Эмиль Вознесенский, Ирина КрасинаХимическая технология текстильных материалов. Технологии текстильные


Производство ткани: оборудование и процесс

Ткань во все времена остается той продукцией легкой промышленности, которая не теряет обихода. Изготовление ткани осуществляет ткацкая фабрика. Для ее организации потребуется покупка или аренда помещения, достаточного для установки целой линии производственного оборудования.

Основы производства ткани

Ткань изготавливается из пряжи, которая, в свою очередь, изготавливается из волокна. Качество полученной на выходе ткани сильно зависит от характеристик волокон.

Волокна подразделяют на натуральные и химические, происходящие из природного сырья или полученные в результате химического синтеза, например, полимерные волокна.

Классификация волокон

Вся технология условно подразделяется на три стадии:

  • Прядение;
  • Ткачество;
  • Отделка.

Прядение

Основу производства ткани составляет прядение. Это процесс, в результате которого получается длинная нить – пряжа, сотканная из коротких волокон. Этот процесс производства реализуется на прядильной машине.

Волокна, которые получается фабрика, обычно спрессованы в небольшие кипы. Затем их разрыхляют и треплют на соответствующих машинах, параллельно очищая от примесей мусора. Трепальная машина выдает из нитей холст, сворачиваемый в рулон.

Затем полученный холст пропускается через поверхности для чесания, покрытые тонкими иглами из металла. На выходе после прочесывания получают ленту, которую нужно выровнять на ленточной машине, а затем слегка подкрутить на ровничной и крутильной машине. После этих операций получают ровницу.

Ленточная оборудование для ткани

На прядильной машине ровницу разравнивают и вытягивают, затем наматывают на бобины. Прядильная машина для производства тканей обслуживается прядильщицами. В их обязанности входит ликвидация обрыва пряжи и ровницы, смена бобин и обслуживание оборудования.

Из пряжи изготавливают:

  • трикотаж;
  • швейные нити;
  • нетканые и тканые материалы.

Синтетическая пряжа

Для синтетического производства ткани используется более сложная технологическая схема. Из исходных компонентов получают жидкую и вязкую прядильную массу. Она поступает в прядильную машину, предназначенную специально для обработки синтетического волокна.

Волокна формируются с помощью специальных фильер – это небольшой колпак из металла, внутри которого много мелких отверстий. С помощью насосов масса поступает в фильер и через мелкие отверстия вытекает наружу. Вытекающие струйки обрабатывают специальными растворами для застывания.

Создание синтетического волокна одновременно является и прядением этого волокна. В зависимости от того, для чего предназначается ткань и какое требуется качество, высчитывают количество нитей, скручивающихся в одну. После отделки нити наматываются на бобины и отправляются на ткачество.

Нити наматываются на бобины

Ткачество

Непосредственный процесс производства ткани из пряжи называют ткачеством. Оборудование для производства на данном этапе обслуживается ткачами, которые могут обслуживать до полусотни автоматических станков.

На машине механического типа ткач заменяет пустые шпули, устраняет обрывы нитей. Работник должен знать требования, предъявляемые к качеству ткани, параметры бракованной ткани и причины появления брака, меры предотвращения и устранения брака. Когда ткачиха запустила в работу ткацкий станок, он начинает сочетать пряжу в тканое полотно, получаемое на выходе.

Нити и переплетения

Существуют поперечные и долевые нити, переплетаемые по-разному. Долевые нити направляются вдоль полотен, так как они тоньше и прочнее. Поперечные нити толще, короче, имеют свойство растягиваться.

Поперечные и долевые нити

Ткань, получаемая на ткацком станке, называется суровой. Нити, сотканные из волокон разной расцветки, называют меланжевыми. Ткань из меланжевых нитей называется аналогично. Но если для производства тканого полотна использовались нити с разной расцветкой, полотно называют пестротканым.

Свойства будущей ткани зависят от типа переплетения:

  • Крупноузорчатое переплетение – жаккардовое;
  • Сложное переплетение – ворсовое, пикейное, ажурное, петельное, двойное;
  • Просто переплетение – саржевое, сатиновое, полотняное, атласное, креповое и диагоналевое.

Мелкоузорчатые переплетения выполняются на одночелночном автоматическом ткацком станке. Пестротканые и сложные переплетения – на многочелночном автоматическом ткацком станке, крупноузорчатые – на станках Жаккарда.

Как делают ткань

Отделка ткани

Последним этапом производства является отделка. Она улучшает качество и свойства ткани, придает ей товарный вид и прочность, в зависимости от того, какие процессы подразумевает отделка.

Отделка может выполняться:

  • ворсованием;
  • белением;
  • мерсеризацией;
  • опаливанием;
  • отвариванием.

При опаливании с поверхности сурового полотка удаляются выступающие волокна. Расшлихтовка подразумевает замачивание полотна для удаления шлихты – пропитки, нанесенной при ткачестве.

Отваривание избавляет полотно от любых примесей, а мерсеризация придает блеск, прочность и гигроскопичность путем промывания. При белении полотно обесцвечивают, а при ворсовании придают ему мягкости.

Отваривание ткани

Заключительная отделка

В заключительную отделку входят такие процессы как:

  • каландрование;
  • ширение;
  • аппретирование.

Каландрование подразумевает разглаживание полотна, ширение – выравнивание его по стандартной ширине, аппретирование – нанесение крахмала для плотности, белизны для отбеливания, либо воска или масла для блеска.

Оборудование

Производство ткани требует довольно богатой производственной линии. Рассмотрим основные типы производственного оборудования, без которого не может быть запущено изготовление тканой продукции.

Ткацкий станок

Предназначен для изготовления тканого полотна, бывает бесчелночным и челночным, круглым и плоским, широким и узким. Ткацкие станки подбирают в зависимости от того, какое полотно необходимо произвести: льняное, шелковое, хлопчатобумажное или шерстяное.

Настольный ткацкий станок

Машина Жаккарда

Специальное оборудование для работы с ткацким станком, которое производит декоративные и узорчатые ткани, ковролины и другие ковровые изделия.

Машина Жаккарда

Шлихтовальная машина

Пропитывает ткани клейким раствором, называющимся шлихтой. Это необходимо для производства износоустойчивых и специальных полотен, например, для спецодежды.

Шлихтовальная машина фирмы Зуккер

Шлихтовальная машина фирмы Зуккер

Накатная машина

Используется для накатки полученного полотна в рулон или бобину при помощи автоматически вращающегося валика. Правильно обслуживаемая накатная машина работает эффективнее, чем ручная смотка полотна ткачихами, особенно в производственных масштабах.

Накатная машина Omar

Красильная линия и машины для печати

Позволяет окрашивать ткани натуральными или синтетическими красителями. Машина для печати наносит цветные принты краской или растворяет трафаретный рисунок на готовой окрашенной ткани.

Широкоформатный текстильный принтер для прямой или трансферной печати на ткани

Широкоформатный текстильный принтер для прямой или трансферной печати на ткани

Промывная и контрольно-мерильная машины

Промывная машина вымывает и сушит тканые полотна после печати принта или окраски, а контрольно-мерильное оборудование используется для проверки качества готовой тканой продукции, его длины, ширины, плотности.

Машина предназначенная для измерения длинны, проверки качества перематываемого материала

Трепально-очистительная и трясильная машины

Используются при обработке льняного волокна для получения более коротких волокон. Трясильные машины разрыхляют короткое волокно и придают ему товарный вид.

Машина трясильная Т-150Л

Машина трясильная Т-150Л

Чесальная и прядильная машины

Чесальная машина обрабатывает льняное волокно и делает из него ленты, а прядильная машина позволяет получить пряжу с необходимой прочностью. Прядильная машина может быть веретенной или безверетенной, первая, в свою очередь, подразделяется на уточную и основную.

Это лишь основная линия оборудования, могут также понадобиться:

  • линии котонирования льна;
  • мяльно-трепальные машины;
  • отжимные и сушильные машины;
  • шерстомойные и обрабатывающие хлопок устройства.

Это зависит от того, какая направленность предприятия.

Видео: Хлопок, лён, конопля — особенности производства натуральных тканей

promzn.ru

Технология текстильной промышленности — Известия высших учебных заведений

Главный редактор журнала«Известия вузов.Технология текстильной промышленности»Румянцев Евгений Владимирович Ответственный секретарь журнала«Известия вузов.Технология текстильной промышленности»Халезов Сергей Львович

В 1957 г. Правительство СССР приняло решение об организации двух видов научных периодических изданий: «Доклады Академии наук» и «Известия высших учебных заведений». Издание журнала «Технология текстильной промышленности» было поручено Ивановскому текстильному институту им. М.В. Фрунзе и до сих пор успешно им осуществляется. Учредителем журнала является Министерство образования Российской Федерации. В состав редакционной коллегии журнала входили и входят представители крупнейших текстильных вузов России и некоторых стран СНГ: Московского государственного текстильного университета, Ивановской государственной текстильной академии, Костромского государственного технологического университета, Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, Ташкентского института текстильной и легкой промышленности, Российского заочного института текстильной и легкой промышленности. Журнал «Технология текстильной промышленности» — периодическое издание. Он выходит из печати 6 раз в год. За более чем 40-летнее существование журнала вышли в свет более 260 номеров, содержащих более чем 10 тыс. научных статей. Журнал печатает статьи и обзоры, освещает результаты научно-исследовательских работ; рассказывает о передовом отечественном и зарубежном опыте, определяющем развитие текстильной технологии и техники; сообщает о научных конференциях и совещаниях; помещает материалы критического и дискуссионного характера, краткие сообщения, материалы диссертационных работ; организует обмен научной информацией между вузами, промышленными предприятиями, научно-исследовательскими учреждениями; обсуждает вопросы методологии научных исследований и преподавания; публикует рекламную информацию. Состоит журнал из 14 разделов: «Экономика и организация производства», «Текстильное материаловедение», «Первичная обработка. Сырье», «Прядение», «Ткачество», «Отделка», «Технология нетканых материалов», «Трикотажное производство», «Швейное производство», «Текстильные машины и аппараты», «Автоматизация технологических процессов», «Экология и промтеплоэнергетика», «Информационные технологии», «Обмен опытом, критика и библиография, краткие сообщения». За все годы существования журнал «Технология текстильной промышленности» практически стал основным научным периодическим изданием по проблемам текстильной техники и технологии, экономики и организации производства, механизации и автоматизации технологических процессов. Развивались научные исследования — развивался и рос научный уровень журнала. Кроме вопросов технологии текстильного производства прочные позиции в журнале завоевали проблемы организации производства и экономики текстильной промышленности, текстильного машиноведения, автоматизации технологических процессов, энергетики, экологии. Появление журнала более 40 лет назад сыграло важную роль в существенном росте квалификации научных кадров. Соискатели ученых степеней всегда широко использовали и используют страницы журнала для публикации материалов своих диссертаций. Отличительной особенностью этих работ является высокий уровень теоретических исследований, что позволяет говорить об авторитете журнала не только в России, но и за рубежом. В течение многих лет журнал полностью переводился на английский язык в Великобритании, распространялся и распространяется во многих странах мира: США, Франции, Германии, Китае, Монголии и других. Более чем за 40 лет издания изменились и внешний облик журнала, и технология его издания. Действующие редколлегия и коллектив редакции сохраняют и развивают традиции, заложенные прежними поколениями видных ученых, и делают все для того, чтобы журнал «Технология текстильной промышленности» оставался изданием высокого и современного научного уровня.

Основная тематика журнала:

Экономика и организация производстваТекстильное материаловедениеПервичная обработка. СырьеПрядениеТкачествоОтделкаТехнология нетканых материаловТрикотажное производствоШвейное производствоТекстильные машины и аппаратыАвтоматизация технологических процессовЭкология и промтеплоэнергетикаОбмен опытом, критика и библиография, краткие сообщения

ttp.ivgpu.com

Эмиль Вознесенский, Ирина КрасинаХимическая технология текстильных материалов

ВВЕДЕНИЕ

Производство текстиля является исторически сложившейся отраслью, во многих аспектах заимствующей достижения и традиции прошлого. Химическая технология текстильных материалов – это ключевая стадия производства тканей, заключающаяся в превращении сурового некрашеного полотна в отбеленный, колорированный и аппретированный материал, пригодный для пошива швейных изделий и изготовления предметов быта. Развитие химической технологии текстильных материалов определило прогресс фундаментальных и прикладных наук, прежде всего органической, коллоидной химии, органического синтеза. Синтетические и искусственные волокна существенно расширили ассортимент тканей и технологии отделки.

В настоящее время ведутся масштабные исследования и разработка «текстиля будущего» – материалов с уникальными свойствами за счет применения новых технологий физико-химической обработки. Актуальной остается тематика создания материалов с обратной связью на воздействия окружающей среды: управляемая тепло-, влаго-, свето-, огнезащита, мимикрирующая расцветка и многое другое. В начале XXI века области применения текстиля существенно расширились за пределы швейной и легкой промышленности. Текстиль применяется при производстве передовых композитов, таких как углепластики, армированные ткани, строительные материалы.

Учебное пособие содержит сведения об основных этапах и процессах химической отделки тканей разного ассортимента и волокнистого состава. Приведены данные о протекающих при отделке тканей химических процессах и примеры наиболее распространенных технологий.

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТЕКСТИЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ И ОТДЕЛКЕ ТКАНЕЙ

1.1. Основные тенденции развития отделочного производства

Требования к текстильным материалам – это служить для изготовления одежды и предметов быта, украшать жизнь человека. Наряду с этим предъявляются требования, связанные с необходимостью обеспечить комфорт при их использовании. Указанные требования определяют важность придания тканям формостойкости, повышенной гидрофильности или гидрофобности, легкой отстирываемости и др.

В современном мире к текстильным материалам предъявляются новые требования: уметь изменять свойства в нужном человеку направлении под воздействием внешней среды, т.е. вырабатывать «ответную реакцию» – это, так называемый «умный текстиль». Изделия из него находят широкое применение для экипировки военнослужащих, космонавтов, участников экспедиций; окрашенные ткани могут изменять цвет под действием воды, тепла и света.

Все эти требования нашли свое воплощение в процессах заключительной отделки текстильных материалов, технологическое и аппаратурное развитие которых началось практически в XX в. одновременно с развитием химии и технологии полимерных материалов, применение которых лежит в основе заключительной отделки тканей.

Производство текстиля состоит из двух очень непохожих по своей сути стадий: механической и химической технологий. На первой, механической фазе осуществляется производство из природных или химических волокон пряжи (прядение), из которой затем изготавливаются ткани (ткачество). Практически никаких химических превращений с волокнами, пряжей и тканями не происходит. Для реализации механической стадии технологии необходимы обширные знания физико-механических свойств волокон, которые определяются их химической и физической природой.

Химическая технология текстильных материалов (ХТТМ) в качестве объектов воздействия имеет дело с суровой тканью (реже пряжей), трикотажем или нетканым материалом. Основными стадиями ХТТМ (отделки) являются очистка текстильных материалов от загрязнений (подготовительные процессы), колорирование (крашение и печатание) и заключительная отделка (аппретирование).

ХТТМ как самостоятельная химико-технологическая дисциплина начинает формироваться в середине XIX в. ХТТМ изучает преимущественно химические, физико-химические и коллоиднохимические явления, лежащие в основе процессов отделочного производства. Практически все основные разделы химии активно используются в ее теории и практике. В развитии ХТТМ как области знаний и прикладной деятельности принимали активное участие видные ученые химики разных стран – У.Г. Перкин, Н.Н. Зинин, А.Е. Порай-Кошиц, М.А. Ильинский, У.Х. Карозерс и др.

Текстиль был важным предметом торговых общений между народами, причиной открытия новых торговых путей, и даже поводом для войн. В настоящее время текстиль является одним из важнейших предметов соглашения в рамках ВТО (Всемирная торговая организация). И это не удивительно, так как доходы от производства и потребления текстиля составляют для больших государств от 15 до 20 % общих поступлений в бюджет (США, Китай). В настоящее время производство натуральных волокон достигло 27–28 млн. т в год и постепенно приближается к своему пределу 32–35 млн. т в год, так как аграрные ресурсы и возможности совершенствования агротехники в значительной мере лимитированы.

Коренная проблема современного этапа развития отечественной текстильной промышленности состоит в повышении конкурентоспособности ее продукции. Путь ее решения лежит в повышении качества продукции, а также в снижении издержек производства.

Применительно к текстильному и отделочному производству снижение издержек может быть достигнуто за счет:

– сокращения расхода технологической воды;

– снижения энергозатрат;

– сокращения расхода основных и вспомогательных реагентов;

– увеличения производительности оборудования;

– снижения вредного влияния текстильного производства на окружающую среду.

1.2. Термины и понятия ХТТМ

К текстильным материалам относят вырабатываемые из волокон и нитей ткани и нетканые материалы, трикотаж, войлок, сети, канаты и др.

Текстильными волокнами называют гибкие прочные тела с малыми поперечными размерами, ограниченной длины, пригодные для изготовления текстильных изделий.

Нить – гибкое и прочное тело малых поперечных размеров и значительной длины, используемое для изготовления текстильных изделий.

Ткани изготавливают переплетением двух взаимно перпендикулярных систем параллельно расположенных нитей основы (продольные нити) и утка (поперечные нити).

Трикотаж вырабатывают из одной или многих нитей одной системы путем образования и переплетения петель.

Нетканые полотна получают скреплением слоев волокон (холстов) или параллельно расположенных нитей.

Подготовка – начальная стадия технологии. Основой подготовки текстильных материалов является очистка от загрязнений и придания текстилю устойчивой капиллярности и белизны. Подготовительная стадия включает в себя ряд последовательных процессов и операций, однако обобщенно может назваться – беление.

Под крашением понимают физико-химический процесс взаимодействия волокнистого материала с красителями, при котором изделие приобретает однотонную окраску, устойчивую к различным внешним воздействиям.

Печатание тканей – это художественно-колористическое их оформление, отличающееся от гладкого крашения тем, что окрашивание ткани происходит только в местах нанесения рисунка, состоящего из одного или нескольких цветов.

Аппретирование (от франц. appreter – окончательно отделывать) в текстильной промышленности, одна из основных операций заключительной отделки материалов, в результате которой они приобретают ряд ценных свойств: повышенную износоустойчивость, безусадочность, несминаемость, гидрофобность, противогнилостность, негорючесть и др. В отдельных случаях аппретируют пряжу, когда она выпускается в виде товарной продукции (ниточные изделия).

1.3. Истоки искусства окрашивать и печатать ткани

Производство текстиля и изделий из него является одной из самых древних технологий. Эта технология развивалась и совершенствовалась синхронно с развитием цивилизации и, прежде всего, фундаментальных и прикладных наук; доминирующую роль в ней играла и будет играть химия. Производство текстиля прошло традиционные стадии развития: искусство – ремесло – технология. 6 тысяч лет тому назад человек уже знал и использовал 4 важнейших природных волокна: лен, хлопок, шерсть и шелк. Археологические раскопки доказывают, что еще на самых ранних стадиях развития люди умели эти волокна выращивать и перерабатывать в изделия. Тем самым участвуя в борьбе за свое существование с природой, приспосабливая ее к своим нуждам.

Первым освоенным, окультуренным человеком волокном был лен. Еще пять тысяч лет до н.э. в долине реки Нил на территории современного Египта из льна изготавливали ткани. Еще раньше наши предки умели извлекать волокна из стеблей лубяных растений, плести из них подобие тканей и использовать их для прикрытия своего тела.

Жители найденного археологами на берегу Швейцарского озера древнего поселения, которое процветало в конце каменного века (неолит, около 8–3 тыс. лет до нашей эры), умели прясть и ткать из льна. При раскопках этого поселения в Швейцарии были обнаружены пряди льняных волокон, фрагменты тканей и примитивные приспособления, с помощью которых производились пряжа и ткань. Тысячелетия эти материалы пролежали под толщей ила в воде озера и потому сохранились.

Вторым важнейшим волокном, которое освоил человек была шерсть. В период неолита (конец каменного века) человек использовал наряду со льном шерсть. Жители древнего поселения на территории современной Швейцарии разводили овец. Самая ранняя дата, связанная с овцеводством и производством шерсти, подтвержденная раскопками, соответствует 4000 лет до нашей эры. В долине Евфрата (Древняя Мессопотамия) разводили овец, пряли шерсть и ткали примитивные ткани. В древнем Вавилоне выделывали шерстяные ткани, а на территории страны УР (упоминается в библии) недалеко от Персидского залива археологи раскопали древнюю мозаику с изображением разведения овец. Это соответствует примерно 3500 году до нашей эры.

 

Третье важнейшее волокно, освоенное человеком – хлопок. Первое материальное подтверждение его производства относится к 1000 лет до н.э., о чем говорят археологические раскопки поселения в Индии. Исследования показывают, что хлопок начали использовать в Египте несколько тысяч лет до н.э. Купцы завозили хлопок из Индии на Ближний Восток, в Центральную Азию и затем в Китай.

Само слово хлопок («cotton») происходит от арабского слова «quoton». Одной из загадок развития человеческой цивилизации остается вопрос: каким образом человек научился выращивать хлопок, прясть его и ткать из него ткани в одно и тоже время на разных континентах (в Азии и в Южной Америке, в стране древних Инков – Перу). Еще в неоткрытой европейцами Южной Америке, древние инки выделывали хлопчатобумажные ткани превосходного по современным меркам колористического оформления и качества. Таким образом, эти технологии были освоены еще в доисторические времена на разделенных друг от друга тысячами километров континентах.

В Египте 2500 лет до н.э. умели делать ткани высочайшего качества, не уступающие современным. Египетские мумии этого времени были обернуты в ткань плотностью 540 нитей на 1 дюйм. Лучшие современные английские ткани подобного типа имеют плотность 350 нитей на 1 дюйм.

Четвертое важнейшее природное волокно – шелк. Вероятно, Родиной его производства был Китай. Легенда гласит, что китайская императрица Xен-Линг-Чи (примерно 2600 лет до н.э.) первая открыла это замечательное волокно. Она случайно уронила кокон в горячую воду и увидела, что из размягченного кокона отделились шелковые нити. Императрица поняла возможность использования этих нитей. Так родилась древнейшая культура шелководства, основанная на жизнедеятельности тутового шелкопряда, питающегося листьями белой шелковицы (тутовник).

Технология выделывания шелковых тканей точно происходит или из Китая или других стран Дальнего Востока и ее рождение соответствует примерно 3000 лет до н.э.

Китайцы довели культуру и производство шелка и шелковых тканей до совершенства и примерно 1400 лет до н.э. ткани из шелка различного вида и одежда из них стали предметом обычного потребления в этих странах. В Китае существовал в это время налог на использование изделий из шелка.

Таким образом, четыре природных волокна были освоены и использовались для производства тканей доисторическим человеком по технологической схеме: выращивание – прядение – ткачество. Эта простейшая схема, изобретенная более чем 6 тысяч лет тому назад, не претерпела принципиальных изменений до сих пор, пройдя путь от ручной до высокоавтоматизированной скоростной (робототехника) технологии. Простейшие прялки и ткацкие станки, которые находят при раскопках древних поселений основаны на тех же принципах, что и современное автоматизированное текстильное прядильное и ткацкое оборудование.

На территории нашей страны искусством выделки тканей владели с древних времен. Создание текстильной промышленности и отделочной отрасли ее началось в России в форме мануфактур при Петре I. Мануфактурный период развития характеризуется высоким качеством текстильной продукции. Достаточно сказать, что в XVIII в. Россия являлась одним из ведущих в мире производителей и экспортеров текстиля. В XIX в. происходит переход от мануфактур к фабричной форме организации производства текстиля.

Однако изначально в России текстильное производство в т.ч. и отделочное сильно зависело от Западного капитала: красители, вспомогательные материалы, оборудование и даже специалисты. А готовая продукция экспортировалась в том числе и на Запад.

Современная технология отделки текстиля практически полностью воспроизводит исторически принятую последовательность процессов отделки суровых тканей: беление, крашение, печатание и аппретирование.

Из истории беления тканей

Наиболее технически отсталым в мануфактурный период продолжал оставаться процесс беления тканей: он базировался, в основном, на применении природных факторов (вода, воздух, солнце) и имеет своим назначением уничтожение пигментов ткани и удаление шлихты. Беление производилось на обширных лугах, которые должна была иметь каждая мануфактура.

Беление заключалось в варке полотен в чанах с горячим раствором извести и поташа; затем полотна на жердях развешивались на лугу, в чем собственно и заключалась операция беления. Обе стадии обработки повторялись обычно несколько раз.

Достижением мануфактурной техники является замена ручной поливки тканей механической. На крупных мануфактурах в XVIII в. устанавливались водяные колеса двойного назначения: одни – для подъема воды из реки в белильные каналы, устраиваемые на лугу, другие – для непосредственной поливки развешанных полотен. Процесс беления длился очень долго – от трех недель до двух месяцев, пока не оказывалось полностью использованным действие солнца и воздуха. Варка в едких щелочах часто портила ткань, и эта операция требовала особенно тщательного наблюдения.

Во время мануфактурного производства подготовка занимала десятки часов, а иногда и недели (особенно подготовка х/б и льняных тканей). В настоящее время подготовку осуществляют на непрерывно действующем оборудовании или на машинах периодического действия высокой производительности. Для повышения производительности труда при подготовке текстильных материалов совмещают отдельные операции. Однако в этом случае надо помнить о том, чтобы не происходило ухудшения свойств текстильных материалов.

Из истории крашения

Окрашивание пряжи или тканей естественными органическими красителями, которые содержатся в растениях или в некоторых видах насекомых и морских животных, уходит своими истоками в глубокую древность. Из всего многообразия растительного мира практикой крашения с течением веков были отобраны те красильные растения, которые обеспечивали наиболее высокое качество, долговечность и красоту окраски.

Круг природных красителей, дающих прочную красную и синюю окраску невелик. Лучшими по красоте и долговечности были два красных красителя животного происхождения: пурпур, добывавшийся из средиземноморских моллюсков до XIX века, и кармин, который экстрагировали из насекомых двух разных видов – червеца на территории Европы и Азии и кошенили в Южной Америке. Наиболее популярным растительным красителем красного цвета, не уступавшим по прочности кармину, был крапп, который извлекали из корней марены красильной.

Самый распространенный краситель синего цвета – индиго, также отличающийся особой стойкостью окраски, был единственным в своем роде. Индиго получали из растения, произрастающего в странах с теплым климатом – Индии, Юго-Восточной Азии. Другие индигоносные растения из более северных широт не давали столь интенсивной окраски, поэтому конкурировать с индиго не могли. До конца XIX века индиго был единственным надежным синим красителем текстильных волокон.

Из красителей других цветов излюбленными были ярко-желтые, которые извлекали из тропического растения куркумы и корней барбариса.

Такие яркие и прочные красители использовались для изготовления драгоценных тканей, потребителями которых были только знатные лица.

Кроме того, существовало множество желтоватых и коричневых красителей разных оттенков, которые получали в каждой стране из местного сырья – корней и коры растений разнообразных видов. Эти красители были самыми доступными, и поэтому коричневые бурые и неяркие желтые тона считались цветами бедноты.

Естественные природные красители использовались в промышленном масштабе вплоть до 60–70-х годов XIX века. Только изобретение анилиновых красителей окончательно вытеснило старые способы крашения. Интересно, что в это время и по всему Востоку распространяются искусственные красители. Ни закон персидского правительства, запрещавший их ввоз, ни распоряжения прекратить работу на тех фабриках, где они применялись, не могли тому воспрепятствовать. Жестокое наказание – отсекать правую руку каждому красильщику, кто прибегал к химии, – скоро было предано забвению, а после первой мировой войны химические красители вошли уже в общее употребление. Однако древние методы сохраняются и в настоящее время в ковроделии и при выработке других художественных изделий ручным способом.

Натуральные красители для текстильных волокон извлекают из высушенного природного сырья: коры, корней, древесины, листьев, плодов, насекомых – путем вываривания их в воде. Исключение составляет только синий краситель индиго, который в воде не растворяется.

Большинство красящих веществ, содержащихся в природном сырье, требует для прочного соединения с волокном обработки ткани или пряжи солями различных металлов, главным образом алюминия, меди, хрома, железа и олова. Соли этих металлов хорошо поглощаются текстильными материалами из водных растворов и при крашении, соединяясь с красителями, образуют на волокнах прочные цветные соединения разных оттенков, называемые лаками.

Нанесение солей металлов на текстильные волокна называется в технике крашения протравливанием, а соли металлов – протравами.

Крашение не растворимым в воде индиго имеет особую технологию и называется кубовым крашением. Сущность кубового крашения заключается в том, что индиго в щелочной ванне в присутствии восстановителей переходит в растворимую форму, называемую лейкосоединением. В светло-желтый щелочной раствор лейкосоединения – куб – погружают ткань или пряжу, которую затем развешивают на воздухе, где она превращается из желто-зеленоватой в синюю, за счет окисления лейкосоединения кислородом воздуха. При окислении лейкосоединение превращается на волокне в исходный нерастворимый краситель синего цвета – индиго.

Зеленые тона получали в древности окрашиванием ткани или пряжи индиго в голубые или синие цвета, а затем желтым красителем, экстрагированным из растений. Таким же образом по окраске индиго получали лиловые и фиолетовые тона, окрашивая синие ткани в красный цвет.

Дальнейшее развитие технологии колорировании текстиля связано с успехами в области получения искусственных красителей из природного сырья и, в частности, анилиновых из индиго (1826 г.). К 60 м годам XIX в. относится появление азокрасителей, наиболее распространенного в настоящее время класса синтетических красителей. В XIX в. развитие красильного дела идет параллельно с прогрессом техники машинного печатания тканей. В начале XX в. тенденцией развития текстильных машин является предельная автоматизация и стремление проникнуть во все звенья производственного цикла, где еще сохранились элементы ручного труда. Электричество широко внедряется в работу исполнительных органов машин. К настоящему времени крашение тканей представляет собой высокопроизводительную автоматизированную промышленную технологию.

Набивка и аппретирование ткани

Обычно ткани после ткачества подвергались ряду аппретурных операций, имевших целью придать материи гладкость и определенный цвет. В древнем Риме в I в. н.э. для обработки тканей употребляли различные виды мела и серы. Добывавшийся в Сардинии сардинский мел шел на аппретуру белых (льняных) материй, при отделке разноцветных тканей применялся кимольский мел, для лощения одежд служил наиболее дорогой сорт умбрийского мела, называвшегося камнем. В средневековой Европе аппретирование льняных тканей сводилось к белению сушке и лощению (разглаживанию) под винтовым прессом.

В мануфактурный период для аппретирования полотняных тканей применяются элементарные машины в виде прессов и лощильных аппаратов (роллов). Примером пресса того времени можно считать винтовой пресс, применявшийся на итальянских мануфактурах конца XVI в. и винтовой пресс Большой Ярославской мануфактуры середины XVIII в., служившие для сглаживания полотен и для придания им глянцевости. Здесь рабочий при помощи крюка и деревянной колодки или длинного стержня производил вращение винта вверх и вниз, т.е. выполнял чисто двигательную функцию.

В отличие от пресса ролл представлял собой вертикальный круглый столб, рабочий вал которого производил лощение ткани путем ее прокатки. На русских мануфактурах XVIII в. роллы приводились в движение силой животных.

В дальнейшем для каландрирования и лощения стали применять каландры, сначала в виде тяжелых подвижных валов в первой половине XVIII в., в последствии с середины XVIII в. – по принципу прокатного стана, в виде двух нагреваемых металлических валов с регулируемым давлением прижима. Отличие лощильного аппарата от каландра заключалось в том, что он имел своим назначением отделку уже готовой набитой ткани, наведение на нее глянца.

Последние звенья технологического процесса текстильного производства представляли действительный образец централизованной формы мануфактуры. Если приготовительные операции, прядение и часто ткачество осуществлялись мелкими производителями, работавшими на дому и объединенными купцомпредпринимателем, то технические особенности аппретурных операций почти всегда требовали концентрации средств производства и рабочей силы в одном помещении. Это относится в особенности к ситценабивным мануфактурам, получающим развитие в Западной Европе с конца XVII в.

 

Первое предприятие такого рода возникло в Голландии в 1678 г. Первая крупная ситценабивная мануфактура в Англии возникла в 1690 г. в г. Ричмонд. Центром ситцепечатного дела становится г. Аугсбург, одно из предприятий которого имело около 3500 рабочих и выпускало в год 70 000 кусков ситца. К этому же времени относится появление первых, организованных иностранцами ситценабивных мануфактур в России (в 1755–1767 гг.).

Основными участками аппретурных предприятий были: белильное производство, красильное производство, печатание тканей (преимущественно льняных и хлопчатобумажных), каландрирование и лощение материй. Сложное и дорогое оборудование, сырые, материалы, необходимые для этих процессов, требовали организации производства в крупном масштабе и придавали ему ярко выраженный капиталистический характер. Необходимость использования гидравлического двигателя для целей беления и приведения в действие тяжелых каландров и лощильных аппаратов определило географическую локализацию этих предприятий, концентрировавшихся, как и металлургические заводы, преимущественно на берегах рек.

Современная технология заключительной отделки тканей во многом основана на исторически устоявшихся принципах, также используются каландры и прессы. Отличительной особенностью современного этапа является высокий уровень механизации и автоматизации техники, применение механизированной сушки, ширения, стрижки, декатировки и др.

fictionbook.ru

Технология текстильного производства

Министерство образования и науки России

Федеральное агентство по образованию

Костромской государственный технологический университет

КУРСОВАЯ РАБОТА

Технология текстильного производства

Студентка: Бугрова Е.В.

Группа: 08-Э-4

Научный руководитель: проф. Кротов В.Н.

Кострома 2010 г.

Содержание

Введение

1. Выбор и обоснование схемы производственного процесса получения пряжи

2. Характеристика оборудования

Льночесальная машина Ч-302-Л

Автоматическая раскладочная машина АР-500-Л

Лентоперегонная машина ЛП-500-Л

Ленточная машина ЛЧ-2-Л1

Ленточная машина ЛЧ-5-Л1

Прядильная машина сухого прядения ПС-100-Л1

3. Составление приближенной координационной таблицы

4. Расчет уточненной координационной таблицы.

5.Расчет производительности оборудования.

6. Расчет выхода полуфабрикатов и пряжи. Расчет коэффициента работающего оборудования (КРО) и коэффициента координации

7. Координация оборудования между цехами. Расчёт мощности участка

8. Расчет основных технико-экономических показателей участка

Список литературы.

Введение

Текстильная промышленность является одной из важнейших отраслей производства. Именно эта отрасль хозяйства производит предметы первой необходимости для населения – ткани, трикотаж и те тканые материалы, которые идут в основном на производство одежды и обеспечивают потребность других отраслей промышленности в текстильных материалах, применяемых для технических целей.

Если общий объём производства в 1989 году составлял 40,3 млрд.м2 ткани, то в настоящие время объём производства относительно 1990 года снизился в восемь раз, численность производственного персонала снизилась в три раз. Это привело к значительному снижению производительности труда и столь же значительному спаду производства. [6, стр. 29]

К 1996 году произошло пятикратное уменьшение выработки всех тканей, в течении следующих трёх лет – стабилизация на этом низком уровне, некоторый рост до 2001 года и стабилизация выработки тканей до 2004 года на уровне примерно 33-35% от уровня 1990 года. [7, стр. 30]

В 2004 году в России было выработано 2 млрд. кв. м тканей всех видов. Причём лидирующей отраслью по объёмам выработки тканей, как и вовсе годы, является хлопчатобумажная (87%), льняные ткани составляют лишь 6%. В общем, выработка тканей в России в 2004 году упала на 4,5% по сравнению с 2003 годом. [7, стр. 32]

Сегодня в отрасли занято около 3000 средних и крупных акционерных обществ, из которых практически только единицы перешли к организационным схемам, эффективным в рыночных условиях хозяйствования. В основном, это крупные фабрики с парком 1000 станков и более и не способные быстро реагировать на запросы рынка. Узкая спецификация фабрик по видам продукции и по видам волокон не позволяет успешно приспосабливаться к тенденциям спроса и моды. По экспериментальной оценке, до 90% текстильных предприятий имеет потенциальные возможности повышения эффективности работы на 20-25%% за счёт изменения системы управления предприятием, создания эффективной финансово-экономической системы и переподготовки кадров управляющего звена. [6, стр. 29]

Общей проблемой подавляющего числа предприятий является низкая конкурентоспособность их продукции из-за их высокой стоимости. В тоже время без решения этой проблемы наша текстильная промышленность не имеет перспективы. Поэтому стратегическим направлением развития отрасли сейчас представляется её технологическая модернизация.

Низкие темпы оснащения фабрик современным оборудованием показывают, что отечественные финансовые и промышленные компании не располагают достаточными ресурсами для переоснащения фабрик ускоренными темпами, а Правительство России не относит текстильную отрасль к приоритетным отраслям, которую оно намерено финансировать. Но данный уровень развития текстильной промышленности не позволит без широкого технического переоснащения фабрик и дальше вырабатывать в условиях открытого рынка конкурентоспособную продукцию. [7, стр. 33]

Внешняя торговля России льняными тканями в целом характеризуется медленным темпом роста экспорта и уменьшением импорта. Так в 2004 году импорт превысил экспорт на 22%. Экспорт льняных тканей превышает их импорт по стоимости почти в пять раз. [7, стр. 32]

Состояние текстильной промышленности в 2004 году таково:

- уровень и состояние оборудования, за отдельным исключением, остаются на низком уровне. За прошедшие годы оборудование российских фабрик, в основном и до этого устаревшее, состарилось ещё на 15 лет;

- ассортимент и качество тканей частично изменились в лучшую сторону, т.к. фабрикам приходится продавать ткани, конкурируя с импортом. Однако остаётся необходимость их дальнейшего улучшения;

Использование информационных технологий для управления производством и технологическим процессом на передовых фабриках заметно улучшилось вместе с улучшением компьютеризации всей страны;

- структура гигантских фабрик улучшается, происходит их разукрупнение, что даёт возможность улучшить качество продукции и снизить издержки производства;

- структура выпускаемой продукции стала улучшаться;

- узкая специализация фабрик по волокнам и группам тканей в последние годы размывается. Фабрики оснащаются швейными цехами. Это позволяет им лучше приспосабливаться к запросам рынка;

- использование синтетических волокон по необходимости и по возможности возрастает, т.к появился свободный рынок синтетических волокон и нитей. [7, стр. 31]

По оценке Всемирного экономического форума в период с 1999 по 2003 г.г. Россия занимала от 59 до 65 места из оцениваемых 80 стран. [7, стр. 34]

Таким образом, существующий в России инвестиционный климат назвать благоприятным никак нельзя, т.к. он не гарантирует инвесторам равных возможностей для здоровой конкуренции с товарами зарубежных фирм.

Возможность выхода текстильной промышленности из сегодняшнего состояния, в первую очередь, зависит от ускоренного совершенствования правовых и экономических условий её функционирования.

1. Выбор и обоснование схемы производственного процесса получения пряжи

Склад сырья и подготовка трёпаного льна к чесанию.

На складе сырья трепаный лен подготавливается к чесанию. В процессе чесания трепаного льна получается два вида льноволокна: чесаный лен и очес. Чесаный лен в 2-3 раза дороже очеса, поэтому с первых же этапов обработки необходимо тщательно следить за выходом чесаного льна.

На фабрику трёпаный лён в виде плотно спрессованных кип. Каждая кипа состоит из пачек горстей трёпаного льна. Внутри кипы могут находиться горсти трёпаного льна, различающиеся по цвету и даже по номеру. Поэтому подготовка трёпаного льна начинается с тщательной сортировки.

Тщательная сортировка трепаного льна.

Её лучше проводить на сырьевом складе, подготавливая большие партии одинакового по свойствам волокна.

Эмульсирование.

Нанесение на волокно жидких жировых эмульсий (выполняется ручным способом). В состав эмульсий входят: вода (80-85%), минеральное масло, сода, керосин. Эмульсирование придает волокну мягкость, гибкость, эластичность. При этом увеличивается влажность, что снижает выделение пыли и уменьшает электризацию волокна.

Отлежка.

Процесс вылёживания волокна в лабазах в течение 24-х часов. За это время волокно равномерно пропитывается эмульсией,снего снимаются ранее накопленные механические напряжения и электростатические заряды. За длительностью отлёжки необходимо следить. При меньшей пойдёт хуже процесс прядения, при перележке происходит гниение волокна.

Деление на горсти.

Для оптимизации технологического процесса чесания каждая горсть волокна должна иметь определенный вес. Чем выше номер волокна, тем масса горсти должна быть больше. Обычно масса горсти р=110-130 г.

Оправа, или обдёржка.

Это ручная операция. Выполняется на ручных гребнях и только для высоких номеров трёпаного льна ( повышается эффективность, процентное содержание чёсаного льна).

Со склада сырья горсти трепаного льна поступают на льночесальную машину Ч-302-Л.

2. Характеристика оборудования

Льночесальная машина Ч-302-Л

Назначение: Служит для чесания горстей трепаного льна.

Процессы:

1. Распрямление и параллелизация длинного волокна.

2. Дробление толстых технических волокон на более тонкие (в продольном направлении).

3. Очистка волокна от костры, пыли и очень коротких непрядовых волокон.

4. Тщательная рассортировка волокон на длинные, тонкие, прочные (чесаный лен) и короткие, спутанные, более слабые волокна (очесы).

Достоинства льночёсальной машины Ч-302-Л:

1. Получается чесаный лен высокого качества.

2. Сравнительно высокий уровень автоматизации (механическая автоматика).

Недостатки машины:

1. Мал выход чесаного льна.

2. Мала производительность.

3. Большие габаритные размеры.

4. Ручной монотонный труд.

5. Не очень благоприятные условия труда.

Общая техническая характеристика Ч-302-Л

Число рабочих переходов 16

Число гребней по окружности полотна 24

Длина, мм

гребня 305

колодки 302

гребенных полотен по периметру 1625

Высота гребня (длина иглы), мм 28

Число колодок на машине 55

Скорость движения гребенных полотен, м/мин 13,2-25

Высота подъема каретки, мм 500-700

Частота подъемов каретки в минуту 8-10

Масса машины, кг 18900

Габаритные размеры, мм

длина 8400

ширина 4300

высота 3230

Льночёсальная машина Ч-302-Л агрегирована с автоматической раскладочной машиной АР-500-Л.

mirznanii.com

производство ткани. Технология и оборудование для производства ткани :: BusinessMan.ru

Во все времена люди носили одежду. Даже несколько миллионов лет назад наши предки использовали шкуры зверей, чтобы оберегать свое тело от холода, ветра и дождя. Постепенно количество материалов для производства одежды увеличилось.

Но, как и тысячи лет назад, основной составляющей процесса изготовления предметов гардероба человека является ткань. Именно поэтому решение основать свой бизнес в рассматриваемом направлении всегда выгодно. Стоит только правильно расставить приоритеты и учесть некоторые важные нюансы.

Например, необходимо подробно изучить, как производить ткани, какое оборудование для этого необходимо, какие существуют виды тканей и прочие весомые вопросы. Статья раскрывает некоторые немаловажные аспекты данной сферы деятельности.

Родина ткани

В настоящее время даже маленький ребенок знает, что огромное количество товаров поступает на мировой рынок от китайских производителей. Однако лишь часть населения в курсе, что эта азиатская страна является родиной чая, бумаги, пороха и многих других изобретений, которыми человечество пользуется до си пор. Китай также является первой в мире страной, где было запущено производство ткани.

Благодаря «одомашниванию» тутового шелкопряда население Поднебесной империи стало «пионером» в выпуске шелка. В честь данного материала был также назван и торговый путь, соединяющий Азию и Европу. Опередив другие страны на несколько тысячелетий, Китай также освоил производство хлопчатобумажных тканей. Постепенно достижениями Поднебесной империи стали пользоваться и другие государства, и секреты мастерства уже не были тайными.

Начальный этап: обработка сырья

Сегодня ткацкие фабрики выпускают материалы всех цветов и со всевозможными рисунками, которые можно себе представить. Как же осуществляется производство ткани? Процесс мы опишем ниже. Многим известно, что ткань изготавливается из многих тысяч крученых нитей. Однако первым этапом появления готового материала на свет является прядение. Изначально корзиночки хлопка, волокна льна или коконы личинок тутового шелкопряда подвергаются обработке. Последние, к примеру, варятся.

Обработанный материал помещают в емкость. От каждого элемента вытягивают тонкую ленточку. Определенное их количество скручивают в нить. Так процесс прядения осуществлялся давным-давно. Затем ему на смену пришло веретено. После – автоматическая прялка. Сегодня производство ткани также неизбежно без данного процесса. Однако всю работу выполняет различное автоматизированное оборудование.

Собранный из сырья материал подвергается рыхлению и трепанию. Он прессуется, затем разделяется на небольшие порции. Следующим этапом является очистка от мусора и посторонних примесей. Очищенный материал пропускается через чесальные машины. Поверхность данных аппаратов покрыта сетью иголок. Сырая масса проходит между быстро вращающимся барабаном и медленно плывущими валиками. При этом короткие и инородные волокна удаляются, то есть вычесываются. Проходя через аппарат, материал приобретает форму толстой и рыхловатой полоски.

Разделяя и вытягивая волокно

Затем по распределительной ленте материал попадает на ленточные машины. Те в свою очередь дифференцируют массу на отдельные составляющие и распределяют их параллельно друг другу. На том же оборудовании ленту вытягивают.

Для того чтобы будущая нить была более прочной, машины соединяют вместе несколько жгутов и слегка подкручивают их. Полученная заготовка называется ровницей. Оборудование для производства тканей включает также прядильные автоматы. С их помощью ровница вытягивается. Затем она одновременно проходит процессы скручивания и наматывания на навой (специальный валик). После этого пряжа поступает на основовязальный станок, который собирает нити в отдельные заготовки.

Основы и уточные строчки

Если рассматривать полотно сквозь стекло микроскопа или лупы, можно отчетливо увидеть переплетение нитей. Те из них, которые идут вдоль ткани, именуются основами, а поперечные – уточными. Для того чтобы ни первые, ни вторые не обрывались, а готовое полотно было более прочным, нити проклеивают специальным составом под названием шлихта. Материал проходит через горячие валики, которые высушивают остатки липкой субстанции.

Процесс производства

Основы поступают с основовязального станка на ткацкий аппарат как полотно в натянутом состоянии. При этом напряжение нитей таково, что между ними должен легко и свободно сновать челнок с уточной нитью. Под углом в девяносто градусов на ткацком оборудовании происходит непосредственное производство ткани. Автоматическое устройство дает возможность установить режим, который позволяет изготовить ткань с рисунком или без него. Именно здесь происходит соединение нитей в единое полотно.

Моем и придаем цвет

Перед тем как попасть на окраску, ткань проходит через стирку. Первый процесс происходит в мыльной воде с установленной температурой и непрерывной скоростью. Затем материал ополаскивают в чистой жидкости. Благодаря этим этапам клейкая субстанция, использовавшаяся при ткачестве, вымывается.

Далее происходит процесс окрашивания. Ткань помещают в чистую воду, куда предварительно были добавлены красители. Раствор нагревается, и материал вымачивается в нем. Продолжительность такого процесса достигает шести часов. После этого ткань достается и полощется в теплой воде.

Сушим и наматываем

Благодаря специальному оборудованию материал распрямляется и разглаживается. После этого он проходит термообработку. Ткань помещается в сушильную камеру, где при установленной температуре происходит испарение влаги из ее волокон. Конечным этапом производства является накручивание на большие катушки. Как правило, вес одного готового элемента составляет полторы тонны.

Рассматривая лицевую сторону разных тканей, можно увидеть, что уточная нить проходит через основы с различной частотой. Это позволяет создавать рисунки (простые и сложные, крупные и мелкие). К первой категории материалов относятся сатиновая, полотняная или саржевая ткани. Примерами последнего варианта являются деним и шерсть. К полотняным материалам относят бязь, ситец и прочие.

Деним является более грубым вариантом хлопчатобумажного материала. Лицевая сторона ткани имеет, как правило, синий оттенок. Он образован нитями основы. Изнанка материала окрашена в белый цвет. Это заслуга уточных нитей. Благодаря такой комбинации деним имеет выгодное и отличное от других материалов свойство изменять свой цвет, «голубеть». Если слегка изменить структуру саржи (поменять схему поведения уточного челнока), получится полотно «елочка». Этот вариант широко встречается в знаменитых джинсах «Wrangler».

Соединяя ткани

В дополнение к ткачеству в производстве тканей используется также дублирование. Этот процесс представляет собой скрепление двух материалов между собой с помощью сшивания или склеивания. При этом используется специальное оборудование для дублирования тканей – прессы. Как правило, между собой соединяют шерсть и синтетику, хлопок и металлизированный материал. Процесс дублирования применяется для наделения полотен новыми свойствами: непромокаемостью, несминаемостью и прочими.

Российский рынок тканей представлен огромным количеством разнообразных компаний. Для того чтобы составить им конкуренцию, необходимо не только приобрести чесальные, вязальные, ткацкие, мотальные, сновальные, шлихтовальные и другие машины, но и наладить бесперебойное производство качественных материалов. Любой проект может стать успешным, если продумать каждую мелочь и задействовать свой скрытый потенциал.

businessman.ru

Технология ткацкого производства

Понятие о ткачестве

Ткачеством называют весь комплекс технологических операции ткацкого производства, обеспечивающий выра­ботку тканей на ткацкой фабрике или в ткацком произ­водстве. Комплекс операций состоит из перематывания, снования, шлихтования, пробирания, увлажнения или эмульсирования, запаривания пряжи и собственно тка­чества. Ткань формируется из основной и уточной пряжи.

При перематывании основной пряжи увеличивается паковка, устраняются дефекты, и повышается качество пряжи. В процессе снования основные нити испытывают многократное растяжение, изгиб и истирание, поэтому они должны обладать высокой прочностью.

Уточная пряжа проходит перематывание, увлажнение или эмульсирование. В процессе перематывания паковка уточной пряжи приобретает размеры, которые соответству­ют размерам челнока. Кроме того, она очищается от рас­тительных примесей и освобождается от дефектов. Увлаж­нение или эмульсирование создают условия нормальной пе­реработки пряжи, при этом не возникают сукрутины, петли и слеты витков пряжи. Таким образом, из подготов­ленной пряжи формируют непосредственно на ткацком станке ткань. Тканью называют гибкое прочное текстиль­ное изделие малой толщины, сравнительно большой шк рины и неопределенной длины, образованное двумя взаим­но перпендикулярными системами нитей, соединенных пе­реплетением. Система нитей, расположенная вдоль ткани называется основой, а расположенная поперек — утком.

Подготовка пряжи к ткачеству

В ткацком производстве для формирования ткани используется основная и уточная пряжа. Основная пряжа при подготовке к ткачеству проходит следующие техноло­гические операции: перематывание, снование, шлихтова­ние, пробирание и привязывание.

Перематывание основной пряжи производится на мо­тальных машинах с прядильных паковок (початков) или мотков на бобины, которые имеют коническую или цилин­дрическую форму. Цель перематывания — получение ни­тей большой длины на одной паковке (бобине) для обеспе­чения высокой производительности сновальной машины. Кроме того, в процессе перематывания пряжа частично очищается от пуха, сорных примесей и освобождается от непропрядов, грубых присучек, шишек и других пороков прядения.

На современных предприятиях текстильной промы­шленности применяют мотальные машины разных марок. На машине марки М-150 (рис. 38.) перематывание прохо­дит так: нить с початка 1 перематывается со скоростью 500-800 м/мин. на бобину 7, которая вращается благода­ря трению, о мотальный барабанчик 6, а барабанчик полу­чает вращательное движение от главного вала машины. Нить при движении от початка до бобины огибает направ­ляющий пруток 2 и проходит через натяжное устройство 3, контрольно-очистительное устройство 4 и, огибая крючок самоостанова 5, попадает в канавку А мотального бара­банчика. На барабанчике 6 канавки расположены по вин­товой линии, благодаря чему на бобине образуется крес­товая намотка.

Натяжение нити регулируется посредством изменения нагрузки на шайбу натяжного устройства 3. Размер щели контрольно-очистительного устройства 4 устанавливается в зависимости от диаметра перематываемой нити. Заправ­ку машины початками производит мотальщица. На новых мотальных автоматах эта операция осуществляется авто­матически — работница лишь заполняет магазин автома­та початками и снимает бобины с машины.

Снование состоит в наматывании большого числа ос­новных нитей (от 200 до 600) одинаковой длины с одина­ковым натяжением параллельно одна другой на сновальный валик или сновальный барабан. Одинаковое натяже­ние необходимо для обеспечения постоянной плотности навивки основы на сновальные валики; применяется в хлопчатобумажном, камвольном и льняном ткацких производствах. В суконном производстве и шелкоткачестве используют ленточный способ снования.

В ткацком производстве применяются два способа сно­вания — партионный и ленточный. Партионное снование применяется в хлопчатобумажном, камвольном и льняном ткацких производствах, в суконном производстве и шел­коткачестве используют ленточный способ снования.

При партионном способе снования основные нити на­виваются на всю ширину сновального валика, при ленточ­ном — основные нити снуются на сновальный ребристый барабан отдельными лентами (до 420 нитей). После этого основа перематывается на ткацкий навой.

Партионная скоростная сновальная машина С-140 (рис. 39) широко используется почти во всех ткацких про­изводствах текстильной промышленности. Она предназна­чена для снования пряжи на сновальные валики с рабочей шириной 140 см. Валики вмещают до 200 кг пряжи. Машина состоит из двух частей: шпулярника и сновальной машины. Процесс снования происходит следующим обра­зом. С бобины 1, находящейся на шпулярнике 2, нить проходит через натяжное устройство и крючки электри- | ческого самоостанова 3.

После этого все основные нити направляются прутка­ми 4 и параллелизуются с помощью гребня 5 (рядка), за­тем огибают мерильный валик 6 и наматываются на сно­вальный валик 7, который вращается за счет трения о сно- * вальный барабан 8. Для обеспечения необходимой плотности намотки основы сновальный валик 7 под дей­ствием груза 9 прижимается к барабану 8. В случае обры­ва нити крючок 3 самоостанова падает вниз, и электрическая цепь самоостанова замыкается. Зажигается электри­ческая лампочка, работница (сновальщица) находит оборванную нить и ликвидирует обрыв.

Цель шлихтования заключается в уменьшении обрыв­ности основных нитей при формировании ткани на ткацком станке путем придания им большей стойкости к многократ­ным истирающим воздействиям, деформациям растяжения и изгиба.

При шлихтовании нити основы пропускаются через специальный клеящий раствор, называемый шлихтой. После просушивания он создает на нитях гладкую элас­тичную пленку, закрепляющую поверхностные волокна и предохраняющую нити от распушивания и свойлачивания при их трении об органы ткацкого станка.

В качестве антисептиков применяют медный купорос, хлористый цинк и т. п.

Для шлихтования основы применяют шлихтовальные машины барабанного и камерного типов.

Пробирание и привязывание осуществляется для того, чтобы на ткацком станке сформировать ткань определен­ного переплетения.

Проборку основы производят ручным, полумеханичес­ким и механическим способами.

Ручная проборка выполняется проборщицей и по­давальщицей, которые размещаются друг против друга. Между работницами располагают планки с ламелями, реми­зы и бердо на проборном станке. Для пробирания нитей основы существует специальный крючок.

Проборщица, пользуясь рисунком проборки, вводит крючок носиком вперед в очередной глазок ремизки и от­верстия ламели, подавальщица набрасывает на крючок очередную нить основы, а проборщица обратным движе­нием на себя протаскивает ее через отверстие ламели и глазок галева ремизки. Затем она подводит нить под крю­чок пластинки (пасета), введенной в очередной зуб берда„ Пластинка, движимая ножным приводом, заводит нить в зуб берда, а затем автоматически переходит в следующий зуб. Производительность ручной проборки зависит прежде всего от числа нитей в основе, числа ремизок, вида про­борки и составляет 1000-1500 нитей в час.

Полу механическая проборка заключается в том, что нити основы к крючку проборщицы подаются автома­тическим подавальщиком —специальным прибором. Этот способ проборки повышает производительность труда, од­нако прибор не приспособлен для протаскивания нитей в ламели и поэтому не имеет широкого применения.

Механическая проборка проводится специальной при­борной машиной, которая пробирает нити основы в ламе­ли, ремизы и бердо специальной иглой. Производительность такой машины составляет до 5000 нитей в час. Порядок проборки программируется. Машина требует больших за­трат времени на подготовку ее к работе и специальных ре­миз с плоскими металлическими галевами. В связи с этим такие машины пока не получили распространения.

Перематывание утка производят в тех случаях, когда пряжа или нити поступают в ткацкое производство или на ткацкую фабрику в мотках, бобинах или початках, разме­ры которых не соответствуют размерам челнока. В про­цессе перематывания уточная пряжа очищается от расти­тельных примесей и освобождается от дефектов прядения. Для перематывания утка используют специальные уточно-перемоточные машины.

Увлажнение или эмульсирование утка не допускает образования на нитях сукрутин, петель и слетов с уточной шпули нескольких витков одновременно в процессе ткачества. Увлажнение производят посредством выдержи­вания утка в специальных подвалах с повышенной отно­сительной влажностью воздуха или запаривания в специ­альных машинах. Бывают случаи, когда увлажнение заме­няют эмульсированием. Эмульсирование утка производят эмульсией, содержащей в своем составе смачивающие ве­щества — некаль, контакт, ализариновое масло и др. Хлоп­чатобумажный и льняной уток увлажняют, шерстяной за­паривают, а шелковый и из химических нитей — эмульси­руют.

Ткацкие переплетения

Переплетением называют определенный порядок чередования перекрытий нитей одной системы с нитями другой. Перекрытием называют место расположения в тка­ни нити одной системы над нитями другой.

Сдвигом называют число, которое показывает, на сколько нитей отстоит одиночное перекрытие данной нити относительно одиночного перекрытия предыдущей. В по­лотняном переплетении сдвиг равен единице.

Минимальное число нитей, участвующих в образова­нии рисунка переплетения, который одинаково повторяет­ся как по ширине, так и по длине, называют раппортом переплетения. В полотняном переплетении раппорт состо­ит из двух нитей основы и двух нитей утка.

Переплетения делятся на четыре группы: главные, мел­коузорчатые, сложные и крупноузорчатые. К главным от­носят полотняное, саржевое, атласное и сатиновое пере­плетения (рис. 40).

Полотняное переплетение является самым простым и наиболее распространенным. Отличительные особенности его в том, что оно обладает самым малым раппортом и ко­ротким перекрытием. Ткани полотняного переплетения ха­рактеризуются наиболее высокой прочностью на разрыв и жесткостью. Это объясняется небольшой длиной перекры­тий и большим числом связей между нитями основы и утка.

Саржевое переплетение содержит в раппорте по основе и утку не менее трех нитей. Сдвиг же основных и уточных перекрытии производится только на одну нить. Раппорт саржевого переплетения обозначают дробью, в которой числитель показывает число нитей утка, перекрываемых одной нитью основы, а знаменатель — число нитей осно­вы, перекрываемых одной нитью утка в пределах раппор­та. Сумма числителя и знаменателя показывает число ни­тей в раппорте.

Сатиновое переплетение по своей структуре значи­тельно отличается от полотняного и саржевого. Раппорт по основе и утку его состоит не менее чем из пяти нитей, а сдвиг перекрытий больше единицы (2, 3, 4 и более).

У тканей сатинового переплетения лицевой настил образуется за счет более длинных уточных перекрытий. При этом уточным нитям сообщают значительно более высокую плотность, чем основным. Благодаря длинным уточным перекрытиям, более высокой плотности по утку и разбросанности коротких основных перекрытий ткани сатинового переплетения обладают ровной, гладкой, а по­этому блестящей лицевой поверхностью.

Мелкоузорчатые переплетения отличаются тем, что на поверхности тканей они образуют мелкие тканые узо­ры. Получают эти переплетения путем комбинирования не-скольких главных переплетений и их производных, поэто­му их часто называют также комбинированными. Мелко­узорчатые переплетения характеризуются сравнительно большим раппортом как по основе, так и по утку.

В образовании простых переплетений участвуют толь­ко две системы нитей. Специфическая особенность слож­ных переплетений состоит в том, что в их образовании уча­ствуют несколько систем нитей (более двух). Наличие в сложных переплетениях дополнительных систем основных и уточных нитей позволяет получать такие ткани, кото­рые не могут быть выработаны переплетениями главного и мелкоузорчатого классов, например ткани с разрезным и петельным ворсом, двухслойные, трехслойные и др.

Жаккардовые переплетения отличаются от пере­плетений первых трех классов тем, что содержат в рап­порте по основе от 35 до нескольких сот нитей. Ткацкие рисунки таких тканей представляют крупные узоры, по­этому жаккардовые переплетения иногда называют круп­ноузорчатыми.

Для построения жаккардовых переплетений применя­ют в самых разнообразных комбинациях все виды и разновидности переплетений главного, мелкоузорчатого и сложного классов.

  1. Технология производства натуральных волокон

  2. Технология производства нетканых материалов

studfiles.net

что такое и какие его виды существуют?

Одежду создают из тканей, которые могут быть разных видов. Они отличаются плотностью, прочностью, цветами. Текстиль – что такое это за ткань? Материал изготовлен из переплетенных волокон. Он бывает натуральным и искусственным. Текстильной тканью принято считать валяные, плетеные, вязаные изделия. Такие материалы и служат для изготовления одежды.

Разновидности материалов

Из текстиля создают различные повседневные вещи: полотенца, шторы, чехлы, постельные принадлежности. Ткани используются как в производстве, так и в домашнем мастерстве. Различаются следующие виды текстиля:

  • натуральный;
  • минеральный;
  • искусственный.

Текстиль что такое

Первый тип тканей изготавливается благодаря животным и растениям: шерсть, мех, шелк, хлопок, лен. Растительные материалы считаются самыми ценными. Их уникальные свойства позволяют носить одежду в теплый период. Натуральный текстиль любят ценители экологически чистых тканей. Одежда из них легко стирается, но быстро мнется.

Минеральный текстиль востребован для создания рабочей одежды. В ней присутствует стекло, базальт, асбест. Благодаря этим составляющим изделия обретают необходимые свойства. Стекло применяется в создании веревок, сеток, кабелей. Популярно использование минерального материала в изготовлении драгоценных камней.

Из синтетического текстиля шьют одежду. К самым популярным материалам относят нейлон, полиэстер, акрил, люрекс, лайкра. Их преимуществом является денежная доступность по сравнению с другими тканями. Они отлично подходят для людей с аллергией, поскольку не вызывают раздражений.

Производство текстиля

Первые ткани начали создавать еще в древние времена. Сначала люди носили одежду из хлопка, льна и шерсти. Ткачество появилось благодаря плетению. Современные технологии производства и станки позволяют выпускать большое количество полотен разного вида. Ткани бывают бытовыми и техническими. Если классифицировать их по назначению, то они разделяются на бельевые, плательные, костюмные. Если в состав тканей входят волокна одного вида, то они считаются однородными.

Текстиль ткани

Для детей обычно выбирают текстиль, трикотаж, бязь, ситец, мадаполам. Материалы не вызывают аллергии, и поэтому отлично подходят для создания удобной одежды. Большой популярностью пользуются хлопчатобумажные ткани, среди которых полотно, сатин, фланель.

Трикотаж

Текстиль, ткани которого могут быть разных видов, удобен для пошива любой одежды. Одним из практичных материалов является трикотаж. Он создается из переплетения петель, и в результате получается качественное полотно.

Многие считают самыми удобными материалами трикотаж и другой текстиль, что такое сочетание отлично подходит для изготовления удобной одежды. Трикотаж идеален в пошиве изделий для работы и отдыха. Он незаменим в создании головных уборов, игрушек, предметов быта. Трикотаж имеет отличия от других материалов в том, что может растягиваться в разных направлениях. Он эластичен, мягок, гигроскопичен.

Крученые материалы

Текстиль, ткани которого бывают различными, включают крученые материалы. Они могут быть шелковыми, льняными, шерстяными. Их создают по подобию волокна. Нитки, используемые для создания тканей, могут отбеливать, подкрахмаливать, красить. Именно поэтому одежда продается разнообразная.

Текстиль трикотаж

Нитки бывают разных видов, отличающихся толщиной, цветами. Для каждых используются определенные иголки. После создания ниток на фабриках изготавливают разные вещи. В итоге получается уютная, качественная одежда.

Плетеные материалы

Не все знают, что плетеные материалы входят в раздел текстиль, что такое полотно используется в создании одежды. К ним относят плетеную тесьму и сутаж. Каждый вид материалов обладает своими плюсами и минусами.

У плетеной тесьмы нити переплетены под определенным углом. Благодаря этому готовая ткань легко растягивается, и ее можно использовать в различных работах. Тесьма бывает шелковой, хлопчатобумажной, шерстяной и смешанной.

Не многим известно, что сутаж входит в текстиль, что такое полотно применяется для изготовления красивой и качественной одежды. Он представлен в виде шелкового шнура, который активно применяется для отделки вещей и создания оригинальных изделий.

Оконный текстиль

Материалы используются не только для шитья одежды, но и для изготовления предметов быта. Любое помещение будет смотреться оригинальнее, если на окнах висят красивые шторы. Причем это могут быть не только классические занавески, но и драпировки, ламбрекены. Все из этих материалов создаются из текстиля.

Виды текстиля

Для разных стилей используют определенные цвета, рисунки и фактуры занавесок. Именно это подчеркивает вкус хозяев. Лен отлично подойдет для создания классического стиля. Если требуется этническое оформление, то подойдет органза и парча. А для хай-тека подойдет шелк. Текстильные материалы создают настоящий домашний уют.

Из текстиля создают постельное белье, полотенца, покрывала и множество других вещей. Материалы имеют отличное качество, удобство, оригинальность. Текстильная одежда будет прекрасным подарком для ценителей комфорта.

fb.ru