Таблица по экономическим системам


Заполни таблицу «Экономические системы». - Обществознание

Традиционная экономика основана на традициях, передающихся от поколения к поколению. Эти традиции определяют, какие товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях данной страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью.

Такой тип экономики сохранился сегодня в некоторых слаборазвитых странах, куда технических прогресс проникает с большими трудностями, так как он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих странах обычаи и традиции.

Характерные черты экономик традиционного типа:

• Слабое развитие техники и технологий производства;

• Большая доля ручного труда во всех отраслях экономики;

• Незначительная роль в традиционной экономике предпринимательства, в том числе и малого при постоянном увеличении масштабов деятельности крупных подразделений;

• Преобладание во всех сторонах жизнедеятельности общества традиций и обычаев.

Рыночная экономика.

Основные особенности капиталистической экономики:

• Частная собственность

• Свобода предпринимательского выбора

• Конкуренция

• Опора на рыночную систему

• Ограниченная роль государства

Рыночная экономика характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Что, как и для кого производить определяет рынок через механизм спроса и предложения.

В капиталистической системе материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Право заключать обязательные для исполнения юридические договоры позволяет частным лицам по своему усмотрению распоряжаться своими материальными ресурсами.

Производитель стремится производить (ЧТО?) ту продукцию, которая удовлетворяет потребности покупателя и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег.

Поскольку в условиях свободной конкуренции установление цен от производителя не зависят, то на вопрос "КАК?" производить, хозяйственный субъект экономики отвечает стремлением производить продукцию с более низкими издержками, чем его конкурент, с тем чтобы продать больше из-за более низких цен. Решению этой задачи способствуют использование технического прогресса и различные методы управления.

Вопрос "ДЛЯ КОГО?" решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.

Плановая экономика.

Командная или централизованная экономика является противоположностью рыночной экономики. Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).

Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить, выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.

Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.

ingvarr.net.ru

Таблица 14 Сравнительная таблица экономических систем - Микроэкономика как наука лекция 2013

1   2   3   4   5   6   7   8   9

Таблица 14

Основные черты Рыночная экономика Командно-административная эконо­мика Смешанная экономика
Масштабы обобществления производства Обобществление производства в рамках предприятия экспроприация трудовой частной собственности, насильственное объе­динение частных товаропроизводите­лей в колхозы и совхозы Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и ин­тернациональном масштабах
Преобладающая форма собственности Экономическая деятельность еди­ноличных предпринимателей-капиталистов господствует государственная собственность Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной собственности
Форма бюджетного ограничения Жесткая Мягкая -
Стимул

к производительному труду

Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т.д.) Социалистическое соревнование Факторные доходы
Основной принцип производства Принцип соответствия спроса и предложения Воля центрального органа власти, материализующая принятые политические и идеологические решения. Принцип соответствия спроса и предложения
Регулирование экономики Саморегулирование индивидуаль­ных капиталов на основе свобод­ного рынка при слабом вмеша­тельстве государства жесткий контроль централизованным государством, полностью монополи­зировавшим экономику и власть. Активное государственное регулирова­ние национальной экономики для сти­мулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.
Конкуренция Есть Нет Есть
Теневая экономика Отсутствует Присутствует Только на запрещенный государством товар (наркотики)
Координация Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и, прежде всего, система цен. Правила и параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является,   государство роль координации действий экономических субъектов и размещения благ определяется и рыночным механизмом и государственным регулированием.
Ценообразование Ориентируется на предотвращение спада в производстве. Государство устанавливает постоянные  (фиксированные) цены гибкие цены
Заработная плата устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда административное установление заработной платы устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда, но государство устанавливает минимальную заработную плату.
Социальные гарантии Социальная незащищенность гра­ждан в случаях безработицы, бо­лезни и старости Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение Создание государственных и частных фондов социального страхования и со­циального обеспечения
 

Экономической воспитание нации важнее

непосредственного производства материальных ценностей

Ф. ЛистЭкономист — человек, который знает,

как зарабатывать деньги,

и зарабатывает их, но не себе, а другим.В. Зубков Экономист – это специалист,

который назавтра узнаёт,

почему не произошло то, что он предсказывал вчера.Э. УильсонЭкономист – это человек,

который говорит о непонятных ему вещах таким образом,

что невеждой чувствуете себя вы.Г. ПрокноуЭкономист — это человек, который знает о деньгах больше,

чем люди, у которых есть деньги.Ф. Лош

  1. ПАМЯТКА БУДУЩЕМУ ЭКОНОМИСТУ
Быть или не быть экономистом?

Подумайте, какие ассоциации возникают у вас со сло­вом «экономист»? Банковский служащий, министр фи­нансов, коммерсант, бухгалтер, брокер, маркетолог? Спектр экономических специальностей действительно так широк, что в экономике самые разные люди могут найти занятия по душе. За экономическими специальностями - будущее, поэтому все больше вузов готовят специалистов по экономике разного профиля.

Экономические специальности имеют общие черты и различия. По преимуществу, эти характеристики касаются требований к школьной подготовке и особенностям мыш­ления. Так, на все факультеты, подготавливающие эконо­мистов, обязательно сдают математику и иностранный язык.

Владение математическими знаниями обеспечивает умение выстраивать модели экономических процессов и осуществ­лять сложные математические расчеты. Иностранный язык для экономиста (а лучше не один) - это пропуск в самые современные направления прикладной экономики. Мно­гие специалисты говорят о том, что, не зная английского языка, невозможно быть экономистом, так как большинство понятий и концепций экономики сложились в англо­язычных странах. Второй иностранный язык (немецкий или французский) открывает начинающему экономисту дверь в престижные московские вузы, которые все чаще сотруд­ничают с европейскими учебными заведениями и предла­гают своим студентам стажировку за рубежом. Любой спе­циалист в области экономики должен обладать хорошо раз­витым умением анализировать, находить разные пути решения одной и той же задачи, не чураться программи­рования и электронного обеспечения труда.

Условно все экономические специальности с точки зре­ния психологического портрета специалиста можно раз­делить на несколько групп. Каждая из групп предъявляет особые требования к природе человека (темпам работо­способности и переключения внимания) и его интересам.

Во-первых, самое традиционное понимание профес­сии «экономист» - это давно сложившиеся специально­сти, например бухгалтер, специалист по аудиту. Нередко к этой группе относят специалистов по страхованию и налогообложению. Основным в их деятельности становят­ся проверка (контроль), анализ данных, четкое следова­ние инструкциям, разработка правил и форм деятельно­сти специалистов. Наибольшего успеха в таких специаль­ностях достигают терпеливые и пунктуальные люди, уме­ющие не снижать качества труда при монотонной работе. Эти специальности по содержанию труда очень близки профессии юриста, а профессиональная подготовка все­гда включает ряд дисциплин, связанных с законодательством. Все больше вузов готовят 6укгалтеров и аудиторов по профилю той или иной отрасли хозяйства.

Во-вторых, традиционно экономика была сферой науч­ных исследований. Такие специальности, как «мировая экономика», «математические методы в экономике», «эконо­мическая социология», «экономическая психология» - весьма перспективные направления для тех, кто интересуется фундаментальной наукой и хотел бы попробовать себя в объяснении различных экономических явлений. Стоит напомнить, что одна из Нобелевских премий 2004 года была присуждена специалисту, занимающемуся исследования­ми в области экономической психологии. Стремление открыть новое, сочетание творческого мышления и склонности к анализу - весьма желатель­ные качества для будущего ученого-экономиста. Эконо­мическая наука - тесное переплетение методов точных наук и гуманитарных задач. Поэтому, если вы одинаково успешно и с интересом осваиваете и гуманитарные и точ­ные науки, вам стоит подумать об экономике. Существует и такой прикладной аспект экономической науки, как мар­кетинг, отражающий тесное переплетение в экономике - математики и гуманитарных предметов (психологии, политологии, культурологии).

В-третьих, существует целая группа экономических специальностей, тесно связанных с управлением: «эко­номика и управление на предприятии», «государственные и муниципальные финансы», «банковский менеджмент», «управление финансовыми рисками», «финансы и кре­дит». Как известно, деньги - это существенный компо­нент власти, поэтому почти все управленческие специальности тесно связаны с областью экономики. Тот, кто намечает себе сферу финансового менеджмента, должен уметь принимать и оперативные и стратегические реше­ния, быть лидером, сочетать стремление к риску и осторожность. Честолюбие и устойчивость к стрессам - важные характеристики для эффективного менеджера.

В-четвертых, экономическая деятельность связана с коммерцией. Умение продавать предполагает не только коммуникативные навыки, но и наличие хороших эконо­мических знаний. Торговля - основа микроэкономики. Коммерческая «жилка» проявляется в том, что человек находит неожиданные пути заработка, стремится сделать свое дело. Многие современные коммерсанты имеют эко­номическое образование или стараются его получить. Ком­мерсант является понемногу и финансовым менеджером, и маркетологом, и бухгалтером.

Наконец, все большую популярность получают специ­альности, связанные с финансовыми «играми»: брокер, дилер в банке. Они основаны на постоянном риске специ­алиста, который, с одной стороны, обладает информа­цией, с другой - не боится действовать в ситуации нео­пределенности. Специалист этого профиля должен отли­чаться быстротой реакции, сочетанием интуиции и острого аналитического ума. Необходимо знать и о том, что нельзя всю профессиональную жизнь заниматься данной деятельностью, поэтому «игроки» рано или поздно уходят в дру­гие экономические специальности.

Если хотите «попробовать» себя в экономической деятельности, обратитесь к тесту, помещенному в таблице 15. В первом столбце перечислены различные экономические специально­сти. Каждый последующий столбец включает характеристику специальности.

«Хочешь ли ты» - наиболее распространенное объяснение того, почему человек хочет стать бухгалтером, банкиром и т.д.;

«Сможешь ли ты» - описывает одно из главных требований к специалисту;

«Знаешь ли ты, что» - отражает одну из «теневых» сторон профессии, о которой не­обходимо знать и быть к ней готовым;

«Готов ли ты» - указы­вает на то, что уже сейчас вы можете делать для овладения избранной специальностью.

Прочтите все высказывания, по­ставьте «+», если согласны «-» - если нет. Посчитайте плюсы по каждой строке таблицы: 4-5 плюсов означают, что данная специальность вам интересна; 2-3 - свиде­тельствуют о неустойчивости вашего интереса; 1 - или их отсутствие говорит о том, что эта специальность вам не очень интересна.

Сначала обратите внимание на количество плюсов в первой строке - это показатель вашей расположенности к экономическим профессиям вообще. Оптимальным вариантом, харак­теризующим интерес к экономическим профессиям, являются 4-5 плюсов по первой строке таблицы и столько же плюсов по одной или двум специальностям. Если по первой строке у вас плюсов больше, то экономические специальности вам интересны, но вы пока не выбрали свой путь. Если по одной или нескольким специальностям плюсов больше, чем по самой первой строке, то стоит уточнить основные требования к экономическим специаль­ностям. Может случиться и так, что вы выберете сразу несколько экономических специальностей, т.е. на 4-5 плюсов будет боль­ше чем по двум строкам. Тогда вернитесь к описанию каждой группы специальностей в тексте - она имеет свой перечень требований к психологическим особенностям человека. Постарайтесь разобраться в себе - какой вы по характеру и темпераменту и какие специальности вам по душе.

Таблица 15

Я – экономист?

Специальность Хочешь ли ты? Сможешь ли ты? Знаешь ли ты, что? Готов ли ты? Веришь ли ты, что?
Общие черты Понимать происходящее через призму экономических процессов, жить в «мире» денег Постоянно следить за изменениями экономических законов и использовать их в своей работе У экономистов часто возникают соблазны использовать служебное положение в личных целях Заниматься математикой, профилирующими предметами для поступления на экономический факультет Экономика  - та сфера, которая управляет миром
Бухгалтер Выступать в роли контролера, быть беспристрастным судьей, вычленять общее, подмечать мелочи Изучать и оценивать однотипные документы на экране и в печатном варианте Профессиональная болезнь специалистов; снижение остроты зрения Заниматься финансовыми отчетами, готовить проекты, запоминать тематику и содержание многих документов Экономист - бухгалтер это второй человек в фирме и на предприятии после руководителя
Ученый Изучать экономическое развитие, искать причины изменений в экономике разных стран Вести исследования, много читать и письменно обобщать результаты своих исследований Найти высокооплачиваемую работу очень тяжело – можно оказаться в ситуации быть специалистом, квалифицированным сверх меры Учить иностранные языки, практиковаться в научных исследованиях Изыскания в экономике определяют политический и социальный «дизайн» мира
Управленец-экономист Управлять финансовыми организациями, принимать решения относительно экономического развития различных структур Находить разные варианты решения экономических проблем, уметь настаивать на своем и аргументировать свою правоту Управленец постоянно думает о работе, имеет ненормированный рабочий день Осваивать лидерские качества, изучать финансовый менеджмент Экономическая подготовка управленца – залог его профессионального успеха
Коммерсант Находить наилучшие пути получения прибыли для организации и заниматься продажами Уметь извлекать пользу из любого опыта, даже отрицательного, учится в процессе работы Малое предпринимательство не всегда предсказуемый процесс, необходимо постоянно быть готовым к неожиданностям Участвовать в молодежных коммерческих проектах, осваивать самые разнообразные навыки, не бояться брать на себя не всегда престижную работу Малый бизнес – основа среднего класса, а экономическая компетентность коммерсанта обеспечивает его процветание
«Игрок» Зарабатывать деньги, используя собственную интуицию, испытывать удачу Быть в постоянном нервно - психическом напряжении, быстро реагировать на изменения в среде Работа сопряжена с риском проиграть и необходимостью вкладывать собственные средства в развитие дела Интересоваться ценными бумагами, сложными схемами получения прибыли Лучше заработать один раз и много, чем помалу в течение всей жизни

 

Список некоторых экономических специальностей и месячная зарплата в долларах США

  1. Директор, управляющий и администратор розничных магазинов - 500-2000
  2. Менеджер оптовой фирмы по работе с сетевыми магазинами - 2000
  3. Рядовые операционные сотрудники филиалов ЦБ в Москве - 400-500
  4. Начальник управления ЦБ-2000 (в крупном-дополнительно 500 - 1000)
  5. Главный бухгалтер - 800-3000
  6. Бухгалтер - 300-1000
  7. Финансовый директор - 1500-5500
  8. Генеральный директор фирмы - 2000-9000
  9. Директор по рекламе - 1500-5000
  10. Менеджер по продажам - 450-1500
  11. Мерчендайзер - 200-500
(Источник: «Известия», по данным кадровых агентств.)1   2   3   4   5   6   7   8   9

topuch.ru

Помогите составить сравнительную таблицу экономических систем по разным признакам

Вы не задали вопросы для сравнения, поэтому дам общую информацию по экономическим системам, которая, надеюсь, поможет Вам при заполнении таблицы. Экономическая система – это способ организации совместной деятельности людей в обществе в целях увеличения их благосостояния. Выделяют следующие основные типы экономических систем: традиционную, централизованную (командную) и рыночную. В традиционной экономике проблемы что, как и для кого производить, решаются на основе обычаев и традиций. Для традиционной экономической системы характерны значительные ограничения свободы в принятии решений субъектами экономических отношений. В централизованной (командной) экономической системе решение основных экономических вопросов осуществляется государственными органами. В централизованной экономике все материальные ресурсы и продукты производства обычно принадлежат государству. Согласование экономической деятельности в централизованной экономике происходит с помощью планов, поэтому такую экономику называют также плановой. Рыночная экономика предполагает наличие абсолютной свободы в принятии решений всеми субъектами экономических отношений. Свобода предпринимательского выбора означает, что фирмы сами решают, какие ресурсы приобретать, как будет организован процесс производства, где, когда и как будут проданы произведенные товары и услуги. Свобода выбора потребителей означает, что они свободны в выборе товаров и услуг для удовлетворения своих потребностей, т. е. индивидуально решают, что, когда, в каком количестве и по каким ценам приобретать. В реальной экономике каждой конкретной страны основные типы экономических систем сочетаются, образуя смешанную экономику с преобладанием той или иной системы. Что же касается сайтов, то я пользуюсь <a rel="nofollow" href="http://www.hse.ru" target="_blank" >сайтом ГУ ВШЭ</a>, там можно найти много интересных материалов.

touch.otvet.mail.ru