Семинар как одна из активных форм обучения студентов. Теоретический семинар это


Теоретический семинар для педагогов школы на тему "Компетентности, необходимые для реализации образовательных стандартов нового поколения"

Разделы: Администрирование школы

Главной сегодняшней задачей образования взрослых является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и …чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни.М.Ноулз

Цель семинара: рассмотреть вопросы компетентности в контексте профессиональной деятельности учителя, необходимые для реализации образовательных стандартов нового поколения.

Участники: педагоги школы.

Регламент: 1 час 30 минут.

Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы работы.

Обеспечение: информационный материал по теме семинара, интерактивная доска. Презентация

Ход семинара

I. Информационный блок.

Ведущий. Модернизация современного общества охватила все его стороны. Реализация долгосрочных планов экономического, социального развития общества, обеспечения благосостояния граждан требует наличия высокопрофессиональных, грамотных людей. Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные пути решения проблем.

Изменения охватили и систему российского образования. Идет речь о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление в соответствии с требованиями общества. Ключевой характеристикой такого образования становиться не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

Приоритетный национальный проект “ Образование” 2004 г. является одним из ключевых механизмов развития общего образования. В 2009 г. разработан проект национальной образовательной инициативы“ Наша новая школа”, ключевые параметры которой должны получить распространение в 2011-2015 гг. Позвольте напомнить основные направления работы:

1. Обновление образовательных стандартов. Они должны включать три группы требований: требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ и требования к результатам их освоения. Требования к результатам освоения образовательных программ должны включать не только знания, но и умения их применять, т.е. выпускник должен быть всесторонне компетентным в процессе его социализации. Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без изменения в системе оценки качества образования. Она должна включать оценку образовательных достижений как основу для перехода с одной ступени обучения к другой, добровольные механизмы оценки качества для разных групп образовательных учреждений, сопоставление качества образования в различных муниципалитетах, субъектах РФ.

2. Система поддержки талантливых детей. Необходимо создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей. Расширить систему олимпиад, соревнований, конкурсов… Разработать и осуществлять модели дистанционного, заочного, очно-заочного обучения….

3. Развитие учительского потенциала. Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, пополнение школ новым поколением учителей, в том числе не обязательно с педагогическим образованием. Будет введена новая модель аттестации педагогических и руководящих кадров системы общего образования. Центральное место в обновленных квалификационных требованиях будут занимать профессиональные педагогические компетентности.

4. Современная школьная инфраструктура. Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен измениться. Расширение самостоятельности образовательных учреждений в решение хозяйственных вопросов. Расширение взаимодействия образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы: культуры, здравоохранения, спорта, досуга….

5. Здоровье школьника. Большое внимание уделять качественному горячему питанию, медицинскому обслуживанию, спортивным занятиям школьников. Применение новых технологий и методик здоровьесберегающего обучения.

Модернизация системы образования предполагает переход в компетентностное образование и здесь большую роль играет учитель. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать в учащихся умения, навыки, которые он сможет применить в различных жизненных ситуациях. Сегодня на семинаре мы будем разговор о тех компетентностях, которыми должен обладать сам учитель и которые должны развиваться у учащихся в общей школе.

II. Практический блок.

Участники семинара разбиты на шесть групп, по предметным школьным методическим объединениям.

“Мозговой штурм”

Ведущий. Какие ассоциации у вас возникают при упоминании понятия “ компетентность”? Обсудите вопрос в группах. Время для обсуждения 5 минут.

Представление групп. Варианты ответов группы оформляют на листах, каждой группе выдано 5 листов (по одной ассоциации на лист). Листы вывешиваются на доску.

Ведущий. Давайте, совместно определим наиболее совпадаемые характеристики, представленные группами. Итак, мы видим, что понятие “компетентность” многогранно.

Существует много трактовок понятия “компетентность”, вот некоторые их них:

  1. Компетентность – это знания, умения, навыки, а так же способы и приемы их реализации в деятельности, в общении, развитии (саморазвитии) личности. (Митина Л.М.)
  2. Компетентность – это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса. (Адольф В.А.)
  3. Компетентность – это совокупность профессиональных компетенций. (Соловова Е.Н.)

Есть еще одно понятие, которое так же часто используется в свете модернизации российского образования – это компетенция.

Компетенция ( лат.) competentia - означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом.

Понятия “компетенция” и “компетентность” часто используют как синонимы – это не грамотно.

“Компетенция” - то, на что претендуют или то, что необходимо достичь. Термин “компетентность” определяет, что из желаемого достиг конкретный человек, т.е. носит личностный характер. Компетентность – это мера освоения компетенции.

Выше рассмотренные нами понятия являются ключевыми в компетентностном подходе в современном образовании.

Компетентностный подход – подход, который акцентирует внимание на результат образования, в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в разных ситуациях. Цель компетентностного подхода – обеспечение качества образования.

Компетентностный подход задается в настоящее время государственными образовательными стандартами. В 2004 г. было начато внедрение образовательных стандартов первого поколения. Нужно заметить, что с 1 сентября 2009 г. в 14 “пилотных” регионах России началось введение образовательных стандартов второго поколения на ступени начального образования. В 2010 г. будут введены стандарты второго поколения повсеместно.

В школьной образовательной практике выделяются следующие компетенции.

  1. Ключевые (надпредметные), т.е. те, которые мы можем развивать на любом предмете.
  2. Специальные, которые формируются в рамках отдельного предмета.

Сегодня на семинаре мы будем вести речь о некоторых ключевых компетенциях. Общие требования к образованности выпускника можно отнести к ключевым компетенциям.

Было дано опережающее задание группам (за три недели до теоретического семинара).

  1. Раскрыть теоретические основы компетенции.
  2. Как можно развивать данную компетенцию в урочной и внеурочной деятельности по вашему предмету (из опыта работы).

Группа 1. Информационная компетенция (готовность к работе с информацией).

Группа 2. Коммуникативная компетенция (готовность к общению).

Группа 3. Проблемная компетенция (умение самостоятельно выявлять проблему и находить пути решения).

Группа 4. Корпоративная компетенция (умение работать в команде, готовность к сотрудничеству).

Группа 5. Исследовательская компетенция.

Группа 6. Речевая компетенция (умение грамотно излагать свои мысли, приводить аргументы…)

Представление своей работы группами (приложение № 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8.) После рассмотрения коммуникативной компетенции школьными психологами проводится тест для педагогов “ Уровень общительности учителей” (приложение № 4).

Ведущий. Подведение итогов семинара.

“Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений”. (Л.Н. Толстой)

“Не для школы, для жизни учимся” (латинское изречение).

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Что такое семинар и зачем они нужны

Семинары посещали все. Или все, кто когда-то был студентом. Современные технологии позволили расширить понятие семинара, причем как тематически, так и географически. Аудитория уже давно перешагнула за стены учебных заведений. Возраст присутствующих так же не ограничивается никакими рамками. Тематика варьируется от узкопрофильной, до таинственной и абсурдной, вызывающей недоумение и замешательство. Очевидным остается одно: встречи по обмену знаниями нужны и важны.

Что такое семинар

Семинар – форма проведения обучающих занятий. Основными принципами являются диалог, обсуждение и спор. Еще в начале прошлого века философы и логики доказали, что там, где нет споров, нет и значимых достижений в науке. Если перефразировать – то не будет и личностного роста. Искусство споров рассматривалось не в плоскости банального выяснения отношений, а выводилось  на высокий уровень и называлось дискуссией. Дискуссия проходит  при взаимном уважении сторон и умении вести диалог. «Истина рождается в спорах». Авторство  цитаты приписывают Сократу, но кто бы ее ни произнес, он был абсолютно прав.

Семинар как форма обучения был придуман еще в древнем Риме. Сегодня дискуссия и обмен мнениями востребованы в подготовке инженерных и научных кадров. Две необходимые составляющие для обмена знаниями: куратор и присутствующая аудитория. Древнее слово в переводе с латыни означает «рассадник». И такие рассадники или теплицы сегодня помогают миллионам людей обрести профессию, наладить отношения и освоить инновационные технологии. Вкус семинара невозможно узнать, не попробовав. Но для начала можно попытаться разобраться, в каком формате проходят встречи в «теплице знаний».

Виды семинаров: 7 разновидностей знаний

Вебинары

Новая форма проведения онлайн-занятий. Желание и интернет – главные составляющие участия для встречи онлайн. Аудитория расширилась до любой точки планеты, а единственной проблемой остается согласование часовых поясов. Популярностью пользуются специализированные вебинары для дистанционного обучения. Аудитория получает возможность пообщаться с профессионалом, не вставая с собственного кресла. Запись встречи часто выкладывается в сети. Веб-конференции могут сопровождаться субтитрами. Да и большое количество бесплатных вебинаров не может не радовать.

Плюсы: возможность  пообщаться с лучшими людьми и профессионалами.

Минусы: Нет ощущения присутствия куратора и других людей.

Семинары по психологии

Профессионалы предпочитают закрытые мероприятия, называя их супервизией. А вот для широкой аудитории существует масса встреч и презентаций на разнообразную тематику. Заявленные темы поражают своим разнообразием. От авторских, которые ведут профессиональные психологи с большим стажем работы до откровенно абсурдных, вроде «Муж, секс и шоколад». Главным аргументом при выборе такого семинара является имя его куратора. Ведущий должен быть не просто практикующим психологом, но и личностью. Человек, умеющий захватить аудиторию и посвятить неподготовленных людей в тонкости психологии как науки, действительно способен помочь.

Психология отношений  – особая тема семинаров по психологии для смешанной аудитории.  Главное при выборе темы – не попасться на крючок громких обещаний.  Лозунги вроде «вернете страсть в отношения за 2 дня» или «вы найдете любовь после занятия», к сожалению, не более, чем рекламный трюк. И уж конечно не стоит рассчитывать на то, что жизненные  советы вам предоставит совсем молодой тренер. Он должен не просто знать. Он должен пожить. Практикующий психолог создаст атмосферу индивидуального приема. Встреча в общей аудитории способна подтолкнуть людей и к дальнейшему погружению в тему психологии и психоанализа.

Плюсы. Возможность пообщаться с профессионалом за умеренную плату.

Минусы. Вероятность попасть на дилетанта, умеющего только пересказывать заученный текст.

Женские и мужские семинары

«Как научиться быть стервой», «Стань настоящим мужиком» – названия семинаров можно читать как книгу. Темы на злобу дня раскручиваются и выносятся на аудиторию, которая пришла в зал с одной общей проблемой. Ведущий уже знает все возможные вопросы (статистика – вещь полезная) и дает присутствующим то, чего они больше всего хотят. Хотите возродить женские чакры? Пожалуйста. Женщины на встречах обучаются древнему мастерству гейш или посвящаются в сакральные тайны жриц любви. Желаете понять женскую душу за 1 день? Да без проблем. Тематика мужских встреч полна тестостерона, что, собственно и привлекает слушателей собраться в аудитории. В итоге присутствующие не получают новой информации. Из аудитории они выходят с твердым убеждением в своей правоте, ведь им сказали именно то, что они хотели услышать.

Плюсы. Посещение мероприятий становится первым шагом в работе над собой.

Минусы. Аудитория не получает никаких новых знаний.

Авторские

Медийные личности или люди, достигшие высот в бизнесе, с охотой делятся своими мыслями с аудиторией. Имя куратора на афише написано большими буквами. Как раз к нему стоит присмотреться повнимательнее. Возможно, на встречу приедет не Кумир, а люди, работающие по его методике. Но на семинарах-встречах с известными людьми залы всегда переполнены.  Одно только присутствие Звезды или Личности вызывает чувство сопричастности к чему-то большому. Брайан Трейси, Тони Роббинс, Ирина Хакамада, Ксения Собчак – список лекторов и кураторов можно продолжать долго. Кто-то посвящает все свое время на то, чтобы общаться с аудиторией. Кто-то выкраивает в напряженном графике несколько часов, чтобы пообщаться с собравшимися людьми. Люди, вызывающие уважение и восторг, всегда знают, что сказать аудитории.

Плюсы: возможность увидеть Кумира, как говорится «вживую.

Минусы: семинары проводятся только в больших городах.

Бизнес-семинары

При входе в салон красоты или в юридическую контору первое, что попадает на глаза клиентам – стена, увешанная рамочками. А в рамочках находятся сертификаты о прохождении бизнес-семинара. Они необходимы для профессионального роста. Особой популярностью пользуются бизнес-семинары по технике продаж. Если рассказывать о таких собраниях в общих чертах: люди, проработавшие в продажах не один год, собирают возражения постоянных и потенциальных клиентов. Создается некая корпоративная энциклопедия, объясняющая новичку, как проще продать (или «впарить»)  товар или услугу покупателю, заранее предугадывая все возможные возражения. Формат бизнес-встречи  – качественная стартовая площадка для новичков в сфере продаж. То есть для всех.

Плюсы: очевидны для продавца

Минусы: иногда встречи проводят люди, не проработавшие в реальных продажах ни дня.  Так что передаваемые знания – чисто теоретические.

Презентационные

На рынке появляется масса новых продуктов, услуг и методик. Презентовать на занятии можно что угодно  – от лечебной гимнастики до новинок в ногтевом сервисе. Цель такого собрания – чисто ознакомительная. Заинтересованную аудиторию направляют в места продаж или услуг. Новички получают возможность получить базовые знания и понять, готовы ли они развиваться в этом направлении. Профессионалы, привыкшие работать с одним продуктом, неохотно переходят на другие бренды. Чтобы переубедить их в этом и существуют семинары по ознакомлению с новинками в технологии или инновационными продуктами. Как правило, финансируются самим производителем.

Плюсы: возможность освоить новый продукт, методику или услугу.

Минусы. Такая продукция стоит дороже, ведь в стоимость заложена и цена презентационных образцов и работе самих тренеров.

Обучающие

Обучение чему угодно темы от «Наука рыбной ловли» до «Подготовки детей дошкольного возраста». Удивительные, вроде «Как правильно сделать селфи» или «Эзотерические способы привлечения денег». Желание человека овладеть новыми навыками вызывает уважение и желание поделиться накопленным опытом. Спортивное питание и здоровый образ жизни, способы выживания в экстремальных ситуациях и основы робототехники – как говорится «я на семинар пойду, пусть меня научат».

Плюсы: возможность получить аккумулированные знания за небольшой промежуток времени.

Минусы: вероятность попасть на непрофессионала.

Как проводятся семинары

Обучающие семинары проходят под девизом: «У меня есть идея, у вас есть идея. Мы обменяемся, и у каждого будет по 2 идеи».  Семинар – это уже не лекция, но еще не тренинг. На лекции ведущий вещает, а аудитория внемлет (или дремлет), не задавая лишних вопросов. На тренинге присутствующие отрабатывают и получают определенные навыки. На семинаре все ограничивается вербальным взаимодействием. Обмен идет на словесном уровне между участниками и на энергетическом с ведущим.

Популярностью пользуются семинары-лекции-тренинги. Авторские встречи более похожи на лекции, где ведущий мало общается с аудиторией, но при этом находится среди людей. Тренинги-семинары объединяют теоретическую часть и практические занятия. Вебинары исключают присутствие лектора в аудитории. Люди видят картинку на экране, хотя онлайн-режим и создает эффект присутствия. Общение ведется исключительно в чатах или в специальной программе. Практические навыки онлайн получить достаточно трудно.

Для чего нужны семинары

Каждая встреча – это обмен энергией. Чем еще готовы поделиться присутствующие на мероприятии:

  • Знания. Профильные семинары просто необходимы для любой специальности. Навыков, полученных при обучении, не хватает на всю жизнь.
  • Опыт. На самом мероприятии присутствующие получают опыт взаимодействия, обмена знаниями и презентации. Важно прийти на встречу подготовленным. И не стесняться задавать вопросы.
  • Общение. Есть отдельная категория людей, посещающих все семинары, тренинги, лекции и курсы. Их цель – не получить знания. Эти люди нуждаются в простом человеческом общении.

Каждый человек заходит в аудиторию со своим опытом. С каким опытом он выйдет – зависит от ведущего и его самого. Желание познать нечто новое открывает все существующие двери и находит несуществующие. Первое, что нужно сделать – составить четкий план по реализации мечты. А посещение семинара может стать первой ступенькой на пути к ее осуществлению.

 

wikigrowth.ru

Теоретический семинар - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Теоретический семинар

Cтраница 1

Теоретический семинар Тандау объясняет.  [1]

В теоретических семинарах обсуждаются в свете документов XXVI съезда КПСС актуальные проблемы марксистско-ленинской теории: социалистической революции, строительства социализма и коммунизма, советского патриотизма и пролетарского интернационализма, социалистической демократии, политической системы, внешней политики КПСС, теории и практики коммунистического воспитания, национальных отношений, идеологической борьбы на мировой арене, вопросы партийного строительства, научного управления социальными процессами.  [2]

Хорошо помню теоретический семинар в Политехническом институте.  [3]

Игорем Евгеньевичем теоретического семинара, то понял, что его прежде всего интересует общая идея и физические принципы обсуждаемой проблемы. Деталями вычислений он интересовался мало ( хотя сам блестяще владел математическим аппаратом), зато мог уловить, подчеркнуть физическую суть того, что излагали или делали другие.  [4]

Мы благодарны участникам теоретических семинаров ФИАН и ИКАН за полезные дискуссии.  [5]

Авторы признательны участникам теоретических семинаров Теоретического отдела ФИАН, ИТЭФ и ИФВЭ ( Серпухов) за полезные обсуждения работы.  [6]

Тамм прореферировал на лейденском теоретическом семинаре Эренфеста) и заняли места у выхода из каждого вагона.  [7]

Действенными формами политического самообразования являются теоретические семинары, занятия по индивидуальным планам.  [8]

Сделать достаточно полный обзор работы теоретического семинара Я. И. Френкеля не представляется возможным. К сожалению, ни у кого не возникла мысль, что простая систематическая регистрация тем докладов с указанием докладчиков, даже без изложения дискуссии, составила бы очень ценный исторический документ, отражающий целую эпоху развития физики.  [9]

В заключение мне хочется рассказать о теоретическом семинаре Я. И. Френкеля, который собирался еженедельно в Физико-техническом институте.  [10]

Различные положения этой книги были предметом обсуждения теоретического семинара Экстремальные задачи управления предприятием, работавшего в Ленинграде в 1966 - 1974 гг. Автор приносит свою благодарность всем участникам семинара, оказавшим ему существенную помощь.  [11]

Как-то в начале 80 - х на теоретическом семинаре А. И. Ахиезера, проводимом обычно по средам в теордомике на старой площадке ХФТИ, во время доклада Н. Ф. Шульги, посвященного проблеме формирования излучения при прохождении высокоэнергетичных электронов и позитронов через кристаллы, мне пришла мысль о том, что эффективным и адекватным методом учета влияния конденсированной среды на излучение будет метод континуального интегрирования.  [12]

При горкомах и райкомах партии работают технико-экономические советы и теоретические семинары, систематически проводятся научно-практические и методические конференции. В работе этих формирований значительное место отводится вопросам совершенствования стиля и методов деятельности руководителей, изучению экономики, организации и управления производством, анализу отдельных проблем на конкретных промышленных предприятиях и в объединениях.  [13]

За те пять лет, что мне пришлось посещать теоретический семинар Якова Ильича, мой научный кругозор настолько расширился, что практически мне хватило его на всю мою жизнь. Конечно, в дальнейшем многое приходилось доучивать, многое изучать заново, но я хотел бы сказать, что никогда впоследствии мой научный кругозор не расширялся с такой скоростью, такими темпами, как в годы посещения френке-левского семинара. Мне думается, что это, вероятно, и было основным педагогическим приемом Якова Ильича: начинать изучение вопроса не с азов, а с современного его состояния, и только потом, по мере надобности, подтягивать тылы. Этот метод является исключительно плодотворным и позволяет быстро включаться в изучение теоретических вопросов.  [14]

Занятия, проводимые обычным методом, следует начинать с короткого теоретического семинара по теме занятия. Вопросы, контролирующие знание и понимание теории, нужно предварительно подобрать и систематизировать, расположив в логическом порядке, чтобы в результате ответов на них у всех присутствующих создалась цельная теоретическая основа - костяк предстоящего занятия.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Семинар как одна из активных форм обучения студентов — Информио

В педагогике, как и любой другой области знания, случается, что традиционные общепринятые идеи теряют свою бесспорность, а то, что считается актуальным и новаторским, представляет собой забытое старое. Новое и старое  - две стороны одной медали, два взаимосвязанных измерения мира образования.

В настоящее время практически всем стала очевидна необходимость серьезной модернизации образования. В качестве главного результата в Стратегии модернизации рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих учебное заведение, вносить вклад в развитие и благополучие общества. Одними из важных целей образования становятся:

- развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

- готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;

- толерантность, терпимость к чужому мнению, умению, умение вести диалог, искать и находить содержать компромиссы.

Одной из активных форм учебных занятий являются семинары, они используются при преподавании всех учебных дисциплин.Как правило, они строятся на основе живого творческого обсуждения, товарищеской дискуссии по рассматриваемой тематике. В действительности, как указывают многие педагоги, основной недостаток семинарских занятий в настоящее время заключается в пассивности слушателей, создания видимости активности, путем предварительного распределения вопросов и выступлений, отсутствие подлинно творческой дискуссии. Семинар позволяет активизировать познавательную и эмоциональную деятельность студентов, раскрывать их творческий потенциал.

Содержание термина семинар неоднозначно. В переводе с латинского языка - это рассадник знаний. Согласно современным словарям и энциклопедиям, семинар - это и «обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т.п.» (Большой энциклопедический словарь.М.;СПБ.1998.с.1081), и «групповые практические занятия под руководством преподавателя» (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений.. .М., 1999.С.710), и «групповое занятие ... по какому-либо специальному предмету, теме» (Словарь русского языка. Т.4.С.75.).

Существует несколько вариантов схем проведения семинаров, но если их обобщить, то структура семинарского занятия выглядит следующим образом:

- вступительное слово преподавателя;

- последовательное заслушивание студентов, выступающих с докладами, сообщениями по заранее обозначенным вопросам;

- обсуждение выступлений, дополнения слушателей;

- определение ценности прослушанной информации для практического использования, выявление положительных и отрицательных моментов, разрешение проблем;

- подведение итогов и заключительное слово преподавателя.

План семинара должен быть известен обучаемым за 5 - 10 дней в зависимости от темы. Студентов знакомят с методикой проведения семинара, раскрывают значение каждого вопроса, рекомендуют составить тезисы ответов на вопросы семинарского занятия.

 

Этот вид занятия учит выступать с сообщениями, учит точно и доказательно выражать свои мысли на языке конкретной науки, анализировать факты, вести диалог, дискуссию, укрепляет интерес студента к науке и научным исследованиям, учит связывать научно-теоретические положения с практической деятельностью и приучает к самообразованию.

Семинарское занятие основано на самостоятельной познавательной деятельности обучаемых, которые учатся работать с обязательной и дополнительной литературой. У студентов формируются навыки, умения:

- анализировать литературные источники,

- кратко излагать их содержание,"

- обобщать учебный материал,

- делать краткие сообщения и доклады,

- выступать в ходе обсуждения,

- делать выписки, составлять план,

- пользоваться мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, -доказательно рассуждать,

- выделять и формулировать проблемы,

- находить пути их решения.

Назначение семинара: углубление, систематизация и закрепление теоретических знаний, полученных студентами на лекции или в процессе самостоятельной работы, анализ проблемных вопросов, обмен опытом, контроль знаний.

На семинаре основную роль играет функция обобщения и систематика знаний. Главное в семинарском занятии не столько передача новой информации, сколько расширение, закрепление углубление знаний, умений и навыков, способов их получения и применения.

Одной из основных функций семинара является развивающая (развитие критического, творческого мышления, умения убеждать, обосновывать, отстаивать свою точку зрения).

Высоко значение оценочной функции, поскольку в ходе обсуждения, дискуссий, споров формируются оценки, отношения, ценностные ориентации, что в конечном счете помогает усвоению системы гуманистических ценностей, определяющих становление личностного в человеке. С воспитательной точки зрения семинар может оказаться даже более действительным средством по сравнению с лекцией, поскольку обратная связь между преподавателем и студентом теснее.

Организационно-ориентационная функция проявляется в направляемой преподавателем непосредственно или через методические пособия и рекомендации подготовке студентов к семинарскому занятию: подбор источников информации, выбор её обработки и т.д.

Процесс обсуждения проблем дает возможность участникам глубже познакомиться с проблематикой изучаемой науки, разнообразием точек зрения, обнаружить пробелы в своих знаниях, что соответственно стимулирует познавательные потребности. В этом проявляется мотивационная функция семинара.

 

Формы семинаров.

 

Интенсивность работы зависит от форм проведения семинаров и форм контроля. Загвязинский В.И. наиболее плодотворными с этой точки зрения считает активные формы семинара: диспуты, дискуссии, «круглые столы», ролевые игры, «пресс-конференции» и т.п. Каждая из этих форм своеобразна, имеет специфические функции, свою методику подготовки, организации и проведения.

Эффективным методом самостоятельной работы студентов является семинар в виде развернутой беседы по плану,заранее им известному, а также небольшого сообщения или доклада с последующим их обсуждением. В качестве тем для сообщений и докладов можно взять отдельные вопросы плана семинара или рекомендовать проблематику, углубляющую и конкретизирующую семинарскую тему.

 

Распространенной формой является заслушивание и обсуждение докладовстудентов. Подготовка доклада включает несколько этапов и предусматривает длительную и систематическую работу студента и помощь педагога, оказываемую ему по мере необходимости. На первом этапе студент обращается к различным источникам, ищет и изучает разнообразную информацию. Эта стадия характеризуется тем, что студент намечает конкретные цели работы: что узнать, что уточнить, что уяснить, каким должен быть конечный результат. На втором этапе - планирования -разрабатывается содержание, устанавливается объем работы, корректируется, если необходимо, первоначальная формулировка темы, составляется план работы, тщательно изучается отобранный материал, определяется логика раскрытия темы. На следующем этапе материал систематизируется, уточняются композиция, выводы и обобщения, пишется текст, оформляется работа. Успех доклада в значительной степени зависит от того, как участвует группа в его обсуждении.

Активной формой семинара является дискуссия. Дискуссия - это публичное обсуждение какого-либо проблемного вопроса, проблемы. Дискуссия оправдывает свое название в том случае, если обсуждаемый вопрос сложен, важен и неоднозначен по ходу и толкованию, т.е. предполагает альтернативные ответы. Дискуссия может быть намечена и спровоцирована преподавателем, но может возникнуть спонтанно.

Близка к дискуссии другая форма публичного обсуждения проблем -диспут- это специально подготовленный и организованный публичный спор на научную или общественно важную тему, в котором участвуют две и более стороны, отстаивающие свои позиции. Целью семинара-диспута является формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций. Участников лучше разделить на подгруппы, каждой из которых предстоит дискутировать с другой по заранее разработанным вопросам, подготовить сообщения и аргументы.

Семинар-исследование — это форма группового занятия, смысл которого заключается в приобретении, распространении и частичной реализации mamaс привнесением в этот процесс компонентов научного исследования. Семинар-исследование особенно полезен и эффективен при изучении современной истории, поскольку учащиеся сами являются очевидцами происходящего. Но такие занятия могут носить в значительной мере политический (экономический, социальный, экологический и т.п.) характер, ибо то, что происходит сегодня, еще не история. Потребуется какое-то время, чтобы текущие факты и события заняли подобающее им место в историческом процессе. Это обстоятельство преподаватель должен учитывать всегда. Семинары-исследования можно проводить и на других общественных дисциплинах, например, на «Основах философии» по теме «Сознание», «Познание», а также в разделе «История развития философской мысли». Семинары-исследования проводятся и по темам более ранних исторических периодов.

Семинар-исследование осуществляется в три этапа и часто выходит за рамки отведенного для урока времени. Здесь важны не только собственно семинар, но и его подготовка, и реализация теоретических и практических наработок.

Задача семинара - исследования - осмысленное, целенаправленное приобретение и углубление исторических знаний, реализация воспитательной, практической и методологической функции при изучении темы семинара.

Кроме вышеназванных форм семинарских занятий можно использовать разнообразные виды работы, которые будут плодом творческой деятельности преподавателя.

 

Роль преподавателя при подготовке к семинарскому занятию.

 

Преподаватель на семинаре - и организатор, и консультант, и оратор, и критик, и воспитатель. Чтобы семинар прошел результативно, преподавателю необходимо перед собой поставить цель и задачи, которые будут решены в процессе достижения цели. Если же он не определил глубинных целей - ни образовательных. Ни воспитательных, а следуя наполеоновскому принципу - главное ввязаться в бой, у него, как у педагога, а значит и у занятия, стрежневая линия отсутствует. Следовательно, от такого занятия успехов ждать не приходится. Преподаватель должен быть готов к ответу на любой вопрос. Уметь повернуть в правильное русло обсуждение вопроса. Чтобы семинар прошел на высоком уровне, с максимальным эффектом он должен быть хорошо подготовлен не только преподавателем, но и студентами.

Важным условием результативности семинара является атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, доверительная обстановка, когда студенты не боятся ошибиться, высказать своё мнение, спорные идеи. Необходимо приучить студентов задавать вопросы, не боясь обнаружить пробелы в знаниях. Главная особенность семинара - постоянное присутствие в нем элементов дискуссии, диалога преподавателя и студента.

Семинар в сравнении с другими формами обучения требует от студентов высокого уровня самостоятельности - умения работать с несколькими источниками, сравнивать, как один и тот же вопрос излагается различными авторами, делать собственные обобщения и выводы.

Большую роль преподаватель играет в подготовке студентов, т.к. ему необходимо не только правильно сформулировать вопросы, но и подобрать литературу, с указанием страниц, на которых студент найдет нужную информацию. Это позволит студентам больше уделить времени изучению вопросов. «Факты священны, мнение - свободно», как выразился С.Скотт, вполне применимы к семинарским занятиям. Когда студент при подготовке, не говоря уже о самом занятии, выражает свое мнение по вопросу недопустимо навязывать ему свое мнение. Сразу нужно ориентировать студентов на то, что необходимо подобрать известные факты по этой теме, а затем продумать своё отношение по данной проблеме. Преподаватель должен сориентировать студентов не только на подготовку по устным ответам, но и на использование наглядных пособий, схем, таблиц, ТСО, что повысит эффективность семинарского занятия.

Преподаватель должен позаботиться о подготовке всей группы, о занятости каждого студента делами занятия и чтобы его умственное напряжение было предельно высоким, независимо от успеваемости. Этому может способствовать индивидуализация обучения.

 

Рекомендации преподавателю при подготовке и проведении семинарского занятия.

• Определить цель занятия и задачи, которые будут решены в процессе достижения цели;

• Тщательно изучить содержательную часть семинара;

• подобрать литературу, с указаниям страниц, на которых студент найдет нужную информацию;

• Правильно сформулировать вопросы;

• За 10-14 дней до проведения семинара ознакомить студентов с вопросами и литературой;

• Сориентировать студентов не только на подготовку к устным ответам, но и на использование наглядных пособий, схем, таблиц, ТСО;

• Позаботиться о подготовке всей группы, о занятости каждого студента делами занятия и чтобы его умственное напряжение было предельно высоким, независимо от его успеваемости;

• На занятие создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания;

• Учить студентов делать собственные обобщения и выводы, выражать свое мнение по каждому вопросу;

• Продумать различные виды работы каждого студента - рецензирование, обсуждение выступления, отгадывание кроссворда и др.

• Заранее распределить время на обсуждение каждого вопроса и сообщить об этом студентам;

• В конце занятия систематизировать материал, провести его анализ;

• Оценить работу участников семинара;

• После проведения занятия сделать его самоанализ, отметить положительные и отрицательные черты.

 

Рекомендации студентам при подготовке к занятию и участию на нем.

• Начинать подготовку заранее, не менее чем за 10 дней;

• Подобрать по теме литературу;

• Изучить данные вопросы по нескольким источникам, сравнить существующие точки зрения по данной проблеме;

• По необходимости проконсультироваться у преподавателя;

• Подобрать наглядности (репродукции, иллюстрации), составить таблицы;

• По каждому вопросу плана занятий подготовиться к докладу и к участию в обсуждении и дополнении докладов.

• Надо иметь в виду, что успех обучения зависит, прежде всего, от самостоятельной работы студента;

• Позаботиться о внешнем виде, манере держаться;

• Избавиться от чувства скованности;

• Продумать своё мнение по каждому вопросу;

• Не читать, а говорить.

• Соблюдать средней темп речи;

• Не говорить громко, либо слишком тихо.

 

 

Список использованных источников:

 

1. Большой энциклопедический словарь.М.;СПБ.1998.

2. А.Т.Степанищев. История России - преподавание в школе. Уч. Пос.-М.: 20002.

3. В.М.Загвязенский. Теория обучения: Современная интерпретация. Уч.пос. для студ.ВУЗов.М.:Изд. Центр «Академия», 2001.

4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений.М., 1999.С.

5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. П 24 для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.; Под ред. С.Л.Смирнова. - 4-е изд., испр.

6. Словарь русского языка. Т.4

www.informio.ru

Научно-теоретические семинары | Автомобильно-дорожный институт

Научно-теоретический семинар - это:

1. развернутое теоретическое обсуждение вопроса, который изучается;2. форма обучения, имеет цель углубить и систематизировать изучение наиболее важных моментов проблемы, анализируется;3. метод обучения анализу теоретических и практических проблем, коллективный поиск путей решений различных вопросов.

Цель научно-теоретического семинара - способствовать совершенствованию профессиональной компетентности преподавателей для достижения более высокого качества образования путем овладения новыми социокультурными знаниями.

Задачи научно-теоретического семинара:

- Ввести преподавателей в категориальный аппарат определенной социокультурной проблемы и содействовать овладению базовыми понятиями;- Способствовать овладению знаниями, умениями мыслить и оперировать понятиями и категориями современной науки;- Развивать творческие и исследовательские способности преподавателей;- Способствовать развитию критического мышления, культуры преподавателя.

Могдалева И. В. «Особенности формирования и развития маргинальных процессов в среде украинской интеллигенции»

17 ноября 2012 на кафедре «Общественные науки» состоялся научно-теоретический семинар, на котором обсуждали относительно главных положений и выводов диссертационной работы старшего преподавателя Могдальовои Ирины Валерьевны по теме «Особенности формирования и развития маргинальных процессов в среде украинской интеллигенции».

Докладчик отметил, что сегодня внимание украинской общественности, средств массовой информации и ученых все чаще обращается к проблеме изменения статусных и профессиональных характеристик интеллигенции, которые происходят под влиянием трансформационных общественных процессов. На протяжении длительного исторического периода интеллигенция является не только социально-профессиональным прослойкой общества, но и специфической социокультурной сообществом. Проблемы понимания истории и перспектив развития украинского общества тесно связаны с изучением феномена украинской интеллигенции, которая, по мнению докладчика, сейчас находится в маргинальном положении.

Однако, бесспорным остается тот факт, что деятельность интеллигенции является важной и социально значимой, поскольку способствует творческому решению практических проблем в той или иной области знаний. Чем активнее интеллигенция принимает участие в общественных процессах, тем быстрее и организованнее осуществляется переход общества к более развитым формам социальной жизни. Однако, в истории человечества зачастую именно интеллигенция выполняла роль неформального лидера. Поскольку, с одной стороны, она влияла на различные сферы жизни общества, выражая взгляды и настроения широких слоев населения, а с другой - сама находилась в состоянии раздвоенного сознания, неопределенности, неоднозначности, то есть в состоянии маргинальности.

К сожалению, приходится констатировать, что современная украинская интеллигенция чаще пополняет ряды малообеспеченных людей, которые находятся на грани бедности. Для такой ее части характерны апатия, отчуждение, профессиональная невостребованность. В то же время, очевидно, что без деятельности этой социальной группы развитие любого общества невозможно. С потенциалом представителей интеллигенции как высококвалифицированного, духовно развитой и нравственной части общества связаны вопросы самосознания нации, выбор пути дальнейшего развития и морально-духовная атмосфера общества в целом.

Могдалева И. В., прежде всего, отметила специфические черты представителей социальной общности интеллигенции, которые отличают ее от таких похожих (на первый взгляд) понятий, как «новый класс», «интеллектуал» «профессионал», «эксперт», «технолог» и т.д. . Прежде всего, это глубокая заинтересованность интеллигенции социокультурными проблемами, чувство личной ответственности перед народом, стремление рассматривать политические и экономические проблемы как вопрос морали, критическое мышление, интеллигентность как внутренняя духовная черта указанной социальной общности. Интеллигенты обладают зачастую лишь культурным капиталом в виде полученных знаний и умений. Собственная профессия рассматривается представителями интеллигенции как призвание, миссия.

Докладчиком было отмечено, что в рамках современного научного дискурса не создано подход, который бы, с одной стороны, четко дифференцировал понятие «новый класс», «интеллигенция», «интеллектуалы» «профессионалы», «эксперты», а с другой - смог предложить систему разработанных индикаторов для идентификации указанных социальных групп. Поэтому, на ее взгляд, при определении понятия «интеллигенция» продуктивным является функциональный подход, благодаря которому происходит концептуализация термина «интеллигенция» с помощью терминов «профессия» и «профессионал», разработанных в американской социологии. Становления в Украине рыночных отношений делает возможным использование опыта западного направления социологии профессий при изучении украинского общества.

В рамках функционального подхода социологии профессий, интеллигенция рассматривается как социально-профессиональная казнь и выделяется по профессиональным и образовательным признакам (работа, связанная со сложной умственной работой в области материального и духовного производства, с наличием специальной квалификационной сертификации). Т.е. совокупность профессионалов в современном украинском обществе можно (с определенными оговорками) обозначить традиционным для отечественной социологической теории понятием «интеллигенция». Учитывая, что современная украинская интеллигенция все еще находится в состоянии транзита, изучение профессионалов может дать ответ на многие вопросы. Наряду с этим, указанный подход следует применять с осторожностью, поскольку понятие «интеллигенция» шире понятия «профессионалы», поскольку содержит социокультурную духовную составляющую.

Начиная с постсоветского периода и по сей день, происходит дифференциация интеллигенции. Эта социальная группа распалась на ядро ​​и периферию (деклассированных часть), тем самым изменив свою сущность и назначение. Сегодня представители украинской интеллигенции воспринимаются как работники, профессионально занятые умственным трудом высокой квалификации. Интеллигенты становятся наемными работниками, которые переходят в области экономики, торговли и финансов. Изменение социального статуса и отсутствие возможности быстро и удачно адаптироваться приводит большую часть интеллигенции к кризису идентичности. Те, кто не смог быстро отреагировать на социальные трансформации и занять новые позиции, оказались в маргинальном положении, а результат - обнищание основной массы интеллигенции.

Среди главных особенностей формирования самоидентификации интеллигенции следует выделить: отсутствие целостности, разорванность как результат пребывания в культурном конфликте с обществом; кризис идентичности, частичная потеря самоидентификации; специфические адаптивные стратегии в новых социокультурных условиях, доминирование адаптивно-защитного поведения; нестабильность и нечеткость структуры жизненного мира; переживания культурного шока, который сопровождается чувствами одиночества, беспомощности и подавленности; ностальгические чувства по советской системе ценностей и идеалов отказ от коммунитарное ценностей и склонность идентифицировать себя в качестве самостоятельного специалиста, сосредоточенность на узкопрофессиональных деятельности; аномический состояние самосознания. Могдальовою И. В. отмечено, что бывшие механизмы самоидентификации интеллигенции постепенно утратили свое значение, а система новых механизмов и институтов еще не сложилась (еще один из показателей маргинальности).

В результате исследования Могдалева И. В. обнаружила следующие показатели маргинализации современной украинской интеллигенции:

- Отсутствие единого интеллектуального пространства, поскольку интеллигенция считает нужным функционировать в пределах узкопрофессиональной сообщества, происходит концентрация усилий только на собственной профессии. Интеллигенция не проявляет желания и смелости переходить из одной группы в другую, закрыты некоторые каналы социальной мобильности. Это является причиной возникновения социальной маргинальности;- Наличие среднего или ниже среднего уровня материальной прибыли; к «группе риска» относятся представители гуманитарной интеллигенции - рабочие музеев, библиотек, школьные учителя, сейчас в Украине малообеспеченной частью населения. Незначительный материальный капитал приводит к формированию экономической маргинальности;- Снижение политической активности и оппозиционности, растет количество пассивных членов общественных организаций, отсутствует общая национальная идея. Интеллигенция поддерживает различные противоположные политические ориентиры, становится причиной формирования политической маргинальности;- Формируется «духовный вакуум», возникающий в результате политической деидеологизации, духовной деградации. Примером этого является переход рабочих в области культуры, науки и искусства к отраслям финансов, торговли и услуг. Кстати, Украина заняла лидирующее место среди стран СНГ по экспорту интеллектуальных ресурсов за границу.

Несмотря на отсутствие средств к существованию, стабильности и социальных гарантий, которые заставляют представителей интеллигенции менять профессию, место работы и даже место жительства, большинство ее представителей гордится своей отдельность и социальным статусом.

Тема, которая была предложена для рассмотрения на научно-теоретическом семинаре, оказалась весьма дискуссионных, поэтому вызвала живое обсуждение среди членов кафедры. В дискуссии приняли участие все преподаватели кафедры, которые ставили вопрос докладчику, приводили примеры из собственных исследований, из исторических документов и т.п.. Интересным дополнением оказалось выступление к.п.н. Н. М. Волвенко, которая привела классификацию маргинальных проявлений в обществе с точки зрения политологических наук. На основе исторических документов к.и.н., доцент кафедры И. В. Гречко обосновала положение интеллигенции в царской России. В своих выступлениях преподаватели пытались выяснить современное состояние интеллигенции в стране, степень ее маргинальности т.д..Результатами научно-теоретического семинара на кафедре «Общественные науки» оказались рекомендации относительно утверждения выступления И. В. Могдальовои в качестве отчета по выполнению плана работы в подготовке диссертации к защите на следующем заседании кафедры.

 

 

Встреча  с ветераном ВОВ Михаилом Степановичем Латохой, участником партизанского движения в Белорусии

 

www.adidonntu.ru

Теоретический семинар - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2

Теоретический семинар

Cтраница 2

Арабянца отмечают в числе лучших идейных наставников - опыту его руководства теоретическим семинаром посвящен специальный плакат. В системе народного образования также считают Завена Амаяковича своим, его высоко ценят как энтузиаста подготовки рабочих кадров на базе подшефной школы.  [16]

Когда я стал сотрудником Института физических проблем, то я довольно регулярно посещал теоретический семинар Ландау, хотя и не был теоретиком. Именно там АБ часто устраивал свои знаменитые розыгрыши. Как-то он одел куртку пожарника и пожарную каску, которые висели на видном месте в вестибюле, и, изменив свою внешность, подтянув нос ниткой, явился в конференц-зал и голосом нетрезвого пожарника предложил, ввиду учений, всем покинуть помещение... Более известен другой случай, когда на семинар Яша Смородинский привез из Дубны письмо Паули о последних работах Гейзенберга по индефинитной метрике. Евгений Михайлович Лиф-шиц перевел письмо с английского, и вся первая половина заседания была посвящена дискуссии по поводу этого документа. Я помню некоторый скепсис некоторых и энтузиазм Померанчука, который очень горячо обсуждал эти вопросы. После перерыва АБ взял письмо и, начав его внимательно разглядывать, вдруг сказал, что если взять первые буквы слов письма, то получается русское слово ДУРАКИ... Однако, интереснее всего то, что через месяц действительно появилось письмо Бора, обсуждавшее эти же идеи с весьма сходных позиций.  [17]

По нашим наблюдениям за восприятием материала студентами, особенно важным элементом успешного преподавания этого курса являются теоретические семинары. Возможно, что еженедельное проведение двух лекций с двумя семинарами для опроса студентов окажется более эффективным, чем система три и один, которой мы придерживались. Лекции должны сопровождаться демонстрациями. Студенты высказывают мнение, что лекции должны не повторять рассуждения учебника слово в слово, а излагать предмет другими словами, разъяснять и резюмировать материал.  [18]

За время своей работы Тренинг-Центр разработал и реализовал 15 учебно-тренинговых модулей, которые включают в себя трехдневные теоретические семинары на заданную тему и консультации непосредственно на фирмах. К работе было привлечено 20 российских и 20 иностранных преподавателей и консультантов из Германии, Англии и Финляндии. Более 30 инновационных проектов, отобранные из большого массива, получили развитие и поддержку через Тренинг-Центр.  [19]

В Белорусской партийной организации складывается продуманная система работы с идеологическими кадрами: систематически ведется их марксистско-ленинская учеба, созданы теоретические семинары, в которых изучаются актуальные вопросы теории и политики партии, международных отношений, теоретические основы и методы идеологической работы; многие пропагандисты, лекторы, журналисты обучаются в университетах марксизма-ленинизма.  [20]

В Белорусской партийной организации складывается продуманная система работы с идеологическими кадрами: систематически ведется их марксистско-ленинская учеба, созданы теоретические семинары, в которых изучаются вопросы теории и политики партии, международных отношений, теоретические основы и методы идеологической работы; многие пропагандисты, лекторы, журналисты обучаются в университетах марксизма-ленинизма.  [21]

Обладает высокой активностью в деятельности партийных органов, избран членом районного комитета партии, является членом парткома завода, руководителем теоретического семинара специалистов.  [22]

В процессе формирования школы все эти теор стали теснейшим образом взаимосвязаны и взаимозависимы: главной действующей силой, докладчиками на теоретическом семинаре бывали, как правило, ученики Ландау; учеником считался тот, кто сдал весь теорминимум; чтобы сдать теорминимум, необходимо было хорошо знать и понимать книги Теоретической физики. Кстати, это же было необходимо и для того, чтобы успешно доложить или выступить на семинаре.  [23]

Так, например, в 60 - е годы основными формами партийной учебы стали начальные политшколы, школы основ марксизма-ленинизма, теоретические семинары, строившие свою работу по новым учебным планам, программам, пособиям. Возникла необходимость опробовать и отработать методику проведения занятий в этих школах и семинарах, изучить ее особенности.  [24]

Прошло семь лет, и весной 1939 г. Исаак Яковлевич Поме-ранчук привел меня, студента четвертого курса физического факультета ЛГУ, на теоретический семинар Физтеха.  [25]

Комсомольские организации должны использовать один из выходных дней для организации систематической политической учебы молодежи, для проведения занятий политических клубов и кружков, теоретических семинаров, диспутов, читательских конференций, кинолекториев.  [26]

Так как и сам Ландау и его ученики были физиками-теоретиками, то не удивительно, что различные стороны жизни его школы сопряжены со словом теоретический: теоретический семинар, теоретический минимум, курс теоретической физики.  [27]

В Калифорнийском университете в Беркли содержание этого тома излагалось в 1963 - 1964 гг. в течение одного семестра, состоявшего из 15 недель, при трех лекциях и одном теоретическом семинаре в неделю, причем лекции и семинары имели продолжительность по 50 минут. Нашими студентами были первокурсники второго семестра, проходившие в течение предыдущего семестра математику, курс которой не был специально рассчитан на изложение всех математических вопросов, нужных для преподавания физики. Нижеследующие советы были сформулированы в результате нашего первого опыта преподавания по этой программе, сопровождавшегося широким общением преподавателей со студентами.  [28]

Исходя из того, что уровень партийной пропаганды в решающей степени зависит от пропагандистских кадров, обязать партийные организации улучшить подбор, воспитание, теоретическую и методическую подготовку руководителей политшкол, кружков, теоретических семинаров, консультантов, лекторов.  [29]

Это название позмы Лукреция мы впомнили, сидя на каменных ступенях Арены Лютеции - римского цирка, развалины которого находятся близ улицы Сен Жак, невдалеке от Института Пуанкаре, где Игорю Евгеньевичу предстояло выступить с сообщением о его идеях квантованного пространства на теоретическом семинаре Луи де Бройля 2 Приехавший с нами в Париж Иосиф Бенедиктович Пог - ребысский3 читал наизусть строки De rerum natura. Игорь Евгеньевич, вспоминая гимназическую латынь, комментировал Лукреция.  [30]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Теоретический семинар | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ. Требование учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения – очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это отражается в педагогической теории под названием принципа индивидуального подхода. Но его реализация в разное время осуществлялась в разной мере и различными приемами. Как говорил Инге Унт: «Индивидуализация - это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того. Какие особенности и в какой мере учитываются». Под дифференциацией подразумевается учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения, обычно обучение в этом случае происходит по несколько различным учебным планам и программам. При использовании термина «индивидуализация обучения» необходимо иметь в виду, что при его практическом использовании речь идет не об абсолютной. А об относительной индивидуализации. В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам: обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного обучающегося, а в группе учащихся, обладающих примерно схожими особенностями; Учитываются лишь известные особенности или их комплекс и именно такие, которые важны с точки зрения учения /например умственные способности\; на ряду с этим может выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или не так уж необходим; иногда происходит учет некоторых свойств состояний в том случае, если именно это важно для данного ученика /например, состояние здоровья\; индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности. А эпизодически. Индивидуализацию можно рассматривать с точки зрения процесса обучения, содержания образования и построения школьной системы. Первая касается отбора форм, методов и приемов обучения. Вторая- создание учебных планов, программ, учебной литературы и составления заданий, предъявляемых обучающимся. Третья-формирования разных типов школ и классов. УЧЕТ ПСИХИЧЕСКИХ

educontest.net