Теократическое государство - Е.Н. Салыгин. Теократическая республика примеры


Теократическое, клерикальное государство: описание, классификация и особенности

Значение слова "теократия" с греческого можно перевести примерно как "боговластие". Эта форма государственного устройства справедливо считается одной из древнейших в письменной истории человечества. Впрочем, последние археологические раскопки позволяют утверждать, что установилась она еще до того, как человечество обзавелось колесом, алфавитом и понятием числа. На юго-востоке Турции обнаружены древние археологические комплексы дописьменных культур, которые, однако, уже имели религиозный культ и сообщество жрецов, обслуживавших его.

Такие поселения рассыпаны по всей Восточной Анатолии. Самые крупные из них - это Чатал-Хююк и Гебекли-Тепе. Самому старому из них более 12000 лет. Вероятно, это было самое первое теократическое клерикальное государство, в котором религия пронизывала все сферы человеческой повседневности.

клерикальное государство

Современные клерикальные государства

Поскольку эта форма является старейшей из ныне существующих, то и примеров государств, устроенных по теократическому принципу, в истории человечества можно найти много.

Однако для начала стоит определиться с терминами. В первую очередь надо отграничить клерикальную власть от власти теократической. Считается, что светские клерикальные государства представляют собой такие, в которых параллельно государственным светским структурам или над ними создаются механизмы, с помощью которых религиозные организации получают возможность влиять на политику, экономику и право. Примером такого государства на современной политической карте мира может служить исламская республика Иран - клерикальное государство, появившееся в результате Исламской революции 1978 года.

Сегодня к числу клерикальных государств относят многие исламские страны. Современное клерикальное государство, примеры которого можно обнаружить на Ближнем Востоке, чаще всего неизбежно несет на себе отпечаток тирании. К таким режимам принято относить следующие страны:

  • Арабские Эмираты;
  • Кувейт;
  • Катар;
  • Иорданское королевство.

теократическое клерикальное государство

Исламские республики на карте мира

Четыре современных государства имеют в своем официальном названии слово "исламская". Несмотря на то что некоторые из них, например Пакистан, содержат в своей конституции пункты о светскости, фактически, они контролируются религиозными группами с различной степенью влияния.

Вот клерикальные государства, список которых включает четыре страны:

  • Исламская республика Афганистан.
  • Исламская республика Иран.
  • Исламская республика Пакистан.
  • Исламская республика Мавритания.

Фактически, единственным принципиальным моментом, объединяющим все эти страны, является их правовая система, в основании которой лежит шариат - комплекс предписаний, формирующих убеждения и контролирующих поведение мусульман.

светские клерикальные государства

Иранские стражи революции

Из всех существующих исламских республик именно в Иране была проведена наиболее последовательная исламизация всех сфер жизни государства и общества, был установлен тотальный контроль за соблюдением норм шариата всеми гражданами.

Для того чтобы упрочить власть религиозных лидеров и способствовать распространению идей ислама за пределами страны и внутри самой Исламской республики, была создана специальная военизированная организация, получившая название Корпус Стражей Исламской революции.

Поскольку ислам в стране распространен повсеместно, то и влияние этой организации расширилось невероятно. Со временем высокопоставленные офицеры из Корпуса Стражей стали контролировать крупнейшие предприятия страны наряду с представителями исламского духовенства.

При этом Иран представляет собой классическое клерикальное государство, поскольку кроме религиозных судов, существует еще и формально светское правительство и избираемый народом президент. Однако главой государства все равно считается аятолла - духовный лидер и знаток религиозного закона, облеченный властью выносить решения в соответствии с исламским законом. У специалистов существует мнение, что в последнее время между двумя лидерами государства стали все чаще случаться конфликты, которые стараются не предавать огласке.

светское клерикальное теократическое государство

Дискриминация по-пакистански

Как говорилось выше, Пакистан является формально светским государством, несмотря на то, что называется исламской республикой. Управляет страной лидер, не имеющий религиозного образования, а чаще всего он и вовсе бывает военным.

Это, однако, не мешает дискриминировать другие религиозные общины, проживающие в стране. На законном уровне существует запрет на избрание президентом страны немусульманина.

Вся исполнительная власть в Пакистане находится в руках правительства и президента, но судебная и законодательная де-факто сильно ограничены Федеральным шариатским судом - институцией, которая занимается контролем за соблюдением государством норм шариатского права. Таким образом, любой закон, принимаемый парламентом, может быть подвергнут экспертизе исламского суда и отвергнут в случае обнаружения противоречий исламскому праву.

В отличие от Ирана, в Пакистане не была проведена тотальная исламизация, и молодежь, несмотря на значительное количество религиозных пережитков, имеет доступ к западной культуре.

Печальным последствием предпринятой в восьмидесятых годах попытки установить всеобщее господство религиозных норм стал чрезвычайно низкий процент людей, получивших среднее образование. Особенно это заметно среди женской части населения, которая традиционно подвергается серьезной дискриминации.

клерикальное государство примеры

Ватикан: теократическое клерикальное государство

Пожалуй, самым ярким примером государства, в котором власть и светская, и духовная принадлежат одному лицу, является Святой Престол. В силу своей уникальности он заслуживает отдельного рассмотрения.

Общеизвестно, что папа римский является предстоятелем всей Римско-католической церкви. Кроме того, он возглавляет и город-государство Ватикан, которым от его имени управляет назначаемый губернатор, всегда выбираемый из числа кардиналов, заседающих в Римской курии.

Папа римский является монархом, которого члены конклава выбирают пожизненно. Однако известны случаи, когда он прекращал свои полномочия добровольно - так в 2013 году поступил Бенедикт XVl, став вторым за шестьсот лет папой, добровольно отрекшимся от власти.

Согласно доктрине католической церкви, папа во время своего правления является непогрешимым, а все постановления, принимаемые им, - верными и обязательными к исполнению. Это, впрочем, не исключает существования внутрицерковных интриг и не принижает роль правительства, называемого Римской курией.

клерикальные государства список

Саудовская Аравия: теократия или диктатура

Наиболее сложным в определении типа правления для правоведов является пример Саудовской Аравии. Как и в других государствах с исламским большинством, в Аравии действует шариат, который ограничивает власть короля, что фактически наделяет монарха властью, основанной на божественных установлениях.

Сложность, однако, состоит в том, что король не является религиозным лидером, хотя и в обязательном порядке принадлежит к потомкам пророка Мухаммеда. Это побуждает исследователей считать, что Саудовская Аравия представляет собой клерикальное государство, в котором религиозные нормы поставлены на службу правящей династии.

Преждевременный отказ от идеи теократии

Многие исследователи поспешили заявить о том, что мир стал светским, что права человека и демократическая форма правления являются универсальными и неизбежными, а прогресс будет двигаться вперед, и ничто не сможет ему помешать. Однако все более нарастающая радикализация среди некоторых слоев населения показывает, что такие надежды оказались преждевременными. В современном мире светское, клерикальное, теократическое государство одинаково востребованы как гражданами, так и политическими элитами.

fb.ru

Теократическая монархия: примеры стран

Теократическая монархия – этоформа гражданского правительства, при которой официальная политика регулируется непосредственно божественным руководством, толкованием воли Бога, как указано в религиозных Писаниях, в соответствии с учением той или иной религии.

На практике духовенство в качестве аккредитованных представителей невидимого божества, реального или воображаемого, провозглашает и разъясняет законы государственной политики. В самом строгом смысле подразумевается правитель, который рассматривает себя эмиссаром Бога, и все законы им принимаются под божьим руководством. Глава теократического правительства является и главой религиозного института. Таким образом, гражданские законы и функции являются частью религии, подразумевая поглощение государства церковью.

Одним из первых термин «теократия» использовал Иосиф Флавий, который, по всей видимости, пытался объяснить греческими словами «теос» (бог) и «кратео» (управлять) читателям-язычникам организацию Еврейского Союза. Хотя в этой связи Иосиф Флавий, сравнивая её с другими формами правления (монархия, олигархия, республика), вступает в долгое и несколько путаное обсуждение темы, он не объясняет, что такое «теократическая монархия».

Страны,на примере которых в современное время можно рассмотретьподобную форму государственного строя, включают Саудовскую Аравию, Иран, Ватикан.

Во многих государствах по-прежнему есть определенные официальные религии, гражданские законы могут находиться под влиянием богословских или моральных понятий, но эти условия не подпадают под условие теократии. Сосуществовать с государственной религией или делегировать некоторые аспекты гражданского права религиозных общин может также и светское государство.

В период Средневековья многие монархии были, по крайней мере, частично теократическими. Решения правителей в католических странах часто подвергались сомнению и отклонялись, если папы римские не соглашались с ними. Религиозные лидеры консультировали правителей по вопросам не только религии, но и государственным. Ситуация начала меняться, когда в определенных странах получило влияние протестантство и другие некатолические религии.

Абсолютная теократическая монархия выборного типа – форма правления в Ватикане. Во главе государства находится Святой Престол (папа римский и административный совет - Римская курия). Папа римский, являющийся сувереном Святого Престола, в соответствии со своей должностью осуществляет законодательную, исполнительную, судебную власть в государстве Ватикан и в универсальной Римско-католической церкви. Учитывая многоаспектность власти римского папы, для управления в пределах тщательно разработанных категорий власти была создана административная структура, известная как Римская курия, члены которой назначаются властью папы.

Новый папа римский, после смерти предыдущего, избирается конклавом, состоящим только из кардиналов.

В государствах, где государственной религией является ислам, в частности шариат, теократическая монархия была единственной формой правления в течение многих столетий. С того времени, когда Пророк Мухаммед создал арабо-мусульманское (феодальное) государство в Медине в седьмом столетии и до начала двадцатого века, когда распался последний халифат на территории Турции. Халиф (преемник) являлся главой государства, управляя согласно шариату (законам ислама), основанному на Коране и Сунне. Хотя халифы не имели указаний непосредственно от Аллаха, они так же, как и Пророк, были обязаны обосновывать издаваемые ими декреты в соответствии с этим сводом Божественных повелений и запретов, демонстрируя, что Аллах – окончательная власть.

Самая знаменитая в истории теократическая монархия в исламском мире– Арабский халифат при халифах династии Омейядов или «Праведных халифах» (первых четырех халифов после Пророка Мухаммеда).

В современное время государственный строй Исламской Республики Иран описывается как реальная теократия, во всяком случае, так указано в справочнике ЦРУ США.

Когда лидером Ирана стал Рухолла Мусави Хомейни, с 1979 по 1989 годы, расстановки религиозных и политических сил были резко преобразованы: шиитский ислам стал неотделимым элементом политической структуры государства. Такова была и заявленная цель иранской революции 1979 года – свергнуть правление шаха и восстановить исламскую идеологию в иранском обществе.

Шиитский ислам является официальной религией Ирана. Согласно Конституции 1979 года (с поправками 1989 года), исламской идеологией определяется политический, экономический, общественный строй Исламской Республики Иран. Глава государства, устанавливающий общую политику страны, - Высший руководитель, который назначается Советом экспертов.

Высших руководителей в Иране было два: основатель Исламской Республики Иран Рухолла Мусави Хомейни и его преемник Великий аятолла Али Хосейни Хаменеи (с 1989 года и по настоящее время).

Высший руководитель назначает глав многих важных государственных структур. Также, согласно иранской конституции, он утверждает полномочия президента, может наложить вето на законы, принятые парламентом (Меджлисом), традиционно он дает разрешение кандидатам в президенты заявить о своей кандидатуре.

Теократическая монархия особой разновидности – форма правления в Саудовской Аравии. Вернее будет сказано, что в государстве абсолютная монархия, основанная на принципах ислама. Король Саудовской Аравии является главой государства и главой правительства. Однако большинство решений принимаются в ходе консультаций между старшими принцами королевской семьи и религиозными организациями. Коран объявлен Конституцией страны, которая управляется на основе мусульманского права (шариата).

загрузка...

worldfb.ru

ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО - это... Что такое ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО?

 ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО (от гр. tueos - бог, kratos - власть) - особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером Т.г. является Государство-город Ватикан, представляющий собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе римскому, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.

  • ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА
  • ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Смотреть что такое "ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО" в других словарях:

  • теократическое государство — Государство, в котором как политическая, так и духовная власть сосредоточены в руках церкви …   Словарь по географии

  • ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО — (греч. tueos бог, kratos власть) особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. Истории известно немало примеров Т.г.: в древности это Иудея, в период средневековья… …   Энциклопедия юриста

  • теократическое государство — (от гр. tueos бог, kratos власть) особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером Т.г. является Государство город Ватикан, представляющий… …   Большой юридический словарь

  • теократическое государство — форма государственного устройства, при котором как политическая, так и духовная власть сосредоточена в руках духовенства (церкви). Обычно высшая власть в теократическом государстве принадлежит главе господствующей церкви (он же глава государства) …   Географическая энциклопедия

  • Теократическое государство — …   Википедия

  • СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО — государство, в котором не существует какой либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным и предпочтительным. Светский характер государства предполагает, что государство и церковь отделены друг от… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • ИЗРАИЛЬ (государство) — ИЗРАИЛЬ (Israel), Государство Израиль (Medinat Yisra el), государство в Западной Азии, на Ближнем Востоке. Граничит с Ливаном, Сирией, Иорданией и Египтом. Между Израилем и Иорданией Палестина, сектор Газа на границе с Египтом. Площадь 20,8 тыс… …   Энциклопедический словарь

  • Израиль (государство) — Израиль, Государство Израиль. I. Общие сведения И. государство на Ближнем Востоке. Расположено в Западной Азии, на юго восточном побережье Средиземного моря. Граничит на С. с Ливаном, на С. В. с Сирией, на В. с Иорданией, на Ю. З. с Египтом.… …   Большая советская энциклопедия

  • Папское государство — Папская область Stati della Chiesa 752 1870 …   Википедия

  • Церковное государство — Папская область Stati della Chiesa 752 1870 …   Википедия

dic.academic.ru

Реферат Теократическое государство

скачать

Реферат на тему:

План:

    Введение
  • 1 История
  • 2 Исторические государства с элементами теократии
    • 2.1 Древность
    • 2.2 Реформация
    • 2.3 Мормонизм
    • 2.4 Ислам
  • 3 Ныне существующие страны с элементами теократии
    • 3.1 Исламские государства
    • 3.2 Святейший Престол (Ватикан)
    • 3.3 Центральная тибетская администрация
  • 4 Теократия в христианстве
  • 5 Теократия в иудаизме

Введение

В данной статье или разделе имеется или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок.

Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

Теократия (от др.-греч. θεός — Бог и κράτος — управлять) — система правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам. Согласно другому определению — политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства.

1. История

Как описывает Геродот (История 2:52), понятие «Бог» (θεος) было сформулировано у протогреческих племён пеласгов: «В прежние времена, как я узнал в Додоне, пеласги совершали жертвоприношения Богам, вознося молитвы, но не призывали по именам отдельных богов. Ведь они не знали ещё имён богов. Имя же „боги“ (θεοi) пеласги дали им потому, что боги установили (θεντες) мировой порядок и распределили все блага по своей воле».

Таким образом, теократия, согласно взглядам Геродота, имеет целью следование мировому порядку для установления в обществе гармонии (совершенного состояния). Сам обряд жертвования имел целью выяснить волю богов по состоянию жертвуемого, а позднее стал пониматься и как приношение Богу, имеющее целью склонить его к милости. Корни теократии теряются в глубинах истории: известно, что в древних государствах (в Египте, Месопотамии, Мексике и других местах) правители были жрецами, и решали дела согласно своим религиозным убеждениям, а то и вовсе провозглашали себя богами.

Один из примеров теократии даёт Библия (книга Судей и книги Самуила — в русском синодальном переводе 1 и 2 Книги Царств), где описано, что в ранний период становления еврейского государства их обществом управляли судьи, которым Бог открывал свою волю. Для этой же цели священники использовали особый жребий: урим (светлый) и тумим (тёмный) — судя по всему, это были нечто вроде камней, которые находились в специальном мешочке у первосвященника. Процесс выяснения воли Бога состоял в том, что первосвященнику чётко формулировали вопрос, который должен иметь только два однозначных ответа: да или нет. Священник с молитвой обращался к Богу и доставал из мешочка тот камень, который придётся — считалось, что его рукой руководит Сам Бог. Урим означал «да», а тумим «нет».

Примеры других жеребьевок описаны и в других местах Библии: так, Авраам испрашивал о будущем, разложив на жертвеннике разрубленные тела животных, и по их самовозгоранию понял, что его потомкам суждено владеть Ханааном (Быт 15:8-18), а во время исхода евреи бросили жребий, кому следует быть первосвященником, разложив деревянные жезлы перед святилищем, и узнали достойного по тому, что его жезл пустил почки (Чис 17:2-8).

Примеры из Библии отражают лишь исторически обусловленное и довольно ограниченное понимание теократии авторами этой книги.

Теократия была основой правления всех[источник не указан 543 дня] развитых государств древности (другие просто сгинули и мы о них ничего не знаем). Так, все древние фараоны Египта были жрецами и провозглашали себя богами или сыновьями богов, в древней Греции решения нередко принимались на основе прорицаний оракулов (особых предметов, явления в которых разъяснялись специальными толкователями — жрецами или жрицами) и к оракулам правящие круги посылали специальные посольства (теории), а также на основе гаданий и прорицаний собственных пророков. Такой же теократией была и древняя римская республика[источник не указан 543 дня], в которой высшие должностные лица (консулы и другие) одновременно были жрецами и имели обязанность совершать жертвы[источник не указан 543 дня], выясняя по ним лучший способ действий. Элементы теократии имелись и в более поздние времена — в Средние века и в новое время, когда методом разрешения споров избирались рыцарские поединки и дуэли (иногда это принимало формы игры, напрмер, в кости или карты), или же просто бросание жребия — считалось, что на стороне победителя сам Бог, то есть его победа служит всеобщему благу. Существование теократий в древности не является, однако, доказательством их необходимости или пользы для современного общества. Напротив, современное понимание теократии исходит из того, что такая форма правления противоречит принципам религиозного плюрализма, демократии и моральным принципам современного общества.

Первым термин теократия использовал в своих сочинения Иосиф Флавий. Он писал, что в то время, как для греков есть всего три формы правления (аристократия, монархия и анархия), то у иудеев сложилась иная система, не попадающая ни в одну из греческих категорий.

2. Исторические государства с элементами теократии

Наиболее крупные и известные теократии в истории были халифат Омейядов и в ранний халифат Аббасидов, и в Папской области. И как с любым другим государством или империей, прагматизм был частью политики этих de jure теократии.

2.1. Древность

Имперские культы в Древнем Египте и других странах обожествляли правящего монарха, так что государственная религия была посвящена поклонению правителю как божеству или воплощению божества.

В древнем и средневековом христианстве существовала доктрина Цезаропапизм — учение о том, что глава государства является в то же время и главой церкви.

2.2. Реформация

Женева в период наибольшего влияния Жана Кальвина и колонии Массачусетского залива «Пуритане» обладала многими характеристиками протестантской теократии.

Во время короткого правления (1494—1498) Джироламо Савонарола, доминиканского священника, Флоренцию можно было бы считать теократию. Во время его правления нехристианские книги, статуи, поэзия и другие предметы были сожжены, за содомию полагалась смертная казнь; христианские практики обрели силу закона.

2.3. Мормонизм

Другим примером была администрация недолго существовавшего государства Дезерет.

2.4. Ислам

Период, когда Медина находилась под властью исламского пророка Мухаммеда, иногда классифицируется как теократия.

3. Ныне существующие страны с элементами теократии

3.1. Исламские государства

Исламским государством является государство, которое приняло исключительно ислам, в частности шариат как основу своих политических институтов или законов. Хотя существует много споров о том, какие государства или группы действуют в строгом соответствии с исламским правом, Саудовская Аравия и Иран поддерживают религиозные суды по всем аспектам права и религиозной полиции для поддержания социальных требований. Большинство мусульманских стран Ближнего Востока имеют правовые системы, в различной степени находящиеся под влиянием шариата; в то же время Турция, Индонезия, Бангладеш и Пакистан используют в основном светские конституции и правовые системы (последний называет себя «Исламская республика»).

Израиль, Индия и Филиппины официально признют гражданские мусульманские законы, полностью основанные на шариате, для тех, кто так выбирал для себя. Законы шариата также применяются в различных частях Судана, Нигерии, Афганистане, Ливии и других странах.

Правительство Ирана описывается как «теократическая республика». Глава государства Ирана, или верховный лидер, является исламским клериком, назначается на пожизненный срок, и избрается органом под названием Совет экспертов. Совет стражей рассматривается как часть исполнительной власти, несёт ответственность за принятие решений, если законодательство соответствует исламскому праву и обычаям шариата, и может отстранить кандидатов от выборов, и другим образом влиять на избирательный процесс.

3.2. Святейший Престол (Ватикан)

После объединения Италии, Ватикан стал последней оставшейся территорией бывшей Папской области. В 1929 году государство Ватикан было официально признано как независимое государство, путем заключения договоров с итальянским правительством. Главой Ватикана является Папа, избираемый Коллегией кардиналов, собранием высших католических священнослужителей. Папа избирается пожизненно, из участвующих в голосовании кардиналов в возрасте до 80 лет. Правовая система Ватикана уходит корнями в каноническое право. Папа «имеет полноту законодательной, исполнительной и судебной властей».

3.3. Центральная тибетская администрация

Центральная тибетская администрация Его Святейшества Далай-ламы, хоть ни одной из стран не признаётся как «правительство», имеет теократический характер.

4. Теократия в христианстве

Резонной основой теократии является вера в то, что Бог устраивает мир ко благу, и поэтому действия соответствующие промыслу Бога являются наиболее благоприятными и благоразумными, и наоборот: противоречащие им — погибельными. Поэтому в древние времена люди полагали, что благоразумнее поступать не по своему уму, а согласовывать свои поступки с волей Бога.

Однако, как показывает история, достигнув таким образом некоторого благополучия люди развращались и, движимые своими плотскими инстинктами (или же, по другим взглядам — подпадая под власть сатаны), отходили от такой теократической системы, подменяя её различными шарлатанскими действами, служащими прикрытием для осуществления их алчных вожделений. Священники, как это, например, описано в Библии, требовали, чтобы жертвы приносились только под их контролем и в их храмах, где они могли придавать жертвенным действиям угодные им толкования и получать за это мзду; большой спрос на выяснение воли Бога порождал многочисленных ворожеев и колдунов, использующих различные мошеннические приёмы для своего обогащения; лица при власти начинали применять аналогичные приёмы для утверждения и усиления своего положения. Всё это достигалось с помощью действий, имитирующих гадание, но по сути своей таковым не являющихся. Так, иезуиты изобрели, например, такой способ выяснения принадлежности к ведьмам: женщину, которую они держали под подозрением, связывали и бросали в воду, говоря при этом, что если она выплывет, значит Бог указывает, что она ведьма, а если не выплывет — не ведьма. В таком «методе» воля Бога никак не может проявиться, так как она проявляется лишь там, где для её проявления имеется соответствующая свобода выражения (как, например, при гадании с уримом и тумимом). Используя такие приёмы некоторые добивались себе кажущихся преимуществ и осуществления своих вожделений, и как результат, теократическое правление подменялось эгоистическим волюнтаризмом отдельных лиц. Теократия вырождалась в олигархию или клирикархию (примеры каковой можно найти в древнееврейском Синедрионе и современных Ватикане и Иране), которые неизбежно переходили в монархию (примерами являются египетские фараоны и древнееврейские цари, правители ацтеков и инков, и многие другие случаи, в том числе и римская империя). Движимая внутренними противоречиями и несоответствием промыслу Бога, монархия неизбежно разлагалась, и через крайности охлократии на её обломках возникала демократия — как одна из форм теократии, при которой воля Бога проявляется в согласованном мнении народа (о чём говорит пословица «глас народа — глас Бога»), в виде республики или президентского правления, в которых воля Бога выясняется не явно через знамения и гадания, а опосредованно через общественное мнение граждан. Всё возвращалось на свои круги, и продолжалось далее по кругу.

5. Теократия в иудаизме

В иудаизме теократическая монархия — единоличное управление царём, выполняющим волю Бога, которую Бог открывает ему в знамениях, снах, или через пророков. Примерами такого правления в Библии являются царь Давид, Соломон, Езекия и некоторые другие древние иудейские цари. Теократия имеет своё происхождение из древнейших времен, когда человек получил от Бога первые заповеди — то есть более 5700 лет тому назад (см. заповеди, данные Адаму и Еве). Установление теократии у евреев началось через Авраама и продолжилось в собрании еврейских племён, потомков Израиля у горы Синай в 1312 году до р. Х. через Моисея, учившего евреев следовать Божественным заповедям, в том числе посредством книг Торы (в виде Идеи). Ярким примером теократичекого правления является период Судей, которые сами были пророками и первосвященниками (как Самуил). Это продолжалось вплоть до воцарения царя Саула, о котором Бог сказал пророку Самуилу: «Внемли гласу народа во всем, что скажут тебе, ибо не тебя отвергли они, но Меня отвергли они от царства над ними» (1 Самуила 8:7). Показав таким образом никчемность еврейской самонадеянности, Бог покарал нечестивого царя Саула со всем его потомством, и поставил царём евреев благочестивого Давида, который был пророком. Так в Иудее установилась теократическая монархия. Главным принципом и достоинством теократической монархии является то, что ни народ непосредственно, ни какие-либо его представители или единовластный представитель народа перед Высшей Силой не придумывают законы своей жизни, а лишь беспрекословно следуют указаниям Бога.

wreferat.baza-referat.ru

Теократическое государство — Мегаобучалка

Салыгин Евгений Николаевич (МГЮА- аспирант).

Теократическое государство-такое государство, в котором политическая и религиозная власть находится в руках одного человека- главы духовенства. Первые возникшие государства были теократическими.

Истокитеократии можно найти при возникновении государств Азии, Африки. Следующий этап в развитии теократии относится ко времени появления христианства и мусульманства (идея создания халифата).

В настоящее время многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти. Это выражается в формальном отделении церкви от государства, религии от идеологии.

Но однако теократия не прекратила своего существования. Теократическими называют такие государства, как Иран-Рахбар, Ватикан, которые возглавляются лидерами духовенства (глава римской католической церкви).

В широком смысле теократическое государство это способ межличностного общения, управления, контроль над населением. Теократия может выступать идеалом социального устройства, служить ориентиром.

В юридическом смысле теократическое государство- определенный тип политической организации общества, которому свойственен особый аппарат управления, функции, методы управления, способы связи населения с органами государства.

Можно выделить признаки теократического государства:

1) Единственным обладателем власти провозглашается верховное божество, которое передало бразды правления своему наместнику на земле (наместник Бога). Глава священного государства наделяется сверхчеловеческими способностями, непогрешимостью. В России цари, генеральные секретари, президент окружались ореолом благодати, что исключило мысль о принятии ими неправильных решений. Данная черта теократического государства обуславливает признаки примата государства обществом, авторитаризм, отчуждение власти от народа. Теократическое государство не признает идею народного суверенитета. Идея о создании вселенского государства провоцирует террористические акции, военные интервенции, вмешательство во внутренние дела суверенных государств. (приоритет государства над обществом)

2) Правовой нигилизм. Государственные органы в теократическом государстве связываются не правом, а религией. Правитель ставится над правом (правитель выше права). Этим объясняется отсутствие в ряде в ряде мусульманских стран конституций. Ее заменяет Коран. В тех же мусульманских странах, где есть основной закон, он не наделяется высшей юридической силой. Приоритет у Священной Книги. Монархи, президенты таких государств могут своими актами вносить изменения в конституцию. Концепция божественного правления не предусматривает разделения властей и системы сдержек и противовесов. Этим объясняются жесткая иерархия, централизация государственной власти, сосредоточение ее у главы государства. Концентрация власти в руках одного правителя характерна для России, в частности для чеченской республики.

3) Несовместимость с идеями естественных прав, свобод человека. Существуют неправовые способы судебного разбирательства. Применяются телесные наказания, которые противоречат общепризнанным правам человека на жизнь, защиту чести и достоинства, неприкосновенность личности. Теократия обеспечивает определенный статус индивида, стабильность общества, но подавляет инакомыслие, свободу совести, слова.

4) Религиозная идеология. Она вытесняет политику, подчиняет ее себе. Религия превращается в мощный регулятор поведения людей. Добродетелью признается послушание, соблюдение религиозных требований. Нарушение же последних рассматривается как преступление. Осуждается неповиновение власти. В России прибегают к религиозной стороне жизни в период избирательных компаний.

5) Слияние государства и религиозных организаций. Государственная власть обращается к духовным ценностям нередко для получения признания, доверия со стороны населения. Церковь тоже умеет извлекать пользу из такого сотрудничества. Ей предоставляются льготы, в том числе налоговые, которые она использует не только для богоугодных дел. Это позволяет ей укрепить свое материально- финансовое положение. Церковь способна объединить нацию.Это можно проследить на примере России, где за счет общих вложений был восстановлен Храм Христа Спасителя.

Наметившиеся теократические тенденции в ряде современных государств оказывают негативное влияние на функционирование политической системы общества. Для обеспечения народовластия необходимо отделение церкви от государства, так как современные политические, общественные процессы нельзя понять с религиозных позиций, для этого требуется здоровый смысл и прагматизм.

 

46. Проблемы типологии правовых систем.

Поц: правовая система — совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

В правовую систему входят:

- правовая идеология

- правовая культура

- правовая политика

- система права

- система законодательства

- юридическая практика … Исчерпывающий перечень дать практически невозможно.

Правовая система — совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей (закрепление, регулирование, дозволение, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование, ограничения, превенция, санкция, ответственность и т.д.).

Среда функционирования правовых систем: связи, отношения, состояния, режимы, статусы, гарантии, принципы, правосубъектность.

Блоки правовых систем: нормативный, динамический, правообразующий, блок прав и обязанностей, доктринальный (научный), статистический и др. — между ними связи и взаимоотношения.

Понятие правовой системы широкое, оно не охватывается даже понятием права.

Структура правовой системы:

1. Действующее законодательство – система действующих в конкретно-исторический период развития государства законов и основанных на них подзаконных актов.

Право — система общеобязательных, формально-определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.д., устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений).

2. Правовая идеология – система взглядов, учений, теорий, идей, представлений, убеждений, концепций, в которых отражается отношение людей к действующему (динамическое состояние) и желаемому (статическая составляющая, стереотипы) праву.

3. Юридическая практика – деятельность по изданию (толкованию, реализации) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом. (правовая семья → правовая система → правовые группы).

 

megaobuchalka.ru

ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО - это... Что такое ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО?

 ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО

особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. Истории известно немало примеров Т.г.: в древности это Иудея, в период средневековья - халифаты Омейядов и Аббасидов, в Новое время - государство иезуитов

в Парагвае (XVII в.), государство имама Шамиля в Чечне и прилегающих к ней районах в период Кавказской войны (XIX в.). Т.г. до объединения Италии в 1870 г. была Папская область: до присоединения Тибета к КНР в 1951 г. Далай-лама (глава ламаистского духовенства) возглавлял и светскую власть в Тибете. В настоящее время примером Т.г. является государство-город Ватикан, представляющий собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная. исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

Хотя в целом ныне теократия является анахронизмом, в Новейшей истории есть примеры создания новых Т.г. В результате "исламской" революции 1979 г. республиканское Т.г. было создано в Иране. Вся фактическая власть в государстве перешла к руководителям шиитского духовенства во главе с аятоллой Р. Хомейни, что нашло отражение в Конституции 1979 г.Теократические тенденции сопровождаются усилением религиозной регламентации всех сторон общественной и личной жизни граждан, запретом любых оппозиционных организаций.

От Т.г. следует отличать так называемое клерикальное государство.

Энциклопедия юриста. 2005.

  • ТЕНДЕР
  • ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Смотреть что такое "ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО" в других словарях:

  • ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО — (от гр. tueos бог, kratos власть) особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером Т.г. является Государство город Ватикан, представляющий… …   Юридический словарь

  • теократическое государство — Государство, в котором как политическая, так и духовная власть сосредоточены в руках церкви …   Словарь по географии

  • теократическое государство — (от гр. tueos бог, kratos власть) особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером Т.г. является Государство город Ватикан, представляющий… …   Большой юридический словарь

  • теократическое государство — форма государственного устройства, при котором как политическая, так и духовная власть сосредоточена в руках духовенства (церкви). Обычно высшая власть в теократическом государстве принадлежит главе господствующей церкви (он же глава государства) …   Географическая энциклопедия

  • Теократическое государство — …   Википедия

  • СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО — государство, в котором не существует какой либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным и предпочтительным. Светский характер государства предполагает, что государство и церковь отделены друг от… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • ИЗРАИЛЬ (государство) — ИЗРАИЛЬ (Israel), Государство Израиль (Medinat Yisra el), государство в Западной Азии, на Ближнем Востоке. Граничит с Ливаном, Сирией, Иорданией и Египтом. Между Израилем и Иорданией Палестина, сектор Газа на границе с Египтом. Площадь 20,8 тыс… …   Энциклопедический словарь

  • Израиль (государство) — Израиль, Государство Израиль. I. Общие сведения И. государство на Ближнем Востоке. Расположено в Западной Азии, на юго восточном побережье Средиземного моря. Граничит на С. с Ливаном, на С. В. с Сирией, на В. с Иорданией, на Ю. З. с Египтом.… …   Большая советская энциклопедия

  • Папское государство — Папская область Stati della Chiesa 752 1870 …   Википедия

  • Церковное государство — Папская область Stati della Chiesa 752 1870 …   Википедия

dic.academic.ru

§1. Понятие теократии. Теократическое государство

Об определении теократии

Слово теократия переводится с греческого языка как боговластие. Впервые термин теократия при описании общественно-политического строя древних иудеев в сочинении "Против Апиона" (94 г. н.э.) употребил Иосиф Флавий. Отметим, что теократический характер еврейского государства, по мнению историка, состоял в том, ɥᴛό высший правитель в нем - бог, а важнейшими делами занимается духовенство, возглавляемое первосвященником1. Отмеченные Флавием признаки теократии получили в общественных науках широкое признание, а ее первоначальное определение в различных модификациях и сегодня будет общеупотребительным.

Так, почти полностью воспроизводят флавиеву дефиницию теократии отечественные энциклопедические словари. Важно знать, что большая советская и историческая энциклопедии определяют теократию как форму государства, при кᴏᴛᴏᴩой политическая и духовная власть сосредоточена в руках церковной иерархии, управляющей государством, а высшая светская власть осуществляется главой духовенства2. В политологическом энциклопедическом словаре под теократией понимается форма правления, характеризующаяся также наличием власти у духовенства или главы церкви3.

Историческое многообразие политического лидерства духовных лиц вызвало необходимость конкретизировать дефиницию теократии. В отдельных случаях ученые, принимая во внимание первенствующую роль в государстве священнослужителей, главным ϲʙᴏйством теократии, кᴏᴛᴏᴩое отличает ее от иных политико-религиозных структур, считают специфическое положение главы теократической власти. К примеру, Макс Вебер, исходя из соотношения духовной и светской власти, выделял три типа государства. В иерократии, по мнению исследователя, священники обожествляют светскую власть, в цезаропапизме светский правитель становится во главе церкви, а в теократии, рассматриваемой социологом в качестве проявления иерократии, влиятельное положение духовенства закрепляется формально4. По мнению Густава Меншинга, теократия, понимаемая им как "законодательно установленное священное господство представителя власти бога", отличается от других государств "особым духовным отношением священного регента с Богом"5.

Безусловно, совокупность таких критериев теократии, как государственная организованность, верховенство духовного лидера и выполнение церковной иерархией важных государственных функций, позволяет отграничить ее от негосударственных способов объединения людей и выделить среди прочих форм правления: монархии, аристократии, демократии и других. При этом при всем познавательном потенциале данные определения не дают адекватного представления о теократии, поскольку не учитывают ряд принципиальных положений онтологического и гносеологического ϲʙᴏйства.

В первую очередь, в процессе исторического развития теократия принимала различные формы, в том числе и негосударственные. По϶ᴛᴏму нельзя согласиться с представителями традиционного понимания теократии, отождествляющими ее с формой правления, либо с формой государства в целом. Относимый всеми учеными к теократии Израиль времен Моисея, не являлся государством в собственном смысле слова, а был скорее протогосударством, т.е. союзом племен в стадии их перехода от родового строя к государственному6. Иудейское государство возникает позднее, в период царствования Саула. Иными словами, теократия Моисея - ϶ᴛᴏ не форма государства, а определенный вид властеотношений родоплеменного общества на его переходном этапе к государству.

Современные исследования развивают данный тезис дальше. Стоит отметить, что основываясь на выводах этнологии и истории государства и права о закономерностях государствообразования у различных народов, некᴏᴛᴏᴩые ученые выделили в догосударственной эволюции человечества ряд этапов, в т.ч. и стадию харизматической теократии. Это обстоятельство позволило им провести разграничение между предгосударственной (харизматической) и государственной (монархической) теократиями. Харизматическая теократия (Израиль до Саула, община Мухаммеда) предшествует ранним военным государствам, а монархическая теократия (халифат Омара, Израиль после Саула) представляет собой уже форму государства7. Принимая необходимость дифференциации форм теократии, укажем исключительно, что термины, их обозначающие, не совсем удачны, так как харизматичность - ϲʙᴏйство, присущее практически всем проявлениям теократической власти, а понятие монархическая теократия демонстрирует не все виды государственно- организованной теократии. Представляется, что в данном случае целесообразнее говорить о родоплеменной и государственной формах теократии.

Во-вторых, культурно-историческое многообразие религиозной жизни не позволяет при характеристике институтов власти в теократии использовать термины: церковная иерархия, священники, духовенство. Нельзя, например, говорить о наличии церкви и духовенства в конфуцианской цивилизации. Отсутствуют, как таковые, церковная иерархия и класс священников в суннитской и хариджитской ветвях ислама, а сословие духовенства побудет в мусульманской цивилизации позже возникновения теократического государства - Арабского халифата. Это противоречие вынуждены признать и сторонники общеупотребительной дефиниции теократии. Так, Густав Меншинг повествовал: "В случае если под теократией понимать господство духовенства, то ислам не теократия, так как он не знает священников. Не имеет ислам и развитой церкви, из кᴏᴛᴏᴩой могла бы исходить власть. Важно заметить, что однако, при всем этом, теократическая форма власти представлена и в исламе, и в тибетском буддизме, и в средневековом христианстве"8. Из ϶ᴛᴏго следует, что правление священников, духовенства, церковной иерархии - признак, кᴏᴛᴏᴩый не может быть использован в определении теократии, поскольку выражает не общее в теократиях, а единичное, обусловленное особенностями отдельных религий, в основном иудейской и христианской. Думается, лиц, обладающих глубоким знанием догматов веры, осуществляющих в некᴏᴛᴏᴩых религиях культовые обязанности и посреднические функции между богом и человеком, следовало бы именовать религиозными лидерами и употреблять в дефинициях теократии данное понятие.

Наконец, традиционное определение теократии в методологическом плане выводится через диалектическую категорию "форма" и ориентирует таким образом на анализ внешних, видимых сторон боговластия, не учитывая его внутренние, сущностные аспекты. Познавательные возможности категории "форма" ограничиваются также характеристикой способа выражения, существования "содержания", что сужает изучение определяемого как "форма" явления рассмотрением одной доминирующей взаимозависимости и не способствует исследованию иных внешних и внутренних связей явления. В результате распространенного формального понимания теократии в ее состав автоматически включаются, например, государства, где главой религиозной власти выступает монарх, а церковь будет частью государственного аппарата, т.е. современные Швеция, Норвегия, Дания, Великобритания и др. С подобным утверждением вряд ли согласятся и приверженцы традиционной трактовки теократии, однако логика формального определения ведет к необходимости признания данных государств теократическими. Значительные упущения и неточности общеупотребительной дефиниции теократии, в конечном итоге, ставят задачу отыскания других подходов к раскрытию внутренне необходимых, устойчивых ее ϲʙᴏйств.

Представляется, что наиболее глубокому и всестороннему исследованию феномена теократии способствует системный метод, позволяющий анализировать теократию как целостность, образованную взаимодействиями различных элементов. При таком подходе внимание в процессе познания акцентируется на многочисленных способах связи между элементами целостности, так как качественная специфика отношений внутри системы конституирует элементный состав и определяет ее главные ϲʙᴏйства. Рассмотрение теократии как системы приводит к тому, что государство или родоплеменной союз считаются теократическими не столько вследствие того, что власть в них осуществляется религиозными лидерами или церковью, сколько в результате того, что внутри данных сообществ происходят теократические взаимодействия.

Отметим, что теократия как система религиозно-политических властеотношений

Отметим, что теократичность социальных взаимодействий определяется, в первую очередь, их властным характером, при кᴏᴛᴏᴩом поведение одних членов теократического сообщества подчинено руководящей воле других его членов. Властный компонент теократии выражается уже в самом ее названии, где корень kratos обозначает власть. Отметим, что теократическая власть, в отличие от других видов власти, носит политический характер. Отметим, что теократия - ϶ᴛᴏ политическое боговластие. Стоит заметить, что она будет той областью общественной жизни, кᴏᴛᴏᴩая связана с реализацией целей отдельных социальных групп и осуществлением функций, затрагивающих интересы всей социальной целостности. Стоит сказать - политическая природа теократии определяется также и тем, что власть в ней институализируется в устойчивые структуры, напоминающие государственные учреждения, а в некᴏᴛᴏᴩых случаях - в само государство. Отметим, что теократическая организация властеотношений предусматривает наличие институтов управления и контроля, кᴏᴛᴏᴩые при помощи нормативных средств обеспечивают жизнедеятельность человеческих коллективов, охраняют порядок, разрешают конфликты и споры, в случаях необходимости осуществляют военные функции. Важно заметить, что одним из самых существенных политических ϲʙᴏйств теократического сообщества, отличающих его от иных религиозных объединений и их союзов, будет возможность легитимного принуждения подвластных индивидов. Отметим, что теократия - религиозная власть, основанная на силе, вследствие чего неотъемлемым ее атрибутом выступает право на самостоятельную юрисдикцию, осуществляемую религиозными лидерами или авторитетами. Суд в теократии может не только выносить решения по рассматриваемому делу, но и применять принудительные меры социального, имущественного и, что важно, физического характера. Уместно отметить, что описывая жизнь общины Мухаммеда в мединский период, О.Г.Важно знать, что большаков отмечает, что виновных в совершении проступков наказывали обычно бичеванием9. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что например, поступили с клеветником, оговорившим одну из жен пророка Аишу.

Качественная определенность теократических взаимодействий определяется также их религиозным содержанием. Отметим, что теократия - ϶ᴛᴏ система религиозно-политических властеотношений. С традиционной (формальной) точки зрения, ориентирующей на внешние признаки теократии, религиозный характер теократической власти обусловлен тем, что в ее отправлении участвуют религиозные лидеры. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии же с системным подходом, религиозность теократической власти, а точнее властеотношений, определяется религиозными нормами, кᴏᴛᴏᴩые и придают содержательную специфику теократическим взаимодействиям. Религиозные властеотношения могут складываться исключительно тогда, когда имеются религиозные нормы, устанавливающие модели должного и запрещающие образцы греховного поведения. Без религиозно-нормативного регулирования теократия существовать не может. Стоит сказать - политическое лидерство духовенства в таком случае выступает уже как производный от религиозного регулирования признак. В ϲʙᴏе время, например, через осуществление религиозных норм определял теократию Роберт фон Моль. Стоит сказать, для него последняя была государством, основанным на воле бога и непосредственно руководимым властью бога. Главное в таком государстве, считал мыслитель, религиозное учение, содержащее в себе представления об отношении человека к богу и миру, нравственные нормы и правовые начала для государства и общества10. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что теократия как система религиозно-политических властеотношений, возникающих в родоплеменных союзах и государствах, характеризуется не столько властью религиозных лидеров, о чем упоминается во всех дефинициях теократии, сколько верховенством религиозных норм. Стоит отметить, что особенностью теократии будет то, что религия в ней представлена одним вероучением, монопольно претендующим на абсолютную истинность божественных откровений. Иная интерпретация божественной воли не допускается: теократия монорелигиозна.

Для повышения эффективности социального регулирования религиозным нормам в теократии придается формальная определенность и общеобязательность, обеспечиваемая в ряде случаев государством, и они становятся правовыми. На данный факт справедливо обратил внимание Бенедикт Спиноза, определивший теократию как государство, в кᴏᴛᴏᴩом граждане "подчинены только праву, открытому Богом"11. При этом философ ограничился простым упоминанием о религиозно-правовом регулировании общественных отношений в теократии, считая определяющими ее признаками то, что в ней происходит слияние царского дворца и храма, люди клянутся в верности и в безусловном повиновении верховному судье - Богу, кᴏᴛᴏᴩый только и может, в случае необходимости, избирать правителя12.

Следует сказать, что предположение об определя

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai