждения должны обеспечивать доступность и открытость документов с учетом предписаний законодательства РФ о защите гостайны. Поскольку круг таких предприятий достаточно широк, их юридический статус определяется разными нормативными актами. В законодательстве отсутствуют единые требования к учредительной документации этих юрлиц. Некоторые предприятия работают в соответствии с уставом, другие действуют на основании положений, которые утверждаются собственником. Госучреждения, в отличие от прочих типов некоммерческих структур, не выступают как владельцы своего имущества.

Собственником всех материальных ценностей является субъект, создавший предприятие любого описанного выше типа. В связи с этим госучреждения наделяются ограниченными правами на материальные ценности, переданные им. В частности, они могут осуществлять оперативное управление имуществом. Такое право предполагает распоряжение, пользование, владение материальными ценностями только в тех пределах и по тем правилам, которые устанавливает законодательство для конкретного типа предприятия. При этом учитывается непосредственное назначение самого имущества, а также цели, в соответствии с которыми учреждение осуществляет свою деятельность.

businessman.ru

Ведомственная принадлежность предприятия и учреждения: определение, примеры

Ведомственная принадлежность государственного учреждения определяется достаточно просто. Важно понять, к какой сфере относится организация, тогда ее можно будет легко отнести к комитету или министерству, которое от лица государства управляет ею. Яркий пример – школа относится к сфере образования, поскольку находится в ведении соответствующего министерства Российской Федерации.

С государственными структурами особой сложности в определении данного параметра не возникает, поскольку все они так или иначе подчиняются различным министерствам, входящим в состав правительства РФ. А вот с частным предпринимательством не все так просто, поскольку они могут подчиняться сразу нескольким государственным структурам.

Важность исследования вопроса

Вопрос ведомственной принадлежности тех или иных предприятий к той или иной государственной структуре является очень важным, поскольку законодательство на текущий момент не дает конкретного ответа на данный вопрос. Большая часть существующих промышленных заводов и фабрик были созданы еще во времена Советского Союза, и тогда их принадлежность формировалась согласно действующему на тот момент законодательству. Особых сложностей не возникало, поскольку законодательство формировало порядок изменения подобной принадлежности для тех или иных организаций.

ведомственная принадлежность

После распада СССР данная тема на какой-то момент времени была забыта, поскольку правительство страны было вынуждено решать более важные насущные вопросы. Однако уже в начале 2010-х годов, когда по всей стране начались реорганизации и изменения, которые затронули исполнительную власть, пришлось к ней вернуться и начать разбираться в ситуации и накопившихся проблемах. Поскольку на текущий момент имеется потребность в определении принадлежности подавляющего числа организаций к соответствующим министерствам, вопрос активно начал прорабатываться правительством РФ.

Современное состояние вопроса

Законодательство Российской Федерации по состоянию на 2017 год не дает четкого определения того, как именно следует определять ведомственную принадлежность тех или иных организаций. Юристы, которые занимаются подготовкой документации по данной тематике, чаще всего ссылаются на 114-ю статью Конституции РФ, а также на 14-ю статью закона «О Правительстве Российской Федерации», поскольку именно благодаря этим двум документам осуществляется управление и контроль за федеральным имуществом.

что значит ведомственная принадлежность

При прочтении данных законодательных документов можно сделать вывод о том, что только выбранный федеральный орган осуществляет порядок управления государственным предприятием. Именно этот орган должен определить соответствующую принадлежность и подведомственность отдельно взятого предприятия и взять его на общий контроль.

Как определить принадлежность?

Текущая юридическая практика предполагает, что определить ведомственную принадлежность объектов, организаций и различных субъектов можно по наличию специального реестра юридических лиц. В этом документе должны быть указаны все соответствующие лица, которые находятся в подчинении у того или иного органа исполнительной власти. Одномоментно с этим внутри данного органа должно быть утверждено положение, в котором также будут указаны данные организации. Проблема заключается в том, что реестров в большинстве случаев просто не существует.

юридический адрес

Если предприятие утратило свою принадлежность к органу власти из-за прошедших реорганизаций, то могут возникнуть определенные сложности с его правовым определением. В частности, необходимо будет найти правопреемника ранее существовавшего органа, который получит его права и полномочия на управление организациями. Если его удалось найти, тогда предприятие должно инициировать внесение данных о себе в перечень организаций, которые ему подчиняются.

А как на практике?

В теоретической части все выглядит достаточно прозрачно и понятно, однако на практике ситуация с определением ведомственной принадлежности зачастую складывается совсем по-другому. Правопреемника упраздненного федерального органа зачастую просто не получается установить. Причины этого могут быть самые разные, чаще всего речь идет о том, что реорганизация проводилась достаточно сложным путем и во время ее проведения не были сразу же сформированы полномочия и сферы контроля новообразованных органов, которые относятся к исполнительной власти.

Еще одной причиной невозможности установить правопреемника может стать даже незаинтересованность вышестоящих органов. Как правило, отраслевым министерствам вовсе не нужна головная боль в виде нового субъекта, нуждающегося в тщательном контроле. Зачастую именно поэтому некоторые муниципальные учреждения могут подчиняться сразу же нескольким органам исполнительной власти или вообще ни одному из них.

Территориальная принадлежность

Чаще всего встает вопрос о ведомственной принадлежности территории к тому или иному федеральному органу. На первый взгляд это кажется достаточно простым мероприятием, однако на деле необходимо использовать большое количество кадастровых документов для того, чтобы определить это. При этом юридические лица зачастую вынуждены тратить большое количество времени на то, чтобы выяснить данную информацию.

ведомственная принадлежность территории

Если вы планируете приобрести земельный участок в тихом и глухом лесу, вам также придется выяснять его принадлежность. В данном случае кадастровые карты будет достать намного проще, поскольку они публикуются даже на интернет-порталах, которые открыты для всеобщего пользования. Однако для его регистрации все же придется обратиться в соответствующее региональное представительство.

Что может помочь определить принадлежность?

Юридический адрес – одно из главных средств, которое может помочь понять, к какому органу исполнительной власти относится то или иное учреждение. Во всяком случае определить региональную принадлежность вы точно сможете, а это уже половина дела. Вообще, можно использовать абсолютно всю открытую информацию об организации, это не возбраняется законом и может помочь решить вопрос в кратчайшие сроки.

Сведения об учредителях также могут помочь вам определить данную принадлежность, их профессиональная деятельность в любом случае должна быть связана с определенной отраслью, которая контролируется свыше. Однако такая информация далеко не всегда находится в открытом доступе, и достать ее бывает сложно.

Образовательные учреждения

Ведомственную принадлежность образовательного учреждения определить достаточно просто, каждое из них находится в подчинении у регионального представительства Минобразования. Последнее, в свою очередь, контролируется непосредственно самим министерством, причем контроль осуществляется на самом высоком уровне. При этом речь идет как о муниципальных, так и о частных учебных организациях.

ведомственная принадлежность образовательного учреждения

Последние обязаны постоянно представлять отчетную документацию о своей деятельности в контролирующую организацию, в случае ее отсутствия никто не разрешит осуществлять преподавательскую деятельность. Именно поэтому многие бизнесмены не торопятся открывать образовательное учреждение, опасаясь сильного давления со стороны надзорного органа.

Собственность и принадлежность: ИП

При рассмотрении ведомственной принадлежности форма собственности играет достаточно важную роль. Особенно часто это проявляется при ведении различных судебных процессов, одно из главных отличий заключается в том, что индивидуальный предприниматель отвечает всем своим имуществом, а юридическое лицо – уставным капиталом, который может оказаться сравнительно небольшим.

Как правило, индивидуальные предприниматели подчиняются налоговой инспекции, но это касается лишь вопросов налогообложения. В том случае, если речь идет о производстве каких-либо товаров или услуг, ранее им приходилось отчитываться о качестве своего продукта перед государством, последнее должно было поставить отметку о его соответствии общепринятому стандарту. Сейчас этого уже не происходит.

Собственность и принадлежность: ООО

Ведомственную принадлежность ООО определить также достаточно сложно. Одна из причин этого – отсутствие закрепленного определения данного термина. Одни трактуют его как госструктуру, которая должна заниматься обслуживанием учреждения и контролировать его корректную работу. В данном смысле речь идет о вышестоящей организации, что тоже не совсем верно.

ведомственная принадлежность ооо

Понятие принадлежности более свойственно бюджетным и государственным организациям, поскольку именно они контролируются комитетами и министерствами. Именно с помощью ведомств государство регулирует, контролирует и координирует деятельность подконтрольных учреждений и организаций.

Что делать, если не получается определить принадлежность?

Ведомственная принадлежность, виды которой являются предметом споров юристов-теоретиков, может быть определить достаточно сложно. Если вы не можете самостоятельно сделать этого, понадобится направить запросы во все органы исполнительной власти, которые по вашему предположению могут являться контролирующим органом интересующего вас учреждения.

Ответы, поступившие вам, обязательно должны быть письменными и обладать печатью министерства, только в этом случае они будут являться действительными. Обратите внимание на то, что ответ на письменный запрос может прийти через 2-4 недели после отправки, столь длительный срок обработки связан с большим количеством корреспонденции, поступающей в данные организации.

А если и это не помогло?

Если подведомственность все же установить не удалось и вам в этом не помог даже юридический адрес, необходимо переадресовать свой запрос в вышестоящую инстанцию – Федеральное агентство, которое занимается управлением федеральным имуществом. В свое письмо необходимо вложить все официальные ответы, полученные вами от всех министерств, в которые вы ранее обращались.

В свою очередь, агентство должно перенаправить ваше письмо в правительство РФ и приложить к нему собственный запрос, согласно которому унитарное предприятие должно будет обрести собственный контролирующий орган. Это будет осуществлено на основании постановления правительства РФ, которое было принято еще в 1998 году, согласно ему именно федеральные органы должны осуществлять контроль за существующим федеральным имуществом.

ведомственная принадлежность виды

В том случае, если вы не получили своевременного ответа на собственный запрос, вы можете связаться с надзорным органом, в который вы его направили, и уточнить его судьбу. В том случае, если письмо не было получено, вы можете уточнить причину этого в том почтовом отделении, в котором его отправили. Обратите внимание: лучше всего отправлять письмо с объявленной ценностью, это увеличивает шансы на то, что оно дойдет до адресата.

Заключение

Точной формулировки того, что значит ведомственная принадлежность, на сегодняшний день не существует. По мнению юристов, это существенно затрудняет работу целого ряда ведомств, несущих ответственность за контроль бюджетных и частных организаций. Их длительная трудовая деятельность зачастую сводится на нет из-за разной трактовки терминологии разными деятелями юридической сферы.

Обратите внимание на то, что контролирующий орган и орган, в чьем ведомственном подчинении находится структура, могут не совпадать. Такое явление возникает из-за деления руководства на административное и функциональное. Например, работники школ, университетов и институтов административно могут подчиняться районной администрации, а функционально – Министерству образования. Впрочем, для государственных учреждений такое деление не свойственно, оно больше характерно для частных организаций.

fb.ru

пример составления, статьи расходов и доходов

В соответствии с законодательством РФ бюджетные учреждения обязаны планировать финансово-хозяйственную деятельность и закреплять порядок ее ведения в отдельном документе. То, каким образом он должен составляться, также регламентируется на уровне нормативных актов. В чем заключаются особенности формирования плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации? Какие сведения могут отражаться в нем?

Муниципальное бюджетное учреждение

Общие сведения о плане финансово-хозяйственной деятельности

Рассмотрим для начала то, что представляет собой документ, о котором идет речь. Финансово-хозяйственная деятельность — это совокупность управленческих решений организации, связанных, прежде всего, с планированием и распределением доходов и расходов хозяйствующего субъекта с учетом норм права, требований, предписаний и рекомендаций компетентных органов власти, которые имеют отношение к деятельности учреждения.

В случае с бюджетной системой сущность финансово-хозяйственной деятельности понимается, в целом, аналогичным образом. То, каким образом должен формироваться и утверждаться план, о котором идет речь, определено на уровне федерального законодательства РФ. Данные процедуры достаточно строго регламентированы в соответствующих нормах права.

Орган власти, который имеет основные компетенции в части регулирования планирования доходов и расходов государственных и муниципальных структур — Министерство финансов России. Данная государственная структура издает различные нормативные акты, которые регламентируют порядок планирования бюджетными учреждениями финансово-хозяйственной деятельности. Прежде чем рассматривать то, в каком порядке должен составляться план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, пример соответствующего документа, изучим, таким образом, то, какие источники права регулируют формирование данного источника.

Составление плана финансовой деятельности бюджетной организации: регулирующее законодательство

Главный нормативный акт, который должен соблюдаться при составлении плана, о котором идет речь — Приказ Минфина России № 81н, принятый 28.06.2010 года. В нем отражены требования к соответствующему плану. Данный нормативный акт был принят в целях исполнения положений федеральных источников - ФЗ «О некоммерческих организациях», а также ФЗ «Об автономных учреждениях».

Положения Приказа № 81н должно учитывать государственное либо муниципальное бюджетное учреждение, а также автономное. Рассмотрим содержание соответствующего нормативного акта подробнее. Начнем с его общих положений.

Приказ № 81 о составлении плана финансовой деятельности бюджетного учреждения: общие положения

Важнейшей нормой рассматриваемого раздела Приказа № 81 можно считать ту, в соответствии с которой план, по которому формируется бюджетная смета учреждения, должен разрабатываться ежегодно в случае, если бюджет принимается на 1 финансовый год, либо с учетом планового периода (если он входит в период действия нормативного акта, утверждающего государственный финансовый план). При необходимости учредитель той организации, которая формирует рассматриваемый документ, может детализировать его структуру с точки зрения отражения в нем поквартальных или помесячных показателей.

Приказ № 81: составление плана

Приказ № 81 также определяет то, каким образом должен составляться план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения. Пример любого документа соответствующего назначения должен составляться с учетом данных требований.

Источник, о котором идет речь, должен формироваться, исходя из того, что показатели в нем отражаются по кассовому методу с точностью до 2 знаков, указываемых после запятой. План должен соответствовать форме, которая разработана учредителем бюджетной организации учетом требований, отраженных в Приказе № 81.

Так, план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения (пример его фрагмента будет приведен ниже), должен состоять из следующих частей:

- заголовка;

- основной содержательной области;

- оформляющей части.

Социальные учреждения

Заголовочная часть плана

В заголовке должны отражаться:

- гриф утверждения плана, в котором фиксируются название должности, подпись сотрудника, у которого имеются полномочия по утверждению документа, ее расшифровки;

- дата введения плана в оборот;

- название документа;

- дата формирования плана;

- название бюджетного учреждения, подразделения, в котором разработан документ;

- название органа власти, учредившего бюджетную организацию;

- прочие реквизиты, необходимые для идентификации учреждения — ИНН, КПП, код по специальному реестру;

- сведения о финансовом годе, в предусмотренных законом случаях дополненном плановым периодом;

- названия единиц измерения тех показателей, что включаются в документ.

Содержательная часть плана: текстовая область

Содержательная область рассматриваемого документа состоит из 2 частей — текстовой, а также табличной.

В первой должны отражаться:

- цели деятельности организации, определяемые в соответствии с положениями законодательства;

- виды деятельности организации, определяемые по уставу;

- перечни работ и услуг, выполняемых организацией;

- балансовая стоимость недвижимости, которое закреплено за организацией по принципу оперативного управления, движимого имущества, в том числе особо ценного;

- иные сведения, включаемые в план по решению учредителя.

Содержательная часть плана: табличная область

В план также включается несколько таблиц. В них отражаются:

- показатели финансового состояния организации, включая те, что имеют отношение к активам и пассивам;

- сведения о поступлениях и выплатах;

- показатели выплат, связанных с закупками товаров, работ, сервисов;

- информация о денежных средствах, которыми временно распоряжается организация;

- справочные сведения.

Табличная часть плана может отражать иные сведения в соответствии с решением органа, учредившего бюджетную организацию.

В случае если социальные учреждения или иные государственные или муниципальные структуры меняют подведомственность, то план должен составляться в том порядке, который установлен компетентным органом власти, в отношении которого организация будет подотчетна.

Финансово-хозяйственная деятельность это

Оформляющая часть плана

Рассматриваемый план должен быть заверен подписью компетентных лиц организации — директора, руководителя бухгалтерии, а также сотрудника, который составил документ. Данные реквизиты фиксируются в оформляющей части документа.

В случае если организация, разрабатывающая рассматриваемый документ, является автономным учреждением, то план должен быть заверен руководителем данной структуры на основании полученного заключения со стороны наблюдательного совета. Финансово-хозяйственная деятельность — это ответственное направление развития организации, и потому ее планирование может потребовать дополнительных согласований с компетентными лицами.

Однако, в случае, если рассматриваемый документ составляется структурой в статусе бюджетного учреждения, то в общем случае достаточно его утверждения только директором — если иное не установлено органом, учредившим соответствующую организацию. Если план составляется подразделением учреждения, то он вводится в действие руководителем организации.

Показатели финансового состояния

План финансовой деятельности бюджетной организации: нюансы

Существует ряд нюансов, характеризующих формирование рассматриваемого документа. Так, плановые показатели доходов и расходов, отражаемые в табличном разделе плана, должны определяться в период подготовки проекта бюджета на финансовый год, дополненный в предусмотренных законом случаях плановым периодом. При этом, в расчет берутся субсидии:

- на обеспечение выполнения государственного задания, предусмотренные Бюджетным кодексом России;

- на инвестирование капитальных вложений в объекты недвижимости, предоставляемые на конкурсной основе.

Кроме того, учитывается ряд иных показателей. А именно:

- публичные обязательства перед гражданами, выраженные в денежной форме;

- бюджетные инвестиции.

Что касается плановых показателей по доходам, то государственное или муниципальное бюджетное учреждение должно при их определении учитывать аналогичные субсидии, а также:

- поступления в результате оказания организацией коммерческих услуг по уставу, то есть — по основным видам ее деятельности;

- доходы от продажи ценных бумаг — в случаях, предусмотренных законодательством.

Справочно могут фиксироваться:

- величина публичных обязательств перед гражданами, которые должны быть исполнены организацией в денежной форме;

- суммы бюджетных инвестиций;

- величина денежных средств, которые находятся во временном управлении учреждением.

Сведения, отражаемые в плане, могут формироваться организацией на основе той информации, что получается от учредителя. Некоторые из соответствующих показателей могут носить расчетный характер — например те, что имеют отношение к получению доходов от оказания коммерческих услуг.

Бюджетная смета

Расходы на содержание инфраструктуры учреждения, которые связаны с закупкой тех или иных товаров, работ и сервисов, должны быть детализированы в планах:

- по закупкам в целях обеспечения государственных либо муниципальных нужд по законодательству о контрактных правоотношениях;

- по закупкам, которые осуществляются в соответствии с положениями ФЗ № 223.

Формирование плана финансовой деятельности: особенности утверждения документа

Существует также ряд нюансов, характеризующих процедуру утверждения рассматриваемого плана. Так, можно отметить, что орган власти, учреждающий социальные учреждения и иного профиля государственные и муниципальные организации, имеет право ввести в оборот единую форму документа, предназначенного для использования как автономными, так и бюджетными структурами или же 2 самостоятельные формы для каждого типа организаций. Аналогичным образом могут приниматься правила по заполнению соответствующих документов.

Плановые показатели доходов

План, а также дополняющие его сведения, могут быть уточнены непосредственно учреждением после того, как будет утвержден нормативный акт о бюджете. После — направлен на утверждение, которое осуществляется с учетом норм, зафиксированных в требованиях по Приказу № 81н. В случае, если уточнения связаны с выполнением учреждением государственного задания, то они вносятся с учетом тех показателей, что установлены в соответствующем задании. Кроме того, в расчет берется целевая субсидия, выделенная в целях его выполнения. Соответствующие требования также установлены Приказом № 81н.

Изменение плана хозяйственной деятельности

В ряде случаев бюджетная смета, отражаемая в плане, о котором идет речь, может быть изменена. Данная процедура предполагает формирование нового документа соответствующего типа, положения которого не должны противоречить в части кассовых показателей исходной версии плана. Решение о корректировке документа принимается директором организации.

Как может выглядеть план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения? Пример данного документа в части одного из ключевых компонентов — на картинке ниже.

план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения пример

Очень важно соблюсти установленные законодательно, а также на уровне решений органа власти, учредившего бюджетную организацию, требования к структуре и содержанию соответствующего плана.

fb.ru

Муниципальное учреждение: организация, устав, участники, капитал

Разницу между обычной и коммерческой поликлиникой знает большинство населения. При этом муниципальные учреждения — это не только больницы. К ним относятся и школы, и дома творчества, и организации, ответственные за выдачу документов, а также многие другие.

Часто муниципальные учреждения отождествляют с государственными бюджетными организациями. Сейчас это уже не совсем так — учреждение как государственного, так и муниципального уровня (не путать с частными) могут быть не бюджетными. Теперь они классифицируются по нескольким видам финансового обеспечения, а также МУ имеют и другие разновидности. Они зависят от целей, видов деятельности и других критериев.

Что такое муниципальное учреждение

Одной из главных целей МУ являются услуги населению — примерами могут служить образовательные, медицинские и правозащитные функции таких учреждений. Для конкретного МУ цель является реализация задач заданной отрасли.

Целью муниципального учреждения может быть не получение прибыли, хотя и не исключает такую возможность. Если же главная задача МУ — доход, то оно будет называться муниципальным предприятием.

Характерные особенности

munitsipalnoe-uchrezhdenie-2Все муниципальные учреждения обладают сходными характерными признаками. Сотрудники таких организаций не являются собственниками — они служащие. Также МУ имеет такие особенности:

  1. Подчинение вышестоящим органам.
  2. Присутствует конкретная смета или бюджет.
  3. Определенную структуру, график работы и дисциплину.
  4. Собственником является муниципальное образование.

Нормативное регулирование и разновидности

Создание различных видов муниципальных учреждений и их деятельность регулируется федеральными законами и приказами Минфина. Ни одно из МУ не вправе утверждать приказы, нормативные акты и другие документы, противоречащие вышестоящим федеральным законам. На данный период действует Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ» от 08.05.2010 г.

Согласно этому закону понятие государственных и муниципальных учреждений расширились и приобрели четкое разделение на три крупных разновидности:

  • Казенные
  • Бюджетные
  • Автономные.

Каждая их этих разновидностей отличается по нескольким критериям, но наибольшие отличия демонстрируют казенные и автономные учреждения. Особенно это касается финансирования и расходования заработанных средств.

  • Первый вид обеспечивает свою деятельность на основании бюджетной сметы, финансируемый из отраслевого бюджета, а полученными доходами организация не вправе распоряжаться самостоятельно. Казенные учреждения обязаны перечислять все виды прибыли в бюджет.
  • Автономная организация функционирует за счет прибыли от собственной деятельности и субсидий из бюджета конкретной отрасли. При этом доходы, полученные от деятельности автономного учреждения можно тратить на совершенствование материально-технической базы, премии и другие нужды организации.

О том, кем принимается решение о создании муниципального учреждения, кто имеет права по управлению таковым — все это узнаете далее.

Более подробно об автономном муниципальном учреждении расскажет данное видео:

Возможные участники и их права

Так как муниципальное учреждение организовывается конкретным территориальным субъектом, то не государство становиться учредителем. Главным участником МУ признается район, край или область создаваемой организации.

Функции учредителя в любом МУ выполняет муниципалитет или назначенное вышестоящее ведомство. Личных прав собственности не имеет ни один сотрудник учреждения.

Все работники являются муниципальными служащими и не вправе распоряжаться имуществом МУ.

Для автономных муниципальных учреждений есть особые исключения — они вправе использовать полученные доходы на своих нужд, в частности на выплаты премий или улучшение условий работы. При этом даже автономное МУ не может распоряжаться недвижимостью, земельными участками и другим дорогостоящим имуществом, предоставленным ему в пользование конкретным территориальным субъектом.

Про постановление о создании муниципального бюджетного, автономного, казенного учреждения, учредительные документы, порядок регистрации организации поговорим ниже.

Если вы желаете создать образовательное муниципальное учреждение, то стоит внимательно изучить данное видео:

Особенности создания

Создание МУ возможно двумя способами: учреждение новой организации или реорганизации другого некоммерческого ведомства. Эти способы различны, но для каждого из них требуется сходный пакет документов:

  1. Предложение о создании.
  2. Решение о создании.
  3. Утверждение учредителя.
  4. Проект распоряжения о создании.
  5. Пояснительная записка.

На этапе письменного предложения о создании, инициатор должен обосновать необходимость этого муниципального учреждения в данном территориальном образовании. При этом в уставе будущего учреждения указываются цели деятельности, особенности имущественных отношений и все необходимые данные.

Про устав муниципального автономного, бюджетного, казенного учреждения культуры и т.п. поговорим далее.

Имущественные отношения

munitsipalnoe-uchrezhdenie-3Вся деятельность МУ полностью или частично финансируется муниципалитетом. Казенные и бюджетные учреждения практически работают за счет этих средств, автономные организации также получают субсидии, но полученные доходы могут расходовать по своему усмотрению.

Деятельность, направленная на любую прибыль, должна быть прописана в главном документе организации — уставе. В нем отражены вид учреждения, его месторасположения, основные цели, учредители, полное наименование и другие данные.

Особо выделены в уставе условия предоставления в безвозмездное пользования имущества для деятельности МУ — оно не подлежит дарению, продаже или передаче частным лицам или компаниям. Это имущество формирует капитал муниципального учреждения при его создании и является собственностью муниципалитета.

Пример-образец устава муниципального учреждения вы можете скачать здесь для ознакомления.

Муниципальное учреждение — организация, созданная на конкретной территории. Учредителем является муниципалитет района, области, края или определенного населенного пункта. Для создания МУ или реорганизации другой некоммерческой организации в учреждение данного типа существует определенная процедура с утвержденным списком документов. Главным документом МУ является устав, а основное имущество принадлежит муниципалитету. Положения указанные в уставе не могут противоречить федеральным законам, а ценное имущество отчуждаться третьими лицами.

uriston.com

Казенное предприятие - это что за организация? Примеры казенных предприятий :: SYL.ru

Казенным предприятием считается государственный субъект экономической деятельности, который основан на праве оперативного управления на базе имущества, которое находится в собственности у государства. Главный учредительный документ – его устав, который утверждается Правительством РФ. В фирменном названии такого предприятия должно быть указано, что оно является казенным.

Федеральное казенное предприятие находится в собственности у государства или субъекта РФ.

В отношении закрепленного за таким предприятием имущества оно может осуществлять права пользования, владения и распоряжения, но в тех пределах, которые установлены законами государства и которые соответствуют целям любой его деятельности и назначением такого имущества. Собственник имущества, которое закреплено за казенным унитарным предприятием, вправе распоряжаться им по своему усмотрению. Отчуждать такое имущество, либо каким-то иным методом им распоряжаться казенное предприятие может только с согласия его собственника.

Государство несет субсидиарную ответственность при недостаче имущества. Данный тип учреждения основан на праве оперативного управления.

Собственником всего имущества казенной организации, помимо всего прочего, определяется порядок необходимого распределения доходов предприятия. Ликвидировано либо реорганизовано казенное предприятие может быть только согласно решению Правительства РФ.

Создание казенных предприятий

Казенное предприятие – это тот тип учреждения, которое может создаваться на основе ликвидированного государственного предприятия. Это относится к совершенно различным отраслям государственной экономики. Однако здесь существуют преобладающие отрасли, к которым относятся сельское хозяйство и промышленность.

Чтобы на базе ликвидированного предприятия было создано казенное, оно должно соответствовать нескольким обязательным критериям:

  • Является предприятием, осуществляющим свою деятельность только для государственных учреждений.
  • Государство является основным потребителем продукции данной организации.
  • Предприятие относится к числу тех, приватизировать которые запрещено законом.

Согласно ст. 296 ГК РФ, казенное предприятие может быть ликвидировано, если:

  1. Выделенные ему из федерального бюджета финансовые средства были использованы не по назначению.
  2. Прибыль от деятельности такого предприятия отсутствует.
  3. Имело место распоряжение недвижимостью без позволения уполномоченного на то госоргана.

Образование на базе ликвидированного предприятия казенной организации порождает появление правопреемства, согласно которому новое предприятие является прямым правопреемником старого. Это значит, что оно несет ответственность по всем его обязательствам, даже тем, которые возникли еще до наступления такого права.

Статус казенного учреждения

Правовой статус казенного унитарного предприятия делится на следующие типы:

  • определяющие общий статус;
  • устанавливающие правовой режим собственности;
  • регламентирующие деятельность организации;
  • определяющие компетенцию всех органов управления;
  • устанавливающие порядок реорганизации или ликвидации казенного предприятия.

Правовой статус казенных предприятий

Правовой статус государственного казенного предприятия означает, что предприятие является юридическим лицом и при этом имеет право на наличие у него расчетного счета в банке. Это предполагает то, что казенные предприятия являются разновидностью коммерческих организаций, имеют фирменное наименование, которое создается с момента госрегистрации данного предприятия. Право на такое наименование – это личное неимущественное право, которое не должен использовать никто, без согласия его владельца. В тех случаях, когда это право нарушено, предприятие может потребовать возмещения убытков, понесенных вследствие незаконного использования его фирменного наименования.

Помимо этого, казенные организации имеют право, согласно ст. 296 ГК РФ, на знак обслуживания и товарный знак, которое также является его личным неимущественным правом. Данные права, как было уже указано, предоставляются казенному предприятию с момента госрегистрации и остаются у него на протяжении десяти лет, по истечению которых их можно продлевать на тот же срок. В случае если нарушены права на товарный знак, защищаются они так же, как и права на фирменное наименование.

Все с разрешения правительства

Казенное предприятие – это хозяйствующее учреждение, то есть коммерческая организация, которое самостоятельно несет ответственность по всем своим обязательствам. Тем не менее оно не является собственником закрепленного за ним имущества.

Поскольку казенные предприятия считаются юридическими лицами, они имеют право осуществлять любую деятельность, которая связана с выполнением работ, производством продукции, либо оказанием каких-либо услуг. Объем такой деятельности определяется правительством РФ.

Правой режим собственности, находящейся в распоряжении казенного предприятия

Государство является собственником всех видов имущества, находящегося во владении казенных предприятий.

Однако учреждению предоставлено право управлять этим имуществом и распоряжаться им согласно своим целям и поставленным перед ним задачам. Государство может изъять у него часть имущества, которое предприятием не используется либо используется не по назначению. Казенное предприятие не имеет права без согласия государства отчуждать такое имущество либо иным образом им распоряжаться. Реализовывать свою продукцию – главное его право.

Имущественную базу казенной организации составляет, как правило, имущество, которое могло остаться после ликвидации того предприятия, на базе которого оно было создано. Все остальные имущественные ресурсы являются его самостоятельным приобретением в следствие своей коммерческой деятельности.

Деятельность казенных предприятий и осуществление ее организации

Деятельность осуществляется казенной организацией на основании её прав как юридического лица, и ее целью является выполнение данным предприятием своих задач по производству, услугам и т. д. Главным вопросом здесь является то, как именно распределяется прибыль, полученная в результате деятельности казенного учреждения. Этот вопрос решается соответственно специфики деятельности конкретного предприятия и на основе его финансирования. Варианты того, как распределяется полученная прибыль, могут быть разными: либо она в полном объеме остается у организации и идет на дальнейшее развитие её деятельности, либо она частично перечисляется в бюджет государства.

Все основные вопросы по организации деятельности казенного предприятия решаются Правительством РФ, например, им устанавливаются цены на продукцию, а при получении кредитов главное, что необходимо, – это гарантия Правительства РФ.

Органы управления

Главные органы управления казенным предприятием – это директор и его заместители. Директор предприятия должен действовать на принципах единоначалия, поскольку он назначается и утверждается на эту должность Правительством РФ. В его компетенцию входит представление в разных сферах деятельности интересы казенного предприятия. Освобождается от должности он также по решению Правительства РФ.

Реорганизация или ликвидация казенного предприятия

Казенное предприятие – это тот тип организаций, деятельность которых может быть прекращена на тех же основаниях, что и деятельность всех коммерческих организаций. Это может происходить путем ликвидации предприятия, либо реорганизации, которая осуществляется, в свою очередь, в различных формах – присоединение, слияние, выделение, разъединение. Однако здесь есть одно отличие – правовой статус казенного предприятия при его реорганизации сохраняется.

Примеры казенных предприятий

Главный пример, который можно здесь привести, это область исследования космоса. Во всем мире существует только одна компания, занимающаяся строительством космических кораблей. Главная часть всей работы этого предприятия проводится государственными структурами.

Более простые примеры – это предприятия, осуществляющие деятельность в сфере сельского хозяйства, оборонной промышленности и т. д. То есть это те отрасли производства, которые должны удовлетворять основные, даже жизненно важные, потребности государства и его населения, поэтому оно активно участвует в их развитии и финансировании.

Решения о каких-либо формах преобразованиях федерального казенного предприятия принимает Правительство Российской Федерации.

www.syl.ru

Некоммерческие организации: примеры заботы о людях

Любые организации разделяются на некоммерческие и коммерческие структуры. Цели создания той и другой группы являются их основными отличиями. Эту разницу уже можно понять по общим обозначениям: коммерческие и некоммерческие организации. Примеры тех и других будут приведены в этой статье. Больше внимания, конечно, достанется некоммерческим, поскольку статья посвящена именно им. Для сравнения сначала остановимся на другой группе.

Коммерческие организации

Люди, создающие некое сообщество и преследующие цель извлечь прибыль из своей деятельности, объединяются в коммерческие организации. По основным правовым и организационным формам они делятся на следующие разновидности:

- открытые акционерные общества, или ОАО;

- общества закрытого типа - ЗАО;

- общества с ограниченной ответственностью, или ООО.

коммерческие и некоммерческие организации примеры

Некоммерческие организации: примеры и характеристика

Получение и распределение прибыли — далеко не основная цель таких сообществ.

По закону, ведение предпринимательской деятельности не возбраняется, но полученную прибыль они обязаны использовать на основные цели организации, а не для личного обогащения. Например, некоммерческие научные организации приобретают оборудование, сырье и вкладывают в развитие новых проектов. Медицинские общества расширяют спектр услуг для населения.

Некоммерческие организации могут появляться на любом из уровней, начиная с местного и заканчивая международным, по инициативе граждан, которые объединяются для выражения и защиты своих интересов.

некоммерческие организации примеры

Их миссия — благотворительность, оказание социальной помощи, удовлетворение духовных потребностей граждан, охрана здоровья, развитие спорта, культуры, оказание юридических услуг. Вот чем занимаются некоммерческие организации. Примеры их деятельности описаны ниже.

Общенациональные общественные организации

1. Один из крупнейших мировых благотворительных фондов по защите дикой природы — абревиатура WWF. Он действует более чем в 130 странах. С 1988 года Всемирный фонд дикой природы начал продвигать свои проекты и в России. В 1994 году открыто представительство WWF в нашей стране.

некоммерческие организации примеры 2

2. Знакомьтесь, FCEM — Всемирная ассоциация женщин-предпринимателей. Эта организация помогает находить контакты в деловой среде, проводит выставки, круглые столы, семинары, занимается благотворительностью.

3. MKKK — это Международный комитет Красного Креста. Еще одна независимая гуманитарная организация, действующая по всему миру. Ее задача — оказывать помощь тем, кто пострадал в вооруженных конфликтах.

Примеры некоммерческих организаций в России

1. Российская библиотечная ассоциация. Она была создана для того, чтобы повысить престиж этих учреждений в обществе. РБА сохраняет и развивает библиотечное дело в нашей стране и налаживает контакты с профессионалами из-за рубежа.

2. Крупнейшее благотворительное движение — Российский фонд помощи. Сокращенно — Русфонд. Эта организация оказывает адресную помощь нуждающимся: многодетным семьям, инвалидам, приемным детям, детским домам, больницам.

автономные некоммерческие организации

Социально ориентированные некоммерческие организации

В 2010 году, 5 апреля, в основной Федеральный закон, принятый в 1966 году и называющийся "О некоммерческих организациях", были внесены поправки. Документально утвержденный перечень видов деятельности позволил данным организациям обрести статус социально ориентированных.

Такие сообщества предполагают получение помощи от государства. Это могут быть различные льготы, например по уплате налогов. Оказывается поддержка в переподготовке кадров и повышении их квалификации. Размещаются заказы на поставку товаров и предоставление услуг.

Некоммерческие организации — примеры социально ориентированных сообществ - включаются в специальный реестр и систематизируются.

Кроме финансовой поддержки, им бесплатно или с большой скидкой могут предоставлять нежилые помещения в долгосрочное пользование.

Новой реальностью российского общества становятся социально ориентированные некоммерческие организации. Примеры их вы можете видеть повсеместно.

Формы некоммерческих организаций

Из широкого списка рассмотрим некоторые из них.

Самая распространенная форма - автономные некоммерческие организации. Примеры — Центры охраны труда. Такие организации есть в любой области, и занимаются они предоставлением услуг для работодателей. Инструктируют специалистов по охране труда. Обучают пожарной безопасности, оказанию помощи при несчастных случаях.

Автономные некоммерческие организации — примеры сообществ, в которых нет членства ни юридических лиц, ни граждан. Надзор за деятельностью лежит на учредителях, пользующихся услугами организации на равных с другими.

примеры некоммерческих организаций в России

Не менее популярны фонды как некоммерческие организации. Примеры — широко известная благотворительная организация «Подари жизнь». Этот фонд учредили актриса Чулпан Хаматова и ее коллега Дина Корзун. Многие их товарищи по творческому цеху (артисты, музыканты) участвуют в благотворительных акциях, оказывая помощь онкобольным детям.

Фонды тоже не имеют членства, соответственно, никакие обязательные взносы не платятся. Возможны только добровольные вложения. Фондам также разрешено участие в предпринимательской деятельности.

В обязанность таких организаций входит ежегодный отчет об использованном имуществе.

Потребительские кооперативы — еще один пример некоммерческих организаций. Граждане объединяются добровольно. При вступлении и во время членства платятся взносы.

fb.ru