Три ветви власти: краткий обзор. Три ветви власти в государстве


Три ветви власти

Уже давно выделяют три ветви государственной власти. Зачем необходимо данное разделение? Суть в том, что слишком большие полномочия не должны находиться в руках одних людей. В качестве примера можно назвать то, что один орган не должен создавать законы, при помощи которых в дальнейшем будет влиять на поведение людей.

Ветви власти: виды, сущность, отличие, влияние друг на друга

Законодательная власть практически во всех цивилизованных странах считается властью народной. Как это понять? Считается, что единственный источник власти – народ. Почему тогда новые НПА принимают конкретные люди и органы? Все дело в представительстве. Считается, что народ выбирает тех, кому доверяет создание новых законов.

Да, законодательная ветвь власти сильна, так как ей принадлежит исключительное право принятия законов. Законы, принятые в парламенте, могут быть не одобрены органами исполнительной власти, однако законодательная власть на исполнительную тоже определенное воздействие оказывать может. Здесь все строится на так называемой системе «сдержек и противовесов», благодаря которой ветви власти всегда находятся в равном положении и ни в коем случае не могут влиять на решения друг друга.

Законодательная власть – это власть независимая. Законопроекты должны разрабатываться не с учетом интересов конкретных личностей, а именно с учетом интересов всех людей, проживающих в стране.

Исполнительная власть, конечно же, не связана с разработкой законопроектов. Ее органы принимают непосредственное участие в управлении государством. Высший ее орган – Правительство. Какое отношение к исполнительной власти имеет Президент нашей страны? Данный вопрос не так-то прост. Дело в том, что Конституция не относит его к конкретной ветви власти, однако по логике вещей ему все-таки достается власть исполнительная. Правительством непосредственно управляет Премьер-министр (Россия – президентско-парламентская республика). Президент РФ имеет влияние на Правительство, однако о степени этого влияния ничего конкретного сказать нельзя. Многие знаменитые юристы уже давно ведут споры по этому поводу.

Исполнительная ветвь власти действует на основании законов, принятых парламентом, органами местного самоуправления и так далее. Можно сказать, что она реализует эти законы. Также она обеспечивает их исполнение.

Данная ветвь власти действует на всей территории страны, а действие ее является непрерывным. Да, она независима, но действия людей, наделенных исполнительно-распорядительными полномочиями, не должны выходить за рамки принятых законов. Незаконные действия не допустимы при любых обстоятельствах.

Ветви власти три. Какая третья? Судебная. Многие известные юристы считают ее самой независимой. Она призвана охранять право и выступать в качестве арбитра в спорах, которые возникают по поводу него.

Судебная власть находится в руках судей, то есть тех людей, которые, опираясь на закон, должны вершить правосудие. Судьи неприкосновенны, независимы, несменяемы, назначаемы, однако в своих решениях по конкретным делам они могут опираться только на действующее законодательство. Любые попытки хоть как-то повлиять на судебные решения жестоко пресекаются. Преступления против судей считаются очень серьезными.

Разделение властей существует в мире уже достаточно давно. Что можно сказать относительно нашей страны? В первую очередь стоит отметить, что советские власти не признавали три ветви власти и считали, что все должно быть сосредоточено в одних руках. Разделение властей они считали плохой идеей, которая могла родиться только в умах буржуазных мыслителей других стран. СССР распался – появились три независимые ветви власти.

fb.ru

Три ветви власти: краткий обзор

Устройство любого современного государства можно уподобить раскидистому дереву. От основного ствола отходят три ветви власти, каждая из которых несёт определённую нагрузку, а все вместе они обеспечивают работу механизмов государственного управления.

Впервые такая схема была предложена английским философом Джоном Локком в семнадцатом веке. Данная идея деления власти на связанные между собой ветви является характерной чертой правовых государств. Наиболее полное развитие она получила в трудах французского мыслителя Шарля Луи Монтескье, который сформулировал понятие «3 ветви власти», с некоторыми изменениями дошедшее до наших дней.

Первой из этих ветвей, законодательной, принадлежит исключительное право принятия законов, она осуществляет свои функции через представительный орган власти – парламент, в который народ делегирует представителей посредством выборов. Законодательное собрание (один из синонимов парламента) является той единственной инстанцией в государстве, которая после тщательного рассмотрения на парламентских слушаниях принимает те или иные законы или поправки к ним.

Парламент, таким образом, олицетворяет собой законодательную ветвь государственного древа, вдобавок он регулирует финансовую сферу, утверждая предложенный правительством бюджет, решает массу других вопросов, относящихся к внешней и внутренней политике страны.

представительный орган власти

Помимо законодательной, три ветви власти подразделяются на исполнительную и судебную.

К органам исполнительной власти, прежде всего, относится правительственный кабинет во главе с премьер-министром. Правительство обеспечивает исполнение законов и иных законодательных актов. В регионах она осуществляется посредством местных органов исполнительной власти либо выборными органами местного самоуправления.

3 ветви властиПомимо законодательного и исполнительного компонентов, конструкция «три ветви власти» включает в себя и судебный.

Его характеризует в первую очередь правосудие - особенная государственная деятельность, призванная решать спорные вопросы в судебном порядке.

Судебная власть должна строго следить за соблюдением законности и реализацией правосудия в соответствии с нормами уголовно-процессуального и хозяйственного права. Этой цели служит, например, такой орган судебной власти, как прокуратура. Кроме того, судебные органы, в частности, Конституционный суд, выполняют функцию надзора за двумя другими ветвями власти в соответствии с важнейшим в структуре подлинно демократического государства принципом разделения властей.

Три ветви власти, будучи обособленными, должны не только взаимодействовать и дополнять друг друга, но и посредством так называемой системы сдерживания и противовесов постоянно находиться в рамках правового поля. Три ветви власти Этой же цели служит и пост президента страны - не только главы государства, но и гаранта конституционных прав граждан. Основным же в деятельности президента является согласование эффективной работы органов всех трёх ветвей власти в проведении основных направлений политики государства.

fb.ru

3.Общая характеристика ветвей власти в рф

Общая характеристика трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Законодательная (представительная) власть формируется на основе выборов, когда народ делегирует своим представителям власть и таким образом управомочивает представительные органы осуществлять государственную власть. Следовательно, представительные органы, наряду с всенародно избранным президентом, обладают верховенством государственной  власти в стране, т.к. их власть является производной от народа.

Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также путем наблюдения и контроля за деятельностью аппарата исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.

L Однако первичным среди этих двух высших органов государственной власти является парламент, т.к. только он может принимать решения облекаемые в форму закона и обязательные для исполнения всеми государственными органами, организациями и гражданами. Парламент олицетворяет высшую законодательную власть. Название данной ветви власти «законодательная» вовсе не означает, что, кроме законодательной деятельности, парламент не выполняет никакой другой. Так, важной функцией законодательной власти является финансовая, которая практически воплощается в его конституционном праве ежегодно утверждать государственный бюджет. Парламент также наделен правом участия в формировании высших и центральных государственных органов исполнительной власти и высших судебных органов, осуществляет контроль за работой правительства и других органов исполнительной власти, принимает решения об отстранении от власти президента и других высших должностных лиц и т.д.

Законодательная власть реализуется избираемым (иногда частично назначаемым парламентом — высшим представительным (законодательным) органом государства), который может иметь как двухпалатную, так и однопалатную структуру. Двухпалатный парламент обычно включает в себя две палаты: верхнюю и нижнюю, как, например, сенат (верхняя) и палату представителей (нижняя). Верхняя палата является противовесом нижней палате и предохраняет парламент от поспешных решений нижней палаты.

Руководство палатами парламента осуществляют председатели палат, которые ведают внутренним распорядком палаты и председательствуют на заседаниях. Председатель палаты представляет парламент во взаимоотношениях с другими государственными органами, руководит прениями, голосованием, координирует работу внутрипарламентских органов и т. д.

Каждая из палат на весь срок своих полномочий образуют комитеты и комиссии (постоянные, временные, смешанные) которые являются рабочими подготовительными органами по различным направлениям деятельности палат. Их задача состоит, главным образом, в предварительном рассмотрении законопроектов.

Парламент обладает большими полномочиями в сфере законотворчества, наделен правом издавать законы, устанавливать налоги, принимать государственный бюджет, участвовать во внешнеполитическом процессе, решать вопросы обороны. Парламент может осуществлять и определенные судебные функции: привлекать президента, членов правительства к судебной ответственности путем импичмента.

Свои полномочия парламент осуществляет на сессиях. Порядок работы парламента определяется его регламентом, в котором закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие и утверждение, опубликование.

Исполнительная власть в отличие от законодательной власти, носит производный характер, т.е. производна от парламента или главы государства, поскольку формируется этими государственными органами.

Задачи органов исполнительной власти состоят, главным образом, в исполнении решений принятых носителями верховной власти - парламентом и президентом, т.к. исполнительная власть носит подзаконный характер и все действия, и акты органов исполнительной власти основываются на законе, не должны ему противоречить,

— направленные; исполнение:закона,.„@дцрда „их, название исполнительные, Однако в настоящее время роль правительства в осуществлении государственной власти во многих государствах мира постоянно повышается, и они не только исполняют решения принятые парламентом, но и сами, порой, направляют деятельность парламента.

Исполнительная ветвь власти отличается следующими признаками: - первый признак заключается в том, что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства.

- другой признак означает, что исполнительная власть, также в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы и имеет в своем распоряжении вооруженные формирования - армию, органы безопасности, полицию.

Следовательно, исполнительная власть - это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется государством через правительство (президента) и его органы на местах. Правительство (президент) осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества. Правительство призвано обеспечивать охрану существующего конституционного строя, защиту внешних интересов государства, осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления. Правительство (президент) назначает на высшие военные и гражданские должности, в его ведении находится административный аппарат. Правительства (премьер-министры) большинства стран обладают правом законодательной инициативы и могут оказывать решающее воздействие на законодательный процесс.

За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность правительство несет, как правило, солидарную политическую ответственность, которая выражается в отказе ему парламентом в доверии. Этот отказ оформляется при помощи специальной, законодательно закрепленной, парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке правительства и по общему правилу к его замене новым. Однако правительство (в целях уравновешивания властей) может, не выходя в отставку, может инициировать досрочный роспуск парламента (нижней палаты) и добиться проведения внеочередных парламентских выборов.

Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления. Обычно руководство местными делами поручается назначаемому представителю центральной власти - губернатору, префекту. Он возглавляет аппарат местного управления, который составляет часть аппарата государственного управления. В случае, когда управление реализуется выборными органами, они имеют определенную самостоятельность по отношению к центральным органам исполнительной власти.

Судебная власть состоит из органов осуществляющих правосудие, которые, в демократическом правовом государстве играют особую роль в системе сдержек и противовесов при разделении властей.;, Особая, роль суда в. осуществлении государственной власти заключается в том, что он выступает как арбитр при разногласиях между государственными органами, реализует принцип справедливости в правоприменительной практике, и среди всех государственных органов, только судебная власть наделена правом, отправлять правосудие. В этом гарантии независимости самого суда, а также гарантии прав и свобод граждан и демократической государственности в целом. – Отсюда такие признаки  судебной власти как гласность, состязательность независимость, коллегиальность.

Таким образом, судебная власть — специфическая, независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве.

Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права, прежде всего, путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти. Систему органов правосудия могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, административной и других юрисдикций.

studfiles.net

Три ветви власти Википедия

Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория и практика, согласно которым государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но и в достаточной мере друг друга контролирующими) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

Предложена Джоном Локком. Термин введён Шарлем-Луи де Монтескьё (фр. séparation des pouvoirs, лат. trias politica).

История

Одним из первых исторических примеров конституционного разделения властей являются законы, разработанные и внедрённые в Спарте Ликургом в VIII веке до н.э.. Тогда Ликург отвёл свою роль народу, аристократии и царям, и создал государственный строй, который просуществовал более 800 лет[1].

В истории имеются другие примеры разделения властей. Так, в империи Ахеменидов войска не подчинялись сатрапам и в то же время военачальники не имели административной власти.

Идея, лежащая в основе современного разделения властей, была заложена в конституции Римской республики — наборе прецедентных, обычно неписаных принципов. Центральное управление в Древнем Риме было разделено на три основные силы: консулов, сенат и комиции. Таким образом, каждая часть власти в республиканские времена представляла собой отдельную организацию, ни одна из которых не могла узурпировать полную власть.

Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Д. Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.

В каждом государстве есть три вида полномочий, законодательная власть, исполнительная власть вещей, которые зависят от закона наций, и исполнительная власть тех, которые зависят от гражданского права.

Во-первых, принц или магистрат в течение какого-то времени или навсегда принимает законы и исправляет или отменяет те, которые сделаны. Во-вторых, он делает мир или войну, отправляет или получает посольства, устанавливает безопасность, предотвращает вторжения. Третьим он наказывает преступления или судит о разных лицах. Это последнее будет называться силой суждения; а другой — просто исполнительная власть государства.

— Монтескьё, Из духа законов, Книга XI[2][3]

Монтескьё утверждает, что каждая Власть должна выполнять свои собственные функции, здесь было достаточно ясно:

«Когда в одном и том же лице или в том же органе власти законодательная власть объединена с исполнительной властью, нет свободы; потому что можно опасаться, что тот же самый монарх или сенат может сделать тиранические законы, чтобы их тиранически исполнять».

«Пока нет свободы, если сила судейства не отделена от законодательной власти исполнителя. Если бы он был присоединен к законодательной власти, власть над жизнью и свободой граждан была бы произвольной; поскольку судья будет законодателем. Если бы она присоединилась к исполнительной власти, судья мог обладать силой угнетателя».

«Все были бы потеряны, если бы один и тот же человек или один и тот же орган принципала, или дворяне, или людей осуществляли эти три полномочия: принятие законов, исполнение публичных резолюций и наказание за преступления или в отличие от людей».

— Монтескьё, Из духа законов, Книга XI[2][3]

Если законодательная ветвь власти назначает исполнительную и судебную власть, как указывал Монтескьё, не будет разделения или разделения ее полномочий, поскольку полномочия на назначение несут в себе право отменить.

«Исполнительная власть должна быть в руках монарха, потому что эта ветвь власти, нуждающаяся в отправке, лучше управляется одним, а не многими: с другой стороны, независимо от законодательной власти, часто лучше регулируется чем один человек».

«Но, если бы не было монарха, и исполнительная власть должна быть предана определенному числу лиц, выбранных из законодательного органа, то был бы конец свободы, по разуму две державы были бы объединены; поскольку одни и те же люди иногда обладали бы и всегда могли бы обладать, доля в обоих».

— Монтескьё, Из духа законов, Книга XI[2][3]

Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года[4]. При этом «отцы-основатели» (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей) развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов» (англ. checks and balances). Практическое воплощение этой системы получило мощный импульс в связи с решением Верховного Суда США Марбери против Мэдисона (1803), в результате которого судебная власть США реально реализовала свою прерогативу контроля над конституционностью тех или иных законодательных актов.

В СССР господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть провозглашалась как власть Советов, то есть власть представительных органов.

Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР 1977 года и РСФСР 1978 года, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, а также закреплён в союзной и российской конституциях, когда были введены должности Президентов СССР и РСФСР. Вместе с тем эти конституции сохранили полновластие Съезда народных депутатов, что впоследствии привело к конституционному кризису и вооружённому разгону парламента России.

Принцип разделения властей в законодательстве разных стран

Германия

Федеративная Республика Германия имеет федеративное устройство. Это значит, что система государственных органов власти делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения и решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной и судебной власти. Хотя земли и имеют неравное представительство в Бундестаге, юридически они имеют равный статус, что характеризует германскую федерацию как симметричную.

  • Законодательная власть. Германский бундестаг (парламент) и бундесрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне и полномочны большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в конституцию. На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель — ландтаги и бюргершафты (парламенты городов-земель Гамбург и Бремен). Они принимают законы, действующие в пределах земель.
  • Федеральный президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и равного числа членов, избираемых народными представительствами земель, сроком на пять лет. Избрание вновь на следующих выборах допускается только один раз. Федеральный президент представляет Федерацию в международно-правовых отношениях. Исполнительные функции президента. Федеральный президент издает предписания и распоряжения, для действенности которых необходима их контрассигнация Федеральным канцлером или компетентным федеральным министром. Федеральный президент назначает и увольняет федеральных судей, федеральных чиновников и офицеров. Федеральные министры назначаются и увольняются Федеральным президентом по предложению Федерального канцлера.
  • Исполнительная власть на федеральном уровне представлена федеральным правительством, во главе с федеральным канцлером, который избирается без прений Бундестагом по предложению Федерального президента. Федеральный канцлер определяет основные направления политики и несёт за них ответственность. При расхождении мнений федеральных министров решает Федеральное правительство. В случае недоверия, выраженного бундестагом канцлеру, президент назначает канцлера, избранного бундестагом. Канцлер может ходатайствовать о доверии. Если доверие не одобрено большинством членов Бундестага, то в течение 21 дня президент может распустить Бундестаг по предложению канцлера. Если избран новый канцлер, право роспуска утрачивается. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр земли или бургомистр города-земли (в Гамбурге и Бремене). Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.
  • Судебная власть. Федеральный конституционный суд следит за соблюдением конституции. Также к верховным органам правосудия относятся Федеральный суд в Карлсруэ, Федеральный административный суд в Лейпциге, Федеральный суд по трудовым спорам, Федеральный общественный суд и Федеральный финансовый суд в Мюнхене. Большая часть судебных разбирательств находится в ответственности земель. Федеральные суды в основном занимаются пересмотром дел и проверяют решения судов земель на предмет формальной законности.

Индия

  • Законодательной властью Индии является двухкамерный парламент, который состоит из верхней палаты, называемой «Раджья сабха» (Совет штатов) и нижней палаты «Лок сабхи» (Народной палаты).[5]
  • Исполнительная ветвь власти состоит из президента, вице-президента и Совета министров (кабинет министров является его исполнительным комитетом), возглавляемого премьер-министром. Каждый министр должен быть членом одной из палат парламента. В индийской парламентской системе исполнительная власть подчинена законодательной: премьер-министр и Совет министров несут прямую ответственность перед нижней палатой парламента.[6]
  • Судебная власть трёхступенчата, состоит из Верховного суда, возглавляемого верховным судьёй Индии, 21 Высшего суда, и большого количества нижестоящих судов.[7]

Российская Федерация

Конституционный принцип разделения властей в современном российском государстве
Схема власти в Российской Федерации.

Статья 10 Конституции Российской Федерации [8] закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является, согласно части 3 статьи 5 Конституции РФ, одним из конституционных принципов федеративного устройства страны) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно статье 11 Конституции РФ [8], государственную власть осуществляют президент Российской Федерации, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Федеральное собрание — парламент РФ — законодательный и представительный орган.

Правительство РФ возглавляет систему органов исполнительной власти РФ.

Суды РФ — Конституционный Суд, Верховный Суд и другие федеральные суды осуществляют судебную власть.

В конституции президент в системе федеральных органов власти поставлен на первое место и формально не отнесён к какой-либо одной ветви власти, как и в конституции Французской Республики.[9].

Хотя формально президент РФ не является главой исполнительной власти, он связан с ней наиболее тесно. Указы и распоряжения президента являются подзаконными актами, и, следовательно, не являются ни законами, ни судебными решениями, а носят исполнительный характер. Президент перед выборами представляет свою программу. И для её реализации он, с согласия Государственной Думы, назначает председателя правительства. А затем, по представлению председателя правительства, назначает министров.

Согласно одной точке зрения, президент рассматривается только как глава государства, гарант всех конституционных институтов, стоящий «над всеми ветвями» власти, является четвёртой ветвью власти — «президентской». Но это противоречит статье 10 Конституции РФ, где закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Другая точка зрения заключается в том, что президент, как глава государства, обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему её органов.

Действительно, у президента РФ весьма обширные полномочия, и конституционная модель этого института соответствует модели сильного президента, принятой во многих странах мира. Однако обе точки зрения, ставящие президента РФ вне обозначенных в Конституции РФ ветвей власти, противоречат закрепленному принципу разделения властей.

Согласно третьей точке зрения, президент РФ, являясь главой государства, является важнейшим элементом системы исполнительной власти, поскольку не правительство определяет основные направления политики государства, а именно президент в своих нормативных указах и ежегодных посланиях к Федеральному Собранию. Президент может принять решение об отставке правительства.

Обязанности президента — назначения на государственные должности, определение направлений государственной политики, президентские программы, контрольные функции, руководство внешней политикой и силовыми ведомствами — являются функциями исполнительной власти.

В Конституции РФ нет понятия глава исполнительной власти. Правительство «осуществляет исполнительную власть в РФ». «Председатель Правительства в соответствии с законами и указами президента определяет основные направления деятельности и организует работу правительства».

По закону «О Правительстве» правительство — высший орган исполнительной власти, является коллективным органом. Система органов исполнительной власти включает в себя федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.

Государственные органы, функции которых определены в конституции

Кроме президента, в конституции указаны и другие органы государственной власти, не входящие в традиционную систему разделения властей:

  • Администрация президента РФ — обеспечивает деятельность президента РФ;
  • Полномочный представитель президента РФ — представляют президента РФ в высших судебных и законодательных органах РФ, а также в федеральных округах;
  • Органы прокуратуры РФ — генеральный прокурор назначается Советом Федерации и осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением действующих законов;
  • Центральный банк РФ — председатель Центрального банка РФ назначается Государственной Думой. Основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти, — обеспечение роста экономического потенциала страны и стабильности, осуществление эмиссии денежных средств и организация их обращения;
  • Центральная избирательная комиссия РФ — проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий;
  • Счётная палата РФ — половина состава и председатель назначается Государственной Думой, половина — Советом Федерации, осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета;
  • Уполномоченный по правам человека в РФ — рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;
  • другие федеральные органы.
Разделение властей в субъектах Российской Федерации

Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.

Статьёй 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся мировые судьи, а также — в некоторых субъектах — конституционные (уставные) суды. В субъектах РФ также действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

Франция

  • Президент Республики Франция. Избирается всеобщим голосованием сроком на пять лет. Президент следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров. Президент ведет переговоры о заключении договоров и ратифицирует их. Исполнительные функции. Председательствует на заседаниях правительства. Президент назначает премьер-министра, прекращает исполнение его функций по заявлению последнего об отставке правительства. По представлению премьер-министра президент назначает других членов правительства и прекращает их полномочия. Может после консультации с премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания. Подписывает ордонансы и декреты, принятые Советом министров. Назначает на гражданские и военные государственные должности. Президент является главой вооруженных сил. Он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны.
  • Исполнительная власть. Правительство определяет и проводит политику нации. Оно ответственно перед парламентом на условиях и в соответствии с процедурами. Премьер-министр руководит деятельностью правительства. В исключительных случаях он может по специальному поручению замещать президента в качестве председателя на заседаниях совета министров с определенной повесткой дня.
  • Законодательная власть принадлежит Парламенту, включающему в себя две палаты — Сенат и Национальное собрание. Парламент собирается на внеочередную сессию по требованию премьер-министра или большинства членов Национального собрания по определенной повестке дня. Внеочередные сессии открываются и закрываются декретом президента.
  • Судебная власть. Президент страны является гарантом независимости судебной власти, статус судей устанавливается органическим законом, а сами судьи — несменяемы. Судебная система Франции многоступенчата, и её можно разделить на две ветви — саму судебную систему и систему административных судов. Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются судьей единолично. Однако при каждом из них состоит несколько магистратов. Трибунал малой инстанции рассматривает дела с незначительными суммами, а решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат. При рассмотрении уголовных дел этот суд называется трибуналом полиции. Эти трибуналы делятся на палаты: по гражданским делам и исправительный суд. Кроме того, во Франции действуют судебные органы специального назначения: торговые суды и военные суды.

См. также

Примечания

Литература

Диссертационные исследования

  • Болдырева Р. С. Разделение властей. Теоретико-правовые аспекты: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.01. — М., 1998. — 164 с.
  • Бурковская В. А. Разделение властей в условиях развития федерализма в современной России: дисс… канд. политич. наук: 23.00.02. — Орёл, 2006. — 206 с.
  • Бушуев И. И. Разделение властей в федеративном государстве: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.01. — М., 1997. — 224 с.
  • Ишеков К. А. Конституционный принцип разделения властей в субъектах Российской Федерации: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.02. — Саратов, 2004. — 202 с.
  • Краюшкина С. В. Принцип разделения властей и его реализация в современной России:дисс... канд. политич. наук: 22.00.05. — М., 1998. — 205 с.
  • Кузнецов И. И. Разделение властей в современной России. Динамика модели переходного периода: дисс… канд. политич. наук: 23.00.02. — Саратов, 1999. — 205 с.
  • Мандрыка Е. В. Реализация принципа разделения властей в России и в Украине: сравнительно-правовое исследование: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.02. — СПб, 2006. — 230 с.
  • Матюшин М. Н. Разделение властей как фактор построения правового государства в России: дисс… канд. социолог. наук: 22.00.05. — Ярославль, 2000. — 212 с.
  • Прокошенкова Е. Е. Разделение властей как принцип механизма осуществления государственной власти в Российской Федерации: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.01. — М., 2003. — 194 с.

Книги

на русском языке
  • Агабеков Г. Б. Концепция разделения властей: история и современность. Науч.-аналит. обзор. — М.: ИНИОН, 1992. — 54 с.
  • Баренбойм П. Д. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера: Учеб. пособие. — М.: РОССПЭН, 2003. — 285 с. — ISBN 5-8243-0452-1
  • Баренбойм П. Д. Дух Конституции России и восточное происхождение «западной» доктрины разделения властей / «Правовая реформа. Судебная реформа. Конституционная экономика», сборник статей, М., 2004 — ISBN 5-89194-171-6
  • Барнашов А. М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение / Под ред. А. И. Кима. — Томск: Изд-во Том. гос. ун-та им. В. В. Куйбышева, 1988. — 100 с.
  • Бельский К. С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении (Политологические аспекты): Учеб. пособие. — М.: Всесоюз. юрид. заоч. ин-т, 1990. — 167 с.
  • Козырев А. А. Принцип разделения и взаимодействия властей в субъектах Российской Федерации. — М.: Российская академия социальных наук, 2001. — 45 с. — ISBN 5-9421-001-10
  • Лузин В. В. Принцип разделения властей как основа конституционализма: Сравнительное исследование на примере США, Великобритании и Франции. — Н. Новгород, 1997. — 178 с.
  • Мишин А. А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. — М.: Наука, 1984. — 190 с.
  • Разделение властей и парламентаризм / Редкол.: Глушко Е. К. и др. — М.: Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, 1992. — 126 с.
  • Разделения властей теория // Проба — Ременсы. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 21).
  • Тарбер Дж., Мези М., Пфиффнер Д. и др. Разделённая демократия: Сотрудничество и конфликт между Президентом и Конгрессом / Пер. с англ.; Под общ. ред. Дж. Тарбера. — М.: Прогресс; Универс, 1994. — 413 с. — ISBN 5-01-004056-5
  • Чеботарев Г. Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации. — Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1997. — 217 с — ISBN 5-88081-054-2
  • Шевцов В. С. Разделение властей в Российской Федерации. — М.: ПолиграфОпт, 2004. — 399 c. — ISBN 5-98553-013-2
  • Энтин Л. М. Разделение властей: Опыт современных государств. — М.: Юридическая литература, 1995. — 174 с. — ISBN 5-7260-0776-X
на других языках

Ссылки

wikiredia.ru

Ветви власти Википедия

Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория и практика, согласно которым государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но и в достаточной мере друг друга контролирующими) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

Предложена Джоном Локком. Термин введён Шарлем-Луи де Монтескьё (фр. séparation des pouvoirs, лат. trias politica).

История[ | код]

Одним из первых исторических примеров конституционного разделения властей являются законы, разработанные и внедрённые в Спарте Ликургом в VIII веке до н.э.. Тогда Ликург отвёл свою роль народу, аристократии и царям, и создал государственный строй, который просуществовал более 800 лет[1].

В истории имеются другие примеры разделения властей. Так, в империи Ахеменидов войска не подчинялись сатрапам и в то же время военачальники не имели административной власти.

Идея, лежащая в основе современного разделения властей, была заложена в конституции Римской республики — наборе прецедентных, обычно неписаных принципов. Центральное управление в Древнем Риме было разделено на три основные силы: консулов, сенат и комиции. Таким образом, каждая часть власти в республиканские времена представляла собой отдельную организацию, ни одна из которых не могла узурпировать полную власть.

Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Д. Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.

В каждом государстве есть три вида полномочий, законодательная власть, исполнительная власть вещей, которые зависят от закона наций, и исполнительная власть тех, которые зависят от гражданского права.

Во-первых, принц или магистрат в течение какого-то времени или навсегда принимает законы и исправляет или отменяет те, которые сделаны. Во-вторых, он делает мир или войну, отправляет или получает посольства, устанавливает безопасность, предотвращает вторжения. Третьим он наказывает преступления или судит о разных лицах. Это последнее будет называться силой суждения; а другой — просто исполнительная власть государства.

— Монтескьё, Из духа законов, Книга XI[2][3]

Монтескьё утверждает, что каждая Власть должна выполнять свои собственные функции, здесь было достаточно ясно:

«Когда в одном и том же лице или в том же органе власти законодательная власть объединена с исполнительной властью, нет свободы; потому что можно опасаться, что тот же самый монарх или

ru-wiki.ru

Три ветви власти: краткий обзор

Закон 30 мая 2013

Устройство любого современного государства можно уподобить раскидистому дереву. От основного ствола отходят три ветви власти, каждая из которых несёт определённую нагрузку, а все вместе они обеспечивают работу механизмов государственного управления.

Впервые такая схема была предложена английским философом Джоном Локком в семнадцатом веке. Данная идея деления власти на связанные между собой ветви является характерной чертой правовых государств. Наиболее полное развитие она получила в трудах французского мыслителя Шарля Луи Монтескье, который сформулировал понятие «3 ветви власти», с некоторыми изменениями дошедшее до наших дней.

Первой из этих ветвей, законодательной, принадлежит исключительное право принятия законов, она осуществляет свои функции через представительный орган власти – парламент, в который народ делегирует представителей посредством выборов. Законодательное собрание (один из синонимов парламента) является той единственной инстанцией в государстве, которая после тщательного рассмотрения на парламентских слушаниях принимает те или иные законы или поправки к ним.

Парламент, таким образом, олицетворяет собой законодательную ветвь государственного древа, вдобавок он регулирует финансовую сферу, утверждая предложенный правительством бюджет, решает массу других вопросов, относящихся к внешней и внутренней политике страны.

представительный орган власти

Помимо законодательной, три ветви власти подразделяются на исполнительную и судебную.

К органам исполнительной власти, прежде всего, относится правительственный кабинет во главе с премьер-министром. Правительство обеспечивает исполнение законов и иных законодательных актов. В регионах она осуществляется посредством местных органов исполнительной власти либо выборными органами местного самоуправления.

3 ветви властиПомимо законодательного и исполнительного компонентов, конструкция «три ветви власти» включает в себя и судебный.

Его характеризует в первую очередь правосудие - особенная государственная деятельность, призванная решать спорные вопросы в судебном порядке.

Судебная власть должна строго следить за соблюдением законности и реализацией правосудия в соответствии с нормами уголовно-процессуального и хозяйственного права. Этой цели служит, например, такой орган судебной власти, как прокуратура. Кроме того, судебные органы, в частности, Конституционный суд, выполняют функцию надзора за двумя другими ветвями власти в соответствии с важнейшим в структуре подлинно демократического государства принципом разделения властей.

Три ветви власти, будучи обособленными, должны не только взаимодействовать и дополнять друг друга, но и посредством так называемой системы сдерживания и противовесов постоянно находиться в рамках правового поля. Три ветви власти Этой же цели служит и пост президента страны - не только главы государства, но и гаранта конституционных прав граждан. Основным же в деятельности президента является согласование эффективной работы органов всех трёх ветвей власти в проведении основных направлений политики государства.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Три ветви властиЗакон Три ветви власти

Уже давно выделяют три ветви государственной власти. Зачем необходимо данное разделение? Суть в том, что слишком большие полномочия не должны находиться в руках одних людей. В качестве примера можно назвать то, что од...

Система сдержек и противовесов - это основа теории разделения властей. Три ветви властиНовости и общество Система сдержек и противовесов - это основа теории разделения властей. Три ветви власти

Система сдержек и противовесов - это практическое применение концепции разделения властей. Теория распределения полномочий между несколькими органами и учреждениями, независимыми друг от друга, зародилась много столет...

Краткий обзор автомобиля Suzuki CappuccinoАвтомобили Краткий обзор автомобиля Suzuki Cappuccino

Автомобиль Suzuki Cappuccino после своего появления на свет за короткий промежуток времени стал настоящим любимцем своих владельцев во всех уголках планеты. Данная модель с очень интересным н...

Краткий обзор и история автомобиля Fiat 127Автомобили Краткий обзор и история автомобиля Fiat 127

Автомобиль Fiat 127, фото которого представлены ниже, серийно выпускался на протяжении двенадцати лет. Построен он был на базе морально устаревшей 850-й модификации от этой компании-производителя. Новинка представляла...

Краткий обзор автомобиля Автомобили Краткий обзор автомобиля "Хонда С2000"

Автомобиль "Хонда С2000", фото которого представлены ниже, начал производиться в 1999 году. Модель была разработана японскими конструкторами и презентована по случаю полувекового юбилея компании-производи...

«Хендай» HD-120: краткий обзор машиныАвтомобили «Хендай» HD-120: краткий обзор машины

На сегодняшний день южнокорейские автомобильные производители являются одними из ведущих в мире. Их машины пользуются большой популярностью и любовью у потребителей. Кроме того, стоит отметить, что модели европейского...

МАЗ-5334: краткий обзор, характеристики, моделиАвтомобили МАЗ-5334: краткий обзор, характеристики, модели

Очень часто инженеры стремятся к тому, чтобы их детище было максимально многофункциональным и имело возможность эксплуатироваться в различных погодных условиях, выполняя при этом широкий спектр задач. Если это утвержд...

Case (трактор): краткий обзор модельного рядаАвтомобили Case (трактор): краткий обзор модельного ряда

Американская сельскохозяйственная техника – предмет особого разговора. Легендарная компания International Harvester Company в уже далёком от нас 1905 году начала активное производство серии тракторов под собстве...

Stels 250 Enduro: краткий обзор мотоциклаАвтомобили Stels 250 Enduro: краткий обзор мотоцикла

На внутреннем рынке существует масса мотоциклов, названия которых незнакомы многим. Эти железные кони всё ищут свою популярность и свой час. К таким набирающим славу мото можно отнести Stels 250 Enduro. К нему все-так...

Автомобили "Стелс Эндуро 250": отзывы, характеристики, краткий обзор

Не многим известен такой мотоцикл, как "Стелс Эндуро 250". А зря. Ведь в последнее время его всё чаще можно заметить как в черте города, так и на скоростных треках. Небольшая популярность потихоньку всё растет. Но это...

monateka.com

Правовое государство. Признаки правового государства. Три ветви власти | Учеба-Легко.РФ

 

Правовое государство – это государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, где признаются и гарантируются права и свободы человека, равенство всех перед законом, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.

 

Признаки правового государства:

 

  1. Верховенство закона: все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закон;
  2. Соблюдение и охрана прав и свобод человека – государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах;
  3. Последовательно проведённый принцип разделения властей, взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти;
  4. Взаимная ответственность государства и гражданина – за нарушения закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность нарушителя.

Предпосылки создания и функционирования правового государства:

 

  1. производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства;
  2. режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;
  3. высокий уровень политического и правового сознания людей;
  4. юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства;
  5. важнейшей предпосылкой является гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.

Три ветви власти

 

Принцип разделения властей означает, что каждая государственная власть (исполнительная, законодательная, судебная) осуществляет присущую ей функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Это делается для ограничения возможных злоупотреблений.

 

Для правового государства характерно верховенство права – органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и все другие законы.

 

Немаловажным принципом является гласность права. В Конституции РФ содержится требование обязательного опубликования законов для всеобщего сведения.

 

Для правового государства характерна справедливость законов. Высшим приоритетом являются права и свободы человека и гражданина. В правовом государстве эти права и свободы, основанные на естественном праве, закреплены в Конституции и гарантируются государством. В этом правовое государство тождественно конституционному демократическому государству. За личностью признаются неотъемлемые права; неприкосновенность человека обеспечивается законом.

 

Правовое государство ограничивает себя комплексом норм. Они включают разделение властей на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них имеет строго очерченные полномочия. Однако они уравновешивают и сдерживают друг друга.

 

Принцип взаимного контроля – граждане, участвуя в избирательном процессе, имеют возможность контролировать власть и путём волеизъявления корректировать, подправлять их действия.

 

Независимость суда может гарантировать права и свободы человека и гражданина, эффективно защищать от возможного произвола властей. Принцип независимости суда закреплён в статье 120 Конституции РФ; о нём говорится и он обеспечивается и в ряде других статей – о несменяемости и неприкосновенности судей, установлении демократических принципов судопроизводства.

 

Приоритет международного права – законы государства не должны противоречить международному праву. В Конституции РФ (статья 15, часть 4) закреплены два положения: указывается, что общепризнанные нормы международного права и международные договоры России являются составной частью её правовой системы; в спорных случаях противоречий между международным договором России и каким-либо внутренним законом предпочтение отдаётся международному договору.

 

Жители страны должны знать о её законах, о своих правах и обязанностях, соблюдать законы. Это способствует развитию конституционной демократии.

uclg.ru