Правовое положение участковых уполномоченных полиции. Участковый уполномоченный полиции обязанности


Обязанности участкового уполномоченного полиции в соответствии с приказом мвд РФ от 16 сентября 2002 г. N 900 ууп должен

Обязанности участкового уполномоченного полиции

В соответствии с приказом МВД РФ

от 16 сентября 2002 г. N 900 УУП должен:

1. Изучать и анализировать складывающуюся на административном участке оперативную обстановку.

2. Знать:

2.1. Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты МВД России, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, изданные в пределах их полномочий, регламентирующие деятельность милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

2.2. Территорию административного участка, его особенности, систему дорог, расположение и режим работы организаций всех форм собственности, объектов хранения культурных ценностей, баз, складов, иных мест хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также места хранения огнестрельного оружия и взрывчатых материалов, аптеки, другие места хранения наркотических средств и психотропных веществ, порядок охраны, места стоянок автотранспорта, а в сельской местности - все населенные пункты, фермерские хозяйства, лесные массивы, заготовительные и перерабатывающие организации, места произрастания дикорастущих и культурных растений, содержащих наркотические средства.

2.3. Население административного участка, характер его занятости, этнический состав, местные обычаи, традиции, культуру проживающего населения.

2.4. Количество совершенных на административном участке преступлений, их разделение по видам, способам, месту и времени совершения, обстоятельства, способствовавшие их совершению; лиц, поведение которых в установленном законом порядке контролируется сотрудниками органов внутренних дел; приметы разыскиваемых преступников и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, похищенные вещи и находящиеся в розыске транспортные средства, данные о потерпевших.

2.5. Места концентрации лиц с противоправным поведением, а также места, где чаще всего допускаются нарушения общественного порядка и совершаются преступления.

2.6. Силы и средства, участвующие в охране общественного порядка, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений на административном участке.

2.7. Порядок осмотра места происшествия, обнаружения, закрепления и изъятия следов преступления и иных вещественных доказательств, а также порядок оформления процессуальных документов.

3. Проводить не реже одного раза в полугодие поквартирный (подворный) обход административного участка. Заносить полученную в соответствии с законодательством информацию в паспорт на жилой дом (жилые дома) по улице (в населенном пункте) для последующего ее анализа и систематизации.

4. Использовать в целях более полного изучения оперативной обстановки на административном участке информацию, полученную в результате личного наблюдения, общения с населением, рассмотрения жалоб, заявлений и сообщений, данные статистической отчетности, оперативно-розыскных, информационно-справочных и иных учетов, другие сведения, имеющиеся в органе внутренних дел.

5. В целях обеспечения личной безопасности граждан участковый уполномоченный должен:

5.1. Защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан от преступных и иных противоправных посягательств.

5.2. Оказывать в пределах своей компетенции правовую, медицинскую и иную помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, лицам, находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья.

5.3. Принимать в пределах своей компетенции участие в защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих раскрытию преступлений.

5.4. Участвовать в установленном порядке в обеспечении защиты граждан от лиц, входящих в группы риска.

5.5. Принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях необходимые меры по спасению людей, оказанию им первой медицинской (доврачебной) помощи, а также по охране имущества и своевременному информированию об этих обстоятельствах дежурного по органу внутренних дел, при необходимости - органы местного самоуправления и население.

5.6. Пресекать факты нарушения законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности населения.

5.7. Проводить среди населения административного участка разъяснительную работу о способах и средствах правомерной защиты и самообороны от преступлений и иных противоправных посягательств, в установленном порядке информировать об этом население через местные средства массовой информации.

5.8. Выявлять на административном участке общественные и религиозные объединения либо иные организации, деятельность которых сопряжена с совершением противоправных действий либо с побуждением к их совершению. Принимать к ним в установленном порядке в пределах своей компетенции меры, предусмотренные законодательством.

6. Участковый уполномоченный в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений должен:

6.1. Принимать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, незамедлительно сообщать о ее получении дежурному по органу внутренних дел и в пределах своих полномочий принимать по ним своевременные меры, предусмотренные законодательством.

6.2. Анализировать складывающуюся оперативную обстановку на административном участке и вносить руководству органа внутренних дел предложения по повышению эффективности оперативно-профилактической деятельности подразделений органа внутренних дел и улучшению координации их деятельности.

6.3. Осуществлять контроль за своевременным принятием мер руководителями организаций по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений. В случае невыполнения ими ранее данных рекомендаций докладывать руководству органа внутренних дел для принятия мер.

6.4. Устанавливать организаторов либо содержателей притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ, занятия проституцией, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством. Принимать к ним в установленном порядке и в пределах своей компетенции меры, предусмотренные законодательством.

6.5. Выявлять на административном участке лиц, незаконно изготавливающих, приобретающих, хранящих, перерабатывающих, потребляющих без назначения врача, пропагандирующих и сбывающих наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, а также занимающихся незаконным посевом или выращиванием запрещенных к культивированию наркотикосодержащих растений. Информировать об этом заинтересованные подразделения криминальной милиции и принимать в установленном порядке и в пределах своей компетенции меры по привлечению таких лиц к ответственности.

6.6. Осуществлять проверки соблюдения должностными лицами и гражданами Российской Федерации установленных правил регистрационного учета.

6.7. Вести списочный учет постоянно проживающих на административном участке иностранных граждан и лиц без гражданства, ежемесячно осуществлять проверки их фактического проживания.

6.8. По письменным запросам паспортно-визового подразделения в отношении лиц, обратившихся по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации, проводить проверку фактического проживания данных лиц по месту регистрации, а также подтверждения их трудовой деятельности. О результатах проверки в месячный срок направлять рапорт инициатору запроса.

6.9. Участвовать не реже одного раза в год в проверках соблюдения гражданами и должностными лицами на территории административного участка правил хранения огнестрельного оружия и боеприпасов, а также правил хранения организациями взрывчатых веществ и материалов, законодательства о частной детективной и охранной деятельности. При выявлении фактов нарушений информировать об этом заинтересованные подразделения органов внутренних дел для принятия мер по их устранению.

6.10. Привлекать население административного участка, общественные объединения правоохранительной направленности, граждан и частные охранные предприятия к работе по предупреждению преступлений, проведению индивидуальных профилактических мероприятий в отношении лиц, допускающих правонарушения.

6.11. Проверять на причастность к совершенным преступлениям ранее судимых лиц, других категорий правонарушителей, состоящих на профилактическом учете, а также жителей административного участка с противоправным поведением.

6.12. Устанавливать доверительные отношения с гражданами с целью получения информации, способствующей предупреждению и раскрытию преступлений и иных правонарушений, розыску преступников и лиц, пропавших без вести.

6.13. Выявлять на административном участке лиц, допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, хронических алкоголиков, психически больных, создающих непосредственную опасность для себя и окружающих. Применять к указанным лицам своевременные меры профилактического и правового воздействия с целью недопущения совершения ими преступлений и административных правонарушений.

6.14. Проводить разъяснительную работу по склонению на добровольное лечение в специальные наркологические учреждения лиц, больных наркоманией, а также допускающих потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, и хронических алкоголиков, систематически нарушающих общественный порядок либо ущемляющих законные права и интересы других лиц на почве систематического употребления спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ. Оказывать содействие работникам здравоохранения в направлении на добровольное либо принудительное лечение психически больных лиц, представляющих опасность для окружающих.

6.15. Контролировать соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, ограничений, установленных для них законодательством, а также в пределах своей компетенции в установленном порядке принимать участие в контроле за поведением лиц, осужденных к мерам уголовного наказания, не связанным с лишением свободы.

6.16. Выявлять и пресекать преступления, не представляющие общественной опасности, в целях предупреждения тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, общественного порядка и общественной безопасности.

6.17. Оказывать содействие сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в выявлении родителей или лиц, их заменяющих, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей, а также работников образовательных, воспитательных, лечебных либо иных учреждений, нарушающих права и законные интересы несовершеннолетних, совершающих в отношении их противоправные действия, и по принятию к ним мер и соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.18. Выявлять на административном участке лиц, нарушающих установленные правила торговли, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации либо без специального разрешения (лицензии). Принимать к ним в установленном порядке и в пределах своей компетенции меры, предусмотренные законодательством.

6.19. Знать места расположения на административном участке и осуществлять периодические проверки автостоянок, гаражных кооперативов, станций технического обслуживания, автосервисов и автомастерских, созданных частными лицами, с целью выявления угнанного, похищенного или причастного к совершению преступлений автотранспорта, а также лиц, занимающихся изменением маркировочных обозначений.

6.20. Выявлять на административном участке брошенный, бесхозяйный и разукомплектованный автотранспорт, принимать меры к установлению его принадлежности, проводить проверку на предмет их нахождения в розыске.

7. Участковый уполномоченный при раскрытии преступлений, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания и отнесенных федеральным законодательством к компетенции органов внутренних дел, должен:

7.1. Осуществлять по поручению начальника органа дознания предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам по преступлениям, выявление и раскрытие которых отнесено к компетенции органов внутренних дел.

7.2. При обнаружении на административном участке деяний, содержащих признаки преступлений, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания органами внутренних дел, самостоятельно принимать по ним предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством меры, направленные на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, а в исключительных случаях, вызванных отсутствием следователя, по поручению начальника органа дознания - по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к подследственности органов предварительного следствия. Незамедлительно докладывать собранные материалы начальнику органа внутренних дел либо его заместителю для производства по ним дознания либо предварительного следствия.

8. Участковый уполномоченный при несении службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности должен:

8.1. Обеспечивать охрану общественного порядка на территории административного участка.

8.2. Осуществлять регулярный обход административного участка, проверку подъездов домов, чердачных и подвальных помещений, пустующих и подлежащих сносу строений с целью выявления и задержания лиц, представляющих оперативный интерес, пресечения преступлений и других правонарушений.

8.3. Докладывать начальнику и дежурному органа внутренних дел об изменении оперативной обстановки на административном участке и вносить предложения о наиболее целесообразной расстановке и использовании сил и средств, участвующих в охране общественного порядка.

8.4. При необходимости по согласованию с руководителями органа внутренних дел, а в их отсутствие - с дежурным по органу внутренних дел осуществлять маневрирование патрульно-постовыми нарядами на территории административного участка.

8.5. Проверять несение службы патрульно-постовыми нарядами на административном участке, оказывать им помощь в пресечении преступлений и других правонарушений, в задержании преступников, обеспечивать взаимодействие с общественными объединениями правоохранительной направленности, участвующими в охране общественного порядка.

8.6. Информировать патрульно-постовые наряды об изменениях оперативной обстановки и совершении правонарушений на административном участке, а также о лицах, потенциально способных к совершению преступлений и иных правонарушений.

8.7. Осуществлять совместно с патрульно-постовыми нарядами патрулирование административного участка, обход мест возможного появления лиц, нарушающих общественный порядок, обучать милиционеров методам несения патрульно-постовой службы.

8.8. Поддерживать постоянную связь с населением, органами местного самоуправления. Не реже одного раза в квартал отчитываться о проделанной работе по охране общественного порядка и борьбе с преступностью перед жителями административного участка, а при необходимости - перед органами местного самоуправления.

9. Участковый уполномоченный в целях защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности должен:

9.1. Принимать на административном участке меры по сохранности частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. При необходимости вносить собственникам имущества за подписью начальника горрайлиноргана внутренних дел письменные предложения об устранении выявленных недостатков и принятии конкретных мер по их устранению.

9.2. Оказывать содействие представителям государственных контролирующих органов и сотрудникам подразделений по борьбе с экономическими преступлениями в проведении проверок, установлении и задержании лиц, осуществляющих противоправную деятельность в сфере экономики.

9.3. Участвовать не реже одного раза в год в пределах своей компетенции в проведении на административном участке проверок состояния технической укрепленности и пожарной безопасности объектов хранения товарно-материальных и культурных ценностей, денежных средств и в принятии в установленном порядке совместно с другими подразделениями органов внутренних дел, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мер по их технической укрепленности.

9.4. Проводить разъяснительную работу среди населения по оборудованию силами и средствами вневедомственной охраны либо других организаций своих квартир и иных объектов собственности средствами охранной либо тревожной сигнализации.

10. Участковый уполномоченный в ходе розыска отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности, должен:

10.1. Осуществлять на административном участке по письменным запросам военных комиссариатов мероприятия по установлению места нахождения лиц, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу, прохождения военных сборов или альтернативной гражданской службы. О результатах в установленном порядке уведомлять инициатора розыска.

10.2. Осуществлять на административном участке по письменным запросам органов внутренних дел установление местонахождения должников-граждан, объявленных в розыск постановлением судебного пристава-исполнителя. О результатах уведомлять инициатора розыска.

11. Участковый уполномоченный при оказании содействия сотрудникам подразделений криминальной милиции и органов предварительного следствия в исполнении возложенных на них обязанностей должен:

11.1. Оказывать содействие сотрудникам криминальной милиции и органов предварительного следствия в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления, проверке на территории административного участка мест возможного нахождения лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших.

11.2. При прибытии на место происшествия раньше следственно-оперативной группы принимать меры по охране места происшествия.

11.3. В случае невозможности прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы или сотрудников подразделений криминальной милиции самостоятельно проводить предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и иных обстоятельств, имеющих значение для раскрытия и расследования преступления.

11.4. Выявлять на административном участке по приметам и другим данным лиц, объявленных в розыск, устанавливать через родственников и знакомых разыскиваемых лиц, если они ранее проживали на административном участке, сведения, имеющие значение для их розыска и задержания.

11.5. Незамедлительно информировать инициаторов розыска об установлении места нахождения разыскиваемого и при необходимости принимать участие в его задержании.

11.6. Исполнять по указанию непосредственного начальника в пределах своей компетенции на территории административного участка письменные поручения лиц, производящих дознание, следователя, прокурора и суда о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий .

Исполнение постановлений следователей и дознавателей о приводе свидетелей, потерпевших, обвиняемых и подозреваемых за пределы города (района), в административные границы которого входит административный участок, участковому уполномоченному поручать запрещается.

11.7. Исполнять в случаях и порядке, установленных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, письменные поручения следователей о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также осуществлять содействие при их проведении .

Исполнение письменных поручений о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий за пределами города (района), в административные границы которого входит административный участок, участковому уполномоченному поручать запрещается.

12. Участковый уполномоченный при оказании помощи гражданам, должностным лицам, организациям и общественным объединениям в защите их законных прав и интересов должен:

12.1. Оказывать в пределах своей компетенции помощь и содействие территориальным антимонопольным органам, подразделениям органов внутренних дел по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке и исполнению административного законодательства, органам государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также соответствующим службам и подразделениям органов местного самоуправления, осуществляющим контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

12.2. Оказывать в пределах предоставленных им законодательством прав содействие судебным приставам-исполнителям при исполнении ими служебных обязанностей в случаях, если судебным приставам-исполнителям препятствуют в совершении исполнительных действий или угрожает опасность их жизни или здоровью.

12.3. Обеспечивать по указанию начальника органа внутренних дел или начальника милиции общественной безопасности охрану общественного порядка на административном участке при выселении граждан из жилых помещений по решению суда .

Вскрытие запертых помещений, вынос имущества, его хранение, составление документов, связанных с выселением, в обязанности участкового уполномоченного не входят и осуществляются уполномоченными на то должностными лицами.

12.4. Поддерживать взаимодействие, оказывать содействие и помощь общественным объединениям правоохранительной направленности в осуществлении ими мероприятий по охране общественного порядка и проведении профилактической работы с правонарушителями и другими гражданами, потенциально склонными к совершению противоправных действий.

12.5. Осуществлять инструктажи членов общественных объединений правоохранительной направленности, внештатных сотрудников милиции при заступлении их на дежурство по охране правопорядка, оказывать им методическую и практическую помощь в работе.

12.6. Информировать членов общественных объединений правоохранительной направленности о совершенных на административном участке правонарушениях, получать от них информацию, представляющую оперативный интерес для органов внутренних дел.

12.7. Участвовать в обучении членов общественных объединений правоохранительной направленности, внештатных сотрудников милиции формам и методам работы по охране общественного порядка.

12.8. Обобщать и анализировать результаты работы членов общественных объединений правоохранительной направленности и внештатных сотрудников милиции, вносить в установленном порядке начальнику органа внутренних дел либо в органы местного самоуправления предложения об улучшении их деятельности и поощрении членов общественных объединений правоохранительной направленности, внештатных сотрудников милиции, а также отдельных граждан, отличившихся в охране общественного порядка.

13. Участковый уполномоченный в сфере обеспечения безопасности дорожного движения должен:

13.1. Контролировать в пределах своей компетенции на административном участке соблюдение водителями автомототранспорта и пешеходами правил дорожного движения.

13.2. Изымать в установленном порядке водительские удостоверения у лиц при совершении ими административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, а также при исполнении постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники.

В случае изъятия водительских удостоверений выдавать в установленном порядке временные разрешения на право управления транспортным средством.

13.3. Оказывать сотрудникам ДПС помощь в обеспечении движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий, в розыске угнанных, похищенных и используемых в противоправных целях транспортных средств, а также водителей, скрывшихся с места дорожно-транспортного происшествия.

13.4. Участвовать совместно с сотрудниками ДПС в обеспечении беспрепятственного проезда транспортных средств аварийно-спасательных служб в район чрезвычайной ситуации на административном участке.

13.5. Проводить на административном участке мероприятия, направленные на выявление и пресечение фактов управления транспортными средствами водителями в состоянии опьянения, а также на профилактику аварийности на автомототранспорте и нарушений правил дорожного движения.

14. Участковый уполномоченный при рассмотрении обращений и заявлений граждан должен:

14.1. Осуществлять прием и регистрацию в журнале обращений и приема граждан участковым уполномоченным милиции (приложение N 2) поступивших от населения сообщений о совершенных на административном участке правонарушениях с последующей обязательной регистрацией в установленном порядке обращений о совершенных или готовящихся преступлениях в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях.

14.2. Рассматривать поступившие письма и заявления граждан, не содержащие признаки состава преступления, в срок не более одного месяца со дня их поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15 дней .

При необходимости проведения специальной проверки, истребования дополнительных документов либо принятия иных мер сроки рассмотрения заявлений и обращений могут быть в порядке исключения продлены руководством органа внутренних дел, но не более чем на один месяц с обязательным сообщением об этом заявителю. Обращение гражданина считается разрешенным и списывается в дело, если рассмотрены все затронутые в нем вопросы, в пределах компетенции приняты необходимые меры к устранению нарушений законности, прав и законных интересов граждан, заявителю дан ответ.

14.3. Выявлять при рассмотрении письменных обращений граждан факты и обстоятельства, требующие проверки, а также круг лиц, от которых необходимо получить объяснения, ответы на другие вопросы, подлежащие разрешению.

14.4. Принимать по письменным обращениям граждан одно из следующих решений:

14.4.1. О привлечении в пределах установленных полномочий правонарушителей к административной ответственности.

14.4.2. О принятии к правонарушителям мер профилактического воздействия.

14.4.3. О направлении за подписью руководителя органа внутренних дел заявления гражданина по принадлежности (подследственности) с обязательным уведомлением об этом заявителя.

14.4.4. Об отказе в удовлетворении просьбы с разъяснением гражданину мотивов отказа.

14.5. Анализировать причины поступления письменных обращений жителей административного участка, в установленном порядке и в пределах своей компетенции принимать меры по их устранению.

15. Участковый уполномоченный при осуществлении индивидуальной профилактики правонарушений с лицами, состоящими на профилактическом учете, должен:

15.1. Осуществлять в пределах своей компетенции контроль и профилактическую работу со следующими категориями граждан:

15.1.1. Освобожденными из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом.

15.1.2. Осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

15.1.3. Освобожденными от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям.

15.1.4. Допускающими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений.

15.1.5. Хроническими алкоголиками и лицами, больными наркоманией, а также допускающими потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, из числа состоящих на учете в учреждениях здравоохранения, систематически допускающими правонарушения.

15.1.6. Психически больными лицами, представляющими непосредственную опасность для себя и окружающих, состоящими на учете в учреждениях здравоохранения.

15.1.7. Несовершеннолетними правонарушителями, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних.

15.2. Выявлять на административном участке лиц, подлежащих индивидуальному предупреждению совершения ими преступлений и других правонарушений.

15.3. Собирать, систематизировать и использовать полученную о таких лицах информацию в целях осуществления мер индивидуального предупреждения совершения ими преступлений и других правонарушений.

15.4. Применять к профилактируемым лицам меры индивидуального предупреждения преступлений в соответствии с принципами и нормами служебной деятельности и при наличии соответствующих законодательных оснований.

15.5. Заводить на лиц, состоящих на учете в органе внутренних дел, контрольную карточку, а на лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом, - учетно-профилактическое дело.

16. Иные обязанности могут быть возложены на участкового уполномоченного только федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами МВД России путем внесения в установленном порядке соответствующих изменений или дополнений в настоящую Инструкцию.

auto-dnevnik.com

Правовое положение участковых уполномоченных полиции

Процесс формирования института участкового уполномоченного полиции и в настоящее время остается актуальным. Это обусловлено действием следующих факторов:

а) разбросанность, значительная удаленность сельских населенных пунктов от районных центров и недостаточная интегрированность городского населения в различных городах России;

б) неразвитость или отсутствие в отдельных регионах России различных видов связи (транспортной, телефонной, телеграфной и иной), особенно на удаленных от районных центров участках, что, к сожалению, характерно для сельской местности.

в) недостаточно либо вовсе не решаются вопросы приобретения автотранспорта для участковых уполномоченных полиции за счет средств местного бюджета.

г) с учетом кризисных явлений, особенно в социальной сфере, в сфере труда, быта и досуга населения, резко усложнилась работа участковых уполномоченных полиции, как в городах, так и в сельской местности. Это вызвано также распадом многих общественных объединений и институтов, оказывавших воспитательно–профилактическое воздействие на население. Рост безработицы, увеличивающееся количество беженцев и переселенцев из конфликтных регионов России также значительно усложнили работу участковых уполномоченных полиции и влияют на объем выполняемых ими функций.

Действие указанных факторов и сегодня остается наиболее ярко выраженным в сельской местности.

Следует также подчеркнуть, что с момента возникновения должность участкового уполномоченного имела существенные отличия по сравнению с представителями других служб и подразделений полиции, всей системы органов внутренних дел, сложившейся в стране.

Рассмотрим эти особенности применительно к нашему времени.

1. В отличие от сотрудников любого подразделения, решающих, как правило, лишь одну из задач органов внутренних дел, участковые уполномоченные работают по всем направлениям. Кроме того, они обязаны, в пределах своих полномочий, оказывать содействие: депутатам представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностным лицам государственных органов исполнительной власти, что указывает на комплексность и многофункциональность деятельности участковых уполномоченных и является главной особенностью данного института.

Однако это не означает, что участковые уполномоченные везде и всегда подменяют сотрудников других служб и подразделений, выполняя их работу. Ситуация здесь различная. По одним направлениям они лишь оказывают содействие в решении периодически возникающих вопросов (например, предварительное следствие).

 Что касается дознания, то во многих регионах, особенно в сельских, участковые уполномоченные осуществляют его в полном объеме по делам, отнесенным к компетенции полиции.

2. По другим направлениям содержание и объем работы участковых уполномоченных зависят от наличия специализированных служб и их подразделений в органах внутренних дел. В связи с тем, что во многих горрайорганах нет специализированных подразделений для осуществления некоторых функций по охране общественного порядка и борьбе с преступностью (кроме ОМОН), то они выполняются участковыми уполномоченными. Например, во многих горрайорганах нет патрульно–постовой службы, так как пока сложно идет процесс становления полиции, поэтому почти весь объем работы по обеспечению общественного порядка в городах, поселках городского типа и сельской местности ложится на участковых уполномоченных.

3. Во многих горрайорганах нет штатных сотрудников, занимающихся вопросами лицензионно–разрешительной системы, и, как правило, их обязанности возлагаются на участковых уполномоченных полиции. Такое же положение наблюдается и с обеспечением паспортного режима (временной регистрации граждан), особенно в сельской местности.

4. Во многих горрайорганах отсутствуют медицинские вытрезвители и кабинеты профилактики. Пока эти функции не переданы в другие органы, а комиссии по борьбе с пьянством при местной администрации функционируют формально. Поэтому борьба с пьянством ведется в основном силами участковых уполномоченных полиции.

5. Процесс становления профилактической службы в полиции во многих органах внутренних дел, особенно в сельских, идет весьма сложно. И основная работа по профилактике правонарушений также выполняется участковыми уполномоченными. С этой проблемой связаны и вопросы организации взаимодействия органов внутренних дел с добровольными народными дружинами и другими общественными объединениями. Во многих ОВД делаются попытки возрождения дружин, восстановления работы общественных пунктов охраны порядка, но материальные трудности (денежные ресурсы), пока не позволяют создать их в необходимом количестве.

Есть и другие особенности в деятельности участковых уполномоченных полиции, о которых речь будет идти ниже.

Таким образом, в лице участковых уполномоченных органы внутренних дел имеют источник разнообразной и концентрированной информации о различных сторонах криминогенной обстановки и жизни населения на той или иной территории района, города. Наличие такого источника позволяет сотрудникам других служб и подразделений, в том числе полиции и аппаратам по борьбе с организованной преступностью, своевременно получать информацию о состоянии криминогенной обстановки по линиям своей деятельности, пользоваться информацией и непосредственной помощью участковых уполномоченных для решения своих задач.

Изложенное выше свидетельствует о специфичности этой службы и правового статуса участковых уполномоченных полиции, который также имеет свои особенности.

Во–первых, в их правовом статусе, как и начальника органа внутренних дел, непосредственно отражается принцип подчинения по вертикали и по горизонтали.

Во–вторых, участкового уполномоченного назначают на должность как и начальника органа внутренних дел (по согласованию с администрацией города, района).

В–третьих, в соответствии с территориальным (участковым) принципом их использования участковые уполномоченные исполняют свои функции на постоянно закрепленной территории района, города (участка).

В–четвертых, многофункциональность деятельности обуславливает его особое положение, которое и в настоящее время на практике отражается в выражении “участковый уполномоченный– это начальник полиции в миниатюре”. Здесь, конечно, имеется в виду не идентичность правовых статусов, а то, что участковый уполномоченный, как и начальник полиции, является, по существу, организатором охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями на определенной территории.

Разносторонняя компетенция участковых уполномоченных полиции также вытекает из их правового положения и действующего законодательства Российской Федерации.

Участковый уполномоченный полиции в своей деятельности руководствуется совокупностью законодательных и иных нормативных актов – Конституцией РФ, законами Государственной Думы и Совета Федерации. Правительства РФ, законодательными актами аналогичных органов власти и управления субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями, а также – Законом РФ “О полиции”, приказами, инструкциями, наставлениями и иными ведомственными нормативными актами, среди которых основное место занимает Наставление по организации работы участкового уполномоченных полиции.

Этими актами определяется весь круг задач, возложенных на участковых уполномоченных полиции в настоящее время.

К основным задачам относятся:

– обеспечение личной и имущественной безопасности граждан;

– охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

– предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений;

– раскрытие преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, а также активное участие в раскрытии преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;

– оказание в пределах своей компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

Из названных задач вытекают функции и основные направления деятельности участковых уполномоченных полиции.

Основными функциями участкового уполномоченного полиции являются:

1. Индивидуальная профилактическая работа, включающая выявление лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений; их учет; систематическое наблюдение за поведением и образом жизни и принятие необходимых мер к недопущению с их стороны правонарушений. В этой связи в его поле зрения должны находиться лица:

1) освобожденные из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом;

2) осужденные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

3) освобожденные от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям;

4) допускающие правонарушения в сфере семейно–бытовых отношений;

5) хронические алкоголики и лица больные наркоманий, а также допускающие потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, из числа состоящих на учете в учреждениях здавоохранения, систематически допускающие правонарушения;

6) психически больные лица, представляющие непосредственную опасность для себя и окружающих и состоящих на учете в учреждениях здравоохранения.

7) несовершеннолетние правонарушители, состоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних;

8) родители и лица их замещающие, уклоняющиеся от воспитания детей или отрицательно влияющие на них и т. д.

Исходя из анализа оперативной обстановки и состояния правопорядка на обслуживаемой территории участковому уполномоченному необходимо осуществлять наблюдение и контроль за другими лицами склонными к совершению правонарушений.

Для осуществления планомерной работы по профилактике правонарушений со стороны лиц, состоящих на учете в органах внутренних дел, участковый уполномоченный полиции обязан заводить на них контрольную карточку. В карточке должны фиксироваться все проводимые им мероприятия в отношении состоящего на учете.

2. Организация и осуществление охраны общественного порядка

При выполнении данной функции необходимо, прежде всего, исходить из того, что участковый уполномоченный является основной фигурой организации охраны общественного порядка на закрепленном участке. Он должен не только взаимодействовать с патрульно–постовыми нарядами полиции, дружинами, другими силами общественности, осуществлять с ними регулярное патрулирование, обучать формам и методам работы, контролировать их деятельность, но и координировать усилия всех участвующих в охране порядка на обслуживаемом участке.

Участковый уполномоченный постоянно докладывает руководству и дежурному по органу внутренних дел об изменении криминогенной обстановки, вносит предложения о наиболее целесообразной расстановке патрульных нарядов полиции. При необходимости по согласованию с руководством, а в его отсутствие–с дежурным по органу внутренних дел осуществляет маневрирование нарядами на территории своего участка. Эти функции во многих горрайорганах внутренних дел стали особенно широко проявляться при введении в последнее время принципа патрульных участков при организации охраны общественного порядка. В соответствии с нормативными документами МВД РФ в целях обеспечения надлежащего общественного порядка и общественной безопасности в городах и в других населенных пунктах внедрено в практику назначение начальниками (старшими) патрульных участков старших участковых уполномоченных или участковых уполномоченных инспектора.

Необходимо отметить, что мероприятия по охране общественного порядка включают в себя и другие функции, в частности, общепредупредительную деятельность участкового уполномоченного: выступления, лекции на правовые темы на сходах граждан, перед началом киносеансов, в школах; проведение в общественных пунктах охраны порядка бесед с лицами, допускающими правонарушения в сфере семейно–бытовых отношений; оставление на транспортных средствах, находящихся вне гаражей и платных стоянок, памяток с текстом профилактического содержания; установка в организациях, учреждениях химических ловушек и другие мероприятия.

3. Участие в раскрытии и расследовании преступлений.

Участковый уполномоченный осуществляет по поручению начальника органа дознания предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам по преступлениям, выявление и раскрытие которых отнесено к компетенции органов внутренних дел.

При обнаружении на административном участке деяний, содержащих признаки преступлений, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания, он самостоятельно принимает по ним предусмотренные уголовно–процессуальным законодательством меры, направленные на установление обстоятельств, подлежащих доказываю по делу.

При обнаружении на участке преступления по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, участковый уполномоченный обязан принять меры: к охране места происшествия; выявлению свидетелей; оказанию помощи потерпевшим; установлению и задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступления; обнаружению и изъятию похищенного имущества, орудий преступления и других вещественных доказательств.

В исключительных случаях, вызванных отсутствием следователя, по поручению начальника орган дознания самостоятельно принимает по ним предусмотренные уголовно–процессуальным законодательством меры, направленные на установление обстоятельств, подлежащих доказываю по делу.

Незмедлительно докладывая собранные материалы начальнику органа внутренних дел либо его заместителю для производства по ним дознания либо следствия.

Участковый уполномоченный при оказании содействия сотрудникам подразделений полиции и органов предварительного следствия в исполнении возложенных на них обязанностей обязан:

– оказывать содействие в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления, проверке на территории административного участка мест возможного нахождения лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших.

– выявлять на административном участке по приметам и другим данным лиц, объявленных в розыск, устанавливать через родственников и знакомых разыскиваемых лиц, если они ранее проживали на административном участке, сведения, имеющие значение для их розыска и задержания.

– незамедлительно информировать инициаторов розыска об установлении места нахождения разыскиваемого и при необходимости принимать участие в его задержании.

– исполнять по указанию непосредственного начальника в пределах своей компетенции на территории административного участка письменные поручения лиц, производящих дознание, следователя, прокурора и суда о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий.

(Исполнение постановлений следователей и дознавателей о приводе свидетелей, потерпевших, обвиняемых и подозреваемых за пределы города (района), в административные границы которого входит административный участок, участковому уполномоченному поручать запрещается).

– исполнять в случаях и порядке, установленных уголовно – процессуальным законодательством Российской Федерации, письменные поручения следователей о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также осуществлять содействие при их проведении. (Исполнение письменных поручений о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий за пределами города (района), в административные границы которого входит административный участок, участковому уполномоченному поручать запрещается).

4. Поддержание тесных связей с населением и общественностью

 Осуществление данной функции, прежде всего, обусловлено тем, что без опоры на население и общественность участковому инспектору чрезвычайно сложно выполнять свои обязанности. Особенно остро ощущается это в сельской местности, где многие службы ОВД практически представлены лишь участковым уполномоченным полиции. Поэтому, насколько он умело опирается на помощь населения и общественности, настолько велик его успех и вклад в охрану порядка, предупреждение и раскрытие преступлений. Во многих регионах России сохранились общественные пункты охраны порядка, несмотря на их трудное материально положение. В них участковый уполномоченный является заместителем председателя Совета общественного пункта или руководителем одной из его секций, что позволяет ему быть организатором в Совете и обеспечивать единство действий полиции и общественности в профилактике правонарушений. Как правило, эффективность работы выше у тех участковых уполномоченных, которые добиваются сегодня создания добровольных дружин по месту жительства граждан либо специализированных ДНД по охране порядка и по профилактике правонарушений в сфере быта. Весьма весома, а порой неоценима помощь участковым уполномоченным полиции внештатных сотрудников полиции.

Повышению авторитета участкового уполномоченного способствует организация регулярного приема населения не только им самим, но и руководством органов внутренних дел, прокурорскими работниками, депутатами.

Согласно Инструкции, прием должен осуществляться не реже трех раз в неделю, в том числе в один из выходных дней, в удобное для населения время.

Участковый уполномоченный обязан не реже одного раза в квартал отчитываться о проделанной работе по охране общественного порядка и борьбе с преступностью перед населением обслуживаемого участка, а при необходимости–перед органами местного самоуправления. Этим обеспечивается гласность в работе участкового уполномоченного полиции, которая, как показывает практика, стимулирует население к оказанию помощи полиции в охране общественного порядка и борьбе с преступностью. В целях привлечения граждан к участию в охране общественного порядка в современных условиях должна быть и законодательная основа, стимулирующая население и представителей общественности за оказанные услуги полиции, – соответствующая оплата гражданину, как это принято в западных государствах, и такие предложения должны найти реализацию в Законодательстве об общественных объединениях.

magref.ru

Правовое положение участковых уполномоченных полиции

Процесс формирования института участкового уполномоченного полиции и в настоящее время остается актуальным. Это обусловлено действием следующих факторов:

а) разбросанность, значительная удаленность сельских населенных пунктов от районных центров и недостаточная интегрированность городского населения в различных городах России;

б) неразвитость или отсутствие в отдельных регионах России различных видов связи (транспортной, телефонной, телеграфной и иной), особенно на удаленных от районных центров участках, что, к сожалению, характерно для сельской местности.

в) недостаточно либо вовсе не решаются вопросы приобретения автотранспорта для участковых уполномоченных полиции за счет средств местного бюджета.

г) с учетом кризисных явлений, особенно в социальной сфере, в сфере труда, быта и досуга населения, резко усложнилась работа участковых уполномоченных полиции, как в городах, так и в сельской местности. Это вызвано также распадом многих общественных объединений и институтов, оказывавших воспитательно–профилактическое воздействие на население. Рост безработицы, увеличивающееся количество беженцев и переселенцев из конфликтных регионов России также значительно усложнили работу участковых уполномоченных полиции и влияют на объем выполняемых ими функций.

Действие указанных факторов и сегодня остается наиболее ярко выраженным в сельской местности.

Следует также подчеркнуть, что с момента возникновения должность участкового уполномоченного имела существенные отличия по сравнению с представителями других служб и подразделений полиции, всей системы органов внутренних дел, сложившейся в стране.

Рассмотрим эти особенности применительно к нашему времени.

1. В отличие от сотрудников любого подразделения, решающих, как правило, лишь одну из задач органов внутренних дел, участковые уполномоченные работают по всем направлениям. Кроме того, они обязаны, в пределах своих полномочий, оказывать содействие: депутатам представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностным лицам государственных органов исполнительной власти, что указывает на комплексность и многофункциональность деятельности участковых уполномоченных и является главной особенностью данного института.

Однако это не означает, что участковые уполномоченные везде и всегда подменяют сотрудников других служб и подразделений, выполняя их работу. Ситуация здесь различная. По одним направлениям они лишь оказывают содействие в решении периодически возникающих вопросов (например, предварительное следствие).

 Что касается дознания, то во многих регионах, особенно в сельских, участковые уполномоченные осуществляют его в полном объеме по делам, отнесенным к компетенции полиции.

2. По другим направлениям содержание и объем работы участковых уполномоченных зависят от наличия специализированных служб и их подразделений в органах внутренних дел. В связи с тем, что во многих горрайорганах нет специализированных подразделений для осуществления некоторых функций по охране общественного порядка и борьбе с преступностью (кроме ОМОН), то они выполняются участковыми уполномоченными. Например, во многих горрайорганах нет патрульно–постовой службы, так как пока сложно идет процесс становления полиции, поэтому почти весь объем работы по обеспечению общественного порядка в городах, поселках городского типа и сельской местности ложится на участковых уполномоченных.

3. Во многих горрайорганах нет штатных сотрудников, занимающихся вопросами лицензионно–разрешительной системы, и, как правило, их обязанности возлагаются на участковых уполномоченных полиции. Такое же положение наблюдается и с обеспечением паспортного режима (временной регистрации граждан), особенно в сельской местности.

4. Во многих горрайорганах отсутствуют медицинские вытрезвители и кабинеты профилактики. Пока эти функции не переданы в другие органы, а комиссии по борьбе с пьянством при местной администрации функционируют формально. Поэтому борьба с пьянством ведется в основном силами участковых уполномоченных полиции.

5. Процесс становления профилактической службы в полиции во многих органах внутренних дел, особенно в сельских, идет весьма сложно. И основная работа по профилактике правонарушений также выполняется участковыми уполномоченными. С этой проблемой связаны и вопросы организации взаимодействия органов внутренних дел с добровольными народными дружинами и другими общественными объединениями. Во многих ОВД делаются попытки возрождения дружин, восстановления работы общественных пунктов охраны порядка, но материальные трудности (денежные ресурсы), пока не позволяют создать их в необходимом количестве.

Есть и другие особенности в деятельности участковых уполномоченных полиции, о которых речь будет идти ниже.

Таким образом, в лице участковых уполномоченных органы внутренних дел имеют источник разнообразной и концентрированной информации о различных сторонах криминогенной обстановки и жизни населения на той или иной территории района, города. Наличие такого источника позволяет сотрудникам других служб и подразделений, в том числе полиции и аппаратам по борьбе с организованной преступностью, своевременно получать информацию о состоянии криминогенной обстановки по линиям своей деятельности, пользоваться информацией и непосредственной помощью участковых уполномоченных для решения своих задач.

Изложенное выше свидетельствует о специфичности этой службы и правового статуса участковых уполномоченных полиции, который также имеет свои особенности.

Во–первых, в их правовом статусе, как и начальника органа внутренних дел, непосредственно отражается принцип подчинения по вертикали и по горизонтали.

Во–вторых, участкового уполномоченного назначают на должность как и начальника органа внутренних дел (по согласованию с администрацией города, района).

В–третьих, в соответствии с территориальным (участковым) принципом их использования участковые уполномоченные исполняют свои функции на постоянно закрепленной территории района, города (участка).

В–четвертых, многофункциональность деятельности обуславливает его особое положение, которое и в настоящее время на практике отражается в выражении “участковый уполномоченный– это начальник полиции в миниатюре”. Здесь, конечно, имеется в виду не идентичность правовых статусов, а то, что участковый уполномоченный, как и начальник полиции, является, по существу, организатором охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями на определенной территории.

Разносторонняя компетенция участковых уполномоченных полиции также вытекает из их правового положения и действующего законодательства Российской Федерации.

Участковый уполномоченный полиции в своей деятельности руководствуется совокупностью законодательных и иных нормативных актов – Конституцией РФ, законами Государственной Думы и Совета Федерации. Правительства РФ, законодательными актами аналогичных органов власти и управления субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями, а также – Законом РФ “О полиции”, приказами, инструкциями, наставлениями и иными ведомственными нормативными актами, среди которых основное место занимает Наставление по организации работы участкового уполномоченных полиции.

Этими актами определяется весь круг задач, возложенных на участковых уполномоченных полиции в настоящее время.

К основным задачам относятся:

– обеспечение личной и имущественной безопасности граждан;

– охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

– предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений;

– раскрытие преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, а также активное участие в раскрытии преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;

– оказание в пределах своей компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

Из названных задач вытекают функции и основные направления деятельности участковых уполномоченных полиции.

Основными функциями участкового уполномоченного полиции являются:

1. Индивидуальная профилактическая работа, включающая выявление лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений; их учет; систематическое наблюдение за поведением и образом жизни и принятие необходимых мер к недопущению с их стороны правонарушений. В этой связи в его поле зрения должны находиться лица:

1) освобожденные из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом;

2) осужденные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

3) освобожденные от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям;

4) допускающие правонарушения в сфере семейно–бытовых отношений;

5) хронические алкоголики и лица больные наркоманий, а также допускающие потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, из числа состоящих на учете в учреждениях здавоохранения, систематически допускающие правонарушения;

6) психически больные лица, представляющие непосредственную опасность для себя и окружающих и состоящих на учете в учреждениях здравоохранения.

7) несовершеннолетние правонарушители, состоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних;

8) родители и лица их замещающие, уклоняющиеся от воспитания детей или отрицательно влияющие на них и т. д.

Исходя из анализа оперативной обстановки и состояния правопорядка на обслуживаемой территории участковому уполномоченному необходимо осуществлять наблюдение и контроль за другими лицами склонными к совершению правонарушений.

Для осуществления планомерной работы по профилактике правонарушений со стороны лиц, состоящих на учете в органах внутренних дел, участковый уполномоченный полиции обязан заводить на них контрольную карточку. В карточке должны фиксироваться все проводимые им мероприятия в отношении состоящего на учете.

2. Организация и осуществление охраны общественного порядка

При выполнении данной функции необходимо, прежде всего, исходить из того, что участковый уполномоченный является основной фигурой организации охраны общественного порядка на закрепленном участке. Он должен не только взаимодействовать с патрульно–постовыми нарядами полиции, дружинами, другими силами общественности, осуществлять с ними регулярное патрулирование, обучать формам и методам работы, контролировать их деятельность, но и координировать усилия всех участвующих в охране порядка на обслуживаемом участке.

Участковый уполномоченный постоянно докладывает руководству и дежурному по органу внутренних дел об изменении криминогенной обстановки, вносит предложения о наиболее целесообразной расстановке патрульных нарядов полиции. При необходимости по согласованию с руководством, а в его отсутствие–с дежурным по органу внутренних дел осуществляет маневрирование нарядами на территории своего участка. Эти функции во многих горрайорганах внутренних дел стали особенно широко проявляться при введении в последнее время принципа патрульных участков при организации охраны общественного порядка. В соответствии с нормативными документами МВД РФ в целях обеспечения надлежащего общественного порядка и общественной безопасности в городах и в других населенных пунктах внедрено в практику назначение начальниками (старшими) патрульных участков старших участковых уполномоченных или участковых уполномоченных инспектора.

Необходимо отметить, что мероприятия по охране общественного порядка включают в себя и другие функции, в частности, общепредупредительную деятельность участкового уполномоченного: выступления, лекции на правовые темы на сходах граждан, перед началом киносеансов, в школах; проведение в общественных пунктах охраны порядка бесед с лицами, допускающими правонарушения в сфере семейно–бытовых отношений; оставление на транспортных средствах, находящихся вне гаражей и платных стоянок, памяток с текстом профилактического содержания; установка в организациях, учреждениях химических ловушек и другие мероприятия.

3. Участие в раскрытии и расследовании преступлений.

Участковый уполномоченный осуществляет по поручению начальника органа дознания предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам по преступлениям, выявление и раскрытие которых отнесено к компетенции органов внутренних дел.

При обнаружении на административном участке деяний, содержащих признаки преступлений, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания, он самостоятельно принимает по ним предусмотренные уголовно–процессуальным законодательством меры, направленные на установление обстоятельств, подлежащих доказываю по делу.

При обнаружении на участке преступления по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, участковый уполномоченный обязан принять меры: к охране места происшествия; выявлению свидетелей; оказанию помощи потерпевшим; установлению и задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступления; обнаружению и изъятию похищенного имущества, орудий преступления и других вещественных доказательств.

В исключительных случаях, вызванных отсутствием следователя, по поручению начальника орган дознания самостоятельно принимает по ним предусмотренные уголовно–процессуальным законодательством меры, направленные на установление обстоятельств, подлежащих доказываю по делу.

Незмедлительно докладывая собранные материалы начальнику органа внутренних дел либо его заместителю для производства по ним дознания либо следствия.

Участковый уполномоченный при оказании содействия сотрудникам подразделений полиции и органов предварительного следствия в исполнении возложенных на них обязанностей обязан:

– оказывать содействие в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления, проверке на территории административного участка мест возможного нахождения лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших.

– выявлять на административном участке по приметам и другим данным лиц, объявленных в розыск, устанавливать через родственников и знакомых разыскиваемых лиц, если они ранее проживали на административном участке, сведения, имеющие значение для их розыска и задержания.

– незамедлительно информировать инициаторов розыска об установлении места нахождения разыскиваемого и при необходимости принимать участие в его задержании.

– исполнять по указанию непосредственного начальника в пределах своей компетенции на территории административного участка письменные поручения лиц, производящих дознание, следователя, прокурора и суда о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий.

(Исполнение постановлений следователей и дознавателей о приводе свидетелей, потерпевших, обвиняемых и подозреваемых за пределы города (района), в административные границы которого входит административный участок, участковому уполномоченному поручать запрещается).

– исполнять в случаях и порядке, установленных уголовно – процессуальным законодательством Российской Федерации, письменные поручения следователей о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также осуществлять содействие при их проведении. (Исполнение письменных поручений о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий за пределами города (района), в административные границы которого входит административный участок, участковому уполномоченному поручать запрещается).

4. Поддержание тесных связей с населением и общественностью

 Осуществление данной функции, прежде всего, обусловлено тем, что без опоры на население и общественность участковому инспектору чрезвычайно сложно выполнять свои обязанности. Особенно остро ощущается это в сельской местности, где многие службы ОВД практически представлены лишь участковым уполномоченным полиции. Поэтому, насколько он умело опирается на помощь населения и общественности, настолько велик его успех и вклад в охрану порядка, предупреждение и раскрытие преступлений. Во многих регионах России сохранились общественные пункты охраны порядка, несмотря на их трудное материально положение. В них участковый уполномоченный является заместителем председателя Совета общественного пункта или руководителем одной из его секций, что позволяет ему быть организатором в Совете и обеспечивать единство действий полиции и общественности в профилактике правонарушений. Как правило, эффективность работы выше у тех участковых уполномоченных, которые добиваются сегодня создания добровольных дружин по месту жительства граждан либо специализированных ДНД по охране порядка и по профилактике правонарушений в сфере быта. Весьма весома, а порой неоценима помощь участковым уполномоченным полиции внештатных сотрудников полиции.

Повышению авторитета участкового уполномоченного способствует организация регулярного приема населения не только им самим, но и руководством органов внутренних дел, прокурорскими работниками, депутатами.

Согласно Инструкции, прием должен осуществляться не реже трех раз в неделю, в том числе в один из выходных дней, в удобное для населения время.

Участковый уполномоченный обязан не реже одного раза в квартал отчитываться о проделанной работе по охране общественного порядка и борьбе с преступностью перед населением обслуживаемого участка, а при необходимости–перед органами местного самоуправления. Этим обеспечивается гласность в работе участкового уполномоченного полиции, которая, как показывает практика, стимулирует население к оказанию помощи полиции в охране общественного порядка и борьбе с преступностью. В целях привлечения граждан к участию в охране общественного порядка в современных условиях должна быть и законодательная основа, стимулирующая население и представителей общественности за оказанные услуги полиции, – соответствующая оплата гражданину, как это принято в западных государствах, и такие предложения должны найти реализацию в Законодательстве об общественных объединениях.

magref.ru