ОТ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА К ОБЩЕСТВУ ИНДУСТРИАЛЬНОМУ (урок истории в 8 классе). Таблица по истории 8 класс аграрное общество признаки модернизации индустриальное общество


Введение. Переход к индустриальному обществу

В 7 классе вы изучили историю Раннего Нового времени. Теперь вам предстоит узнать о событиях XIX – начала XX веков.

В первую очередь давайте определим хронологические рамки Нового времени. Начало ему положили Великие географические открытия конца XV века. Границы мира для человечества расширились. Стал формироваться Мировой рынок. Крупные европейские государства создали колонии на вновь открытых землях. В конце XVIII века в Новом свете появилось государство – Соединённые Штаты Америки.

В Европе быстро распространялись идеи Реформации. В XVII–XVIII веках произошли буржуазные революции, которые стали первым шагом к разрушению традиционного общества. В XVIII веке началась первая индустриальная революция. Началось внедрение машинного производства, строилось все большее количество фабрик.

Все эти события меняли Европу, а вместе с ней и весь мир. Это было Раннее Новое время.

Период, с которым вам предстоит познакомиться, получил название «Долгий XIX век». Его хронологические рамки – конец XVIII века – начало XX века.

С какими же новыми явлениями столкнулись люди в это время?

В первую очередь это модернизация – процесс перехода от аграрного общества к индустриальному.

Однако происходили эти процессы в мире неравномерно. Учёные выделяют три эшелона, или три категории государств, в которых модернизация проходила по-разному.

К первому эшелону относятся страны, в которых капиталистические отношения зародились раньше всех. Например, такие как Англия и Франция. В них индустриальное общество развивалось постепенно. Соблюдалась преемственность форм производства: от ремесленных мастерских к мануфактурам и фабрикам.

Второй эшелон модернизации – это страны молодого капитализма. Здесь переход осуществлялся путём реформ «сверху». Власти осознавали необходимость перемен раньше, чем для этого были созданы условия. К странам второго эшелона относятся Германия, Италия, Россия, Австро-Венгрия, США.

Третий эшелон модернизации – это страны, в которых на протяжении долгого времени сохранялось традиционное общество.  Государства Латинской Америки, Африки, Азии. Здесь процессы модернизации были очень ограничены и происходили с большим трудом.

Отдельно стоит рассматривать модернизацию в странах Востока. Помните, что Китай и Япония закрыли свои государства для европейцев, здесь на протяжении долгого времени сохранялось традиционное общество. Их восприятие мира существенно отличалось от европейского, поэтому любые новшества отклонялись.

Сами процессы модернизации охватывали разные сферы жизни общества. Давайте их рассмотрим и узнаем, что изменилось в XIX веке.

Демография. В XIX веке наблюдался резкий рост населения Европы. К 1900 году оно увеличилось практически в два раза и равнялось более чем 400 миллионам человек. Объяснялось это в первую очередь успехами в сфере медицины. Заметно снизилась смертность, а рождаемость начала увеличиваться.

В этот период усилились миграционные процессы. Большое количество европейцев переезжало в Новый свет. Там было много свободной земли. К тому же людей привлекали рассказы о немыслимых богатствах, которые таились в недрах Америки.

Только в период с 1800 по 1900 год из Европы в Америку уехало почти 28 миллионов человек, большей частью это были жители Англии. Миграция способствовала ускорению развития государств, новые страны вовлекались в Мировой рынок.

В XIX веке началась урбанизация – рост городского населения и сосредоточение экономической жизни в городах. Происходило это из-за увеличения количества фабрик и заводов, люди уезжали в города в поисках работы.

Уже в середине XIX века в Англии более половины всего населения проживало в городах.

К началу XX века в мире насчитывалось 13 городов, насчитывающих более миллиона человек – Лондон, Нью-Йорк, Берлин, Париж, Чикаго, Вена, Токио, Пекин, Филадельфия, Санкт-Петербург, Москва, Калькутта и Константинополь.

Экономика. В XIX веке завершился промышленный переворот. Быстрыми темпами развивалась индустриализация.

Ручной труд повсеместно вытеснялся машинным производством, которое становилось все более сложным. Появлялись новые материалы, новые источники энергии, углублялось разделение труда.

Экономический потенциал государства теперь стал измеряться количеством машин на производстве, протяжённостью железнодорожных линий и добываемыми полезными ископаемыми. Это время получило название «век пара и железа».

Продолжал формироваться Мировой рынок. Продукция изготавливалась в больших количествах, и продавать её только внутри страны было невозможно. Складывались тесные торговые отношения между государствами. Большое количество сырья и товаров поставлялось в Новый свет. В это время началось обострение соперничества за владение колониями. Ведь это были дополнительные рынки сбыта продукции.

Развивался военный флот, появлялись новые виды оружия.

Политика. В XIX веке усилились процессы демократизации общества. Правители государств понимали, что единоличная власть монарха уже не соответствует эпохе. К тому же буржуазные революции показали это на своём примере. Все больше сторонников появлялось у идеи того, что источником власти должен быть народ.

Англия была парламентской монархией. Во Франции в конце XIX века утвердилось республиканское правление. Германские государства объединились, была принята конституция.

В XIX веке оформились такие общественно-политические учения как консерватизм, либерализм и социализм.

Изменилась структура общества. Элиту составляли представители старой аристократии. Заметно вырос средний класс, в который входили буржуазия, интеллигенция и чиновники. Продолжал формироваться рабочий класс.

Культура. В XIX веке быстро менялась научная картина мира. Совершались открытия в области, физики, химии, естествознания. Люди были открыты новым знаниям. Религия, с её догмами и ограничениями, больше не оказывала существенного влияния на учёных.

Росло количество образованных людей. В европейских странах было введено всеобщее начальное обучение. Продолжить его можно было в средних школах или высших учебных заведениях.

Таким образом, XIX век принёс изменения во все сферы жизни людей. Окружающий мир менялся с невероятной быстротой, приобретая современные черты. Подробнее обо всем этом вам предстоит узнать. Вперёд!

videouroki.net

"Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу". 10-й класс

Разделы: История и обществознание

Цель урока:

показать учащимся на примере изучения истории стран Западной Европы интеграцию курсов истории и обществознания, что способствует качественной подготовке к единому государственному экзамену.

Задачи урока:

  • рассмотреть признаки традиционных и индустриальных обществ, предпосылки перехода стран Западной Европы от феодализма к капитализму, составляющие процесса модернизации;
  • продолжить формировать общеучебные умения и навыки: умение работать с источниками, составлять схемы, сравнивать и анализировать;
  • развивать интерес к всемирной истории.

Форма урока: лабораторная работа

Метод: поисково-исследовательский

Оборудование: Загладин Н.В. Всемирная история. История России с древнейших времен до конца XIX века: 10 класс. М.: “ТИД “Русское слово – РС”, (параграф Западная Европа: новый этап развития), раздаточный материал для учащихся (приложения № 1 – 4).

План урока:

  1. Признаки традиционных и индустриальных обществ.
  2. Предпосылки перехода от феодализма к капитализму.
  3. Модернизация.

1. Признаки традиционных и индустриальных обществ.

Западная Европа – первая цивилизация, в которой зародились, обрели силу и одержали победу первые буржуазные отношения, т.е. произошел формационный сдвиг – от феодализма к капитализму (а если будем использовать цивилизационный подход - переход от традиционного общества к индустриальному). Впервые они появились в крупных торговых городах Италии еще в конце XIV в., в XV–XVI вв. распространились во многих странах Западной Европы: в Германии, Франции, Англии, Испании и Португалии. С течением времени этот процесс охватил большую часть мира.

Нам необходимо вспомнить из курса обществознания

1) признаки традиционного общества и признаки индустриального общества;

2) признаки феодализма и капитализма.

Учащиеся должны дать следующие ответы:

1) Традиционное общество характеризуется господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. В таких обществах преобладает экстенсивный путь развития и ручной труд. Собственность принадлежит общине или государству. Частная собственность не является ни священной, ни неприкосновенной. Социальная структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствует. Поведение человека в обществе регулируется обычаями, верованиями, неписанными законами. В политической сфере господствует церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна над экономической.

В индустриальном обществе базой является промышленность, основанная на машинной технике, преобладает интенсивный путь развития. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. В социальной сфере значительна социальная мобильность. Резко сокращается численность крестьянства, происходит урбанизация. Появляются новые классы – промышленный пролетариат и буржуазия. Для человека характерны признаки индивидуализма и рационализма. Происходит секуляризация сознания. В политической сфере возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствует право и закон.

2) Признаки феодализма:

  • хозяйство натуральное, труд ручной;
  • наличие двух классов – феодалов и зависимых крестьян;
  • феодалам принадлежат средства производства, крестьяне обладают личной собственностью на орудия труда и выполняют различные повинности в пользу феодалов.

Признаки капитализма:

  • товарно-денежные отношения, машинный труд;
  • наличие двух классов – буржуазии и пролетариата;
  • буржуазии принадлежат средства производства, пролетариат лично свободен и вынужден продавать свою способность к труду.

2. Предпосылки перехода от феодализма к капитализму.

Задание № 1 (приложение № 1).

Работая с текстом, определите и выпишите предпосылки, которые позволили осуществить переход от традиционного общества к индустриальному, от феодализма - к капитализму.

Учащиеся должны выписать следующие предпосылки:

  1. Западная Европа была прямой наследницей греко-римского мира.
  2. Становление коммунальных движений.
  3. Формирование сословий, которые отстаивали свои права.
  4. Позиция церкви в вопросах экономики и коммерции.

Задание № 2 (приложение № 2).

  1. Определите черты идеального человека, которого описал Цицерон.
  2. Какие черты характера унаследовали от римлян жители Западной Европы и как они способствовали формированию буржуазных отношений?

Учащиеся должны выписать следующие черты идеального человека и черты характера:

1. Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве…всецело посвятит себя служению государства, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах; он не станет вызывать ненависть или зависть к кому бы то ни было, прибегая к ложным обвинениям, и вообще будет держаться справедливости и нравственной красоты…(возможны другие варианты)

2. Бережливость, воздержанность, строгость и трезвость (возможны другие варианты)

Задание № 3 (приложение № 3).

1. Почему город стал двигателем экономического развития?

2. Какие факторы способствовали формированию духовной жизни горожан?

Учащиеся должны выписать следующее:

1.

а) здесь развивалась торговля; б) способствовали развитию сельского хозяйства; в) город – мастерская, здесь производился товар; г) в городе – разделение труда.

2.

а) городские школы; б) учеба и преподавание наук стало ремеслом; в) книга превратилась в инструмент познания.

Задание № 4 (приложение № 3).

Из каких сословий и слоев общества формировалась буржуазия? Заполните схему.

Учащиеся должны вставить следующие понятия - купцы, цеховые мастера.

Задание № 5 (приложение № 4).

1. Почему кальвинизм оказал большое воздействие на развитие буржуазных отношений?

2. Определите отношение Ж. Кальвина к богатству.

Учащиеся должны написать следующее:

1. Кальвинизм поощрял предпринимательство. Это нашло свое выражение в том, что наилучшими добродетелями объявлялись умеренность и бережливость (возможны другие варианты).

2. Греховно стремление к барышу ради барыша, но это же самое стремление как средство служения Богу – свято (возможны другие варианты).

3. Модернизация.

Задание № 6 (приложение № 4).

Работая с учебником Загладина Н.В. (параграф Западная Европа: новый этап развития; пункт – Переход к мануфактурному производству), ответьте письменно на вопросы:

1. Назовите предпосылки перехода к мануфактурному производству.

Учащиеся должны дать следующие ответы:

предпосылки:

  • развитие торговли;
  • развитие банков;
  • технический прогресс.

2. Дайте определение понятию “мануфактура”. Какие типы мануфактур вы знаете? Сравните их с ремесленными мастерскими. Укажите, что было общим, а что - различным.

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Мануфактура – это капиталистическое предприятие, где используется труд наемных рабочих, существует разделение труда, труд остается ручным, производство организовано для продажи товаров.

Типы мануфактур: рассеянные, смешанные и централизованные.

Общее

  • труд ручной
  • ремесленная техника

Различия

Ремесленная мастерская Мануфактура
Ученики, подмастерья, мастера Наемные рабочие
Отсутствует разделение труда Разделение труда

3. Определите последствия распространения мануфактурного производства в Европе.

1) Развитие товарно-денежных отношений.

2) Изменения в социальной структуре общества

3) Формирование единого внутреннего рынка.

Далее необходимо организовать работу с лексическим значением понятия модернизация.

Модернизация – (фр. modernisation) – введение усовершенствований во что-то, приведение к современным требованиям. Модернизация – сложный процесс, который охватывает все области жизни общества. Она включает в себя:

  • урбанизацию – небывалый рост городов;
  • индустриализацию – использование машин в производстве;
  • демократизацию политических структур;
  • секуляризацию – освобождение духовной и социальной жизни от влияния церкви.

Вывод урока следует из цели и задач, поставленных перед десятиклассниками.

Приложение №1

Задание № 1.

Работая с текстом, определите и выпишите предпосылки, которые позволили осуществить переход от традиционного общества к индустриальному, от феодализма - к капитализму.

Почему буржуазные отношения самозародились именно в Европе? Ведь и в других цивилизациях были возможности для появления капитализма, например в Китае и особенно в Японии. Хотя наука еще не дала исчерпывающих ответов на эти вопросы, все-таки можно выделить некоторые особые черты западноевропейского варианта развития, которые открывали путь для “европейского чуда”.

Западная Европа была прямой наследницей греко – римского мира, мира с необычайно высоким для древности уровнем развития товарно-денежных отношений, с правом на нерегламентированную собственность, с ориентацией на активную созидательную личность.

Становление капитализма было бы невозможно без городских коммунальных движений. В городе, который отвоевывал самоуправление и самостоятельность от государства, формировалась прослойка людей, располагающая свободными капиталами, которая и дала жизнь будущей буржуазии.

Оформление активных, отстаивающих свои права сословий заставило

государство пойти на сотрудничество с ним. Возможности давления на общество, на экономические процессы, естественно, оставались (и использовались), но все-таки были ограничены.

Важна была и позиция церкви по отношению к экономическим вопросам и коммерции. Уже с XIII в. она смягчает свои доктрины по поводу тех занятий, которые традиционно считались “нечистыми”. Осуждая ростовщичество, церковь не осуждала векселя, залоги, капиталовложения. Это вело к тому, что торговля в общественном сознании постепенно получала “права гражданства”, а после Реформации стала считаться весьма достойным занятием.

(Хачатурян В.М.)

Приложение №2

Задание № 2.

Определите черты идеального человека, которого описал Цицерон

Какие черты характера унаследовали от римлян жители Западной Европы и как они способствовали формированию буржуазных отношений?

Дороги нам родители, дороги дети, родственники, близкие, друзья, но отечество одно охватило все привязанности всех людей. Какой честный человек поколеблется пойти за него на смерть, если он этим принесет ему пользу? …Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве…всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах; он не станет вызывать ненависть или зависть к кому бы то ни было, прибегая к ложным обвинениям, и вообще будет держаться справедливости и нравственной красоты…

…Мы должны сдерживать и успокаивать все свои стремления и развивать в себе внимание и тщательность, дабы ничего не делать ни опрометчиво и случайно, ни необдуманно и беспечно.

Ведь природа породила нас с тем, чтобы мы казались созданными не для развлечений и шуток, но для суровости и, так сказать, для более важных и значительных стремлений. Развлечения и шутки нам, конечно, дозволены, но так же, как сон и другие виды отдыха: тогда, когда мы уже совершили более важные и ответственные дела. …Плотское наслаждение недостаточно достойно человека, стоящего выше животных, и наслаждение это надлежит презирать и отвергать; если же кто-нибудь несколько склонен к наслаждению, то он должен тщательно соблюдать меру в нем. Итак, пища и уход за телом должны быть направлены на сохранение здоровья и сил, а не на наслаждение. И если мы, кроме того, захотим рассмотреть, в чем заключается превосходство и достоинство человеческой природы, то мы поймем, как позорно погрязнуть в разврате и жить роскошно и изнеженно и как прекрасно в нравственном отношении жить бережливо, воздержанно, строго и трезво.

(Цицерон)

Приложение №3

Задание № 3

1.Почему город стал двигателем экономического развития?

2. Какие факторы способствовали формированию духовной жизни горожан?

Настоящий средневековый город народился и получил развитие благодаря именно своей экономической функции. Город был создан возобновленной торговлей и стал детищем купцов, но также он был порожден и подъемом сельского хозяйства на Западе, которое стало лучше обеспечивать городские центры припасами и людьми. Города нуждались в том, чтобы их кормили.

Горожане, бесспорно, составляли меньшинство в том преимущественно сельском мире. Но мало-помалу городскому обществу удалось поставить свои собственные интересы выше интересов сельских.

Роль предводителя, двигателя, фермента, которую отныне взял на себя город, прежде всего утвердилась в экономической сфере. Если даже сначала город и был преимущественно местом обмена, торговым узлом, рынком, его существеннейшей функцией в этой сфере стало производство. Город – это мастерская. И особенно важно, что в этой мастерской началось разделение труда.

Не менее глубокую печать город наложил и на духовную жизнь. В XI и отчасти XII в. монастыри, несомненно, создавали наиболее благоприятные условия для развития культуры и искусства. Перемещение центра тяжести культуры, благодаря чему первенство от монастырей отошло к городам, ясно проявилось в двух областях – в образовании и архитектуре.

В течение XII в. городские школы решительно опередили монастырские. Новые учебные центры благодаря своим программам и методике, благодаря собственному набору преподавателей и учеников стали самостоятельными. Учеба и преподавание наук стали ремеслом. Книга из объекта почитания превратилась в инструмент познания и стала предметом массового производства и торговли.

(Ж. Ле Гофф)

Задание № 4

Из каких сословий и слоев общества формировалась буржуазия? Заполните схему.

Приложение № 4

Задание № 5.

1. Почему кальвинизм оказал большое воздействие на развитие буржуазных отношений?

2. Определите отношение Ж. Кальвина к богатству.

Бог, по Кальвину,- спаситель лишь для некоторых, для тех, кого Он – по непостижимым соображениям – избрал для вечной жизни. Остальных Он проклял и осудил. Никакими, даже самыми “богоугодными делами” нельзя себе купить вечное блаженство, но при их помощи можно освободиться от страха за него. Каждый верующий должен спрашивать себя каждодневно: “Избран ли я?” - и отвечать: “Да, я делаю угодное Богу – следовательно, я избран”. Наслаждение богатством, неумеренное его расходование греховно, методический же труд по приобретению богатства угоден Богу ибо “вечный покой святых” возможен лишь в потустороннем мире. Греховно стремление к барышу ради барыша, но это же самое стремление как средство служения Богу – свято. Все, что способствовало личному потреблению, признавалось греховным; все, что развивало и толкало вперед производство, награждалось религиозной премией – сознанием избранности.

(А. И. Неусыхин)

Задание № 6.

Работая с учебником Загладина Н.В. (параграф Западная Европа: новый этап развития; пункт – Переход к мануфактурному производству), ответьте письменно на вопросы:

1. Назовите предпосылки перехода к мануфактурному производству.

2. Дайте определение понятию “мануфактура”. Какие типы мануфактур вы знаете? Сравните их с ремесленными мастерскими. Укажите, что было общим, а что - различным.

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее

*------------------------------------------------------------------------------ *------------------------------------------------------------------------------

Различия
--------- ----------
*----------------------- *-------------------------------------
*----------------------- *-------------------------------------

3. Определите последствия распространения мануфактурного производства в Европе.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Аграрное общество (признаки и разрушение)

В отличие от современных людей, человек древности и средневековья был значитель­но ближе к земле-кормилице, к традициям и обычаям своих предков. Поэтому и тот тип цивилизации, что существовал до Нового времени, принято называть аграрным обществом (от латинского слова «агер» — «земля»), или традиционным обществом.

Признаки аграрного общества

Хозяйство

Чистоту воздуха и рек не отравлял дым завод­ских труб и выхлопы машин. Над бескрайними деревенскими полями очень редко можно было заметить крепостные башни небольших городов. Почти все семьи сами создавали для себя продук­ты, одежду, обувь и необходимые предметы, а не покупали это в магазинах.

Общество

Рожденный простым крестьянином должен был жить в деревне, пахать землю, платить на­логи, носить скромное платье. Рожденный знат­ным человеком был освобожден от налогов, мог занять должность, одеваться в дорогие на­ряды. Жену или мужа для детей выбирали роди­тели. Ослушников пороли розгами.

Политика

В большинстве государств люди считали пра­вителя наместником Бога на Земле. При его по­явлении низко кланялись или даже падали на ко­лени. Как правило, любые действия правителя и его чиновников покорно принимались людьми, а часто и не были известны большинству жителей.

Культура

Рукописные книги были дороги и недоступны большинству людей, а книгопечатание не было изобретено. Многие доживали до старости, так и не научившись читать и писать, так и не узнав, какие города и страны есть на свете. Однако это совершенно не смущало большинство людей, которых не интересовало, что творится за их де­ревенской оградой.

Разрушение аграрного общества

В Новое время челове­ческая цивилизация начала меняться и приобретать современный вид. Черты старого аграрного общества разрушались, и на их месте вырас­тали черты нового общества. Разрушение аграрного общества стало основным содержанием всей эпохи Нового времени.

Разрушение аграрного общества
Преуспевающие бюргеры на рынке. Худ. П. Эрстен
Таблица. Разрушение аграрного общества

Черты аграрного общества

Признаки разрушения аграрного общества

Основой хозяйства является земледелие

 Появление и рост машинной промышленности

Подавляющее большинство людей живет в селах, ведет натуральное хозяйство

Рост городов, смена натурального хозяйства рыночным

Общество состоит из отдельных сословий и общин, права и обязанности человека зависят от происхождения Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Разрушение сословных перегородок и борьба за равноправие граждан

На управление государством, как правило, может влиять только землевладельческая знать

Снижение влияния землевладельческой знати, появление в резуль­тате революций или реформ демократических выборов и парламентов

Культура, мировоззрение и общественная жизнь большинства людей под­чинены религии, традициям и обычаям предков

Снижение влияния религии и церкви

В обществе мало гра­мотных людей

Распространение грамотности и образования

На этой странице материал по темам:
  • Аграрное общество признаки

  • Аграрное общество реферат

  • Выписать признаки разрушения аграрного общества в германии

  • Аграрное общество доклад

  • Признаки разрушения аграрного общества в индии

Вопросы по этому материалу:
  • Что такое аграрное общество и каковы признаки его разрушения?

doklad-referat.ru

Тест по истории Индустриальное общество 8 класс

Тест по истории Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности для учащихся 8 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 8 заданий.

1 вариант

1. Одной из черт индустриального общества является

1) преобладание сельского населения над городским2) улучшение землепользования3) введение передовых методов сельскохозяйственного оборота4) бурный рост городского населения

2. Об изменении социальной структуры западноевропейского общества в начале XIX в. свидетельствует(-ют)

1) увеличение числа городов во всех странах Европы2) ограничения на эмиграцию населения3) увеличение числа рабочих, занятых на промышленных предприятиях4) сохранение помещичьего землевладения

3. К новым чертам в социальной структуре общества в начале XIX в. относится

1) сохранение крестьянских общин2) рост маргинальных слоев населения3) увеличение земельной аристократии4) господствующее положение джентри

4. Какая позиция из перечисленных не характеризует поло­жение рабочих в начале XIX в.?

1) наличие имущественной дифференциации2) разная квалификация3) плохое материальное положение4) юридическая защита их прав

5. Какая позиция из перечисленных ниже характеризует положение женщин и детей на промышленных предприятиях в начале XIX в.?

1) женщины работали в основном на фабриках тяжелого машиностроения2) большинство женщин работало домашней прислугой3) права женщин были защищены законодательством4) рабочий день женщин и подростков был ограничен 9 ча­сами

6. Достижением в борьбе женщин за свои права можно счи­тать

1) закрытие в 1793 г. во Франции женских клубов и газет2) закон о равенстве прав женщин и мужчин, принятый Кон­грессом США в 1840 г.3) создание в 1903 г. Женского социально-политического союза в Великобритании4) равенство избирательных прав мужчин и женщин

7. Страной — лидером в борьбе за права женщин в XIX в. была

1) Швеция2) Великобритания3) Швейцария4) США

8. О каком явлении идет речь в приведенном отрывке?

«Рост городов — одна из черт индустриального общества. Этот процесс ускорился в начале XIX в. и продолжался в дальней­шем. Бурный рост городов был вызван, во-первых, перенаселени­ем деревни, обусловленным улучшением землепользования и внедрением передовых методов ведения хозяйства, в результате чего освободилось много рабочих рук. В английских газетах пи­сали: «Сельские округа перенаселены… до такой степени, что в них некуда деваться».

2 вариант

1. Одной из черт индустриального общества является

1) рост численности мигрантов2) расширение обрабатываемых земель3) введение передовых методов сельскохозяйственного оборота4) бурный рост городского населения

2. Об увеличении подвижности социальной структуры западноевропейского общества в начале XIX в. свидетельствует

1) массовое переселение европейцев на другие континенты2) запрет на въезд в США с других континентов3) увеличение численности дворян4) сохранение крестьянских общин

3. К новым чертам в социальной структуре общества в начале XIX в. относится

1) появление новых категорий населения — буржуазии и среднего класса2) зарождение малоквалифицированной рабочей силы3) расслоение среди крестьян4) привилегированное положение земельной аристократии в обществе

4. Что из перечисленного ниже не характерно для положения рабочих в начале XIX в.?

1) гарантированная юридическая защита2) дифференциация по имущественному положению3) тяжелое положение неквалифицированной рабочей силы4) система штрафов за нарушение трудовой дисциплины

5. Какая позиция из перечисленных характеризует положение женщин и детей на промышленных предприятиях в начале ХХ в.?

1) до 1893 г. в Великобритании на работу принимали детей только с 11 лет2) рабочий день детей длился 10 часов3) права детей на фабриках не были защищены законом до конца XIX в.4) права детей и женщин-работниц защищали профсоюзы

6. Достижением в борьбе женщин за свои права можно счи­тать

1) получение в 1918 г. женщинами права голоса2) равенство в социально-экономическом положении муж­чин и женщин во Франции3) создание первых политических организаций, борющихся за права женщин в России4) получение женщинами права на пенсионное обеспечение

7. Страной-лидером в борьбе за права женщин в XIX в. была

1) Германия2) Франция3) Великобритания4) Россия

8. О каком историческом процессе идет речь в приведенном отрывке?

«Социальная сторона промышленного переворота выража­ется в формировании новых основных классов — пролетариата и буржуазии. В XIX в. в Англии буржуазия заняла ведущее положе­ние в экономической жизни. Ее численность в середине XIX в. со­ставляла 8,1 % в общей численности населения. Пролетариат из массы трудящихся стал выделяться в XVIII в. Рабочие начинают формироваться в самостоятельный общественный класс, класс, лишенный собственности на средства производства. Источником его существования является продажа рабочей силы… Численность рабочих с ростом производства постоянно увеличивалась».

Ответы на тест по истории Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности1 вариант1-42-33-24-45-26-37-28-урбанизация2 вариант1-42-13-14-15-36-17-38-индустриализация

testschool.ru

ОТ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА К ОБЩЕСТВУ ИНДУСТРИАЛЬНОМУ (урок истории в 8 классе)

Цель:

Охарактеризовать  основные черты нового времени;

Сравнить традиционное общество с индустриальным;

Выяснить, что означают понятия модернизация и индустриализация.

Просмотр содержимого документа «ОТ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА К ОБЩЕСТВУ ИНДУСТРИАЛЬНОМУ (урок истории в 8 классе)»

№1

ОТ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА К ОБЩЕСТВУ ИНДУСТРИАЛЬНОМУ

Цель:

Охарактеризовать основные черты нового времени;

Сравнить традиционное общество с индустриальным;

Выяснить, что означают понятия модернизация и индустриализация.

Словарь:

МОДЕРНИЗАЦИЯ - изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, вкусам, напр., модернизация оборудования.

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ - процесс создания крупного машинного производства и на этой основе переход от аграрного к индустриальному обществу. Источниками средств для индустриализации могут быть как внутренние ресурсы, так и кредиты, инвестиции капиталов из более развитых стран.

КАПИТАЛИЗМ - тип общества, основан на частной собственности и рыночной экономике. В различных течениях общественной мысли определяется как система свободного предпринимательства, этап развития индустриального общества

Ход урока

Разрушение традиционного общества происходит неравномерно:

Выделяется три эшелона модернизации

  • страны старого капитализма – эволюция традиционного общества в индустриальное общество; носила естественный характер – Англия и Франция.

  • страны молодого капитализма – модернизация происходит за счет целенаправленных реформ – Германия, Италия, Австрийская империя, США, Россия.

  • страны традиционного развития – Латинская Америка, Испания, Португалия – процессы модернизации заторможены.

Как вы думаете, коснулась ли модернизация стран востока и почему?

На путь индустриализация встала только Япония: «Восточная мораль – западная техника».

В эпоху нового времени происходят новые демографические процессы:

  • Ускоряется рост населения;

  • Урбанизация;

  • Миграция населения;

  • Эмиграция в Новый Свет;

  • Преобладание города в экономической жизни

Далее учащимся предлагается заполнить таблицу:

Плюсы и минусы развития индустриального общества

«+»

«-»

Господство машинного производства

Разделение труда, развитый рынок

Демократизация общественного устройства

Усиление влияния человека в обществе и его власть над природой

Выделение двуокиси водорода привели к потеплению атмосферы

Новые виды оружия сделали войны особенно опасными

Зависимость производства от источников энергии

Технический прогресс породил экологические проблемы.

Домашнее задание

multiurok.ru

Становление индустриального общества 8 класс

Данные об авторе

Автор(ы): 

Сартакова Надежда Никитична

Место работы, должность: 

МОУ " СОШ № 12 " Изобильненский район Ставропольского края Учитель истории и обществознания

Регион: 

Ставропольский край Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: 

Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 

8 класс

Предмет(ы): 

История

Цель урока: 

Контроль знаний

Учащихся в классе (аудитории): 

18

Краткое описание: 

Итоговое тестирование

Тест в 2-х вариантах с ответами

               Ставропольский край, ст. Баклановская

                      Составила: Сартакова Надежда Никитична

                                                                      1 Вариант

1.Завершение промышленного переворота произошло:

а). В конце 18 века; б) в начале 19 века; в)  в первой четверти 19 века; г)  в первой половине 19 века.

2.Вставь пропущенные слова: ________________  это изменение менее развитого  ___________, 

 в ходе которого оно приобретает  новые ________ , свойственные  более __________ обществу.

3.Соотнеси:Первая железная дорога                                                   Г. Бессемер   

                       Конвертер                                                                             Иоганн Реблинг

                       Бруклинский мост                                                              С.Кольт,Э. Рус

                       Фабрика ручного автоматического оружия                Джордж Стефансон

4.Одновременно изобрели радио:

а) А.Попов и Т.Эдисон; б)Г.Эдисон и К.Мэксим; в) А.Попов и Г.Маркони

5.Лампу накаливания изобрел: а) П.Яблочков; б) Т.Эдисон; в) Маркони.

6. Кто открыл Х- лучи: а) Кюри; б) Рентген; в) Фарадей.

?.Летэк Шоулс изобрел: а) телефон; б) телеграф; в)печатную машинку; г) лампу накаливания.

8.Вставь  слово:

__________ одна из форм объединения предприятий, при котором входящие в него предприятия полностью теряют свою коммерческую самостоятельность и подчиняются единому управлению.

9.__________ идейное и общественно-политическое течение, возникшее в европейских странах в 17-18 вв. и провозгласившее принцип гражданских, политических , экономических свобод.

10.Выпишите события, которые  произошли в  указанные ниже годы:

1882г.________________________________________________________________________________

1883г.________________________________________________________________________________

1880г.________________________________________________________________________________

1803-1804гг._________________________________________________________________________

11.По какому принципу образованы ряды?

Анри Беккерель, П.Кюри, Э.Резерфорд, М.Склодовская-Кюри, Н.Бор

12.Заполните пропуски в логической цепочке.

Картель: ______________;________________;_______________.

13.Выберите правильный ответ.

Промышленная революция-это: а)движение рабочих с целью захвата промышленных предприятий; б) замена ручного труда машинным; вытеснение мануфактурного производства фабричным.

                                               

                                                                 

                                                             2 Вариант

 

1.На смену капитализму пришел империализм :

А) В конце 18 в. ; б) в начале 19 в. ; в).  в середине 19в.; г) в конце 19 в.

2._______________-это длительный и очень сложный _______ , в его ходе на основе _______________  изменения охватывают все _______ жизни общества…

3. Соотнеси: Токарный станок                                                      Отто Лилиенталь

    Автоматический станок                                                               Эванс       

    Первый автомобиль с с паровым двигателем                     Жаккар

    Создал науку о планеризме                                                       Модслей

4.Первую железную дорогу построил: а) Эванс; б) Э.Мартен и П.Мартен; в) Джордж Стефенсон.

5. Массовое производство недорогих автомобилей было связано с именем:

     а) Э. Сименс; б) Эванса; в) Г.Форда 

6. Работа «Происхождение видов» была написана: а) Дарвином; б) Пастером в) Мечниковым г)        Кохом

7.Отцом Британской империи был: а) Жаккар, б) Модслей; в) Сесиль Родс

8.Вставь слово.

_________ -форма объединения предприятий разных отраслей, характеризуется самостоятельность. Управления этих предприятий, большим объемом внутрифирменных поставок, централизованным капиталом.

9.__________ Учение, в котором в качестве цели выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства.

10.Выпишите события, которые произошли в указанные годы:

1825г._______________________________________________________________________________

1899г._______________________________________________________________________________

1863г._______________________________________________________________________________

1885г.

11.По какому принципу образованы ряды.

 

А.Сен-Симон;  Ш.Фурье,Р.Оуэн

 

 

12.Заполните пропуски в логической цепочке.

 

Омнибус; ________________; _______________; _______________.

13.Выбери правильный ответ:

Эмансипация - это: а) освобождение от зависимости, уравнение в правах; б) введение трудового законодательства в европейских странах и США.

 

 

Ключи: 1 вариант: 1-г; 2-модернизация; общества; качества; развитому.; 3.Джордж Стефенсон, Г.Бессемер, Иоганн Реблинг,С.Кольт,Э.Рус;4. В;5.а;6.б;7.в;8.Трест;9.либерализм;

10.Кох открыл «бациллу Коха»,Г.Герц подтвердил существование электрических волн,115 ламп накаливания применены для освещения парохода «Колумбия»,По улицам Филадельфии пущен первый автомобиль с паровым двигателем.11-ученые в области физики.12-трест,синдикат,13-б.

 

2 вариант:1-г;2-модернизация,процесс,индустриализация,стороны.3-Модслей,Жаккар,Эванс,Отто Лилтенталь;4-в;5-в;6-а;7-в;8-концерн;9-социализм;10-Строительство первой железной дороги. Была передана первая радиограмма, в Лондоне открыли первый Метрополитен, Луи Пастер применил прививку от бешенства. 11-мыслители социалистического учения; 12-метрополитен, трамвай, конка. 13-а.

 

 

www.openclass.ru

Сравнительная таблица прав аграрного и индустриального обществ

?

ПАО (Право аграрного общества)

ПИО (Право индустриального общества)

Др. Пр. (древнее, рабовладельческое право)

Ср. Пр. (средневековое, феодальное право)

Б. Пр. (буржуазное право)

Соц. Пр. (социальное право)

1. Субъект права (человек)

Многоаспектное правовое неравенство (половое, возрастное, в сфере разделения труда, перед судом и законом, сословное неравенство, неравенство старшего и младшего)

·  формальное равенство (равенство перед судом и законом, юридически общий знаменатель)

·  Права и свободы человека и гражданина

Рабство. Наличие рабов (вещей). Раб - не субъект права в правовом отношении, только объект.

·  нет рабовладения

·  феодальная зависимость (частичная собственность на человека и полная на средства труда).

·  элементы правовой зависимости:

1.  подсудность (юридическая зависимость)

2.  личная

3.  подсудность

Акцент на политические права и свободы:

·  частная собственность

·  право на участие в управлении государством

·  право мирно собираться

Социальные права:

·  социально-экономические права

·  социально-культурные права

2. Право собственности (главный объект п.с.)

Главный объект - земля, c/х угодья, земельные угодья

Индустриальные объекты п.с. (промышленность, заводы, транспортная инфраструктура, трубопроводы, фермерство, c/х индустрия)

·  Рабовладение (люди как вещь)

По мере развития соб-ти сужается круг ее применения. Все что видел глаз человека (все вещи материального мира ) м. б. в соб-ти.

·  Общинное землевладение (коллективное).

·  Нет индивидуальной соб-ти. Земли храмов, царские земли – коллективное распоряжение.

·  Квазиколлективная соб-ть. Царь не владеет землями, они разданы.

Разделение п.с.:

·  владение;

·  пользование;

·  распоряжение.

Средневековье - первые 2 полномочия – на первом месте.

Феодальная соб-ть на землю:

·  Условный характер. Условия верности и службы, собственность за службу, верность.

·  Монопольный характер п.с.. Нет земли без сеньора. Собственники земли – только феодалы. Крестьянин исключен из собственников. Феодально зависимые города. Город – коллективная общинная соб-ть. Крестьяне выплачивают феодальную повинность (службу).

·  Иерархический характер. Разделенное право. М.б. несколько собственников. Совладение крестьян – феодальный арендатор. Феодал одновременно с собственником – «администратор». Распоряжение, владение и пользование в неравных долях.

Частная собственность – абсолютная собственность. Неограниченное право (ограничено законами). Индивидуальная собственность.

«Мое право заканчивается там, где начинается соседа). Доиндустриальный капитализм.

Социализация – ограничение п.с.

Господство социалистической соб-ти. Господство государственной соб-ти. Государственно-социалистическая соб-ть. Она д.б. общенародной (развиваться). Соб-ть принимается в интересах большинства.

3. Право и религия (как социальное явления)

Неразрывная связь права и религии (не существует одного без другого).

Светский характер права. Зачастую фиктивность. Отделение права от религии, государства от церкви.

Многобожие (политеизм).

Жрецы как религиозные деятели – правотворцы. Они толкуют божественные нормы.

Правонарушение – святотатство.

Единобожие (монотеизм).

Единственная правовая система в Католической Европе. (Западно-христ. Европа, Папа Римский). Церковь диктует (управляет) в семейном, уголовном праве. Канонические правила ограничивают права иноверцев.

Начало отделения права, как отдельной отрасли.

Антиклерикальный характер права. Дискриминация религии (конкуренция идеологий, когда одна вера заменяется другой).

4. Источники и форма права.

А. источник права

Господство неписаного права (правовой обычай, судебный прецедент).

Правовое сознание не развито. Правоотношения существуют, воплощаются обычаи. Хранители, старейшины хранят обычаи. В каждом городке свое право. Классовая, соц. дифференциация.

Господство писаного права (НПА, закона). Производственно-экономические отношения определяют другие отношения. Четкая упорядоченность общества, поведения людей необходима для развития индустриального общества. Необходимы кодексы для построения моделей. Электронная революция. Только писаное право может обслуживать такое общество, сложную его организацию. Норм много, невозможно не записывать + чтобы упорядочить. НПА наиболее оперативный способ установить норму. Отношения нуждаются в правовом урегулировании.

Б. Структура права (отрасли, подотрасли)

Простая структура системы права:

·  государственное право (публичная власть) (в т. ч. налоговое, судебное, межгосударственные отношения)

·  административное (все что связано с публичным управлением)

·  уголовное право

·  гражданское (брачные, семейные вопросы, имущественные отношения)

·  финансовое, трудовое – зачатки норм. нет необходимости

·  каноническое (храмо-религиозное, церковное) право

·  морское право. входит в состав международного.

Значительное усложнение правовой системы (структуры права).

Дифференциация отраслей права, отраслей законодательства.

Промышленный переворот в Великобритании, США, Германии задает тон развития.

Появление рабочего законодательства. Трудовое право. Урегулирование проблем с безработицей.

Право социального обеспечения.

Космическое право. Подотрасль международного права.

Авторское право (право интеллектуальной собственности) (подотрасль гражданского права).

Рост численности населения Земли. Укрупнение государств.

Полисность. Многоаспектное правовое неравенство. Деление всех людей на своих и чужих. Разный статус.

Мировые религии выстраивают равенство перед богом.

vunivere.ru