1 Федеративное устройство государственно территориальное устройство. Территориальное устройство федеративное


1 Федеративное устройство государственно территориальное устройство

1. Федеративное устройство – государственно – территориальное устройство Российской Федерации

2. ФЕДЕРАЛИЗМ В РОССИИ Является средством регулирования национальных отношений. Создаются различные формы национальной государственности народов России Способствует демократизации управления государством: отдельным регионам предоставляется самостоятельность в решении вопросов их жизни Оформлен Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992 года

3. Основы конституционного статуса субъектов РФ

Принцип образования Вид субъекта РФ (их количество) Его статус Признаки статуса субъекта РФ Национально территориальный Республика (22) Это государство в составе РФ, обладающее всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ • Конституция республики • Республиканское законодательство • Система органов государственной власти • Республиканское гражданство • Государственный язык • Собственные символы • Территория, причем границы могут быть изменены только с их взаимного согласия Автономная область (1) Автономный округ (4) Это государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ • Устав субъекта РФ • Законодательство субъекта РФ • Система органов государственной власти • Территория, границы которой могут быть изменены только с взаимного согласия сопредельных субъектов Край (9) Область (46) Города федерального значения (3) Это государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ Территориальный 2. Основы конституционного статуса субъектов РФ

4. ПУТИ ИЗМЕНЕНИЯ СОСТАВА РФ Добровольное вхождение в РФ иностранного государства Образование на территории РФ нового субъекта Путем объединения двух или более субъектов Путем выделения нового из состава одного субъекта или нескольких субъектов, граничащих между собой Путем разделения одного субъекта с образованием новых Путем вхождения одного субъекта в состав другого, в результате чего один из них утрачивает статус субъекта РФ

5. В соответствии с Указом Президента РФ «о ПОЛНОМОЧНОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕ Президента РФ в федеральном округе» от 13 мая 2000 года созданы 7 федеральных округов: Северо - Западный; Приволжский; Южный; Дальневосточный; Центральный; Уральский; Сибирский; в январе 2010 образован восьмой – Северо – Кавказский, а в марте 2014 года - Крымский

6. Принципы федерализма в РФ Наименование принципа Его сущность Государственная целостность Единая система власти, единое экономическое пространство, верховенство федеральных законов Равенство и самоопределение народов Равные права на национальное развитие (культура, язык, гарантии прав коренных малочисленных народов). Единство системы государственной власти Наличие федеральных органов власти, объединяющих всю совокупность органов власти субъектов РФ Верховенство федерального права Федеральные законы и иные нормативно – правовые акты обладают верховенством по отношению к законодательствам субъектов РФ Разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и её субъектами Взаимоотношение между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ разграничения сфер и компетенций их деятельности Равенство субъектов РФ Защищает интересы как Российского государства в целом, так и отдельных субъектов РФ

7. Предметы ведения – те сферы общественной жизни, отрасли экономики и социально – культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти – федеральной или субъекта РФ

Принадлежность Перечень вопросов предметов ведения и полномочий Особенность действия нормативных правовых актов Российская Федерация Внешняя политика и международные отношения РФ; финансовое, валютное, таможенное регулирование; судопроизводство; уголовное; гражданское право Федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ Российская Федерация и её субъекты (совместное ведение) Защита прав и свобод человека и гражданина; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов; охрана окружающей среды; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры; административное, трудовое, семейное, жилищное право Федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации принимают уже свои законы и иные нормативные правовые акты. Правовые акты субъектов РФ должны соответствовать федеральным законам по данным вопросам Субъекты РФ Вопросы, находящиеся вне ведения РФ и совместного ведения РФ и её субъектов, которые Конституция РФ не ограничивает и не конкретизирует в полной мере Нормативные правовые акты субъектов не рассматриваются с точки зрения их соответствия Конституции РФ, в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта действует закон субъекта

present5.com

Лекция 3. Федеративное и административно-территориальное устройство РФ.

 

1) Понятие и принципы федеративного (государственно-территориального) устройства России

2) Признаки России как федеративного государства

3) Становление и развитие России как федеративного государства

4) Понятие и виды субъектов РФ, их конституционно-правовой статус

5) Административно-территориальное устройство субъектов России

 

Литература: конституция, федеративный договор 31.03.92 (договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов России), декларация о государственном суверенитете России от 12.06.90, 21 конституция республик, входящих в состав России (уставы краев, областей, городов федерального назначения, автономной области и автономных округов).

1) Территория, население, власть - классические черты государства. В мире всего 24 федерации. 2 принципа устройства федерации: федеральный и территориальный. Есть конституционные и договорные федерации. Советский Союз был договорной федерацией (образовалась в 1922). Есть федерации централизованные (Индия) и есть децентрализованные (США). Есть симметричные (Австрия: субъекты примерно одинаковы) и ассиметричные федерации.

2) Федеративное устройство России - это организация ее территории, система взаимоотношений России с ее составными частями. Федеративное устройство закреплено в третьей главе конституции России ==> Россия состоит из 89 субъектов федерации. Принципы федеративного устройства РФ:

1. Россия построена на принципе национально-территориальном. Часть субъектов федерации образована на основе национального (республики), а часть - на основе территориального принципа (края и области).

2. Принцип единства, целостности, неделимости России. Выход из состава РФ юридически не предусмотрен.

3. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти ее субъектов.

4. Единство органов государственной власти. Устанавливается система органов государственной власти, нижестоящие органы подчиняются вышестоящим.

5. Принцип равноправия и самоопределение народов России. Каждый народ имеет право на создание своей государственности но только в составе России. Принцип равноправия субъектов в отношениях между собой и федерацией.

 

Признаки России как федеративного государства.

Конституционно-правовой статус России - он имеет правовое положение, которое закреплено в Конституции и правовых актах.

1. Территория: едина и неделима.

2. Наличие системы органов государственной власти. Устанавливаются федеральные и субъектные органы государственной власти, действуют в пределах своей компетенции.

3. Наличие двухпалатного парламента в России. Одна палата создается специально для выражения интересов субъектов России.

4. Наличие правовой системы (как общей, так и частной для всех субъектов).

5. Собственность. Устанавливается федеральная собственность и собственность субъектов федерации.

6. Гражданство. Устанавливается общее федеральное гражданство для всех, а в то же время 21 республика имеет право на установление своего гражданства.

7. Наличие единых вооруженных сил.

8. Наличие единого государственного языка.

9. Наличие государственных символов (герб, гимн, флаг, столица).

10. Республики имеют ограниченную международную правосубъектность.

 

3) Становление и развитие России как федеративного государства.

В 1918 г. Россия в принятой конституции была провозглашена федерацией (РСФСР). Основана на принципе автономии. Автономные образования стали приобретать большую самостоятельность.

 

Особенности Российского федерализма:

1. Россия была провозглашена федерацией в конституции

2. Россия с самого начала была конституционно-правовой федерацией, а не договорной

3. Россия создавалась как ассиметричная федерация

4. Субъекты федерации создавались как по национальным, так и по территориальным признакам

5. Субъекты федерации не обладали правом выхода из ее состава

6. Статус субъектов федерации может был изменен, но на основе закона.

 

4) Понятие и виды субъектов РФ, их конституционно-правовой статус.

Термин "субъект РФ" используется лишь 10 лет. Под ним понимают национальное государственное или государственно-территориальное образование в составе РФ. 3 типа субъектов:

1. Республики -это государства, входящие в состав России. Последняя республика образовалась в 92 г. путем разделения Чечено-Ингушской республики на Чеченскую и на Ингушскую республики.

2. Автономные область (1) и округа (10) (национально-государственные образования в составе России).

3. Края (6), области (49), города федерального значения (2).

Конституционно-правовой статус республики. Это правовое положение республики, закрепленное в конституции России и в конституции самой республики. Статус-это территория. Она неприкосновенна, и никто не имеет право менять ее без согласия республики. Наличие органов государственной власти. Большинство республик имеют президента. Наличие конституционнно-правовой системы. Наличие республиканского гражданства. Наличие своего государственного языка и государственной символики. Возможность участвовать в международных отношениях. Отсутствие права выхода из состава федерации.

Федеральная интервенция-приведение в соответствие тех процессов в субъектах федерации, которые противоречат конституции.

Конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения. Статус определяется конституцией России и уставом самого субъекта. Особенности статуса (остальное выше): не имеют права принять свою собственную конституцию (принимают устав), не могут устанавливать свое гражданство, не имеют права на установление некоторых атрибутах государственной символики (нет столицы, есть административные центры), не могут устанавливать второй государственный язык, не имеют права выхода из состава федерации.

 

Особенности статуса автономной области и 10 автономных округов: они не имеют права на принятие конституции, принимают уставы, не устанавливают столиц, не имеют права на установление второго государственного языка, гражданства, не имеют права выхода из состава РФ. У них есть титульные нации.

Суверенитет имеет 3 основы: политическую, экономическую и правовую.

 

5) Административно-территориальное устройство субъектов России.

Под ним понимается научно обоснованное разделение территорий субъекта РФ на определенные части в соответствии с которыми создается система местного самоуправления (в России около 14000).

Правовая основа административно-территориального деления: конституция, конституция республик, уставы других субъектов федераций, законы субъектов федерации, акты, определяющие статус местных органов власти. Принципы этого деления: экономика субъекта, демографический принцип, исторический принцип, национальный принцип.

Структура административно-территориального деления: она имеет 2 звена: 1. район, национальный район, город и 2. то, что входит в состав района и города (район в городе, рабочие, курортные, дачные поселки, сельские советы).

 

cyberpedia.su

Федеративная форма государственно-территориально устройства

Понятие территориальной формы государственного устройства подразумевает способ его административно-территориальной организации. Такое государство может иметь единые органы правления или же складываться из множества территорий, каждая из которых будет подчинена собственному локальному правительству, имеющему широкие полномочия.

Унитарная форма государственно-территориально устройстваформа государственно территориального устройства

Унитарная форма имеет достаточно широкое распространение. Такое государство характеризуется единством всех правительственных органов, правовой системы и конституции, которые распространяются без каких-либо ограничений или оговорок на территорию всей страны. Такими странами являются Швеция, Италия, Польша, множество стран Африки и Азии.

Федеративная форма государственно-территориально устройства

В противовес унитарной, федеративная форма подразумевает достаточно сложное образование, которое включает в свой состав единицы, менее масштабные в смысле своих размеров и юридической международной значимости. Входящие в него субъекты могут именоваться по-разному: штаты, земли, кантоны, эмираты, провинции и так далее. Но неизменно федеративная форма государственно-территориально понятие территориальной формы государственного устройстваустройства предполагает, что такие – локальные – субъекты передают часть собственного суверенитета в пользу центральных правительственных органов. Таким образом, здесь фактически существует два уровня государственного аппарата: высший – федеральный, власть которого распространяется на всю страны, и власть территориальных субъектов федерации – она  распространяется лишь в пределах земель каждого субъекта. Подобным образом и законы могут разделяться на те, которые подлежат обязательному выполнению лишь в пределах ограниченных территорий субъектов (как в американских штатах), и на всеобщие - федеративные. Федеративная форма государственно-территориально устройства преобладает, как правило, в странах, этнически неоднородных (Бельгия), странах, возникшим путем объединения ранее независимых территорий (как Швейцария, Германия, США), а также имеющих очень масштабную территорию или большое количество населения (например, по этой причине в России тоже федеративная форма государственного территориально-политического устройства).

Характерные особенности федеративного устройства:форма территориального государственно политического устройства

  1. Государство состоит из множества отдельных субъектов, которые имеют свои властные органы.
  2. Парламенты федеративных государств обязательно являются двухпалатными, поскольку одна из палат является общефедеральной, а другая состоит из представителей земель. Впрочем, следует отметить, что двухпалатный парламент может функционировать и в унитарном государстве, не обязательно являясь признаком именно федерации.
  3. Во многих федерациях существует понятие двойного гражданства: локального для республик и общего.
  4. Внешнеполитические сношения в таких странах являются исключительной прерогативой центральных органов правления.

fb.ru

Государственно-территориальное устройство | Понятия и категории

ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО — это территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом. Территория каждого государства делится на составные части, определяющие внутреннюю структуру государства, его территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складывается определенная система территориальных единиц, из которых состоит государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц.

Составные части государства, так же как и государство в целом, имеют органы публичной власти, между которыми существует система взаимоотношений, урегулированных нормами конституционного права. В одних случаях географические части государства являются его административно-территориальными единицами, не обладающими какой-либо политической самостоятельностью, в других — это государствоподобные образования, обладающие собственным законодательством.

Существуют две основные формы государственно-территориального устройства: унитарная и федеративная.

Основное отличие между унитарным и федеративным устройством государства состоит в том, что унитарное государство — это единое и слитное государство, разделенное на административно-территориальные единицы, не обладающие, как правило, какой-либо политической самостоятельностью. Федеративное же государство состоит из государствоподобных образований или даже государств, имеющих свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов. Составные части федерации называются субъектами федерации, и они имеют обычно свои конституции, как, например, штаты в США, земли — в ФРГ, республики в Российской Федерации или основные законы, не называющиеся конституциями, например, уставы областей, краев и автономий в РФ. Такими актами устанавливается система органов государственной власти субъектов федерации, их полномочия и др. Система органов власти административно-территориальных единиц в унитарном государстве и их компетенция устанавливаются конституцией и законами государства.

Субъекты федерации в отличие от составных частей унитарного государства обладают широкой политической самостоятельностью, государственной автономией. Однако было бы ошибкой считать, что во всех унитарных государствах управление страной централизовано, а для федеративных государств характерна децентрализация и четкое разделение предметов ведения между центром и регионами. Каждое унитарное и каждое федеративное государство имеет свои особенности, которые иногда очень существенны.

Формы государственно-территориального устройства предопределяются различными факторами — историческими традициями, национальным составом населения, геополитическими особенностями и др. В развитии многих государств сильное влияние на территориальное устройство оказали национальные движения в рамках многонациональных государств, автономизация в связи с языковыми, этническими моментами, борьба за независимость и др. В связи с этим одни унитарные государства объединились в федерации (США, Швейцария), а другие — превращались в федеративные. Так, унитарная Бельгия под влиянием этнических и языковых факторов совсем недавно — в 1992 году — трансформировалась в федерацию, что и было закреплено в Конституции этой страны.

Государственно-территориальное устройство может быть как симметричным, так и асимметричным.

Симметричное устройство государства характеризуется тем, что все его составные части имеют равный статус. Например, земли в Австрии и Германии, воеводства в Польше и области в Беларуси равноправны.

При асимметричном государственно-территориальном устройстве составные части государства имеют различный статус. Так, Италия делится на 20 областей, из которых пять (Сицилия, Сардиния, Трентино — Апьто — Адидже, Фриули — Венеция Джулия, Валь Д'Аоста) наделяются особыми формами и условиями автономии согласно специальным статутам, утвержденным конституционными законами (статуты других областей утверждаются обычными законами). Страна Басков, Каталония, Галисия, Андалусия и другие регионы Испании имеют широкую автономию, т. е. особый правовой статус по сравнению с другими областями страны.

Конституции государств, прежде всего федеративных, обычно содержат перечень его составных частей. В большинстве же конституций в лучшем случае указаны виды территориальных единиц. Следует также иметь в виду, что названия территориальных единиц редко свидетельствуют о правовом их статусе. Например, в Швейцарии кантон — это субъект федерации, в Люксембурге — основная политико-административная единица. В Германии община — это низовая единица в сельской местности, а в Болгарии и Польше — также и в городской. Провинции в Италии и Испании — единицы среднего уровня, в Китае — высшего, а в Пакистане, Аргентине — и вовсе субъекты федерации.

Каждому подлинно федеративному государству свойственно унитарное начало. Это начало не является противоположностью федерализму. Унитаризм и федерализм — это те две основные силы, которые действуют внутри федеративного государства и определяют его действительный облик в зависимости от преобладания одной из них. Однако ни одна из этих составляющих не теряет своего влияния полностью.

Поэтому, если исчезает унитарное начало, то федеративное государство подвергается опасности дезинтеграции, и наоборот, если нежизненным оказывается федерализм, федеративное государство превращается в полностью единое. Каждое унитарное и каждое федеративное государство имеет свои особенности, которые иногда очень существенны. Например, в таких унитарных странах, как Испания и Италия высшие территориальные единицы обладают такой государственной автономией, которой не имеют субъекты некоторых федеративных государств. Так, в Испании создано 17 региональных сообществ, четыре из них пользуются полной автономией, которая гарантирует права и интересы национальных общностей в Андалусии, Галисии, Каталонии, Стране Басков. Сицилия, Сардиния, Венеция Джулия и другие области Италии в соответствии с Конституцией этой страны имеют особые формы и условия автономии.

См.: Автономия национально-территориальная, Автономия территориальная, Государство унитарное, Государство федеративное.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 68-71.

ponjatija.ru

1. Понятие и формы государственно-территориального устройства.

Государственная власть распространяется на всю территорию государства, которой является не только суша, но и внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними (см., например, ч. 1 ст. 67 Конституции РФ). Территория государства разделяется обычно на части, которые составляют географическую основу государственно-территориального устройства.

Составные части государства (как и государство в целом) имеют органы публичной власти, между которыми существует система взаимоотношений, урегулированных нормами конституционного права. В одних случаях географические части государства являются его административно-территориальными единицами, не обладающими какой-либо политической самостоятельностью, в других — это государствоподобные образования, обладающие собственным законодательством.

Таким образом, государственно-территориальное устройство можно определить как организацию территории государства, систему взаимоотношений государства (как целого) с его составными частями.

№ 8

Основные формы государственно-территориального устройства:

Характер таких взаимоотношений определяет две основные формы государственно-территориального устройства:

Конфедерация, содружество государств, ассоциированные государства — прямого отношения к проблеме государственно-территориального устройства не имеют, поскольку это объединения не составных частей государства, а суверенных государств, и отношения между ними изучаются в курсе международного права. Однако некоторые союзы государств имеют квазифедеративную форму государственно-территориального устройства, поэтому им в науке конституционного права уделяется определенное внимание.

Основное отличие между унитарным и федеративным устройством государства состоит в том, что унитарное государство— это единое, слитное государство, разделенное на административно-территориальные единицы, не обладающие, как правило, какой-либо политической самостоятельностью.Федеративное государствосостоит из государствоподобных образований или даже государств, имеющих свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов. Составные части федерации называются субъектами федерации и они имеют обычно свои конституции, как например, штаты в США, земли в ФРГ, республики в Российской Федерации или основные законы, не называющиеся конституциями, например, уставы областей, краев и автономий в Российской Федерации. Такими актами устанавливается система органов государственной власти субъектов Федерации, их полномочия и др. Система органов власти административно-территориальных единиц в унитарном государстве и их компетенция устанавливается конституцией и законами государства.

Субъекты Федерации в отличие от составных частей унитарного государства обладают более широкой политической самостоятельностью, государственной автономией. Вместе с тем нельзя считать, что во всех унитарных государствах управление страной централизовано, а для федеративных государств характерна децентрализация и четкое разделение предметов ведения между центром и регионами. Каждое унитарное и каждое федеративное государство имеет свои особенности, которые иногда очень существенны. Например, в таких унитарных странах как Испания и Италия высшие территориальные единицы обладают такой государственной автономией, которой не имеют субъекты некоторых федеративных государств. В связи с этим достаточно вспомнить практику СССР, Югославии и Чехословакии в условиях социалистического периода, где по существу вся власть была монополизирована в центральных органах государственной власти.

В то же время далеко не все унитарные государства в своих конституциях указывают на свое государственно-территориальное устройство. По существу к числу тех государств, которые отразили эту особенность в своем Основном Законе, относится и Республика Беларусь. Так, статья 1 Конституции Республики Беларусь гласит: «Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство».А вот федеративные государства всегда указывают в своих конституциях на их принадлежность к федерализму. Так, в соответствии со статьей 20 Основного закона ФРГ«Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством». В Конституции РФ (ст. 1) также указывается на ее федеративное устройство.

Форма государственно-территориального устройства предопределяется различными факторами - историческими традициями, национальным составом населения, различием концессий и др. В развитии многих государств сильное влияние на территориальное устройство оказали национальные движения в рамках многонациональных государств, автономизация в связи с языковыми, этническими моментами, борьба за независимость и др.

В связи с этим одни унитарные государства объединялись в федерации (США, Швейцария), а другие - превращались в федеративные. Так, унитарная Бельгия под влиянием этнических и языковых факторов совсем недавно — в 1993 г. - трансформировалась в федерацию, что и было закреплено в конституции этой страны.

Симметричное (простое) и асимметричное (сложное) устройство государства. Статус отдельных составных частей и в унитарных, и в федеративных государствах нередко отличается от статуса других составных частей того же государства. В связи с этим государственно-территориальное устройство может быть какпростым (симметричным), так исложным (асимметричным).

Простое (симметричное)устройство государства характеризуется тем, что все его составные части имеют равный статус. Например, земли в Австрии и Германии, воеводства в Польше и области в Республике Беларусь равноправны.

При сложном (асимметричном) государственно-территориальном устройстве составные части государства имеют различный статус. Так, в составе унитарной Украины наряду с областями, обладающим одинаковым статусом, имеется АРК - Автономная Республика Крым, имеющая особый статус. Области Италии - Сицилия, Сардиния, Венеция-Джулия и другие - в соответствии с Конституцией этой страны имеют особые формы и условия автономии согласно специальным статутам, утвержденным конституционными законами. Страна Басков, Каталония, Галисия, Андалусия и другие регионы Испании имеют автономию. В каждом из самоуправляющихся регионов работает избираемая населением ассамблея, которая издает законы, действующие на территории региона. Великобритания, будучи унитарным государством, состоит из исторически сложившихся частей — Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. Административно-территориальное деление этих частей различно: в Англии и Уэльсе - это графства, Северная Ирландия делится на округа, Шотландия - на области. Самостоятельной административно-территориальной единицей является Большой Лондон.

Конституции государств, прежде всего — федеративных, обычно содержат перечень его составных частей. Например, в Преамбуле Основного закона ФРГ дается полный перечень субъектов федерации в следующем тексте: «Немцы в землях Баден-Вюртемберг, Бавария, Берлин, Бранденбург, Бремен, Гамбург, Гессен, Мекленбург-Передняя Померания, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-Пфальц, Саар, Саксония-Анхальт, Шлезвиг-Гольштейн и Тюрингия достигли единства и свободы Германии на основе свободного самоопределения».

studfiles.net

Территориальное устройство - это... Что такое Территориальное устройство?

Территориальное устройство — способ, которым отдельные территориальные единицы интегрируются в общую структуру организации государства.

По этому признаку все страны подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарная форма

Унитарное государство имеет такую форму административно-территориального управления, при которой в стране существует единая законодательная и судебная власть. Такое государство не имеет в своем составе самоуправляющихся образований. Оно подразделяется на административно-территориальные единицы: департаменты, области, районы и т. д. Большинство государств современного мира — унитарные.

Примеры:

Федеративная форма

Федеративное государство имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеративными) законами и органами власти существуют также отдельные территориальные единицы (республики, провинции, земли, штаты и т. д.), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Важнейшие вопросы государственной жизни (оборона, внешняя политика, финансовая деятельность и др.) находятся в ведении федерации.

На состояние 1993 г. в мире насчитывалось 21 федеративное государство. В ряде случаев такое устройство находит отражение в самих названиях этих государств:

Федеративное устройство может быть обусловлено многими причинами. Например, в России, Бельгии, Индии, Нигерии оно связано, в первую очередь, с национально-этническими принципами деления, а в ФРГ, Австралии, США — с историко-географическими особенностями.

Конфедеративная форма

Конфедерация — форма объединения независимых государств для достижения ограниченных (военных, внешних, экономических) целей. Встречается крайне редко и в настоящее время в названии лишь одного государства закреплена эта форма правления — Швейцарская Конфедерация.

dic.academic.ru

Федеративное устройство России

Федеративное устройство России

Статья 1 Конституции России:

1. Российская Федерация- Россия есть демократическоефедеративноеправовоегосударствос республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Федеративное устройство впервые было установлено 5 января1918 г. Всероссийским Учредительным собранием, вскоре после провозглашенияКеренским1 сентября1917 годареспубликанской формы правления, которая была также утверждена Учредительным собранием. Оно сменило собойунитарное государственное устройствоРоссийской империи. Однако Учредительное собрание в тот же день было распущено и принятые им решения не приобрели какого-либо практического значения. По принятой в российском конституционном праве традиции началом федеративного устройства считается «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Позднее Россия сохранила федеративное устройство, будучи союзной республикой в составе СССР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика -РСФСР), так и после провозглашения независимости,распада СССРи принятия новой Конституции в 1993 году.

Составная часть государствав России называетсясубъектом Российской Федерацииили сокращённосубъектом федерации.

Современная Россия унаследовала территорию от РСФСР. В 1992 году регионами был подписанФедеративный договор о разграничении полномочий. В 1993 году, когда была принята ныне действующаяКонституция, насчитывалось 89 субъектов, с1 марта2008 года, послеобъединения регионових количество уменьшилось до 83, а с18 марта2014 годапосле присоединенияРеспублики Крымигорода Севастополяк России субъектов в Российской Федерации стало -85.

Субъекты федерации имеют по два представителя в Совете ФедерацииФедерального Собрания Российской Федерации.

Система органов государственной власти субъектов федерации определяется общими принципами, устанавливаемыми федерацией. В каждом регионе имеется законодательный (представительный) орган (парламент, законодательное собрание) и исполнительный орган (правительство). Во многих существует также должность высшего должностного лица (президент,губернатор), которые наделяются полномочиями законодательными органами власти субъекта федерации по представлению Президента России и могут занимать свой пост неограниченное число раз.

Россия также подразделяется на 9 федеральных округов, в каждом из которых работаетполномочный представитель президента России.

  • Важнейший этап развития территориально-государственной формы Российской Федерации приходится на начало 90-х гг., когда требования демократизации политической и государственной структур Советского Союза привели к его распаду и фактическому провозглашению суверенитета большинством автономных республик и многими автономными областями в составе РСФСР. Это явление, получившее название "парада суверенитетов", привело к сильному росту сепаратизма и национализма, что, в свою очередь, обернулось даже требованием некоторых республик о выходе из состава Российской Федерации. Серьезное значение для сохранения целостности Российской Федерации имело заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора, который впоследствии был включен в текст Конституции РСФСР в качестве ее составной части. Договор подтверждал суверенитет республик в составе Российской Федерации, а края, области, города Москва и Санкт-Петербург признавались субъектами Российской Федерации. Кроме того, Федеративный договор разграничил предметы ведения и полномочия между федеральными органами государственной власти и органами власти различных субъектов Российской Федерации. Федеративный договор не смог решить всех проблем территориально-политического устройства Российской Федерации и поставить заслон росту националистических тенденций в ряде субъектов, поскольку фактически не гарантировал принцип равноправия субъектов и оставлял много нерешенного во взаимоотношениях федеральных органов власти с органами власти субъектов.

  • Особым этапом развития современного российского федерализма стало принятие всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации. Проект был одобрен Конституционным совещанием и представлен Президентом РФ на всенародное голосование. Большинством голосов проект был одобрен, и Конституция Российской Федерации вступила в силу, положив начало новому этапу развития федеративных отношений в России.

В качестве конституционной основы федеративного устройства Российской Федерации закреплены такие принципы, как:

    • государственная целостность;

    • единство системы государственной власти;

    • разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

    • равноправие и самоопределение народов Российской Федерации.

Российский федерализм обладает целым рядом специфических особенностей, отличающих его от федерализма в других странах.

  • Прежде всего, Россия была в историческом плане провозглашена федерацией, а не создана путем объединения самостоятельных государств. Следовательно, Россия может быть отнесена к конституционной федерации, поскольку она создана на основе Конституции, в которой закреплена политическая самостоятельность отдельных территорий, предоставленная общефедеральной властью.

  • С самого начала своего образования Россия представляла собой не конституционно-договорную федерацию (как США или Швейцария), а конституционно-правовую федерацию. Россия в отличие от абсолютного большинства других федераций создавалась как федерация асимметричная с различными видами субъектов Федерации, созданными как по национально-территориальному (21 республика-государство, 10 автономных округов и 1 автономная область), так и по территориальному признаку (6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения).

  • Субъекты Федерации с самого начала не обладали правом выхода из ее состава, но статус субъекта Федерации по согласованию с общефедеральными органами власти и на основании специального конституционного закона мог быть изменен. Конституция РФ предусмотрела возможность вступления новых субъектов в состав Российской Федерации.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся:

· принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

· федеративное устройство и территория Российской Федерации,

· регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

· установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

· федеральная государственная собственность и управление сю;

· установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

· установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

· федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

· федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

· внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

· внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

· оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

· определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

· судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

· федеральное коллизионное право;

· метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

· государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

· федеральная государственная служба.

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся:

    • вопросы защиты прав и свобод человека;

    • вопросы обеспечения законности и правопорядка;

    • вопросы общественной безопасности;

    • режим пограничных зон;

    • вопросы владения, пользования и распоряжения землей;

    • разграничение государственной собственности;

    • охрана окружающей среды;

    • защита семьи и социальная защита граждан;

    • установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

    • координация международных и внешнеполитических связей субъектов Российской Федерации;

    • выполнение международных договоров Российской Федерации и другие вопросы внутренней, внешней и социально-экономической политики как самой Федерации, так и ее субъектов.

Принципом конституционного статуса субъектов Российской Федерации является принцип равноправия всех субъектов, который закрепляется в нескольких направлениях.

    • Во-первых, закрепляется равноправие субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

    • Во-вторых, равноправие субъектов Федерации между собой, т.е. в отношениях друг с другом, когда они выступают на равноправной основе. Хотя некоторые отечественные авторы ставят под сомнение принцип равноправия субъектов РФ, исходя, прежде всего, из асимметричности самой Федерации, включающей различные виды субъектов, как с точки зрения объема их полномочий, так и с точки зрения характера их существования и функционирования.

Основные полномочия законодательного (представительного) органа субъекта Федерации сводятся к следующему:

    • принятие местной Конституции;

    • внесение поправок в Конституцию или устав субъекта Федерации;

    • принятие региональных законов, внесение в них поправок и изменений;

    • решение вопросов, касающихся границ субъекта Федерации;

    • решение вопроса о проведении референдума в субъекте Федерации;

    • назначение очередных или внеочередных выборов президента или высшего должностного лица субъекта Федерации;

    • принятие местного бюджета;

    • распоряжение собственностью субъекта и другие полномочия.

В исключительное ведение субъекта Российской Федерации входят такие вопросы, как:

    • принятие и изменение Конституции, устава, законов и иных нормативных правовых актов субъекта;

    • определение административно-территориального устройства данного субъекта;

    • установление системы органов государственной власти, определение порядка их формирования, внутренней организации и функционирования;

    • законодательство об организации местного самоуправления;

    • управление государственной собственностью субъекта;

    • принятие и реализация программ в области государственного, социально-экономического, культурного и экономического развития субъекта;

    • финансовое, валютное и кредитное регулирование по вопросам, отнесенным к ведению субъекта;

    • региональный бюджет, налоги и сборы;

    • международные и внешнеэкономические связи;

    • законодательство о государственной и муниципальной службе и иные вопросы, входящие в ведение субъекта Российской Федерации.

Кроме перечисленных выше вопросов, к предметам ведения субъекта относятся:

    • установление порядка проведения региональных и муниципальных выборов;

    • определение порядка деятельности органов местного самоуправления;

    • порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов;

    • заключение и расторжение договоров субъекта;

    • установление порядка назначения и проведения референдума субъекта;

    • утверждение схем управления субъектом, определение структуры высшего исполнительного органа субъекта и ряд других вопросов.

Одним из наиболее сложных вопросов в отношениях Российской Федерации и ее субъектов является проблема федерального вмешательства в права субъектов Федерации. Традиционно в зарубежных федеративных государствах установлены конституционные основания для вмешательства федеральных властей в права субъектов Федерации, получившие название «право федеральной интервенции».

Они включают довольно широкий спектр:

    • вооруженные конфликты в самом субъекте или между субъектами;

    • массовые беспорядки;

    • угроза национальной безопасности;

    • рост преступности;

    • конфликты между ветвями государственной власти субъекта;

    • значительная задолженность субъекта по федеральным платежам;

    • расхождение валютно-финансовой политики правительства субъекта Федерации с общефедеральной политикой и другие основания.

 Конституция РФ не устанавливает оснований и порядка использования вооруженных сил на территории субъектов Федерации в случае возникновения там восстаний и других нарушений конституционного порядка. Факт использования федеральными властями вооруженных сил в Чеченской Республике для восстановления конституционного порядка и ликвидации незаконных вооруженных формирований был признан Конституционным судом РФ соответствующим нормам Конституции РФ.

Указы Президента РФ от 30 ноября и 9 декабря 1994 г. и Постановления Правительства от того же числа предписали Вооруженным силам и внутренним войскам МВД применить меры государственного принуждения для обеспечения государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики. При проверке конституционности указанных актов Президента и Правительства Постановлением Конституционного суда РФ от 31 июля 1995 г. они были признаны соответствующими Конституции РФ. Вместе с тем Конституционный суд отметил, что, хотя действия Вооруженных сил и внутренних войск базировались на конституционных основах, они привели к гибели тысяч российских граждан, что требует расследования и наказания виновных в общесудебном порядке. События в Чечне показали необходимость совершенствования законодательства для вмешательства федеральных властей в случае нарушения в субъектах Федерации основ конституционного строя, прав и свобод граждан.

Важнейшим актом такого законодательства явилось принятие Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении", который вступил в силу 2 июня 2001 г. В соответствии с этим законом введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации. Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации. Законом четко определены обстоятельства, при наличии которых вводится чрезвычайное положение.

К таким обстоятельствам относятся:

    • попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований; межнациональные; межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

    • чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях - 60 суток. В случае, если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента РФ с соблюдением требований, установленных федеральным конституционным законом для введения чрезвычайного положения.

Важно отметить, что в соответствии с нормами данного закона, Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента РФ о введении на данной территории чрезвычайного положения.

Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.      В исключительных случаях на основании указа Президента РФ в дополнение к силам и средствам, указанным выше, для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и их органы. Закон четко определил задачи, для выполнения которых могут привлекаться вооруженные силы в случае введения чрезвычайного положения.

Эти задачи сводятся к:

    • поддержанию особого режима въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда из нее;

    • охране объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей природной среды;

    • разъединению противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники;

    • участию в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований;

    • участию в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении жизни людей в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента РФ назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.

Кроме того, на территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента РФ может устанавливаться особое управление этой территорией путем создания:

    • временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение;

    • федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.

Права автономий

В соответствии с текстом Конституции РФ в состав Российской Федерации на правах ее самостоятельных субъектов входит одна автономная область (Еврейская) и десять автономных округов.

Сохранение Еврейской автономной области во многом объясняется историческими традициями, поскольку к настоящему времени еврейское население в ней составляет незначительное меньшинство.

Автономные округа очень малочисленны и многонациональны, а удельный вес коренной национальности, дающей название автономному округу, также составляет незначительное меньшинство. В Ханты-Мансийском автономном округе коренная национальность, например, насчитывает всего 1,4% общего населения округа.

Правовое положение автономий в Российской Федерации особое. В частности, Еврейская автономная область входит в Российскую Федерацию непосредственно, поскольку еще в 1990 г. все автономные области были выведены из краев и непосредственно вошли в Российскую Федерацию.

Что касается автономных округов, то они имеют право самостоятельно решать вопрос о вхождении в Российскую Федерацию непосредственно или через другой субъект (край или область). Девять из десяти автономных округов входят в РФ как раз через край или область, а Чукотский автономный округ в 1992 г., выделившись из состава Магаданской области, вошел в Российскую Федерацию непосредственно.

Правовое положение округов довольно противоречиво. С одной стороны, девять из десяти автономных округов в настоящее время входят в состав края или области, а с другой стороны, по тексту Конституции округ, так же как край и область, является равноправным субъектом Российской Федерации. Для разрешения такого противоречия Конституция РФ предоставляет возможность округам регулировать свои отношения с краем или областью на основе федерального закона и договора между органами государственной властью автономного округа и органами государственной власти соответствующего края или области.

Тем не менее подобное правовое положение округа вызывает ряд конституционных коллизий. Конституционный суд РФ в специальном постановлении от 14 июля 1997 г. признал, что равноправие субъектов РФ не исключает вхождение округа в край, область; и вхождение одного субъекта в состав другого является реальным лишь в том случае, если происходит включение его территории и населения в состав территории и населения другого субъекта, что не означает его поглощения. В связи с этим население округа вправе участвовать в выборах органов государственной власти края, области.

Автономная область и автономные округа, как и другие субъекты Российской Федерации, имеют по два представителя в Совете Федерации и избирают депутатов Государственной думы, что дает им возможность защищать свои интересы в законодательном органе всей Федерации.

Одной из форм автономии в Российской Федерации является национально-культурная автономия, регулируемая Федеральным законом от 17 июня 1996 г. "О национально-культурной автономии".

Значение данного закона трудно переоценить, поскольку он прямо закрепляет правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.

По закону национально-культурная автономия в Российской Федерации - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан, относящих себя к определенным этническим общностям на основе их добровольной самоорганизации, в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Законом устанавливаются основные принципы, на которых должна базироваться национально-культурная автономия в РФ. Это принципы свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности, самоорганизации и самоуправления, многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономии, сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой, уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей, принцип законности.

Важно отметить, что закон закрепляет довольно обширный перечень прав, которыми обладает национально-культурная автономия. В частности, национально-культурная автономия имеет право получать поддержку со стороны российских органов государственной власти и местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры; обращаться в органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы. Национально-культурная автономия имеет право в соответствии с законодательством РФ создавать средства массовой информации, а также получать и распространять информацию на национальном (родном) языке.

Законом закреплены серьезные права в области национальной культуры:

    • сохранять и обогащать историческое и культурное наследие;

    • иметь свободный доступ к национально-культурным ценностям;

    • следовать национальным обычаям и традициям;

    • возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;

    • создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их деятельность в соответствии с законодательством РФ.

studfiles.net