Кто такие тунеядцы? Это и основные законы. Тунеядцы это


Понятие "тунеядство": что такое?

Наверняка некоторым из нас не раз приходила мысль о том, что было бы здорово не работать, получать деньги, отдыхая и даже не поднимаясь с дивана. Но не стоит долго об этом мечтать. В ином случае вас будут считать тунеядцем. Многие слышали о таком термине при просмотре фильма или видели при прочтении книги. Но все же тунеядство - это что? Давайте попробуем разобраться.

Что такое тунеядство: определение

тунеядство что такое

Открыть сущность тунеядства можно всего лишь обозначив его значение: лень, безделье. Слово имеет устаревшие корни и происходит от церковнославянского. Разделяется на две части: первая - «туне» - означает «бесплатно», «даром», а вторая - глагол «ясти» - означает «есть» или «питаться». Кстати, что неудивительно, похожее происхождение и у слова «дармоед».

Бездельники были всегда, в том числе и в Российской империи. До наказаний в то время, конечно, еще не дошло, однако что такое тунеядство, представляли многие, и это упоминалось в определенных документах и совсем не одобрялось. В Российской империи многие бездельники жили в основном за счет близких и родственников.

Образ жизни

что такое тунеядство

Тунеядство – это своего рода социальный паразитизм, когда человек отклоняется от ответственности за свои обязательства полезного труда перед государством. В советское время за такое можно было лишиться свободы или отправиться в ссылку. Иными словами, тунеядство – это определенный образ жизни человека, который живет за счет другого или за счет государственных выплат.

Идеология борьбы с «паразитизмом»

тунеядство это

Во времена Сталина борьбу можно было оправдать благодаря тому, что на предприятиях не хватало рабочих, то есть основной движущей силой являлась экономика. При Хрущеве же появилась идеологическая основа.

В 1957 году газеты пестрели заголовками о проекте закона «Об усилении борьбы с общественно-вредными паразитическими элементами». Гонению подверглись следующие люди (к слову, именно в этом году появилось определение «тунеядство»): совершеннолетние, но работоспособные личности, уклоняющиеся от полезного труда, и личности, живущие на нетрудовые доходы. Предприниматели и люди, работающие на своем участке, также попадали под понятие «паразитов». В конце 1950-х открылась борьба с представителями религиозных сект, которые по той или иной причине уклонялись от общественного труда.

209-ая статья менялась несколько раз, а если быть точными, то четыре: в 1975-ом, 1979-ом, 1982-ом, 1984-ом годах. Изменения были разными - то меры наказания усиливались, то, наоборот, ослаблялись: таким людям грозило несколько лет колоний либо ссылки с исправительными работами.

Тунеядство - что такое это для бродяг, алкоголиков и наркоманов? Ведь их во времена Брежнева ввели в состав категории «паразитов» и асоциальных элементов. Трудно сказать, ведь даже профилактические беседы не дали ожидаемого эффекта, разве что такие люди пошли в обход системы и устраивались на работу стороами и дворниками.

Так исторически сложилось

что такое тунеядство определение

В 1951 году в Советском Союзе появилось определение «злостное паразитирование», и наказание за него было не из приятных. Бродяжек и попрошаек высылали за 101 километр. И это в лучшем случае, а в худшем назначали год колонии, многих ловили на железных дорогах. Вот что такое тунеядство и к чему оно могло привести.

В 1961 году входит в действие новый указ, и теперь, чтобы загреметь в ссылку, достаточно просто четыре месяца не работать. Если трудовая книжка доказывает, что это время человек спокойно уклонялся от работы, его привлекали к уголовной ответственности. Только женщины в декрете были исключением. Неприятно времяпрепровождение в ссылке, особенно несколько лет подряд. Страдали люди, имеющие желание просто заниматься домашними делами. Например, инженер-технолог, ставший заниматься кроликами, или пожарный, который выращивал и продавал фрукты и овощи.

1965 год ознаменовался очередной статьей, касающейся цыган, которые занимались бродяжничеством. Разгулявшаяся власть отправила 10 тысяч цыган в ссылку на север. Основная масса отсылалась на два года или пять лет, детей цыган отнимали и отправляли в интернат. Видимо, тунеядство не только распределяло людей на работающих и безработных, но и отбрасывало их в ямы общества по национальному признаку.

До 1991 года власти не прекращали с преследования тунеядцев.

Тунеядство - что такое это для активистов и членов правительственных служб, когда они сами не раз делали ошибки? По показаниям социологов, более половины отосланных нечаянно попадали в список тунеядцев.

Классификация преступности

Множество специалистов сошлись во мнении по поводу понятия "тунеядство". Что такое этот бич общества? Они согласились, что тунеядство создает хорошие условия для появления личностей, занимающихся преступными делами.

БОРЗ расшифровывается как «без определенного рода занятий». Аббревиатура, относящаяся к дармоедам. Спустя некоторое время появился жаргонизм «борзой», что означало: человек, не стремящийся искать работу и, собственно, работать.

Причины

тунеядство это что

Что значило тунеядство (что такое, мы разобрали) для человека, попадающего под «прицел», и каковы причины его возникновения? Некоторые из основных причин заинтересованности человека в бездельничестве можно описать так:

  • в запасе много свободного времени;
  • основной материальный доход не связан с официальной трудовой деятельностью;
  • отношения или общение с особами, занимающимися бездельничеством и попрошайничеством.

По статистике, самые распространенные преступления, совершаемые «борзыми», такие:

  • шантаж и вымогательство денег, чаще всего у близких, родственников;
  • хулиганство как форма развлечения;
  • мошенничество;
  • попрошайничество как вид деятельности, ведущий к обогащению;
  • воровство, быстрое получение денег;
  • грабеж;
  • растление малолетних и постановка фильмов порнографического содержания.

fb.ru

Кто такие тунеядцы? Это и основные законы :: BusinessMan.ru

Наверное, каждый из нас в кино, литературе или жизни неоднократно слышал о тунеядстве. Что же это такое и кто попадает под данное определение? В общем, тунеядцы — это люди, которые ведут паразитический образ жизни. В Советском Союзе можно было получить наказание за такой вид существования.

Определение

Слово "тунеядец" произошло от устаревшего наречия, которое означало "даром" или "бесплатно", а также глагола "есть". Поэтому тунеядство — суть дармоедства. Также "тунеядец" (значение слова мы рассмотрели), имеет и синоним — социальный паразитизм. Под данным термином понимается существование человека или группы людей за счет других. Закон о тунеядстве появился в СССР в 1961-м и просуществовал до 1991 года. Суть его заключалась в том, что каждый совершеннолетний гражданин, проживающий на нетрудовые средства и уклоняющийся от общественно полезного труда, привлекался к ответственности. Ответственность убрали 5 декабря 1991 года. Сегодня данный термин в законодательстве РФ не применяется.

Тунеядство в Российской империи

"Тунеядцы" — это слово, которое начало использоваться в некоторых документах еще в Российской Империи. Однако наказания за такой образ жизни предусмотрено не было. Хотя закон о тунеядстве и не был принят, но в определенных табелях значились упоминания о тунеядцах. В те времена существовали бездельники в основном за счет родственников, при этом следовало лишь неодобрение общественности. В СССР тунеядцы — это личности, ведущие паразитический образ жизни за счет общества в целом, а не отдельных граждан.

Борьба с тунеядством

После прихода к власти большевиков начались существенные преобразования. Заключались они в том, что у богатого населения забиралось имущество, которое использовалось для ускорения построения социализма. Тогда же стали появляться первые привычные значения того, кто такие тунеядцы. Это были граждане, которые далеки от сознательного пролетариата. Они, по мнению Ленина, должны были перевоспитываться.

В 1918 году была принята Конституция РСФСР. Главным, что вошло в нее, стали права работающего и эксплуатируемого народа. Граждане, которые проживали на деньги, заработанные нетрудовым путем и использовали наемный труд, были лишены политических привилегий.

В 1936 году в соответствии с двенадцатой статьей труд в Советском Союзе считался обязанностью и делом чести всего народа, который способен работать. Начал использоваться принцип поговорки "кто не работает, тот не ест".

Борьба с нищенством

В 1951 году появилось постановление, в соответствии с которым усилилась борьба с нищенством и паразитическими элементами. Однако на первых порах это не дало особого результата. Судили граждан по данной статье неохотно. За два года понес наказание за нищенство лишь один процент от общего количества данного ряда граждан.

Усиление борьбы

4 мая 1961 года был принят указ об усилении борьбы с лицами, ведущими паразитический образ жизни. Согласно данному постановлению, люди, нежелающие честно работать и избегающие общественного труда, а также получающие прибыль запрещенными способами, обязаны быть выселенными в определенную местность. Срок переселения варьировался от двух до пяти лет. При этом происходила конфискация имущества, которое было получено нетрудовым путем. В дальнейшем осужденное лицо должно было привлекаться к труду по месту переселения. Приговору подвергались граждане, которые не прислушались к призывам встать на путь честного труда.

Кто считается тунеядцем, мы рассмотрели, теперь перейдем непосредственно к тому, кто попал под действия постановления. Уже через три года в соответствии с законом было сослано тридцать семь тысяч человек. При этом под действия закона попал инженер-технолог, который покинул рабочее место и получал прибыль от разведения кроликов. Также был сослан пожарный, занимающийся трудом на собственном земельном участке и получающий прибыль от продажи выращенных овощей и фруктов.

Были случаи, когда данный указ применялся для преследования преступников по политическим мотивам. Ярким примером может выступать Иосиф Бродской.

В Советском Союзе граждане, которые были осуждены по данному закону, именовались аббревиатурой БОРЗ. Расшифровывается она как "без определенного рода занятий".

Каждое разбирательство начиналось с того, что судам требовалось для начала скрупулезно проверить срок неучастия лица в трудовой деятельности и причины.

Боролись с тунеядством вплоть до 1991 года. Затем последовало принятие Закона о занятости населения. В соответствии с ним было отменено уголовное наказание за тунеядство, а также признана безработица. Впоследствии термин "тунеядство" в законах стран СНГ не применялся.

Преступность

По мнению многих специалистов, тунеядство является отличным условием для появления лиц, вовлеченных в преступную деятельность. Ведь именно люди, не имеющие постоянной работы, нередко прибегают к получению прибыли незаконными путями. Главные условия, предрасполагающие лиц БОРЗ к преступной деятельности:

  • Достаточно много свободного времени.
  • Желание получать доход без ведения трудовой деятельности.
  • Общение с подобными элементами (БОРЗ).

Главные преступления, которые совершаются лицами без определенного рода занятий:

  • Наиболее распространено воровство.
  • Нередко вынуждены прибегать к получению прибыли посредством грабежа.
  • Часто прибегают лица БОРЗ к изготовлению и продаже порнографической продукции, а также к растлению малолетних с целью получить прибыль.
  • Заработок при помощи мошенничества.
  • Нередко прибегают к хулиганству.
  • Частым способом заработка выступает попрошайничество.
  • Нередко лица БОРЗ прибегают к вымогательству денежных средств.

businessman.ru

Тунеядство - это... Что такое Тунеядство?

Тунея́дство — в нетерминологическом значении «лень, безделье»[1], «жизнь за счёт чужого труда, на чужой счёт»[2], «паразитическое существование за счёт общества»[3]. Синонимичный термин — социальный паразитизм — образ жизни, характеризующийся тем, что один человек или социальная группа живут за счёт другого человека или социальной группы[4].

В законодательстве СССР в 1961—1991 гг. — состав преступления, заключавшегося в «длительном проживании совершеннолетнего трудоспособного лица на нетрудовые доходы с уклонением от общественно полезного труда»[4].

Этимология

Существительное «тунеядство» церковнославянского происхождения; это сложное слово, образованное слиянием устаревшего ныне наречия «туне», означающего «даром», «бесплатно», «безвозмездно», с глаголом «ясти» (означающего «есть», «питаться»). Аналогично устроено исконное существительное дармоед.

Резко критическое отношение к социальному паразитизму характерно для социалистов начиная с XIX в. Французский текст гимна социалистов «Интернационал» (1875) содержит эту идею, заострённую в русском переводе Аркадия Коца (в 1917—1944 — советский гимн):

Лишь мы, работники всемирной Великой армии труда, Владеть землёй имеем право, Но паразиты — никогда!

(В оригинале Эжена Потье: Ouvriers, paysans, nous sommes // Le grand parti des travailleurs: // La terre n’appartient qu’aux hommes // L’oisif ira loger ailleurs «Мы, рабочие, крестьяне — великая партия трудящихся. Земля принадлежит только людям, бездельник пойдёт жить в другое место»).

Слово «тунеядец» употреблялось в некоторых законодательных актах Российской империи, но не составляло особого состава преступления. Петровская «Табель о рангах», определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий, «…дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать», — гласила одна из описательных статей закона. В досоветские времена в понятие тунеядства не вкладывалось никакого особого социально значимого контекста. Бездельник жил за счёт своих близких, общественной моралью это не одобрялось, и не более того. В Советском Союзе под тунеядством уже понималось паразитическое существование за счёт не отдельных граждан, а за счёт всего общества.

Борьба с тунеядством в СССР

Вскоре после захвата власти в крупных городах России большевики занялись проведением марксистских экономических реформ, сводившихся к конфискации имеющегося в наличии у зажиточного населения имущества и мобилизации людских ресурсов в целях скорейшего построения социализма. В своей статье «Как организовать соревнование?» (декабрь 1917 — январь 1918 гг.). Ленин говорит о необходимости применения суровых мер по отношению к классово чуждым сознательному пролетариату элементам, которые, по мнению Ленина, нуждались в разных формах перевоспитания:

Тысячи форм и способов практического учёта и контроля за богатыми, жуликами и тунеядцами должны быть выработаны и испытаны на практике самими коммунами, мелкими ячейками в деревне и в городе. Разнообразие здесь есть ручательство жизненности, порука успеха в достижении общей единой цели: очистки земли российской от всяких вредных насекомых, от блох — жуликов, от клопов — богатых и прочее и прочее. В одном месте посадят в тюрьму десяток богачей, дюжину жуликов, полдюжины рабочих, отлынивающих от работы…    В другом — поставят их чистить сортиры.    В третьем — снабдят их, по отбытии карцера, жёлтыми билетами, чтобы весь народ до их исправления надзирал за ними, как за вредными людьми.    В четвёртом — расстреляют на месте, одного из десяти, виновных в тунеядстве.    В пятом — придумают комбинации разных средств и путём, например, условного освобождения добьются быстрого исправления исправимых элементов из богачей, буржуазных интеллигентов, жуликов и хулиганов. Чем разнообразнее, тем лучше, тем богаче будет общий опыт, тем вернее и быстрее будет успех социализма, тем легче практика выработает — ибо только практика может выработать — наилучшие приёмы и средства борьбы.

— В. И. Ленин, ПСС, т. 35, стр. 204

Конституция РСФСР 1918 года была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года и была опубликована в «Собрании Узаконений РСФСР». Основные принципы, лёгшие в основу Конституции РСФСР 1918 года (как и Конституции СССР 1924 года), были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав.

12-я статья Конституции СССР 1936 года гласила: «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: „кто не работает, тот не ест“»[5].

4 мая 1961 года на основании ст. 12 Конституции Президиум Верховного Совета РСФСР принял указ «Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». Он гласил:

"Установить, что совершеннолетние, трудоспособные граждане, не желающие выполнять важнейшую конституционную обязанность — честно трудиться по своим способностям, уклоняющиеся от общественно полезного труда, извлекающие нетрудовые доходы от эксплуатации земельных участков, автомашин, жилой площади или совершающие иные антиобщественные поступки, позволяющие им вести паразитический образ жизни, подвергаются по постановлению районного (городского) народного суда выселению в специально отведенные местности на срок от двух до пяти лет с конфискацией имущества, нажитого нетрудовым путем, и обязательным привлечением к труду по месту поселения. Этим же мерам воздействия, назначаемым как по постановлению районного (городского) народного суда, так и по общественному приговору, вынесенному коллективами трудящихся по предприятиям, цехам, учреждениям, организациям, колхозам и колхозным бригадам, подвергаются также лица, устраивающиеся на работу на предприятия, в государственные и общественные учреждения или состоящие членами колхозов лишь для видимости, которые, пользуясь льготами и преимуществами рабочих, колхозников и служащих, в действительности подрывают дисциплину труда, занимаются частнопредпринимательской деятельностью, живут на средства, добытые нетрудовым путем, или совершают иные антиобщественные поступки, позволяющие им вести паразитический образ жизни. Постановление районного (городского) народного суда или общественный приговор о выселении выносятся после того, когда лицо, ведущее паразитический образ жизни, несмотря на предупреждение общественных организаций или государственных органов, в установленный ими срок не встало на путь честной трудовой жизни".

— Е.Жирнов."Внушить полезный страх"

К середине 1964 г. по этому указу было сослано 37 тысяч человек. При этом, в частности, тунеядцами признавались и ссылались инженер-технолог, который прекратил работу, оборудовал кролиководческую ферму и стал жить за счет приносимых ею доходов, пожарный, который занимался своим земельным участком и торговал на рынке овощами и фруктами. Иногда суды принимали решения о выселении нетрудоспособных[6].

Данный указ иногда также использовался для преследований по политическим мотивам.Наиболее известный пример — дело поэта Иосифа Бродского (1964 г.)

Статьёй 209 УК РСФСР устанавливалась ответственность за три разные формы т. н. паразитического существования, образующие самостоятельные составы преступления, — занятие бродяжничеством, попрошайничеством, ведение иного паразитического образа жизни. Под понятие иного паразитического образа жизни, ведущегося в течение длительного времени подпадали те случаи, когда лицо уклоняется от общественно полезного труда и проживает на нетрудовые доходы более четырёх месяцев подряд или в общей сложности в течение года и в этой связи ему сделано официальное предостережение о недопустимости такого образа жизни.[7]

Систематическое занятие бродяжничеством или попрошайничеством, продолжаемое после повторного предупреждения, сделанного административными органами, — наказывается лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года.

— Статья 209 УК РСФСР. Систематическое занятие бродяжничеством или попрошайничеством.[8]

При этом под «общественно полезным трудом» понимался лишь труд в санкционированной государством форме. Самодеятельный же труд разрешался только в свободное от «общественно полезного труда» время, иначе он приравнивался к тунеядству. Учёба в государственном учебном заведении считалась достаточным эквивалентом «общественно полезного труда».

В СССР лицам, обвинённым в тунеядстве, присваивалась аббревиатура — БОРЗ (без определённого рода занятий), и в уголовной среде на т. н. «блатном» жаргоне появились формулировки — «борзо́й» и «бо́рзый», то есть человек, стойко не желающий работать.

В каждом конкретном случае тунеядства суды были обязаны тщательно проверять, какова продолжительность неучастия в общественно полезном труде лица в отдельные периоды года и чем она была обусловлена.[9].

Вопреки мнению о массовом использовании 209-ой уголовной статьи на самом деле тотальной массовости наказания за тунеядство в СССР не наблюдалось.[источник не указан 30 дней] В каждом конкретном случае тунеядства суды были обязаны тщательно проверять, какова продолжительность неучастия в общественно полезном труде лица в отдельные периоды года и чем она была обусловлена.[10] Так называемой «показательной порки» (слушания по «делам о тунеядцах» действительно не проводились в закрытом режиме, напротив, их было настолько мало, что такие дела использовались для пропагандистской кампании с публикацией отчётов в центральных СМИ) и последующему уголовному наказанию подвергались только самые выдающиеся, самые «борзые» борцы за право не заниматься общественно полезным трудом.

Борьба с тунеядством велась до принятия в апреле 1991 года закона «О занятости населения», отменившего уголовную ответственность за тунеядство и признавшего безработицу. В дальнейшем в законодательстве постсоветских государств термин «тунеядство» не употребляется.

Тунеядство и преступность

Основные условия и направления в создании преступных ситуаций совершаемых лицами без определённого рода занятий[11]:

  • Наличие значительного количества свободного времени.
  • Предрасположенность к получению материальных благ без трудовой деятельности.
  • Наличие контактов и общения с подобными элементами (то есть такими же лицами, ведущими праздный образ жизни).

Основные преступления совершаемые при прямом и косвенном участии лиц без определённого рода занятий:

  • Воровство: Как случайное средство для приобретения т. н. «лёгких денег».
  • Ограбление: Как вынужденная обстоятельствами мера для добычи средств к существованию тунеядца.
  • Мошенничество: Добывание средств путём обмана (например, так называемое «целительство»).
  • Хулиганство: Как одна из характерных форм поведения и развлечения в группах бездельников.
  • Попрошайничество: Как источник средств к существованию и обогащению.
  • Вымогательство: Чаще встречается т. н. бытовое вымогательство (выуживание денежных средств у родственников и знакомых).

См. также

Ссылки

Литература

  • Социальный паразитизм как тормоз общественного прогресса // Современные проблемы уголовного права и криминологии. — Владивосток, 1991. — С. 71—84.
  • Социально-правовые и медицинские аспекты борьбы с тунеядством, пьянством и наркоманией. — Владивосток, 1987. — 272 с — Соавт.: Яцков Л. П., Готлиб Р. М.
  • Боголюбова Т.А, Растегаев А. А. Исследование паразитического образа жизни как научно-криминологическая проблема // Организационно-правовые и управленческие проблемы борьбы с правонарушениями среди лиц, ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни. Хабаровск, 1985. С.26.
  • Н. Н. Кондрашков. Тунеядство: Против закона и совести.
  • Павлов. Б. Г. Вопросы уголовной ответственности за ведение паразитического образа жизни[1].
  • Ляпунов Ю. И. Ответственность за тунеядство. М., 1982, с. 23.
  • Клюшниченко, А. Административная борьба с тунеядством.
  • Шляпочников, А. С. Борьба с тунеядцами — всенародное дело.
  • Теньчов, Э. С. Посягательства на социалистическую собственность как опасное проявление социального паразитизма и уголовно-правовые средства борьбы с ними. // Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с проявлениями социального паразитизма. — Иваново, 1987. — С. 62—69
  • Щедрина, А. К. Борьба с тунеядцами.
  • Чубарев, В. Л., Женунтий, В. И Особенности личности тунеядца.
  • Красноокий, А. А. Прокурорский надзор за исполнением законов о борьбе с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими паразитический образ жизни.
  • Перлов, И. Д. Суд и общественность в борьбе с тунеядцами.
  • Шляпочников, А. С. Тунеядцев к ответу[2].
  • Криминологические аспекты социального паразитизма // Организационно-правовые и управленческие проблемы борьбы с правонарушениями среди лиц, ведущих антиобщественный паразитический образ жизни: Сб. науч. тр. — Хабаровск, 1985. — С. 34- 40.

Примечания

dic.academic.ru

Качество личности Тунеядство Тунеядец | Что такое Тунеядство Тунеядец

Родник порока – тунеядство с пьянством.

(Просмотров 1 всего, 1 сегодня)

Автор афоризма: Голюк Иван

Граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы. Кто хочет сегодня поработать ? …

Операция «Ы»  и другие приключения Шурика

Братцы, помогите разобраться,Относить правительство куда?Термин применимый – тунеядство?..(Жизнь за счёт народного труда)

Стихотворение «С праздником, тунеядцы!»

     Тунеядство как качество личности –  склонность жить на  чужой счёт, чужим трудом.

     Раньше тунеядство преследовалось по закону, а сейчас — вершина успеха.

     Hа суде адвокат (А) защищает тунеядца-алкоголика (Т). А) — Сжальтесь, товарищи судьи, у подзащитного было трудное      детство, но еще не все потеряно, наверняка среди его      родственников есть порядочные люди, и они помогут ему      встать на ноги. Скажите, подсудимый, кто ваш отец? Т) — Умер от цирроза печени. А) — А мать? Т) — В психушке. А) — Сестра? Т) — Ошивается по вокзалам. А) — А брат? Т) — В медицинском институте. А) — Он студент? Т) — Нет, он в банке. А) — ? Т) — Он с двумя головами родился.

        Тунеядец не желает исполнять обязанности, возложенные на него самой природой. Интересно, что слово «тунеядство», образовано слиянием устаревшего наречия «туне», означающего «даром», с глаголом «ясти» то есть «есть», «питаться».

     Тунеядство не поддерживается ни одной духовной традицией. Любая религия говорит о том, что человек должен работать, чтобы прокормить свою семью. Тунеядец считает, что он никому ничего не должен, что не его дело  содержать свою семью так, чтобы семья была счастлива.

     Философ Вячеслав Рузов считает, что тунеядцем можно назвать того, у кого не хватает денег на собственных детей. Ни одна духовная традиция не говорит: — Не работай, пользуйся обносками, ешь объедки, пусть твои дети болеют, страдают, заражаются чужими инфекционными заболеваниями и кожными грибками. Законы семейной жизни для всех одинаковы. И неважно, какой традиции следует человек. Он должен работать очень серьезно, чтобы поддерживать свою семью. Это факт. И никто не может ему сказать, что ты должен не работать, и пусть твоя семья делает, что хочет, иди по помойкам, собирай одежду — это очень подозрительно. Здоровый человек должен работать. Всё очень просто.

    Тунеядец считает не зазорным подбирать выброшенные вещи. Работяга очень удивится, если вы принесёте ему свои старые носки и скажете: «Вот тебе носки, я себе новые купил, вы хороший человек, и я вам их дарю, может, пригодятся». Это очень подозрительно всё.

      В СССР тунеядцы очень не любили статью 209 Уголовного кодекса. Под  «тунеядцем» стали понимать лицо, сознательно уклоняющееся от труда. На XXII съезде председатель КГБ СССР Александр Шелепин выступил с программной речью, в которой обрушился на паразитов и тунеядцев: «Советские законы — самые гуманные в мире, но их человеколюбие должно распространяться лишь на честных тружеников, а в отношении паразитических элементов, всех тех, кто живет за счет народа, законы должны быть суровы, ибо указанная категория лиц — это наш внутренний враг».

    В мае 1961 года вступает в силу указ «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». Теперь для того, чтобы попасть под действие статьи 209 УК РСФСР, достаточно было не работать более четырех месяцев в году. Отсутствие соответствующих записей в трудовой книжке служило основанием для привлечения к уголовной ответственности. Исключение составляли только женщины, воспитывающие малолетних детей. Наказанием для тунеядцев стала высылка в специально отведенные местности на срок от двух до пяти лет и обязательное привлечение к труду по месту поселения.

     В СССР лицам, обвиненным в тунеядстве, присваивалась аббревиатура — БОРЗ (без определенного рода занятий), а несколько позже в уголовной среде появилась формулировка на жаргоне — «борзой», то есть человек стойко не желающий работать.

    Жукналист Павел Пряников рассказывает, что выявление и отлов тунеядцев возложили на МВД, но их сил на это не хватало, и тогда на помощь милиции пришли так называемые общественные суды — группы активистов, состоящие из дружинников, комсомольцев, партийных и хозяйственных деятелей. Фактически до половины тунеядцев проходили через этих активистов. Через три месяца действия Указа в служебной записке для Бюро ЦК КПСС приводилась статистика: «В РСФСР выявлено 130 тысяч тунеядцев. После проведения разъяснительной работы большинство лиц, уклоняющихся от общественно полезного труда, приступило к работе на предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах.

    Самый известный в советской истории тунеядец — поэт Иосиф Бродский. После масштабной травли в газетах он чуть не умер в камере от сердечного приступа, а весной 1964-го получил максимальное наказание по 209 статье — пять лет принудительных работ на Севере. Как сообщала советская печать, «постановление суда было встречено горячими аплодисментами людей с честными рабочими руками». «Перевоспитывался» Бродский в совхозе «Норинское» Архангельской области, где он провел чуть менее полутора лет (под давлением мировой общественности приговор поэту был сокращен). Поэт Евгений Рейн вспоминал про жизнь Бродского в ссылке: «Были у него несколько раз. Ему там отвели половину избы, очень просторной, уютной. В основном он занимался стихами, иногда их вывозили на какие-то работы. Он помогал убирать урожай, раскидывал на поля навоз. Как потом рассказывал сам Бродский, это было самое счастливое время в его жизни. Помню, поехали вместе с Найманом поздравлять его с 25-летием. Привезли икры зернистой, водки ящик, американские сигареты и японский радиоприемничек. Очень хорошо отпраздновали. А через несколько месяцев его амнистировали. Жан-Поль Сартр попросил председателя Верховного Совета повлиять на ситуацию, и это сработало».

    За четыре года действия Указа судьбу Бродского (но не с таким счастливым финалом) разделили 37 тысяч человек, всего же было выявлено 520 тысяч тунеядцев. Выслали бы больше, чем 37 тысяч, но власти северных областей, куда отправляли «паразитов» (Архангельская и Пермская область, Удмуртия и Коми — всего около тридцати регионов) засыпали Москву бесконечными жалобами, что не могут принять такое число ссыльных. Аргумент их был прост — для тунеядцев нет ни работы, ни жилья. В 1965 году высылка тунеядцев была отменена. Вместо этого их привлекали к труду по месту жительства.

 Поэт Сергей Михалков высмеял тунеядцев в басне «Шарик– Бобик»:

У ресторана «Горная вершина»,Где ждут курортников и шашлыки и вина,С утра до вечера крутился тихий Пёс.Всем посетителям равно хвостом виляя,На трезвых не рыча, на пьяного не лая,Он повседневно здесь своё дежурство нёс.Пёс откликался на любую кличку,И это у него вошло в привычку:Окликнут Шариком — он вмиг хвостом вильнёт.«Эй, Бобик!» — он уже к чужой коленке льнёт,А сам глядит в глаза — глядит и не моргнёт!«А ну, Дружок! Поди сюда, собачка!» —Собачка тут как тут — и ей уже подачка:Кидает чья-нибудь рукаТо косточку от шашлыкаС кусочком сладкого, поджаренного жира,То птичье крылышко, то просто ломтик сыра…Нет, хлеба не искал курортный этот пёс —От хлебного куска он воротил свой нос…Его собратья сторожат жилища,На складах тявкают, врага по следу ищут —Несут служебный долг, гордясь своим постом,А этому милее кров и пища,Добытые глазами и хвостом…

***Любых мастей и видов тунеядцы!Ведь это вы попали в басню, братцы!

Петр Ковалев 2015 годДругие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/

(Просмотров 167 всего, 1 сегодня)

podskazki.info

Тунеядцы в СССР. За что советский человек получал клеймо «тунеядец»

Тунеядцы в СССР. За что советский человек получал клеймо «тунеядец»

 

 

Современникам образ тунеядца знаком по сатирическим образам советских фильмов. Этакий рубаха-парень, добрый, но бесшабашный, вроде и не вредитель, но ведущий праздную жизнь. Он не встает по утрам рано и не спешит на работу. По сюжету киноленты чаще всего рядом с ним находятся примерные граждане СССР, которые стараются его образумить и помочь свернуть с пути паразитического существования. Непременными героями фильма также являются порядочные милиционеры, отправляющие тунеядца на исправительные работы. А как было на самом деле?

 «Граждане дебоширы, алкоголики, тунеядцы…»

Тунеядство в СССР стояло в одном ряду с более серьезными проступками, такими как нарушение общественного порядка, злоупотребление алкоголем, нанесение легких физических травм. Этот термин появился в обиходе из церковнославянского языка, дословно он означает даром (без оплаты) есть, кушать. Жить за счет другого человека, использовать чужой труд, бездельничать, не приносить пользу обществу – тунеядство считалось самой популярной разновидностью социального паразитизма.

В 1961-1991 годах в законодательстве Советского Союза существовала четкая формулировка такого правонарушения, состав преступления находили в «длительном проживании совершеннолетнего трудоспособного лица на нетрудовые доходы с уклонением от общественно полезного труда».

Само по себе слово «тунеядство» и его производные упоминались еще в официальных документах Российской империи, но тогда оно не имело столь негативной окраски и не воспринималось как правонарушение.

Как становились тунеядцами?

Причины тунеядства были весьма разнообразны. Обтекаемость самой статьи закона, содержание которой постоянно редактировалось, позволяло подводить под это понятие совершенно разных людей. Изначально за бродяжничество судились цыгане, бродяги и профессиональные попрошайки, потом к списку тунеядцев добавились люди, ведущие асоциальный образ жизни. Попадали и те, кто не успел за определенное время поступить в училище или устроиться на работу. По статье за тунеядство часто судили верующих и диссидентов.

В конце 50-х годов список пополнился лицами, преднамеренно уклонявшимися от физического труда, и теми, кто получал доход с приусадебных участков. Еще одной категорией потенциальных преступников стали представители сект, которые отказывались работать по определенным убеждениям.

После редакции закона о тунеядстве в 1961 году, наказание по статье ожидало тех, кто по каким либо причинам не имел определенного места работы в течение 4 месяцев в году.

Во времена сталинского режима борьба с тунеядством была вынужденной мерой – пережившая военную разруху страна нуждалась в большом количестве рабочих рук. А вот когда у руля встал Хрущев, все эти действия получили уже идеологическую окраску.

Кто не работает – тот не ест! Или как вычисляли тунеядцев

Совсем неудивительно, что все законы, направленные на борьбу с социальным паразитизмом, которые то ужесточались, то смягчались, встречались с восторгом добропорядочными гражданами СССР. Воспитанные на идеологии светлого коммунистического государства, с утра до вечера честно строящие свою великую страну у станков заводов и фабрик – они считали справедливым требование властей и принуждение к труду, а вследствие нарушений – строгое наказание.

Изначально поиск и выведение на чистую воду тунеядцев были возложены исключительно на органы МВД. Но слуги народа часто не справлялись с нагрузкой, и тогда им на помощь приходили бдительные граждане СССР. Создавались так называемые суды общественности – группы добросовестных активистов, в число которых входили комсомольцы, дружинники, партийцы, примерные хозяйственники.

В коллективах с тунеядцами проводили беседы, брали их на перевоспитание, а в случае если ничего не помогало – отдавали милиции, где наказания становились гораздо строже. Бдительные соседи и родственники тоже прилагали усилия к вычислению лентяев – часто причиной преследования становились доносы соседей и друзей семьи.

Тунеядству – бой!

Большинство источников утверждают, что статья 209, регламентирующая наказание для тунеядцев, появилась в 1961 году. Но правильнее будет считать, что она стала лишь удачной редакцией существовавших ранее подобных формулировок. Меры наказаний для тунеядцев постоянно менялись.

Например, в 1951 году за «злостное паразитирование» (если неработающий попадался второй раз) отправляли в колонию на 1 год, а если арестован впервые – ссылали за 101-й километр.

Во второй половине 50-х наказанием стала ссылка в отдаленные северные районы страны. В 1961 году ужесточились параметры, по которым можно было получить клеймо тунеядца, а наказанием стали принудительные физические работы в местах поселения сроком от 2 до 5 лет.

Тунеядцы в СССР. За что советский человек получал клеймо «тунеядец»

 

Во времена правления Леонида Брежнева к тунеядцам относили алкоголиков, бродяг, наркоманов, криминальных элементов. С ними проводили профилактические беседы, порой помогали устроиться на работу. Именно тогда пошли массовые трудоустройства дворниками, сторожами и появились первые липовые записи в трудовых книжках.

Интересно, что в Советском Союзе всем лицам, обвиненным в тунеядстве, присваивали аббревиатуру «БОРЗ», которая расшифровывалась как «без определенного рода занятий». Впоследствии в обиходе появился жаргонизм «борзой», характеризующий человека, стойко не желающего работать на благо общества.

Против тунеядства была развернута агитационная деятельность, об этом свидетельствует огромное количество плакатов и листовок, посвященных обличению этого явления.

Самые известные советские тунеядцы

Парадокс существования закона о тунеядцах заключался еще и в том, что среди тех, кто был в соответствии с ним осужден, можно найти немало людей, известных на всю страну – это писатели, публицисты, актеры, поэты. А все потому, что их труд система не признавала общественно полезным и значимым.

Среди тех, кто получил срок с формулировкой «за тунеядство», оказался нобелевский лауреат, поэт Иосиф Бродский. Он был арестован и отправлен в ссылку на принудительные работы сроком на 5 лет в Архангельскую область. Причем в его обвинении участвовали не только представители власти, но и коллеги, читатели. На суде Бродский пытался оправдаться, но все было бесполезно, судья решил, что поэтом подсудимого никто официально не признавал, а значит, и профессии, и работы у него нет. Правда, срок наказания в итоге был сокращен благодаря мощной поддержке писателей и поэтов со всего мира.

Публицист Андрей Амальрик в 1965 году получил 2,5 года исправительных работ и был сослан в Сибирь. Актер Николай Годовиков, прославившийся на всю страну после сыгранной роли Петрухи в фильме «Белое солнце пустыни», также имеет судимость по 209 статье. Согласно его биографии, в 1977 году он получил травму, после которой не мог работать, а в 1979 его посадили в тюрьму за тунеядство.

Еще одним неоднозначным арестованным стал Иосиф Бегун, который занимался преподаванием иврита. Он тщетно пытался доказать, что преподавание является трудовой деятельностью, но суд его доводы не принял, решив, что никакой пользы обществу такая деятельность не приносит и отправил его в ссылку в Магадан на 2 года.

Под подозрение в тунеядстве попадал и писатель Владимир Войнович, но его не осудили. Правда, нашли антисоветчину в его знаменитом произведении «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» и выслали писателя из страны. Среди тех, кто был под подозрением и неоднократно подвергался преследованиям правоохранительных органов СССР, были талантливые ученые, уважаемые преподаватели, сатирики и даже пенсионеры.

Погрешности системы

Как и в любом идеологически окрашенном деле, в поиске и наказании тунеядцев были свои погрешности и ошибки. Анализ всех случаев ареста показал, что далеко не все граждане, осужденные по статье 209, справедливо получали свое наказание.

В списке преступников-тунеядцев были те, кто по стечению обстоятельств оказался временно нуждающимся, пытался заниматься частным трудом, вел образ жизни, неугодный властям, поменял место жительства и вовремя не получил запись в трудовой книжке, а также те, чей труд представителям власти не казался важным и приносящим пользу обществу. Как и во многих законах и решениях, субъективный фактор играл в то время весомую роль. Хотя нельзя ни сказать, что была и польза от преследования тунеядцев. Многие граждане СССР вставали на путь истинный после бесед, проводимых с ними. И в советские годы не работать, злоупотреблять алкоголем, вести асоциальный образ жизни, жить за счет жены и других родственников все же стыдились, чего нельзя сказать о нынешнем времени.

Источник

Больше статей по этой теме :

 

infovzor.ru

ТУНЕЯДСТВО - это... Что такое ТУНЕЯДСТВО?

  • тунеядство — паразитизм, захребетничество, паразитирование, дармоедство, паразитство, сачкование, бездельничанье Словарь русских синонимов. тунеядство паразитизм; дармоедство, паразитство (разг.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.:… …   Словарь синонимов

  • ТУНЕЯДСТВО — ТУНЕЯДСТВО, жизнь на чужой счет, чужим трудом, паразитизм, безделье …   Современная энциклопедия

  • ТУНЕЯДСТВО — жизнь на чужой счет, чужим трудом, паразитизм, безделье …   Большой Энциклопедический словарь

  • ТУНЕЯДСТВО — ТУНЕЯДСТВО, тунеядства, мн. нет, ср. (книжн.). Жизнь на чужой счет, чужим трудом, поведение тунеядца. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • тунеядство — ТУНЕЯДСТВОВАТЬ, твую, твуешь; несов. Вести образ жизни тунеядца. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Тунеядство — ТУНЕЯДСТВО, жизнь на чужой счет, чужим трудом, паразитизм, безделье.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Тунеядство — Тунеядство  в нетерминологическом значении «лень, безделье»[1], «жизнь за счёт чужого труда, на чужой счёт»[2], «паразитическое существование за счёт общества»[3]. Синонимичный термин  социальный паразитизм  образ жизни,… …   Википедия

  • Тунеядство — (др.рус. – втуне, т.е. напрасно, даром есть) – это способ существования человека, а также отрицательное нравственно этическое качество личности, состоящее в стремлении жить за чужой счет, чужим трудом. Тунеядство – это форма паразитизма,… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • тунеядство — veltėdystė statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Komensalizmo forma, pagrįsta organizmų tarprūšinio sugyvenimo mitybos ryšiais, kai komensalas maitinasi organizmo (stambiojo plėšrūno), ant kurio arba kuriame gyvena, maisto… …   Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas

  • Тунеядство — ср. 1. Поведение, поступки, образ жизни тунеядца. 2. Пребывание в таком положении. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • dic.academic.ru

    Борьба с тунеядством в России. Закон о тунеядстве. Статья за тунеядство в СССР

    Многим жителям стран постсоветского пространства знакома фраза из известного фильма Гайдая «Операция Ы»: «Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы, кто хочет поработать?» И немногие задумываются о том, что в этой, казалось бы, короткой фразе перечисляются практически все группы советских маргиналов. Борьба с тунеядством в России началась в незапамятные времена: об этом свидетельствует наличие в языке поговорки «Кто не работает, тот не ест», но в советские времена она приняла небывалый размах. В чём же заключался закон о тунеядцах и возможно ли возвращение к подобной практике сегодня?

    Как всё начиналось

    «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина» - так звучала одна из статей Конституции, изданной в шестидесятых годах. В 1961 г., согласно Постановлению Совнаркома СССР, был принят так называемый закон о тунеядстве – «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими паразитический образ жизни». Исследователи отмечают, что после хрущёвской оттепели, в рамках которой в Советский Союз всё же пришла хоть относительная, но свобода, принятие подобных, довольно жёстких мер выглядело парадоксально: какой смысл сначала объявлять либерализацию, а потом своими же руками уничтожать её?

    Борьба с тунеядством в России. Закон о тунеядстве. Статья за тунеядство в СССР

    Вместе с тем некоторые связывают репрессии против тунеядцев с тем, что в шестидесятые-семидесятые годы начал формироваться новый класс советских граждан – предприниматели. Официально они не трудились на благо Родины, а деньги зарабатывали приличные, поэтому правительство и решило начать борьбу с теми, кто подрывал экономику страны. С течением времени проблемы появились даже у тех, кто, несмотря на наличие постоянного места труда, по каким-то причинам пропускал даже один рабочий день – это расценивалось нарушением трудовой дисциплины. По статистике, чуть больше половины всех уголовных дел в период действия закона о тунеядстве приходилось именно на преступления, связанные с уклонением от труда и нарушением трудовой дисциплины.

    Меры наказания

    Как наказывали в Советском Союзе за паразитический образ жизни? Платили ли штраф за тунеядство или меры наказания были гораздо серьёзнее?

    Денежными выплатами «бездельники» не отделывались. Наказание, назначаемое за такое преступление, менялось несколько раз в течение действия всего закона. СССР, как считается, предупреждал сначала тунеядцев о том, что они должны найти работу, иначе к ним будут применены серьёзные санкции. Если же «паразит» отказывался, то он отправлялся на год в тюрьму или же получал исправительные работы на этот же срок. В случае если гражданин страны уже отбывал наказание за тунеядство, а теперь попался на рецидиве, то он отправлялся в места не столь отдалённые уже на два года, без права на исправительные работы. Единственное, что могло помочь тунеядцу, - вмешательство авторитетных друзей.

    В более поздней редакции Уголовного кодекса закон о тунеядстве присоединил к себе также лиц без определённого места жительства и попрошаек. Меры наказания для них были те же, что и для бездельников. Если же бродяга попадался во второй раз, то ему грозило уже лишение свободы на срок от года до трёх.

    За и против

    Теперь уже никто не может сказать, сколько людей, нарушивших «трудовую дисциплину», ведущих «антисоветский образ жизни» или ещё каким-либо образом уклонявшихся от работы, отправились под суд. Тунеядство представлялось идеологами как преступление, не уступающее по тяжести убийству или насилию. Вместе с тем реакция на введение закона, исключающего право выбора, трудиться или нет, была довольно неоднозначной.

    Борьба с тунеядством в России. Закон о тунеядстве. Статья за тунеядство в СССР

    По одну сторону баррикад были люди среднего возраста, заставшие ещё Сталина, прошедшие войну и ратовавшие за обязательность труда. Они считали, что подобные репрессивные меры помогут и справиться с экономическими трудностями (ведь когда трудится вся страна, производительность этой работы гораздо выше), и решить социальные проблемы (на которые в условиях всеобщей занятости просто не было бы времени). Идеологи постоянно выводили на первый план «Моральный кодекс строителя коммунизма», где половина пунктов каким-либо образом была связана с трудом, - при главенстве Коммунистической партии это было довольно мощным оружием воздействия. Советский Союз так же, как при Сталине, продолжал искать внутренних врагов, но теперь ими были не те, кто «скрывал под масками своё истинное Я», а те, кто подрывал «идеальность» советского государства. Вполне вероятно, что именно поэтому большая часть тех, кто всё же признавался виновными в тунеядстве, и высылалась за пределы крупных населённых пунктов: редкие зарубежные гости судили об СССР всё же по большим городам, а если в этих городах нет того, кто подрывает их идеальный образ, значит, нет и этой неидеальности.

    А с другой их стороны выступали молодые люди. Те, кто видел, что в погоне за тунеядцами власть совершенно забыла о тех, кто и представлял простой, сельский, неидеальный Советский Союз (здесь можно упомянуть протест так называемых писателей-деревенщиков). Литераторы того времени осуждали расширение объёма влияния правительства, лишение выбора и принудительность работы. Создавался радикальный контраст между жёстко контролируемым трудом и досугом, на который правительство совершенно не обращало внимание. Всё это способствовало тому, что новое поколение, на которое так рассчитывали власти в борьбе с паразитическими элементами, не только не включилось в войну с тунеядцами, а и отвернулось от идеологической машины. Простые люди не хотели быть идеальными, они хотели быть настоящими.

    Обратная сторона медали

    Борьба с тунеядством в России в советские времена порой принимала действительно комичную форму: уголовному преследованию подвергались только те, кто не работал в течение четырёх месяцев в году, но обществом порицались даже те, кто в своё законное свободное время предпочитал отдыхать, а не работать по дому.

    Во времена действия закона о тунеядцах появилось известное сегодня слово «борзой» - без определённого рода занятий. Тунеядство прощалось общественностью только молодым мамам, которые сидели в декрете. Идеал советской женщины – бой-баба, которая, отпахав смену на заводе, например, потом заступала на вторую: смену домашнюю с приготовлением еды на многочисленных членов семейства, уборкой, стиркой и другими, казалось бы, несложными, но очень утомляющими обязанностями.

    Борьба с тунеядством в России. Закон о тунеядстве. Статья за тунеядство в СССР

    Осуждались даже те, кто работал, правда, не на благо государства, поэтому в СССР очень не любили фарцовщиков-спекулянтов. То есть проблема была не в обеспечении всеобщей занятости, ведь проверкой, как трудятся на своих законных местах некоторые сотрудники, никто не занимался. Как и сегодня, в таком, казалось бы, идеальном Советском Союзе встречались те, кто больше занимался на рабочем месте решением личных проблем или же просто сидел без дела, числясь в штате. Но порицались всё же фарцовщики, несмотря на то, что кто-кто, а они действительно пахали, пытаясь купить свой товар по лучшим ценам, провезти его в страну и так далее.

    Образованные тунеядцы

    Статья за тунеядство в СССР не распространялась также и на тех, кто учился в высших учебных заведениях. Считалось, что человек с дипломом обязательно найдёт себе работу – отсюда и появился культ высшего образования. По факту очень многие молодые люди в то время, как их родители работали в поте лица, просто наслаждались жизнью, тратя заработанные другими членами семьи кровные.

    Борьба с тунеядством в России. Закон о тунеядстве. Статья за тунеядство в СССР

    «Мы жили плохо и бедно – пусть хоть наши дети живут хорошо!» - в это верили многие представители старшего поколения, отдавая юным тунеядцам свои пенсии (немаленькие, стоит отметить, выслуга всё же учитывалась). Взрослые считали, что, давая своим детям всё готовое, они делают их счастливее, берегут их от всех трудностей, через которые пришлось пройти им самим.

    Уже тогда началась и девальвация высшего образования. Оно получалось только для галочки, а потом те, кто не смог устроиться по специальности, избегая уголовного преследования, шли работать дворниками или в котельные – куда угодно, главное, чтобы не было зафиксировано умышленное отклонение от труда, за которое светил вполне реальный судебный срок. Найти рабочее место, даже при такой конкуренции из нежелающих попасть под статью, было нетрудно. Так что в Советском Союзе, уже начинавшем переживать кризис, было самое большое число представителей рабочих специальностей с дипломами о высшем образовании.

    Когда произошёл распад СССР, многие его законы канули в Лету. Остатки огромной страны нацелились на капитализм, который они сами так долго осуждали. Капитализм – это конкуренция, конкуренция – это право выбора. Не стало Советского Союза – исчезла и сама суть закона о тунеядстве: в новом мире труд стал вопросом выбора и правом, которое могло обеспечить достойное существование, но никак не обязанностью.

    И тунеядцы известные

    Как отмечают некоторые исследователи, тунеядство – понятие очень легко устраняемое. Найти работу, чтобы не попасть под статью, было очень легко, но всё равно находились те, кто принципиально отказывался от подчинения закону о дармоедах. Или же просто становился жертвой обстоятельств, не желая при временной безработице идти на новое место труда. Конечно, примеров можно назвать множество, но самыми яркими будут личности, имена которых были известны и известны сейчас большому количеству людей.

    Один из самых громких судебных процессов по закону о тунеядстве связан с именем Иосифа Бродского. Поэт, по его собственным словам, занимался написанием стихов – он считал это такой же работой, как и смены на заводе. На вопросы о том, учился ли он этому, имеет ли диплом литературного института, который позволяет считать стихосложение специальностью, Бродский отвечал, что таланту не учатся.

    Борьба с тунеядством в России. Закон о тунеядстве. Статья за тунеядство в СССР

    Литераторы в то время могли заниматься исключительно своим творчеством только в том случае, если они являлись членами Союза писателей - считалось, что они трудятся именно там. Некоторые предпочитали совмещать творчество и основное место работы (так, например, Василий Аксёнов, кроме литературной деятельности, работал и врачом-пульмонологом до определённого момента). Бродского же за его лирику в Союз писателей не принимали, а трудоустраиваться поэт не хотел. За это он и был сослан в Архангельскую область для принудительного труда. Вмешательство признаваемых советским правительством литераторов Ахматовой, Чуковского, Рождественского и других позволило сократить срок наказания с пяти до полутора лет.

    Другой известный тунеядец – Николай Годовиков. Снявшись в роли Петрухи в фильме «Белое солнце пустыни», актёр на некоторое время остался без предложений о новых ролях. Переквалифицироваться Годовиков не желал – он предпочёл ждать новой работы. За что и был осуждён на год по знаменитой статье о борьбе с паразитическим образом жизни.

    Обошли стороной преследования бездельников Виктора Цоя. Музыкант, который практически всё своё время уделял творчеству, официально числился безработным, а следовательно, подлежал наказанию. Спасло Цоя то, что он нашёл работу в котельной (кстати говоря, позже эта самая котельная была увековечена в одном из альбомов группы «Кино», лидером которой и был Виктор).

    Борьба с тунеядством в России. Закон о тунеядстве. Статья за тунеядство в СССР

    Борьба с тунеядством в России, тогда ещё бывшей в составе Советского Союза, не распространялась на тех, кто работал неполный рабочий день, поэтому Цой успевал и писать новые песни, и выступать, и при этом не подлежать наказанию за своё тунеядство.

    Современные реалии

    О том, что надо бы вернуть налог на тунеядство в России, говорят уже давно. Основным аргументом в пользу таких перемен является то, что государство вынуждено на средства налогоплательщиков содержать целую армию тех, кто по каким-то причинам не желает платить эти самые налоги. С одной стороны, подобная инициатива имеет рациональное зерно, но с другой – где взять деньги тем, кто официально их не зарабатывает? Кроме того, проблемы могут возникнуть и с разделением работающих официально, но за «серую» зарплату, то есть уклоняющихся от уплаты налогов, и действительно безработных, которые не платят налоги вообще. Декрет о тунеядстве в Беларуси, принятый в 2015 году, показал, что даже на первый взгляд неплохая задумка может обернуться едва ли не государственным переворотом, так что при введении подобных мер необходимо тщательно прорабатывать их законопроекты.

    Альтернативы

    Налог на тунеядство в России, а точнее собранные благодаря ему деньги, планируется направить на реформирование системы здравоохранения. Пока решение о его введении принято не было, но политики предлагают и другие пути финансирования социальной сферы.

    Например, в качестве наказания за «безработность» предлагается ввести плату за пользование социальными благами. То есть не платишь налоги – оплачивай услуги поликлиник и больниц, школьное образование и так далее. С одной стороны, идея неплохая: налогоплательщики не обязаны содержать тех, кто не желает трудиться, но с другой - когда вступит закон о тунеядстве в России в силу, вполне вероятно, что начнётся такое же фиктивное трудоустройство, с которым сейчас столкнулась соседняя Беларусь, уже живущая с подобным законом в течение двух лет: пойти куда угодно, только бы не платить.

    Чужой опыт

    Стоит отметить, что нет однозначных данных о том, сколько людей попадает сегодня под статью «тунеядство». РФ заявляет, что на сегодняшний момент в стране насчитывается около пяти миллионов безработных, тогда как западные аналитики считают, что эта цифра едва ли не в четыре раза больше. Несовершенство системы выявления «дармоедов» обязательно повлечёт за собой последствия в виде социальных проблем, как это произошло в Беларуси, где письма о необходимости уплаты налога за безработицу, который составил 180 долларов за год, получили более пятисот тысяч человек (при населении республики в девять с половиной миллионов).

    Борьба с тунеядством в России. Закон о тунеядстве. Статья за тунеядство в СССР

    Сами критерии причисления к армии безработных в стране очень размытые: письма «счастья», так окрестили уведомления о необходимости уплаты налога белорусы, получили даже те, кто учится или работает за границей. Более того, декрет о тунеядстве в Беларуси уже потребовал финансовых затрат, которые, скорее всего, не окупятся: едва ли не половина объявленных «тунеядцев» предоставила в налоговые органы документы, которые подтверждают их право на освобождение от уплаты этого налога.

    Заключение

    Борьба с тунеядством в России имеет долгую историю. Во времена Советского Союза она приняла действительно глобальный масштаб, с уголовным преследованием и общественным порицанием, с проверками документов у взрослого населения, которое находилось в общественных местах в рабочее время, и приводами к директору учеников, прогуливавших занятия. И сложно сказать, действительно ли было необходимо столь жёсткое преследование «паразитов»: они лишались свободы, но никакой выгоды от этого страна не получала; столь радикальные меры только подорвали её идеологические устои. Поэтому разговоры о том, чтобы вернуть подобную практику в современную Россию, звучат как минимум странно: прошлый опыт явственно показывает, что ничего хорошего из этого не выйдет. В Беларуси, которая приняла «Декрет о предотвращении социального иждивенства», налог на тунеядство отменили временно – после того как вспыхнули общественные протесты, стало очевидно, насколько недоработан этот декрет. Учиться стоит на ошибках своих и чужих – это нужно помнить тогда, когда дело доходит до любых нововведений.

    Источник

    www.obovsyom.ru