Конспект урока по обществознанию на тему: "Типы экономических систем". Типы экономических систем таблица по обществознанию 8 класс


Тест по обществознанию. Тема "Экономика" (8 класс) страница 2

Задание 14. С помощью трех примеров проиллюстрируйте процесс государственного регулирования экономики.

Итоговый тест по теме «Экономика» для учащихся 8-х классов.

4 вариант

Задание 1. На рынке недвижимости формируются в частности спрос и предложение на

1) квартиры 2) труд работников 3) акции предприятий 4) технические средства

Задание 2. Закрытие ряда ателье по пошиву верхней одежды в связи со снижением спроса населения характеризует ситуацию на рынке

1) труда 2) услуг 3) капитала 4) информации

Задание 3. Владелец фирмы решил подарить уходящему на пенсию сотруднику автомобиль. Этот пример прежде всего иллюстрирует право собственника

1) распоряжаться имуществом

2) пользоваться имуществом

3) владеть имуществом

4) наследовать имущество

Задание 4. Какая из перечисленных ценных бумаг олицетворяет корпоративную форму собственности?

1) облигация 2) страховой полис 3) акция 4) ассигнация

Задание 5. Тушь для ресниц, приобретенная дамой, вызвала у нее по заключению врача, аллергическую реакцию. Упаковка туши не содержала соответствующих предупреждений. Какое право потребителя было нарушено?

1) право на достоверную информацию о товаре

2) право на качественный товар

3) право на безопасность товара для жизни и здоровья

4) право на замену или возврат некачественного товара

Задание 6. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика – это наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между ними в процессе производства и обмена товаров.

Б. Экономика – это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых благ, условий и средств существования.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание 7. Верны ли следующие суждения о государственном бюджете?

А. Государственный бюджет носит характер рекомендаций для всех хозяйственных субъектов страны.

Б. Главным источником наполнения российского государственного бюджета, как правило является деятельность финансово-промышленных групп.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание 8. Верны ли следующие суждении о налогах?

А. Налоги – единственный источник финансирования государственных программ.

Б. Налоги – обязательные платежи граждан и хозяйственных организаций, взимаемых в пользу государства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Задание 9. Верны ли следующие суждения о потребителе в рыночной экономике?

А.Потребитель в рыночной экономике участвует в формировании рыночного спроса.

Б Цену товаров и услуг на рынке устанавливает производитель без участия потребителей.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Задание 10. Если экономические проблемы решаются в равной степени и рынком и государством, то экономика является

1) командной

2) рыночной

3) традиционной

4) смешанной

Задание 11. Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

А)

многообразие форм собственности

1)

Административно-командная

Б)

контроль за производством и распределением со стороны государства

2)

Рыночная

В)

действие закона спроса и предложения

Г)

централизованное ценообразование

Д)

экономическая независимость товаропроизводителей

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Задание12. Восполните пробел в приведенной ниже схеме налоги

Подоходный налог

Налог на прибыль

Налог на имущество

Задание 13. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано

(1)Рекордная цена – 58,28 доллара за баррель нефти – была зафиксирована на торгах в Нью-Йорке 4 апреля. (2) Цены все еще высоки, но их снижение можно считать тенденцией. (3) Причины снижения изучаются аналитиками разных стран. (4) Можно предположить, что снижение цен на нефть окажет оздоравливающее влияние на отечественную экономику.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положенную букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Задание 14. Проиллюстрируйте двумя примерами различные проявления воздействия экономики на социальную сферу ( в каждом случае запишите сначала проявление, а затем соответствующий пример)

Итоговый тест по теме «Экономика» для учащихся 8-х классов.

5 вариант

Задание 1. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Рыночные отношения создают возможность расширения границ, демократических свобод в обществе.

Б. Рыночная экономика заинтересована в поддержании многообразия форм собственности

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание 2. Одним из условий повышения производительности труда работников является

1) платежеспособность населения

2) цикличность производства

3) разделение труда

4) снижение затрат производства

Задание 3. Какое условие обеспечивает эффективное действие рыночного механизма?

1) рост налогообложения

2) бездефицитный государственный бюджет

3) свободный и взаимовыгодный обмен

4) использование новых технологий

Задание 4. Рост объемов потребления населением товаров и услуг приводит в частности к росту

1) размера прожиточного минимума

2) видов налогов на производителя

3) размера внутреннего государственного долга

4) числа частных предприятий

Задание 5. Выделение денег из государственного бюджета на предупреждение и ликвидацию последствий стихийных бедствий характеризует экономическую деятельность государства в сфере

1) производства

2) распределения

3) обмена

4) потребления

Задание 6. Равновесная цена в рыночной экономике – это цена совпадения

1) денежной и товарной массы

2) спроса и предложения

3) производства и быта

4) производства и потребления

Задание 7. Превышение доходов государства над его расходами называют бюджетным (ой)

1) сальдо

2) балансом

3) профицитом

4) прибылью

Задание8. Дивиденд – это

1) доход владельца акций

2) процент по вкладу в банке

3) доход от сдачи в аренду недвижимости

4) ставка ипотечного кредита

Задание 9. К фазам экономического цикла относится

1) дефляция

2) девальвация

3) дефолт

4) спад

Задание10. К ценным бумагам относится

1) дивиденд

2) вексель

3) кредитная карта

4) купон

Задание 11. Установите соответствие между видами налогов и их конкретными примерами: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ НАЛОГОВ

ВИДЫ НАЛОГОВ

А)

подоходный налог

1)

прямой налог

Б)

налог с продаж

2)

косвенный налог

В)

акцизный сбор

Г)

налог на наследство

Д)

налог на имущество

Е)

налог на добавленную стоимость

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Задание12. Восполните пробел в приведенной ниже схеме Главные вопросы экономики

Что производить

Для кого производить

Задание 13. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано:

(1) В начале 90-х годов в России было лишь около 10 государственных банков, которые обслуживали все расчеты на территории страны. (2) По официальным данным Центрального банка, на май 1996 года в России зарегистрировано 2568 банков, в том числе 1556 – паевых и 1012 – акционерных. (3) Несмотря на бурный рост коммерческих банков, до формирования оптимальной банковской системы еще далеко. (4) Специалисты считают, что российская банковская система на целые десятилетия отстает от западной по техническому уровню и по способности внедрять достижения научно-технической революции. (5) Ведущие транснациональные банки ежегодно тратят на модернизацию технической базы 15-20% общих операционных расходов. У российских банков расходы на техническое оснащение составляют в среднем лишь 1-2 %.

Определите, какие положения текста носят

А. фактический характер

Б. характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву , обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов

Задание 14. Назовите три основные сферы, в которых протекает экономическая деятельность.

Итоговый тест по теме «Экономика» для учащихся 8-х классов.

6 вариант

Задание 1. Чем отличается товарное хозяйство от натурального?

1) используются орудия труда

2) увеличиваются расходы материалов на единицу продукции

3) продукция производится для продажи

4) существует разделение труда

Задание 2. Сравните данные двух диаграмм, свидетельствующие о том, каковы были доли продукции предприятий различных форм собственности в 1990 и 1995 гг. Какие изменения отражают эти данные?

- государственный сектор - частный сектор

1) усилилось негативное воздействие производства на окружающую среду

2) выросло влияние частного предпринимательства на социальную политику государства

3) расширились масштабы приватизации государственных предприятий

4) снизились доходы государства от передачи предприятий в частные руки

Задание 3. Понятие «экономика» первоначально обозначало

1) управление сельским поместьем

2) искусство ведения домашнего хозяйства

3) натуральный обмен

4) денежное обращение

Задание 4. Заседание правительства было посвящено обсуждению дополнительных источников доходов государства и оставлению государственного бюджета на следующий год. Это вид экономической деятельности в сфере:

1) потребления 2) обмена 3) производства 4) распределения

Задание 5. Экономические отношения производителей и потребителей, основанные на взаимовыгодном обмене, - это

1) разделение труда 2) конкуренция 3) рынок 4) специализация

Задание 6. Суммарная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за год, отражает следующий экономический показатель

1) национальный доход

2) валовой национальный продукт

3) соблюдение трудовой этики

4) стремление повышать квалификацию

Задание 7. Экономическое развитие страны определяется

1) ее бюджетом 2) ВВП 3) расходами на образования 4) количеством предприятий

Задание 8. Верны ли следующие суждения? Налог – это:

А Плата за пользование государственным имуществом.

Б Установленный государством для предприятий и граждан обязательный платеж.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

Задание 9. Если спрос выше предложения, то цена на товар

1) не изменится

2) вырастет

3) упадет

4) будет колебаться

Задание 10. На увеличение потребительских расходов влияет

1) увеличение подоходного налога

2) снижение социальных выплат

3) увеличение потребительских доходов

4) снижение производительности труда

Задание11. Установите соответствие между факторами производства и их примерами: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

А)

токарный станок

1)

земля

Б)

каменный уголь

2)

труд

В)

наладчик оборудования

3)

капитал

Г)

офис фирмы

Д)

менеджер

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Задание12. Восполните пробел в приведенной ниже схеме Государственный …..

Статьи доходов

Статьи расходов

Задание 13. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) По различным оценкам, в 2002-2003 гг. Россия поставила на мировой рынок 16-7 млн т зерна.(2) Страна вошла в десятку мировых экспортеров пшеницы и пятерку экспортеров ячменя. (3) Этот успех имеет уверенную тенденцию к сохранению. (4) Экономисты связывают дальнейшее развитие аграрного сектора с приходом туда крупного капитала и созданием агрофирм. (5) Если такое положение сохранится, то можно предположить, что сельское хозяйство страны станет наконец эффективной сферой хозяйственной деятельности.

Определите какие положения текста носят

А) фактический характер

Б ) характер оценочных суждений

Запишите под номером положенную букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Задание 14. С помощью трех примеров проиллюстрируйте процесс государственного регулирования экономики.

infourok.ru

Типы экономических систем - Обществознание

Презентация "Типы экономических систем" содержит следующие разделы: "Традиционная экономика", "Административная экономика", "Рыночная экономика", "Смешанная экономика".

Просмотр содержимого документа «Типы экономических систем»

Экономическая система  – способ организации хозяйственной жизни общества, представляющий собой совокупность упорядоченных взаимосвязей между производителями и потребителями материальных благ и услуг .

Экономическая система  – способ организации хозяйственной жизни общества, представляющий собой совокупность упорядоченных взаимосвязей между производителями и потребителями материальных благ и услуг .

  1.Традиционная экономическая система.   Тип организации экономики, при которой: земля и капитал (основные факторы производства) принадлежат общине, племени или в общем пользовании, ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

  1.Традиционная экономическая система.

  Тип организации экономики, при которой:

  • земля и капитал (основные факторы производства) принадлежат общине, племени или в общем пользовании,
  • ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.
2.Командная (централизованная или административная) экономическая система.  Тип организации экономики, при которой: земля и капитал (основные средства производства) находятся в собственности государства, ресурсы распределяет тоже государство.

2.Командная (централизованная или административная) экономическая система. 

Тип организации экономики, при которой:

  • земля и капитал (основные средства производства) находятся в собственности государства,
  • ресурсы распределяет тоже государство.
3. Рыночная (капиталистическая)   экономическая система . Тип организации экономики, при которой: земля и капитал находятся в частной собственности, ресурсы распределяются с помощью рынка спроса и предложения.

3. Рыночная (капиталистическая)   экономическая система .

Тип организации экономики, при которой:

  • земля и капитал находятся в частной собственности,
  • ресурсы распределяются с помощью рынка спроса и предложения.
4. Смешанная экономическая система Тип организации экономики, при которой: земля и капитал (основные факторы производства) находятся в частной собственности, ресурсы распределяются государством и рынком.

4. Смешанная экономическая система

Тип организации экономики, при которой:

  • земля и капитал (основные факторы производства) находятся в частной собственности,
  • ресурсы распределяются государством и рынком.
Рынок   — сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства.

Рынок   — сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства.

свобода индивида и честное соревнование т е с н а я с в я з ь правовое государство

свобода индивида и честное соревнование

т е с н а я

с

в

я

з

ь

правовое государство

Правовое государство -  это такая форма организации деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

Правовое государство -  это такая форма организации деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

Отличительные черты рынка: Частная собственность. Развертывание научно-технической революции. Возрастание роли услуг. Творческое отношение к труду.

Отличительные черты рынка:

  • Частная собственность.
  • Развертывание научно-технической революции.
  • Возрастание роли услуг.
  • Творческое отношение к труду.
Для традиционной экономики характерно натуральное хозяйство.

Для традиционной экономики характерно натуральное хозяйство.

Основные черты АКС: Гос. Собственность почти на все ресурсы. Монополизация и бюрократизация экономики. Централизованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Основные черты АКС:

  • Гос. Собственность почти на все ресурсы.
  • Монополизация и бюрократизация экономики.
  • Централизованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.
Отличительные черты смешанной экономической системы: Приоритетность рыночной организации экономики: Многосекторность экономики Государственное управляющее Предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке Ориентация финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность Социальная защита населения.

Отличительные черты смешанной экономической системы:

Приоритетность рыночной организации экономики:

  • Многосекторность экономики
  • Государственное управляющее Предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке
  • Ориентация финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность
  • Социальная защита населения.

multiurok.ru

8 класс. Обществознание. Экономическая система - Экономическая система

Комментарии преподавателя

На се­го­дняш­нем уроке речь пой­дёт о тех спо­со­бах, при по­мо­щи ко­то­рых эко­но­ми­ка пы­та­ет­ся ре­шить на­сущ­ные про­бле­мы че­ло­ве­ка. Опре­де­ле­ние этих спо­со­бов об­ра­зу­ет так на­зы­ва­е­мую эко­но­ми­че­скую си­сте­му.

Спо­со­бы хо­зяй­ствен­ной жиз­не­де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка за­ви­сят от трёх ос­нов­ных вещей. Пер­вое - от того, кому при­над­ле­жит соб­ствен­ность, ре­сур­сы, ведь это один из фун­да­мен­таль­ных и важ­ней­ших во­про­сов. Тот, кому при­над­ле­жит огра­ни­чен­ный ре­сурс (а мы го­во­ри­ли о том, что ре­сур­сы все­гда огра­ни­че­ны), в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни опре­де­ля­ет ха­рак­тер эко­но­ми­ки в целом. Но есть ещё две важ­ные со­став­ля­ю­щие. Вто­рым важ­ным фак­то­ром вы­сту­па­ет тот метод, с по­мо­щью ко­то­ро­го мы на­ла­жи­ва­ем вза­и­мо­свя­зи между раз­лич­ны­ми эле­мен­та­ми эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти. Тре­тье – это тот спо­соб, ко­то­рым людей мо­ти­ви­ру­ют к уча­стию в эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти. Таких мо­ти­вов на самом деле не так уж много. Это ма­те­ри­аль­ный мотив, то есть мотив ма­те­ри­аль­ной за­ин­те­ре­со­ван­но­сти, когда че­ло­век ра­бо­та­ет ради по­лу­че­ния при­бы­ли; эн­ту­зи­азм, когда че­ло­век ра­бо­та­ет, удо­вле­тво­ряя свой ин­те­рес, счи­тая это необ­хо­ди­мым; и ор­га­ни­зо­ван­ное на­си­лие, когда че­ло­ве­ка при­нуж­да­ют к ра­бо­те. Все из вы­ше­пе­ре­чис­лен­ных спо­со­бов мо­ти­ва­ции че­ло­ве­ка к ра­бо­те имели место быть и при­во­ди­ли к до­ста­точ­но ин­те­рес­ным ре­зуль­та­там. На­при­мер, в пе­ри­од ра­бо­вла­де­ния были по­стро­е­ны гран­ди­оз­ные со­ору­же­ния, но всё это было сде­ла­но под вли­я­ни­ем при­нуж­де­ния.

Рабовладение  

Рис. 1. Ра­бо­вла­де­ние (Ис­точ­ник)

Так или иначе, че­ло­ве­че­ство на­учи­лось ре­шать свои эко­но­ми­че­ские про­бле­мы, вы­стра­и­вая опре­де­лён­ные си­сте­мы. Эти си­сте­мы при­ня­то на­зы­вать эко­но­ми­че­ски­ми си­сте­ма­ми. Эко­но­ми­че­ская си­сте­ма – это со­во­куп­ность ор­га­ни­за­ци­он­ных спо­со­бов со­гла­со­ва­ния эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти людей для ре­ше­ния ос­нов­ных во­про­сов: что, как и для кого про­из­во­дить. Как пра­ви­ло, со­вре­мен­ные эко­но­ми­сты вы­де­ля­ют три ос­нов­ных типа эко­но­ми­че­ских си­стем: тра­ди­ци­он­ная, ко­манд­но-ад­ми­ни­стра­тив­ная и ры­ноч­ная. Од­на­ко стоит от­ме­тить, что в со­вре­мен­ном об­ще­стве очень слож­но будет найти дан­ный тип эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний в чи­стом виде. Наши об­ще­ства слиш­ком свя­за­ны друг с дру­гом, по­это­му ни одна из эко­но­ми­че­ских мо­де­лей не со­хра­ни­лась в пер­во­здан­ном виде. Но для нас со­вер­шен­но необ­хо­ди­мо по­зна­ко­мить­ся с ос­нов­ны­ми чер­та­ми каж­дой из этих мо­де­лей.

Типы экономических систем

Рис. 2. Типы эко­но­ми­че­ских си­стем  (Ис­точ­ник)

Итак, тра­ди­ци­он­ная эко­но­ми­ка. Уже само на­зва­ние дан­ной эко­но­ми­че­ской мо­де­ли на­ме­ка­ет на то, что она ори­ен­ти­ру­ет­ся на обы­чаи и тра­ди­ции, из­на­чаль­но уста­но­вив­ши­е­ся в этом об­ще­стве. Как пра­ви­ло, эко­но­ми­ка тра­ди­ци­он­но­го типа ори­ен­ти­ру­ет­ся на сель­ское хо­зяй­ство: про­из­вод­ство зер­но­вых, до­маш­нее ско­то­вод­ство. Сель­ское хо­зяй­ство в такой эко­но­ми­ке зи­ждет­ся на ши­ро­ком при­ме­не­нии руч­но­го труда, тех­но­ло­гии либо со­всем не раз­ви­ты, либо раз­ви­ты очень слабо. Ка­жет­ся стран­ным, что такой тип эко­но­ми­че­ской мо­де­ли су­ще­ству­ет до сих пор. Но он су­ще­ству­ет в неко­то­рых го­су­дар­ствах Аф­ри­ки, Южной Аме­ри­ки, у на­ро­дов По­ли­не­зии, где че­ло­ве­че­ские об­ще­ства ор­га­ни­зо­ва­ны имен­но по этой эко­но­ми­че­ской мо­де­ли. В своём роде она со­вер­шен­на. Дело в том, что тра­ди­ци­он­ная эко­но­ми­ка, как пра­ви­ло, от­ве­ча­ет тем при­род­но-кли­ма­ти­че­ским усло­ви­ям, тем вы­зо­вам, с ко­то­ры­ми стал­ки­ва­ет­ся че­ло­век, оби­та­ю­щий в опре­де­лён­ной среде. Со­вре­мен­ные тех­но­ло­гии и сред­ства про­из­вод­ства в этой среде, воз­мож­но, и не нужны. Люди до­стиг­ли со­вер­шен­но­го про­из­вод­ства, ис­хо­дя из того, что у них есть. Они до­бы­ва­ют необ­хо­ди­мое ко­ли­че­ство пищи, умеют про­из­ве­сти на свет необ­хо­ди­мое для них ко­ли­че­ство то­ва­ров, в дан­ном смыс­ле тра­ди­ци­он­ная эко­но­ми­ка пред­став­ля­ет собой за­вер­шен­ный цикл. Ме­нять в ней ни­че­го не нужно, ведь по­треб­но­сти людей, ко­то­рые живут по прин­ци­пам дан­ной эко­но­ми­ки, весь­ма огра­ни­че­ны.

По­нят­но, что такая эко­но­ми­че­ская си­сте­ма воз­мож­на да­ле­ко не везде. Если вы жи­вё­те в уме­рен­ном кли­ма­ти­че­ском поясе, где вы­зо­вы для че­ло­ве­ка по­сто­ян­ные, вам необ­хо­ди­мо по­сто­ян­но раз­ви­вать­ся, со­вер­шен­ство­вать­ся. Ев­ро­пей­цы, жи­ву­щие в уме­рен­ной зоне, по­сто­ян­но при­ду­мы­ва­ли что-то новое, ре­ша­ли те про­бле­мы, ко­то­рые перед ними воз­ни­ка­ли. Вот так по­сте­пен­но сло­жи­лась иная форма эко­но­ми­че­ско­го вза­и­мо­дей­ствия.

Её при­ня­то на­зы­вать ры­ноч­ной эко­но­ми­кой. В ка­кой-то сте­пе­ни рынок – это сти­хия, вме­сте с тем у этой сти­хии есть очень чёт­кий по­ря­док. Ры­ноч­ная эко­но­ми­ка – это спе­ци­фи­че­ская мо­дель, где эко­но­ми­че­ская жизнь ос­но­ва­на на несколь­ких важ­ных прин­ци­пах, а имен­но:

1. Мно­го­об­ра­зие форм соб­ствен­но­сти;

2. Обя­за­тель­ное част­ное пред­при­ни­ма­тель­ство;

3. Сво­бод­ное це­но­об­ра­зо­ва­ние.

Во­об­ще рынок пред­став­ля­ет собой очень тес­ную вза­и­мо­связь между пред­при­ни­ма­те­ля­ми и по­ку­па­те­ля­ми. Толь­ко этот тан­дем опре­де­ля­ет и цену то­ва­ра, и необ­хо­ди­мость про­из­вод­ства этого то­ва­ра. Опре­де­ля­ет­ся, сколь­ко то­ва­ра про­из­во­дить, ка­ко­го ка­че­ства, в каких точ­ках зем­но­го шара он более необ­хо­дим, а в каких – менее необ­хо­дим.

В усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки су­ще­ству­ют толь­ко те то­ва­ры и услу­ги, ко­то­рые при­но­сят при­быль по той про­стой при­чине, что че­ло­век, про­из­во­дя­щий эти то­ва­ры и услу­ги, из­на­чаль­но тра­тит свои день­ги. Ры­ноч­ная эко­но­ми­ка – это, пре­жде всего, эко­но­ми­ка част­но­го биз­не­са. Без­услов­но, если че­ло­век вкла­ды­ва­ет в про­из­вод­ство то­ва­ра свои сред­ства и ре­сур­сы, он хочет как ком­пен­си­ро­вать за­тра­ты этих ре­сур­сов, так и по­лу­чить при­быль. Для того чтобы это про­изо­шло, необ­хо­ди­мо быть очень гра­мот­ным стра­те­гом: по­ни­мать, какие по­треб­но­сти на дан­ный мо­мент су­ще­ству­ют в об­ще­стве, и смо­жешь ли ты их гра­мот­но удо­вле­тво­рить. Для того чтобы до­стичь наи­луч­ших ре­зуль­та­тов, пред­при­ни­ма­тель по­сто­ян­но стре­мит­ся умень­шить свои из­держ­ки. Это воз­мож­но в том числе и с ис­поль­зо­ва­ни­ем новых тех­но­ло­гий, ко­то­рые поз­во­ля­ют уде­ше­вить про­из­вод­ство. Зна­чит, изоб­ре­те­ние новых тех­но­ло­ги­че­ских про­цес­сов, изоб­ре­те­ние новых машин поз­во­ля­ет пред­при­ни­ма­те­лю уве­ли­чить свою при­быль. Это лежит в ос­но­ве про­грес­са, имен­но в этом суть ры­ноч­ной эко­но­ми­ки. Мы улуч­ша­ем окру­жа­ю­щий мир,  по­лу­чая при­быль для себя.

Од­на­ко и у ры­ноч­ной эко­но­ми­ки есть свои сла­бые сто­ро­ны. Глав­ная из них – про­бле­ма рас­пре­де­ле­ния средств, про­бле­ма рас­пре­де­ле­ния ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов. К со­жа­ле­нию, ры­ноч­ная эко­но­ми­ка при­во­дит к зна­чи­тель­но­му внут­рен­не­му рас­сло­е­нию в об­ще­стве: у одних со­ци­аль­ных групп скап­ли­ва­ют­ся боль­шие со­сто­я­ния, они имеют воз­мож­ность при­об­ре­тать боль­ше то­ва­ров, по­треб­лять боль­шее ко­ли­че­ство благ, поль­зо­вать­ся более ка­че­ствен­ны­ми услу­га­ми, чем дру­гие. Но все мы так или иначе имеем чув­ство спра­вед­ли­во­сти и хотим по­лу­чать по за­слу­гам, а ры­ноч­ная эко­но­ми­ка – очень жест­кая мо­дель, ко­то­рая пре­не­бре­га­ет та­ки­ми ве­ща­ми как честь, спра­вед­ли­вость, до­сто­ин­ство. Речь идёт толь­ко о при­бы­ли.

До­воль­но давно люди стре­ми­лись со­здать эко­но­ми­че­скую мо­дель, ко­то­рая от­ве­ча­ла бы ин­те­ре­сам боль­шин­ства, а в иде­а­ле - всех.  Су­ще­ство­ва­ли раз­лич­ные ва­ри­ан­ты, как ре­шить эту про­бле­му. Наи­бо­лее при­ми­тив­ный спо­соб – тот, ко­то­рый пред­ла­гал зна­ме­ни­тый ли­те­ра­тур­ный пер­со­наж Ша­ри­ков из «Со­ба­чье­го серд­ца», а имен­но: взять всё и по­де­лить. К со­жа­ле­нию, такой раз­дел благ и ре­сур­сов между всеми невоз­мож­но про­из­ве­сти.

Полиграф Шариков 

Рис. 3. По­ли­граф Ша­ри­ков (Ис­точ­ник)

По­сте­пен­но ро­ди­лась идея о со­зда­нии об­ще­ства, где бы глав­ным ре­гу­ля­то­ром эко­но­ми­ки вы­сту­па­ло го­су­дар­ство. Такая эко­но­ми­че­ская мо­дель по­лу­чи­ла на­зва­ние ко­манд­но-ад­ми­ни­стра­тив­ной. В такой эко­но­ми­че­ской си­сте­ме соб­ствен­ность при­над­ле­жит го­су­дар­ству в боль­шин­стве своём. Го­су­дар­ство при­ни­ма­ет ос­нов­ные эко­но­ми­че­ские ре­ше­ния, а, зна­чит, оно рас­пре­де­ля­ет ре­сур­сы, от­ве­ча­ет за це­но­об­ра­зо­ва­ние. По­лу­ча­ет­ся, что можно со­здать усло­вия, ког

www.kursoteka.ru

Экономические системы

16. Экономические системы

Что такое экономическая система?

Экономика каждой страны представляет собой сложно организованную систему. Вам уже знакомо это слово?

Система – это определённым образом упорядоченная совокупность элементов, которые взаимодействуют между собой и образуют целостное единство.

То есть все составляющие экономической сферы тесно связаны между собой, влияют друг на друга, являются экономической системой.

Экономическая система – действующая в стране совокупность принципов, правил, норм, которые определяют экономические отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления продукции.

В науке существуют разные подходы к выделению типов экономических систем.

Если в качестве критерия (основного признака) выбрать преобладающую форму собственности, то можно выделить первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую системы. Вы, вероятно, помните, что автором такого подхода является Карл Маркс.

Для первобытнообщинного строя характерна общественная собственность. Небольшие общины ведут общее хозяйство, полученной продукции едва хватает для выживания, распределяется она между членами общины по уравнительному принципу.

При рабовладельческом строе преобладает частная собственность, причем основной работник – раб – также является собственностью. Вся произведённая продукция поступает в распоряжение рабовладельца, рабу выделяется минимум, необходимый для поддержания работоспособности.

Основой феодальной экономической системы является собственной феодалов на землю и власть над крестьянами. Землю для ведения своего хозяйства крестьяне могут получить лишь от феодалов, поэтому попадают в зависимость от них, и вынуждены безвозмездно (то есть даром) отдавать им часть произведенной продукции.

Основой капиталистического хозяйства также является частная собственность на средства производства. Её владельцев называют буржуазией. Буржуа распоряжаются получаемой от продажи продукции прибылью. Наёмный рабочий на капиталистических предприятиях – свободный, независимый от работодателя человек, но в распределении прибыли он участвовать не может.

Маркс утверждал, что на смену капиталистической экономической системе придёт коммунистическая, также, как и первобытная, основанная на общественной собственности.  Исчезнет эксплуатация труда капиталом, так как работники станут собственниками своего предприятия и будут совместно распоряжаться прибылью. Производство будет основано на новейших достижениях науки и техники. Поэтому производимой продукции будет достаточно для удовлетворения всех потребностей людей. Правда, этот прогноз Маркса не сбылся.

В качестве критерия для выделения типов экономических систем может выступать преобладающая отрасль хозяйства и уровень технологического развития. Вы уже знакомы с этим подходом к выделению ступеней развития общества: аграрного (традиционного), индустриального и постиндустриального.

Сегодня мы более подробно остановимся на характеристике тех типов экономических систем, которые отличаются способом координации хозяйственной жизни общества, другими словами по-разному отвечают на основные вопросы экономики: Что? Как? и Для кого? производить.

Основные вопросы экономики

Вопрос «Что производить?» всегда стоит и перед каждым отдельным человеком или фирмой, и перед хозяйством целой страны. Связано это, как вы уже знаете, с проблемой ограниченности ресурсов. Невозможно произвести столько товаров, сколько людям хотелось бы, чтобы удовлетворить всех и каждого. Необходимо выбирать, принимать решения, в каких количествах какой продукт производить.

Вопрос «Как производить?» связан с понятием эффективности производства.

Почти для любого товара или услуги существует несколько способов производства. Картофель можно сажать и убирать с помощью лопаты, а можно применять специальную технику и химические средства борьбы с сорняками и вредителями. Автомобили «Форд» изготавливают на автоматизированных фабриках с большим количеством новейшего оборудования и относительно малым количеством работников, а спортивные машины «Лотус» - на малых предприятиях с преобладание ручного труда. Преподаватель может учить экономике двадцать студентов в маленьком классе, а может обучать одновременно сотни студентов, применяя компьютерные технологии дистанционного обучения.

Эффективность в производстве – это ситуация, когда при имеющихся ресурсах производится максимально возможное количество какого-либо товара без ущерба для производства других необходимых продуктов.

Вопрос «Для кого производить?» также имеет непосредственное отношение к эффективности. Но уже не производства, а распределения продукции. Ни одно общество не может обеспечить равное распределение благ, например, каждому желающему предоставить виллу у моря, автомобиль и набор эксклюзивной (брендовой) одежды. Производитель должен четко представлять, кто будет покупать его продукцию, в каких товарах и услугах нуждается та группа населения, на удовлетворении потребностей которой он нацелен.

Некоторые экономисты считают, что есть ещё один, четвёртый, основной вопрос экономики: «Кто и какую работу должен выполнять?». Может ли каждый человек быть универсальным: водителем грузовика – утром, программистом – днём, актёром – вечером? Ответ и на этот вопрос связан с понятием эффективности. Разделение труда, кооперация более эффективны, так как позволяют любому данному количеству людей произвести больше, чем если бы каждый из них работал в одиночку. Некоторые виды работ в одиночку делать сложно или вообще невозможно.

Специализируясь на одном виде деятельность, работник имеет возможность постоянно совершенствоваться. Например, гончар сразу может определить качество глины, придумать приспособления для облегчения своего труда, внести изменения в режим обжига или состав глазури, чтобы сделать посуду или вазу прочнее и красивее. Каждый из нас также может вылепить глиняный горшок. Но сможем ли мы сделать это также быстро и качественно?

Модели эко­номических систем

В зависимости от того, каким образом решаются основные вопросы экономики, принято выделять следующие виды экономических систем: традиционную, рыночную и командную (её еще называют централизованной или плановой).

Для традиционной экономической системы характерно господство натурального хозяйства. То есть зачастую производитель и является потребителем изготовленной продукции и ориентируется на удовлетворение своих базовых потребностей. Разделение труда слабо развито, обмен результатами труда носит эпизодический характер. Преобладает ручной труд, технологии и способы производства не меняются веками. Основные экономические вопросы решаются в соответствии с обычаями и традициями (всё делать так раньше). В настоящее время традиционная экономическая система сохранилась в чистом виде лишь у некоторых племён Центральной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии. Отдельные элементы такой экономики можно найти и в хозяйствах более развитых стран.

Главной чертой рыночной экономической системы является свобода производителя и потребителя. Они самостоятельно решают, что и в каком количестве производить, что и у кого покупать. Преобладает частная собственность, предприниматели конкурируют друг с другом. Влияние государства на экономику минимально, ограничивается обычно созданием правовой базы (законов, действующих в сфере экономики). Главная цель производителя - получение экономической выгоды, прибыли. Он, разумеется, может производить всё, что угодно, но производит обычно то, что можно продать, что пользуется спросом, за что потребители готовы платить. Кроме того предприниматель должен организовать достаточно эффективное производство, применять новейшие достижения науки и техники, чтобы снизить свои затраты.

Таким образом, ответ на основные вопросы экономики даёт рынок, сложившееся на нём соотношение спроса и предложения. Более подробно о действии рыночных механизмов, о законах рыночной экономики вы будете говорить на следующих уроках.

Командная экономика – это экономическая система, в которой основные решения принимаются государством. Производители и потребители практически не имеют свободы выбора. При господстве государственной собственности, планирование носит директивный (то есть обязательный характер).  Производители не заинтересованы в результатах своей деятельности, в повышении её эффективности, так как не имеют возможности самостоятельно распоряжаться получаемым доходом. Государство регулирует также и распределение основных благ. Такая экономическая система была в СССР и других социалистических странах. В настоящее время командная экономика действует в Северной Корее, на Кубе, в некоторых странах Азии.

Каждая из перечисленных систем имеет и достоинства, и недостатки. Так, рыночная экономика, обеспечивая высокую эффективность производства, циклична, то есть периоды подъёма сменяются спадом, кризисом; способствует неравномерному распределению доходов, что может привести к социальным конфликтам. Командная экономики позволяет преодолеть рыночную анархию, обеспечить стабильность, но медленно реагирует на изменения, происходящие в экономической сфере. Как писал известный австрийский экономист, лауреат Нобелевской премии Фридрих Хайек: «Сомнение вызывает не возможность планирования... но возможность успешного планирования».

Поэтому экономика большинства современных стран основана на смешанной системе: сочетание рыночных механизмов с государственным регулированием.

Подведем итог.

ü Экономическая система – это совокупность принципов, правил, норм, которые определяют экономические отношения.

ü Главные вопросы экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить?

ü В зависимости от того, кто  и каким образом даёт ответы на эти вопросы, выделяют традиционную, рыночную и командную экономические системы.

ü Наиболее распространённой в современных странах является смешанная экономическая система: государственное регулирование рыночной экономики.

 

videouroki.net

Конспект урока по обществознанию на тему: "Типы экономических систем"

hello_html_m99f424d.gifhello_html_5160660d.gifhello_html_m69f393ba.gifhello_html_m19d3d232.gifhello_html_m3282086a.gifhello_html_m339d683d.gif

Конспект урока по обществознанию

Тема: Типы экономических систем

8 класс.

Учитель истории и обществознания

МБОУ « СОШ с. Красноармейское

Калининского района Саратовской области

Никитина Е.В.

2015

Тема урока: Типы экономических систем.

Цель урока: раскрыть понятие «экономическая система», рассмотреть особенности основных экономических систем.

Основные понятия: экономическая система, командная экономика, рыночная экономика, традиционная экономика.

Оборудование: учебник, рабочие листы, таблица, ИКТ.

Тип урока: Изучение нового материала.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. План изучения новой темы.

  1. Экономическая система .

  2. Характеристика типов экономических систем.

  3. Главные вопросы экономики.

  1. Актуализация знаний.

  1. Что такое экономика? (Это все виды деятельности людей, направленной на создание благ, способных удовлетворить их потребности).

  2. Какова роль экономики в жизни общества? (Экономика призвана удовлетворять общественные потребности – главным образом, в пище, одежде, жилище, тепле и т.д.)

  3. Что такое потребности? (это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом)

  4. Вспомните классификацию потребностей:(физиологические, социальные, духовные)

  5. Безграничны ли потребности людей? (Да. По мере удовлетворения одних потребностей неизбежно возникают новые и люди совершают выбор в условиях ограниченности ресурсов.)

  1. Рассказ учителя об экономической системе. Для того чтобы экономика любой страны нормально работала, необходимо найти

способ координировать этот выбор миллионов людей. Разнообразие способов координации хозяйственной жизни и принятия решений по главным экономическим вопросам зависит от господствующей в обществе формы собственности(кто имеет доступ к экономическим ресурсам), методов принятия экономических решений об организации и распределении благ ( стихийно или с помощью приказов, команд), а также методов привлечения людей к экономической деятельности ( стимулы и мотивы участия в деятельности). Развитие общества показало возможность существования нескольких вариантов организации экономической жизни. Они получили название экономических систем.

Экономическая система – совокупность организационных способов согласования

экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить? Экономисты выделяют следующие основные типы экономических систем: традиционную, командную, рыночную. Каждая из них ищет свои подходы к решению главных экономических вопросов и пути распределения ограниченных ресурсов. Ни одна из этих систем не существует в чистом виде, реальная экономика всегда смешанная. Дело в степени влияния той или иной экономической системы.( Рассмотрим таблицу)

Типы экономических систем

Традиционная

Командная

Рыночная

5.Самостоятельная работа:( Приложение 1. )Изучить характеристики экономических систем, и занести в таблицу (задание 1 рабочего листа) основные признаки каждой системы.

Традиционная экономика – эта система опирается, прежде всего, на хозяйственный опыт, традиции народа. Именно опыт, традиции подсказывают, что лучше производить в данном месте – рожь или овес, ячмень или пшеницу. Профессиональные навыки передаются от родителей к детям. Сколько и для кого производить, также определяется традицией и обычаями. Новое с трудом проникает в традиционное общество, там господствует натуральное хозяйство. Производство удовлетворяет только внутренние нужды хозяйства. Хозяйство ведется замкнуто. Продукты сразу поступают к потребителю, минуя сферу обмена. Один человек выполняет все виды работ.

В командной экономике основные решения принимаются сверху. Вопрос о том, что и сколько производить, решает государство. Централизованно решается и проблема, как производить (сколько необходимо работников, где размещать производство и др.). От центральной власти зависит также ответ на вопрос: для кого производить? Для командной экономики характерно прямое управление из центра; полный контроль государства за производством и распределением продукции; управление с помощью административных методов.

В рыночной экономике ответы на вопросы, что, как и для кого производить, дают покупатели и продавцы совместно. Главный принцип –индивидуальный интерес, выгода: покупатели заинтересованы в том, чтобы купить подешевле, продавцы – продать подороже. Главная цель производителей – получить прибыль, т.е. разницу между стоимостью произведенного товара и ценой, по которой его продали. Потребители в свою очередь, ищут лучшие товары по наиболее низкой цене. Рынок разрешает противоречия, существующие между их интересами. На вопрос о том, как производить, отвечают производители и владельцы материальных ресурсов. Работники хотят получать более высокую заработную плату. Владельцы сырьевых ресурсов и капиталов хотят продавать свою продукцию по более высоким ценам. Производители стремятся получить высокие прибыли, а для этого необходимо снизить расходы на производство товаров. Тот, кто найдет наиболее эффективный способ производства, сможет продать свои товары дешевле, чем другие. Люди будут покупать именно их. Другие производители, чтобы сохранить свой бизнес, вынуждены перенимать методы удачливого бизнесмена. Так эффективные способы охватывают целые отрасли. Важнейшими признаками рыночной системы ученые признают: максимальную свободу хозяйственной деятельности, активный учет спроса и предложения, доминирование частной собственности при равноправии видов собственности, свободное ценообразование.

  1. Задание для обучающихся. 1.Прослушайте стихотворение ( используем м/м экран ) и ответьте на вопрос: Какой тип экономической системы описан в стихотворении?

Песенка о ярмарке.

Будь ты шериф или ковбой,

Иль золотоискатель,-

Давай отправимся с тобой

На ярмарку приятель!..

Хоть и случается монет

Здесь быстрая утечка,

Но в мире не было и нет

Приятнее местечка.

Тут продается с молотка

Что только захотите-

К примеру, плавки Спартака

И лифчик Нефертити.

Тащи хоть сломанный комод,

Хоть дохлую гиену-

Всегда найдется идиот ,

Который спросит цену.

Тут всяк товар необходим

И сбыть его нетрудно,

Тут продается даже дым

С костра Джордано Бруно.

Здесь вы отыщите легко-

Хоть сей продукт и дорог!

Не только птичье молоко,

Но даже птичий творог.

Ну, словом, кто ты там ни будь,

Пусть даже сам Создатель,-

Тебе не вредно заглянуть

На ярмарку, приятель!..

Леонид Филатов.

(Это характерно для рыночной экономики)

2.Проанализируйте ситуации и определите тип экономической системы

( используем экран)

а) В стране W основным богатством считается земля, которая находится в собственности общины. Процесс производства осуществляется в соответствиями с обычаями предков. Всё необходимое для жизни семьи производят в своих собственных хозяйствах. Товарно-денежные отношения не развиты.

( Традиционный тип экономической системы.)

б) В стране N все природные и экономические ресурсы находятся в собственности государства. Вопросы планирования и ценообразования решаются централизованно.

(Командная экономика)

  1. Закрепление темы. (Работа с заданиями 2-3 в рабочих листах.)

  2. Домашнее задание: Вопросы на карточках.

  3. Подведение итогов. Отметки после проверки рабочих листов. (Приложение2)

Приложение 1.

Изучить характеристики экономических систем, и занести в таблицу

(задание 1 рабочего листа) основные признаки каждой системы.

Традиционная экономика – эта система опирается, прежде всего, на хозяйственный опыт, традиции народа. Именно опыт, традиции подсказывают, что лучше производить в данном месте – рожь или овес, ячмень или пшеницу. Профессиональные навыки передаются от родителей к детям. Сколько и для кого производить, также определяется традицией и обычаями. Новое с трудом проникает в традиционное общество, там господствует натуральное хозяйство. Производство удовлетворяет только внутренние нужды хозяйства. Хозяйство ведется замкнуто. Продукты сразу поступают к потребителю, минуя сферу обмена. Один человек выполняет все виды работ.

В командной экономике основные решения принимаются сверху. Вопрос о том, что и сколько производить, решает государство. Централизованно решается и проблема, как производить (сколько необходимо работников, где размещать производство и др.). От центральной власти зависит также ответ на вопрос: для кого производить? Для командной экономики характерно прямое управление из центра; полный контроль государства за производством и распределением продукции; управление с помощью административных методов.

В рыночной экономике ответы на вопросы, что, как и для кого производить, дают покупатели и продавцы совместно. Главный принцип – индивидуальный интерес, выгода: покупатели заинтересованы в том, чтобы купить подешевле, продавцы – продать подороже. Главная цель производителей – получить прибыль, т.е. разницу между стоимостью произведенного товара и ценой, по которой его продали. Потребители в свою очередь, ищут лучшие товары по наиболее низкой цене. Рынок разрешает противоречия, существующие между их интересами. На вопрос о том, как производить, отвечают производители и владельцы материальных ресурсов. Работники хотят получать более высокую заработную плату. Владельцы сырьевых ресурсов и капиталов хотят продавать свою продукцию по более высоким ценам. Производители стремятся получить высокие прибыли, а для этого необходимо снизить расходы на производство товаров. Тот, кто найдет наиболее эффективный способ производства, сможет продать свои товары дешевле, чем другие. Люди будут покупать именно их. Другие производители, чтобы сохранить свой бизнес, вынуждены перенимать методы удачливого бизнесмена. Так эффективные способы охватывают целые отрасли. Важнейшими признаками рыночной системы ученые признают: максимальную свободу хозяйственной деятельности, активный учет спроса и предложения, доминирование частной собственности при равноправии видов собственности, свободное ценообразование.

Приложение 2

  1. Используются ли в нашей жизни земледельческие традиции славян?

  2. Назовите страны, в которых в ХХ в. существовала командная экономика?

  3. Назовите основные принципы рыночной экономики.

  4. В какой системе быстрее происходят изменения, экономический рост?

Рабочий лист по теме: « Типы экономических систем»

Ф.И.__________________________________

Задание 1.

Типы экономических систем

Традиционная

Командная

Рыночная

Задание 2. Прочитай приведенный ниже текст, в котором пропущены слова.

В рыночной экономике ресурсы производства и его результат – продукт – принадлежит не общине , как в ______________________, и не государству, как в _______________________, а частным лицам. Поэтому проблема стимулов к производству в рыночной экономике не стоит. Каждый производитель выбирает самый выгодный для себя продукт и производит его, чтобы получить в итоге ______________________. Он также выбирает по возможности наиболее эффективную _________________________ производства, при которой отношение результата к затратам является наибольшим. Рыночная экономика основана на предпринимательстве и частной __________________________. Исторический опыт показал преимущество рыночной экономики над другими _______________________________.

Выбери из предлагаемого ниже списка то, что необходимо записать в пропуски ; слов в списке больше чем необходимо выбрать.

  1. Командная экономика, 2) традиционная экономика,3) структура, 4) прибыль, 5) торговля, 6) технология, 7) выручка, 8) экономическая система.

Задание 3. Распредели по колонкам перечисленные ниже признаки той или иной хозяйственной системы, проставив только цифры.

Рыночная экономика Командная экономика Традиционная экономика

__________________ ___________________ ______________________

1. Господство натурального хозяйства. 2.Экономическая самостоятельность производителей. 3.Контроль над распределением благ со стороны государства. 4.Преобладание государственной собственности. 5. «Простой труд» как основа хозяйства.6. Равные права для всех форм собственности. 7.Принятие государственных планов, обязательных для производителей. 8. Производство продукции преимущественно для собственного потребления. 9. Поддержка государства стабильного уровня цен. 10. Замкнутость хозяйства. 11. Централизованное перераспределение хозяйственных ресурсов. 12. Использование производственных ресурсов на основе обычаев.

infourok.ru

Тестовые задания по обществознанию на тему "Типы экономических систем" (8 класс)

Тестовые задания по теме «Экономические системы»

1. Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем.

Б) централизованное планирование

B) принцип уравнительного распределения

Г) свобода предпринимательства

Д) государственное ценообразование

1) рыночная

2) командная

2. Найдите в приведённом ниже списке признаки традиционной экономической системы.

1) натуральный обмен

2) аграрно-сырьевой характер хозяйства

3) интенсивные товарно-денежные отношения

4) диктат хозяйственного опыта предков

5) массовое промышленное производство

6) преобладание коллективных форм собственности

3. Установите соответствие между примерами и смыслами понятия «экономика».

Б) покупка товара в магазине

B) разработка планов развития национальной экономики

Г) открытие сети химчисток

Д) выплата налогов фирмой

1) экономика как наука

2) экономика как хозяйство

4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «рыночная экономика».

1) государственный план; 2) свобода производителя; 3) предпринимательство; 4) централизованное ценообразование; 5) спрос; 6) равновесная цена.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

5. Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем.

Б) свободное ценообразование

B) контроль государства за производством и распределением

Г) централизованное планирование производства

Д) конкуренция производителей

1) командная

2) рыночная

6. Экономика страны Z основана на крупном машинном производстве; в ней доминирует тяжёлая промышленность. Какие признаки позволяют сделать вывод о том, что в стране Z командная (плановая) экономика? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) господство государственной собственности на средства производства

2) зависимость продовольственного рынка от импортных товаров

3) необходимость решения проблемы ограниченности ресурсов

4) отсутствие конкуренции производителей

5) директивное ценообразование

6) наличие трудового законодательства

7. В экономике страны Z высок удельный вес тяжёлой промышленности. Какие признаки позволяют сделать вывод о том, что в стране Z командная (плановая) экономика? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Производство широкого ассортимента сельскохозяйственной продукции.

2) Директивное распределение факторов производства.

3) Централизованное ценообразование.

4) Свободная конкуренция производителей товаров и услуг.

5) Зависимость потребительского рынка от импортных товаров.

6) Господство государственной собственности на средства производства.

8. В структуре экономики страны Z в равной мере представлены промышленность и сельское хозяйство. Какие признаки позволяют сделать вывод о том, что в стране Z командная (плановая) экономика? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) зависимость продовольственного рынка от импортных товаров

2) централизованное ценообразование

3) господство государственной собственности на средства производства

4) наличие трудового законодательства

5) необходимость решения проблемы ограниченности ресурсов

6) отсутствие конкуренции производителей

9. Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Б) директивное ценообразование

B) конкуренция товаропроизводителей

Г) свобода предпринимательства

Д) защита частной собственности

1) рыночная

2) командная

Ответ: _______________________.

10. В государстве Z большинство предприятий находятся в частной собственности, но существуют государственные и муниципальные предприятия. Какие иные признаки из приведённых ниже свидетельствуют о том, что экономика страны Z относится к рыночному типу? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.

2) Государство осуществляет централизованное распределение ресурсов.

3) Предприятиям приходится решать проблему ограниченности ресурсов.

4) Производители товаров и услуг конкурируют между собой за спрос потребителей.

5) В расчётах между предприятиями активно применяется безналичная форма оплаты.

6) Цены определяются соотношением спроса и предложения товаров и услуг.

Ответ: _______________________.

11. Установите соответствие между примерами и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Б) в стране С в условиях свободы предпринимательства у потребителей есть широчайший выбор товаров и услуг

B) единственным производителем и продавцом товаров и услуг в стране G является государство, частное предпринимательство находится под запретом

Г) в стране А государство централизованно распределяет факторы производства и устанавливает цены товаров и услуг

Д) основа экономики страны Z — сельское хозяйство, земля принадлежит родовым общинам и ими обрабатывается

1) традиционная

2) командная (плановая)

3) рыночная

infourok.ru