Как организовать работу с детьми с ОВЗ в школе? Учащиеся с овз кто такие


что это, правила и особенности оформления, необходимые документы

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья — принципиально новый подход к обучению, давно и успешно внедряемый западными странами. Долгое время советская и российская система образования подразделяли учащихся на обычных и инвалидов, применяя к ним различные методики обучения. Причём последние практически не контактировали со своими сверстниками, проходя учебную программу в коррекционных классах и специализированных интернатах.

В результате итоговый уровень знаний сильно отличался, более того, дети с ограниченными возможности испытывали проблемы с социальной адаптацией в обществе, где делался акцент на их особенностях развития.

Какое образование считается инклюзивным

В настоящее время в России насчитывается порядка 2 000 000 с различными отклонениями в психофизическом развитии. Согласно данным медицинских исследований, число таких ребят ежегодно будет увеличиваться в среднем на 4-5% от общего числа детей.

Если придерживаться прежней образовательной системы, в учебные заведения страны будут ежегодно выпускать тысячи учеников, которые не смогут полноценно адаптироваться в обществе. Поэтому Министерство образования решило воспользоваться опытом западных коллег и внедрять программы инклюзивного обучения.

Цель такой методики: создать каждому ребёнку максимальные возможности для обучения в обычных условиях, внедряя особый педагогический подход.

Внимание! Термин «Инклюзивное образование» происходит от французского слова INCLUSIF, что можно перевести как «включающий в себя». В педагогике этим словом обозначают методику формирования смешанных классов, где дети с ограниченными возможностями будут заниматься вместе по единой форме обучения.

Специалисты считают, что внедрение данной методике поможет стереть социальные различия между обычными и особенными детьми. Если речь идёт об учреждениях дошкольного образования, смешанные группы развивают навыки коммуникативного общения, позволяют детям лучше адаптироваться в обществе.

Опираясь на опыт западных коллег, можно отметить, что уровень получаемых знаний в таких группах заметно выше, чем в обычных коррекционных классах.

Как формируются классы

Наполняемость смешанных классов будет регулироваться санитарными нормами и правилами. Здесь предполагается, что при средней численности класса в 25 человек, здесь могут находиться 2 ученика с ограниченными возможностями. Если детей с ОВЗ больше, снижается общая наполняемость класса.

Программа обучения подстраивается индивидуально под ребенка с психофизическими отклонениями, однако она не является обособленной и понятна остальным ученикам класса. Кроме этого, она полностью адаптирована к общеобразовательной системе, мало отличаясь от обычной манеры проведения занятий.

Вполне естественно, что ребёнок-инвалид не будет вливаться в коллектив без подготовки, поэтому инклюзивная методика образования требует привлечения:

  • педагогов-психологов;
  • дефектологов;
  • тьюторов;
  • работников социальной сферы;
  • педиатров;
  • логопедов;
  • ассистентов педагога.

Кроме этого, в процесс вовлекается весь персонал школы (включая сотрудников службы безопасности) и дети. Такие программы имеют огромное значение для обычных учеников, которые смогут лучше понимать и терпимее относиться к людям с ограниченными возможностями.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Правовые и законодательные нормы

Принципы инклюзии основываются на конституционных правах каждого гражданина Российской федерации на получение образования. В частности, программа опирается на такие законодательные акты:

  • статья № 28 Конвенции ООН, защищающую права детей;
  • статья № 43 Конституции РФ;
  • Федеральный закон № 273 «Об образовании», принятый к исполнению 29 декабря 2012 года;
  • статья 19 Федерального закона № 181 «О соцзащите инвалидов РФ», принятого к исполнению 24 ноября 1995 года.
Важно! Все общеобразовательные и дошкольные учреждения, где будут вводиться инклюзивные программы обучения, будут ориентироваться на государственные стандарты образования, и принимая их за базис, разрабатывать собственные методики. Скачать для просмотра и печати:

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2011)

Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

Основные принципы и методики

Нужно отметить, что у внедрения инклюзивного образования находится немало противников, которые считают, что ученикам с психофизическими отклонениями нельзя обучаться в обычных классах, и им будет сложно осваивать стандартную школьную программу. Кроме этого, некоторые родители полагают, что если программа будет ориентирована на учеников с ОВЗ, уровень полученных знаний будет заметно ниже.

Это не так. Практика введения инклюзивного образования в западных школах показывает, что дети-инвалиды отлично справляются со школьной программой, более того, общий уровень знаний в смешанных классах получается выше, чем в коррекционных или общеобразовательных группах.

Достигается это за счет внедрения следующих поведенческих моделей:

  • индивидуальный подход к каждому ребёнку;
  • в образовательный процесс вовлекаются все непосредственные участники: преподавательский состав, дети, родители;
  • организация вариативной развивающей среды, где всем предлагаются равные возможности;
  • создаются доверительные отношения внутри коллектива.

Основные принципы инклюзивного образования выглядят так:

  • все люди одинаковы, вне зависимости от умственных и физических способностей, следовательно, нуждаются в полноценном общении;
  • личность каждого человека бесценна;
  • каждому человеку свойственно испытывать чувства и эмоции;
  • в обществе важно развивать дружеские и доверительные отношения среди сверстников;
  • люди испытывают потребность в общении;
  • получить качественное образование можно, только взаимодействуя внутри коллектива;
  • внешние различия развивают в человеке личность.
Важно! В целом совместное обучение направлено на устранение социального неравенства и дискриминации в среде образования.

Преимущества и недостатки

Преимущества такой формы обучения для ребёнка-инвалида выражаются следующим образом:

  1. дети проходят стандартную школьную программу, что обеспечивает равные со всеми возможности для трудоустройства и полноценную адаптацию в социуме;
  2. смешанные классы и группы позволяют полностью раскрыть потенциал ребенка с психофизическими отклонениями в развитии: они наравне с одноклассниками участвуют в различных конкурсах, соревнованиях и фестивалях;
  3. стираются границы неравенства между здоровыми детьми и инвалидами, образуя общество с равными для всех возможностями и правами.

Учитывая, что такая практика ранее не применялась в России, здесь имеется и ряд существенных недостатков. В частности:

  • отсутствуют квалифицированные специалисты, а именно на подготовке преподавательского состава и базируется данная форма обучения;
  • общеобразовательные учреждения не рассчитаны на комфортное обучение детей с ограниченными возможностями: отсутствуют пандусы и лифтовые подъемники, нет медицинского оборудования и приспособлений для детей с ослабленным зрением;
  • нет педагогов, способных работать с детьми-инвалидами;
  • отсутствие необходимой материально-технической базы.

Согласно последовательности введения смешанной формы обучения, в 2017-2018 гг. на этой базе будут формироваться 1-и 2 классы начальной школы. В некоторых регионах такая практика отлично работает, но, с учётом перечисленных недостатков, большинства областей оказались просто не готовы к таким инновациям в системе образования.

Проблемы российских школ

Изменение системы образования обязательны к исполнению для всех регионов, поэтому во многих школах началось формирование смешанных классов, хотя для этого не имелось материальных и технических возможностей.

Следовательно, дети с ограниченными возможностями просто не могли посещать занятия: отсутствие пандусов для инвалидов ограничивает свободу передвижения колясочников в стенах заведения. Более того, к внедрению инклюзивного обучения оказались не готовы учащиеся и преподавательский состав. Отсутствие профильных специалистов привело к тому, что дети с ОВЗ не сумели полноценно влиться в коллектив, ещё больше абстрагируясь от общества.

Результат оказался противоположным ожидаемому: многие родители перевели детей-инвалидов на домашнюю форму обучения, что увеличивает изолированность и мешает нормальному общению ребёнка с окружающими.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Как это происходит в мировой практике

В США и ряде европейских стран работы по внедрению смешанной программы обучения начались в середине 70-х годов прошлого столетия. Здесь применялись три подхода, направленные на адаптацию инвалидов в обществе:

  • мейнстриминг — частичное включение детей-инвалидов в общественную деятельность, где они общаются с ровесниками на различных культурно-массовых мероприятиях;
  • интеграция — обучение детей с психофизическими отклонениями в развитии в обычных школах;
  • инклюзия — переоборудование учебных заведений и адаптация школьной программы под потребности детей с ограниченными возможностями.

Проведение последующих исследований в данной области показал, что именно последний вариант является более эффективным и экономически выгодным. В настоящее время европейские и американские школы получают субсидии из государственного бюджета на реализацию инклюзивного образования, поэтому кровно заинтересованы в привлечении большего числа детей-инвалидов, чтобы увеличить размер дотаций.

В России такие программы внедряются в 11 регионах, основываясь на положительном опыте школы смешанного обучения «Ковчег», открытой в 1991 году в Москве.

Посмотрите видео об инклюзивном образовании

lgoty-vsem.ru

Классификация детей с ОВЗ

Обучение детей с ОВЗ

Категории детей с ограниченным здоровьем Основная классификация делит нездоровых ребят на следующие группы:

- с расстройством поведения и общения;

- с нарушениями слуха;

- с нарушениями зрения;

- с речевыми дисфункциями;

- с изменениями опорно-двигательного аппарата;

- с задержкой психического развития;

- с отсталостью умственного развития;

- комплексные нарушения.

Специальные (коррекционные) школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов.

В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие.

В школах II вида учатся глухонемые дети. 

Школы III-IV вида предназначены для слепых и слабовидящих детей. 

Школы V вида принимают в свои стены учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей. 

Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент – дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами. 

Школы VII вида для детей с СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности) и ЗПР.

 Школы VII вида занимаются коррекция дислексии у детей. Алексия – это отсутствие речи и полная неспособность к усвоению речи, а дислексия – это частичное специфическое расстройство овладения чтением, обусловленное нарушением высших психических функций.

И, наконец, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений – научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получаю лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки.

infourok.ru

Особенности работы с детьми с ОВЗ

Усачева С. С.

Особенности работы с детьми с ОВЗ

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребёнка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ. В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

- дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII видов;

- интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;

- инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

Инклюзивное образование предполагает принятие учеников с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в классе, включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам. Инклюзия – это не только физическое нахождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Это изменение самой школы, школьной культуры и системы отношений участников образовательного процесса, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в работу с ребенком.

Общими правилами коррекционной работы являются:

- Индивидуальный подход к каждому ученику.

-Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

-Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

-Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с  ОВЗ в развитии являются:

игровые ситуации;

дидактические игры, ;

игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Учителю необходимо:

следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок; посадить ребенка за первые парты, как можно ближе к учителю;

поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно .

Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать  пропорционально возрастающим возможностям ребёнка. Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и желанным. Каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня будут зависеть его завтрашние победы и успехи.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее могут войти дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

Особенности работы.

эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Специальные методики для обучения детей с ОВЗ

- Поэтапное разъяснение заданий.

- Последовательное выполнение заданий.

- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

- Близость к учащимся во время объяснения задания.

- Перемена видов деятельности

- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.

- Чередование занятий и физкультурных пауз.

- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

- Работа на компьютерном тренажере.

- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

- Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ

- Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.

- Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.

- Разрешение переделать задание, с которым он не справился.

- Оценка переделанных работ.

- Использование системы оценок достижений учащихся.

multiurok.ru

Особенности работы с учащимися в классе с ОВЗ

Особенности работы с учащимися в классе ОВЗ.

Слайд 2.

С 1 .09.2013 года вступил в силу новый закон об образовании. В Законе об образовании  (п. 16 ст. 2) дается понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

  • Согласно п. 4 ст. 79 Закона об образовании образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Таким образом, закон заложил правовую основу для существования как инклюзивного, так и интегрированного и специального (коррекционного) образования.

В нашей общеобразовательной школе такие дети обучаются в специальных классах, которые имеют ряд отличительных особенностей.

Слайд 3.

Закон об образовании устанавливает (п. 2 ст. 34), что обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение медицинской и социальной помощи (ст. 42). Эта помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, а также трудности в развитии и социальной адаптации. Данная помощь оказывается в виде бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции. Педагогу же необходимо учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.

В связи с этим в школе проводятся коррекционно-развивающие занятия для каждого ребенка с ОВЗ, которые составляют

Слайд 4 Коррекционно-развивающую область учебного плана .Она состоит из логопедической и психологической работы, а также педагогической коррекции.

Следует отметить, что учителя, работающие в данных классах испытывают огромный дефицит специальных знаний, которые помогли бы им организовать работу на уроке и вне его наиболее оптимальным образом. Самая большая проблема с которой сталкивается каждый педагог состоит в том, что для таких детей не разработана отдельная образовательная программа. ФГОС 2 поколения пока предлагает основываться на стандарте второго поколения, опираясь на адаптированные образовательные программы. В своем выступлении я расскажу вам о том, как я учитываю особенности детей с ОВЗ в уроке и на занятиях педагогической коррекции.

Практически все учащиеся моего класса имеют речевые нарушения различной степени выраженности. Именно поэтому я уделяю особое внимание речевому развитию детей. Работа началась с полного логопедического обследования детей в начале учебного года учителем –логопедом. После этого вырабатывается совместная логопеда, учителя, родителей учащихся. Для себя я каждый месяц составляю новую памятку-напоминание речевых нарушений СЛАЙД 5,( в звукопроизношении, в образовании слов и т.д.) , которая лежит на рабочем столе и во время урока я стараюсь обращать внимание на эти недостатки и исправлять их в речи. На уроках письма, обучения грамоте, русского языка, чтения особое внимание уделяю правильному , часто провожу речевые разминки, использую упражнения для развития фонематического слуха.Слайд 6, 7 ( иногда они занимают до5-7 минут урока)Примеры таких упражнений хорошо известны коллегам( упр-ие» Не ошибись!» на выявление звуков в разной позиции_, « Колокольчики»-позвонить колокольчиком только при звонком согл звуке сначала отдельно, потом в слове, упр-ие «цепочка»-подобрать новое слово, которое начинается с посл. Буквы предыдущего и тд Игра «Кузовок» Задача : собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на –ОК: грибок, подарок, платок и т.д. Для этого занятия может подойти корзина, коробка, ящик, пакет… Соответственно будем собирать слова, оканчивающие на – ИНА, - КА,- ИК, - ЕТ . Эту игру мы начинаем обычно такими фразами: «Собираемся в лесок, наполняем кузовок!...» «Вот пред нами корзина, туда отправляется… » (картина, балерина, малина). «Вот ящик, скорей клади туда…» (мячик, ларчик, стульчик). «Вот большой- большой пакет. Клади в него…» (билет, кларнет, рулет). Особенно заметны результаты, если ребенок во время игры не записывает слова, а только произносит их. Задание направлено на четкое проговаривание слова, деление на слоги, Запоминание типичных суффиксов и окончаний.

Самое важное для учителя- понимать важность и систематичность их использования на КАЖДОМ уроке . Только тогда эта работа принесет свои плоды. Учителю не стоит опасаться того, что из-за использования большого количества упражнений на развитие речи он не успеет пройти учебный материал. Опыт показывает, что индивидуальная коррекционная работа педагога с лихвой компенсирует все, что ребенок может не запомнить с урока. Очень много полезного лично мне дало посещение занятий логопеда, и наоборот, логопед часто присутствовал на уроках чтения и письма в классе. Ему это помогло более точно учитывать учебный материал на своих занятиях, а я познакомилась с новыми приемами и методами работы. Учитель-логопед приготовила для меня памятку с перечнем логопатических ошибок, которые я не засчитываю при проверке работ( но обязательно довожу до ее сведения результаты работы). Я приглашаю логопеда на все род. собрания, где наиболее заинтересованные родители могут получить подробную консультацию .( практиковались даже собрания-практикумы )

Следующая часть моей особенной работы, на которую я раньше, работая в общеобразовательном классе, не обращала внимания, это целенаправленное развитие пространственных представлений ребенка, развитие мышления. На каждом уроке математики, перед традиционным устным счетом я включаю упражнения, которые помогают ученикам включиться в работу и служат для формирования понятий о форме и величине предметов, учат ориентироваться в пространстве и на плоскости и т. д.Это упражнения вида « Четвертый лишний», « Разложи по группам», « Дополни фигуру « и т. д. Кроме этого, мы с ребятами завели копилку « Волшебный карандаш», ( слайд 8)

в которую вкладываем все свои работы по ориентированию на листе бумаги. Я систематически провожу для детей пространственные диктанты, которые учат ребенка четко следовать инструкции, усидчивости, вниманию. Сначала эта работа приносила огорчения, но постепенно ребята освоили этот вид работы, и он им даже понравился , сейчас в нашей копилке у каждого ребенка более 30 работ( это рисунки различных животных, птиц, насекомых, машин, роботов и т. д.) Многие дети затем с удовольствием раскрашивают эти работы.

Особое внимание на уроках уделяю развитию двигательных функций руки. Развитие моторных навыков имеет огромное значение для развития речи ребенка. Очень эффективными при этом являются нетрадиционные формы работы. Нами в этом учебном году очень часто использовался прием письма по сыпучим продуктам( по манке)( слайд 8)

Дети полюбили этот прием работы. На каждой парте перед уроком письма выкладываю поднос и миску с манкой., на которой дети « Пишут» пальцами новую букву или сначала отгадывают по описанию букву, и только потом ее записывают, или после приема» письма в воздухе» пишут ее крупе .Но больше всего им нравится использовать этот прием при работе в паре. На спинке друг у друга они пишут букву или слово, которую партнер должен угадать и « записать» на подносе. Этот прием работы позволяет укрепить зрительный образ буквы, что для таких детей очень важно, так как они путают многие буквы. А это в свою очередь в дальнейшем предупреждает дисграфию на письме. Перед тем как начать писать или рисовать на уроках проводим самомассаж кистей пальцев рук( слайд 9)

Такой же массаж дети делают и на ГПД, и при выполнении домашних заданий.

Я продолжаю искать новые подходы и методики работы с такими непростыми детьми. Меня всегда удивляло то, как неуклюжи, моторно неразвиты мои дети. Часто они не могут повторить простого движения. Выполнение новой физминутки их совсем не радует. Спортивные соревнования приносят одни огорчения.

И вот однажды мне попалась книга Показать «Нейропсихологические занятия с детьми» В.С Колгановой, Е.В. Пивоваровой. Изучив ее, я поняла, что многие особенности развития ребенка можно скорректировать, пройдя вместе с ним все этапы его двигательного развития заново, начиная с рождения. С точки зрения нейропсихологического подхода  трудности детей обусловлены внутриутробной и (или) возникшей в младенчестве дисфункцией определенных структур мозга. К этому нелишне прибавить современную социокультурную ситуацию - состояние роддомов и школ, подмену живого общения компьютером, отсутствие игровой деятельности, а также экологию окружающей среды и психологического окружения. Специалисты, единогласно пришли к выводу о необходимости нового специфического коррекционного подхода, в основе которого лежат универсальные нейробиологические и социо-культурные механизмы развития.

В книге представлена традиционная программа нейропсихологического сопровождения развития детей 5-12 лет, подробно описаны все основные упражнения( дыхательные, глазодвигательные, растяжки и ползания), а также дополнительные упражнения. Фундаментом всех программ является метод замещающего онтогенеза.

Практически все проблемы наших детей» родом из детства», из самого раннего детства. Именно тогда малыш должен был реализовать свое двигательное развитие в правильной последовательности. По каким то причинам этого не произошло, и как следствие, не запустился ряд важнейших механизмов мозга. Ученые установили, что любой этап раннего развития ребенка( удержание головы, ползание, перевороты и т. д.) имеет огромнейшее значение для интеллектуального, речевого, эмоционального развития ребенка. Сейчас , наоборот, многие мамочки хвастаются тем, что ребенок не ползал, сразу пошел. При этом они конечно не знают, как их дети страдают от гипотонуса или гипер тонуса. И это малоприятное для ребенка состояние может сохраняться до 10 лет! Такой ребенок моторно неловок, неуклюж, очень травматичен.

Нейропсихологическая коррекция представляет собой трехуровневую систему. Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую мишень. В каждом занятии описаны 4 основных блока упражнений.

1.Дыхательные Слайд 10

2.Глазодвигательные Слайд 11

3.Растяжки Слайд 12

4. Упражнения двигательного репертуара Слайд 13

Вся программа выстроена в форме поурочных занятий, что удобно для педагога, даны четкие инструкции с фотографиями.

Безусловно, я понимаю, что такой работой должны заниматься нейропсихологи. Но исходя из тех скромных условий, когда и психологическая помощь не всегда оказывается, я решилась на проведение этих занятий, предварительно посоветовавшись с родителями . Кстати, родители детей, согласились меня поддержать в этом начинании, обещали дома продолжать занятия.( для них распечатаны комплексы упражнений) я только в начале недели указываю в дневнике номер занятия, к которому мы перешли с ребенком.

Пока говорить о результатах нельзя, так как работа в самом начале. Надеюсь, что к концу учебного года наши результаты будут заметны.

Большое спасибо за внимание.

infourok.ru

Работа с детьми с ОВЗ в общеобразовательной школе

Комфортные условия для детей с ОВЗ в школе: особый подход

В России для детей с ОВЗ функционирует система специального образования. В коррекционных школах создаются особые условия обучения для детей с ОВЗ, в кадровый  состав входят медицинские работники и учителя-дефектологи. Но изолированность специальных образовательных организаций снижает у детей с ОВЗ стремление к продолжению образования.

Альтернатива коррекционной школе – обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе вместе с детьми возрастной нормы.

При инклюзивном образовании учащиеся с ОВЗ в полном объеме участвуют в жизни коллектива школы. Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию и создаёт необходимые условия для детей с особыми образовательными потребностями.

Это становится темой для педагогических исследований. В статье «Познавательная самостоятельность детей с ОВЗ как жизненный ориентир» делается акцент на необходимости развития познавательного интереса у школьников с ОВЗ. Статья опубликована в 2017 году в первом номере журнала «Человек и образование».

Ее автор, Денис Валерьевич Бухаров, – директор ГБОУ школы №13 в городе Санкт-Петербург. С 1997 по 2015 годы школа работала как специальное образовательное учреждение. В декабре 2015 года она стала общеобразовательной.

Бухаров считает, что дети с ОВЗ достигают больших результатов в инклюзивной среде, которая обеспечивает социализацию подростков с особыми образовательными потребностями. Педагог выделяет развитие познавательного интереса как важную задачу при работе с детьми с ОВЗ в школе.

Познавательный интерес как условие адаптации детей с ОВЗ

Работа с детьми с ограниченными возможностями требует от педагогов особого подхода. Для развития мотивации и познавательной самостоятельности ученика с ОВЗ необходимо создание комфортной образовательной среды, применения учителями новых педагогических технологий и действенных форм обучения.

Ребёнок с ОВЗ проявит инициативу и самостоятельность, если не принуждать его к учению. Когда педагог даёт детям свободу, позволяет быть самостоятельными, учащиеся демонстрируют способности. Поэтому учителю нужно чаще давать на выбор несколько заданий, одинаковых или дифференцированных по сложности. При таком отношении проявляются образовательные потребности учащихся, что даёт толчок к развитию мотивации и познавательного интереса.

Деятельностный подход

Мотивация и познавательная самостоятельность говорят об отношении учащегося к содержанию и ходу образования и желанию овладеть знаниями и умениями. Преодолеть безучастность ученика с ОВЗ и стимулировать проявление познавательного интереса помогает деятельностный подход.

При деятельностном подходе в центре внимания стоит совместная деятельность учеников с учителем. Педагог не даёт готовые знания, а ищет их вместе с учащимися.

Проблемное обучение

Мотивация и познавательная самостоятельность формируются, если ученик ощущает себя субъектом образовательного процесса и понимает зависимость результата от его действий. Самостоятельность не даётся ребёнку с рождения, а формируется в процессе образования. Познавательная самостоятельность развивается через навыки и умения узнавать новое самостоятельно. Ученик с ОВЗ должен научиться принимать решения, проявлять инициативу и не бояться совершать ошибок.

Для этого применяется проблемное обучение, при котором ученик получает возможность включиться в образовательный процесс как активный участник. Задавание при изучении нового материала вопросов, которые требуют анализа, сравнения и рассуждения, вызывает интерес к новому материалу. Неверные ответы не критикуются, а мягко корректируются. Важно, чтобы учитель поощрял учащихся, которые задают вопросы, так как это отражает их желание думать самостоятельно.

Постановка проблемных вопросов и совместный поиск ответов учит самостоятельному определению вопросов и формулированию задач. Тогда ученик понимает ценность процесса получения знания.

Работа с детьми с ОВЗ в школе: игровой компонент

Компьютерные и мультимедийные формы работы расширяют возможности развития познавательного интереса учеников с ОВЗ. Использование презентаций при объяснении нового материала делают занятия более наглядными, потому что такая организация учебного материала содержит три вида памяти: зрительную, слуховую и кинетическую. 

Коммуникативные навыки как условие социализации 

Гульжанат Шамиловна Гаджимурзаева работает учителем начальных классов в МАОУ «Лянторская СОШ №7» Сургутского района ХМАО. Педагог считает, что специальное обучение ограничивает контакты ребёнка с ОВЗ и препятствует его полной адаптации в обществе. В ее статье  «Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» также говорится о необходимости развивать познавательный интерес. Она содержится в материалах Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум».

Каждый урок с таким учеником – это, в первую очередь, общение. Общение с другими людьми мотивирует к самостоятельной деятельности и помогает познать окружающий мир. Развитие коммуникативных навыков становится обязательной частью занятий. 

Игровой компонент в работе с детьми с ОВЗ в школе 

Гульжанат Гаджимурзаева говорит о необходимости установить контакт с родителями ребёнка с ОВЗ и работать совместно. Развитию познавательного интереса помогают занятия в игровой форме, которые доступны и родителям в домашних условиях. Игровой компонент сохраняет внимание и поддерживает любопытство учащегося в течение занятия. Для формирования устойчивой фиксации взгляда и развития пространственного восприятия применяют упражнения «солнечный зайчик», «проследи за самолётом», последовательная демонстрация изображений, построение геометрических форм и другие. При работе по развитию речи и формированию слухового внимания используют упражнения «определи направление звука», «отгадай, кто кричит», «отгадай, на каком инструменте играют» и «сосчитай удары».

Контакт со сверстниками помогает ребёнку с ОВЗ социализироваться, поэтому важно организовывать встречи с одноклассниками во внеурочной деятельности, в форме тематических занятий, кружков, студий и секций.

Важно учитывать детскую инициативу при организации утренников и праздников, включать детские импровизации и показывать детские произведения.

Оба педагога говорят о необходимости развития мотивации и познавательной самостоятельности у детей с ОВЗ. Цель развития самостоятельности - в формировании собственного мнения и уверенности в собственных силах. Школьники учатся самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу, достигать цели и не бояться совершать ошибки.

Чувствуя причастность к общему делу, ученики с ОВЗ приобретают уверенность в себе и  стремятся быть самостоятельными, что помогает выпускникам с ОВЗ реализовать себя в жизни.

Освоить уникальные и эффективные управленческие практики, методы, стратегии и технологии, Вы сможете на Всероссийском практическом семинаре «Системный подход для директора школы: от управления ресурсами к управлению результатами».

academy-prof.ru