Квалификационные требования для замещения должностей государственной гражданской службы. Требования к должности госслужащего


описание, особенности, нормы и принципы :: BusinessMan.ru

Работа, которая выполняется государственными служащими, требует от каждого определенной подготовки, поведения, индивидуальных качеств, коммуникационных характеристик.

Важность вопроса

В специальной литературе, как отечественной, так и зарубежной, вопрос о наличии определенных качеств у госслужащих освещается довольно широко. Связано это с тем, что уточнение требований, которым представители данной категории должны соответствовать, имеет большое значение как в теории, так и на практике. Во-первых, это нужно для более тщательного подбора кандидата на определенную должность. Во-вторых, сам госслужащий тоже должен знать, какие качества необходимы в его работе, и, если они у него присутствуют, то есть вероятность, что, самосовершенствуясь и непрерывно обучаясь на рабочем месте, он разовьет и другие нужные качества.

Требования к госслужащему в СССР

В юридической литературе советского времени выделялись деловые, политические и моральные качества.

Перечень деловых характеристик:

  • присутствие управленческой подготовки и общего образования, соответствующего должностному профилю;
  • наличие опыта (это обусловлено должностью), стажа работы;
  • хорошие организаторские способности;
  • инициативность, креативность;
  • устойчивая работоспособность;
  • постоянное стремление к улучшению своих профессиональных навыков. Были еще определенные требования к поведению госслужащих.

Некоторые из этих качеств довольно сложно охарактеризовать или закрепить в нормативном порядке. Если первые два можно подтвердить определенными документами об образовании или записями в трудовой книжке, то остальные качества объективным способом подтвердить весьма трудно.

До начала девяностых годов требования к госслужащим не были нигде отражены нормативно, так как в стране не было единого правового акта о госслужбе.

Классификация качеств госслужащего Г.В. Атаманчука

Следующая классификация принадлежит Г.В. Атаманчуку, выделяющему качества двух уровней для развития персонала госуправления.

1). Исходные или первичные качества, которыми должен обладать претендент на государственную должность. Они подразумевают наличие следующих аспектов:

  • общекультурный, включающий жизненные установки, ценности и цели, опыт коммуникации с людьми, эстетические, этические умения, культуру речи;
  • профессиональный, деловой, то есть осведомленность в тонкостях управления в определенной области общественной жизни, проверенная на практике трудовая активность, дисциплинированность, опыт государственной и общественной работы, осознание ответственности за итоги труда, навыки в повышении своей квалификации;
  • личностный, включающий честность, устойчивость в вопросах морали, самостоятельность, высокоразвитую волю, инициативность, надежность, решительность и коммуникабельность.

Имелись и квалификационные требования к госслужащим.

2). Сформированные непосредственно в процессе осуществления государственной деятельности, продвижения по карьере, наработки опыта:

  • общекультурные: доскональные знания об истории своей страны и главных интеллектуальных достижениях современности, высокий уровень ораторского мастерства, способность к проведению мероприятий массового характера, лидерские качества и ответственность за них, способность к масштабному мышлению;
  • деловые: организованность, способность задавать направление деятельности других и осуществление контроля за ней, последовательное и настойчивое решение задач, ориентирование в социальных и научно-технических достижениях, применение их в практической деятельности;
  • личностные: соблюдение собственных принципов, мужественность, навыки убеждения, умение противоборствовать личной выгоде; идеальное поведение в различных ситуациях.

Конечно же, данный список качеств неполный. Каждый человек может иметь различное сочетание перечисленных характеристик.

А какие требования сейчас выдвигаются к госслужащим?

Требования современного периода

К госслужащим сегодня предъявляются требования, обусловленные местом государственного органа, в котором они работают, и специфики их деятельности в конкретной должности.

В современном российском законодательстве квалификационные требования к данной категории лиц закреплены нормативно. Они имеют отношение только к сфере квалификации служащего, а потому не отступают от принципа Конституции о доступности госслужбы для всех граждан.

Появление такого права в тексте основного закона страны означает не только соответствие международным правовым нормам, но и разрыв связей с долговременным существованием номенклатурных должностей, на которые влияли такие ограничения, как данные в анкете (принадлежность к партии, социальный статус, национальность и т.д.) или же моральная устойчивость и политическая грамотность, имеющие достаточно произвольную интерпретацию.

Требования к служебному поведению госслужащего должны неуклонно соблюдаться.

Право общего доступа

Право на одинаковый для всех граждан доступ к госслужбе входит в число демократических прав, являющихся гарантией, которая останавливает бюрократизацию аппарата государства и не дает ему превратиться в независимую от гражданского общества силу.

Предоставление общего доступа должно способствовать обновлению аппарата госслужащих, чтобы он не стал закрытой кастой. При этом не нужно трактовать данное право в буквальном смысле, то есть как возможность любого гражданина претендовать на исполнение государственной должности в любой момент. Для предотвращения такой интерпретации конституционные нормы были конкретизированы. Помимо прочих принципов госслужбы утвержден и принцип равного для всех граждан доступа, если имеются соответствующие навыки и профессиональная подготовка.

Итак, рассмотрим подробнее требования, предъявляемые к госслужащим.

Кто может стать госслужащим?

В Российской Федерации имеют право поступать на госслужбу совершеннолетние граждане, которые владеют государственным языком, имеют соответствующее профессиональное образование и подходят по всем установленным для госслужащих параметрам. При этом не может быть никаких преимуществ или ограничений, обусловленных расовой, национальной принадлежностью, полом, языком, состоянием имущества, должностным положением, происхождением, религиозными и иными убеждениями.

Нынешняя общественно-политическая обстановка в стране выдвигает особые профессиональные требования к госслужащим, поскольку интеллектуальные способности, качество аппарата и деятельность его работников имеют непосредственное влияние на авторитет государства.

Компетентность и профессионализм

В Федеральном законе «Об основах государственной службы РФ», кроме общего доступа граждан к госслужбе, закреплен еще и такой немаловажный принцип, как компетентность и профессионализм госслужащих. Он подразумевает глубокие познания в соответствующей области общественной жизни, а также наличие подготовки в управленческой теории, знание прав и их применения в сфере своей деятельности.

Какие еще требования к должности госслужащего известны?

На протяжении длительного периода в нашей стране не было нормативно закрепленного обязательного требования о наличии у госслужащих соответствующего образования и опыта работы по своей специальности. Впервые об этом было упомянуто в ФЗ «Об основах государственной службы РФ».

Базовые требования

Требования из данного перечня относятся к:

  • степени профессионального образования в зависимости от специализации и вида государственных должностей;
  • стажу, опыту работы по своей специализации;
  • знанию Конституции РФ, законов федерального уровня, уставов, конституций, законов субъектов, имеющих отношение к занимаемой должности.

Этические требования госслужащего имеют немаловажное значение.

Дополнения

Эти требования являются базовыми в перечне профессиональных характеристик госслужащего. В зависимости от места, условий, времени деятельности какого-либо государственного органа они дополняются иными требованиями, такими как: компетентность в своей области, обладание специальными знаниями. Наблюдается общемировая тенденция к росту требований, предъявляемых к квалификации госслужащих. Обыденным становится требование высокой научной и профессиональной квалификации.

Единственное, что должно определять выбор кандидатов на государственную должность, - это наличие у них качеств, которые необходимы для выполняемых ими обязанностей, а также нужного уровня профессиональной подготовки.

Мы рассмотрели требования к госслужащим.

businessman.ru

Квалификационные требования для замещения должностей государственной гражданской службы

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с положениями части 8 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» подготовлена обновленная версия Справочника квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих (далее – справочник, гражданская служба, область и вид деятельности, гражданские служащие соответственно).

Обновленная версия справочника подготовлена на основе предложений государственных органов, поступивших в Минтруд России в 2017 г. – I квартале 2018 г., и предусматривает:

  • конкретизацию требований к знаниям и умениям в области информационно-коммуникационных технологий в соответствии с Рекомендациями о составе квалификационных требований компьютерной грамотности, необходимых для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими, утвержденными протоколом заочного голосования членов Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 18 декабря 2017 г. № 3;
  • включение новых видов деятельности и внесение уточнений в знания и умения в связи с изменением законодательства Российской Федерации.

Справочник является рекомендательным и содержит универсальный подход к формулированию квалификационных требований с учетом области и вида деятельности гражданских служащих.

Подходы к применению справочника приведены в Методическом инструментарии по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы (Версия 3.2) (далее – Методический инструментарий).

Также обновлен Перечень областей и видов профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее – перечень), который является основой раздела «Профессионально-функциональные квалификационные требования» справочника.

В частности, перечень дополнен ссылками на профессиональные стандарты, соответствующие областям и видам деятельности справочника.

Применение профессиональных стандартов на гражданской службе не осуществляется, но знания и умения, содержащиеся в них, могут быть заимствованы при разработке квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы в целях поддержания взаимосвязи с федеральными образовательными стандартами.

Справочник и Методический инструментарий рекомендуется использовать в работе федеральным государственным органам, государственным органам субъектов Российской при совершенствовании должностных регламентов гражданских служащих в части включения в них квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы, сформированных с учетом областей и видов деятельности и учитываемых в ходе кадровых процедур для оценки профессионального уровня гражданских служащих (граждан Российской Федерации).

Внедрение и поддержание в актуальном состоянии квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы, учитывающих области и виды деятельности гражданских служащих, направлено на повышение профессионализма и компетентности гражданских служащих, эффективности отбора кадров, поступающих на гражданскую службу, и профессионального развития гражданских служащих.

В целях поддержания квалификационных требований в актуальном состоянии справочник планируется совершенствовать на постоянной основе с учетом потребностей государственных органов в квалификации кадрового состава, а также изменений законодательства Российской Федерации.

СКАЧАТЬ:

  • Справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих в pdf (.pdf, 6.96 Мб)
  • Справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих в word (.doc, 8.33 Мб)
  • Перечень областей и видов профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации (.xlsx, 270 Кб)
  • Функциональные обязанности государственных гражданских служащих (.xlsx, 27 Кб)
  • Методический инструментарий по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы (Версия 3.2) (.docx, 225 Кб)

rosmintrud.ru

1. Требования к лицам, поступающим на государственную службу

Учитывая, что государственная служба является специфичес­ким видом профессиональной деятельности, связанной с обес­печением государственных полномочий, действующим законодательством предусматриваются особые требования к лицам, по­ступающим на государственную службу. Перечислим эти требования.

 

1. Общие требования к кандидатам на замещение должности государственной гражданской службы.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государ­ственной гражданской службе Российской Федерации» (ч. 1 ст. 21) устанав­ливает общие требования к кандидатам на замещение должности государственной гражданской службы. К ним относятся:

·         наличие гражданства Российской Федерации;

·         достижение возраста 18 лет;

·         владение государственным языком Российской Федерации;

·         соответствие определенным квалификационным требованиям (к уровню профессионального образования, стажу государственной службы или работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам).

 

2. Основания для отказа в приеме на гражданскую службу.

Фе­деральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 16) содержит перечень обстоятельств,которые являются основанием для отказа в приеме на граждан­скую службу. Так, гражданин не может быть принят на граждан­скую службу в случаях:

1)     признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2)            осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должностям государственной службы в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, а также в случае наличия неснятой или непо­гашенной судимости;

1)     отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претен­дует гражданин, связано с использованием таких сведений;

2)     наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, подтвержденного заключением медицинского учреждения;

3)     близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

4)     выхода из гражданства Российской Федерации или приоб­ретения гражданства другого государства;

5)     наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

6)            представления заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

7)     непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о          доходах, об имуществе и обязательствах имущественного ха­рактера.

Этот перечень может быть расширен федеральным законом.

 

studfiles.net

Квалификационные требования, предъявляемые к госслужащим

Наименование должности

Группадолжностей

Категория должностей

Квалификационные требования к образованию

Квалификационные требования к стажу

Директор Департамента

Высшая группа

Руководители

Высшее образование

не ниже уровня специалитета, магистратуры

Не менее 4 лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажа работы по специальности, направлению подготовки

Заместитель директора департамента

Заместитель руководителя федеральной службы

Заместитель руководителя федерального агентства

Начальник отдела в департаменте

Главная группа

Специалисты

Не менее 2 лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажа работы по специальности, направлению подготовки

Референт

Заместитель начальника отдела в департаменте

Ведущая группа

Высшее образование

Без предъявления требований к стажу

Ведущий советник

Советник

Ведущий консультант

Консультант

Ведущий специалист 2 разряда

Обеспечивающие специалисты

Главный специалист-эксперт

Старшая группа

Специалисты

Ведущий специалист-эксперт

Специалист-эксперт

Старший специалист 1 разряда.

Обеспечивающие специалисты

Профессиональное образование

Старший специалист 2 разряда

Старший специалист 3 разряда

Специалист 1 разряда

Младшая группа

Специалист 2 разряда

rosmintrud.ru

Требования к государственным служащим

В данной статье подробно рассказывается какие требования к государственным служащим, и все что об этом надо знать. Основными документы, на которых основывается регулирование как требований, так и других аспектов государственной службы всего 3:

  • Федеральный Закон О Государственной Гражданской Службе Российской Федерации
  • Указ президента РФ о требованиях к госслужащим
  • Международный пакт о гражданских правах (носит более формальный характер и вносит некие косметические правы в статуты международного права)

Нарушение правил и условий, озвученных в этих документах могут повлечь за собой как административные, так и уголовные наказание в зависимости от типа и тяжести нарушений.

Градация требований

Существует несколько градаций требований к государственным служащим. Прежде всего это квалификация претендента на должность. Квалификация либо подтверждается трудовой книжкой, где указан стаж работника, его характеристики и заслуги, либо работнику предоставляется испытательный срок (длина испытательного срока варьируется в зависимости от должности и места работы).

Существует всего три проверки квалификации госслужащего:

  • испытательный срок при приеме на работу
  • ежегодный экзамен, тестирующий профпригодность и мотивацию совершенствования работника
  • собеседование при переходе на более высокую должность.

Все три испытания являются комплексными мероприятиями в несколько этапов, каждый из которых имеет свои требование и проверяет различные профессиональные качества претендента на должность, либо уже работающего в государственном органе служащего.

Требования к служащим также различаются по уровню занимаемой должности:

  1. руководители
  2. помощники (первого и второго звена)
  3. советники

Требования к квалификации при приеме на работу

Как правило, трудовой стаж и рекомендация с предыдущего места работы являются веской причиной автоматического приема на работу лишь после короткого собеседования с руководителем госоргана.

Но существуют и исключения о которых будет сказано ниже.

В основном соискатель на определенную должность должен обладать как общими, так и специализированными характеристиками, которые присущи узкому направлению деятельности госоргана либо его отдела. К примеру для статистического отдела существуют гораздо более высокие требования к математическим способностям претендента на место, чем у остальных отделов. Поэтому, в общем требования разделяют на две категории:

  • общие (трудоспособность, коммуникабельность, наличие высшего образования и так далее)
  • узконаправленные (совершенное владение определенным программным обеспечением, владение каким-либо иностранным языком и т.д.)

Условия ожидания соискателем положительного либо отрицательного ответа такое же как и повсеместно в государстве: на усмотрение работодателя (работодатель в данном случае-государство) от 3 дней до месяца.

Особое условие

Любой соискатель, обязательно проходит проверку на отсутствие судимостей как у соискателя так и его родственников, его банковская история и прочие нюансы, которые при приеме на работу в частном учреждении могут и не учитываться, а сама проверка и не проводиться.

Требования к квалификации во время службы

Важным аспектом является соответствие поведения и рабочей ответственности служащего, которые должны соответствовать правовым нормам. Несоблюдение графика (40 часовая рабочая неделя, 8-часовой рабочий день начало и конец работы в фиксированное руководителями госпредприятий и государственных органов), невыполнение своих обязательств и прочие правонарушения фиксируются и могут привести не только к выговору, но к увольнению. Также это вполне может привести с собой повсеместный отказ принимать уволенного служащего с выданной ему отрицательной характеристикой.

Также стандартным процессом является обучение госслужащего на месте и во время работы для повышения его квалификации и, как следствие, увеличение эффективности работы всего государственного предприятия либо органа.

Возраст

Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает, что трудовой возраст гражданина страны идет от 18 и до 55 (женщины), 60 (мужчины) лет. Госпредприятия и госорганы имеют требования в соответствии с кодексом, но так как обязательным (в большинстве случаев) условием и требованием при приеме на работу является высшее образование, то граждане не достигшие 22 лет, крайне редко проходят и попадают на собеседования.

Но законом, тем не менее, предусмотрена стажировка лиц младше 22 лет.

Также существует возможность работать полный или же не полный рабочий день лицам, достигшим пенсионного возраста. Это нюанс также учитывается ТК РФ.

Исключения

Существуют исключения для тех государственных работников, чья трудовая деятельность связано с гостайной. В таком случае требования при приеме на работу чрезвычайно высоки. Это касается как абсолютного отсутствие фиксированных правонарушений со стороны работника, как его академических и умственных способностей, так и психологических-умение находить решение в стрессовых ситуациях.

В этой статье вы узнали, про требования к государственным служащим. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

www.cherlock.ru

C 2017 года госслужащих обяжут иметь высшее профильное образование | Статьи

Уже с 1 января 2017 года для государственных гражданских служащих будут введены квалификационные требования. Это означает, что для замещения определенной должности госслужащему необходимо будет соответствовать требованиям относительно образования, опыта работы, профессиональных качеств и т.д. Соответствующие поправки в действующий федеральный закон «О государственной гражданской службе» уже подготовлены Министерством труда и социальной защиты. Также планируется до 31 декабря 2017 года, когда поправки уже вступят в силу, провести внеочередную аттестацию в государственных органах.

— По результатам внеочередной аттестации гражданский служащий, не соответствующий квалификационным требованиям к образованию в части специальности, направления подготовки и квалификации, но обладающий необходимым для исполнения должностных обязанностей стажем гражданской службы по направлению деятельности по замещаемой должности, а также соответствующий квалификационным требованиям к знаниям, навыкам, умениям и профессиональным и личностным качествам, сможет продолжить замещать должность гражданской службы, — рассказали в Минтруда.

Было также отмечено, что введение критериев обусловлено несколькими целями: проведением полной аттестации и квалификационного экзамена среди госслужащих, проведением конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа, принятием решения о продолжении государственно-служебных отношений с гражданским служащим.

Согласно будущим критериям оценки соответствия занимаемой должности, к госслужащим будут предъявляться следующие требования: базовые (требования к уровню образования, стажу гражданской службы, профессиональным качествам и т.д.) и функциональные (требования к конкретной специальности и направлению, а также личные характеристики). 

Если говорить о базовых требованиях, то для замещения должности госслужбы категорий «руководители», «помощники» и «специалисты» соискатели должны будут иметь образование не ниже уровня специалитета или магистратуры по профильному направлению. Относительно категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп предлагается установить требование о наличии образования не ниже уровня среднего профессионального.

Помимо этого, будут проверяться знания основ Конституции РФ, законодательства о гражданской службе и антикоррупционного законодательства, навыки в области информационно-коммуникационных технологий, знание русского языка и профильные навыки, связанные с видом деятельности. Квалификационные требования к базовым знаниям, навыкам и умениям, а также профессиональным и личностным качествам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, будут устанавливаться правительством.

Функциональные квалификационные требования предлагается устанавливать по направлениям деятельности, а также специализациям в зависимости от того или иного министерства и его внутреннего устройства. Именно в этих требованиях и будет прописано, что финансовую должность сможет занимать человек с профильным образованием, а не с высшим профобразованием художника. 

Введение определенных критериев для госслужащих тесно переплетается с их сокращением, которое должно пройти до 1 ноября 2017 года в рамках Федеральной программы развития государственной гражданской службы на 2015–2018 годы. В течение 3 лет планируется провести перераспределение функций и полномочий ведомств, а также оптимизацию численности сотрудников государственных органов власти.

Согласно данным Росстата по состоянию на 2013 год, в России почти 49 тыс. федеральных чиновников и около 1,5 млн муниципальных государственных служащих. Из общего числа 81,7% работают в органах исполнительной власти, 14,9% — в судебной власти и прокуратуре, 2,1% — в законодательной власти и 1,1% — в других государственных структурах.

«Известия» обратились к одному из идеологов введения квалификационных требований для госслужащих — проректору Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) Дмитрию Буташину.

— Конечно же, сразу выгонять людей с несоответствующим дипломом — не самое эффективное и правильное решение. Здесь нужно аккуратно подойти к вопросу и дать людям, в чем-то не соответствующим по требованиям и показателям, исправиться за определенный срок. Лучше пока воздержаться от конкретных заявлений, которые могут вызвать со стороны госслужащих волну опасений, что их всех выгонят, потому что у них дипломы не по той специальности или они не пройдут какую-то оценку. Сейчас идет работа по поиску модели эффективной реализации госслужбы и обсуждению требований к государственным служащим, — рассказал Дмитрий Буташин.

Специалист также отметил, что сейчас рассматривается требование для кандидатов на высшие государственные должности иметь степень магистра по госуправлению. 

— Вопрос о том, что в какой-то разумный промежуток времени (3–5 лет) управленцы в системе государственного управления должны получить профильные магистерские дипломы. Если говорить о среднем управленческом звене, то это магистр по профильному направлению, а если речь идет о высших государственных должностях, то это уже магистр государственного управления, — подытожил проректор РАНХиГС.

Сейчас некоторые члены правительства, не говоря об их аппаратах, работают не по профильному образованию и не имеют степеней магистра государственного управления. К примеру, министр спорта Виталий Мутко — моторист, получил среднее профобразование в Ленинградском речном училище, после которого работал по специальности, но недолго. Зампред правительства Дмитрий Рогозин учился на международном отделении журфака МГУ, а сегодня занимается вопросами оборонно-промышленного комплекса. Глава Министерства строительства имеет два образования — режиссерское, которое получил в МГУКИ, и юридическое, полученное в РАНХиГС.

— Я не знаю, насколько такие квалификационные требования будут работать, потому что наша страна еще со времен Петра I известна тем, что мы принимаем строгие законы, а потом их нарушаем или делаем исключение из правил. Сам по себе посыл правильный, потому что есть несколько бед, связанных с государственными служащими. Многие из них некомпетентны и находятся на одном месте годами до достаточно преклонного возраста, — считает президент Российской ассоциации бизнес-образования Сергей Мясоедов.

Бывший руководитель администрации президента Бориса Ельцина и президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергей Филатов полагает, что введение квалификационных требований может сократить чиновничий штат.

—Такой механизм нужен, поскольку есть проблема избыточности аппарата чиновников. Раздутие аппарата никогда не ведет ни к чему хорошему для государства, потому что бумаги будут постоянно ходить с одного стола на другой. После СССР чиновничество увеличилось в два раза, а это, между прочим, требует огромных денежных средств. Введение квалификационных требований может помочь отфильтровать ненужных людей, — считает Сергей Филатов.

iz.ru

Справочник квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим

В целях реализации положений подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и во исполнение пункта 1 раздела I протокола заседания рабочей группы по вопросам развития и повышения эффективности государственной службы, оптимизации численности ее кадрового состава при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 26 марта 2014 г. № 8 Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с федеральными государственными органами подготовлен Справочник квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим (далее – Справочник), включающий базовые и функциональные квалификационные требования.

Справочник сформирован в соответствии с подходами, изложенными в Методическом инструментарии по установлению квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим (Версия 2.0), содержащем рекомендации по разработке в государственных органах системы детализированных квалификационных требований, основанной на компетентностном подходе.

Внедрение предлагаемой системы квалификационных требований направлено на формирование профессионального кадрового состава на гражданской службе за счет назначения на должности гражданской службы кандидатов, обладающих необходимым образованием, стажем, профессиональными знаниями и навыками, профессиональными и личностными качествами и соответствующими им навыками, что в перспективе призвано повысить качество государственного управления в целом.

Кроме того, предлагаемая система квалификационных требований является основой для внедрения и совершенствования использования современных кадровых технологий на гражданской службе, включающих комплексную оценку государственных гражданских служащих (далее – гражданский служащий), принятие решения по итогам испытания, организацию дополнительного профессионального образования, планирования должностного роста гражданских служащих и формирования кадровых резервов, повышения мотивации к эффективному и многолетнему исполнению должностных обязанностей. Соблюдение государственными органами унифицированного подхода к установлению квалификационных требований создаст возможности для мобильности кадров на гражданской службе, в том числе посредством ротации, расширит перспективы должностного роста гражданских служащих.

rosmintrud.ru