Элементы банковских систем. Банковская инфраструктура. Учреждения инфраструктуры банка россии


ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ БАНКОВСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Банковская инфраструктура относится к элементам организационного блока банковской системы.

Банки как элементы, образующие банковскую систему, способны успешно развиваться только взаимодействуя с другими ее элементами и, прежде всего, с банковской инфраструктурой, под которой понимается совокупность элементов, обеспечивающая жизнедеятельность банка. В более широком смысле банковская инфраструктура – это система взаимосвязанных институтов, в свою очередь являющаяся подсистемой национальной банковской системы, функционально обеспечивающая удовлетворение потребностей физических и юридических лиц и государства в банковских услугах.

Банковская инфраструктура, как и фонд на ее создание и развитие, состоят из двух частей: внутренней и внешней.

Таким образом, в банковскую инфраструктуру входят предприятия различного ро­да, а также агентства и службы, обеспечивающие функционирование бан­ков. Важнейшей задачей государства и коммерческих банков считается обеспечение условий для возможности доступа банковских услуг на всей территории страны, особенно на уровне регионов, не имеющих в большинстве случаев достаточного кредитного потенциала, соответствующего потребностям населения и субъектам хозяйствования в банковских услугах. Эта задача усложняется тем, что внутренний потенциал территорий, особенно на уровне сельских поселений, не в состоянии обеспечивать достаточный уровень рентабельности для частных банков, как и окупаемость затрат на открытие филиала или хотя бы дополнительного офиса.

Для нормальной деятельности банковского персонала требуется развитие внутренней банковской инфраструктуры, к элементам которой относятся:

1) законодательные нормы, определяющие статус кредитного учреждения и перечень выполняемых им операций. Без юридических норм и документов (устав банка, разрешение на совершение им определенных операций, запрещение заниматься определенными видами услуг и пр.) банк не может начать свою деятельность;

2) внутренние правила совершения операций, обеспечивающие выполнение законодательных актов и защиту как собственных интересов, так и интересов вкладчиков, клиентов банка. В условиях отсутствия ряда нормативных актов Центрального банка РФ по технологии совершения операций коммерческие банка самостоятельно формируют правило их ведения, что усложняет работу кредитных учреждений и может вызвать ошибки;

3) построение учета, отчетности, аналитической базы, компьютерная обработка данных, управление деятельностью банка на базе современных коммуникационных систем.

Чрезвычайно важное значение для налаживания эффективной работы имеет четкая организация труда и качественное составление отчетности. Формирование аналитической базы, предполагающее составление таблиц определенного содержания, сбор и обработку информации, ее использование в процессе управления деятельностью банка на базе современных коммуникационных систем улучшает надежность работы банка как рискового предприятия;

4) структура аппарата управления банком. Как экономический институт, банк должен иметь ряд подразделений, отвечающих целям банка и его функциональному назначению, для чего в банке создаются секторы, отделы и управления с соответствующим подчинением.

К внешней банковской инфраструктуре относятся: ин­формационное, методическое, научное и кадровое обеспечение, а также средства связи, коммуникации и пр.

Чтобы оценивать кредитоспособность клиента, экономический и де­ловой рынок, проводить систематические консультации предприятий и на­селения, управлять доверенным имуществом клиента, банкам необходима достоверная информация. В условиях рынка такая оперативная информа­ция в первую очередь касается состояния экономики, ее отраслей, групп пред­приятий и организаций, пользующихся кредитом и другими банковскими услугами. В условиях повышенной кон­куренции, наличия кризисных явлений в экономике, нестабильности финансового состояния государства и его субъектов информаци­онное обеспечение становится естественным требованием, без которого банки не могут финансировать различного рода проекты без повышения риска относительно своего капитала и капитала клиента. Получение информации с последующим ее анализом становится важным обязательным атрибутом при предоставлении банковских услуг. Часто такую информацию предоставляют специальные агент­ства, а в ряде стран с развитыми рыночными отношениями ее можно брать непосредственно из многочисленных справочников, журналов, спе­циальных изданий и путем запросов в Центральный банк, ведущий карто­теку клиентуры.

Система сбора и аналитической обработки деловой информации должна строиться на взаимодействии различных функциональных подразделений банка с учетом стратегических и оперативно-тактических интересов в деятельности банка. Не следует чрезмерно нацеливать информационно-аналитические подразделения на информационное обеспечение стратегических интересов банка, поскольку подготавливаемая таким образом информация может оказаться непригодной для специалистов функциональных подразделений, решающих оперативные задачи.

theory-of-money.ru

Банковское дело » Определение и понятие банка и банковской системы » БАНКОВСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Банки как элементы банковской системы могут успешно развивать­ся только во взаимодействии с другими ее элементами и прежде всего с банковской инфраструктурой. Под банковской инфраструктурой пони­мается такая совокупность элементов, которая обеспечивает жизнедея­тельность банков. Принято различать два блока банковской инфра­структуры: внутренний и внешний. Первый обеспечивает стабильность банка изнутри, второй — в его взаимодействии с внешней средой.

К элементам внутренней инфраструктуры относятся:

  • законодательные нормы, определяющие статус кредитного учреж­дения, перечень выполняемых им операций;
  • внутренние правила совершения операций, обеспечивающие выпол­нение законодательных актов и защиту интересов вкладчиков, клиентов банка, его собственных интересов, в целом методическое обеспечение;
  • построение учета, отчетности, аналитической базы, компьютерная обработка данных, управление деятельностью банка на базе современ­ных коммуникационных систем;
  • структура аппарата управления банком.

Стартовым началом деятельности банка являются различного рода юридические нормы и документы (устав банка, разрешение на совер­шение им определенных операций, запрещение заниматься теми или иными видами услуг и др.). В дополнение к данным юридическим нор­мам банки самостоятельно формируют свою методическую базу. В ус­ловиях отсутствия ряда нормативных актов Центрального банка РФ по порядку совершения тех или иных операций коммерческие банки самостоятельно формируют правила их ведения. Разумеется, это услож­няет работу кредитных учреждений, может вызвать ошибки, затруднить защиту интересов их клиентов, достижение их собственных целей.

Чрезвычайно важной для налаживания эффективной работы бан­ков являются организация труда, качественное составление отчетнос­ти по результатам их деятельности. Непременным условием надежной работы банка как рискового предприятия становится также формиро­вание аналитической базы, предполагающей составление аналитичес­ких таблиц определенного содержания, сбор, обработку информации, ее использование в процессе управления деятельностью кредитного учреж­дения на базе современных коммуникационных систем.

Немаловажным элементом внутренней банковской инфраструктуры является структура аппарата управления банком. Банк как экономичес­кий институт должен обладать обязательным набором ряда подразделе­ний, отвечающих целям банка, его функциональному назначению. По­мимо высших звеньев управления (Правление, Совет директоров и др.) в банке, как правило, создаются управления, отделы, секторы, обеспечи­вающие регулирование ликвидности и доходности операций, планирование банковской деятельности в целом и отдельных операций. В ядро банковского аппарата управления входит подразделение, организующее банковские операции и их учет. К внешнему блоку банковской инфраструктуры относятся:

  • информационное обеспечение;
  • научное обеспечение;
  • кадровое обеспечение;
  • законодательная база.

Информационное обеспечение является важнейшим неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. Оно необходимо как банку, так и его клиентам. Банки, работая в условиях конкуренции, собирают сведения о развитии экономики в целом, отдельных отраслей, подотраслей и групп предприятий. На базе анализа тенденций в развитии рынка банки коррек­тируют свою денежно-кредитную политику, ограничивают или расширя­ют свои инвестиции, перераспределяют капиталы в соответствии с состоя­нием спроса и предложения. Необходимая информация о макроэкономических отношениях, как правило, содержится в статистичес­ких сборниках, многочисленных справочниках, специальных оперативных изданиях, бюллетенях, публикуемых в том числе центральными банками.

В процессе своей деятельности банки активно используют данные об экономике предприятий, развитии их продукта, финансовой устойчиво­сти. Помимо баланса, других форм отчетности предприятий банки соби­рают информацию о деятельности своих клиентов в периодической пе­чати, пользуются услугами специальных агентств, располагающих конфиденциальной информацией о предприятии в целом и его руково­дителях. В некоторых странах банки имеют возможность обратиться в специальные фирмы, анализирующие экономику предприятий, получить от них необходимые сведения. Картотека клиентов в целом ряде случаев ведется центральными банками, позволяя коммерческим банкам опера­тивно оценить предприятие, обратившееся с просьбой о предоставлении ссуд. Центральные банки некоторых стран практикуют рассылку в ком­мерческие банки сведений о предприятиях, нарушающих платежную дис­циплину, задерживающих возврат банковских ссуд.

Информация о состоянии рынка может касаться не только клиен­тов коммерческих банков, но и их самих. Специальные рейтинговые агентства эпизодически публикуют сведения о степени надежности кре­дитных учреждений. Этими сведениями пользуются не только банки во взаимоотношениях друг с другом, но и предприятия, отдельные граж­дане, желающие правильно выбрать более надежный банк.

В условиях рынка банки значительную часть своих ресурсов направ­ляют на развитие научного обеспечения. Практически в каждом ком­мерческом банке работают аналитики, изучающие рынок. Крупные банки, межбанковские объединения формируют специальные научные структуры (аналитические центры, научно-исследовательские институ­ты). Анализ рынка, разработка новых банковских продуктов, совершен­ствование организации труда, механизма совершения банковских опе­раций позволяют банкам устоять в конкурентной борьбе, избегать ошибок, в целом повысить надежность и эффективность своей работы.

Существенным блоком банковской инфраструктуры выступает кад­ровое обеспечение. Кадры, как говорят, решают все. От специалистов-профессионалов зависит эффективность всей банковской деятельнос­ти. В России существует сеть специальных высших учебных заведений, факультетов, колледжей, осуществляющих подготовку кадров финан­сово-банковского профиля, формируется сеть начальных учебных за­ведений финансово-банковских школ, где преподавание общенаучных дисциплин сочетается с изучением специальных предметов — финансов, банковское дело, бухгалтерского учета и др. Переподготовка кадров, повышение квалификации сосредоточены в различных специальных коммерческих школах, курсах, а также учебных центрах, создаваемых при крупных банках.

В современных условиях, когда экономические риски в банковской деятельности усиливаются, обостряется необходимость подготовки эко­номических кадров, обладающих большими профессиональными зна­ниями в области банковского дела, управления банком и его отделени­ями. В коммерческих банках зачастую работают люди, не знающие современной банковской технологии. Это сдерживает развитие банков­ской системы, приводит к ошибкам при формировании кредитного пор­тфеля, убыткам при совершении тех или иных операций.

Особым блоком банковской инфраструктуры является банковское законодательство. Так же как и другие блоки, оно оказывает существен­ное влияние как на развитие банковской системы, так и ее взаимоотно­шения с предприятиями, организациями, населением.

Передайте на аутсорс бухгалтерское обслуживание и посвятите свое время развитию Вашего бизнеса.

Метка: Основы банковской деятельности, Сущность банка

www.banki-delo.ru

Элементы банковских систем. Банковская инфраструктура

Успешное развитие экономики большинства стран мира зависит от эффективности банковской системы, функционирующей в государстве. В чем заключается ее специфика? Каковы элементы инфраструктуры соответствующей системы?

Что представляет собой банковская система?

Изучим для начала сущность рассматриваемых терминов. Под банковской системой понимают совокупность финансовых учреждений – банков и иных кредитных организаций, функционирующих в юрисдикции того или иного государства. Соответствующие элементы банковских систем принято классифицировать на 3 основных категории:

  • национальные банки;
  • коммерческие кредитные учреждения федерального уровня;
  • локальные финансовые центры (открытые в регионах, муниципалитетах).

элементы банковских систем

Можно отметить, что в большинстве современных государств, в том числе в России, учрежден 1 национальный банк. В нашей стране соответствующую функцию выполняет ЦБ РФ. В свою очередь, коммерческих кредитных учреждений в государстве может быть очень много. Но в чем сущность обоих типов финансовых организаций, а также специфика функционирования данных элементов банковской системы? Изучим данный вопрос подробнее.

Что представляет собой национальный банк?

Давайте рассмотрим, кто отвечает за золотовалютный фонд страны. Национальный банк, или Центробанк, – ключевой орган финансовой системы в экономиках большинства стран мира.

Его функции главным образом регулирующие. Они чаще всего связаны:

  • с эмиссией национальной валюты;
  • с реализацией кредитной политики;
  • с обеспечением расчетов, инициируемых различными субъектами финансовых правоотношений;
  • с осуществлением надзора над деятельностью негосударственных кредитных структур;
  • с проведением рефинансирования по выданным кредитам;
  • с распоряжением золотовалютными резервами государства.

региональный банк

Отмеченные функции Центробанка характеризуют деятельность ЦБ РФ. Можно отметить, что главный российский банк – государственный, но характеризуется достаточно высокой степенью независимости от иных федеральных структур.

Есть Центробанки преимущественно частные. К таким кредитно-финансовым организациям можно отнести ФРС США. Капитал данного учреждения формируется за счет взносов, перечисляемых коммерческими банками. Рассмотрим специфику данного типа финансовых институтов подробнее.

Что представляет собой коммерческий банк?

Наряду с ЦБ другим ключевым элементом банковской системы является банк коммерческий, юридически независимый от властей страны (но вместе с тем допускается участие государства во владении активами соответствующей кредитно-финансовой организации). Так или иначе, банк должен быть самостоятельным в части принятия решений по управлению капиталом.

Соответствующего типа учреждения оказывают различные финансовые услуги. Коммерческий банк – элемент кредитно-банковской системы, который:

  • предоставляет кредиты гражданам, организациям, бюджетным структурам, иногда другим банкам;
  • рефинансирует займы;
  • осуществляет различные транзакции, например, по платежам от одних физлиц и юрлиц другим, перечислениям в бюджетную систему в виде налогов и сборов;
  • дает возможности для размещения вкладов;
  • содействует инвестированию в различные активы.

Центробанк, как мы отметили выше, выполняет функцию, связанную с осуществлением контроля над деятельностью коммерческих финансовых структур. Таким образом, деятельность вторых в достаточной мере строго регламентирована. Как правило, начало работы коммерческого банка возможно только при наличии лицензии, выданной ЦБ, а также при условии успешного прохождения проверок со стороны главного кредитно-финансового учреждения государства.

Изучим теперь более подробно то, какова характеристика элементов банковской системы, рассмотренных нами. Прежде всего, полезно обратить внимание на их функции применительно к российской экономике.

Функции элементов банковской системы в РФ

В России есть все основные элементы банковских систем: Центробанк, коммерческие кредитные учреждения федерального масштаба, а также локальные финансовые структуры. Главной организацией, имеющей наибольший спектр полномочий, является Центробанк РФ. Главные его функции мы обозначили. В числе таковых реализация эмиссионной политики, валютное регулирование экономики, регламентация финансовых правоотношений, установление правовых норм и стандартов деятельности частных кредитных организаций.

Следующие ключевые структурные элементы банковской системы России – федеральные частные кредитно-финансовые структуры. В числе таковых крупнейшие бренды, такие как Сбербанк, ВТБ, «Россельхозбанк». Их функции заключаются в принятии ключевых решений в банковском секторе РФ, связанных, прежде всего, с кредитованием и обслуживанием крупнейших предприятий, институтов бюджетной системы, международных проектов.

национальный банк

Крупнейшие федеральные бренды могут иметь региональные представительства, которые ведут деятельность в субъектах РФ и муниципалитетах. Кроме того, в регионах могут быть собственные кредитно-финансовые учреждения, не подчиненные федеральным структурам. Данные организации выполняют локальные функции. Региональный банк, будь то представительство федерального бренда или же организация, созданная на уровне субъекта или муниципалитета, решает задачи, связанные, в свою очередь, с кредитованием и обслуживанием предприятий и частных лиц, что работают в соответствующем регионе.

Можно отметить, что в субъектах РФ также осуществляют деятельность подразделения Центробанка. Они решают главным образом задачи, связанные с обслуживанием финансовых транзакций частных банков, осуществляют мониторинг деятельности локальных финансовых организаций.

Принципы функционирования банковской системы

Рассмотрев сущность и элементы банковской системы, мы можем исследовать основные принципы ее функционирования. Эксперты определяют конкретный их перечень. Так, есть принципы:

  • правовые;
  • институциональные;
  • функциональные.

Изучим их особенности подробнее.

Правовые принципы банковских систем

К основным принципам соответствующего типа можно отнести:

  • стандартизацию финансовых операций;
  • обеспечение тайны вкладов и транзакций;
  • защиту вкладов и платежей.

Стандартизация операций, осуществляемых банками, базируется на нормативном регулировании деятельности кредитно-финансовых учреждений. Основным ее субъектом является, как мы уже знаем, национальный банк страны. Он разрабатывает стандарты и правила, в соответствии с которыми должны осуществлять операции федеральные и региональные частные структуры.

Обеспечение тайны вкладов и финансовых транзакций – важнейший принцип, благодаря которому функционируют институты финансовой системы. Клиент кредитной организации должен иметь право на обеспечение конфиденциальности сведений о себе, а также о своих вкладах и иных транзакциях, например, формирующихся в процессе обслуживания корпоративного расчетного счета.

Принцип банковской тайны устанавливается на уровне официальных правовых норм. В данном случае речь идет об источниках права, имеющих высшую юридическую силу. В России таковыми являются федеральные законы. Так, принцип, о котором идет речь, закреплен в ФЗ № 395-1, принятом 02.12.1990 года. В юрисдикции данного закона находятся не только рассматриваемые элементы банковских систем, но и иные субъекты, осуществляющие деятельность в финансовой сфере. Например, Агентство по страхованию вкладов, различные аудиторские структуры.

структурные элементы банковской системы

Еще один важнейший правовой принцип функционирования банковской системы – защита вкладов и платежей клиентов кредитно-финансовых организаций. Человек или организация, пользующиеся услугами, которые предоставляет, к примеру, тот или иной региональный банк, должны быть уверены в том, что их денежные средства в виде вклада или платежа будут защищены от несанкционированного доступа. То, каким образом банки обязаны обеспечивать соответствие деятельности данному критерию, также регулируется федеральным законодательством.

Кроме того, и центральный банк государства может издавать нормативные акты в дополнение к федеральным источникам, осуществлять мониторинг деятельности кредитных организаций в части обеспечения ими безопасности вкладов и транзакций. Данный аспект функционирования банков находится в числе значимых конкурентных преимуществ на рынке. Клиент предпочтет обращаться именно в ту кредитную организацию, которая сможет обеспечить безопасность финансовых операций.

Основной метод обеспечения защиты вкладов и платежей в банках – идентификация клиентов. Существует большое количество технологий, посредством которых она может осуществляться. По причине активного развития онлайновых транзакций данному аспекту взаимоотношений клиентов и банков национальный банк государства может уделять особое внимание как с точки зрения мониторинга деятельности частных финансовых структур, так и в аспекте регулирования работы соответствующих организаций.

Институциональные принципы банковских систем

Следующая группа принципов функционирования банковских систем – институциональные. К таковым можно отнести:

  • двухуровневую организацию управления кредитно-финансовой системой государства;
  • централизацию управления банковскими институтами страны.

Первый принцип закреплен, как и многие другие, что обеспечивают функционирование финансовой системы России, на уровне федерального законодательства. Он предполагает классификацию банков РФ на 2 уровня: нормативный и функциональный.

На первом институциональном уровне финансовой системы располагается Центробанк и подчиненные ему региональные структуры. Его задача, как мы уже выяснили выше, заключается в том, чтобы осуществлять нормативное регулирование деятельности других кредитных учреждений, действующих в стране. Последние, в свою очередь, располагаются на втором уровне. Они на практике реализуют основные функции, характерные для банков: кредитование и обслуживание населения и предприятий. Собственно, данный аспект мы также фактически рассмотрели выше, обозначив то, каким образом могут быть классифицированы элементы банковских систем.

банковская инфраструктура

Стоит отметить, что и ЦБ РФ решает также важные функциональные задачи. Правда, их сущность во многих случаях довольно далека от тех, что характеризуют деятельность кредитных организаций на втором уровне. Так, ЦБ РФ кредитует частные банки, рефинансирует их при необходимости, регистрирует банки федеральные, региональные, выдает им лицензии. Данными видами деятельности коммерческие учреждения не занимаются. В исключительной компетенции ЦБ РФ также находится решение ряда задач, не имеющих прямого отношения к функционированию банковской системы. В числе таковых: регулирование инфляции, эмиссионная, валютная политика. Данные компетенции ЦБ РФ относятся уже, собственно, к функциональным принципам банковских систем. Рассмотрим их особенности.

Функциональные принципы банковских систем

В числе ключевых принципов, о которых идет речь применительно к банковской системе России:

  • монопольное право ЦБ РФ на эмиссию наличных средств;
  • исключительность кредитно-финансовой деятельности организаций, подчиненных ЦБ РФ.

Таким образом, благодаря тому, что только ЦБ РФ имеет полномочия, связанные с обеспечением экономики государства денежными средствами, гарантируется легитимность и стабильность функционирования банковской системы. Этому также способствует тот факт, что банковские структуры, осуществляющие деятельность в России, занимаются исключительно деятельностью по профилю, работают только по тем законам, что регулируют финансово-кредитные операции. Функционирование банков осуществляется за счет задействования ресурсов особой инфраструктуры. Рассмотрим ее специфику.

В чем заключается специфика банковской инфраструктуры?

Банковская инфраструктура – это совокупность правовых норм, принимаемых властями государства, социальных институтов, обеспечивающих функционирование кредитно-финансовых учреждений, а также технологических ресурсов, за счет которых осуществляются различные финансовые операции.

К первым элементам можно отнести правовые нормы, регулирующие деятельность ЦБ и частных банковских организаций, административные нормы, формируемые в пределах юрисдикции отдельных финансовых учреждений, локальные нормативы, принимаемые конкретными финансовыми структурами на уровне подразделений, офисов.

Ключевые социальные институты, обеспечивающие работу банковской системы государства, могут быть представлены:

  • органами власти, управляющими хозяйственными процессами на различных уровнях;
  • учебными заведениями и кадровыми службами, которые отвечают за подготовку компетентных специалистов по банковским операциям;
  • исследовательскими и экспертными организациями, занимающимися изучением и оптимизацией различных хозяйственных процессов на уровне банковской системы страны.

элементы кредитно банковской системы

Технологические ресурсы, формирующие финансовую инфраструктуру, могут быть представлены широким спектром решений:

  • компьютерами и ПО, предназначенными для обработки банковских операций;
  • линиями связи;
  • основными фондами банков – зданиями, сооружениями, транспортными средствами.

В том, чтобы банковская инфраструктура была эффективной, заинтересованы все субъекты финансовой системы государства – собственно, власти, ЦБ, частные кредитные учреждения. То, насколько она стабильна, функциональна и технологична, во многом предопределяет уровень экономического развития страны, устойчивости партнерских связей, устанавливаемых между различными хозяйствующими субъектами. Банковская система имеет большое значение для государства. Изучим данный аспект подробнее.

Значение банковской системы для государства

Итак, мы рассмотрели основные структурные элементы банковской системы государства, специфику соответствующей инфраструктуры и деятельности основных субъектов финансовых правоотношений на различных уровнях. В чем заключается значение данной системы для страны?

Банки, представленные на различных уровнях, от ЦБ до локальных кредитно-финансовых организаций, обеспечивают функционирование большей части хозяйственных правоотношений в государстве. Статус банка имеет ограниченное количество финансовых структур. Его получают только те организации, которые соответствуют критериям и требованиям, установленным законодательно. Предполагается, что кредитная организация будет способна выдавать кредиты, принимать вклады и обеспечивать их защиту, проводить платежи, инициируемые физическими и юридическими лицами.

Банковская система находится в числе ключевых элементов экономики страны. Чем более она стабильна, тем успешнее будет развиваться хозяйство государства. Взаимодействие элементов банковской системы, установленной компетентными органами власти, предполагает, таким образом, участие граждан, предприятий, бюджетных структур, иностранных субъектов.

коммерческий банк элемент кредитно банковской системы

Финансовые правоотношения осуществляются в экономике фактически постоянно. Человек, оплачивая покупку в магазине, пользуется продуктами банковской системы – наличными денежными средствами, эмитированными Центральным банком, или же пластиковой картой, которая, во-первых, выпущена частным кредитно-финансовым учреждением, которое функционирует в соответствии с нормами закона и распоряжениями ЦБ РФ, а во-вторых, использует эквайринговую инфраструктуру, которая управляется этим же банком или партнерской организацией. Продавцы в данном магазине оплачивают поставки товаров от контрагентов через расчетный счет в банке, равно как осуществляют посредством него иные платежи в виде зарплаты, социальных отчислений, различных налогов.

Таким образом, элементы современной банковской системы постоянно взаимодействуют между собой. Их функционирование регулируется на уровне официальных источников права, локальных источников. Элементы кредитно-банковской системы работают при задействовании особой инфраструктуры, которая представлена широким спектром компонентов. Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы качественно функционировали первые. Это значит, что в интересах властей – обеспечение успешного развития необходимых инфраструктурных компонентов финансовой системы. Безусловно, в данном случае речь может идти и о вовлечении в данный процесс частных структур.

Резюме

Итак, мы изучили ключевые элементы банковских систем, рассмотрели их основные функции, а также специфику инфраструктуры, которая задействуется ими. Главный из соответствующих элементов в экономиках большинства современных государств – Центробанк. Как правило, он наделен самым широким спектром полномочий по эмиссии валюты, управлению инфляцией, регулированию деятельности другой важнейшей группы элементов банковской системы – коммерческих кредитных учреждений. Последние также играют важнейшую роль в экономике государства, обеспечивая проведение различных финансовых операций с участием граждан, организаций, государственных структур.

fb.ru

ГУ Банка России по Центральному федеральному округу

Административное управление

  • Организация документационного обеспечения ГУ Банка России по Центральному федеральному округу.
  • Обеспечение взаимодействия со службами доставки при экспедировании документов.
  • Комплектование, обеспечение сохранности и выдача документов архивного фонда ГУ Банка России по Центральному федеральному округу.
  • Организация и проведение работ по тиражированию и сканированию документов с соблюдением требований информационной безопасности.
  • Организация социально-бытового обеспечения и спортивно-оздоровительной работы.
  • Организация добровольного медицинского страхования и страхования жизни и здоровья работников ГУ Банка России по Центральному федеральному округу от несчастных случаев, в связи с исполнением трудовых обязанностей.
  • Организация сопровождения и оформления направления работников Банка России в служебные командировки.
  • Обеспечение доставки банковской корреспонденции подразделений ГУ Банка России по Центральному федеральному округу.
  • Организация транспортного обслуживания подразделений ГУ Банка России по Центральному федеральному округу.

  

Операционное управление

  • Осуществление расчетного обслуживания клиентов Банка России.
  • Осуществление перевода денежных средств по распоряжениям Банка России и распоряжениям его клиентов, в том числе с применением авизо.
  • Осуществление кредитных, депозитных операций и операций по регулированию размера обязательных резервов кредитных организаций в соответствии с полномочиями ГУ Банка России по Центральному федеральному округу, определенными нормативными и иными актами Банка России.
  • Отражение в бухгалтерском учете эмиссионных и кассовых операций.

 

Сводное экономическое управление

  • Участие в проведении единой государственной денежно-кредитной политики: рефинансирование (кредитование) кредитных организаций, оценка нерыночных активов, принимаемых в обеспечение по кредитам Банка России, контроль за выполнением кредитными организациями обязательных резервных требований, проведение депозитных операций Банка России.
  • Подготовка сводных статистических данных и аналитической информации о состоянии экономики и банковского сектора Московского региона, а также Центрального федерального округа в целом в целях поддержки принятия решений в области денежно-кредитной политики Банка России.
  • Организация получения, контроль за представлением организациями-респондентами формы федерального статистического наблюдения 1-ПИ «Сведения об остатках и потоках прямых инвестиций в Российскую Федерацию из-за рубежа и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж», а также получения другой статистической информации в соответствии с нормативными и иными актами Банка России.

 

Управление анализа рисков и внутреннего контроля

  • Реализация единой методологии управления рисками, разработанной подразделениями центрального аппарата Банка России, на уровне ГУ Банка России по Центральному федеральному округу.
  • Верификация данных о рисках (в том числе ключевых индикаторах риска (КИР) и риск-событиях подразделений ГУ Банка России по Центральному федеральному округу).
  • Информирование руководства ГУ Банка России по Центральному федеральному округу, руководства территориальных отделений и расчетно-кассовых центров (при необходимости) о возникновении риск-событий.
  • Мониторинг и оценка эффективности системы внутреннего контроля и  управления рисками в  подразделениях ГУ Банка России по Центральному федеральному округу.
  • Разработка в ГУ Банка России по Центральному федеральному округу единых подходов к организации внутреннего контроля (с учетом особенностей деятельности) в соответствии с требованиями нормативных и иных актов Банка России.
  • Проведение контрольно-аналитических мероприятий в рамках II уровня внутреннего  контроля.
  • Контроль устранения нарушений и проблем подразделениями ГУ Банка России по Центральному федеральному округу по результатам процедур внутреннего контроля II уровня (в части контрольных мероприятий УАРиВК) и III уровня,  а  также проверок, проведенных сторонними организациями (по решению руководства ГУ Банка России по Центральному федеральному округу).
  • Координация взаимодействия подразделений ГУ Банка России по Центральному федеральному округу со службой главного аудитора Банка России, а также внешними контролирующими органами (по решению руководства ГУ Банка России по Центральному федеральному округу) при проведении проверок и рассмотрении их материалов.

 

Управление анализа рынка ценных бумаг

 

Управление безопасности и защиты информации

  • Обеспечение информационной безопасности в платежной системе Банка России в части компетенции ГУ Банка России по Центральному федеральному округу.
  • Реализация мероприятий, направленных на обеспечение безопасного и устойчивого функционирования объектов ГУ Банка России по Центральному федеральному округу, в том числе по организации охраны объектов, пропускного и внутриобъектового режимов.
  • Реализация мероприятий по осмотру предмета залога, принятого кредитной организацией в качестве обеспечения по ссуде, и (или) ознакомлению с деятельностью заемщика кредитной организации и (или) залогодателя.
  • Реализация мероприятий визуального контроля деятельности участников финансового рынка Российской Федерации по заявкам структурных подразделений Банка России, осуществляющих надзор за участниками финансового рынка.
  • Информационно-аналитическое  сопровождение надзорной деятельности Банка России.
  • Организация и обеспечение взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, в том числе выполняющими задачи в области правоохранительной деятельности и безопасности государства, а также организациями, входящими в их систему.
  • Проверка достоверности персональных данных.

 

Управление бухгалтерского учета и отчетности

  • Реализация единой методологии ведения бухгалтерского учета и отчетности в подразделениях ГУ Банка России по Центральному федеральному округу.
  • Обеспечение составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности ГУ Банка России по Центральному федеральному округу, формирование полной и достоверной информации о его деятельности.
  • Ведение бухгалтерского и налогового учета совершаемых в ГУ Банка России по Центральному федеральному округу операций, связанных с финансово-хозяйственной жизнью, других операций

 

Управление временных администраций финансовых организаций

  • Участие в работе назначенных Банком России временных администраций финансовых организаций, после отзыва (аннулирования) у последних лицензии (за исключением временных администраций, назначаемых в соответствии с планами участия Банка России или государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в урегулировании обязательств банка).
  • Сопровождение деятельности и контроль за деятельностью временных администраций финансовых организаций.

 

Управление информатизации

  • Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы Банка России в зоне ответственности ГУ Банка России по Центральному федеральному округу.
  • Координация деятельности подразделений информатизации территориальных отделений ГУ Банка России по Центральному федеральному округу.

 

Управление контроля за прекращением деятельности финансовых организаций

  • Организация работ, связанных с контролем за проведением ликвидационных процедур в финансовых организациях (кредитных организациях, негосударственных пенсионных фондах, страховых и управляющих компаниях, специализированных депозитариях).

 

Управление контроля и надзора за деятельностью субъектов рынка коллективных инвестиций

  • Осуществление дистанционного контроля и надзора за деятельностью поднадзорных некредитных финансовых организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами Банка России, в порядке, определяемом Банком России, и в соответствии с разграничением полномочий между Банком России и его территориальными учреждениями.
  • Осуществление оценки соблюдения поднадзорными некредитными финансовыми организациями требований законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России.
  • Осуществление мониторинга финансовой устойчивости поднадзорных некредитных финансовых организаций.
  • Осуществление оценки рисков, возникающих в деятельности поднадзорных некредитных финансовых организаций.
  • Осуществление контроля прекращения паевых инвестиционных фондов под управлением поднадзорных некредитных финансовых организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Применение мер воздействия к поднадзорным некредитным финансовым организациям в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России.

 

Управление корпоративных отношений и раскрытия информации (в отношении эмитентов, зарегистрированных на территории Москвы и Московской области и не являющихся кредитными организациями)

  • Контроль за порядком раскрытия информации.
  • Контроль за передачей реестра владельцев ценных бумаг регистратору.
  • Контроль за представлением документов для государственной регистрации выпусков ценных бумаг при создании акционерных обществ и представлением документов для государственной регистрации отчетов об итогах выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг.
  • Контроль за проведением годовых общих собраний акционеров.
  • Контроль за приобретением акций открытых и публичных акционерных обществ в соответствии с требованиями главы XI.1 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
  • Мониторинг каскадных корпоративных действий.
  • Мониторинг осуществления реорганизации в форме преобразования.

 

Управление надзора за деятельностью субъектов страхового дела

  • Осуществление контроля и надзора за деятельностью субъектов страхового дела, поднадзорных ГУ Банка России по Центральному федеральному округу, с целью соблюдения ими требований страхового законодательства Российской Федерации, в том числе в части финансовой устойчивости и платежеспособности.
  • Применение мер страхового надзора к субъектам страхового дела.

 

Управление надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг

  • Осуществление дистанционного контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами Банка России, в порядке, определяемом Банком России, и в соответствии с разграничением полномочий между Банком России и его территориальными учреждениями.
  • Осуществление оценки соблюдения профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России.
  • Осуществление мониторинга финансовой устойчивости профессиональных участников рынка ценных бумаг.
  • Осуществление оценки рисков, возникающих в деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.
  • Применение мер воздействия к профессиональным участникам рынка ценных бумаг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России. 

 

  Управление надзора за рынком микрофинансирования

  • Осуществление дистанционного контроля и надзора за деятельностью микрофинансовых институтов в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами Банка России, в порядке, определяемом Банком России, и в соответствии с разграничением полномочий между Банком России и его территориальными учреждениями.
  • Выявление нарушений требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, совершенных поднадзорными микрофинансовыми институтами и применение к ним мер надзорного реагирования, контроль за их исполнением.
  • Проведение информационных и консультационно-разъяснительных мероприятий для участников надзора.
  • Осуществление оценки рисков, возникающих в деятельности микрофинансовых институтов, а также надзор за соблюдением ими требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России.
  • Аналитика рынка потребительской кооперации в Российской Федерации по результатам анализа данных отчетности потребительских кооперативов.
  • Участие в расчете среднерыночных значений ПСК, ежеквартально публикуемых Банком России на своем официальном сайте.
  • Подготовка аналитической информации по рынку кредитной потребительской кооперации в РФ для Департамента денежно-кредитной политики Банка России в целях расчета ключевой ставки, устанавливаемой Банком России.
  • Проведение мероприятий, направленных на финансовое оздоровление рынка кредитной кооперации.

  

Управление наличного денежного обращения

  • Реализация политики Банка России в области наличного денежного обращения на территории Центрального федерального округа.
  • Организация кассового обслуживания кредитных организаций (филиалов), их подразделений и юридических лиц, не являющихся кредитными организациями.
  • Организация и проведение экспертизы платежеспособности денежных знаков. Организация работы по изъятию из обращения ветхих и поврежденных банкнот и дефектной монеты.
  • Подготовка заключений о соответствии требованиям, установленным нормативными актами Банка России, помещений для совершения операций с ценностями кредитных организаций (филиалов) и подразделений кредитных организаций.
  • Организация работы с памятными и инвестиционными монетами из драгоценных металлов, являющимися законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации.
  • Контроль за соблюдением кредитными организациями требований к счетно-сортировальным машинам, применяемым при обработке банкнот Банка России, предназначенных для выдачи клиентам, а также требований к автотранспорту, используемому при перевозке, инкассации наличных денег.

 

Управление платежных систем и расчетов

  • Сбор и анализ информации о бесперебойности работы платежной системы Банка России на территории Центрального федерального округа. Контроль за соблюдением регламента функционирования платежной системы Банка России. Проведение мероприятий, связанных с урегулированием нарушений.
  • Контроль за соблюдением участниками платежной системы Банка России правил платежной системы Банка России и оказания им услуг платежной инфраструктуры в соответствии с правилами платежной системы Банка России.
  • Обеспечение контроля полноты, корректности и своевременности формирования представлений для управления параметрами участников платежной системы Банка России.
  • Сбор отчетности операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, операторов по переводу денежных средств и кредитных организаций и передача ее в Банк России.
  • Сбор, систематизация и анализ информации о состоянии и тенденциях развития национальной платежной системы на территории Центрального федерального округа, функционировании платежной системы Банка России.
  • Организация работ по включению кредитных организаций и их клиентов – юридических лиц в Справочник пользователей системы передачи финансовых сообщений.
  • Участие в мероприятиях, связанных с расширением сферы использования национальных платежных инструментов и доступностью финансовых услуг.
  • Анализ применяемых платежных услуг и инфраструктуры для их оказания, формирование предложений, направленных на развитие безналичных расчетов, предложений по совершенствованию регулирования в национальной платежной системе, по развитию национальной платежной системы, функционированию платежной системы Банка России.
  • Организация обслуживания и совершения операций по счетам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе взаимодействие с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации.
  • Организация работы по исполнению ГУ Банка России по Центральному федеральному округу бюджетных полномочий по учету администрируемых доходов бюджета г. Москвы.

 

Управление контроля за прекращением деятельности финансовых организаций

  

Управление по связям с общественностью

  • Обеспечение информационного сотрудничества со СМИ в целях распространения информации о текущей деятельности Главного управления и Банка России.
  • Деятельность по финансовому просвещению и повышению финансовой грамотности населения.
  • Взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными организациями, объединениями участников финансового рынка по вопросам финансового просвещения и реализации единой информационной политики Банка России в сфере общественных коммуникаций.
  • Организация пресс-брифингов, онлайн-конференций, «прямых линий», телевизионных и радиоэфиров в региональных СМИ.
  • Деятельность по развитию музейно-экспозиционного фонда ГУ Банка России по Центральному федеральному округу, в рамках которой ведется просветительская работа с населением, организуются мероприятия и экскурсии для граждан, готовятся и проводятся тематические выставки.
  • Подготовка и выпуск информационных и раздаточных материалов, сувениров для обеспечения проведения мероприятий Управления по связям с общественностью.

 

Управление финансового мониторинга и валютного контроля

  

Управление эмиссионных ценных бумаг

  • Государственная регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг эмитентов, местом нахождения которых является Московский регион, и не являющихся кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, и не включенных в список эмитентов, утверждаемый распорядительным актом Банка России.
  • Ведение реестра эмиссионных ценных бумаг.
  • Администрирование поступлений в бюджетную систему Российской Федерации государственных пошлин за государственную регистрацию выпусков ценных бумаг.

 

Финансовое управление

 

Юридическое управление

  • Правовое сопровождение деятельности ГУ Банка России по Центральному федеральному округу.
  • Участие в подготовке проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающих компетенцию Банка России. Мониторинг и рассмотрение проектов нормативных актов Банка России, подготовка заключений по ним.
  • Претензионно-исковая работа в ГУ Банка России по Центральному федеральному округу, представительство Банка России в судебных и иных органах государственной власти, ведение судебных и административных дел в целях защиты прав и интересов Банка России.
  • Возбуждение и обеспечение рассмотрения дел об административных правонарушениях, контроль за уплатой административных штрафов.
  • Обеспечение участия Банка России в рамках исполнительного производства.
  • Правовое сопровождение надзора за деятельностью некредитных финансовых организаций.
  • Правовое сопровождение вопросов эмиссии, корпоративных отношений.
  • Правовое сопровождение процедур ликвидации (банкротства) кредитных организаций.
  • Правовое сопровождение сделок Банка России.

 

Отдел противодействия нелегальной деятельности

  • Осуществление работы по выявлению и пресечению деятельности субъектов, осуществляющих нелегальную деятельность на финансовом рынке на территории Центрального федерального округа.
  • Взаимодействие в установленном порядке и в пределах представленных полномочий с федеральными органами исполнительной власти и правоохранительными органами.
  • Участие в межведомственных рабочих группах по вопросам выявления и пресечения деятельности субъектов, осуществляющих нелегальную деятельность на финансовом рынке на территории Центрального федерального округа.
  • Рассмотрение обращений юридических и физических лиц по вопросам действий и/или деятельности субъектов, осуществляющих нелегальную деятельность на финансовом рынке на территории Центрального федерального округа.
  • Осуществление мониторинга и оценки рисков, возникающих в результате деятельности субъектов, осуществляющих нелегальную деятельность на финансовом рынке на территории Центрального федерального округа.

www.cbr.ru