Психологические типы профессий по Е.А. Климову. Типы профессий


Профессии типа "человек-человек". Список профессий типа "человек-человек"

Профессии типа "человек-человек" - это довольно сложные специальности. Но они пользуются особой популярностью среди людей. Все специальности делятся на группы, к тому же имеют классификацию. И чтобы лучше начать понимать, что подразумевают собой профессии типа "человек-человек", необходимо рассмотреть эти вопросы более подробно.

профессии типа человек человек

Типология

Итак, есть две классификации специальностей данного типа. Первая называется типологией Голланда. Она связывает вид выбираемой деятельности непосредственно с личностью. Вторая - типология Климова. Она классифицирует профессии по предмету трудовой деятельности.

Итак, типология Климова выделяет пять главных объектов: художественный образ, знак, техника, природа и человек. Основной, центральный субъект здесь - это, конечно, последний элемент из перечисленных. К категории "человек-человек" Климов относит все специальности, которые касаются общения, воспитания, обучения и обслуживания.

Типология Голланда немного сложнее. Этот специалист считал, что определенному личностному типу соответствует вполне конкретный тип рабочей среды. Голланд выделяет такие типы личности, как реалистический, интеллектуальный, артистический, предпринимательский, социальный и конвенционный. В принципе, особых отличий от классификации Климова здесь нет - разница в названиях. Просто Голланд рассматривает проблему выбора профессии с нескольких точек зрения, учитывая психологию человека, его навыки, способности и предрасположенность.

профессии человек человек список

Актуальность

Профессии типа "человек-человек" вследствие развития рыночных отношений стали набирать популярность. Взять, к примеру, такую специальность, как менеджер. Ранее она была и вовсе никому не известна. Зато сегодня является одной из самых популярных. Ведь в задачи менеджера входит управление, а также организация работы компании и коллектива, как и регуляция их деятельности. И эти люди должны быть в каждой компании, чем бы она ни занималась - социальными вопросами, промышленностью, транспортом, сервисом или чем-либо другим.

Если говорить про профессии "человек-человек", список которых довольно внушительный, то менеджер будет в первой десятке рейтинга. Поскольку он не только следит за рабочим процессом, но и разрешает спонтанно возникающие ситуации, которые требуют оперативности и риска.

Обслуживающий персонал

Продавцы-консультанты, горничные, администраторы, официанты - это тоже профессии типа "человек-человек". Многие люди ошибочно полагают, что работа этих людей не так уж и сложна. Якобы не нужно разбирать технику, вычислять формулы, выполнять расчеты. Но на самом деле это очень трудная работа, поскольку она подразумевает общение с другими людьми. У каждого из них свои характеры, предпочтения, мягко говоря, причуды. Не каждый способен вежливо контактировать с другими людьми, делая это изо дня в день.

характеристика профессий типа человек человек

Общение - главный рабочий инструмент

Точно так же как врач должен быть внимательным и ответственным, водитель - аккуратным, а инженер - постоянно мыслящим, люди, принадлежащие к профессии "человек-человек" (примеры которых были приведены выше), обязаны соответствовать определенным требованиям.

Первое, чем им необходимо владеть, - это своим языком. У них должна быть мастерски развита устная и письменная речь. Ведь главный инструмент людей, принадлежащих к профессии типа "человек-человек" (список содержит такие специальности, как педагог, воспитатель, экскурсовод), - это общение. Они вынуждены постоянно контактировать с другими людьми. Преподаватель передаёт знания студентам и ученикам, объясняя им материал, экскурсовод рассказывает о достопримечательностях, официант осведомляет посетителей ресторана о блюдах, персонал интересуется, чего бы хотел клиент. Всего вышеперечисленного можно достичь лишь путем общения.

Индивидуальные качества

Полное описание типа профессии "человек-человек" невозможно без перечисления всех характеристик, которыми должна отличаться личность, выбравшая для себя специальность, относящуюся к этой категории. Важно, чтобы профессионал умел устанавливать и поддерживать деловые контакты. Также он должен понимать состояние других людей, чувствовать их настроение. К тому же специалисту необходимо уметь влиять на других, причем в мягкой форме. Это дано не каждому, но данный навык при наличии предрасположенности можно развить. Чаще всего он приходит с опытом. Взять хотя бы педагогов - мало кто из начинающих учителей сможет с первого урока взять под контроль весь класс, зато спустя лет пять педагогической деятельности это не будет уже проблемой.

Характеристика профессий типа "человек-человек" подразумевает, что специалисты должны обладать доброжелательностью, спокойствием и выдержкой. Иначе в обществе выжить (тем более работать) не получится.

описание типа профессии человек человек

Список профессий

Для полного понимания темы следует перечислить профессии "человек-человек". Список может получиться достаточно объемным, однако самые популярные и востребованные вниманием обходить не стоит. Итак, это журналист, библиотекарь, инспектор, медсестра, продавец, проводник (работник поезда), гид, страховой агент, социальный работник, секретарь, торговый представитель (или консультант), менеджер, воспитатель, следователь, психолог, педагог, официант, бармен, фельдшер, врач, нотариус и юрист.

Как можно видеть, список действительно большой, и все перечисленные специальности довольно сложны. Ведь те люди, которые относятся к профессиям "человек-человек", должны быть не только вежливыми, внимательными и коммуникабельными. Кроме всего этого, им необходимо владеть навыками, которые нужны для полноценной работы. Журналист должен уметь добывать качественную информацию и в правильной форме преподносить её остальным, юрист - цитировать закон, секретарь - печатать со скоростью 100 слов в минуту, официант - наизусть знать меню и состав каждого блюда, бармен и вовсе, сродни химику, обязан в идеале владеть искусством составления коктейлей.

профессии типа человек человек список

Что стоит знать

Всем нам известно, как быстро можно устать от регулярного общения с людьми. В особенности от однообразного. Но поскольку профессиональная деятельность человека, специальность которого относится к категории "человек-человек", это и предполагает, важно в этом случае вовремя сделать перерыв. Необходимо расслабляться, отстраняться от остальных, иногда бывать наедине с самим собой, чтобы пополниться силами и энергией. Если люди, которые работают с компьютерами, отдыхают, идя с друзьями в бар, то педагоги/журналисты/официанты в конце своего рабочего дня мечтают о тишине.

профессии человек человек примеры

Кому профессии типа "человек-человек" не подходят?

Не всем людям перечисленные профессии подходят. Если есть дефекты речи, не получается грамотно, выразительно и красиво излагать свои мысли - это уже является своеобразным "противопоказанием" к выбору профессии. Замкнутым людям также нельзя делать выбор в сторону какой-либо из перечисленных специальностей. Погруженность в свой мир, отсутствие желания общаться, неумение быть коммуникабельным, нерасторопность, слишком ярко выраженные физические недостатки, абсолютное равнодушие к остальным и медлительность - эти качества становятся преградой на пути к освоению профессии этого типа.

fb.ru

Характеристика типов и классов профессий

Примеры профессий

Педагог, врач, журналист, продавец, менеджер

Инженер, водитель, электрик, наладчик, радиомонтажник

Геолог, кинолог, врач, агроном, микробиолог

Бухгалтер, программист, экономист, корректор, ученый-теоретик

Музыкант,

актер,

искусствовед,

архитектор

Ведущие психологические качества работника, формируемые спецификой предмета труда

Общительность, эмоциональность, устойчивость, организаторские способности, эмпатия, внимание, наблюдательность.

Способность к математике, физике, пространственное мышление, технический склад ума, эмоциональная устойчивость, склонность к практическому труду

Наблюдательность устойчивость внимания, склонность к систематизации, потребность в двигательной активности.

Способность к математике, абстрактное мышление, устойчивость внимания, склонность к обобщениям, усидчивость.

Яркое воображение, склонность к творчеству, гибкость чувств, развитость функциональных способностей (зрение, слух, речь, вкус и т.п.).

Ведущим предметом труда является воспитание, обучение, лечение, обслуживание, руководство людьми.

Главное содержание труда сводится к взаимодействию между людьми.

Представителей этого типа профессий можно встретить в разных сферах деятельности.

Ведущим предметом труда являются технические механизмы.

Сотни профессий и специальностей, связанные с созданием, обслуживанием технических устройств, в которых технические механизмы являются предметом и продуктом труда человека.

Ведущим предметом труда (объект, на который направлен труд) являются живые организмы, биологические и микробиологические процессы.

Ведущий предмет труда – знаки и знаковые системы.

Труд направлен на создание,

накопление,

обработку,

хранение, анализ, доведение до потребителя информации (сведений), представленной в виде условных знаков, букв, цифр, формул, текстов

Ведущим предметом труда является искусство.

Труд направлен на художественные объекты или условия их создания.

Основой труда в этих профессиях и специальностях является создание или преобразование художественных образов.

Примеры профессий

(образование): учитель, воспитатель, преподаватель

психолог

(обслуживание): продавец, официант, бармен, парикмахер, повар

(медицина):

врач, фельдшер, медсестра

менеджер, экскурсовод, проводник, инспектор по делам несовершеннолетних и др.

токарь, фрезеровщик, наладчик автоматов, оптик-механик, контролер материалов и изделий, слесарь-монтажник, инженер-конструктор, часовщик, техник-технолог, инженер-строитель, швея, портной, столяр, монтажник, водитель, оператор пульта управления и др.

Труд направлен на биологические организмы: садовод, озеленитель, хлебороб, агроном, цветовод-декоратор и др.

Труд направлен на живые организмы: пчеловод,

животновод, зоотехник, ветеринар, кинолог и др.

Работа с микроорганизмами:

лаборант-микробиолог, фармацевт, лаборант бактериологического анализа и др.

абстрактно- математические: математик, физик, химик, учетчик, бухгалтер, лаборант, метролог, статист, философ

графические: чертежник, инженер-конструктор, картограф, штурман авиации, технические лаборанты, программист

языковые: лингвист, историк, корректор, наборщик, библиотекарь, нотариус, почтальон, телефонист, переводчик

скульптор, художник, музыкант, танцор, актер, дизайнер, искусствовед, гравер, стеклодув, витражист, ювелир, чеканщик, фотограф, плиточник, модельер, писатель, композитор, огранщик камней, маляр и др.

gigabaza.ru

Типы профессий

УСПЕХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО МНОГОМ ЗАВИСИТ ОТ СООТВЕТСТВИЯ ТИПА ЛИЧНОСТИ   ТИПУ И ФОРМАТУ  КОНКРЕТНОЙ ПРОФЕССИИ.

 По предмету труда выделяют пять типов профессий:

Тип  «человек-человек»  объединяет  профессии,  связанные  с  медицинским обслуживанием,   обучением  и  воспитанием, бытовым  обслуживанием, правовой  защитой, управлением.

Общие психологические требования профессий этого типа к человеку:

  • — Стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми.
  • — Устойчивое, хорошее самочувствие при работе  с людьми, доброжелательность, отзывчивость, выдержка, умение  сдерживать  эмоции.
  • — Способность анализировать поведение  окружающих и свое собственное,  понимать  намерения, помыслы и настроения других людей, умение слушать и слышать.
  • — Способность разбираться во взаимоотношениях людей,  умение  улаживать  разногласия, организовывать их взаимодействие, учитывать мнение другого человека.
  • — Развитая речь, умение убеждать, умение владеть мимикой, жестами.
  • — Аккуратность, пунктуальность, собранность.

 

Тип «человек-техника»  включает  в себя  профессии,  связанные  с  созданием,  монтажом,  сборкой  и  наладкой  технических  устройств, эксплуатацией  технических  средств,  ремонтом техники.

Общие психологические требования профессии этого типа к человеку:

  • — Точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие.
  • — Хорошая координация движений.
  • — Развитое техническое и творческое мышление и воображение.
  • — Умение переключать и концентрировать внимание.
  • — Наблюдательность.

 

Тип «человек — знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с чертежами, картами, схемами,  звуковыми сигналами.

Общие психологические требования профессий этого типа к человеку:

  • — Хорошая оперативная и механическая  память.
  • — Способность длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале.
  • — Хорошие переключаемость и  распределение внимания.
  • — Точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками.
  • — Усидчивость, терпение.

 

Тип «человек-художественный образ»  объединяет профессии, связанные  с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий  по эскизу, образцу.

Общие психологические требования профессии этого типа к человеку:

  • — Художественные способности, развитые эстетические чувства.
  • — Развитое зрительное восприятие, наблюдательность зрительная память.
  • — Наглядно-образное мышление, творческое воображение.
  • — Знание законов эмоционального воздействия на людей.
  • — Аналитическое нестандартное  мышление

 

Тип «человек-природа» объединяет профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с  уходом за растениями, животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных.

Общие психологические требования профессий этого типа к человеку:

  • — Развитое воображение, наглядно-образное мышление.
  • — Хорошая зрительная память, точное восприятие (особенно зрительное), наблюдательность.
  • — Способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы.
  • — Поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист обязан обладать терпением, настойчивостью, быть  готовым  к работе  вне больших коллективов, иногда в трудных погодных условиях.

Также по содержанию профессиональной деятельности, условиям пребывания в ходе выполнения должностных обязанностей, характеру внешних помех, необходимым личным качествам, предпочитаемому окружению выделяют шесть форматов профессий — АРТИСТИЧЕСКИЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ, КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ, РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ (подробнее в разделе «СТАТЬИ»,  в рубрике «Профориентация»).

kpuchel.ru

Правила выбора профессии | Мир входящему

Я сама в молодости стояла над проблемой выбора профессии. Хотелось выбрать профессию, которая бы мне нравилась. Чтобы долгое время ходить на работу с удовольствием. Каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку. Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие — преимущественно ума и аккуратности, третьи — общительности и сдержанности.

Как не ошибиться? Мои дети тоже хотели после окончания школы выбрать специальность для удовольствия. Некоторые профессии требуют от человека практически одинаковых качеств. Их можно объединить в группы, которые можно представить в качестве своего рода профессиональных государств со своими законами, языком, населением, занимающих на карте определенное положение.правила выбора профессии

Например, профессии слесаря по ремонту автомобилей, слесаря механосборочных работ и слесаря-сантехника различаются только с точки зрения производственных задач и условий труда, но никак не с точки зрения предъявляемых к человеку требований.

Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда. Предметом труда могут быть другие люди, техника, информация, художественные произведения или природа.

А класс профессий говорит о степени сложности и требуемой квалификации человека, то есть о характере труда. Характер труда может быть исполнительным или творческим.

Тип профессии — группа профессий, сходных по предмету труда.

По предмету труда можно выделить пять типов профессий.

  1. Предметом профессий первого типа являются другие люди. Поэтому их назвали профессиями типа «человек-человек». К ним относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой.

В качестве примера можно привести такие профессии, как врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, проводник, участковый инспектор. Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.

2.Тип «человек-техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники.

Это могут быть такие профессии, как каменщик, сварщик, инженер, водитель, токарь, швея, слесарь-ремонтник, электромонтер.

Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

3. Тип «человек-знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами.

Это переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер, кассир, штурман, радист. Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.

4.К типу «человек-художественный образ» можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу

Примером могут служить художник, журналист, композитор, ювелир, актер, закройщик, реставратор. От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.

5.Наконец, к типу «человек-природа» можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных.

Это такие профессии, как микробиолог, агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар. Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.

Kлacc профессии – группа профессий, сходных по характеру труда.

По характеру труда выделяются два класса профессий.

Профессии исполнительского класса связаны с выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем.

К профессиям исполнительского класса можно отнести агента, медсестру, продавца, машиниста, станочника, плотника, кассира, парикмахера, озеленителя. В большинстве случаев профессии этого класса не требуют высшего образования.

Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования.

К творческому классу относятся профессии врача, менеджера, психолога, учителя, юриста, инженера, математика, архитектора, физика.

Классификация профессий – объединение сходных профессий в группы по какому-либо признаку.

Любая профессия может быть одновременно отнесена на основании предмета труда к одному из пяти типов и на основании характера труда к одному из двух классов.

Поэтому психологическая карта профессий состоит из 10 клеток (пять строчек, обозначенных цифрами от 1 до 5, соответствуют типам профессии по предмету труда, а два столбика, обозначенных буквами А и Б, соответствуют классам профессий по характеру труда).

Каждая группа профессий имеет свое буквенно-цифровое обозначение, например:

А1 — исполнительские профессии типа «человек-человек»;

Б1 — творческие профессии типа «человек-человек»;

А2 — исполнительские профессии типа «человек-техника» и т.д.

Каждая группа объединяет множество профессий, сходных между собой по наиболее существенным психологическим признакам. При этом не учитываются такие признаки, как отрасль экономики, вид предприятия, условия труда, уровень заработной платы и т.п.

 

типы профессий по предмету трудаКлассы профессий по характеру труда
исполнительные (А)творческие (Б)
1)«Человек-человек» 

агент

 

воспитатель

 

медсестра

 

милиционер

 

продавец

 

социальный работник

 

врач

 

менеджер

 

психолог

 

секретарь-референт

 

Учитель

 

юрисконсульт

2)«Человек-техника» 

 

бетонщик

 

водитель

 

газоэлектросварщик

 

каменщик

 

маляр

 

машинист

 

механик

 

монтажник

 

наладчик

 

плотник

 

слесарь

 

фрезеровщик

 

токарь

 

швея

 

штукатур

 

электромонтер

 

инженер

 

конструктор

 

технолог

 

 

3) «человек –

знаковая система»

 

кассир

 

машйнистка

 

наборщик

 

телефонист

 

бухгалтер

 

геодезист

 

переводчик

 

программист

 

экономист

 

 

4)«человек — художественный образ»

 

закройщик

 

парикмахер

 

повар

 

портной

 

фотограф

актер

 

архитектор

 

музыкант

 

хореограф

 

художник

 

5)«Человек-природа» 

животновод

 

садовник

 

фермер

 

агроном

 

физик

 

ветеринар

 

химик

 

геолог

 

Деление профессий на психологические типы и классы является достаточно условным. Поэтому одна и та же профессия может занимать разное место на карте.

Ведь, строго говоря, любая профессия характеризуется несколькими предметами своей деятельности.

Но одни из них являются более существенными, а другие — менее. Так, профессиональному юристу чаще всего приходится работать с людьми, поэтому его профессию можно смело отнести к типу «человек-человек».

Однако в значительное мере юристу приходится иметь дело с текстовой информацией: документами, законами и т.п. Поэтому деятельности юриста могут быть присущи также особенности профессий типа «человек-знаковая система».

В качестве примера других смежных профессий можно назвать профессии продавца, охранника, секретаря-референта, парикмахера, закройщика.

Кроме того, общие профессиональные категории могут включать в себя несколько специализаций. Так, человек, получивший юридическое образование и имеющий специальность юриста, может в дальнейшем выбрать один из нескольких путей своей профессиональной карьеры. Например, он может стать адвокатом, следователем, юрисконсультом, нотариусом или криминалистом. И если труд адвоката направлен в основном на людей, то нотариус чаще имеет дело с документами, а криминалист — с информацией.

Выбирайте себе профессию на всю жизнь, не ошибитесь.

vashbebik.ru

Профориентация старшеклассников | Азбука воспитания

Профориентация старшеклассников (5 голосов: 5 из 5)

Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.

Человека, выбирающего свою будущую профессию, называют оптантом (от латин. optacio — желание, избрание). Стадия выбора должна завершиться оформлением реалистического и достаточно четкого представления о той профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем включит себя.

Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным же разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий, поэтому профориентация зачастую носит стихийный характер. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 — по совету родителей, 9% — под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например близостью вуза к дому, и только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности.

Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.

Для очень многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что, с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой — он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям.

Обращаясь к специалисту, человек просит определить, к какому виду деятельности он наиболее способен, ожидая получить однозначные рекомендации по поводу его профессиональной предназначенности. За этим стоит не только распространенное заблуждение относительно предрасположенности каждого из нас к определенному виду деятельности (и только к нему), но и, возможно, неосознанное стремление переложить решение важнейшей жизненной проблемы на другого человека, пусть даже специалиста.

Квалифицированная помощь заключается в том, что консультант помогает человеку определить наличие и направленность своих профессиональных интересов и склонностей, личностных и деловых качеств, необходимых для овладения определенной сферой профессионального труда; информирует его о содержании и условиях труда в рамках интересующей профессии; знакомит с правилами принятия решения и планирования своего профессионального пути. Окончательный же выбор будущей профессии остается за самим человеком.

Психологическая классификация профессий (специальностей)

Специальность — это необходимая для общества ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного (затраченного) им труда необходимые средства существования и развития. Профессия (от латин. professio — официально указанное занятие, profiteor — объявляю своим делом) — это группа родственных специальностей. Например, нет токаря вообще, есть токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-револьверщик, токарь-универсал и т.д. Все эти специальности теоретически объединяются в группу, обозначаемую как «токарная профессия».

Специальностей — тысячи, и для удобства ориентации в них нужна их классификация. Возможны различные классификации: по отраслям народного хозяйства, по уровню требуемой квалификации, по сходству психологических требований и по многим другим основаниям.

Для грубого различения и «примеривания» каждым человеком к себе разных профессий пригодна четырехъярусная обзорная их классификация по признакам предмета, целей, средств и условий труда, разработанная ученым Е.А. Климовым и его сотрудниками.

В соответствии с различимыми разновидностями объектных систем выделяются пять типов профессий: «человек — природа» (П), «человек — техника» (Т), «человек — человек» (Ч), «человек — знак» (3), «человек — художественный образ» (X).

Карта мира профессий

Условное название типа профессий Характеристика предмета труда Профессионально-техническое образование Среднее специальное образование Высшее образование
«Человек-Природа» Живые организмы, биологические, микробиологические процессы Плодоовощевод, животновод Техник-лесовод,зоотехник, флорист Зооинженер, агроном, ветеринарный врач
«Человек-Техника» Технические системы, энергия, искусственные и неживые природные материалы Слесарь, машинист автокрана, аппаратчик Техник-технолог, техник-строитель Инженер
«Человек-Человек» Люди, коллективы, группы, социальные процессы Продавец, парикмахер Медсестра, воспитатель дошкольного учреждения Учитель, инженер, менеджер
«Человек-Знак» Условные знаки, цифры, коды, естественные и искусственные языки (формулы) Наборщик, чертежник, оператор ПК Инспектор-финансист, экономист Инженер-экономист, редактор, ученый- теоретик
«Человек-Художественный образ» Художественные образы, их свойства, элементы Гравер, лепщик архитектурных деталей Декоратор-оформитель, скульптор-исполнитель Художник-конструктор, дизайнер интерьера, модельер, актер

Профессии типа «Человек — Природа»

Это профессии, где труд работников направлен на объекты живой природы. Ориентироваться в этой области помогают учебные предметы: ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология.

Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. Они трансформируются по своим внутренним законам. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются (а также болеют, гибнут). Работнику нужно не просто очень многое знать, но и мысленно предвидеть изменения в объектах труда.

От работника требуются инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Важны заботливость и дальновидность, ведь многие изменения в животных и растительных организмах могут оказаться необратимыми (растения могут завянуть, погибнуть от вредителей, могут начаться повальные болезни скота и т.д.). Изменчивые условия труда требуют от работника творческого решения возникающих задач.

Труд человека в области профессий «человек — природа» направлен не только на упомянутые выше объекты. Так, например, растениеводы используют в своей практике разнообразную и сложную технику. Работая в коллективе, они, в частности, заняты и налаживанием межличностных отношений. Им приходится вникать и в вопросы учета, экономической оценки своего труда. Есть даже такие профессии данного типа, которые обязательно требуют художественных склонностей (наряду со склонностями к биологии, ботанике), например, цветоводы-декораторы (флористы), техники зеленого строительства (специалисты по озеленению городов, населенных мест). Но все же главный предмет внимания и забот работников в данном случае — растения и среда их существования.

Сходным образом дело обстоит и с животноводческими профессиями. Животноводство все более переводится на индустриальную основу, оснащается техникой. Животновод — это и механизатор. Но если у него нет особого отношения, особых склонностей к работе именно с животными (а есть только интерес к технике), то это отрицательно сказывается на работе.

Микробиолог со всех сторон окружен лабораторной техникой, а сам биологический предмет исследования даже не виден невооруженным глазом. Но и здесь главное — интерес к явлениям живой природы. А техника — средство, но не основной предмет труда.

При выборе профессии типа «человек — природа» очень важно принять во внимание следующее. Для многих людей природа выступает как привлекательная среда, связанная с отдыхом. Жители города стремятся после работы или во время отпуска в лес или горы. Но все это не та любовь к природе, которая ожидается от профессионала в области «человек — природа». Поэтому очень важно разобраться, как именно человек любит природу: как мастерскую, в которой он собирается отдавать все силы производству той или иной продукции, или ему просто нравится погулять в лесу, подышать свежим воздухом, поваляться на лужайке. Проверять свою любовь к природе на прочность нужно в практическом труде.

Профессии типа «Человек — Техника»

Это профессии, где труд работников направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии). В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы — ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Область техники нужно понимать широко.

Особенность технических (и неживых природных) объектов состоит в том, что они, как правило, могут быть точно измерены, определены по многим признакам И при их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность определенность действий.

Нельзя придумывать такие машины, которые бы очень изматывали, изнашивали человека, были бы для него очень неудобны и опасны.

Конструкторы совместно с психологами и художниками-конструкторами стремятся чтобы техника была как можно удобнее, безопаснее, комфортнее.

В мире техники имеется очень много возможностей для новаторства, изобретательства. В связи с этим техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия успеха в данной области. Изобретать можно не только новые продукты труда (продукты в технике часто строго определены чертежом, техническим заданием), но и способы работы.

Новаторы придумывают новые типы инструментов, приспособлений, улучшают технологию обработки изделий. Поэтому неправильно деление профессий на творческие и нетворческие. Творческими и нетворческими бывают люди. Одному работнику поручили колоть орехи. Никто бы не назвал это творческим занятием. А этот человек придумал следующее: изготовил плотно закрывающуюся металлическую емкость (большой баллон), туда засыпал орехи, закрыл емкость, накачал в нее воздух, а потом его резко выпустил. И все орехи в один момент аккуратно раскололись. Оставалось только отобрать ядра и выбросить шелуху.

Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина. Дисциплина нужна везде, но техника с ее точностью особенно чувствительна к этому качеству работников.

Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику. Так, монтажник радиоаппаратуры заботится, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса в ходе работы общается с людьми, оператор или слесарь может что-то подсчитывать, рассчитывать, а машинист крана может быть занят погрузкой клеток, например, с обитателями зоопарка, отправляемыми на гастроли. Но все же главный предмет профессионального внимания и забот работников в данном случае — технические объекты и их свойства. Все-таки машинист крана (крановщик) — специалист по управлению подъемным краном, слесарь — специалист по обработке металла.

При этом важно иметь в виду следующее. Некоторые названия указывают на преимущественно женский характер труда (вязальщица текстильно-галантерейных изделий и др.). Но большинство названий профессий принято употреблять традиционно в мужском роде, хотя работать здесь могут и мужчины и женщины (повар, киномеханик, аппаратчик, токарь и др.).

Профессии типа «Человек — Человек»

Это профессии, объектом внимания которых является человек. Они связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством. В этой области помогают ориентироваться такие учебные предметы, как история, литература и другие, связанные с изучением людей, общества.

Первая особенность профессий типа «человек — человек» состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми.

Вторая особенность профессий этого типа заключается в том, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки:

1) нужно уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их, разбираться в их особенностях;

2) необходимо быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства и т.д.

Профессии типа «Человек — Знак» («Человек — Знаковая система»)

Люди с этими профессиям занимаются обработкой информации (сведений), представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.

Современный человек погружен в мир знаков и знаковых систем. Чертежи, схемы, топографические и географические карты, числовые данные, таблицы, формулы, подписи, надписи, тексты, дорожные знаки, разного рода условные сигналы — все это неотъемлемые черты проявления современной цивилизации.

В условиях современной культуры большую роль играют знаки, не имеющие изобразительного сходства с обозначаемым объектом (слова не похожи на предметы, о которых идет речь, ноты не похожи на музыку, деньги не похожи на товары, математические формулы, описывающие и позволяющие определить курс самолета, не похожи ни на самолет, ни на траекторию его полета и т.д.). Поэтому, чтобы успешно работать в какой-либо из профессий данного типа, нужны особые склонности для мысленного погружения в мир сухих обозначений, для отвлечения от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредоточения на тех сведениях, которые несут с собой те или иные знаки. При работе со знаками как и при работе с любыми объектами, возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также задачи придумывания новых знаков, знаковых систем. Иначе говоря, в данной области труда, как и во всякой другой, имеются своеобразные возможности для творчества.

Профессии типа «Человек – Художественный образ»

Это профессии, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания. Все профессии типа «человек — художественный образ» можно разделить на подтипы в соответствии с исторически обособившимися видами художественного отображения действительности.

  • Профессии, связанные с изобразительной деятельностью.
  • Профессии, связанные с музыкальной деятельностью.
  • Профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью.
  • Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Перечисленные подтипы не строго ограничены друг от друга и более или менее сильно взаимопереплетаются.

Первые в истории человечества проявления и формы искусства (изображение, песня, танец) всегда были отнюдь не праздным, а важнейшим общественным делом — делом коллектива. Песня задавала ритм совместного труда или создавала необходимое настроение (скорбное, радостное или боевое). Рисунок или танец определяли и уточняли намерения, цели, планы, служили своеобразной подготовкой к охоте, бою и т.п. Искусство было связано с жизнеобеспечением общества, трудом.

В процессе развития человечества произошло отделение и обособление производства художественных ценностей от производства ценностей материальных. Появились специалисты художественного профиля. Они удовлетворяют свои материальные потребности за счет тех, кто трудится в области сельского хозяйства, промышленности, а взамен этого вносят в общее дело эстетические ценности.

Идет закономерный обмен продуктами труда. Конечно, время от времени появляется «взбесившееся фортепиано», которому начинает казаться, что «оно само для себя играет», иначе говоря, появляются идеи, что искусство — это нечто исключительное («искусство для искусства» и т.п.) Это не более остроумная позиция, чем если бы кто-то провозгласил: «промышленность для промышленности», «пчеловодство для пчеловодства» и т.п. В любой области труда мастерство может быть недосягаемо высоким; правда, не в любой области оно выражается в зрелищных эффектах. Поэтому не во всех областях труда одинаковы условия для того, чтобы «гордыня» овладела человеком.

Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного продукта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но, чтобы оно состоялось, артист ежедневно и помногу часов работает над совершенствованием и поддержанием на необходимом уровне своего мастерства, строго соблюдает специальный режим и т. д.

Выбирая соответствующий профессиональный путь, важно подумать об этой неявной стороне труда, которая может оказаться и непосильной платой за успех Чтобы труд приносил удовлетворение, важно воспитать в себе реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее признание, чем то, которого ты заслуживаешь по реальным результатам своей деятельности). Впрочем, этого нелегко достичь, если человека уже успел кто-то захвалить. Человек с нереалистическим уровнем притязаний гонит от себя мысль о том, истинная причина отсутствия громкого успеха — в нем самом. Он склонен объяснять неудачи действиями других людей («помешали», «не дают проходу», «завидуют»,»тормозят» и т.п.)

По материалам книги Т.Л. Павловой «Профориентация старшеклассников. Диагностика и развитие профессиональной зрелости»

azbyka.ru

Персональный сайт - Психологические типы профессий

 

Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник), средств труда (использует ли он машины, или ручные инструменты) и т.п. Учитывая предлагаемую типологию, каждой профессии можно привести в соответствие некий код, или профиль - то есть, к какому типу и по какому критерию она отностися. А потом составить для себя"идеальную формулу профессии" предпочитаемые предмет труда, средства. И таким образом понять, какая профессия Вам подходит, а какая нет.

Базовая классификация профессий

Любая профессия по каждому из оснований (строки) может быть отнесена к одному из типов или к нескольким. В строках указаны основания для классификации - и соответствующие им типы профессий.

Предмет труда 

Природа

Техника

Человек

Знак

Художественный образ

Условия труда 

Бытовые

На открытом воздухе

Необычные

C повышенной моральной ответственностью

 

Средства труда 

Ручные

Машины

Автоматизированные

Функциональные

 

Цели труда 

Гностические

Преобразующие

Изыскательские

 

 

1. В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов.

В действительности, это - очень грубое деление. Имеет смысл не просто относить профессию к одному из пяти типов (такой способ подходит только для некоторых профессий, четко соответствующих одному из пяти предметов труда. Для каждой профессии психологи определяют, какой предмет труда ближе, с чем преимущественно приходится иметь дело - таких предметов, характеризующих профессию может быть и три. Такая дифференцированная оценка позволяет нам различать и профессии внутри одной группы: по тому, какой из предметов труда назван вторичным для данной профессии.

"ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА"

Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.

Среди профессий типа "человек-природа" можно выделить профессии, предмет труда которых:

  • растительные организмы,
  • животные организмы,
  • микроорганизмы.

Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определeнный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу.

Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования.

C другой стороны, при выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству.

И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.

"ЧЕЛОBЕК - ТЕХНИКА"

Здесь главный, ведущий предмет труда - технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.

Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.

Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств.

Среди профессий типа "человек-техника" можно выделить:

  • профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;
  • профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов.
  • профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;
  • профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;
  • профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;
  • профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;
  • профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;
  • профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;
  • профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.

"ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК"

Здесь главный, ведущий предмет труда - люди.

Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.

Среди этого типа профессий можно выделить:

  • профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;
  • профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;
  • профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;
  • профессии, связанные с информационным обслуживанием;
  • профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;
  • профессии, связанные с медицинским обслуживанием.

Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.

Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:

  • устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми,
  • потребность в общении,
  • способность понимать намерения, помыслы, настроения людей,
  • умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,
  • умение находить общий язык с разными людьми.

"ЧЕЛОВЕК - ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ"

Здесь главный, ведущий предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.

Профессии типа "человек - знаковые системы" включают:

  • профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием,
  • профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения,
  • профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.

Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

"ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ"

Здесь главный, ведущий предмет труда - художественный образ, способы его построения.

Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.

Профессии типа "человек-художественный образ" включают:

  • профессии, связанные с изобразительной деятельностью,
  • профессии, связанные с музыкальной деятельностью,
  • профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью,
  • профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Одна из особенностей профессий типа "человек-художественный образ" состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.

2. По условиям труда выделяют четыре группы профессий

  • Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт).
  • Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (строитель, пожарник, полевод, агроном).
  • Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик).
  • Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор ).

3. В зависимости от средств труда профессии подразделяют на 4 отдела

  • Профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург).
  • Профессии, связанные с использованием машин c ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи).
  • Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы).
  • Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен).

4. В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий

  • Гностические: распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь).
  • Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной,).
  • Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель)

domovenok41.narod.ru