5. Проблемы трудоустройства и профессионального обучения инвалидов в Российской Федерации. Трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов


100. Профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов

Регулируется положениями ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Образование инвалидов

Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты в общеобразовательных учреждениях и в специальных образовательных учреждениях.

Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.

При получении образования инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта РФ(за исключением инвалидов, обучающихся за счет средств федерального бюджета).

Доступность получения инвалидами высшего профессионального образования гарантируется Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», предусматривающим, что вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний принимаются в высшие учебные заведения дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также инвалиды I и II групп, которым, согласно заключению органа медико-социальной экспертизы, не противопоказано обучение в высших учебных заведениях.

Обеспечение занятости инвалидов

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем:

1) установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

2) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

3) стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных – адаптированных для инвалидов) для трудоустройства инвалидов;

4) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

5) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

6) организации обучения инвалидов новым профессиям.

Установление квоты для приема на работу инвалидов

Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Условия труда инвалидов

Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

studfiles.net

Трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов

Производство Профессиональная подготовка и трудоустройство инвалидов

Реабилитационные услуги для инвалидов

Федеральный закон от 24 ноября 1995 ᴦ. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закрепил положение о том,что государство гарантирует инвалидам необходимые условия получения образования и профессиональной подготовки (ст. 9).

Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется в ответствии с индивидуальной программой реабилитации в учебных заведениях общего и специального типа, а также непосредственно на предприятиях. При поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения они пользуются определœенными льготами — их зачисление производится независимо от плана приема.

Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

При получении профессионального образования инвалидам предоставляется возможность обучаться по индивидуальному графику. Инвалидами бывают использованы и заочная форма обучения, практика экстерната͵ а также обучение на дому. В период обучения выплачивается стипендия в повышенном размере.

Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется и в специальных учебных заведениях системы Минздравсоцразвития России. В соответствии с Указом Президента РФ от 25 марта 1993 ᴦ. «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» Минздравсоцразвития России, Министерству образования и науки РФ, Государственному комитету РФ по высшему образованию предложено организовать в подведомственных образовательных учреждениях профессиональную подготовку и переподготовку инвалидов, в первую очередь по приоритетным профессиям и специальностям, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда.

Перечень таких приоритетных профессий был утвержден постановлением Министерства труда РФ от 8 сентября 1993 ᴦ., в котором указано, что при обучении инвалидов во всœех типах учебных заведений должны соблюдаться медицинские указания и противопоказания к приему на обучение и рекоменда­ции МСЭК.

Профессиональная подготовка инвалидов может осуществляться также непосредственно на производстве. Она имеет ряд преимуществ благодаря наличию на предприятиях широкой производст­венной базы и возможностей выбора профессий, сокращению сроков подготовки, более высокому уровню материального обеспечения во время обучения. В целом всœе виды профессиональной подготов­ки инвалидов — это необходимая мера по обеспечению им реальной возможности получить работу с учетом состояния здоровья и степе­ни потери трудоспособности.

Право инвалидов на трудоустройство обеспечивается введением дополнительных гарантий, закрепленных в Законе от 24 ноября 1995 ᴦ., а также в Законе РФ «О занятости населœения в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями:

1) осуществление льготной финансово-кредитной политики в от­ношении специальных предприятий, применяющих труд инвалидов;

2) установление квоты для приема на работу инвалидов;

3) резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подхо­дящим для трудоустройства инвалидов;

4) стимулирование создания предприятиями дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

5) создание инвалидам условий труда в соответствии с индиви­дуальной программой реабилитации;

6) создание условий для предпринимательской деятельности;

7) организация обучения инвалидов новым профессиям.

Закон обязывает местные органы власти обеспечить создание до­полнительных рабочих мест и специализированных предпри­ятий для применения труда инвалидов. Законодательством установ­лено для организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работающих в кото­рых составляет более 30 человек, квоты для приема на работу инва­лидов. Общественные объединœения инвалидов и находящиеся в их собственности организации, хозяйственные товарищества и общест­ва, уставный капитал которых состоит из вклада общественных объ­единœений инвалидов, освобождаются от обязательного квотирова­ния. Органы исполнительной власти субъектов РФ вправе устанав­ливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов.

При несоблюдении предприятиями квоты для приема на работу инвалидов они вносят обязательную плату в Государственный фонд занятости населœения. Вместе с тем применяются и определœенные меры по созданию заинтересованности предприятия в приеме на ра­боту инвалидов. Им устанавливаются налоговые льготы, кроме того, из местных бюджетов и иных источников выплачиваются компенса­ции на покрытие доходов, недополученных вследствие применения труда инвалидов.

В решении проблем трудоустройства инвалидов важная роль принадлежит муниципальным центрам социального обслуживания. В соответствии с Федеральным законом РФ от 2 августа 1995 ᴦ. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ст. 28) они вправе создавать цехи, производственные мастерские, подсобные хозяйства и нужномные производства специально для трудоустройства инвалидов и граждан пожилого возраста. Такие цехи, мастерские и другие производства находятся в ведении администраций муниципальных центров социального обслуживания. Непосредственно же вопросами трудоустройства инвалидов занимаются органы социальной защиты населœения.

Закон от 24 ноября 1995 ᴦ. предусматривает, что всœем инвалидам, занятым на предприятиях, в учреждениях и организациях должны быть созданы необходимые специальные условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ст. 223).

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — это рабочие места͵ требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного, дополнительного оснащения и обеспечение техническими приспособлениями с учётом индивидуальных возможностей инвалидов.

В случаях, предусмотренных законодательством, администрация обязана принимать на работу инвалидов и в соответствии с медицинскими рекомендациями устанавливать для них неполное рабочее время и другие льготные условия труда. Инвалидам I и II групп устанавливается сокращенный рабочий день (не более 35 человек в неделю), ежегодный оплачиваемый отпуск (не менее 30 календарных дней).

Рабочие места для инвалидов на предприятиях и в организациях должны соответствовать специальным требованиям, предъявляемым к рабочим местам инвалидов в зависимости от степени инвалидности.

Органы социальной защиты населœения принимают необходимые меры для реализации возможности инвалидов работать. Сегодня, когда обострились проблемы трудоустройства вообще и трудоустройства инвалидов в частности, возникает потребность в расширении нужномного труда инвалидов.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1996 ᴦ. № 1285 «Об утверждении порядка участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности» в стационарных учреждениях социального обслуживания создаются специальные рабочие места для лиц, проживающих в них и имеющих остаточную трудоспособность. Лечебно-трудовая деятельность гра­ждан в стационарных учреждениях проводится под руководством инструкторов по труду и инструкторов по подготовке рабочих в со­ответствии с планами-расписаниями и индивидуальными програм­мами реабилитации.

Определœение вида и продолжительности лечебно-трудовой дея­тельности осуществляется врачом стационарного учреждения кон­кретно для каждого гражданина с учетом его желания. Продолжи­тельность лечебно-трудовой деятельности не должна превышать 4 часов в день.

Читайте также

  • — Профессиональная подготовка и трудоустройство инвалидов

    Реабилитационные услуги для инвалидов Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закрепил положение о том,что государство гарантирует инвалидам необходимые условия получения образования и профессиональной подготовки…

  • — Тема: Профессиональная подготовка и трудоустройство инвалидов

    Согласно Закону о социальной защите инвалидов государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с ИПР инвалида.

    Профессиональное…

  • — Тема: Профессиональная подготовка и трудоустройство инвалидов

    Согласно Закону о социальной защите инвалидов государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с ИПР инвалида. Профессиональное…

  • kvartal-sobitii.ru

    особенности, программа, проблемы, условия и отзывы :: BusinessMan.ru

    В соответствии с действующим в стране законодательством не допускается ограничения трудовых обязанностей и прав граждан, равно как и предоставление преимуществ. Это предписание действует, вне зависимости от расовой и половой принадлежности, социального статуса. В ТК установлено, что инвалиды имеют равные права с остальными гражданами на осуществление трудовой деятельности. Эта возможность предусматривается также в ФЗ № 181. Рассмотрим далее проблемы трудоустройства инвалидов.

    Общие сведения

    В ст. 21 указанного выше ФЗ устанавливается, что предприятиями должна вводиться определенная квота. Трудоустройство инвалидов осуществляется в организациях с численностью больше 100 человек в объеме 3 % от среднесписочного количества сотрудников. Такая цифра установлена с 2009 г. До 2004 г. предприятия, которые не принимали в штат людей с ограниченными возможностями здоровья, должны были отчислять в пользу государства штраф за каждого такого человека. Однако эти выплаты были отменены. Действующее сегодня законодательство устанавливает штрафы за отказ руководителей предприятия в трудоустройстве инвалидов в пределах действующей квоты. Данная ответственность предусматривается ст. 5.42 КоАП.

    Ограничение

    Законодательство допускает исключение, при котором работодатель вправе отказать соискателю. В соответствии со ст. 3, ч. 3 ТК право на трудоустройство инвалидов на работу может ограничиваться, если это обусловлено необходимостью обеспечить заботу о лицах, которые нуждаются в усиленной соцзащите. Другими словами, если предполагаемая деятельность может причинить вред гражданину, то ему в ней будет отказано.

    Важный момент

    Организация трудоустройства инвалидов осуществляется в соответствии с рекомендациями экспертов МСЭ. Согласно ст. 182 при переводе гражданина на должность с более низкой оплатой в соответствии с медицинским заключением за ним должен сохраняться средний заработок по предыдущему месту на протяжении месяца. Если эти события связаны с профзаболеванием, увечьем, полученным при выполнении своих обязанностей, иными повреждениями, связанными с ними, то такая выплата вознаграждения осуществляется до установления официальной потери трудоспособности или до момента выздоровления служащего.

    Занятость и трудоустройство инвалидов

    При зачислении лица, имеющего ограниченные возможности здоровья, необходимо учитывать, что такой человек нуждается в особых условиях и дополнительных гарантиях. Программа трудоустройства инвалидов на практике реализуется при поддержке организаций соцзащиты, медицинских экспертов. Ответственность за соблюдение установленных требований обычно возлагается на сотрудников отдела кадров или инженера по ОТ. Трудоустройство незанятых инвалидов осуществляется с учетом рекомендаций по допустимому уровню шума, электромагнитного излучения, пыли и пр. Условия, которые предоставляются гражданам, не должны ухудшать их положения относительно других служащих. Речь, в частности, идет о зарплате, режиме деятельности и отдыха, продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, дополнительных дней (отгулов и пр.).

    Центр трудоустройства инвалидов

    Эта организация ведет учет граждан с ограниченными возможностями здоровья, оказывает им содействие, а также сотрудничает с предприятиями. Профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов осуществляется в соответствии с особенностями их состояния, образования, предпочтениями. Предприятия, принимающие в свой штат таких граждан, могут впоследствии получить за это компенсацию. Для этого им следует заключить с уполномоченными организациями соответствующие договоры. В соглашениях может предусматриваться обучение и трудоустройство инвалидов непосредственно на предприятии. Для реализации этого руководителю производства необходимо создать и оборудовать соответствующим образом места.

    Особенности процесса

    Трудоустройство инвалида осуществляется после того, как он подаст соответствующее заявление в центр занятости по месту проживания. Для каждого региона, района принимаются нормативные акты, в которых устанавливаются плановые цифры. Трудоустройство инвалида проводится при непосредственном участии представителя кадрового отдела компании. Он и сам соискатель приглашаются в ЦЗ. В присутствии сотрудника службы проводится беседа. В ходе нее представитель нанимателя предъявляет кандидату на должность контракт. В нем прописываются условия, на которых будет осуществляться трудоустройство инвалида. В положениях договора определяется график, зарплата, срок, на который гражданин зачисляется в штат. Документ подписывается в присутствии представителя ЦЗ. После этого руководитель предприятия начинает подготовку рабочего места. Закупка оборудования и прочие расходы впоследствии возмещаются ЦЗ.

    Расчет НДФЛ

    При начислении налога на доход физлица инвалиду полагаются следующие вычеты:

    1. 500 р./мес. В соответствии со ст. 218 п. 2 НК на такой вычет могут рассчитывать инвалиды 1-й и 2-й гр. и детства.
    2. 300 р./мес. Этот вычет предусматривается в подп. 1 п. 1 ст. 218 НК. На него имеют право ликвидаторы, инвалиды, участники и прочие лица, пострадавшие при радиационной аварии во время испытания ядерного оружия и на атомных объектах, участники боевых действий, получившие контузии, увечья, ранения.

    Указанные льготы предоставляются каждый месяц, вне зависимости от размера годового дохода субъекта. Кроме того, для инвалидов предусматриваются сниженные тарифы страховых взносов по п. 3 ч. 1 ст. 58 ФЗ № 212. Положения данного закона применяются:

    1. К общественным организациям инвалидов.
    2. Компаниям, в которых осуществляются выплаты гражданам, имеющим 1, 2 либо 3 группу.
    3. Предприятиям, уставной капитал которых формируется вкладами общественных организаций инвалидов, среднесписочное количество которых не меньше 50 % и объем их зарплаты в ФОТ не менее 1/4.

    Компаниям разрешено применять льготы относительно начислений, которые рассчитаны в пользу служащих с ограниченными возможностями здоровья. Взносы на травматизм из заработка инвалидов выплачиваются в сумме 60 % от действующей страховой ставки.

    Режим деятельности и отдыха

    В законодательстве установлен ряд требований к руководителям предприятий, принимающим на работу инвалидов:

    1. Продолжительность смены для граждан, имеющих 1-ю и 2-ю группы, не должна быть больше 35 часов в неделю.
    2. Длительность ежедневной деятельности устанавливается в соответствии с медицинским заключением компетентного медучреждения.
    3. К работе в выходные, сверхурочно либо в ночное время инвалиды могут привлекаться исключительно по письменному их согласию и при условии, что она допускается по состоянию их здоровья.
    4. Гражданам с ограниченными возможностями, осуществляющим деятельность на предприятиях, полагается отпуск без содержания. Его продолжительность - до 60 календарных дней в год. Кроме этого должен предоставляться оплачиваемый отпуск длительностью до 30 дней.

    ИПР

    Сведения о наличии инвалидности должны подтверждаться определенным перечнем документов. Работодатель, в свою очередь, может узнать о тех или иных противопоказаниях, а также особых рекомендациях по организации деятельности людей с ограниченными возможностями из ряда нормативных актов. В качестве одного из них выступает ИПР - индивидуальная программа по реабилитации. Пример ее формы представлен в приложении 1 к Приказу Минздрава № 379н. Кроме этого подтверждение наличия инвалидности осуществляется по справке о выполненной медико-социальной экспертизе. В заключении указывается группа и степень ограничения способности осуществлять ту или иную деятельность.

    Обязан ли гражданин предъявлять подтверждающие документы?

    Такая обязанность не предусматривается для лиц, поступающих в штат. В перечне документов, которые должен предъявлять гражданин, этих бумаг нет. Это означает, что соискатель сам решает, прилагать ли их к основному пакету или нет. Исключением являются случаи, когда наниматель требует справку о здоровье для приема на вакансию закрытого типа, где надлежащее состояние сотрудника выступает как неотъемлемое условие деятельности. Это, например, имеет место при приеме в органы МВД. Некоторые граждане предпочитают не афишировать свою инвалидность до заключения трудового контракта. После этого же они начинают настаивать на предоставлении им льготных условий. В этих случаях нанимателю надлежит действовать в соответствии с ТК. В частности, он должен изменить договор с учетом установленных гарантий для сотрудника.

    Что делать, если служащий частично утратил способность осуществлять прежнюю деятельность?

    При получении сотрудником инвалидности работодателю следует выяснить, есть ли у него намерения продолжать работу. Затем наниматель должен изучить документы, которые представит служащий. Вариантов развития событий несколько. При признании работника инвалидом 1-й гр. (способность к трудовой деятельности 3-й ст.) продолжать выполнять свои обязанности он не сможет. В таком случае по результатам медико-социальной экспертизы будет дано соответствующее заключение.

    В его индивидуальную программу реабилитации не будут включены рекомендации и особенности приема на работу, поскольку у него будет зафиксирована полная утрата трудоспособности. По этому основанию предприятие может расторгнуть с гражданином договор. При увольнении служащему должно быть выплачено выходное пособие. Оно равно двухнедельному среднемесячному заработку. Если имело место трудоустройство инвалида, который уже имел 1-ю группу, то наниматель не вправе уволить его по указанным выше основаниям. Это обусловливается тем, что руководитель предприятия был осведомлен о здоровье гражданина и при приеме последнего на работу для него это не представляло сложностей.

    Сотрудник получил 2-ю или 3-ю гр. и не хочет далее продолжать выполнять обязанности

    В этом случае служащий должен написать заявление об увольнении в соответствии со ст. 80. Указанные группы считаются рабочими, то есть гражданин может впоследствии трудоустроиться на другое предприятие. Увольнение в этом случает будет осуществляться по соглашению сторон. Здесь действуют правила ст. 78 ТК.

    Служащий получил какую-либо группу, но желает продолжить деятельность

    Сотрудник может при этом просить изменения условий его работы в соответствии с теми, которые описаны в его программе. Наниматель должен в своих действиях, таким образом, руководствоваться ИПР. В этом случае может быть три варианта. Они могут быть сопряжены с рядом проблем. Возможны следующие варианты:

    1. Существующие условия на предприятии полностью соответствую рекомендациям, приведенным в ИПР. Например, в документе указывается, что человек с ограниченными возможностями должен работать в свободной позе, в положении сидя. Текущие же обязанности служащего касаются деятельности за компьютером. Соответственно, он выполняет работу сидя. Руководителю предприятия не придется ничего изменять, а служащий, в свою очередь, может и далее продолжать деятельность.
    2. По ИПР сотруднику необходимы другие условия без корректировки договора. Например, ему рекомендовано уменьшение статической, динамической либо физической нагрузки. Нанимателю придется пересмотреть все условия, в которых служащий выполняет свои обязанности, снизить нормативы, изменить способ работы.
    3. Необходимо откорректировать положения договора. В таких ситуациях зачастую требуется перенаправление служащего на другую работу. Если у нанимателя есть возможность создать надлежащие условия для служащего либо предоставить ему другую должность, он должен это сделать. При этом все изменения фиксируются в договоре.

    Бывают случаи, когда у работодателя нет возможности привести в соответствие с ИПР условия трудовой деятельности, а сам инвалид не хочет переходить на другую должность. В таких ситуациях законодательство допускает расторжение договора по ч. 1 п. 8 ст. 77. Как и в других случаях, при увольнении служащему выплачивается выходное пособие.

    Отзывы

    Стоит отметить, что с введением ФЗ и других нормативных актов, многие незанятые инвалиды получили возможность трудоустроиться. Как свидетельствуют отзывы руководителей предприятий, граждане с ограниченными возможностями не менее эффективно справляются со своими обязанностями. По словам самих трудоустроенных инвалидов, на предприятиях создаются надлежащие условия, выполняются требования законодательства, оказывается вся необходимая помощь.

    businessman.ru

    5. Проблемы трудоустройства и профессионального обучения инвалидов в Российской Федерации

    Согласно международно-правовым нормам политика государств по отношению к инвалидам должна быть направлена на предотвращение ущемления их человеческого достоинства и социального отторжения, на создание условий для равноправного и всестороннего участия лиц с ограниченными возможностями в жизни общества.

    Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г., предусматривают, что государствам следует признать принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получать возможность осуществлять свои права человека, особенно в области занятости. Как в сельской местности, так и в городских районах они должны иметь равные возможности для занятия производительной и приносящей доход трудовой деятельностью на рынке труда. Законы и правила в области занятости не должны быть дискриминационными в отношении инвалидов и не должны создавать препятствий для их трудоустройства (п. 1 правила 7).

    По сравнению с другими социальными группами лиц, являющихся неконкурентоспособными на рынке труда, инвалиды испытывают наибольшие сложности в процессе реализации формально равного права на труд. Множественной дискриминации в сфере занятости подвергаются женщины-инвалиды, лица с ограниченными возможностями старших возрастных групп. Нерешенные проблемы трудоустройства инвалидов снижают качество их жизни, влекут серьезные угрозы маргинализации населения.

    Как лица, ограниченные в трудоспособности и жизнедеятельности, инвалиды нуждаются в создании условий для повышения их конкурентоспособности, реализации права на образование, в облегчении условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и в опоре на общую стратегию социальной инклюзии. В развитых странах преобладает мнение, что такие проявления дискриминации, как экономическое и психологическое давление, ограничение доступа к социальным благам (например, отсутствие специальных приспособлений в общественных местах), не могут быть решены только путем оптимизации трудового законодательства.

    За рубежом и в России есть противники установления для инвалидов мер социальной и правовой защиты (например, квот при приеме на работу), считающие их «дискриминацией наоборот». Однако Конвенция Международной организации труда (МОТ) от 20 июня 1958 г. N 111 «О дискриминации в области труда и занятий» не включает в понятие дискриминации всякие различия, исключения или предпочтения, имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий (ст. 1). Специальные позитивные меры, направленные на обеспечение подлинного равенства обращения и возможностей инвалидов и других трудящихся, не должны считаться дискриминационными в отношении других трудящихся (ст. ст. 2, 4 Конвенции МОТ от 20 июня 1983 г. N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов).

    В международном праве предусматривается содействие трудоустройству инвалидов как на открытом (свободном) рынке труда, так и на закрытом (в специализированных организациях, предназначенных для лиц с ограниченными возможностями).

    МОТ рекомендует меры по созданию возможностей трудоустройства инвалидов на свободном рынке труда, в том числе по финансовому стимулированию предпринимателей для поощрения их деятельности по организации профессионального обучения и последующей занятости инвалидов, разумному приспособлению рабочих мест, трудовых операций, инструментов, оборудования и организации труда, чтобы облегчить такое обучение и занятость инвалидов, а также по оказанию правительством помощи в создании специализированных предприятий для инвалидов, которые не имеют реальной возможности получить работу в неспециализированных организациях. Это может улучшить положение в области занятости работающих в них инвалидов и по возможности подготовить их к работе в обычных условиях (подп. "а", "б", "с" п. 11 Рекомендации МОТ от 20 июня 1983 г. N 168 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов).

    Европейская социальная хартия (в редакции 1996 г.) обязывает государства активно способствовать занятости лиц с ограниченной трудоспособностью путем всяческого поощрения предпринимателей нанимать на работу таких лиц, использовать их в обычной производственной среде и приспосабливать условия труда к нуждам нетрудоспособных, а там, где это невозможно, создавать специальные рабочие места и производственные участки для инвалидов (п. 2 ст. 15).

    В декабре 2006 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла всеобъемлющую и единую Конвенцию о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов, которая с 30 марта 2007 г. открыта для подписания и ратификации государствами-участниками и должна стать первым международным договором о правах человека в XXI веке. В соответствии с данным актом дискриминация по признаку инвалидности означает любое различие, исключение или ограничение по признаку инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, использования или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любой иной области (ст. 2). Это определение соответствует понятию негативной (отрицательной) дискриминации инвалидов, которая и требует ликвидации.

    В Конвенции о защите прав инвалидов особо выделен принцип недискриминации. Он является производным от провозглашенного принципа уважения неотъемлемого достоинства, личной самостоятельности, независимости человека, включая свободу делать свой собственный выбор, и получает развитие в иных общих принципах Конвенции о защите прав инвалидов (ст. 30). Подтверждено, что конкретные меры, необходимые для ускорения или достижения фактического равенства инвалидов, не считаются дискриминацией, по смыслу данной Конвенции (ст. 5).

    В области труда и занятости Конвенция о защите прав инвалидов исходит из признания права инвалидов на труд наравне с другими. Оно включает право иметь возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который свободно выбран или принят на рынке труда, и производственную среду, которая носила бы открытый и инклюзивный характер и была доступна для инвалидов. Государства-участники должны принимать надлежащие меры, в том числе в области законодательства, по запрещению дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости, непрерывность занятости, продвижение по службе, предоставление инвалидам разумных удобств на рабочем месте (ст. 27).

    В отечественной юриспруденции предоставление инвалидам мер социальной и правовой защиты (дополнительных гарантий) в области занятости обычно соотносится с понятием дифференциации в правовом регулировании труда на основе такого субъективного фактора, как состояние здоровья. Исходя из ст. 3 ТК РФ, не являются дискриминацией ограничения при приеме на работу с учетом состояния здоровья инвалидов, установление для них реабилитирующих условий труда, гарантий в области рабочего времени и времени отдыха, преимущественного права на заключение трудового договора о надомной работе.

    По официальным данным, численность российских инвалидов превышает 11 млн. человек, и только 15% инвалидов трудоспособного возраста «вовлечено в профессиональную деятельность». На основе системы многопрофильной реабилитации инвалидов в Федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы» намечено замедлить процесс инвалидизации населения, вернуть к профессиональной, общественной, бытовой деятельности около 800 тыс. инвалидов, тогда как в течение 2000 - 2005 гг. были реабилитированы 571,2 тыс. человек. Планируется увеличение производственных мощностей, укрепление материально-технической базы и техническое перевооружение, модернизация предприятий Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, Общероссийской организации инвалидов войны в Афганистане, создание на предприятиях, находящихся в собственности общероссийских организаций инвалидов, не менее 4250 рабочих мест за счет федерального бюджета и внебюджетных средств.

    В настоящее время на российском рынке труда сохраняется возникшая при переходе к рынку тенденция сокращения численности работающих инвалидов. Лица с ограниченными возможностями сталкиваются с различными проявлениями дискриминации в сфере занятости. Многие работодатели и работники воспринимают инвалидов исключительно как обузу на производстве. Нередко это психологически обусловлено отсутствием понимания положения инвалидов, их потребностей и возможностей. Сказывается недостаток информации о том, в какой мере работодатели финансируют предоставление установленных законодательством гарантий для лиц, испытывающих трудности в поиске работы. Так, эрудит и автор нашумевших книг о судьбах цивилизаций А. Никонов расценивает прием на работу беременной женщины не иначе как акт благотворительности со стороны работодателя, ошибочно утверждая, что работодатель оплачивает полагающиеся женщине в связи с материнством отпуска.

    Актуальными для России являются положения Конвенции о защите прав инвалидов о необходимости принимать безотлагательные, эффективные и надлежащие меры, с тем чтобы: а) повышать осведомленность в обществе в целом об инвалидах и укреплять уважение их прав и достоинства; б) вести борьбу со стереотипами, предрассудками и пагубной практикой в отношении инвалидов, в том числе по признаку пола и возраста, во всех случаях жизни; в) расширять понимание потенциала и вклада инвалидов (ст. 8). Разработка и реализация таких мер (просветительских кампаний, обучающих программ и т.д.) должны содействовать преодолению явлений социал-дарвинизма в обществе, усилившихся в условиях рыночной экономики.

    Трудоустройство инвалидов осложняется тем, что большинство из них нуждаются в специальных условиях труда. Установленные федеральным законодательством налоговые льготы для работодателей, использующих труд инвалидов и организующих их обучение, не компенсируют требуемые расходы. Проблемы финансового обеспечения, а также организации деятельности по созданию специальных рабочих мест для инвалидов обострились в условиях осуществляемой ныне бюджетной и административной реформы, передачи для осуществления полномочий федеральных органов власти в сфере занятости на региональный уровень. В субъектах Российской Федерации только формируются банки данных инвалидов, желающих трудиться, определяются финансовые возможности специального трудоустройства исходя из расчетной стоимости рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями. Механизм сотрудничества региональной власти и работодателей в сфере занятости инвалидов находится в стадии становления. Привлекают внимание и заслуживают более широкого применения предпринимаемые в субъектах Российской Федерации меры по субсидированию на конкурсных началах проектов предпринимателей по созданию рабочих мест для инвалидов, иному стимулированию социально ответственного поведения работодателей, использованию в сфере трудоустройства лиц с ограниченными возможностями инструментов социального партнерства.

    На открытом рынке труда в интересах малого бизнеса с 1 января 2005 г. был повышен норматив численности работников для квотирования трудоустройства инвалидов с 30 до 100 человек, что привело в некоторых субъектах Российской Федерации к снижению количества работодателей, обязанных трудоустраивать инвалидов, до нескольких процентов от их общего числа. Поэтому положительно то, что в феврале 2007 г. Государственная Дума одобрила законопроект о снижении планки минимальной численности работников для квотирования рабочих мест для инвалидов до 50 человек.

    С другой стороны, представляется неосновательным восстановление нормы об обязанности работодателя произвести плату в размере прожиточного минимума в бюджет субъекта Российской Федерации за каждого инвалида, нетрудоустроенного в счет квоты. Назрело время обязать работодателей к непосредственному трудоустройству лиц с ограниченными возможностями, гарантировать работодателям в установленных пределах возмещение расходов по созданию условий труда для инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации. Следует усилить контроль за расходованием средств, которые могут быть аккумулированы в фонде трудоустройства инвалидов, а также за качеством квотируемых рабочих мест, не допускать дискриминации инвалидов по условиям оплаты труда.

    В некоторых комментариях к спорной норме об обязательной плате за отказ инвалиду в приеме на работу в счет квоты прозвучало, что при ее введении работодатели не смогут отмахнуться от инвалидов. Но так ли это? В большинстве случаев работодатели как раз предпочтут реальному трудоустройству инвалидов невысокую по размеру выплату, дискриминируя инвалидов отказом в заключении трудового договора.

    Плата представляется оправданной лишь при наличии исключительных оснований, которые следует закрепить законодательно с учетом накопленного регионального опыта решения этих вопросов. Конкретизация указанных оснований необходима, кроме того, для решения проблем привлечения к административной ответственности работодателей, виновных в отказе в приеме на работу инвалидов в пределах установленной квоты (п. 1 ст. 5.42 КоАП).

    Обращает внимание и то, что по размерам административные штрафы за нарушения законодательства о труде инвалидов превосходят плату за невыполнение норм квотирования. При соответствующем целевом использовании эти штрафы могли бы также служить разрешению финансовых проблем квотирования рабочих мест для инвалидов. В Украине, например, квотирование рабочих мест для инвалидов является обязательным для организаций с численностью работников более 8 человек, контролируется Фондом социальной защиты инвалидов, который функционирует за счет бюджетных средств, добровольных взносов, административных штрафов и используется для решения проблем занятости инвалидов в масштабах всего государства.

    Есть место дискриминации инвалидов и на закрытом рынке труда. Некоторые меры поддержки предоставляются общероссийским объединениям инвалидов, их организациям и учреждениям (например, налоговые льготы, предусмотренные п. 3 ст. 381, п. 5 ст. 395 НК РФ) и не установлены для региональных, местных объединений инвалидов, их организаций и учреждений. В юридической литературе обоснованно указывается, что не соответствует нормам международного трудового права и, в конечном счете, дискриминирует инвалидов то, что решение вопросов государственной поддержки одной и той же категории граждан-инвалидов зависит от статуса общественной организации.

    На практике инвалиды не могут конкурировать со здоровыми работниками по стоимости производимой продукции и услуг, несмотря на их высокое качество. В целях сохранения рабочих мест для инвалидов в Федеральном законе РФ от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» установлены некоторые преимущества при размещении заказов общероссийским организациям инвалидов в отношении предлагаемой цены контракта. Но гарантии получения таких заказов являются недостаточными, и основной проблемой для специализированных предприятий инвалидов становится обеспечение инвалидов работой. В связи с этим заслуживает внимания проект федерального закона «О государственной поддержке общественных объединений инвалидов», предусматривающий резервирование для этих объединений определенной доли государственных заказов на выполнение некоторых видов услуг, производство и поставку отдельных видов продукции для государственных нужд, а также привлечение организаций инвалидов к выполнению государственного социального заказа.

    Ограничивают право инвалидов на труд нормы законопроектов, не отвечающие международно-правовым стандартам, а также сохраняющийся вакуум в правовом регулировании некоторых насущных вопросов трудоустройства инвалидов.

    Так, руководитель Центра Института экономики РАН Е. Гонтмахер не без оснований сетует, что подготовленный Минздравсоцразвития проект Перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу или ее прохождению, расходится с нормами Конвенции о защите прав инвалидов и мировой практикой. В проекте ничего не сказано, например, о венерических заболеваниях, препятствующих государственной службе, но содержатся запреты данной занятости для лиц, страдающих гипофизарным нанизмом, слабовидящих и тех, кто передвигается на инвалидной коляске; не учитывается необходимость создания специальных условий труда для инвалидов.

    Не вполне разрешены в российском законодательстве вопросы резервирования рабочих мест для инвалидов. На федеральном уровне Постановлением Минтруда РФ от 8 сентября 1993 г. N 150 утвержден Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда (гравер, диспетчер, юрист и др., всего более 100 профессий). Вместе с тем инвалиды имеют право на свободный выбор профессии, доступной им по состоянию здоровья, а при замещении вакансий, тем более в условиях рыночной конкуренции, требуется должная квалификация работников.

    Было бы целесообразным при посредничестве органов службы занятости резервировать в пределах квоты рабочие места для инвалидов, проходящих профессиональную подготовку, переподготовку по рекомендуемым им и требующимся в организации профессиям. Кроме того, в федеральном законопроекте «О первом найме» следует учесть интересы молодых инвалидов из числа выпускников учреждений системы профессионального образования, чтобы предоставить им возможность заключения трудового договора с работодателями на резервируемые в установленном порядке рабочие места.

    Заключение

    Основной проблемой в области труда и занятости по-прежнему является незаинтересованность работодателя в приеме инвалидов на работу, создании инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации.

    Низкая конкурентоспособность на рынке труда, несбалансированность спроса и предложения рабочей силы (образовательный и профессиональный уровень подготовки инвалидов не отвечает требованиям работодателей), несоответствие предлагаемых условий труда показаниям к труду, рекомендованным инвалидам, низкая заработная плата и ее нерегулярная выплата по заявленным для инвалидов вакансиям - все эти факторы негативно влияют на процесс трудоустройства инвалидов.

    Следует отметить, что трудоустройство инвалидов сопряжено с определенными проблемами и материальными затратами, в частности, сюда следует отнести необходимость создания специализированных рабочих мест или производственных участков, применение гибких, нестандартных форм организации труда, использование надомного труда и т.д. Однако мероприятия по профессиональной и трудовой реабилитации инвалидов экономически и социально оправданны.

    Необходимы дополнительные меры финансово-экономического характера по выводу из кризиса специализированных предприятий, использующих труд инвалидов. Данные мероприятия должны способствовать повышению конкурентоспособности продукции данных предприятий, увеличению объемов производства, сохранению действующих и увеличению (созданию) новых рабочих мест инвалидов.

    Развитие правового регулирования в области социальной защиты инвалидов будет во многом обусловлено формированием отечественной правовой базы и, как следствие, системы законодательства. Отношения по социальной защите инвалидов в течение долгого времени считались в основном предметом правового регулирования «права социального обеспечения», в меньшей степени - медицинского, образовательного и других отраслей права.

    С принятием Конституции 1993 г. появились новые подходы, обусловившие позитивное восприятие идеи социального права. К критериям определения предмета правового регулирования данной отрасли исследователи относят совокупность декларированных международно-правовым нормами социальных прав, а также выделение круга отношений по предоставлению обществом своим членам материальных благ в случаях наступления социальных рисков, вызывающих в силу своей общественной значимости объективную потребность в обеспечении социальной защищенности человека.

    Список литературы

    1. Конституция Российской Федерации 1993 г. М., 2008.

    . Трудовой кодекс РФ. // Консультант Плюс.

    . Федеральный закон от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». // Консультант Плюс.

    . Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов». // Консультант Плюс.

    . Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов» на 2006 - 2010 гг. // Консультант Плюс.

    . http://daccessdds.un.og (2007. 22 февраля). Далее - Конвенция о защите прав инвалидов.

    . Бондарева Э.С. Квотирование рабочих мест для инвалидов: проблемы реализации. // Трудовое право, 2007 № 8. // Консультант Плюс.

    . Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2006. // Консультант Плюс.

    . Бриллиантова Н.А. Трудовое право России. М., 2005.

    . Гонтмахер Е. К госслужбе не годен // Российская газета. 2007. 13 февраля.

    . Гусков К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. М., 2004.

    . Киселева А.В, Образование для инвалидов: социальные и экономические проблемы. // Адвокат, 2006 № 5. // Консультант Плюс.

    . Маслов А. Льготы для инвалидов. // Бизнес-адвокат, 2002 № 18.

    . Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М., 1990.

    . Михайлов А.А. Комментарий к законам о социальном обслуживании и социальной защите инвалидов в Российской Федерации // Работодатель. 2006. N 1.

    . Никонов А. Конец феминизма. Чем женщина отличается от человека. М., 2005.

    . Парягина О.А. Инвалиды: дискриминация и занятость. // Трудовое право, 2007 № 4. // Консультант Плюс.

    18. Право социального обеспечения: учебник Под ред. К.Н. Гусова. М., 2001.

    19. Свинцов А.А., Радуто В.И. Социальная защита инвалидов. Десятилетний опыт правового регулирования. // Социальное и пенсионное право, 2006 № 4. // Консультант Плюс.

    . Серегина Л.В. Квотирование рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы. // Трудовое право, 2007 № 3. // Консультант Плюс.

    21. Социальная доктрина Российской Федерации. Под ред. В.И.Жукова. М., 2005.

    . Социальная политика: Учебник. Под ред. Н.А. Волгина. М., 2002.

    . Социальное законодательство. Научно-практическое издание. Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2005.

    24. Цыганов М.Е. Интеграция инвалидов в сферу занятости: опыт стран Евросоюза // Труд за рубежом. 2003. N 4.

    . Щур Д.Л. Особенности национальной системы квотирования рабочих мест. М., 2006. // Консультант Плюс.

    studfiles.net

    1. Обеспечение занятости инвалидов. Профессиональное обучение инвалидов. Трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов

    Похожие главы из других работ:

    Виды социального обслуживания

    2.2 Реабилитация инвалидов

    Органы социальной защиты населения принимают необходимые меры для реализации возможности инвалидов работать на дому. В настоящее время, когда обострились проблемы трудоустройства вообще и трудоустройства инвалидов в частности...

    Государственная социальная помощь

    1. Протезно-ортопедическая помощь. Обеспечение инвалидов средствами передвижения и транспортными средствами

    Протезно-ортопедические изделия выдаются всем нуждающимся в них гражданам РФ бесплатно за счет средств, отпускаемых по бюджету на протезирование...

    Закон о социальной защите

    2.1 Медицинская реабилитация инвалидов

    1. Медицинская реабилитация инвалидов включает: 1) восстановительную терапию (медикаментозное, физическое, санаторно-курортное и другие методы лечения...

    Инвалидность как юридическая категория

    2.3 Порядок переосвидетельствования инвалидов

    Согласно Постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" переосвидетельствование инвалида проводится в порядке, предусмотренном для медико-социальной экспертизы инвалидов...

    Меры социальной поддержки ветеранов и проблемы их реализации

    2.1 Пенсионное обеспечение инвалидов и выплата пособий

    Российским законодательством установлены льготы ветеранам боевых действий, но практика показывает, что не все граждане, входящие в упомянутую категорию, знают полный перечень выплат и социальных программ...

    Общественный контроль за деятельностью органов социальной защиты населения в Российской Федерации

    2.2 Всероссийское общество инвалидов

    Всероссийское общество инвалидов (далее ВОИ) является добровольной общественной организацией инвалидов, действующей на основе собственного устава, в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством на всей территории России...

    Организация охраны труда

    3.3 Охрана труда инвалидов

    Согласно ст.283 ТК инвалидам обеспечивается право работать у нанимателей с обычными условиями труда, а также в специализированных организациях, цехах и на участках. Отказ в заключении трудового договора, увольнение по инициативе нанимателя...

    Организация социальной защиты инвалидов в Российской Федерации

    3.5. Занятость и обучение инвалидов

    Несмотря на то, что инвалидность связана с ограниченной способно-стью к трудовой деятельности, неотъемлемое право инвалида -- пра-во на труд...

    Организация социальной защиты инвалидов в Российской Федерации

    V. Реабилитация инвалидов

    Основой политики в отношении инвалидов является их реабилита-ция, позволяющая инвалидам достигнуть и поддерживать оптимальный уровень их самостоятельности и жизнедеятельности. Согласно правилам под реабилитацией понимается процесс...

    Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников

    3.3 Особенности регулирования труда инвалидов

    Нормы, устанавливающие особенности регулирования труда инвалидов, содержатся в главе 21 ТК, главе 4 Закона Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» [6]...

    Положение инвалидов в современном обществе

    2. Положение инвалидов в развивающихся странах

    Необходимо особо остановиться на проблеме инвалидности в развивающихся странах. 80 процентов инвалидов живут в развивающихся странах в отдаленных сельских местностях...

    Положение инвалидов в современном обществе

    3. Положение инвалидов в России

    Как известно, принятие в 1995 году Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ознаменовало переход от медицинско-трудовой модели инвалидности к социальной модели инвалидности. Характерно...

    Социальная защита инвалидов в РФ

    1. Социальная защита инвалидов в РФ

    Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов...

    Трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов

    2. Квотирование рабочих мест для инвалидов

    Квотирование - это дополнительная гарантия государства по трудоустройству отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы...

    Трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов

    4. Условия труда инвалидов

    Условия труда инвалидов установлены в Трудовом кодексе Российской Федерации. При этом организации, использующие труд инвалидов, должны создавать необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида...

    pravo.bobrodobro.ru

    86 (88). Профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов

    Профессиональное образование инвалидов осуществляется в образовательных учреждениях различных типов и уровней (для нуждающихся в специальных условиях для получения образования создаются специальные профессиональные образовательные учреждения или соответствующие условия в учреждениях общего типа).

    Профессиональное образование инвалидов осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.

    Государство обеспечивает учащихся бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, создает возможность пользования услугами сурдопереводчиков (полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования Закон РФ «Об образовании»).

    Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний в государственные и муниципальные ВУЗы принимаются (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; инвалиды I и II групп, которым не противопоказано обучение в соответствующих ВУЗах; граждане до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума).

    Студенты федеральных ВУЗов, обучающиеся по очной форме обучения и получающие образование за счет ФБ, обеспечиваются стипендиями (студентам-инвалидам I и II группы, сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, размер стипендии увеличивается на 50%).

    Государственные социальные стипендии в обязательном порядке назначаются студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанным инвалидами I и II групп, пострадавшим в результате аварии на ЧАЭС и других катастроф, являющимся инвалидами и ветеранами боевых действий (для получения ежегодно предоставляется справка из органа социальной защиты; выплата приостанавливается при наличии задолженности по результатам сессии и возобновляется после ее ликвидации).

    Профессиональное обучение в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов позволяет осуществить подготовку по приоритетным профессиям, овладение которыми дает им возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда (перечень профессий утвержден приказом Минтруда от 08.09.1993 №150 – налоговый инспектор, медицинская сестра по массажу, оператор заправочных станций, оператор ЭВМ, операционист банка, программист, учитель, юрист и др.).

    Обеспечение занятости инвалидов – меры, способствующие повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда:

    1) установление для организаций квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества рабочих мест для инвалидов;

    2) резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

    3) стимулирование создания организациями дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

    4) создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

    5) создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

    6) организация обучения инвалидов новым профессиям.

    Организациям, численность работников в которых более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в %% к среднесписочной численности (не менее 2 и не более 4%) (общественные организации инвалидов и образованные ими организации освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов) (квотирование рабочих мест производится на основании договоров, заключаемых органами исполнительной власти с организациями).

    Закон г. Москвы от 12.11.1997 «О квотировании рабочих мест в городе Москве» (квота устанавливается на срок не менее года; работодатели информируются не менее чем за 3 месяца до начала установления квот; в случае невозможности выделения или создания на производстве рабочих мест для использования труда инвалидов работодатели обязаны произвести обязательную плату за каждого нетрудоустроенного в рамках квот гражданина).

    ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов – рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов) (минимальное количество таких рабочих мест устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ для каждой организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов).

    Гарантии занятости инвалидов также – нормы, устанавливающие обязанности работодателя создавать инвалидам, занятым в организациях любой формы собственности, необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации:

    1) установление для инвалидов I и II групп сокращенной продолжительности рабочего времени (не более 35 часов в неделю) с сохранением полной оплаты труда;

    2) привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работам в выходные дни, в ночное время только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья;

    3) предоставление ежегодного отпуска всем работающим инвалидам продолжительностью не менее 30 календарных дней.

    Инвалиды, не имеющие работы и нуждающиеся в ее подыскании, могут быть зарегистрированы в органе службы занятости в качестве безработных (дополнительно должны предъявить индивидуальную программу реабилитации, содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда) (трудоустройство инвалидов органами службы занятости осуществляется в счет квоты рабочих мест – работодатель не может отказать в заключении ТрД).

    ТрД с условием о работе на дому и с неполным рабочим временем (не получили широкого распространения в РФ).

    Привлечение к труду лиц из числа инвалидов, находящихся на стационарном социальном обслуживании, может быть осуществлено центрами социального обслуживания (они вправе создавать цехи, мастерские, подсобные хозяйства, надомное производство и привлекать для работы в них инвалидов).

    Инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут участвовать и в лечебно-трудовой деятельности.

    studfiles.net

    Профессиональная подготовка и трудоустройство инвалидов

    Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закрепил положение о том,что государство гарантирует инвалидам необходимые условия получения образования и профессиональной подготовки (ст. 9).

    Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется в ответствии с индивидуальной программой реабилитации в учебных заведениях общего и специального типа, а также непосредственно на предприятиях. При поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения они пользуются определенными льготами — их зачисление производится независимо от плана приема.

    Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

    При получении профессионального образования инвалидам предоставляется возможность обучаться по индивидуальному … графику. Инвалидами могут быть использованы и заочная форма обучения, практика экстерната, а также обучение на дому. В период обучения выплачивается стипендия в повышенном размере.

    Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется и в специальных учебных заведениях системы Минздравсоцразвития России. В соответствии с Указом Президента РФ от 25 марта 1993 г. «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» Минздравсоцразвития России, Министерству образования и науки РФ, Государственному комитету РФ по высшему образованию предложено организовать в подведомственных образовательных учреждениях профессиональную подготовку и переподготовку инвалидов, в первую очередь по приоритетным профессиям и специальностям, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда.

    Перечень таких приоритетных профессий был утвержден постановлением Министерства труда РФ от 8 сентября 1993 г., в котором указано, что при обучении инвалидов во всех типах учебных заведений должны соблюдаться медицинские указания и противопоказания к приему на обучение и рекоменда­ции МСЭК.

    Профессиональная подготовка инвалидов может осуществляться также непосредственно на производстве. Она имеет ряд преимуществ благодаря наличию на предприятиях широкой производст­венной базы и возможностей выбора профессий, сокращению сроков подготовки, более высокому уровню материального обеспечения во время обучения. В целом все виды профессиональной подготов­ки инвалидов — это необходимая мера по обеспечению им реальной возможности получить работу с учетом состояния здоровья и степе­ни потери трудоспособности.

    Право инвалидов на трудоустройство обеспечивается введением дополнительных гарантий, закрепленных в Законе от 24 ноября 1995 г., а также в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями:

    1) осуществление льготной финансово-кредитной политики в от­ношении специальных предприятий, применяющих труд инвалидов;

    2) установление квоты для приема на работу инвалидов;

    3) резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подхо­дящим для трудоустройства инвалидов;

    4) стимулирование создания предприятиями дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

    5) создание инвалидам условий труда в соответствии с индиви­дуальной программой реабилитации;

    6) создание условий для предпринимательской деятельности;

    7) организация обучения инвалидов новым профессиям.

    Закон обязывает местные органы власти обеспечить создание до­полнительных рабочих мест и специализированных предпри­ятий для применения труда инвалидов. Законодательством установ­лено для организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работающих в кото­рых составляет более 30 человек, квоты для приема на работу инва­лидов. Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности организации, хозяйственные товарищества и общест­ва, уставный капитал которых состоит из вклада общественных объ­единений инвалидов, освобождаются от обязательного квотирова­ния. Органы исполнительной власти субъектов РФ вправе устанав­ливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов.

    При несоблюдении предприятиями квоты для приема на работу инвалидов они вносят обязательную плату в Государственный фонд занятости населения. Вместе с тем применяются и определенные меры по созданию заинтересованности предприятия в приеме на ра­боту инвалидов. Им устанавливаются налоговые льготы, кроме того, из местных бюджетов и иных источников выплачиваются компенса­ции на покрытие доходов, недополученных вследствие применения труда инвалидов.

    В решении проблем трудоустройства инвалидов важная роль принадлежит муниципальным центрам социального обслуживания. В соответствии с Федеральным законом РФ от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ст. 28) они вправе создавать цехи, производственные мастерские, подсобные хозяйства и надомные производства специально для трудоустройства инвалидов и граждан пожилого возраста. Такие цехи, мастерские и другие производства находятся в ведении администраций муниципальных центров социального обслуживания. Непосредственно же вопросами трудоустройства инвалидов занимаются органы социальной защиты населения.

    Закон от 24 ноября 1995 г. предусматривает, что всем инвалидам, занятым на предприятиях, в учреждениях и организациях должны быть созданы необходимые специальные условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ст. 223).

    Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного, дополнительного оснащения и обеспечение техническими приспособлениями с учётом индивидуальных возможностей инвалидов.

    В случаях, предусмотренных законодательством, администрация обязана принимать на работу инвалидов и в соответствии с медицинскими рекомендациями устанавливать для них неполное рабочее время и другие льготные условия труда. Инвалидам I и II групп устанавливается сокращенный рабочий день (не более 35 человек в неделю), ежегодный оплачиваемый отпуск (не менее 30 календарных дней).

    Рабочие места для инвалидов на предприятиях и в организациях должны соответствовать специальным требованиям, предъявляемым к рабочим местам инвалидов в зависимости от степени инвалидности.

    Органы социальной защиты населения принимают необходимые меры для реализации возможности инвалидов работать. В настоящее время, когда обострились проблемы трудоустройства вообще и трудоустройства инвалидов в частности, возникает потребность в расширении надомного труда инвалидов.

    В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1996 г. № 1285 «Об утверждении порядка участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности» в стационарных учреждениях социального обслуживания создаются специальные рабочие места для лиц, проживающих в них и имеющих остаточную трудоспособность. Лечебно-трудовая деятельность гра­ждан в стационарных учреждениях проводится под руководством инструкторов по труду и инструкторов по подготовке рабочих в со­ответствии с планами-расписаниями и индивидуальными програм­мами реабилитации.

    Определение вида и продолжительности лечебно-трудовой дея­тельности осуществляется врачом стационарного учреждения кон­кретно для каждого гражданина с учетом его желания. Продолжи­тельность лечебно-трудовой деятельности не должна превышать 4 часов в день.

    1. I. Подготовка поверхности
    2. Quot;Пойди" — подготовка
    3. Анализ и подготовка ценовой информации
    4. Введение. Подготовка растительного сырья для анализа………………………….. 5
    5. Визуальные коммуникации в городской среде для пожилых и инвалидов
    6. Водоподготовка
    7. Вторая профессиональная революция
    | следующая лекция ==>
    Порядок оплаты социальных услуг | Обеспечение инвалидов транспортными средствами

    refac.ru